Мудрость в философии это: Мудрость это

Содержание

Мудрость и философия

Мудрость — это не столько природное свойство человеческого разума, постигающего сущность мира и смысл жизни, это высшая степень упорядоченности мыслей и чувств. Это такое состояние человеческого разума, которое способствует пониманию происходящего и предвидению всевозможных изменений в мире и жизни.

Существует множество версий того, откуда пришла к людям мудрость. Но, вне всякого сомнения, мудрости учит философия. Философия (любовь к мудрости) является одним из самых древних интеллектуальных и нравственных учений. Согласно Платону (427-347 до н.э.), мудрость может быть достигнута только в философии. Появление философии заявило о рождении особой формы мышления, направленной на критическое осмысление культуры вообще и знаний в частности. Это продукт размышлений, переживаний человека о бытии мира и жизни людей.

Мудрость человеческая — это конечная цель философии, которая предполагает не просто систему накопленных теоретических и опытных знаний о мире, обществе и человеке.

Она дает понимание их смысла и выражает ценностное отношение ко всему комплексу знаний. Ценность философской мудрости и в том, что она помогает верно ориентироваться в жизнедеятельности общества, позволяет человеку компетентно судить о прошлом и настоящем и заглядывать в будущее. Философская мудрость человека — показатель его интеллектуального и душевного здоровья. Владеть философской мудростью — значит заботиться о своем духовном здоровье и здоровье общества, целенаправленно стремиться к интеллектуальному комфорту и нравственной жизни и деятельности.

Осмысливая жизненные проблемы, философия не только проясняет сущность бытия мира и всего того, что пребывает в нем, но и придает им гуманный жизнеутверждающий смысл. Именно поэтому и сама философия становится объектом специфического познания и осмысления ее роли в духовной культуре человечества. В связи с этим и возникла новая компонента в сфере познания, которая получила название «философия философии», или «метафилософия».

Это критический самоанализ и самооценка способностей и возможностей человеческого разума, познающего и преобразующего мир. В древности разум, правящий миром, назвали логосом (греч. logos — духовное первоначало) — законом бытия или «словом природы» (Гераклит), преобразующим хаос в порядок. А человека, постигшего логос, обладающего искрой разумной силы, — мудрецом.

Философия философии — это наука, изучающая законы и принципы саморазвития человеческого мышления и мудрости. Она ставит перед мыслящим человеком актуальные вопросы о бытии вообще, смысле жизни и работает над их разрешением. Русский философ Г.Е. Струве (1840-1912) более 100 лет назад задумался над вопросом: а что жизненно важного дает людям философия? Насколько поддаются осмыслению такие феномены, как истина и ценность? На эти вопросы и стремится найти ответы философия, которая, согласно Р. Декарту (1596-1650), принципиально «отличает нас от дикарей и варваров» (Декарт. Избранные произведения.

-М., 1950. — С. 412).

И. Кант (1724—1804) называл философию высшей максимой применения человеческого разума в познании мира, осмыслении знаний о нем и выработке принципов нравственного поведения. Зарождение философии было вызвано всем ходом интеллектуального развития человечества. Все формы общественного сознания в глубоком историческом прошлом имели разумные и моральные начала для своего дальнейшего саморазвития. Философия как форма самосознания в этом плане не была исключением. Однако генезис (греч. genesis — зарождение) философии отличается от такового религии, науки, искусства, медицины и т.д. Все они зародились, когда обнаруживалась недостаточность эмпирических знаний для адаптации человека к природной и культурной среде, а тем более для их преобразования.

Философия зародилась как способ осмысления и обоснования истинности и ценности наличных знаний. Ее зарождение произошло в далеком прошлом, но ее рождение идет постоянно.

Философия в каждую новую историческую эпоху осмысливает наиболее существенные открытия в науке, искусстве, медицине и т. д. Однако если современные наука и медицина значительно продвинулись в познании мира и жизни по сравнению со временем, когда жил античный врач и мыслитель Гиппократ (ок. 460-ок. 377 до н.э.), то этого нельзя сказать о о философии. К тому же в философии никогда не было прежде, нет ныне и не будет впредь полного единодушия в оценке суждений о бытии мира, общества и человека. Но где бы и когда бы ни зарождалась та или иная система философии,она

всегда представляет рациональный (лат. rationalis — разумность) способ критического осмысления знаний и жизненного опыта. Выступая как способ осмысления знаний о мире, философия отображает целостность и единство мира.

Человеческий разум «созерцает, видит Гиппократ (ок. 460-ок. 377 до н.э.) причину и смысл» мирового саморазвития. Он как бы заглядывает за горизонты очевидного. А это дает не просто новое знание о мире, а понимание смысла его бытия. Такое отношение к миру и жизни человека и стало называться мудростью. В XIII в. в Японии был создан сад камней, или философский сад, — сооружение, где из любого места амфитеатра «сада» можно увидеть 14 камней из находящихся там 15 — один камень искусно закрывается другими. Зритель, двигаясь в амфитеатре, мог увидеть все камни, но только не единовременно. На этом основании делался вывод, что в мире, как и в этом саду, нельзя все увидеть глазами, зато можно понять и оценить разумом. Такой рациональный подход и позволяет видеть умом (понимать) мир таким, каков он на самом деле.

Первый античный философ Фалес (ок. 624—ок. 547 до н.э.) как бы настроил камертон человеческого разума на космическую частоту саморазвития мира. И он в этом был не одинок. В Персии Заратустра, в Индии Будда (Гаутама), в Китае Лао-Цзы и Конфуций осмысливали далеко не совпадающие с религией идеи об устройстве мира и его понимании человеком. В Европе философия была рождена гениальным взлетом эллинской мысли. Она воспринималась как размышления, как умодеятельность, способствующая ныне прозрению человека, достижению им понимания первопричины бытия, предвидения и предсказания тех или иных его видов. Философия тогда буквально и означала не что иное, как любовь к мудрости и стремление к обладанию ею. Самой же мудростью сполна владели только боги (Пифагор), а люди могли и должны были только стремиться стать философами.

Философствовать — значит осмысливать знания о бытии, мире и жизни. Современное понимание философии восходит к Платону (427—347 до н.э.). Именно он увидел в ней основу «уразумения общего в частном». Философия тогда стала одновременно и способом мышления, и ценностным мировоззрением. Она слыла синонимом теоретической и нравственной мыслительности людей. Для их философских раздумий характерным был поиск причинных связей и отношений, присущих всему целостному миру. С этого времени человеческая мыслительность становится сферой познания, отличаясь своей критичностью, наибольшей степенью обобщения и оценочного осознания всех имеющихся знаний о мире, обществе и человеке. Так формировалось принципиально иное мышление — философское.

Ключевыми концептами философии стали:

1) живая мысль, которая опирается на естественно-научные достижения и их обобще­ние;

2) эта мысль не противоречит здравому смыслу, опираясь на жизненный опыт людей (обыденный, художественный, религиозный).

Обогащенный философией природный человеческий ум становится критичным конструктивным мышлением (мудростью). Это способ оценочного осмысления всех знаний в целях предсказания будущих событий. Философия наполняет сознание человека мировоззренческим, нравственным смыслом и нацеливает его на поиск Истины, добра, красоты и любви. А это означает не что иное, как настрой людей на постижение мудрости жизни — познавать и оценивать назначение своей жизни и деятельности. Гераклит (ок. 544— ок. 483 до н.э.) считал, что мудрость «заключается в одном: познавать мысль как то, что правит всем и во всем» (Книга для чтения по истории философии. В 2 т. — М., 1924. — Т. 1. — С. 16).

Для философии важно ориентировать мысль исследователя на осознание смысла познавательных задач. При этом инициирующая роль философского ориентирования исследователей в познании диктуется интересами человечества, хотя разрабатывается отдельными людьми. «Что касается отдельных людей, то уж, конечно, — рассуждал Г. Гегель (1770—1831), — каждый из них сын своего времени; а философия есть также время, постигнутое в мысли» (Гегель. Философия права. — М., 1990. — С. 55).

О философии К. Ясперс (1883—1969) говорил, что она «не как знание о чем-то, не как творение некоего произведения, созданного искусством мысли, а как нечто, существующее раньше этого, еще в самом мышлении, — это созидание сущности мыслящего человека, который творит себя сам» (Западная философия. Итоги тысячелетия. — Екатеринбург, 1997. — С. 121).

В.И. Вернадский (1863—1945) писал: «Я смотрю на значение философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное, плодотворное значение… Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области развития науки…» (Вернадский В.И. Фило­софские мысли натуралиста. — М., 1988. — С. 412).

Человек, являясь существом одухотворенным, не только познаёт, но и оценивает мир. Он живет и действует в нем, морально и эмоционально переживая это свое существование. Он ищет ценностные критерии нравственности, чести, добра, красоты и т.д. Это составляет аксиологический стержень философии.

Аксиология (греч. axios — ценность и logos — учение) связана с нравственным осмыслением индивидуального и общественного начала человека. Вл. Соловьев (1853-1900), будучи философом, т.е. «влюбленным в мудрость», был искренне убежден, что

только философ может понять и оценить собственно человеческое начало в самом человеке. Учение об удивительных феноменах человека (его разуме, чести, совести, любви, социальных и индивидуальных чувствах, общественном поведении) получило название философской антропологии или, иначе, философии человека.

Философия с момента своего зарождения есть духовно целое, но при этом обладающее очень разветвленной структурой, многообразным строением (как и все целое). Она ставит своей задачей интегрировать в систему знания о коллективной и личностной жизнедеятельности человека, рассматривая все три класса характеризующих его явлений: чувства, мысли и поведение. Каждый человек по сути философ хотя бы для самого себя уже потому, что он свободно мыслящий человек. Он хочет, может и стремится познать, понять и оценить окружающий его природный мир и общественные отно­шения. И, что весьма важно, человек самостоятельно и самобытно философствует, а значит, понятийно и критично осмысливает и нравственно переосмысливает свой жизненный опыт, накоплен­ный им багаж знаний. А это значит, что он уже живет своим соб­ственным умом. Он свободен, ибо не раб чужого мнения и воли, ибо имеет свою собственную жизненную позицию.

Мудрость – это самая точная из наук: о студенческой философской конференции в ИГЭУ

 

ГОД АРИСТОТЕЛЯ В ИГЭУ

«МУДРОСТЬ – ЭТО САМАЯ ТОЧНАЯ ИЗ НАУК» – этими словами Аристотеля организаторы обозначили тему студенческой научной конференции, прошедшей в ИГЭУ 24 ноября 2016 года. Конференция была посвящена 2400-летию со дня рождения выдающегося древнегреческого философа, в честь юбилея которого 2016 год был объявлен ЮНЕСКО «Годом Аристотеля». Так студенты и преподаватели нашего университета отметили эту знаменательную дату.

Проведение студенческих философских конференций – не только давняя традиция, но и один из важнейших проектов Соловьевского семинара – Межрегионального научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьева, действующего в ИГЭУ с 1999 года. В уходящем 2016 году аристотелевская конференция стала четвертым студенческим философским событием. Предшествующие три конференции были посвящены философии жизни В.В. Розанова, философскому и поэтическому наследию В.С. Соловье-ва и философским аспектам творчества А.П. Чехова. Обзоры этих мероприятий были опубликованы на университетском сайте (http://ispu.ru/node/15087, http://ispu.ru/node/15095, http://ispu.ru/node/15079).

Аристотелевская конференция была организована профессором М.В. Максимовым и доцентом Л.М. Максимовой. В ней приняли участие студенты и магистранты электроэнергетического и теплоэнергетического факультетов.

Открывая конференцию, канд. филос. наук, доцент Л.М. Максимова от-метила выдающуюся роль Аристотеля в развитии философской мысли, научного познания и, в целом, интеллектуальной культуры человечества. Она подчеркнула важность ознакомления студентов с наследием Аристотеля, являющимся, наряду с Платоном, основателем европейской философии.

В приветственном слове, обращенном к участникам конференции, д-р филос. наук, профессор М.В. Максимов обратил внимание на вклад Аристо-теля в развитие важнейших разделов философского знания – онтологии, гносеологии, аксиологии, этики, социальной философии, на специфику рецеп-ции античного философского наследия и, в частности, Аристотеля в России и Западной Европе. Он отметил глубокий интерес русских философов к сочи-нениям Аристотеля, сославшись на признание В.В. Розанова, замечательного русского философа и одного из переводчиков «Метафизики» Аристотеля, который писал: «И до сих пор я думаю, что Аристотель – никем не заменим. Его определения вещей, понятий, всякого рода именно категорий, физических и духовных, без коих невозможно никакое философствование, превосходны и … восхитительны». К трудам Аристотеля обращался и В.С. Соловьев, как в своих сочинениях, так и в лекционных курсах по истории философии в Московском и Санкт-Петербургском университетах.

Философия становится ближе и понятней, когда обращаешься к сочинениям ее выдающихся творцов. Такова и философия Аристотеля, заявившего, что «мудрость – это самая точная из наук». Редко кто из «технарей» не относится со скепсисом к такой характеристике философии, провозглашающей и утверждающей своим бытием любовь к мудрости. Над такой аристотелевской формулировкой и было предложено поразмышлять студентам, и не просто поразмышлять, а найти в сочинениях великого грека обоснование этой позиции и сопоставить с ней свои знания и убеждения. А результаты этой непростой мыслительной работы были доложены на конференции.

Вот тема первого доклада – «Платон мне друг, но истина дороже»: о чем спорил ученик с учителем (критика Аристотелем платоновского учения об идеях)». Его автор – Джульетта Читанава (2-26) дала великолепный анализ новых подходов Аристотеля – ученика Платона – к трактовке проблем бытия. Докладчица блестяще ответила на вопрос, как живет и развивается философия, утверждая, что способом ее бытия является постоянный диалог.

Доклад Ивана Ковалева (2-26) был посвящен рассмотрению представлений Аристотеля о соотношении философии и науки. Он вызвал неподдельный интерес слушателей: кто же не задавал – и явно – преподавателям философии, и тайно – самому себе – вопрос о том нужна ли философия. Мы, например, слышим эти вопросы каждый раз, когда начинаем читать лекции по философии. Приходится отвечать, но на этот раз нашим помощником стал студент, блестяще представивший взгляды Аристотеля на творчество, искусство, науку и философию, и указавший на глубочайшее родство теоретического и философского знания. И никто не оспорил выводов докладчика, хотя вопросов и реплик было много, что все науки необходимы, но философия – лучшая, ибо только она свободна.

В сочинениях Аристотеля часто встречаются фразы, ставшие крылатыми. Одна из них – «человек есть политическое животное». Что такое политическое для древнего грека, кто такой человек как нравственное существо, и почему государство должно быть устроено так, чтобы люди жили счастливо, чтобы деятельность души находилась в соответствии с настоящей добродетелью, – на такие, скажем прямо, весьма актуальные вопросы, были даны ответы в докладе Егора Зюзина (2-26), родившиеся при чтении «Никомаховой этики» – бессмертной книги Аристотеля.

Эта тема человека как нравственного и политического существа была продолжена в докладе Никиты Мараракина (2-28) «Учение Аристотеля о добродетелях». Докладчик продемонстрировал не только знание текстов Аристотеля, прежде всего, его сочинения «Никомахова этика», но и трудов отечественных и зарубежных авторов – В.Ф. Асмуса, А.Н. Чанышева – профессоров МГУ имени М.В. Ломоносова, британского логика, математика и историка философии Б. Рассела. В центре внимания докладчика оказались важнейшие понятия аристотелевской этики – душа человека и ее структура, рассудок, практический и теоретический разум, этические и дианоэтические добродетели. Докладчиком понято и донесено до слушателей самое главное: лишь тот полностью добродетелен, кто стремится к мудрости, кто любит ее, то есть – философ. И, конечно же, важнейшее у Аристотеля – его учение о золотой середине, о необходимости баланса между крайностями. Эта тема была представлена докладчиком в диалоге с аудиторией, что, безусловно, оживило доклад и стало явным свидетельством его ораторского мастерства.

Завершающий доклад конференции «Аристотель как ученый и изобретатель», представленный Александром Барановым (1-4м), был сопровожден интересным видеорядом – фотоснимками экспонатов, находящихся в Музее Аристотеля в Стагире – родине мыслителя.

Конференция проходила в Гуманитарном центре ИГЭУ. Зал был полон. Интерес слушателей к проблемам, рассмотренным в докладах, был огромным. Об этом свидетельствовали многочисленные вопросы, реплики и выступления. В дискуссиях, разворачивавшихся после каждого доклада, приняли участие Валерия Гусева, Иван Ковалев, Валентина Молодкина, Алексей Тарасов, Никита Мараракин, Антон Соколов, Кристина Болотова, Александр Баранов, Юлия Володина, Джульетта Чинанава, Сергей Седов.

Оценивая конференцию, Иван Ковалев отметил, что это событие надолго останется в его памяти, Никита Мараракин признался, что чтение Аристотеля позволило ему найти ответы на давно волновавшие вопросы.

Мы думаем, что все это свидетельствует о бессмертии философских идей.

Информацию предоставили М.В. Максимов, профессор
и Л.М. Максимова, доцент кафедры ИиФ

 

Философия. Разделение между знанием, мудростью и мнением

Перейти к основному содержанию

Dr USMANMD CMgr DBA MBA MSc EMBA دكتور في إدارة الأعمال رئيس العمال

Dr USMANMD CMgr DBA MBA MSc EMBA دكتور في إدارة الأعمال رئيس العمال

ITC, PGDipHE, PGDipPR, DSLM-L8, DELM-L7, RA-ER. Директор по глобальному набору студентов и директор по управлению международным бизнесом. مدير إدارة الأعمال الدولية. أستاذ مشارك زائر Приглашенный доцент

Опубликовано 6 мая 2016 г.

+ Подписаться

Философия. Разделение между знанием, мудростью и мнением

 

     В современном обществе существует постоянная борьба между людьми за развитие самого острого интеллекта. Люди ежедневно соревнуются за интеллектуальную власть над другими людьми. В беседах, спорах, тестах, академических достижениях, развлекательных викторинах и играх, а также при выполнении повседневных задач жизненно важно проявлять собственный интеллект. Но насколько хорошо такие события измеряют интеллект человека? Что определяет интеллект в первую очередь?

     Интеллект можно разделить на три формы: знание, мудрость и мнение. Хотя в совокупности они дают определенную меру интеллекта в целом; тщательное изучение каждой формы в отдельности выявляет важные различия. Знание — это доступная информация, хранимая и используемая логическим фокусом разума. Знания измеряются объемом, а не обязательно стоимостью. Возьмите популярное игровое шоу Jeopardy: человеку удается превзойти своих противников, успешно получив доступ к большему объему информации. Участник просто вспоминает информацию, которую он получил в ходе учебы. Ему не нужно использовать какие-либо психологические или философские прозрения; просто он должен быть в состоянии поддерживать сильную память. Тем не менее, мы восхищаемся интеллектом этого человека, считая его очень умным человеком просто потому, что он может запоминать вещи. Таким образом, знание может быть приобретено любым, кто хочет работать, чтобы содержать объемы информации.

     Мудрость, однако, дается не так легко, как знание. Мудрость – это способность ума исследовать знания. Мудрость — это то, чем обладают ученые, мыслители и философы. Когда человек может задавать вопросы и исследовать аспекты себя и своего мира и, в свою очередь, вырабатывать ответы, тогда он проявляет мудрость. Мудрость гораздо более интуитивна и исключительна, чем знание. Там, где знание касается объема, мудрость касается ценности. Знание — это просто то, что мы знаем, мудрость — это знание того, почему и как мы знаем; главное, что мы можем с этим сделать.

 

Знание и мудрость, мера интеллектуального объема и ценности, работают вместе, чтобы сформировать отдельные концепции: мнения. Мнение формируется в результате фильтрации знаний через мудрость. Наше собственное восприятие концепции развивается, когда мы берем то, что мы приобретаем (знания), и фильтруем это с помощью того, что мы уже знаем и чувствуем (мудрость). Мнение, как правило, также является тем, чем человек делится с сообществом. Вы демонстрируете свое мнение каждый раз, когда говорите или действуете во множестве ситуаций. Что вы заказываете в ресторане, как вы реагируете на незнакомца, какой журнал предпочитаете читать, какую одежду предпочитаете носить. Все эти решения основаны на том, как сформировались ваши знания и мудрость.

     Несмотря на очевидные различия между всеми тремя аспектами интеллектуального существа, существуют и очевидные связи. Мнение, мудрость и знание, несомненно, являются результатом друг друга. Интеллект, таким образом, является мерой баланса между тремя.

  • Почему Эрдоган всегда говорит о 2023 году?

    5 нояб. 2020 г.

  • В настоящее время население Земли составляет более 7 миллиардов человек.

    3 ноября 2020 г.

  • Паспорт ранг 2018

    3 декабря 2018 г.

  • Что такое пяти-, шести-, семизначная работа?

    20 октября 2018 г.

  • ХанУСМАНМД. ITC.MSc-IBM.CMgr

    13 октября 2018 г.

  • Самый длинный рейс Singapore Airlines SQ22 приземлился в Нью-Йорке

    13 октября 2018 г.

  • Как перспектива электроэнергетики может изменить авиацию

    7 октября 2018 г.

  • Обучение на собственном опыте

    6 мая 2016 г.

  • Социальный класс в классе

    6 мая 2016 г.

  • Маркетинг взаимоотношений или маркетинговые отношения

    6 мая 2016 г.

Что такое мудрость? (мудрость #1)

Добро пожаловать

Это первая из семи частей серии о мудрости. В этой серии статей мы собираемся спрашивать, что такое мудрость (если это вообще что-то), какое значение она имеет (если она имеет значение) и как ее взращивать (можно ли это развивать). ).

В повседневном смысле мы, кажется, довольно хорошо понимаем, что мы имеем в виду, когда говорим о мудрости. Когда мы видим, как кто-то перелезает через барьер в зоопарке, чтобы приласкать гориллу, мы думаем: «Это кажется удивительно неразумным». Когда мы сталкиваемся с трудным разрывом отношений и разговариваем с другом, который дает нам дельный совет, мы думаем: «Мне повезло, что у меня есть мудрые друзья».

Но когда дело доходит до вопроса о том, что такое мудрость на самом деле , все становится немного сложнее. Мудрость кажется и самой обыденной вещью, и одновременно самой возвышенной.

Любовь и смирение

Как известно, философия или philosophia (φιλοσοφία по-гречески) есть любовь ( philo ) мудрости ( sophia ). Эта идея восходит к древнегреческому философу Пифагору. А со времен Пифагора философы утверждали, что имеют особенно тесную связь с мудростью. Эта точка зрения продолжает сохраняться, сколько бы ошибочных и глупых поступков ни совершали философы.

В свою защиту, когда философы утверждают, что любят мудрость, они не обязательно утверждают, что они мудры. Вместо этого они заявляют, что мудрость — это то, чем они дорожат и к чему стремятся.

Для призрачной греческой жрицы и философа Диотимы, которая, как говорят, была учительницей Сократа, любовь является посредником или посредником (употреблено слово метакси ). Это означает, что любители мудрости находятся в некоем промежуточном положении. В Симпозиум Сократ описывает, как Диотима учила его, что любители мудрости не мудры и не невежественны, а вместо этого «попадают между этими двумя крайностями».

Другими словами, философы ничем не отличаются от всех нас: они находятся где-то между мудростью и невежеством. Но то, к чему стремится философия, по крайней мере в некоторых описаниях, — это противостоять нашему недостатку мудрости и помочь нам перейти от невежества к большей мудрости. Сократ, известный как самый мудрый человек в Афинах, утверждал, что он мудр только в той мере, в какой он знает, как много он не знает. Начало мудрости заключается в том, чтобы увидеть, насколько мы неразумны.

Вот почему мудрость иногда сочетается со смирением. Как Т.С. Элиот пишет об этом в «Четырех квартетах » : «Единственная мудрость, которую мы можем надеяться приобрести, — это мудрость смирения: смирение бесконечно». Такое сочетание мудрости и смирения, по-видимому, согласуется с нашим опытом общения с теми людьми, которых мы считаем мудрыми, даже если оно не всегда согласуется с каким-либо нашим опытом общения с философами. [1]

Определение мудрости: зрение, умение и речь

Но что это за вещь, называемая мудростью? Слово «мудрость» в английском языке происходит от древнего протоиндоевропейского корня weid (звездочка здесь показывает, что это слово является реконструкцией), что означает «видеть». И эта идея мудрости как прозорливости повторяется и в других традициях. Слово «мудрость» является дальним родственником санскритского видья или «знания».

Что касается греческого sophia , то оно более тесно связано с идеей мастерства, будь то в ремеслах, искусствах, медицине, гадании или музыке. София – это и знание, и ноу-хау.

В китайском языке, особенно в конфуцианских традициях, акцент делается на межличностных отношениях. Слово, которое обычно переводится как мудрость, чжи (智), состоит из двух компонентов. Один из этих компонентов, чжи (知), означает что-то вроде «знания». Но другое, юэ (曰), означает «говорить». Традиционные этимологические словари говорят, что первоначальное значение zhi (智) заключалось в том, чтобы читать свиток вслух, тем самым передавая его значение другим. Так zhi — это не только то, что у вас индивидуально, но и то, чем вы занимаетесь в межличностных отношениях.

Итак, здесь есть немало вещей, которые, по-видимому, имеют какое-то отношение к мудрости: проницательность, умение управлять своей жизнью и ориентироваться в мире, а также способность передавать понимание, которое у нас есть, другим.

Современная отправная точка

Но давайте попробуем свести это к чему-то более конкретному. В своем эссе 1987 года «Что такое мудрость и почему философы ее так любят?» Роберт Нозик дает следующее определение мудрости:0003

Мудрость — это то, что вам нужно понять, чтобы жить хорошо, справляться с центральными проблемами и избегать опасностей в затруднительном положении (ях), в которых находятся люди. [2]

Для Нозика мудрость объединяет оба понимание и способность жить хорошо (что бы это ни значило). А это неизбежно требует умения избегать передряг, в которые часто попадают люди: например, перелезть через стену, чтобы прижаться к горилле.

Тела и эмоции

Но это все еще может показаться немного нисходящим, как будто мудрость заключается в применении бестелесных знаний к беспорядку нашей жизни. Это может быть одним из аспектов мудрости, но не единственным. Очень часто мудрость не ощущается такой нисходящей. Он кажется более интуитивным, более непосредственным и (за неимением лучшего слова) более мягким . Это похоже на нечто воплощенное, более укорененное в эмоциях, в нашей физической форме и в нашей живой реакции на окружающую среду.

Одним из философов, оценивших эту мягкость, был Фридрих Ницше, проживший беспокойную и бурную жизнь во второй половине девятнадцатого века. Относительно короткая жизнь Ницше — он умер в возрасте 55 лет, в 1900 году — сопровождалась болезнями. В свои сорок с небольшим, после умственного и физического упадка, Ницше скончался от психического заболевания и так и не выздоровел. И, возможно, неудивительно, что философ, страдающий таким недугом, должен признать, насколько тесно связаны тело и разум.

В, пожалуй, самой известной своей работе, Так говорил Заратустра , Ницше пишет о давней традиции западной философии, которая возводит душу или разум ( psyche по-гречески) на пьедестал и упускает из виду тело. «Тело есть я насквозь, и больше ничего», — пишет он. — А душа — это просто слово для чего-то на теле.

Затем он пишет:

Тело есть великий разум, множественность с одним чувством, война и мир, одно стадо и один пастырь. Ваш маленький разум, то, что вы называете «духом», также является инструментом вашего тела… маленькая работа и игра вашего великого разума. [3]

Ницше хочет, чтобы мы серьезно относились к телу, понимали, что мудрость — это не то, к чему вы думаете, а то, что выражается через полноту нашего физического, воплощенного бытия. «В вашем теле больше разума, — пишет Ницше, — чем в вашей высшей мудрости».

Собираем все вместе

Итак, когда мы ищем мудрости, что мы ищем? Мы ищем что-то одновременно обычное и неуловимое. Мы ищем что-то, что включает в себя понимание, ясное восприятие и умение ориентироваться. Мы ищем что-то, что поможет нам избежать худших передряг. И мы ищем что-то, что задействует наш разум, но также задействует наши эмоции и наши тела.

Это расплывчатое и расплывчатое представление о мудрости, но это отправная точка. В оставшейся части этой серии мы будем рассматривать ее более глубоко и опираться на широкий круг философов и философских традиций, чтобы по-новому взглянуть на вопрос о том, что такое мудрость и как мы можем жить более мудрой и лучшей жизнью.


Что в этой серии?

Вот план:

  • Часть 1: Что такое мудрость?
  • Часть 2: Знание и действие. Путеводная мудрость с Аристотелем.
  • Часть 3: Пределы мудрости. Сократ и Чжуан-цзы.
  • Часть 4: Это внутреннее чувство. Мудрость, эмоции и тело.
  • Часть 5: Воспитание ростков: Мудрость и культивирование.
  • Часть 6: Противоположность мудрости? Думая о глупости.
  • Часть 7: Наука мудрости?

Вопросы

Вот несколько вопросов, которые заставят вас задуматься о темах этой недели. Если вы являетесь участником, погрузитесь в комментарии и давайте пообщаемся.

  1. Знаете ли вы кого-нибудь, кого вы считаете по-настоящему мудрым?
  2. Если есть люди, о которых вы знаете, что они действительно мудры, то как вы узнаете, что они мудры?
  3. Какие три качества больше всего ассоциируются у вас с мудростью?
  4. Вы когда-нибудь удивляли себя, действуя нехарактерно мудро? Или, если на то пошло, вы когда-нибудь удивляли себя, ведя себя нехарактерно глупо?

Примечания

[1] См.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *