Пацифисты это кто: Пацифист | это… Что такое Пацифист?

Содержание

что это такое и кто такие пацифисты?

Оказывается, датчане не только самая счастливая, но и самая миролюбивая нация в мире. Во время Первой и Второй мировых войн Дания пожелала остаться нейтральной страной, а в XXI веке активно пропагандирует пацифизм на выставках «Долой оружие». Насколько сегодня актуальны идеи невоенного сопротивления насилию?  Можно ли считать буддизм синонимом пацифизма? Как практиковать ненасилие в случае травли? Рассказываем в статье.

Что такое пацифизм?

Пацифизм — это идеология осуждения любой войны, а также пропаганда ненасилия и решения конфликтов путем переговоров, мирных митингов, разъяснения и диалога. Пацифизм не подразумевает смирения или полного подчинения. Восходящий к латинскому «pax»-«мир» термин говорит об осуждении аморальности, жестокости, физической расправы, а также невозможности называть войну священной, правомерной, оправданной, освободительной.

Пацифизм основан на утверждениях о том, что убийство человека человеком, как и другие виды насилия или конфликтов в отношениях есть зло, недопустимое для цивилизованных народов. Чтобы осознать это понятие, стоит прочувствовать его противоположность – милитаризм. Термин происходит от латинского «militaris»-«военный» и означает постановку экономики и идеологии на военные рельсы. Когда деньги, ресурсы, силы страны тратятся на то, чтобы получить военное превосходство перед противником. Но когда милитаристы убеждают, что отстаивают гарантии мира, пацифисты осознают, что  «мир после войны» перекраивается исключительно по желанию милитаристов.

Пройти тест на характер человека

Кто такой пацифист?

Пацифист — это тот, кто  поддерживает идеологию пацифизма. В быту пацифистом называют каждого, кто открыто выступает против войны. Если трактовать это понятие настолько ограниченно, получается, что все остальные оправдывают насилие. Это не так. Пацифист – это человек-миротворец, который не просто выступает за мирное решение конфликтов, но доказывает это на своем примере: не высказывает агрессии к кому-либо, не вступает в конфронтации или группировки, не принимает участия в военно-политических конфликтах, не наносит телесных повреждений.

История пацифизма.

Термины «пацифизм» и «пацифист» впервые были озвучены на Всеобщем конгрессе мира в 1910 году.  Они были специально придуманы для обозначения участников конгресса, которые считали своей миссией минимизацию военных конфликтов. Со временем слова приобрели более широкое понятие, суть которого «человек против войны».

Но сама идея ненасилия имеет долгую социальную историю. Еще в I веке до нашей эры в Древнем Риме звучат идеи человечности и гуманности, а Юлий цезарь воздвигает храм Милосердия. Римляне создали свою систему заключения мирных договоров, которые включали социальные и правовые гарантии безопасности. Пацифисты встречались среди первых христиан. Они отказывались от военной службы по религиозным убеждениям, хотя военное служение не осуждалось в Новом Завете. Но вместе с теорией «справедливой войны» и «крестовых походов» пацифистские идеи были забыты.

Миротворческая традиция возродилась в XV веке с приходом ренессанса, а после Наполеоновских войн пацифизм стал общественным движением. К концу XIX столетия его идеи расширились на все континенты и обсуждались в рамках Лиги Наций, на международных конгрессах и конференциях по разоружению. Известными пацифистами  в свое время были Лев Толстой, Виктор Гюго, Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Джон Леннон.

Если обратиться к современному этапу, то пацифистское движение – результат Первой и Второй Мировых войн. После миллионов смертей люди массово вступали в антивоенные организации, создавали миротворческие движения, участвовали в акциях ненасильственного сопротивления. Идеологию пацифизма закрепили в уставе ООН, Декларации о праве народов на мир и других международных документах.

Буддизм и пацифизм.

У индийских йогов и буддийских монахов есть интересное понятие «ахимса».  Это образ жизни, посвященный ненасилию по отношению к любым существам, включая животных, растения, насекомых. Возможно, поэтому  первоисточником идеологии пацифизма считают буддизм. Это не совсем так. Буддисты действительно придерживаются принципов ненасилия, но не отрицают военную службу. Служба в армии не включена в перечень недостойных средств заработка. Более того, воинам не разрешалось становиться монахами до конца военной службы. Это правило действует и сегодня.

Духовный лидер последователей тибетского буддизма Далай Лама XIV оправдывает борьбу против фашизма и не считает политику умиротворения единственно возможной. Но при этом он занимает активную антивоенную позицию и считается общепризнанным авторитетом в деле миролюбия, ненасилия, терпимости.

По словам Далай Ламы XIV, чтобы противостоять обидчику, нужно мысленно провести границу между ним и его действиями. Но проблема в другом. Иногда моральное насилие трудно распознать, невозможно «пощупать» или доказать. А все потому, что терминов, описывающих насилие, становится все больше.

Как пережить моральное насилие и его последствия?

Традиционные демонстрации пацифистов с транспарантами и антивоенными лозунгами в прошлом. Более того, сама идея пацифизма уже считается устаревшей. Но это не значит, что насилия стало меньше.

Травля может развиться в любом обществе, затронуть детей или взрослых. Любая травля ухудшает качество жизни, подрывает физическое здоровье, иногда приводит к психическим расстройствам или суициду.

Какие бывают виды травли:

  • Буллинг. Психологический террор, унижение, преследование. В отдельных случаях – побои, физическое унижение.
  • Моббинг. Целенаправленное интеллектуальное насилие или психологически опасные действия. Это сплетни, непристойные шутки или высказывания, неоправданная критика.
  • Харассмент. Общее название для сексуальных домогательств. Это грубые высказывания, действия, жесты или шутки, пошлые намеки, которые унижают человека, создают напряженную обстановку.
  • Кибертравля. Угрожающие сообщения, которые отправляются по электронной почте или открыто публикуются в соцсетях.
  • Аутинг. Публичное распространение информации, которая компрометирует человека и вынуждает его оправдываться или объяснять ситуацию.

По словам психологов, травле может подвергнуться любой человек. В группе риска – новенькие в коллективе и те, кто отличается от большинства. Травля протекает по примерно похожим схемам и борьба  с ней задействует одинаковые механизмы.

Что делать жертве эмоционального давления:

  • Признать, что происходящее – не плод воображения, а реальность.
  • Постараться сохранять нейтралитет, поскольку агрессор обычно ждет реакции своей жертвы.
  • Не принимать поспешных решений, а проанализировать ситуацию и информацию.
  • Если есть возможность, записать разговоры с угрозами.
  • Обратиться за помощью к близким, учителям, вышестоящему руководителю.
  • В критичных случаях сменить школу, работу, место жительства.

Мартин Лютер Кинг считал пацифизм «уделом смелых». Все потому, что он не подразумевает пассивное смирение насилию. Поэтому если агрессор игнорирует предупреждения, не стоит  пренебрегать официальными способами защиты – обратиться к юристу, в полицию.

Выводы:

  • Пацифизм как качество личности – безотговорочное осуждение насилия.
  • Буддизм считается символом ненасилия, но при необходимости оправдывает активное сопротивление насилию.
  • Эмоциональное давление – проблема не одного человека, а всего сообщества.

Пройти тест на темперамент

Пацифизм — Православный портал «Азбука веры»

  • «А Я говорю вам не про­тивься злому…» А.Г. Дол­женко
  • Фило­соф­ский анализ непро­тив­ле­ния злу А.Г. Дол­женко
  • О непро­тив­ле­нии злу прот. Нико­лай Стел­лец­кий
  • Тол­стов­ство Секты и рас­колы
  • Хри­сти­ан­ский паци­физм? мит. Ила­рион (Алфеев)
  • Хри­сти­ан­ское отно­ше­ние к власти и наси­лию прот. Вален­тин Свен­циц­кий
  • О непро­тив­ле­нии злу в учении Л. Тол­стого А.Ф. Гусев
  • Хри­сти­ан­ство и войны

Пацифи́зм (от лат. pacificus – миро­твор­че­ский, pax – мир и facio – делаю) –

1) идео­ло­гия сопро­тив­ле­ния наси­лию ради исчез­но­ве­ния наси­лия;
2) поли­ти­че­ское или обще­ствен­ное дви­же­ние, направ­лен­ное на сопро­тив­ле­ние войнам и наси­лию вообще.

Гово­рится ли запо­веди «Не убий» о любом лише­нии жизни? Или воз­можны исклю­че­ния?

Поле­ми­зи­руя с хри­сти­а­нами, паци­фи­сты, ино­верцы, сек­танты (напри­мер, Сви­де­тели Иеговы, криш­на­иты) зача­стую ссы­ла­ются на вет­хо­за­вет­ную запо­ведь «не убий», данную Богом Моисею на горе Синай на 50‑й день после Исхода из Египта (Исх.20:13). Эта запо­ведь пони­ма­ется ими, как без­услов­ный запрет на лише­ние жизни любого чело­века, в любых обсто­я­тель­ствах. Уди­ви­тельно, но хотя стрем­ле­ние к испол­не­нию этой запо­веди объ­яс­ня­ется ими исходя из необ­хо­ди­мо­сти послу­ша­ния Богу, они словно и не заме­чают, что, согласно Писа­нию, в ряде слу­чаев умерщ­вле­ния одних людей дру­гими про­ис­хо­дили в соот­вет­ствии с воле­изъ­яв­ле­нием Божьим (Исх.22:18-20; 1Цар.15:1-3). Это значит, что в вет­хо­за­вет­ные вре­мена запо­ведь «не убий» осмыс­ли­ва­лась отнюдь не как абсо­лют­ный и без­услов­ный импе­ра­тив.
Заме­тим, что древ­ние евреи не наста­и­вали на суще­ство­ва­нии кате­го­ри­че­ского про­ти­во­ре­чия между соблю­де­нием этой запо­веди и необ­хо­ди­мо­стью сра­жаться, отста­и­вая веру и неза­ви­си­мость Изра­иля. Смерт­ная казнь также прак­ти­ко­ва­лась, и нет ника­ких исто­ри­че­ских сви­де­тельств, что кто-либо оспа­ри­вал закон­ные смерт­ные при­го­воры как нару­ше­ние запо­веди «не убий». Сле­дует обра­тить вни­ма­ние на слова Бога, дающие огра­ни­че­ние прин­ципу «не убий»: «Уда­ляйся от неправды и не умерщ­вляй невин­ного и пра­вого, ибо Я не оправ­даю без­за­кон­ника» (Исх.23:7).

Во вре­мена дей­ствия Нового Завета Цер­ковь тоже не при­да­вала этой запо­веди без­услов­ного зна­че­ния. Хотя Все­лен­ская Цер­ковь при­зы­вала и при­зы­вает людей к миру во Христе, архи­пас­тыри и пас­тыри Церкви не раз и не два бла­го­слов­ляли веру­ю­щих вста­вать на защиту «веры и оте­че­ства» с ору­жием в руках.   

Можно ли счи­тать хри­сти­ан­скую свя­тость близ­кой к паци­физму?

Нельзя. В хри­сти­ан­ском пони­ма­нии свя­тость под­ра­зу­ме­вает пра­вед­ность и тес­ней­шую бла­го­датно-духов­ную связь с Богом, любовь к Богу и ближ­ним. Святые стре­мятся к миру во Христе. Паци­фист же (в свет­ском зна­че­нии слова), в своем паци­фист­ском стрем­ле­нии, руко­вод­ству­ется отдельно взятым прин­ци­пом о непри­ме­не­нии силы, укло­ня­ясь подчас от дел и забот, в кото­рых он, как чело­век и граж­да­нин, при­зван при­ни­мать уча­стие. Высту­пая против при­ме­не­ния силы, паци­фист высту­пает и против сило­вого про­тив­ле­ния злу. Тем самым паци­физм предо­став­ляет злу мно­житься. Нередко это при­во­дит к тому, что паци­фист ока­зы­ва­ется рав­но­душ­ным к окру­жа­ю­щему миру и, напро­тив, щепе­тиль­ным и мни­тель­ным в отно­ше­нии личной своей «чистоты».

Как хри­сти­а­нину отно­ситься к паци­физму? Содей­ствует ли паци­фист­ская идео­ло­гия миру и нена­си­лию?

Паци­фист­ская идео­ло­гия – это род само­об­мана. Искус­ствен­ное насаж­де­ние этой идео­ло­гии в мир­ском обще­стве не сде­лает обще­ство греш­ни­ков обще­ством пра­вед­ни­ков. Война сопро­вож­дала и будет сопро­вож­дать чело­ве­че­ство всю его исто­рию по при­чине пад­ше­сти чело­века, поэтому вместо того, чтобы заяв­лять о полном непри­я­тии исполь­зо­ва­ния оружия и силы, чест­ней и полез­ней – как делает Цер­ковь – при­зы­вать людей к нрав­ствен­ному пре­об­ра­же­нию в союзе с Богом, с опорой на бла­го­дат­ные сред­ства, искать аргу­менты сдер­жи­ва­ния, спо­собы сни­зить уро­вень наси­лия в мире, в том числе в пери­оды войн.

В чем заблуж­да­лись наи­бо­лее извест­ные паци­фи­сты ХХ века, напри­мер, Лев Тол­стой и Махатма Ганди?

Неудачи одна за другой насти­гают после­до­ва­те­лей учений о непро­тив­ле­нии злу силой. Так вышло с дви­же­нием тол­стов­ства, раз­вя­зав­шим огуль­ную кри­тику обще­ствен­ного устрой­ства и пра­во­по­рядка цар­ской России. Кро­тость и бла­гост­ность «непро­тив­лен­цев» ока­за­лись мни­мыми. Учение графа Тол­стого посе­яло горь­кие пле­велы несо­гла­сия и рево­лю­ци­он­ных иска­ний. Неда­ром пред­во­ди­тель боль­ше­ви­ков В. Улья­нов-Ленин име­но­вал Тол­стого «зер­ка­лом рус­ской рево­лю­ции». Можно вспом­нить и паци­фи­ста, и борца за сво­боду Индии Махатму Ганди – даже он ока­зался при­ча­стен к всплеску жесто­чай­шего наси­лия в стране. Многие реше­ния, при­ня­тые им на посту руко­во­ди­теля партии Индий­ский наци­о­наль­ный кон­гресс, при­вели к нарас­та­нию обще­ствен­ных про­ти­во­ре­чий, к воз­ник­но­ве­нию экс­тре­мист­ских тече­ний и затяж­ной кро­во­про­лит­ной вражде инду­и­стов и мусуль­ман. При жизни Ганди обви­няли в уто­пизме и потвор­стве наси­лию, число жертв столк­но­ве­ний в первые годы после осво­бож­де­ния от бри­тан­ского гос­под­ства достигло 700 000 чело­век.

Суще­ствует ли здо­ро­вый паци­физм?

Такого рода паци­физ­мом можно назвать есте­ствен­ное чело­ве­че­ское стрем­ле­ние к миру, жела­ние раз­ре­шать кон­фликты, в том числе и воен­ные, по воз­мож­но­сти, мирным путем – путем пере­го­во­ров, с учетом причин их воз­ник­но­ве­ния, а также инте­ре­сов кон­флик­ту­ю­щих сторон, на основе благих ком­про­мис­сов, исходя из под­лин­ного пони­ма­ния идей добра, мило­сер­дия, спра­вед­ли­во­сти. Так как мы живем в мире, где далеко не все люди стре­мятся соот­вет­ство­вать своему выс­шему при­зва­нию и пред­на­зна­че­нию, испол­нять волю Божью, то и его даль­ней­шее раз­ви­тие будет свя­зано с вой­нами, несмотря на рас­про­стра­не­ние паци­фи­стами своих паци­фист­ских идей. Тем не менее мы, хри­сти­ане, насколько это зави­сит от нас, должны стре­миться к миру и спо­соб­ство­вать ини­ци­и­ро­ва­нию и осу­ществ­ле­нию бого­угод­ных миро­твор­че­ских про­цес­сов.

Чем хри­сти­ан­ский «паци­физм» отли­ча­ется от просто паци­физма?

В отли­чие от паци­фи­ста-нехри­сти­а­нина «пацифист»-христианин реа­ли­зует свои миро­твор­че­ские стрем­ле­ния исходя из своих рели­ги­оз­ных убеж­де­ний, осно­ван­ных на истин­ной вере, на учении Церкви. Пони­мая, что войны явля­ются след­ствием гре­хов­но­сти чело­века и ратуя за мир, хри­сти­а­нин смот­рит на чело­ве­че­ское обще­ство здраво и трезво, осо­знает, что для предот­вра­ще­ния войн одних при­зы­вов к миру недо­ста­точно, что даже и при актив­ной дея­тель­но­сти Церкви, спо­соб­ству­ю­щей выстра­и­ва­нию и укреп­ле­нию мирных отно­ше­ний между людьми, войны будут про­ис­хо­дить вплоть до вто­рого При­ше­ствия Спа­си­теля, и что, нако­нец, неко­то­рым агрес­сивно-воин­ствен­ным дей­ствиям, если это уместно, можно про­ти­во­дей­ство­вать силой.
Если гово­рить кратко, то паци­физм отри­цает при­ме­не­ние наси­лия в прин­ципе, а хри­сти­ан­ство допус­кает его при­ме­не­ние для защиты ближ­них от агрес­сора.

Были ли паци­фи­сты в вет­хо­за­вет­ные вре­мена?

В Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хого Завета содер­жится мно­же­ство при­ме­ров непро­тив­ле­ния злу силой. Такие при­меры мы видим в неко­то­рых реше­ниях и дей­ствиях Авра­ама (Быт.21:25-32), Исаака (Быт.26:17-22), Исава (Быт.33:4), Иосифа (Быт.50:15-21), Елисея, кото­рый не только спас жизнь врагам своего оте­че­ства, но и посо­ве­то­вал царю при­го­то­вить накор­мить их, после чего они были отпу­щены и воз­вра­ти­лись туда, откуда пришли (4Цар.6:18-23).

Как древ­няя Цер­ковь отно­си­лась к войне и воин­ской службе?

Согласно данным, вос­хо­дя­щим к извест­ному цер­ков­ному автору Евсе­вию Кеса­рий­скому (начало IV века), хри­сти­ане слу­жили в рим­ской армии, и Цер­ко­вью это осуж­да­лось. Ука­зы­вают, что во вре­мена прав­ле­ния Марка Авре­лия хри­сти­ане вхо­дили в состав XII Мол­ние­нос­ного леги­она. С другой сто­роны, в связи с тем, что многие эле­менты воин­ских риту­а­лов в Древ­нем Риме тесно пере­пле­та­лись с эле­мен­тами язы­че­ских куль­тов, полное соблю­де­ние норм воин­ских прак­тик хри­сти­а­нами, если бы этому был дан сво­бод­ный ход, про­ти­во­ре­чило бы глав­ным веро­учи­тель­ным и нра­во­учи­тель­ным нормам хри­сти­ан­ства. Кроме того, на воинов-хри­стиан могли нало­жить, в при­каз­ном порядке, обя­зан­ность уча­стия в казнях своих бра­тьев по вере.  В этом отно­ше­нии ряд хри­сти­ан­ских писа­те­лей (Иустин Муче­ник, Тер­тул­лиан, Иппо­лит Рим­ский) выска­зы­ва­лись неодоб­ри­тельно по поводу воин­ской службы. Посту­пив­шим в армию до своего кре­ще­ния пола­га­лось необ­хо­ди­мым избе­гать идо­ло­по­клон­ни­че­ских актов и про­ли­тия крови. Согласно неко­то­рым кано­ни­че­ским памят­ни­кам, если хри­сти­а­нин участ­во­вал в боевых дей­ствиях и убивал, ему пола­га­лась епи­ти­мья с отлу­че­нием от таинств, «чтоб хотя бы через нака­за­ние, слезы и сте­на­ния очи­ститься».

Как отно­си­лась к войне и воин­ской службе Цер­ковь Визан­тии?

В визан­тий­ский период воин­ская служба рас­смат­ри­ва­лась как одно из важ­ней­ших обще­ствен­ных слу­же­ний. Свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий пишет: «Непоз­во­ли­тельно уби­вать: но уби­вать врагов на брани и законно, и похвалы достойно» (Пра­вило 1). При этом, согласно, 13-му пра­вилу свя­ти­теля Васи­лия Вели­кого: «Уби­е­ние на поле брани отцы наши не счи­тали убий­ством, изви­няя, как дума­ется мне, побор­ни­ков цело­муд­рия и бла­го­че­стия. Но может быть, стоило бы посо­ве­то­вать, чтобы они, как име­ю­щие нечи­стые руки, три года удер­жи­ва­лись от при­об­ще­ния только Святых Таин».

Сле­дует также учи­ты­вать, что в преж­ние века армия испол­няла и поли­цей­ские функ­ции, явля­ясь необ­хо­ди­мым эле­мен­том граж­дан­ского пра­во­по­рядка.

С чем свя­зано раз­лич­ное отно­ше­ние Церкви к воин­ской службе в первые века хри­сти­ан­ства и в визан­тий­скую эпоху?

Дей­стви­тельно, если срав­нить взгляды неко­то­рых ранних и более позд­них цер­ков­ных писа­те­лей на пред­мет воз­мож­но­сти для хри­стиан нахо­диться на воин­ской службе, можно уло­вить неко­то­рое раз­ли­чие. Отча­сти это объ­яс­ня­ется тем, что во вре­мена гоне­ний на Цер­ковь армия, в лице подав­ля­ю­щего числа воинов, не испы­ты­вала лояль­но­сти к хри­сти­а­нам; а также с тем, что, как было отме­чено выше, многие воин­ские риту­алы были свя­зана с язы­че­скими куль­тами.
Со вре­ме­нем же лега­ли­за­ции Церкви и вступ­ле­ния в нее мно­же­ства граж­дан импе­рии, армия напол­ни­лась хри­сти­а­нами; соот­вет­ственно, и рас­про­стра­нен­ные прежде язы­че­ские нормы стали вытес­няться хри­сти­ан­скими.

Могут ли свя­щен­но­слу­жи­тели посту­пать на воен­ную службу в каче­стве воинов?

83‑е пра­вило святых апо­сто­лов и 7‑е пра­вило IV Все­лен­ского Собора вос­пре­щают лицам, нося­щим свя­щен­ный сан, посту­пать на воен­ную службу (7‑е пра­вило IV ВС также запре­щает это и мона­ше­ству­ю­щим). Согласно пра­вилу 55 свт. Васи­лия Вели­кого, «Раз­бой­ни­ков вза­имно пора­жа­ю­щие, аще не суть в цер­ков­ном слу­же­нии, да будут отлу­ча­е­мые от при­ча­стия Святых Тайн: аще же кли­рики, да низ­ло­жатся со своей сте­пени. Ибо речено: всяк при­ем­ший меч, мечем погиб­нет». При этом свя­щен­но­слу­жи­тель может быть капел­ла­ном.

Почему Пра­во­слав­ная Цер­ковь про­слав­ляет воинов в лике святых?

«Пози­ция Церкви в отно­ше­нии воин­ского слу­же­ния осно­вана на том, что ратная служба спа­си­тельна для хри­сти­а­нина при усло­вии соблю­де­ния запо­ве­дей о любви к Богу и ближ­ним, вплоть до готов­но­сти поло­жить душу свою за други своя, что, по слову Христа Спа­си­теля, явля­ется высшим про­яв­ле­нием жерт­вен­ной хри­сти­ан­ской любви» (Поло­же­ние о воен­ном духо­вен­стве Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви в Рос­сий­ской Феде­ра­ции).
Пра­во­слав­ная Цер­ковь про­слав­ляет в лике святых только тех, кто стяжал свя­тость, путем испол­не­ния запо­ве­дей Божьих.

Определение пацифизма

Определение пацифизма

Важность языка

Поиск смысла

Пацифисты, такие как Махатма Ганди, добились глубоких перемен мирными средствами там, где насилие потерпело неудачу.

Расширьте свое понимание того, что такое пацифизм, и узнайте больше о подходе к жизни, который следует древней и действенной традиции.

На этой странице вы также найдете ссылку на концепцию ахимсы, которая составляет центральный принцип джайнизма, индуизма и буддизма.

«Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа вдумчивых, преданных своему делу граждан может изменить мир. На самом деле, это единственное, что когда-либо существовало». ~ Маргарет Мид

Пацифизм

Пацифизм — это приверженность миру и противодействие насилию, и в особенности войне. Некоторые пацифисты расширяют его цель, чтобы продвигать справедливость и права человека.

Впервые французская версия слова «пацифизм», по-видимому, была использована в 1902 году на международной мирной конференции, однако концепция, выраженная как пацифизм, насчитывает тысячи лет.

Слово «пацифизм» происходит от слова «pacific», что означает «миротворение»: «paci» (от латинского pax) — «мир», а «ficus» — «творение». Обратите внимание, что это слово не означало «противодействие войне» — это важно, поскольку слово и понятие пацифизма — это призыв к действию.

Философ Уильям Джеймс использовал термин «пацификизм» в 1910 году, чтобы описать свое неприятие милитаризма. Более короткий термин «пацифизм» стал широко использоваться в 20-м веке для описания различных взглядов, критически настроенных по отношению к насильственным конфликтам и войнам.

Пацифизм основан на моральных принципах или прагматизме. Принципиальный пацифизм считает, что насилие аморально. Прагматический пацифизм считает, что цена войны и межличностного насилия настолько высока, что необходимо искать лучшие способы разрешения споров.

Некоторые люди ошибочно связывают похожее по звучанию слово «пассивный» (принятие или допущение того, что происходит или что делают другие, без активной реакции или сопротивления) с пацифизмом. Хотя слова не связаны по смыслу, эта тенденция, наряду с культурными и политическими влияниями, привела к негативным и дезинформированным взглядам на пацифизм.

Важно помнить о различиях в морали пацифизма применительно к индивидууму или национальному государству. Отдельный пацифист (который может исповедовать или не исповедовать определенную религию) может, например, поддерживать добровольную эвтаназию, в то же время сохраняя последовательную точку зрения о том, как подходить к проблемам, связанным с насильственным конфликтом и общим благом. Хотя такие вопросы вызывают сложные этические дилеммы, для некоторых пацифизм может допустить возможность убийства при определенных обстоятельствах.

Квакеры (или Друзья) являются членами группы религиозных движений (включая христианство, но не ограничиваясь им). Движение началось в Англии в 1650-х годах. Квакеры одинаково ценят всех людей и выступают против всего, что может причинить им вред или угрожать им. Квакеры — одна из многих религиозных групп, которые отказывались от военной службы по соображениям совести во время войны — это те, кто не служит в армии по причинам свободы мысли, совести, инвалидности и/или религии.

Ахимса

Ахимса — это образ жизни и древнее санскриптовое слово, означающее «любовь в действии», которое часто выражается как «не причинять вреда» или «сострадание ко всем существам». Вы также можете встретить слово, написанное с ударением: Ahiṃsa или Ahiṃsā.

Ближайший перевод концепции ахимсы — это «сила, высвобождаемая, когда искореняется желание причинить вред», однако это обычно сокращается до «ненасилия». Если мы подумаем о более длинном определении и сопоставим его с выдающимися достижениями Ганди, мы начнем понимать силу этого термина.

Ахимса, разработанная в Индии в 6 веке до н.э. (до нашей эры или «до нашей эры») составляет ядро ​​​​джайнизма, у которого более четырех миллионов последователей. Хотя ахимса тесно связана с пацифизмом, джайн никогда не может сознательно убивать.

Главный принцип ахимсы «не причинять вреда» включает в себя действия, слова и мысли.

Виды пацифизма

Пацифизм охватывает целый спектр подходов. Некоторые пацифисты считают, что международные споры всегда должны разрешаться мирным путем, в то время как другие придерживаются менее однозначного подхода.

Следующие категории полезны при размышлении о пацифизме, однако люди будут иметь разные убеждения в зависимости от их культурных, религиозных и духовных убеждений.

Абсолютный пацифизм

Абсолютный пацифист считает, что участие в войне никогда не является правильным. Их мнение состоит в том, что ценность человеческой жизни никогда не оправдывает преднамеренное убийство человека, даже в целях самообороны.

Воинствующий пацифизм

Воинствующие пацифисты будут использовать все имеющиеся в их распоряжении мирные методы, чтобы противостоять насилию и войне. Это может включать гражданское неповиновение, которое может привести к тюремному заключению или даже смерти.

Условный пацифизм

Условные пацифисты в принципе против войны и насилия, но они признают, что могут быть обстоятельства, когда война может принести меньше страданий.

Избирательный пацифизм

Избранные пацифисты выступают только против войн с применением оружия массового уничтожения (ядерного, химического или биологического оружия) из-за их исключительно разрушительных последствий не только для людей, но и для всего живого. Широкомасштабное использование оружия массового уничтожения также повышает вероятность уничтожения людей как вида.

Активный пацифизм

Активные пацифисты выступают за мир и выступают против насилия и войны.

Суждение совести

Из этих различных подходов к пацифизму становится ясно, что моральное чувство человека правильного и неправильного (его совесть) играет жизненно важную роль, когда он выбирает форму пацифизма, которой он придерживается.

Для тех, кто не выработал четкой этической позиции в отношении лишения жизни, основное внимание уделяется практическим аспектам конфликта и его последствиям.

Участие человека в вооруженном конфликте всегда должно быть личным выбором и суждением совести.

Пацифизм — Философия — Оксфордские библиографии

Введение

Пацифизм — спорный термин. Его часто определяют в узком смысле как противодействие войне или, в более широком смысле, как противодействие всякому насилию. Пацифисты также иногда привержены ненасилию как образу жизни и видению мирного и гармоничного сосуществования. Пацифизм может распространяться на приверженность ненасилию во всех аспектах жизни, включая вегетарианство. Или же пацифизм может быть узко истолкован как антивоенная позиция, понимаемая на уровне политической теории. Пацифизм защищали различными способами: апелляцией к религиозному авторитету, обоснованием фундаментальных моральных принципов и эмпирическими утверждениями о негативных последствиях насилия и войны. В качестве позитивной приверженности ненасилию пацифисты утверждали, что ненасильственная социальная активность одновременно полезна и достойна моральной похвалы. Пацифизм имеет глубокие корни в мировых религиозных традициях. В христианстве это можно проследить до Нагорной проповеди, где Иисус говорит: «Не противься злому человеку» и «подставь другую щеку» (Матфея 5:39).). Буддизм, джайнизм и другие традиции делают такой же упор на ненасилие. Религиозный пацифизм занимает центральное место в идеях Толстого, Ганди и Мартина Лютера Кинга-младшего. Философские рассуждения о пацифизме можно найти в работах Эразма, Руссо и других мыслителей пост-ренессанса и Просвещения. В более поздней истории версии пацифизма защищали Уильям Джеймс, Джейн Аддамс, Бертран Рассел и Альберт Эйнштейн. Современные дискуссии в философской литературе распространились во время и после эпохи войны во Вьетнаме, поскольку отказ от военной службы по соображениям совести стал проблемой. В литературе по прикладной этике пацифисты и философы, сочувствующие пацифизму, такие как Чейни Райан, Роберт Холмс и Эндрю Фиала, по-разному реагировали на критику пацифизма, предложенную Нарвесоном и другими, а также стремились прояснить и критиковать теорию «справедливой войны». В недавних дискуссиях о пацифизме подчеркивались разновидности пацифизма, утверждая, что пацифизм — это не просто абсолютистский моральный запрет на насилие. Некоторые защищали пацифизм просто как личное или профессиональное обязательство. Другие разъясняли, что пацифизм — это в первую очередь антивоенная позиция, которая не обязательно распространяется на критику любого насилия. Другие защищали разновидности практического пацифизма, условного пацифизма или пацифизма, основанного на теории справедливой войны, а также формулируя связи между пацифизмом и другими проблемами: феминизмом, защитой животных, экологией и теологией. Теоретическое исследование пацифизма может быть дополнено эмпирической работой, которая показывает, что ненасилие может быть эффективной силой социальных и политических изменений.

Исторические обзоры

Пацифизм часто рассматривают с точки зрения истории идей. Исторические подходы к пацифизму часто сосредотачиваются исключительно на христианском пацифизме с особым акцентом на пацифистских христианских деноминациях и более современных разработках этих сектантских идей — как в Brock 1998 и Brock and Young 1999.

Другие подходы более широко варьируются по мировым традициям с учетом о корнях пацифизма в индуизме, джайнизме, буддизме и исламе, а также в работах Ганди (см. Howard 2018, Jahanbegloo 2014 и Jahanbegloo 2018, все цитируются в разделе «Религиозный пацифизм»). Исторические подходы также рассматривают развитие движений за мир, антивоенную деятельность и примеры ненасильственной социальной активности за последние пару столетий — как в Cortright 2008, Cortright 2009., и Kurlansky 2006. Dallmayr 2004 предлагает альтернативную историю, сосредоточенную на континентальной философии.

  • Брок, Питер. Разновидности пацифизма: обзор от античности до начала двадцатого века . Сиракузы, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета, 1998.

    Краткий обзор пацифизма от древнего мира до современности. Основное внимание уделяется христианскому пацифизму, и есть полезное введение в пацифистские секты, такие как меннониты и квакеры. Заканчивается Толстым и Первой мировой войной.

    Четвертое издание вышло в 1998 (первое издание, 1981 г.).

  • Брок, Питер и Найджел Янг. Пацифизм в ХХ веке . Сиракузы, Нью-Йорк: издательство Сиракузского университета, 1999.

    Продолжает исторический обзор Брока (в Brock 1998) с акцентом на пацифизм 20-го века. Включает фотографии и исторические документы. Обсуждения важных пацифистов 20-го века, включая Дороти Дэй и Ганди. Исследует сатьяграху Ганди и связи с американским движением за гражданские права. Заканчивается пацифизмом вьетнамской эпохи и израильско-палестинским конфликтом.

  • Кортрайт, Дэвид. Мир: история движений и идей . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2008.

    . DOI: 10.1017/CBO9780511812675

    Прослеживает историю пацифизма, включая глобальную направленность. Определяет абсолютную, прагматическую и условную формы пацифизма. Обзор активных движений за мир, теория «справедливой войны», Ганди, Кинг и ненасильственный активизм. Отвергает пацифизм как абсолютную нравственную позицию. Поддерживает ненасильственный активизм Ганди как общественное движение и политическую идеологию — так называемый реалистический пацифизм.

  • Кортрайт, Дэвид. Ганди и не только: ненасилие в новую политическую эпоху . Боулдер, Колорадо: Paradigm, 2009.

    Обзор ключевых фигур в истории пацифизма и ненасилия, включая Ганди, Мартина Лютера Кинга-младшего, Сезара Чавеса, Дороти Дэй, Барбару Деминг и других. Объясняет вклад этих фигур и применяет ненасилие к текущим событиям.

  • Даллмайр, Фред. Мирные переговоры — кто будет слушать? Нотр-Дам, Индиана: University of Notre Dame Press, 2004.

    Исторический отчет, основанный на Эразме и континентальной философии. Размышляет о мирных предложениях и пацифистских аргументах, встречающихся в различных философских текстах и ​​традициях, включая Ганди, Арендт, Хайдеггер, ислам и Конфуция. Выступает за постоянную критику войны и сосредоточение внимания на миротворчестве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *