Парадокс это что такое примеры: Парадокс — что это такое? Определение, значение, перевод

Содержание

Парадокс — что это такое и примеры парадоксов

Обновлено 24 июля 2021 Просмотров: 101 387 Автор: Дмитрий Петров

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Данное понятие родилось в Древней Греции и означает мнение, противоречащее здравому смыслу.

В широком смысле слово парадокс – это явление, ситуация, событие, кажущиеся невероятными и не соответствующие привычным представлениям людей о реальности в силу необычного контекста.


Парадокс — это когда невозможное возможно

Суть парадоксального суждения заключается в том, что начав его рассматривать и исследовать, вы постепенно найдете в нем логику, здравое зерно и придете к умозаключению, что невозможное возможно.

Для лучшего понимания какого-либо термина необходимо обратиться к его антониму (что это такое?). Таковым для парадокса является слово ортодокс – что значит традиционность, постоянство, проверенность. В этом же смысле парадокс описывается как неожиданный, оригинальный, непривычный.

Чтобы предвосхитить путаницу, также следует научиться отличать парадокс от апории. Если первое – это нелогичная правда, то второе – логичная выдумка.

P.S. Если вы не знаете ответ на приведенную выше геометрическую загадку, то не спешите относить ее к теме сегодняшней статьи. Таки нет, это всего лишь апория (ловкий трюк, вводящий в заблуждение). Подробности смотрите ниже (пункт 5 в примерах).

  1. В любой науке инструментом для познания и теоретических доказательств является логическое мышление. Экспериментаторы часто обнаруживают парадоксы вследствие появления двух и более результатов исследования, которые противоречат друг другу.

    Правда, в некоторых случаях такие расхождения – это всего лишь ошибки, допущенные в ходе экспериментального опыта. Поэтому в научной среде парадокс представляет собой полезное явление, так как мотивирует ученых искать дополнительные методы для изучения теории, минимизировать искажение реальности.

  2. В логике – это логически верное суждение, которое противоречит двум и более умозаключениям, из него следующим.
  3. В искусстве парадоксы используются как приемы для привлечения внимания. Человеческая психика устроена таким образом, что люди всегда выделяют из общей массы то, что кажется необычным: новизна привлекает и вызывает интерес. Парадоксы в искусстве разделяют на:
    1. музыкальные – заключаются в использовании непривычных звуков в отдельности или их фрагментов, резко отличающихся от традиционных;
    2. художественные – используют писатели, художники, поэты, актеры кино, цирковые деятели, журналисты.
    3. литературные — например, используемые в тексте или заголовках оксюмороны (словесные парадоксы — несовместимые вещи)
  4. В философии часто встречаются парадоксальные высказывания и апории. Их примеры вы найдете ниже.

Примеры парадоксов

Чтобы еще лучше понять и усвоить значение этого понятия приведу классические, известные во всем мире примеры.

  1. Классика — что было раньше, курица или яйцо? А ведь что-то должно быть первым:
  2. Парадокс лжеца. Если он говорит «Я сейчас вру», то это не может быть ни ложью, ни правдой.
  3. Парадокс неожиданной казни: приговоренному к смерти пообещали, что его повесят неожиданно в полдень на следующей неделе в будний день. Осужденный стал рассуждать: в пятницу меня не повесят, так как это не будет неожиданностью, ибо после наступления четверга останется только пятница.

    В четверг же его тоже не смогут казнить, так как после среды это тоже не будет неожиданностью. Таким образом, он исключил все дни недели и пришел к выводу, что повешение не состоится. На этом человек успокоился, но в среду ровно в полдень к нему пришел палач, что было очень неожиданно. Предсказание судьи сбылось.
  4. Парадокс всемогущества – если некто всемогущий создаст настолько тяжелый предмет, что не сможет сдвинуть его с места, то перестает быть всемогущим. А если этот некто не способен создать этот камень, то также не является всемогущим.
  5. Псевдопарадокс с треугольниками — чуть выше вы могли видеть геометрический казус с перестановкой синего и красного треугольника. Кажется, что произошло чудо и площадь суммарной фигуры уменьшилась от этого на одну клетку. На самом деле, это тоже апория, т.е. логично выглядящий обман:
  6. Парадокс времени хорошо демонстрирует миф об Ахиллесе и черепахе. Ахиллес гнался за черепахой, предварительно дав ей фору в 30 метров. Возьмем за данность, что оба бегуна начинают бежать одновременно, но с разными скоростями – Ахиллес быстрее, черепаха медленней. Преодолев расстояние в 30 метров, человек оказывается в точке, с которой стартовала черепаха. Она, в свою очередь, тоже успела продвинуться, примерно на метр.

    Далее Ахиллесу нужно преодолеть этот метр, но черепаха уже продвинулась дальше. Каждый раз, когда человек будет достигать крайнюю точку, в которой находилось животное, последнее будет находиться уже в следующей. А так как существует бесконечное число точек, то следуя этой логике, догнать черепаху не представляется возможным.

  7. Парадокс Монти Холла — это скорее математика (теория вероятности), но выглядит эффектно:
  8. Бесконечная гостиница:
  9. Притча о Буридановом осле повествует об упрямом животном, которое умерло с голоду, так и не решив, какая куча сена больше и вкуснее. Парадоксальность заключается в том, что при наличии достаточного количества пищи осел нелепо отдал душу богу от ее нехватки из-за собственной нерешительности.
  10. Парадокс Сорита: допустим, песочная куча состоит из миллиона песчинок. Если убрать одну из них, куча останется кучей. После изъятия второй песчинки куча все равно не потеряет свой статус. А что будет, когда останется последняя песчинка? По идее куча – уже не куча.
    Чтобы утверждение было логичным, необходимо либо изначально лишить миллион песчинок статуса кучи, либо назвать ею одну песчинку.
  11. Стрела Зенона: движением мы можем называть изменение положения объекта в каждый момент времени (в этот бесконечно малый момент она тут, а в следующий чуть дальше). Но в любой конкретный момент времени стрела обездвижена. То есть и летящая, и лежащая стрела не двигается. Движения нет вообще.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

что это простыми словами, примеры, причины возникновения

Приветствую Вас, друзья!

В этой статье мы разберемся с тем, что такое парадокс. Рассмотрим примеры наиболее известных парадоксов. Узнаем, почему возникают парадоксы и в чём их значение.

Что такое парадокс?

Парадокс — это ситуация, которая на теоретическом уровне выглядит правдоподобно, но научного объяснения не имеет. Термин «парадокс» происходит от нескольких древнегреческих слов, которые можно перевести как неожиданное или странное предположение (или мнение).

Чаще всего внимание людей заостряется на парадоксах, касающихся достаточно строгих и давно сформированных дисциплин, к примеру, логики, внутри которой выделяют два вида парадоксов:

  • Апория — разновидность парадокса, в основе которого лежит аргумент, входящий в явное противоречие с общепризнанным мнением;
  • Антиномия — разновидность парадокса, основанная на существовании двух противоречащих друг другу, но в одинаковой степени доказуемых суждений;

Следовательно, под логическим парадоксом подразумевается откровенно противоречивое суждение, в котором сохраняется логическая правильность или же суждение, имеющее внутри себя внутри два исключающих друг друга, но в равной степени доказуемых мнения.

Логику относят к абстрактным наукам, в которых обычно не принято ставить эксперименты, а также доверять фактам в их обыденном и привычном понимании — данная дисциплина базируется исключительно на анализе реальных мыслительных процессов. Однако расхождения в теоретической части логики и в жизненной практике все же встречаются, и наиболее явным подтверждением этого факта стало как раз таки наличие парадоксов.

Далее мы более подробно поговорим об этом интересном явлении, параллельно приведя известные многим примеры логических парадоксов, имеющих многовековую историю, но до сих пор не утративших актуальность. Эта информация будет полезна не только тем, кто занимается углубленным изучением логики, но и просто всем неравнодушным к новым знаниям людям.

Примеры парадоксов

Для лучшего понимания сути парадоксов рассматривать их рекомендуется посредством приведения несложных и достаточно известных примеров.

Парадокс Ахиллеса и черепахи

История парадокса Ахиллеса и Черепахи начинается с теоретической дискуссии о движении, выдвинутой в 5 веке до н.э. древнегреческим философом Зеноном Элейским. Главными действующими лицами этого примера являются неуязвимый греческий полубог Ахиллес, известный как очень быстрый бегун, и черепаха, решившая посоревноваться с ним в скорости. Изначально Ахиллес предоставил черепахе фору в сто метров, которую он быстро пересек после старта, но черепаха тем временем успела проползти еще десяток метров, а значит, Ахиллесу так и не удалось ее догнать. Затем он легко пересек и эти десять метров, но черепаха опять успела отползти теперь уже на один метр, и Ахиллесу снова не удалось сравняться с ней.

Если отталкиваться от логики этого парадокса, то атлету так никогда и не удастся настигнуть черепаху, ведь при каждом его приближении она тоже продолжает, пусть медленно, но отдаляться. Значит ли это, что и достичь поставленной цели тоже невозможно, несмотря на множество подобных примеров из жизни?

Парадокс кучи песка

Представьте, что перед вами лежит куча песка, из которой вы взяли одну из песчинок. Естественно, после этого куча остается на месте — исчезновение одной песчинки никак не скажется на ее существовании. Убрав из кучи еще одну песчинку, а затем — еще одну, потом — еще одну и так далее, вы все равно не сможете убрать кучу, которая может состоять даже из нескольких крупиц песка. Но ведь вы сможете спокойно убрать по одной и оставшиеся несколько песчинок, а значит, в определенный момент исчезновение одной, последней крупицы песка приведет к исчезновению уже всей кучи. Выходит, всего одна песчинка способна прекратить существование целой кучи песка? Эта старинная головоломка носит название «sorites paradox», т.е. парадокс кучи.

Парадокс всемогущества

Это довольно известный парадокс, его суть заключена в следующем: способен ли всемогущий Господь создать камень, которой сам же не сможет поднять? Оба суждения приведенного парадокса ставят под серьезный вопрос понятие о всемогуществе, ведь если всемогущий Бог не сможет создать такой камень или создаст его, но не сможет поднять, то он не всемогущ.

В различные эпохи философы по-разному подходили к решению описываемого парадокса. Так, Августин Блаженный считал, что Господь попросту не сможет создать такую или близкую к ней ситуации, поскольку после этого он может лишиться своего божественного статуса всемогущего существа. А вот Рене Декарт высказывал предположение о том, что обладающий абсолютным всемогуществом Бог, а также его поступки в принципе не могут быть познаны и объяснены при помощи человеческой логики.

Парадокс лжеца

Представьте, что ваш собеседник вдруг заявит вам о том, что все сказанное им ранее являлось ложью. Задумайтесь, а можно ли поверить в его слова о сказанной ранее лжи сейчас, ведь он мог снова соврать, не так ли? В этом и заключается парадокс лжеца, оба утверждения которого открыто противоречат сами себе: ведь если ваш собеседник признает себя лжецом, то он сказал правду, но если сказанное им действительно правда, то он лжец.

Парадокс казни

Представьте себе следующую ситуацию: при оглашении приговора к смертной казни через повешение, судья назначает время казни на полдень рабочего дня, не называя точного дня, и, таким образом, для осужденного время его смерти становится загадкой. Единственное, что ему известно — палач абсолютно неожиданно придет к нему в полдень любого из будней и уведет на виселицу.

Поразмышляв, осужденный приходит к простому выводу — его не могут повесить в пятницу, ведь если его не казнят в четверг, то казнь в пятницу уже не станет для него неожиданным неприятным сюрпризом. Отталкиваясь от этой логики, аналогичным образом он исключает из возможных дней собственной казни сначала четверг, а затем и все остальные будни. В итоге, осужденный убеждает себя в невозможности собственной казни и успокоенный ложится спать. А спустя неделю, в среду, ровно в полдень, к нему в камеру приходит палач, чтобы забрать его на казнь, и данное событие становится для него полной неожиданностью.

Причины возникновения парадоксов

К основной причине возникновения парадоксов ученые относят упрощение теоретических объектов. Часто исследователи, иногда даже не желая того, не принимают во внимание ряд характеристик какого-либо объекта, впоследствии относя уже сам объект к незначительным и маловажным. Но со временем процессы познания могут поставить перед людьми новые вопросы, прямо касающиеся указанного объекта и его ранее не учитываемых или неизвестных характеристик. Все это приводит к возникновению противоречий между старыми, упрощенными, и новыми, более детальными и подробными характеристиками одного и того же объекта, заставляя исследователей начать изучение его прежде неизвестных свойств. Именно так устраняются парадоксы, порожденные дефектами и недостатками прежних, уже устаревших, знаний.

Кроме того, толчком к возникновению парадокса может стать неточность определенного теоретического элемента, например, утверждения, понятия или закона. Теоретические знания повсеместно используют для решения практических задач, и этот процесс чреват конфликтом между полученным в результате решения задачи результатом и уже накопленным к тому моменту набором знаний. Однако данный конфликт, по сути, является продуктивным, так как благодаря нему выявляются дефекты, укоренившиеся во многих понятиях и утверждениях, а исследователи получают возможность начать работу по устранению возникших проблем. Обычно обнаруженные дефекты устраняются методом уточнения либо путем корректировки противоречащих друг другу компонентов теории.

Помимо описанных выше причин, появлению парадоксов способствуют и частичные недостатки в некоторых законах и понятиях, а то и полностью ошибочные понятия, убеждения и суждения. Естественно, ошибочные положения становятся причиной ошибочных решений, а полученные таким образом результаты вступают в явное противоречие с объективной реальностью. Но и эту связанную с наличием в мире парадоксов ситуацию относят к позитивным и продуктивным явлениям, поскольку в данной ситуации парадоксы вновь помогают выявлять и устранить пробелы и дефекты в системе сформировавшихся ранее знаний, попутно способствуя формированию верных представлений об окружающем нас мире. Кстати, к наиболее трудным парадоксам, чаще всего приводящим к кардинальным переменам в багаже накопленных предыдущими поколениями знаний относят парадоксы, возникающие из-за недочетов в базисных теоретических утверждениях, закономерностях и принципах.

Научное значение парадоксов

Таким образом, парадоксы появляются и существуют по причине наличия серьезных дефектов в общей совокупности знаний людей об окружающем их мире. К их основному положительному качеству необходимо отнести способность парадоксов сигнализировать о присутствии в системе знаний серьезных и требующих устранения пробелов. Нередко парадокс ставит перед исследователями вполне понятные и давно назревшие задачи, подталкивая их к совершению определенных действий, призванных устранить конкретные проблемы, касающиеся познавательной деятельности. Помимо этого, парадоксы представляют собой довольно сложные гносеологические элементы, которые могут как стать источником значительных научных проблем, так и подтолкнуть ученых к определенным исследованиям (относящимся, например, к решению таких важных вопросов как понимание процессов, происходящих внутри нашей Вселенной, и в особенности — вопросов, связанных с ее возникновением и структурой).

Также к эвристической роли парадоксов нужно отнести и те подсказки, которые они дают ученым, наталкивая их на поиски решений к постоянно возникающим научным проблемам. В качестве отправных пунктов таких поисков следует назвать с одной стороны — теоретические суждения, понятия, утверждения и закономерности, с другой — вступающие в противоречия с приведенными выше теоретическими постулатами факты. В этом и заключается главная роль, отводимая парадоксам в науке — если бы они напрочь отсутствовали, то никто из исследователей никогда не заинтересовался бы определенным сегментом знаний, таящим внутри себя явные противоречия.

Что такое парадокс? Определение и примеры

«Экономьте деньги, тратя деньги.»

Подождите. Что это значит? Как это может быть правдой? Этот совет кажется противоречивым, но может иметь смысл.

Это предложение является примером парадокса — утверждения или аргумента, который кажется противоречащим самому себе, но на самом деле может быть истинным.

Есть логические парадоксы и литературные парадоксы. В литературе парадоксы — мощное литературное средство. Но что это такое? И почему они так ценны для читателей?

В этой статье мы даем вам четкое определение парадокса вместе с множеством примеров, чтобы вы могли полностью понять этот риторический прием.

Что такое простое определение парадокса?

Если вы уже чувствуете, что только что попали на урок философии, не бойтесь. Самый простой способ понять парадокс — это рассмотреть его на примерах, которые мы подробно рассмотрим в следующих разделах.

Но если вам нужно простое определение парадокса, вот что вам нужно знать.

Парадокс — это утверждение или идея, противоречащая сама себе.

Имея в виду это простое определение, вы сможете быстро понять концепцию парадокса.

Что такое парадокс?

Парадокс имеет разные определения в зависимости от того, где он используется — вот где он начинает усложняться. Эти определения могут показаться сложными, но мы постараемся упростить вам задачу.

Короче говоря, парадокс — это противоречивое утверждение или аргумент.

Иногда кажется, что парадокс противоречит сам себе, но на самом деле он может быть правдой. Парадокс не поддается логике и идет вразрез с ожиданиями.

Парадокс представляет противоречивые идеи и связывает их таким образом, что заставляет задуматься, правда это или нет.

Во многих случаях парадокс не является ни однозначно истинным, ни ложным и приводит к круговым рассуждениям.

Происхождение слова парадокс происходит от латинского paradoxum , которое, в свою очередь, произошло от греческого парадокс . Это комбинация древнегреческих слов para и dokein .

Para- — префикс, означающий «за пределами», а dokein — глагол, означающий «думать».

Комбинированный, paradoxos , или парадокс, означает «за пределами мышления». Парадокс — это идея, которая заставляет вас размышлять за пределами обычных, ожидаемых пределов вашего мышления.

Некоторые парадоксы поначалу могут показаться ложными, но имеют некоторое подобие истины. Например, вы можете сказать: «Ничегонеделание утомительно».

Если вы ничего не делаете, вы не тратите энергию, так как же это может быть утомительно? Но подумайте о дне, когда вы просто сидите и ничего не делаете.

Или представьте, что вы были в поездке, и вы просто сидите в машине или поезде и вам нечего делать. В конце этих дней вы, вероятно, устанете больше, чем если бы были заняты.

Это несколько основных примеров концепции парадоксов.

Но парадоксы могут бесконечно усложняться, особенно потому, что парадоксы используются или определяются по-разному в зависимости от того, кто их использует.

В области логики и риторики парадоксы представляют собой сбивающие с толку аргументы. Парадоксы в науке и математике бросили вызов принципам, которые считались истинными.

В литературе парадоксы сопоставляют две идеи, которые кажутся несочетаемыми, чтобы подчеркнуть или глубже понять. Мы рассмотрим некоторые из них позже.

Что такое логический парадокс?

Многие люди лучше всего знакомы с концепцией логических парадоксов .

Логический парадокс — это утверждение, которое настолько самопротиворечиво, что не может быть истинным или ложным. Другими словами, если утверждение истинно, оно ложно, а если ложно, то оно истинно.

У вас кружится голова? Хороший! В этом цель логических парадоксов. Они заставляют нас расширять наше критическое мышление и навыки рассуждения .

Вы слышали извечный вопрос: «Что появилось раньше, курица или яйцо?» Это утверждение является примером логического парадокса. Это логически неразрешимо, если оставить в стороне теории эволюции.

Курица рождается из яйца, поэтому само собой разумеется, что яйцо должно быть первым. Однако яйцо откладывает курица, поэтому курица должна быть первой.

Классический пример логического парадокса. Рассмотрим несколько примеров логических парадоксов.

Каковы некоторые примеры логического парадокса?

Важно хорошо разбираться в логическом парадоксе, чтобы понять, как работают литературных парадоксов .

Прежде чем мы перейдем к литературному приему парадокса, вот еще примеров логических парадоксов .

«Все, что я знаю, это то, что я ничего не знаю.»

Эта цитата приписывается Сократу и содержит интересный парадокс. Если он ничего не знает, то он не может знать, что ничего не знает.

«Все, что я говорю, — ложь».

Говорю ли я правду, говоря, что все, что я говорю, — ложь? Или я лгу, говоря это? Этот странный парадокс неразрешим.

«Ответ на этот вопрос «нет»?»

На этот вопрос нет ответа. Если мы ответим на вопрос «нет», то правильным ответом будет «да». Но если мы ответим «да», то правильным ответом будет «нет». На этот парадокс нет правильного ответа.

Теперь, когда у нас есть четкое представление о логических парадоксах, давайте узнаем, что такое литературный парадокс .

Что такое парадокс в литературе?

Парадоксы часто используются в литературе как острый прием.

Литературный парадокс — это утверждение, которое кажется противоречащим самому себе, но при дальнейшем размышлении либо раскрывает более глубокий смысл, либо на самом деле имеет смысл.

Литературные парадоксы часто используются для иллюстрации чего-то глубокого. Авторы предпочитают сопоставлять две противоречивые идеи таким образом, чтобы это было проницательно.

Литературный парадокс часто связан с общей темой или посылом рассказа и используется для того, чтобы подчеркнуть более глубокий смысл рассказа.

Парадоксы сложно понять правильно. Но когда автор удачно использует литературный парадокс, они получаются исключительно острыми.

Парадокс — не единственный литературный прием, основанный на двух противоречивых идеях. Парадокс часто путают с риторическими приемами оксюморона, антитезы и иронии.

Однако эти литературные термины имеют очень разные значения и способы использования.

Какие примеры парадокса в литературе?

Несмотря на то, что парадоксы сложны в использовании, многие авторы пытались их использовать. В литературе часто встречаются как логические парадоксы, так и литературные парадоксы. Рассмотрим несколько классических примеров.

«Все животные равны, но некоторые животные равнее других.»

Эта цитата является принципом, созданным свиньями в «Скотном дворе» Джорджа Оруэлла. Это утверждение парадоксально, потому что одно не может быть равнее другого.

Это противоречит самому определению равенства. Даже если что-то можно считать «более равным», две части предложения противоречат друг другу, создавая еще один слой парадокса.

Посылка самой книги парадоксальна. Животные хотят равных прав с людьми, но в своем стремлении к равенству животные оказываются в тоталитарном режиме, основанном на классовых различиях. Кажущийся парадокс этой истории подытожен цитатой.

«Первое правило бойцовского клуба — не говорить о бойцовском клубе.»

До того, как был снят фильм с Брэдом Питтом и Эдвардом Нортоном, «Бойцовский клуб» был романом Чака Паланика.

Это логический парадокс, потому что для того, чтобы рассказать о правилах бойцовского клуба, нужно говорить о бойцовском клубе.

Гуру грамматики, редактор стиля и наставник по письму в одном пакете.
Попробуйте бесплатно!

История также содержит несколько более крупных тематических литературных парадоксов. Например, ключевая цель рассказчика — удержать себя от совершения террористического акта и самоубийства, но главная преграда на пути к этому — он сам.

«Я должен быть жестоким только для того, чтобы быть добрым.»

Шекспир часто использовал парадокс в своих пьесах. Эта цитата из Гамлета представляет собой литературный парадокс, поскольку Гамлет считает, что должен убить своего дядю, чтобы отомстить за отца и освободить мать.

Он считает убийство актом милосердия по отношению к его матери, хотя обычно убийство не считается актом доброты.

«Быть естественным — такая поза, за которой очень сложно уследить. »

Оскар Уайльд был мастером парадоксов. Это цитата из книги «Как важно быть серьезным».

Естественность должна быть естественной, но это неестественно, если вам приходится вести себя так.

Сегодня это еще более актуально для звезд реалити-шоу и влиятельных лиц в социальных сетях, которые часто притворяются реальными и естественными.

«Я Никто! Кто ты? Ты тоже Никто?»

В этом стихотворении Эмили Дикинсон использует парадокс для исследования концепции идентичности. Будучи кем-то, они не могут быть никем, даже если говорят, что они никто.

«Смерть, ты умрешь».

В этом Священном сонете Джона Донна поэт использует кажущийся парадокс. Смерть — это не то, что может умереть буквально, но Донн исследует идею вечной жизни после смерти.

В этой интерпретации христианской загробной жизни понятие смерти на небесах перестает существовать.

«Выпей еще чаю, — очень серьезно сказал Мартовский заяц Алисе.

— Я еще ничего не ела, — обиженно ответила Алиса, — поэтому больше не могу.

— Вы хотите сказать, что не можете взять меньше, — сказал Шляпник. «Очень легко взять больше, чем ничего».

Льюис Кэрролл использует парадоксы в «Приключениях Алисы в стране чудес». Этот парадокс от Безумного Шляпника звучит нелепо.

Как можно взять больше, чем ничего? Но он прав: если ничто не равно нулю, то чем выше, тем больше. Парадоксы широко используются в математической теории, а Кэрролл был математиком.

«Ребенок спросил: «Может ли Бог сделать все?» Получив утвердительный ответ, она тотчас же сказала: «Тогда может ли Он сделать камень таким тяжелым, что не сможет его поднять?»

Это типичный пример парадокса, используемого в богословских дебатах. Он появляется в «Кентерберийских головоломках» Генри Дьюдени.

Этот парадокс наводит на мысль, что если Бог всемогущ, то он может создать такой тяжелый камень, что не сможет его поднять.

Если он может создать этот камень, но не поднять его, он не всесилен. Если он не может создать этот камень, он не может делать все.

«Земля, мать природы, есть ее могила;

Что ее могила, то ее утроба. ..»

Этот отрывок — еще один пример Шекспира, на этот раз из «Ромео и Джульетты».

Этот парадокс состоит в том, что Земля является и животворящей маткой, и могилой. Это создает круговой аргумент, который звучит противоречиво, но не является неверным.

Вот еще несколько примеров литературного парадокса, которые не так просто обобщить в цитате.

Одиссея

В «Одиссее» Одиссей говорит Циклопу, что он Никто.

Когда Одиссей нападает на него, Циклоп говорит, что Никто не причиняет ему вреда. Эта ситуация парадоксальна, потому что очевидно, что кто-то причиняет ему боль.

Уловка-22

Джозеф Хеллер использует парадокс в своем романе «Уловка-22». Главный парадокс заключается в том, что Йоссариан утверждает, что сошел с ума, чтобы не участвовать в войне.

Однако сумасшедший не был бы достаточно вменяемым, чтобы называть себя сумасшедшим по этой причине, поэтому он показывает себя в здравом уме и не уходит с работы.

Парадокс дедушки

Наконец, парадокс дедушки часто появляется в литературе и средствах массовой информации, посвященных путешествиям во времени.

Идея состоит в том, что если вы отправитесь в прошлое, чтобы убить своего деда, вы никогда не будете существовать и, следовательно, не сможете вернуться в будущее.

Как не допустить, чтобы литературный парадокс запутал читателя?

Парадокс не должен смущать вашего читателя, если вы правильно его настроили.

Свяжите центральную идею вашего парадокса с главной темой вашего рассказа. Это позволит читателю подумать о центральной идее вашего парадокса еще до того, как вы открыто упомянете ее, как в девятом эпизоде.0045 Скотный двор Пример ранее.

Если вы сможете правильно подобрать темп и структуру, парадоксы и сложные элементы органично впишутся в основную сюжетную линию. Если вам приходится тратить страницы на объяснение парадокса или почему он существует, возможно, не стоит его включать.

В отчете о темпе ProWritingAid выделяются медленные фрагменты вашего романа, чтобы помочь вам сбалансировать действие с экспозицией. Когда вы представляете свой парадокс, обязательно окружите его действием или диалогом, чтобы ваш читатель продолжал двигаться вперед.

Попробуйте отчет о темпе с бесплатной учетной записью.

Хотите знать, чем парадокс похож или отличается от других приемов письма, таких как оксюморон? Давайте исследовать.

В чем разница между оксюмороном и парадоксом?

Литературный парадокс есть сопоставление идей. Он может состоять из целых фраз и предложений или даже из более крупных элементов рассказа.

Оксюморон — это фигура речи, состоящая из двух противоречащих друг другу слов. Это не приводит к такому же круговому рассуждению, как парадокс. Вот несколько примеров оксюморона:

  • Креветки Джамбо
  • Дружественный огонь
  • Живая история
  • Магический реализм
  • Фейковые новости

Оксюмороны не являются истинными или неверными по своей сути. Они создают совершенно новый смысл.

В чем разница между антитезой и парадоксом?

Антитеза литературного приема также использует две противоположные идеи.

Однако в то время как парадокс больше связан с использованием логики и рассуждений для иллюстрации идеи, антитезис — это использование структуры предложения для иллюстрации точки зрения.

Antithesis берет две несвязанные или противоположные идеи, а затем использует параллельную структуру предложения, чтобы соединить их. Это обычный риторический прием, используемый в речах.

Вот несколько примеров антитезиса:

  • Что-то выиграешь, что-то проиграешь
  • Если у вас не получится спланировать, значит, вы планируете потерпеть неудачу
  • Мусор для одного человека — сокровище для другого
  • Легко пришло, легко ушло
  • Опоздание на день и отсутствие доллара

Антитезис не вызывает споров об истине, как это делает парадокс. Он в основном используется для создания броской, запоминающейся фразы, чтобы подчеркнуть точку зрения.

В чем разница между иронией и парадоксом?

Ирония — еще один литературный прием, который часто путают с парадоксом. Ирония включает в себя противоречивые слова, фразы или идеи, но она не противоречива сама по себе, как парадокс.

Ирония использует противоречие, чтобы ниспровергнуть то, что ожидается от истории. Противоречие служит для того, чтобы показать разницу между тем, что ожидает читатель, и тем, что на самом деле происходит в истории.

Есть три вида иронии.

1) Драматическая ирония – это когда зрители осознают ситуацию, а персонажи нет.

2) Словесная ирония — это когда говорят что-то не соответствующее ситуации. Например, вы можете сказать: «Надеюсь, мы сможем найти место», когда входите в пустой зал.

3) Ситуационная ирония — это когда ситуация непредвиденная, например, загорается пожарная часть или ломается эвакуатор, и его нужно буксировать.

Ни один из трех типов иронии не является парадоксом, потому что они не обязательно противоречат сами себе.

Что такое парадокс?

Парадоксы — мощное средство, заставляющее вас глубоко задуматься над утверждением или аргументом.

Используемые в различных дисциплинах парадоксы создают возможности для участия в философских дебатах.

Какие еще примеры парадокса мы могли бы добавить в эту статью?


Вы готовы написать свой роман? Загрузите эту бесплатную книгу сейчас:

План обучения написанию романов

Итак, вы готовы написать свой роман. Отлично. Но готовы ли вы? Последнее, чего вы хотите, когда садитесь за написание своего первого черновика, — это потерять импульс.

Это руководство поможет вам разработать сюжетную арку, спланировать ключевые моменты сюжета, конкретизировать персонажей и начать строить свой мир.

Примеры парадокса из жизни и литературы

  • ОПИСАНИЕ

    фермер в поле с планшетом

  • ИСТОЧНИК

    Ariel Skelley / DigitalVision / Getty Images

  • РАЗРЕШЕНИЕ

    Используется по лицензии

Парадокс — это утверждение, которое может показаться противоречивым, но может быть правдой (или, по крайней мере, иметь смысл). Это выделяет их и играет важную роль в литературе и повседневной жизни. Кроме того, они могут быть просто забавными головоломками.

Возьмите утверждение «Меньше значит больше». В этом утверждении две противоположности противоречат друг другу. Как меньше может быть больше? Концепция состоит в том, что что-то менее сложное часто ценится больше. Давайте еще немного поговорим об этом риторическом приеме и рассмотрим несколько примеров парадокса.

Общие парадоксы

Готовы напрячь свои умственные способности? Некоторые из этих утверждений могут заставить вас задуматься. Вот несколько парадоксальных примеров, наводящих на размышления:

  • Экономьте деньги, тратя их.
  • Если я что-то и знаю, так это то, что я ничего не знаю.
  • Это начало конца.
  • В глубине души ты очень поверхностен.
  • Я заядлый лжец.
  • «Люди работают вместе независимо от того, работают они вместе или порознь». — Роберт Фрост
  • «Как жаль, что молодежь приходится тратить на молодых. » — Джордж Бернард Шоу
  • «Я могу противостоять всему, кроме искушения». — Оскар Уайльд

Парадоксы могут наводить на размышления, но их также интересно рассматривать. Вот несколько парадоксов с остроумным уклоном:

  • Вот правила: Игнорировать все правила.
  • Второе предложение неверно. Первая фраза верна.
  • Я пишу только тем, кто не пишет.

Реклама

Парадоксы в литературе

Давайте продолжим более крупные примеры парадоксов, которые появляются в литературных произведениях. Изучение их назначения станет важной частью процесса.

Скотный двор Джорджа Оруэлла

В романе Джорджа Оруэлла « Скотный двор » «Все животные равны, но некоторые равнее других» является одним из главных правил. Ясно, что это утверждение не имеет логического смысла. Однако смысл парадокса в том, чтобы указать на истину, даже если утверждения противоречат друг другу.

Здесь Оруэлл делает политическое заявление, но что? Возможно, дело в том, что правительство утверждает, что все равны, хотя это явно неправда. Или, возможно, дело в том, что у людей искаженное представление о том, что значит быть равным. Интерпретация остается за читателем.

Реклама

«Священный сонет 11» Джона Донна

Поэт Джон Донн написал: «Смерть, ты умрешь» в «Священном сонете 11». Это как-то противоречиво, не так ли? Как смерть может умереть? Что ж, в этом красота парадокса.

На первый взгляд это кажется мрачной чертой. Как раз наоборот. На самом деле Донн говорит, что после смерти рай неизбежен. И на небесах смерть умрет, потому что вы больше не во власти своей неизбежной кончины. Когда вы снимаете болезненную оболочку, это на самом деле заявление надежды.

Гамлет Уильяма Шекспира

В «Гамлете» Уильяма Шекспира главный герой говорит: «Я должен быть жестоким, чтобы быть добрым». На первый взгляд, опять же, это утверждение не имеет особого смысла. Как человек может передать доброту через жестокость?

В данном случае Гамлет говорит о том, что собирается убить Клавдия, чтобы отомстить за смерть отца. Его мать сейчас замужем за Клавдием, так что, конечно, для нее это будет трагедией. Однако он не хочет, чтобы его мать больше была любовницей убийцы его отца (без ее ведома). Он считает, что убийство будет для ее же блага.

Реклама

Парадокс против оксюморона

Парадокс часто путают с оксюмороном. И то, и другое встречается в литературе и в повседневном разговоре. Вот разница между ними:

  • Парадокс — это утверждение или группа предложений, которые противоречат тому, что мы знаем, но в то же время содержат неотъемлемую истину.
  • Оксюморон — это сочетание двух слов, противоречащих друг другу. Это драматическая фигура речи.

Оксюмороны часто называют «противоречием терминов». Они именно такие. Слово или два, которые отскакивают друг от друга. Парадоксы, однако, представляют собой целые фразы, предложения или цитаты. По правде говоря, оба достигают одного и того же результата. Примеры оксюморонов включают горько-сладкий, гигантскую креветку, единственный выбор и сладкую печаль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *