Ощущение как психический процесс: Ощущение как познавательный психический процесс

Содержание

Ощущение как познавательный психический процесс

Определение 1

Ощущение — это познавательный процесс, означающий отражение в человеческом сознании отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности, которые напрямую влияют на органы чувств.

Сущность понятия «ощущение» и его физиологическая основа

В качестве познавательных процессов ощущение, восприятие и мышление — это неразрывные элементы единого процесса отражения действительности. Исходным здесь является чувственное (наглядное) познание предметов и явлений. Тем не менее, в процессе ощущения, восприятия и наглядного представления любого предмета индивиды должны анализировать, обобщать и конкретизировать (иначе говоря, мыслить о том, отражение чего происходит в ощущении и восприятии).

Определение 2

Ощущение — это отражение конкретных (отдельных) свойств, качеств, сторон предметов и явлений, находящихся в материальной действительности и воздействующих на органы чувств в определенный временной промежуток.

Как правило, для возникновения ощущения, требуется наличие явлений (предметов), воздействующих на органы чувств и находящихся в окружающем мире. Их называют в этом случае раздражители, а воздействие — раздражением. В нервной ткани такой процесс способен вызвать возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных. В процессах обязательно участвуют клетки коры головного мозга, что и предопределяет появление ощущения.

Физиологическая основа ощущений представлена сложной деятельностью органов чувств. Еще И. П. Павлов называл данную деятельность анализаторной. Системы наиболее сложно организованных клеток, представляющих собой воспринимающие аппараты, ученый назвал анализаторами. Они непосредственно производят анализ раздражений.

Типы ощущений

Ощущения как познавательные процессы делятся на:

  • Внешние,
  • Внутренние,
  • Двигательные.

Внешние ощущения включают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, осязательные. Используя этот спектр ощущений, индивид получает возможность познавать свойства предметов, находящихся снаружи. Рецепторы таких ощущений внешнего плана располагаются на поверхности человеческого тела (в органах чувств).

Если более подробно остановиться на некоторых видах ощущений данного типа, можно охарактеризовать их. Обоняние представляет собой тип чувствительности, который порождает специфические ощущения запаха. Для вкусовых ощущений присущи 4 базовые модальности (сладость, соленость, кислота и горькое). Осязание является кожной чувствительностью или результатом сложнейшего комбинирования четырех более простейших типов ощущений, включая давление, боль, тепло и холод.

Внутренние ощущения включают голод, жажду, тошноту, изжогу и т. д. Данные ощущения способны давать сведения от рецепторов органов чувств, расположенных внутри организма.

Двигательные ощущения представлены ощущениями движения и положения тела в пространстве. Для рецепторов двигательного анализатора характерно расположение в мышцах и связках. Это так называемые кинестезические ощущения, призванные обеспечивать управление движениями подсознательного уровня (автоматические движения).

Свойства ощущения как познавательного процесса

Ощущение представляет собой форму отражения адекватных раздражителей. Например, возникновение зрительных ощущений происходит под влиянием электромагнитных волн, длина которых составляет диапазон 380-780 миллимикрон, а слуховые ощущения появляются под воздействие механических колебаний с частотой в диапазоне 16-20000 Гц, громкости от 16-18 до 120 децибел.

Тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей на кожную поверхность. Собственные специфические раздражители имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые).

С адекватностью раздражителя тесным образом связана ограниченность ощущений. Она обусловлена особенностями строения органов чувств. Так, ухо человека не может уловить ультразвук, хотя есть животные (например, дельфин), которые наделены данной способностью. Человеческие глаза чувствительны только к небольшому участку спектра.

Большая доля физических воздействий, которые не обладают жизненным значением, не воспринимается человеком в повседневной жизни. Например, для восприятия радиации и прочих специфических воздействий, встречающихся на нашей планете в чистом виде и в количестве, угрожающем жизни человека, просто не предусмотрено органов чувств.

В состав общих свойств ощущений необходимо включить:

  • Качества,
  • Интенсивность,
  • Длительность,
  • Пространственная локализация.

Качества представлены специфическими особенностями определенного ощущения, которые отличают его от других видов. К примеру, слуховые ощущения могут отличаться по тембру, высоте, громкости; зрительные в зависимости от насыщенности и цветового тона; вкусовые ощущения в соответствии с модальностью (сладкий, соленый, кислый и горький вкус).

Замечание 1

Длительность ощущения — это временная характеристика, определяемая функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

В случае воздействия раздражителя на орган чувств не сразу можно говорить о возникновении ощущения. Оно проявляется спустя определенное время (так называемый латентный период).Латентный период для разных типов ощущений не является одинаковым. Так, для тактильных ощущений он составит 130 миллисекунд, для болевых около 370 миллисекунд. Ощущения вкуса, как правило, возникают спустя 50 миллисекунд после того, как на язык будет нанесен химический раздражитель. Подобно тому, каким образом ощущение не возникает в одно время с началом действия раздражителя, оно не может исчезнуть с прекращением последнего. Такая инерция ощущений проявится с помощью так называемого последействия.

Пространственная локализация раздражителя способна формировать характер ощущения. Пространственный анализ производится дистантными рецепторами и может давать информацию о локализации раздражителя в пространственном плане. Контактные ощущения необходимо соотносить с той частью тела, на которую происходит воздействие раздражителя. В этом случае локализация болевых ощущений бывает в большей степени «разлитой» и менее точна, чем при тактильных ощущениях.

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

ощущение | неврология и психология

животное: сенсорные структуры

См. все СМИ

Ключевые люди:
Герман фон Гельмгольц Этьен Бонно де Кондильяк Эрнст Мах Густав Фехнер Георг Элиас Мюллер
Похожие темы:
вкус сенсорная депривация гиперестезия анестезия парестезия

Просмотреть весь связанный контент →

ощущение , в неврологии и психологии любое конкретное сознательное переживание, возникающее в результате стимуляции определенного органа чувств, сенсорного нерва или сенсорной области в мозгу. Это слово используется в более общем смысле для обозначения всего класса таких переживаний. В обычной речи это слово может быть двусмысленным; оно часто используется таким образом, чтобы оставить неясным, имеет ли говорящий в виду процесс восприятия или что-то еще, что воспринимается (например, кажущийся болезненный раздражитель, звук колокола или красное свечение костра). ). Это двойное значение привело к путанице в отношении того, являются ли ощущения чисто ментальными (в отличие от физических). Хотя некоторые считают процесс восприятия чисто ментальным, некоторые психологи и философы считают, что то, что ощущается, обычно является физическим качеством, существующим независимо от разума: например, трава буквально зеленая независимо от того, присутствует ли кто-либо, кто ее воспринимает. . Чтобы избежать этой двусмысленности, Бертран Рассел в Англии ввел термин

чувственное данное для обозначения того, что ощущается или «дается в ощущении»; тогда слово ощущение зарезервировано для так называемого психического процесса или деятельности.

Более эмпирически склонные психологи и физиологи предпочитают рассматривать ощущение как понятие (а не данное), определяемое в терминах зависимых отношений между дискриминационными реакциями организмов и свойствами физических раздражителей. Характеристики сенсорных функций можно установить, обучив лабораторное животное или попросив человека по-разному реагировать на различные аспекты раздражителя. При таком подходе ощущения рассматриваются так же, как ощущения воспринимаются в современных автоматизированных устройствах. Чувствительные элементы (сенсоры) в автоматизированных системах указывают характеристики (наличие, отсутствие, интенсивность или степень) воздействующей на них энергии того или иного вида. Эти датчики называются преобразователями; они преобразуют входную энергию в электрические токи, которые можно использовать в качестве сигналов. Аналогичным образом определяется ощущение в терминах различительных реакций живых организмов. Когда раздражитель воздействует на орган чувств и организм реагирует соответствующим образом, говорят, что раздражитель воспринят.

Тем не менее, менталистическое определение ощущения рассматривается многими как основа психологии ощущения. См. также психофизика.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​​​Ричардом Палларди.

Ощущение и восприятие | Введение в психологию

 

Ощущение и восприятие — два отдельных процесса, очень тесно связанных между собой. Ощущение — это информация о физическом мире, получаемая нашими сенсорными рецепторами, а восприятие — это процесс, посредством которого мозг выбирает, организует и интерпретирует эти ощущения. Другими словами, чувства являются физиологической основой восприятия. Восприятие одних и тех же чувств может варьироваться от одного человека к другому, потому что мозг каждого человека интерпретирует стимулы по-разному в зависимости от обучения, памяти, эмоций и ожиданий этого человека.

Видео 1. Ощущение и восприятие объясняет различия между этими двумя процессами.

Ощущение

Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение . Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия называется трансдукция .

Вы, наверное, знали с начальной школы, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).

Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать для обнаружения стимула в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет).62).

Видео 2.   Абсолютный Порог Ощущения

Мы также можем получать сообщения, которые представлены ниже порога осознания — они называются подсознательными сообщениями . Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. Следовательно, сообщение воспринято, но по какой-то причине не выбрано для обработки в рабочей или кратковременной памяти. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19). 80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).

Копнуть глубже: бессознательное восприятие

Рисунок 2 . Прайминг можно использовать для повышения производительности интеллектуального теста. Испытуемые, заряженные стереотипом профессора — своего рода интеллектуальным образцом для подражания, — превзошли тех, заряженных антиинтеллектуальным стереотипом. [Фото: Джереми Уилберн]

В наши дни большинство научных исследований бессознательных процессов направлено на то, чтобы показать, что людям не нужно сознание для определенных психологических процессов или поведения. Одним из таких примеров является формирование отношения. Самый основной процесс формирования отношения — это простое воздействие (Зайонц, 19 лет).68). Простое повторное восприятие стимула, такого как бренд на рекламном щите, который вы проходите каждый день, или песня, которую часто крутят по радио, делает его более позитивным. Интересно, что простое воздействие не требует сознательного осознания объекта установки. На самом деле эффекты простого воздействия возникают даже тогда, когда новые стимулы предъявляются подсознательно в течение очень короткого времени (например, Kunst-Wilson & Zajonc, 1980). Интересно, что в таких подсознательных экспериментах с простым воздействием участники указывают на предпочтение или положительное отношение к стимулам, которые они сознательно не помнят. Еще одним примером современных исследований бессознательных процессов являются исследования грунтовка . Прайминг обычно опирается на надпороговые стимулы, а это означает, что обмен сообщениями может происходить неосознанно, но все же воспринимается, в отличие от подсознательного обмена сообщениями. Надпороговые сообщения воспринимаются сознательным умом. Например, в одном исследовании покупатели слушали французскую или немецкую музыку (надпороговое сообщение) при покупке вина, и продажи из любой страны были выше, когда над головой звучала музыка из той же страны. [1] В известном эксперименте исследовательской группы под руководством американского психолога Джона Барга (Bargh, Chen, & Burrows, 1996), половина участников была подготовлена ​​к стереотипу пожилых людей, выполняя языковое задание (они должны были составить предложения на основе списков слов). Эти списки содержали слова, обычно ассоциируемые с пожилыми людьми (например, «старый», «бинго», «трость», «Флорида»). Остальные участники получили языковое задание, в котором критические слова были заменены словами, не относящимися к пожилым людям. После того, как участники закончили, им сказали, что эксперимент окончен, но за ними тайно следили, чтобы узнать, сколько времени им потребуется, чтобы дойти до ближайшего лифта. Подготовленным участникам потребовалось значительно больше времени. То есть после того, как им показывали слова, которые обычно ассоциируются со старостью, они вели себя в соответствии со стереотипом пожилых людей: медлительностью. Подобные праймирующие эффекты были показаны и в других областях. Например, Дейкстерхейс и ван Книппенберг (1998) продемонстрировали, что прайминг может улучшить интеллектуальные способности. Они попросили своих участников ответить на 42 общих вопроса, взятых из игры Trivial Pursuit. В обычных условиях участники правильно ответили примерно на 50% вопросов. Однако участники, сформированные стереотипом о профессорах, которых большинство людей считают умными, смогли правильно ответить на 60% вопросов. И наоборот, показатели участников, привитых стереотипом о «тупых» хулиганах, упали до 40%. Оба этих исследования с трудом воспроизводились, поэтому стоит отметить, что полученные выводы могут быть не такими убедительными, как сообщалось изначально.

Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить различие между ними. Это известно как просто заметная разница (jnd) или порог разницы . В отличие от абсолютного порога разностный порог меняется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорелся его экран, есть вероятность, что многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться по изменению освещения резко различается в этих двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как Закон Вебера : Порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показано в примере. Это идея о том, что большие стимулы требуют больших различий, чтобы их можно было заметить. Например, вашему другу будет гораздо сложнее достоверно определить разницу между 10 и 11 фунтами. (или 5 против 5,5 кг), чем для 1 и 2 фунтов.

Видео 3.  Закон Вебера и пороговые значения 

Попробуйте

Восприятие

Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к способу организации, интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Обработка снизу вверх относится к тому факту, что восприятие строится на сенсорной информации. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. это называется обработка сверху вниз .

Видео 4.  Обработка снизу вверх против обработки сверху вниз.

Посмотрите на фигуру на рисунке 3 ниже. В одиночку ваш мозг занимается обработкой информации снизу вверх. Есть две толстые вертикальные линии и три тонкие горизонтальные линии. Нет контекста, чтобы придать ему конкретное значение, поэтому не используется нисходящая обработка.

Рисунок 3 . Что это за изображение? Без какого-либо контекста вы должны использовать обработку снизу вверх.

Теперь посмотрите на одну и ту же фигуру в двух разных контекстах. В окружении последовательных букв ваш мозг ожидает, что форма будет буквой и завершит последовательность. В этом контексте вы воспринимаете линии как форму буквы «Б».

Рисунок 4 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

Та же фигура, окруженная цифрами, теперь выглядит как цифра «13».

Рисунок 5 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.

В контексте ваше восприятие определяется вашими когнитивными ожиданиями. Теперь вы обрабатываете фигуру сверху вниз.

Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это рецепторы запаха, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который бабушка пекла». когда семья собиралась на праздники».

Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация . Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.

Попробуйте

Внимание и восприятие

Существует еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.

В одном эксперименте, демонстрирующем такое явление, как слепота по невнимательности, участников просили наблюдать за изображениями, движущимися по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).

Ссылка на обучение

Видео 5. Проверьте свои способности восприятия.

Рисунок 6 . Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)

Мотивация, ожидания и восприятие

Мотивация также может влиять на восприятие.

Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать раздражитель, когда он встроен в отвлекающий фон, называется 9.0021 теория обнаружения сигнала . Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).

Видео 6.   Теория обнаружения сигналов.

На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этом модуле, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера: линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.

Рисунок 7 . В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.

Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al., 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценить его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).

Дети, описываемые как искатели острых ощущений, с большей вероятностью отдают предпочтение насыщенным кислым вкусам (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Более того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).

Попробуйте

Обдумайте

Вспомните случай, когда вы не замечали что-то вокруг себя, потому что ваше внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?

Глоссарий

абсолютный порог: минимальное количество энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул был обнаружен в 50% случаев

восходящая обработка:0003

невнимательная слепота: неспособность замечать что-то, что полностью видно из-за недостатка внимания результат развития более положительного отношения к раздражителю после многократного простого воздействия на него.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *