Определение идеал в обществознании: Идеал | Понятия и категории

Идеал и ценности — Учебник по обществознанию

Что такое идеал

В своем поведении мы сознательно или несознательно следуем каким-то  идеалам, чаще всего даже не подозревая об этом.

Идеал (от франц. ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель  стремлений. Он обозначает то, что кажется достойным подражания. Идеалы у людей могут быть разными. Один человек считает идеалом респектабельного  бизнесмена, разъезжающего на «мерседесе» (он строг, деловит, обеспечен). А другого притягивает романтика дальних дорог. Он хочет познать мир, побывать в разных странах, пересечь Северный Ледовитый океан или пустыню. 

Советуем запомнить 

Идеальное— нечто совершенное, соответствующее идеалу.

Идеалист — бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям.

Идеализация — представление кого-либо или чего-либо лучшим, чем он (оно) есть в действительности; наделение качествами, соответствующими идеалу.  

Людей, которые на первое место ставят материальные ценности, например роскошный особняк или машину, называют материалистами.

А другого человека называют идеалистом. К идеалистам принято относить людей, ставящих на первое место духовные ценности и идеалы (добро, справедливость, честность). При этом в каждом человеке присутствуют оба 
начала: материальное и идельное.

От слова «идеал» происходят понятия, с которыми вы наверняка не один раз встречались.

Носителями и воплощением идеала всегда выступали герои. Именно поэтому они  служили образцом для подражания, вдохновляя людей на возвышенные моральные  поступки. В образах героев воплощаются яркие, запоминающиеся проявления  нравственной стойкости, мужества, величия человеческого духа. Героев  
воспевают поэты, их образ запечатлевают в бессмертных произведениях великие художники и скульпторы.

К идеалу люди стремятся всю жизнь. С ним сверяем мы наши поступки и дела.

Пожалуй, самое удивительное таится в том, что мы хотим видеть идеальными не только себя, но и других, особенно близких.

Попробуем задуматься, кто и почему может становиться идеалом для других.

Наверное, вам приходилось слышать фразу юных поклонниц о какой-нибудь  популярной певице: «Она мой идеал!» Но что это означает? Девочкам нравится  внешность певицы, ее манеры держаться, говорить, смеяться. Нравится  успех, которого добилась певица. Но ведь поклонницы ничего не знают о взглядах певицы на жизнь, как она общается со своими родными, друзьями. Речь  идет только о внешнем подражании.

У каждого поколения свои идеалы. Часто они связаны с событиями, которые переживает все общество в это время. Военноепоколение восхищалось подвигами во время сражений, стойким поведением в плену у врагов.

У нового времени и современной молодежи уже другие примеры для подражания, более близкие и понятные им. 

Что такое ценности? 

А что такое ценности? Это те предметы, явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни.

Есть ценности, важные во все времена. Их можно назвать общечеловеческими.  К таким ценностям относятся истина, свобода, справедливость, красота,  добро, польза.

Непреходящими ценностями семейной жизни считают верность и постоянство,  любовь к детям в сочетании с требовательностью, уважением к человеку.

Но иногда у человека происходит конфликт ценностей. Представьте такую   ситуацию. Друг попросил прийти поддержать его на спортивных соревнованиях,  а в школе к завтрашнему дню надо подготовить серьезное сообщение, материалов к которому дома нет. И ученик оказывается перед трудным выбором: пойти на соревнование поддержать друга или в библиотеку готовить  сообщение? Любое решение неприятно, ведь хочется быть и хорошим другом, и  успешным учеником. В жизни придется учиться делать выбор во многих  
ситуациях.

На какие ценности ориентируются сегодняшние подростки?

Когда ученые выяснили, какие книги читают подростки 10—13 лет, каким героям они подражают и восхищаются, то оказалось: первенство держат вымышленные герои, которым свойственны чувство коллективизма, общности с другими людьми. Каждый из них действовал, руководствуясь нравственной необходимостью заботиться об окружающих. Персонажи произведений не могли  оставаться равнодушными к боли и страданиям других людей, они чувствовали себя в ответе за них. А вот у студентов на первом месте были не сказочные  герои и не киногерои, как у подростков, а реальные люди, достигшие успеха  благодаря упорному труду и выдающимся способностям.

Трудно определить ценности подростков. Некоторые данные говорят о том, что они в основном ориентируются на материальные выгоды, не мучая себя  вопросами о смысле жизни. Однако, с другой стороны, подростки интересуются  жизнью своей семьи,религией, неравнодушны к боли и страданиям других людей.

Наукой установлено, что существует три этапа нравственного развития человека.

Первый этап — когда человек не совершает дурных поступков, потому что  боится наказаний. Если человек думает, что его могут уличить в краже, то он вряд ли будет воровать.

Второй этап — когда человек дорожит мнением группы, в которой находится. Человек не ворует, остерегаясь изгнания из группы.

На третьем этапе поведение определяется принципами, применимыми  независимо от авторитета группы. В их основе лежат справедливость, взаимопомощь и равенство прав человека, уважение его достоинства как личности. Человек не ворует, потому что уважает других людей. Правильным считается поведение, соответствующее подобным принципам.

Эта научная теория основана на убеждении, что людям свойственны определенные этапы нравственного развития. Но оказалось, что большинство  людей редко продвигается выше второго уровня. Преступники останавливаются на первом.

Принципы нравственности подсказывают нам, какими должны быть наши  взаимоотношения с людьми, как следует относиться к людям. Самая простая  форма их выражения состоит в следующем: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Это форма отношений равенства между людьми. 

Подведем итоги 

На поведение людей влияют идеалы и ценности. Идеалы — это образцы для  подражания, нечто совершенное. В качестве идеала могут выступать реальные  люди или вымышленные герои, общественные идеи и ценности. Ценностями  называют все предметы, явления (духовные и материальные), которые бывают  для человека важными в его жизни. Существуют общечеловеческие ценности,  которые считались важными всегда. 

Определение идеала: идеалист и понятие идеализации

 

Особенность человека в том, что он сознательно или бессознательно следует каким-то идеалам, причем наши идеалы могут формировать на протяжении всей жизни и со временем меняться.

Определение идеала

Наиболее верно будет описать идеал как образец чего-то совершенного и правильного, который выступает в роли высшей цели человеческих стремлений или достижений. Идеал – это то, что достойно подражанию, то, что хочется когда-то достигнуть. 

Уникально то, что у каждого человека – свои идеалы. Для одного идеалом будет профессорская степень, для другого – успешный бизнес, а для третьего – путешествия или научные открытия. Нельзя назвать наиболее популярные идеалы для людей, даже если они будут похожи, сами люди воспринимают их совершенно по-разному.

Для каждого идеально что-то свое, неповторимое и на первый взгляд недостижимое. Но можно выделить идеалы определенных слоев населения или определенных групп людей, идеалы, характерные для разных культур и наций.

Идеалист и идеализация

Идеалистом принято называть человека, который бескорыстен и который стремится к возвышенным целям в своей жизни. В противовес идеалистам можно выделить материалистов, у которых на первом месте всегда оказываются материальные ценности.

Идеалист – этот тот, кто на первое место ставит духовные идеалы и ценности, для которого имеют важное значение справедливость, честность, доброта и бескорыстие. Но нельзя сказать, что люди делятся только две категории: идеалисты и материалисты.

В каждом человеке есть материальное начало, так как в современном мире крайне тяжело не учитывать материальные ценности и объекты. Так и для материалиста в чем-то могут быть важны духовные ценности.

А идеализацией принято считать представление чего-либо или кого-либо лучшим, чем это является в действительности. Таким образом, идеализация – это наделение кого-то качествами, которые соответствуют идеалу.

Герой как воплощение идеала

Воплощением или носителем определенного идеала зачастую служит герой. В этом нет ничего удивительного, так как герои на протяжении многих веков служат для людей образцом подражания и вдохновляя других на выдающиеся поступки.

Именно в героях воплощены те черты характера, которые делают человека сильным. Это – мужество и стойкость, честность и желание помочь другим. Благодаря литературным и народным героям сформировались личности большинства современных людей.

В современном мире множество подростков идеализируют знаменитых певцов и актеров. Подростков привлекают яркие личности, которые добились успеха и всеобщего признания, и они внешне подражают им.

Но большинство из них ничего не знают о своих кумирах, как о личностях, не знают об их взглядах на жизни и никогда не встречали их в реальной жизни.

Но так устроено, что у каждого последующего поколения свои идеалы, которые соответствуют тому времени, в котором оно живет.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Понятие морали и ее связь с правом: общественное мнение и его влияние на человека
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspОпределение ценностей и вечные ценности: истина и добро, красота, польза, справедливость

Урок по обществознанию «Идеал и ценности»

Цели урока: знакомство с содержанием понятий «идеалы» и «ценности».

Задачи урока:

Дидактические:

Обеспечить усвоение понятий «идеалы» и «ценности».

Продолжить формирование навыков самоконтроля.

Воспитательные:

Содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, воспитанию гражданственности, обеспечить приоритет общечеловеческих ценностей.

Развивающие:

Развивать у учащихся умения рассуждать, анализировать, выделять главное, составлять схемы, высказывать своё мнение, наблюдать.

Использовать имеющиеся знания, делать выводы.

Оборудование:

Учебник А. И. Кравченко, Е. А. Певцова «Обществознание», пар. 23, стр. 151

Мультимедийный проектор, слайдовая презентация к уроку, заготовки таблицы «Верные или неверные утверждения» (9).

Основные понятия: идеал, ценности,

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: проблемный и частично поисковый.

Ход урока:

Орг. момент

Проверка дз

На прошлом уроке мы с вами рассмотрели тему «Мораль». Для проверки её усвоения я предлагаю вам выполнить тест по этой теме. На выполнение теста даётся 10 мин. В 1 — 3 заданиях вы выбираете один правильный ответ, в 4 –закончить предложение, в 5 задании выбираете несколько (4) ответов.

Самопроверка теста.

12 – 13 баллов – отметка «5»

9 – 11 баллов – отметка «4»

7 – 8 баллов – отметка «3»

Изучение нового материала.

Объявление темы урока и постановка целей.

Сегодня мы с вами продолжаем разговор о духовной сфере общества. Тема урока «Идеал и ценности». Как вы думаете, о чём пойдёт речь, с какими понятиями мы должны познакомиться?

( Приём «Верные и неверные утверждения»)

У каждого из вас на столе лежат таблицы «Верные и неверные утверждения». Сейчас вы их прочтёте и, если вы считаете это утверждение верным, правильным, то в 3 колонке ставите +, если же вы не согласны с этим утверждением, то ставите — .

Рассказ учителя.

Ребята, мы в своём поведении сознательно или несознательно следуем каким — то идеалам, чаще всего даже не подозревая об этом.

В толковом словаре Ожегова слово идеал означает

1. То, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Высокие гуманистические идеалы.

2. Совершенное воплощение чего — н. Я. доброты. Этот человек — мой и.

3. Наилучший вид, элитный образец чего — н. (спец. ).

Он обозначает то, что кажется достойным подражания.

Идеалы у людей могут быть разными. Одни считают идеалом бизнесмена, который разъезжает на дорогой машине (он строг, деловит, обеспечен). А другого притягивает романтика дальних путешествий. Он хочет познать мир, побывать в разных странах.

Людей, которые на первое место ставят материальные ценности, например, роскошный особняк или машину, называют материалистами. А к идеалистам принято относить людей, которые ставят на первое место духовные ценности и идеалы (добро, честность, справедливость). Но в каждом человеке при этом присутствуют оба начала: идеальное и материальное.

От слова «идеал» происходят понятия, с которыми вы наверняка не раз встречались (идеальное, идеализация).

Вопрос к классу:

Как вы думаете, ребята, кто может быть примером для подражания? Почему?

Героев воспевают поэты, их запечатлевают в бессмертных произведениях художники и скульпторы.

К идеалу люди стремятся всю свою жизнь. С ним сверяют свои поступки и дела.

У каждого поколения свои идеалы. Часто они связаны с событиями, которые переживает всё общество в это время. Военное поколение восхищалось подвигами во время сражений, стойким поведением в плену у врагов. У нового времени и современной молодёжи уже другие примеры для подражания, более близкие и понятные им.

Вопрос к классу:

А есть ли у вас примеры для подражания?

Почему вы хотите быть на них похожими?

А сейчас мы с вами выясним, что же такое ценности?

Откройте учебник на странице 151, найдите и поднимите руку, кто нашёл. (Ценности – это те предметы и явления (материальные и духовные), которые для человека наиболее важны в жизни)

Есть такие ценности, которые важны во все времена.

Их можно назвать общечеловеческими. Непреходящими ценностями семейной жизни считают верность и постоянство, любовь к детям в сочетании с требовательностью.

Но иногда происходит конфликт ценностей. Пример из учебника на стр. 154 4 абзац.

Наукой установлено, что существует три этапа нравственного развития человека.

Принципы нравственности подсказывают нам, какими должны быть наши взаимоотношения с людьми, как следует относиться к людям. Основной принцип нравственности: Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Весь материал – смотрите документ.

Открытый урок по обществознанию на тему: «Что такое идеал».6 класс.

Конспект урока по обществознанию по теме:  «Что такое идеал?» (слайд 2 название темы)

Цель: Формирование представления понятий «идеал», «идеальное», «идеалист», «идеализация».

Задачи урока: 1. образовательная —  рассмотреть содержание понятий «идеал», «идеалист», «идеализация». 2. развивающая — развивать умение анализировать и систематизировать источники информации, анализировать их; развивать устную речь, умение работать с текстом учебника и дополнительной литературой. 3. воспитательная – воспитывать уважение к старшим, решать задачи нравственного характера.
Оборудование урока:
учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 6 класс, презентация — Демонстративный материал: фотографии и иллюстрации выдающихся людей, словари. Раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала. Формы работы: индивидуальная, парная. Технология: критического мышления. Приемы: инсерт (таблица), синквейн, синтез.
План урока:
1.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем с вами разговор о духовной сфере общества, на прошлом уроке вы познакомились с понятием «мораль» и нравственными ценностями.

Но прежде чем, мы перейдём к изучению новой темы, вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке.

II. Проверка знаний. Для этого обратимся к изображениям на слайдах. (Слайд 1-2 изображения моральных и аморальных поступков) В: Что объединяет эти изображения?
Ответ:______________________________________________________________
1). Объясните смысл понятий «мораль», «безнравственный поступок».
2). Какие последствия могут иметь для человека эти поступки? III. Изучение новой темы.

Теперь перейдем к изучению следующей темы в духовной сфере. (слайд 3 изображения идеалов общества: модная одежда, знаменитые актёры и актрисы, счастливая семья, идеальная фигура, идеальная комната ) . В: 1). Что объединяет эти изображения? 2).

О чем сегодня пойдет речь? Ответ: ________________________________________________________

Если учащиеся затрудняются с ответом – говорит учитель: Тема нашего урока: « Что такое идеал?» (Слайд 4 название темы). Кто из вас может предположить, что это? Ответ: _____________________________________________________________ Подберите однокоренные слова к слову «идеал». Что означают эти слова? Ответ: ____________________________________________________________

Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятиями «идеал», «идеальное», «идеалист», «идеализация». (Слайд 5 даны понятия). Перед изучением предлагаю вам заполнить третью графу таблицы, написав «да» или «нет», т.е. согласны вы с этим утверждением или нет.


Ребята теперь я вам предлагаю прочитать в учебнике на стр.151 понятие «идеал» и выписать в тетрадях.
Идеал
(от франц. ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель  стремлений. Он обозначает то, что кажется достойным подражания.
— А теперь обратите внимание на эпиграф к нашему занятию: (Читает один из уч-ся)

Эпиграф к уроку (на доске)                 «Идеал — это путеводная звезда.  
                                                   Без нее нет твердого  
                                                   направления, 
                                                   а нет направления — нет жизни» 
                                                                     (Л.Толстой).

В: — Что общего между этими определениями понятия «идеал»? Ответ: — Ориентир в жизни. ____________________________________________

Работа с текстом. Продолжим нашу работу. У вас на партах лежит текст. Задание: прочитать, промаркировать текст, используя знаки. Каждый знак соответствует восприятию вами определенной информации по чтению текста. Затем ответить на вопрос заключенный в теме нашего урока: «Что такое идеал?»

Прием «Инсерт»

 ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения  в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления.

Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап: Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:



знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и

неожиданным;

«вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание

узнать больше.

2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом педагог может давать свои комментарии по ходу чтения.

3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

 

4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

1. Идеал-это высшая степень совершенства. 2. Идеалом можно назвать, личный образ для подражания, созданный в воображении человека и наделенный самыми лучшими внутренними и внешними качествами. 3. Представления об идеальном мужчине, идеальной женщине, идеальных отношениях, идеальных вещах у каждого человека свои и могут с годами меняться. 4. Идеал-это нечто прекрасное и недостижимое, своего рода мечта, ведь идеальных людей, идеальных отношений между людьми, в реальной жизни, не бывает. 5. Слово идеал можно заменить словом совершенство. Это апогей каких-то качеств, стремлений, то есть предел, выше которого эти качества подняться уже не могут. То есть это наивысшая точка чего-либо. 6. Если говорить о людях, то у каждого, наверное, свой идеал, но похоже, что мышление схоже, так как все любят красивых. 7. Идеал красоты — это сверхправильные черты лица и тела, совершенные с точки зрения симметрии. Можно, наверное, даже сказать, что в красоте идеал — это золотая середина, то есть человек, у которого нет никаких, даже мельчайших отклонений от нормы, каким должен быть человек и части его лица и тела. 8. Чем больше отклонение, тем дальше от идеала. 10. Ч еловек устроен так, что ему хочется иметь всё самое лучшее.

Ответ:_______________________________________________________________________

Слайд 6 (изображены: путешественник, мореплаватель, бизнесмен, банкир) Обратимся к очередному слайду. Что вы видите? Что их объединяет? В: Чем отличаются респектабельный бизнесмен и путешественник, мореплаватель и банкир? Ответ: Хотя оба они стремятся к высшей цели, только путешественника и мореплавателя можно назвать идеалистами. Происходит это потому, что для них целью деятельности являются не материальные, а духовные ценности. В: А кто такой идеалист? Что такое идеализация? Обратимся к словарю. Работа со словарями. Записываем в тетрадь.
Ответ: Идеалист – бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям.

Работа с текстом учебника (стр. 85 – последний абзац, Прочитать, сделать вывод) Итак, идеал и идеальное это  то, к чему человек стремится всю свою жизнь. С ними он сверяет свои поступки и дела.

IV. Рефлексия. Вернемся к таблице, с которой мы работали в начале урока. Теперь заполняем четвертую графу, то, что вы узнали после изучения новой темы.


У нас осталось еще немного времени, попробуйте составить синквейн на тему «Что такое идеал?» и зачитать. Работаем в парах. СИНКВЕЙН предложить написать и присутствующим на уроке гостям (учителя-предметники, родители) и зачитать.

Правила написания синквейна. (СЛАЙД №7)

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка— два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка— три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка— фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое                            отношение к теме;

5 строка— слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы.

Например, синквейн на тему русской Синквейн на тему А.С. Пушкин.

народной сказки «Лисичка-сестричка Пушкин

и серый волк». Умный, талантливый.

Лиса. Пишет, сочиняет, творит.

Хитрая, умная. Поэзия его пережила.

Плачет, жалуется, хитрит. Гений.

Есть такие и среди животных.

Обманщица.

Ответ:
«Что такое идеал?». Значимый, важный.
Подражают, копируют, ценят. 
Хотят быть похожими.
Идеал — это путеводная звезда.


Подведем итоги: 
У: На поведение людей влияют идеалы. Идеалы — это образцы для  подражания, нечто совершенное. В качестве идеала могут выступать реальные  люди или вымышленные герои, общественные идеи. У каждого человека свои идеалы к которым он стремится.

V. Итоги урока. Выставление оценок Критерии: активность, убедительность в ответе, умение выслушивать окружающих,
VI. Домашнее задание (Слайд 8. Домашнее задание)
Прочитать параграф 16. Знать понятия. Творческое задание: Написать сочинение «Что является идеалом в моей жизни».

«Кто является идеалом в моей жизни»

ИЛИ нарисовать это.

Раздаточный материал

Идеал-это высшая степень совершенства. Идеалом можно назвать, личный образ для подражания, созданный в воображении человека и наделенный самыми лучшими внутренними и внешними качествами. Представления об идеальном мужчине, идеальной женщине, идеальных отношениях, идеальных вещах у каждого человека свои и могут с годами меняться. Идеал-это нечто прекрасное и недостижимое, своего рода мечта, ведь идеальных людей, идеальных отношений между людьми, в реальной жизни, не бывает. Слово идеал можно заменить словом совершенство. Это апогей каких-то качеств, стремлений, то есть предел, выше которого эти качества подняться уже не могут. То есть это наивысшая точка чего-либо. Если говорить о людях, то у каждого, наверное, свой идеал, но похоже, что мышление схоже, так как все любят красивых. Идеал красоты — это сверхправильные черты лица и тела, совершенные с точки зрения симметрии. Можно, наверное, даже сказать, что в красоте идеал — это золотая середина, то есть человек, у которого нет никаких, даже мельчайших отклонений от нормы, каким должен быть человек и части его лица и тела. Чем больше отклонение, тем дальше от идеала. Человек устроен так, что ему хочется иметь всё самое лучшее.

Идеал-это высшая степень совершенства. Идеалом можно назвать, личный образ для подражания, созданный в воображении человека и наделенный самыми лучшими внутренними и внешними качествами. Представления об идеальном мужчине, идеальной женщине, идеальных отношениях, идеальных вещах у каждого человека свои и могут с годами меняться. Идеал-это нечто прекрасное и недостижимое, своего рода мечта, ведь идеальных людей, идеальных отношений между людьми, в реальной жизни, не бывает. Слово идеал можно заменить словом совершенство. Это апогей каких-то качеств, стремлений, то есть предел, выше которого эти качества подняться уже не могут. То есть это наивысшая точка чего-либо. Если говорить о людях, то у каждого, наверное, свой идеал, но похоже, что мышление схоже, так как все любят красивых. Идеал красоты — это сверхправильные черты лица и тела, совершенные с точки зрения симметрии. Можно, наверное, даже сказать, что в красоте идеал — это золотая середина, то есть человек, у которого нет никаких, даже мельчайших отклонений от нормы, каким должен быть человек и части его лица и тела. Чем больше отклонение, тем дальше от идеала. Человек устроен так, что ему хочется иметь всё самое лучшее.

Перед изучением предлагаю вам заполнить третью графу таблицы, написав «да» или «нет», т. е. согласны вы с этим утверждением или нет.

Верные или неверные утверждения

До изучения темы

После изучения темы

1

Идеал – образец, высшая цель стремлений.

2

Идеальное – нечто совершенное, соответствующее идеалу.

3

У каждого поколения свои идеалы.

4

Идеал это то, что считается достойным для подражания.

5

Идеалист – бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям.

Перед изучением предлагаю вам заполнить третью графу таблицы, написав «да» или «нет», т.е. согласны вы с этим утверждением или нет.

Верные или неверные утверждения

До изучения темы

После изучения темы

1

Идеал – образец, высшая цель стремлений.

2

Идеальное – нечто совершенное, соответствующее идеалу.

3

У каждого поколения свои идеалы.

4

Идеал это то, что считается достойным для подражания.

5

Идеалист – бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям.

Перед изучением предлагаю вам заполнить третью графу таблицы, написав «да» или «нет», т.е. согласны вы с этим утверждением или нет.

Верные или неверные утверждения

До изучения темы

После изучения темы

1

Идеал – образец, высшая цель стремлений.

2

Идеальное – нечто совершенное, соответствующее идеалу.

3

У каждого поколения свои идеалы.

4

Идеал это то, что считается достойным для подражания.

5

Идеалист – бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям.

Синквейн на тему «Что такое идеал?» и зачитать Работаем в парах. Правила написания синквейна. (СЛАЙД №7) 1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное; 2 строка— два прилагательных, раскрывающих тему синквейна; 3 строка— три глагола, описывающих действия по теме синквейна; 4 строка— фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое                            отношение к теме; 5 строка— слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы. Например, синквейн на тему русской Синквейн на тему А.С. Пушкин. народной сказки «Лисичка-сестричка Пушкин

Идеал и ценности — Обществознание

  • «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»

В.О.Ключевский

  • «Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому»

Августин

Притча «Остров духовных ценностей»

  • Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь.
  • Она ждала до последнего, но, когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.
  • Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: «На моём корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места». Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила: «Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве». Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи её, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но та так была занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась.
  • Но вдруг она услышала голос где-то позади: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь обернулась и увидела старца. Он довёз её до суши, и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:
  • — Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?
  • Познание посмотрело на Любовь:
  • — Это было Время.
  • — Время? — переспросила Любовь. — Но почему оно спасло меня?
  • Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:
  • — Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь.

Тема урока:

Идеал и ценности

Что такое идеал?

Идеал — образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.

Идеалист — бескорыстный человек, стремящийся к возвышенным целям.

Идеализация — представление кого-либо или

чего-либо лучшим, чем есть в действительности.

Материалист — человек стремящийся к материальной выгоде.

А что такое ценности?

Ценности -это положительная значимость чего-либо, не подвергающееся сомнению.

Нравственные ценности служат идеалом для всех людей.

Семь фундаментальных ценностей: Истина, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода, Красота.

Выделите те положения, которые являются

ценными для вас в жизни.

Домашние

животные

Хорошая учёба

Верные друзья

Хорошее

отношение

учителей

Уважения

класса

Спортивные

успехи

Посещение

театров и музеев

Карманные

деньги на расходы

Чтение

Понимание

родителей

Модная

одежда

Выпишите, что вы никогда не сможете простить

человеку, с которым дружите или кого уважаете.

Объясните почему. Дополните список.

Жадность

Хамство

Грубость

Слабость характера

Подлость

Предательство

?

?

?

Укажите, что вы себе никогда не позволяете в

общении с человеком, которого любите и кем дорожите.

Объясните почему. Добавьте свои варианты.

Нагрубить

Обмануть

Повысить голос

Говорить неправду

Неопрятно выглядеть

?

?

?

Важнейшая ценность для любого человека – это жизнь.

но порой люди ею рискуют.

Прочтите тексты и определите, во имя каких ценностей

люди рисковали жизнью.

Во время эпидемии

тифа врач помогал

больным, хотя знал,

что эта болезнь.

В 1941 году на фронт

уходили

тысячи добровольцев,

чтобы сражаться

с фашистскими войсками,

напавшими на нашу страну.

Предложите

Вашу

ситуацию.

Два друга-альпиниста

в горах попали под обвал

камней. Один серьёзно

пострадал, а второй спас его ,

рискуя собственной жизнью.

«Золотое» правило нравственности:

«Относись к людям так,

как ты хочешь,

чтобы относились

к тебе».

Подведём итоги

На поведение людей влияют идеалы и ценности. Идеалы – это образы для подражания, нечто совершенное. В качестве идеала могут выступать реальные люди или вымышленные герои, общественные идеи и ценности.

Ценностями называют все предметы, явления (духовные и материальные), которые бывают для человека важными в его жизни. Существуют общечеловеческие ценности, которые считались важными всегда.

Домашнее задание

  • Прочитать § 23, устно ответить на вопросы 1-6.
  • С. 157, «Практикум», письменно ответить на вопрос № 1.

что такое моральный идеал    

Философский словарь даёт следующее определение нравственного идеала
— это представления о нравственном совершенстве, чаще всего выражающиеся в образе личности, воплотившие такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом.

Нравственное сознание отвечает своему реальному времени. В структуре нравственного сознания важное место занимает нравственный идеал. Он является высшим критерием нравственной оценки. Предпосылкой формирования нравственного идеала у людей является уже имеющийся у них уровень нравственной культуры, представленной мерой освоения нравственных ценностей в определенных условиях и направлениях на создание таких ценностей на практике.
Нравственный идеал является абстрактным по форме, т.к. моральные принципы существуют в виде понятий и категорий, являющихся основой для оценочных суждений. Формирование нравственного сознания и нравственного поведения людей связано с воспитанием их на нравственном идеале. Следует отметить, что задачи нравственного воспитания — это формирование единства нравственного сознания и нравственного поведения, формирование нравственных убеждений. Нравственное развитие людей приобретает особенно важное значение в связи с потребностью современного общества.
Понимание общечеловеческих ценностей возможно лишь при условии нравственной развитости личности, т.е. развитости в социальном плане, когда она поднимается до уровня понимания социальной справедливости. Этот принцип может быть усвоен личностью не только благодаря интеллекту, но он должен пройти и через чувство человека.
Чувства человека как элемент нравственного сознания тесно связаны с поведением. Они являются основой личного отношения человека ко всем социальным явлениям.
В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Под ценностью понимается нравственное значение личности или коллектива, определенных поступков и ценностные представления (нормы, принципы, понятия добра и зла, справедливости). В оценивающем сознании одни ценности могут исчезать, а другие появиться. То, что было нравственным в прошлом, в современной жизни может оказаться аморальным. Мораль не догма, она развивается в соответствии с ходом исторического процесса.
В жизни человека бывают такие ситуации, когда нужно сделать моральный выбор, выбор между многими ценностями. Речь идет о свободе выбора, при этом свобода понимается в смысле независимости личности от безнравственных желаний, ущемляющих интересы других людей. Нравственные ограничения на свободу являются объективной необходимостью существования человечества.
Категория свободы связана с понятием ответственность и справедливость.

Урок обществознания в 6 классе по теме: «Ценности и идеалы»

1001 идея интересного занятия с детьми

Урок обществознания в 6 классе по теме: «Ценности и идеалы»

Степаненко Галина Олеговна, ст. Кущевская МБОУ СОШ №6, учитель истории и обществознания , Краснодарский край

Предмет (направленность): обществознание.

Возраст детей: 6 класс.

Место проведения: урок обществознания в школе.

ТЕМА: ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.

Цель:- познакомить учащихся с понятиями идеала, ценности;

— сформировать понятие конфликта ценностей;

— развивать устную речь, умение работать с учебником;

— воспитывать уважение к старшим, чувство долга и чести.

Учащиеся должны: объяснять смысл понятий идеал,

идеализация, идеалист; знать что

такое ценности; уметь называть черты

характера, которыми

должен обладать идеальный человек.

Основные понятия: идеал, идеалист, идеализация, «золотое» правило нравственности.

Оборудование : мультимедийная установка, экран, учебники и тетради по обществознанию А.И. Кравченко.

ХОД УРОКА:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2.Этическая разминка:

Два изречения.

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла»

В. О.Ключевский

«Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому»

Августин

Учитель —Как вы понимаете эти изречения?

Учитель — Что авторы хотели этим сказать?

3. Проверка домашнего задания.

Вот уже несколько уроков мы изучаем тему «Духовная сфера жизни общества»

И познакомились с понятиями мораль и право, добро и зло.

Выполните следующие задания.

1)Соотнесите термины и понятия:

1.МОРАЛЬ а) учение о морали и нравственности.

2. ПРАВО б) нормы, которые установило общество.

3. ЭТИКЕТ в) нормы, которые установило государство.

4. ЭТИКА г) правила поведения людей в обществе.

2) Соотнесите термины и понятия:

1. Грамотный человек а) проводит серьёзные исследования,

расширяя представления о мире

2. Просвещенный человек б) разбирается в основах наук.

3. Ученый человек в) разбирается не только в основах наук,

но в искусстве и литературе.

3) Соотнеси области наук и науки:

1.Естественные науки а) химия

2. Общественные науки б) биология

в) социология

г) демография

д) физика

е) психология

Проверка теста.

ВОПРОСЫ ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ:

Учитель:

— Если человек нарушил нормы права, его наказывают, а если он совершил не красивый поступок, в чем будет заключаться его наказание?

—- Для многих выбросить мусор в неподобающем месте – не велика беда. Представьте, что вы съели конфету. Что вы сделаете с оберткой?

А) Незаметно выбросите куда-нибудь

Б) Поищете мусорную корзину

Г) Положите в карман или подержите в руках, чтобы выбросить

в ближайшую урну для мусора.

Д) Откровенно выкинете тут же на землю.

— Каким поступком является ваше поведение?

— Ваше поведение зависит от того, как это делают другие?

— А как именно делают это другие?

Вы наблюдали за ними? Опишите свои наблюдения.

Проверка выполнения домашнего задания в тетрадях ( по рядам) Упражнение №4 стр.38

Вспомните и приведите примеры из истории.

— Кого и за что называли добрым человеком, а кого злым. (Нерон, Дракон, Хлодвиг), (Троян, Жанна д, Арк, Ян Гус).

4.ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

Учитель:

— Мы уже выяснили, что в своём поведении мы сознательно или не сознательно следуем каким-то идеалам, и даже не подозреваем о том.

А ЧТО ТАКОЕ ИДЕАЛ?

Учащиеся знакомятся с понятиями в словаре:

Идеал- это образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.

Учитель поясняет:

Он обозначает то, что вам кажется достойным для подражания.

Один — считает идеалом бизнесмена

Другой— путешественника, которого привлекает романтика.

Оба стремятся к высшей цели, только второго мы называем идеалистом.

Он стремится много познать, преувеличивает роль добра и справедливости.

А первый стремится к материальной выгоде – он материалист.

Герои с телеэкрана и книг всегда борются со злом, обманом. Героев воспевают поэты.

Но идеалы во все времена были разными. У вас и ваших родителей, бабушек и дедушек.

Учитель: А ЧТО ТАКОЕ ЦЕННОСТИ?

С общечеловеческими ценностями мы сталкиваемся каждый день, хотя об этом не задумываемся.

Есть ценности, которые не подвергаются сомнению, они служат идеалом для всех людей: ИСТИНА, КРАСОТА, ДОБРО, ПОЛЬЗА, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, СВОБОДА, ГОСПОДСТВО.

В тоже время для некоторых одни ценности становятся более важными, для других другие.

Но иногда происходит конфликт ценностей. На пример: хорошие друзья и учеба в престижной школе.

В жизни происходят такие ситуации, когда ради одного жертвовать другим (Миф о Ариадне)

В основе конфликта ценностей лежит нравственная дилемма.

—- На какие ценности ориентируются современные подростки?

Школа прививает детям ценности коллективизма и товарищества, учит трудиться, быть честным и справедливым.

5.РАБОТА ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛЛА.

Работа в тетрадях стр.40 упражнение№1, 2, 3.

ИТОГ УРОКА:— Ребята, чтобы добиться нравственного совершенства и даже вообще просто быть успешным в жизни, необходимо знать, всегда помнить и поступать в соответствии с библейским правилом, суть которого в следующем .

«ЗОЛОТОЕ» ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ: ОТНОСИСЬ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ К ТЕБЕ.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ П-16-17

Литература

1. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — 12-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. — 184 с.

2. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко. «Обществознание 6 класс». М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.

3.С.И. Козленко, И.В. Козленко «Обществознание. Программа курса. 6-7 классы». — М.: «Русское слово», 2008.

4.Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е. А. Певцова «Обществознание» для 6 класса. -М.: ООО « ТИД « Русское слово- РС», 2008.

4

Идеальный тип — Oxford Артикул

Идеальные типы в социологии наиболее тесно связаны с именем Макса Вебера, хотя как метод исследования и объяснения они чаще встречаются в экономике, например, в концепции идеального рынка. Для Вебера построение идеального типа было явно эвристическим приемом или методом исследования. Идеальный тип — это не средний тип и не простое описание наиболее часто встречающихся черт явлений реального мира.Таким образом, невозможно построить идеальный тип бюрократии, обнаружив черты, присущие реальной бюрократии. Идеал также не используется нормативно в смысле желаемой цели.

Идеальные типы разрабатываются применительно к реальному миру, но включают выбор тех элементов, которые наиболее рациональны или наиболее рационально сочетаются друг с другом. Таким образом, идеальный тип бюрократии охватывает те аспекты реальных бюрократических организаций, которые вписываются в согласованную цепочку средств и результатов.

В работе Вебера подразумевается точка зрения, согласно которой построение идеального типа — это способ познания реального мира. Это находится в рамках рационалистического взгляда на гуманитарные науки, а именно, что все мы разделяем разумные способности и тот факт, что мы можем мыслить и действовать рационально, упорядочивает мир. Таким образом, построив рациональный идеальный тип, мы кое-что узнаем о том, как устроен мир. Затем мы сможем узнать больше, сравнив идеальный тип с реальностью, посмотрев, как и почему реальная бюрократия может отличаться от идеального типа.Мы не заканчиваем моделью того, что такое бюрократия или какой она должна быть, но модели того, какой она могла бы быть, если бы была полностью рациональной. Таким образом, мы можем многому научиться из источников очевидной иррациональности реальной бюрократии.

Метод сложен и во многом обязан неокантианской философской традиции, из которой произошел Вебер. Англосаксонские социологи столкнулись с этим с трудом и часто рассматривают идеальные типы как своего рода гипотетическую модель, которую можно проверить на соответствие реальности, что придает (по крайней мере) отчету Вебера отчетливо позитивистский оттенок. Лучшее описание можно найти у Сьюзен Дж. Хекман, Вебера, Идеального типа и современной социальной теории (1983). См. Также изображения общества.

Идеальный тип | Encyclopedia.com

БИБЛИОГРАФИЯ

Идеальный тип — методологическая конструкция, разработанная немецким социологом Максом Вебером (1864–1920). Ключом к его формулировке идеальных типов является сосредоточение внимания на том, что мотивирует социальные действия. Вебер считал, что мы можем понять человеческие действия, обнаружив субъективные значения, которые акторы придают своему собственному поведению и поведению других.Для Вебера субъективные значения важны для понимания законов и закономерностей, которые создают социальные структуры и управляют ими. Эти закономерности можно обнаружить, потому что единообразие социальных действий широко распространено; действия часто повторяются одним и тем же человеком, и они соответствуют субъективному значению, которое акторы придают им.

Идеальный тип служит способом определения сходства, а также отклонений, обнаруженных в эмпирических случаях. Идеальные типы не относятся к моральным идеалам или средним статистическим данным; они описывают не индивидуальный образ действий или идеальный случай, а типичный.Это аналитические конструкции, которые позволяют исследователю разрабатывать гипотезы, связывающие типы с условиями, которые привели к событию, явлениям или социальной структуре, или с последствиями, вытекающими из их возникновения. Поскольку они представляют собой совокупность всех необходимых характеристик действия или действия, эти типы редко появляются в реальной жизни и не представляют единственную возможность для определенного образа действий. Другими словами, идеальные типы не исчерпывают и не полностью отражают конкретную реальность.Скорее, они являются аналитическими инструментами, которые позволяют исследователю находить черты, общие для всех разнообразных и уникальных социальных и исторических реальностей, для проведения сравнительного анализа. Классификация типов мотивированных действий позволяет нам проводить систематические типологические различия, например, между типами власти, а также обеспечивает основу для исследования исторических событий.

Вебер выделяет четыре основных идеальных типа для описания мотивированного социального действия: цвекрациональный, веррациональный, эмоциональный и традиционный .Он организует эти типы действий с точки зрения их рациональности и иррациональности. Zweckrational Действие — это социальное действие, в котором люди рационально выбирают и цели, и средства. Верное действие характеризуется стремлением к цели, которая сама по себе может не быть рациональной, но, тем не менее, достигается рационально. Аффективное социальное действие основано на эмоциональном состоянии актера, а не на рациональном взвешивании средств и целей. Традиционные действия основываются на привычных привычках мышления, полагаясь на то, «как это делалось всегда».Вебер интересуется современным европейским и североамериканским обществом, где он видел, что в поведении все больше доминирует целеустремленная рациональность, тогда как раньше оно было мотивировано традициями, аффектом или ценностно-ориентированной рациональностью.

Наиболее понятным типом, согласно Веберу, является zweckrational action, потому что он определяет рационально организованные и управляемые структуры, такие как бюрократия. Бюрократические организации характеризуются деперсонализацией, рутинизацией, предсказуемостью и рациональным расчетом затрат и выгод.Используя идеальные типы, Вебер смог доказать, что характерная форма современных институциональных организаций, таких как государство, корпорации, вооруженные силы и церковь, является бюрократической.

СМОТРИ ТАКЖЕ Бюрократия; Weber, Макс

Weber, Макс. 1946. От Макса Вебера: Очерки социологии . Пер. и ред. Ганс Герт и К. Райт Миллс. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Weber, Макс. 1947. Макс Вебер: теория социальной и экономической организации .Эд. Талкотт Парсонс; пер. Талкотт Парсонс и А. М. Хендерсон. Нью-Йорк: Свободная пресса.

Weber, Макс. 1978. Экономика и общество: Очерк интерпретирующей социологии . Ред. Гюнтер Рот и Клаус Виттих; пер. Ephraim Fischoff et al. Беркли: Калифорнийский университет Press.

Дебора Л. Рапуано

Социология 250

Социология 250

26 февраля 2003 г.

Центральные теории и методы Вебера

1.Идеальные типы

Адамс и Сиди отмечают, что Вебер разработал модель бюрократия идеального типа как рациональная форма управления, работающая с максимальная эффективность (Адамс и Сиди, стр. 176). Хотя большинство бюрократических аппаратов работают не так, как описал Вебер, некоторые сущностных характеристик бюрократии идеального типа (рациональной формы) описаны на стр. 185 Адамса и Сиди.

Хорошим примером бюрократии является университет, где большинство из этих характеристик существуют.Конечно, в социальном мире нет бюрократия точно соответствует идеальному типу, и часто бывает фаворитизм, нарушение правил или некомпетентность. Но многие организации обладают большим количеством характеристик, соответствующих идеальный тип. Далее идеальный тип представляет собой модель, и способ, которым действует любая реальная бюрократия, может быть по сравнению с идеальным типом. Часто жалобы отдельных лиц в бюрократических организациях касаются способов, которыми какая-то часть идеального типа не соблюдается.Например, правила могут быть нечеткими или должностные лица конкретного офиса могут злоупотребить своим положением.

Хотя бюрократия может ограничивать свободу и формировать структуры господство, они также необходимы для осуществления управления современными, сложное общество. Если эти бюрократические форм не существует, общество будет в худшем положении, если действия будут осуществляется неэффективно и расточительно.

В то же время Вебер отмечает, что бюрократия обладают большой силой.Их рациональные и эффективные методы управления и их законные формы власти делают действовать, чтобы уничтожить человеческую свободу. Нравиться Прибавочная стоимость отчуждения Маркса, Вебер рассматривает бюрократию как отчуждающую (хотя он не использует этот термин) в том смысле, что это набор структур, которые доминировать над людьми.

Веберский анализ бюрократии сделал вид, будто бюрократия по своей сути ограничивает человеческую свободу. Вебер хвалит бюрократию за ее эффективности и предсказуемости, он опасался, что люди станут слишком контролируется ими.Вебер не похоже, сосредоточены на силах свободы и равенства, которые могут исходить от бюрократия. Стандартизированные правила делают это менее возможно предоставление личных услуг и произвольное распоряжение будет дано. Члены организации обычно могут извлечь выгоду из бюрократических правил и положений, и они делают возможен прием на работу и продвижение по службе на основе заслуг. Награды можно давать за результативность, скорее чем через фаворитизм и произвол.Прежде чем осуждать бюрократию в их

, общий эффект от этих организаций должен рассматривать в их совокупности.

Вебер сказал, что этот подход был verstehen или сочувственным пониманием, с помощью которого социолог может поразмышлять о том, какое значение актер придает своим действиям. При этом социолог берет на себя роль или мнение других, не для того, чтобы сказать, что это правильно или неправильно или оправдать это, но чтобы понимать это.Это предполагает изучение мотивы акторов, пытаясь понять, что это такое, то есть как человек воспринимает предметы и других, рассматривает их и действует в ответ. К тому же такой подход отзывчивый, не обязательно соглашаться с действиями, но ставить себя на место другие. Использование этих методов позволяет описание и анализ социального взаимодействия, разработка объяснений общественные мероприятия.

Одним из примеров этого является анализ Веберса в книге Протестантская этика и дух Капитализм .Вебер пытается описать и понять ранних кальвинистов, их чувства по поводу спасения, их одиночеством и их интенсивными усилиями продемонстрировать спасение через мирские деятельность в призвании. Связь между этой этикой, пришедшей из протестантизма, и возникновением капитализма могли бы быть упущены, если бы подход сочувственного понимания не был использован.

Другим примером может служить веберианское объяснение ограниченного степень классовой борьбы рабочих (см. цитату 17).Марксисты иногда утверждают, что рабочие не объединяются и вести борьбу против капитала из-за ограниченного классового сознания, или ложное сознание, то есть рабочие не видят и не понимают свой класс позиция. Веберианин может возразить, что проблема не в этом, скорее работники могут увидеть возможности и преимущества не участвуя в классовой борьбе и, возможно, найдут лучшие способы добиться своей собственной интересы. То есть веберианец попытаться поставить себя на место работника, чтобы понимать вещи так, как это делает рабочий, и обдумывать возможные пути действие, которое было бы выгодно.

Такой подход основывается не только на статистических или иных эмпирические данные, но использует их творчески для рассмотрения того, как социальные субъекты воспринимают их положение. Как показано в цитате 1 из раздаточный материал, Вебер утверждает, что в этом суть социологического подхода, это социология … это наука, занимающаяся интерпретационным понимание социального действия и, следовательно, с причинным объяснением его ход и последствия. (Вебер, стр.4).

Основные подходы к социологии, возникшие Просвещение и продолжение в начале двадцатого века, как правило, структурный характер, подчеркивающий влияние общества и его структур о положении, деятельности и действиях отдельных лиц и групп. Иногда эти подходы игнорируют индивида целиком и обсуждаем только те структуры, которые развиваются в обществе, и отношения между ними. Марксистский анализ в основном макросоциологический и структурный, и подчеркивает социальный класс, средства и способы производства, разделение труда, классовые конфликты и кризисы.По аналогии, Дюркгейм имел дело со структурами или концепциями социального уровня, такими как статус группы, разделение труда, социальные факты, нормы и социальные солидарность. Этот макросоциологический структурный анализ помогает объяснить, что происходит в обществе, что происходит с люди в любом обществе, и как происходят изменения. В то же время такой анализ может игнорировать реальных людей и различные способы социального взаимодействия, в котором они участвуют.

Большая часть работ Вебера касается структур (капитализм, власть, религия, история) и многие концепции, которые он развивает (рационализация, бюрократия, господство) касаются структурных аспектов общество в целом.В то же время, он подчеркивает важность человека, его или ее действий и социальное взаимодействие между людьми и группами.

Что касается социальных действий, Вебер утверждает, что задача социолог должен понимать действия отдельных членов в нем (Хадден, стр. 133). Это имеет два аспекта к нему. Во-первых, когда люди встречаются с другими, их действия будут ориентированы на других. Для человека должна быть какая-то причина для действия, которое он или она берет, и Вебер пытается понять смысл, связанный с каждым социальным действие. Во-вторых, когда социологи ссылаются на к социальным структурам, это черты общества, являющиеся результатом действия индивидов в обществе. Социальные действия во времени и пространстве не случайны или полностью уникальны в каждое взаимодействие между людьми. Скорее, такое взаимодействие имеет определенные закономерности или закономерности. связаны с ним, так что значимые действия между разными людьми связаны с ожидаемыми ответами от других. Эти шаблоны являются значимыми действиями людей, но они могут в конечном итоге превращаются в обычаи, законы, институты или структуры.

Каждое социальное действие имеет связанный с ним смысл в ощущение, что человек действует не как автомат или робот или инстинкт, раздражители или условный рефлекс. Скорее, большая часть того, что делают люди, — это изучать ситуацию. они сталкиваются, размышляют, как подойти к ситуации, рассматривают возможные действия других, и выберите курс действий, который может достичь цели или целей человека в ситуации. Это не всегда может быть сознательно разработанный процесс, но для Вебер: задача социолога — попытаться понять мотивирующие факторов, посмотрите, как люди интерпретируют отношения и как они приписывают смысл ситуации.

а. Три аспекта Социальное действие

Коэн (стр. 113-115) отмечает, что есть три аспекта Подход Вебера к социальным действиям содержится в главе I документа «Экономика и общество» .Это следующие.

и. Субъективный Значение . Вебер отмечает, что социолог должен учитывать значение, которое человек придает действию. Только когда поведение людей ориентированы на какую-то цель и побуждаются вниманием к действиям других это социальный. Из цитаты 2 Вебера государства:

Мы будем говорить о действии постольку, поскольку поскольку действующий индивид придает своему поведению субъективный смысл, будь то явное или скрытое, упущение или согласие.Действие является социальным постольку, поскольку его субъективное значение учитывает поведение других и, таким образом, ориентируется в своем курсе. (Вебер, стр. 4, и Адамс и Сиди, стр. 177).

Все аспекты социального мира должны рассматриваться с точка зрения актеров. Неодушевленный объекты, рождение и смерть, а также окружающую среду можно считать константами и не более чем элементы материального мира, но для Вебера они интерпретируются по-разному, в разное время и в разных местах.По Веберу, социолог должен представить их со ссылкой на то, как акторы понимают их практическое применение или символическое значение (Коэн, п. 113). Точно так же актер ориентируется действия по отношению к широкому кругу людей, некоторые из которых очень знакомы, но другие что этот человек может не знать, или другие, которые являются группами или коллективы. Во всех случаях социальные действие — это не просто условный рефлекс или автоматическое поведение, основанное на инстинкте или традиция для социального деятеля, скорее она имеет смысл и считается.

ii. Социальное Родство . Второй аспект что социальное действие имеет мало смысла, если природа социальных отношений Считается. В цитате 3 Вебер отмечает:

.

Термин социальные отношения будут использоваться для обозначения поведения множества действующих лиц, поскольку в его содержательное содержание, действие каждого учитывает действия других и ориентирована в этих условиях. Социальная Таким образом, отношения состоят полностью и исключительно в существовании вероятность того, что будет значимый курс социальных действий независимо от основания этой вероятности.(Вебер, стр. 26-27).

Здесь действие имеет смысл с точки зрения индивидуален, но также учитывает действия других. Хотя разные участники могут не интерпретировать действия в той же манере, по крайней мере, есть некоторая интерпретация на каждом сторона. Результат может быть несогласие или согласие, в зависимости от взаимных толкований. Примеры социальных отношений: отношения между друзьями или в семье.

iii.Стабильный контент . Третья часть социального действия заключается в том, что социальные отношения обычно стабильны. Если каждое социальное действие приводило к совершенно неожиданным результатам, поддержание социальные отношения в течение любого периода времени будут затруднены. Некоторые социальные отношения очень короткие срок, но другие имеют значительную постоянство. В цитате 4 Вебер отмечает:

.

В последнем случае имеется вероятность повторения поведения, соответствующего его субъективный смысл и, следовательно, ожидается.Значимый контент, который остается относительно постоянным в социальных сетях. отношения могут быть сформулированы в терминах максим, которые стороны обеспокоенные ожидают, что их партнеры будут придерживаться в среднем и примерно. Более рационально в отношение к ценностям или к заданным целям действия, тем более вероятно, что это быть так. (Вебер, стр. 28).

То есть социальное действие учитывает реакцию других, и другие обычно отвечают ожидаемым образом.Пока действия и ответы попадают в эти ожидаемые и обычные шаблоны, это позволяет обычным социальным отношения продолжаются. Дальше, эти постоянные модели позволяют более крупным организациям развивать. Если ожидания продолжатся достаточно долго, эти ожидания становятся максимами или тем, что социологи называемые нормами и правилами. Эти могли также могут быть шаблоны, такие как религиозные заповеди, бюрократические коды или нормы прибыльности в корпорации (Коэн, стр.115). Примером устойчивого содержания социальных отношений является семья как институт. Каждый член Семья участвует в социальных действиях и социальных отношениях. Образцы этих отношений развиваются, поэтому что они становятся ожидаемыми в социальных отношениях. Совокупность этих социальных отношений, поскольку они продолжаются среди членов семьи на ежедневной и регулярной основе, становится упорядочить так, чтобы семья стала социальным институтом.

Хотя Вебер не завершил описание общества на на этой основе, в Экономика и общество г попытался показать, как организации и институты общества могут быть объясняется действиями отдельных лиц.

г. Идеальные типы Социальное действие

Вебер отмечает, что социальное действие может быть ориентировано на различные пути в разное время и в разных местах. В различные формы социального действия имеют значение для людей, но составляют концептуально различные типы социальных действий с разными последствиями для личность и общество. Адамс и Сиди (стр.177) перечисляет четыре типа социальных действий, определенных Вебером (Weber, стр.24-25). Это идеальные типы в том, что Вебер акцентирует внимание на уникальных особенностях каждой формы социального действия, абстрагирование основных аспектов действия, характерных для каждого идеального типа. Никаких конкретных действий в социальном мире нет. вероятно, полностью принадлежат к одному идеальному типу, но сочетает в себе черты одного из четыре идеальных типа.

и. Инструментально Рациональное или Целенаправленно-рациональное . целенаправленно-рациональное действие — это отбор из наиболее эффективных средств для достижения немедленного практического цель или конец (Хадден, стр. 135). Экономическая такая деятельность, как работа на работе или покупка потребительских товаров, является примером этого типа социального действия. в В последнем случае у человека есть различные альтернативные товары, которые можно приобретены, и человек думает, как выбрать среди них, чтобы достичь максимальное удовлетворение. Вебер утверждает, что эта форма действий стала более распространенной в западном обществе с развитие рационализации, более вероятно, что социальные действия предполагало целенаправленное действие для достижения определенной цели, например, получение доход или увеличение личного удовлетворения.Примеры включают предприятия, действующие для увеличения прибыли, действия в бюрократия, и потребители, покупающие товары для удовлетворения своих потребительских потребностей и желания.

ii. Ценность-Рационал . Это действия, в которых действие самоцель, а не средство (Адамс и Сиди, стр. 177). В этом случае актер рационально в смысл использования эффективных средств для достижения данной цели, но цель — та, которая у человека есть обязательство. Хотя это может быть любой конец, Вебер считает, что это предопределено. сознательной верой в ценность ради некоторых этических, эстетических, религиозное или иное поведение, независимо от его перспектив успех (Вебер, стр. 24-5). Примеры может включать такие действия, как участие в религиозной церемонии или благотворительность работать с нуждающимися людьми для тех, кто хочет помочь своим ближним человечество.

iii. Эмоциональный или Аффектный .Это форма социального действие, которое определяется конкретными аффектами и чувствами актеров (Вебер, стр.25). Он объединяет концы и означает и может быть импульсивным и эмоциональным. Хотя некоторое эмоциональное поведение не считается социальным, поскольку полностью импульсивным, Вебер считает это социальное действие тем, что поведение имеет значение, но самый эффективный метод достижения цели может не следует внимательно рассмотреть. Социальное действие этого типа обычно не считается рациональным в любом нормальном смысле период, термин. Примеры включают отношения привязанность между партнерами и социальные отношения в семье.

iv. Традиционный или Привычка определяется укоренившимся привыканием (Вебер, стр. 25).

В данном случае обычай, традиция или привычка являются источником социальное действие. Опять же, некоторые формы этот тип поведения не обязательно будет считаться социальным, но насколько значимы эти обычаи и традиции, Вебер считает, что Социальное.Эта форма действия важно для Вебера, так как это может стать основой для авторитета и легитимность. В той мере, в какой люди чувствуют себя обязанными соблюдать обычаи и традиции, создается общественный порядок и поддерживаются, и это приобретает законность в умах тех, кто принимает традиции.

4. Рационализация

Вебер утверждает, что развитие рациональных форм было одним важнейших характеристик развития западного общества и он описывает их как могущественные исторические силы во многих своих произведениях. Капитализм Протестантская этика — это рациональный капитализм, тщательно сбалансированный. рассчитывается так, чтобы можно было получить прибыль. Вебер рассматривал традиционные формы поведения и действий как иррациональные, или по крайней мере, нерационально, поскольку в них не было тщательно продуманных и расчетные методы современной эпохи. Традиционные мысли и действия могут направляться религией, магией или сверхъестественного они предоставили способ объяснить социальный мир для людей в более ранние эпохи.У них может не быть систематическая форма развития, но полагаться на личное понимание, откровение, эмоции и чувства, черты иррациональные по форме. Напротив, рациональность состоит из множества социальных действий, управляемых разумом или рассуждением, расчетом, а также рациональным преследование своих интересов. Действия взяты отдельными лицами в экономической сфере или в официальных организациях, таких как университеты характерны для рациональности Вебера. Ритцер выделил несколько аспектов связаны с подходом Веберса к рациональности (Ritzer, стр. 124-125).

Расчетность . Результаты могут быть рассчитаны или оценены принятие допущений и рассмотрение методов, с помощью которых будут получены результаты достигнуто. Это особенно верно в официальных учреждениях или на предприятиях сегодня.

КПД . Актеры преследуют разные цели и пытаются найти лучшее средство для достижения этих целей.

Предсказуемость .В организациях есть правила и положения, а акторы подчиняются структурам и авторитету. Это, наряду с установленными процедурами и целями, означает, что результаты социальных действий часто можно предсказать, возможно, неточно, но безусловно, вероятности, связанные с результатами.

Нечеловеческий Технология . Такие технологии как инструменты, машины и современные информационные технологии делают предсказуемость больше.То есть эти технологии созданы с определенными целями и пока они помогают в достижении желаемые цели, результаты в целом предсказуемы.

Контроль над Неопределенности . Этого никогда не может быть полная, но приняты правила и методы, которые касаются многих возможных непредвиденные обстоятельства. Правила настроены не так много, чтобы иметь дело с конкретными людьми или личностями, но постарайтесь быть общим, имея дело с множеством возможностей.Это позволяет ограничить результаты в определенных пределах, тем самым уменьшение неопределенности результатов.

Эти принципы рациональности применимы ко многим деятельность и действия в экономической сфере, и стали высокоразвитыми и видно там. В современном обществе аналогичные принципы возникают в большинстве областей социального мира, даже включая религия, политика, администрация, спорт и музыка. Организации и действия, регулируемые рациональность может произвести для себя рациональный результат.Но это не обязательно рациональный результат для общества или системы в целом. Например, исследования экономики показывают, сколько производителей, каждый действуя рационально для максимизации прибыли, может производить больше продукции, чем потребители можно приобрести. Это может произвести банкротство, депрессия и безработица — иррациональный результат для общества в целом.

В результате последствия для лиц, формально занимающихся рациональные системы не всегда могут быть желательными.Вебер считал, что рациональность необходима организациям для работать эффективно, и он чувствовал, что тенденция заключается в том, что рациональность может захватывают все больше и больше сфер общества. В то же время Вебер опасался, что это может привести к усилению контроля. над индивидуальными действиями, подавляя харизму и традиции и позволяя немногим альтернативы творческой деятельности человека. Как отмечают Адамс и Сиди, Вебер рассматривал рационализацию как нечто большее. эффективный и предсказуемый, но он делал это, выдавливая индивидуальность и непосредственность в жизни (с.173).

5. Последствия и Выводы

Целью

Веберов было систематическое изучение смысла связанные с индивидуальным поведением. Определив несколько идеальных типов, Вебер счел возможным социологии, чтобы понять социальное действие в современном мире и в исторические ситуации.

Веберы обсуждали социальные действия, прежде всего понимание индивидуальных действий.Пока группы упоминаются, это не было основной целью Вебера. Скорее он рассматривал действие коллективы, чтобы быть смесью индивидуальных действий, превращаясь в конкретные модели, которые составляют институты, организации, структуры и нормы общества.

В своем обсуждении социальных действий Вебер мало что упоминание о конфликте. Не может быть всегда должно быть общее понимание социальных отношений, и это может создать трудности для тех, кто находится в отношениях.Но в отличие от Маркса Вебер не рассматривает конфликты и противоречия быть важнейшими аспектами социальных отношений в современном обществе. В то же время Вебер не замалчивает разногласий и недопонимания, и считает власть важным особенность его анализа.

Еще одна особенность анализа Веберса — отметить, как действия отдельных лиц должны быть проанализированы для определения их последствий, поскольку могут иметь место непредвиденные последствия для индивидуальных или групповых социальных действий, или комбинированных эффектов каждого из этих действий.Результаты социальных действий невозможно предсказать из значений этого действия для физических лиц. За Вебер, пытаясь понять индивидуальные и групповые действия и некоторые из их результаты необходимы для объяснения того, как работает общество и как происходят социальные изменения.

Список литературы

Адамс, Берт Н. и Р. А. Сиди, Sociological Theory , Toushand Oaks, Калифорния, Pine Forge Press, 2001.

Коэн, Ира Дж., Теории действия и Праксис у Брайана С. Тернера, The Blackwell Companion to Social Theory , Oxford, Blackwell, 1996, стр. 111-142.

Хадден, Ричард У., Социологическая теория: Введение в классическую традицию , Питерборо, Онтарио, Broadview Press, 1997.

Ритцер, Джордж, Sociological Theory , пятое издание, Нью-Йорк, McGraw-Hill, 2000.

Вебер, Макс, Экономика и общество: обзор интерпретативной социологии , New Йорк, Бедминстер Пресс, 1968.

Последний раз редактировалось 3 марта 2003 г.

Вернуться к социологии 250

Перейти к основному содержанию Поиск