Потенциал что это такое в человеке: Человеческий потенциал (human potential) — это… Что такое Человеческий потенциал (human potential)?

Содержание

Человеческий потенциал (human potential) — это… Что такое Человеческий потенциал (human potential)?

Термин «Ч. п.» имеет совершенно определенный смысл, отражающий убежденность различных групп специалистов-практиков в том, что обычные люди используют лишь незначительную часть своего положительного потенциала. Более того, эти специалисты, представляющие разные теорет. школы и имеющие разный практ. опыт, добровольно согласились объединить свои различные подходы для достижения общей цели — реализации Ч. п. Со временем их общие усилия постепенно переросли в признанное движение за Ч. п.

Как одно из понятий соц. и поведенческих наук, Ч. п. имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, оно приложимо только к тем людям, к-рые признаются психотерапевтами нормально функционирующими.

Во-вторых, разнообразие подходов к Ч. п. делает это понятие отличным от др. понятий психотер. Изучение Ч. п. предполагает использование различных методов; оно осн. на концепции, согласно к-рой каждый чел.

представляет собой уникальное сочетание способностей. Использование различных подходов увеличивает вероятность того, что будут выявлены и те из них, к-рые в каждом конкретном случае играют ключевую роль.

Начало совр. изучению Ч. п. было положено в первой декаде XX в. Оно связано с именем У. Джемса, к-рый, безусловно, яв-ся родоначальником изучения трех проблем, имеющих непосредственное отношение к Ч. п. Во-первых, уже в 1901 г. он стал поддерживать изучение паранормальной психологии, полагая, что рез-ты этого изучения способны обеспечить настоящий прорыв. Во-вторых, он положил начало изучению чередующихся состояний сознания, подчеркивая его важность. В-третьих — и это самое важное, — он составил программу исслед. потенциальных возможностей чел., особо подчеркнув два осн. аспекта: документирование примеров высокоэффективной деятельности и изучение методов, специально предназначенных для стимулирования подобной деятельности. Важный вклад в развитие этой области психологии внес тж и доктор Я.

Морено, имя к-рого обычно ассоциируется с психодрамой, ролевыми играми и социометрией. Филос. идеи и технические новации этого психиатра и соц. психолога послужили основой для разраб. тех методов, к-рыми пользуются совр. исследователи-практики, изучающие Ч. п. Однако «отцом» совр. подхода к проблеме Ч. п. считается наш современник — американский психолог А. Маслоу, автор концепции «пиковых переживаний», собравший информ. о примерах такой активности и изучивший условия, благоприятствующие ее проявлению.

Совр. состояние движения за Ч. п. охарактеризовать непросто. В 1960-е и в начале 1970-х гг. в нем было нечто от причуды, однако потом этот аспект исчез, и возникло нечто менее определенное, но, возможно, более жизнеспособное.

Хотя ориентация на Ч. п. имеет нек-рое сходство с др. формами психотер., в частности с клиентоцентрированным подходом, их различия все же более заметны, нежели сходство. Напр., любая психотерапевтическая система склонна считать, что ее собственный подход лучше подходов др. систем. Однако разнообразие подходов к изучению Ч. п. лишает тех, кто занимается им на практике, возможности проявлять подобный эгоцентризм.

Для большинства психотерапевтов-практиков предметом забот яв-ся тж и критерии оценки их собственного профессионализма. Чем более специфичен психотерапевтический метод, тем проще выработать критерии оценки уровня профессионализма и неуклонно придерживаться их. Однако чрезвычайное разнообразие Ч. п.-методов превращает процедуру оценки профессионализма в значительно более сложную проблему. Именно поэтому разные психотерапевты так заметно и отличаются друг от друга по уровню подготовки.

Каждой психол. новации соответствует параллельная соц. структура, к-рая обеспечивает специфическую среду (сеттинг) для соотв. деятельности. В движении за Ч. п. такой структурой яв-ся центр роста (the growth center). Первый центр роста — Эсален (Esalen), по образу и подобию к-рого создавались все остальные центры, — был организован в начале 1960-х гг. в живописном уголке Южной Калифорнии (Big Sur). Назначением его было создание подходящей обстановки для проведения практ. семинаров по темам Ч. п. В отличие от всех др. параллельных структур он не был связан ни с правительством, ни с большим бизнесом, ни с ун-тами. К тому же и Эсален, и мн. др. центры роста, возникшие под его влиянием, нередко располагались в стороне от проезжих дорог. Это позволяло участникам относительно свободно экспериментировать и реализовывать любые программы при одном лишь условии: люди должны были быть готовы заплатить за пребывание там. В рез-те, поскольку эти центры не отождествлялись ни с какой конкретной научной школой, они удачно избежали необходимости убеждать всех в том, что предлагаемый ими подход лучше любого др.

Центр роста стал живым выражением движения за Ч. п. Это было место, где практиковались различные методы и где можно было встретить людей, более др. заинтересованных в овладении ими. Хотя точную цифру назв. трудно, В. Шутц полагает, что в начале 1970-х гг. в США было от 150 до 200 активно действующих центров роста. Несмотря на то что центры роста продолжали функционировать и в начале 1980-х гг., помимо них, появились и отчасти даже заменили их более специализированные орг-ции, объединившие приверженцев конкретных методов внутренней работы.

Вследствие большого разнообразия подходов движения за Ч. п. и их сложности чрезвычайно трудно ответить на вопрос, что именно происходит в этой сфере, однако нек-рые темы, время от времени вновь всплывающие на поверхность, доказали свою полезность. Возможно, наиболее известной яв-ся тема «пиковых переживаний». Различные методы, используемые на практике участниками движения за Ч. п., не имели бы большого смысла без признания самой возможности функционирования на высшем уровне.

Второй широко известной темой, имеющей неск. назв., яв-ся концепция «жизненной силы» (life force), рассматриваемая как позитивное творческое выражение. Методы, используемые ее сторонниками, направлены либо на усиление потока жизни, либо на устранение препятствий или напряжения (психич., эмоционального или физ.), тормозящих его. Здоровье и рост обычно рассматриваются как выражение и «побочные продукты» этой активности.

В-третьих, обычно предполагается, что люди довольно похожи друг на друга на более глубоких уровнях опыта, и потому недооценивается значение дифференциальной диагностики как критерия членства в группе.

И последнее. Известно, что метод, даже вырванный из контекста, в к-ром он был разраб., все же может оказаться полезным. Так, дыхательная медитация дзэн м. б. использована в сочетании с творческим «мозговым штурмом», хотя эти методы возникли в разных соц. условиях и под влиянием разных культурных традиций. Такое сочетание может пагубно сказаться на нюансах в каждом виде получаемого опыта, но оно позволяет достичь таких рез-тов, к-рые не достигаются никаким др. способом. Такая возможность яв-ся отличительным признаком движения за Ч. п. и — в нек-рой степени — нашей эпохи.

См. также Гуманистическая психология, Медитация, Психотерапия

Дж. Манн

.

Энергетический потенциал человека — Психология человека

Важность энергетического потенциала, которым обладает человек, имеет колоссальное значение для нашей жизни, собственно на энергии и держится весь наш мир, он состоит из сплошной энергии. Мы с вами не знаем до конца всех своих возможностей, однако очевидно, что они намного больше тех, которые мы способны увидеть и понять. Следовательно, человек способен если не на все, то на многое, вопрос лишь в том, как нам научиться управлять своей энергией и как использовать максимум своего потенциала. Я не знаю как мобилизовать всю энергию, какой располагает человек, как и не знаю нашего потенциала, однако я знаю о том, как расходовать, управлять и мобилизовать то, что нам доступно. Грамотное управление своей энергией – это такая же непростая задача, как управление своим временем, обе эти задачи взаимосвязаны, и обе они нуждаются в максимальном внимании с нашей стороны.

Далеко не каждый человек при минимуме усилий, может получить максимум результата, однако мы с вами знаем о том, что это в принципе возможно и знаем, что умные люди именно так и поступают, грамотно расходуя свою энергию. Ключевой задачей здесь является умение выделять действительно важное для себя, причем не важное в общем и целом, а в данный, конкретный момент. То есть умело расставляя приоритеты в своей жизни, нам необходимо для грамотного использования своей энергии, стремиться в первую очередь делать именно то, что необходимо делать в первую очередь. Я понимаю, такая тавтология мало что вам объясняет, но если вы поставите перед собой задачу определиться с тем что вам нужно и что вы для этого делаете, то сами увидите сколько всякой ерунды есть в вашей жизни, на которую вы бессмысленно тратите свои время и силы. Возьмем для примера с вами единицу отчета равную двадцати четырем часам, ведь именно столько длятся у нас сутки, треть из которых мы спим, а кто-то возможно тратит на это половину суточного времени.

Впрочем учитывая важность сна, определять это время как потраченное не совсем правильно, это грамотно использованное время, благодаря которому мы восстанавливаем свои силы и стабилизируем свое психическое состояние. А вот остальное время, может быть использовано множеством различных способов, среди которых просто море бессмысленной и совершенно бесполезной деятельности, действительно такой деятельности, к которой можно причислить такое понятие как прожигание жизни. Основное, на что я не рекомендую вам тратить свое время и главным образом энергию – это нервы. Любые ситуации, которые заставляют вас нервничать, вами должны быть урегулированы, проигнорированы, пересмотрены и вообще по возможности полностью исключены из жизни. Я конечно понимаю что стресс является проблемой для современного человека, но любая проблема подлежит решению, если ее просто начать решать.

Любая стрессовая ситуация отнимает у человека колоссальное количество энергии, это и конструктивному мышлению мешает, не говоря уже о самом желании решать вопрос с тем, что собственно и вызывает у вас нервозное состояние. Именно поэтому люди и стараются избегать проблем, дабы не нервничать лишний раз, тем самым многие из них запуская и потом тратя намного больше нервов, на решение усугубившейся проблемы, которая в зачатке вообще таковой не являлась. Поймите, что большинства конфликтных ситуаций в жизни можно избежать, это даже нужно делать, и для этого просто необходимо задаться одним простым единственным вопросом – а что потом? Очевидно ведь что в большинстве ситуаций, когда человек нервничает, он не занимается решением проблемы, он только тратит свою энергию, причем в огромных количествах, намного больших, чем если бы он просто решил задуматься над сутью любого поставленного перед ним вопроса.

Не всегда удается избежать конфликтов, не всегда удается избежать нервозного состояния, все-таки мы не машины, а люди, просто так вот отключать свои эмоции не можем. Но для того чтобы максимально эффективно решать важные и неизбежные конфликтные ситуации, необходимо стараться, просто избегать ненужных конфликтных ситуаций, только и всего. Из любой конфликтной ситуации, практически из любой, есть безболезненный, для всех его участников, выход, необходимо лишь решиться на то, чтобы воспользоваться им. Это так просто, согласитесь, но Вам может помешать такая интересная штука, присущая человеку, которая называется принципиальностью, когда гордость заставляет нас решать определенные вопросы с другими людьми, без видимой на то необходимости. Вот чтобы эта детская по сути бяка вам не донимала, задайтесь для себя целью на те же сутки хотя бы, и следуйте ей невзирая на преграды со стороны других людей. Собственно именно из-за людей мы чаще всего нервничаем, те, кто дышит с нами одним воздухом, за одно только это, вызывают у нас часто раздражение, и это может мешать по жизни на самом деле и мешать основательно.

В течение того временного промежутка, который нам отмерен и который каждый из нас использует по своему усмотрению, очень много людей будут обращать на себя наше внимание. Все ли они его достойны? Полагаю вы согласитесь, что далеко не все, и ваше внимание вообще дорого стоит, если вы себя уважаете, если вы себя цените и если хотите любите, людей удосуженных вашим вниманием просто не может быть много. Конечно это касается в большей степени тех кровопийц, которые отнимают вашу энергию и время, людей же положительно к вам настроенных нам просто нет смысла отшивать, ибо они нам только восполняют энергетический баланс. Меньше людей в вашей жизни, на которых вы тратите свои нервы, уделяя им свое внимание, значит больше энергии, которую вы можете использовать более грамотно и добиться в результате больших результатов по жизни, в том, что вы для себя выделите как действительно важное.

Тема борьбы со стрессом конечно намного шире, для этого люди месяцами к психологам ходят, чтобы как-то совладать со своими нервами, поэтому в своих последующих статьях я разберу этот вопрос более основательно. А вы уважаемые читатели, решите для себя, насколько в ваших силах, сократить количество стрессовых ситуаций в своей жизни. Определите этой задаче максимально высокий приоритет, ведь это позволит вам сэкономить энергию, ценнейший человеческий ресурс, это как сэкономить деньги, став максимально разумным потребителем. Ну а я перейду ко второй по значимости в нашей жизни деятельности, которая отнимает у нас энергию, время и деньги, и часто не только не дает ничего существенного, но еще и очень сильно нам вредит. Речь идет об удовольствии, к которому так тяготеет наш мозг, сажая нас на иглу зависимости от любого вида стимулирования наших эмоций, и часто некоторые из таких видов стимуляции, нас стремительно губят.

Разумеется не только алкоголь, табак и наркотики, мы с вами можем отнести к тем видам стимуляции, которые забивают гвозди как в крышку гроба наших великих свершений, так и в крышку гроба для нас самих. Стремление к получению удовольствия, это уже трата энергии, и вы только обратите свое внимание на то количество видов развлечения, которые сегодня имеются, ведь большая их часть нам вообще ничего не дает. Расходуя свой энергетический потенциал на детский сад, иначе я не могу сказать, человек не получает гораздо большего удовольствия от жизни в которой есть смысл. Безусловно я понимаю, что каждый по-своему этот самый смысл видит и по-своему понимает его. Тем не менее очевидно ведь, что он не в количестве дорогих автомобилей и не в квадратных метрах шикарного дома заключается, это не самые важные цели и далеко не самые нужные, которые между тем в обществе принято считать как великое достижение.

Ну да ладно, этот вопрос я опущу, в конце концов моя жизненная концепция не допускает хоть какое-то осуждение кого бы то ни было за ту жизнь, которой они живут, пусть каждый сам решит как ему использовать свою жизнь, мне важно указать на те ошибки, которые многие допускают, не контролируя свои желания. Есть у вас определенная цель в жизни, хотите вы чего-то конкретного добиться, тогда определите для себя ту первостепенную задачу, которая в вашем понимании является первоочередной на пути к тому, что вам нужно. То есть, не расходуйте свою энергию и время на что-то другое, кроме того, что действительно для вас имеет смысл. Людей мечтающих о чем-либо очень много, каждый по сути хочет для себя более или менее достойной жизни, а вместо того, чтобы заниматься той деятельностью, которая к этой жизни может и должна привести, стимулируют себя бессмысленными развлечениями, тратя на это энергию, время и деньги.

От чего можно получить больше пользы — от прочитанной книги по той теме, которая поможет вам достичь своей цели или поможет просто о чем-то интересном узнать, о чем вы не знали, или от просмотра, например, очередной глупой комедии, от которой у вас ума точно не прибавится? Вопрос, полагаю, не сложный, а суть его намного глубже чем кажется, ибо подобных примеров можно приводить очень много, в особенности учитывая то огромное количество денег, которые люди тратят на развлечения, считая их единственным смыслом своей жизни. Удовольствие требует денег, а за деньги человек работает, опять-таки тратя свою энергию и конечно же время, и даже не имея никаких грандиозных целей в своей жизни, можно ее существенно упростить, если просто отказаться от некоторых видов удовольствия, эффект от которых незначительный, а удовольствие является кратковременным. Будете меньше работать – будете больше жить, а в жизни всегда есть время подумать над тем, что вам на самом деле нужно и что бы вы хотели сделать в этой жизни, чтобы потом покинуть этот мир с улыбкой на лице.

Двадцать четыре часа друзья мои, возьмите для себя эту временную единицу и поделите на нее свою энергию, сделав это таким образом, чтобы каждая сожжённая вами калория, была по возможности направлена на нужное вам, а не на нужное кому-то другому. Если вы пашете как конь весь день и ничего не имеете – вы расходуете свою энергию неэффективно, если вы недосыпаете, если весь день как заведенные а затем еле влачите свои ноги до кровати – вы определенно тратите свои силы впустую. Поверьте, если бы была необходимость сделать человека таким образом, чтобы он вообще не спал и не нуждался в отдыхе, природа об этом позаботилась бы, но нам отмерено столько энергии и столько времени, сколько нам на самом деле нужно. И чтобы максимально эффективно расходовать свои ресурсы, необходимо больше думать, думать над тем, как это сделать, исключать все ненужное и оставлять только действительно важное, на что не жалко ни времени, ни сил.

В идеале, с умом необходимо использовать не только каждую минуту, а даже каждую секунду своей жизни, не говоря уже о двадцати четырех часах в сутки. Но многие, к сожалению, и с целой жизнью распорядиться должным образом не могут, и это не по-моим, а по их собственным утверждениям, коим со мной часто делятся обращающиеся ко мне за помощью люди. Ведь для этого нужно испытывать к жизни особый интерес. Наш энергетический потенциал очень велик, но мы с вами способны расходовать в настоящий момент ровно столько, сколько нам нужно для наших целей, и если цель действительно стоящая, то в человеке просыпается такое количество энергии, что он сутками может обходиться без отдыха. И пусть в этом нет никакой необходимости, но это указывает нам на тот факт, согласно которому энергия дана человеку со смыслом. Человек от безделья устает не меньше, чем от бессмысленной деятельности, в то время как на деятельность со смыслом, энергия есть всегда, а для человека – это в большей степени творческая деятельность, тяжелый физический труд не для нас.

За собой я всегда замечал, что занимаясь тем, в чем лично я вижу смысл, я не столько устаю, сколько запасаюсь энергией и энтузиазмом на будущее. Ведя этот сайт, я получаю больше удовольствия, чем от ведения бизнеса, который приносит мне хороший доход и от которого тем не менее я хочу в ближайшее время полностью отказаться, дабы без потери своих доходов, полностью перейти на ту деятельность, в которой я вижу больше смысла. Таким образом, уважаемые читатели, энергия человека, подобно деньгам, нуждается в экономии и приумножении, посредством грамотной ее инвестиции, тогда у вас ее всегда будет много, и все, что вы задумали, вы сможете реализовать, просто видя в этом смысл, смысл лично для каждого из вас.

Статья опубликована: 15.12.2012. Последнее обновление: 26.02.2020

Человеческий потенциал — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Потенциал.
У этого термина есть также другие значения, см.: Человеческий потенциал (значения)

В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал. Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал».

Человеческий потенциал (в общем значении) — способность человека (индивида) либо человечества (совокупность индивидов) проявить теоретические возможности на практике… (SW)

Экономическое выражение

Особенно часто человеческий потенциал путают с человеческим капиталом. Человеческий капитал является важной (но не единственной) формой проявления человеческого потенциала в системе рыночных отношений. И связан с получением потока доходов благодаря эффективности вложений в развитие профессиональных качеств его носителя. При этом сами по себе расходы на образование и т.д. — не являются гарантией прироста человеческого капитала, поскольку между данными факторами, хотя и может прослеживаться статистическая корреляция, отсутствует устойчивая причинно-следственная связь. То есть инвестиции в образование представляют собой лишь возможные выгоды в будущем, а к сфере возможного относится понятие «потенциал», — следовательно, здесь следует оперировать термином «человеческий потенциал», а не «человеческий капитал».

Заметим, что ценность человеческого потенциала не может выражаться лишь в стоимостных показателях. Более того, его в принципе нельзя свести только к количественной оценке, поскольку методов непосредственного измерения

возможностей не существует. Но на современном этапе исследований для понимания феномена человеческого потенциала важна не столько формально исчисленная неким образом его величина, сколько оценка качества социальной жизни и существующих экономических условий для формирования и реализации потенций человека в трудовой или иной общественно-признаваемой деятельности. Если такие условия есть, то человеческий потенциал может реализоваться как человеческий капитал, выступая источником дохода для своего носителя, экономического роста и социального прогресса — для общества.[1]

Оценка ситуации в России

В России такие условия еще не созданыК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2328 дней]. На большинстве предприятий по-прежнему используется дешёвый труд, а заработная плата рассматривается как источник экономии издержек производства, а не вид инвестицийК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

[источник не указан 2328 дней]. Поэтому, говорить о том, что наёмная рабочая сила (также являющаяся одной из социально-экономических форм бытия человеческого потенциала в системе рыночных отношений) воспроизводится в форме капитала, а не товара, в подобных обстоятельствах оснований нет.

Системная природа человеческого потенциала

Феноменология человеческого потенциала обладает следующей спецификой:

  1. Системность: человеческий потенциал обладает системными свойствами, и не может сводиться к простой сумме перечня качеств людей.
  2. Внешняя обусловленность: для формирования и реализации человеческого потенциала определяющее значение, как правило, имеют «внешние» по отношению к нему условия и факторы, характер среды его существования.
  3. Непрозрачность: для человеческого потенциала характерно наличие скрытых свойств, которые при изменении определенных условий могут проявиться.
  4. Стратегичность: свойства человеческого потенциала обуславливают возможности человеческого развития как на ближайшую перспективу, так и в более отдаленном будущем.

В национальном масштабе

Человеческий потенциал нации – это интегральная форма многообразных явных и скрытых свойств населения страны, отражающая уровень и возможности развития её граждан при определенных природно-экологических и социально-экономических условиях.[2]

Современные исследования (А. Сен, М. Уль-Хак и др.)

Тема «человеческого потенциала» нашла отражение в концепции «человеческого развития» ([en.wikipedia.org/wiki/Human_Development_Index Human Development]), получившей в последние годы широкое признание, в том числе благодаря теоретическим разработкам индийского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике (1998) Амартии Сена. В своих исследованиях А. Сен использовал подход «с точки зрения возможностей» (capability approach) и обосновал положение о том, что процесс развития — это не возрастание только материального или экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными».

Доход, согласно концепции человеческого развития — это только один из выборов, которым бы хотел обладать человек, и, несмотря на всю его значительность, он не определяет всю сложность и многообразие человеческой жизни.

Согласно выводам А. Сена экономический рост может способствовать человеческому развитию тогда, когда он обеспечивает не только повышение дохода на душу населения, но и позволяет иметь достаточный уровень государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу (а не в вооружение! [3]), а также сопровождается справедливым распределением ресурсов в экономике.

Концептуальная схема человеческого развития

Концептуальные разработки А. Сена получили продолжение в ежегодных докладах международной организации «Программа развития ООН» (ПРООН) «Отчёт о развитии человечества», первый из которых был подготовлен в 1990 группой исследователей под руководством друга А. Сена, выдающегося пакистанского экономиста Махбуба уль-Хака. Разрабатываемая в докладах ПРООН концепция человеческого развития исходит, в первую очередь, из необходимости поиска баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Государственная политика, ориентированная на рост и эффективность, не всегда учитывает жизненно важные потребности той части общества, которая неспособна самостоятельно решить проблему их удовлетворения. Но, с другой стороны, переложение ответственности за удовлетворение потребностей членов общества на государство способно порождать иждивенческие настроения, что неизбежно снижает индивидуальную экономическую активность. Поэтому предлагается исходить из того, что государство обеспечивает не столько равенство потребления, сколько равенство возможностей, прежде всего в сфере образования, здравоохранения, безопасности, политических и гражданских прав.

Концептуальная схема человеческого развития, предлагаемая «Программой развития ООН», строится на следующих основных принципах:

  • Производительность труда (люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности и участвовать в процессе формирования дохода, поэтому экономический рост, динамика занятости и оплаты труда являются составляющими моделей человеческого развития).
  • Равенство возможностей (ликвидация барьеров, связанных с расой, полом, местом проживания, уровнем благосостояния, которые препятствуют участию в политической, социальной и экономической жизни).
  • Устойчивость развития (отсутствие финансовых, социальных, демографических, экологических долгов, по которым придется платить будущим поколениям, обеспечение справедливого распределения возможностей развития между поколениями).
  • Расширение возможностей (содействие самостоятельности, повышение ответственности людей за свою судьбу, активное участие населения в процессах принятия решений и повышение роли гражданского общества).
  • Общественные благополучие (необходимость в социально ответственных формах развития свободных рыночных отношений, наличие чувства социальной сплоченности).

Российский вклад

В России тематика человеческого развития, оставаясь вполне прагматической и увязанной с социально-экономическими задачами, приобрела новое качество и вызвала к жизни теоретические разработки концепций «человеческого потенциала», в частности, активированные Институтом человека (до 2004) и Институтом философии РАН. Разработки российских исследователей существенно обогатили концепцию человеческого развития в теоретико-методологическом (применением тезаурусного подхода, концепции социального проектирования, теории молодежи и пр.) и прикладном плане (в области гуманитарной экспертизы). Сегодня и в нашей стране, и за рубежом, появляется все больше сторонников понимания экономического развития как, прежде всего, человеческого развития, расширения функций и потенций человека, накопления человеческого потенциала и его использования в расширенном общественном воспроизводстве в интересах каждого члена общества.

Критерии оценки человеческого потенциала

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП, Human Development Index) используется «Программой развития ООН» для сопоставления уровня развития разных стран. ИРЧП рассчитывается, исходя из

  • экономических (ВВП на душу населения по паритетной покупательной способности),
  • социальных (уровень грамотности взрослого населения страны и совокупная доля учащихся, О (образование))
  • и демографических показателей (средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении, Ж):
ИРЧП = 1/3 (Ж + О + ВВП на душу)

Три составляющие этого индекса можно трактовать как ресурсы человеческого развития, — чем выше значения этих составляющих, тем больше возможности для реализации потенциала человека. При этом дефицит каждого вида ресурсов существенно ограничивает — если не делает вообще невозможным — развитие человека. Многие российские аналитики считают этот перечень ресурсов недостаточным и предлагают использовать более развернутую совокупность характеристик человеческого потенциала (В.М. Петров, Н.М. Римашевская, Б.Г. Юдин, А. Барышева, Б. Корнейчук и др.).

Напишите отзыв о статье «Человеческий потенциал»

Литература

  1. Сен А. Об этике и экономике. — М.: Наука, 1996.
  2. Сен А. Развитие как свобода. — М.: Новое издательство, 2004.
  3. Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1999.
  4. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерение: Сборник научных работ / под ред. Б.Г. Юдина. — М.: Институт человека РАН, 2002.
  5. Доклады «Программы развития ООН» «…О развитии человечества»: [www.undp.ru], [www.hdr.undp.org].
  6. Интернет-портал «Человеческий потенциал России»: [www.hdirussia.ru www.hdirussia.ru].
  7. Зеленкова И.Л.. Этика. — Мн.,2004: [www.bsu.by/ru/main.aspx?guid=25681].

Примечания

  1. Буланов В., Катайцева Е. Человеческий капитал как форма проявления человеческого потенциала // Общество и экономика. – 2011. — № 1. – С. 13 – 22.
  2. [human-development.narod.ru Катайцева Е.А. Воспроизводство человеческого потенциала науки в условиях перехода к инновационной экономике: автореф.дис. … к.э.н.: 08.00.01. — М.: РАГС. – 2010.]
  3. [www.refstar.ru/data/r/print.file/id.2938_1.html Армии в меняющемся мире]: реферат, 1998.

См. также

Отрывок, характеризующий Человеческий потенциал

– Ростов! Петя! – крикнул в это время Денисов, пробежав поданный ему конверт. – Да как же ты не сказал, кто ты? – И Денисов с улыбкой, обернувшись, протянул руку офицеру.
Офицер этот был Петя Ростов.
Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, как следует большому и офицеру, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым. Но как только Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости и, забыв приготовленную официальность, начал рассказывать о том, как он проехал мимо французов, и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой, и что там отличился один гусар.
– Ну, я г’ад тебя видеть, – перебил его Денисов, и лицо его приняло опять озабоченное выражение.
– Михаил Феоклитыч, – обратился он к эсаулу, – ведь это опять от немца. Он пг’и нем состоит. – И Денисов рассказал эсаулу, что содержание бумаги, привезенной сейчас, состояло в повторенном требовании от генерала немца присоединиться для нападения на транспорт. – Ежели мы его завтг’а не возьмем, они у нас из под носа выг’вут, – заключил он.
В то время как Денисов говорил с эсаулом, Петя, сконфуженный холодным тоном Денисова и предполагая, что причиной этого тона было положение его панталон, так, чтобы никто этого не заметил, под шинелью поправлял взбившиеся панталоны, стараясь иметь вид как можно воинственнее.
– Будет какое нибудь приказание от вашего высокоблагородия? – сказал он Денисову, приставляя руку к козырьку и опять возвращаясь к игре в адъютанта и генерала, к которой он приготовился, – или должен я оставаться при вашем высокоблагородии?
– Приказания?.. – задумчиво сказал Денисов. – Да ты можешь ли остаться до завтрашнего дня?
– Ах, пожалуйста… Можно мне при вас остаться? – вскрикнул Петя.
– Да как тебе именно велено от генег’ала – сейчас вег’нуться? – спросил Денисов. Петя покраснел.
– Да он ничего не велел. Я думаю, можно? – сказал он вопросительно.
– Ну, ладно, – сказал Денисов. И, обратившись к своим подчиненным, он сделал распоряжения о том, чтоб партия шла к назначенному у караулки в лесу месту отдыха и чтобы офицер на киргизской лошади (офицер этот исполнял должность адъютанта) ехал отыскивать Долохова, узнать, где он и придет ли он вечером. Сам же Денисов с эсаулом и Петей намеревался подъехать к опушке леса, выходившей к Шамшеву, с тем, чтобы взглянуть на то место расположения французов, на которое должно было быть направлено завтрашнее нападение.
– Ну, бог’ода, – обратился он к мужику проводнику, – веди к Шамшеву.
Денисов, Петя и эсаул, сопутствуемые несколькими казаками и гусаром, который вез пленного, поехали влево через овраг, к опушке леса.

Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса.
Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою.
Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу.
– Пленного дайте сюда, – негромко сказал Денисоп, не спуская глаз с французов.
Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения.
Петя, быстрыми движениями поворачивая голову, оглядывался то на барабанщика, то на Денисова, то на эсаула, то на французов в деревне и на дороге, стараясь не пропустить чего нибудь важного.
– Пг’идет, не пг’идет Долохов, надо бг’ать!.. А? – сказал Денисов, весело блеснув глазами.
– Место удобное, – сказал эсаул.
– Пехоту низом пошлем – болотами, – продолжал Денисов, – они подлезут к саду; вы заедете с казаками оттуда, – Денисов указал на лес за деревней, – а я отсюда, с своими гусаг’ами. И по выстг’елу…
– Лощиной нельзя будет – трясина, – сказал эсаул. – Коней увязишь, надо объезжать полевее…
В то время как они вполголоса говорили таким образом, внизу, в лощине от пруда, щелкнул один выстрел, забелелся дымок, другой и послышался дружный, как будто веселый крик сотен голосов французов, бывших на полугоре. В первую минуту и Денисов и эсаул подались назад. Они были так близко, что им показалось, что они были причиной этих выстрелов и криков. Но выстрелы и крики не относились к ним. Низом, по болотам, бежал человек в чем то красном. Очевидно, по нем стреляли и на него кричали французы.
– Ведь это Тихон наш, – сказал эсаул.
– Он! он и есть!
– Эка шельма, – сказал Денисов.
– Уйдет! – щуря глаза, сказал эсаул.
Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились.
– Ну ловок, – сказал эсаул.
– Экая бестия! – с тем же выражением досады проговорил Денисов. – И что он делал до сих пор?
– Это кто? – спросил Петя.
– Это наш пластун. Я его посылал языка взять.
– Ах, да, – сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова.
Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества.
– Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его.
Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.
Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона.
– Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него.
Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон.
– Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.

Поговорив еще несколько времени с эсаулом о завтрашнем нападении, которое теперь, глядя на близость французов, Денисов, казалось, окончательно решил, он повернул лошадь и поехал назад.
– Ну, бг’ат, тепег’ь поедем обсушимся, – сказал он Пете.
Подъезжая к лесной караулке, Денисов остановился, вглядываясь в лес. По лесу, между деревьев, большими легкими шагами шел на длинных ногах, с длинными мотающимися руками, человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом. Увидав Денисова, человек этот поспешно швырнул что то в куст и, сняв с отвисшими полями мокрую шляпу, подошел к начальнику. Это был Тихон. Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем. Он, высоко подняв голову и как будто удерживаясь от смеха, уставился на Денисова.
– Ну где пг’опадал? – сказал Денисов.
– Где пропадал? За французами ходил, – смело и поспешно отвечал Тихон хриплым, но певучим басом.
– Зачем же ты днем полез? Скотина! Ну что ж, не взял?..
– Взять то взял, – сказал Тихон.
– Где ж он?
– Да я его взял сперва наперво на зорьке еще, – продолжал Тихон, переставляя пошире плоские, вывернутые в лаптях ноги, – да и свел в лес. Вижу, не ладен. Думаю, дай схожу, другого поаккуратнее какого возьму.
– Ишь, шельма, так и есть, – сказал Денисов эсаулу. – Зачем же ты этого не пг’ивел?
– Да что ж его водить то, – сердито и поспешно перебил Тихон, – не гожающий. Разве я не знаю, каких вам надо?
– Эка бестия!.. Ну?..
– Пошел за другим, – продолжал Тихон, – подполоз я таким манером в лес, да и лег. – Тихон неожиданно и гибко лег на брюхо, представляя в лицах, как он это сделал. – Один и навернись, – продолжал он. – Я его таким манером и сграбь. – Тихон быстро, легко вскочил. – Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, – вскрикнул Тихон, размахнув руками и грозно хмурясь, выставляя грудь.

Как полностью раскрыть свой скрытый потенциал?


  1. Почему у нас ограниченный потенциал и как раскрыть потенциал?
  2. Вы были в цирке в последнее время?

Я знаю, что это странный вопрос в статье о саморазвитии, но просто наберитесь терпения. В цирке вы найдете клоунов, гимнастов и животных всех видов и размеров, и есть одно животное, которое вы почти гарантированно найдете. Это слон. Если вы подумаете об этом, вы вспомните, что слон – огромное и очень сильное животное. Если он когда-либо решит убежать, это может вызвать серьезный хаос и разрушение во всем районе. Вопрос в том, почему слон не пытается убежать?

Всякий раз, когда в цирк приносят нового слона, его приковывают к тяжелому железному мячу. Слон изо всех сил пытается убежать. Некоторое время слон постоянно пытается убежать, пока, наконец, не потеряет надежду когда-либо быть свободным. Слон выстроил ложное представление о невозможности побега. Даже когда цепи сняты, он никогда не попытается снова сбежать.

Вам были промыты мозги?

Все мы были в ситуации этого слона в какой-то момент нашей жизни. Это не наша вина. Нам каждый день промывают мозги наши друзья, коллеги и СМИ. Общество всегда создает определенные «барьеры», которые предположительно непроницаемы для любого нормального человека. Они просто вне досягаемости, если только вы не гений или вам очень повезло. Вот список некоторых ложных убеждений, которые вы, возможно, приобрели в течение своей жизни:

  • Я не могу изучать новый вид спорта сейчас, я должен был начать, когда я был ребенком
  • В наши дни очень трудно найти достойную работу, я никак не мог бы найти себе подходящую работу
  • Никто не получает все в жизни. Мы должны выбрать
  • Когда вы поженитесь, у вас не будет времени на какие-либо действия
  • Я не могу бросить курить. Даже если бы я мог, это будет только временно
  • Я невезучий. Если бы мне повезло, у меня было бы все, что я хотел
  • Психология богатого человека – это что-то страшное и не понятное. Я лучше буду думать, как бедный — так безопаснее.

Удача существует!

Как ложные убеждения меняют жизнь людей

Если вы по-прежнему относитесь к этому вопросу легкомысленно, позвольте мне рассказать вам историю, которая изменит вашу точку зрения. Он вращается вокруг двух друзей: Андрея и Миши, которые привыкли тусоваться и регулярно играть в футбол на полупрофессиональном уровне.

Андрея в детстве учил его папа, что никто не получает в жизни все, что хочет.

Когда Андрей и Миша начали устраиваться на работу, по совпадению они оба прошли собеседование в одной и той же компании. После прохождения собеседования им сказали, что работа требует, чтобы они работали по 12 часов в день с одним выходным в неделю. Это означало, что тот, кто принял эту работу, должен был перестать играть в футбол, потому что у него не будет достаточно времени. Андрей подумал: «Ну, я не могу получить все в жизни. Я приму работу и брошу играть», и поэтому он взял эту работу. Миша, с другой стороны, подумал: «Нет, спасибо. Я уверен, что где-то есть лучшая работа, которая соответствует моему графику. В конце концов, я не хочу бросать свой любимый вид спорта», и не принял работу.

Через несколько месяцев Андрей начал чувствовать, что чего-то не хватает в его жизни. Он привык к хорошему настроению, которое сопровождает регулярное занятие спортом, и его мозг привык получать больше кислорода во время игры.

В результате он начал чувствовать себя подавленным, не зная почему. Он даже бросил свою новую работу, думая, что это причина его несчастья.

Когда люди живут в виртуальном мире

Подобные истории случаются каждый день, потому что есть люди, которые имеют схожие ложные убеждения. Большинство людей не знают о своих силах. Некоторые люди сдерживаются только этими ложными убеждениями, хотя у них есть много способностей и возможностей для развития. Они убеждают себя, что с ними все в порядке и что так и должно было быть. Эти люди описывают жизнь со своей уникальной точки зрения, не обращая внимания на реальность.

Многие люди не предпринимают достаточных действий, чтобы улучшить свою жизнь.

Некоторые люди не пытаются учиться чему-то новому и считают, что найти достойную работу так сложно, независимо от того, насколько хорошо вы разбираетесь в теме. Они склонны к вредным привычкам, таким как курение и алкоголь, и думают, что никогда не откажутся от этого. Некоторые люди бросают спорт и толстеют (см. информацию про «Психологию похудения»), думая, что их отношения, брак и карьера должны занимать все их время. «Ну, ты не можешь получить все в жизни, не так ли?» говорят они.

Некоторые люди даже идут на шаг дальше и остаются разбитыми годами после разрыва отношений (см. как безболезнено расстаться) только из-за ложных убеждений, таких как «Я всегда буду один» или «Он — моя единственная любовь». Ключевым элементом восстановления после разрыва отношений за короткий промежуток времени является выявление этих ложных убеждений, а затем их устранение.

Как раскрыть свой собственный потенциал?

Борись со своими ложными убеждениями!

Это действительно забавно, когда люди начинают распространять ложные убеждения, даже не проверяя их. Лишь задаются вопросом, как раскрыть свой собственный потенциал, лежа на диване и ничего при этом не делая?

Однажды я искала сертификацию по полиграфу и детекции лжи, и всякий раз, когда я спрашивала кого-то об этом, мне говорили, что сдать экзамен очень сложно. И вообще в это лезть не стоит.

Я признаю, что вначале я собиралась им верить, но потом решила спросить этих людей: «Что такого сложного в экзамене?». Вы будете удивлены ответом: «Мы не знаем. Мы никогда не пытались его сдать».

Эти люди верили, что экзамен был непроходимым только потому, что им так говорили другие! Или потому, что они читали про это в интернете! Экзамен, конечно, был очень непростым, но проходимым. Поэтому все, что кажется невозможным – возможно, и не так уж и нереализуемо. Подумайте над этим:

  • Поэтому большинство людей говорят вещи и распространяют убеждения, которые они даже не проверяли?
  • Как правильно действовать, когда вы сталкиваетесь с такими людьми?

Во-первых, вы должны проверить эти мнения. Если кто-то сказал вам, что вы не можете поднять эту коробку там, тогда не просто поверьте ему на слово, попробуйте сами. То, что он не мог поднять, не значит, что ты тоже не можешь. Точно так же, если у кого-то не было качеств, необходимых для получения работы, это не значит, что у вас нет этих качеств. Люди отличаются своими качествами, сильными и слабыми сторонами.

Подведем итог:

«Если вы думаете, что можете сделать что-то или думаете, что не можете сделать что-то, вы правы».

— Генри Форд.

Контакты
и запись
на прием Прочитать
о консультировании
и квалификации

Психолог, гипнолог Наталья Коршунова ©

Использование, чего ожидать, типы, риски и результаты

Тесты вызванного потенциала измеряют время, необходимое мозгу, чтобы реагировать на сенсорную стимуляцию посредством зрения, звука или прикосновения.

Врачи используют тест для диагностики рассеянного склероза (РС) и других состояний, которые могут замедлить реакцию человека. Тест может обнаружить необычные реакции на стимуляцию.

Популярность теста вызванного потенциала упала в последние годы, поскольку МРТ хорошо показывает поражения, возникающие при РС.Однако исследование, проведенное в 2016 году, предполагает, что этот тест все еще может быть полезен.

В этой статье мы даем обзор того, что такое вызванные потенциальные тесты, чего ожидать и что могут означать результаты.

Поделиться на Pinterest Вызванные тесты могут оценить реакцию человека на сенсорную стимуляцию.

Нервная система соединяет тело через ряд клеток, которые передают электрические сигналы.

Когда тело получает стимуляцию, электрические сигналы проходят через нервную систему в мозг.

Стимуляция может быть:

  • визуальной, входящей в тело через глаза
  • слуховой, входящей через уши
  • соматосенсорной стимуляцией или прикосновением, когда ощущения проникают через кожу

Например, когда свет отражается от объекта , он стимулирует сенсорные рецепторы в глазах. Рецепторы посылают в мозг электрические сигналы для обработки.

Сигнал, который стимулирует свет, поступает в мозг медленнее, чем сигнал, который стимулирует прикосновение.Это потому, что когда человек что-то видит, тело должно сначала преобразовать свет в электрический сигнал, прежде чем посылать его в мозг.

Некоторые медицинские условия также могут влиять на время сигнализации, что приводит к необычно медленному времени отклика. Это может произойти, например, при рассеянном склерозе.

РС возникает, когда сбой в иммунной системе приводит к повреждению жирового слоя миелина, который защищает нервные клетки. Это повреждение влияет на скорость распространения электрических сигналов по нервным клеткам.

Тесты вызванного потенциала измеряют время, которое требуется мозгу, чтобы реагировать на сенсорные стимулы, как способ обнаружения и отслеживания проблем или нарушений в работе нервной системы.

Врачи часто используют тесты на вызванные потенциалы для подтверждения диагноза или мониторинга нервной системы, а не для определения причины медленной реакции.

МРТ и исследование спинномозговой жидкости в настоящее время являются основными методами диагностики рассеянного склероза.

Тем не менее, тест на вызванные потенциалы может дополнить или подтвердить диагноз РС.Это может быть ценным инструментом для демонстрации медленной передачи сигнала.

В исследовании, опубликованном исследователями в 2016 году, отмечается, что тест на вызванный потенциал:

  • — экономичный метод диагностики
  • может дополнять результаты других тестов
  • — единственный способ оценить, насколько хорошо миелин, аксоны и синапсы работа в определенных сенсомоторных путях

Помимо участия в диагностике рассеянного склероза, тест на вызванные потенциалы может:

  • оценить слух или зрение
  • обнаружить поражения и опухоли
  • обнаружить повреждение нервов, например, оптических нерв
  • оценка мозговой активности у пациентов в коме
  • диагностика и мониторинг заболеваний, повреждающих нервы

Что такое РС и как он влияет на человека? Узнайте больше здесь.

Поделиться на Pinterest Человек должен сообщить врачу о любых проблемах со здоровьем, которые могут возникнуть у него перед тестом.

Врач посоветует человеку, что делать перед обследованием и чего ожидать.

Человеку необходимо:

  • подписать форму согласия
  • сообщить своему врачу о любых проблемах со здоровьем, аллергиях и лекарствах, которые он использует
  • принести свои очки, если они проводят визуальный тест

Они маловероятны нужно голодать или прекратить прием лекарств перед обследованием.

Медицинский работник, проводящий тест, будет использовать специальную пасту, желе или ленту для прикрепления электродов.

Расположение электродов будет зависеть от типа теста. Затем можно начинать испытание.

При тесте на вызванный потенциал человек садится в кресло, и поставщик медицинских услуг помещает электроды в соответствующую часть тела. Электроды будут записывать электрические сигналы, которые поступают в мозг.

Есть три основных типа тестов.

Визуальный тест на вызванную реакцию

Поставщик медицинских услуг поместит электроды на кожу головы.

Человек сядет и сфокусируется на центре экрана на расстоянии нескольких футов. Им нужно будет закрывать по одному глазу и смотреть на узор шахматной доски на экране. Цвет квадратов будет меняться один или два раза каждую секунду.

Тест будет записывать, как глаз реагирует на изменяющиеся шаблоны.

Тест на слуховые вызванные реакции ствола мозга

Человек сидит в звукоизолированной комнате в наушниках.Электроды будут находиться на макушке и сначала в одной мочке уха, затем в другой.

Человек будет слышать щелкающие звуки или тоны в одном ухе, в то время как маскирующий звук не позволяет другому уху улавливать сигнал. Затем проверяется другое ухо.

Время, необходимое для ответа на сигнал, может показать, есть ли повреждение слухового пути в головном мозге или слухового нерва, соединяющего ухо с мозгом.

Тест на соматосенсорные вызванные реакции

Человек может сидеть или лежать в удобном положении.

Медицинский работник поместит электроды на кожу головы и соответствующие участки тела, например, руку, ногу или поясницу.

Затем они проведут электрический ток низкой интенсивности через электроды и запишут время, необходимое мозгу, чтобы отреагировать на сигнал. Разряд не должен быть болезненным, но на короткое время может доставлять дискомфорт.

Специалист применяет раздражитель к той части нервной системы, где может присутствовать повреждение, например к спинному мозгу.

Если результаты показывают необычно долгое время передачи сигнала, это может указывать на повреждение нервного пути, даже в «сайлене»

Что такое потенциальная разница? (с картинками)

Разность потенциалов — это энергия, приходящаяся на единицу заряда в электрической цепи. Между двумя точками должна быть измерена разность потенциалов, потому что, как правило, нецелесообразно измерять электрический потенциал одной точки. Разность потенциалов точки в электрической цепи, как правило, производятся по отношению к опорному потенциалу, например, общая земля.

Потенциометр.

Разность потенциалов обычно называется напряжением, поскольку стандартной единицей измерения этой величины является вольт. Это также исторически известно как давление и напряжение. «Давление» — устаревший термин для обозначения разности потенциалов, но он все еще используется для обозначения разности потенциалов в контексте электроники вакуумных ламп.

Мультиметр.

Напряжение также можно рассматривать как энергию, необходимую для перемещения заряда между точками, деленную на величину этого заряда.Эта общая энергия должна включать как статическую, так и динамическую энергию, необходимую для перемещения заряда. Расчет разности потенциалов становится более точным по мере уменьшения величины измеряемого заряда.

Величина разности потенциалов должна включать знак в зависимости от направления, в котором текут электроны.Определение разности потенциалов предполагает, что положительно заряженные частицы движутся к более низким напряжениям, а отрицательно заряженные частицы движутся к более высоким напряжениям. Это означает, что электроны в цепи текут из точки с более высоким напряжением в точку с более низким напряжением.

В описании разности потенциалов часто используется вода как аналог электричества.Эта аналогия предполагает, что механический насос перекачивает воду по замкнутому контуру труб. Разность потенциалов в этой аналогии — это разница в давлении воды между двумя точками контура. Следовательно, вода будет течь между двумя точками, если есть разница в их давлении, позволяя воде выполнять работу. Точно так же электрическая цепь может выполнять работу, только если существует разность потенциалов между двумя точками в цепи.

Различные приборы измеряют разность потенциалов в зависимости от метода их работы.Вольтметр имеет два вывода, каждый из которых подключается к определенной точке в цепи. Это устройство измеряет падение напряжения на фиксированном резисторе, которое пропорционально количеству вольт в цепи.

Потенциометр сравнивает неизвестное напряжение с известным напряжением в цепи. Осциллограф усиливает напряжение в цепи, которое отклоняет электронный луч.Величина отклонения пропорциональна напряжению в цепи. Мультиметр измеряет несколько электрических величин, включая напряжение.

Осциллограф можно использовать для измерения разности потенциалов.

BBC — Наука и природа — Человеческое тело и разум

Личность на протяжении всей жизни

Увидеть мужчину средних лет в консервативном деловом костюме, сидящего рядом с парнем с синими волосами и серебряным кольцом в носу, подчеркивает тот факт, что люди живи по-другому.

Часто говорят, что нет двух абсолютно одинаковых людей, но согласно одной психологической теории, они могут иметь один из 16 различных типов личности, которые формируются различными комбинациями личностных черт.

Если вы еще не узнали свой тип личности, попробуйте наш онлайн-опрос.

Ранние дни

Психологи подчеркивают, что тип личности не объясняет все о нас и что люди с одним и тем же типом личности часто ведут себя по-разному.Но они также говорят, что мы не можем просто обменять один тип личности на другой.

Тип личности немного похож на левшу или правшу. Большинство людей рождаются с предпочтением одной руки, и все мы рождаемся с типом личности, некоторые аспекты которого мы чувствуем более комфортно, чем другие. Например, интроверт может расслабиться, сосредоточившись на своих воспоминаниях, мыслях или чувствах, тогда как экстраверт естественным образом сосредоточится на внешнем мире.

Как найти себя

Эксперты говорят, что мы обычно развиваем свой тип личности — то, что нам нравится делать, — на протяжении всей жизни в соответствии с нашим окружением и опытом — например, школой или работой.

Обычно до среднего возраста развиваются доминирующие аспекты нашего типа личности — те, которые чувствуют себя наиболее комфортно. Кто-то может назвать этот процесс «поиском себя».

Однако жизнь редко позволяет нам полагаться только на те качества личности, которые приходят к нам от природы. Экстраверту и шумному школьнику, возможно, придется подчиняться более интровертированному поведению в классе. Менеджеру по персоналу-интроверту, возможно, придется уделять больше внимания людям в офисе.

Кризис среднего возраста

По мере приближения среднего возраста поведение, проистекающее из доминирующих частей нашего типа личности, может начать казаться скучным, и могут проявиться менее очевидные или недостаточно используемые аспекты нашей личности. Этот опыт является обычным и в некоторых случаях может быть травмирующим — кризис среднего возраста.

Так что тихий бизнесмен, который всегда ездил на автобусе на работу и коротко стригся, может решить, что синие волосы и красный спортивный автомобиль — не такие уж плохие идеи. С другой стороны, другие могут полностью упустить это изменение личности.У всех разный опыт.

Сознательное изменение

Психологи говорят, что можно намеренно развить недостаточно используемые части нашего типа личности.

Возьмем для примера двух друзей, собирающихся уехать в отпуск. Один из них может настаивать на планировании каждой минуты поездки, а другой может в последнюю минуту просто бросить одежду в сумку и плыть по течению.

Вполне вероятно, что у скрупулезного планировщика праздников будет другой тип личности, чем у их беззаботного компаньона, но каждый из них, вероятно, сможет научиться развивать такие части своей личности, которые сделают их более похожими на других.Им придется сделать это, приложив много усилий и раздумывая, и, вероятно, потребуются годы, а не дни или недели, чтобы увидеть реальную разницу.

Просто теория

Важно помнить, что, хотя тип личности популярен, не все психологи его поддерживают. Эксперты также предупреждают, что тип личности никогда не должен использоваться как предлог для уклонения от каких-либо действий и что ни один тип личности не может быть лучше другого.

Чтобы узнать больше о психологии, посетите Британское психологическое общество.

Типы личности

Узнайте о 16 типах личности из книги «Что я люблю?» личностный тест:

Большой мыслитель, советник, изобретатель, идеалист, новатор, лидер, идейный вдохновитель, наставник, воспитатель, миротворец, исполнитель, провайдер, реалист, решитель, стратег и руководитель.

Возьми На что я похож? личностный тест.

Другие психологические тесты


Написание эссе о том, что такое идентичность

Слово «идентичность» часто встречается повсюду.Люди обсуждают идентичность компании, закон идентичности, идентичность как категорию философской науки, сексуальную идентичность, гендерную идентичность, идентичность личности и так далее. Но что означает этот термин, в конце концов? Понимание и определение идентичности различаются в зависимости от того, кто обсуждает этот вопрос, в каком контексте и с какой целью. Хотя идентичность может относиться к ряду философских тем, а также к личным представлениям / выражениям, сам термин имеет единственный источник происхождения, что полезно знать, если вы хотите провести исследование по этой проблеме.В этой статье вы найдете объяснение того, что такое идентичность с точки зрения различных подходов, и это даст вам необходимые знания для формирования вашего личного определения термина и его применения при необходимости.

Когда дело доходит до изучения вопроса идентичности, важно разделить ваше исследование на несколько частей. Первая часть будет относиться к определению идентичности через призму философии (которая имеет ряд ответвлений, к которым имеет отношение идентичность).Вторая часть будет относиться к личной концепции и выражению идентичности (в этом случае вы будете иметь дело с рядом аспектов, касающихся идентичности). Третья часть будет относиться к групповому выражению и принадлежности идентичности, что также будет включать подтемы и объяснение термина через призму различных явлений. Сказав это, это лишь несколько полей, которые предоставляют различные определения идентичности.

Когда дело доходит до философских тем, освещающих проблему идентичности, первое, о чем вам следует знать, — это происхождение этого термина.Впервые это слово было использовано на латыни, означающее «сходство» и определяющее, каким образом что-то может иметь смысл самого себя. В этом случае важно отметить, что такой подход к определению идентичности отличается от психологического или социального подхода из-за акцента на отношениях. Когда мы обсуждаем этот термин в свете психологии, мы имеем в виду самооценку человека, то, как тот или иной человек представляет себя и представляет себя, в чем человек уникален и что отличает его от других людей.

Другой философский подход к объяснению термина «идентичность» связан с логикой и одним из законов мысли, где закон идентичности стоит на первом месте. Этот закон гласит, что все вокруг одинаково для себя и в то же время отличается от всего остального, что существует в мире. Хотя этот закон может быть трудным для понимания, имеет смысл объяснить его более простым способом. Вообще говоря, это примерно тот же набор характеристик, что и у всех вещей в мире, и то, насколько разные характеристики имеют разные вещи.

Наконец, еще одна область философской науки, которая охватывает вопрос идентичности, — это личная идентичность. Здесь речь идет об изменениях, происходящих с человеком в разные периоды времени. Другими словами, может ли один человек быть одинаковым в разные периоды времени? Говоря о личности, вы должны помнить, что это не совсем то же самое, что личность. На самом деле, эти два явления абсолютно разные, хотя существуют философские теории, утверждающие, что они тесно связаны друг с другом и могут быть исследованы только в их связи, а не по отдельности.В любом случае личность пытается выяснить и объяснить, чем на самом деле является человек. Хотя многие люди утверждают, что все мы просто животные, с философской точки зрения человек не может существовать без сознания. Таким образом, возникает дилемма между двумя подходами к пониманию идентичности, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

Если рассматривать идентичность как набор черт и характеристик, которыми может обладать человек, следует обратить внимание на факторы, которые влияют на эту идентичность и играют значительную роль в их формировании.Среда, в которой живет человек, создает условия, которые тем или иным образом влияют на человека. Это воздействие может быть хорошим или плохим, но его никто не может избежать. В любом случае знание этих факторов и их ролей может оказаться очень полезным для понимания того, что такое идентичность и что она означает в контексте личной концепции и выражения.

Факторы, которые отличают одного человека от другого, могут быть следующими:

  • Культурная идентичность.Речь идет о принадлежности к определенной группе. По сути, каждый человек принадлежит к одной или нескольким группам, для которых характерна определенная культура, выраженная национальностью, религиозными взглядами, расовыми особенностями и так далее. Современное общество отличается от обществ прошлого неограниченными возможностями формировать любые группы для выражения любых убеждений, в том числе религиозных.
  • Еще один фактор — гендерная идентичность. Он касается того, как человек воспринимает свой пол.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.