Описание архетипы: 12 архетипов личности | Ника Зебра, персональный PR-менеджер

Содержание

понятие, из чего состоит + краткая характеристика 12 основных типов

Доброго дня, уважаемые читатели!

Психологи и психотерапевты часто используют в своей работе синтез знаний и техник из разных подходов и направлений. Одним из таких подходов является концепция Карла Густава Юнга и его архетипов. Сегодня мы подробно расскажем, что такое архетип, какие бывают и для чего нам нужно все это знать.

Эта статья будет особенно полезна и интересна тем, кто любит изучать себя и не боится совершать новые открытия.

Понятие

В переводе с древнегреческого слово “архетип” означает “первообраз, подлинник”. В аналитической психологии данным термином называют часть коллективного бессознательного, которая представляет собой врожденную психическую структуру личности.

Мы согласны, пока не совсем доступно. Предлагаем начать разбираться поэтапно.

Понятие архетипа ввел в обиход швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг. Именно он стал основоположником аналитической психологии – направления, которое изучает глубинные мотивации человека на основе фольклора, мифов и сновидений.

Юнг был первым, кто предложил идею разделения человеческой психики на две части: сознательную и бессознательную.

В первой находится все то, что мы можем осознавать: наши чувства, мысли, воспоминания. Во второй прячутся неподконтрольные сознанию процессы и явления, например, сновидения, интуиция, вдохновение, стереотипы и т. д.

Данную структуру психики можно сравнить со строением айсберга. Наверняка кто-то вспомнит из уроков географии, что на поверхности воды находится лишь 10 % ледяной глыбы, а 90 % скрыто под водой. Наше сознание – это лишь верхушка айсберга. Все остальное – это подсознание. Ему и была посвящена вся научная деятельность Юнга.

Бессознательная часть человеческой психики тоже имеет свою структуру и разделена на два слоя:

  1. Индивидуальное бессознательное – это то, что человек наработал своим личным опытом.
  2. Коллективное – это продукт наследуемых структур мозга, который является общим для всех людей и основывается на опыте всего человечества в целом.

Коллективное бессознательное – это более глубокий слой нашей психики. Он как раз и состоит из архетипов.

Если простыми словами, то архетипы – это базовые образы, которые складывались многими и многими поколениями до нас. Они обладают следующими характеристиками:

  1. устойчивы;
  2. способны оказывать влияние на эмоциональное состояние человека и вызывать в нем те или иные реакции;
  3. обладают набором как положительных, так и отрицательных качеств;
  4. встречаются у всех народов и во все времена в виде мифов и сказок.

К примеру, герои народных сказок: Иванушка-дурачок, Царь-Государь, Ведьма, Снежная королева – все это архетипы. Герои мифов и легенд – богиня мудрости Афина, бог войны Арес и прочие – тоже являются архетипами.

Карл Густав Юнг различал архетипы и архетипические образы, называя первое понятие подобием неизменного скелета, а второе – содержанием, которое может изменяться в зависимости от окружения, истории семьи, народа. В классической психологии данные понятия не разграничиваются, а потому для более легкого понимания мы тоже будем рассматривать их как синонимы.

Теоретически архетипов может быть великое множество. К примеру, специалисты по системе Таро выделяют 22 архетипа в соответствии с числом старших арканов. Иными словами, классификация зависит от конкретной темы или ниши, в которой она используется. В статье мы рассмотрим только основные архетипы.

Структура личности по Юнгу

Карл Юнг выделял несколько ведущих архетипов в зависимости от того, в какой области сознания или подсознательного они находятся:

  1. Самость. Считается ведущим, первичным архетипом, который объединяет сознательную и бессознательную части психики человека. Он определяет целостность, центрированность, порядок и потенциал личности, выделяя его среди других индивидуумов.
  2. Персона, или Маска. Это социальная роль, которую человек играет в обществе.
    Своего рода имидж, позволяющий скрывать уязвимые и болезненные места психики, недостатки, слабости, интимные подробности, а иногда и саму личность.
  3. Тень. Архетип, находящийся главным образом в зоне индивидуального бессознательного. Именно сюда попадают все установки, переживания и опыт, которые были вытеснены сознанием по причине того, что они противоречат представлению человека о самом себе. Это наши комплексы.
  4. Анима и Анимус. Архетипы, связанные с женским и мужским полом. Анима – это женская часть в психике мужчины, например, такие качества, как непостоянство чувств и настроений. Анимус – это мужская часть в психике женщины, например, логика, рациональность.
12 архетипов Пирсон-Марра

Авторство следующей классификации принадлежит американскому филологу Кэрол Пирсон и ее помощнику Хью Марру. Собственно, в их честь и была названа эта модель. Впервые она была опубликована в книге “Пробуждение внутренних героев” в 1991 году.

Простодушный

Некоторые источники переводят название данного архетипа как “невинный” или “ребенок”.

Какие характеристики можно дать человеку, в котором преобладает данный образ:

  1. жизнерадостность;
  2. беззащитность;
  3. оптимизм и вера в лучшее;
  4. чистота и доверчивость;
  5. искреннее желание быть счастливым;
  6. страх совершить ошибку, быть наказанным.

Один из образов, который можно привести в качестве соответствия данному архетипу, – персонаж мифов греческой мифологии Дафна. Она прекрасная нимфа, давшая обет целомудрия и превращенная в священное лавровое дерево. Более знакомое многим архетипическое соответствие – Форрест Гамп в одноименном фильме Роберта Земекиса.

Славный малый

Другие его названия – свой парень, сирота. Какую характеристику можно дать такому герою:

  1. появление зачатков реализма;
  2. отсутствие притворства, прямолинейность;
  3. надежность;
  4. предсказуемость;
  5. повседневный, рабочий стиль в одежде;
  6. желание быть принятым, стать частью общества;
  7. стремление развивать “земные” добродетели.

Архетипический образ – Семен Семенович Горбунков, герой советской киноленты “Бриллиантовая рука”.

Воин

Еще одно название – герой. Характеристики архетипа:

  1. воинственный, агрессивный;
  2. гордый, отважный;
  3. идеалист;
  4. достигает поставленных целей;
  5. умеет постоять за себя;
  6. стремится доказать собственную ценность через отвагу и способность выходить из сложных ситуаций;
  7. боится стать уязвимым и слабым.

Данному архетипу соответствует образ охотника Хоу И. Это один из самых известных героев китайских мифов, сбивший из лука девять солнц, которые угрожали погубить все живое на земле. Его даже называют китайским Гераклом. Из киношных героев можно привести Джеймса Бонда, Бэтмена и др.

Опекун

Данный архетип также называют родителем или матерью. Как его распознать:

  1. демонстрация заботы к окружающим;
  2. сопереживание;
  3. щедрость и благородство;
  4. способность идти на жертвы ради других.

В качестве примера архетипического соответствия можно привести Деметру – древнегреческую богиню плодородия и покровительницу земледелия.

Искатель

Какие характеристики ему присущи:

  1. желание постигать все новое;
  2. стремление отличаться от других;
  3. независимость, свободолюбие;
  4. способность идти на риск;
  5. видит своей целью личную реализацию через исследование мира, путешествия.

Архетипические образы – пастух Сантьяго из книги Пауло Коэльо “Алхимик”, французский исследователь мирового океана Жак-Ив Кусто.

Любовник

Характеристики архетипа:

  1. жажда эмоций, наслаждений, чувственных удовольствий;
  2. стремление любить;
  3. романтичность;
  4. желание окружать себя тем, что приносит радость, дарит любовь;
  5. ставка на внешнюю “обертку”, нежели на содержание;
  6. страх одиночества, боязнь быть отвергнутым.

Архетипическое соответствие – персонаж древнегреческой мифологии Алкиона, которая бросилась в море от любви к мужу.

Бунтарь

Или, как его еще называют, изгой. Его характеристика:

  1. дух революции, преобразований;
  2. стремление сломать то, что не работает или не идет на пользу;
  3. радикальная свобода;
  4. желание шокировать;
  5. способность предпринимать действия в безвыходных ситуациях;
  6. умение отпускать и начинать сначала.

Данному архетипу соответствуют образы Робина Гуда, Зорро и т. п.

Творец

Присущие характеристики:

  1. новатор, экспериментатор;
  2. артистичный, амбициозный;
  3. обладает хорошим воображением;
  4. фантазер, мечтающий создать что-то ценное и долговечное;
  5. боится заурядности и посредственности.

Архетипический образ – финская богиня и дочь воздуха Ильматар, участвующая в создании мира. В качестве примеров можно привести и реальных творцов: Пабло Пикассо, Томаса Эдисона и многих других.

Правитель

Характеристики:

  1. управленец, организатор;
  2. лидер;
  3. умение брать ответственность;
  4. соответствие собственным ценностям;
  5. стремление к власти и контролю;
  6. желание создать успешное общество, будь то в семье, компании или государстве.

Подходящий архетипический персонаж – центральный герой британского эпоса Король Артур. Также в качестве примеров можно привести Уинстона Черчилля, Маргарет Тэтчер и др.

Маг

Другие названия архетипа – волшебник, шаман.

Ему соответствует следующее описание:

  1. обаятельный и харизматичный;
  2. катализатор изменений;
  3. желает знать, как устроен мир;
  4. умеет находить выигрышные варианты для всех;
  5. способен творить перемены с помощью изменения собственных мыслей и поведения;
  6. может стать манипулятором.

Архетипический образ – Мерлин, великий маг при дворе короля Артура.

Мудрец

Это ученый, философ, мыслитель, которому присущи такие характеристики:

  1. опора на знания и интеллект;
  2. саморефлексия;
  3. умение мыслить ясно, критически;
  4. способность формулировать свое мнение;
  5. ставка на изучение, а не действия;
  6. страх невежества.

Архетипические соответствия – Сократ, Будда, Галилей.

Шут

Это фокусник, клоун, юморист, которому свойственны следующие признаки:

  1. стремление наслаждаться моментом, жить здесь и сейчас;
  2. желание сделать мир ярче и радостнее;
  3. способность быть смешным, умение шутить;
  4. легкомыслие;
  5. импульсивность, спонтанность.

Архетипические соответствия – Чарли Чаплин, Джокер, Тиль Уленшпигель (герой немецких легенд и книг, плут и балагур).

Среди прочих классификаций архетипов есть разделение на мужские и женские. Так среди женских выделяют древнегреческих богинь, а в числе мужских – олимпийских богов.

Как определить свой архетип

Для начала хотели бы пояснить, для чего вообще нужно знать свой архетип. Еще раз напомню, что это базовые конструкты коллективного бессознательного, которые определяют тот или иной тип восприятия, переживаний и действий. По сути, это некие глубинные установки, которые определяют поступки и реакции человека.

В каждом из нас может быть заключено несколько архетипов или преобладать один.

По идее Кэрол Пирсон, человек поэтапно проходит все 12 архетипов в зависимости от возраста. К примеру, Простодушный – это самый первый образ, который соответствует возрасту маленького ребенка, а Шут – завершающий образ, который приходит к нам в момент мудрой зрелости. Недаром говорят: “Старый, что малый”.

В соционике есть тесты, определяющие, какой тип личности преобладает в человеке. Зная свой доминирующий архетип, становится проще сформулировать собственные ценности, склонности, расставить приоритеты, узнать лучше себя и партнера, определить свои потребности в отношениях и т. д.

Интересно! В 2001 году вышла книга “Герой и бунтарь” Маргарет Марк, посвященная использованию архетипов в брендинге. По мысли автора, более конкурентоспособными становятся те компании, которые используют в построении своих брендов универсальные образы с отсылкой на архетипы.

Маргарет распределила выделенные Пирсон 12 архетипов на 4 мотивационные категории:

  1. Потребность в риске и мастерстве – архетипы Воин (BMW, Nike), Бунтарь (Harley-Davidson), Маг (Apple, Red Bull).
  2. Потребность в стабильности и контроле – Творец (LEGO), Опекун (Nivea), Правитель (Mercedes-Benz, Rolex).
  3. Потребность в независимости и самореализации – Простодушный (Coca-Cola), Искатель (Starbucks), Мудрец (Sony, Philips).
  4. Потребность в принадлежности и обладании – Шут (Ben & Jerry’s), Славный малый (Levi’s, IKEA), Любовник (Revlon, Playboy).

Кроме того, идею архетипов используют и стилисты, составляя гардероб в соответствии с тем или иным психологическим портретом.

Заключение

Мы с вами разобрали, что такое архетипы и какие они бывают. Мы надеемся, нам удалось доступно изложить эту непростую тему. А может, получилось даже вызвать у кого-то интерес к дальнейшим исследованиям.

На сегодня мы прощаемся.  Всем хорошего дня!

Что такое архетипы. Архетип Невинного | by Елизавета Черникова | Дизайн-кабак

Интересный инструмент, который помогает установить связь между брендом (рекламным плакатом, видеороликом, каталогом) и покупателем. Благодаря архетипам человек может найти что-то близкое для себя в макете. Или прочувствовать ту эмоцию, которой не хватает ему в жизни. Так покупатель проникается бóльшим сопереживанием и доверием к продукту. В статье я постаралась найти характерные визуальные элементы и принципы верстки для каждого архетипа. Это поможет лучше понимать архетипы и применять этот инструмент более эффективно.

Архетип — это сочетание поступков, мыслей и целей, характерных для персонажа. Эти персонажи знакомы нам по мифам, легендам, сказкам, историям. Например, архетипы Мудреца (Йода, Дамблдор), Бунтаря (Прометей, Арья Старк) или Шута (Чендлер, Тирион Ланистер). Понятие архетипов ввел Карл Юнг в своей теории о коллективном бессознательном. Для того, чтобы побольше узнать об архетипах, можно почитать его труды. А можно почитать книгу «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов». В статье я основываюсь на описании архетипов из этой книги.

Для того, чтобы изучение этой темы стало еще более наглядным, я собрала доску на Пинтересте с графдизайновыми примерами для каждого архетипа.

Описание: наивный, простодушный, мечтатель, оптимист, романтик, идеалист, святой. Отличается особым доверием к жизни и нуждается в заботе. Верит в существование идеального мира.

Атрибуты: варежки, кардиган, кудрявые волосы, широко распахнутый взгляд, искренняя улыбка, румянец, одежда в горошек, воздушные шары

Знаки: нимб, ангельские крылья, солнце, полевой цветок (ромашка, одуванчик)

#чистый #честный #счастливый #достойный_доверия #всепрощающий #безобидный #безгрешный #радостный #целомудренный #очаровательный #светлый #милый #семейный #легкий #верующий #солнечный #позитивный #безропотный #хиппи #кроткий #уютный

Невинный архетип надеется на то, что жизнь может быть хорошей и лёгкой, естественной и полной оптимизма, что ей можно наслаждаться здесь и сейчас. И даже если это не так, то скоро серая полоса неудач пройдёт и все наладится. Возможно, не в этой жизни, а в раю. Но все обязательно будет хорошо.

Благодаря такому настрою Невинный может искренне наслаждаться простыми удовольствиями: аромат кофе, приятный пейзаж, теплый день. Невинный архетип помогает людям сохранять или возвращать веру.

Чтобы ярче представить себе этот архетип, подумайте о хлопковой одежде, об аромате свежеиспеченного хлеба, о солнечном дне или о цветущем саде. Можно делать это под музыку из плейлиста Невинного.

Экранные герои с архетипом Невинный

Герои из фильмов и книг помогают лучше представить себе человека с данным архетипом: как бы он мог говорить, во что бы одевался, какие у него были бы желания

Бренды с архетипом Невинный

В зависимости от уровней архетипа элементы графдизайна могут немного отличаться. При этом общее лёгкое позитивное настроение присуще на всех уровнях. При выборе дизайна для элемента можно проверить себя так: если вид этого цвета, формы, графики или текстуры вызывает улыбку и радостное настроение — значит, это то, что нужно.

Примеры макетов с архетипом Невинный на Пинтересте + мои комментарии по каждому пину.

Цвета
Преобладают светлые цветовые гаммы. Насыщенные, сочные сочетания цветов характерны для первого и второго уровня Невинного. Они отражают беззаботность, отсутствие дисциплины, непосредственность, детский нарциссизм, положительный настрой этого архетипа.
Пастельные цвета, спокойные цветовые сочетания с преобладающим белым и одним ярким цветом, помогают раскрыть более сложный уровень Невинного, его духовность, внутреннюю цельность и гармонию, спокойствие, невозмутимость, уравновешенность.

Фигуры
Этот архетип ассоциируется с мягкими, плавными, естественными формами и линиями. Или фигурами с неровными краями, будто вырезанными из бумаги. Геометрические фигуры тоже могут быть, но в игривом контексте, а не с целью придать характер точности и научности. А еще можно использовать иконки: со скругленными углами, мультяшными пропорциями.

Текстуры
Могут быть паттерны из геометрических фигур, простые и легкие, напоминающие простые народные орнаменты. Деревенские паттерны: горошек, мелкий цветочек. Текстуры приятных теплых по ощущениям материалов — хлопка, льна, кашемира, шлифованного дерева, яркого пластика или гладких камешков.

Графика
Фотографии с большим количеством света, яркие и позитивные. Если это натюрморт или портрет — то без излишеств и гламурного эффекта ретуши. Иллюстрации — милые, смешные, наивные, простые. Иллюстрации могут быть в любой технике исполнения, даже созданные вручную с помощью аппликации, пластилина или акварели.

Типографика
Гуманистические гротески. Слегка несовершенные, будто написанные от руки, с открытой апертурой и улыбающейся буквой «е»: Anselm Sans, Noah, Stinger, ALS Schlange Sans, Iskra
Геометрические гротески. Слегка игривые, как детские кубики; с крупными строчными буквами: Qanelas, Montserrat
Рукописные гарнитуры. Неряшливые и несовершенные, слегка небрежные или написанные нетвердой рукой: Pacifico, Maybug MS, Intro Script

Для заголовков и подзаголовков лучше выбирать плотные начертания, чтобы создать ощущение приятной полноты букв и контраста. Преимущественно левая выключка, поскольку она проще для восприятия. Возможна творческая типографика.

Принципы верстки элементов
Архетип Невинного ищет простые удовольствия, простые решения — это стремление может передать Базовая композиция где не много деталей, а структура простая и понятная. Но если уровень архетипа более первозданный и примитивный (если это, например, детская аудитория) — то реакция будет больше на цвет и на форму. Этому нужно будет отдать больший приоритет, нежели простоте и чистоте композиции.
Контрасты лучше делать более явными, чтобы элементы и идея макета считывалась быстро и просто. Не очень приветствуются «изыски» как значительное преобладание воздуха в композиции или высокое насыщение деталями. Простота восприятия, яркий позитивный образ — вот основные задачи композиции для архетипа Невинный.

Графидеи, графсистемы
Что такое графидея и графсистема я рассказываю в этой статье.
Для архетипа Невинный характерны следующие графидеи и графсистемы (подборки макетов для каждой есть на Пинтересте):
Органические формы
Дудлы
Калейдоскоп
Нео Гео
Аниме

Приглашаю подписаться на мой канал в телеграме.
О том, как работать с образами, знаками и символами в графдизайне подробно рассказал Вадим Гранич в этом уроке.

Курсы со скидкой 55%. Промокод DESIGNPUB.

Архетип: определение и примеры | LiteraryTerms.net

I. Что такое архетип?

Архетип (ARK-э-э-тип) — это идея, символ, образец или тип персонажа в истории. Это любой элемент истории, который снова и снова появляется в историях разных культур и символизирует нечто универсальное в человеческом опыте.

Архетипы всегда вызывают вопросы. В конце концов, никто не изучал каждой культуры в мире — это было бы невозможно — поэтому мы никогда не знаем наверняка, действительно ли что-то .0007 универсальный .

 

II. Примеры Архетипа

Пример 1

Самый известный пример архетипа Герой . Истории героев имеют определенные общие черты: герои обычно начинают свою жизнь в обычных обстоятельствах, их «призывают к приключениям», а в конце они должны столкнуться со своим самым мрачным страхом в конфликте, который глубоко преображает героя. Люк Скайуокер — прекрасный пример этого архетипа: он родился на Татуине, его призвали в приключения R2-D2 и Оби-Ван Кеноби, а затем он должен встретиться с Дартом Вейдером, чтобы стать джедаем. (Есть книга под названием Тысячеликий герой , в котором подробно изложена архетипическая история Героя, и Джордж Лукас много раз читал его, прежде чем создать «Звездные войны». )

Пример 2

После Героя наиболее распространенным архетипом, вероятно, является Трикстер . Обманщики нарушают обычные правила общества и даже природы. Они часто андрогинны (имеют как мужские, так и женские черты) и любят подшучивать над окружающими. Они также могут смеяться над вещами, которые другие находят ужасающими, такими как смерть или изоляция. Считается, что трикстеры символизируют хаотичные и сложные реалии мира, которые находятся за пределами понимания человеческого разума. Трикстеры могут быть злыми (как Локи или Джокер) или хорошими (как Багз Банни).

Пример 3

Другим архетипическим персонажем является Антигерой , обладающий многими атрибутами Героя, но не являющийся традиционным «хорошим парнем». Бэтмен, например, антигерой: он борется с преступностью и останавливает суперзлодеев, но при этом угрюмый отшельник с немного жестокой жилкой. Каким бы героем он ни был, он также внушает страх и, вероятно, будет не очень весело находиться рядом с ним.

 

III. Типы архетипов

Существует слишком много архетипов, чтобы перечислить их все, но в целом они делятся на три категории:

а.

Архетипы персонажей

Самый распространенный и важный вид архетипов. У большинства популярных персонажей есть универсальный архетип, такой как Герой, Антигерой или Трикстер (см. предыдущий раздел). Существуют буквально сотни различных архетипов персонажей, в том числе Соблазнительница, Фигуры Отца и Матери, Наставник и Кошмарное Существо.

б. Ситуационные архетипы

Ситуации, которые появляются в нескольких историях. Примеры могут включать потерянную любовь, возвращение из мертвых или сирот, которым суждено стать величием.

в. Символические архетипы

Символы, неоднократно встречающиеся в человеческих культурах. Например, деревья являются архетипическим символом природы (даже в культурах, живущих в относительно безлесных районах). Огонь также является архетипическим символом, представляющим разрушение, но также изобретательность и творчество.

 

IV. Важность архетипов


Концепция архетипов была впервые разработана Карлом Юнгом, психологом, обнаружившим определенное сходство между мифами со всего мира. В частности, он заметил, что все «героические истории» имеют схожие элементы и что все культурные герои имеют определенные общие черты. Он предположил, что это произошло потому, что все люди имеют общее «коллективное бессознательное», то есть набор запрограммированных ожиданий и предпочтений в отношении историй. Точно так же, как существует «универсальная грамматика», лежащая в основе всех человеческих языков, может существовать «универсальная грамматика» хороших историй!

Таким образом, архетипы являются ключом к тому, что делает историю убедительной. Лучшие рассказчики опираются на универсальные архетипы при создании своих историй и, таким образом, обращаются к чему-то элементарному в человеческом разуме — и во многих случаях они делают это автоматически, даже не собираясь писать архетипическую историю.

 

V. Примеры архетипов в литературе

Пример 1

неправильно, и в конечном итоге должны быть принесены в жертву или изгнаны.

Пример 2

В Ветхом Завете история Моисея имеет много параллелей с архетипом Героя. Он родился в жалких обстоятельствах (сирота в тростниковой корзине) и должен столкнуться со своими величайшими страхами (как фараона, так и своего страшного Бога), прежде чем вернуться к своему народу, неся 10 заповедей — в данном случае не только он, но и все племя израильтян преображено героическим путешествием Моисея.

Пример 3

В книгах «Властелин колец» и «Хоббит » и Бильбо Бэггинс, и Фродо Бэггинс являются классическими архетипами Героев. Они начинают как обычные хоббиты, живущие под холмом, но слышат призыв к приключениям, когда Гэндальф и гномы подходят к двери. В ходе путешествия они должны сражаться с драконами и темными лордами (оба являются примерами архетипа Кошмарного Зверя), прежде чем вернуться в Шир в преображенном виде.

 

VI. Примеры архетипов в поп-культуре

Пример 1

Багз Банни — классический пример Трикстера. Он часто переодевается женщиной, чтобы обмануть своих преследователей, и такие люди, как Элмер Фадд и Йосемити Сэм, не могут поймать его. Согласно теории архетипов, эти хитрые побеги являются символическими исследованиями присущих человеческому мышлению ограничений.

Пример 2

Йода — один из лучших представителей архетипа Наставника. Он живет на далекой негостеприимной планете, подобно тому, как гуру мог бы жить на вершине горы. И он тренирует Героя (Люка) как телом, так и разумом, но, что более важно, он заставляет Люка противостоять самым темным сторонам самого себя. Такова символика сцены в пещере, когда Люк Скайуокер сражается с фальшивым «Дартом Вейдером» — иллюзорным врагом, который оказывается всего лишь проекцией самого себя.

Пример 3

Архетип наставника также представлен как профессором X, так и Магнето в историях X-Men . Эти персонажи обучают различных героев (и злодеев) по-своему, а живут они в укромных крепостях. Но, как и в случае с Йодой, часть истории также заставляет героя/злодея противостоять собственной психике. Подумайте, например, об отношениях профессора X с Росомахой, в которых Росомаха вынужден столкнуться со своим прошлым и всей болью, которую оно причинило. (Кстати, Росомаха — отличный пример Антигероя.)

 

VII. Родственные термины

Клише

Подобно архетипу, клише снова и снова появляется в разных историях. Но «архетип» имеет положительный оттенок, а «клише» — отрицательный. Почему? Наверное, потому, что архетипы обладают подлинной психологической силой, и поэтому мы никогда не устаем от них, сколько бы раз их ни видели. Клише устают от чрезмерного использования — архетипы никогда не устают.

Как правило, архетип также шире и более общий, в то время как клише имеет тенденцию быть узким, конкретным моментом. Так что это архетип (или, по крайней мере, троп) — видеть команду героев, в которой один намного старше другого. Такие истории вызывают в памяти архетипы как Героя, так и Наставника. Однако, если старший партнер говорит: «Я слишком стар для этого…», это клише.

 

Троп

Архетип — это особенно мощный вид тропа. Тропы — это более широкая категория общих элементов в историях, но троп обычно не считается универсальным — он просто очень распространен, особенно в определенном жанре или культуре. Опять же, грань между тропами и клише не является черно-белой. Например, фигура «девицы в беде» очень распространена в литературе, мифологии и популярной культуре — но спорно, является ли это клише, тропом или даже архетипом!

Примеры и определение архетипа

Определение архетипа

Архетип — это литературный прием, с помощью которого персонаж создается на основе набора качеств или черт, специфических и узнаваемых для читателей. Термин «архетип» происходит от исследований и работ психолога Карла Юнга, который считал, что архетипы являются частью коллективного бессознательного человечества или памяти универсального опыта. В литературном контексте архетипами считаются персонажи (а иногда и образы или темы), которые символически воплощают универсальные значения и основные человеческие переживания, не зависящие от времени и места.

Например, одним из наиболее распространенных литературных архетипов является Герой . Герой, как правило, является главным героем повествования и демонстрирует вездесущие характеристики, такие как мужество, настойчивость, самопожертвование и умение бросить вызов. Хотя герои могут появляться в разных литературных формах в зависимости от времени и культуры, их характеристики имеют тенденцию быть универсальными, что делает их архетипическими персонажами.

Общие примеры и описания литературных архетипов

Как правило, существует двенадцать основных типов персонажей, которые символизируют основные человеческие мотивы и представляют собой литературные архетипы. Вот список этих примеров литературных архетипов и их общие описания:

  • Любовник: персонаж, ведомый эмоциями и страстью сердца
  • Герой: главный герой, который принимает вызов
  • Преступник: персонаж, бунтующий или выходящий за рамки общественных условностей или требований
      2
        2 101782 могущественный персонаж, понимающий и использующий универсальные силы
      • Исследователь: персонаж, стремящийся исследовать неизвестное и запредельное
      • Мудрец: персонаж с мудростью, знаниями или качествами наставника
      • Создатель: дальновидный персонаж, создающий что-то значительное
      • Невинный: «чистый» персонаж с точки зрения морали или намерений другие
      • Шут:  Персонаж, который дарит юмор и комизм, а иногда и мудрость
      • Обыватель:  Персонаж, признанный средним, симпатичным, встречающимся в повседневной жизни
      • Правитель:  Персонаж, наделенный властью других, будь то с точки зрения закона или эмоций

      Примеры архетипов в шекспировских произведениях

      Уильям Шекспир часто использовал архетип как литературный прием в своих пьесах. Вот несколько примеров архетипа в шекспировских произведениях:

      • Любовник: Ромео («Ромео и Джульетта»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Антоний («Антоний и Клеопатра»)
      • Герой: Отелло («Отелло» ), Гамлет («Гамлет»), Макдуф («Макбет»)
      • Преступник: Принц Хэл («Генрих IV»), Эдмунд («Король Лир»), Фальстаф («Генрих IV»)
      • Фокусник: Просперо («Буря»), Ведьмы («Макбет»), Прорицатель ( «Юлий Цезарь»)
      • Мудрец: Полоний («Гамлет»), брат Лоуренс («Ромео и Джульетта»), Гонсало («Буря»)
      • Невинный: Виола («Двенадцатая ночь»), Офелия («Гамлет» ), Герой («Много шума из ничего»)
      • Опекун: Медсестра («Ромео и Джульетта»), Меркуцио («Ромео и Джульетта»), Урсула («Много шума из ничего»)
      • Шут: Пробный камень («Как вам это понравится»), Фесте («Двенадцатая ночь»), Дурак («Король Лир»)
      • Обыватель: Люченцио («Укрощение строптивой»), Валентин («Два джентльмена») Вероны»), Флоризель («Зимняя сказка»)
      • Правитель: Король Лир («Король Лир»), Клавдий («Гамлет»), Алонсо («Буря»)

      Известные примеры архетипа в массовой культуре

      Думаете, вы не знаете ни одного известного архетипа? Вот несколько хорошо известных примеров архетипов в массовой культуре:

      • Влюбленные: Росс и Рэйчел ( Друзья ), Скарлетт О’Хара ( Унесенные ветром ), Джек и Роуз ( Титаник )
      • Герои: Фродо Бэггинс ( Властелин колец ) , Люк Скайуокер ( Звездные войны ), Мулан (Мулан)
      • Преступники: Хан Соло ( Звездные войны ), Звездный Лорд/Питер Квилл ( Вселенная Marvel ), Феррис Бьюллер ( Выходной день Ферриса Бьюллера )
      • Волшебники: Гэндальф (Властелин колец), Дамблдор (Гарри Поттер ), Доктор Стрэндж ( Вселенная Marvel )
      • Исследователи: Гек Финн ( Приключения Гекльберри Финна ), Индиана Джонс ( ), Капитан Кирк ( Звездный путь )
      • Мудрецы: Аттикус Финч ( Убить пересмешника ), Джимини Крикет ( Пиноккио Диснея ), Оби-Ван Кеноби ( Создатели Звездных войн ) Франкенштейн ( Франкенштейн ), Вилли Вонка ( Чарли и шоколадная фабрика ), Дэниел Плейнвью ( Там будет кровь )
      • Невинные: Крошка Тим ( Рождественская история ), Дороти ( Волшебник страны Оз ) , Форрест Гамп ( Форрест Гамп )
      • Опекуны: Мэри Поппинс ( Мэри Поппинс ), Элис ( Семья Брейди ), Мардж Симпсон ( Симпсоны )
      • Шутки Крамер ( Seinfeld ), Эрик Картман ( Southpark )
      • Всемир. ( Игра престолов ), Т’Чалла/Черный Пантер ( Вселенная Marvel ), Дон Корлеоне (Крестный отец)

      Разница между архетипом и стереотипом

      стереотип, когда дело доходит до литературных персонажей. В общем, архетипы функционируют как литературный прием с целью сложной характеристики. Они присваивают персонажам определенные качества и черты, которые могут быть идентифицированы и узнаваемы читателями литературных произведений. Стереотипы действуют скорее как ограниченные и часто негативные ярлыки, назначаемые персонажам.

      Например, в фильме «Клуб «Завтрак»» персонажи скорее стереотипны, чем архетипичны. В этом фильме представлены пять образов «типичных» подростков, таких как тупой спортсмен, тщеславная богатая девушка, тощий ботаник, непонятый бунтарь и недовольный бездельник, которые вынуждены проводить время вместе. Эти репрезентации включают в себя то, что может показаться архетипами в том смысле, что они могут быть идентифицированы аудиторией. Однако они функционируют гораздо больше как стереотипы в том смысле, что их характеристика чрезмерно упрощена и в основном негативна. Персонажи принимают на себя данные стереотипные роли, а не демонстрируют сложную характеристику, обычно демонстрируемую архетипами.

      Письменный архетип

      В целом, как литературный прием, архетип функционирует как средство изображения персонажей с повторяющимися и узнаваемыми чертами и качествами, которые охватывают время и культуру. Это эффективно для читателей, поскольку архетипы создают узнаваемые модели характеристик в литературных произведениях. Когда читатель способен идентифицировать архетипического персонажа, он может предвидеть роль и/или цель этого персонажа в повествовании. Это приводит не только к ожиданиям, но и к вовлечению со стороны читателя.

      Важно, чтобы сценаристы помнили, что их аудитория должна иметь достаточно четкое представление о том, как персонаж отражает конкретный архетип, чтобы это было эффективно. Если характеристика архетипа не будет понятна читателю, то этот уровень литературного значения будет утерян. Конечно, архетипические персонажи могут быть сложными и полностью реализованными. Однако они должны быть узнаваемы как таковые для читателя на каком-то уровне.

      Вот несколько способов, которыми писатели могут воспользоваться, включив архетип в свою работу:

      Создание универсальных персонажей

      Архетипические персонажи повторяются, когда речь идет о человеческом опыте, особенно в искусстве. Литературный архетип представляет собой персонажа, который кажется универсальным и поэтому дает читателю ощущение узнавания и знакомства. Эта способность соотноситься с архетипическим персонажем облегчает бремя писателя чрезмерных или ненужных описаний, объяснений и экспозиций. Благодаря читательскому опыту они способны понимать черты и характеристики архетипов в литературе почти инстинктивно, без подробного объяснения.

      Создание контрастных персонажей

      Архетипы также могут помочь писателям создать контрастные персонажи, иногда называемые фольгой. Как правило, в литературном произведении нет одного архетипического персонажа. Поскольку читатели осведомлены о неотъемлемых и типичных характеристиках архетипа, это может создать контраст с другими персонажами повествования, которые либо сами являются архетипами, либо нет. Поэтому писатели умеют создавать конфликт и контраст между персонажами, которые логичны и узнаваемы для читателя.

      Примеры архетипов в литературе

      Архетип — это эффективный литературный прием как средство создания персонажей, с которыми читатель может себя идентифицировать. Вот несколько примеров литературных архетипов и то, как они повышают значимость известных литературных произведений:

      Пример 1: Ник Кэррауэй: Обыватель (

      Великий Гэтсби , Ф. Скотт Фицджеральд)

      В моем возрасте младше и старше В уязвимые годы мой отец дал мне несколько советов, которые я с тех пор постоянно обдумываю. «Всякий раз, когда вам захочется критиковать кого-либо, — сказал он мне, — просто помните, что все люди в этом мире не имели тех преимуществ, которые были у вас».

      В этом отрывке Фицджеральд показывает читателю, что персонаж Ника Кэррауэя является не только рассказчиком романа, но и архетипом «обычного человека». Хотя отец Ника напоминает ему о «преимуществах», которые у него были, Ник, тем не менее, считается самым симпатичным и «средним» персонажем романа. Следовательно, как архетип обывателя, читатель может идентифицировать себя с Ником и, следовательно, доверять его наблюдениям и повествованию о событиях истории. Это позволяет характеру Ника влиять на то, как читатель взаимодействует с персонажами и событиями романа, поскольку его действия и взаимодействия с обычными людьми становятся замещающими переживаниями и для аудитории Фицджеральда.

      Пример 2: Ма Джоад: Заботница (

      Гроздья гнева , Джон Стейнбек)

      Ее карие глаза, казалось, пережили все возможные трагедии и поднимали боль и страдание, как шаги к высокому спокойствию и сверхчеловеческому пониманию. . Казалось, она знала, принимала, приветствовала свое положение, цитадель семьи, сильное место, которое нельзя было занять. А так как старый Том и дети не могли знать ни боли, ни страха, пока она не признала боль и страх, она научилась отрицать их в себе.

      В душераздирающем романе Стейнбека женские персонажи представляют собой жизненную силу. Это воплощено в характере Ма Джоад как архетипе «опекуна». Ма Джоад не только в буквальном смысле ухаживает в том смысле, что она мать главного героя и заботится о своей семье, но она также является архетипическим воспитателем в том смысле, что она идет на жертвы, чтобы заботиться о других. Признание читателями характеристики Ма Джоад как опекуна позволяет Стейнбек изобразить ее как традиционную и символическую фигуру матери.

      Тем не менее, Стейнбек развивает этот архетип, изображая влияние этих черт опекуна на характер Ма Джоад. Вместо того, чтобы представить ее как пассивный материнский персонаж, который мог бы быть идентифицирован и понят коллективным читателем, Стейнбек раскрывает универсальные последствия черт этого архетипа для самого персонажа. Ма Джоад — универсальный персонаж, но ее персонаж также обладает универсальным пониманием и опытом трагедии и страдания. Это делает ее роль и жертвы в качестве опекуна еще более значимыми.

      Пример 3: Санчо Панса: Шут (

      Дон Кихот , Мигель де Сервантес)

      Самый проницательный персонаж в пьесе — дурак, потому что человек, который хочет казаться простым, никак не может быть простаком.

      В романе Мигеля де Сервантеса Санчо Панса отражает сложность и важность архетипа «шута». Как помощник Дон Кихота, Санчо Панса создает юмор и комический контраст, контрастируя с идеализмом главного героя. Однако по мере того, как персонаж Санчо Пансы становится более развитым в романе, его архетип шута также превращается в голос разума и пример сочувствия и лояльности. Это полезно для читателя тем, что, хотя они и являются противоположными персонажами, Санчо Панса в роли шута рядом с Дон Кихотом становится более законным и влиятельным персонажем. В свою очередь, архетип шута узаконивает и главного героя, делая романного шута «самым проницательным персонажем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *