Рефлексы, их классификация.
Рефлекс (от лат. reflexus — отражённый) — стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы. Рефлексы существуют у многоклеточных живых организмов, обладающих нервной системой, осуществляются посредством рефлекторной дуги.] Рефлекс — основная форма деятельности нервной системы.Термин «рефлекс» был введен французским ученым Р. Декартом в XVII в. Но для объяснения психической деятельности он был применен основоположником русской материалистической физиологии И. М. Сеченовым.
Предположение о полностью рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга впервые было развито ученым-физиологом И. М. Сеченовым. До него физиологи и неврологи не решались поставить вопрос о возможности физиологического анализа психических процессов, которые предоставлялось решать психологии.
Далее идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудах
Большой вклад в формирование учения о рефлексах внёс Чарлз С. Шеррингтон (Нобелевская премия по физиологии и медицине, 1932). Он открыл координацию, взаимное ингибирование и облегчение рефлексов.
Классификация
По ряду признаков рефлексы могут быть разделены на группы[3].
По типу образования: условные и безусловные рефлексы.
По видам рецепторов: экстероцептивные (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные), интероцептивные (с рецепторов внутренних органов) и проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов)
По эффекторам: соматические, или двигательные (рефлексы скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др. ; вегетативные внутренних органов — пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.
По биологической значимости: оборонительные, или защитные, пищеварительные, половые, ориентировочные.
По степени сложности нейронной организации рефлекторных дуг различают моносинаптические, дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов (например, коленный), и полисинаптические, дуги которых содержат также один или несколько промежуточных нейронов и имеют два или несколько синаптических переключений (например, флексорный).
По характеру влияний на деятельность эффектора: возбудительные — вызывающие и усиливающие (облегчающие) его деятельность, тормозные — ослабляющие и подавляющие её (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца — блуждающим).
По анатомическому расположению центральной части рефлекторных дуг различают спинальные рефлексы и рефлексы головного мозга. В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге. Пример простейшего спинального рефлекса — отдергивание руки от острой булавки. Рефлексы головного мозга осуществляются при участии нейронов головного мозга. Среди них различают бульбарные, осуществляемые при участии нейронов продолговатого мозга; мезэнцефальные — с участием нейронов среднего мозга; кортикальные — с участием нейронов коры больших полушарий головного мозга.
Рефлекс — Психологос
Ничего личного, это просто рефлекс!
Рефлекс — это стабильный ответ организма (реакция организма) на какой-то внешний раздражитель.
Под обыкновенными рефлексами мы понимаем машинообразную реакцию, которая при прочих равных условиях отличается стереотипным постоянством и которая, повторяясь каждый раз при одинаковом внешнем раздражении, может изменяться в той или другой степени лишь количественно. Замечаемые различия в силе рефлекторной реакции обусловливаются частью силой внешнего раздражения, главным же образом явлениями внутреннего или внешнего торможения; в остальном же эти реакции развиваются с неизменным постоянством каждый раз, когда применяется определенное внешнее воздействие на известную область тела. (Бехтерев В.М. Объективная психология. с. 144).
Рефлекс заключается в том, что в ответ на привычные обстоятельства животное отвечает привычной, врожденной или приобретенной.
Это может быть как тот или иной одиночный раздражитель, так и совокупность разнообразных раздражителей. Крик ребенка — одиночный раздражитель. Ребенок, который бежит к маме, плачет и тянет к ней свои ручка — совокупность раздражителей…
Подробнее, рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая посредством возбуждения центральной нервной системы и имеющая приспособительное значение. В этом определении содержится 5 признаков рефлекса: 1) это ответная реакция, а не самопроизвольная, 2) необходимо раздражение, без которого рефлекс не возникает, 3) в основе рефлекса лежит нервное возбуждение, 4) необходимо участие центральной нервной системы, чтобы превратить сенсорное возбуждение в эффекторное, 5) рефлекс нужен для приспособления (адаптации) к меняющимся условиям внешней среды.
Запускающим рефлекс обстоятельством может быть как тот или иной одиночный раздражитель, так и совокупность разнообразных раздражителей. Крик ребенка для мамы — одиночный раздражитель. Ребенок, который бежит к маме, плачет и тянет к ней свои ручка — совокупность раздражителей… А вот какая будет реакция мамы, «Что орешь?» или «Иди сюда, милый, твоя мама тебя пожалеет!», зависит от того, как мама была воспитана, от ее уже выученных рефлексов.
В повседневной жизни вместо слова «рефлексы» люди вне науки чаще употребляют слова «привычка», «импульс», «движение души»…
Как мы уже сказали, рефлексы делятся на врожденные и приобретенные. Все мы рождаемся с теми или иными врожденными рефлексами, от коленного и дыхательного рефлекса до рефлекса оборонительного, рефлекса страха или рефлекса цели.
Теорию рефлексов разрабатывали И.П. Павлов и В.М. Бехтерев, вклад обоих был огромен. Однако после смерти В.М. Бехтерева его наследие было практически забыто, на слуху остался один И.
Большинство своих исследований И.П. Павлов провел на собаках, его самые известные опыты — исследование слюноотделения в ответ на загорающуюся лампочку или звучание звонка. Когда собака видит корм, ее слюнные железы начинают выделять слюну. Это происходит всегда и у любой собаки, это безусловный рефлекс. Если собака слышит звонок, вначале у нее возникает ориентировочная реакция (собака напрягается и крутит головой), однако со временем эта реакция пропадает, и собака на звонок не реагировала уже никак. Однако, однако, если звонок регулярно звонил в момент кормежки, а точнее прямо перед ней, то через некоторое время у собаки вырабатывался условный рефлекс: звонок сам по себе начинал вызывать у нее слюноотделение.
Интересно различие терминологии: если приобретенные рефлексы И.П. Павлов называл «условными рефлексами», то В.М. Бехтерев — «сочетательными» или «сочетательно-двигательными рефлексами». Кроме разницы в терминологии, есть некоторое различие и в содержании понятий. В павловском условном рефлексе условный раздражитель должен действовать первым, выполняя функцию сигнала о том, что за ним последует, в то время как сочетательные рефлексы, по Бехтереву, могут возникать и в случае небольшого опережения нейтрального раздражителя, и в случае его небольшого запаздывания. Таким образом, «сочетательные» рефлексы по Бехтереву включают в себя и «условные рефлексы» по Павлову, и «оператное поведение» по Б. Скиннеру.
Действительно, оказалось, что в отличие от условного рефлекса, при котором появлению реакции на условный сигнал всегда предшествует его подкрепление, у животного может сформироваться реакция, которая в прошлом подкреплялась ее проявления: не как сигнал о том, что будет, а как подкрепление того, что животное уже сделало.
Этот механизм получил название оперантного обусловливания. Оперантное обусловливание можно рассматривать как разновидность сочетательных рефлексов, где возникает устойчивая связь между определенным видом поведения и его последствиями, а именно его положительным или отрицательным подкреплением. В оперантном обусловливании изучают не слюноотделение собаки, а ее поведение: например, при каких условиях собака будет подбегать к двери и у двери например три раза лаять.
Впрочем, оперантное поведение называть рефлексом — неточно. Б. Скиннер так писал о различии рефлексов и оперантном поведении: «Рефлексы, как условные, так и всякие другие, главным образом связаны с внутренними физиологическими процессами в организме. Однако чаще всего нас интересует такое поведение, которое имеет определенное воздействие на окружающий мир. Оно возникает в результате столкновения человека с необходимостью решать задачи, выдвигаемые жизнью». Реагируя (при выполнении условного рефлекса), животное играет пассивную роль: хозяин дал команду — собака сделала. Активное начало поведения — у человека. В оперантном поведении, наоборот, источник активности — животное: собака совершает действие для того, чтобы ее поощрили.
Достаточно важно различать рефлекс и инстинкт. Рефлекс, в отличие от инстинкта, запускается простым раздражителем (определенный звук, воздействие, вспышка света и так далее). Он возникает в тот момент, когда на организм подействовал раздражитель такой силы, которой хватит для запуска рефлекса (т.е. пороговой силы), и срабатывает вне зависимости от наличия или отсутсвия мотивации. Инстинкт, в отличие от рефлекса, запускается сложными раздражителями, запускается только при наличии мотивационного состояния:
Например чтобы собака начала защищать территорию — она должна увидеть приближающегося врага — увидеть, услышать, почувствовать — целый набор раздражителей.
Та же собака, оказавшись на новой территории — не будет ее защищать, а будет исследовать — и даже если в этот момент тот же «враг» пройдет рядом — инстинкт защиты территории не сработает — нет мотивации.
Кроме того, инстинктивное поведение может возникнуть и само по себе — без наличия сиюминутных стимулов.
Механизм рефлексов используется для дрессировки. Когда рефлекс начинает осознаваться и тем более сдерживаться пониманием «можно» или «нельзя», он получает звание «импульс» или «влечение».
Нервная система человека | Описание, развитие, анатомия и функции
нервная система
Все СМИ
- Похожие темы:
- болезнь нервной системы сенсорный прием человека человеческое тело нейронная инженерия заболевание нервной системы
См. все связанные материалы →
нервная система человека , система, проводящая раздражения от сенсорных рецепторов к головному и спинному мозгу и проводящая импульсы обратно к другим частям тела. Как и у других высших позвоночных, нервная система человека состоит из двух основных частей: центральной нервной системы (головной и спинной мозг) и периферической нервной системы (нервы, передающие импульсы к центральной нервной системе и от нее). У человека мозг особенно велик и хорошо развит.
Пренатальное и постнатальное развитие нервной системы человека
Почти все нервные клетки или нейроны образуются во время пренатальной жизни, и в большинстве случаев после этого они не заменяются новыми нейронами. Морфологически нервная система впервые появляется примерно через 18 дней после зачатия с образованием нервной пластинки. Функционально он появляется с первыми признаками рефлекторной деятельности на втором месяце внутриутробного развития, когда раздражение прикосновением к верхней губе вызывает реакцию отдергивания головы. На третьем месяце можно вызвать многие рефлексы головы, туловища и конечностей.
В ходе своего развития нервная система претерпевает значительные изменения, чтобы достичь своей сложной организации. Чтобы произвести примерно 1 триллион нейронов, присутствующих в зрелом мозге, в среднем должно генерироваться 2,5 миллиона нейронов в минуту в течение всей внутриутробной жизни. Это включает в себя формирование нейронных цепей, включающих 100 триллионов синапсов, поскольку каждый потенциальный нейрон в конечном итоге связан либо с выбранным набором других нейронов, либо с конкретными мишенями, такими как сенсорные окончания. Более того, синаптические связи с другими нейронами устанавливаются в определенных местах на клеточных мембранах нейронов-мишеней. Совокупность этих событий не считается исключительным продуктом генетического кода, поскольку генов просто недостаточно, чтобы объяснить такую сложность. Скорее, дифференцировка и последующее развитие эмбриональных клеток в зрелые нейроны и глиальные клетки достигаются за счет двух наборов влияний: (1) специфических подмножеств генов и (2) стимулов окружающей среды изнутри и снаружи эмбриона. Генетические влияния имеют решающее значение для развития нервной системы в упорядоченных и синхронизированных по времени последовательностях. Дифференцировка клеток, например, зависит от ряда сигналов, которые регулируют транскрипцию, процесс, в котором молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) дают начало молекулам рибонуклеиновой кислоты (РНК), которые, в свою очередь, выражают генетические сообщения, контролирующие клеточную активность. Влияние окружающей среды, происходящее от самого эмбриона, включает клеточные сигналы, состоящие из диффундирующих молекулярных факторов (9). 0023 см. ниже Развитие нейронов). Факторы внешней среды включают питание, сенсорный опыт, социальное взаимодействие и даже обучение. Все это необходимо для правильной дифференциации отдельных нейронов и тонкой настройки деталей синаптических связей. Таким образом, нервная система требует постоянной стимуляции на протяжении всей жизни для поддержания функциональной активности.
Развитие нейронов
На второй неделе внутриутробной жизни быстро растущая бластоциста (пучок клеток, на который делится оплодотворенная яйцеклетка) уплощается, образуя так называемый эмбриональный диск. Зародышевый диск вскоре приобретает три слоя: эктодерму (наружный слой), мезодерму (средний слой) и энтодерму (внутренний слой). Внутри мезодермы растет хорда, осевой стержень, служащий временным позвоночником. И мезодерма, и хорда выделяют химическое вещество, которое инструктирует соседние недифференцированные клетки эктодермы и побуждает их утолщаться вдоль того, что станет дорсальной срединной линией тела, формируя нервную пластинку. Нервная пластинка состоит из клеток-предшественников нервных клеток, известных как нейроэпителиальные клетки, которые развиваются в нервную трубку (9).0023 см. ниже Морфологическое развитие). Затем нейроэпителиальные клетки начинают делиться, диверсифицироваться и давать начало незрелым нейронам и нейроглии, которые, в свою очередь, мигрируют из нервной трубки в свое окончательное место. Каждый нейрон образует дендриты и аксон; аксоны удлиняются и образуют ответвления, окончания которых образуют синаптические связи с выбранным набором нейронов-мишеней или мышечных волокон.
Britannica Quiz
Человеческое тело
Возможно, вы знаете, что человеческий мозг состоит из двух половин, но какая часть человеческого тела состоит из крови? Узнайте об этом факте и многом другом, проверив оба полушария своего мозга в этой викторине по анатомии человека.
Замечательные события этого раннего периода развития включают упорядоченную миграцию миллиардов нейронов, рост их аксонов (многие из которых распространяются по всему мозгу) и образование тысяч синапсов между отдельными аксонами и их нейронами-мишенями. Миграция и рост нейронов зависят, по крайней мере частично, от химических и физических воздействий. Растущие кончики аксонов (называемые конусами роста), по-видимому, распознают и реагируют на различные молекулярные сигналы, которые направляют аксоны и нервные ветви к их соответствующим мишеням и устраняют те, которые пытаются синапсироваться с неподходящими мишенями. Как только синаптическая связь установлена, клетка-мишень высвобождает трофический фактор (например, фактор роста нервов), который необходим для выживания синапсирующих с ней нейронов. Сигналы физического наведения участвуют в контактном наведении или миграции незрелых нейронов вдоль каркаса глиальных волокон.
В некоторых областях развивающейся нервной системы синаптические контакты изначально не являются точными или стабильными, а позже за ними следует упорядоченная реорганизация, включая элиминацию многих клеток и синапсов. Нестабильность некоторых синаптических связей сохраняется до достижения так называемого критического периода, до которого влияние окружающей среды играет значительную роль в правильной дифференцировке нейронов и тонкой настройке многих синаптических связей. После критического периода синаптические связи становятся стабильными и вряд ли будут изменены влиянием окружающей среды. Это говорит о том, что на определенные навыки и сенсорную деятельность можно влиять в процессе развития (включая постнатальную жизнь), а для некоторых интеллектуальных навыков эта способность к адаптации, по-видимому, сохраняется во взрослом и пожилом возрасте.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ: Сеченов; Хьюлингс Джексон; Павлов | Архив неврологии и психиатрии
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ: Сеченов; Хьюлингс Джексон; Павлов | Архивы неврологии и психиатрии | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]Эта проблема
- Скачать PDF
- Полный текст
Поделиться
Твиттер Фейсбук Эл. адрес LinkedIn
- Процитировать это
- Разрешения
ноябрь 1948 года
Б. П. БАБКИН, M.D.
Принадлежности автора
МОНРЕАЛЬ, КАНАДА
Отделение физиологии и отделение неврологии и нейрохирургии Университета Макгилла.
Арх НейрПсих. 1948;60(5):520-535. doi:10.1001/archneurpsyc.1948.02310050097009
Полный текст
Абстрактный
ТЕРМИН «условный рефлекс» был введен Павловым в 1903 г. Он впервые упомянул его в речи под названием «Экспериментальная психология и психопатология у животных», которую он произнес на Международном медицинском конгрессе в Мадриде в апреле этого года.