С. Л. Рубинштейн. Способности: Psychology OnLine.Net
С. Л. Рубинштейн. Способности
Добавлено Psychology OnLine.Net
21.04.2006 (Правка 21.04.2006)
Способности — это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности — результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются. Подобно этому и характер представляет собой обобщенную и в личности закрепленную совокупность не способов поведения, а побуждений, которыми оно регулируется.
Для формирования способностей нужно, чтобы соответствующие психические деятельности обобщились и, став таким образом доступными переносу с одного материала на другой, закрепились в индивиде. Качество способности, ее более или менее творческий характер существенно зависят от того, как совершается эта генерализация.
Всякий психический процесс или психическая деятельность как форма связи субъекта с объективным миром предполагает соответствующее психическое свойство или способность в широком смысле слова.
Под способностью в более специальном смысле слова обычно разумеют сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности. (…)
Никак не приходится отрицать значение для способностей человека свойств его мозга, тех или иных анализаторов (например, слухового — для развития музыкальных способностей) как наследственных предпосылок, которые обусловливают, но не предопределяют фатально развитие его способностей. В этом смысле не приходится отрицать существование и значение задатков. Порочным в учении о задатках является не то, что оно признает существование врожденных органических предпосылок способностей, а то, как оно их трактует. Порочным в учении о задатках является проецирование способностей, делающих человека пригодным к определенному роду профессиональной деятельности, на задаток и возникающее отсюда представление, что человек по самой своей врожденной организации предназначен для того, чтобы раз и навсегда быть прикованным к определенной профессии и в соответствии с тем, как общественно расценивается эта профессия, занимать то или иное место в общественной иерархии общества. В этом зло. Оно должно быть преодолено. Преодоление непосредственных психоморфологических корреляций в учении о способностях и задатках — такова первая предпосылка для построения подлинно научной теории о способностях.
Способности формируются в процессе взаимодействия человека, обладающего теми или иными природными качествами, с миром. Результаты человеческой деятельности, обобщаясь и закрепляясь, входят как «строительный материал» в построение его способностей. Эти последние образуют сплав исходных природных качеств человека и результатов его деятельности. Подлинные достижения человека откладываются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Способности человека — это снаряжение, которое выковывается не без его участия. Способности человека определяются диапазоном тех возможностей к освоению новых знаний, их применению к творческому развитию, которые открывает освоение этих знаний. Развитие любой способности совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность данного уровня, открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня. Способность более всего сказывается в возможности использовать знания как методы, результаты предшествующей работы мысли — как средства ее деятельного развития.
Отправным пунктом развития многообразных способностей человека является функциональная специфика различных модальностей чувствительности. Так, на базе общей слуховой чувствительности в процессе общения человека с другими людьми, осуществляемого посредством языка, у человека формируется речевой, фонетический слух, детерминированный фонематическим строем родного языка. Существеннейшим «механизмом» формирования речевого (фонематического) слуха — как закрепленной у индивидов способности, а не просто того или иного слухового восприятия как процесса — является закрепляющаяся в слухе генерализованная система определенных фонетических соотношений. Генерализация соответствующих отношений, всегда более широкая, чем генерализация входящих в нее членов, обусловливает возможность отделения общих свойств чувствительности от данных конкретных восприятий и закрепления этих свойств чувствительности (в данном случае слуховой) в индивиде как его способности. Направленность же генерализации и, соответственно, дифференциации тех, а не иных звуков (фонем), свойственная конкретному языку, определяет специфическое содержание или профиль этой способности.
Существенную роль в формировании способностей к освоению языка играет не только генерализация (и дифференциация) фонетических отношений. Не меньшее значение имеет генерализация грамматических отношений; существенным компонентом способности к освоению языков является способность к генерализации отношений, лежащих в основе словообразования и словоизменения. Способным к овладению языком является тот, у кого легко и быстро, на основании небольшого числа проб, совершается генерализация отношений, лежащих в основе словообразования и словоизменения, и в результате — перенос этих отношений на другие случаи. Генерализация тех или иных отношений, естественно, предполагает соответствующий анализ.
Свойственные данному индивиду тонкость анализа и широта генерализации, легкость и быстрота, с которой эти процессы у него совершаются, образуют отправной путь, исходную предпосылку формирования его способностей — языковых, математических и т. д.
Способность как свойство личности должна выражаться в действиях, допускающих перенос из одних условий в другие, с одного материала на другой. Поэтому в основе способностей должно заключаться обобщение. Говоря об обобщении, мы, не ограничиваясь вообще обобщением материала, считаем необходимым особенно подчеркнуть обобщение (или генерализацию) отношений, так как именно генерализация отношений дает особенно широкий перенос.
Обобщение или генерализация тех или иных отношений является необходимым компонентом всех способностей, но в_ каждой способности происходит обобщение других отношений, другого материала.
Из этого факта следует, что другие специальные способности предполагают способность обобщать другие отношения. Наличие быстрой и широкой обобщаемости в одной области и одновременное отсутствие ее в другой области объясняются тем, что обобщение обусловлено анализом, а степень проанализированности, дифференцированности разных областей у каждого человека различна.
Два положения должны быть здесь отмечены. Первое из них заключается в том, что в состав способностей человека входят общественно выработанные, исторически складывающиеся операции, освоение которых опирается на генерализацию существенных для данной области отношений. Вместе с тем — таково второе из этих положений — способности складываются не из набора операций, в них входящих, они задаются характером тех процессов (генерализация отношений и т.
д.), которые и являются внутренним условием превращения данных операций в способности. Таким образом, здесь соотнесены: 1) свойства высшей нервной деятельности, характер (быстрота и т. д.) генерализации отношений, 2) исторически вырабатываемые операции или способы деятельности, 3) основные для данной предметной области отношения, на генерализации которых основываются соответствующие операции.Ни одна способность не является актуальной способностью к определенной деятельности, пока она не вобрала в себя, не инкорпорировала систему соответствующих операций, но способность никак не сводится только к такой системе операций. Ее необходимым исходным компонентом являются процессы генерализации отношений, которые образуют внутренние условия эффективного освоения операций. Актуальная способность необходимо включает оба этих компонента. Продуктивность непосредственно зависит от наличия соответствующих операций, но функционирование самих этих операций в свою очередь зависит от вышеуказанных внутренних условий; от характера этих последних зависит эффективность усвоения и функционирования (применения) операций, входящих в состав или структуру способности.
Уровни развития способностей | ||
Лекции и практикум по психологии — Общая психология | ||
Уровни развития способностей 1. СпособностиВспомним определение способностей, данное Б. М. Тепловым и поддержанное многими другими авторами. Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности какой-либо деятельности (или многих деятельностей) и не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, которые выработаны у данного человека. В этом определении выделены три критерия способностей. Первый – это то, что способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. В строгом, психологическом смысле слова к способностям не относятся те психические характеристики, которыми обладают все люди вообще и без которых невозможна связь субъекта с объективным миром. Например, чувствительность, способность ощущения и восприятия. Второй – успешность деятельности. Третий – отличие от знаний, умений, навыков. Поскольку проблема взаимосвязи способностей и знаний, умений, навыков обсуждалась ранее, остановимся более подробно на втором критерии. Мы видим, что способного человека от неспособного отличает успешность его деятельности. По этому поводу можно выделить две точки зрения. Первая заключается в том, что практически каждый человек, адаптированный в социуме, способен добиться успеха в каком-либо одном или многих видах деятельности. То есть неспособных людей нет, поэтому главной задачей является поиск соответствующей сферы приложения сил. Эта точка зрения была широко распространена в разные годы среди прогрессивного сообщества, особенно во времена гуманизации и демократизации общества в целом и системы образования, в частности. И в ней заключен определенный воспитательно-образовательный пафос, позволяющий интенсифицировать поиск и развитие талантов каждого ребенка. Однако эта позиция размывает само понятие «способности». 2. ОдаренностьПонятие одаренности рассматривается и как количественная, и как качественная характеристика. Рис. . Модель одаренности по Дж. Рензулли.: К интеллектуальному компоненту автор относит высокий уровень развития процессов внимания, памяти, мышления; к креативности – уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность; к мотивацион-ному компоненту – познавательную и исследовательскую активность. Пересечение всех трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития дает качественое своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок. Рис Структурная модель одаренности «4 х 4» Р. Милграм Обобщая современные представления об одаренности, можно выделить ее основные характеристики: 3. ТалантСледующим уровнем проявления способностей и одаренности является «талант». Талант (от греч. talanton – вес, мера) – это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, математических, литературных и т. д.). О наличии таланта судят по результатам деятельности, которая отличается принципиальной новизной и оригинальностью. Приоритетной мотивацией талантливого человека является потребность в творчестве. В отличие от одаренности, для которой более важен сам процесс творческой деятельности, талант ориентирован как на процесс, так и на результат. Еще одним отличием таланта от одаренности является продуктивность деятельности. В случае одаренности продуктивность является желательным, но не обязательным компонентом. Талант предполагает не просто высокую продуктивность деятельности, но и создание нового, оригинального в рамках данной деятельности. 4. ГениальностьГениальность (от лат. genius – дух) – это высший уровень развития способностей. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в науке, культуре, жизни общества в целом. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, создает новую эпоху в своей области деятельности. Материальные и духовные ценности, созданные гением, являются мировым достоянием и весьма часто опережают время. Выводы по главе:1. Уровнями развития способностей являются: способности – одаренность – талант – гениальность. |
Способность Определение и значение | YourDictionary
ə-bĭlĭ-tē
способности
существительное
способности
Качество способности что-то делать, особенно физическая, умственная, финансовая или юридическая сила для выполнения чего-либо.
Американское наследие
Способность; способность делать (что-то физическое или умственное)
Новый мир Вебстера
Навык, талант или способность.
Ученик со многими способностями.
Американское наследие
Мастерство, мастерство или талант.
Webster’s New World
Качество пригодности или восприимчивости к определенному лечению.
Возможность настройки компьютера для использования в качестве файлового сервера.
Американское наследие
Синонимы:
Синонимы: приспособленность, ловкость, опытность, пригодность, уровень, мастерство, сила, готовность, мастерство, ловкость, умение, товар, прикосновение, сообразительность
Антонимы:
Антонимы: неспособностьнеопытностьнекомпетентностьневежествослабостьпараличимпотенцияограничениенеуклюжестьглупостьнеадекватностьглупостьнеспособностьнеловкостьнеспособность
реклама
суффикс
способность, действие, склонность.
Обучаемость.
Американское наследие
Образует существительное от глагола; способность, склонность или пригодность для определенной функции или состояния.
Викисловарь
Способность, способность или склонность (указанные).
Новый мир Вебстера
Другие формы слов способности
Существительное
Единственное число:
способность
Множественное число:
способности
Происхождение способности
Из среднеанглийского -ablete , -iblete , -abilite , -ibilite , из среднефранцузского -ableté , -ibleté , -abilité , -ibilité , from Latin -abilitas , -ibilitas , from -abilis (“able») or -ibilis (“ возможность») + -tas или -ty
От Викисловарь
Впервые засвидетельствовано в 1300-х годах. От среднеанглийского abilite («пригодность, способность, способность»), от среднефранцузского habilité , от старофранцузского ablete , от латинского habilitās («приспособленность, способность»), от habilis («подходящий, пригодный, искусный, способный»). Смотрите также в состоянии.
От Wiktionary
Средний английский Abilite от Old French Habilite от Latin Habilitās от Habilis Habilis . От Словарь английского языка американского наследия, 5-е издание
Средний английский -билити от Old French -Abilite Из латинской -ābilitās от -ābilis -лек -ābilis -BEL -ābilis -BE От Словарь английского языка американского наследия, 5-е издание
L -abilitas : see -able & -ity
От Словарь Webster’s New World College Dictionary, 5-е издание
Реклама
Найдите похожие слова
Найдите похожие слова на способность с помощью кнопок ниже.
Слова рядом со способностью в словаре
- Abilao
- Abilene
- Проект Abilene
- Abilify
- Abiliment
- Способность
- Способность к Pay-Pay
- Способность к мощности
- .0083 способность
- абиме
способность | значение способности в Longman Dictionary of Contemporary English
Семейство слов (существительное) способность ≠ неспособность инвалидность (имя прилагательное) способный ≠ неспособный отключенный (глагол) включить ≠ отключить (наречие) able
Из Longman Dictionary of Contemporary Englishabilitya‧bil‧i‧ty /əˈbɪləti/ ●●● S2 W1 существительное (способности во множественном числе) 1 [исчисляемое] МОЖЕТ состояние способности делать что-то способность делать что-то способность ходить Медицинский центр обслуживает всех пациентов, независимо от их платежеспособности. 2 УРОВЕНЬ [исчисляемый, неисчисляемый] уровень чьего-либо мастерства в выполнении чего-либо Тест измеряет ваши математические способности. смешанные классы способностейвысоких/низких способностей и т. д. ученики средних способностей Есть музыканты всех способностей. чьи-то способности как-то Он показал свои способности лидера. 3 → в меру своих способностейГрамматикаЗа способностью следует инфинитив с «to», а не форма -ing. Вы говорите: я восхищаюсь его умением слушать. ✗Не говорите: я восхищаюсь его способностью слушать. РАЗГОВОРКИ – значения 1 и 2 прилагательных высокие/низкие/средние способности группа учеников с низкими способностями Многие из этих учеников обладают способностями выше среднего. Дети с высокими способностями требуют более увлекательных заданий. способностиОн был молодым человеком больших способностей.Эти рисунки требовали от художника значительных способностей.замечательные/выдающиеся/исключительные способностиписатель выдающихся способностейКомпания стремится отбирать людей с выдающимися способностями. его исключительные способности пловца смешанные способности (=при разные уровни) класс смешанных способностей сверхъестественная способность (= необычная способность, которую трудно объяснить) у него есть сверхъестественная способность определять инвестиционные возможности. естественная способность (также формальная врожденная способность) (= способность, с которой вы родились) он не Он обладает естественными способностями своего брата. У младенцев есть врожденная способность к простым математическим вычислениям. физические/спортивные способностиУ него значительные спортивные способности.артистические/творческие способности.Вам не обязательно иметь какие-либо артистические способности.музыкальные способностиТим проявил музыкальные способности в раннем возрасте.актерские способностиЕе актерские способности были очевидны сразу.умственные способности умственные способности.интеллектуальные/академические способностиНикто не сомневается в своих интеллектуальных способностях.Степень свидетельствует о ваших академических способностях в определенной предметной области. вербальные/лингвистические способности (=языковые навыки)Тест предназначен для измерения языковых способностей детей.математические способностиЭти учащиеся иметь более высокий уровень математических способностей. проверенные способности (= которые вы доказали своими достижениями) компании часто ценят проверенные способности и надежность сотрудников старшего возраста. умение расслаблять людей. показывать/демонстрировать способность что-то делатьшанс для кандидатов продемонстрировать свои способности отсутствие способности что-то сделатьВ молодости ему не хватало способности сказать нет.фразауровень способностей/уровень способностейДети были одного возраста и уровня способностей. диапазон способностей/диапазон способностейВ классе существует широкий диапазон способностей.Деструктивное поведение более заметно в более низком диапазоне способностей.проверка способностей/проверка способностейЭкзамены не всегда являются хорошей проверкой способностей.Класс получил тест вербальных способностей. Группа способностей (= группа, в которой обучаются учащиеся в зависимости от уровня их способностей) Дети делятся на разные группы способностей. Примеры из корпусной способности• Степпинг — это структурное упражнение с уровнем способностей для всех.• Даже дети со способностями выше среднего не всегда готовы пойти в школу.• Никто не сомневается в его способности быстро выполнять работу.• К счастью, у нее были врожденные способности. Способность быстро и точно судить о людях. • Для режима тот факт, что он руководил запуганным, ослабленным населением, повысил его способность оставаться у власти. ее способности ухода за больными.• Материал курса зависит от уровня способностей студента.• Мария будет прекрасным музыкантом; она демонстрирует большие способности. • Наша способность думать и говорить отличает нас от других животных. • Дети делятся на группы в соответствии с их способностью к чтению. • Действительно, использование систем электронной документации должно повысить способность организации поддерживать полную и точные записи. • Вам была дана способность распознавать свои собственные опасения, принимать их, а затем отпускать. • Коммунизм потерпел неудачу, и капитализм пошатнется, если мы не дадим людям возможность осуществить свои мечты. • Я Я думаю, что убедительное видение в сочетании с уникальной способностью управлять рисками — это волшебство, стоящее за успешными предпринимателями. умение что-то делать• Ее особым атрибутом была способность привлекать друзей и союзников на всю жизнь, основанную на мимолетном контакте.• Одним из проявлений этого является способность пакетов искать заголовки с определенными тегами и атрибутами.• Цель — улучшить репутацию компании. способность конкурировать. • Лошади имеют аналогичную способность неправильно понимать. • У меня, как и у других людей в подобных ситуациях, развилась способность почти видеть в темноте. • Активированный уголь обладает способностью удалять широкий спектр органических соединений из воды и сточных вод. , даже в незначительных количествах. • Еще одна возможность — это возможность назначать тексту именованные стили абзаца. • Если чемпионы оцениваются по их способности побеждать в тяжелых боях, у Марко Антонио Барреры большое будущее. • Буальи обладал сверхъестественной способностью записывать личность и толпа одновременно. с высокими/низкими способностями и т. д. • Большинство учащихся по определению будут иметь средние способности, а меньшее число — ниже среднего. • Комиссар — узнаваемая национальная фигура, а в наше время неизменно профессиональный офицер полиции с высокими способностями. • Даже когда обладая высокими способностями, он часто вынужден довольствоваться положением i на поверхности катастрофы. XX образует существительные из прилагательных, оканчивающихся на -able и -ible. управляемостьПримеры из Корпуса-способность•доступность•вероятностьПроисхождение способность (1400-1500) Старофранцузское habilité, от лат. habilitas, от habilis; → ABLE -ability Старофранцузское -abilité, от латинского -abilitas, от -abilis; → -ТАБЛИЦА
Упражнения
Упражнения
- Словарные упражнения помогут вам выучить синонимы, словосочетания и идиомы.