Определение способности это: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова

С. Л. Рубинштейн. Способности: Psychology OnLine.Net

С. Л. Рубинштейн. Способности
Добавлено Psychology OnLine.Net
21.04.2006 (Правка 21.04.2006)

Способности — это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности — результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются. Подобно этому и характер представляет собой обобщенную и в личности закрепленную совокупность не способов поведения, а побуждений, которыми оно регулируется.

Для формирования способностей нужно, чтобы соответствующие психические деятельности обобщились и, став таким образом доступными переносу с одного материала на другой, закрепились в индивиде. Качество способности, ее более или менее творческий характер существенно зависят от того, как совершается эта генерализация.

Всякий психический процесс или психическая деятельность как форма связи субъекта с объективным миром предполагает соответствующее психическое свойство или способность в широком смысле слова.

Способностью в этом смысле является, например, чувствительность, способность ощущения и восприятия. Способности формируются в результате устанавливающейся в психической деятельности связи субъекта с объектами деятельности, жизненно важными для субъекта, являющимися условиями его жизни.

Под способностью в более специальном смысле слова обычно разумеют сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности. (…)

Никак не приходится отрицать значение для способностей человека свойств его мозга, тех или иных анализаторов (например, слухового — для развития музыкальных способностей) как наследственных предпосылок, которые обусловливают, но не предопределяют фатально развитие его способностей. В этом смысле не приходится отрицать существование и значение

задатков. Порочным в учении о задатках является не то, что оно признает существование врожденных органических предпосылок способностей, а то, как оно их трактует. Порочным в учении о задатках является проецирование способностей, делающих человека пригодным к определенному роду профессиональной деятельности, на задаток и возникающее отсюда представление, что человек по самой своей врожденной организации предназначен для того, чтобы раз и навсегда быть прикованным к определенной профессии и в соответствии с тем, как общественно расценивается эта профессия, занимать то или иное место в общественной иерархии общества. В этом зло. Оно должно быть преодолено. Преодоление непосредственных психоморфологических корреляций в учении о способностях и задатках — такова первая предпосылка для построения подлинно научной теории о способностях.

Способности формируются в процессе взаимодействия человека, обладающего теми или иными природными качествами, с миром. Результаты человеческой деятельности, обобщаясь и закрепляясь, входят как «строительный материал» в построение его способностей. Эти последние образуют сплав исходных природных качеств человека и результатов его деятельности. Подлинные достижения человека откладываются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Способности человека — это снаряжение, которое выковывается не без его участия. Способности человека определяются диапазоном тех возможностей к освоению новых знаний, их применению к творческому развитию, которые открывает освоение этих знаний. Развитие любой способности совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность данного уровня, открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня. Способность более всего сказывается в возможности использовать знания как методы, результаты предшествующей работы мысли — как средства ее деятельного развития.

Отправным пунктом развития многообразных способностей человека является функциональная специфика различных модальностей чувствительности. Так, на базе общей слуховой чувствительности в процессе общения человека с другими людьми, осуществляемого посредством языка, у человека формируется речевой, фонетический слух, детерминированный фонематическим строем родного языка. Существеннейшим «механизмом» формирования речевого (фонематического) слуха — как закрепленной у индивидов способности, а не просто того или иного слухового восприятия как процесса — является закрепляющаяся в слухе генерализованная система определенных фонетических соотношений. Генерализация соответствующих отношений, всегда более широкая, чем генерализация входящих в нее членов, обусловливает возможность отделения общих свойств чувствительности от данных конкретных восприятий и закрепления этих свойств чувствительности (в данном случае слуховой) в индивиде как его способности. Направленность же генерализации и, соответственно, дифференциации тех, а не иных звуков (фонем), свойственная конкретному языку, определяет специфическое содержание или профиль этой способности.

Существенную роль в формировании способностей к освоению языка играет не только генерализация (и дифференциация) фонетических отношений. Не меньшее значение имеет генерализация грамматических отношений; существенным компонентом способности к освоению языков является способность к генерализации отношений, лежащих в основе словообразования и словоизменения. Способным к овладению языком является тот, у кого легко и быстро, на основании небольшого числа проб, совершается генерализация отношений, лежащих в основе словообразования и словоизменения, и в результате — перенос этих отношений на другие случаи. Генерализация тех или иных отношений, естественно, предполагает соответствующий анализ.

Свойственные данному индивиду тонкость анализа и широта генерализации, легкость и быстрота, с которой эти процессы у него совершаются, образуют отправной путь, исходную предпосылку формирования его способностей — языковых, математических и т. д.

Способность как свойство личности должна выражаться в действиях, допускающих перенос из одних условий в другие, с одного материала на другой. Поэтому в основе способностей должно заключаться обобщение. Говоря об обобщении, мы, не ограничиваясь вообще обобщением материала, считаем необходимым особенно подчеркнуть обобщение (или генерализацию) отношений, так как именно генерализация отношений дает особенно широкий перенос.

(Отсюда путь к обратимости операций.)

Обобщение или генерализация тех или иных отношений является необходимым компонентом всех способностей, но в_ каждой способности происходит обобщение других отношений, другого материала.

Из этого факта следует, что другие специальные способности предполагают способность обобщать другие отношения. Наличие быстрой и широкой обобщаемости в одной области и одновременное отсутствие ее в другой области объясняются тем, что обобщение обусловлено анализом, а степень проанализированности, дифференцированности разных областей у каждого человека различна.

Два положения должны быть здесь отмечены. Первое из них заключается в том, что в состав способностей человека входят общественно выработанные, исторически складывающиеся операции, освоение которых опирается на генерализацию существенных для данной области отношений. Вместе с тем — таково второе из этих положений — способности складываются не из набора операций, в них входящих, они задаются характером тех процессов (генерализация отношений и т.

д.), которые и являются внутренним условием превращения данных операций в способности. Таким образом, здесь соотнесены: 1) свойства высшей нервной деятельности, характер (быстрота и т. д.) генерализации отношений, 2) исторически вырабатываемые операции или способы деятельности, 3) основные для данной предметной области отношения, на генерализации которых основываются соответствующие операции.

Ни одна способность не является актуальной способностью к определенной деятельности, пока она не вобрала в себя, не инкорпорировала систему соответствующих операций, но способность никак не сводится только к такой системе операций. Ее необходимым исходным компонентом являются процессы генерализации отношений, которые образуют внутренние условия эффективного освоения операций. Актуальная способность необходимо включает оба этих компонента. Продуктивность непосредственно зависит от наличия соответствующих операций, но функционирование самих этих операций в свою очередь зависит от вышеуказанных внутренних условий; от характера этих последних зависит эффективность усвоения и функционирования (применения) операций, входящих в состав или структуру способности.

Это строение способностей объясняет трудности, с которыми сталкиваются в жизни суждения о способностях людей. О способностях человека обычно судят по его продуктивности. Эта же последняя непосредственно зависит от наличия у человека хорошо слаженной и исправно функционирующей системы соответствующих операций или способов действия в данной области. Но, наблюдая людей в жизни, нельзя отделаться от впечатления, что продуктивность и одаренность людей не прямо, не механически совпадают, что люди, как будто чрезвычайно одаренные, иногда оказываются не очень продуктивными, дают не столько, сколько обещали, и, наоборот, люди, как будто не очень даровитые, оказываются весьма продуктивными. Эти несоответствия объясняются разными соотношениями между совершенством, с которым осуществляются у человека процессы анализа и генерализации отношений, существенных для данной сферы деятельности, и обработанностью, слаженностью надстраивающихся на этой основе операций, освоенных индивидом. В некоторых случаях бывает, что на базе генерализованных процессов, открывающих большие возможности, надстраивается слабо обработанная и слаженная система операций и из-за несовершенства этого компонента способностей продуктивность оказывается относительно незначительной; в других же случаях, наоборот, на базе генерализованных (аналитико-синтетических) процессов невысокого уровня дестигается относительно высокая продуктивность благодаря большой отработанности опирающихся на эту базу операций.
Продуктивность, конечно, важна как таковая, сама по себе, но она не непосредственно, не однозначно определяет внутренние возможности человека.

Уровни развития способностей

Уровни развития способностей
Лекции и практикум по психологии — Общая психология

Уровни развития способностей
Количественной характеристикой способностей являются степень их выраженности, уровень развития, которые характеризуются в следующих понятиях:
способности – одаренность – талант – гениальность
Рассмотрим далее более подробно каждый из названных уровней.

1. Способности

Вспомним определение способностей, данное Б. М. Тепловым и поддержанное многими другими авторами. Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности какой-либо деятельности (или многих деятельностей) и не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека. В этом определении выделены три критерия способностей. Первый – это то, что способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. В строгом, психологическом смысле слова к способностям не относятся те психические характеристики, которыми обладают все люди вообще и без которых невозможна связь субъекта с объективным миром. Например, чувствительность, способность ощущения и восприятия. Второй – успешность деятельности. Третий – отличие от знаний, умений, навыков. Поскольку проблема взаимосвязи способностей и знаний, умений, навыков обсуждалась ранее, остановимся более подробно на втором критерии. Мы видим, что способного человека от неспособного отличает успешность его деятельности. По этому поводу можно выделить две точки зрения. Первая заключается в том, что практически каждый человек, адаптированный в социуме, способен добиться успеха в каком-либо одном или многих видах деятельности. То есть неспособных людей нет, поэтому главной задачей является поиск соответствующей сферы приложения сил. Эта точка зрения была широко распространена в разные годы среди прогрессивного сообщества, особенно во времена гуманизации и демократизации общества в целом и системы образования, в частности. И в ней заключен определенный воспитательно-образовательный пафос, позволяющий интенсифицировать поиск и развитие талантов каждого ребенка. Однако эта позиция размывает само понятие «способности».
Вторая точка зрения заключается в том, что способности – это характеристика не вообще уровня успешности деятельности, а успешности выше среднего, нормативного для данной выборки респондентов, уровня. В таком случае говорить о способностях человека можно лишь тогда, когда результаты его деятельности отличаются от среднестатистических. Там, где мы имеем дело со средним, общечеловеческим уровнем успешности, говорить о способностях не приходится. Таким образом, критерием способностей является успешность деятельности выше среднего, нормативного уровня. То есть способный школьник быстрее учится и глубже усваивает материал, способный концертмейстер лучше играет, быстрее разучивает партии, способный спортсмен показывает более высокие результаты и т. д.

2. Одаренность

Понятие одаренности рассматривается и как количественная, и как качественная характеристика.
С количественной точки зрения одаренность является более высоким уровнем, характеризующим развитие способностей. Это представление об одаренности было достаточно широко распространено как в житейских представлениях о способностях, так и в психологии (А. В. Петровский, 1976). Социологические исследования показали, что одаренные люди составляют сравнительно небольшую часть населения. Эти данные колеблются от 2,5 до 20%.
Однако уже в работах С. Л. Рубинштейна (1935) подчеркивалось своеобразие одаренности. Она определялась как комплекс свойств личности. Качественное своеобразие одаренности подчеркивал и Б. М. Теплов (1947), понимая одаренность не как простую сумму способностей, а как совокупность способностей, «качественно своеобразное сочетание способностей», приобретающее «новое качество» по сравнению с качествами входящих в нее способностей. Представление об одаренности как системном качестве совместно работающих функциональных систем находим у В. Д. Шадрикова (1997), как целостной характеристики, объединения способностей в систему – у Б. Б. Косова (1998). В. А. Моляко (1994) пишет об одаренности как системном образовании, которое является координатором, регулятором, стимулятором творческой деятельности, способствует нахождению таких решений, которые дают возможность человеку лучше приспосабливаться к миру, другим людям и самому себе. Интересный подход к пониманию одаренности находим у Б. Г. Ананьева (1962) и Л. А. Венгера (1973), которые рассматривают ее как готовность к развитию в разных направлениях, как потенциал, предвосхищение, опережение будущей деятельности. Представление о детской одаренности как психологической предпосылке формирования профессиональной педагогической деятельности учителя представлено в наших работах при изучении педагогической одаренности школьников начального, среднего и старшего звена (Т. М. Хрусталева, 2003, 2005).
Одаренные дети отличаются повышенной чувствительностью, чрезвычайной увлеченностью, предпочтением парадоксальной и противоречивой информации, стремлением к совершенству, высокой познавательной активностью, рефлексивностью, внутренним локусом контроля, способностью к самоорганизации, креативностью (Д. Б. Богоявленская, Ю. З. Гильбух, Н. С. Лейтес, К. Хеллер и др.).
К признакам одаренности Е. П. Ильин (2004) относит:
• Сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей.
• Способность к нестандартному восприятию.
• Интуиция, изобретательность, бессознательный разум.
• Дивергентное мышление.
• Любознательность.
• Мужество.
• Воображение.
• Конкретность мышления.
• Смелость.
• Эстетическая чувствительность.
«Рабочая концепция одаренности» (2003) исходит из понимания одаренности как системного, развивающегося в течение жизни качества психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом деятельность, ее психологическая структура выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации. Одаренность может реализоваться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволяют скомпенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Особо яркая одаренность свидетельствует о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, а также об интенсивности интегрированных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу. И вместе с тем, «Рабочая концепция одаренности» отмечает специфические отличия одаренности от способностей, пусть даже очень высокого уровня. Эти отличия связаны с тем, что одаренный получает удовольствие от самого процесса деятельности, а способный всегда стремится к результату. Для способного в большей степени характерна мотивация достижений, для одаренного собственно познавательная активность и повышенный интерес к неопределенным ситуациям.
Одаренность рассматривается как динамическое явление ( Ю. Д. Бабаева, 1997), имеющее специфику как в детском, так и во взрослом возрасте. С одной стороны, детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. С другой стороны, далеко не каждый талантливый взрослый проявил себя в детстве как одаренный ребенок. Возможны разные варианты «перехода» детской одаренности в качества взрослого человека. С учетом своеобразия этой трансформации М. А. Холодная (2002) выделяет пять типов взрослых:
1. «Обычные» – признаки детской одаренности полностью угасли.
2. «Способные» – одаренность проявляется в ка ко й -либо конкретной области – человек прекрасно поет, хорошо рисует и т. д. – однако к его ведущей профессиональной деятельности эти способности отношения не имеют.
3. «Талантливые» – профессионалы достаточно высокого уровня, у которых механизмы детской одаренности последовательно трансформировались в механизмы высокоэффективной деятельности в определенной предметной области.
4. «Оригиналы» – неадекватная самореализация на фоне сохранения высокого уровня притязаний.
5. «Деструктивные» – дезадаптивный тип жизнедеятельности, вплоть до проявлений психопатологической симптоматики.
Представление об одаренности как сложном, многофакторном явлении характерно и для зарубежных психологов. В частности, К. А. Хеллер, К. Перлет и В. Сиервальд (1997) определяют одаренность как индивидуальный, когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности. Рассматривая одаренность с позиций развития, К. А. Хеллер отмечает, что она представляет собой взаимодействие в определенный фиксированный момент внутренних (личностных) характеристик и внешних факторов (социального окружения), приводящее к возникновению потенциала развития в направлении выдающихся достижений. Модель одаренности Дж. Фельдхъюсена (1991) включает интеллектуальные и личностные факторы: выдающиеся общие способности, специальные таланты в какой-либо области, я-концепцию, мотивацию.
Примером комплексного подхода к решению вопроса о критериях одаренности является пентагональная имплицитная теория одаренности Р. Стернберга. Индикаторами одаренности ученый считает: 1) критерий превосходства – максимально высокие по сравнению с другими показатели успешности; 2) критерий редкости – высокий уровень выполнения относится к тому виду деятельности, который является относительно редким, не типичным для данной выборки; 3) критерий продуктивности – реальное подтверждение успешности в каком-либо виде деятельности; 4) критерий демонстративности – неоднократное повторение высокого результата в изменяющихся условиях; 5) критерий ценности – высокие показатели оцениваются в соответствии со значимостью данного психологического качества в конкретном социально-культурном контексте. То есть признаки определенного вида одаренности могут быть разными в разных культурах.

Рис. . Модель одаренности по Дж. Рензулли.:
1 – интеллектуальный компонент; 2 – креативность;
3 – мотивационный компонент; 4 – одаренность.
Весьма популярна в последние десятилетия модель одаренности, разработанная американским специалистом в области обучения одаренных детей Дж. Рензулли (1997). В мировой психологии эта модель часто называется теорией трех колец, поскольку концепция описывает одаренность как взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; высокой увлеченности выполняемой задачей и высокого уровня креативности. Эту триаду Дж. Рензулли представляет в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, в центре которых и располагается одаренность (рис.).

К интеллектуальному компоненту автор относит высокий уровень развития процессов внимания, памяти, мышления; к креативности – уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность; к мотивацион-ному компоненту – познавательную и исследовательскую активность. Пересечение всех трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития дает качественое своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок.
И наконец остановимся еще на одной современной модели одаренности – структурной модели 4 х 4 Р. Милграм (2000), которая представляет собой попытку операционализировать концепцию одаренности. «Одаренность – это результат комплексного взаимодействия когнитивных, личностно-социальных и социокультурных влияний» (Милграм Р., 2000, с. 201). Согласно этой модели (рис. 2), одаренность описывается в терминах категорий (А), уровней (Б) и сред (В).
Две из четырех категорий раскрывают интеллект (общая и специфическая интеллектуальная способность), две – оригинальность мышления (общее оригинальное – творческое мышление и специфический творческий талант). Из четырех упорядоченных уровней способностей один характеризует глубокую одаренность, другой – умеренную, третий – среднюю, четвертый – отсутствие одаренности (отсюда название модели: «4 х 4»). Выделяются три обучающие среды: дом, школа и община, взятые с учетом индивидуальных различий, к которым автор модели относит пол, возраст, социально-экономический статус, культуру, субкультуру, личность, увлеченность задачей, стиль обучения и автономию.

Рис Структурная модель одаренности «4 х 4» Р. Милграм

Обобщая современные представления об одаренности, можно выделить ее основные характеристики:
1. Одаренность – это системное образование, не сводимое к простой сумме отдельных способностей.
2. В модель одаренности включаются личностный (мотивационный), когнитивный (интеллектуальный), творческий и специальный компоненты.
3. Одаренность является динамическим образованием, специфическим в зависимости от логики возрастного развития индивида.
4. Одаренность зависит от культурной и социальной среды ребенка.
5. Одаренность может проявляться в актуальном и потенциальном видах, пониматься как определенный наличный уровень достижений и как готовность к развитию.
Говоря об одаренности, в современной психологии чаще всего имеют в виду одаренность детей, подростков, юношей. Применительно к взрослым людям используют термин « мастерство». Отличие одаренности и мастерства состоит в том, что под первой понимают возможность развития, а под вторым – возможность, ставшую действительностью. Подлинное мастерство – это проявление одаренности в деятельности, когда готовность к осуществлению сложных операций, новых, творческих задач сочетается со знанием, что нужно делать, и умением это делать. То есть для мастера характерно сочетание осознания сущности новой, творческой задачи и нахождения способов ее решения. Мастерство – это когда «что» и «как» приходит одновременно. По мнению А. В. Петровского (1998), мастерство раскрывается не только в сумме соответствующих готовых умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого выполнения возникшей задачи.

3. Талант

Следующим уровнем проявления способностей и одаренности является «талант». Талант (от греч. talanton – вес, мера) – это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, математических, литературных и т. д.). О наличии таланта судят по результатам деятельности, которая отличается принципиальной новизной и оригинальностью. Приоритетной мотивацией талантливого человека является потребность в творчестве. В отличие от одаренности, для которой более важен сам процесс творческой деятельности, талант ориентирован как на процесс, так и на результат. Еще одним отличием таланта от одаренности является продуктивность деятельности. В случае одаренности продуктивность является желательным, но не обязательным компонентом. Талант предполагает не просто высокую продуктивность деятельности, но и создание нового, оригинального в рамках данной деятельности.
Талант – это сочетание способностей, их совокупность. Отдельно взятая способность, даже развитая на очень высоком уровне, ярко выраженная, не может называться талантом. Об этом свидетельствуют обследования людей, обладавших феноменальной памятью, но так и не нашедших конкретного, деятельностного применения своих особенностей (за исключением выступлений на эстраде). В отсутствие других развитых способностей человеку, даже обладающему феноменальной памятью, достаточно сложно найти себя в творческой деятельности. Справедливости ради отметим, что многие талантливые люди обладали редкой, выдающейся памятью: А. С. Пушкин, А. Н. Толстой, И. И. Левитан, С. В. Рахманинов, А. В. Суворов, В. А. Моцарт и др. Однако структуру их таланта составлял симптомокомплекс многочисленных выдающихся способностей, обусловливающих успешность их деятельности. И в то же время известно большое количество талантливых людей, не обладающих выдающимися мнемическими способностями.
Многие психологи отмечают связь таланта с особенностями личности. Среди этих особенностей достаточно часто называют стремление выйти за пределы нормативной активности и трудоспособность. В своих заметках «Мысли об искусстве» И. Е. Репин писал, что и при огромном таланте только великие труженики могут достигнуть в искусстве абсолютного совершенства форм. Он отмечал, что эта скромная способность к труду составляет основу всякого таланта. Аналогичные мысли находим и у другого художника, Винсента Ван Гога, который в письмах своему брату отмечал, что занятия живописью не такое уж мудреное дело, нужно лишь усердие и некоторое владение ремеслом. Огромная работоспособность большинства известных художников подтверждается их многочисленными произведениями. Например, И. Н. Крамской написал около трех тысяч одних только портретов, не считая картин и набросков. И. К. Айвазовский написал более пяти тысяч картин. Художественное наследие В. В. Верещагина еще больше.
Для талантливых людей, впрочем, и как для одаренных, характерны стремление к постоянному развитию, неудовлетворенность результатами своего труда, перфекционизм, творческая неуспокоенность.
Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено. Если общество испытывает необходимость в талантливых людях, если подготовлены условия для их развития, то появление таких людей становится возможным. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед обществом. В период войн бурно развиваются таланты полководцев, во время индустриального скачка – инженерные, конструкторские и т. д.

4. Гениальность

Гениальность (от лат. genius – дух) – это высший уровень развития способностей. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в науке, культуре, жизни общества в целом. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, создает новую эпоху в своей области деятельности. Материальные и духовные ценности, созданные гением, являются мировым достоянием и весьма часто опережают время.
Об отличии таланта и гениальности писал С. В. Рубинштейн (1989), отмечая, что талант и гений различаются, прежде всего, по объективной значимости и, вместе с тем, оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто. «Гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах» (Рубинштейн С. Л., 1989, с. 132). Как очень верно заметил немецкий врач и естествоиспытатель Юлиус Роберт Майер (1933), талант делает то, о чем многие помышляют, но сделать не могут, гений делает то, о чем никто даже не помышляет. Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения – совершенно новое.
Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, можно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, М. В. Ломоносова, Г. В. Лейбница. Но и одаренность гения имеет определенный «профиль». В нем также какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении творчества гения. Приведем примеры такой универсальности. Гений Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.) распространялся не только на изобразительное искусство, но и на многие другие виды искусства и науки. Им были созданы чертежи и проекты летательных снарядов, в общих чертах предвосхитившие современные самолеты и ракеты. Им были разработаны проекты подводных устройств и передвигающихся орудий, напоминающие современные подводные лодки танки, и т. д. Другим признанным гением является М. В. Ломоносов (1711–1765 гг.). Ученый физик-механик, оптик, электрик, химик, геолог и минералог, технолог по металлу, стеклу, фарфору, мозаике, он вместе с тем был крупнейшим филологом, поэтом, создателем русской грамматики, письменного языка, исследователем по теории литературы и истории. Мышление М. В. Ломоносова сочетало величайшее достижение теоретической мысли с величайшей практичностью. Он являлся выдающимся деятелем просвещения, первым начавшим читать популярные научные лекции. М. В. Ломоносов – создатель Московского университета и ряда разделов и лабораторий Российской Академии Наук. Он был разносторонним изобретателем. Обладая способностями живописца, явился не только организатором мозаичного производства в России, но и автором ряда выдающихся художественных мозаик. Мозаики М. В. Ломоносова «Полтавская баталия», «Нерукотворный спас», мозаичные портреты Петра I, Екатерины Великой, графа П. И. Шувалова и др. можно и сегодня увидеть в Государственном Эрмитаже, Историческом музее, Государственном Русском музее.

Выводы по главе:

1. Уровнями развития способностей являются: способности – одаренность – талант – гениальность.
2. К способностям не относятся те психические характеристики, которыми обладают все люди вообще и без которых невозможна связь субъекта с объективным миром. Способности характеризуют индивидуально-психологические качества, отличающие одного человека от другого.
3. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
4. Мастерство – это проявление одаренности в деятельности, когда готовность к осуществлению сложных операций, новых, творческих задач сочетается со знанием, что нужно делать, и умением это делать. Отличие одаренности и мастерства состоит в том, что одаренность определяет возможность развития, а мастерство – возможность, ставшую действительностью.
5. Талант – это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, математических, литературных и т. д.), позволяющий добиваться не просто высокой продуктивности деятельности, но и создания нового, оригинального в рамках данной деятельности.
6. Отличие таланта от одаренности состоит в ориентированности не только на процесс, но и на результат деятельности.
7. Гениальность – это высший уровень развития способностей, позволяющий достигать таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в науке, культуре, жизни общества в целом.
8. Гений и талант различаются по объективной значимости и оригинальности того, что они способны произвести. Гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать новые пути, а талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках того, что уже было достигнуто.
Источник: Хрусталева Т. М., Учебное пособие «Психология способностей» составлено в соответствии с требованиями ФГОС по направлениям 030300. 62 «Психология», профиль подготовки «Психология», квалификация «Бакалавр психологии» и 030301.65 «Психология», профиль подготовки «Психология», квалификация «Специалист». – ПГГПУ, Пермь, 2013. – 180 с.

Способность Определение и значение | YourDictionary

ə-bĭlĭ-tē

способности

существительное

способности

Качество способности что-то делать, особенно физическая, умственная, финансовая или юридическая сила для выполнения чего-либо.

Американское наследие

Способность; способность делать (что-то физическое или умственное)

Новый мир Вебстера

Навык, талант или способность.

Ученик со многими способностями.

Американское наследие

Мастерство, мастерство или талант.

Webster’s New World

Качество пригодности или восприимчивости к определенному лечению.

Возможность настройки компьютера для использования в качестве файлового сервера.

Американское наследие

Синонимы:

Синонимы: приспособленность, ловкость, опытность, пригодность, уровень, мастерство, сила, готовность, мастерство, ловкость, умение, товар, прикосновение, сообразительность

Антонимы:

Антонимы: неспособностьнеопытностьнекомпетентностьневежествослабостьпараличимпотенцияограничениенеуклюжестьглупостьнеадекватностьглупостьнеспособностьнеловкостьнеспособность

реклама

суффикс

способность, действие, склонность.

Обучаемость.

Американское наследие

Образует существительное от глагола; способность, склонность или пригодность для определенной функции или состояния.

Викисловарь

Способность, способность или склонность (указанные).

Новый мир Вебстера

Другие формы слов способности

Существительное

Единственное число:

способность

Множественное число:

способности

Происхождение способности

  • Из среднеанглийского -ablete , -iblete , -abilite , -ibilite , из среднефранцузского -ableté , -ibleté , -abilité , -ibilité , from Latin -abilitas , -ibilitas , from -abilis (“able») or -ibilis (“ возможность») + -tas или -ty

    От Викисловарь

  • Впервые засвидетельствовано в 1300-х годах. От среднеанглийского abilite («пригодность, способность, способность»), от среднефранцузского habilité , от старофранцузского ablete , от латинского habilitās («приспособленность, способность»), от habilis («подходящий, пригодный, искусный, способный»). Смотрите также в состоянии.

    От Wiktionary

  • Средний английский Abilite от Old French Habilite от Latin Habilitās от Habilis Habilis . От Словарь английского языка американского наследия, 5-е издание

  • Средний английский -билити от Old French -Abilite Из латинской -ābilitās от -ābilis -лек -ābilis -BEL -ābilis -BE От Словарь английского языка американского наследия, 5-е издание

  • L -abilitas : see -able & -ity

    От Словарь Webster’s New World College Dictionary, 5-е издание

Реклама

Найдите похожие слова

Найдите похожие слова на способность с помощью кнопок ниже.

Слова рядом со способностью в словаре

  • Abilao
  • Abilene
  • Проект Abilene
  • Abilify
  • Abiliment
  • Способность
  • Способность к Pay-Pay
  • Способность к мощности
  • .0083 способность
  • абиме

способность | значение способности в Longman Dictionary of Contemporary English

Семейство слов (существительное) способность ≠ неспособность инвалидность (имя прилагательное) способный ≠ неспособный отключенный (глагол) включить ≠ отключить (наречие) able

Из Longman Dictionary of Contemporary Englishabilitya‧bil‧i‧ty /əˈbɪləti/ ●●● S2 W1 существительное (способности во множественном числе) 1 [исчисляемое] МОЖЕТ состояние способности делать что-то способность делать что-то способность ходить Медицинский центр обслуживает всех пациентов, независимо от их платежеспособности. 2 УРОВЕНЬ [исчисляемый, неисчисляемый] уровень чьего-либо мастерства в выполнении чего-либо Тест измеряет ваши математические способности. смешанные классы способностейвысоких/низких способностей и т. д. ученики средних способностей Есть музыканты всех способностей. чьи-то способности как-то Он показал свои способности лидера. 3 → в меру своих способностейГрамматикаЗа способностью следует инфинитив с «to», а не форма -ing. Вы говорите: я восхищаюсь его умением слушать. ✗Не говорите: я восхищаюсь его способностью слушать. РАЗГОВОРКИ – значения 1 и 2 прилагательных высокие/низкие/средние способности группа учеников с низкими способностями Многие из этих учеников обладают способностями выше среднего. Дети с высокими способностями требуют более увлекательных заданий. способностиОн был молодым человеком больших способностей.Эти рисунки требовали от художника значительных способностей.замечательные/выдающиеся/исключительные способностиписатель выдающихся способностейКомпания стремится отбирать людей с выдающимися способностями. его исключительные способности пловца смешанные способности (=при разные уровни) класс смешанных способностей сверхъестественная способность (= необычная способность, которую трудно объяснить) у него есть сверхъестественная способность определять инвестиционные возможности. естественная способность (также формальная врожденная способность) (= способность, с которой вы родились) он не Он обладает естественными способностями своего брата. У младенцев есть врожденная способность к простым математическим вычислениям. физические/спортивные способностиУ него значительные спортивные способности.артистические/творческие способности.Вам не обязательно иметь какие-либо артистические способности.музыкальные способностиТим проявил музыкальные способности в раннем возрасте.актерские способностиЕе актерские способности были очевидны сразу.умственные способности умственные способности.интеллектуальные/академические способностиНикто не сомневается в своих интеллектуальных способностях.Степень свидетельствует о ваших академических способностях в определенной предметной области. вербальные/лингвистические способности (=языковые навыки)Тест предназначен для измерения языковых способностей детей.математические способностиЭти учащиеся иметь более высокий уровень математических способностей. проверенные способности (= которые вы доказали своими достижениями) компании часто ценят проверенные способности и надежность сотрудников старшего возраста. умение расслаблять людей. показывать/демонстрировать способность что-то делатьшанс для кандидатов продемонстрировать свои способности отсутствие способности что-то сделатьВ молодости ему не хватало способности сказать нет.фразауровень способностей/уровень способностейДети были одного возраста и уровня способностей. диапазон способностей/диапазон способностейВ классе существует широкий диапазон способностей.Деструктивное поведение более заметно в более низком диапазоне способностей.проверка способностей/проверка способностейЭкзамены не всегда являются хорошей проверкой способностей.Класс получил тест вербальных способностей. Группа способностей (= группа, в которой обучаются учащиеся в зависимости от уровня их способностей) Дети делятся на разные группы способностей. Примеры из корпусной способности• Степпинг — это структурное упражнение с уровнем способностей для всех.• Даже дети со способностями выше среднего не всегда готовы пойти в школу.• Никто не сомневается в его способности быстро выполнять работу.• К счастью, у нее были врожденные способности. Способность быстро и точно судить о людях. • Для режима тот факт, что он руководил запуганным, ослабленным населением, повысил его способность оставаться у власти. ее способности ухода за больными.• Материал курса зависит от уровня способностей студента.• Мария будет прекрасным музыкантом; она демонстрирует большие способности. • Наша способность думать и говорить отличает нас от других животных. • Дети делятся на группы в соответствии с их способностью к чтению. • Действительно, использование систем электронной документации должно повысить способность организации поддерживать полную и точные записи. • Вам была дана способность распознавать свои собственные опасения, принимать их, а затем отпускать. • Коммунизм потерпел неудачу, и капитализм пошатнется, если мы не дадим людям возможность осуществить свои мечты. • Я Я думаю, что убедительное видение в сочетании с уникальной способностью управлять рисками — это волшебство, стоящее за успешными предпринимателями. умение что-то делать• Ее особым атрибутом была способность привлекать друзей и союзников на всю жизнь, основанную на мимолетном контакте.• Одним из проявлений этого является способность пакетов искать заголовки с определенными тегами и атрибутами.• Цель — улучшить репутацию компании. способность конкурировать. • Лошади имеют аналогичную способность неправильно понимать. • У меня, как и у других людей в подобных ситуациях, развилась способность почти видеть в темноте. • Активированный уголь обладает способностью удалять широкий спектр органических соединений из воды и сточных вод. , даже в незначительных количествах. • Еще ​​одна возможность — это возможность назначать тексту именованные стили абзаца. • Если чемпионы оцениваются по их способности побеждать в тяжелых боях, у Марко Антонио Барреры большое будущее. • Буальи обладал сверхъестественной способностью записывать личность и толпа одновременно. с высокими/низкими способностями и т. д. • Большинство учащихся по определению будут иметь средние способности, а меньшее число — ниже среднего. • Комиссар — узнаваемая национальная фигура, а в наше время неизменно профессиональный офицер полиции с высокими способностями. • Даже когда обладая высокими способностями, он часто вынужден довольствоваться положением i на поверхности катастрофы. XX образует существительные из прилагательных, оканчивающихся на -able и -ible. управляемостьПримеры из Корпуса-способность•доступность•вероятностьПроисхождение способность (1400-1500) Старофранцузское habilité, от лат. habilitas, от habilis; → ABLE -ability Старофранцузское -abilité, от латинского -abilitas, от -abilis; → -ТАБЛИЦА

Упражнения

Упражнения

  • Словарные упражнения помогут вам выучить синонимы, словосочетания и идиомы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *