Понятие о психическом развитии.
Ключевое понятие ВП – понятие «развитие». Развитие — это процесс необратимых направленных по восходящей закономерных изменений, приводящих к возникновению количественной, качественной и структурных преобразований психики и поведения человека.
Созревание-это процесс, течение которого зависит от унаследованных способностей индивидуума.
Рост— процесс количественных изменений в ходе совершенствования психической функции или увеличение размеров функциональных возможностей отдельных составляющих или системы в целом. Развитие — это сочетание и роста и созревания, для реализации общей направленности (единая линия развития). Это многоплановое движение по восходящей линии, оно детерминировано (обусловлено) общим эволюционным процессом, конкретными историческими условиями, деятельностью, многообразием отношений, а также взаимообусловлено развитием соцсреды.
Развитие осуществляется по типу колебаний и имеет две фазы : катаболизм (процесс распада соединений) и анаболизм (процесс образования соединений в новые вещества). В целом, развитие осуществляется по цепи переходов через кризисы и преодоления противоречий к более высоким способам действий.
Основные свойства развития, отличающие его от других изменений, является:
— необратимость – способность к накапливанию, надстраиванию изменений;
— направленность – способность к наличию единой линии развития;
— закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
Принципы психического развития:
1. принцип устойчивого динамического неравновесия (источник развития любой системы) – начальным этапом любого развития является сложный спектр индивидуальных противоречий и действий, запускающих развитие;
2. принцип взаимодействия тенденций к сохранению и изменению (условия развития системы) – тенденция к сохранению осуществляется наследственностью, которая без искажений передает информацию из поколения в поколение, а противоположная ей тенденция к изменению проявляется в приспособлении вида к среде обитания;
3. принцип дифференциации (расширение) – интеграции (суммирование) (критерий развития структуры) – развитие идет от состояния относительной глобальности… к состояниям дифференцированности и иерархической интеграции;
4. принцип цельности (критерий развития функции) – успешность функционирования всей системы в целом обусловлена тем, насколько согласованно взаимодействуют элементы системы, т.е. цельность показывает меру связности элементов целого и уровень развития ее функции.
Закономерности психического развития человека:
1. развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью – неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т.е. развитию присущ колебательный характер, а гетерхронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций;
2. неустойчивость развития – развитие проходит через неустойчивые периоды, что наиболее ярко проявляется в кризисах детского развития;
3. сенситивность психического развития – развитие включает сенситивные периоды, для которых характерно оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств;
4. кумулятивность психического развития – результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь;
5. дивергентность – конвергентность хода развития – психическое развитие включает две противоречивые и взаимосвязанные тенденции – дивергенцию (повышение разнообразия; различие многообразия признаков на основе их постепенного расхождения) и конвергенцию (свертывание, усиление избирательности; сходство, сближение однотипных для построения индивидуальной характеристики).
Развитие обусловлено (детерминировано) общим эволюционным процессом, конкретными историческими условиями, деятельностью, многообразием отношений, а также взаимообусловлено развитием социальной среды.
Развитие осуществляется по типу колебаний.
В целом развитие осуществляется по цепи переходов через кризисы и преодоления противоречий, через временное предвосхищение более высоких способов действия и возвращения на более низший уровень.
Источником развития является общество, именно оно ставит задачи развития, определяет набор деятельности человека и определяет возможности развития человека. При этом природные свойства человека являются органическими предпосылками данного процесса.
Психологическими предпосылками развития являются условия восприятия и конкретной реакции на взаимодействия с внешним миром.
Движущими силами развития являются противоречия:
— между возрастными физиологическими и психическими возможностями человека и сложившимся взаимодействием с окружающим миром;
— между внешней социальной ситуацией развития и внутренней позицией человека:
— между достигнутым уровнем психического развития и образом жизни.
Факторы развития: наследственность; среда; время; активность; познание; общение; труд.
| Педагогика 24.05 16:31 671 Rating: 5.0/5 (1 vote cast) 303 Сергей ВикторовичОсновной целью воспитания ребёнка является формирование и развитие гармонической личности. Основным объектом воздействия учителя в процессе обучения и воспитания является личность ученика. Понятие личности относится только к человеку. Как биологический вид человек отличается от животных определенной телесной организацией (прямохождением, наличием верхних двигательных органов — рук, развитым мозгом, наличием сознания, высоким уровнем мыслительной деятельности). Самый существенный признак человека — это то, что он существо социальное. Под личностью понимается человек как общественное существо, для которого характерно проявление общественной сущности его индивидуальных и психических свойств (темперамента, характера, способностей, уровня умственного развития, потребностей, интересов и др.) и социальных функций (отношения к действительности, к людям, к обществу в целом, к труду, поведение человека, его общественная деятельность). Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью, т.е. существом социальным он становится в процессе своей индивидуальной жизни, пройдя длительный и сложный путь развития. Развитие является общим свойством, присущим природе и обществу в целом и каждой личности. В процессе развития происходят изменения, для которых характерен переход от одного состояния в качественно другое, более совершенное. Следовательно, развитие характеризуется созиданием, движением вперёд, оно противоположно распаду, деградации, регрессу. Индивидуальное развитие человека (онтогенез) — это становление его не только как организма, но и как личности, сознательного социального существа. Это единый целостный процесс, выражающийся в различных формах: морфологической, биохимической, физиологической, психической, социальной. Часто употребляется и понятие «формирование личности», когда имеется в виду приобретение ею в целом или отдельными качествами (сторонами личности) определённой завершённой законченности. Поэтому понятие «развитие» шире, чем «формирование». С давних пор в науке не прекращается дискуссия о соотношении биологических и социальных факторов в развитии человека, о роли общественного и природного в развитии личности. В этом многовековом споре выделялись две крайние точки: идеалистическая и диалектико-материалистическая. Сторонники одной из них, идеалистической, считают главным и определяющим в развитии человека то, что дано ему от природы, они сводят развитие личности исключительно к росту и количественному изменению тех свойств, которые предопределены природой, т.е. получены индивидуумом по наследству от предков и определяются их генотипом. При такой односторонней трактовке, воспитанию в развитии личности отводится весьма скромная роль; оно рассматривается в качестве одного из внешних условий, в которых происходит становление природных задатков человека и их проявление. Собственно развитие фактически отрицается. Биологическую предопределённость развития и поведения поддерживает широко распространившееся в психологии течение бихевиоризма и его различных современных течений, (бихевиор (англ.) — поведение). Э.Торндайк (родоначальник) считал, что все свойства личности, в частности сознание и умственные способности человека, определяются исключительно наследственностью, подобно его анатомо-физиологическим данным, что умственные способности человека даются ему природой так же как «глаза, зубы и пальцы».Этим Торндайк принижал возможности воспитания, провозглашая его сопутствующей характеристикой. В его понимании человек представляет собой всего лишь коллекцию или батарею генов, передающиеся из поколения в поколение и в полной мере определяющую все свойства и будущность личности. Аналогичный подход к объяснению развития личности характерен для прагматической педагогики. (Прагматизм — деятельность). Д.Дьюи (родоначальник), А. Комбса (последователь) и др. считают неизменность и высокую сопротивляемость к внешним воздействиям внутренней природы человека, недооценивают активную преобразующую роль воспитания. Наследственность человека считается главной, ей придаётся решающее значение в определении судьбы человека. На этой основе развиваются «теории» расизма, утверждающие мнимую биологическую и психическую неполноценность экваториальных и монголоидных рас и некоторых антропологических групп европеоидной расы. При таком одностороннем подходе развитие личности сводится к проявлению заложенных от природы способностей. Роль воспитания и обучения принижается. Продолжение статьи здесь.
Предыдущая запись Следующая запись |
Значение и концепция развития
Статьей поделились:
РЕКЛАМА:
Развитие означает «улучшение экономических и социальных условий в стране». В частности, это относится к усовершенствованию способов управления природными и человеческими ресурсами района. Для того, чтобы создать богатство и улучшить жизнь людей.
Дадли Сирс, развивая значение развития, предполагает, что, хотя могут существовать оценочные суждения о том, что является развитием, а что нет, общеприемлемой целью развития должно быть создание условий, ведущих к реализации потенциала человека. личность.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Провидцы выделили несколько условий, которые могут способствовать достижению этой цели:
я. Способность получать предметы первой необходимости, особенно продукты питания;
ii. Работа (не обязательно оплачиваемая), но включая учебу, работу на семейной ферме или ведение домашнего хозяйства;
III. Равенство, которое следует рассматривать как самостоятельную цель;
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
ив. Участие в правительстве;
v. Принадлежность к нации, действительно независимой как в экономическом, так и в политическом отношении; и
в. и. Адекватный уровень образования (особенно грамотности).
Люди считаются главными действующими лицами в развитии человеческого масштаба. Уважение разнообразия людей, а также автономии пространств, в которых они должны действовать, превращает сегодняшнюю объектную личность в субъектную личность в развитии человеческого масштаба. Развитие разнообразия, которое мы испытали, в основном было нисходящим подходом, при котором мало возможностей для массового участия и принятия решений.
Развитие в человеческом масштабе требует прямой и широкой демократии, при которой государство отказывается от своей традиционной патерналистской и велферистской роли в пользу посредника в принятии и консолидации решений людей, поступающих снизу. «Расширение прав и возможностей» людей требует развития намного раньше, чем просто борьба с бедностью или ее устранение. В этом смысле развитие направлено на восстановление или расширение основных человеческих способностей и свобод и позволяет людям быть проводниками своего собственного развития.
В процессе капиталистического развития и продвижения национальной экономики к интеграции во внешние рынки даже политически демократические государства склонны эффективно исключать широкие массы из процесса принятия политических и экономических решений. Само государство превращается в национальную олигархию, окруженную авторитарными и бюрократическими структурами и механизмами, препятствующими участию в общественной жизни и народным действиям.
Ограниченный доступ большинства к социальным благам и ограниченный характер участия масс часто не могут быть удовлетворительно компенсированы неудачной и слабой перераспределительной политикой правительства. Влиятельные группы экономических интересов определяют национальную повестку дня развития, часто нерепрезентативную для гетерогенной и разнообразной природы нашего гражданского общества, что способствует консолидации и концентрации власти и ресурсов в руках немногих.
Кроме того, ориентация на людей и массы подразумевает, что может быть много разных путей к развитию и уверенности в себе. Лозунги «развитие, ориентированное на человека», «развитие людей», «комплексное развитие» призывают к более инклюзивному и чуткому подходу к фундаментальным социальным, экономическим и политическим изменениям, связанным с развитием, таким образом, чтобы все аспекты жизни людей, их коллективность, их собственная история и сознание, а также их отношения с другими способствуют сбалансированному развитию.
Принятие подхода, основанного на основных потребностях, с концепцией эндогенного развития делает повестку дня в области развития универсально применимой и в то же время позволяет должным образом учитывать специфику страны.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Задача развития в человеческом масштабе состоит в том, чтобы поощрять разнообразие, а не угрожать ему, развивать процессы политической и экономической децентрализации, укреплять демократические местные традиции и институты и поощрять, а не подавлять возникающие социальные движения, которые отражают потребность людей в автономность и пространство.
Плоды экономического развития могут быть распределены более справедливо, если локальные пространства защищены, микроорганизации содействуют, а разнообразные коллективные идентичности, составляющие социальное тело, признаются и представляются. Необходим больший контроль народных масс над окружающей средой. На самом деле эта концепция развития направлена на то, чтобы гражданское общество, а не государство, брало на себя ответственность за развитие и поддерживало его, с тем чтобы усилилась роль социальных акторов.
Социальное и человеческое развитие, поэтому обязательно требует единого подхода, интеграции экономических и социальных компонентов в планы, политику и программы для улучшения жизни людей. Задача состоит в том, чтобы одновременно интегрировать межотраслевые и региональные потребности в области развития, а также обеспечить совместное развитие. Вопросы окружающей среды, загрязнения, женщин, среды обитания, голода и занятости выходят на первый план один за другим и продолжают требовать общественного и институционального внимания наряду с выделением ресурсов. Двумя основными современными проблемами, требующими сосредоточения внимания в рамках любой инициативы в области развития, являются безопасность человека и устойчивость.
