Память психология это: 5. Память. Психология: конспект лекций

Содержание

Оперативная память

Оперативная память — Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, используемой для достижения частных целей деятельности.

В психологических экспериментах оперативная память проявляет себя почти как кратковременная. По крайней мере, временные рамки у них примерно одинаковы, хотя у оперативной памяти они все же немного шире. В классической общей психологии считается, что оперативная, как и долговременная, память формируется, проходя стадию кратковременной памяти. То есть человек, потребляя некоторую порцию информации, хранит ее сначала в кратковременной памяти, далее, если информация носит интересный, полезный для жизнедеятельности характер (допустим, адрес будущего места учебы или работы), она переходит в долговременное хранилище. Если же информация не имеет никакой ценности для картины мира, но при этом имеет значение для оперативной ситуации, то она переходит в оперативное хранилище (допустим, когда экспериментатор дает задание запомнить бессмысленные числа или набор слов или когда студент готовится к экзамену, но при этом не ставит задачу надолго выучить предмет).

Таким образом, получается следующее важное отличие оперативной памяти от кратковременной: из кратковременной информация уходит по трем направлениям: в долговременную, в оперативную, в никуда (забывается). Из оперативной памяти информация уходит лишь в никуда.

Современные исследователи и теоретики все больше склоняются к той точке зрения, что оперативная память это всего лишь подвид кратковременной памяти или — другими словами — некоторое функциональное состояние кратковременной памяти. Основной довод состоит в том, что воспроизведение информации это тоже функциональная задача. Когда в классических экспериментах на кратковременную память испытуемого просят запомнить и воспроизвести только что запомненные сведения, это такая же деятельность, как, скажем, складывание хранящихся в оперативной памяти чисел. И вообще мозг человека так устроен, что в нем нет блоков кратковременной памяти, оперативной, долговременной. В этом плане устройство мозга нельзя уподоблять компьютеру (современному, по крайней мере).

Когда кратковременная память работает в режиме оперативной, то, с одной стороны, довольно сильно повышается эффективность сиюминутного удержания оперативной информации, с другой стороны — резко снижается критичность к информации, ее осмысление, переход в долговременную память. Даже спустя пять минут может быть уже так, что человек не помнит какую-то довольно существенную информацию (домохозяйка не может вспомнить, клала она лавровый лист или не клала, студент не может вспомнить определение, которое только что переписал со шпаргалки, автомеханик не может вспомнить, сколько болтов он закрутил.

Можно предполагать, что природным механизмом, запускающим в действие оперативную память, является напряженное функциональное состояние. В случаях, когда человек вынужден решать интеллектуальные задачи за ограниченное время, запускается оперативная память. Именно поэтому ученые всех времен и народов любят заниматься наукой не спеша, в спокойной обстановке, для них качество важнее количества.

что это такое и какими свойствами обладает?

Сложно представить, как бы мы жили, не имея памяти. Но что такое память? Какие процессы задействованы, чтобы нам без проблем удавалось накапливать и воспроизводить информацию? Ученые определили, какими свойствами обладает память и как работает этот сложный ассоциативный механизм. Мы расскажем о законах, теориях, психологии и физиологии этого свойства.

Что такое память?

Память — это комплекс психических способностей накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Без этих умений сложно представить существование человека. Академик Иван Сеченов утверждал, что без умения хранить ощущения и информацию мы навсегда оставались бы на фазе развития новорожденного. Ведь как удовлетворить базовые потребности, если об этом не формируется ни единого представления?

Звание флагмана в изучении памяти негласно присвоено Герману Эббингаузу. Исследователь, экспериментируя на себе, сформулировал определение памяти, раскрыл природу и механизм ее действия.

Сегодня известно, что уровень ее развития зависит от:

  • работы нервной системы;
  • формирования каждого из процессов запоминания;
  • воспитания, уровня обучения;
  • темперамента;
  • рода деятельности.

Кроме личностных особенностей память имеет возрастные рамки. Например, дошкольники, ученики начальных классов, подростки по-разному запоминают новое. На основе этого существуют теории, утверждающие, что до 3 лет ребенок способен выучить несколько языков.

На вопрос «что такое нормальная память» ответить сложно, так как у каждого она развита по-разному. Но некоторые отклонения все же встречаются. Мы можем жить с ними всю жизнь, не придавая должного значения.

Пройти тест на темперамент

Самыми распространенными расстройствами считаются:

  • гипомнезия – снижение возможности вспомнить что-либо;
  • гипермнезия – навязчивые воспоминания, лихорадочное волнение;
  • парамнезия – искажения воспоминаний, их подмена или деформация.

Свойства памяти.

  • Емкость – количество материала, который можно запомнить.
  • Скорость запоминания – индивидуальный темп усвоения нового.
  • Длительность хранения – период от возникновения до исчезновения материала.
  • Точность воспроизведения – уровень достоверности исходный фактов.
  • Скорость воспроизведения – темп поиска нужных ведомостей.
  • Помехоустойчивость – устойчивость к всякого рода препятствиям.

Процессы памяти.

1. Запоминание.

Мы запоминаем информацию как произвольно, так и не произвольно. Личностно значимые факты откладываются в сознании обычно сами, мы при этом сохраняем пассивную позицию. Воспоминания в таком случае фрагментарны. Мы помним, какой букет цветов получили на первом свидании, но забыли, в чем были сами одеты. Дело не в том, что кто-то ставил цель запомнить букет и рассматривал целый вечер его составляющие. Так работает избирательность.

Интересное исследование провела психолог Блюм Зейгарник. Она доказала, что незавершенные действия запоминаются лучше. Например, если мы опоздали на поезд, не добились повышения в должности, не получили, чего ожидали, то обязательно прочно зафиксируем это событие в сознании. Как оказалось, ситуации с позитивным разрешением надолго не задерживаются. Так влияют негативные эмоции, полученные в результате стресса и разочарования.

Психологи определили, как работает процесс запоминания. Он базируется на повторении и осмысленном восприятии. Существует особое направление психологии – мнемотехника, в рамках которой изучаются принципы ассоциативного запоминания. Например, передача информации через образы, картинки, схематические изображения.

В зависимости от типа запоминания существует 4 вида памяти: двигательная, образная, вербальная и эмоциональная. У каждого человека больше развит тот или иной вид.

2. Сохранение материала.

В зависимости от того, на каком уровне зафиксирован материал, различают сенсорный, кратковременный, долговременный и оперативный типы памяти. Каждый из них имеет свои характеристики.

3. Воспроизведение.

Существуют четыре формы воспроизведения информации:

  • Узнавание – возникает, когда мы повторно видим объект.
  • Воспоминание – объект отсутствует, но с помощью ассоциаций можно непроизвольно воспроизвести забытое.
  • Припоминание – чтобы воспроизвести материал, нужно приложить усилия.
  • Реминисценция – воспроизведение с опозданием, то есть припоминание того, что казалось давно забытым.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

4. Забывание.

Это процесс уменьшения объем сохраняемых данных. Это закономерное, естественное действие, которое только в редких случаях является аномалией. Забывание обусловлено следующими факторами:

  • Время – уже по истечении 60 минут нам свойственно забывать половину услышанного.
  • Активность использования
    – мы забываем то, что не используем постоянно. Но умение плавать, ездить на велосипеде или знание языка зафиксировано на подсознательном уровне, поэтому не забывается.

Физиология и психология памяти.

Физиологический аспект.

Физиологи тщательно исследуют память, определение которой обусловлено исследованиями нервной системы. Так, объем нашего «архива» зависит от количества задействованных нервных клеток. Также доказано, что для запоминания, активной работы мозга необходимы белки DCO, LEO, CaMKII. Именно их недостача вызывает различные болезни, связанные с амнезией.

Известна связь памяти с физиологической активностью. Калифорнийские ученые установили, что физическая нагрузка повышает уровень гамма-аминомасляной и глютаминовой кислоты в головном мозге. Достаточно 20 минут активных упражнений, чтобы концентрация нужных соединений повысилась на достаточном для запоминания уровне.

Теории памяти в психологии.

Память в психологии — это свойство, которое помогает человеку ориентироваться в пространстве и времени. О том, какие процессы происходят с нами во время запоминания, сложились целые теории.

  • Ассоциативная – наш мозг ищет связь между объектами, подтягивая из «архива» все, что причастно к данной ситуации. Поиск происходит за категориями схожести или контраста.
  • Бихевиористическая – чтобы запомнить материал, нужно выполнять упражнения. Так материал надежно сохраняется.
  • Когнитивная – информация обрабатывается с помощью блоков. Одни блоки ее распознают, другие создают ориентальную карту, третьи – удерживают.
  • Деятельностная – взгляд на процесс как на взаимодействие человека с миром.

Как работают законы памяти?

  • Закон интереса – интересные или необычные факты запоминаются надолго.
  • Осмысления – то, что мы понимаем, осознаем, воспринимается глубже.
  • Установки – если есть желание что-то запомнить, то так и произойдет.
  • Действия – когда теория закрепляется на практике, действие лучше запоминается.
  • Внимания – память и внимание нераздельны, так как только концентрация на объекте помогает сохранить точное представление о нем.
  • Контекста – факты, закрепленные ассоциациями, усваиваются надежнее.
  • Торможение – если мы изучаем похожие понятия, то одно «перекрывает» другое, нейтрализуя обе.
  • Края – четче сохраняется то, что подано в начале или конце текста.
  • Повторение
    – если материал был несколько раз повторен, он запомнится лучше чем тот, который произнесен один раз.
  • Незавершенности – недосказанные фразы или незавершенные действия запоминаются лучше
  • Постепенности – порционно поданный материал запоминается проще.

Память человека стала объектом множества исследований и теорий. Неудивительно, ведь человек обладает уникальным свойством накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Мы рассказали, какие законы руководят этим процессом, раскрыли его психологические и физиологические особенности. Чтобы не забыть, используйте статью в качестве шпаргалки.

Пройти тест на психологический возраст

Психология памяти — Мир психологов

Теории памяти, как мы запоминаем, забываем и методы , чтобы помочь улучшить вашу память:

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Ключевые теории

Психология памяти

Craik & Lockhart (1972) Теория уровней обработки

Психология памяти

Craik & Tulving (19)75) Уровни обработки

Магический номер

Магический номер Семь

Психология памяти

Много магазина модели памяти

Психология памяти

Модель рабочей памяти

Проверьте свою память

Interactive

Model, такая как Goldfish?

Забывание

Забывание

Почему мы забываем?

Психология памяти

Как быстро разрушаются наши кратковременные воспоминания?

Самое читаемое в памяти Психология

Интерактивный

Память как у золотой рыбки?

Проверьте свою кратковременную память с помощью этой онлайн-функции.

1067

Ложные воспоминания

Ложные воспоминания

Как создаются ложные воспоминания и как они могут повлиять на нашу способность вспоминать события.

9243

Забывание

Почему мы забываем?

Почему мы забываем информацию? Узнайте в этой увлекательной статье, исследующей цель забывания.

13

Обусловленное поведение

Обусловленное поведение

Что такое обусловленное поведение? Чему учит нас эксперимент с собаками Павлова о том, как мы учимся.

1112

Психология памяти

Использование мнемотехники для улучшения памяти

Лучше запоминайте, используя звуки слов.

49

Психология памяти

Craik & Tulving (1975) Уровни обработки

Craik & Tulving хотели проверить, влияет ли уровень обработки на то, насколько хорошо мы запоминаем информацию. Прочитайте объяснение и оценку этого исследования.

Улучшение памяти

Психология памяти

Память и ассоциация

Психология памяти

LURIA Метод

Психология памяти

Использование Mnemonics для улучшения памяти

Психология памяти

Пегрд Мнемонный метод памяти

Психология памяти. Метод улучшения памяти

Исследования памяти

Жевательная резинка памяти

Жевать для памяти?

Drawing Memories

Draw to Remember

Gaze Direction

Line-Up Eye Gaze Prompts False Positives

Glossary

  • 3 Box Model
  • Baddeley & Hitch (1974)
  • Baddeley, Alan
  • Brown & Kulik (1977 )
  • Коэн (1997)
  • Коллективное бессознательное
  • Сознание
  • Крейк и Локхарт (1972)
  • Свидетельские показания
  • Ложные воспоминания
  • 4 Память-вспышка0135
  • Отзыв
  • Репрессии
  • Ретроактивное вмешательство
  • Tulving, Endel
  • Модель рабочей памяти

Проверьте свою кратковременную память с помощью этой онлайн-функции.

1067

Обусловленное поведение

Обусловленное поведение

Что такое обусловливание? Чему учит нас эксперимент с собаками Павлова о том, как мы учимся.

1112

Забывание

Почему мы забываем?

Почему мы забываем информацию? Узнайте в этой увлекательной статье, исследующей цель забывания.

13

Когнитивная нагрузка

Когнитивная нагрузка Теория и память

Как когнитивная нагрузка учебной задачи влияет на способность человека ее запомнить.

111

Схемы

Как схемы влияют на воспоминания

Как схемы влияют на то, на что мы обращаем внимание и какие воспоминания мы вспоминаем.

21

Ложные воспоминания

Ложные воспоминания

Как создаются ложные воспоминания и как они могут повлиять на нашу способность вспоминать события.

9243

Психология памяти

Исследования влиятельной памяти

Узнайте об экспериментах и ​​теориях, которые сформировали наше понимание того, как мы формируем и вспоминаем воспоминания.

54

Воспоминания-вспышки

«Это случилось во вспышке»

Объяснение воспоминаний-вспышек. Включает характеристики воспоминаний-вспышек, факторы, влияющие на них, и оценку исследований Брауна и Кулика воспоминаний-вспышек.

Жевательная резинка для памяти

Жевать для памяти?

Как исследования двух университетов показали, что память можно улучшить с помощью жевательной резинки.

947

Психология памяти

Использование мнемотехники для улучшения памяти

Лучше запоминайте, используя звуки слов.

49

Психология памяти

Глубина обработки

Как глубина обработки влияет на то, насколько хорошо мы запоминаем информацию?

Воспоминания о рисовании

Нарисуй, чтобы запомнить

Исследования показывают, что рисование помогает лучше запоминать информацию, чем ее запись.

15

Эффект Зейгарник

Прервать, чтобы запомнить?

Объяснение эффекта Зейгарник, при котором прерывание задания может привести к тому, что оно запоминается более подробно.

320

Психология памяти

Как быстро разрушаются наши кратковременные воспоминания?

Исследование Peterson & Peterson (1959) о том, как быстро мы забываем воспоминания.

Психология памяти

Модель рабочей памяти

Теория того, как наша память «работает», чтобы запоминать разные вещи.

Психология памяти

Ретенционный метод для улучшения памяти

Как создать историю для запоминания вещей с помощью ретенционного метода.

29

Психология памяти

Модель памяти с несколькими хранилищами

Как работает наша память? Выясните этапы запоминания.

Психология памяти

Метод мнемонической памяти Pegword

Использование метода мнемонической памяти pegword для запоминания телефонных номеров и других числовых последовательностей.

Направление взгляда

Расстановка взгляда подсказывает ложные срабатывания

Согласно новому исследованию, на способность людей идентифицировать лицо может влиять направление взгляда субъекта.

Волшебное число

Волшебное число семь

Миллер (1956): Сколько фрагментов информации вы можете запомнить? Магическое число Миллера, скорее всего.

8

Психология памяти

Метод Лурии

Используйте этот метод повествования для запоминания списков информации с помощью воображаемого путешествия.

Психология памяти

Гипноз и память

Как гипноз может помочь улучшить нашу память.

Психология памяти

Память и еда

Как еда и физические упражнения могут повлиять на вашу способность запоминать и воспроизводить воспоминания.

Психология памяти

Какие факторы влияют на классическую обусловленность?

Взгляд на факторы, которые могут повлиять на классическую обусловленность.

Психология памяти

Craik & Tulving (1975) Уровни обработки

Craik & Tulving хотели проверить, влияет ли уровень обработки на то, насколько хорошо мы запоминаем информацию. Прочитайте объяснение и оценку этого исследования.

Психология памяти

Крейк и Локхарт (1972) Теория уровней обработки

Традиционные теории памяти сегментировали человеческую память на различные хранилища.

Психология памяти

Память и ассоциации

Кто-то из ваших знакомых подошел к вам на улице, и вы, как ни старались, никак не могли вспомнить имя этого человека? Соедините имена и лица вместе и больше не забывайте имена с помощью этой техники ассоциативной памяти.

34

Психология памяти

Результаты теста памяти

Сводка результатов теста кратковременной памяти.

Реклама

Кондиционер

Операционная кондиционирование

Операционная кондиционирование

Pavlov’s Dogs

Pavlov’s Dogs

Отпечаток

Почему первые впечатления имеют значение

Кладному поведению

Психология памяти

Каковы факторы влияют на класс.

Справочники по психологии


10 Влиятельные теории памяти и психологические исследования

Как наша память хранит информацию? Почему мы можем по желанию вызвать воспоминание о десятилетней давности и какой цели служит забывание информации?

Память была предметом исследования многих психологов 20-го века и остается активной областью изучения современных ученых-когнитивистов. Ниже мы рассмотрим некоторые из наиболее влиятельных исследований, экспериментов и теорий, которые продолжают определять наше понимание функции человеческой памяти.

1. Модель с несколькими магазинами (Atkinson & Shiffrin, 1968)

Влиятельная теория памяти, известная как модель с несколькими магазинами , была предложена Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрином в 1968 году. Эта модель предполагала, что информация существует в одном из 3 состояния памяти: сенсорная , краткосрочная и долговременная память . Информация переходит от одной стадии к другой, чем больше мы репетируем ее в уме, но может исчезнуть, если мы не уделяем ей достаточного внимания.

Информация поступает в память от органов чувств — например, глаза наблюдают за картинкой, обонятельные рецепторы в носу могут чувствовать запах кофе или мы можем слышать музыкальное произведение. Этот поток информации хранится в хранилище сенсорной памяти , и поскольку он состоит из огромного количества данных, описывающих наше окружение, нам нужно запомнить только небольшую его часть. В результате большая часть сенсорной информации « распадается на » и через короткий промежуток времени забывается. Зрелище или звук, которые могут показаться нам интересными, привлекают наше внимание, и наше созерцание этой информации, известное как репетиция, приводит к тому, что данные продвигаются на 9-й уровень.0405 хранилище кратковременной памяти , где оно будет храниться в течение нескольких часов или даже дней на случай, если нам понадобится к нему доступ.

Кратковременная память дает нам доступ к информации, которая важна для нашей текущей ситуации, но ограничена по своим возможностям.

Следовательно, нам нужно дополнительно репетировать информацию в кратковременной памяти, чтобы запомнить ее дольше. Это может включать в себя простое вспоминание и размышление о прошлом событии или запоминание факта наизусть — многократное обдумывание или запись о нем. Затем репетиция продвигает эту важную информацию в хранилище долговременной памяти, где Аткинсон и Шиффрин полагали, что она может сохраняться годами, десятилетиями или даже всю жизнь.

Ключевая информация о людях, которых мы встречали, важных жизненных событиях и других важных фактах проходит через хранилища сенсорной и кратковременной памяти, чтобы достичь долговременной памяти .

Узнайте больше о модели с несколькими магазинами Аткинсона и Шиффрина здесь. в 1972 году они предложили альтернативное объяснение, известное как уровней обработки эффекта . Согласно этой модели воспоминания не хранятся в трех хранилищах; вместо этого сила следа памяти зависит от качества обработки или репетиции стимула. Другими словами, чем больше мы о чем-то думаем, тем дольше мы об этом помним (Craik & Lockhart, 1972).

Крейк и Локхарт различали два типа обработки, которые происходят, когда мы делаем наблюдение: поверхностную и глубокую обработку. Поверхностная обработка — рассмотрение общего внешнего вида или звука чего-либо — обычно приводит к забыванию стимулов. Это объясняет, почему мы можем пройти мимо множества людей по дороге утром на работу, но не вспомнить ни одного лица к обеду.

Глубокая (или семантическая) обработка , с другой стороны, включает в себя подробное повторение — сосредоточение внимания на стимуле более обдуманным образом, например, обдумывание значения слова или последствий события. Например, всего чтение новостного сообщения предполагает неглубокую обработку, но размышление о последствиях этой истории — как она повлияет на людей — требует глубокой обработки, что увеличивает вероятность запоминания деталей истории.

В 1975 году Крейк и еще один психолог, Эндель Талвинг, опубликовали результаты эксперимента, целью которого было проверить уровни эффекта обработки.

Участникам был показан список из 60 слов, после чего они ответили на вопрос, который требовал либо поверхностной обработки, либо более детальной репетиции. Когда исходные слова были помещены в более длинный список слов, участники, которые провели более глубокую обработку слов и их значений, смогли выбрать их более эффективно, чем те, кто обработал просто внешний вид или звучание слов (Craik & Tulving, 19). 75).

Узнайте больше об уровнях обработки здесь

3. Модель рабочей памяти (Baddeley & Hitch, 1974)

В то время как модель Multi-Store (см. выше) дала убедительное представление о том, как сенсорная информация фильтруется и становится доступной для воспроизведения в соответствии с ее важностью для нас, Алан Баддели и Грэм Хитч рассматривали хранилище кратковременной памяти (СТМ) как слишком упрощенное и предложили модель рабочей памяти (Baddeley & Hitch, 1974), которая заменила СТМ.

Модель рабочей памяти предлагает 2 компонента — зрительно-пространственный блокнот («внутренний глаз») и артикуляционно-фонологический цикл («внутреннее ухо»), которые фокусируются на различных типах сенсорной информации. Оба работают независимо друг от друга, но регулируются центральным исполнительным органом , который собирает и обрабатывает информацию от других компонентов подобно тому, как компьютерный процессор обрабатывает данные, хранящиеся отдельно на жестком диске.

Согласно Баддели и Хитчу, зрительно-пространственный блокнот обрабатывает визуальные данные — наши наблюдения за окружающей средой — и пространственную информацию — наше понимание размера и местоположения объектов в нашей среде и их положение по отношению к нам. Это позволяет нам взаимодействовать с объектами: например, взять напиток или не врезаться в дверь.

Зрительно-пространственный блокнот также позволяет человеку вспомнить и рассмотреть визуальную информацию, хранящуюся в долговременной памяти. Когда вы пытаетесь вспомнить лицо друга, ваша способность визуализировать его внешний вид включает зрительно-пространственный блокнот.

Артикуляционно-фонологическая петля обрабатывает звуки и голоса, которые мы слышим. Следы слуховой памяти обычно забываются, но могут быть воспроизведены с помощью «внутреннего голоса»; процесс, который может укрепить нашу память об определенном звуке.

Узнайте больше о модели рабочей памяти Баддели и Хитча здесь. . В знаменитом 19В статье 56, опубликованной в журнале Psychological Review, Миллер процитировал результаты предыдущих экспериментов с памятью и пришел к выводу, что люди, как правило, способны удерживать в среднем только 7 фрагментов информации (плюс-минус два) в кратковременной памяти, прежде чем они понадобятся. для дальнейшей обработки их для более длительного хранения. Например, большинство людей смогут запомнить 7-значный номер телефона, но с трудом запомнят 10-значный номер. Это привело к тому, что Миллер назвал число 7 +/- 2 «магическим» числом в нашем понимании памяти.

Но почему мы можем запомнить всю фразу, которую только что произнес друг, если она состоит из десятков отдельных фрагментов в виде букв? Имея опыт работы в области лингвистики, изучая речь в Университете Алабамы, Миллер понял, что мозг способен «объединять» элементы информации вместе и что эти фрагменты учитываются при достижении предела СТМ в 7 фрагментов. Длинное слово, например, состоит из множества букв, которые, в свою очередь, образуют множество фонем. Вместо того, чтобы помнить только слово из 7 букв, разум «перекодирует» его, объединяя отдельные элементы данных вместе. Этот процесс позволяет нам увеличить пределы памяти до списка из 7 отдельных слов.

Понимание Миллером пределов человеческой памяти применимо как к краткосрочному хранилищу в модели с несколькими хранилищами, так и к рабочей памяти Бэддели и Хитча. Только благодаря постоянным усилиям по повторению информации мы можем запоминать данные в течение более длительного, чем короткий период времени.

Узнайте больше о магическом числе Миллера здесь

5. Ухудшение памяти (Петерсон и Петерсон, 1959)

Следуя статье Миллера о «магическом числе» относительно емкости кратковременной памяти, Петерсон и Петерсон приступили к измерению воспоминаний. долговечность — как долго воспоминание будет длиться без репетиции, прежде чем оно будет полностью забыто?

В эксперименте с использованием задачи Брауна-Петерсона участникам дали список триграмм — бессмысленных списков из 3 букв (например, GRT, PXM, RBZ) — для запоминания. После того, как триграммы были показаны, участников просили считать в обратном порядке от числа и вспоминать триграммы в различные периоды времени после их запоминания.

Использование таких триграмм делает практически невозможным для участников придавать значение данным, чтобы упростить их кодирование, в то время как задача интерференции предотвратила репетицию, что позволило исследователям более точно измерить продолжительность кратковременных воспоминаний.

Хотя изначально почти все участники могли вспомнить триграммы, через 18 секунд точность припоминания упала примерно до 10%. Исследование Петерсона и Петерсона продемонстрировало удивительную краткость воспоминаний в краткосрочном хранилище до того, как их разрушение повлияет на нашу способность вспоминать их.

Узнайте больше об ухудшении памяти здесь

6. Воспоминания-вспышки (Браун и Кулик, 1977)

В истории живых существ есть определенные моменты, которые многие люди помнят ярко. Вероятно, вы сможете вспомнить такое событие, о котором у вас сохранились необычайно подробные воспоминания о себе. Когда многие люди узнали, что Джон Кеннеди, Элвис Пресли или принцесса Диана погибли, или услышали о террористических атаках, имевших место в Нью-Йорке в 2001 году, у них, кажется, сформировалась подробная память о том, что они делали в тот конкретный момент, когда услышали такое. Новости.

Психологи Роджер Браун и Джеймс Кулик обнаружили этот феномен памяти еще в 1977 году, когда они опубликовали статью, описывающую воспоминаний-вспышек — ярких и очень подробных снимков, часто (но не обязательно) создаваемых во время шока или травмы.

Когда мы узнаем о таких событиях, мы можем вспомнить мельчайшие детали наших личных обстоятельств, занимаясь в остальном обыденными делами. Более того, нам не обязательно быть лично связанными с событием, чтобы оно повлияло на нас и привело к созданию вспышек воспоминаний.

Узнайте больше о Flashbulb Memories здесь

7. Память и обоняние

Связь между памятью и обонянием помогает многим видам, не только людям, выжить. Способность запоминать и позже распознавать запахи позволяет животным обнаруживать поблизости присутствие членов той же группы, потенциальной добычи и хищников. Но как это эволюционное преимущество сохранилось у современных людей?

Исследователи из Университета Северной Каролины проверили влияние обоняния на кодирование и извлечение воспоминаний у 1989 эксперимент. Студентам колледжа мужского пола показывали серию слайдов с фотографиями женщин, чью привлекательность им предлагалось оценить по шкале. Во время просмотра слайдов участники ощущали приятный запах лосьона после бритья или неприятный запах. Их память о лицах на слайдах позже была проверена в среде, содержащей либо тот же, либо другой запах.

Результаты показали, что участники могли лучше вспоминать воспоминания, когда запах во время кодирования совпадал с запахом во время воспроизведения (Канн и Росс, 19 лет).89). Эти данные свидетельствуют о том, что связь между нашим обонянием и памятью сохраняется, даже если она дает меньше преимуществ для выживания, чем у наших более примитивных предков.

8. Интерференция

Теория интерференции постулирует, что мы забываем воспоминания из-за того, что другие воспоминания мешают нашему воспоминанию. Вмешательство может быть как ретроактивным, так и проактивным: новая информация может мешать старым воспоминаниям (ретроактивное вмешательство), в то время как уже известная нам информация может влиять на нашу способность запоминать новую информацию (проактивное вмешательство).

Оба типа интерференции более вероятны, когда два воспоминания семантически связаны, как показано в эксперименте 1960 года, в котором двум группам участников дали список пар слов для запоминания, чтобы они могли вспомнить второй «ответ». слово, если оно дано первым в качестве стимула. Второй группе также дали список для заучивания, но затем попросили запомнить второй список пар слов. Когда обе группы попросили вспомнить слова из первого списка, те, кто только что выучил этот список, смогли вспомнить больше слов, чем группа, выучившая второй список (Underwood & Postman, 19). 60). Это поддерживало концепцию ретроактивного вмешательства: второй список воздействовал на воспоминания слов из первого списка.

Интерференция работает и в обратном направлении: существующие воспоминания иногда препятствуют нашей способности запоминать новую информацию. Это может произойти, например, когда вы получаете график работы. Когда через несколько месяцев вам дадут новое расписание, вы, возможно, обнаружите, что придерживаетесь первоначального времени. Расписание, которое вы уже знали, мешает вашей памяти о новом расписании.

9. Ложные воспоминания

Могут ли ложные воспоминания внедряться в наш разум? Эта идея может звучать как основа антиутопического научно-фантастического рассказа, но данные свидетельствуют о том, что воспоминаниями, которые мы уже храним, можно манипулировать еще долгое время после их кодирования. Более того, нас даже могут заставить поверить в то, что выдуманные описания событий верны, создавая ложные воспоминания, которые мы затем принимаем как свои собственные.

Когнитивный психолог Элизабет Лофтус провела большую часть своей жизни, исследуя надежность наших воспоминаний; особенно в обстоятельствах, когда их точность имеет более широкие последствия, например показания свидетелей в уголовных процессах. Лофтус обнаружил, что формулировка вопросов, используемая для извлечения сведений о событиях, может привести к тому, что свидетели неточно засвидетельствуют события.

В одном из экспериментов Лофтус показал группе участников видеозапись автомобильного столкновения, где автомобиль двигался с одной из скоростей. Затем она спросила их о скорости автомобиля, используя предложение, в котором описание аварии было скорректировано от легкого до серьезного с использованием разных глаголов. Лофтус обнаружил, что когда вопрос предполагал, что авария была серьезной, участники проигнорировали свое видеонаблюдение и заверили, что машина ехала быстрее, чем если бы авария была более легкой неровностью (Лофтус и Палмер, 19 лет).74). Использование рамочных вопросов, как продемонстрировал Лофтус, может задним числом мешать существующим воспоминаниям о событиях.

Джеймс Коан (1997) продемонстрировал, что ложные воспоминания могут быть вызваны даже целыми событиями. Он подготовил буклеты с подробным описанием различных детских событий и раздал их членам семьи для чтения. Брошюра, переданная его брату, содержала ложную информацию о том, что он потерялся в торговом центре, был найден пожилым мужчиной, а затем нашел свою семью. Когда его попросили вспомнить события, брат Коана поверил, что история о пропаже в торговом центре действительно имела место, и даже украсил рассказ своими подробностями (Коан, 19 лет).97).

Подробнее о ложных воспоминаниях читайте здесь. время это произошло. В такой ситуации, как ограбление банка, у вас могут быть другие мысли, помимо запоминания внешности преступника. Но способность свидетеля давать показания иногда может зависеть от того, было ли при совершении преступления использовано огнестрельное оружие. Это явление известно как эффект оружия — когда свидетель вовлечен в ситуацию, в которой присутствует оружие, было обнаружено, что он менее точно запоминает детали, чем в аналогичной ситуации без оружия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *