что это такое и кто такие пацифисты?
Оказывается, датчане не только самая счастливая, но и самая миролюбивая нация в мире. Во время Первой и Второй мировых войн Дания пожелала остаться нейтральной страной, а в XXI веке активно пропагандирует пацифизм на выставках «Долой оружие». Насколько сегодня актуальны идеи невоенного сопротивления насилию? Можно ли считать буддизм синонимом пацифизма? Как практиковать ненасилие в случае травли? Рассказываем в статье.
Что такое пацифизм?
Пацифизм — это идеология осуждения любой войны, а также пропаганда ненасилия и решения конфликтов путем переговоров, мирных митингов, разъяснения и диалога. Пацифизм не подразумевает смирения или полного подчинения. Восходящий к латинскому «pax»-«мир» термин говорит об осуждении аморальности, жестокости, физической расправы, а также невозможности называть войну священной, правомерной, оправданной, освободительной.
Пацифизм основан на утверждениях о том, что убийство человека человеком, как и другие виды насилия или конфликтов в отношениях есть зло, недопустимое для цивилизованных народов. Чтобы осознать это понятие, стоит прочувствовать его противоположность – милитаризм. Термин происходит от латинского «militaris»-«военный» и означает постановку экономики и идеологии на военные рельсы. Когда деньги, ресурсы, силы страны тратятся на то, чтобы получить военное превосходство перед противником. Но когда милитаристы убеждают, что отстаивают гарантии мира, пацифисты осознают, что «мир после войны» перекраивается исключительно по желанию милитаристов.
Пройти тест на характер человека
Кто такой пацифист?
Пацифист — это тот, кто поддерживает идеологию пацифизма. В быту пацифистом называют каждого, кто открыто выступает против войны. Если трактовать это понятие настолько ограниченно, получается, что все остальные оправдывают насилие. Это не так. Пацифист – это человек-миротворец, который не просто выступает за мирное решение конфликтов, но доказывает это на своем примере: не высказывает агрессии к кому-либо, не вступает в конфронтации или группировки, не принимает участия в военно-политических конфликтах, не наносит телесных повреждений.
История пацифизма.
Термины «пацифизм» и «пацифист» впервые были озвучены на Всеобщем конгрессе мира в 1910 году. Они были специально придуманы для обозначения участников конгресса, которые считали своей миссией минимизацию военных конфликтов. Со временем слова приобрели более широкое понятие, суть которого «человек против войны».
Но сама идея ненасилия имеет долгую социальную историю. Еще в I веке до нашей эры в Древнем Риме звучат идеи человечности и гуманности, а Юлий цезарь воздвигает храм Милосердия. Римляне создали свою систему заключения мирных договоров, которые включали социальные и правовые гарантии безопасности. Пацифисты встречались среди первых христиан. Они отказывались от военной службы по религиозным убеждениям, хотя военное служение не осуждалось в Новом Завете. Но вместе с теорией «справедливой войны» и «крестовых походов» пацифистские идеи были забыты.
Миротворческая традиция возродилась в XV веке с приходом ренессанса, а после Наполеоновских войн пацифизм стал общественным движением. К концу XIX столетия его идеи расширились на все континенты и обсуждались в рамках Лиги Наций, на международных конгрессах и конференциях по разоружению. Известными пацифистами в свое время были Лев Толстой, Виктор Гюго, Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, Джон Леннон.
Если обратиться к современному этапу, то пацифистское движение – результат Первой и Второй Мировых войн. После миллионов смертей люди массово вступали в антивоенные организации, создавали миротворческие движения, участвовали в акциях ненасильственного сопротивления. Идеологию пацифизма закрепили в уставе ООН, Декларации о праве народов на мир и других международных документах.
Буддизм и пацифизм.
У индийских йогов и буддийских монахов есть интересное понятие «ахимса». Это образ жизни, посвященный ненасилию по отношению к любым существам, включая животных, растения, насекомых. Возможно, поэтому первоисточником идеологии пацифизма считают буддизм. Это не совсем так. Буддисты действительно придерживаются принципов ненасилия, но не отрицают военную службу. Служба в армии не включена в перечень недостойных средств заработка. Более того, воинам не разрешалось становиться монахами до конца военной службы. Это правило действует и сегодня.
Духовный лидер последователей тибетского буддизма Далай Лама XIV оправдывает борьбу против фашизма и не считает политику умиротворения единственно возможной. Но при этом он занимает активную антивоенную позицию и считается общепризнанным авторитетом в деле миролюбия, ненасилия, терпимости.
По словам Далай Ламы XIV, чтобы противостоять обидчику, нужно мысленно провести границу между ним и его действиями. Но проблема в другом. Иногда моральное насилие трудно распознать, невозможно «пощупать» или доказать. А все потому, что терминов, описывающих насилие, становится все больше.
Как пережить моральное насилие и его последствия?
Традиционные демонстрации пацифистов с транспарантами и антивоенными лозунгами в прошлом. Более того, сама идея пацифизма уже считается устаревшей. Но это не значит, что насилия стало меньше.
Травля может развиться в любом обществе, затронуть детей или взрослых. Любая травля ухудшает качество жизни, подрывает физическое здоровье, иногда приводит к психическим расстройствам или суициду.
Какие бывают виды травли:
- Буллинг. Психологический террор, унижение, преследование. В отдельных случаях – побои, физическое унижение.
- Моббинг. Целенаправленное интеллектуальное насилие или психологически опасные действия. Это сплетни, непристойные шутки или высказывания, неоправданная критика.
- Харассмент. Общее название для сексуальных домогательств. Это грубые высказывания, действия, жесты или шутки, пошлые намеки, которые унижают человека, создают напряженную обстановку.
- Кибертравля. Угрожающие сообщения, которые отправляются по электронной почте или открыто публикуются в соцсетях.
- Аутинг. Публичное распространение информации, которая компрометирует человека и вынуждает его оправдываться или объяснять ситуацию.
По словам психологов, травле может подвергнуться любой человек. В группе риска – новенькие в коллективе и те, кто отличается от большинства. Травля протекает по примерно похожим схемам и борьба с ней задействует одинаковые механизмы.
Что делать жертве эмоционального давления:
- Признать, что происходящее – не плод воображения, а реальность.
- Постараться сохранять нейтралитет, поскольку агрессор обычно ждет реакции своей жертвы.
- Не принимать поспешных решений, а проанализировать ситуацию и информацию.
- Если есть возможность, записать разговоры с угрозами.
- Обратиться за помощью к близким, учителям, вышестоящему руководителю.
- В критичных случаях сменить школу, работу, место жительства.
Мартин Лютер Кинг считал пацифизм «уделом смелых». Все потому, что он не подразумевает пассивное смирение насилию. Поэтому если агрессор игнорирует предупреждения, не стоит пренебрегать официальными способами защиты – обратиться к юристу, в полицию.
Выводы:
- Пацифизм как качество личности – безотговорочное осуждение насилия.
- Буддизм считается символом ненасилия, но при необходимости оправдывает активное сопротивление насилию.
- Эмоциональное давление – проблема не одного человека, а всего сообщества.
Пройти тест на темперамент
Пацифизм — Православный портал «Азбука веры»
- «А Я говорю вам не противься злому…» А.Г. Долженко
- Философский анализ непротивления злу А.Г. Долженко
- О непротивлении злу прот. Николай Стеллецкий
- Толстовство Секты и расколы
- Христианский пацифизм? мит. Иларион (Алфеев)
- Христианское отношение к власти и насилию прот. Валентин Свенцицкий
- О непротивлении злу в учении Л. Толстого А.Ф. Гусев
- Христианство и войны
Пацифи́зм (от лат. pacificus – миротворческий, pax – мир и facio – делаю) –
1) идеология сопротивления насилию ради исчезновения насилия;
2) политическое или общественное движение, направленное на сопротивление войнам и насилию вообще.
Говорится ли заповеди «Не убий» о любом лишении жизни? Или возможны исключения?
Полемизируя с христианами, пацифисты, иноверцы, сектанты (например, Свидетели Иеговы, кришнаиты) зачастую ссылаются на ветхозаветную заповедь «не убий», данную Богом Моисею на горе Синай на 50‑й день после Исхода из Египта (Исх.20:13). Эта заповедь понимается ими, как безусловный запрет на лишение жизни любого человека, в любых обстоятельствах. Удивительно, но хотя стремление к исполнению этой заповеди объясняется ими исходя из необходимости послушания Богу, они словно и не замечают, что, согласно Писанию, в ряде случаев умерщвления одних людей другими происходили в соответствии с волеизъявлением Божьим (Исх.22:18-20; 1Цар.15:1-3). Это значит, что в ветхозаветные времена заповедь «не убий» осмысливалась отнюдь не как абсолютный и безусловный императив.
Заметим, что древние евреи не настаивали на существовании категорического противоречия между соблюдением этой заповеди и необходимостью сражаться, отстаивая веру и независимость Израиля. Смертная казнь также практиковалась, и нет никаких исторических свидетельств, что кто-либо оспаривал законные смертные приговоры как нарушение заповеди «не убий». Следует обратить внимание на слова Бога, дающие ограничение принципу «не убий»: «Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника» (Исх.23:7).
Во времена действия Нового Завета Церковь тоже не придавала этой заповеди безусловного значения. Хотя Вселенская Церковь призывала и призывает людей к миру во Христе, архипастыри и пастыри Церкви не раз и не два благословляли верующих вставать на защиту «веры и отечества» с оружием в руках.
Можно ли считать христианскую святость близкой к пацифизму?
Нельзя. В христианском понимании святость подразумевает праведность и теснейшую благодатно-духовную связь с Богом, любовь к Богу и ближним. Святые стремятся к миру во Христе. Пацифист же (в светском значении слова), в своем пацифистском стремлении, руководствуется отдельно взятым принципом о неприменении силы, уклоняясь подчас от дел и забот, в которых он, как человек и гражданин, призван принимать участие. Выступая против применения силы, пацифист выступает и против силового противления злу. Тем самым пацифизм предоставляет злу множиться. Нередко это приводит к тому, что пацифист оказывается равнодушным к окружающему миру и, напротив, щепетильным и мнительным в отношении личной своей «чистоты».
Как христианину относиться к пацифизму? Содействует ли пацифистская идеология миру и ненасилию?
Пацифистская идеология – это род самообмана. Искусственное насаждение этой идеологии в мирском обществе не сделает общество грешников обществом праведников. Война сопровождала и будет сопровождать человечество всю его историю по причине падшести человека, поэтому вместо того, чтобы заявлять о полном неприятии использования оружия и силы, честней и полезней – как делает Церковь – призывать людей к нравственному преображению в союзе с Богом, с опорой на благодатные средства, искать аргументы сдерживания, способы снизить уровень насилия в мире, в том числе в периоды войн.
В чем заблуждались наиболее известные пацифисты ХХ века, например, Лев Толстой и Махатма Ганди?
Неудачи одна за другой настигают последователей учений о непротивлении злу силой. Так вышло с движением толстовства, развязавшим огульную критику общественного устройства и правопорядка царской России. Кротость и благостность «непротивленцев» оказались мнимыми. Учение графа Толстого посеяло горькие плевелы несогласия и революционных исканий. Недаром предводитель большевиков В. Ульянов-Ленин именовал Толстого «зеркалом русской революции». Можно вспомнить и пацифиста, и борца за свободу Индии Махатму Ганди – даже он оказался причастен к всплеску жесточайшего насилия в стране. Многие решения, принятые им на посту руководителя партии Индийский национальный конгресс, привели к нарастанию общественных противоречий, к возникновению экстремистских течений и затяжной кровопролитной вражде индуистов и мусульман. При жизни Ганди обвиняли в утопизме и потворстве насилию, число жертв столкновений в первые годы после освобождения от британского господства достигло 700 000 человек.
Существует ли здоровый пацифизм?
Такого рода пацифизмом можно назвать естественное человеческое стремление к миру, желание разрешать конфликты, в том числе и военные, по возможности, мирным путем – путем переговоров, с учетом причин их возникновения, а также интересов конфликтующих сторон, на основе благих компромиссов, исходя из подлинного понимания идей добра, милосердия, справедливости. Так как мы живем в мире, где далеко не все люди стремятся соответствовать своему высшему призванию и предназначению, исполнять волю Божью, то и его дальнейшее развитие будет связано с войнами, несмотря на распространение пацифистами своих пацифистских идей. Тем не менее мы, христиане, насколько это зависит от нас, должны стремиться к миру и способствовать инициированию и осуществлению богоугодных миротворческих процессов.
Чем христианский «пацифизм» отличается от просто пацифизма?
В отличие от пацифиста-нехристианина «пацифист»-христианин реализует свои миротворческие стремления исходя из своих религиозных убеждений, основанных на истинной вере, на учении Церкви. Понимая, что войны являются следствием греховности человека и ратуя за мир, христианин смотрит на человеческое общество здраво и трезво, осознает, что для предотвращения войн одних призывов к миру недостаточно, что даже и при активной деятельности Церкви, способствующей выстраиванию и укреплению мирных отношений между людьми, войны будут происходить вплоть до второго Пришествия Спасителя, и что, наконец, некоторым агрессивно-воинственным действиям, если это уместно, можно противодействовать силой.
Если говорить кратко, то пацифизм отрицает применение насилия в принципе, а христианство допускает его применение для защиты ближних от агрессора.
Были ли пацифисты в ветхозаветные времена?
В Священном Писании Ветхого Завета содержится множество примеров непротивления злу силой. Такие примеры мы видим в некоторых решениях и действиях Авраама (Быт.21:25-32), Исаака (Быт.26:17-22), Исава (Быт.33:4), Иосифа (Быт.50:15-21), Елисея, который не только спас жизнь врагам своего отечества, но и посоветовал царю приготовить накормить их, после чего они были отпущены и возвратились туда, откуда пришли (4Цар.6:18-23).
Как древняя Церковь относилась к войне и воинской службе?
Согласно данным, восходящим к известному церковному автору Евсевию Кесарийскому (начало IV века), христиане служили в римской армии, и Церковью это осуждалось. Указывают, что во времена правления Марка Аврелия христиане входили в состав XII Молниеносного легиона. С другой стороны, в связи с тем, что многие элементы воинских ритуалов в Древнем Риме тесно переплетались с элементами языческих культов, полное соблюдение норм воинских практик христианами, если бы этому был дан свободный ход, противоречило бы главным вероучительным и нравоучительным нормам христианства. Кроме того, на воинов-христиан могли наложить, в приказном порядке, обязанность участия в казнях своих братьев по вере. В этом отношении ряд христианских писателей (Иустин Мученик, Тертуллиан, Ипполит Римский) высказывались неодобрительно по поводу воинской службы. Поступившим в армию до своего крещения полагалось необходимым избегать идолопоклоннических актов и пролития крови. Согласно некоторым каноническим памятникам, если христианин участвовал в боевых действиях и убивал, ему полагалась епитимья с отлучением от таинств, «чтоб хотя бы через наказание, слезы и стенания очиститься».
Как относилась к войне и воинской службе Церковь Византии?
В византийский период воинская служба рассматривалась как одно из важнейших общественных служений. Святитель Афанасий Великий пишет: «Непозволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно» (Правило 1). При этом, согласно, 13-му правилу святителя Василия Великого: «Убиение на поле брани отцы наши не считали убийством, извиняя, как думается мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть, стоило бы посоветовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удерживались от приобщения только Святых Таин».
Следует также учитывать, что в прежние века армия исполняла и полицейские функции, являясь необходимым элементом гражданского правопорядка.
С чем связано различное отношение Церкви к воинской службе в первые века христианства и в византийскую эпоху?
Действительно, если сравнить взгляды некоторых ранних и более поздних церковных писателей на предмет возможности для христиан находиться на воинской службе, можно уловить некоторое различие. Отчасти это объясняется тем, что во времена гонений на Церковь армия, в лице подавляющего числа воинов, не испытывала лояльности к христианам; а также с тем, что, как было отмечено выше, многие воинские ритуалы были связана с языческими культами.
Со временем же легализации Церкви и вступления в нее множества граждан империи, армия наполнилась христианами; соответственно, и распространенные прежде языческие нормы стали вытесняться христианскими.
Могут ли священнослужители поступать на военную службу в качестве воинов?
83‑е правило святых апостолов и 7‑е правило IV Вселенского Собора воспрещают лицам, носящим священный сан, поступать на военную службу (7‑е правило IV ВС также запрещает это и монашествующим). Согласно правилу 55 свт. Василия Великого, «Разбойников взаимно поражающие, аще не суть в церковном служении, да будут отлучаемые от причастия Святых Тайн: аще же клирики, да низложатся со своей степени. Ибо речено: всяк приемший меч, мечем погибнет». При этом священнослужитель может быть капелланом.
Почему Православная Церковь прославляет воинов в лике святых?
«Позиция Церкви в отношении воинского служения основана на том, что ратная служба спасительна для христианина при условии соблюдения заповедей о любви к Богу и ближним, вплоть до готовности положить душу свою за други своя, что, по слову Христа Спасителя, является высшим проявлением жертвенной христианской любви» (Положение о военном духовенстве Русской Православной Церкви в Российской Федерации).
Православная Церковь прославляет в лике святых только тех, кто стяжал святость, путем исполнения заповедей Божьих.
Определение пацифизма
Определение пацифизмаВажность языка
Поиск смысла
Пацифисты, такие как Махатма Ганди, добились глубоких перемен мирными средствами там, где насилие потерпело неудачу.
Расширьте свое понимание того, что такое пацифизм, и узнайте больше о подходе к жизни, который следует древней и действенной традиции.
На этой странице вы также найдете ссылку на концепцию ахимсы, которая составляет центральный принцип джайнизма, индуизма и буддизма.
«Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа вдумчивых, преданных своему делу граждан может изменить мир. На самом деле, это единственное, что когда-либо существовало». ~ Маргарет Мид
Пацифизм
Пацифизм — это приверженность миру и противодействие насилию, и в особенности войне. Некоторые пацифисты расширяют его цель, чтобы продвигать справедливость и права человека.
Впервые французская версия слова «пацифизм», по-видимому, была использована в 1902 году на международной мирной конференции, однако концепция, выраженная как пацифизм, насчитывает тысячи лет.
Слово «пацифизм» происходит от слова «pacific», что означает «миротворение»: «paci» (от латинского pax) — «мир», а «ficus» — «творение». Обратите внимание, что это слово не означало «противодействие войне» — это важно, поскольку слово и понятие пацифизма — это призыв к действию.
Философ Уильям Джеймс использовал термин «пацификизм» в 1910 году, чтобы описать свое неприятие милитаризма. Более короткий термин «пацифизм» стал широко использоваться в 20-м веке для описания различных взглядов, критически настроенных по отношению к насильственным конфликтам и войнам.
Пацифизм основан на моральных принципах или прагматизме. Принципиальный пацифизм считает, что насилие аморально. Прагматический пацифизм считает, что цена войны и межличностного насилия настолько высока, что необходимо искать лучшие способы разрешения споров.
Некоторые люди ошибочно связывают похожее по звучанию слово «пассивный» (принятие или допущение того, что происходит или что делают другие, без активной реакции или сопротивления) с пацифизмом. Хотя слова не связаны по смыслу, эта тенденция, наряду с культурными и политическими влияниями, привела к негативным и дезинформированным взглядам на пацифизм.
Важно помнить о различиях в морали пацифизма применительно к индивидууму или национальному государству. Отдельный пацифист (который может исповедовать или не исповедовать определенную религию) может, например, поддерживать добровольную эвтаназию, в то же время сохраняя последовательную точку зрения о том, как подходить к проблемам, связанным с насильственным конфликтом и общим благом. Хотя такие вопросы вызывают сложные этические дилеммы, для некоторых пацифизм может допустить возможность убийства при определенных обстоятельствах.
Квакеры (или Друзья) являются членами группы религиозных движений (включая христианство, но не ограничиваясь им). Движение началось в Англии в 1650-х годах. Квакеры одинаково ценят всех людей и выступают против всего, что может причинить им вред или угрожать им. Квакеры — одна из многих религиозных групп, которые отказывались от военной службы по соображениям совести во время войны — это те, кто не служит в армии по причинам свободы мысли, совести, инвалидности и/или религии.
Ахимса
Ахимса — это образ жизни и древнее санскриптовое слово, означающее «любовь в действии», которое часто выражается как «не причинять вреда» или «сострадание ко всем существам». Вы также можете встретить слово, написанное с ударением: Ahiṃsa или Ahiṃsā.
Ближайший перевод концепции ахимсы — это «сила, высвобождаемая, когда искореняется желание причинить вред», однако это обычно сокращается до «ненасилия». Если мы подумаем о более длинном определении и сопоставим его с выдающимися достижениями Ганди, мы начнем понимать силу этого термина.
Ахимса, разработанная в Индии в 6 веке до н.э. (до нашей эры или «до нашей эры») составляет ядро джайнизма, у которого более четырех миллионов последователей. Хотя ахимса тесно связана с пацифизмом, джайн никогда не может сознательно убивать.
Главный принцип ахимсы «не причинять вреда» включает в себя действия, слова и мысли.
Виды пацифизма
Пацифизм охватывает целый спектр подходов. Некоторые пацифисты считают, что международные споры всегда должны разрешаться мирным путем, в то время как другие придерживаются менее однозначного подхода.
Следующие категории полезны при размышлении о пацифизме, однако люди будут иметь разные убеждения в зависимости от их культурных, религиозных и духовных убеждений.
Абсолютный пацифизмАбсолютный пацифист считает, что участие в войне никогда не является правильным. Их мнение состоит в том, что ценность человеческой жизни никогда не оправдывает преднамеренное убийство человека, даже в целях самообороны.
Воинствующий пацифизмВоинствующие пацифисты будут использовать все имеющиеся в их распоряжении мирные методы, чтобы противостоять насилию и войне. Это может включать гражданское неповиновение, которое может привести к тюремному заключению или даже смерти.
Условный пацифизмУсловные пацифисты в принципе против войны и насилия, но они признают, что могут быть обстоятельства, когда война может принести меньше страданий.
Избирательный пацифизмИзбранные пацифисты выступают только против войн с применением оружия массового уничтожения (ядерного, химического или биологического оружия) из-за их исключительно разрушительных последствий не только для людей, но и для всего живого. Широкомасштабное использование оружия массового уничтожения также повышает вероятность уничтожения людей как вида.
Активный пацифизмАктивные пацифисты выступают за мир и выступают против насилия и войны.
Суждение совести
Из этих различных подходов к пацифизму становится ясно, что моральное чувство человека правильного и неправильного (его совесть) играет жизненно важную роль, когда он выбирает форму пацифизма, которой он придерживается.
Для тех, кто не выработал четкой этической позиции в отношении лишения жизни, основное внимание уделяется практическим аспектам конфликта и его последствиям.
Участие человека в вооруженном конфликте всегда должно быть личным выбором и суждением совести.
Пацифизм — Философия — Оксфордские библиографии
Введение
Пацифизм — спорный термин. Его часто определяют в узком смысле как противодействие войне или, в более широком смысле, как противодействие всякому насилию. Пацифисты также иногда привержены ненасилию как образу жизни и видению мирного и гармоничного сосуществования. Пацифизм может распространяться на приверженность ненасилию во всех аспектах жизни, включая вегетарианство. Или же пацифизм может быть узко истолкован как антивоенная позиция, понимаемая на уровне политической теории. Пацифизм защищали различными способами: апелляцией к религиозному авторитету, обоснованием фундаментальных моральных принципов и эмпирическими утверждениями о негативных последствиях насилия и войны. В качестве позитивной приверженности ненасилию пацифисты утверждали, что ненасильственная социальная активность одновременно полезна и достойна моральной похвалы. Пацифизм имеет глубокие корни в мировых религиозных традициях. В христианстве это можно проследить до Нагорной проповеди, где Иисус говорит: «Не противься злому человеку» и «подставь другую щеку» (Матфея 5:39).). Буддизм, джайнизм и другие традиции делают такой же упор на ненасилие. Религиозный пацифизм занимает центральное место в идеях Толстого, Ганди и Мартина Лютера Кинга-младшего. Философские рассуждения о пацифизме можно найти в работах Эразма, Руссо и других мыслителей пост-ренессанса и Просвещения. В более поздней истории версии пацифизма защищали Уильям Джеймс, Джейн Аддамс, Бертран Рассел и Альберт Эйнштейн. Современные дискуссии в философской литературе распространились во время и после эпохи войны во Вьетнаме, поскольку отказ от военной службы по соображениям совести стал проблемой. В литературе по прикладной этике пацифисты и философы, сочувствующие пацифизму, такие как Чейни Райан, Роберт Холмс и Эндрю Фиала, по-разному реагировали на критику пацифизма, предложенную Нарвесоном и другими, а также стремились прояснить и критиковать теорию «справедливой войны». В недавних дискуссиях о пацифизме подчеркивались разновидности пацифизма, утверждая, что пацифизм — это не просто абсолютистский моральный запрет на насилие. Некоторые защищали пацифизм просто как личное или профессиональное обязательство. Другие разъясняли, что пацифизм — это в первую очередь антивоенная позиция, которая не обязательно распространяется на критику любого насилия. Другие защищали разновидности практического пацифизма, условного пацифизма или пацифизма, основанного на теории справедливой войны, а также формулируя связи между пацифизмом и другими проблемами: феминизмом, защитой животных, экологией и теологией. Теоретическое исследование пацифизма может быть дополнено эмпирической работой, которая показывает, что ненасилие может быть эффективной силой социальных и политических изменений.
Исторические обзоры
Пацифизм часто рассматривают с точки зрения истории идей. Исторические подходы к пацифизму часто сосредотачиваются исключительно на христианском пацифизме с особым акцентом на пацифистских христианских деноминациях и более современных разработках этих сектантских идей — как в Brock 1998 и Brock and Young 1999.
Брок, Питер. Разновидности пацифизма: обзор от античности до начала двадцатого века . Сиракузы, Нью-Йорк: Издательство Сиракузского университета, 1998.
Краткий обзор пацифизма от древнего мира до современности. Основное внимание уделяется христианскому пацифизму, и есть полезное введение в пацифистские секты, такие как меннониты и квакеры. Заканчивается Толстым и Первой мировой войной.
Четвертое издание вышло в 1998 (первое издание, 1981 г.).Брок, Питер и Найджел Янг. Пацифизм в ХХ веке . Сиракузы, Нью-Йорк: издательство Сиракузского университета, 1999.
Продолжает исторический обзор Брока (в Brock 1998) с акцентом на пацифизм 20-го века. Включает фотографии и исторические документы. Обсуждения важных пацифистов 20-го века, включая Дороти Дэй и Ганди. Исследует сатьяграху Ганди и связи с американским движением за гражданские права. Заканчивается пацифизмом вьетнамской эпохи и израильско-палестинским конфликтом.
Кортрайт, Дэвид. Мир: история движений и идей . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2008.
. DOI: 10.1017/CBO9780511812675
Прослеживает историю пацифизма, включая глобальную направленность. Определяет абсолютную, прагматическую и условную формы пацифизма. Обзор активных движений за мир, теория «справедливой войны», Ганди, Кинг и ненасильственный активизм. Отвергает пацифизм как абсолютную нравственную позицию. Поддерживает ненасильственный активизм Ганди как общественное движение и политическую идеологию — так называемый реалистический пацифизм.
Кортрайт, Дэвид. Ганди и не только: ненасилие в новую политическую эпоху . Боулдер, Колорадо: Paradigm, 2009.
Обзор ключевых фигур в истории пацифизма и ненасилия, включая Ганди, Мартина Лютера Кинга-младшего, Сезара Чавеса, Дороти Дэй, Барбару Деминг и других. Объясняет вклад этих фигур и применяет ненасилие к текущим событиям.
Даллмайр, Фред. Мирные переговоры — кто будет слушать? Нотр-Дам, Индиана: University of Notre Dame Press, 2004.
Исторический отчет, основанный на Эразме и континентальной философии. Размышляет о мирных предложениях и пацифистских аргументах, встречающихся в различных философских текстах и традициях, включая Ганди, Арендт, Хайдеггер, ислам и Конфуция. Выступает за постоянную критику войны и сосредоточение внимания на миротворчестве.