Конфликтология и управление конфликтами
Человек, живущий в современном мире, безусловно, подвержен различного рода влияниям и воздействиям со стороны окружающей его действительности. Это может проявляться и в отношении человека к жизненным ситуациями, обстоятельствам и другим людям, и в отношении к нему окружающих его людей, и, конечно же, в отношении человека к самому себе.
Но пожалуй, наибольшее воздействие на настроение, мировосприятие, психические проявления и даже направленность действий и деятельности каждого из нас оказывают наши отношения с другими людьми.
Вопрос этот очень глубок и многогранен, и рассмотреть его в рамках одной статьи или небольшого цикла статей не представляется возможным. Хотя, если задаться такой целью, а сам вопрос разбить на несколько отдельных составляющих, то желаемого результата можно добиться. Именно поэтому на страницах нашего интернет-ресурса «4Brain» мы уже во всех подробностях освещали такие темы, как психология человека, НЛП, творческое мышление, здоровый образ жизни, тайм-менеджмент и множество других.
Владеть информацией о конфликтах и уметь ими управлять – это полезный навык для каждого человека.
Конфликты подстерегают человека буквально на каждом шагу: дома и на работе, в транспорте и общественных местах, в родном городе, где мы провели всю жизнь, и в другой стране, куда отправились на отдых. Конфликтов не избежать. И даже если вы, как сейчас принято выражаться, мегапозитивный человек, в жизни, так или иначе, будут возникать ситуации, когда нужно будет доказать свою точку зрения, войти в положение другого человека, выслушать что-то неприятное в свой адрес, с чем-то не согласиться и, вполне вероятно, даже применить силу, чтобы отстоять свои права или защитить себя или близких.
Естественно, вероятность того, что мы с вами сможем повлиять на ситуацию в мире, ничтожно мала. Да и представленный тренинг по конфликтологии рассчитан не на это. Его задачей является дать вам важную, нужную и полезную информацию, которую вы сможете успешно применить на практике, и которая способна научить вас более эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, находить с ними общий язык, обходить «острые углы», не допускать в отношения негатив и агрессию, а также вести себя именно так, как того требует каждая отдельная напряжённая ситуация, если она всё-таки возникла.
Из нашего тренинга по конфликтологии вы узнаете, во-первых, о том, что это такое – конфликты и конфликтология. Во-вторых, мы поговорим о том, что такое предмет конфликтологии, задачи и функции конфликтологии, и каковы основы конфликтологии. В-третьих, мы расскажем о том, какие на сегодняшний день существуют проблемы конфликтологии, и какую цель преследует современная конфликтология. Но важно понимать, что теоретическая конфликтология и прикладная конфликтология – это две части одного целого.
Содержание:
- Что такое конфликтология?
- Применение знаний о конфликтах
- Уроки по конфликтологии
- Как проходить занятия?
- Дополнительные материалы
- Цитаты известных людей о конфликтах
Что такое конфликтология?
Конфликтология – это дисциплина, которая занимается изучением закономерностей таких процессов, как возникновение, развитие, разрешение и завершение конфликта.
Одним из людей, заложивших основы общей теории конфликта являлся Карл Маркс. Им было разработано учение о противоречии и развита модель социального изменения. После него основы учения о конфликте были сформулированы американским социологом Джонатаном Тёрнером. Кроме того, огромный вклад в развитие конфликтологической науки внесли американский социолог Льюис Козер и немецкий социолог и философ Георг Зиммель. Если же изучить и другие источники, то можно заключить, что в развитии конфликтологии вообще, как в нашей стране, так и за рубежом, принимали участие, главным образом, социологи, психологи и политологи.
Однако несколько существенных обстоятельств позволяют провести грань между отечественной и зарубежной конфликтологией:
- За рубежом попытки создания теории конфликта предпринимались ещё в XIX веке
- За рубежом для изучения конфликтов применяется большее количество подходов
- За рубежом конфликтология преподаётся в самых крупных университетах
- За рубежом предусмотрены степени бакалавра и магистра по конфликтологии
- За рубежом конфликтология – это наука, преимущественно, прикладного характера
Что же касается отечественной конфликтологии, то первые публикации на эту тему появились лишь в 20-х годах XX века (первая работа датируется 1924 годом; её авторами являются М. И. Могилевский и П. О. Гриффин). В этих трудах проблему конфликтов впервые выделили в качестве самостоятельной, а в заголовках самих работ уже фигурирует термин «конфликт». А как отдельная наука конфликтология оформилась в России в начале 90-х годов. В настоящее же время конфликтологии и проблеме конфликта уделяется всё больше внимания российскими исследователями.
Теперь же пришло время сказать несколько слов о центральном понятии конфликтологии – конфликте.
Конфликт в его общем понимании является наиболее острым способом разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают при социальном взаимодействии. Суть конфликта заключается в противостоянии его участников, сопровождающемся отрицательными эмоциями. Нередко это противостояние выходит за рамки социальных норм и правил.
Но конфликтология различает два основных вида конфликтов – социальный конфликт и внутриличностный конфликт.
Умение распознавать и предупреждать возникновение конфликта, а также управлять им и нейтрализовывать его открывает перед человеком огромные возможности.
По большому счёту, такой навык способен сделать жизнь человека гармоничнее, окрашенной в более яркие краски и наполненной преимущественно положительными эмоциями. Не стоит, конечно, идеализировать, но если бы все люди на планете применяли в своей жизни принципы эффективного предупреждения и разрешения конфликтов, то, наверняка, в мире стало бы меньше разногласий, ненависти, войн.
Вот простой пример на бытовом уровне: если, например, два члена семьи не знают навыков конфликтологии, то при возникновении спора, непонимания, разногласий ситуация с большой долей вероятности может перетечь в серьёзный семейный скандал, результатом которого могут стать как просто негативные эмоции людей по отношению друг к другу, так и полный разлад и даже разрыв семейных отношений.
Но когда хотя бы один человек владеет навыками конфликтологии, он способен, во-первых, не допустить, чтобы ситуация вышла из под контроля и повлекла за собой разрушительные последствия, а во-вторых, сделать так, чтобы она вообще не появилась, ведь он сможет распознать её ещё до её появления. И это можно применить не только к области семейных отношений, но и к любой другой.
Применение знаний о конфликтах
Как уже говорилось, мы живём в мире, в котором часто возникают всевозможные разногласия, споры, столкновения, противоречия и т.п. И даже если сейчас обстановка вокруг вас позитивная или хотя бы нейтральная, не факт, что дальше всё будет идти, как «по маслу», и не возникнет какой-либо конфликтной ситуации. Даже такой поверхностный взгляд говорит нам о том, что конфликты нужно уметь разрешать.
Но давайте более предметно поговорим о том, для чего нужно применять знания о конфликтах:
✔ | Если у человека возник внутриличностный конфликт, это очень опасно для его психического здоровья, а в некоторых случаях и для его жизни.![]() |
✔ | Умение достойно вести себя в конфликтных ситуациях – это один из показателей взрослой зрелой личности, воспитанности, адекватности, конструктивного восприятия реальности и настроенности на продуктивное взаимодействие с обществом. Если же человек привык решать всё кулаками, умеет только спорить и огрызаться, это говорит о том, что его внутренний стержень слаб, психика нестабильна, умение грамотно общаться и находить общий язык отсутствует. |
✔ | Мир с самим собой и окружающими людьми – это, прежде всего, положительное психическое состояние, а наука уже давно доказала, что психическое состояние находит своё отражение и в физическом плане. Сознание, душа и тело непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Внутренние конфликты могут стать причиной серьёзных физических заболеваний, не говоря уже о душевных.![]() |
✔ | Умение улаживать конфликт и подобающим образом вести себя в конфликтных ситуациях говорит о том, что человек склонен к проявлению доброты, положительного отношения к людям, уважения. Оно также говорит и о том, что человек думает не только о себе и своих интересах, не ставит в приоритет только себя и свои собственные желания, но также думает о других. Отношение к такому человеку окружающих практически всегда будет аналогичным, т.е. его будут ценить, уважать, оценивать по достоинству, считаться с его мнением. К тому же, в жизни позитивно настроенных людей хороших событий всегда больше, чем у тех, кто настроен негативно. |
✔ | Умелое применение знаний о конфликтах – это неотъемлемая составляющая пути к гармонии с самим собой, находящимися рядом людьми и окружающей действительностью.![]() |
Польза от применения знаний о конфликтах очевидна. Но не будет лишним заметить, что это далеко не все преимущества данного навыка. В действительности, их гораздо больше, вплоть до положительного влияния на будущее поколение, другими словами, на своих детей, ведь, как известно, приобретённые человеком навыки и умения передаются его детям в виде предрасположенностей на генетическом уровне. Так что, изучая конфликтологию, вы можете быть уверены, что делаете лучше не только свою жизнь, но и жизнь своих сыновей, дочерей и даже внуков.
Как этому научиться?
Продолжая разговор о врождённых и приобретённых навыках, важно сказать, что с рождения у человека нет никаких знаний. Любая информация впитывается человеком с течением времени. Аналогичным образом развиваются и навыки. Если же у человека есть предрасположенность к чему-либо, в нашем случае, к грамотному функционированию в конфликтных ситуациях, с практикой его умения будут оттачиваться и приносить пользу в жизни.
Но если человек не обладает подобной предрасположенностью, учиться приходится исключительно методом проб и ошибок. Но главное – это учиться, ведь, как гласит известная пословица: «Тяжело в учении – легко в бою». Причём, человек обладает потрясающей способностью обучаться чему угодно, естественно, приложив усилия. Обучаться же можно двумя способами: изучая теорию и применяя знания на практике:
1 |
Конфликтология в теории – это информация, которую вы можете найти в книгах, учебниках, получить от других людей и из прочих источников. |
2 |
Конфликтология на практике – это использование полученной информации в реальной жизни. |
Однако не являются исключением ситуации, когда человек дальше теории не идёт. Да, он владеет информацией, но она не приносит ему никакой пользы. И это не оттого, что информация некачественна или бесполезна, а оттого, как правило, что он просто не знает в какое русло направить свои усилия, чтобы что-то начало получаться.
Учитывая этот нюанс, мы и разработали наш тренинг. Его целью является не просто познакомить читателя с мощной теоретической базой, но довести до его сознания идею её практического применения, научить использовать в своей жизни.
Имейте в виду, что наш тренинг по конфликтологии имеет и теоретический и практический аспекты. Теоретическая часть познакомит вас с основами конфликтологии и ответит на самые распространённые вопросы в рамках рассматриваемой темы. А практическая часть содержит в себе ценные советы, рекомендации и методы, которые вы будете применять. Причём, как теория, так и практика, дополнены простыми наглядными примерами, дабы исключить фактор недопонимания.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.
Cтатистика На весь экран
Уроки по конфликтологии
После изучения довольно большого количества теоретических материалов по конфликтологии, выделив основные моменты, систематизировав их и адаптировав к практике, мы разработали комплекс уникальных уроков по этой теме. В этих уроках рассмотрены наиболее важные разделы конфликтологии, а также представлены мнения выдающихся учёных и результаты некоторых научных изысканий. Наибольшая же ценность этих уроков заключается в том, что огромное внимание в них уделяется именно практике.
Урок 1. Что такое конфликт: виды, типы и формы конфликтовНесмотря на то что конфликты – составляющая жизни человека, далеко не каждый способен ответить на вопрос: что же такое конфликт на самом деле? Понятие о конфликтах очень расплывчато в понимании большинства, т. е. это не просто что-то типа: не нашли общего языка, поссорились, подрались или не сошлись во мнениях, а нечто более сложное. А если говорить о том, что конфликты подразделяются на немалое количество типов и разновидностей, то для многих это вообще «тёмный лес».
В первом уроке вы познакомитесь с понятием конфликта, рассмотрите его отрицательные и положительные стороны (поверьте, они есть), узнаете, по каким признакам можно распознать конфликт. Далее вы изучите классификации конфликтов и на примерах узнаете, чем каждый их конфликтов отличается друг от друга. Отдельная часть расскажет вам о том, как современная конфликтология типологизирует конфликты. Невзирая на то, что первый урок, по большей части, теоретический, уже в нём вам будет дано одно замечательное упражнение на проработку своих внутренних состояний.
Урок 2. Причины возникновения конфликтов и этапы их развитияВажно и нужно знать не только о том, что такое конфликты и какие они бывают, но также и о том, по каким причинам вообще возникают конфликтные ситуации. Нередко даже самая безобидная шутка может стать причиной ссоры, что уж удивляться, когда правительства, казалось бы, дружественных государств, не могут мирным способом разрешить вопрос о том, кому принадлежит та или иная территория. Соответственно, причины любых разногласий – это то, о чём нужно знать, прежде чем начинать предпринимать какие угодно практические действия.
Данный урок познакомит вас с несколькими разновидностями причин возникновения конфликтов, а также с их подвидами – этому посвящена первая часть урока. Во второй части речь пойдёт о том, какие этапы проходит конфликт во время своего развития, и какова динамика этого процесса. Каждый этап дополнен наглядными примерами. Вполне возможно, какие-то из примеров покажутся вам очень знакомыми, ведь все они взяты из жизни обычных людей и общества.
Урок 3. Профилактика, предотвращение и управление конфликтамиВозникновению любого конфликта всегда предшествуют определённые обстоятельства. Знание о том, что разжигает конфликт, а также о том, что может его погасить, является основным навыком, который может применить человек во избежание противоборства. Если же предупредить конфликт не удалось, и конфронтация возникла, важно выбрать такую стратегию поведения, которая в наибольшей степени будет соответствовать сложившейся ситуации. Именно об этих вещах и пойдёт речь в третьем уроке.
Вы узнаете о том, что вообще представляет собой процесс предупреждения конфликтов и о причинах, которые могут помешать ему; познакомитесь с технологией, применяя которую, научитесь предупреждать конфликты; узнаете о том, какие существуют способы развития и поддержания сотрудничества и о том, какие бывают нормативные процедуры разрешения конфликтных ситуаций. Основная часть материала этого урока расскажет вам о методах управления конфликтами и о ситуациях, в которых эти методы стоит или не стоит применять. А в конце урока вашему вниманию будут представлены наиболее эффективные рекомендации по управлению конфликтами.
Урок 4. Стратегии разрешения и урегулирования конфликтовЧеловек, умеющий предупреждать конфликты и управлять ими, имеет гораздо больше шансов избежать неприятных ситуаций, чем тот, кто не умеет этого делать. Однако это не гарантирует на 100%, что конфликт всё-таки не возникнет. Именно по этой причине огромное внимание конфликтология уделяет вопросу разрешения и урегулирования конфликтов. Это можно назвать настоящим искусством, ведь, умея применять соответствующие приёмы, можно извлечь выгоду даже из самой опасной ситуации, а также устранить её.
Предпоследний урок познакомит вас с понятиями разрешения и урегулирования конфликтов и разницей между ними, а также с тем, какие ошибки чаще всего допускают люди, стремясь урегулировать конфликт. Затем вы узнаете о профилактике конфликтов и анализе конфликтных ситуаций. Большое внимание уделено процессу переговоров, ведь именно они представляют собой основной способ разрешения конфликтов, но не будут упущены из виду и другие методы. В заключительной части вы рассмотрите уникальный инструмент для работы с конфликтами – матрицу разрешения конфликтов.
Урок 5. Внутриличностный конфликт: понятие, виды, предупреждение и разрешениеГоворя о конфликтах вообще, не следует понимать их, как процесс взаимодействия между людьми или группами людей. В жизни человека часто встречается особый вид конфликта – внутриличностный конфликт. И он нередко может быть в разы опаснее, чем любой другой, ведь личность, внутри которой возник конфликт, теряет способность к гармоничному существованию, нормальному общению с другими людьми, продуктивной и эффективной деятельности. В самых острых формах внутриличностный конфликт может даже стать причиной суицида или крайне деструктивного антисоциального поведения.
Что такое внутриличностный конфликт? Как он проявляется? Какие существуют разновидности внутриличностного конфликта, и что является его основой? Почему внутриличностный конфликт может быть не только деструктивным, но и конструктивным? Как можно его предупредить или разрешить его, если он возник? Ответы на все эти вопросы вы получите из последнего урока.
Авторы курса и уроков: Кирилл Ногалес и Евгений Буянов
Как проходить занятия?
Как уже было не раз подмечено, материалы нашего тренинга по конфликтологии максимально адаптированы под практическое применение, причём, под применение абсолютно любым человеком. Но ни в коем случае не стоит забывать о том, что решающее значение имеет здесь не изучение материала, а его практическое использование. Читать, изучать, знать много всего полезного и интересного – это, конечно же, хорошо. Но если знания, которые могут быть применены в жизни, применены не будут, цена их будет невысока, т.к. никакой пользы они вам не принесут. Имейте это в виду.
Каждый из уроков вы можете изучать поэтапно. В качестве примера можно привести простой алгоритм (но вы можете выработать и свой собственный):
1 | День первый – изучение материала. |
2 | День второй – повторное изучение материала для закрепления. |
3 | День третий – применение полученных знаний на практике. |
4 | День четвёртый – подведение итогов по применению материала изученного урока.![]() |
5 | День пятый, шестой и седьмой – отдых. |
Таким образом, на изучение данного тренинга у вас уйдёт чуть больше месяца. Если для вас этот срок кажется слишком продолжительным, составьте свой график, и изучайте/практикуйте, к примеру, не один урок в неделю, а два. Найдите наиболее комфортный для себя вариант.
Также хочется сказать, что нужно не просто один раз применить навык, пусть даже успешно, а постепенно и целенаправленно оттачивать его, чтобы внедрить в арсенал привычных для вас действий. Старайтесь сформировать у себя полезную привычку (согласно некоторым исследованиям, на это требуется 21 день).
В процессе обучения используйте всевозможные вспомогательные материалы – блокнот для записей, дневник, органайзер, компьютер или гаджет. Например, поставьте в планировщике заданий своего смартфона звуковой сигнал на намеченное для обучения время, чтобы он напоминал вам о том, что пора приступать к занятиям. Или делайте в блокноте краткую запись всякий раз, когда эффективно или неэффективно повели себя в конфликтной ситуации. Вы можете придумать что угодно – главное, чтобы это было вам на пользу.
Дополнительные материалы
В качестве дополнительных материалов к нашему тренингу мы решили использовать книги и статьи, посвящённые рассматриваемой нами теме.
Книги по конфликтологии
Книги по конфликтологии – это прекрасный источник как основной, так и дополнительной информации о конфликтах и всём, что с ними связано. Как правило, их авторами являются авторитетные специалисты в данной области. Воспользовавшись этими книгами, вы сможете глубоко погрузиться в детальное изучение конфликтологии, почерпнуть недостающую информацию и получить ответы на все интересующие вас вопросы.
На нашем сайте есть небольшая подборка книг с небольшим описанием и кратким содержание, которые вы сможете увидеть на данной странице:
- Психология конфликта (2-е изд.
). Гришина Н. В.
- Хрестоматия по конфликтологии. Анцупов А. Я., Шипилов А.
- Практикум по конфликтологии. Емельянов С. М.
- Введение в конфликтологию. Козырев Г. И.
- Конфликтология: учебник. Кибанов А. Я.
Статьи по конфликтологии
Статьи по конфликтологии – это уникальные сборники информации, касающейся конфликтов. Статьи, конечно же, не так объёмны, как книги, зато представляют собой, во многих случаях, квинтэссенцию большого объёма данных, на изучение которого могут потребоваться месяцы кропотливой работы. В статьях вы встретите как ставшие уже классическими точки зрения на проблему конфликта, так и мнения современных специалистов, соответствующие последним тенденциям науки и социальной жизни.
- 7 эффективных стратегий поведения в конфликте
- Стратегия разрешения конфликтов: как получать то, чего хочется
- Как не поддаваться на провокации и избегать конфликтов
- Позитивная психотерапия Пезешкиана
- И другие материалы в рублике нашего блога «Лидерство и взаимоотношения»
Цитаты известных людей о конфликтах
И в дополнение к вводному уроку мы бы хотели познакомить вас с несколькими интересными изречениями на тему конфликтов, ведь по этому поводу не раз высказывались люди, известные на весь мир. Эти цитаты являются отражением индивидуального отношения разных людей к вопросу о конфликтах:
Мир есть отсутствие внутренних и внешних конфликтов.
Лобсанг Рампа
Не бывает бесконфликтных личных отношений. Конфликты неизбежны в любых отношениях между людьми.
Хорхе Букай
Глубоко в нашем сознании живет неутолимая жажда конфликта. Вы сражаетесь не столько со мной, сколько с человеческой природой.
Шерлок Холмс
Если в жизни есть возможность сделать шаг назад, чтобы избежать конфликта лучше его сделать.
Расим Мусабеков
Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну.
Исороку Ямамото
Не конфликтуй: с умным договорись, дурака обмани.
Михаил Литвак
Если проблемы можно избежать, то я предпочту бесконфликтный вариант. Однако, если выбора нет, поверьте, я умею держать удар.
Эвелина Хромченко
Негоже злобствовать на противника после того, как конфликт исчерпан.
Кадзуо Исигуро
Находясь в единстве с самим собой, невозможно даже помыслить о конфликте.
Экхарт Толле
Любой конфликт лучше попытаться разрешить мирными средствами при помощи диалога, простить или попытаться услышать аргументы другой стороны. Потому что это гораздо проще, чем доводить вопрос до конфронтации.
Дольф Лундгрен
А теперь предлагаем приступить к занятиям.
Желаем вам успехов в освоении конфликтологии!
Кирилл
1 Виды конфликтов →
Что такое конфликтология и как она помогает в спорах
10 октября 2022 Жизнь
Далеко не всегда нужно стоять на своём до последнего.
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Что такое конфликтология
Это междисциплинарная область, которая изучает, как возникают, протекают и решаются споры между людьми. Конфликтология занимается самыми разными видами конфликтов — от внутриличностных до военных и трудовых. Их участниками могут быть не только отдельные люди, но и целые организации и государства.
Конфликтологию нельзя считать наукой в привычном смысле слова. Это прежде всего прикладная отрасль, такая же как, например, менеджмент.
Как область исследований конфликтология окончательно сложилась во второй половине XX века. Сказался опыт Второй мировой войны: специалисты искали способы предотвращения подобных катастроф в будущем. Именно поэтому конфликтологи в основном занимаются конкретными методами и практически не разрабатывают теорию.
Так что единой схемы описания всех видов разногласий в рамках направления пока создать не удалось. А сами конфликтологи опираются на методы и данные других дисциплин, в первую очередь психологии и социологии, а также применяют математические модели, например теорию игр.
Как решать проблемы с помощью конфликтологии
Вот что рекомендуют специалисты.
Определите тип конфликта
Различные условия создают разные виды спорных ситуаций. Обычно выделяют следующие группы конфликтов:
- Антагонистические, которые нельзя решить мирно, и те, что допускают компромисс.
- Естественные, возникшие сами собой, и искусственные, созданные кем‑то специально для реализации неких целей.
- Явные (открытые) и латентные (скрытые).
- Реальные, потенциальные и мнимые.
- Функциональные (созидающие) и дисфункциональные (разрушительные).
- Институционализированные и неинституционализированные — то есть регулируемые или не регулируемые законами, нормами и ценностями.
Проблемы решаются по‑разному в зависимости от их типа. Например, когда ночью шумит сосед, нужно понять, готовы ли вы к компромиссу. Если да — можно сходить и попробовать договориться с человеком. Если же нет, то стоит пожаловаться в полицию.
Взвесьте риски и возможности
Поведение при противоречиях в разной степени отвечает личным или общим интересам. Некоторые люди очень неконфликтны и быстро идут на уступки, потому что для них главное — общее благо. Другие, наоборот, ни за что не откажутся от своих целей.
Поэтому, прежде чем вступать в конфликт, подумайте, чего можно ждать от противоположной стороны. Ведь от этого во многом зависит результат. Допустим, вы решили поговорить с шумящим соседом. Вот чем может закончиться дискуссия:
- Односторонним выигрышем. Сосед — неконфликтный человек и сразу перестаёт шуметь.
- Односторонним проигрышем. Соседу всё равно, что он не даёт вам спать, и он не снижает громкость.
- Взаимным выигрышем. Сосед согласен, что нельзя шуметь по ночам, поэтому убавляет в это время музыку так, чтобы звук не доходил до вас.
- Взаимным проигрышем. Сосед в качестве уступки снижает громкость, но вы всё равно слышите песни.
Рассмотрев варианты, получится определить свои цели при переговорах и понять, при каких условиях эти задачи реализуемы. В случае с шумящим соседом, например, смысл идти договариваться есть только в ситуациях, когда возможен односторонний или взаимный выигрыш.
Выберите оптимальную стратегию
На основе двух траекторий интересов (собственных и общих) в 1974 году американские психологи Кеннет Томас и Ральф Килманн разработали пять типов поведения людей в конфликтных ситуациях.
- Избегание — отшутиться, отказаться от общения с противоположной стороной или вообще не признавать наличия проблемы. Этот вариант подходит в случаях, когда вопрос не очень важен и им можно пренебречь или вам нужно дополнительное время, чтобы решить, как поступить. Также будет правильным не ввязываться в спор, если это рискованно. Например, лучше не ругаться с агрессивным буяном, готовым начать драку. И хотя при избегании конфликт может прекратиться сам, игнорирование способно усугубить противоречия.
- Уступка — принять мнение противоположной стороны. К тактике стоит прибегнуть, если вы ошиблись и готовы это признать или последствия для вас некритичны. Также уступить можно, когда конфликт способен разрушить ваши отношения с противоположной стороной, а вы этого не хотите. Но нужно знать меру, ведь добротой могут воспользоваться.
- Конкуренция — жёстко и непримиримо отстаивать свою позицию. Стратегию стоит применять, когда вы абсолютно уверены в собственной правоте и можете её доказать с помощью фактов. Однако помните, что лучше не терять голову и не переходить от аргументов к оскорблениям, запугиванию или грубой силе.
- Примирение — сделать взаимные уступки, прийти к компромиссу. Полезно в ситуациях, когда обе стороны не готовы полностью выполнить условия друг друга, но заинтересованы в завершении конфликта. Однако такой итог не всегда удовлетворяет запросы участников, из‑за чего спор может разгореться вновь.
- Сотрудничество — объединить усилия и с учётом интересов обеих сторон найти решение ситуации.
Считается оптимальной стратегией. Однако она требует, чтобы спорщики были готовы к сотрудничеству. Поэтому лучше всего прибегать к этому способу при разногласиях с партнёрами, родственниками или друзьями. Сотрудничество требует много времени, активности с обеих сторон, а также доверия. Так что на практике этот вариант далеко не всегда реализуем.
Используйте переговоры
Какую бы стратегию решения конфликта вы ни выбрали, применять её лучше всего с помощью переговоров. Они считаются одной из самых эффективных форм решения противоречий. Специалисты предлагают использовать их в разных ситуациях — от обсуждения бизнес‑вопросов до семейных разногласий. Вот как рекомендуют действовать:
- Подготовьтесь — соберите сведения, проанализируйте причины конфликта, его возможные последствия, варианты решения.
- Начните переговоры — обменяйтесь информацией, выскажите свои позиции, оцените ситуацию, предложите идеи.
- Найдите приемлемое решение — обсудите возможности, придите к консенсусу.
- Закончите переговоры — уточните детали принятого решения. А именно сроки, обязательства и формы контроля за соблюдением соглашения.
Также можно привлечь к переговорам третью сторону — переговорщика (медиатора). Это сделает процесс обсуждения более организованным и усмирит пыл конфликтующих.
Читайте также 🧐
- 7 способов превратить конфликтную ситуацию в полезную возможность
- 5 советов, которые помогут избежать конфликтов на работе
- Почему некоторые люди так любят конфликты
- Как сохранять спокойствие при любом конфликте
- Искусство убеждать: 7 секретов специалиста по переговорам и освобождению заложников
Поиски «коллективной автохтонности» в этнически разделенных обществах: сущность принадлежности в конфликтологии
Крайний срок подачи рукописи 08 октября 2022 г.
Крайний срок подачи рукописи для продления 12 ноября 2022 г.
Методические рекомендации
Центральный вопрос в вкладе в эту тему исследования касается очевидной характеристики автохтонности и того, как борьба за принадлежность и исключение «чужих» способствует или препятствует усилиям по построению нации в глубоко разделенных этнических обществах. В настоящее время основные элементы, определяющие автохтонность, как их видят классики вплоть до ученых XIX в.90-е годы необходимо переосмыслить, учитывая, что постколониальная Африка формируется обновленными социальными, экономическими, политическими и культурными реалиями. Именно для этого необходимо критическое осмысление автохтонности.
Автохтонность можно рассматривать как органический процесс дифференциации гражданства, который был углублен колониальными режимами посредством институционализации расовых иерархий и этнических категорий. Это колониальное наследие вылилось в создание этнических категорий городских жителей и коренных жителей. Последние были определены через понятия коренного населения и автохтонности, и оба понятия имеют значительное историческое сходство в значении и классификации, восприятии «других» и «опоздавших» в отношении использования территориального пространства. В то время как обе группы заявляют о своем происхождении от земли, автохтоны доминируют над «аллогенами» («другими»), в то время как коренные жители борются за свои права на землю и ее природные ресурсы. Автохтонность в основном определяется иерархией завоевателей, в то время как коренное население основано на наследственной или генеалогической близости к так называемым «людям земли». народы.
Понятия автохтонности и коренного населения могут способствовать пониманию других понятий, таких как национализм и коллективная территориальная принадлежность. Если автохтонность и аборигенность тоже продвигаются вперед, то всеобъемлющую концепцию «коллективизированной автохтонности» — а не просто борьбу за решение затруднительного положения «своих» против «чужих» — следует рассматривать как центральное место в изучении конфликтологии. Территориальная принадлежность — организация человеческой деятельности и имущества в пределах пространственной территории — является одной из фундаментальных характеристик коллективизированной автохтонности. Наряду с понятием идентичности оно неразрывно связано с понятием национализма (как положительного, так и отрицательного). Таким образом, быть идентичным своей нации и быть идентичным другим в той же самой нации означает быть идентичным коллективной нации. Чувство национальной принадлежности влияет на национальное отношение и системы убеждений по отношению к национализму, который отождествляется с политической идеологией, движением и процессом национального строительства.
Национальное строительство является релевантной концепцией процесса коллективизации автохтонности. Нациестроительство относится к созданию культурной идентичности, относящейся к конкретной территории государства. Таким образом, это означало бы, что хорошо функционирующая государственная система является предпосылкой коллективной принадлежности и государственности. Точно так же национальное строительство является необходимым компонентом государственного строительства, которое относится к интервенционистским стратегиям восстановления и перестройки институтов и государственного аппарата. С точки зрения действующих лиц, в то время как в государственном строительстве могут участвовать внешние субъекты, процесс развития культурной идентичности посредством национального строительства следует оставить гражданам страны. Ввиду этого различия кажется, что большинство проблем, связанных с автохтонностью, проистекает из окаменевшего чувства принадлежности автохтонного сообщества по сравнению с теми, кто воспринимается как аутсайдер. Таким образом, посредством интенсивного микроанализа антрополог стремился осветить проблемы межобщинных отношений в социальных науках.
Антропологический подход, однако, рассматривал автохтонность узко (национализм, гражданство и естественность), сосредоточив внимание главным образом на франкоязычной Африке (Камерун, Кот-д’Ивуар, Руанда и Демократическая Республика Конго). Эти националистические и гражданские взгляды, которые доминировали в исследованиях автохтонности, теперь подвергаются сомнению. Однако переопределение автохтонности в современном мироустройстве с включением в него политики автохтонности и конфликтологии, вызванной борьбой между автохтонами («пришлыми») и аллогенами («чужими»), обнаруживает необходимость введения конфликтологических подходов. Этот междисциплинарный подход рассматривает трансформацию национального строительства как англоязычных, так и франкоязычных африканских стран через призму национальной сплоченности и культурной самобытности.
Эта тема исследования расширит работу Олафа Ценкера по изучению того, как можно использовать «коллективизированную автохтонность» для построения сплоченного поликультурного мирного общества. В исследовании будет разработано это понятие как образцовая модель, которую можно построить в этнически чувствительных обществах в поддержку национальной сплоченности и национального строительства.
Цель этой темы исследования состоит в том, чтобы собрать серию результатов исследований, основанных на сравнительном анализе, теоретическом построении концепций и выборочных тематических исследованиях в поперечном разрезе для изучения тем, имеющих отношение к эволюции автохтонности и ее значения / или приложения к исследованию. конфликтологии в Африке и за ее пределами.
Подтемы исследований
Мы приветствуем исследовательские работы, в которых рассматривается применение понятия коллективизированной автохтонности к конфликтологическим исследованиям с упором на следующие подтемы:
— Концептуальные и исторические основы автохтонности и другие связанные понятия, такие как аллогены , этническая принадлежность, коренное население и национализм.
— Поперечные исследования использования автохтонности в англоязычной и франкоязычной Африке и за ее пределами.
— Взаимосвязь между пространственным распространением автохтонного поведения и преобладанием конфликтов.
— Взаимосвязь между автохтонностью и преобладанием конфликтов, включая соображения территориальной и культурной идентичности.
— Взаимосвязь между автохтонностью и национальным строительством во времени и пространстве.
— Как эволюционирует и рушится автохтонное общество.
— Сравнительный анализ изменчивости автохтонности и ее связи с коллективизмом.
— Индивидуальная автохтонность против коллективистской автохтонности.
— Кто маргинализирует другого; автохтон (первый встречный) или аллогенный (чужой)?
— Автохтонность и доступ к земле и другим продуктивным ресурсам и ресурсам выживания.
— Автохтонность как агент насилия и конфликта.
— Является ли автохтонное поведение помехой миростроительству и государственному строительству?
— Автохтонность в разных регионах: городские и сельские районы.
— Автохтонность и политика голосования и мошенничества.
— Фальшивая автохтонность против настоящей автохтонности.
— Автохтонность и культурная самобытность.
— Политика принадлежности против иммигрантов.
— Автохтонность, производство локальности и глобализация.
Ключевые слова : Коллективизированная автохтонность, автохтонность, аллогены, автохтонизация, нациестроительство, коллективистская автохтонность, индивидуализированная автохтонность, этнически разделенные общества, принадлежность, чужаки, пришельцы, Африка
Важное примечание :
Все вклады в эту тему исследования должны быть в рамках раздела и журнала, в который они представлены, как это определено в их заявлениях о миссии. Frontiers оставляет за собой право направить рукопись, выходящую за рамки рассмотрения, в более подходящий раздел или журнал на любом этапе рецензирования.
Центральный вопрос в вкладе в эту тему исследования касается очевидной характеристики автохтонности и того, как борьба за принадлежность и исключение «чужих» способствует или препятствует усилиям по построению нации в глубоко разделенных этнических обществах. В настоящее время необходимо переосмыслить основные элементы, определяющие автохтонность с точки зрения классиков и ученых 1990-х годов, учитывая, что постколониальная Африка формируется обновленными социальными, экономическими, политическими и культурными реалиями. Именно для этого необходимо критическое осмысление автохтонности.
Автохтонность можно рассматривать как органический процесс дифференциации гражданства, который был углублен колониальными режимами посредством институционализации расовых иерархий и этнических категорий. Это колониальное наследие вылилось в создание этнических категорий городских жителей и коренных жителей. Последние были определены через понятия коренного населения и автохтонности, и оба понятия имеют значительное историческое сходство в значении и классификации, восприятии «других» и «опоздавших» в отношении использования территориального пространства. В то время как обе группы заявляют о своем происхождении от земли, автохтоны доминируют над «аллогенами» («другими»), в то время как коренные жители борются за свои права на землю и ее природные ресурсы. Автохтонность в основном определяется иерархией завоевателей, в то время как коренное население основано на наследственной или генеалогической близости к так называемым «людям земли». народы.
Понятия автохтонности и коренного населения могут способствовать пониманию других понятий, таких как национализм и коллективная территориальная принадлежность. Если автохтонность и аборигенность тоже продвигаются вперед, то всеобъемлющую концепцию «коллективизированной автохтонности» — а не просто борьбу за решение затруднительного положения «своих» против «чужих» — следует рассматривать как центральное место в изучении конфликтологии. Территориальная принадлежность — организация человеческой деятельности и имущества в пределах пространственной территории — является одной из фундаментальных характеристик коллективизированной автохтонности. Наряду с понятием идентичности оно неразрывно связано с понятием национализма (как положительного, так и отрицательного). Таким образом, быть идентичным своей нации и быть идентичным другим в той же самой нации означает быть идентичным коллективной нации. Чувство национальной принадлежности влияет на национальное отношение и системы убеждений по отношению к национализму, который отождествляется с политической идеологией, движением и процессом национального строительства.
Национальное строительство является релевантной концепцией процесса коллективизации автохтонности. Нациестроительство относится к созданию культурной идентичности, относящейся к конкретной территории государства. Таким образом, это означало бы, что хорошо функционирующая государственная система является предпосылкой коллективной принадлежности и государственности. Точно так же национальное строительство является необходимым компонентом государственного строительства, которое относится к интервенционистским стратегиям восстановления и перестройки институтов и государственного аппарата. С точки зрения действующих лиц, в то время как в государственном строительстве могут участвовать внешние субъекты, процесс развития культурной идентичности посредством национального строительства следует оставить гражданам страны. Ввиду этого различия кажется, что большинство проблем, связанных с автохтонностью, проистекает из окаменевшего чувства принадлежности автохтонного сообщества по сравнению с теми, кто воспринимается как аутсайдер. Таким образом, посредством интенсивного микроанализа антрополог стремился осветить проблемы межобщинных отношений в социальных науках.
Антропологический подход, однако, рассматривал автохтонность узко (национализм, гражданство и естественность), сосредоточив внимание главным образом на франкоязычной Африке (Камерун, Кот-д’Ивуар, Руанда и Демократическая Республика Конго). Эти националистические и гражданские взгляды, которые доминировали в исследованиях автохтонности, теперь подвергаются сомнению. Однако переопределение автохтонности в современном мироустройстве с включением в него политики автохтонности и конфликтологии, вызванной борьбой между автохтонами («пришлыми») и аллогенами («чужими»), обнаруживает необходимость введения конфликтологических подходов. Этот междисциплинарный подход рассматривает трансформацию национального строительства как англоязычных, так и франкоязычных африканских стран через призму национальной сплоченности и культурной самобытности.
Эта тема исследования расширит работу Олафа Ценкера по изучению того, как можно использовать «коллективизированную автохтонность» для построения сплоченного поликультурного мирного общества. В исследовании будет разработано это понятие как образцовая модель, которую можно построить в этнически чувствительных обществах в поддержку национальной сплоченности и национального строительства.
Цель этой темы исследования состоит в том, чтобы собрать серию результатов исследований, основанных на сравнительном анализе, теоретическом построении концепций и выборочных тематических исследованиях в поперечном разрезе для изучения тем, имеющих отношение к эволюции автохтонности и ее значения / или приложения к исследованию. конфликтологии в Африке и за ее пределами.
Подтемы исследований
Мы приветствуем исследовательские работы, в которых рассматривается применение понятия коллективизированной автохтонности к конфликтологическим исследованиям с упором на следующие подтемы:
— Концептуальные и исторические основы автохтонности и другие связанные понятия, такие как аллогены , этническая принадлежность, коренное население и национализм.
— Поперечные исследования использования автохтонности в англоязычной и франкоязычной Африке и за ее пределами.
— Взаимосвязь между пространственным распространением автохтонного поведения и преобладанием конфликтов.
— Взаимосвязь между автохтонностью и преобладанием конфликтов, включая соображения территориальной и культурной идентичности.
— Взаимосвязь между автохтонностью и национальным строительством во времени и пространстве.
— Как эволюционирует и рушится автохтонное общество.
— Сравнительный анализ изменчивости автохтонности и ее связи с коллективизмом.
— Индивидуальная автохтонность против коллективистской автохтонности.
— Кто маргинализирует другого; автохтон (первый встречный) или аллогенный (чужой)?
— Автохтонность и доступ к земле и другим продуктивным ресурсам и ресурсам выживания.
— Автохтонность как агент насилия и конфликта.
— Является ли автохтонное поведение помехой миростроительству и государственному строительству?
— Автохтонность в разных регионах: городские и сельские районы.
— Автохтонность и политика голосования и мошенничества.
— Фальшивая автохтонность против настоящей автохтонности.
— Автохтонность и культурная самобытность.
— Политика принадлежности против иммигрантов.
— Автохтонность, производство локальности и глобализация.
Ключевые слова : Коллективная автохтонность, автохтонность, аллогены, автохтонизация, нациестроительство, коллективистская автохтонность, индивидуализированная автохтонность, этнически разделенные общества, принадлежность, чужаки, первопроходцы, Африка
Важное примечание :
Все вклады в эту тему исследования должны быть в рамках раздела и журнала, в который они представлены, как это определено в их заявлениях о миссии. Frontiers оставляет за собой право направить рукопись, выходящую за рамки рассмотрения, в более подходящий раздел или журнал на любом этапе рецензирования.
РОЛЬ КОНФЛИКТА В ОБЩЕСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
Введение Современное состояние развития общества все больше требует умения управлять разнообразными социальными процессами, происходящими в нем. Социальные технологии являются ключом к управлению социальным взаимодействием, одним из проявлений которого являются социальные конфликты. Социализированный человек со зрелым правосознанием и правовой культурой является основным субъектом в развитом, институционализированном гражданском обществе. В этой ситуации разрешение конфликтов должно стать не только средством контроля, но и средством саморегуляции. Конфликтология, изучающая методы и процессы, используемые для облегчения разрешения межличностных и групповых конфликтов, может быть весьма полезной для управления конфликтами в настоящее время. Но в этой сфере возникает несколько проблем: 1) «Государственный служащий имеет право отказаться от льгот». 2) Дисквалификация или самодисквалификация государственного служащего. Основная часть. Эту тему разрабатывали такие авторы, как Т.М. Макосейчук, Е.А. Цымбал, С.В. Качушкин [1],[2],[3]. Изучив работы вышеуказанных авторов, можно сделать вывод, что конфликт – это всегда взаимодействие двух или более сторон. Конфликт может иметь место только во взаимодействии субъекта и объекта и всегда предполагает наличие отношений. Итак, конфликт – сложное явление, поэтому существует множество его определений. ситуация, при которой два и более человека проявляют некоторое несогласие по спорному вопросу, при этом между ними существует эмоциональный антагонизм. (Г. Хант, Р. Осборн) [4]; конфликт – это разногласие между двумя или более сторонами, где каждая сторона пытается добиться того, чтобы ее взгляды или цели были учтены, и помешать другой стороне сделать то же самое (М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедури) [5]. Итак, резюмируя сказанное о конфликте и учитывая его распространенное понимание как столкновения сторон, мнений и сил, мы можем определить конфликт следующим образом: конфликт – это проявление социальных связей и отношений между людьми, общающимися с одним человеком.
другой; способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противостоянии взаимосвязанных двух и более сторон, преследующих собственные цели. По мнению А.С. Доронин, «социальный конфликт – это состояние общества, характеризующееся столкновением интересов различных социальных групп. Следовательно, ключевой категорией социального конфликта является «интерес». В обществе, в котором интересы всех социальных групп явно совпадают, если бы такое общество могло существовать, само понятие «социальный конфликт» было бы бессмысленным. Однако такого общества не существует, поэтому основу жизни общества и его развития составляют не только интересы, но и разные противоположные интересы. Управление конфликтами включает мероприятия, обеспечивающие развитие конфликтного взаимодействия. Итак, управление конфликтом означает предоставление ему максимальной возможности для саморегуляции и поощрение перехода кризиса в следующую фазу. Управление конфликтами как комплексный процесс включает в себя следующие мероприятия: прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности; предупреждение или поощрение конфликта; урегулирование конфликтов; разрешение конфликтов.
Суть управления конфликтами в соответствии с их динамикой. В настоящее время специалисты выделяют ряд приемов управления конфликтами, которые можно объединить в группы, каждая из которых имеет свою область применения: — внутриличностные, — структурные, — межличностные. Для управления межличностными конфликтами внутри таможенных органов необходимо признавать расхождения во мнениях и быть готовым узнать другие точки зрения, чтобы понять причины конфликта и найти приемлемый для всех сторон образ действий.
Переговоры представляют собой широкий спектр общения, охватывающий многие сферы деятельности человека. Как метод разрешения конфликта переговоры представляют собой совокупность тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемого решения для всех сторон конфликта. Проблемы лучше всего решать с помощью позитивных форм разрешения конфликтов. К последним относится компромисс как соглашение на основе взаимных уступок. Компромиссы бывают разные: вынужденные (определяются сложившимися обстоятельствами) и добровольные (на основе договоренности по тем или иным вопросам). Если сторонам конфликта не удалось прийти к компромиссу, они могут попытаться прийти к консенсусу (форма согласия с доводами противников в споре). Не менее важным является предотвращение конфликтов, то есть создание объективных условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконфликтных ситуаций неконфликтными путями. Успех управления конфликтом во многом зависит от точности описания структуры конфликта: — субъектов, — объекта, — инцидента, — отношений, — ситуаций. Субъектом конфликта являются участники конфликтного взаимодействия, которыми могут быть отдельные лица, группы лиц или общественные организации. Объектом конфликта являются специфические интересы и ценности, благодаря различию которых происходит конфликтное взаимодействие (т.е. благодаря которым возникает конфликт). Инцидент (информационный) — это событие, которое помогло хотя бы одному из (прямо или косвенно) взаимодействующих субъектов осознать отличие (полное или частичное) своих интересов и ценностей от интересов и ценностей других участников взаимодействия.
Инцидент (действие) является поводом для объявления неких конфронтационных действий по поводу разных интересов и ценностных ориентаций. Конфликтные отношения представляют собой форму и содержание взаимодействия субъектов и их действий по разрешению конфликта. Конфликтная ситуация – это развитие конфликта в течение определенного периода времени. Следует отметить, что основное влияние на выбор поведения в конфликте оказывает личность со своими потребностями, интересами, ценностями, установками, привычками, образом мышления, поведением, прошлым опытом решения проблем и поведение в конфликтах. Понятие конфликтности личности означает состояние готовности личности к конфликту, степень его вовлеченности в развитие конфликтов. На государственной службе преобладают реальные конфликты различных сил, интересов или ценностей. Элементы нереалистичных конфликтов, которые могут появиться в этой битве, случайны и в лучшем случае играют дополняющую роль. Причины конфликтов столь же разнообразны, как и сами конфликты.
Существуют две противоположные точки зрения на причины возникновения конфликтов в таможенных органах. 1) конфликтность – свойство человеческой природы, стремление к превосходству, доминированию, конфликтное поведение – все это субъективные причины. 2) конфликт, не зависящий от личности – это объективная причина. Возникновение и развитие служебных конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Объективными причинами конфликтов на государственной службе являются условия социального взаимодействия, приведшие к столкновению интересов, мнений, установок. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной ситуации, которая является объективной составляющей предконфликтной ситуации. Субъективными причинами конфликтов на государственной службе являются индивидуальные психологические особенности каждого работника таможни. Это причины, которые приводят к конфликту, а не к какому-то другому решению.
При рассмотрении характера соотношения между объективными и субъективными причинами конфликтов необходимо помнить следующее: – во-первых, трудно провести строгое разделение между объективными и субъективными причинами конфликтов, особенно их противопоставлением; – во-вторых, все конфликты, вызванные как субъективными, так и объективными причинами. Организационно-управленческими причинами конфликтов на государственной службе являются обстоятельства, связанные с созданием, развитием и деятельностью таможенной службы в целом. Различают четыре вида таких причин: структурно-организационные, функционально-организационные, личностно-функциональные, ситуационно-управленческие. Социально-психологические причины конфликтов на государственной службе обусловлены как непосредственным взаимодействием людей, так и фактором их вовлеченности в социальные группы.
Существует три аспекта административного контроля. Установление стандартов — это точное определение цели. Эти цели должны быть достигнуты в обозначенный период времени. Он основан на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект представляет собой измерение того, что фактически было достигнуто за определенный период, и сравнение с ожидаемыми результатами. Если оба этапа выполнены правильно, руководство не только знает о наличии проблемы, но и знает источник этой проблемы. Эти знания необходимы для успешной реализации третьего аспекта. Это этап, на котором предпринимаются действия по исправлению серьезных отклонений от первоначального плана, если это необходимо. Одним из возможных действий является пересмотр целей с целью сделать их более реалистичными и соответствующими ситуации. Разрешение конфликта – это деятельность субъекта управления, связанная с прекращением конфликта. Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается устранением причин конфликта, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта возникает, когда невозможно устранить все причины или конфликтные ситуации.
В этом случае неполное решение конфликта может быть шагом к его полному разрешению. В практике конфликтологии важно учитывать предпосылки, формы и способы разрешения конфликтов. К предпосылкам разрешения конфликта относятся достаточная зрелость конфликта, потребность всех субъектов конфликта в его разрешении; наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта. Конфликт может быть разрешен следующими способами: устранение или полное подчинение одной из сторон; согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе; взаимные уступки конфликтующих сторон; перевод конфликта в нужное русло сотрудничества для преодоления противоречий. Методы разрешения делят на административные (увольнение, перевод на другую работу) и педагогические (обсуждение, убеждение, разъяснение). Алгоритм действий на рис.1 помогает разрешить конфликт, а также
Цель статьи В данной статье большое внимание уделено разрешению конфликтов, возникающих на государственной службе, а также разрешению конфликта интересов, что не менее важно для обсуждения текущая тема. Ситуации, при которых личные интересы государственных служащих влияют или могут повлиять на объективное выполнение ими своих обязанностей, а также когда возникает конфликт между личными интересами государственного служащего и законными интересами других лиц, который может причинить вред таким законным интересам. Личная заинтересованность означает, что государственные служащие могут получать доход в денежной или натуральной форме при исполнении своих служебных обязанностей. Они также могут получать доходы в виде материальных благ для себя или близких; для физических лиц или организаций, с которыми государственный служащий связан финансовыми или иными обязательствами. Результаты исследования и их обсуждение По мнению Л.Н. Тимофеева, доктор политических наук, на вопрос: «Какими способами чаще всего решаются конфликты между государственными служащими и гражданами?», 44,72 % респондентов ответили «с учетом интересов государства и граждан»; 8,49% – значительно ущемлены интересы граждан; 22,94% – «не пришли ни к какому результату»; 23,85% не высказали свое мнение.
В результате мы получаем так называемый отложенный конфликт, который является основой для нарастания конфликтов на государственной службе [6]. Мы также рассмотрим результаты исследования, проведенного А.М. Сосновская: «Какие методы урегулирования конфликтов между чиновниками и гражданами вы считаете наиболее эффективными?» [7]. Лидирует метод личных переговоров (– 34,90%), что свидетельствует о существовании традиционного российского общества, для которого свойственно: договариваться, не вынося белье на улицу. Но методы, выбранные как вторые, третьи и четвертые по частоте, обнаруживают новые тенденции в России: прежде всего, тенденция к использованию публичных форм разрешения конфликтов, характерная для западных форм поведения. Во-вторых, тенденция использования правовых способов разрешения конфликтов характерна для правовых государств. 23,13% респондентов ….. обращаются в прокуратуру или в суд, 19,96% респондентов обратились бы за помощью к социальным сетям и общественным организациям, что может свидетельствовать о повышении авторитета общественных структур общества; 15,56% обратились бы к третьей стороне за помощью в разрешении конфликта.
Одним из наиболее важных и актуальных видов конфликтов на государственной службе является конфликт интересов.
Согласно статье 11 Федерального закона № 273 «О противодействии коррупции» существует два субъекта предотвращения и урегулирования конфликта интересов: государственный служащий и представитель работодателя [8]. В отношении государственных служащих законодательство устанавливает две основные обязанности: — принимать меры для предотвращения любой возможности конфликта интересов, — уведомлять начальника о том, что конфликт интересов может возникнуть или уже возник, как только он становится известно об этом. Конфликт интересов на государственной службе как объективная реальность современных общественных отношений представляет собой сложную проблему. Низкая степень эффективности механизма предупреждения и разрешения конфликта интересов обусловлена следующими нерешенными проблемами: – отсутствием четкого понимания причин и условий, приводящих к конфликту интересов; – дефицит лучших практик разрешения типовых ситуаций – рамочное представление механизма предотвращения и регулирования конфликта интересов; – отсутствие критериев оценки эффективности разрешения конфликта во избежание его повторения; – пробелы в системе обучения государственных служащих, в частности, слабо разработанные учебные материалы по поведению в ситуациях конфликта интересов. Помимо вышеперечисленных проблем, очень важно сбалансировать фундаментальные ценности, среди которых равенство всех граждан перед законом, прозрачность власти, возрождение духовных ценностей, формирование системы гражданского контроля. Предупреждение или разрешение конфликта интересов на государственной службе осуществляется следующими способами: 1) путем изменения должностного или служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до отстранения от исполнения своих обязанностей. ее служебные обязанности. 2) отказ государственного служащего от выгоды, являющейся причиной конфликта интересов, отказ от которой может быть осуществлен путем прекращения публичным служащим подготовки к деянию или прекращения деяния, непосредственно направленного на неосновательное обогащение, если государственный служащий реализовал возможность совершения общественно опасного действия. Отказ служащего от выгоды, вызвавшей конфликт интересов, как способ предотвращения и разрешения конфликта интересов возможен только в случае, если эта выгода носит разовый характер.
В противном случае невозможно быть уверенным в разрешении конфликта интересов. Этот метод также подразумевает, что его можно использовать только с согласия государственного служащего. Кроме того, если пособие уже получено, его возврат не всегда может быть возможен. 3) Дисквалификация или самодисквалификация государственного служащего. Применение этого метода связано с участием государственного служащего в различных коллегиальных органах – комиссиях, особенно тех, которые занимаются распределением материальных и финансовых ресурсов, принятием решений в сфере кадров, предоставлением государственных гарантий и т.д. Разрешению конфликта интересов на государственной службе могут способствовать следующие меры: а) контроль за исполнением государственными служащими своих должностных обязанностей, замещение должностей, замещение которых сопряжено с коррупционными рисками, и устранение таких рисков; б) внедрение кадровых технологий, направленных на совершенствование системы подбора государственных служащих на замещение должностей государственной службы, подверженных коррупционным рискам; в) формирование системы вознаграждения и содействие соблюдению государственными служащими антикоррупционных норм поведения.
Заключение Таким образом, порядок разрешения конфликта интересов на государственной службе имеет определенные особенности, в основе которых лежат приоритет прав и свобод человека и гражданина, публичный характер властных отношений. Этот порядок не может быть статичным и должен состоять из правовых инструментов, используемых в зависимости от структуры и особенностей конфликта, его интенсивности и сфер возникновения и других критериев. Использование любых механизмов урегулирования конфликта на государственной службе зависит от того, насколько готовы обе стороны конфликта. В конечном итоге основным субъектом конфликта всегда является реальное лицо, взаимодействующее в конфликте, выступающее в качестве члена социальной общности — стороны конфликта. Поэтому наличие у человека возможности воссоздать свое поведение является неотъемлемым условием положительного разрешения конфликта на государственной службе. Это, в свою очередь, предполагает нацеленность личности на правомерное поведение, высокий уровень нравственно-правовой социализации, зрелое правосознание.