Определение наставничество это: Что такое наставничество. Объясняем простыми словами — Секрет фирмы

Содержание

Что такое наставничество. Объясняем простыми словами — Секрет фирмы

Проще говоря, это передача профессиональных знаний новичку от старожилов предприятия или организации. Цель наставничества — в короткие сроки подготовить работника к самостоятельному исполнению своих обязанностей в соответствии со спецификой и запросами компании.

Чаще всего наставник назначается именно новому работнику. Но также он может понадобиться, например, сотруднику, который уже работал в компании, но перешел на новую должность или получил новые должностные обязанности.

Наставником может быть как непосредственный руководитель, так и просто более опытный коллега, который имеет необходимые знания и навыки, большой стаж работы в компании или в конкретной области и готов делиться своей экспертизой.

В обязанности наставника может входить:

  • знакомство нового сотрудника со спецификой организации рабочих процессов и корпоративной культурой, а также с непосредственными должностными обязанностями;
  • оценка уровня профессиональной подготовки новичка;
  • личное обучение определённым навыкам и приёмам работы;
  • постановка задач новичку на период наставничества и помощь в достижении нужного результата;
  • разбор ошибок и формулирование советов, как пра­виль­но по­сту­пить в той или иной ра­бо­чей си­ту­а­ции.

Для этого наставник должен иметь комплексное представление о работе всей компании и подразделении, где работает новичок, владеть навыками планирования и администрирования, уметь находить общий язык и доходчиво доносить информацию, быть терпеливым и давать адекватную обратную связь.

На период наставничества это может быть как основной деятельностью сотрудника, так и дополнительной обязанностью.

Пример употребления на «Секрете»

«Ситуацию в компании моего приятеля удалось изменить коренным образом, когда мы ввели систему наставничества. Опытный сотрудник получал в качестве спецзадачи совместные выезды с новичком, на которых оценивал проведение встречи по специальной анкете — полевому листу сопровождения. <…> Чтобы это не выглядело как экзамен, новичок сперва сам выставлял себе оценку по каждому этапу и отмечал, что забыл сказать и что можно было сделать лучше. Затем наставник давал обратную связь и отмечал слабые места, над которыми предстояло поработать на следующей встрече».

(Заместитель коммерческого директора «Яндекс.Кассы» Дмитрий Кармишин — в колонке о том, через какие тесты прогнать кандидатов, чтобы нанять лучшего.)

Нюансы

Понятие наставничества не закреплено никакими законами. То есть нельзя заставить сотрудника быть кому-то наставником, если только это не прописано в его трудовом договоре и должностной инструкции.

Если наставничество не включено в должностные обязанности, то это увеличение рабочей нагрузки на специалиста, поэтому его необходимо оплачивать. Например, оформить наставничество как дополнительную работу по совмещению, выплатить премию и т. п.

Критика

У системы наставничества есть слабые стороны. Самые эффективные сотрудники могут переключиться на обучение новичков и перестать показывать результаты в своих основных задачах.

Статью проверил:

Артём Ступак, тренер бизнес-школ РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, РАНХиГС, Финансового университета при Правительстве РФ

Наставничество | Дворец Молодёжи

О ПРОГРАММЕ/ НАСТАВНИКУ / НАСТАВЛЯЕМОМУ / ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ

ЧТО ТАКОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО?

ПОДДЕРЖКА

РАЗВИТИЕ

МОТИВАЦИЯ

ОБЩЕНИЕ

Наставничество – это универсальная технология передачи опыта и знаний от наставника к наставляемому через неформальное общение, основанное на доверии и партнерстве.

Для Дворца молодежи наставничество не новая практика. В детских технопарках “Кванториум” и центрах IT-КУБ, входящих в состав Дворца, наставничество является неотъемлемой частью образовательного процесса. С ноября 2020 года в программе наставничества принимают участие все отделения и центры Дворца молодёжи, реализующие дополнительные общеобразовательные программы.

Главная задача – повысить качество дополнительного образования за счёт передачи опыта и знаний от наставника посредством неформального общения, основанного на доверии и партнерстве.

НОВОСТИ ПРОЕКТА

17.01.2023 Общие

Сегодня отмечается Международный день наставничества. Более 100 педагогов дополнительного образования Дворца молодёжи помогают сейчас детям реализовать их способности и определиться с будущей профессией…

01.02.2022 Медиа

Более 60 представителей медиастудий со всей Свердловской области приняли участие в первой нетворкинг-сессии лаборатории журналистики «Медиа Z». ..

31.01.2022 IT

Команда обучающихся Свердловской области во главе с Алексеем Шмелевым, педагогом Центров цифрового образования «IT-куб», вошла в пятерку лидеров на шестой проектной смене Уральского федерального университета (УрФУ) в Сочи…

21.01.2022 IT

Алексей Шмелев, наставник Центра цифрового образования «IT-куб. Солнечный»​ ​участвует в Уральской проектной смене – 2022, которая проходит в образовательном центре «Сириус» (г. Сочи)…

05.01.2022 Общие| Спецпроект: наша сила — в команде

Заместитель директора по научной работе Лариса Смирнова рассказала о реализации программы наставничества во Дворце молодёжи…

30.09.2021 Общие| Педагогам

С 23 сентября в рамках реализации программы наставничества во Дворце молодёжи стартовала «Школа педагогического мастерства»….

29.05.2021 Туризм и краеведение| Общие

В Региональном детско-юношеском центре туризма и краеведения Свердловской области в рамках программы наставничества, которая действует во Дворце, прошли занятия по спортивному ориентированию.

26.12.2020 РМЦ

Региональный модельный центр провел обучение кураторов программы наставничества во Дворце молодёжи. Вместе с педагогом-наставником «Кванториума» участники обсудили специфику работы наставников, проектные кейсы и продумали этапы своей…

30.11.2020 IT

Учащиеся IT-Куба попробовали на себе необычную форму обучения — они играют в волшебный мир и при этом осваивают новые цифровые знания и умения. Один из педагогов-наставников центра — Алексей Шмелев разработал целую платформу, чтобы…

НАСТАВНИК

Человек, имеющий более обширные, чем у подопечного, знания и жизненный опыт, добровольно согласившийся поддержать наставляемого в развитии его навыков и компетенций, определении новых целей и способов их достижения.

После постановки четких целей и задач основная деятельность наставника происходит в течение последовательных встреч с наставляемым.

КТО МОЖЕТ СТАТЬ НАСТАВНИКОМ?

  • учащиеся и преподаватели Дворца молодёжи,
  • представители сообществ выпускников, студенты,
  • сотрудники различных предприятий и организаций, курирующие проекты обучающихся и желающие участвовать в программе.

Портрет опытного наставника

  • Имеет внутреннюю мотивацию к наставнической деятельности, оказанию помощи и поддержки другим людям.
  • Открытый, общительный, коммуникабельный.
  • Проявляет интерес к деятельности, которую осваивает наставляемый.
  • Обладает лидерскими качествами.
  • Целеустремлен и настойчив.
  • Терпелив и толерантен.
  • Стремится к постоянному саморазвитию.

Что дает участие в программе?

  • Возможность обучиться эффективному взаимодействию с подрастающим поколением.
  • Навыки постановки конкретных, измеримых, достижимых целей для себя и своих подопечных.
  • Позитивные эмоции от достижения поставленной цели, задач и совместного творчества.
  • Осознание собственного уровня профессиональной зрелости.
  • Новый коммуникативный опыт и возможность раскрыть собственный потенциал.

СТАТЬ НАСТАВНИКОМ

СТАТЬ НАСТАВНИКОМ

анкета для учащихся Дворца Молодёжи

Для выпускников, студентов, педагогов и партнеров: свяжитесь с куратором интересующего Вас отделения и направьте заявление на участие в программе на указанную почту.

СПИСОК КУРАТОРОВ

СОВЕТЫ НАСТАВНИКУ

  • Найдите общий язык с наставляемым – узнайте о его интересах и целях (вероятно, у вас много общего).
  • Обсудите с наставляемым ближайшую цель и задачи совместной деятельности, способы коммуникации и форматы взаимодействия.
  • Спланируйте с наставляемым личные и онлайн-встречи, совместное участие в интересующих наставляемого мероприятиях.
  • Расскажите наставляемому об опыте, ошибках и успехах при достижении целей – своих и чужих.
  • Расскажите наставляемому о людях и событиях, которые мотивировали вас.
  • Направляйте наставляемого в постановке целей – не критикуйте, но корректируйте, если считаете это необходимым.
  • Поддерживайте наставляемого в различных ситуациях и мотивируйте его на поиск путей решения задач.
  • Делитесь не только личным опытом, но и полезной информацией: расскажите об интересных книгах, статьях, фильмах, мероприятиях – тех, которые могут способствовать развитию наставляемых.
  • Собственным примером вдохновляйте наставляемого.

НАСТАВЛЯЕМЫЙ

Наставляемый – это участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.

Наставляемыми в данной программе могут являться обучающиеся любого подразделения Дворца молодёжи от 10 лет.

Если хочешь стать пекарем – учись у пекаря, если хочешь стать миллионером – учись у миллионера!

(с) Уоррен Баффет

Что дает участие в программе?
  • Новые идеи и интересный опыт.
  • Новые знания об окружающем мире.
  • Возможность определения своих целей и нахождение способов их достижения.
  • Поддержку и помощь в реализации своих планов.

НАЙТИ НАСТАВНИКА

СОВЕТЫ НАСТАВЛЯЕМОМУ

  • Наставник добровольно и безвозмездно уделяет свое время и делится имеющимися ресурсами – уважай наставника и цени его время.
  •  Сфокусируйся на своих целях и приоритетах.
  • Подумай, в чем тебе необходима помощь наставника, какие задачи ты хочешь решить.
  • Используй открывающиеся возможности.
  • Выстраивай доверительные отношения с наставником.
  • Задавай конкретизирующие вопросы.
  • Размышляй, чего бы ты хотел достичь от участия в программе.
  • Анализируй полученную информацию.

ОТВЕЧАЕМ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Как формируются пары/группы наставник + наставляемый (наставляемые)

Пары и группы формирует куратор. При формировании пар «наставник – наставляемый» и групп «наставник – наставляемые» куратор учитывает профессиональный профиль и/или личный опыт наставника – они должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых.

Что делать, если по каким-то причинам не понравился наставник?

  1. Первое, что необходимо сделать, – это поделиться своими сомнениями с куратором. Важно рассказать ему, что конкретно не нравится в общении с наставником.
  2. Второе – признать, что за одну-две встречи не всегда удается узнать и понять человека.
  3. Третье – не спешить отказываться от общения с наставником, дать ему время раскрыться и проявить свои способности.

Что делать, если наставляемому не нравится содержание встреч, обсуждаемые темы/проекты, которые предлагает наставник?

В этом случае стоит поговорить об этом с наставником. Не следует опасаться того, что он обидится или будет «читать нотации». Для наставника мнение подопечного имеет большое значение, поэтому необходимо сказать ему о своих сомнениях.

Предложить наставнику те занятия/проекты и темы, которые были бы интересны для наставляемого. Необходимо совместно с наставником обсудить и спланировать совместную деятельность.

Что делать, если возникли споры с наставником/наставляемым?

Пытаться найти совместное решение. Если споры/конфликты не удается разрешить – необходимо обратиться за советом к куратору.

На какой период рассчитана реализация программы наставничества во Дворце молодёжи?

Программа наставничества стартовала с 1 ноября 2020 г. Первый год реализации программы завершится торжественным подведением итогов в ноябре 2021 года.

Перейти ко всем центрам

ПЕРЕЙТИ

Что такое наставничество? – Определения, история и руководства

« Назад к статьям

Наставничество, Обратное наставничество, Наставник, Наставник или даже Наставник – все эти слова часто используются и могут, по понятным причинам, вызвать путаницу. Мы уже рассмотрели один из наиболее часто задаваемых вопросов — разницу между наставничеством и коучингом. Однако в этой статье мы приведем ключевые определения и ключевые слова, которые мы часто используем в отношении наставничества, в надежде прояснить для вас некоторые моменты.

Наставничество широко используется, и велика вероятность, что вы были наставником или наставником кого-то еще на каком-то или нескольких этапах вашей жизни, даже не осознавая этого и не называя это наставничеством. Причина? Определение наставничества — это когда кто-то делится своими знаниями, навыками и опытом с другим человеком, чтобы помочь ему прогрессировать.

Итак, если вы поделились какими-либо знаниями, навыками или опытом с другим человеком или другой человек поделился этим с вами, вы участвовали в наставничестве.

Определение наставничества
Существует множество определений наставничества. Однако наиболее краткое определение наставничества — это когда кто-то делится своими знаниями, навыками и опытом, чтобы помочь другому человеку прогрессировать. Этот прогресс может быть профессиональным или личным, хотя, учитывая баланс между работой и личной жизнью, который сейчас есть у многих из нас, часто рассматривается пересечение между ними.

Откуда взялось слово наставник?
Слово Наставник имеет исторические корни в греческой мифологии. Улисс доверил своего сына Телемаха заботе и руководству своего старого и надежного друга Ментора, прежде чем отправиться в свое эпическое путешествие. Телемахом руководил и советовал Ментор, и именно здесь мы теперь используем слово наставник и глагол «наставничество». С точки зрения современного развития, наставничество обычно представляет собой двусторонние отношения развития один на один.

Что такое наставник?
Наставник — это человек, который делится своими знаниями, навыками и/или опытом, чтобы помочь другому человеку или группе людей развиваться. Традиционно наставник направляет подопечного (см. определение подопечного ниже) в отношениях наставничества один на один. Однако в последнее время среди предприятий и организаций стало популярным групповое наставничество, когда один человек делится знаниями и рекомендациями с большей группой людей.

Что такое подопечный?
Под подопечным понимается человек, который получает знания, навыки, опыт и рекомендации от наставника, чтобы помочь ему, подопечному, развиваться. Этот прогресс часто связан с профессиональным и карьерным развитием, например, с переходом на новую роль или работу, но может происходить на протяжении всей жизни человека. В некоторых случаях вы можете использовать здесь слово mentee, называемое mentoree.

Что такое обратное наставничество?
Обратное наставничество — это относительно новая концепция, при которой кто-то, кого обычно считают менее опытным, менее старшим или более молодым в организации, будет наставлять кого-то более старшего, чтобы обучать их определенным взглядам, идеям или знаниям. Обычно это включает в себя идеи и знания о разнообразии и инклюзивности, технологиях и предстоящих рыночных тенденциях. Чтобы узнать больше об обратном наставничестве, ознакомьтесь с нашими рекомендациями по обратному наставничеству здесь.

Каковы преимущества наставничества?
Наставничество имеет ряд преимуществ для всех участников. При традиционном наставничестве с двумя сторонами и наставник, и подопечный могут многое выиграть от отношений наставничества, поэтому организации все чаще используют программы наставничества и программное обеспечение для наставничества для продвижения наставничества среди своих сотрудников.

Преимущества наставничества могут включать:

  • Эффективное обучение и обмен знаниями из первых рук посредством наставничества
  • Получение практических идей, рекомендаций и советов от опытных
  • Повышение уверенности (обычно для подопечного) благодаря наличию наставника, занимающего руководящую должность в организации
  • Улучшение навыков межличностного общения и общения как у наставника, так и у подопечного
  • Предоставление подопечным возможности эффективно развиваться, а наставника взять на себя новые и дополнительные обязанности по поддержке подопечного
  • Более широкое понимание различных точек зрения, будь то из разных стран, организаций или отделов одной и той же организации
  • Доверенный партнер для обсуждения более конфиденциальных задач и целей в карьере

Преимущества наставничества ощущаются обеими сторонами, и фраза «взаимное наставничество» может эффективно передать это, давая понять обеим сторонам, что наставничество может им помочь.

Как я могу наставлять других?
Есть много способов, которыми человек может участвовать в наставничестве. Вы можете присоединиться к бесплатной платформе наставничества PushFar, чтобы стать наставником и начать делиться своим опытом уже сегодня. Вы также можете изучить программы наставничества в школах, колледжах и университетах, и большинство крупных организаций также предлагают программы наставничества своим сотрудникам.

Как найти наставника?
Поиск наставника иногда может показаться сложным, но существует множество способов найти наставника, которые вы можете использовать. Сеть наставничества PushFar насчитывает более 60 000 человек, участвующих в наставнических отношениях, и вы можете нажать здесь, чтобы присоединиться бесплатно сегодня. Вы также можете найти наставника через сеть, онлайн-инструменты, такие как LinkedIn, и поговорив с коллегами. Определение

в кембриджском словаре английского языка

Переводы mentoring

на Китайский (традиционный)

на китайском (упрощенном)

Подробнее

Нужен переводчик?

Получите быстрый бесплатный перевод!

Как произносится число ?наставничество ?