Пацифист: кто это, история и идеология пацифизма
История пацифистской идеологии насчитывает не одно тысячелетие, а споры о ее влиянии на исторические события не прекращаются. Разобрались, как возникали и развивались движения против войн и насилия
День святого Валентина, он же ДСВ, он же День всех влюбленных, — идеальный пример «коммерческого праздника», покорившего мир. Его любят и широко отмечают (в 2022 году американцы планировали потратить в этот день 23,9 млрд долларов) и в то же время критикуют за перепотребление и создание ажиотажа. Кроме того, в самый горячий предпраздничный период люди без пары могут чувствовать тревожность, ведь они будто вынуждены издалека наблюдать за чужим счастьем, приправленным открытками-валентинками и букетами. Неудивительно, что стали появляться альтернативы ДСВ, не ставящие во главу угла романтические отношения, — например, Galentine’s Day, который отмечают подруги 13 февраля, чтобы подчеркнуть не менее важную роль дружбы, или шутливый День осведомленности об одиночках, который проходит параллельно с ДСВ, но, как понятно из названия, предназначен для тех, у кого нет пары.
Редакция РБК Трендов тоже решила посмотреть на День святого Валентина по-новому, ведь он может быть посвящен не только романтической любви. Поэтому мы подготовили для наших читателей собственную «валентинку» и собрали материалы о самых разных проявлениях этого чувства. Здесь все — от любви к себе, к родным и друзьям, к природе и животным, к коллегам — до увлечения технологиями.
- Что это
- Знак
- Истоки
- История
- Идеология
- Границы и критика
Что такое пацифизм?
Пацифизм — это, по определению Оксфордского словаря, убеждение, что война и насилие всегда неверны. Соответственно, пацифистское движение — это антивоенное общественное движение, которое противостоит войне и насилию мирными средствами.
Сам термин «пацифизм» (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) ввел на рубеже XIX—XX веков французский борец за мир Эмиль Арно.
Знак пацифистов
Символ пацифистского движения — пацифик — в 1958 году создал английский художник Джеральд Холтом для марша Комитета прямых действий против атомной войны. При создании пацифика он взял за основу буквы из семафорной азбуки, наложив N (ядерный) на D (разоружение) и поместив их в круг, символизирующий Землю.
Позднее символ был принят Движением за ядерное разоружение (CND) и в 1960-х годах стал международной эмблемой антивоенного движения.
Марш от Трафальгарской площади Лондона к Научно-исследовательскому центру ядерного оружия в Беркшире, 1958 год (Фото: medium.com)
Истоки пацифизма
В V веке до нашей эры в Древнем Китае появилось учение, которое можно назвать примером первой пацифистской теории. Его связывают с именем древнекитайского мудреца и военного инженера Мо-цзы, который изложил теорию существования божественного универсального закона любви. Он и его последователи утверждали, что «мы должны исполнять то, что хочет Небо, а Небо хочет от нас, чтобы мы любили друг друга и не делали друг другу зла».
Мо-цзы сделал еще одно важное замечание о войнах: они дают то, что и так было в избытке, но отбирают то, что хотелось бы получить. При этом даже победоносная война приводит к ослаблению государства. Наконец, Мо-цзы указывает на противоречие войны: убийство одного человека осуждается, но массовые убийства, в частности в ходе войны, люди прославляют.
Все утверждения Мо-цзы относилось к агрессивным и наступательным войнам. Он пояснял, что есть также оборонительные, справедливые войны, когда необходимо браться за оружие.
В Индии в IX—VI веках до нашей эры зародилось учение джайнизма. Он проповедует отказ от нанесения вреда всем живым существам в мире. С одним из представителей джайнистов, Райчандрабхаи Мехтой, дружил Махатма Ганди, который говорил, что эта дружба сыграла важную роль в формулировании его собственных идей об использовании ненасилия в качестве политической тактики.
Махатма Ганди (Фото: George Rinhart)
Идеи ненасилия были широко распространены у первых христиан. Так, ни один из них, судя по историческим документам, не служил в римской армии как минимум до конца II века нашей эры. В тот момент, когда христианство стало сливаться с идеей государственности, произошел перелом. Христиане начали оправдывать идею «справедливого» насилия.
На этот раз антивоенные идеи начали отстаивать критики официальной церкви — катары, вальденсы, францисканцы-терциарии, а также гуситы. Известный христианский гуманист Эразм Роттердамский также был убежденным сторонником этих взглядов.
С Реформацией в XVI веке начались религиозные войны. Против них выступало мирное крыло анабаптистов в Германии, Швейцарии, Нидерландах, которые отвергали участие христианина не только в войне, но и в политике. В середине XVII века эти идеи продолжили отстаивать квакеры в Англии и Уэльсе. В 1708 году была основана Братская церковь в Саксонии, которая сделала пацифизм неотъемлемой частью пиетизма — движения внутри лютеранской и реформатской церквей, основной идеей которого стало личное благочестие.
Начиная с европейского Возрождения, большая часть пацифистской мысли XVII и XVIII веков была основана на идее о том, что передача политической власти от суверенов к народу станет важным шагом к миру во всем мире, поскольку войны считались результатом династических амбиций.
От «друзей мира» к пацифистам
Первые антивоенные организации на Западе в Великобритании и США появились после Наполеоновских войн и широко распространились к концу 1880-х — началу 1890-х годов. Международные конгрессы таких организаций призывали запретить войны, начать всеобщее разоружение и так далее. В итоге их деятельность привела к тому, что в законодательстве многих стран вместе с воинской обязанностью была закреплена возможность ее замены альтернативной гражданской службой.
В 1899 году состоялась Первая мирная конференция в Гааге, где участники обсуждали вопросы разоружения. Несмотря на этот кажущийся успех, общественное положение движения за мир оставалось маргинальным в Австрии и Германии, где оно столкнулось с неприятием из-за участия в нем радикального буржуазного женского движения.
Российская делегация на Первой мирной конференции в Гааге, 1899 год (Фото: Wikimedia)
С 1901 года сторонники движения за мир начали называть себя «пацифистами». Прежние названия, такие как «друзья мира», окончательно исчезли. Нарастающий кризис глобальной системы побудил международное движение за мир и выдающихся авторов-пацифистов к разработке новых концепций и теорий. Так, австрийский философ и будущий лауреат Нобелевской премии мира Альфред Фрид разработал теорию мира, которую он назвал «организационный пацифизм», отвергающий мировую войну, потому что растущая сеть международных отношений предотвратила бы ее по утилитарным причинам. Теория Фрида получила поддержку в книге Нормана Энджелла «Оптическая иллюзия Европы» (1909 год), в которой будущие войны считались экономически бесполезными из-за взаимозависимости национальных экономических интересов.
В России видным представителем пацифистского движения тех лет был Лев Толстой. Его религиозные и нравственные императивы стали источником движения толстовства, которое строилось на идеях «опрощения» и «непротивления злу насилием». Сам Толстой считал, что суть христианства можно выразить одной фразой: «Будь добрым и не противодействуй злу насилием». Идеи ненасильственного сопротивления российского писателя, которые он изложил в работе «Царство Божие внутри вас», также вдохновили Махатму Ганди. Он назвал в честь Толстого общину в Южной Африке.
Махатма Ганди с членами фермы Толстого в Южной Африке, 1910 год (Фото: The Telegraph)
После Первой мировой войны в 1918 году движения за мир начали разрастаться, постепенно завоевывая популярность среди молодых европейцев.
По сей день не утихают дискуссии о том, что именно сильные идеи пацифизма 1930-х годов в мировой политике привели ко Второй мировой войне. Сторонники этой теории считают, что западные лидеры неоднократно упускали шансы силовым путем остановить Адольфа Гитлера до 1939 года, а своей нерешительностью и полумерами подорвали позиции внутренней немецкой оппозиции. Также они полагают, что именно Мюнхенская конференция в конце 1938 года, когда Запад согласился на требование Гитлера забрать часть Чехословакии, и положила начало более масштабной экспансии и войне.
Послевоенная пацифистская риторика была посвящена недопустимости ядерной войны. Так, в 1958 году участники британского движения за ядерное разоружение CND (Campaign for Nuclear Disarmament) прошли 50-километровым маршем от Трафальгарской площади в Лондоне к Научно-исследовательскому центру ядерного оружия (AWRE) в Олдермастоне, Беркшир.
В 1960-х и 1970-х годах пацифисты активно протестовали против войны во Вьетнаме. Так, 15 ноября 1969 года в Вашингтоне, округ Колумбия, прошла крупнейшая антивоенная демонстрация в истории Америки, когда более 250 000 человек мирно собрались, призывая к выводу американских войск из Вьетнама.
Антивоенный протест в Вашингтоне (Фото: History)
Контекст движений за мир резко изменился в конце 1980-х годов с падением Берлинской стены и окончанием холодной войны. Пацифисты ушли к более широкому кругу вопросов. На национальном уровне сторонники движений за мир выступали против развития военной инфраструктуры, увеличения военных расходов, торговли оружием и так далее. На международном уровне пацифизм выражался в противодействии военному вмешательству в разнообразные конфликты. Так, пацифисты активно выступали против операции США в Персидском заливе в 1990–1991 годах, направленной на вытеснение Ирака из Кувейта («Буря в пустыне»).
С конца 1990-х годов вопросы мира также стали рассматривать как часть более широкой повестки дня движения за глобальную справедливость, наряду с проблемами защиты окружающей среды, социальной справедливости, бедности и неравенства как на национальном, так и на глобальном уровне.
Каждый год Институт экономики и мира (IEP) составляет Глобальный индекс миролюбия (GPI) — ранжирует 163 независимых государства и территории в соответствии с их уровнем миролюбия. При этом учитываются такие факторы как объем военных расходов и число военнослужащих на 100 тыс. населения.
В рейтинге GPI за 2021 год первые пять строчек занимали Исландия, Новая Зеландия, Дания, Португалия и Словения, а Россия находилась на 154-м месте.
Идеология пацифиста
Существует два пацифистских подхода. Первый основан на проповеди пацифизма и полного отказа от войны как политики. Второй проистекает из этического убеждения отдельных лиц и групп в том, что участие в любом акте войны и, возможно, в любом акте насилия является аморальным.
В зависимости от подхода встречается несколько видов пацифизма:
- Абсолютный. Приверженцы такого подхода считают, что никогда не следует принимать участие в войне, даже в целях самообороны. По их мнению, ценность человеческой жизни настолько высока, что ничто не может оправдать умышленное убийство человека. Также сторонники данного принципа считают неэтичным применять насилие для спасения невиновного человека, который подвергается нападению и может быть убит. Абсолютные пацифисты утверждают, что насилие всегда приводит к худшим результатам, чем ненасилие.
- Условный. Сторонники такого подхода в принципе против войны и насилия, но они признают, что могут быть обстоятельства, когда война будет менее ужасна, чем ее альтернатива. Подход таких пацифистов к войнам более утилитарен — по их мнению, основная причина, почему к ним не нужно прибегать — это их последствия.
- Избирательный. Сторонники этого подхода считают, что основной вопрос применения насилия — в его степени, и выступают против войн с применением оружия массового уничтожения (ядерного, химического и биологического).
- Активный. Сторонники такого подхода активно участвуют в политической деятельности по продвижению мира и выступают против конкретных войн.
Границы пацифизма и его критика
Роберт Ауман, лауреат Нобелевской премии по экономике 2005 года, говорил: «Если цель противника — агрессия и захват, миротворчество становится опасным и вредным <…> Когда агрессор видит, что его методы работают, он продолжает им следовать и выдвигает все новые и новые требования. Если агрессор встречает решительное сопротивление, он пересматривает свой подход».
Профессор философии Кембриджского университета Гертруда Анскомб считала полный пацифизм пагубным, потому что он побуждает людей верить в то, что все убийства одинаково неправильны: это стирает различие между убийством в военное время по справедливой причине и неоправданными зверствами.
В целом критики пацифизма заявляют, что политика несопротивления перед лицом внешней агрессии может привести к подчинению целых народов. Тем не менее, пацифисты допускают ненасильственное сопротивление, которое кроется в создании трудностей и неудобств для завоевателя или угнетателя.
В XX веке ненасильственное сопротивление успешно использовалось Ганди и его последователями для подрыва легитимности британского колониального правительства в Индии, а также Мартином Лютером Кингом-младшим для привлечения внимания всего мира к угнетению афроамериканцев в Соединенных Штатах. Но во многих других случаях ненасильственная тактика была совершенно не в состоянии разоружить врага или даже сохранить практикующие ее общины: например, пацифистские христианские секты часто были объектами самых безжалостных преследований, начиная со Средневековья.
Марш за свободы в Вашингтоне в 1963 году, который организовал Мартин Лютер Кинг-мл. (Фото: Wikimedia)
В целом же сторонники пацифизма как возможной национальной политики подчеркивают, что отказ от войны как инструмента национальной политики будет невозможен до тех пор, пока мировое сообщество не станет настолько организованным, что сможет обеспечивать справедливость среди своих членов.
Другие статьи в подборке РБК Трендов к 14 февраля
Теперь любовь к себе: как меняется восприятие Дня святого Валентина
Запрет на счастье: почему мы стыдимся радоваться в неспокойные времена
Как путешествовать по диким местам экологично: отдохни и сохрани
Хозяин или опекун: что такое концепция ответственного ухода за животными
Ликбез для дедушки: как повысить цифровую грамотность пожилых людей
Давайте жить дружно: как найти новых друзей во взрослом возрасте
Платоническая любовь современности: что такое броманс
Что такое феминизм — в пяти терминах
Пять главных «гуманитарных» трендов, изменивших мир за минувшие 15 лет
Каким станет секс в будущем
Секс в метавселенной
Менеджер well-being: кто делает сотрудников компаний счастливее
Право на лень: как менялось отношение человека к труду
ПАЦИФИЗМ • Большая российская энциклопедия
Авторы: А. В. Васильев
ПАЦИФИ́ЗМ (от лат. pacificus – миротворческий), идеология, политика и общественное движение, выступающие против войн и любого рода насилия. Термины «П.» и «пацифист» (сторонник П.) сформулированы в 1901 группой участников 10-го Всеобщего конгресса мира в Глазго и предложены президентом Лиги мира и свободы Э. Арно (1864–1921) для обозначения движения борцов за мир. Идеология П. изложена Арно в трактате «Код мира» (1901).
П. основан на убеждении, что убийство человека человеком, как и в целом насилие в отношениях между людьми, есть нарушение мирового порядка, зло, пусть даже и вынужденное. Исторически это убеждение по преимуществу было связано с религ. сознанием человека. Принцип отказа от причинения вреда всему живому (ахимса) широко представлен в инд. «практической философии», он получил развитие у адживиков, в буддизме, джайнизме и др. В христианском понимании причина насилия в мире заключается в отпадении человека от Бога, нарушении Его воли и тем самым в разрушении изначального порядка отношений Бога, человека и мира. Объективный характер пребывания мира в искажённом состоянии делает невозможным полное избавление от насилия до момента окончат. воссоединения творения с Богом. Вместе с тем на субъектном уровне преодоление насилия полагается возможным и даже обязательным. Эпоха Ветхого Завета была далека от идеала мирного сосуществования как народов, так и отд. людей, тем не менее, наряду с принципом ограничения мести «око за око, зуб за зуб» (Лев. 24:19–20), была дана заповедь «не убий» (Исх. 20:13). Ветхозаветное пророчество о временах, «когда не поднимет народ на народ меча» (Ис. 2:4), относится к перспективе за пределами историч. времени. Новый Завет исполнен призыва любви к врагам (Мф. 5:43–48, Лк. 6:27–28) и Божия благословения миротворцам (Мф. 5:9). Даже в условиях объективно существующего насилия в обществе, по христианскому учению, не следует воздавать «злом за зло», по возможности быть «в мире со всеми людьми» (Рим. 12:17–18). Последовательный и бескомпромиссный П. характерен для некоторых еретич. движений и христианских направлений: катары, адвентисты седьмого дня, швейцарские братья, моравские братья, гуттерское братство, квакеры, меннониты, духоборцы, молокане, пятидесятники, толстовцы и др.
Филос. осмысление П. имеет свои истоки в учении др.-греч. натурфилософов о космосе как мировом порядке, гармонии и равновесии. Пифагор учил жить в согласии, творить добро врагам, не убивать невинных животных, не наносить вреда растениям. Состояние мира в Рим. империи воспевал Вергилий. В стоич. традиции идеи П. развивали Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, в поздней античности – Макробий, Боэций. В средние века на пацифистские теории определяющее влияние оказывало христианство. В эпоху Просвещения разрабатывалась идея «вечного мира» (М. де Бетюн Сюлли, Ш. Сен-Пьер, Ж. Ж. Руссо) – соединение всех европ. государств, включая Россию, в единый союз. Среди мыслителей Нового и Новейшего времени, развивавших идеи П., – Эразм Роттердамский, Ф. Пасси, Л. Н. Толстой, Б. фон Зутнер, Махатма Ганди, М. Л. Кинг. Особой популярностью идеи П. пользовались после 1-й мировой войны, 1920-е гг. известны как «эра пацифизма» (создание Лиги Наций, Келлога – Бриана пакт 1928, движение за всеобщее разоружение и т. п.). Гос. и политич. деятели (А. Бриан, П. Пенлеве во Франции, Р. Сесил, О.Чемберлен в Великобритании, Ф.Келлог, У. Бора в США и др.) активно использовали пацифистскую риторику для оправдания своих действий на междунар. арене (диктовались прежде всего интересами их собств. государств). В зап.-европ. странах 1920–30-х гг. апелляция к пацифистским настроениям населения была важным фактором и при проведении внутр. политики, для успеха на выборах в представит. органы власти.
В России в кон. 19 – нач. 20 вв. теоретич. базу П. разрабатывали юристы и социологи М. А. Энгельгардт («Вечный мир и разоружение», 1899), Ф. Ф. Мартенс («Современное международное право цивилизованных народов», т. 1–2, 1882–1883), Л. А. Камаровский («Главные моменты идеи мира в истории», 1895), М. А. Таубе («Принципы мира и права в международных столкновениях средних веков», 1899), кн. В. В. Тенишев («Вечный мир и международный третейский суд», 1909) и др. Рос. П. получил гос. поддержку в форме инициированной Россией Междунар. конференции по вопросу ограничения вооружений и учреждения междунар. арбитража (1899). В развитие этой инициативы на Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 были приняты междунар. конвенции о законах и обычаях войны, ставшие неотъемлемой частью норм междунар. гуманитарного права. В нач. 20 в. П. принял в России форму антивоенного движения, он имел обществ. поддержку прежде всего в интеллигентских кругах. Созданы С.-Петерб. и Моск. об-ва мира, Киевское об-во друзей мира (все в 1909) и др. Впервые делегация пацифистов из России приняла офиц. участие в 18-м Всеобщем конгрессе мира в Стокгольме (1910), глава рос. делегации Павел Д. Долгоруков был избран вице-президентом конгресса. В последующий историч. период до 1990-х гг. рос. П. как движение не имел достаточных политич. условий для независимого развития, уступил место движению сторонников мира, направлявшемуся парт. и гос. властью.
В совр. мире понятие «П.» используется для обозначения мировоззренч. и нравств. позиции, идеологии обществ. движения. В качестве мировоззренч. позиции П. может не ограничиваться антивоенной установкой, но представлять разл. доктрины ненасилия, пассивного сопротивления, морального совершенствования, нравственной чистоты. В качестве нравств. позиции П. означает индивидуальный отказ от насилия и соучастия в нём, в частности отказ от службы в армии и от того, чтобы брать в руки оружие. В роли идеологии П. обосновывает необходимость и возможность установления всеобщего мира, используя взаимосвязанные принципы: абсолютной недопустимости войны, абсолютного запрета насилия или применения силы и абсолютной неприемлемости убийства. Как обществ. движение П. предполагает широкую пропаганду миротворч. идей и ценностей, проведение манифестаций в защиту мира, осуждение гонки вооружений, призыв к снижению воен. активности государств, ратование за мирное урегулирование междунар. и внутригосударств. конфликтов, осуждение терроризма международного.