Основные компоненты структуры личности
25.06.2015
Первый компонент (блок) структуры характеризует направленность личности, или отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Так, например, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.
Второй блок определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Так, например, у А. С. Пушкина доминировало поэтическое дарование, хотя он проявил себя и как историк, и как талантливый рисовальщик. То же самое можно сказать и о М. Ю. Лермонтове. У Ф. И. Шаляпина основная способность — сценическая. Она подчинила себе изобразительные способности и заставила их служить сцене. По закону доминанты подчиненная способность усиливает основную, ведущую, способность.
Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.
Третьим блоком в структуре личности является характер, или стиль поведения
человека в социальной среде. Характер — сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность), во вторую очередь -волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Вот почему можно сказать, что морально-волевые свойства составляют действительную основу характера.
Четвертым блоком в структуре личности является темперамент человека как динамическая характеристика протекания его психических процессов. Поэтому свойства темперамента часто называют психодинамическими свойствами. В житейской психологии давно укоренилось представление о четырех темпераментах человека. Однако современная психология характеризует темперамент более многогранно и выделяет не столько типы темперамента, сколько его свойства (активность, реактивность, сензитив-ность, эмоциональность, тревожность и другие).
Последним блоком, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают словом «я». «Я» осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.
Ключевые слова: ЛичностьИсточник: Поликарпов В.А., Психология личности
Материалы по теме |
---|
Социальная общность и личность Ритерман Т. П., Социология |
Эмоции и личность Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека |
Конфликт между личностью и группой И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В…. |
Характер как свойство личности Мусатова О.А. Психология: Учебное пособие. — М.: РУТ (МИИТ), 2017. — 94 с. |
Слотин Т.В., Психология личности |
Теория личностных конструктов Джорджа Келли Абдурахманов Р.А., История психологии |
Особенности межличностных конфликтов Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина |
Негативное влияние зависти на человека, которому завидуют Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014 |
Структура личности, ее основные компоненты.
Структура личности, по К.К. Платонову
Основу личности составляет ее структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.
В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности.
Наиболее известной, является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова.
Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей.
Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности.
Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни.
Биопсихологические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, половые и возрастные особенности и ее патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга.
Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей среды.
Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец.
Психические процессы делятся на познавательные (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь), эмоциональные и волевые.
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся направленность, темперамент, характер, способности.
Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. К психическим состояниям относятся: 1) проявления чувств – настроения, аффекты, эйфория, тревога, фрустрация и прочее; 2) проявления внимания – сосредоточенность, рассеянность; 3) проявления воли – решительность, собранность; 4) проявления мышления – сомнения; 5) проявления воображения – грезы и прочее.
Компоненты личности:
Иерархическая структура личности (К.К. Платонов)
Основные компоненты личности.
Первый компонент структуры характеризует направленность личности, или избирательное отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют, и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Так, например, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.
Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Так, например, у А. С. Пушкина доминировало поэтические дарование, хотя он проявил себя и как историк, и как талантливый рисовальщик. То же самое можно сказать и о М. Ю. Лермонтове. У Ф. И. Шаляпина основная способность — сценическая. Она подчинила себе изобразительные способности и заставила их служить сцене. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.
Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.
Третьим компонентом в структуре личности является характер. или стиль поведения человека в социальной среде. Характер — сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.
В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность), во вторую очередь — волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Вот почему можно сказать, что морально-волевые качества составляют действительную основу характера.
Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» — образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.
КОМПОНЕНТЫ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
- Из книги Ларри Хьелла, Дэниела Зиглера «Теории личности. Основные положения, исследования и применение»
- Компоненты теории личности
Как мы уже отмечали, основные функции теории сводятся к объяснению того, что уже известно, и предсказанию того, о чем пока не известно. Кроме объяснительной и предсказательной функций теории, есть еще и стержневые вопросы и проблемы, которые ставит сама теория. О чем в действительности рассуждает теория?
Какие основные компоненты она в себе содержит, и как эти компоненты должны быть структурированы, чтобы стало возможным последовательное и логичное объяснение поведения человека? Вопросы, подобные этим, пытливые студенты задают, когда приступают к изучению психологии личности. При обсуждении значения теорий, представленных на страницах книги, уместно рассмотреть, какое развитие получали наиболее серьезные вопросы, которые вставали перед всеми теоретиками. Проще говоря, теория личности состоит из многих «минитеорий», каждая из которых фокусируется на отдельных вопросах или темах, рассматриваемых психологией. В этом разделе мы обсудим шесть вопросов, которые должна стремиться разрешить полная теория личности. Эти темы составляют концептуальную область теории личности – они раскрывают содержание теории и границы ее приложения.1. Структура личности
Основным признаком любой теории личности являются структурные концепции, имеющие дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди демонстрируют в различных обстоятельствах и в разное время. Эти стабильные характеристики выполняют роль основных строительных блоков человеческой психики. В этом смысле они аналогичны таким понятиям, как атомы и клетки в естественных науках. Однако структурные концепции строго гипотетичны по своей природе. Их невозможно увидеть под микроскопом, как, скажем, нейроны мозга.
Для объяснения того, что представляют собой люди, персонологи предложили некую мозаику, составленную из концепций. Один из наиболее популярных примеров структурных концепций – это концепция черт личности. Черта рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях. Здесь есть некоторое сходство с определениями, даваемыми непрофессионалами, когда они рассуждают о наиболее характерных поведенческих реакциях других людей. Распространенные примеры черт личности – импульсивность, честность, чувствительность и робость. Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк, трое ведущих авторитетов в области изучения черт личности, полагали, что структуру личности лучше всего схематически представить в терминах гипотетических качеств, лежащих в основе поведения.
На другом уровне анализа структура личности может быть описана при помощи концепции типа личности. Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующей самостоятельную категорию с четко очерченными границами. По сравнению с концепциями, имеющими дело с чертами личности, подобные концепции подразумевают более постоянные и более обобщенные поведенческие характеристики. Поскольку люди наделены многими чертами, выраженными в разной степени, их обычно описывают как принадлежащих к тому или иному типу. Например, Карл Густав Юнг придерживался мнения, что люди разделяются на две категории: интровертов и экстравертов. С этой точки зрения любая личность – непременно либо одно, либо другое.
Теории личности различаются в зависимости от концепций, используемых при описании структуры личности. Некоторые теоретики выдвигают в высшей степени сложные и тщательно разработанные построения, множество составных частей которых связаны друг с другом мириадами путей.
Предложенное Фрейдом разделение личности на три уровня – Оно, Я и Сверх-Я служит иллюстрацией необычайно сложного описания структуры и ее организации. Другие теоретики, наоборот, предлагают более просто организованные системы, с ограниченным набором составных частей и малым количеством связей между ними. Примером может служить концепция личностных конструктов, предложенная выдающимся теоретиком когнитивной психологии Джорджем Келли для объяснения относительно постоянных измерений структуры личности.
Итак, любой подход к личности, если он претендует на полезность, должен так или иначе рассматривать вопрос: что представляют собой стабильные, неизменные аспекты поведения человека. Проблема структуры и, что более важно, природа ее организации и влияние на функционирование индивидуума является ключевым компонентом во всех теориях личности.
2. Мотивация
Целостная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе. Концепции мотивации, или, другими словами, процессуальные аспекты функционирования индивидуума, фокусируются на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека. Вот примерный тип вопросов, относящихся к этому второму компоненту теории личности: «Почему люди ставят перед собой те или иные цели и стремятся их достигать?», «Какие специфические мотивы заставляют человека действовать и направляют его поступки?»
Усилия, сопряженные с попытками понимания преходящих, текущих аспектов поведения, привели к множеству теоретических находок. В некоторых теориях высказывается предположение, что все личностные процессы – от сексуальной разрядки до чувства юмора – происходят от попыток индивидуума уменьшить напряжение. Так называемая редукционистская модель мотивации, первоначально описанная Фрейдом, предполагает, что физиологические (биогенные) потребности индивида создают напряжение, и это заставляет его искать разрядки путем удовлетворения данных потребностей. Многие виды основных жизненных потребностей, такие как голод, жажда, потребность в сне, в половых отношениях, укладываются в объяснение мотивации человека с позиции редукции напряжения. В противоположность редукционистским, другие теории делают основной упор на стремление человека овладевать окружающей средой и на жажду получения нового опыта с целью наслаждения. Приверженцы этой точки зрения утверждают: по мере того как человек взрослеет, его поведение все чаще направляется на приобретение навыков и умений в основном для того, чтобы повысить компетентность или эффективно взаимодействовать с окружением, и все реже его поведение бывает направлено исключительно на уменьшение напряжения.
Конечно, мы не должны ограничиваться ни редукционистской моделью мотивации человека, ни моделью мотивации компетентностью. Маслоу, выдающийся теоретик в области мотивации, полагал, что в какие-то моменты индивидуумом движет дефицит потребности и тогда он стремится уменьшить напряжение. В другое время его ведут за собой возрастающие потребности, и тогда он стремится усилить напряжение, пользуясь этим как средством осуществления возможностей своей личности. Хотя подобный обобщенный взгляд и кажется правдоподобным, все же большинство теоретиков склоняются к использованию одной из этих двух моделей при объяснении мотивации поведения человека.
3. Развитие личности
Если рассматривать личность как совокупность стабильных, длительно существующих характеристик, понимание того, как они развиваются, приобретает характер чего-то большего, чем праздное любопытство. Концепции развития фокусируются на вопросе о том, как мотивационные аспекты функционирования личности меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. Объяснение этих изменений является ключевым компонентом в теории личности.
Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно, некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития, является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно назвать концепцию восьми стадий развития Я, сформулированную Эриксоном. В противоположность упомянутым авторам, многие ученые-теоретики подчеркивают роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое значение тому, как формируется Я-концепция индивидуума – и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении – под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности.
Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физиологические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие – физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д., – показывает, какой сложной является проблема развития человека.
Принадлежность к той или иной культуре приводит в конце концов посредством социализации к нормативным моделям в мышлении, эмоциях и поведении. Сознаем мы это или нет, культурная среда формирует у нас образ себя, форму отношений с другими людьми, потребности и способы их удовлетворения, а также цели, к достижению которых мы стремимся. Точно так же принадлежность к определенному социально-экономическому классу оказывает влияние на ценности, установки и стиль жизни. В сущности, очень незначительное количество аспектов нашего развития может быть понято без учета групп, к которым мы принадлежим. Даже в таком плюралистическом обществе, как наше, принадлежность к социальному классу часто определяет наш индивидуальный статус, участие в социальной жизни, привилегии и возможности, которыми мы обладаем. Факторы, обусловленные принадлежностью к определенному социальному классу, оказывают значительное влияние на то, в каких наиболее типичных стрессовых или конфликтных ситуациях мы оказываемся, а также как мы справляемся с ними. Есть даже доказательства того, что вероятность заболевания некоторыми формами психических расстройств коррелирует с принадлежностью к тому или иному социальному классу. Исследования (Myers et al., 1984), проведенные среди 10 000 американцев в пяти общинах, показали: у тех, кто получил среднее образование, гораздо меньше проблем с психическим здоровьем, чем у не закончивших среднюю школу. Данные также говорят о том, что психические расстройства преобладают в группах бедных чернокожих американцев, живущих в городах (Gould et al., 1981).
Влияние семейного окружения также ощутимо сказывается на развитии индивидуума. Особое значение здесь имеет форма родительского поведения, убеждений и целей. Родители служат моделью для подражания и, посредством собственных поступков, оказывают влияние на детей, сохраняющееся на протяжении дальнейшей их жизни.
Генетические факторы – это тот род влияния на поведение, который передается от родителей к детям благодаря механизмам наследственности. Наряду с окружающей средой они играют ключевую роль в обусловливании развития личности. Так, исследование, проведенное на близнецах, предоставляет надежное доказательство того, что эмоциональная устойчивость, экстраверсия, альтруизм, застенчивость и робость устойчиво передаются по наследству (Rose et al., 1988; Rushton et al., 1986). К другим личностным особенностям, которые имеют, как минимум, умеренно выраженный генетический компонент, относят отчужденность, агрессивность, стремление к достижениям, лидерство, воображение и чувство благополучия (Tellegen et al., 1988).
Оживленные дебаты по поводу относительной значимости генетических и средовых факторов (то есть противопоставление природы и воспитания) недавно дали толчок развитию новых теоретических представлений. Речь идет о понимании того, каким образом должны упомянутые факторы взаимодействовать, чтобы это привело в итоге к появлению определенных характеристик поведения. Теоретики, занимающие такую интеракционистскую позицию, считают, что любой индивид вырастает, испытывая на себе воздействие окружающей среды, и развивается под влиянием генетической одаренности. Иначе говоря, согласно этой точке зрения, наследственность налагает ограничения на диапазон развития тех или иных характеристик, но, тем не менее, в пределах этого диапазона дальнейшее развитие характеристик определяется факторами окружающей среды (Scarr, Carter-Saltzman, 1982; Scarr, McCartney, 1983).
Теории личности расходятся в том, какое значение в них придается вопросам развития и изменения в течение жизни; в описании факторов, ответственных за каждодневное развитие, а также в признании относительной роли генетических и средовых факторов, влияющих на развитие личности. Тем не менее полная теория личности должна объяснять развитие структур и процессов, лежащих в основе поведения человека.
4. Психопатология
Еще одна проблема, с которой сталкивается всякая теория личности, заключается в необходимости объяснения причин того, почему некоторые люди оказываются не в состоянии приспособиться к требованиям общества и эффективно функционировать в нем. На самом деле, каждый персонолог уделяет внимание вопросу о том, почему некоторые люди демонстрируют патологические или неадекватные стили поведения в повседневной жизни. Этиология – изучение и объяснение причин ненормального функционирования – является центральной темой этого компонента теории личности.
Необходимость объяснения причин патологического поведения привела к развитию различных подходов. Например, теоретики, придерживающиеся психодинамической ориентации, убеждены, что конфликты, не нашедшие разрешения в детстве, могут приводить к патологическому поведению в зрелом возрасте. Сами эти конфликты возникают в результате одновременного существования противоречивых желаний в отношении секса и агрессии. Конфликты приводят к развитию болезненных симптомов. Далее, поскольку эти конфликты не осознаются и человек не понимает, что послужило причиной появления симптомов, последние усиливаются, тем самым усугубляя страдания. Бихевиоральное направление, наоборот, само поведение рассматривает как проблему. Ученые, стоящие на подобных позициях, полагают: чтобы объяснить ненормальное поведение, нет необходимости в построении гипотез и тщательном исследовании глубинных, недоступных наблюдению механизмов. Вместо этого следует проанализировать, как произошло научение отклоняющемуся поведению в прошлом и благодаря каким обстоятельствам окружения индивидуума это поведение сохранилось в настоящем.
Некоторые теоретики предполагают, что поведение людей – как нормальное, так и ненормальное – несет на себе отпечаток семейного окружения, общества и культуры. Все мы являемся частью социального каркаса семьи, друзей, знакомых и даже незнакомых людей; некоторые виды взаимоотношений с окружающими, в которые мы вовлекаемся, могут усиливать отклонения в поведении и даже стать причиной их возникновения. Приверженцы социокультурной модели психической патологии утверждают, что стрессы и конфликты, которые люди переживают в повседневном взаимодействии, могут вызывать и поддерживать патологические формы поведения.
Необходимость анализа причин психических расстройств привела за относительно короткую историю теории личности к появлению множества различных подходов. Те из них, что приведены в этой книге, рассматривают не только причины появления отклоняющегося от нормы поведения, но также предлагают принципы лечения. Важно признать, однако, что полная теория личности должна содержать обоснованный анализ причин того, почему некоторые люди ощущают жизнь такой напряженной и не могут выработать эффективные навыки решения проблем.
5. Психическое здоровье
Пытаясь учесть многообразие аспектов поведения человека, надежная теория личности должна предложить критерии оценки здоровой личности. Вопрос состоит в том, что именно входит в понятие здорового образа жизни. Поставленный теоретиками личности, он является важным компонентом их наиболее общих концептуальных моделей. Дуэйн Шульц задавался этим вопросом: «Многие психологи думают, что первостепенной задачей психологии должно быть изучение здоровой личности; какая другая дисциплина исследует обстоятельства жизни? Какая сущность обладает большим могуществом в изменении мира к лучшему или к худшему, чем личность? И что оказывает большее влияние на содержание нашей жизни, чем уровень психического здоровья, с которым мы подходим к нашим проблемам?» (Schultz, 1977, р. 5).
В большинстве теорий личности рассматривается вопрос о том, из чего складывается психологическое благополучие. Например, Фрейд полагал, что функционирование зрелой личности характеризуется способностью продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения. И, хотя этот критерий психического здоровья может на первый взгляд показаться слишком глобальным и неспецифичным, при более внимательном рассмотрении здесь напрашиваются важные выводы. Так, согласно Фрейду, способность работать предполагает способность ставить перед собой долговременные отдаленные цели и достигать их, а также справляться с тревогой таким образом, чтобы это не отражалось негативно на поведении. Сходным образом, акцент на удовлетворительные социальные отношения предполагает способность наслаждаться широким спектром эмоций без чувства угрозы, а также привносить созидательные элементы в удовлетворение половых и агрессивных побуждений.
Психическое здоровье можно также определить в терминах теории социального научения. Например, Бандура уделяет особое внимание понятиям, отражающим нашу способность удовлетворять требованиям жизни (Bandura, 1982). В его понимании самоэффективность, или осознание собственной способности выбирать именно те виды поведения, которые необходимы для достижения цели, является важнейшей особенностью приспособления. Более того, Бандура утверждает, что люди, оценивающие сами себя как сильных личностей, ставят перед собой более трудные задачи, затрачивают больше усилий и в результате могут быть более успешными в достижении своих целей.
Некоторые персонологи уделяют большое внимание созданию психологического портрета здоровой личности и основных составляющих здорового образа жизни. Наиболее очевидная иллюстрация в этом случае – теория самоактуализации Маслоу, базирующаяся на иерархии потребностей. По Маслоу (Maslow, 1987), для нормального личностного роста требуется сдвиг относительной значимости потребностей от наиболее примитивных (физиологические и потребности безопасности) к наиболее возвышенным или наиболее «человеческим» (в истине и красоте). Маслоу также изучал людей с проявленной потребностью в самоактуализации и сформулировал результаты своих наблюдений в терминах личностного профиля, куда вошли такие качества, как эффективное восприятие реальности, потребность в уединении и частной жизни, а также принятие себя и других.
Бесспорно, критерии оценки психического здоровья – центральный вопрос для любой исчерпывающе полной теории личности. Подавляющее большинство теорий, которые мы будем обсуждать, содержат обоснования и предложения относительно понятия психологической зрелости.
6. Изменение личности с помощью терапевтического воздействия
Поскольку теории личности дают определенную информацию для понимания причин психопатологии, отсюда естественным образом вытекает, что они также предлагают пути коррекции отклоняющегося от нормы поведения. Шестой и последний вопрос имеет решающее значение для теоретических рассуждений о личности. Это вопрос о том, как помогать людям повышать свою компетентность, уменьшать проявления недостаточно адаптивного поведения и достигать позитивных личностных изменений.
Во многих теориях личности были достаточно подробно разработаны клинические, или консультативные, аспекты. Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что мы наблюдаем почти столько же терапевтических направлений, сколько существует самих теорий. Различия между ними заключаются не только в методах лечения, но также и во взглядах их создателей на личность в целом. На одном полюсе находится психодинамическая теория, придающая первостепенное значение неосознанным конфликтам и опыту научения в детстве, рассматриваемым как доминирующие факторы в контроле поведения. Поэтому психодинамическая модель терапевтического воздействия фокусируется на том, чтобы оказывать людям помощь в выявлении вытесненных из сознания причин и источников конфликтов детского возраста, а также в понимании того, как эти конфликты влияют на их жизнь в зрелости. На другом полюсе лежит бихевиористская теория, придерживающаяся того взгляда, что поведение в значительной степени обусловлено жизненными событиями и окружающей средой. Теоретики, стоящие на этих позициях, предполагают, что люди с нарушенной адаптацией или в свое время не смогли научиться навыкам, необходимым для того, чтобы соответствовать требованиям повседневной жизни, или приобрели недостаточные или дефектные навыки, которые закрепились у них под воздействием некоторых форм подкрепления. Соответственно, бихевиоральный подход к лечению ставит задачу помочь людям обучиться новым формам поведения вместо старых, дефектных или избавить их от недостаточно адаптивных поведенческих реакций.
С помощью терапевтического воздействия у человека появляется возможность переоценить и изменить многие аспекты своей личности и поведения: представление о себе, стиль межличностных отношений, познавательные процессы, эмоциональные реакции, ценности, жизненные цели, способы структурирования времени – и это далеко не полный перечень. В свою очередь, тщательное изучение личностных особенностей помогает выбирать средства, с помощью которых могут быть модифицированы нежелательные формы поведения, так чтобы данный индивидуум мог перейти к более эффективным способам функционирования.
Существует множество различных теоретических подходов к пониманию личности. Несмотря на все их разнообразие, теории личности имеют общую концептуальную основу, каркас, состоящий из шести основных блоков: структура, мотивация, развитие, психопатология, психическое здоровье и изменение личности вследствие терапевтического воздействия. Совокупность концепций, выдвигаемых теорией с целью объяснить каждый из этих блоков, говорит нам об основном содержании данной теории личности. Способы решения этих концептуальных вопросов дают возможность понять наиболее общие перспективы каждой теоретической позиции.
ПУБЛИКАЦИИ НА ТЕМУ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Для чего нужна психология?
Психология, древняя наука, но все же… ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПСИХОЛОГИЯ?…
Про ОДНУ проблему теоретической психологии.
..«Однажды на рынке в древних Афинах Сократ известил сограждан, подошедших вкусить его мудрости: «Я намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса — почему люди, зная, как надо поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред». С тех пор прошло две с половиной тысячи лет, развалины Афин находятся на прежнем месте, и по-прежнему далек ответ на этот вопрос…» Михаил Веллер («Все о жизни»).
Итак, почему «по-прежнему далек ответ на этот вопрос»?
Почему до сих пор нет такого знания, которое бы давало четкие ответы на любые вопросы, касающиеся человека, его жизни, и самое главное — его сути- тех «неведомых сил», которые побуждают действовать вопреки здравому смыслу? Читать далее…
Публикации известных психологов на тему
«Теоретическая психология: проблемы и решения»О путях развития теоретической психологии…
Глобальные проблемы психологии, которые описаны в статье «Про ОДНУ проблему теоретической психологии…» решать можно и решать НУЖНО…
Другой вопрос — «кому это нужно?» (психология живет и существует и с этими проблемами…), а если все-таки нужно, то «КТО» этим будет заниматься и «ЧТО» в принципе нужно сделать? Читать далее…
А также…
Публикации известных психологов на тему
ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕЛОВЕКАТеория ЧЕЛОВЕКА: требования и критерии оценки качества
Итак, каким критериям должна соответствовать теория личности, чтобы с максимальной долей достоверности объяснять все психическое и все индивидуальное, что происходит с человеком?
Начнем по порядку…
Читаем далее…
А также…
Классический набор требований к теории личности из книги Ларри Хьелла, Дэниела Зиглера «Теории личности. Основные положения, исследования и применение» (Larry Hjelle, Daniel Ziegler «Personality Theories: Basic Assumptions, Research, and Applications», 3th ed., 1992)
А также:
Современные концепции и теории научной психологии
А также:
«ПСИХОЛОГИЯ, ПРИБЛИЖЕННАЯ К РЕАЛЬНОСТИ». Теория Человека И.В. Герасимова
Внутренний мир человека ничто без внешнего, как внешний мир ничто без внутреннего-
это определенная система взаимозависимостей и взаимосвязей —
это и есть «психология, приближенная к реальности»…
Основное предназначение теории Человека — объяснять (при помощи своих теоретических схем) индивидуальные особенности, жизнь, поступки, поведение любого человека в любых жизненных ситуациях. .. И чем системнее, глубже, развернутее выстроенные концептуальные схемы, тем точнее она будет выполнять свое предназначение…
Итак, в чем основные концептуальные положения разработанной мною теории, что я сделал для того, чтобы объяснять и прогнозировать поведение любого человека?
Читать далее…
Публикации ученых на тему
«ДУША ЧЕЛОВЕКА»«Говорите нам о душе!» – кричали студенты эпохи Возрождения, когда хотели с первой лекции оценить способности нового профессора…
Основные компоненты личности — Личность
Последнее обновление: сб, 13 августа 2022 г. | Личность
На рис. 14.8 центральные или основные компоненты представлены прямоугольниками, тогда как периферийные компоненты представлены эллипсами. Стрелки представляют динамические процессы и указывают направление причинного влияния. Например, объективная биография (жизненный опыт) является результатом характерных приспособлений, а также внешних воздействий. Кроме того, биологические основы являются единственной причиной основных тенденций (черт личности). Систему личности можно интерпретировать либо поперечно (как система работает в любой данный момент времени), либо продольно (как мы развиваемся на протяжении всей жизни). Более того, каждое причинное влияние является динамическим, что означает, что оно изменяется во времени.
Основные тенденции По определению Маккрея и Коста (1996), основные тенденции являются одним из центральных компонентов личности наряду с характерными адаптациями, самооценкой, биологическими основами, объективной биографией и внешними влияниями. Маккрей и Коста определили базовые тенденции как универсальное сырье для личностных способностей и предрасположенностей, которые обычно предполагаются, а не наблюдаются. Основные тенденции могут быть унаследованы, запечатлены в результате раннего опыта или изменены болезнью или психологическим вмешательством, но в любой данный период жизни человека они определяют его потенциал и направление (стр. 66, 68) 9.0003
В более ранних версиях тогдашней теории МакКрей и Коста (1996) дали понять, что многие различные элементы составляют базовые тенденции. В дополнение к пяти устойчивым личностным чертам эти основные тенденции включают познавательные способности, художественный талант, сексуальную ориентацию и психологические процессы, лежащие в основе овладения языком.
В большинстве более поздних публикаций МакКрей и Коста (1999, 2003) сосредоточились почти исключительно на личностных чертах: более конкретно, на пяти измерениях (N, E, O, A и C), подробно описанных выше (см. 14.1). Сущность основных тенденций состоит в их биологической основе и устойчивости во времени и в ситуации.
Глава 14 Теории черт и факторов Айзенка, МакКрея и Косты
Глава 14 Теории черт и факторов Айзенка, Маккрея и Косты
- РИСУНОК 14. 8 Работа системы личности согласно БПФ. Стрелки указывают направление причинных влияний, действующих через динамические процессы. Адаптировано из МакКрэя и Коста (1996).
Характерные адаптации Основные компоненты пятифакторной теории включают характерные адаптации, то есть приобретенные структуры личности, которые развиваются по мере того, как люди адаптируются к окружающей среде. Принципиальное отличие основных тенденций от характерных приспособлений состоит в их гибкости. В то время как основные тенденции довольно стабильны, на характерные адаптации могут влиять внешние воздействия, такие как приобретенные навыки, привычки, отношения и отношения, возникающие в результате взаимодействия людей с окружающей средой. МакКрей и Коста (2003) объяснили взаимосвязь между базовыми тенденциями и характерными адаптациями, заявив, что сердцевиной их теории является «различие между базовыми тенденциями и характерными адаптациями, именно то различие, которое нам необходимо для объяснения стабильности личности» (стр. 187).
Все приобретенные и специальные навыки, такие как английский язык или статистика, являются характерными адаптациями. То, как быстро мы учимся (талант, интеллект, способности), является основной тенденцией; то, что мы узнаем, является характерной адаптацией. Более того, наши предрасположенности и склонности оказывают прямое влияние на наши характерные приспособления. Характерные реакции формируются и формируются базовыми тенденциями. Что делает их характерными, так это их постоянство и уникальность; следовательно, они отражают действие устойчивых черт личности. Вторя Олпорту, они являются адаптациями, потому что формируются как ответ на то, что окружающая среда может предложить нам в любой момент. Они позволяют нам приспосабливаться или адаптироваться к нашей среде на постоянной основе.
Понимание того, как взаимодействуют характерные адаптации и основные тенденции, является абсолютно важным для БПФ. Основные тенденции стабильны и устойчивы, тогда как характерные адаптации колеблются, что делает их подверженными изменениям в течение жизни человека. Характерные адаптации различаются от культуры к культуре. Например, выражение гнева в присутствии начальника является гораздо более табуированным в Японии, чем в Соединенных Штатах. Различие между устойчивыми тенденциями и изменяющимися адаптациями важно, поскольку это различие может объяснить как стабильность личности, так и пластичность личности. Таким образом, МакКрей и Коста предложили решение проблемы стабильности и изменения структуры личности. Основные тенденции стабильны, а характерные приспособления колеблются.
Я-концепция МакКрэй и Коста (2003) объясняют, что Я-концепция на самом деле является характерной адаптацией (см. рис. 14.8), но она получает свою собственную рамку, потому что это очень важная адаптация. МакКрей и Коста (1996) писали, что оно «состоит из знаний, взглядов и оценок себя, начиная от различных фактов личной истории и заканчивая идентичностью, которая придает смысл жизни и последовательность» (стр. 70). Убеждения, отношения и чувства, которые человек испытывает по отношению к себе, являются характерными адаптациями, поскольку они влияют на то, как человек ведет себя в данных обстоятельствах. Например, вера в то, что кто-то умный человек, делает его более склонным ставить себя в ситуации, которые интеллектуально сложны.
Должна ли я-концепция быть точной? Теоретики обучения, такие как Альберт Бандура (глава 16), и теоретики-гуманисты, такие как Карл Роджерс (глава 11) или Гордон Олпорт (глава 13), считают, что сознательные взгляды людей на самих себя относительно точны, возможно, с некоторыми искажениями. Напротив, психодинамические теоретики утверждают, что большинство сознательных мыслей и чувств, которые люди испытывают к себе, изначально искажены, а истинная природа «я» (эго) в значительной степени бессознательна. Однако Маккрей и Коста (2003) включают личные мифы в состав самооценки человека.
Продолжить чтение здесь: Периферийные компоненты
Была ли эта статья полезной?
Личность: Изнутри наружу
Чаще всего мы пытаемся оценить личности людей во время взаимодействия с ними. Вы можете сказать, что один ваш друг спокоен и приветлив ко всем, а другой часто холоден и равнодушен. Эти неформальные оценки дают нам намек на то, что означает личность, но психологи рассматривают личность таким образом, что их идеи применимы к каждому из нас.
Откройте для себя еще 10 статей по этой теме
Не пропустите эти связанные статьи:
- Культура
- Психодинамические теории
- поведен ? Были сформулированы различные теории, чтобы понять, что означает этот сложный предмет, но сначала мы должны взглянуть на то, что составляет личность. Проще говоря, личность — это сеть мыслей, чувств, действий и моделей поведения, которая отличает одного человека от другого. Хотя личность можно изменить, изменения в ней довольно малы, поэтому большинство психологов считают, что личность человека сохраняется на протяжении всей его жизни. Вот несколько важных атрибутов личности:
- Личность влияет на наши действия и поведение. Личность может быть движущей силой, которая может заставить нас действовать и реагировать на события в нашем окружении.
- Личность постоянна. Действия и поведение человека имеют закономерность, основанную на его личности. Ожидается, что во множестве разных, но так или иначе связанных ситуаций человек будет действовать одинаковым или подобным образом в ответ на сложившуюся ситуацию.
- Личность выражается по-разному. Личность не ограничивается только действиями и поведением. Личность человека можно оценить, внимательно изучив его социальные взаимодействия, близкие отношения, а также чувства и мысли, которые он выражает или отображает.
- Личность бывает психологической и физиологической. В то время как большинство теоретиков утверждают, что личность — это ментальная материя, текущие исследования показывают, что биологические или физические потребности и механизмы влияют на личность человека.
Философские предположения
Основные философские предположения лежат в основе известных нам сегодня теорий личности. В целом существует пять категорий философских предположений, которые обсуждались теоретиками с древних времен. Среди них:
1. Наследственность и окружающая среда (так называемая дискуссия о природе и воспитании)
Эти предположения задают вопрос: «Является ли личность обусловленной генами или моделируемой окружающей средой?» Одни психологи считают, что личность создается биологическими процессами, другие говорят, что она развивается со временем, по мере старения человека. Однако современные теоретики, такие как Роберт Клонингер, утверждают, что личность формируется как генетикой, так и окружающей средой.
2. Свобода против детерминизма
Эти предположения пытаются ответить: «Контролируется ли личность человеком (свободная воля) или она находится вне человеческого контроля (предопределение)?» Идея о том, что личность человека может быть изменена, связана с верой в то, что человек обладает свободой воли и поэтому может управлять своей личностью. С другой стороны, некоторые говорят, что это продолжается до самой смерти, потому что личность создается неконтролируемыми силами.
3. Оптимистичный и пессимистический
Что касается теорий личности, оптимизм — это когда люди могут изменять свою личность, а пессимизм — это когда их личности остаются такими на протяжении всей жизни.
4. Уникальность против универсальности
Такие теоретики, как Карл Роджерс, Абрахам Маслоу и Гордон Олпорт, считали, что люди уникальны друг для друга. С другой стороны, бихевиористы и теоретики познания, такие как Эрик Эриксон и Жан Пиаже, утверждали, что все мы имеем одну и ту же универсальную природу.
5. Активность и реактивность
Согласно гуманистам и теоретикам познания, люди считаются активными исполнителями действий. Напротив, бихевиористы считают, что люди реагируют на внешние раздражители, то есть мы пассивно реагируем на различные ситуации.
Действительно, личность — сложный предмет, который разветвляется на множество идеологий и философий.
Полная ссылка:
Вам разрешено копировать текст
Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4. 0 International (CC BY 4.0).
Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы указываете соответствующие ссылки и предоставляете ссылку/ссылку на эту страницу.
Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).
Статьи по теме
Страницы по теме:
психология сегодня.com
Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!
Подписаться на @ExplorableMind
Компоненты развития личности | Академия максимального успеха
Важные компоненты развития личности
- Автор сообщения: mukeshs
- Сообщение опубликовано: 31 октября 2018 г.
- Личность придаст смысл жизни.
- Постановка целей поможет вам выиграть игру жизни.
- Производительность важная часть развития личности.
- Мотивация является важным аспектом развития личности.
- Физическое здоровье поможет вам развить вашу личность.
- Хороший характер даст вам шанс стать лидером.
- Самоуважение играет важную роль в развитии личности.
Давайте подробно узнаем об этих важных компонентах развития личности,
Знаете ли вы, что такое развитие личности?
Многие люди определяют развитие личности как , потому что оно варьируется от человека к человеку. Однако, на мой взгляд, развитие личности есть не что иное, как акт выхода из неактивного и незаинтересованного состояния существования.
Это способ прославить свою уникальность без колебаний и границ. Причина в том, что каждый человек рождается уникальным, и у него есть определенные черты, которые отличаются от других. Исходя из этого, я много исследовал компоненты развития личности; некоторые из них:Ваша личность придаст смысл вашей жизни.
Если у вас есть жизненная цель, то она придаст смысл всей деятельности. Вы сможете определить цели, которые ставите на всю жизнь. Важными вещами, касающимися цели жизни, являются Наследие, Ценности, Страсти, Таланты и Духовность.
Постановка целей поможет вам победить в игре жизни.
Цели подобны тому, что позволит вам достичь наследства в жизни. Если вы встретите любого успешного человека, то сможете узнать, как он добивается Личностного успеха в своей жизни. Таким образом, вы должны бросить вызов и напрячься, чтобы достичь большего, чем ваш статус-кво. Постановка целей содержит визуализацию, а также стратегическое планирование.
Продуктивность — важная составляющая развития личности
Мы не можем срезать путь к нашим целям, но мы можем сократить время, необходимое для достижения этих целей, став более продуктивными в своей жизни. Если вы сталкиваетесь с успешными людьми, вы знаете, что они мастера продуктивности и могут достичь большего за меньшее время, чем большинство людей. Вы можете стать более эффективным и продуктивным с помощью тайм-менеджмента, организации, расстановки приоритетов и делегирования.
Мотивация — важный аспект развития личности.
Если ваши цели — это путь к вашему успеху, мотивация поможет вам достичь этого. Это важный аспект личного развития, потому что мы знаем, что отсутствие мотивации может замедлить процесс достижения цели. Подраздел мотивации включает в себя такие принципы, как вдохновение, ролевые модели, партнеры по подотчетности и принципы «боль-удовольствие».
Физическое здоровье поможет вам развить вашу личность.
Человеческое тело — это среда, которая переносит ваши мысли и намерения в реальный мир. Таким образом, вы должны без проблем получить ухоженную и работающую медиану. Вы должны поддерживать оптимальную работу своего тела, правильно питаясь, занимаясь спортом и снижая уровень стресса, потому что стресс негативно влияет на вашу личность.
Хороший характер даст вам шанс стать лидером.
Каждый успешный человек прокладывает путь другим и осмеливается выделиться среди остальных. Они достаточно гибки, чтобы справиться с неожиданными событиями, которые происходят на их пути, чтобы указать другим путь, когда этот путь неясен. Лидерство состоит из таких качеств, как смелость, принятие решений, решение проблем, а также ответственность.
Самоуважение играет важную роль в развитии личности учащихся
Самоуважение означает, что вы отстаиваете и каковы ваши ценности. Это также означает способность принимать свои сильные и слабые стороны. Когда у вас есть чувство собственного достоинства, это позволяет вам обрести уверенность, необходимую для установления жестких границ. Уважение к себе дает следующие преимущества:
- Вы четко представляете, чего хотите добиться от бизнеса, карьеры и жизни
- Вы знаете свои сильные стороны и уверены, что можете использовать их, чтобы преуспеть в жизни.