Нам необходимо обеспечить, чтобы развитие не означало социальных потрясений, насилия и войн и чтобы мы удовлетворяли «потребности нынешнего поколения, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».
Каждая из этих проблем сложным образом взаимосвязана и требует единого подхода. Цель развития должна заключаться в том, чтобы развивать человека, а не заканчиваться развитием вещей. Удовлетворение основных потребностей человечества должно быть истинной целью развития, и достижения, которые либо не способствуют достижению этой цели, либо даже нарушают это основное требование, не должны преследоваться как цель развития.
Главная ›› Разработка
Развитие
Роль женщин в политике развития | Социальное развитие
Гендерный подход к развитию женщин | Социология
Концепция развития.
Основные определения и их исторический контекстПонимание концепции: о развитии развития
«[Развитие] может означать что угодно и принимать почти любую форму» (Ziai, 2017, стр. 72)
То, что можно прочитать выше, большинство сочтет неудовлетворительным определением того, что такое развитие; на самом деле, это еще больше побуждает задаться вопросом: что означает этот термин? Хотя однозначного ответа на этот вопрос найти невозможно, осмысленное понимание является ключом к прослеживанию концепции. Существенным для этого является исторический путь, по которому прошел термин. Приводя к разным значениям развития с течением времени, цель эссе состоит в том, чтобы способствовать всеобъемлющему пониманию, показывая доминирующие определения, встроенные в их соответствующий исторический контекст, и иллюстрируя, как это в дальнейшем способствовало развитию термина «развитие».
После первого описания амбивалентности и корней этого термина в эссе подчеркивается смещение подходов к развитию от экономических идей к стратегиям, основанным на действиях, в которых основное внимание уделяется людям. В конечном итоге показано, как радикальные подходы дополняют это и какие перспективные направления открывает будущее развитие.
Развитие: оспариваемая концепция с глубокими корнями
Литература по развитию характеризуется множеством определений, одни точные, другие общие. В современном академическом и разговорном языке термин «развитие» понимается как «процесс изменения […], оценочный результат, связанный с политикой и/или практикой […] [и/или] как доминирующий дискурс (Sumner & Tribe, 2008, стр. 757-758). Эти три взаимосвязанных, но отдельных подхода проливают свет на то, почему развитие оспаривается. Во-первых, развитие включает различные масштабы, от индивидуального до общественного, регионального, национального и глобального уровней. Таким образом, понимание развития может различаться в зависимости от этих шкал (Willis, 2011, стр. 8). Разница в масштабах предполагает, что существует также разница в агентах, участвующих в процессе развития (Sapkota & Tharu, 2016, стр. 13-14). В то время как другие воспринимают потребность в развитии, разные акторы оценивают «проблему» и ее «решения» по-разному, как показывает пример полного отказа от развития после развития (Ziai, 2017, p. 67). На понимание развития также влияет его измерение (Уиллис, 2011, стр. 12-13). Безусловно, определение развития направляет методы измерения, однако разные результаты измерений могут влиять и на нашу парадигму развития, формируя, таким образом, дорогу с двусторонним движением, направляющую концепцию. Все это ведет к путанице, цементируемой еще и семантическими ярлыками, начиная от «Глобальный Юг» и заканчивая «Слаборазвитым», «Третьим миром» и прочими.
Они не только затуманивают термин «развитие», но и «проливают свет на более глубокие идеи и убеждения, лежащие в основе развития [напр. его этика] практика и политика» (Schafer et al., 2017, стр. 8).
В то время как современное понимание развития является широким, различные определения, использовавшиеся на протяжении всей истории, являются узкими. Сам термин «развитие» является относительно новым, уходящим своими корнями много веков назад в европоцентричный капитализм и сопутствующие ему явления индустриализации и колониализма, усугубляющие экономические различия между отдельными людьми, группами и странами (Desai, 2017, стр. 44). Идеи прогресса возникли во времена индустриализации, когда капитализм понимался как канал, дающий большинству людей доступ к различным благам, превращая государство в важного агента (Десаи, 2017, стр. 45-46). В конечном счете, влияние колониализма, приведшее к надтерриториальной зависимости, разным властным отношениям и структурным изменениям в социальных, политических, экономических и культурных измерениях, сформировало сегодняшнее восприятие «Глобального Севера» (развитых) и «Глобального Юга» (слаборазвитых). и повлияло на термин (Уиллис, 2011, стр. 20-21).
Экономические идеалы на пути развития
Основываясь на этом колониальном происхождении, отраженном в ландшафте концентрации власти Запада в 20-м веке, термин «развитие» появился после Второй мировой войны под руководством США (Schafer et al. , 2017, p. 5). Как описывает это Десаи, «развитие было продуктом противостояния капитализма и коммунизма, а также их взаимодействия» (Десаи, 2017, стр. 48). Опираясь на импульс послевоенной деколонизации, глядя на 19Депрессия 30-х годов и с учетом появления новых сверхдержав, США и СССР, развитие понималось как стратегия (бывших) колониальных, а затем и бывших колониальных государств, направленная на стимулирование экономического роста в международном контексте (Leys, 1996, стр. 6). -7). Это сформировало понимание развития, связанного с экономическим ростом, представленное теориями экономики развития, модернизации, зависимости и неолиберализма, основанными на их академическом прошлом, развитом в Европе с 18-го века и далее (Martinussen, 19).97, стр. 1833).
Начиная с 1950-х годов при Джоне Мейнарде Кейнсе его работа повлияла на теорию экономики развития, и подразумеваемое развитие является предметом экономического роста, который должен быть достигнут за счет реальных капиталовложений. Он признает, что капитализм может материализоваться в циклах роста и спада, поэтому участие государства необходимо для сглаживания этих колебаний (Desai, 2017, стр. 50-51). Например, во время экономических спадов государство могло стимулировать потребительские покупки за счет инвестиций, стимулируя рост и благосостояние (Джахан и др., 2017, стр. 4). Текущая политика развития, ориентированная на помощь, включала кейнсианство как канал для успешного развития, направляемого (следовательно, узаконенным) вмешательством правительства на национальном уровне и иностранной помощью на международном уровне (Willis, 2011, стр. 39)., 49, 52). По-прежнему ориентируясь на рост, теория модернизации вошла в публичный дискурс в конце 1950-х гг. Основываясь на таких концепциях, как «Пять стадий экономического роста» Уолта Ростоу (Rostow, 1959), теория показывает, что развитие достигается путем соблюдения современных, то есть западных, стандартов. При этом «слаборазвитые» страны могли бы преодолеть бремя местных и унаследованных традиций, мешающих их развитию, то есть экономическому росту. Будучи подвергнутой критике за игнорирование (колониальной) истории, узкую направленность на внутренние факторы и неустойчивое одобрение массового потребления, доминирование этой теории ослабло после того, как она узаконила участие США в различных вопросах развития (Desai, 2017, стр. 51-54). ), такие как программа Альянса за прогресс в Латинской Америке (Reyes, 2001, стр. 3) или широкомасштабные промышленные и сельскохозяйственные предприятия сверху вниз (Willis, 2011, стр. 50-51). Однако и сегодня он влияет на понимание США «третьего мира» (Desai, 2017, стр. 51-54). Критика теории модернизации не осталась незамеченной, поскольку появление теории зависимости в XIX в.60-е доказывают. Принимая во внимание всю капиталистическую систему и ее влияние на империализм (внешние факторы), он признает глобальное структурное неравенство, в результате чего «развитые» и «недоразвитые» еще больше отделяются друг от друга. Пример эксплуатации ресурсов на «Юге» государствами «Севера», перепродающей готовую продукцию подороже обратно на «Юг», иллюстрирует эти акты неоколониализма, который строится на исторических отношениях власти и укрепляет их (Аллина, 2017, с. 28-29). Однако, несмотря на то, что теория зависимости отражала теорию модернизации, основанную на ее критике, и предлагала решения для развития с помощью социализма, ее акцент на рост оставался, даже несмотря на то, что она признавала, что развитые страны могут быть «препятствиями» для развития (Desai, 2017, стр. 5456).
То, как развитые страны могли увеличить бремя развивающихся стран, доказал неолиберализм с 1970-х годов. Неолиберализм основан на опыте того, как участие государства может подорвать успешную экономическую деятельность и, следовательно, развитие. Таким образом, роль государства была поставлена под сомнение, что привело к резкому отходу от прежних теорий. Вместо этого рыночные механизмы, такие как свободная торговля, сравнительное преимущество, дерегулирование, приватизация и экономическая система «просачивания вниз» (Thorsen & Amund, 2006), должны стимулировать развитие и взаимное благосостояние. Эта идея сильно повлияла на развитие. Из-за сильного снижения процентных ставок в 1970-х годов был спровоцирован беспрецедентный бум частного кредитования правительств развивающихся стран. Поскольку получатели понимали, что это кредитование является средством развития для индустриализации и роста, отношение США к «монетаризму», повышающему процентные ставки, разрушило эти представления и втянуло развивающиеся страны в массовый дефолт по долгам (Hanlon & Jones, 2017, стр. 266-273). ). Бреттон-вудские институты ухудшили ситуацию: Всемирный банк и Международный валютный фонд навязали развивающимся странам Программы структурной перестройки, которые изменили догму с индустриализации и государственной поддержки на рыночные решения (Desai, 2017, стр. 58). . Фактически навязывание неолиберализма (Kapoor, 2011, стр. 3-14) привело к разрушительным последствиям, таким как катастрофы на Ямайке, усугубившим существующее неравенство. Это усилило критику неолиберализма 19-го века.80-х годов и далее (Desai, 2017, стр. 57-60; Willis, 2011, стр. 51-63) и появились другие теории, благоприятствующие государству, такие как государства развития (Desai, 2017, стр. 60).
Меняющиеся парадигмы: понимание развития за пределами экономических сфер
Прошлый анализ, без специального описания теорий государств развития и институционализма из-за фокуса, показывает, как экономическое понимание доминировало в дискурсе на протяжении десятилетий и позволяло «развитым» направлять « недоразвит». Находясь в тупиковой фазе, было признано, что для правильного развития требуется нечто большее, чем экономический успех, построенный на западных идеалах. Ограничения валового внутреннего продукта как основного показателя (Ziai, 2017, стр. 71) и отсутствие связи между сокращением бедности и экономическим ростом являются идеальными примерами, чтобы понять, почему (Schafer et al., 2017, стр. 9).). Следовательно, к 1990-м годам альтернативное развитие стало заметным. Как Хаслам и др. скажем так, он описывает
Подходы к развитию, ориентированные на людей, основанные на участии, которые стремятся де-объективировать получателей помощи и вовлечь их в процесс их собственного материального улучшения, в отличие от западных моделей развития, которые, как считается, навязывают « решения» на «проблемы» получателей помощи. (Haslam et al., 2017, p. 576)
Альтернативное развитие пытается воздержаться от узких экономических подходов, таких как экономика развития или теория зависимости, подчеркивающих макроэкономические изменения, и вместо этого подчеркивает способность людей руководить позитивными изменениями (Pieterse, 19). 98, с. 345). Таким образом, этот подход опирается на низовой подход, основанный на участии, реализуемый снизу вверх, а не под руководством Запада и сверху вниз (Pieterse, 1998, p. 354), что было максимой предыдущих теорий, сосредоточенных на государстве и развитых странах. в качестве центральных агентов. Вместо этого альтернативное развитие связано с НПО как с более подходящими партнерами по развитию, позволяя людям участвовать (Pieterse, 1998, стр. 347; Уиллис, 2011, стр. 114-115). Чембер описывает эти совместные подходы как категорию методов, которые «позволяют местным жителям делиться, улучшать и анализировать свои знания о жизни и условиях, планировать и действовать» (Chambers, 19).94, с. 953). Несмотря на то, что участие, безусловно, сопряжено с риском и зависит от нескольких параметров, например, нейтральности НПО или давления доноров (Willis, 2011, стр. 115-119), отчетливо виден переход от (количественного) экономического понимания к более (качественному ) парадигма, рассматривающая элементы, составляющие «хорошую жизнь», как ее часто рекламируют агенты развития (Бейкуэлл, 2008, с. 1351). Жить хорошей жизнью или жить жизнью, которую есть смысл ценить, с момента появления альтернативного развития и человеческого развития является руководящим принципом в этой области (Sen, 19).99, с. 10) и поэтому ценит такие критерии, как ожидаемая продолжительность жизни, образование и уровень жизни. Сегодня эту концепцию и ее методы все труднее отличить от основного направления развития, тем более что более сложные меры (например, индекс человеческого развития) объясняют качественный характер теории (Pieterse, 1998, стр. 358; Roelen, 2017, стр. 491). .
Отказ от развития и его дискурса: пост-развитие и критические теории
Хотя анализ обрисовывает тенденцию от экономического развития к стратегиям, ориентированным на человека, критические школы также присутствовали. Марксизм критикует капиталистическую систему и ее эксплуатацию как теорию, глубоко укоренившуюся в международной политической экономии и исследованиях развития (O’Brien & Williams, 2016, стр. 16-19).). Однако с 1980-х гг. на арену вышли более радикальные подходы, полностью отвергающие развитие и его «тенденциозный» дискурс (Ziai, 2017: 66). Пост-развитие, помимо постколониальной и феминистской теории среди прочего, достигло широкой аудитории. Этот деструктивный подход, возглавляемый Артуро Эскобаром, Густаво Эстевой, Иваном Ильичем и Мишелем Фуко, сочетает в себе «интерес к местной культуре и знаниям; критическая позиция по отношению к установившимся научным дискурсам; а также защита и поощрение местных, плюралистических массовых движений» (Эскобар, 19 лет).95, с. 215). Постдевелопмент полностью дискредитирует нынешние концепции развития, поскольку (1) развитие — это изобретение Запада, придающее ему власть и легитимность (Ziai, 2017, с. 68), (2) восприятие реальности подходами развития искажается, если смотреть только через экономические линзы. (Ziai, 2017, стр. 70-71) и (3) развитие используется как инструмент для продвижения государственных интересов путем построения проблемы развития на основе институциональных потребностей и решения ее с помощью технократического и аполитичного вмешательства (Ziai, 2017, стр. 72). -73). В конце концов, требуются альтернативы развитию, а не альтернативные подходы, основанные на той же конструкции западных идеалов. Пророча «конец развития», низовые движения и местные сообщества уже должны были заменить современные концепции (Sachs, 19).92, стр. 2-4). Этот подход встретил критику, преимущественно связанную с романтизацией низовых движений и местных сообществ, игнорированием достижений (западной) модернизации и проблем культурного релятивизма (Ziai, 2017, стр. 78-79). Но, тем не менее, эта теория воплотилась в жизнь, как показали сапатисты, либертарианская самоуправляемая группа в Мексике, своими успешными «практиками развития», основанными на сообществе, самоуправлении и антикапитализме (Esteva, 2013).
Заключительные слова — Что такое развитие?
Эссе началось с имплицитного утверждения: Ответ на вопрос, что такое развитие, как его можно достичь и что для этого преодолеть, встроен в соответствующий исторический контекст, в котором обсуждается развитие. Эти контексты оказали огромное влияние на использование и этику развития, задавая существенные вопросы: Кто выигрывает/проигрывает?; Кто решает/подчиняется?; Кто виноват/невиновен? (Гаспер, 2017, стр. 557). Хотя поначалу в обсуждениях «проблем» и «решений» доминировали экономические аспекты, его отрезвляющие итоги подстегнули преобладающие сегодня ориентированные на человека, качественные концепции и радикальные идеи. Сегодня, снова в новом историческом контексте, устойчивость обеспечивает будущие пути развития, воспринимая изменение климата как глобальную угрозу и признавая его связь с бедностью, неравенством и другими препятствиями для развития (Pachauri & Mayer, 2015, стр. 64-65; Willis, 2011, стр. 188). Что это означает для будущего понимания развития? Говоря словами Зиаи: «почти все» (Зиай, 2017, стр. 72).
Ссылки
Аллина, Э. (2017). Империализм и колониальный опыт. В PA Haslam, J. Schafer и P. Beaudet (Eds.), Введение в международное развитие: подходы, действующие лица, проблемы и практика (25–42). Издательство Оксфордского университета, Канада.
Бейквелл, О. (2008). «Держать их на своем месте»: амбивалентные отношения между развитием и миграцией в Африке. Third World Quarterly, 29 (7), 1341-1358. https://doi.org/10.1080/01436590802386492
Чемберс, Р. (1994). Истоки и практика совместной сельской оценки. World Development , 22 (7), 953-969. https://doi.org/10.1016/0305-750X(94)-4
Десаи, Р. (2017). Теории развития. В PA Haslam, J. Schafer и P. Beaudet (Eds.), Введение в международное развитие: подходы, действующие лица, проблемы и практика (43–64). Издательство Оксфордского университета, Канада.
Эскобар, А. (1995). Столкновение с развитием: создание и разрушение третьего мира (2-е изд.). Издательство Принстонского университета.
Эстева Г. (2013). Новые формы революции (Часть 1): Коммуна Лакандона. Перевернутый мир. https://upsidedownworld.org/archives/mexico/new-forms-of-revolution-part-1-the-lacandona-commune/
Гаспер, Д. (2017 г.). Этика развития. В PA Haslam, J. Schafer и P. Beaudet (Eds.), Введение в международное развитие: подходы, участники, проблемы и практика (555-575). Издательство Оксфордского университета, Канада.
Хэнлон, Дж., и Джонс, Т. (2017). Отдел и развитие. В PA Haslam, J. Schafer и P. Beaudet (Eds.), Введение в международное развитие: подходы, участники, проблемы и практика (262-281). Издательство Оксфордского университета, Канада.
Хаслам, П.А., Шафер, Дж., и Боде, П. (ред.). (2017). Введение в международное развитие: подходы, участники, проблемы и практика (Третье издание). Издательство Оксфордского университета, Канада.
Джахан, С., Махмуд, А.С., и Папагеоргиу, К. (2017). Финансы и развитие: Назад к основам — Объяснение экономических концепций.
Капур, Д. (2011). Критические взгляды на неолиберальную глобализацию, развитие и образование в Африке и Азии (первое издание). БРИЛЛ. https://ebookcentral. proquest.com/lib/kxp/detail.action?docID=974034
Лейс, К. (1996). Взлет и падение теории развития.
Мартинуссен, Дж. (1997). Общество, государство и рынок: Путеводитель по конкурирующим теориям развития . Зед Книги.
О’Брайен, Р., и Уильямс, М. (2016). Глобальная политическая экономия: эволюция и динамика (Пятое издание). Образование Макмиллан.
Пачаури, Р.К., и Майер, Л. (ред.). (2015). Изменение климата 2014: Обобщающий доклад . Межправительственная комиссия по изменению климата.
Питерс, Дж. Н. (1998). Моя парадигма или ваша? Альтернативное развитие, пост-развитие, рефлексивное развитие. Развитие и изменение, 29 (2), 343-373. https://doi.org/10.1111/1467-7660.00081
Рейес, Г. Э. (2001). Четыре основные теории развития: модернизация, зависимость, система слов и глобализация. Revista Crítica De Ciencias Sociales Y Jurídicas (4).
Ролен, К. (2017). Измерение и оценка бедности. В PA Haslam, J. Schafer, & P.
Beaudet (Eds.), Введение в международное развитие: подходы, участники, проблемы и практика (481-500). Издательство Оксфордского университета, Канада.
Ростоу, WW (1959 г.)). Этапы экономического роста. Обзор экономической истории (12), 1-16.
Сакс, В. (ред.). (1992). Словарь развития: Путеводитель по знанию как силе . Университет Витватерсранда Нажимать; Зед Книги.
Сапкота, М., и Тару, М. (2016). Развитие как «оспариваемый дискурс»: обзор. Непальский журнал развития и сельских исследований , 13-28.
Шафер, Дж., Хаслам, П.А., и Боде, П. (2017). Значение, измерение и мораль в международном развитии. В П. А. Хасламе, Дж. Шафере и П. Боде (ред.), Введение в международное развитие: подходы, участники, проблемы и практика (224). Издательство Оксфордского университета, Канада.
Сен, А. (1999). Развитие как свобода.
Самнер, А., и Трайб, М.