Лекция по перинатальной психологии (конспект)
Жизнь – это череда событий от
зачатия до рождения и от рождения до
смерти.
Предлагаемый текст отражает собственное мнение автора и ни в коей мере не претендует на полноту, объективность и глубину постижения проблемы. Перед большим количеством утверждений необходимо приставлять слово “якобы”. Читатель может приставлять это слово по своему желанию и в зависимости от своих убеждений. Перинатальная психология – новое направление в психологии, очень модное. Как наука существует около 30 лет и быстро развивается в цивилизованных странах. Создана Всемирная Ассоциация перинатальной психологии, отделения в городах и странах.
Перинатальный – понятие, состоящее их 2 слов:
пери (peri) – вокруг, около и
натос (natalis) – относящийся к рождению.
Таким образом, перинатальная психология – это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только что родившегося. Классически терминология следующая – неродившегося ребенка, находящегося в утробе матери, называют плодом. После рождения ребенок называется новорожденным в течение 4 недель.
Перинатальная психология предполагает 2 базовых аксиомы:
- наличие психической жизни плода;
- наличие долговременной памяти у плода и новорожденного.
Перинатальная психология изучает психическую жизнь в перинатальный период, ее влияние на формирование личности человека. Это наука о связи плода и новороденного с матерью, о влиянии психической жизни матери на ребенка – это редкий пример деятельности, когда разные специалисты в общем, находят общий язык. А занимаются этим психологи, психотерапевты, акушеры, педиатры, педагоги.
Предполагается, что долговременная память плода распространяется на события, происходящие во время беременности, родов, в послеродовом периоде. Эти события влияют на формирование подсознания и на формирование психических и поведенческих реакций взрослого человека.
Особенно сильно перинатальные события влияют на:
- поведение человека в критических ситуациях: стресс, развод, служебные трудности, аварии и т. п.
- тягу человека к экстремальным видам спорта, службе в армии и отношению к войне, отношение к сексу, азартным играм и вообще ко всему “острому”.
Иначе говоря, на перинатальную психологию при желании можно списать все, что угодно.
Перинатальные матрицы
Основателем теоретической базы считается Станислав Гроф, американц чешского происхождения. Он вывел теорию перинатальных матриц. Эта теория с вдохновением пересматривается множеством последователей. Кратко его основные положения заключаются в следующем. У человека перинатальные события фиксируются в виде 4 основных матриц (клише, штампов), соответствующих процессу беременности, родов и послерового периода.
Они называются базовыми перинатальными матрицами.
- Матрица наивности. Эта матрица соответствует периоду беременности до момента начала родов. Когда начинается ее формирование – не очень ясно. Скорее всего для нее необходимо наличие сформированной коры головного мозга у плода – т. е. 22-24 недели беременности. Некоторые авторы предполагают клеточную память, волновую память и т.п. В этом случае матрица наивности начинает формироваться сразу после зачатия и даже до него. Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством давным-давно.
- Матрица жертвы. Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки. Примерно соответствует 1 периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а “выход” из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть скомпенсироваться. С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода и формирует паталогическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери, боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс гормонов, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода и тогда матрица жертвы также формируется паталогическая. При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, при экстренном – формируется.
- Матрица борьбы. Примерно соответствует 2 периоду родов. Формируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребенка. Она характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении, как плановом, так и экстренном, матрица, видимо, не формируется, хотя это спорно. Скорее всего, она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.
- Матрица свободы. Начинается с момента рождения и формирование ее заканчивается либо в период первых 7 дней после рождения, либо в первый месяц, либо создается и пересматривается всю жизнь человека. Т.е. человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет. Разные исследователи по разному оценивают продолжительность формирования 4-й матрицы. Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности.
Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы (например, если было кесарево сечение, если ребенок попал сразу после рождения в детскую больницу и был разлучен с матерью и т.п.).
Сам С. Грофф, занимаясь перинатальными матрицами, проводил опыты с использованием ЛСД на 5 тысячах человек. Он сравнивал разные типы галлюцинаций у этих людей с обстоятельствами их рождения. Кроме того, Грофф пытался установить связь базовых перинатальных матриц с теми психосоматическими заболеваниями (язвенная болезнь, гипертония, колит, нейродермит и т. п.), которыми испытуемые болели во взрослом возрасте. Сейчас для взрослых существуют методики прохождения и исправления своих матриц с помощью методик холотропного дыхания, т.е. дыхания с созданием управляемой гипоксии. Это довольно сложное мероприятие проводится только специалистами – психологами.
Пути передачи информации
Если мы признаем наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной плоду и обратно. По современным представления существуют 3 основных пути:
- Традиционный – через маточно-плацентарный кровоток. Через плаценту передаются гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями. Таковы, например, гормоны стресса, эндорфины, и т.п.
- Волновой – электро-магнитное излучение органов, тканей, отдельных клеток и т.п. в узких диапазонах. Например, есть гипотеза, что яйцеклетка, находящаяся в благоприятных условиях, может принять не любой сперматазоид, а только тот, который совпадает с ней по характеристикам электро-магнитного излучения. Зигота (оплодотворенная яйцеклетка) тоже извещает материнский организм о своем появлении на волновом уровне, а не на гормональном. Так же, больной орган матери излучает “неправильные” волны плоду и соответствующий орган у будущего ребенка может сформироваться тоже паталогичным.
- Водный – через водную среду организма. Вода может являться энергоинформационным проводником, и мать плоду может передавать некую информацию просто через жидкостные среды организма.
Электро-магнитное поле беременной женщины работает в милиметровом диапазоне, изменяется в соответствии с изменениями окружающей среды и играет роль одного из механизмов адаптации. Ребенок, в свою очередь, тоже обменивается с матерью информацией в этом же диапазоне.
Интересно, что проблема суррогатного материнства может быть рассмотрена совсем с другой стороны. Суррогатная мать, вынашивающая чужого (генетически) ребенка в течении 9 месяцев, неизбежно информационно влияет на него, и это получается частично ее ребенок. Вынашиваемый ребенок так же влияет на свою биологически неродную мать.
Проблема “нежеланных детей”, т.е. детей нежеланных для одного из родителей или для обоих, детей нежеланного пола, детей с дальнейшим нарушением социальной адаптации – это хлеб большой армии специалистов в цивилизованных странах. “Нежеланность” – очень расплывчатое понятие. Кому из родственников мешает появление этого ребенка, когда, по какой причине – всегда по-разному. Как дети в перинатальный период узнают о своей нежеланности? Может быть, потом на нежеланность спихиваются все проблемы человека, которые больше не на что списать.
Занимаются этими проблемами энтузиасты и все это, не более чем, гипотезы, хотя и очень красивые и, хочется верить, в чем-то верные.
Практические выводы
Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то можно ли его воспитывать внутриутробно? Перинатальная психология утверждает, что не только можно, но и необходимо. Для этого существуют программы пренатального (дородового) воспитания.
Главное – это достаточное количество положительных эмоций, испытываемых матерью. Классически беременным предлагалось смотреть на красивое, на природу, на море, не расстраиваться по пустякам. Очень хорошо, если мать рисует, даже не умея этого делать, и в рисунке передает свои ожидания, тревоги и мечты. Огромный положительный эффект имеет рукоделие. К положительным эмоциям относится “мышечная радость”, которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при длинных прогулках.
Для восприятия всего этого плод использует свои органы чувств, которые внутриутробно развиты в разной степени.
Осязание
Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Новорожденный тоже испытывает “тактильный голод” и существует понятие “тактильного насыщения”, которое должно произойти к 7 месяцам, если ребенка достаточно носят на руках, массируют и вообще трогают. В Голландии есть система, называемая “гаптономия”. Это система тактильного взаимодействия матери и плода. Можно беседовать с ребенком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это – формы первой игры. С ребенком может играть и отец.
Слух
Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо. В первые дни им может мешать жидкость в полости среднего уха – это околоплодные воды, которые не успели вытечь или всосаться. Некоторые дети сразу слышат хорошо. Внутриутробно дети тоже слышат, но им мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца. Поэтому внешние звуки доходят до них плохо. Но мать они слышат хорошо, т.к. акустические вибрации доходят до них через организм матери. Новорожденные узнают песни, которые им пели матери, стук сердца и ее голос.
Музыкой и беременностью занимается множество специалистов во всем мире. Доказано, что дети, матери которых пели во время беремености, имеют лучший характер, легче обучаемы, способнее к иностранным языкам, усидчивее. Недоношенные, у которых в кювезе играет хорошая музыка, лучше прибавляют в весе. Вдобавок поющие матери легче рожают, т.к. у них нормализуется дыхание, они научаются регулировать выдох.
Для того, чтобы ребенок мог услышать отца, необходимо сделать большой картонный рупор, положить его на живот и говорить или петь в него.
Можно класть на живот наушники или засовывать их за бандаж и включать спокойную музыку. Но долго глушить ребенка музыкой нельзя, т.к. это все же является некой агрессией. По поводу того, какая музыка нужна ребенку и когда, есть множество версий и даже в Консерватории проф. Юсфин этим занимается. Некоторые считают, что ребенку нужен Моцарт и Вивальди, некоторые – что народные протяжные песни и колыбельные, некоторые – что популярная легкая музыка.
Зрение
Реакция зрачков на свет наблюдается с 24 недель беременности. Проходит ли красная часть спектра в матку, как некоторые считают, не очень ясно. Новорожденый видит достаточно хорошо, но не умеет фокусировать свое зрение, поэтому видит все расплывчато. Точно не ясно, какие объекты он видит лучше – на расстоянии 25-30 см (т.е. лицо матери, когда ребенок лежит у груди) или 50-70 см (игрушка – карусель). Скорее всего, это расстояние индивидуально. Но игрушку вешать надо при первой же возможности.
Игрушки по некоторым наблюдениям, должны быть черно-белыми или блестящими, или желтыми. Идея, что ребенок видит все в перевернутом виде не находит подтверждения.
Существует понятие “бондинг” (“присоединение”, “запечетлевание”) – это очень важное мероприятие по восстановлению первого эмоционального контакта новорожденного с матерью после рождения. Обычно через несколько минут после рождения ребенок начинает смотреть матери в глаза очень осознанно и разглядывать ее лицо. Часто это происходит до того, как он взял грудь, иногда через час-два после родов. Действительно ли он разглядывает черты ее лица или нет – сказать трудно, но это очень впечатляет всех.
Вкус и Обоняние
Внутриутробно ребенок ощущает вкус, т.к. с 18 недель пьет околоплодные воды, а их вкус несколько меняется, в зависимости от пищи матери. При обилии сладкой пищи воды сладкие. Обоняние же появляется достаточно поздно и некоторые доношенные новорожденные не слышат запаха молока матери несколько дней после рождения. Дети в возрасте 10 дней уже отличают свою мать по запаху.
Литература
- Коваленко Н.П. Перинатальная психология. СПб, 2000
- С.Грофф. За пределами мозга.
- Психика и роды. Под ред. Айламазяна
- Материалы 5-и Конференций по Перинатальной психологии в родовспоможении. СПб 1997-2001
- Материалы Конференции по Перинатальной Психологии и Медицине, Иваново, 2001
- Перинатальная психология и акушерство, Волгоград, 2001
Автор: Лидия Шендерова, акушерка. Центр семейных родов «Радуга», Санкт-Петербург.
Перинатальный период развития
Ребенка, находящегося в утробе матери, называют плодом, а после рождения ребенка называют новорожденным в течение 4 недель. Перинатальная психология (peri-вокруг; natalis — относящийся к рождению) — это наука о психической жизни в перинатальном периоде, ее влиянии на формирование личности человека, а так же о связи плода и новорожденного с матерью и о влиянии психической жизни матери на ребенка. Перинатальная психология — новое направление в психологии. Как наука оно существует около 30 лет и быстро развивается в цивилизованных странах. Создана Всемирная Ассоциация перинатальной психологии, имеющая свои отделения в различных городах и странах.
Перинатальная психология исходит из двух основных утверждений: наличия у плода психической жизни, а также наличие долговременной памяти у плода и новорожденного.
Предполагается, что долговременная память плода распространяется на события, происходящие во время беременности, родов и в послеродовом периоде. Эти события влияют на формирование подсознания и на формирование психических и поведенческих реакций взрослого человека. Особенно сильно перинатальные события влияют на поведение человека в критических ситуациях (стресс, развод, служебные трудности, аварии и т.п.). Кроме того, перинатальный период оказывает влияние на отношение человека к службе в армии, войне, сексу, азартным играм, а также ответственен за тягу человека к экстремальным видам спорта, и вообще ко всему «острому».
Основателем теоретической базы считается С. Гроф, который предложил теорию «перинатальных матриц». Кратко его основные положения заключаются в следующем: у человека перинатальные события фиксируются в виде клише (штампов) — стойких функциональных структур, являющихся базовыми для его психических и физических реакций и соответствующих процессу беременности, родов и послеродового периода. Они и называются базовыми перинатальными матрицами. С. Гроф выделяет четыре основных матрицы.
Матрица наивности (амниотическая Вселенная).
Биологическую основу этой матрицы составляет симбиотический союз плода с материнским организмом во время его внутриутробного существования. Если не возникает каких-либо помех, такая жизнь близка к идеальной. Однако различные факторы физической, химической, биологической и физиологической природы могут отрицательно повлиять на это состояние. На более поздних стадиях ситуация может стать менее благоприятной также из-за размера плода, механического сжатия или неудовлетворительной работы плаценты. Для формирования матрицы наивности необходимо наличие сформированной коры головного мозга у плода. Таким образом, ее формирование относят к 22-24 неделе беременности. Некоторыми авторами предполагается наличие клеточной и волновой памяти, а, следовательно, матрица наивности может начать формироваться сразу после зачатия и даже до него.
Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством очень давно.
Матрица жертвы.
Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскрытия шейки матки, что примерно соответствует первому периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а «выход» из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока и есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть адаптироваться. С этой точки зрения стимуляция родов нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода, формируя патологическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери перед родами провоцирует выброс матерью гормонов стресса, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода, что также формирует патологическую матрицу жертвы. Активация этой матрицы при действии неблагоприятных факторов на протяжении последующей жизни человека может приводить к выявлению в памяти ситуаций, угрожающих выживанию или целостности тела человека.
При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, в то время как при экстренном кесаревом сечении она формируется.
3. Матрица борьбы.
Она формируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребенка, что примерно соответствует 2 периоду родов. Она характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации.
При кесаревом сечении, как плановом, так и экстренном, матрица, видимо, не формируется, хотя это считается спорным. Скорее всего, она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.4.Матрица свободы.
Эта матрица начинает формироваться с момента рождения. Ее формирование заканчивается либо в период первых семи дней после рождения, либо в первый месяц после рождения. Считают, что эта матрица может пересматриваться всю жизнь человека, т.е. человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет. У исследователей нет единства по вопросу продолжительности формирования 4-й матрицы. Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности.
Считается, что полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные перинатальные матрицы (например, если было кесарево сечение, если ребенок попал сразу после рождения в детскую больницу и был разлучен с матерью и т. п.).
Если ребенок может подвергаться влиянию матери, то возникает важный практический вопрос о возможности его внутриутробного воспитания. Перинатальная психология утверждает, что это не только возможно, но и необходимо. Для этого существуют программы пренатального (дородового) воспитания, в которых подчеркивается значимость достаточного количества положительных эмоций, испытываемых матерью. Во все времена беременным рекомендовали смотреть на красивое вокруг (природа, море), не расстраиваться по пустякам. Очень хорошо, если будущая мать будет рисовать (даже не умея этого делать) и в рисунке будет передавать свои ожидания, тревоги и мечты. Кроме того, большой положительный эффект имеет рукоделие. К положительным эмоциям относится и так называемая «мышечная радость», которую испытывает ребенок при занятиях мамой физкультурой и спортом, при продолжительных прогулках.
Конечно, все положения о матрицах в значительной степени являются гипотезой, но некоторые подтверждения эта гипотеза получила при изучении пациенток, перенесших кесарево сечение. Последнее приводит к тому, что рождающийся посредством кесарева сечения ребенок не проходит 3-ю и 4-ю матрицы. Значит, эти матрицы не могут проявиться в последующей жизни.
Вместе с тем известно, что опытные акушеры уже давно стремятся (в случае отсутствия страдания плода) при операции кесарева сечения сдержать стремительное извлечение новорожденного, ибо это через ретикулярную формацию способствует включению дыхательной системы, точнее, первого вдоха новорожденного.
В последнее время появились новые наблюдения, расширяющие положение о роли перинатальных матриц. Есть подтвержденное психотерапией мнение о возможности активации матриц как механизма усилия естественных эволюционно выработанных способов физиологической защиты и выздоровления организма.
Если признавать наличие у плода и новорожденного возможности зафиксировать информацию о перинатальном периоде на всю жизнь, то тут же встает вопрос о путях передачи этой информации от беременной к плоду и обратно.
Согласно современным представлениям существуют несколько основных путей такой передачи. Считают, что передача информации может осуществляться через маточно-плацентарный кровоток (через плаценту передаются гормоны, уровень которых частично управляется эмоциями). Есть гипотеза (волновой путь), что яйцеклетка, находящаяся в благоприятных условиях, может принять не любой сперматозоид, а только тот, который совпадает с ней по характеристикам электромагнитного излучения, а оплодотворенная яйцеклетка также извещает материнский организм о своем появлении на волновом уровне. Вода также может являться энергоинформационным проводником и мать плоду может передавать некую информацию просто через жидкостные среды организма (водный путь).Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Находясь в утробе матери, дети тоже слышат. Однако, им мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца.
Перинатальный период, окно возможностей для улучшения общения родителей и младенцев: подход к профилактике
Обзор
. 1987;11(4):565-79.
doi: 10.1016/0145-2134(87)
-2.
Р Э Хелфер 1
принадлежность
- 1 Кафедра педиатрии и развития человека, Университет штата Мичиган, Ист-Лансинг 48824.
- PMID: 3322517
- DOI:
10.1016/0145-2134(87)
-2
Обзор
Р. Э. Хелфер. Жестокое обращение с детьми Негл. 1987.
. 1987;11(4):565-79.
дои: 10. 1016/0145-2134(87)
-2.
Автор
Р Э Хелфер 1
принадлежность
- 1 Кафедра педиатрии и человеческого развития, Университет штата Мичиган, Ист-Лансинг 48824.
- PMID: 3322517
- DOI:
10.1016/0145-2134(87)
-2
Абстрактный
Перинатальный период в широком смысле охватывает временные рамки от одного года до и от 18 до 24 месяцев после рождения ребенка. Этот период представляет собой окно возможностей, благодаря которому взаимодействие между родителями и ребенком может быть усилено, что дает возможность снизить риск семейной дисфункции. В этой обзорной статье разъясняется взаимосвязь между улучшением взаимодействия родителей и младенцев и предотвращением жестокого обращения с детьми и безнадзорности. Он содержит подробное обсуждение возможностей новорожденного и рассматривает в перспективе трудности, с которыми сталкиваются родители, с которыми плохо обращались в детстве, пытаясь установить систему общения со своими новорожденными детьми. Программа перинатального вмешательства, программа, предназначенная для обучения молодых родителей навыкам взаимодействия со своими новорожденными, описывается и рассматривается в перспективе с другими перинатальными программами, которые, как сообщается, способны увеличить способность к общению. Авторы рассматривают данные исследований, демонстрирующие эффективность этих перинатальных программ для родителей и детей. Статья завершается обзором эффективных вмешательств, обсуждением того, чего можно ожидать от каждого из них, и предложениями по практическому применению программ в перинатальный период. Авторы признают, что никакой программы, взятой изолированно, недостаточно; вместе взятые, они способны улучшить отношения между родителями и детьми и, таким образом, представляют собой многогранный подход к предотвращению жестокого обращения с детьми и безнадзорности.
Похожие статьи
Профилактическое здравоохранение, обновление 2000 г.: предотвращение жестокого обращения с детьми.
Макмиллан HL; Канадская целевая группа по профилактической медицинской помощи. Макмиллан Х.Л. и др. CMAJ. 2000 28 ноября; 163 (11): 1451-8. CMAJ. 2000. PMID: 11192650 Бесплатная статья ЧВК.
Профилактика жестокого обращения с детьми на базе сообщества.
Дармштадт Гл. Дармштадт ГЛ. Соц Работа. 1990 ноябрь; 35 (6): 487-9. дои: 10.1093/ув/35.6.487. Соц Работа. 1990. PMID: 2284599
От концепции к применению: влияние вмешательства в масштабах всего сообщества на улучшение предоставления профилактических услуг детям.
Марголис П.А., Стивенс Р., Бордли В.К., Стюарт Дж., Харлан С., Киз-Эльштейн Л., Виссех С. Марголис П.А. и соавт. Педиатрия. 2001 сен; 108 (3): E42. doi: 10.1542/peds.108.3.e42. Педиатрия. 2001. PMID: 11533360 Клиническое испытание.
Получение максимальной отдачи от клинических встреч: предотвращение жестокого обращения и жестокого обращения с детьми.
Ашраф И.Ю., Пекарский А.Р., Рейс Ю.Е., Боташ А.С. Ашраф И.Дж. и соавт. Педиатр Клин Норт Ам. 2020 июнь; 67 (3): 481-498. doi: 10.1016/j.pcl.2020. 02.004. Эпаб 2020 4 мая. Педиатр Клин Норт Ам. 2020. PMID: 32443988 Обзор.
[Ранние детско-родительские отношения].
Кроуз В. Кроус В. Tijdschr Kindergeneeskd. 1984 г., апрель; 52 (2): 39–49. Tijdschr Kindergeneeskd. 1984. PMID: 6374964 Обзор. Голландский.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Оценка риска перинатальной депрессии среди внутренне перемещенных езидских женщин в Ираке: описательное кросс-секционное исследование.
Seidi PA, Abas NQ, Jaff D, Dunstan R, Soltan L, Brumwell A, Wilson M, Nicholson T, Palmquist AEL. Сейди П.А. и соавт. BMC Беременность Роды. 2022 25 апреля; 22 (1): 359. doi: 10.1186/s12884-022-04658-3. BMC Беременность Роды. 2022. PMID: 35468737 Бесплатная статья ЧВК.
Важность социальных сетей в отношении курения: взгляды женщин, бросивших курить во время беременности.
Нгуен С.Н., Фон Кохорн И., Шульман-Грин Д., Колсон Э.Р. Нгуен С.Н. и др. Matern Child Health J. 2012 Aug;16(6):1312-8. doi: 10.1007/s10995-011-0896-4. Здоровье матери и ребенка, Дж. 2012. PMID: 21989676
Периодические медицинские осмотры, обновление 1993 г.: 1. Первичная профилактика жестокого обращения с детьми. Канадская целевая группа по периодическому медицинскому осмотру.
MacMillan HL, MacMillan JH, Offord DR. Макмиллан Х.Л. и др. CMAJ. 1993 15 января; 148(2):151-63. CMAJ. 1993. PMID: 8420654 Бесплатная статья ЧВК. Аннотация недоступна.
Типы публикаций
термины MeSH
Биопсихосоциальные факторы перинатального периода: риски, факторы профилактики и последствия для медицинских работников
1. Шринивасан К., Сатьянараяна В.А., Лукосе А. Психическое здоровье матери во время беременности и поведение ребенка. Индийская Дж. Психиатрия. 2011;53:351. дои: 10.4103/0019-5545.91911. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
2. Международная конференция по вопросам здравоохранения Устав Всемирной организации здравоохранения. 1946. [(по состоянию на 12 июля 2021 г.)]; Bull. Всемирный орган здравоохранения. 2002 80: 981–984. Доступно в Интернете: https://apps.who.int/iris/handle/10665/268688 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
3. Buultjens M., Murphy G., Robinson P., Milgrom J. , Перинатальный период: обзор литературы с биопсихосоциальной точки зрения. клин. Нурс. Стад. 2013;1:19–31. doi: 10.5430/cns.v1n3p19. [CrossRef] [Google Scholar]
4. Энгель Г. Потребность в новой медицинской модели: вызов для биомедицины. Наука. 1977; 196: 129–136. doi: 10.1126/science.847460. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
5. Yehudah S.B., Lorelle S. Исходы родов у чернокожих и последствия для консультирования. Дж. Проф. Коунс. 2020;47:46–60. doi: 10.1080/15566382.2020.17
. [CrossRef] [Google Scholar]
6. Мойя Дж., Филлипс Л., Сэнфорд Дж., Вутон М., Грегг А., Шуда Л. Обзор физиологических и поведенческих изменений во время беременности и лактации: потенциальные факторы воздействия и пробелы в данных. Дж. Экспо Наука. Окружающая среда. Эпидемиол. 2014;24:449–458. doi: 10.1038/jes.2013.92. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
7. Zhang N., Zhang F., Chen S., Han F., Lin G., Zhai Y. Связь между состоянием гидратации и осложнениями беременности, исходы для матери и ребенка: Протокол проспективного обсервационного когортного исследования. BMC Беременность Роды. 2020; 20:1–11. doi: 10.1186/s12884-020-2765-x. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
8. Практический бюллетень Armstrong C. ACOG №. 92: Использование психиатрических препаратов во время беременности и кормления грудью. Обст. Гинекол. 2008; 111:1001–1020. дои: 10.1097/AOG.0b013e31816fd910. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
9. Локвуд Л.Е., Юссеф Н.А. Систематический обзор эпигенетических эффектов фармакологических средств при биполярных расстройствах. наук о мозге. 2017;7:154. doi: 10.3390/brainsci7110154. [PMC free article] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
10. Hanson C., Schumacher M.V., Lyden E., Su D., Furtado J., Cammack R. Жирорастворимые витамины A и E и здоровье различия в когорте беременных при родах. Дж. Нутр. науч. 2018;7:1–8. doi: 10.1017/jns.2018.5. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
11. Радхика М.С., Бхаскарам П., Балакришна Н., Рамалакшми Б.А., Деви С., Кумар Б. С. Влияние дефицита витамина А во время беременности на здоровье матери и ребенка. BJOG Обст. Гинекол. Междунар. Дж. 2002; 109: 689–693. doi: 10.1111/j.1471-0528.2002.01010.x. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
12. McCauley M.E., Van Den Broek N., Dou L., Othman M. Добавление витамина А во время беременности для улучшения состояния матери и новорожденного. Кокрановская система баз данных. Ред. 2015; 10:CD008666. doi: 10.1002/14651858.CD008666.pub3. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
13. Hoekzema E., Tamnes C.K., Berns P., Barba-Müller E., Pozzobon C., Picado M. Становление матерью влечет за собой анатомические изменения в вентральном стриатуме человеческого мозга, которые облегчают его реакцию на сигналы потомства. Психонейроэндокринология. 2020; 112:1–9. doi: 10.1016/j.psyneuen.2019.104507. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
14. Андерсон М.В., Резерфорд М.Д. Когнитивная реорганизация во время беременности и в послеродовой период: эволюционная перспектива. Эвол. Психол. 2012;10:659–687. doi: 10.1177/147470491201000402. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
15. Пирсон Р.М., Лайтман С.Л., Эванс Дж. Эмоциональная чувствительность к материнству: поздняя беременность связана с повышенной точностью кодирования эмоциональных лиц. Горм. Бех. 2009; 56: 557–563. doi: 10.1016/j.yhbeh.2009.09.013. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
16. Meins E., Fernyhough C., Fradley E., Tuckey M. Переосмысление материнской чувствительности: комментарии матерей о психических процессах младенцев предсказывают надежность привязанности в 12 месяцев. Дж. Детский психолог. Психиатрия. 2001; 42: 637–648. дои: 10.1111/1469-7610.00759. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
17. Szyf M., Tang Y.-Y., Hill K.G., Musci R. Динамический эпигеном и его последствия для поведенческих вмешательств: роль эпигенетики в информировании о профилактике расстройств и укрепление здоровья. Перевод Поведение Мед. 2016;6:55–62. doi: 10.1007/s13142-016-0387-7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
18. De Socio J.E. Эпигенетика, материнский пренатальный психосоциальный стресс и психическое здоровье младенцев. Арка Психиатрия Нурс. 2018;32:901–906. doi: 10.1016/j.apnu.2018.09.001. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
19. Bale T.L. Стресс на протяжении всей жизни: трансгенерационная эпигенетика и программирование зародышевых клеток. Эпигенетика. 2014; 16: 297–305. doi: 10.31887/dcns.2014.16.3/tbale. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
20. Buss C., Entringer S., Swanson J.M., Wadwa P.D. Роль стресса в развитии мозга: долгосрочное воздействие среды беременности на мозг. [(по состоянию на 15 июля 2021 г.)]; Cerebrum. 2012 4: 1–16. Доступно в Интернете: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3574809/ [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
21. Льюис А.Дж., Галбалли М., Гэннон Т., Симеонидес К. Программирование в раннем возрасте как цель профилактики психических расстройств у детей и подростков. БМС Мед. 2014; 12:1–15. дои: 10. 1186/1741-7015-12-33. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
22. Mersky J.P., Plummer Lee C.T. Неблагоприятный детский опыт и плохие исходы родов в разнообразной выборке с низким доходом. BMC Беременность Роды. 2019;19:1–7. doi: 10.1186/s12884-019-2560-8. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
23. Расин Н., Деверо С., Кук Дж. Э., Эйрих Р., Чжу Дж., Мэдиган С. Неблагоприятные детские переживания и материнская тревога и депрессия: Метаанализ. БМС Психиатрия. 2021; 21:1–10. doi: 10.1186/s12888-020-03017-w. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
24. Олсен Дж. М. Интегративный обзор рисков для здоровья во время беременности и исходов, связанных с неблагоприятным детским опытом. J. Obstet Gynecol. Неонатальный. Нурс. 2018; 47: 783–794. doi: 10.1016/j.jogn.2018.09.005. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
25. Белица А., Капор-Станулович П. Беременность как психологическое событие. Мед. 2004 г. ; 57:144–148. doi: 10.2298/MPNS0404144B. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
26. Джоу Дж., Кожиманнил К.Б., Джонсон П.Дж., Сакала С. Воспринимаемое пациенткой давление со стороны клиницистов для индукции родов и кесарева сечения: популяционный опрос женщин США. Служба здоровья Рез. 2014;50:961–981. doi: 10.1111/1475-6773.12231. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
27. Renbarger K.M., Shieh C., Moorman M., Latham-Mintus K., Draucker C. Обращения за медицинской помощью беременных и родильниц с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ. Запад. Дж. Нурс. Рез. 2019;42:612–628. doi: 10.1177/0193945919893372. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
28. Николлс Дж., Дэвид А.Л., Искарос Дж., Лансели А. Согласие во время беременности: качественное исследование взглядов и опыта женщин и их медицинских работников. Евро. Дж. Обст. Гинекол. Воспр. биол. Х. 2019 г.;238:132–137. doi: 10.1016/j.ejogrb.2019.05.008. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
29. Бауман Б.Л., Ко Дж.Ю., Кокс С., Д’Анджело Д.В., Уорнер Л., Фолгер С. Жизненно важные показатели: Послеродовые депрессивные симптомы и обсуждение перинатальной депрессии поставщиком медицинских услуг. Штаты, 2018. MMWR. 2020; 69: 575–581. doi: 10.15585/mmwr.mm6919a2. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
30. Beck C.T. Предикторы послеродовой депрессии. Нурс. Рез. 2001; 50: 275–285. дои: 10.1097/00006199-200109000-00004. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
31. Эли Д.М., Дрисколл А.К. Младенческая смертность в Соединенных Штатах: данные из файла данных о рождении/смерти младенцев, привязанных к определенному периоду. [(по состоянию на 12 июля 2021 г.)]; Natl. Жизненно необходимый. Стат. Отчет 2019 68: 1–20. Доступно в Интернете: https://www.cdc.gov/nchs/data/nvsr/nvsr68/nvsr68_10-508.pdf [Google Scholar]
32. Lorch S.A., Enlow E. Роль социальных детерминант в объяснении расовых/этнических различия в перинатальных исходах. Рез. Педиатр. 2015;79: 141–147. doi: 10.1038/pr.2015.199. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
33. Coussons-Read M.E. Влияние пренатального стресса на беременность и развитие человека: механизмы и пути. Обст. Мед. 2013; 6: 52–57. doi: 10.1177/1753495×12473751. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
34. Holzman C., Eyster J., Kleyn M., Messer L.C., Kaufman J.S., Laraia B.A. Материнское обветривание и риск преждевременных родов. Являюсь. Дж. Общественное здравоохранение. 2009; 99: 1864–1871. doi: 10.2105/AJPH.2008.151589. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
35. Рубин Л.П. Материнское и педиатрическое здоровье и болезни: интеграция биопсихосоциальных моделей и эпигенетики. Педиатр. Рез. 2015;79:127–135. doi: 10.1038/pr.2015.203. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
36. Халфон Н. Расовые и этнические различия в результатах родов: перспектива на протяжении всей жизни. Дж. Мать-ребенок. 2003; 7:13–30. doi: 10.1023/a:1022537516969. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
37. Kramer M.R., Williamson R. Многомерная байесовская пространственная модель преждевременных родов и сердечно-сосудистых заболеваний среди женщин Грузии: данные о социальных детерминантах здоровья на протяжении всей жизни. Сплю. Пространственно-временной. Эпидемиол. 2013; 6: 25–35. doi: 10.1016/j.sste.2013.05.002. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
38. Юссеф Н., Локвуд Л., Су С., Хао Г., Руттен Б. Влияние травмы с посттравматическим стрессовым расстройством или без него на трансгенерационные изменения метилирования ДНК у потомства человека. наук о мозге. 2018;8:83. doi: 10.3390/brainsci8050083. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
39. Giurgescu C., Norr K.F., Dancy B.L., Twigg N., McFarlin B.L., Engeland C.G. Стрессоры, ресурсы и реакции на стресс у беременных афроамериканок. Дж. Перинат. Неонатальный. Нурс. 2013; 27: 81–96. doi: 10.1097/JPN.0b013e31828363c3. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
40. Prather C., Fuller T. R., Jeffries W.L., Marshall K.J., Howell A.V., Belyue-Umole A. Расизм, афроамериканские женщины и их сексуальные и Репродуктивное здоровье: обзор исторических и современных данных и их значение для справедливости в отношении здоровья. [(по состоянию на 12 июля 2021 г.)];Health Equity. 2018 2: 249–259. doi: 10.1089/heq.2017.0045. Доступно в Интернете: https://soilorg/10/1089/heq.2017.0045 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
41. Ronsmans C., Graham W.J. Материнская смертность: кто, когда, где и почему. Ланцет. 2006; 368:1189–1200. doi: 10.1016/S0140-6736(06)69380-X. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
42. Блэк Р.Э., Аллен Л.Х., Бхутта З.А., Колфилд Л.Е., де Онис М., Эззати М. Недостаточное питание матери и ребенка: глобальное и региональное воздействие и последствия для здоровья. Ланцет. 2008; 371: 243–260. doi: 10.1016/S0140-6736(07)61690-0. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
43. Agaku I.T., King B.A., Dube S.R. Текущее курение сигарет среди взрослых, США, 2005–2012 гг. [(по состоянию на 15 июля 2021 г.)]; MMWR. 2014 63:29–34. Доступно в Интернете: https://www.cdc.gov/mmwr/preview/mmwrhtml/mm6302a2.htm [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
44. Cerdá M., Johnson-Lawrence V.D., Galea S. Модели доходов в течение жизни и потребление алкоголя: исследование связи между долгосрочными и краткосрочными траекториями доходов и употреблением алкоголя. соц. науч. Мед. 2011;73:1178–1185. doi: 10.1016/j.socscimed.2011.07.025. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
45. Струц К.Л., Хоган В.К., Сига-Риз А.М., Сучиндран К.М., Халперн К.Т., Хасси Дж.М. Стресс перед зачатием, масса тела при рождении и различия в массе тела при рождении в США женщины. Являюсь. Дж. Общественное здравоохранение. 2014; 104:125–132. дои: 10.2105/AJPH.2014.301904. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
Влияние эпизодической и хронической бедности на когнитивное развитие ребенка. Дж. Педиатр. 2009; 154: 284–289. doi: 10. 1016/j.jpeds.2008.08.052. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
47. Хамад Р., Рекопф Д. Х. Бедность, беременность и исходы родов: исследование налогового кредита на заработанный доход. Педиатр. Пернат. Эпидемиол. 2015; 29: 444–452. doi: 10.1111/ppe.12211. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
48. Кауфман Дж.С., Доул Н., Савиц Д.А., Херринг А.Х. Моделирование воздействия преждевременных родов на уровне сообщества. Анна. Эпидемиол. 2003; 13: 377–384. doi: 10.1016/S1047-2797(02)00480-5. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
49. Cubbin C., Kim Y., Vohra-Gupta S., Margerison C. Продольные показатели бедности по соседству и неравенства доходов связаны с неблагоприятными исходами родов в Техасе. соц. науч. Мед. 2020; 245 doi: 10.1016/j.socscimed.2019.112665. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
50. Берд С.Т., Богарт Л.М. Воспринимаемая дискриминация по признаку расы и социально-экономического статуса (СЭС) при взаимодействии с поставщиками медицинских услуг. [(по состоянию на 12 июля 2021 г.)];Ethn. Дис. 2001 11: 554–563. Доступно в Интернете: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/11572421/ [PubMed] [Google Scholar]
51. Лилли-Блантон М., Броди М., Роуленд Д., Альтман Д., Макинтош М. , Раса, этническая принадлежность и система здравоохранения: общественное мнение и опыт. Мед. Уход Рез. 2000; 57: 218–235. doi: 10.1177/1077558700057001S10. [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]
52. Де Марко М., Торберн С., Чжао В. Восприятие дискриминации во время дородового наблюдения, родов и родов: анализ данных системы мониторинга оценки риска беременности штата Орегон, 1998–1999, 2000 и 2001 гг. . Дж. Общественное здравоохранение. 2008; 98: 1818–1822. doi: 10.2105/AJPH.2007.123687. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
53. Памук Э., Макьюк Д., Хек К., Рубен К., Лохнер К. Карта социально-экономического положения и здоровья (Отчет № 76-641496 ) Министерство здравоохранения и социальных служб США; Хайятсвилл, Мэриленд, США: 1998. [(по состоянию на 15 июля 2021 г.)]. Доступно в Интернете: https://www.cdc.gov/nchs/data/hus/hus98cht.pdf [Google Scholar]
54. Домингес Т.П. Неблагоприятные исходы родов у афроамериканок: социальный контекст постоянного репродуктивного неблагополучия. соц. Работа. Здравоохранение. 2011; 26:3–16. doi: 10.1080/10911350902986880. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
55. Петерсен Э.Э., Дэвис Н.Л., Гудман Д., Кокс С., Сайверсон К., Сид К. Расовые/этнические различия в смертях, связанных с беременностью — США, 2007 г.– 2016. ММВР. 2019;68:762–765. doi: 10.15585/mmwr.mm6835a3. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
56. Чалхуб Т., Римар К. Система здравоохранения и расовые различия в материнской смертности. [(по состоянию на 15 июля 2021 г.)]; Cent. Являюсь. прог. 2018: 1–7. Доступно в Интернете: https://cdn.americanprogress.org/content/uploads/2018/05/09121820/HealthSystemDisparitiesInMaternalMortality-Brief.pdf?_ga=2.71795347.1206125014.1623721127-1221635400. 1623721157, Sll0Vedam3 9000 ., Тайво Т.К., Рубашкин Н., Чейни М., Штраус Н. Исследование «Отдавая голос матерям: неравенство и жестокое обращение во время беременности и родов в Соединенных Штатах». Воспр. Здоровье. 2019;16:1–18. doi: 10.1186/s12978-019-0729-2. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
58. Маклемор М.Р., Альтман М.Р., Купер Н., Уильямс С., Рэнд Л., Франк Л. Опыт медицинского обслуживания беременных, рожениц и женщин после родов цвета кожи с риском преждевременных родов. соц. науч. Мед. 2018;201:127–135. doi: 10.1016/j.socscimed.2018.02.013. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
59. Stapleton L.R., Schetter C.D., Westling E., Rini C., Glynn L.M., Hobel C.J. Воспринимаемая партнерская поддержка во время беременности предсказывает более низкий уровень стресса у матери и ребенка. Дж. Фам. Пшол. 2012; 26: 453–463. doi: 10.1037/a0028332. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
60. Уисман М.А., Давила Дж., Гудман С. Х. Регулировка отношений, депрессия и тревога во время беременности и в послеродовом периоде. Дж. Фам. Психол. 2011;25:375–383. doi: 10.1037/a0023790. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
61. Alhusen J.L., Ray E., Sharps P., Bullock L. Насилие со стороны интимного партнера во время беременности: исходы для матери и новорожденного. J. Женское здоровье. 2015;24:100–106. doi: 10.1089/jwh.2014.4872. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
62. Tjaden P., Thoennes N. Полный отчет о распространенности, частоте и последствиях насилия в отношении женщин: результаты национального исследования насилия в отношении женщин. [(по состоянию на 12 июля 2021 г.)]; Natl. Инст. Справедливость Цент. Дис. Контроль Пред. 2000: 1–59. Доступно в Интернете: https://www.ojp.gov/pdffiles1/nij/183781.pdf [Google Scholar]
63. Vest J.R., Caitlin T.K., Brownson R.C. Мультигосударственный анализ факторов, связанных с насилием со стороны интимного партнера. Являюсь. Дж. Прев. Мед. 2002; 22: 156–164. дои: 10.1016/S0749-3797(01)00431-7. [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
64. Bhatt C.B., Beck-Sagué C.M. Расширение Medicaid и младенческая смертность в Соединенных Штатах. Являюсь. Дж. Общественное здравоохранение. 2018; 108: 565–567. doi: 10.2105/AJPH.2017.304218. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
65. Преимущества использования противозачаточных средств Институтом Гуттмахера в США (стенограмма видео) [(по состоянию на 12 июля 2021 г.)]; Доступно в Интернете: https://www.guttmacher.org/benefits-contraceptive-use-united-states-video-transcript
66. Томас М.П., Амманн Г., Брейзер Э., Нойес П., Мэйбэнк А. Услуги доулы в рамках программы здорового старта: Расширение доступа для недостаточно обслуживаемого населения. Дж. Мать-ребенок. 2017;21:59–64. doi: 10.1007/s10995-017-2402-0. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]
67. Гранелло Д., Young ME Counseling Today: Foundations of Professional Identity.