Валгина Н.С. Теория текста. Прагматическая установка текста и прагматическая установка автора
Прагматическая установка текста и прагматическая установка автора
Для определения механизмов образования текста необходимо уяснение таких понятий, как прагматическая установка текста и прагматическая установка автора. Текст как цельное речевое произведение имеет свои закономерности образования. Текстообразование осуществляется под влиянием целеустановки самого текста и целеустановки конкретного автора текста. Первое диктуется самим текстом, его типом, жанром, задачами, которые он реализует. Второе – всецело связано с авторской модальностью, так как любое сообщение заключает в себе не только информацию, но и отношение автора к сообщаемой информации. Последнее особенно важно в установлении прагматики текста, поскольку связано с интерпретационной стороной текста. Автор не только формирует собственно текст, но и направляет читателя в его интерпретации текста.
Прагматическая установка текста исходит из самого текста – его назначения, его вида, жанра. Например, автор, приступающий к написанию учебника, заранее знает, каков будет объем текста, какие вопросы и проблемы надо осветить, в основном какова будет структура будущего текста, каковы сложившиеся в практике жанровые особенности учебной литературы и методические приемы подачи материала.
При начале работы над текстом известной бывает его общая целеустановка – информирование, обучение, инструктирование, декларирование и т.д. Таким образом, каждый текст имеет свою прагматическую установку. Она и определяет форму текста, отбор материала, общую стилистику и др. Однако автор как конкретный субъект, подчиняясь общим правилам построения текста данной направленности, вносит свои, личностные коррективы в построение текста, т.е. осуществляет свою, авторскую прагматическую установку.
Обе установки совмещаются, могут накладываться друг на друга, но могут по каким-то причинам расходиться и даже вступать в противоречие.
Более того, автор может избирать жанр текста, ориентируясь исключительно на свои личные пристрастия. Например, Л.Н. Толстой предпочитал монументальные, объемные романы, А.П. Чехов – юмористические зарисовки, рассказы, в крайнем случае – повесть. Избрав жанр, автор творит сообразно установкам данного жанра, но может и нарушить каноны жанра, может нарушить последовательность в раскрытии темы.Личностное начало, естественно, в большей степени проявляется в художественном тексте, нежели в тексте учебном и тем более – справочном, инструктивном и др. Вообще, чем более стандартен текст, тем ярче выявляются его признаки, тем непреложнее каноны его образования, тем ниже степень проявления личностного начала. Чем в большей мере ощущается присутствие «художественности» в тексте, тем сильнее проявляется личностное начало.
Даже в построении абзаца, этого маленького фрагмента текста, можно обнаружить различие в целеустановках – текстовой и авторской. Например, абзац в принципе стремится слиться с межфразовым единством, т.е. стать семантически и структурно завершенной единицей. Однако по воле автора он, абзац, может разорвать межфразовое единство, преследуя цели эмоционального, эмфатического плана, или, наоборот, объединить несколько межфразовых единств в один большой абзац. Так, текст диктует четкое соблюдение композиционной последовательности в раскрытии темы, а автор, пренебрегая этим правилом, пытается решить задачу повышения выразительности текста путем применения приема «неожиданности».
В результате взаимодействия двух прагматических установок в тексте обнаруживается два вида членения: объективное членение, подчиненное структурной логике развертывания текста, и субъективное членение, которое либо усиливает логичность построения текста, либо своеобразно нарушает ее, создавая смысловые и стилистические эффекты[1]. В последнем случае установка текста и установка автора расходятся, и автор намеренно использует данный прием с целью более эффективного воздействия на читателя.
В частности, это сказывается на особенностях абзацного членения текста, всецело подчиненного авторской установке[2].
◄◄ в оглавление ►►
6 Прагматические установки . Прагматическая логика
Человек не всегда ясно понимает, какая именно выгода может быть достигнута в результате будущей деловой борьбы. Однако в его картине мира есть некие ее фрагменты, которые он хотел бы сделать обязательными атрибутами картины мира других участников предстоящей деловой борьбы.
Эти прагматически важные фрагменты своей картины мира образуют то, что в психологии называют установками. Только эти установки носят временный характер и имеют место лишь до тех пор, пока это связано с ожидаемой выгодой, поэтому я называю их прагматическими установками.
Например, в политической борьбе при многопартийной системе накануне выборов в руководстве одной из партий присутствует одиозная фигура, из-за которой партии будет трудно объединяться с другими партиями, чтобы попасть в правительство (имеется в виду парламентская республика).
Удаление этой фигуры из руководства партии может стать прагматической установкой, так или иначе присутствующей в политических дискуссиях, хотя и выборы-то еще не состоялись, и до формирования правительства еще, что называется, дожить надо. Что касается рейтинга этой партии, то широкая известность одиозной личности может даже повышать, а не понижать ее рейтинг, но данную прагматическую установку это не меняет – уж очень хочется попасть в правительство!
Прагматические установки действуют так же, как и обычные установки, возникающие в результате индивидуального опыта. То есть всё, что противоречит прагматическим установкам, с порога отрицается или отвергается. Всякое лыко в строку!
Для того, чтобы прагматические установки могли быть внедрены в чужие картины мира, когда нет адекватных материальных носителей (протокол, вещественное доказательство, пятно на скатерти и т. п.), они должны иметь краткую вербальную форму, близкую к мему:
Карфаген должен быть разрушен!
Женщина на корабле приносит беду
Русские хакеры
Все мужики – сволочи
Политика – грязное дело
Поскольку «мысль изреченная есть ложь», вербальная форма прагматических установок никогда не бывает достаточно адекватной и, кроме того, она зависит от контекста и ментальных различий между говорящим и слушающим. Поэтому даже если прагматические установки неизменны, их вербальная форма может изменяться, и они не всегда могут быть мемами.
Перспективы той или иной выгоды в предстоящей деловой борьбе могут изменяться, та или иная выгода может терять актуальность и сменяться другой. Поэтому и прагматические установки могут изменяться, причем иногда мгновенно, поскольку они, в отличие от обычных установок, базируются на ожидаемой выгоде, а не на динамических стереотипах.
По этой причине, когда человек сегодня убежденно доказывает одно, а завтра – совершенно другое, одним людям – одно, а другим людям – другое, это не всегда является признаком шизофрении или слабоумия. Чаще это означает, что человек ведет позиционную борьбу с окружающими ради возможных или воображаемых выгод, используя при этом прагматическую логику.
Хороший пример можно найти в рассказе Антона Павловича Чехова «Хамелеон»:
– Гм!.. Хорошо… – говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями. – Хорошо… Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот! Я ему покажу Кузькину мать!.. Елдырин, – обращается надзиратель к городовому, – узнай, чья это собака, и составляй протокол! А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная… Чья это собака, спрашиваю?
– Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождём… Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? – обращается Очумелов к Хрюкину. – Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковырял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб соврать. Ты ведь… известный народ! Знаю вас, чертей!
Чтобы не впадать в спор, надо обходить стороной прагматические установки оппонента.
Для того, чтобы изменить прагматическую установку, лучше не спорить, а изменить в картине мира оппонента перспективы возможных выгод, тогда и прагматическая установка моментально поменяется!
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
4 Приписывания установок, семантическая теория и прагматические свидетельства | Контекст и отношение: значение в контексте, том 1
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicContext and the Attitudes: Meaning in Context, Volume 1MetaphysicsPhilosophy of LanguageBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicContext and the Attitudes: Meaning in Context, Volume 1MetaphysicsPhilosophy of LanguageBooksJournals Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
цитируйте
Ричард, Марк,
‘4 Отношения, семантическая теория и прагматические доказательства’
,
Контекст и отношение: значение в контексте, том 1
(
Oxford,
2013;
онлайн-издание,
Oxford Academic
, 23 мая 2013 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199557950.003.0004,
, по состоянию на 30 декабря 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicContext and the Attitudes: Meaning in Context, Volume 1MetaphysicsPhilosophy of LanguageBooksJournals Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicContext and the Attitudes: Meaning in Context, Volume 1MetaphysicsPhilosophy of LanguageBooksJournals Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе сравниваются подходы Фреге и Рассела к приписываниям установок. Утверждается, что лечение по Фреге неудовлетворительно. Показано, что трактовки Рассела могут объяснить ряд феноменов — неудачи замещения, успешность объяснения действия верой-желанием, интуитивные догадки об условиях истинности, — которые часто считаются необъяснимыми при трактовке Рассела.
Ключевые слова: Фреганизм, расселианское положение, прагматика, приписывание верований, смысл, народная психология
Предмет
Философия языка, метафизика
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Изучение семантики и прагматики отчетов об отношении
Изучение семантики и прагматики отчетов об отношенииОбзор
Глаголы отношения (например, думать, хотеть, надеяться ) привлекли большое внимание лингвистов и специалистов по психологии развития по нескольким причинам. С точки зрения развития, их значения кодируют внутренние состояния, которые учащимся нелегко наблюдать, что создает классическую бедность проблемы стимула (Gleitman 19).90, Глейтман и др., 2005). Приобретение детьми этих слов в дальнейшем использовалось как окно в их понимание мыслей других людей (ср. Johnson 1982, Bartsch and Wellman 1995). С лингвистической точки зрения отчеты об отношении иллюстрируют важные проблемы на стыке семантики с синтаксисом и прагматикой. Во-первых, разные глаголы отношения выбирают разные виды дополнений; таким образом, они обеспечивают богатую почву для изучения степени, в которой синтаксический отбор семантически мотивирован. Во-вторых, отчеты об отношении часто используются для выражения косвенных речевых актов; таким образом, они позволяют нам исследовать, как работает прагматическое обогащение. Этот проект исследует получение детьми отчетов об отношении в надежде на дальнейшее развитие как наших лингвистических теорий, так и нашего понимания связи между языком и теорией развития разума.
Некоторые вопросы, которые нас интересуют:
- Усваивают ли дети взрослые семантические представления глаголов отношения с самого начала?
- Если нет, то с какими представлениями начинают дети и что лежит в основе их первоначальных трудностей? Являются ли трудности концептуальными или лингвистическими? Синтаксический, семантический или прагматический?
- Все ли отношения приобретаются одновременно? Если нет, то почему? Происходят ли асимметрии в их приобретении из асимметрии в развитии понятий, которые они выражают, или из лингвистических или прагматических асимметрий?
- Какие синтаксические подсказки могут быть полезны при изучении значения различных глаголов отношения? Какие сигналы потенциально доступны, а какие используются на самом деле?
Наш проект финансируется грантом NSF #BCS-1124338. [краткое описание проекта]
Бумаги
- Дадли, Рэйчел (2017). Роль входных данных в обнаружении триггеров пресуппозиций: выяснение того, что все уже знали. Кандидат наук. Тезис. Университет Мэриленда.
- Дадли, Рэйчел, Нахо Орита, Валентайн Хаккард и Джеффри Лидз (2015). «Понимание трехлетним ребенком знает , а думает ». В Ф. Шварце (ред.) экспериментальных взглядов на предпосылки. Исследования по теоретической психолингвистике, серия , том 45. Springer International Publishing, 241–262.
- Дадли, Рэйчел, Нахо Орита, Морган Мойер, Валентайн Хаккард и Джеффри Лидз (2014). «Фактичность в трехлетнем понимании знает 9»0014 и думают, что ’. В материалах BUCLD 38 .
- Дадли, Рэйчел, Мередит Роу, Валентайн Хаккард и Джеффри Лидз (2018). «Открытие действительности знает ». В Протоколах ОСВ 27 .
- Дадли, Рэйчел, Мередит Роу, Валентайн Хаккард и Джеффри Лидз (2018). «Трудность познания: обнаружение контраста между думать и знать ». На рассмотрении .
- Хаккард, Валентин (2014). «Создание установок». В Т. Снайдер (ред. ) Протоколы SALT 24 , 330-352.
- Хаккард, Валентайн и Джеффри Лидз (2018). «Проблемы детского отношения: значение глагола начальной загрузки из синтаксиса и прагматики». Разум и язык , стр. 1-24.
- Хаккард, Валентайн и Джеффри Лидз (2022). «О приобретении глаголов отношения». Ежегодные обзоры по лингвистике 8 (1), стр. 193-212.
- Харриган, Кейтлин (2015). Синтаксическая загрузка при усвоении глаголов отношения . Кандидат наук. Тезис. Университет Мэриленда.
- Харриган, Кейтлин, Валентайн Хаккард и Джеффри Лидз (2016). «Синтаксическая загрузка и приобретение глаголов отношения: думать, хотеть и надеяться ». В K. Kim et al. (ред.) Протоколы WCCFL 33 , 196-206.
- Харриган, Кейтлин, Валентайн Хаккард и Джеффри Лидз (2018). «Понимание трехлетними детьми сообщений о желаниях устойчиво к конфликтам». Границы психологии 9 .
- Харриган, Кейтлин, Валентайн Хаккард и Джеффри Лидз (2019). «Надежда на синтаксическую загрузку». Язык 95(4), стр. 642-682.
- Хуан, Ник, Чиа-Сюань Ляо, Валентайн Хаккард и Джеффри Лидз (2018). «Изучение значений глаголов отношения в морфосинтаксически бедном языке». Материалы BUCLD 42 .
- Хуанг, Ник, Юань Ян, Валентайн Хаккард и Джеффри Лидз (2022). «Изучение свойств подкатегоризации глаголов отношения в языках Wh-in situ». В Материалы BUCLD 46 .
- Хуанг, Ник, Аарон Уайт, Чиа-Сюань Ляо, Валентайн Хаккард и Джеффри Лидз (2022). «Синтаксическая загрузка глаголов отношения, несмотря на обедненный морфосинтаксис». Изучение языка 21(1), стр. 27-53
- Льюис, Шевон (2013). Прагматическое обогащение при обработке и развитии языка . Кандидат наук. Тезис. Университет Мэриленда.
- Льюис, Шевон, Валентайн Хаккард и Джеффри Лидз (2012). «Семантика прагматики убеждений сообщает у дошкольников». В А. Черешес (ред.) Протоколы SALT 22 , стр. 226-246.
- Льюис, Шевон, Валентайн Хаккард и Джеффри Лидз (2017). «думать» прагматично: детская интерпретация сообщений об убеждениях». Изучение и развитие языков 13(4), 357-374.
- Мойер, Морган, Кейтлин Харриган, Валентайн Хаккард и Джеффри Лидз (2015). «Понимание личных местоимений детьми 2 лет». В материалах BUCLD 39 .
- Белый, Аарон Стивен (2015). Информация и инкрементальность в синтаксической начальной загрузке . Кандидат наук. Тезис. Университет Мэриленда.
- Уайт, Аарон Стивен, Рэйчел Дадли, Валентайн Хаккард и Джеффри Лидз (2014). «Обнаружение классов глаголов отношения с использованием распределения фреймов подкатегории». В материалах NELS 43 .
- Уайт, Аарон Стивен, Валентайн Хаккард и Джеффри Лидз (2018). «Семантическая информация и синтаксис глаголов пропозиционального отношения». Когнитивные науки 42 , 416-456.
- Уайт, Аарон Стивен, Валентайн Хаккард и Джеффри Лидз (2018). «Проблема маркировки при синтаксической начальной загрузке: синтаксис главного предложения и приобретение глаголов пропозиционального отношения».