Нравственная личность – потребность современного общества
Аннотация. В данной статье раскрывается проблема нравственности в современном обществе, основные направления нравственного воспитания дошкольников и условия этого процесса. Одним из условий является личность педагога дошкольных образовательных организаций.
Ключевые слова: нравственность, дошкольный возраст, педагог.
Проблема нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию общества и государства о необходимости приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Значимость воспитания нравственной личности подчеркивается и в государственном образовательном Стандарте дошкольного образования. Это четко прослеживается в 5 и 6 задаче данного документа: «5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» [1].
Ряд исследователей интерпретирует нравственное воспитание как процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящего выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества. Представители этого подхода выделяют как ведущий и обязательный структурный компонент нравственного воспитания формирование мировоззрения.
Другие исследователи данного вопроса, придерживаясь аксиологического подхода, определяют нравственное воспитание как специально организованный процесс интериоризации общечеловеческих ценностей.
В науке понятие нравственность определяется как синоним морали. В философии, понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом, при этом под нравственностью чаще всего подразумевают внутреннюю сторону морали.
Следовательно, если исходить из определения нравственности как моральной составляющей индивидуума, то воспитание, как одна из основных функций формирования личности, несет основную нагрузку в развитии нравственности человека. Особенно это важно на самой ранней стадии его развития, и в частности, в дошкольном возрасте.
Нравственная воспитанность личности ребенка дошкольного возраста рассматривается как система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношении ребенка к сверстникам и взрослым, в его поведении, основанном на нравственных эталонах и нормах.
В современном мире, когда взросление ребенка-дошкольника определяется уровнем его познаний окружающего мира, состоящего для него из предметов и вещей, взаимоотношения между ребенком и взрослыми, между ровесниками, а также его оценки к внешним факторам воздействия, нравственное воспитание имеет огромное значение для формирования этого человека.
В дошкольном возрасте ребенок воспринимает себя и окружающий его мир как реальную объективность своего существования в этом мире, как его частицу. Поведение ребенка, проявляемое во вне самого себя, обусловлено уровнем сформированного в нем понятий о добре и зле. А вот понимание что такое добро, а что такое зло, формируется у ребенка-дошкольника путем воспитания в нем нравственных качеств. Добро и зло, как совокупность двух антиподов, двух составляющих морали, и соответственно нравственности, и есть тот объект познания, который воспитывает в ребенке его отношение к окружающему миру.
Воспитать в ребенке такие понятия как — что такое хорошо и что такое плохо, значит заложить в нем начало его нравственности на будущее. Особенно актуальной является эта задача в современном мире, в мире, где изобилуют техногенные взаимоотношения между людьми, порой исключающие личностное общение между ними, здесь имеется в виду индивидуальная компьютеризация, Интернет связь, и прочие технические совершенствования, которые постепенно сводят на нет человеческие взаимоотношения. Общение людей зачастую подменяет общение с обездушенным техническим прибором, посредством которого люди перестают видеть и слышать друг друга, понимать, испытывать какие то чувства, эмоции, видеть выражение лица собеседника, его радость, горечь, сопереживание.
И в первую очередь это оказывает необратимое воздействие на ребенка, его формирующееся сознание, которое со временем приводит к пониманию, каким именно способом можно проявлять себя в окружающем современном мере.
Существуют основные направления нравственного воспитания дошкольников. Давайте кратко их охарактеризуем.
Воспитание гуманных чувств и отношений. Гуманизм – показатель нравственной воспитанности человека, характер его отношения к людям, к природе, к самому себе: сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта. В основе лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.
Воспитание дружеских взаимоотношений.Дружеские взаимоотношения детей – это определенная форма общения, имеющая моральную направленность, регулируемая доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Эти отношения характеризуются содержательными взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная парная дружба), а также между всеми детьми группы.
Воспитание культуры поведения.Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Воспитание дисциплинированности– это обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Нормы поведения характеризуют общую направленность отношений и поведения и конкретизируются в правилах (например, норма «Быть внимательным и заботливым по отношению к окружающим людям» конкретизируется в правилах: не играть в шумные игры, когда рядом кто-то отдыхает; если в группу пришел гость – предложить ему сесть и пр.). Дисциплинированным называют человека, который при любых обстоятельствах умеет выбрать нравственную форму поведения и, несмотря на препятствия, будет ее придерживаться.
Воспитание трудолюбия– это качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности; проявляется в старании, усердии, положительном отношении к процессу трудовой деятельности, инициативности, добросовестности.
Воспитание патриотизма.Патриотизм в современной дошкольной образовательной организации – это воспитание в ребенке чувства ответственности, любви, интереса к свой стране, трудолюбия; это ощущение принадлежности своей земле, своему народу, сознание собственной востребованности в этой стране.
«Воспитание веротерпимости и толерантности.Толерантность (от лат.– терпение) – это способность терпимо относиться к другому, его инакодействию или инакомыслию. В основе – признание самоценности любого человека, принятие человека таким, какой он есть. Воспитание детей в духе веротерпимости означает воспитание уважительного отношения к гражданам своей страны – верующим различных конфессий посредством ознакомления с предписываемыми религией нормами поведения людей, т.к. все мировые религии культивируют общечеловеческие ценности – истину, добро, красоту.
Воспитание интернационализма и этики межнационального общения. Интернациональное воспитание – целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, уважения друг к другу, культуры межнационального общения. Главным объектом изучения следует избрать народы, родиной которых является Россия. Воспитание у детей этики межнационального общения – это формирование ценностных ориентаций ребенка, культуры отношения к своему народу и другим народам, к людям разных национальностей, т. е. воспитание у детей дружеских отношений со сверстниками разных национальностей» [2].
Возникает вопрос, при каких условиях процесс воспитания нравственной личности ребенка будет наиболее успешен? И если мы говорим о значимости отношений «человек-человек» в данном процессе, то конечно же одним из условий будет – моральный облик педагога.
Именно педагогом дошкольной организации закладываются основы нравственности в будущем члене нашего общества, а пока еще дошкольнике. И вот то, как происходит этот процесс, имеет огромнейшее значение в формировании личности и нравственных качеств ребенка.
У педагога должна быть развита эмпатия – эмоциональная отзывчивость на переживания ребёнка, чуткость. Он должен обладать определенными личностными качествами: педагогический такт, зоркость, оптимизм, рефлексия. Также, педагог должен обладать высоким общекультурным уровнем, оптимальный уровень знаний об искусстве.
Личностное, то есть непосредственно направленное на конкретного ребенка воздействие педагога на ребенка, является основой основ в создании базовых понятий нравственности в нем. В этой связи необходимо отметить поведенческие характеристики педагога, которые служат наглядным примером для подражания им. Дошкольный возраст, это возраст ребенка, в котором поведенческие примеры превалируют над его сознанием, но которые впоследствии укореняются в нем как жизненные правила поведения, обусловленные заложенными в ребенке нравственными устоями.
Педагоги дошкольных образовательных организаций, на которых возложена задача в воспитании нравственных устоев ребенка, должны быть сами, как личности, примером для поведения ребенка в его воспитании, обладать высокой степенью моральных качеств. Если мы говорим, что педагог должен быть личностью, раскроем данное понятие. Многие исследователи сходятся в мнении, что «личность» – одно из самых сложных понятий в психологии и педагогики. В то же время, оно является одним из основных. В тоже время, казалось бы, что личность – это человек в чем-то выдающийся, яркий, отличающийся от прочих, превосходящий их в каких-то важных свойствах.
Е.М. Сафронова анализируя результаты исследования диагностической профессиограммы учителя – воспитателя, выявляет такие показатели, как «идейно-нравственные качества и педагогический такт, профессиональный долг и ответственность, дидактические способности, педагогическое мышление, организаторская деятельность, педагогическое общение, стиль деятельности, перцептивные и прикладные умения, актерское и ораторское мастерство» [3].
А.П. Валицкая указывает на «основную особенность современного педагогического мышления — понимание личности как центрального системообразующего фактора, а потому личностно-ориентированная педагогика имеет ключевые общепринятые идеи:
1) необходимость признания самоценности человеческой личности как носителя высоких гуманистических начал;
2) осознание права личности на свободное развитие;
3) представление о творческой природе деятельности, понимание необходимости для ее реализации духовных затрат и самосовершенствования;
4) развитие гуманитарной культуры как комплекса качеств личности; единства внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности, тонкого восприятия прекрасного и безобразного в человеческих отношениях, эмпатии (способности сопереживать, сострадать), чуткости, отзывчивости, оптимизма, доброты» [4].
Сложность воспитательного процесса формирования нравственности у ребенка обусловлена порой отсутствием не только личностных характеристик педагога для этой работы, но и объективными причинами. К таким причинам зачастую относят низкую материальную базу дошкольной образовательной организации, а также непонимание роли данной организации в воспитании нравственности у детей дошкольного возраста. Педагоги возлагают процесс воспитания нравственности у детей на родителей. Родители, в свою очередь, считают, это под силу педагогам дошкольной организации.
Для более объективной картины отношения педагогов к нравственному воспитанию приведу результаты исследования. Целью данного исследования было — определение отношения воспитателей к процессу, направленному на формирование у дошкольников нравственных качеств, оно включало в себя анкетирование воспитателей. В анкетировании участвовало 5 воспитателей одной дошкольной образовательной организации. Анкета состояла из 14 вопросов, представим некоторые из них и ответы педагогов на данные вопросы:
1. Какие трудности возникают в процессе формирования нравственных качеств у дошкольников?
2. Какова роль взрослого (педагога, родителя) в формировании нравственных качеств у дошкольников?
При ответе на первый вопрос воспитатели назвали следующие трудности: недостаточная укомплектованность детского сада игрушками и пособиями для проведения инсценировок сказок, песен с нравственными основами. Для формирования нравственных качеств дошкольников в режимных моментах требуются дополнительные усилия и время, так как воспитателям необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме, изучать литературу, уметь использовать различные приемы нравственного воспитания детей, уметь правильно использовать их, чтобы заинтересовать детей. При ответе на второй вопрос, 2 педагога ответили, что процесс нравственного воспитания детей лежит на плечах родителей.
Из вышесказанного следует, что процесс воспитания нравственной личности дошкольника очень важен, особенно в современном мире, где реальные отношения между людьми подменяются виртуальными, где дети иногда не знают, что такое дружба, взаимопомощь, сопереживание и др. А если и знают, что это такое, то почему-то очень редко проявляют данные качества. А ведь без нравственности, которая пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каждым путь к идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям, очень сложно. Одним из основных условий данного процесса является личность педагога дошкольной образовательной организации, который должен быть не только примером нравственного поведения, но и осознавать свою роль в этом процессе и создавать определенную среду для воспитанников, которая способствовала бы воспитанию нравственности у детей.
Ccылки на источники
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155.
- Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: курс лекций: учебно-методическое пособие / сост. И. О. Карелина. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 68с.
- Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация на личность: Уч. пособие. – Волгоград: Перемена, 2003. -181 с.
- Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика, 1998, № 4.— С. 12-23.
Нравственность в жизни человека — правила и воспитание
Нравственность – это стремление личности оценивать сознательные действия, состояния человека на основании совокупности осознанных норм поведения присущих конкретному индивиду. Выразительницею идей человека нравственно развитого есть совесть. Это глубинные законы порядочной жизни человека. Нравственность является представлением индивида о зле и добре, об умении грамотно оценивать обстановку и определять типичный стиль поведения в ней. Каждый индивид обладает собственными критериями нравственности. Она формирует определенный кодекс отношений с человеком и окружением в целом, основанный на взаимопонимании и гуманизме.
Что такое нравственность
Нравственность – это неотъемлемая характеристика личности, являющаяся когнитивной основой формирования нравственно здоровой личности: социально ориентированной, адекватно оценивающей обстановку, имеющей устоявшийся набор ценностей. В нынешнем обществе во всеобщем использовании бытует определение нравственности, как синонима понятия мораль. Этимологические особенности данного понятия показывают происхождение со слова «нрав» – характер. Впервые смысловое определение понятия нравственность было опубликовано в 1789 году – «Словарь Академии Российской».
Понятие нравственность объединяет в себе определенный набор качеств личности субъекта. Первостепенно это честность, доброта, сострадание, порядочность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность. Анализируя нравственность как личностное свойство, следует упомянуть, что каждый способен привнести и свои качества в это понятие. У людей, имеющих различные типы профессий, нравственность формирует и различную совокупность качеств. Солдат должен обязательно быть смелым, судья справедливый, учитель альтруистом. На основе сформировавшихся нравственных качеств формируются направления поведения субъекта в обществе. Субъективное отношение личности играет немалую роль при оценке ситуации в нравственном ключе. Кто-то воспринимает гражданский брак абсолютно естественно, для других он является как грех. Опираясь на религиозные исследования, следует признать, что понятие нравственность от своего значения сохранило очень мало истинного. Представления современного человека о нравственности искажено и выхолощено.
Нравственность является качеством сугубо индивидуальным, которое позволяет личности осознанно контролировать собственное психическое и эмоциональное состояние, олицетворяя собой духовно и социально сформировавшуюся личность. Нравственный человек способен определить золотую меру между эгоцентричной частью своего я и жертвенностью. Такой субъект способен сформировать социально-ориентированное, ценностно-определенное гражданское сознание и мировоззрение.
Нравственная личность, выбирая направления своих действий, поступает исключительно по своей совести, опираясь на сформированные личностные ценности и понятия. Для некоторых понятие нравственность это эквивалент «билета в рай» после смерти, а в жизни это нечто не особо влияющее на успешность субъекта и не несет никакой выгоды. Для такого типа людей нравственное поведение — это способ очистить душу от грехов, как бы прикрытие собственных неверных поступков. Человек существо беспрепятственное в выборе, имеет свой жизненный курс. Общество при этом имеет свое влияние, способно задавать собственные идеалы и ценности.
В действительности нравственность, как свойство необходимое для субъекта, является исключительно важным и для общества. Это как бы гарантия сохранения человечества как вида, иначе без норм и принципов нравственного поведения, человечество искоренит само себя. Произвол и постепенная деградация – последствия исчезновения нравственности как совокупности прицепов и ценностей общества как такового. Вероятнее всего и гибель определенной нации или этноса, если в ее главе стоит безнравственное правительство. Соответственно уровень жизненного комфорта людей зависит от развитой нравственности. Защищённым и благополучным является то общество, соблюдения ценностей и моральных принципов, уважение и альтруизм в котором, прежде всего.
Итак, нравственность это интериоризированные принципы и ценности, базируясь на которых человек направляет свое поведение, совершает поступки. Нравственность, являясь формой общественного знания и отношений, регулирует человеческие действия посредством принципов и норм. Непосредственно эти нормы основываются на точке зрения о безупречном, о категориях добра, справедливости и зла. Основываясь на гуманистических ценностях, нравственность позволяет субъекту быть человеком.
Правила нравственности
В повседневном употреблении выражений нравственность и мораль имеют тождественный смысл и единые истоки. При этом всем стоит определить существование неких правил, которые с легкостью очеркивают сущность каждого из понятий. Так нравственные правила в свой черед позволяют личности развивать собственное психическое и моральное состояние. В некой степени это «Законы Абсолюта» существующие в абсолютно всех религиях, мировоззрениях и обществах. Следовательно, нравственные правила являются универсальными, а их невыполнение тянет за собой последствия для субъекта, который их не соблюдает.
Существуют, например, 10 заповедей, полученные в результате непосредственного общения Моисея и Бога. Это часть правил нравственности, соблюдение которых аргументировано религией. В действительности ученые не отрицают в сто раз большего наличия количества правил, они сводятся к одному знаменателю: гармоничному существованию человечества.
У множества народов с древних времен бытует понятие некого «Золотого правила», несущее в себе основу нравственности. Его трактование насчитывает десятки формулировок, при этом суть остается неизмененной. Следуя этому «золотому правилу» индивиду следует вести себя по отношению к другим так, как относится он к себе. Это правило формирует понятие человека, что все люди равнозначны относительно их свободы действий, а также желания развиваться. Следуя этому правилу, субъект раскрывает его глубинную философскую трактовку, гласящую, что индивид должен заблаговременно научиться осознавать последствия собственных действий относительно «другого индивида», проецируя эти последствия на себя. То есть субъект, который примеряет на себя мысленно последствия собственного поступка, задумается, стоит ли поступать в таком направлении. Золотое правило учит человека развивать свое внутреннее чутье, учит состраданию, эмпатии и помогает развиваться душевно.
Хотя это нравственное правило было сформулировано в древности известными учителями и мыслителями, актуальность своего предназначения в современном мире не потеряло. «Чего не хочешь себе, не делай другому» – так звучит правило в оригинальном трактовании. Возникновение такого трактования причисляют к истокам первого тысячелетия до нашей эпохи. Именно тогда происходил гуманистический переворот в древнем мире. Но как нравственное правило свой статут «золотого» оно получило в восемнадцатом веке. Это предписание акцентирует внимание на глобальном нравственном принципе согласно отношениям к другому человеку в пределах различных ситуаций взаимодействия. Так как его наличие в любой существующей религии доказано, можно отметить его, как фундамент нравственности человека. Это важнейшая истина гуманистического поведения нравственного человека.
Проблема нравственности
Рассматривая современное общество легко подметить, что нравственное развитие характеризуется упадком. В двадцатом веке в мире произошло внезапное падение всех законов и ценностей нравственности общества. В обществе начали появляться проблемы нравственности, которые негативно влияли на формирование и развитие гуманного человечества. Еще большего развития это падение достигло в двадцать первом веке. За все существование человека было отмечено множество проблем нравственности, которые так или иначе имели отрицательное влияние на индивида. Руководствуясь духовными ориентирами в различные эпохи, люди вкладывали нечто свое в понятие нравственности. Они способны были творить вещи, которые в современном обществе наводят ужас абсолютно на каждого здравомыслящего человека. Например, египетские фараоны, которые боясь потерять царство, совершали немыслимые преступления, убивая всех новорожденных мальчиков. Нравственные нормы укоренились в религиозных законах, следование которым и показывает сущность человеческой личности. Честь, достоинство, вера, любовь к родине, к человеку, верность – качества, служившие направлением в человеческой жизни, до которого хоть в какой-то степени дошла часть законов Бога. Следовательно, на протяжении своего развития, обществу было свойственно отступать от религиозных заповедей, что и привило к появлению проблем нравственности.
Развитие проблем нравственности в двадцатом столетии – это последствие мировых войн. Эпоха падения нравов тянется со времен Первой Мировой войны, в это безумное время жизнь человека обесценилась. Условия, в которых людям приходилось выживать, стерли все нравственные ограничения, личностные отношения обесценились ровно, как и человеческая жизнь на фронте. Вовлечения человечества в бесчеловечное кровопролитие нанесло по нравственности сокрушительный удар.
Одним из периодов появления нравственных проблем был коммунистический период. В этот период было запланировано уничтожить все религии, соответственно и нормы нравственности, заложенные в ней. Даже если в Советском Союзе развитие правил нравственности было намного выше, долго позиция эта не смогла удержаться. Вместе с разрушением Советского мира произошло и падение нравственности общества.
На текущий период одной из главных проблем нравственности есть падение института семьи. Что тянет за собой демографическую катастрофу, повышение разводов, рождение бесчисленного количества детей в не брака. Взгляды на семью, материнство и отцовство, на воспитание здорового ребенка имеют регрессирующий характер. Определенное значение имеет развитие коррупции во всех областях, воровства, обмана. Сейчас покупается все, ровно, как и продается: дипломы, победы в спорте, даже человеческая честь. Это как раз и есть последствия падения нравственности.
Воспитание нравственности
Воспитание нравственности – это процесс целенаправленного воздействия на личность, который подразумевает воздействие на сознание поведения и чувства субъекта. В период такого воспитания образовываются нравственные качества субъекта, позволяющие индивиду действовать в рамках общественной морали.
Воспитание нравственности – процесс, который не предполагает перерывов, а только тесное взаимодействие ученика и воспитателя. Воспитывать у ребенка нравственные качества следует на собственном примере. Сформировать нравственную личность довольно сложно, это кропотливый процесс, в котором принимают участие не только учителя и родители, но и общественный институт в целом. При этом всегда предусматриваются возрастные особенности индивида, его готовность к анализу, восприятию и переработки информации. Результатом воспитания нравственности есть развитие целостно нравственной личности, которая будет развиваться совместно с ее чувствами, совестью, привычками и ценностями. Такое воспитание считается трудным и многогранным процессом, обобщающим педагогическое воспитание и влияние социума. Нравственное воспитание подразумевает формирование чувств нравственности, осознанной связи с обществом, культуры поведения, рассмотрение нравственных идеалов и понятий, принципов и поведенческих норм.
Нравственное воспитание совершается в период обучения, в период воспитания в семье, в общественных организациях, и непосредственно включает в себя самосовершенствование личности. Непрерывный процесс по воспитанию нравственности начинается с рождения субъекта и длится всю его жизнь.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
моральных черт личности | Wake Forest Magazine
Профессора психологии Уильям Флисон и Р. Майкл Ферр работают в гуще поисков Уэйк Форест, чтобы понять моральный характер через призму психологии личности.
«Кто мы такие как люди и что заставляет нас работать как личности?» — говорит Ферр. «Почему мы делаем то, что делаем, и как наши личные характеристики формируют наше поведение, и как наш социальный и межличностный мир, наше окружение формируют то, что мы делаем?»
Флисон и Ферр были одними из основателей группы под руководством профессора философии Кристиана Миллера для поддержки исследований в Уэйк Форест и во всем мире с помощью грантов Фонда Темплтона, которые выросли почти до 12 миллионов долларов. Проект «Персонаж» начался в 2010 году с изучения характера в психологии, философии и теологии. Другие проекты включают проект «Маяк» для «морально исключительных» людей и недавно начатый проект «Честность».
Флисон говорит, что исследования показывают, что моральный характер можно измерить — по удивительно откровенным оценкам самих людей, а также по их коллегам и столь же искренним родителям. «(Некоторые) родители сказали: «Нет, мой ребенок не особенно нравственный». (Их) дети сказали: «Да, я не особенно нравственный», — говорит Флисон.
По словам Флисон, главным предиктором моральной силы является чувство вины за предчувствие или совершение плохого поведения.
Он может довольно быстро сказать, где человек находится на шкале нравственности по тому, как он реагирует на один из вопросов исследовательского эксперимента. Насколько бесполезным человеком вы бы себя чувствовали по шкале от 1 до 7, если бы вы пролили красное вино на новый белый ковер друга на вечеринке, запаниковали, прикрыли его мебелью и ушли, не упомянув об этом? Если вы чувствуете себя совершенно ужасно, похлопайте себя по спине.
«Некоторые люди реагируют… так: «Хорошо, нет, я бы не чувствовал себя ужасным человеком. Я бы не чувствовал себя так плохо. Думаю, мне не стоило этого делать». И эти люди не так уж много нравственно себя ведут», — говорит Флисон.
Еще одна высшая черта нравственности называется честностью-смирением. Флисон описывает это как видение себя не более важным, чем другие, и избегание жадности, самовозвеличивания и причудливых вещей. «За последние пять или десять лет наблюдается настойчивый взрыв исследований, демонстрирующих реальные поведенческие последствия высокого уровня этой черты».
У американцев эта черта честности и смирения, как правило, смешивается с «покладистостью», еще одной ключевой чертой личности. «В Америке теплота, дружелюбие и милость связаны со скромностью, — говорит Флисон. Другие культуры видят, что дружелюбный человек может быть морально испорченным или самодовольным, в то время как присутствие морального маяка может быть неприятным. Почему американцы, как правило, не проводят такого же различия, пока не ответили, говорит Флисон.
Черта, которая начинает проявляться в исследованиях в качестве маркера высокой нравственности, — это склонность чувствовать связь со всем человечеством, а не более сильно идентифицировать себя со своей собственной группой. Некоторые очень высоконравственные люди «видят, что они почти так же тесно связаны со всеми людьми в мире, как и со своими родителями», — говорит он.
Ферр говорит, что одним из стимулов для исследования, которое он и Флисон проводили, была тенденция в психологии личности рассматривать моральный характер как не связанный с личностью. Многие исследования подкрепляли эту точку зрения, показывая, как внешние обстоятельства влияют на моральные решения (например, более выраженная склонность помогать людям после того, как они понюхали булочки с корицей). Если мораль меняется в зависимости от обстоятельств, она не должна быть неотъемлемым элементом нашей личности, рассуждал он.
Но исследования Ферра и Флисона показали, что «если вы говорите, что у вас высокий уровень нравственности, ваши друзья, как правило, соглашаются с вами. И ваши друзья склонны соглашаться друг с другом о том, у кого… лучше или хуже моральные качества. И это, по крайней мере, косвенно предполагает, что существует такая вещь, как нравственный характер, что опять-таки отталкивает от мысли, что ваша личность не имеет ничего общего с тем, правильно вы поступаете или нет».
Одним из интересов Фурра является изучение «моральных дилемм». Если нажатие на переключатель, чтобы отклонить вышедший из-под контроля троллейбус, спасет пять человек, но вместо этого убьет еще одного человека, что вы будете делать? Люди, как правило, последовательны в том, говорят ли они, что пожертвуют немногими, чтобы спасти многих, или считают, что дернуть за переключатель — это игра в Бога и нарушение морального кодекса, чтобы никого не убивать преднамеренно. По словам Ферра, необходимы дополнительные исследования, чтобы понять психологические источники этих взглядов.
Президент Натан О. Хэтч сказал, что воспитание характера является приоритетом для Уэйк Форест, обучая студентов тому, как следовать их собственному моральному кодексу, как они его определяют. Флисон говорит, что как учитель он хочет «избегать навязывания определенных моральных взглядов другим». Его цель в работе со студентами — помочь им стать лучше, чем они могут быть, чтобы соответствовать их собственным стандартам качества.
Ферр говорит, что исследование очень важно. «Действительно кажется, что у Wake Forest есть особая возможность, а может быть, и обязанность, если мы действительно примем идею Pro Humanitate, понять идею того, почему люди поступают правильно или не поступают правильно».
Руководство по пониманию личности: введение в Моральный Характер
Понимание собственной личности — один из путей к самопознанию. Цель этой статьи состоит в том, чтобы объяснить личностные черты Большой пятерки и их соответствующие аспекты, чтобы читатель может найти и понять немного об изучении личности. В конце текста также представлены черты, которые, возможно, предсказывают нравственное поведение, чтобы облегчить понимание морального характера.
Личность будет рассматриваться здесь как организация уникальных характеристик людей, которая описывает и объясняет их модели чувств, мыслей и поведения. Эти характеристики являются их личностными чертами , которые представляют тенденции в образе мышления, чувства и действия; и предрасположенность реагировать на раздражители (JOHN et al. , 2010).
Изучение черт личности позволяет установить отношения с несколько переменных, одной из которых является моральное поведение. На основе концепции личность, Коэн и Морс (2014) определяют Моральный персонаж как модели мышления, эмоций и поведения, которые связаны с моралью или этичное поведение. Таким образом, черт характера являются личностью. черты, связанные с моралью и этикой.
Поскольку черты характера являются подмножеством черт личности (COHEN et al., 2014), необходимо сначала понять, какие основные черты являются. Для этого отныне будет представлена основная структура личности используется исследователями в этой области.
Большая пятерка — модель, разделяющая личность на пять измерений: экстраверсия, доброжелательность, добросовестность, невротизм. и открытость опыту (ДЖОН и др., 2010; ДЕ АНДРАД, 2008). Эти более широкие черты личности, называемые факторами (или доменами). Чтобы оценить некоторые узких черт, в этом тексте, аспектов личности, открытых DeYoung, Quilty and Peterson (2007).
Прежде чем объяснять «Большую пятерку», необходимо сделать наблюдение. Эти черты являются широкими личностными характеристиками, поэтому не охватывают все индивидуальные особенности человека. Однако, в настоящее время это лучший способ измерить личность, которая в данном случае является сочетание баллов по этим пяти параметрам. Эти баллы можно получить с помощью опросников психологической оценки, таких как NEO-PI-R и БФП. Объяснение ниже основано в Опросник «Большая пятерка аспектов» , который анализирует пять домены и их аспекты в 100 пунктах, измеренных по 5-балльной шкале Лайкерта (ДЕЯНГ; ПЕТЕРСОН; КУИЛТИ, 2007).
Большая пятерка
Экстраверсия
Этот фактор измеряет количество и интенсивность межличностные взаимодействия. Поэтому лица, которые много набирают в этом домен, как правило, наслаждаются взаимодействием с другими людьми, имея полную энергию подход к социальному миру. Они активны, полны энтузиазма, доминируют, общительные и разговорчивые люди, и, как правило, обладают веселым характеристики (положительные эмоции).
Люди с низкими показателями по этому фактору обладают характерно для интроверсии. Интроверты не питаются общением с люди предпочитают избегать подобных ситуаций, которые могут быть утомительными. Они склонны быть более замкнутыми, покорными и тихими. Они могут даже обладать социальными навыки, но они просто предпочитают избегать контакта с людьми.
Настойчивость является аспектом Экстраверсии. Это указывает на идею социального доминирования, а также влияние на других. Люди, которые много набирают в этом аспекте, склонны иметь сильную личность, брать на себя инициативу, контролировать ситуацию и ставить свои мнения без затруднений.
Другим аспектом Экстраверсии является Энтузиазм , который описывает энергичный подход и положительные эмоции. Человек, набравший много в этом аспекте имеет тенденцию легко заводить друзей, быть милым, веселиться и легко возбудиться.
Приятие
Приятие, также известное как социализация, оценивает качество межличностных отношений, измеряющее, насколько человек ориентированы на других. Человек с высокими показателями доброжелательности имеет тенденцию иметь просоциальный и коммунитарный подход по отношению к другим, с высокой вероятностью построения приятных отношений. Обычно люди те, кто набирает много баллов по этому фактору, склонны быть добрыми, отзывчивыми и ласковыми, обладающие такими характеристиками, как альтруизм, нежность, доверие и скромность.
Человек с низким уровнем приятности склонен к холодности и неделикатны по отношению к окружающим, а могут быть циничными, грубыми, подозрительными и не кооперативный. Более того, склонен к манипулированию, мстительности и даже нечестный.
Одним из аспектов Приятности является Сострадание , который измеряет эмоциональную привязанность к другим. Высокий балл в этом аспекте указывает на то, что человек склонен быть связанным с другими эмоционально. Человек с высоким Состраданием обычно заботится и заботится о проблемы и потребности других, помогают и чувствуют эмоции других, что то есть у них есть эмпатия.
Второй аспект Вежливость, который измеряет уважение к другим, характеризующее более рациональный процесс, чем Сострадание. Люди с высокой вежливостью, как правило, образованы, скромны, нравственны. и уважительно относятся к другим, тоже наверное не ищут и не любят конфликты. Низкий балл здесь свидетельствует о признаках нарциссизма и склонности к реализовать свои желания за счет других.
Добросовестность
Этот фактор оценивает степень организованности, настойчивость и мотивированность личности в своем поведении, направленном на цели. Люди с высокими показателями добросовестности обычно организованные, самодисциплинированные, рабочие, пунктуальные, амбициозные и настойчивые. Они склонны думать, прежде чем действовать, а также сопротивляться искушению немедленный приз, чтобы получить больший в будущем. У них тоже есть поведение нацелены на задачи и цели. Эти характеристики могут облегчить выполнение обязательств и обязанностей.
Люди с низкими показателями добросовестности обычно не имеют поведения, ориентированного на цели и задачи, склонны к небрежности, неорганизованный, ленивый и небрежный.
Одним из аспектов этого фактора является Трудолюбие , который измеряет приверженность работе. Люди с высокими баллами в этом аспекте стремитесь к выполнению плана, не теряйте времени и упорно трудитесь.
Второй аспект Упорядоченность , который измеряет потребность наводить порядок, организовывать вещи, задачи и поведение. человек, который много набирает здесь, склонен следовать рутине и видеть, что правила наблюдаются. Кроме того, перфекционизм также характерен для этого аспект.
Нейротизм
Это измерение отрицательных эмоций. невротизм оценивает эмоциональную неустойчивость личности, выявляя склонность к расстройствам. Люди с высоким невротизмом обычно имеют такие характеристики, как тревожность, нервозность, грусть и напряжение, настраивающие на эмоциональную неустойчивость. Они могут также быть очень чувствительным и обеспокоенным.
Низкий балл по нейротизму указывает на эмоциональную стабильность. Эмоционально устойчивые люди обычно спокойны, расслаблены, неэмоциональны и довольны собой.
Волатильность есть аспект этого фактора. Он измеряет эмоциональную нестабильность через раздражительность и трудности в контроле эмоциональных импульсов. Поэтому высокий балл указывает на трудности с контролем эмоций, склонность к перепадам настроения и высокая раздражительность.
Другим аспектом невротизма является Отстранение (одиночество, изоляция), который измеряет, насколько человек восприимчив к отрицательные эффекты. В то время как Волатильность характеризовалась экстернализацией проблемы, Снятие характеризуется интернализацией. Лица с высоким баллы в этом аспекте склонны испытывать отрицательные эмоции и сохранять их для сами себя.
Открытость к опыту
Открытость к опыту оценивает измерение воображения и интеллекта, измеряя проактивность и оценку опыт. Люди, которые много набирают здесь, обычно любознательны, креативны, оригинально, образно и необычно. Они также имеют открытый ум и художественные черты.
Низкий балл по этому фактору свидетельствует об обычном человек с ограниченными интересами, с небольшими художественными чертами и почти неаналитический подход.
Выше упомянуты черты, связанные с открытостью, однако, этот фактор также предсказывает способность к рефлексии и рассуждению. Отсюда два прослеживались аспекты: сама Открытость, и Интеллект.
Интеллект есть аспект этого фактора, который измеряет интерес к идеям. Люди, набравшие многие здесь склонны понимать сложные идеи и любят абстрактные дискуссии.
Другим аспектом является Открытость самого , которая оценивает измерение воображения и фантазии. Люди, которые много зарабатывают в этом склонны к творчеству и получают удовольствие от новых впечатлений.
Заключительные соображения и черты характера
Из понимания Большой пятерки следует следующее задается вопрос: какие черты личности составляют моральный характер? В этом смысле было проведено множество исследований, направленных на поиск конкретных взаимосвязей с большая пятерка. Полученные результаты не гарантируют согласованности между черты и моральное поведение, однако, открытость к опыту, доброжелательность и добросовестность выделяются как предикторы морального поведения.
Связь с Открытие к опыту может быть благодаря способности рассуждать, которая может быть измерена аспектом Интеллекта. Такие исследователи, как Коули, Мартин и Джонсон (2000), а также Лонки и его коллеги (1984) обнаружили, что моральные рассуждения связаны с открытостью опыт.
Что касается Приятности , некоторые отношения могут быть нравственным поведением, так как этот фактор заключает в себе черту Честность-Смирение, характеризует заинтересованность в поддержании позитивных социальных отношений (КОЭН и др. , 2014).
Добросовестность также может быть связана с нравственным поведением. Рассел (1997) обнаружил тесную связь между Совестливостью и нравственным развитием. Автор обосновывает этот вывод тем, что люди с высокой Совестливостью баллы стремятся неукоснительно выполнять свои социальные и гражданские обязанности.
Однако это не означает, что люди с высокой экстраверсией или высокий невротизм аморальный. Поскольку эти два фактора не имеют последовательной связи с моральным поведение, это нельзя утверждать что-то подобное. Приведенные выше исследования показывают только возможные отношения, а не абсолютное условие.
Для более глубокого изучения моральных качеств я предлагаю чтение работы Тая Р. Коэн , представленной в справочниках, и справочника под редакцией Оливера П. Джона – классика личностных исследований.
Ссылки:КОУЛИ III, Майкл Дж.; МАРТИН, Джеймс Э.; ДЖОНСОН, Джон А. Добродетели подход к личности. Личность и индивидуальные различия , т. 28, № 5, с. 997-1013, 2000.
COHEN, Taya R. et al. Моральный облик на рабочем месте. Журнал Личность и социальная психология , т. 107, № 5, с. 943, 2014.
КОН, Р.; МОРЗ, Лили. Моральный символ : Что это такое и что он делает. Исследование организационного поведения, т. 34, с. 43-61, 2014.
ДЕНЬ, Рассел, туалет. Отношения между нравственными рассуждениями, чертами личности, и справедливость-решения гипотетических и реальных моральных дилемм . 1997. Докторская диссертация. Тезисы (факультет психологии) / Университет Саймона Фрейзера.
ДЭЯНГ, Колин Г.; Ч’И, Лена С.; ПЕТЕРСОН, Джордан Б. Между гранями и домены: 10 аспектов Большой пятерки. Журнал личности и общества Психология , т. 93, № 5, с. 880, 2007.
ДЕ АНДРАД, Жоземберг Моура. Доказательства de validade do inventário dos cinco grandes fatores de personalidade para o Бразилия .