Постановка речи правильная: Техника речи — упражнения для дикторов и постановка голоса

Содержание

Техника речи — упражнения для дикторов и постановка голоса

Школа ораторского искусства > интересное > Упражнения для развития речи и голоса

Красивая речь складывается из трех компонентов: правильного дыхания, звучного голоса и внятной артикуляции. Вы наверняка слышали о том, что будущим актерам и вокалистам «ставят голос», но за этой туманной формулировкой скрывается кропотливая работа сразу в трех направлениях: дыхание, голос, дикция. Если вы хотите звучать, как профессиональный диктор, и поставили цель стать превосходным оратором, вам тоже придется уделить внимание каждому из этих аспектов. Иногда человеку кажется, что речь у него внятная, дышит он правильно, только голос подкачал. Поэтому он уделяет внимание одному типу упражнений, игнорируя все остальные. Это ошибка, которой следует избегать. Чтобы услышать недостатки речи, нужно быть профессионалом. Вам может казаться, что вы говорите безупречно внятно, но любой преподаватель ораторского мастерства, вокалист или логопед скажет, что вы «глотаете» звуки или неправильно артикулируете.
К тому же компоненты красивой речи взаимосвязаны и по отдельности развиваются плохо. Правильной артикуляции и красивого тембра не будет без тренировки дыхания, а дикционные упражнения заодно улучшают звучание голоса.

Развитие правильного дыхания

Дыхание – физиологическая основа речи, поэтому начинать постановку голоса следует с него. Цель дыхательных упражнений – отработка сильного, экономного и равномерного выдоха. Если вы говорите тихо, то с высокой долей вероятности проблема кроется именно в слабом выдохе. Также нужно научиться пополнять легкие незаметно, чтобы речь не прерывалась ненужными по смыслу паузами. Для этого придется задействовать весь мышечный аппарат грудной клетки, включая ребра и диафрагму. Наконец, на дыхание влияет поза, поэтому не забудьте расправить плечи и подтянуть живот.

Упражнение 1

Тренируем правильное дыхание. Станьте прямо, но не напрягайтесь. Положите одну ладонь на верхнюю часть живота, вторую – сбоку на талию. Это нужно, чтобы вы могли почувствовать движения ребер и диафрагмы во время упражнения.
Без усилия вдохните, а выдыхайте на счет от 1 до 5. Считать вслух не надо, сосредоточьтесь на движении ребер и диафрагмы. Грудная клетка не должна растягиваться, как при глубоком вдохе! Вдох короткий и естественный, выдох – долгий и плавный, но без усилия.

Упражнение 2

Экономный вдох – короткий и бесшумный. Послушайте аудиокнигу, которую читает известный актер, и обратите внимание: вы не слышите, как он вдыхает. Вы также можете записать собственное чтение вслух, чтобы убедиться: вдох может быть слышен, иногда из-за него возникают нарушающие смысл паузы. Чтобы этого не происходило, тренируем экономный вдох. Для этого нужно вдохнуть носом, задержать на счет 1-3 дыхание и плавно выдохнуть через рот на счет от 1 до 5. Выдох – долгий и плавный, вдох – короткий и естественный. Следите за мышцами пресса! Они не должны расслабляться, живот должен быть подобран.

Упражнение 3

Еще одно упражнение на экономный выдох. Сделайте глубокий вдох через нос на счет 1-3.
Задержите дыхание на счет «раз», а затем плавно выдыхайте через рот, произнося «с», «ф» или «ш». Звук «с» должен звучать без толчков, вибрации или ослабления к концу выдоха.

Упражнение 4

Переходить к этому упражнению следует только после того, как вы освоили экономный вдох и плавный выдох на звуках «с», «ф» и «ш». Положение тела то же: стоя, плечи развернуты, живот подобран. Сделайте глубокий вдох через нос, короткую паузу, а затем на одном выдохе читайте скороговорку. Она должна звучать плавно, без толчков и пауз для забора воздуха.

Постановка голоса

Работа над постановкой голоса начинается с поиска собственного тембра и естественного звучания. Это отправная точка: определите громкость и тембр речи, при которых голосовые связки не напрягаются, речь не срывается в визг или хрип. Запомните естественное звучание: ваша задача – улучшить силу и выразительность речи именно в этом комфортном состоянии. Можете записать на аудио короткий отрывок стиха, скороговорку или отрывок прозы в своем тембре, чтобы затем можно было сравнить звучание до и после упражнений.
Если постоянно перенапрягать связки, голос «сорвется».

Упражнение 1

Занимайтесь сидя, но не сутультесь – положение тела влияет на звук. Слегка приподнимите голову. Сделайте глубокий вдох через нос, а на выдохе тяните сонорные звуки: «л», «м», «л», «р». Следите, чтобы звук получался равномерным, не дрожал, не угасал и не срывался.

Упражнение 2

Усложните предыдущее упражнение: добавляйте к сонорным звукам гласные. Произносите их на выдохе плавно и протяжно, как будто поете. Важно: акцент должен быть не на гласном звуке, а на сонорном: «ммма», «ммме», «ммми» и так далее. Чтобы поставить речь и расширить диапазон, постепенно усиливайте громкость: каждый слог произносите тихо, громче и громко. Затем в обратном порядке: громко, тише, тихо.

Упражнение 3

Если получается протягивать слоги равномерно, без дрожания и толчков, переходите к следующему уровню сложности. На выдохе проговаривайте серию слогов с каждым сонорным, например: «ла», «ле», «ли», «ло», «лу», «лы», «лэ», «ля».
Слоги не должны сливаться в одно слово, делайте между ними паузу. Сначала говорите медленно, затем – с ускорением к концу ряда, затем – с замедлением. Выпишите слоги заранее: необходимость держать их в памяти будет отвлекать от основной задачи по развитию речи. По такому же принципу можно заниматься со скороговорками.

Упражнение 4

Это упражнение развивает не только голосовой диапазон, но также артикуляцию. Используйте сложные сочетания согласных для отработки техники речи и правильности произношения. Для этого произносите слоги слитно. Но читайте их построчно: одна строка – один долгий плавный выдох. Сначала читайте медленно и шепотом, затем громче и в естественном темпе, затем быстро и громко. Используйте камушки или орешки – препятствия для языка. Примеры сложных слогов:
  • ПТКИ, ПТКЭ, ПТКА, ПТКО, ПТКУ, ПТКЫ, ПТКЕ, ПТКЯ, ПТКЁ, ПТКЮ
  • БДГИ, БДГЭ, БДГА, БДГО, БДГУ, БДГЫ, БДГЕ, БДГЯ, БДГЁ, БДГЮ
  • МРЛИ, МРЛЭ, МРЛА, МРЛО, МРЛУ, МРЛЫ, МРЛЕ, МРЛЯ, МРЛЁ, МРЛЮ
  • РЖЛИ, РЖЛЭ, РЖЛА, РЖЛО, РЖЛУ, РЖЛЫ, РЖЛЕ, РЖЛЯ, РЖЛЁ, РЖЛЮ
  • ЛМНИ, ЛМНЭ, ЛМНА, ЛМНО, ЛМНУ, ЛМНЫ, ЛМНЕ, ЛМНЯ, ЛМНЁ, ЛМНЮ
  • ФТЧИ, ФТЧЭ, ФТЧА, ФТЧО, ФТЧУ, ФТЧЫ, ФТЧЕ, ФТЧЯ, ФТЧЁ, ФТЧЮ

Развитие дикции

Если работать со сложными сочетаниями согласных хотя бы по 10-15 минут 6 дней в неделю, уже через месяц-другой у вас будет профессиональная дикторская артикуляция и правильная техника произношения. Но этого недостаточно, потому не забывайте про дополнительные способы улучшения артикуляции.

Упражнение 1

Разверните плечи, подберите живот, расслабьтесь. Это рабочее положение. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнести короткую скороговорку – любую. Например, «купи кипу пик». Сначала беззвучно шевелите губами, на новом выдохе проговорите ее четко, но шепотом. Затем тихо, громче и громко. Темп должен нарастать вместе с громкостью, но не спешите строчить, как из пулемета, главное – правильность артикуляции.

Упражнение 2

Для техники произношения полезно читать вслух стихи, отбивая ритм ладонями и двигая плечами. Стихотворения выбирайте на свой вкус, но эффективнее всего работать с детскими стихами, потому что у них простой ритм. Тренировка техники произношения требует упорства и дисциплины. В среднем, чтобы добиться результатов, нужно 2-3 месяца. Самостоятельно заниматься так долго сложно, легко потерять мотивацию или наделать ошибок, поэтому приходите в нашу школу ораторского мастерства на индивидуальные или групповые занятия!

Постановка правильной речи на курсах школы Ольги Спиркиной в Останкино

Люди, которые всерьез занимаются ораторским искусством, добиваются поразительных результатов. Они превращают собственную речь в настоящую визитную карточку. Это касается актеров, телеведущих, радиодиджеев, педагогов с многолетним стажем работы и даже политиков, которым по долгу службы приходится публично выступать и общаться с избирателями. Но навыки убедительной и красивой речи сегодня нужны и многим другим специалистам. Бизнес-тренерам, менеджерам по продажам, PR-директорам, руководителям самого разного уровня. Занятия ораторским искусством – штука полезная, но найти время на них удается не всегда. Если это про вас, воспользуйтесь нашими простыми советами и занимайтесь речью в домашних условиях.

Дышите правильно. Встаньте перед зеркалом и положите руку на живот. Сделайте глубокий вдох так, чтобы поднялась не грудная клетка, а именно брюшная полость. Повторяйте ежедневно до тех пор, пока «дышать» животом не станет просто. Это обеспечит достаточные паузы в речи, поможет расставлять интонационные смысловые акценты и выговаривать длинные фразы. И помните, спорт для оратора – обязательная вещь. Выносливые мышцы живота – долгая и отчетливая речь. Бегайте, прыгайте, танцуйте чаще.

Работайте со звуком. Чтобы понять, насколько хорошо вас слышно, в просторном помещении почитайте стихи или прозу. А ваш напарник пусть послушает из разных углов комнаты. Громкость поддается «тренировке». Для этого заведите привычку читать вслух, громко и с эмоциями ежедневно по 10-15 минут. Декламируйте стихи, пойте песни, кричите, когда есть такая возможность (в лесу на прогулке, например). Ваш голос станет громче, а связки привыкнут к повышенным нагрузкам.

Отрегулируйте скорость. Если бы у публичных выступлений были правила, то первым было бы – не торопитесь. Выбирайте скорость речи правильно. Живой зал, десятки внимательно смотрящих глаз, свет, звук. Все это непривычно и вызывает в организме настоящий стресс. От этого мы начинаем волноваться, «проглатывать» окончания слов и нарушать логико-интонационные связи. Чтобы этого не происходило, найдите в Интернете видео с артикуляционной разминкой. Проделайте ее непосредственно перед выступлением. Это поможет сознательно снизить скорость речи.

Говорите с эмоцией. Излишняя сухость спикера, как и чрезмерная эмоциональность, утомляет. Тренируйте речь, рассказывая истории, анекдоты, читая стихи и прозу с выражением. Особенно хороши пьесы по ролям. А еще можно выполнять просто упражнение. Выберите любую фразу и произнесите ее с десятью разными эмоциями: радость, грусть, возмущение, злость, удивление, робость и т.д.

Будьте четче. Плохая дикция – бич современных спикеров, но с этим можно бороться. Во-первых, не выбрасывайте пробки от вина. Это прекрасный тренажер. Зажмите пробку зубами и читайте вслух. Отличное упражнение на развитие дикции – скороговорки. Начинайте медленно и постепенно увеличивайте ритм. Сложные сочетания согласных тоже великолепно развивают речь.

Нет словам-паразитам. Включите диктофон на телефоне и поговорите на свободную тему минуты три-четыре. Прослушайте запись и выявите слова, которые вы повторяете чаще всего. «Как бы», «собственно», «соответственно», «проще говоря» и прочее. Это ваши слабые места. Мусор, который засоряет речь. Избавьтесь от него.

Держите паузу. Получив вопрос из зала, не спешите на него отвечать. Мхатовских пауз не нужно, но небольшая комфортная задержка в 1,5-2 секунды позволит вам перевести дыхание, а мозгу подобрать нужные слова.
Учитесь. Речь не станет красивой и грамотной сама по себе. Ею необходимо регулярно заниматься. Читайте орфоэпические и толковые словари, чтобы не путаться в ударениях и расширять словарный запас. Смотрите бесплатные видео с упражнениями по речи, которые можно выполнять в домашних условиях. Делайте артикуляционную разминку, но главное, выступайте чаще! Непосредственное говорение тренирует правильную речь лучше всего.

Хорошая подача речи: выберите правильный тон

// Оливер Уэйтс

Хорошая подача речи зависит не столько от содержания того, что вы говорите. Как часто вы смотрели телевизионные дебаты между двумя людьми — один из которых предлагал твердые факты и цифры, но не сочувствовал, другой — излучающее дружелюбие, подкрепленное не чем иным, как расплывчатыми банальностями, — и невольно отдавали предпочтение последнему? Один из ключевых советов по произношению речи должно быть, чтобы попрактиковаться в получении правильного тона.

Тон может иметь не меньшее, если не большее значение, чем факты, числа и логика аргументации

Хорошая подача речи: логики и разума недостаточно

Факты являются первым строительным блоком хорошего ключевого сообщения. Мы обучаем клиентов тщательно выбирать их и редактируем их до резких, понятных цифр, которые обеспечивают логическую и рациональную основу для аргумента, который вы хотите привести. К сожалению, логики и разума иногда просто недостаточно.

Как скажет вам каждый рекламодатель, вы должны взять правильную ноту.

Хорошая подача речи: Дональд Трамп ставит критиков в тупик, Борис Джонсон очаровывает

Иначе как объяснить успех Дональда Трампа на республиканских праймериз! Его бесцеремонный подход к фактам то возмущал, то раздражал политический класс Соединенных Штатов. Но его тон нашел отклик у значительной части американской общественности.

Или возьмем мэра Лондона Бориса Джонсона, гораздо более обоснованного политика, чем Дональд Трамп, но который использует свою личность так же, как и любой логический аргумент, чтобы доказать свою правоту. По-своему, Джонсон и Трамп используют образ бунтаря, а не какой-либо аргументированный аргумент, чтобы завоевать общественность, сытую по горло политическим «истеблишментом».

В обоих этих случаях факты не имеют большого значения. Именно впечатление, которое производят ораторы, делает их эффективными коммуникаторами. Фактически они продают себя, а не сообщение. Это работает, потому что они нравятся людям или, по крайней мере, им нравится идея, которую они представляют.

Личное обаяние нельзя полностью изготовить; некоторые люди обладают им от природы, другие — нет. Но есть некоторые вещи, которые вы можете сделать, чтобы сделать себя более привлекательным на экране или в динамике; они не превратят лягушку в принца, но помогут вам установить связь с вашей аудиторией, заставят их почувствовать, что они могут относиться к вам.

Хорошее ораторское мастерство: советы, как включить очарование

Что бы вы ни говорили, умение нравиться — ключевой элемент хорошего интервью. И это обычно означает подчеркивание вашей человеческой стороны.

  • Сочувствие
    Выразите соболезнование и/или сочувствие, как бы мало это ни имело к вам отношения. Это имеет эффект «очеловечивания» вас, и обычно лучше всего делать это в самом начале. Например: «Позвольте мне начать с признания того, как тяжело должно быть людям, оказавшимся в этой ужасной ситуации…»
  • Полуулыбка
    Обычно это работает лучше, чем хмурый взгляд или искусственное выражение грусти, даже на самые серьезные темы. Речь идет не о том, чтобы осветить эту тему, особенно когда речь идет о страдании или утрате; речь идет о том, чтобы сделать себя убедительным и доступным. Не переусердствуйте, особенно если речь идет о публичном гневе.
  • Согласен
    Это небольшая хитрость: найти точки соприкосновения. «РС. Смит абсолютно прав, говоря, что такая ситуация не может продолжаться, и я согласен с тем, что правительству нужно действовать быстро. Но…», а затем возражайте, сколько хотите. Это заставляет вас звучать разумно и почти кооптирует другого говорящего на вашу сторону.
  • Вежливый
    Если у вас берут интервью, не спорьте с журналистом. Помните, он или она не аудитория, а средство достучаться до широкой публики. Какими бы грубыми или надоедливыми ни были интервьюеры, как бы они ни перебивали или коверкали, оставайтесь спокойными и мучительно вежливыми. Выходя из себя, вы кажетесь слабым и раздражительным и подрываете доверие к себе.
  • Спасибо
    Всегда заканчивайте речь улыбкой и словами «Спасибо». Последнее впечатление, которое унесет зритель или слушатель, — это человек, который доволен тем, как все прошло, и преуспел в отстаивании своих интересов.
  • История
    Человеческий пример, анекдот могут быть самой эффективной частью вашего аргумента; факты и звуковые фрагменты будут забыты, но история, которую вы рассказали о Джоне и Мэри, запомнится. Это заставляет вас понимать и заботиться о реальных людях, а не только о балансах и политиках. Мы всегда подчеркиваем важность этого в наших тренировках, и это очень помогает вам «очеловечиться».
  • Голос
    Некоторые из нас благословлены естественными привлекательными и дружелюбными голосами; другие звучат как автоматическое сообщение в колл-центре. Приложив немного усилий, вы можете «согреть» свой голос, возможно, сделав его немного глубже или более резонансным, смягчив тембр. Маргарет Тэтчер — известный случай успешного политика, который сделал это.
  • Пауза
    Все великие ораторы учатся делать паузы для драматического эффекта. У нас есть целая статья об этом на следующей неделе, но это важный элемент в завоевании вашей аудитории, как продемонстрируют приведенные ниже примеры видео.

Не отказывайтесь от фактов, они являются жизненно важной частью вашего арсенала, так как многие из вашей аудитории нуждаются в них, чтобы их убедить. Но всегда помните, что в публичных выступлениях любого рода вы продаете себя, и аудитория должна почувствовать, сознательно или подсознательно, что это тот человек, которого они хотят слушать.

Хорошая подача речи: tw0 видеороликов, которые стоит изучить

Вот интересный фрагмент одной из самых известных речей Обамы.

Человек, который тренирует политиков https://themediacoach.co.uk/wp-content/uploads/2016/05/rsz_cc011_mike_butcher_speaking_cleaned.jpg 210 300 Оливер Уотс https://themediacoach.co.uk/wp-content/uploads/2016/04/the-media-coach-logo-300×137.png Оливер Уотс2016-05-04 10:11:512021-05-30 09:52:50Хорошая подача речи: правильный тон

0 ответы

Оставить комментарий

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

14.3: Подача речи — язык тела и голос

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    106495
    • Лиза Коулман, Томас Кинг и Уильям Тернер
    • Общественный колледж Юго-Западного Теннесси
    77

    Взаимодействие между вербальными и невербальными компонентами вашей речи может либо оживить сообщение, либо запутать или утомить аудиторию. Поэтому лучше не драматизировать свое поведение при произнесении речи и не преуменьшать его. Это баланс, достигнутый путем репетиций, проб и ошибок и опыта. Один из способов представить это с точки зрения рисунка \(\PageIndex{1}\): Парадигма Златовласки: вы не хотите переусердствовать с доставкой, потому что вы можете отвлечь свою аудиторию, выглядя гипер или чрезмерно анимированным. И наоборот, тот, чья речь слишком занижена (то есть вообще не двигает руками или ногами), выглядит неестественно и неудобно, что также может отвлекать. Как и в случае со Златовлаской, вам нужна «правильная» доставка. Эта золотая середина между «слишком много» и «слишком мало» — гораздо более естественный подход к публичным выступлениям. Этот естественный подход будет рассмотрен более подробно в следующих разделах, где мы обсудим конкретные аспекты вашего выступления и то, о чем вам нужно думать, когда вы произносите речь.

    Рисунок \(\PageIndex{1}\): Парадигма речи Златовласки

    Многие ораторы больше нервничают по поводу физической речи, чем речи. Выставляя напоказ свое тело перед публикой, мы часто чувствуем себя более уязвимыми, чем высказывая свой голос. Тем не менее, большинство зрителей не так зациклены на нашей физической доставке, как мы думаем. Знание этого может помочь уменьшить тревогу, но не дает нам свободы действий, когда дело доходит до физических родов. Мы все еще должны практиковаться в физической доставке, которая усиливает наше словесное сообщение. Зрители в основном воспринимают информацию глазами и ушами. Помимо самих слов вашей речи, на доверие к вам влияет невербальная коммуникация, сопровождающая ваши вербальные сообщения.

    Жесты

    Рисунок \(\PageIndex{2}\)Рисунок \(\PageIndex{3}\)Рисунок \(\PageIndex{4}\)

    Объекты

      Кафедра и поза

      Рисунок \(\PageIndex{5}\): Правительственные и военные лидеры используют прямую позу для выражения уверенности и профессионализма во время публичных выступлений. Викисклад – общественное достояние.

      Выражение лица

      Рисунок \(\PageIndex{6}\): Выражение лица играет ключевую роль в передаче эмоций и энтузиазма в речи. Джефф Уоссон — Непреложный закон Вселенной № 2 — CC BY 2.0.

      Контакт с глазами

          Внешний вид

          Вокальное исполнение включает в себя компоненты речевого произношения, относящиеся к вашему голосу. Включение вокального разнообразия с точки зрения громкости, высоты тона, скорости и пауз является ключом к тому, чтобы стать успешным оратором. Наш голос важно учитывать при произнесении речи по двум основным причинам. Во-первых, вокальное исполнение может помочь нам привлечь и заинтересовать аудиторию. Во-вторых, голосовая подача помогает четко передать наши идеи. У всех нас было неудовольствие слушать неинтересного оратора. Даже если человеку небезразлична его или ее тема, неинтересная подача, не выражающая энтузиазма, приведет к отсутствию интереса у большинства слушателей. Несмотря на то, что оратор может быть визуально привлекательным, используя движения и жесты, плоская или монотонная подача голоса может успокаивать или даже раздражать.

          Громкость

          Рисунок \(\PageIndex{7}\): Говорите на пару ступеней выше обычной громкости для выступлений, которые произносятся в классных комнатах стандартного размера или конференц-залах, вмещающих от двадцати до сорока человек. Микрофон может быть необходим для больших групп или помещений. Докладчик на трибуне – CC BY 2.0.Рисунок \(\PageIndex{8}\): «File:Blausen 0872 UpperRespiratorySystem.png» от BruceBlaus. Сотрудники Blausen.com (2014 г.). «Медицинская галерея Blausen Medical 2014». ВикиЖурнал медицины 1 (2). DOI: 10.15347/wjm/2014.010. ISSN 2002-4436. под лицензией CC BY 3.0

          Паузы

          Вокальные паузы

            Вокальное разнообразие

            Артикуляция

            Произношение

            Ключевые выводы

              Упражнения

                Ссылки


                Эта страница под названием 14.3: Подача речи — язык тела и голос распространяется в соответствии с лицензией CC BY-NC-SA, ее авторами, ремиксами и/или кураторами являются Лиза Коулман, Томас Кинг и Уильям Тернер.

                Добавить комментарий

                Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *