Определение когнитивность: Познание — Важность познания

Когнитивность | это… Что такое Когнитивность?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям).

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая акт познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Содержание

  • 1 Когнитивность в господствующих направлениях психологии
  • 2 Нерешённые проблемы когнитивной теории
  • 3 Когнитивная онтология
  • 4 Ссылки
  • 5 См. также

Когнитивность в господствующих направлениях психологии

Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивных процессов), находится под серьёзным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».

Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см.

также искусственный интеллект).

Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).

Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.

  • Философия сознания
  • Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
  • Экономика (особенно экспериментальная экономика)
  • Теория обучения

В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

  • Информатика и теория информации, где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект» фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (то есть к когнитивным процессам)
  • Философия, эпистемология и онтология
  • Биология и неврология
  • Математика и теория вероятности
  • Физика, где принцип наблюдателя изучается математически

Нерешённые проблемы когнитивной теории

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

  • Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?
  • Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?
  • Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту — своего хозяина?
  • Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?

Когнитивная онтология

На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.

На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.

Ссылки

  • Портал когнитивных исследований

См. также

  • Познание
  • Когнитивный стиль
  • Когнитивный диссонанс
  • Когнитивная графика
  • Когнитивная психотерапия
  • Когнитивные процессы

Когнитивность | это… Что такое Когнитивность?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена

12 мая 2011.

Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям).

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая акт познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Содержание

  • 1 Когнитивность в господствующих направлениях психологии
  • 2 Нерешённые проблемы когнитивной теории
  • 3 Когнитивная онтология
  • 4 Ссылки
  • 5 См.
    также

Когнитивность в господствующих направлениях психологии

Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивных процессов), находится под серьёзным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».

Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср.

нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).

Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).

Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.

  • Философия сознания
  • Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
  • Экономика (особенно экспериментальная экономика)
  • Теория обучения

В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

  • Информатика и теория информации, где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект» фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (то есть к когнитивным процессам)
  • Философия, эпистемология и онтология
  • Биология и неврология
  • Математика и теория вероятности
  • Физика, где принцип наблюдателя изучается математически

Нерешённые проблемы когнитивной теории

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

  • Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?
  • Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?
  • Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту — своего хозяина?
  • Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?

Когнитивная онтология

На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.

На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.

Ссылки

  • Портал когнитивных исследований

См. также

  • Познание
  • Когнитивный стиль
  • Когнитивный диссонанс
  • Когнитивная графика
  • Когнитивная психотерапия
  • Когнитивные процессы

когнитивное равновесие | психология | Британника

Похожие темы:
познание

См. весь связанный контент →

когнитивное равновесие , состояние баланса между психическими схемами или структурами человека и окружающей его средой. Такой баланс возникает, когда их ожидания, основанные на предшествующих знаниях, соответствуют новым знаниям. Швейцарский психолог Жан Пиаже использовал концепцию равновесия для описания одного из четырех важнейших факторов когнитивного развития, а также взросления, физического окружения и социального взаимодействия. Пиаже рассматривал уравновешивание как непрерывный процесс, который уточняет и трансформирует ментальные структуры, составляющие основу когнитивного развития. Большее уравновешивание, как правило, происходит по мере того, как человек переходит от одной основной стадии развития к другой.

Равновесие также объясняет мотивацию человека к развитию. Люди естественным образом стремятся к равновесию, потому что неравновесие, то есть несоответствие между образом мышления человека и его окружением, по своей сути неудовлетворительно. Когда люди сталкиваются с новой противоречивой информацией, они входят в состояние неравновесия. Чтобы вернуться в состояние равновесия, люди могут игнорировать информацию или пытаться ею управлять. Один вариант управления противоречивой информацией называется ассимиляцией, а другой — аккомодацией.

Ассимиляция — это процесс изменения несоответствующей информации таким образом, чтобы она соответствовала текущим схемам. Например, ребенок, посещающий контактный зоопарк, может впервые столкнуться с пони. Ребенок узнает некоторые черты животного, поэтому схема «собака» активируется, и ребенок говорит: «Собака!» В качестве второго примера учащийся, который знает, что площадь прямоугольника равна произведению длины на ширину, может попытаться вычислить площадь треугольника путем умножения двух сторон. В каждом примере ассимиляции человека приводят к ошибке. Однако ошибки не всегда следуют за ассимиляциями. Ребенок, который говорит «Собака!» впервые увидев пуделя или ученик, применяющий формулу площади прямоугольника для вычисления площади параллелограмма, безошибочно усвоит новую информацию. Ошибочная или нет, но ассимиляция не производит когнитивного изменения (которое Пиаже считал источником развития), потому что схемы неизменны.

Когнитивные изменения и, следовательно, когнитивное развитие могут быть достигнуты только посредством приспособления. Аккомодация — это процесс изменения текущих схем таким образом, чтобы они соответствовали противоречивой информации. Например, в предыдущем примере с ребенком в контактном зоопарке воспитатель мог сказать: «Нет, это не собака; это пони. В этом случае старая схема ребенка не сработала, поэтому ребенок должен переоценить схему «собака». Для этого ребенок должен определить, могут ли обе схемы «собака» и «пони» подпадать под более крупную схему «четвероногое животное», могут ли они обе существовать отдельно друг от друга и какие характеристики отличают двух животных. Слегка видоизмененная у ребенка схема «четвероногого животного» теперь менее уязвима для нарушения равновесия из-за противоречивой информации и поэтому более устойчива.

Хотя когнитивное уравновешивание представляет собой непрерывный процесс, в котором используются двойные процессы ассимиляции и аккомодации, существуют определенные случаи, когда один из процессов уравновешивания происходит с большей вероятностью, чем другой. Приспособление с большей вероятностью происходит, когда новая информация лишь незначительно расходится с текущими схемами и когда человек переходит от одной стадии развития к другой. Ассимиляция с большей вероятностью происходит, когда новая информация сильно отличается от текущих схем и предшествует аккомодации. Когда новая информация точно соответствует существующим схемам, человек остается в состоянии равновесия. Именно это состояние равновесия создает основу для неуравновешенности и приспособления, которые продвигают индивидуумов к последующим стадиям развития и более высоким уровням приспособляемости.

Энн С. Бошан

Джером Брунер | Американский психолог

Дата рождения:
1 октября 1915 г. Нью-Йорк Нью-Йорк
Умер:
5 июня 2016 г. (100 лет) Нью-Йорк Нью-Йорк
Предметы изучения:
развитие ребенка детство когнитивная психология начальное образование обучение

Просмотреть все связанные материалы →

Джером Брунер , полностью Джером Сеймур Брунер , (родился 1 октября 1915, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США — умер 5 июня 2016, Нью-Йорк, Нью-Йорк), американский психолог и педагог, разработавший теории восприятия, обучения, памяти и других аспектов познания у маленьких детей, которые оказали сильное влияние на американскую систему образования и помогли создать область когнитивной психологии.

Отец Брунера, производитель часов, умер, когда Брунеру было 12 лет. Брунер учился в Университете Дьюка в Дареме, Северная Каролина (бакалавр искусств, 19 лет).37), а затем в Гарвардском университете, где он получил докторскую степень по психологии в 1941 году. После службы в качестве эксперта по психологической войне в армии США во время Второй мировой войны Брунер вернулся в Гарвард в 1945 году, став там профессором психологии (1952 г.). ). С 1960 по 1972 год он также руководил университетским Центром когнитивных исследований. Он покинул Гарвард, чтобы стать профессором экспериментальной психологии в Оксфордском университете (1972–80). Позже он преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке и на юридическом факультете Нью-Йоркского университета.

Исследования Брунера помогли представить в классе концепцию Жана Пиаже об этапах развития познания. Его много переведенная книга «Процесс образования » (1960) стала мощным стимулом для движения за реформу учебных программ того периода. В ней он утверждал, что любой предмет можно преподавать любому ребенку на любой стадии развития, если он преподносится должным образом. Согласно Брунеру, все дети обладают природной любознательностью и желанием стать компетентными в различных учебных задачах; однако, когда поставленная перед ними задача оказывается слишком сложной, им становится скучно. Поэтому учитель должен представлять школьные задания на уровне, который бросает вызов, но не подавляет текущую стадию развития ребенка. Кроме того, задание лучше всего представлять в рамках структурированного взаимодействия между учителем и ребенком, которое использует и развивает навыки, уже приобретенные ребенком. Такие структуры, которые Брунер назвал «строительными лесами», облегчают обучение, ограничивая выбор ребенка или «степени свободы» в процессе обучения управляемой областью. Кроме того, он отстаивал «спиральную учебную программу», в которой предметы преподаются учащимся год за годом с возрастающим уровнем сложности. Брунер разработал учебную программу по общественным наукам, которая широко использовалась в XIX веке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *