Мудрость это в философии: Мудрость это

Содержание

Мудрость – это самая точная из наук: о студенческой философской конференции в ИГЭУ

 

ГОД АРИСТОТЕЛЯ В ИГЭУ

«МУДРОСТЬ – ЭТО САМАЯ ТОЧНАЯ ИЗ НАУК» – этими словами Аристотеля организаторы обозначили тему студенческой научной конференции, прошедшей в ИГЭУ 24 ноября 2016 года. Конференция была посвящена 2400-летию со дня рождения выдающегося древнегреческого философа, в честь юбилея которого 2016 год был объявлен ЮНЕСКО «Годом Аристотеля». Так студенты и преподаватели нашего университета отметили эту знаменательную дату.

Проведение студенческих философских конференций – не только давняя традиция, но и один из важнейших проектов Соловьевского семинара – Межрегионального научно-образовательного центра исследований наследия В.С. Соловьева, действующего в ИГЭУ с 1999 года. В уходящем 2016 году аристотелевская конференция стала четвертым студенческим философским событием. Предшествующие три конференции были посвящены философии жизни В.В. Розанова, философскому и поэтическому наследию В. С. Соловье-ва и философским аспектам творчества А.П. Чехова. Обзоры этих мероприятий были опубликованы на университетском сайте (http://ispu.ru/node/15087, http://ispu.ru/node/15095, http://ispu.ru/node/15079).

Аристотелевская конференция была организована профессором М.В. Максимовым и доцентом Л.М. Максимовой. В ней приняли участие студенты и магистранты электроэнергетического и теплоэнергетического факультетов.

Открывая конференцию, канд. филос. наук, доцент Л.М. Максимова от-метила выдающуюся роль Аристотеля в развитии философской мысли, научного познания и, в целом, интеллектуальной культуры человечества. Она подчеркнула важность ознакомления студентов с наследием Аристотеля, являющимся, наряду с Платоном, основателем европейской философии.

В приветственном слове, обращенном к участникам конференции, д-р филос. наук, профессор М.В. Максимов обратил внимание на вклад Аристо-теля в развитие важнейших разделов философского знания – онтологии, гносеологии, аксиологии, этики, социальной философии, на специфику рецеп-ции античного философского наследия и, в частности, Аристотеля в России и Западной Европе. Он отметил глубокий интерес русских философов к сочи-нениям Аристотеля, сославшись на признание В.В. Розанова, замечательного русского философа и одного из переводчиков «Метафизики» Аристотеля, который писал: «И до сих пор я думаю, что Аристотель – никем не заменим. Его определения вещей, понятий, всякого рода именно категорий, физических и духовных, без коих невозможно никакое философствование, превосходны и … восхитительны». К трудам Аристотеля обращался и В.С. Соловьев, как в своих сочинениях, так и в лекционных курсах по истории философии в Московском и Санкт-Петербургском университетах.

Философия становится ближе и понятней, когда обращаешься к сочинениям ее выдающихся творцов. Такова и философия Аристотеля, заявившего, что «мудрость – это самая точная из наук». Редко кто из «технарей» не относится со скепсисом к такой характеристике философии, провозглашающей и утверждающей своим бытием любовь к мудрости. Над такой аристотелевской формулировкой и было предложено поразмышлять студентам, и не просто поразмышлять, а найти в сочинениях великого грека обоснование этой позиции и сопоставить с ней свои знания и убеждения. А результаты этой непростой мыслительной работы были доложены на конференции.

Вот тема первого доклада – «Платон мне друг, но истина дороже»: о чем спорил ученик с учителем (критика Аристотелем платоновского учения об идеях)». Его автор – Джульетта Читанава (2-26) дала великолепный анализ новых подходов Аристотеля – ученика Платона – к трактовке проблем бытия. Докладчица блестяще ответила на вопрос, как живет и развивается философия, утверждая, что способом ее бытия является постоянный диалог.

Доклад Ивана Ковалева (2-26) был посвящен рассмотрению представлений Аристотеля о соотношении философии и науки. Он вызвал неподдельный интерес слушателей: кто же не задавал – и явно – преподавателям философии, и тайно – самому себе – вопрос о том нужна ли философия. Мы, например, слышим эти вопросы каждый раз, когда начинаем читать лекции по философии. Приходится отвечать, но на этот раз нашим помощником стал студент, блестяще представивший взгляды Аристотеля на творчество, искусство, науку и философию, и указавший на глубочайшее родство теоретического и философского знания. И никто не оспорил выводов докладчика, хотя вопросов и реплик было много, что все науки необходимы, но философия – лучшая, ибо только она свободна.

В сочинениях Аристотеля часто встречаются фразы, ставшие крылатыми. Одна из них – «человек есть политическое животное». Что такое политическое для древнего грека, кто такой человек как нравственное существо, и почему государство должно быть устроено так, чтобы люди жили счастливо, чтобы деятельность души находилась в соответствии с настоящей добродетелью, – на такие, скажем прямо, весьма актуальные вопросы, были даны ответы в докладе Егора Зюзина (2-26), родившиеся при чтении «Никомаховой этики» – бессмертной книги Аристотеля.

Эта тема человека как нравственного и политического существа была продолжена в докладе Никиты Мараракина (2-28) «Учение Аристотеля о добродетелях». Докладчик продемонстрировал не только знание текстов Аристотеля, прежде всего, его сочинения «Никомахова этика», но и трудов отечественных и зарубежных авторов – В. Ф. Асмуса, А.Н. Чанышева – профессоров МГУ имени М.В. Ломоносова, британского логика, математика и историка философии Б. Рассела. В центре внимания докладчика оказались важнейшие понятия аристотелевской этики – душа человека и ее структура, рассудок, практический и теоретический разум, этические и дианоэтические добродетели. Докладчиком понято и донесено до слушателей самое главное: лишь тот полностью добродетелен, кто стремится к мудрости, кто любит ее, то есть – философ. И, конечно же, важнейшее у Аристотеля – его учение о золотой середине, о необходимости баланса между крайностями. Эта тема была представлена докладчиком в диалоге с аудиторией, что, безусловно, оживило доклад и стало явным свидетельством его ораторского мастерства.

Завершающий доклад конференции «Аристотель как ученый и изобретатель», представленный Александром Барановым (1-4м), был сопровожден интересным видеорядом – фотоснимками экспонатов, находящихся в Музее Аристотеля в Стагире – родине мыслителя.

Конференция проходила в Гуманитарном центре ИГЭУ. Зал был полон. Интерес слушателей к проблемам, рассмотренным в докладах, был огромным. Об этом свидетельствовали многочисленные вопросы, реплики и выступления. В дискуссиях, разворачивавшихся после каждого доклада, приняли участие Валерия Гусева, Иван Ковалев, Валентина Молодкина, Алексей Тарасов, Никита Мараракин, Антон Соколов, Кристина Болотова, Александр Баранов, Юлия Володина, Джульетта Чинанава, Сергей Седов.

Оценивая конференцию, Иван Ковалев отметил, что это событие надолго останется в его памяти, Никита Мараракин признался, что чтение Аристотеля позволило ему найти ответы на давно волновавшие вопросы.

Мы думаем, что все это свидетельствует о бессмертии философских идей.

Информацию предоставили М.В. Максимов, профессор
и Л.М. Максимова, доцент кафедры ИиФ

 

Философы, любители мудрости



Философы, любители мудрости

За все века

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Философы, любители мудрости

 | АБ | БА | ВА | ГА | ДА | ЕА | ЖА | ЗА | ИА | КА | ЛА | МА | НА | ОА | ПА | РА | СА | ТА | УА | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-ЩА | ЭА | ЮА | ЯА |

ФИЛОСОФ (PHILOSOPHE). Не помню, кто именно — Гиттон (238) или Тибон (239) — рассказал эту историю, якобы случившуюся с ним самим. Дело происходило в начале XX века, в более или менее отдаленной деревушке. Молодой преподаватель философии прогуливался с другом и встретил крестьянина, знакомого этого друга. Взаимные приветствия, знакомство, и между ними завязалась короткая беседа.

— А вы кем работаете? — спросил крестьянин.

— Я преподаю философию.

— Это что, работа такая?

— Конечно. Вас это удивляет?

— Вообще-то да.

— А почему?

— Ну, философ… это ведь такой человек, которому на все чихать. Не думал, что этому теперь учат в школе…

Крестьянин вкладывал в термин «философ» расхожий смысл. Согласно ему, философ — если и не тот, кому на все чихать, то во всяком случае тот, кто ко всему относится спокойно, безмятежно, на все поглядывает со стороны и ничем не огорчается. Выходит, это мудрец? Совсем не обязательно. Но в любом случае это тот, кто стремится к мудрости. Именно такова, кстати сказать, и этимология греческого слова «философ» (дословно:

тот, кто любит мудрость), да и его собственно философский смысл. Иногда мне возражают: дескать, это справедливо только в отношении древних греков. Будь это так, было бы уже неплохо. Но все-таки нельзя же совсем забыть о Монтене, о Спинозе, о Канте («Философия есть учение и тренировка мудрости, — пишет он в своем посмертном труде, — а не просто наука; для человека философия — вечно длящееся усилие к достижению мудрости»). Как нельзя забыть и о Шопенгауэре, о Ницше, об Алене. Для всех них философ — это не тот, кто умнее или эрудированнее других, и необязательно автор новой философской системы; это тот, кто живет лучше, потому что лучше мыслит или хотя бы пытается лучше мыслить («Верно судить, чтобы правильно делать», — говорил Декарт; вот это и есть философия). Потому философ до сих пор остается тем самым влюбленным в мудрость учеником, образец которого задан этимологией слова и 25-вековой традицией.
Но если вам самому философия не нравится, зачем отвращать от нее других?

Так кто же такой философ? Это человек, занимающийся философией, иначе говоря, тот, кто использует разум для осмысления мира и собственной жизни в надежде приблизиться к мудрости и счастью. Можно ли научить этому в школе? Этому нужно учить, потому что философом не рождаются, а философия это прежде всего труд. И если он начинается со школьной скамьи, что ж, тем лучше. Но главное — начать и не останавливаться. Чтобы заняться философией, никогда не бывает ни слишком рано, ни слишком поздно, примерно так говорил Эпикур, потому что не бывает слишком рано или слишком поздно, чтобы стать счастливым. Добавим лишь, что опоздать с философией можно лишь в том случае, если вовсе утратишь способность мыслить. Такое тоже случается. Лишний довод к тому, чтобы не откладывать с этим делом.

Примечания

238. Жан Гиттон (1901 — 1999) — французский христианский философ, академик, автор трудов «Молчание о главном», «Диалоги с Павлом VI», «Философия бунта», «Абсурд и тайна» и других.

239. Гюстав Тибон (1903—2001) — французский философ и писатель христианского направления. Автор трудов «Наш взгляд, в котором не хватает света», «Звездное невежество», «Покров и маска», «Плодовитая иллюзия». Поддерживал дружеские отношения с Симоной Вейль.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 661-662.

Философы в удобном беспорядке (в алфавитном порядке):

 | АБ | БА | ВА | ГА | ДА | ЕА | ЖА | ЗА | ИА | КА | ЛА | МА | НА | ОА | ПА | РА | СА | ТА | УА | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-ЩА | ЭА | ЮА | ЯА |


Далее читайте:

М.Ф. Пахомкина. Философия. Задачи, упражнения, тесты, творческие задания: учебно-практическое пособие / М.Ф. Пахомкина. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та. 2005.

А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

любовь к мудрости или сама мудрость? – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 6 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Чем является философия сегодня? Может ли она поведать о самых высших ценностях, о смысле человеческой жизни и главных результатах человеческого познания? Или она скорее уже ни на что по большому счету не претендующая какая-то странная дисциплина, утерявшая свою прежнюю власть и могущество (ранее, на протяжении столетий ее считали «царицей наук») и находящаяся в растерянном поиске себя? Нужна ли она сегодня, и в каком качестве?

Недавно (декабрь 2013 года) в одном философском журнале вышла статья под красноречивым названием «Поражение философии» .

Она по-своему очень интересна и показательна. Ее автор, известный отечественный философ, специалист по теории познания и культуре А.П. Огурцов (1936 – 2014) с грустью констатирует, что рационалистическая философия сегодня в России потеряла всякое влияние и престиж, а центральное место в культуре медленно, но верно занимают религия и богословие. Автор пишет: «Что же случилось? Случилось то, что я называю поражением философии, утратой ею судьбоносных целей и ценностей, сменой приоритетов в теперешней «массовой культуре» – религия и богословие стали притязать на центральное место в культуре».

Фото Compfight

Огурцов видит поражение философии в том, что научные открытия и их смысл сегодня все охотнее интерпретируются в религиозном ключе, в увеличении роли Православия в общественной и политической жизни, в размывании ранее строгого смысла философских категорий и понятий в культуре и самой философии и т.д.

При этом в статье есть и разного рода неточности касательно Православия, и сразу видно, что автор был на самом деле достаточно далек от церковной тематики (хотя и профессионально разбирался в ученом богословии, пограничном с собственно философией).

Но, тем не менее, им движут искренние чувства, в том числе боль за столь любимую им философию. Поэтому его тезис о поражении философии, конечно, требует осмысления: как же философия «дошла до жизни такой?»

Не претендуя на разрешение этого вопроса в рамках нашего скромного «Толкового словаря», я хочу напомнить, как вообще в истории культуры возникло само слово «философия». Его происхождение на самом деле очень любопытно, и в связи с этим стоит обратить внимание на ряд очень важных моментов.

Итак, как возникло само слово «философия» – φιλοσοφία(philosophia)? Как рассказывает живший где-то в III веке после Р.Х. античный историк философии Диоген Лаэртский в своей замечательной книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», «философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор… Мудрецом же, по его словам, может быть только Бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть “мудростью”, а упражняющегося в ней – “мудрецом”, как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [“любомудр”] – это просто тот, кто испытывает влечение к Мудрости».

Мы здесь видим, что при своем возникновении философия в плане обладания мудростью отводила себе скорее второе место, первое разумно и почтительно оставляя за Богом: «Мудрецом может быть только Бог, а не человек». Философ – это тот, кто стремится к Богу и обладанию Истиной, но не может этого достигнуть, потому что между ним и Богом – онтологическая пропасть. Тем не менее, направление движения задано.

Неслучайно позже некоторые христианские апологеты (Климент Александрийский, Иустин Философ) называли греческую философией «детоводительницей ко Христу» и приуготвлением к Евангелию.

Кстати, очень интересно опять-таки в плане сопоставления слов, что капподокийские отцы Церкви называли Бога Само-Премудростью. По-гречески это αυτοσοφία – Премудрость Сама по Себе. А поэтому истинная философия (φιλοσοφία) есть любовь к этой Само-Премудрости (αυτο-σοφία).

Конечно, между методами философии и религиозным познанием Бога и стремлением к Нему огромная разница. Философия опирается преимущественно на разум и логику. Христианская религия, во-первых, базируется на Божественном Откровении, в котором содержатся не только факты общечеловеческого религиозного опыта, но и то, что уникально и конкретно-исторически открыл и поведал людям Бог. Во-вторых, Православие стоит на соборном церковном богопознании, которое передается через Предание.

Тем не менее, отцы Церкви в своем богомыслии тоже прибегали к опыту, методам и категориям философии. Христианство даже называли «нашей философией», «нашей по Христу философией» (Иустин Философ). Новое любомудрие многими отцами Церкви мыслилось как превосходящее прежнее, но частично включающее в себя ее результаты.

Как говорил по этому поводу Иоанн Дамаскин, «так как Апостол сказал: все испытывайте, хорошего держитесь (1Фес. 5:21), будем исследовать также и учения внешних мудрецов. Может быть, и у них мы найдем что-либо пригодное и приобретем что-либо душеполезное; ибо всякий художник нуждается в некоторых орудиях для изготовления производимого. Подобает же и царице пользоваться услугами служанок. Поэтому возьмем учения, служащие истине, но отвергнем нечестие, поработившее их во зло, и не воспользуемся дурно хорошим, и не будем употреблять словесное искусство для обольщения простецов, но, хотя истина и не нуждается в разнообразных приемах, мы тем не менее воспользуемся ими для опровержения нечестных противников и лжеименного знания».

Впрочем, истинным любомудрием в христианстве является подвижническая жизнь. Бог тут познается не только разумом, как в рациональной философии, но также сердцем и даже всем телом. Поэтому в аскетике часто подчеркивалась связь истинного любомудрия с целомудрием

То есть, во главу угла тут стоит цельность человеческой личности как образа Божия, когда долгой аскезой побеждается греховная расщепленность человека его страстями. Как сказали бы философы, тут имеет место быть единство теоретического и практического, полное слияние ума и жизни. Поэтому истину религии невозможно рационально объяснить и достичь своими силами. Она дается свыше, как благодать и Откровение, и ее можно лишь скорее почувствовать, пережить всем своим существом. Только тогда она станет хоть сколько-нибудь понятной. В этом смысле в христианстве познают верою, доверяясь Откровению и смиряя свой ум. И лишь потом то, что раньше казалось немыслимым и невероятным, становится понятным и даже единственно возможным. Но узнать это можно лишь на собственном опыте.

Кстати, неслучайно отцы Церкви всячески подчеркивали значение смирения для подлинного любомудрия. По словам св. Григория Нисского, «в том и состоит величайшее достижение любомудрия, чтобы, будучи великим в делах, смиряться сердцем и осуждать жизнь [свою], страхом Божиим извергая гордыню».

Почему нельзя опираться на один только «чистый разум», как это пыталась делать новоевропейская философия? И почему крах этого разума, поражение этой философии было неизбежным? Потому что, несмотря на то, что это высшая познавательная способность, дарованная человеку Богом, он радикально испорчен, пал, как и весь человек. Поэтому разум и надо поверять Откровением, т.е. смиряться, верить, надеяться и любить.

От философии не стоит отказываться. В ней реализуется данный Богом человеку разум, когда человек пытается думать о мире в целом и смысле своей жизни.

Но человек не Бог, ему не дано самому достичь мудрости. Разум поэтому должен в то же время понимать свою ограниченность и даже испорченность. Это было бы разумно, признаком настоящей любви к подлинной мудрости. Наверно, поэтому Григорий Палама говорил, что философией, конечно, можно заниматься, но лучше в юности, чтобы с ней слишком не переусердствовать и не забыть про подлинное познание Бога. Как говорил апостол Павел, «смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти» (Кол.2,8-10).

 

Что такое мудрость в философии? Философские определения мудрости

Содержание

  • 1 Мудрость в философии обсуждается
  • 2 Почему мудрость в философии важна?
  • 3 Philosophers’ Definitions of Wisdom in Philosophy
    • 3. 1 Descartes
    • 3.2 Aristotle
    • 3.3 Gide
    • 3.4 Molièrea
    • 3.5 Heraclitus
  • 4 Practical relations of wisdom in philosophy
    • 4.1 Knowledge of Wisdom – which one ты предпочитаешь?
    • 4.2 Профи знания
    • 4.3 Профи мудрости
    • 4.4 Мудрость и лидерство мысли

Что на самом деле мудрость в философии? Мудрость означает проницательность. Более глубокое понимание некоторых вещей. Мудрость имеет разные значения. Это означает интеллект, сообразительность или способность отличать правильное от неправильного. Мудрость — это добродетель, и она проявляется в нашей повседневной жизни.

Мы знаем, к кому мы обращаемся, когда нам нужен совет, потому что мы знаем, что они мудры, и есть люди, которых мы игнорируем, когда нам нужен совет, потому что мы считаем их неразумными. Или, может быть, друг или коллега, который ничего не знает о плагиате и, следовательно, копирует работы других людей, не указывая им авторства. Между тем, плагиат является серьезным преступлением, которое наказуемо, но не ограничивается такими школами, как колледжи, университеты и организации.

Поэтому многие школы и организации строго относятся к плагиату, потому что это нарушение академической честности. Мы можем считать такого друга или коллегу неразумным. Чтобы быть мудрым, требуются некоторые требования, первое — иметь достаточно знаний о плагиате, знать, что это значит, и избегать его с помощью средства проверки на плагиат. Существует множество платформ и приложений для проверки оригинальности наших работ. Желательно быть мудрым, чтобы в результате не столкнуться с последствиями.

  • Объявление о приеме соискателей — Премия tBSC для лидеров мнений

    Ссылка для участия в конкурсе — https://form.typeform.com/to/zhmnpax0
    С годами призыв к Новым Бизнес-Моделям становится все сильнее, громче, яснее и находит резонанс. Нам нужны новые бизнес-модели
    Это нужно экономике, планете, будущему.
    Теперь, как сообщество передовых мыслителей, мы, сообщество Black Sheep, сообщество лидеров новой мысли
    организовать мероприятие по новым бизнес-моделям.
    15 июня мы организуем Международный день черной овцы 2022, посвященный теме новых бизнес-моделей. И мы приглашаем вас, бросить вам вызов, на премию tBSC New Business Models.

    Напишите 1 видео формата A4 или 2 минуты с вашей идеей новой бизнес-модели или вашей бизнес-модели, которую вы хотите внедрить

    В Международный день паршивой овцы 2022 мы вручим вам трофей сообщество прогрессивных мыслителей соберет наших вдохновителей, чтобы вывести вашу бизнес-модель на новый уровень.

Мудрость в философии обсуждается

Когда мы говорим о мудрости в философии, «слово «философия» буквально означает «любовь» (фило по-гречески) к «мудрости» (Софии). Итак, философ — это тот, кто любит мудрость». (Букингем, 2020 г., п. 4). Философия помогает людям думать, тем самым открывая нам новое понимание и предлагая позитивные решения, полезные для нас и окружающих нас людей. Философия включает в себя все системы понимания и знания.

Мудрость в философии имеет высокие моральные стандарты, которые выделяют ее среди других добродетелей. Аристотель, греческий философ, говорит о добродетелях, которые включают, помимо прочего, терпение, мужество, умеренность, щедрость, щедрость, скромность и дружелюбие. Из всех перечисленных добродетелей мудрость является величайшей добродетелью, потому что она необходима. Аристотель ясно дал понять в своем объяснении мудрости в философии, что слишком много добродетелей опасно, во всем должна быть умеренность. Мудрость в философии обязательна при выборе друзей.

 «Есть поговорка, что друзья могут сделать вас или испортить». Друзья могут оказывать как негативное, так и позитивное влияние на нашу жизнь; поэтому требуется мудрость, чтобы понять, с кем дружить. В философии нет злоупотреблений мудростью, но другие добродетели открывают возможности для злоупотреблений. Люди злоупотребляют имеющимися у них возможностями, когда человек слишком смел, это может причинить вред человеку и окружающим людям, может даже привести к разрушению. Есть случаи, когда людей убивали во имя храбрости. Многие солдаты погибли на войне из-за мужества.

Однако, когда человеку не хватает мужества и он избегает рисков, которые могут нанести вред здоровью человека, или избегает рисков, которые могут привести к смерти. Люди считают такого человека трусом. У людей есть выбор, чтобы решить и убежать от ситуаций, которые им не по силам, и именно здесь приходит мудрость в философии. Мудрый человек будет знать, что определенная ситуация не стоит того, чтобы за нее умирать, есть время сделать паузу.

Почему важна мудрость в философии?

Философская мудрость — самая выдающаяся добродетель, которой может обладать любой человек. Терпение — еще один пример добродетели, которая может оказаться вредной. Бывают случаи, когда чрезмерное терпение не считается добродетелью, потому что оно может негативно повлиять на нашу повседневную деятельность и вызвать эмоциональную нестабильность. В ожидании, когда все наладится, человек может упустить важную возможность, которая больше никогда не повторится.

Узнать больше


Умеренное терпение необходимо для хорошего самочувствия, потому что оно позволяет человеку ставить реалистичные цели, разрабатывать стратегии, думать и развивать хорошее планирование. Мудрость необходима, чтобы достичь всего этого. Согласно пьесе Шекспира «Как вам это понравится» (акт V, сцена I), «дурак думает, что он мудр, но мудрец знает, что он дурак».

Удивительно, но мудрые люди знают, что они не знают всего в этом мире, и они все еще способны учиться у других. Они серьезно используют любую возможность, чтобы узнать что-то новое. Но дурак думает, что знает все; он упрощает обучение у других либо из-за гордости, либо из-за того, что они думают, что больше учиться не для них.

Опытные, хорошо образованные люди все равно могут навлечь на себя большие неприятности. Не каждый, кто испытал, считается мудрым, хотя опыт необходим, чтобы пройти через жизнь.

Многие люди считают проступком, когда они ожидают, что кто-то справится с трудностями и ситуациями достойно подражания. Но они не могли, потому что они извлекают неправильный урок из того, что они испытали. Есть поговорка: «Опыт — лучший учитель». Опыт делает нас мудрее. Мы должны учиться на своих ошибках, анализировать, где мы ошиблись, и понять, как сделать лучше в следующий раз. Но некоторые люди просто сожалеют о своих ошибках; это не мудрый поступок.

Философские определения мудрости в философии

Здесь я объясню Философские определения мудрости в философии:

Декарт

«Через мудрость мы слышим не только благоразумие в делах, но и совершенное знание всех вещей что человек может знать, как вести свою жизнь, сохраняя свое здоровье, так и изобретение всех искусств.

Аристотель

«Мудрый знает все, насколько это возможно»

Руководство

«Я не думаю, что последнее слово мудрости состоит в том, чтобы отдаться природе и дать волю инстинктам, но я думаю, что, прежде чем пытаться уменьшить и приручить, важно понять, потому что многие дисгармонии, которые мы страдаем, только кажущиеся и только из-за ошибок толкования.

Мольера

«В силу мудрости, можно и винить.

Гераклит

«Мудрость — это одно. Это значит знать мысль, которой все вещи руководят всеми вещами».

Практические отношения мудрости в философии

Мудрость сидит одна. Мы можем репетировать или практиковать это. Нас нельзя подтолкнуть принять это — ради нас самих или ради других. Мы не можем ожидать, если мы будем владеть им, чтобы завоевать друзей и влиять на людей. Мудрость в философии выдвигает на первый план состояние ума, а не готовность действовать определенным образом. Таким образом, его статус добродетели должен оставаться в стороне.

Знание Мудрости – какое предпочитаете?

Хотя все эти люди утверждают, что они правы, мы рассмотрим некоторые аргументы в пользу мудрости в философии. Что больше: Знание или Мудрость? Это великий вопрос в сердцах многих философов сегодня, некоторые утверждали, что знание больше, чем мудрость, в то время как другие утверждали обратное. Но если мы спросим себя, мы придем к ответу в зависимости от точки зрения.

Некоторые другие философы утверждают, что мудрость является продуктом возраста и что мудрость прямо пропорциональна возрасту. Прежде чем углубляться в это, мы должны знать, что означают оба. Знание — это знание и понимание чего-либо, особенно в отношении определенного предмета, или осведомленность о фактах и/или истинах. С другой стороны, мудрость — это состояние мудрости, а также способность использовать знания и/или разумно определять, что правильно, а что неправильно.

Профессиональные знания

Можно сказать, что знающий человек может соперничать с мудрым, когда речь идет о знании фактов и цифр. В нашей повседневной деятельности часто бывает так, что знающий человек пользуется большим уважением, чем мудрый. Есть некоторые характеристики, которые проявляет мудрый человек, которые делают его похожим на дурака или ничтожество. Возьмем, например, знающего человека, которого втягивают в состязание с мудрецом в открытом споре.

Знающий человек может получить крики и сторонников, когда он начинает предлагать факты и цифры, историю и так далее. Но мудрец говорит правду и не привлекает людей на свою сторону хитростью. Могут ли деньги соперничать с мудростью? Такой отличный вопрос. В школьные годы у меня был друг, который всегда говорил о деньгах и покупке знаний людей, чтобы завоевать свое место. Возможно, он прав, потому что сегодня многие богатые люди делают именно то, что он сказал. Они говорят вам, что деньги могут сделать все, что угодно. Вы можете нанять умного или знающего человека, который будет принимать за вас решения, но это не сделает вас мудрее.

Профи мудрости

      Часто мы недооцениваем мудрость в обществе. Это потому, что мудрость в совете от мудрого требует времени, чтобы проявиться. Мудрость иногда передается в культурах и традициях, часто в виде надписей или пословиц. Например, есть несколько мудрых слов, которые актуальны и сегодня. Примеры таковы: «Птица под рукой стоит тысячи в лесу»; «Известный дьявол лучше неизвестного ангела»; и «Держи друзей близко, а врагов еще ближе». Если вы хорошо изучите эти фразы или предложения, то заметите, что они по-прежнему очень актуальны сейчас и останутся таковыми в будущем.

Мудрость, несмотря на эту задержку, позволяет действовать больше, чем знание. «Знать, что делать» часто является результатом отношения мудрых.

Да, я хотел бы обсудить это с единомышленниками


Мудрость и интеллектуальное лидерство

Философ Минке Тромп — основатель сообщества Black Sheep Community, целью которого является объединение передовых мыслителей со всего мира для создания их лидерства . Для нее это способ соединить мудрость и влияние в глобальном масштабе. Поскольку, по ее мнению, слишком много ценных знаний не используются. А те, кто действует и оказывает влияние, часто могут проявить некоторую мудрость. Ее определение мыслительного лидерства допускает как действие, так и мудрость. Идейное лидерство:

«Влияние на повествование путем понимания того, что нужно сделать»

Минке Тромп

Что такое мудрость?

В первом уроке первого сезона мы спрашиваем о мудрости, что это такое, какое значение она имеет и как ее развивать.

Добро пожаловать

Это первая из семи частей серии о мудрости. В этой серии статей мы собираемся спрашивать, что такое мудрость (если это вообще что-то), какое значение она имеет (если она имеет значение) и как ее взращивать (можно ли это развивать). ).

В повседневном смысле мы, похоже, довольно хорошо понимаем, что имеем в виду, когда говорим о мудрости. Когда мы видим, как кто-то перелезает через барьер в зоопарке, чтобы приласкать гориллу, мы думаем: «Это кажется удивительно неразумным». Когда мы сталкиваемся с трудным разрывом отношений и разговариваем с другом, который дает нам дельный совет, мы думаем: «Мне повезло, что у меня есть мудрые друзья».

Но когда дело доходит до вопроса о том, что такое мудрость на самом деле , все становится немного сложнее. Мудрость кажется и самой обыденной вещью, и одновременно самой возвышенной.

Любовь и смирение

Как известно, философия или philosophia (φιλοσοφία по-гречески) есть любовь ( philo ) мудрости ( sophia ). Эта идея восходит к древнегреческому философу Пифагору. А со времен Пифагора философы утверждали, что имеют особенно тесную связь с мудростью. Эта точка зрения продолжает сохраняться, сколько бы ошибочных и глупых поступков ни совершали философы.

В свою защиту, когда философы заявляют о любовь мудрость, они не обязательно претендуют на звание мудрых. Вместо этого они заявляют, что мудрость — это то, чем они дорожат и к чему стремятся.

Для призрачной греческой жрицы и философа Диотимы, которая, как говорят, была учительницей Сократа, любовь является посредником или посредником (употреблено слово метакси ). Это означает, что любители мудрости находятся в некоем промежуточном положении. В Симпозиуме Сократ описывает, как Диотима учила его, что любители мудрости не мудры и не невежественны, а вместо этого «попадают между этими двумя крайностями».

Афина, богиня Мудрости, с Гераклом. Общественное достояние, через Wikimedia Commons.

Другими словами, философы ничем не отличаются от всех нас: они находятся где-то между мудростью и невежеством. Но то, к чему стремится философия, по крайней мере в некоторых описаниях, — это противостоять нашему недостатку мудрости и помочь нам перейти от невежества к большей мудрости. Сократ, известный как самый мудрый человек в Афинах, утверждал, что он мудр только в той мере, в какой он знает, как много он не знает. Начало мудрости заключается в том, чтобы увидеть, насколько мы неразумны.

Вот почему мудрость иногда сочетается со смирением. Как Т.С. Элиот пишет об этом в «Четырех квартетах » : «Единственная мудрость, которую мы можем надеяться приобрести, — это мудрость смирения: смирение бесконечно». Такое сочетание мудрости и смирения, по-видимому, согласуется с нашим опытом общения с теми людьми, которых мы считаем мудрыми, даже если оно не всегда согласуется с каким-либо нашим опытом общения с философами. [1]

Определение мудрости: зрение, умение и речь

Но что это за вещь, называемая мудростью? Слово «мудрость» в английском языке происходит от древнего протоиндоевропейского корня * weid (звездочка здесь показывает, что это слово является реконструкцией), что означает «видеть». И эта идея мудрости как проницательности повторяется и в других традициях. Слово «мудрость» является дальним родственником санскритского видья или «знания».

Что касается греческого sophia , то оно более тесно связано с идеей мастерства, будь то в ремеслах, искусствах, медицине, гадании или музыке. София – это и знание, и ноу-хау.

В китайском языке, особенно в конфуцианских традициях, акцент делается на межличностных отношениях. Слово, которое обычно переводится как мудрость, чжи (智), состоит из двух компонентов. Один из этих компонентов, чжи (知), означает что-то вроде «знания». Но другое, юэ (曰), означает «говорить». Традиционные этимологические словари говорят, что первоначальное значение zhi (智) заключалось в том, чтобы читать свиток вслух, тем самым передавая его значение другим. Так жи — это не только то, что у вас индивидуально, но и то, чем вы занимаетесь в межличностных отношениях.

Итак, здесь есть немало вещей, которые, по-видимому, имеют хотя бы какое-то отношение к мудрости: проницательность, умение управлять своей жизнью и ориентироваться в мире, а также способность передавать понимание, которое у нас есть, другим.

Современная отправная точка

Но давайте попробуем свести это к чему-то более конкретному. В своем эссе 1987 года «Что такое мудрость и почему философы ее так любят?» Роберт Нозик дает следующее определение мудрости:0003

Мудрость — это то, что вам нужно понять, чтобы жить хорошо, справляться с центральными проблемами и избегать опасностей в затруднительном положении (ях), в которых находятся люди. [2]

Для Нозика мудрость объединяет понимание, и способность жить хорошо (что бы это ни значило). А это неизбежно требует умения избегать передряг, в которые часто попадают люди: например, перелезть через стену, чтобы прижаться к горилле.

Из архива Музея естественной истории 1836 года. Общественное достояние через Викисклад.

Тела и эмоции

Но это все еще может показаться немного нисходящим, как будто мудрость заключается в применении бестелесных знаний к беспорядку нашей жизни. Это может быть одним из аспектов мудрости, но не единственным. Очень часто мудрость не ощущается как нисходящая. Он кажется более интуитивным, более непосредственным и (за неимением лучшего слова) более мягким . Это похоже на нечто воплощенное, более укорененное в эмоциях, в нашей физической форме и в нашей живой реакции на окружающую среду.

Одним из философов, оценивших эту мягкость, был Фридрих Ницше, проживший беспокойную и бурную жизнь во второй половине девятнадцатого века. Относительно короткая жизнь Ницше — он умер в возрасте 55 лет, в 1900 году — сопровождалась болезнью. В свои сорок с небольшим, после умственного и физического упадка, Ницше скончался от психического заболевания и так и не выздоровел. И, возможно, неудивительно, что философ, страдающий таким недугом, должен признать, насколько тесно связаны тело и разум.

В, возможно, самой известной своей работе, Так говорил Заратустра , Ницше пишет о давней традиции западной философии, которая возводит душу или разум ( psyche по-гречески) на пьедестал и упускает из виду тело. «Тело есть я насквозь, и больше ничего», — пишет он. — А душа — это просто слово для чего-то на теле.

Затем он пишет:

Тело есть великий разум, множественность с одним чувством, война и мир, одно стадо и один пастырь. Ваш малый разум, то, что вы называете «духом», есть также орудие вашего тела… малая работа и игрушка вашего великого разума. [3]

Ницше хочет, чтобы мы серьезно относились к телу, понимали, что мудрость — это не то, к чему вы думаете, а то, что выражается через полноту нашего физического, воплощенного бытия. «В вашем теле больше разума, — пишет Ницше, — чем в вашей высшей мудрости».

Собираем все вместе

Итак, когда мы ищем мудрости, что мы ищем? Мы ищем что-то одновременно обычное и неуловимое. Мы ищем что-то, что включает в себя понимание, ясное восприятие и умение ориентироваться. Мы ищем что-то, что поможет нам избежать худших передряг. И мы ищем что-то, что задействует наш разум, но также задействует наши эмоции и наши тела.

Это расплывчатое и расплывчатое представление о мудрости, но это отправная точка. В оставшейся части этой серии мы будем рассматривать ее более глубоко и опираться на широкий круг философов и философских традиций, чтобы по-новому взглянуть на вопрос о том, что такое мудрость и как мы можем жить более мудрой и лучшей жизнью.


Что в этой серии?

Не будь мудрецом в собственных глазах, Карриер и Айвз. Общественное достояние через Библиотеку Конгресса.

Вот план:

  • Часть 1: Что такое мудрость?
  • Часть 2: Знание и действие. Путеводная мудрость с Аристотелем.
  • Часть 3: Пределы мудрости. Сократ и Чжуан-цзы.
  • Часть 4: Это внутреннее чувство. Мудрость, эмоции и тело.
  • Часть 5: Воспитание ростков: мудрость и культивирование.
  • Часть 6: Противоположность мудрости? Думая о глупости.
  • Часть 7: Наука мудрости?

Вопросы

Вот несколько вопросов, которые заставят вас задуматься о темах этой недели. Если вы являетесь участником, погрузитесь в комментарии и давайте пообщаемся.

  1. Знаете ли вы кого-нибудь, кого вы считаете по-настоящему мудрым?
  2. Если есть люди, о которых вы знаете, что они действительно мудры, то как вы узнаете, что они мудры?
  3. Какие три качества больше всего ассоциируются у вас с мудростью?
  4. Вы когда-нибудь удивляли себя, действуя нехарактерно мудро? Или, если на то пошло, вы когда-нибудь удивляли себя, ведя себя нехарактерно глупо?

Notes

[1] См. главу о смирении в книге Стивена С. Холла Wisdom: From Philosophy to Neuroscience (Knopf 2010)

[2] Robert Nozick, The Examined Life (Simon and Шустер, 2000), с. 267.

[3] Ницше, Так говорил Заратустра пер. Адриан Эль Каро (издательство Кембриджского университета, 2006 г.), с. 23.


Подробнее

Книги и статьи

Попробуйте Мудрость и философия: современные и сравнительные подходы под редакцией Эндрю К. Уайтхеда и Ханса-Георга Меллера (Bloomsbury 2016) за большое межкультурное исследование мудрости.

Интернет-ресурсы

Массимо Пильюччи дает стоический ответ на вопрос «Что такое мудрость?» на Medium.


#Серия


Мудрость | Philosophy Talk

Наша тема на этой неделе — мудрость. Мы надеемся выяснить, что это такое, и как мы можем развивать это в себе и в других. И нам также не терпится подумать о том, куда подевались все мудрецы. В конце концов, наш век – это век беспрецедентных научных знаний и технических знаний. Но, несмотря на все наши знания и опыт, у нас, кажется, нет избытка мудрости. Наоборот, на самом деле.

 Давным-давно, особенно в древнем мире, философы много думали о природе мудрости. На самом деле, это было правдой почти по определению. Два греческих слова «фило» и «софия», от которых произошло наше слово «философия», буквально означают любовь к мудрости. Я думаю, было бы справедливо сказать, что для многих греческих философов стремление к мудрости было всем и концом всей философии.

Возможно, ни один древнегреческий философ не был более усердным в своем стремлении к мудрости, чем Сократ. Он начал пожизненные поиски мудрости после того, как Оракул в Дельфах сказал ему, что он самый мудрый человек в Афинах. Он ни за что не мог понять, как Оракул мог быть прав, поскольку, хотя он жаждал мудрости, он знал, что у него ее нет. Конечно, в Афинах было много людей, которые считали себя мудрыми. И Сократ подумал про себя: «Конечно, они должны быть действительно мудры, во всяком случае, мудрее меня». Итак, в роли студента, жаждущего учиться у своего начальства, он решил расспросить афинских мудрецов. Но он быстро обнаружил, что, несмотря на то, что все они называли себя мудрыми, на самом деле никто из них таковым не был. Большинство из них вообще ничего не знали. И это помогло Сократу наконец понять, что имел в виду Оракул. По крайней мере, он, Сократ, знал одно — что он не мудр. Уже одно это дало ему преимущество перед самопровозглашенными мудрецами.

Безусловно, это парадоксальная мудрость. Он предполагает, что быть мудрым — значит знать то, чего вы не знаете. Но послушайте, я знаю, что, хотя у меня есть надежды и предчувствия, я на самом деле не знаю, кто победит на следующих президентских выборах. Конечно, этого недостаточно, чтобы сделать меня мудрым. Я бы не хотел отрицать, что знание того, чего вы не знаете, может быть началом мудрости. Но я весьма серьезно сомневаюсь, что такая вещь может быть всей мудростью.

На самом деле, я не думаю, что Сократ действительно намеревался приравнять мудрость к знанию того, чего вы не знаете. Не совсем. Я думаю, что на самом деле он говорит о своего рода эпистемологическом смирении. Вы не можете быть мудрым, если высокомерно переоцениваете силу своих убеждений и суждений. Вам нужно иметь смирение, чтобы слушать и учиться, отдавать должное другим голосам.

Уверен ли я на 100%, что это то, что имеет в виду Сократ? Нет, совсем нет. Между прочим, в христианстве существует давняя традиция думать о мудрости с точки зрения смирения. «Когда приходит гордость, приходит и посрамление, а со смирением приходит мудрость». Это Притчи 11:2. Согласно христианству, вся мудрость в конечном счете исходит от Бога. Путь человека к мудрости заключается в том, чтобы быть настроенным на волю Бога. Высокомерие и гордыня заставляют нас хотеть заменить реальную вещь простой человеческой мудростью. Так поступили Адам и Ева.

Теперь на своем месте смирение, в том числе эпистемическое смирение, безусловно, хорошо. Я в этом не сомневаюсь. Но мне кажется, что в мудрости есть нечто большее, чем смирение. Смирение — отрицательная добродетель; он говорит вам, что не делать. Мудрость — это положительная добродетель; оно говорит вам, как жить, как себя вести, как относиться к вещам. Вспомните здесь Аристотеля. Для Аристотеля мудрость заключалась в добром знании, утвердительном умении. Не узконаправленный навык, такой как умение играть в баскетбол или маркетинг, а широкомасштабный навык в жизни, в том, чтобы делать то, что наиболее характерно для человеческой жизни, например, принимать решения и делать выбор или регулировать. ваши эмоциональные реакции. Это то, что Аристотель называл практической мудростью или «Фронезисом», если использовать модное греческое слово.

Теперь мне кажется, что в основных воззрениях Аристотеля есть что-то правильное. Мудрые люди — это люди, которые знают вещи — вещи, которые имеют значение, — и которые могут применить эти знания на практике. Но мне не совсем понятно, что именно знают мудрецы, чего не знают остальные из нас, придурков. Существует ли формула мудрости, которую можно записать в книгу и сделать объектом систематического изучения? Если есть такая формула, я ее не видел и хотел бы, чтобы кто-нибудь просто записал ее раз и навсегда, чтобы мы могли изучить ее и покончить с этим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *