Понятия личности в психологии: определение, структура и основные теории развития.

Содержание

ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Психологическая библиотека


 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.

 



ЧАСТЬ III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью -субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Индивид и личность. Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки — перспективу использования орудий труда и т.

д., и этим младенец — уже человек по сумме своих возможностей — отличается от» детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, если мы признаем, что личность — это качество индивида, то мы тем самым утверждаем единство индивида и личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий (так к примеру, светочувствительность — качество фотопленки, но нельзя сказать, что фотопленка — это светочувствительность или что светочувствительность — это фотопленка).

Далее, «…личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» [1].

Таким образом, понятие «личность» нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид. И прежде всего надо уточнить, почему о личности можно сказать как о «сверхчувственном» качестве индивида («системное и поэтому «сверхчувственное»»). Очевидно, что индивид обладает вполне чувственными (т.е. доступными восприятию с помощью органов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д. Каким же образом у человека обнаруживаются качества, которые не могут быть усмотрены в своей непосредственной чувственной форме? Подобно тому как прибавочная стоимость есть некоторое «сверхчувственное» качество, которое в изготовленном предмете ни через какой микроскоп не увидишь, но в котором оказывается воплощен не оплаченный труд рабочего, личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они не доступны.

Воплощать в себе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребенок, включенный во взаимоотношения со взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая составом той деятельности, которую они ему предлагают как ведущую для его развития, например обучаясь, становится в свою очередь субъектом этих взаимоотношений.

Общественные отношения не суть нечто внешнее для их субъекта, они выступают как часть, сторона, аспект личности, являющейся социальным качеством индивида.

Если родовую сущность человека, в отличие от всех других живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека как личности составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, т.е. в общественном бытии, и поэтому безличны, объективны (раб находится в полной зависимости от рабовладельца), и вместе с тем они внутри, в нем самом как личности и поэтому субъективны (он ненавидит рабовладельца, покорствует или восстает против него, вступает с ним в социально обусловленные связи).

Утверждение единства, но не тождественности понятий «индивид» и «личность» предполагает необходимость ответить на возможный вопрос: может ли быть указан факт существования индивида, который не являлся бы личностью, или же личности, которая бы существовала вне и без индивида как ее конкретного носителя? Гипотетически может быть и то и другое.

Если представить себе индивида, выросшего вне человеческого общества, то, впервые столкнувшись с людьми, он не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологической особи, никаких личностных качеств, происхождение которых, как было сказано, имеет всегда общественно-исторический характер. Перед нами будет индивид, который еще не состоялся как личность, он располагает только природными предпосылками для ее появления в том случае, если окружающим людям удастся «втянуть» его в совместную деятельность и общение. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществления этой задачи.

Допустимо, при известных оговорках, и признание возможности появления личности, за которой не стоит реальный индивид. Однако это будет квазиличность.

Таков, например, Козьма Прутков, созданный в результате сотворчества А.К. Толстого и братьев Жемчужниковых. О биографии личности никогда в действительности не существовавшего индивида повествуется в рассказе Ю. Тынянова «Подпоручик Киже».

Обращение к ситуации «индивид без личности» или «личность без индивида» подобно мысленному эксперименту, небесполезному для понимания проблем единства и нетождественности личности и индивида.

Личность как субъект межиндивидуальных отношений. Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Межличностные связи, формирующие личность, внешне выступают в форме общения, или субъект-субъектного отношения, существующего наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. Однако при более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными).

Это значит, что отношение индивида к другому опосредствуется объектом деятельности (субъект — объект — субъект).

В свою очередь, то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствованным, причем опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другого человека как соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может лучше воспринять, понять, почувствовать объект деятельности. Для того чтобы решить волнующий вопрос, я обращаюсь к другому человеку (субъект-субъект-объектное отношение).

Все сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект-объект-субъектных и субъект-субъект-объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.

Личность и индивидуальность. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому как понятие «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития.

Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступали до поры до времени чертами его личности, пока он не был включен в спортивную команду или пока в дальнем туристском походе он не взял на себя обеспечение переправы через быструю и холодную речку. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Итак, индивидуальность есть только одна из сторон личности человека [2]. Поэтому выделяя значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к учащимся, который предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т.п.), необходимо понимать, что индивидуальный подход — это всего лишь аспект более общего, личностного подхода к школьнику, который строится на изучении условий и обстоятельств включенности подростка или юноши (девушки) в систему межиндивидных отношений со взрослыми, учителями и родителями, со сверстниками обоего пола, соучениками и соученицами, приятелями на улице и др. Только при хорошо налаженном педагогическом общении учеников и учителя последнему удается выяснить, как «вписывается» этот мальчик или эта девочка в классный коллектив, какое место они занимают в иерархии межиндивидных отношений, что побуждает их поступать так или иначе, какие изменения претерпевает личность школьника, интегрированная в коллективе или вообще не сумевшая в нем адаптироваться. При этих условиях и реализуется личностный подход к школьнику. Только такой подход, не ограничивающийся учетом индивидуальных особенностей мышления, воли, памяти, чувств школьника, а нацеленный на выявление того, как представлен индивид в коллективе и как коллектив представлен в его личности, может рассматриваться как личностный. Он отвечает пониманию человеческой сущности, в которой как в личности проявляется система социальных связей.

Если индивидуальный подход в педагогике и психологии оказывается оторванным от личностного подхода, то он ведет к «коллекционированию» черт индивидуальности ребенка без должного понимания того, какие выводы можно сделать на основании составления такой «коллекции». А.С. Макаренко, который умел мастерски использовать личностный подход в воспитании, писал: «…человека изучили, узнали и записали, что у него воля — А, эмоция — Б, инстинкт — В, но потом, что дальше делать с этими величинами, никто не знает» [3].

Личность ученика, включенного в систему действительных ее отношений, должна оставаться постоянно в поле зрения педагога, задачей которого всегда остается обогащение духовного мира учащихся.


1 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — С. 385.

2 Развернутому рассмотрению психологических черт индивидуальности посвящена часть IV.

3 Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей // Соч.: В 5 т. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — Т. V. — С. 363.





НАВЕРХ

23. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.

ЛИЧНОСТЬ— 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) опре­деляемое включенностью в общест­венные отношения системное каче­ство индивида, формирующееся в совместной деятельности и обще­нии. Личность – определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Личность – это субъект познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя (Леонтьев).

Рассмотрим этапы формирования личности. Личность, по Леонтьеву, рождается дважды:

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. «Узлы» личности завязываются в интерперсональных отношениях и лишь затем становятся элементами внутренней структуры личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а так же проводит активную работу по их подчинению и переподчинению.

Леонтьев выделяет несколько параметров личности:

1. богатство связей индивида с миром; 2.степень иерархизированности деятельностей, их мотивов. Так, высокая степень иерархизации мотивов выражается в том, сто свои действия человек как бы примеривает к главному для него мотиву-цели, названному Леонтьевым жизненной целью. 3.общий тип строения личности. По Леонтьеву, структура личности есть устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Мотивационная сфера личности, продолжает Леонтьев, всегда многовершинна. «Внутреннее соотношение главных мотивационных линий в совокупности деятельностей человека образуют как бы общий «психологический профиль личности».

Л.И. Божович выделяет два основных критерия сформировавшейся личности.

Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определен­ном смысле, а именно, если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т.е. заданы в обществе, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности — способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно его заставило поступить определенным образом, тем не менее подействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке так же имеется ввиду опосредованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности То есть главный путь воспитания личности — это воспитание его мотивов. Человек становится личностью в той мере, в какой система его мотивов оказывается сформированной требованиям общества. «Личность тем значительнее, — пишет Рубинштейн, — чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».

Одной из проблем изучения личности является сложность в выделении, единицы анализа структуры личности. Существует три основных типа подходов к этой проблематике: 1 .отождествление структуры личности со структурой физического объекта, т.е. анализ по элементам. Структура личности рассматривается как набор факторов или черт личности. В качестве элемента рассматривается черта личности. 2.блочный подход: выявляются подструктуры темперамента, мотивации, характера, прошлого опыта. Исследуется характер связи между блоками. З.в качестве системообразующего фактора рассматривается то или иное динамическое образование личности, т.е. такое образование, в котором сконцентрированы все свойства личности как целого: установка, по Узнадзе; потребность, по Маслоу; доминирующее отношение, по Мясищеву. Таким образом, в зарубежной психологии личность понимается как формальная категория, имеющая возможность иметь свою структуру, в отечественной психологии личность понимается как содержательная характеристика поэтому структурно она не может быть представлена (самый дискуссионный вопрос в психологии). В связи с этим современные отечественные психологи выделяют качественные характеристики личности (Братусь, Асмолов, Д.А. Леонтьев, А.В. Петровский)

К проблеме биологического и социального в структуре личности.

Личность и индивид. В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека (строение тела и мозга, создающее возможности и задатки человека, то что дано человеку от природы), то есть назвать человека индивидом – это сказать, что он потенциально человек со всеми только ему присущими врожденными чертами. Личность – это качество индивида (единство личности и индивида), но они не тождественны. Личность – это особое качество приобретаемое индивидом в обществе, в совокупности общественных отношений, то есть это социальное качество индивида. Может ли индивид не быть личностью – да может – это ребенок. Межличностные связи, формирующие личность в коллективе, выступают в форме субъект-субъектных связей (общение) и субъект-объектных (общественная деятельность). Индивид постепенно включается в общественные связи также присваивая себе при этом опыт человечества сначала с позиции взрослого (воспитание — процесс приобщения к миру человеческой культуры), а потом самостоятельно (самовоспитание).

Личность и индивидуальность. Личность каждого индивида наделена только ей приущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характере, привычках, преобладающих интересах, в качестве познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности (определить). Личность и индивидуальность также образуют единство, но не тождество, так как индивидуальные особенности могут быть и не представлены в формах дятельности и общении, существенно важных для группы, в которую включен индивид. Если черты индивидуальности не представлены в межличностных отношениях (например, привычки), то они оказываются не существенными для оценки личности и не получают условий для развития. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступают до этого времени как характеристика его личности, пока он не был включен в спортивную команду. То есть индивидуальные особенности не заявляют о себе (не приобретают личностный смысл) и не развиваются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений человека.

Современные представления о личности и психологической структуре. Наиболее теоретически и эмпирически обоснованной моделью структуры личности нам на сегодняшний день представляется мо­дель Б.С.Братуся (1988). Б.С.Братусь выделяет следующие уровни структуры личности: 1) собственно личностный или личностно-смысловой уровень, «ответственный» за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жиз­ни, отношений к другим людям и к себе; 2) индивидуально-испол­нительский уровень или уровень реализации, на котором смысловые ориентации реализуются в конкретной деятельности — этот уровень несет на себе печать характерологических черт, особенностей и свойств и 3) психофизиологический уровень, характеризующий особенности строения и динамики, режимов функционирования психических процессов.

Уровни структуры личности, выделенные Б.С.Братусем, хоро­шо согласуются с введенным А.Г.Асмоловым (1984) различением в личности плана содержания — плана смысловых образований, характеризующих личность с содержательной стороны, со стороны ее мотивов, жизненных целей, общей направленности и т.д. — и плана выражения, к которому относятся такие структуры, как спо­собности и черты характера, отвечающие за особенности проявле­ний личности в деятельности. Эти проявления в плане выражения А.Г.Асмолов подразделяет на экспрессивные и инструментальные. Психофизиологический уровень, обеспечивающий функциониро­вание личностных структур, А.Г.Асмолов относит не к самой лич­ности, а к ее предпосылкам.

Принимая за основу основную общую логику подходов А.Г.Ас-молова и Б.С.Братуся к пониманию структуры личности, мы ус­матриваем в их теоретических моделях один принципиальный общий недостаток, который, впрочем, связан с общим состоянием психологии личности на сегодняшний день. Этот недостаток зак­лючается в недифференцированном представлении о высшем, специфически человеческом уровне структурной организации лич­ности. Нам представляется, что здесь необходимо выделять не один, а по меньшей мере два различных уровня, содержанием которых будут являться принципиально разные по своей природе структуры и механизмы. Поэтому мы считаем необходимым выделять три уров­ня структурной организации личности (см. Леонтьев Д.А., 1993): 1) уровень ядерных механизмов личности, которые образуют несу­щий психологический скелет или каркас, на который впоследствии нанизывается все остальное; 2) смысловой уровень — отношения личности с миром, взятые с их содержательной стороны, то есть, по сути, то, что обозначается понятием «внутренний мир челове­ка»; 3) экспрессивно-инструментальный уровень — структуры, характеризующие типичные для личности формы или способы внешнего проявления, взаимодействия с миром, ее внешнюю обо­лочку. (Психофизиологический уровень — уровень телесных и моз­говых механизмов — мы, вслед за А. Г.Асмоловым, склонны отнести к предпосылкам личности, а не к составным частям ее структуры).

Понимание нами экспрессивно-инструментального уровня прин­ципиально не отличается от того понимания, которое А.Г.Асмолов вкладывал в понятие «план выражения», а Б.С.Братусь в понятие «уровень реализации», с тем лишь отличием, что в качестве структур этого уровня мы рассматриваем, наряду с чертами характера и спо­собностями, также роли, включенные человеком в свой репертуар. Смысловой уровень мы понимаем также сходным образом — как пласт смысловых структур, в которых кристаллизованы конкретные содержательные отношения человека с миром, и которые регулиру­ют его жизнедеятельность. Этот уровень будет подробно рассмотрен в последующих главах. На этом уровне действительно осуществляется «производство смысловых ориентации», но лишь один его вид — про­изводство смысловых ориентации в процессе реальной жизнедеятель­ности человека, реализации его отношений с миром.

За критические же процессы изменения смысловых ориентации путем свободного выбора или направленной на себя рефлексивной смыслотехники отвечают ядерные механизмы личности — меха­низмы высшего уровня. Эти ядерные механизмы — свобода и от­ветственность. Трудность их постижения вытекает из того, что в личности мы не найдем некой структуры, которую можно назвать «свобода», или «ответственность», или «выбор». Это не элементы или подструктуры личности как, скажем, способности, потребнос­ти, роли или отношения. Это именно способы, формы ее существо­вания и самоосуществления, которые не имеют своего содержания. В процессе становления и формирования личности они занимают (или не занимают) центральное место в отношениях человека с миром, становятся (или не становятся) стержнем его жизнедеятель­ности и наполняются (или не наполняются) ценностным содержа­нием, которое придает смысл им самим. Наполняясь содержанием смыслового уровня они, в свою очередь, определяют линии разви­тия смысловой сферы, создают то силовое поле, в котором она фор­мируется.

Notes on Concept of Personality by Unacademy

Введение:

Ваше происхождение, воспитание и жизненный опыт сформировали из вас человека, которым вы являетесь сейчас. Многие люди думают, что ваш уникальный набор идей, чувств и поведения составляет вашу личность. Концепция личности не имеет общепринятого определения, хотя многие люди считают ее стабильной и развивающейся чертой. Психологи могут предсказать реакцию людей на различные ситуации, анализируя их личности. Некоторые из наиболее фундаментальных концепций психологии могут дать вам представление о том, как концепции личности развиваются.

Теории

Существует множество теорий, объясняющих, почему люди ведут себя так, а не иначе. Другие предпочитают изучать индивидуальные различия личности, а не метод ее формирования.

Концепция личности в организационном поведении

Личности людей основаны на наборе широких качеств или склонностей, согласно теориям черт концепции личности . В попытке выяснить, какие характеристики составляют ядро ​​личности человека и сколько существует различных типов личностных черт, было предпринято несколько гипотез и исследовательских проектов.

Как психолог Олпорт был одним из первых, кто определил характеристики личности. Люди определенной культуры имеют много одинаковых характеристик. Характеристики, которые необходимы для идентичности человека, известны как центральные качества. «Основные качества» человека — это те, которые настолько ярко выражены, что они находятся в центре внимания.

Оллпорт подсчитал, что существует до 4000 различных личностных качеств. По словам известного психолога Рэймонда Кеттелла, их около 16. По словам Кеттелла, они существуют в континууме, поэтому у каждого есть хотя бы некоторые из этих характеристик.

По словам психолога Ганса Айзенка, экстраверты, невротизм и психотизм являются тремя наиболее распространенными качествами личности.

Можно с уверенностью сказать, что гипотеза «большой пятерки» черт личности в настоящее время является наиболее общепризнанной и широко используемой. Теория предлагает пять широких личностных измерений:

• Доброжелательность

• Добросовестность

• Экстраверсия

• Нейротизм

• Открытость

Идея Большой пятерки утверждает, что каждое свойство встречается в широком спектре. Существует диапазон для каждого атрибута личности человека .

Ваша экстраверсия, добросовестность и покладистость могут быть высокими, но ваша открытость и невротизм могут быть посередине.

Как развивается и меняется личность на протяжении жизни

Хотя его гипотеза психосексуального развития хорошо известна, она является одной из самых спорных. Перефразируя Зигмунда Фрейда, личность ребенка меняется на многих стадиях. Каждая эрогенная зона имеет определенную концентрацию либидинозной энергии, управляющей всей деятельностью человека.

Успешно пройдя этап, человек может перейти к следующему этапу развития. Фиксации, возникающие в результате неудачи в любой момент жизни, могут оказывать влияние на зрелую личность.

Эрик Эриксон, психолог, разработал набор из восьми стадий психологического роста. В теории Эриксона развитие личности и психологических способностей человека происходит поэтапно.

На каждом этапе личностного роста человек будет испытывать кризис, который сигнализирует о начале следующего этапа его роста и развития. Эффективное завершение каждого этапа может привести к развитию здорового развития личности.

Эриксона больше интересовала роль социальных взаимодействий в формировании уникальных качеств человека. Его больше заботило развитие «эго-идентичности», чем что-либо еще.

Как проверяется личность

Психологи разработали множество

личностных тестов, оценок и опросников, чтобы лучше понимать и анализировать уникальные личности людей. Тесты обычно используются в широком диапазоне обстоятельств. Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI), например, часто используется в качестве инструмента отбора перед приемом на работу.

Существует множество экзаменов, которые могут помочь людям лучше понять свою личность. Для выявления расстройств личности используются несколько тестов как инструментов скрининга и оценки.

Многие аспекты вашей жизни могут выиграть от лучшего понимания вашей личности. Отношения с друзьями, семьей и коллегами могут улучшиться, если вы поймете, что вы хороший командный игрок или что вам нужно время, чтобы перезарядиться.

Возможно, вы сталкивались с различными онлайн

личности тестов (например, онлайн-викторина, которая подскажет, экстраверт вы или интроверт). В некоторых случаях эти тесты утверждают, что раскрывают «настоящего вас», а в других — просто для развлечения .

Расстройства личности

Расстройства личности влияют на то, как люди думают, действуют и общаются друг с другом.

Антисоциальное расстройство личности, пограничное расстройство личности, нарциссическое расстройство и обсессивно-компульсивное расстройство личности включены в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5).

Лечение людей с проблемами личности теперь доступно, что приветствуется

. Трудности, которые психическое заболевание может создать в вашей жизни, можно лучше преодолеть, если вы обратитесь за помощью к специалистам в области психического здоровья.

Есть специалисты, которые могут помочь вам в реализации стратегии лечения.

A Word From Verywell

Личность — это широкий вопрос, затрагивающий почти все аспекты личности человека. Личность человека может трактоваться по-разному. Личность человека развивается поэтапно, причем одни теории подчеркивают индивидуальные качества, а другие сосредотачиваются на множестве концепции развития личности и этапы, которые происходят на протяжении всей жизни.

Задача психолога — не только понять, как люди думают и ведут себя, но и диагностировать расстройства личности, которые могут вызывать боль или трудности в основных аспектах жизни. Люди, страдающие расстройствами личности, могут получить помощь психолога, если смогут определить проблемы, с которыми сталкиваются дома, в школе, на работе или в личных отношениях.

Заключение

Концепции личности изучают различия и сходства между личностями людей. Расстройства личности оцениваются, диагностируются и лечатся психологами. Экстраверты, невротизм и психотизм — три наиболее распространенных качества личности. Идея Большой пятерки утверждает, что каждый атрибут встречается в широком спектре. Эффективное завершение каждого этапа может привести к развитию здоровой личности. Многие аспекты вашей жизни могут выиграть от лучшего понимания вашей личности. Личность — это широкий вопрос, который затрагивает почти все аспекты личности человека. Развитие личности расстройства влияют на то, как люди думают, действуют и общаются друг с другом. Антисоциальное расстройство личности, пограничное расстройство личности и нарциссическое расстройство включены в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам.

Теории, концепции и приложения личности

Введение

Личность определяется как динамическая система, состоящая из набора характеристик, которыми обладает человек. Указанный набор формируется различными психологическими силами и влияет на восприятие реальности человеком, а также на его эмоции, поведение и познание. Теория личности как подполе имеет долгую историю, восходящую к XIX в. век. Со временем отрасль стала диверсифицированной, что привело к появлению различных направлений мысли. Научные достижения также внесли ощутимый вклад в развитие психологии личности, способствуя переходу от рассуждений к более объективным методам исследования. В этой статье делается попытка представить ключевые понятия из поведенческих, межличностных и самопсихологических теорий личности. Кроме того, в статье объясняется их пригодность для оценки и карьерного коучинга, а также дается представление об их значимости для моей собственной жизни.

СКИДКА 15% на ваш первый заказ

Мы предоставим индивидуальную Личность бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой Психология: социальное обучение

Социальное обучение — это концепция, описывающая процесс изучения социальных и индивидуальных норм посредством наблюдения и повторения (Bandura, 2014). Концепция была выдвинута психологом Альфредом Бандурой в XIX веке.70-е годы. Исследователь построил свою теорию на предыдущих открытиях, сделанных бихевиористами, таких как классическое и оперантное обусловливание. Хотя Бандура в значительной степени согласился с бихевиористами, он добавил еще две важные идеи, которые изменили то, как сегодня рассматривается социальное обучение. Во-первых, он отрицал представление о линейной зависимости между стимулами и реакциями, лежащее в основе классического обусловливания. Вместо этого, согласно Бандуре, ответы формировались определенными посредническими процессами в «черном ящике» человеческой психики. Во-вторых, психолог утверждал, что поведение усваивается из окружающей среды в результате процесса, называемого «обучение наблюдением».

Бандура (2014) определил три основных этапа социального научения, начало которых начинается в раннем детстве. Сначала ребенок наблюдает за так называемыми моделями или примерами – очевидно, своими родителями и другими близкими родственниками, но также сверстниками и общественными деятелями. Маленький ребенок еще не может применить критическое мышление к тому, что он видит, поэтому он «впитывает» без разбора. Через некоторое время дети начинают подражать поведению тех, за кем наблюдают. На этом этапе они довольно быстро узнают, что одни действия поощряются обществом, а другие рассматриваются как неприемлемые. Как правило, родители показывают детям, насколько их поведение соответствует норме, посредством наказания или оценки. Таким образом, по Бандуре, социальная обусловленность происходит посредством постоянного подкрепления. Однако третий этап характеризуется развитием индивидуальности в человеке. Бывшие дети начинают критически оценивать поведение других, особенно с учетом того, что теперь у них было достаточно времени, чтобы увидеть последствия чужого выбора. Это означает, что концепция Бандуры не совсем детерминистская по своей природе, поскольку она допускает переизобретение себя.

Как и любая другая теория, концепция социального обучения Бандуры имеет ряд ограничений. Например, его критикуют за слишком свободную структуру, поскольку он не предлагает какого-либо объединяющего принципа или модели. Кроме того, социальное обучение может игнорировать биологическую реальность и строго гормональные реакции на стимулы. Однако при всех своих недостатках теория Бандуры доказала свою состоятельность и применимость во многих областях. Она доказательна: знаменитый эксперимент с куклой Бобо показал механизмы агрессии у детей. На данный момент концепция социального обучения применяется как в образовании, так и на рабочем месте.

Межличностная психология: самосистема

Самосистема — одна из фундаментальных концепций, выдвинутых Гарри Стэком Салливаном, отцом межличностной психологии. Салливан определил так называемые динамизмы – черты – это характеристики, которые не являются постоянными, а изменчивыми и связаны с активной деятельностью. По мнению исследователя, многие элементы человеческой психики можно представить как динамизм, при этом самосистема является наиболее сложной и всеобъемлющей из них. Салливан определил самосистему как систему, состоящую из последовательного поведения (Stern, Mann, Kantor, & Schlesinger, 2015). Основная цель здоровой самосистемы — обеспечить межличностную безопасность людей и защитить их от беспокойства. Последнее рассматривалось Салливаном как своего рода внутри- и межличностное напряжение. В отличие от потребности тревога считалась смутным ощущением, не имеющим конкретного направления. Потребность заставит человека действовать, в то время как в случае беспокойства он или она просто шатается в чувстве беспокойства. Салливан утверждал, что каждая функциональная самосистема имеет встроенный механизм предупреждения, который будет отслеживать уровень тревожности человека.

Я-система начинает развиваться в раннем детстве и формируется по мере взросления человека. Он или она выстраивает последовательный образ себя и в то же время решает, каковы их страхи и желания. Чем старше становится человек, тем жестче и статичнее становится его я-система. Таким образом, как сказал Салливан, наличие хорошо организованной системы — это одновременно и благословение, и проклятие. С одной стороны, если тревожность превысит порог, система убережет человека от занятия потенциально опасной деятельностью. С другой стороны, многие виды деятельности с отсроченным удовлетворением или неочевидной пользой вызывают прямо-таки стресс. Например, открытие себя для новых возможностей, таких как поиск работы в другой области, может и обычно вызывает у людей стресс. Тем не менее, игнорирование возможности за пределами своей зоны комфорта может означать застой и плохие долгосрочные результаты.

Своевременная доставка!

Получите свою 100% свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа

Приступим развитие человека. Что делает концепцию Салливана особенно актуальной, так это то, что ее автор описал типичные защитные механизмы и способы их преодоления. Первым защитным механизмом является диссоциация — обычно бессознательная деятельность, во время которой человек отказывается допустить что-либо в свое сознание. Однако эти импульсы и желания не исчезают просто так: они проявляются в фантазиях, мечтах и ​​грезах человека. Привлечение к ним внимания может помочь человеку понять свои «скрытые» слои психики и восстановить связь с ними. Второй защитный механизм — избирательное невнимание, когда человек целенаправленно игнорирует ту или иную информацию. Обычно причиной этого является способность информации подорвать систему убеждений и убеждений человека.

Самопсихология: перенос

Одной из характеристик самосистемы является ее способность экстраполировать убеждения на других людей. В области самопсихологии существует понятие, описывающее подобное явление – перенос. Истоки концепции восходят к Фрейду и Юнгу, основавшим школу психоанализа. В настоящее время практикующие психологи распознают перенос и следят за ним, поскольку он может как препятствовать, так и продвигать процесс терапии. В широком смысле перенос можно определить как проекцию собственных чувств и эмоций человека на его или ее терапевта, при условии, что терапевт не вызывал эти чувства и эмоции напрямую (Racker, 2018). Наиболее часто упоминаемым примером переноса является увлечение собственным терапевтом, включая романтические чувства или сексуальное влечение. Однако перенос не ограничивается ими и может также повлечь за собой ярость, гнев и обиду. Связывая два понятия воедино, можно предположить, что перенос – это проявление подавленных эмоций человека, прошедших защитные механизмы.

Понятие переноса имеет практическое значение и ценность, поскольку терапевт может использовать его на благо клиента. Следует признать, что иногда перенос прерывает сеанс, если негативные эмоции клиента настолько переполняют его, что он или она полностью отказывается от процесса. Однако хороший терапевт может использовать эти возможности, чтобы обратиться к реальным проблемам клиента, о которых он или она, возможно, еще не говорил. Таким образом, перенос дает ценные сведения о подсознании пациента. Другой пример хорошего использования переноса — когда он положительный. Если по какой-либо причине клиент ассоциирует своих терапевтов с чувством безопасности, радости и счастья, терапевт может установить лучший раппорт.

Роль наследственности и среды

Сегодня психология признает, что на формирование индивидуальности человека влияет множество факторов. Хотя каждая школа мысли подчеркивает определенный аспект, ни одна из них не является более важной, чем другие. Я думаю, что биологическую психологию часто неправильно понимают, потому что она кажется слишком детерминированной по своей природе. Однако эта область имеет многообещающие перспективы в ответах на многие загадочные вопросы о человеческом поведении. Биологические факторы следует принимать во внимание при исследовании таких психических заболеваний, как депрессия или биполярное аффективное расстройство. В настоящее время установлено, что люди, у которых есть близкие родственники, страдающие этими расстройствами, сами подвержены риску их развития. Помимо аномалий, биология объясняет такие природные явления, как интроверсия и экстраверсия. Недавние исследования показали, что интроверты и экстраверты различаются на неврологическом уровне, что, я думаю, может послужить облегчением для тех, кто не может принять в себе определенные черты.

Получите академическую работу, написанную на заказ

Всего за 13,00 долларов США   11 долларов США за страницу вы можете получить академическую работу, написанную на заказ в соответствии с вашими инструкциями

Позвольте нам помочь вам

322 специалисты онлайн

Все пункты приняты во внимание, нельзя игнорировать и вопрос о воспитании в споре о природе и воспитании. Например, Monroe, Slavich и Katholiki (2014) описывают механизм возникновения депрессии. Исследователи утверждают, что, хотя плохие жизненные события вызывают стресс у всех людей, только у некоторых из них развивается клиническая депрессия. Это правда, что у каждого человека есть естественные склонности, но некоторые из них молчат всю жизнь, а другие вызваны внешними факторами.

Оценка в теории личности

На данный момент существует множество методов оценки личности, эффективность которых вызывает споры. Эти методы используются не только терапевтами, но и специалистами по персоналу в процессе трудоустройства. Вероятно, самым популярным тестом для оценки личности является индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI). Теория теста, разработанная в первой половине 20-го века, опирается на концепции Юнга об экстраверсии, интроверсии, ощущении, интуиции, мышлении и чувстве (Emre, 2018). Майерс и Бриггс создали систему из 16 типов личности, которые, по сути, представляют собой комбинации концепций Юнга. Некоторые другие методы оценки очень похожи на метод, разработанный Майерсом и Бриггсом. Тест «Большая пятерка», который популярен во многих отраслях промышленности в Северной Америке, включает в себя пять пар характеристик, противоположных друг другу. В зависимости от того, к какой стороне спектра ближе человек, ему или ей присваивается определенная черта (Sampaio, Soares, Coutinho, Sousa, & Goncalves, 2014). Наконец, сортировщик темпераментов Кейрси упрощает систему, созданную Майерсом и Бриггсом, определяя четыре ключевые группы личностей: идеалисты, стражи, ремесленники и рациональные люди. Утверждается, что по темпераменту можно точно определить профессиональные склонности человека и помочь ему выбрать подходящий карьерный путь.

Личные приложения

В ходе этого курса я обнаружил, что модель социального обучения лучше всего описывает мой жизненный опыт. Я думаю, что могу выделить все три стадии, описанные Бандурой, хотя многих детских событий я, возможно, не помню. Я считаю, что с рождения мне был укоренен определенный набор убеждений, характерный для старшего поколения. Не могу сказать, что мои родители были особенно суровы; однако они всегда будут придерживаться линии и следовать правилам до буквы Т, даже если они не имеют большого практического смысла.

В детстве я иногда вел себя непослушно и пытался раздвинуть границы. За это меня часто ругали, что укрепляло идею авторитета, который нельзя было подвергнуть сомнению. Таким образом, закодировав поведение других, я начал делать то же, что и они, то есть воспроизводить социальные нормы. Однако теперь, когда я стал более зрелым, я могу отличить разумное правило от бессмысленного. Я чувствую, что сильно вырос как личность: я могу мыслить независимо и взять свою жизнь под контроль. Конечно, я не полностью свободен от социальной обусловленности, но я достаточно саморефлексивен, чтобы не делать что-то исключительно из-за общественного давления.

Карьерные приложения

Психология личности используется в карьерном коучинге не зря. Теперь, когда мир предлагает так много возможностей, люди часто чувствуют себя потерянными или на распутье, не зная, какую карьеру выбрать. Если раньше развитие карьеры было в значительной степени линейным и предсказуемым, то сегодня многие люди рассматривают возможность расширения или смены сферы деятельности. Я убежден, что правильное применение психологии личности может помочь мне и другим людям найти свое призвание. Для меня самопознание было ценным инструментом, помогающим понять мое истинное «почему». Очевидно, что занятость является средством выживания, поскольку она обеспечивает нас необходимыми ресурсами для удовлетворения наших самых основных потребностей. Тем не менее, есть более высокие планы, которых может достичь человек, когда он выясняет свои склонности и честно говорит о своих намерениях.

Психология привлекает людей разных мировоззрений, жизненных путей и характеров. Думаю, теория личности помогла мне понять, почему именно меня тянет в эту область. Я предполагаю, что метод оценки, который был наиболее открытым в этом отношении, — это сортировщик темперамента Кейрси. По тесту я идеалист, ценю людей и идеи. Кажется, это согласуется с моими взглядами на современную психологию: я убежден, что она должна преследовать большую цель и служить человечеству. Теперь, когда я понял свое «почему», я надеюсь быть более целеустремленным в своем стремлении к знаниям и мастерству.

Заключение

Психология личности — это подраздел психологии, изучающий личность и ее вариации у отдельных людей. Основная цель этой ветви — показать, насколько разные личности людей обусловлены множеством факторов, таких как генетика, воспитание и окружающая среда. Области внимания в психологии личности включают создание целостной картины психики человека и описание его основных психологических процессов. Некоторые теории в этой области уделяют больше внимания исследованию психологических различий, в то время как другие стремятся определить сходство между людьми. Концепции, которые больше всего выделялись для меня во время этого курса, — это самосистема, перенос и социальное обучение. Больше всего я отождествляю себя с концепцией социального научения, поскольку могу обнаружить все этапы, описанные Бандурой, в своей собственной жизни. Методы оценки личности были весьма убедительны — я нашел их применимыми к карьерному коучингу и развитию, в том числе и к моему собственному.

Ссылки

Бандура, А. (2014). Социально-когнитивная теория морального мышления и действия. В Справочник по нравственному поведению и развитию (стр. 69-128). Абингдон-на-Темзе, Великобритания: Psychology Press.

Эмре, М. (2018). Брокеры личности: странная история Майерс-Бриггс и рождение тестирования личности . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Doubleday.

Монро, С. М., Славич, Г. М., и Георгиадес, К. (2014). Социальная среда и депрессия: роль жизненного стресса. В IH Gotlib & CL Hammen (Eds.), Справочник по депрессии (стр. 296-314). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Guilford Press.

Ракер, Х. (2018). Перенос и контрперенос . Рутледж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *