Буддизм. Ключевые понятия буддизма: карма, сансара, нирвана, дхармы
В этой части рассмотрим несколько главных и общих для всех школ понятий буддизма, значение которых мы часто понимаем очень упрощенно. Попробуем разобраться, какой смысл буддисты вкладывают в сансару, карму, дхармы и нирвану.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Виктор Горбатов
Тренер по аргументации и критическому мышлению, сооснователь Свободного университета, автор 30 научных статей и 2 учебных пособий по логике
☸️ Сансара — буквально цепь или колесо перерождений. Само понятие придумали не буддисты — оно восходит к более древней индийской религии, священным текстом которой являются Веды. В Ведах сансара описана как представление о том, что души могут перерождаться в новых телесных оболочках, в других людях, животных, растениях. В колесо перерождения могут быть вовлечены даже духи и боги.
🎨 Буддизм заимствует это понятие, но творчески его переосмысляет. Буддисты не принимают сансару буквально. Для традиционного индуизма сансара — это догма, в которую надо поверить. Будда же говорит, что в сансару можно верить и не верить.
😩 Сансара символизирует тягостное ощущение неподлинного бытия, которое полно глубоких заблуждений и иллюзий. Если человек находится в плену у иллюзии, которую считает реальностью, он обречен из-за своей слепоты повторять одни и те же ошибки. Смысл сансары в тягостном ощущении обреченности. Это круг рождений и смертей, которые сами по себе бессмысленны. Формально человек прожил жизнь, но, по сути, ничего не достиг и обречен родиться снова — снова ходить по тому же кругу.
➡️ Круг рождений и смертей — это философский способ понять бессмысленность отдельно взятой жизни, если она прожита неподлинным образом.
Чтобы прожить свою жизнь не иллюзорно, нужно пройти особый путь. Нельзя просто переключиться из иллюзорного бытия в настоящее. Чтобы достичь подлинного бытия, нужно потратить много времени и выполнить немало духовных практик. Пока человек находится в плену иллюзий, ему невозможно объяснить, как выглядит подлинное бытие. Настоящее бытие не цель — чтобы понять, в чем состоит цель, нужно начать движение, начать практику.
📜 Молодой ученик обратился к мудрому наставнику:
— Учитель, я очень хочу достичь просветления. Я готов сделать все, что вы скажете. За сколько лет можно достичь просветления?
Учитель был немного смущен таким странным вопросом и ответил:
— Мой лучший ученик достиг просветления за 10 лет.
— Если будешь стараться в два раза сильнее, достигнешь просветления за 20 лет.
🙅🏻♂️ Затрачивать больше усилий — неправильная установка. Буддизм утверждает, что пытаться преодолевать препятствия при помощи воли неправильно. Нужно достичь гармонии внутри себя, успокоить свои волнения, погасить свою волю и обрести состояние безмятежности.
Буддизм ассоциируется с понятием кармы. Давайте узнаем, что на самом деле буддисты думают о ней.
🥊 Карма — закон справедливого воздаяния. Обычно он понимается так: если в этой жизни человек сделал что-то плохое, то в будущей жизни, переродившись в другой оболочке, он испытает на себе все то плохое, что приносил другим.
🤔 Понятие кармы происходит из индуизма. Для буддистов карма не является догмой, в которую надо обязательно верить.
📍 Буддисты верят в справедливое воздаяние здесь и сейчас. Зачем мысленно откладывать его на следующие жизни? Чаще всего воздаяние за дурные поступки настигает нас в этой жизни. Справедливость часто вершится прямо здесь и сейчас.
🤕 Человек наносит себе вред, уже когда совершает несправедливый поступок. С точки зрения буддизма, самый большой вред, который человек себе наносит — это погружение в иллюзорность неправильной жизни.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
Еще одно ключевое понятие буддизма — дхарма.
Учение и частица бытия. В единственном числе слово «дхарма» означает учение, религию, долг, закон. Оно приобретает особый смысл, когда используется во множественном числе. Дхармы — частицы бытия, из которых создан весь видимый и невидимый мир.
Как можно представить себе частицы бытия?
⚛️ Дхармы можно сравнить с атомами — некоторыми неразложимыми частицами. Но если атомы трактуются почти всегда как материальные частицы, дхармы одновременно являются и материальными, и духовными. Дхармы — психофизические частицы бытия, из которых состоит весь мир, в том числе человек и его душа. Веками европейская философия утверждала, что главный вопрос философии — как соотносится материальное и духовное. Буддисты говорят, что это совершенно неважный вопрос. И искать ответ на него бессмысленно.
✨ Дхармы можно сравнить с квантами. Кванты — это некие порции энергии, которая существует в материальном и нематериальном проявлениях, в виде волн и полей.
📺 Дхармы можно сравнить с колебаниями, которые возникают на экране кинескопного телевизора. Мы видим на экране движущиеся картинки, но на самом деле изображение создается при помощи строки, которая пробегает по всему экрану 25 раз в секунду — гораздо быстрее, чем мы можем воспринять. Ни в один момент времени на экране нет полного изображения.
➡️ Можно представить, что дхармы — это настолько тонкие и быстро колеблющиеся нити, что мы не можем их воспринять как таковые в отдельности. Но из их колебания и взаимодействия соткан весь мир. Если бы мы могли усилием своего разума перестать верить глазам и разложили бы картину мира на составные части, мы бы убедились в иллюзорности того, что считаем подлинной реальностью. Чтобы выбраться из плена иллюзий, нужно перенастроить свою душу.
🔢 Сколько существует дхарм? Для буддистов это непринципиальный вопрос. В одних источниках пишут, что есть 75 разновидностей этих частиц, другие говорят, что их 100, а некоторые, что их сотни тысяч.
📐 К дхармам неприменимо понятие размера. Видится, что дхармы очень малы, но на самом деле понятие размера для дхармы ложное, оно применимо к тем предметам, которые сотканы из дхарм. Когда древнегреческий философ Демокрит впервые разрабатывает учение об атомах, он не говорит о том, что они должны быть очень маленькими. У Демокрита атомы могут быть очень маленькими и неуловимыми для глаза и огромными, как солнце. Их размер не имеет значения.
Еще одно важное понятие буддизма, значение которого гораздо глубже, чем мы привыкли думать — нирвана.
🌅 Нирвана буквально — угасание.
Подлинная человеческая жизнь — это освобождение от навязчивой иллюзии окружающего мира и достижение просветления. Человек понимает, что мира в привычном смысле нет и его самого тоже нет. Состояние, в котором человек оказывается в результате просветления, и есть нирвана.🍎 Нирвану неправильно представлять как некий аналог христианского рая. В раю бессмертная душа, освобожденная от тела и продолжающая быть сама собой, испытывает вечное блаженство. В нирване нет страданий, но нет и наслаждений. В нирване есть спокойствие — страсти угасли, дхармы успокоились, нет движения, колебания, надежд, страхов, целей, стремлений, мир застыл.
Нирвана — покой внутри и вовне. После медитаций и духовных упражнений волнения дхарм постепенно замедляются, человек начинает замечать просветы между вещами окружающей реальности — просветы подлинного бытия сквозь пелену иллюзорной жизни. В конце концов, эти просветы настолько расширяются, что иллюзия разрушается.
👤 Человека, который достиг состояния нирваны, называют архат, буквально — «достойный войти в нирвану», тот, кто заслужил возможность перейти в другое состояние. Возможность — это еще не гарантия, в нирвану можно попасть, но ею нельзя обладать.
Различают два вида нирваны 👇
1️⃣ Нирвана с остатком — неокончательная нирвана, из которой можно выпасть обратно в сансару, неподлинное бытие.
2️⃣ Нирвана без остатка — окончательная нирвана. В такую нирвану попал Будда, закончив свой земной путь.
⚰️ В буддизме понятие смерти оказывается бессмысленным. Человек не умирает, а выпадает из этого мира, сансары. Обычно мы говорим, что человек покинул этот мир, но в буддизме нет мира, который можно покинуть. Не человек исчезает для мира, а мир для человека, который растворяется в покое и пустоте.
Среди буддийских авторов встречаются три точки зрения на карму и сансару
и все они имеют право на существование. Нам трудно это понять, но буддисты говорят, что все три утверждения верны.1️⃣ Перерождение и кармическое воздаяние существуют.
2️⃣ Перерождение и кармическое воздаяние не существуют.
3️⃣ Не важно, существуют или нет перерождение и кармическое воздаяние.
🤔 С точки зрения классической логики это невозможно. Может буддисты намекают на то, что есть другие, более важные вопросы, которые стоит себе задавать?
❓ Как вы думаете, почему буддисты утверждают, что «перерождение есть, перерождения нет, не важно, есть оно или нет»?
курс Level One
Философия для жизни: как найти опору в сложные времена
Практический курс из 4 лекций о том, как сохранить себя в стремительно меняющемся мире. С помощью многовекового опыта философов научимся справляться с событиями современности и искать силы и поддержку в самом себе. Курс поможет задуматься о смысле жизни, примириться с абсурдом и посмотреть в лицо своим страхам.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
2900₽
1450₽
подробнее о курсе
Какова концепция нирваны в буддизме? / Ответы на вопросы
Какова концепция нирваны в буддизме?
Нирвана, согласно буддизму, является сложным концептуальным состоянием бытия, в котором человек уходит от страданий мира и осознает свое единство со вселенной. Человек, чье сознание входит в нирвану, может в конечном итоге оставить цикл перевоплощений и существовать духовно, хотя и безлично. Слово «нирвана» буквально означает «задувание» или «гашение», но значение применительно к духовной жизни человека является более сложным. «Нирвана» может обозначать акт гашения – либо постепенно угасать, либо быстро (как задувание свечи). Конечной целью буддизма является нирвана, когда «гашение» всех желаний завершено, и человек переходит в другое состояние. Представьте, что свеча горит, а затем гаснет. Ее энергия не разрушается, но переходит в другой тип. Это основная иллюстрация того, что происходит, когда душа достигает нирваны.
Есть три «огня», которые буддисты пытаются погасить в стремлении к нирване. Это – страсть, отвращение (ненависть) и невежество (заблуждение). На первый взгляд это звучит довольно по-библейски. Библия предостерегает, чтобы мы не были поглощены или ведомы похотью (Римлянам 6:12), и повелевает нам «умертвить» все земное внутри себя, включая греховную страсть (Колоссянам 3:5). Ненависть и сознательное невежество также осуждаются в Писании. Существует не менее 71 пословицы, которые говорят о «глупцах», и ни одна из них не является положительной. Ненависть – это также негативное состояние согласно Библии. «Ненависть будит раздоры, а любовь покрывает все грехи» (Притчи 10:12; тут и далее – Новый Русский Перевод).
Однако буддийское подавление «страсти» сильно отличается от библейского указания избегать «всяких порочных желаний, свойственных юности» (2 Тимофею 2:22). Буддизм не рассматривает грех как нарушение божественного морального кодекса. Скорее, он рекомендует устранить все желания, что, конечно, обречено на провал – чтобы избавиться от всех желаний, нужно желать, чтобы они исчезли. И во всяком случае это не соответствует Библии – Бог обещает исполнить желания наших сердец, когда мы радуемся Ему (Псалом 36:3), а христианские небеса, в отличие от нирваны, – это место, где изобилует радость и исполняются желания (Псалом 15).
Концепция нирваны противоположна библейскому учению о небесах. Писание говорит, что нет способа проложить свой собственный путь на небеса (Римлянам 3:20). Медитация, самоотречение или просветление не смогут сделать человека праведным перед святым Богом. Кроме того, буддизм учит, что человек, который переходит в состояние нирваны, теряет личность, все желания и даже свое тело. Библия же учит, что рай – это реальное место (а не состояние ума), в котором мы сохраняем свою личность и обитаем в воскресших телах. Мы не будем существовать в газообразном состоянии постоянной апатии, а скорее будем наслаждаться исполнением нашего самого главного желания – общения с Богом: «Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим. Блаженство быть вовек по правую руку Твою» (Псалом 15:11).
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions?org!
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Что означает достижение нирваны в буддизме
Буддийское представление о нирване иногда сравнивают с представлениями о рае или рае в трех авраамических религиях — иудаизме, христианстве и исламе, — но это неверно. Небеса обычно описываются как место радости и счастья в присутствии Бога. Буддисты не верят в Бога, который правит миром и судит человеческие жизни, награждая их раем или наказывая адом. Скорее, буддисты понимают свою жизнь — прошлую, настоящую и будущую — как циклы невежества и страдания в непрерывном процессе реинкарнации, который можно преодолеть только с просветлением.
Нирвана, таким образом, обычно понимается как достижение этого просветления, кульминацией которого является полное прекращение страдания. Оно относится не к месту, куда попадает человек после смерти, а к побегу из сансары , бесконечному круговороту смерти и возрождения. Достичь нирваны — значит погасить всякое ощущение себя или индивидуальной реальности. Слово «нирвана» буквально означает «задутый», как пламя свечи. В нирване нет сознательного существования «я».
Нирвана частично может быть достигнута в этой жизни. Когда просветление достигнуто и все привязанности устранены, буддист переживает состояние нирваны. Такие люди известны как архатов . Однако после их смерти нет ни реинкарнации, ни возрождения в цикле жизни и смерти, только небытие в виде страдающего «я». В буддийских традициях Махаяны некоторые, достигшие просветления, могут решить не входить в конечное состояние нирваны после смерти. Вместо этого они могут выбрать из сострадания повторное вхождение в цикл перевоплощений, чтобы продолжать помогать другим на пути к просветлению. Их называют бодхисаттв .
Хотя просветление и нирвана считаются целями буддизма, не каждый буддист стремится достичь просветления в течение жизни. Фактически, большинство буддистов не считают себя способными достичь просветления в этой жизни и не преследуют его как серьезную цель. Это часто предоставляется буддийским монахам и монахиням. Вместо этого многие буддисты просто стремятся накопить в этой жизни достаточно заслуг или хорошей кармы, чтобы после смерти родиться в лучшей жизни.
Буддизм Чистой Земли — одна из самых известных и популярных школ буддизма в Восточной Азии. Последователи этой формы буддизма Махаяны стремятся накопить хорошую карму и переродиться в Чистой Земле с Буддой Амитабхой, буддой, который прожил много жизней как бодхисаттва и заработал достаточно заслуг, чтобы создать землю, где те, кто взывает к его имени, могут переродиться. . Те, кому удается переродиться в Чистой Земле, не освобождаются от цикла перерождений, но у них гораздо больше шансов достичь просветления, чем у тех, кто перерождается в жизнь на земле, поскольку гораздо легче работать над просветлением и освобождением, пока в Чистой Земле. Таким образом, те, кто практикует буддизм Чистой Земли, считают, что перерождение в Чистой Земле — это следующий шаг на пути к просветлению.
Чтобы узнать больше о буддийских концепциях загробной жизни и спасения, прочитайте здесь.
27.03.2021 00:09:27
О нас О Кэтлин Малхерн, доктор философии.
Кэтлин Малхерн — писатель, редактор, историк, оратор и профессор. Преподает курсы всемирной истории, европейской истории и истории христианства. Она преподавала в Колорадской горной школе и Университете Реджис, а в настоящее время является адъюнкт-профессором в Денверской семинарии по церковной истории и духовному становлению. Кэтлин получила степень бакалавра. из Уитон-колледжа, получил степень магистра французской литературы в Денверском университете, степень магистра истории церкви в Денверской семинарии и докторскую степень. по истории Университета Колорадо.
Еще от Патеоса о Нирване
Достижение равновесияРаботающий дзен
Что такое настоящий дзен? Или… Вам нужно много нервов
Достижение нирваны — полное освобождение
Введение в буддизм | FSI
Буддизм, одна из основных мировых религий, зародился в Индии примерно в шестом веке до н. э. Учение буддизма распространилось по Центральной и Юго-Восточной Азии, через Китай, Корею, Японию. Сегодня буддисты есть во всем мире.
Легенда о Шакьямуни
Согласно буддийской традиции, Шакьямуни (имя, означающее «Мудрец клана Шакья») является основателем буддизма (его также иногда называют «Сиддхартха Гаутама»). Шакьямуни родился около 490 г. до н. э. королевской семье, которая жила во дворце в предгорьях Гималаев. С момента своего рождения Шакьямуни вел нетипичную жизнь. Например, легенда гласит, что Шакьямуни родился из бедра своей матери, когда она оставалась стоять в роще. В юности отец Шакьямуни давал ему все, что он хотел, и поощрял его к успеху в учебе. Однако он не позволил Шакьямуни покинуть территорию дворца. Шакьямуни вырос в роскоши и женился на прекрасной принцессе, но все равно не был счастлив. Он страстно желал увидеть, что находится за дворцовыми воротами, думая, что ключ к его поискам смысла жизни лежит за пределами безопасности и роскоши дворца.
В возрасте 29 лет Шакьямуни четыре раза покидал дворец, чтобы исследовать его. Он был глубоко потрясен увиденным. Во время своего первого выхода за пределы дворца он увидел очень старого человека, который согнулся и с трудом ходил. Когда Шакьямуни проезжал мимо в своей карете, старик посмотрел на него снизу вверх, его глаза щурились на сильно морщинистом лице. Во время своего второго выхода Шакьямуни увидел больного человека, плачущего от боли. Во время своего третьего путешествия Шакьямуни наткнулся на неподвижное и безжизненное тело мертвого человека. Шакьямуни был потрясен и опечален зрелищем старости, болезней и смерти. Во время своей четвертой прогулки он увидел странствующего монаха, искателя религиозной истины. Эти четыре прогулки и то, что видел Шакьямуни (старость, болезнь, смерть и искатель религиозной истины), называются «Четыре взгляда». Встреча с монахом вдохновила Шакьямуни покинуть дворец, жену и новорожденного сына. Он хотел больше узнать о жизни, о том, почему люди страдают и как можно облегчить страдания мира. Так он начал свои религиозные поиски.
Шакьямуни начал поиск просветления. Согласно буддийской вере, просветление — это переживание истинной реальности, «пробуждение», благодаря которому можно постичь истинную природу вещей. 2 Шакьямуни думал, что сможет достичь просветления, практикуя аскетизм, образ жизни строгой дисциплины. Иногда он подолгу не ел и не пил. После шести лет перенесения многих лишений Шакьямуни понял, что не пришел к более глубокому пониманию жизни. Он понял, что ни роскошь, ни голодание не приведут к просветлению, и вместо этого решил следовать умеренному пути или Срединному пути. Он отправился в деревню под названием Бодх-Гая, где пробудился к истинному пониманию жизни. Момент его просветления произошел, когда он сидел в медитации под деревом. В своем просветлении он обрел силу видеть свои прошлые жизни, силу видеть смерть и возрождение всех типов и, наконец, осознание того, что он устранил все желания и невежество внутри себя. Он стал Буддой, титул, означающий «пробужденный». Будда произнес свою первую проповедь, известную как «Первая беседа», объясняя свое осознание группе аскетов, с которыми он практиковал. Эти люди стали его первыми учениками. После этого он продолжал распространять свои знания по городам Индии в течение 45 лет, приобретая все большее число последователей вплоть до своей смерти в возрасте 80 лет.0005
Основные положения буддизма
A.
Дхарма , реинкарнация и кармаБуддисты верят, что люди могут освободиться от страданий, практикуя медитацию и следуя образу жизни, предписанному Буддой. Перед смертью Будда прочитал много лекций. Его учение упоминается как Дхарма .
Колесо — очень важный символ в буддизме, потому что он изображает цикл жизни и смерти. Буддисты верят, что после смерти существа перерождаются или перевоплощаются в новую форму. Эта новая форма могла быть божеством, человеком, животным, каким-то низшим существом вроде голодного призрака (существо с маленькой головой и огромным желудком, а потому всегда голодным) или обитателем ада. 3 Считается, что все положительные мысли и действия вызывают хорошую карму и могут привести к перерождению в более высокой форме. Последствия своих негативных поступков, плохая карма , могут привести к перерождению в низшей форме. Этот бесконечный цикл перерождений, называемый реинкарнацией, отражает непостоянную природу человеческого существования.
B. Четыре Благородные Истины
Как часть Дхармы , Будда учил Четырем Благородным Истинам. Это:
1. Жизнь есть страдание.
2. Страдание вызвано жаждой.
3. Страдание может иметь конец.
4. Есть путь, ведущий к прекращению страданий.
Четыре благородные истины составляют основу буддийской мысли. Считается, что страдания частично связаны с непостоянством жизни. Даже если человек счастлив в данное время, это счастье не вечно. Поскольку считается, что жизнь есть страдание, конечной целью буддизма является завершение цикла страданий, цикла повторяющихся смертей и перерождений. Достижение этой цели называется нирвана .
C.
НирванаЦель буддизма – стать просветленным и достичь нирваны . Нирвана считается достижимой только при устранении всей жадности, ненависти и невежества внутри человека. Нирвана означает конец цикла смерти и возрождения. Согласно Четырем благородным истинам, «жизнь — это страдание», поэтому окончание цикла перерождений — это то, чего следует желать. Некоторые буддисты думают о нирване как прообраз рая, где нет страданий; другие буддисты рассматривают нирвану как состояние ума, свободное от страданий. Согласно буддийской вере, окончательная нирвана достигается во время смерти просветленного существа и больше не является частью цикла реинкарнации и смерти. 4
D. Как достичь
нирваныБуддисты верят, что путь к нирване , называемый Срединным путем или Восьмеричным путем, описывает, как люди должны жить, чтобы достичь нирвана .
Восьмеричный Путь состоит из трех категорий: нравственного поведения, концентрации и мудрости.
Нравственное поведение состоит из:
1. правильной речи (воздержание от лжи, злонамеренных разговоров и оскорбительных выражений)
2. правильного действия (воздержание от воровства, убийства и разврата)
3. правильного образа жизни (зарабатывания на жизнь правильным означает не убивать живых существ, делать астрологические прогнозы или заниматься гаданием) 5
Сосредоточение состоит из:
4. правильного усилия (энергичной воли предотвратить или избавиться от зла и способствовать добру)
5. правильной внимательности (усердно осознавать, быть внимательным и внимательным)
6. правильной концентрации (избавить себя от 6
Мудрость состоит из:
7. правильного мышления (самоотверженность и непривязанность, универсальные мысли о любви и ненасилии)
8. правильного понимания (понимание вещей такими, какие они есть, полное понимание Четырех Благородных Истин)
E.
БодхисаттвыНекоторые школы буддизма, включая школы китайского буддизма, считают, что стать бодхисатвой является более важной целью для индивидуума, чем достижение нирваны . Бодхисаттва — это существо, достигшее просветления, но дающее обет не входить в окончательную нирвану , пока все живые существа не будут освобождены от страданий. Бодхисаттвы решили переродиться, чтобы они могли продолжать работать, чтобы облегчить страдания других и попытаться донести до них учение Будды. В Китае бодхисаттвы иногда почитаются так же сильно, как и Будда. Например, женщина-бодхисаттва Гуаньинь стала широко почитаемой в буддийских храмах по всему Китаю. В буддизме Гуаньинь — китайский Бодхисаттва Сострадания.
Индия При жизни Будды
Идеи Будды относились к людям, независимо от их положения в жизни, и утверждали, что каждый сам отвечает за свою судьбу. Эти идеи резко контрастировали с идеями, господствовавшими при жизни Будды. Будда родился в то время, когда брахманизм был основной религией в Индии. Среди других практик брахманизм поощрял принесение в жертву животных и приношение даров брахманским священникам для спасения. Общество во времена жизни Будды также было жестко разделено на касты. Кастовая система определяла, за кого люди могли вступать в брак и какую работу они могли иметь. Буддизм отличался тем, что не верил в социальные различия между людьми и не претендовал на превосходство по рождению. Буддизм был доступен каждому. Буддизм также не поддерживал жертвоприношения животных. На самом деле Будда считал, что сострадание следует развивать среди всех живых существ.
Буддийские тексты
После смерти Будды некому было занять его место или возглавить новую религию. Сформировались разные школы буддизма, каждая со своими уникальными характеристиками. На протяжении веков буддизм распространялся и менялся. Однако существуют буддийские труды, такие как Палийский канон , «Первая беседа» (первая речь Будды после достижения просветления), а также множество сутр , таких как Лотосовая сутра , популярных в Китае и Японии, которые обеспечили важную преемственность религии. 8
Буддизм в Китае
A. История
Когда Лао-цзы (человек, которого считают основателем даосизма) покинул Китай, чтобы отправиться на запад, согласно некоторым китайским легендам, он отправился в Индию и стал известен как Будда. Хотя буддизм был религией, зародившейся за пределами Китая, многие страны, включая Китай, адаптировали его и сделали своим. 9
Купцы, торговцы и буддийские паломники помогли распространить буддийские идеи в Китае ко второму веку н.э. Буддизм предложил китайцам новые идеи, такие как карма , реинкарнация, ад, монахи и монастыри. Буддизм столкнулся с противодействием в Китае, особенно со стороны конфуцианцев, но смог расти и процветать.
Династия Хань (202 г. до н. э. — 220 г. н. э.), сделавшая конфуцианство государственной доктриной, рухнула к 220 г. н. э. Беспорядки, вызванные крахом династии Хань, облегчили принятие такой религии, как буддизм, потому что люди, в том числе побежденная китайская аристократия, стали свободнее выбирать свои религиозные обряды. Буддизм и его идеи также утешали многих в это неспокойное и бурное время. Ко времени правления Северной и Южной династий (317–589 гг.э.), буддизм утвердился на всех уровнях китайского общества.
В течение длительного периода правления династии Тан (618–907 гг. н. э.) буддизм был не только принят в Китае, но и процветал. Буддийские храмы владели большим количеством земли и не платили налогов. Многие буддийские монастыри стали очень богатыми. Однако, когда для династии Тан настали тяжелые времена, многие даосские и конфуцианские бюрократы возмущались богатством буддистов. В результате в 844–45 гг. н. э. правительство отняло у буддистов земли и доходы и разрушило их храмы. Это преследование закончилось со смертью начавшего его императора. 10 И снова буддизм был принят, несмотря на то, что храмы не восстановили свое богатство. В последующие годы буддизм, даосизм и конфуцианство переняли аспекты религиозных идей и мыслей друг друга. 11
Во время культурной революции буддизм снова был подавлен. Однако буддизм и его влияния по-прежнему остаются вплетенными в китайскую культуру.
B. Чистая земля и чань-буддизм
Буддизм в Китае, несомненно, сильно отличался от буддизма в том виде, в каком он первоначально практиковался в Индии. Две основные школы буддизма, возникшие в Китае, — это буддизм Чистой Земли и буддизм Чань.
Буддизм Чистой Земли основан на идее о том, что будды или продвинутые бодхисаттвы могут создавать блаженные райские уголки, известные как «Чистые земли». Этих чистых земель можно достичь через успешные перерождения и преданность будде чистой земли. Согласно традиции, когда-то жил царь по имени Амитабха, который стал монахом, узнав о буддизме. Став буддой, он завладел чистой землей, называемой Западным Раем. Предположительно, люди могут достичь Западного Рая через преданность Будде Амитабхе. Считается, что произнесения имени Амитабхи, особенно в час смерти, человеку достаточно, чтобы обеспечить перерождение в Западном Раю. 12
Чань-буддизм развивался в Китае в шестом и седьмом веках. Согласно легенде, монах Бодхидхарма был первым патриархом чань-буддизма. Говорят, что он медитировал девять лет, отрезая себе веки, чтобы не спать. Чань-буддизм подчеркивал важность медитации в достижении просветления. Медитация для чаньских буддистов была важнее, чем пение сутры, религиозные ритуалы или поклонение изображениям будд.
C. Тибетский буддизм
Буддизм в Тибете сильно отличается от традиционного китайского буддизма. Тибет принял буддизм спустя столетия после Китая и не копировал китайский буддизм. Скорее, в седьмом веке Тибет активно изучал и импортировал аспекты индийской, а не китайской цивилизации. 13 В результате тибетский буддизм ближе к индийскому буддизму, чем к китайскому буддизму. Тибетский буддизм также перенял многие ритуалы Бон, исконной религии Тибета. Еще одна уникальная особенность тибетского буддизма заключается в том, что некоторые ламы, в том числе Далай-лама, идентифицируются через реинкарнацию. Предполагается, что продвинутые ламы могут знать личность своего перерождения. Многие реинкарнации лам были найдены среди детей богатых или влиятельных покровителей. Затем этих детей обучают и направляют, пока они не будут готовы взять на себя обязанности ламы. 14 Далай-ламы считаются воплощениями Бодхисаттвы Сострадания, решившими перевоплотиться и отсрочить окончательную нирвану, чтобы помочь человечеству.
Распространение буддизма
Буддизм распространился из Индии в Китай, а также в другие страны Азии, такие как Корея, Япония, Таиланд, Мьянма (Бирма), Шри-Ланка, Камбоджа, Лаос и Вьетнам. Принц Сётоку из Японии, например, хотел узнать больше о буддизме, чтобы помочь Японии стать сильнее, как более крупный и более развитый Китай. Во времена династии Тан Япония приняла китайский буддизм. Это было только начало принятия Японией многих китайских вещей, включая китайскую систему правительства и бюрократию. 15
С годами буддизм приобрел последователей и распространился в другие страны.