Конфликт межличностный — это, определение слова, понятие. Что такое Конфликт межличностный, значение, словарь, энциклопедия
Конфликт межличностный [от лат. conflictus — столкновение] — столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия. По сути дела, это взаимодействие людей, либо преследующих взаимоисключающие или недостижимые одновременно обеими конфликтующими сторонами цели, либо стремящихся реализовать в своих взаимоотношениях несовместимые ценности и нормы. В социально-психологической науке, как правило, рассматриваются такие структурные компоненты межличностного конфликта, как конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, разрешение конфликта. В основе любого межличностного конфликта лежит сложившаяся еще до его начала конфликтная ситуация. Здесь налицо и участники возможного в дальнейшем межличностного столкновения, и предмет их разногласий. Во многих исследованиях, посвященных проблематике межличностного конфликта, показано, что конфликтная ситуация предполагает направленность ее участников на достижение не общей, а индивидуальных целей. Это и обусловливает возможность возникновения межличностного конфликта, но еще не предопределяет его обязательность. Для того чтобы межличностный конфликт стал реальностью, необходимо осознание его будущими участниками, с одной стороны, сложившейся ситуации как в общем отвечающей их индивидуальным целям, а с другой — этих целей как несовместимых и взаимоисключающих. Но до тех пор, пока это не произошло, один из потенциальных оппонентов может изменить свою позицию, да и сам объект, по поводу которого возникли расхождения во взглядах, может утратить значимость для одной, а то и для обеих сторон. Если таким образом исчезнет острота ситуации, межличностный конфликт, который, казалось бы, неминуемо должен был развернуться, лишившись своих объективных оснований, попросту не возникнет. Так, например, в основе большинства конфликтных ситуаций, участниками которых являются педагог и учащийся, чаще всего лежит несовпадение, а порой и прямая противоположность их позиций и взглядов на учебу и правила поведения в школе.
Недисциплинированность, расхлябанность, небрежное, несерьезное отношение к учебе того или иного ученика и излишняя авторитарность, нетерпимость учителя — нередкие причины острых межличностных столкновений. Но вовремя осуществленное педагогом целенаправленное воспитательное воздействие по переориентации школьника, а в некоторых случаях и пересмотр своей собственной неверной позиции, в силах ликвидировать конфликтную ситуацию, не дать ей перерасти в открытый межличностный конфликт, а порой затяжную конфронтацию. Под конфликтным взаимодействием в социальной психологии традиционно понимается реализация участниками конфликтной ситуации своих противостоящих позиций, их поступки, направленные на достижение своих целей и тормозящие решение задач противника. Как показывает наблюдение и специальные исследования, отношения к межличностным конфликтам, например, педагогов и их поведение в ситуациях конфликтного взаимодействия неоднозначны. Как правило, учителя, реализующие авторитарный стиль руководства и придерживающиеся во взаимоотношениях с учащимися тактики диктата и опеки, нетерпимы к любой конфликтной ситуации и тем более к межличностному столкновению, расценивая его как прямую угрозу своему авторитету и престижу. В этом случае любая конфликтная ситуация, участником которой оказывается такой учитель, переходит на стадию открытого столкновения, в ходе которого он и пытается «-решить»- воспитательные задачи. Наиболее конструктивным является дифференцированный подход к межличностным конфликтам, оценка их с точки зрения приведших к ним причин, характера последствий, тех функций, которые они выполняют, форм их протекания, возможностей их разрешения. Традиционно конфликты различают по их содержанию, по значимости, по форме выражения, по типу структуры взаимоотношений, по социальной формализации. Межличностный конфликт по своему содержанию может быть как деловым, так и личным. Экспериментальные исследования показывают, что частота и характер конфликтов зависят от уровня социально-психологического развития сообщества: чем он выше, тем реже в группе складываются конфликтные ситуации, в основе которых лежат индивидуалистические тенденции ее членов.
Возникающие здесь по преимуществу деловые конфликты порождены, как правило, объективными предметно-деловыми противоречиями совместной деятельности и имеют конструктивную направленность, выполняя положительные функции определения оптимальных путей достижения общегрупповой цели. Деловой характер такого межличностного конфликта ни в коей мере не исключает эмоциональной насыщенности, ярко выраженного и отчетливо проявляемого каждым из его участников своего личного отношения к объекту разногласий. Более того, именно личная заинтересованность в успехе дела не позволяет конфликтующим сторонам опускаться до сведения счетов, до попыток самоутверждения путем унижения другого. В отличие от столкновения личного характера, нередко не теряющего свой накал и тогда, когда его первоначальные основания уже исчерпаны, степень эмоциональной напряженности делового конфликта определяется отношением обеих сторон к содержанию и целям совместной деятельности. После того, как найдено конструктивное решение вопроса, породившего конфликт, чаще всего взаимоотношения нормализуются. Продолжая пример из области образовательной практики, следует сказать, что практически любой конфликт между педагогом и учащимся значим не только для двух его непосредственных участников, но и для всего учебно-воспитательного коллектива в целом. Несмотря на то, что довольно часто межличностный конфликт воспринимается как «-единоборство»-, социальная общность которой принадлежат и на которую ориентируются стороны, всегда, хоть порой и незримо, присутствует при их столкновении, во многом определяя ход его развития. Характер и особенности протекания конфликтного взаимодействия педагога и учащегося в значительной степени обусловлены спецификой внутригрупповой структуры учебно-воспитательного коллектива, наличием властных полномочий, которыми обладает учитель. С точки зрения социальной формализации подобные конфликты, так называемые конфликты «-по вертикали»- в своем подавляющем большинстве должны быть отнесены к разряду «-официальных»-, особенно если по форме выражения они представляют собой открытое, демонстративное столкновение.
Но и в случае скрытого, «-маскируемого»- конфликта здесь можно лишь условно говорить о его неофициальном характере. Необходимым условием эффективного воздействия педагога на возникший по тем или иным обстоятельствам между ним и учащимся конфликт является осуществление им тщательного анализа причин, мотивов, приведших к создавшейся ситуации, целей, вероятных исходов конфликтного столкновения, участником которого он оказался. Способность учителя (как и любого другого руководителя) занять при этом достаточно объективную позицию — серьезный показатель его высокой профессиональной квалификации и мастерства. Как показали исследования, невозможно сформулировать какой-либо универсальный принцип разрешения разнообразных по своей направленности и характеру межличностных конфликтов, указать единственно верную во всех случаях тактику поведения. Лишь когда руководитель в совершенстве владеет различными тактиками разрешения межличностного конфликта, учитывающими многочисленные аспекты этого социально-психологического явления, и умело применяет их в каждом конкретном случае, можно рассчитывать на желаемый результат. Помимо межличностного конфликта, выделяют также диссонанс (внутриличностный конфликт, обусловленный попыткой реализовать личностью два или более противоположных, взаимоисключающих мотива), межгрупповой конфликт и конфликт между личностью и группой. И все же в исследовательском плане в рамках социально-психологической науки изучение проблематики, связанной с межличностными конфликтами, является приоритетным. Наиболее детально разработанным в методическом плане является такое направление, как исследование превалирующей стратегии поведения в конфликтном межличностном взаимодействии (Р. -Блейк, Дж. -Моутон, К. -Томас и др.).
В основе большинства как межличностных, так и иных социальных конфликтов, лежит распространенный стереотип, согласно которому любая ситуация столкновения интересов представляет собой, так называемую, игру с нулевой суммой, в которой размер выигрыша равен размеру проигрыша. То есть собственные интересы могут быть удовлетворены лишь в той степени, в которой оказываются ущемленными интересы противоположной стороны. Наиболее очевидным примером такого рода являются спортивные игры где победители выигрывают ровно с тем счетом, с которым поигрывают побежденные.
Однако в реальной жизни нередко встречаются ситуации, которые представляют собой игры с ненулевой суммой, в рамках которых суммарный выигрыш не обязательно равен суммарному проигрышу. Классической иллюстрацией данного парадокса является широко известная в социальной психологии «-дилемма заключенного»-. В изначальной версии это история о двух подозреваемых в серьезном преступлении, которых по одиночке допрашивает прокурор. При этом «-оба они виновны, однако, у прокурора имеются только доказательства их виновности в меньших преступлениях. Поэтому он предлагает каждому из преступников по отдельности сознаться: если один сознается, а другой нет, прокурор гарантирует сознавшемуся иммунитет (а его признание использует для обвинения другого в более тяжком преступлении). Если сознаются оба, каждый получит умеренный срок. Если ни один не признается, наказание для обоих будет незначительным»-263. Таким образом, при использовании оптимальной стратегии, учитывающей интересы другого, оба заключенных выигрывают — получают символическое наказание. Между тем на практике, как отмечает Д. -Майерс, «-чтобы минимизировать собственный срок, многие признаются, несмотря на то, что совместное признание ведет к более суровым приговорам, чем обоюдное непризнание, так как руководствуются логикой, согласно которой «-. ..независимо от того, что решит другой заключенный, для каждого из них лучше будет признаться. Если другой признается, первый заключенный, признавшись тоже, получит умеренный срок, а не максимальный. Если другой не признается, первый сможет выйти на свободу. Разумеется, каждый из двоих рассуждает одинаково. И оба попадают в социальную ловушку»-264.
Можно заметить, что в данной конкретной ситуации подобная линия поведения оправдана и обусловлена, во-первых, предельно высокой личностной значимостью исхода для каждого из участников и, во-вторых, физической невозможностью договориться и заключить соглашение о совместных действиях. Однако и в гораздо менее ответственных и эмоционально «-заряженных»- ситуациях люди становятся жертвами стереотипа «-нулевой суммы»-. По утверждению Д. -Майерса, «-примерно в 2000 исследований университетские студенты сталкивались с различными вариантами &ldquo-дилеммы заключенного&rdquo-, где ценой игры был не срок заключения, а чипсы, деньги, фишки. При этом при каждой заранее выбранной стратегии второго игрока первому выгодней обособиться (так как при этом он эксплуатирует готовность сотрудничать второго игрока или защищает себя от эксплуатации с его стороны). Тем не менее и в том-то вся загвоздка, не сотрудничая, обе стороны получают гораздо меньше, чем если бы они доверяли друг другу и извлекали взаимную выгоду. Эта дилемма загоняет участников в психологическую ловушку, когда оба осознают, что они могли бы взаимно выгадать- но, не доверяя друг другу, они «-зацикливаются»- на отказе от сотрудничества»-265.
Подтверждение последнего тезиса было получено в ряде экспериментов, проведенных отечественными социальными психологами. Группе студентов, разделенных на две равные по численности команды предлагалось сыграть в очень простую игру. Командам, размещенным по разные стороны проведенной на полу разделительной линии давалась следующая инструкция: «-Ваша команда получает один выигрышный балл за каждого игрока команды-противника, пересекшего разделительную линию и оказавшегося на той стороне зала, где вы сейчас находитесь. Вы можете использовать любые средства для того чтобы побудить их сделать это, кроме физического воздействия»-. Не слишком трудно догадаться, что оптимальной выигрышной стратегией в данной ситуации для обеих команд является простой обмен сторонами, в результате которого обе команды получают максимально возможный выигрыш. Заметим, что по условиям игры участники имели практически неограниченные возможности для того, чтобы договориться о взаимодействии как с командой-соперником, так и внутри собственной команды. Несмотря на это в многочисленных пробах участники, как правило, начинали с попыток уговоров, подкупа, шантажа членов команды соперника, т. -е. играли в игру с нулевой суммой. Когда возникала идея о возможной кооперации с соперниками, она неизменно наталкивалась на яростное сопротивление отдельных участников и во многих случаях оставалась не осуществленной. Если же стороны все-таки приходили к соглашению, то реализовывали его посредством скрупулезно синхронизированного «-размена»- игроков «-один на один»-, демонстрируя, тем самым, явное недоверие друг к другу.
Подобная ригидность в восприятии конфликтных ситуаций, присущая многим людям, обусловлена их тотальной фиксацией на собственной позиции и неспособностью взглянуть на ситуацию глазами другого. В этой связи важнейшей практической задачей социального психолога при работе как с явным, так и с назревающим межличностным конфликтом является минимизация средствами социально-психологического воздействия влияния на восприятие ситуации и оппонента таких факторов, как личностные проекции участников, предубеждение в пользу самих себя, тенденция к самооправданию, фундаментальная ошибка атрибуции, негативные стереотипы. Тем самым ситуация освобождается от подлинно деструктивных составляющих конфликта, поскольку, с точки зрения современной социальной психологии, «-во многих конфликтах содержится лишь небольшое ядро подлинно несовместимых целей- главная проблема — искаженное восприятие чужих мотивов и целей»-266. Объективные же, обусловленные реальными обстоятельствами противоречия сами по себе не только не являются деструктивными, но наоборот, в них часто заключен потенциал развития. В любом случае ясное понимание сути противоречий, свободное от наслоений переносов и контрпереносов, характерных для деструктивного развития конфликтной ситуации, позволяет наметить план действий и выбрать поведенческую стратегию, наиболее адекватную реальным обстоятельствам.
К. -Томас на основе детального анализа «-дилеммы заключенного»- выделил пять поведенческих стратегий, основанных на соотношении учета собственных интересов и интересов оппонента, потенциально возможных в конфликтной ситуации:
1. Выигрыш — Проигрыш. В рамках данной стратегии собственные интересы абсолютизируются, а интересы противоположной стороны полностью игнорируются. Применительно к «-дилемме заключенного»- полномасштабная стратегия такого рода означала бы, что подозреваемый не просто соглашается сотрудничать с прокурором, признаваясь в совершенном преступлении, но целенаправленно «-закладывает»- своего «-подельника»-, одновременно стремясь минимизировать собственную вину.
2. Проигрыш — Выигрыш. При этом игнорируются собственные интересы и абсолютизируются интересы другого. В рассматриваемом примере, руководствуясь данной стратегией, подозреваемый берет всю вину на себя, выгораживая тем самым товарища.
3. Проигрыш — Проигрыш. Выбор данной стратегии означает игнорирование как собственных интересов, так и интересов другой стороны. В этом случае подозреваемый рассказывает прокурору о тяжком преступлении, совершенном им самим и другим подозреваемым, что очевидно повлечет суровое наказание для обоих.
4. Компромисс. Частичный учет как собственных интересов, так и интересов другого — обоюдное признание в менее тяжком преступлении с перспективой умеренного срока для обоих.
Все эти четыре стратегии представляют собой игру с нулевой суммой. В отличие от них, пятая стратегия Выигрыш-Выигрыш является игрой с ненулевой суммой, в рамках которой и собственные интересы, и интересы другого котируются одинаково высоко. Применительно к «-дилемме заключенного»- она означает, что оба подозреваемых не признаются и отделываются «-легким испугом»-.
Если абстрагироваться от «-дилеммы заключенного»- и рассматривать ситуации столкновения интересов, в которых стороны взаимодействуют друг с другом, важно отметить, что поиску оптимального решения в логике «-выигрыш — выигрыш»- в наибольшей степени способствует конфронтация, которую на уровне обыденного сознания часто путают с агрессией и стремятся избегать. В действительности конфронтация является следствием вовсе не агрессивного, а ассертивного поведения сторон, отвечающего четырем базовым принципам, предполагающим:
&bull- -прямое, ясное и недвусмысленное заявление собственной позиции-
&bull- -принятие позиции оппонента, в смысле безусловного признания за ней права на существование (что ни в коей мере не означает автоматического согласия с ней)-
&bull- -отказ от любых компромиссов ради сохранения отношений-
&bull- -готовность к улучшению собственной позиции за счет принятия доводов оппонента.
В этой связи развитие навыков ассертивного поведения и конфронтации является еще одним существенным аспектом работы практического социального психолога в контексте проблемы межличностных конфликтов.
Практический социальный психолог в рамках своей профессиональной деятельности может и должен использовать в качестве коррекционно-воспитательного ресурса деловое конструктивное конфликтное взаимодействие и должен в силу своих возможностей препятствовать возникновению личностных деструктивных конфликтных столкновений членов интересующей его группы или организации.
263Майерс -Д. Социальная психология. СПб., 2000. С. 633.
264 Там же.
265 Там же. С. 633—634.
266Майерс -Д. Социальная психология. СПб., 2000. С. 645.
Конфликт Межличностный
Психологическая энциклопедия
— трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.
Конфликт Межличностный
Психологическая энциклопедия
— существуют две формы его — конструктивная (-> конфликт продуктивный) и неконструктивная. Неконструктивный конфликт межличностный возникает, когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и…
Конфликт Межличностный
Психологическая энциклопедия
— трудноразрешимое противоречие, возникающее между людьми и вызванное несовместимостью их взглядов, интересов, целей, потребностей.
Поделиться:
Разница между Межличностным и Внутриличностным конфликтом
Ключевое различие между Межличностным и Внутриличностным конфликтом заключается в том, что Межличностный конфликт — это разногласие между двумя людьми, тогда как Внутриличностный конфликт — это разногласие внутри человека.
Конфликт является частью человеческого поведения, и он является обычным явлением в нашей повседневной жизни. Эмоции, такие как беспокойство, агрессия, депрессия и сопротивление, а также антагонистические реакции, такие как конкуренция, приводят к конфликтам. Есть четыре типа конфликтов. Это внутриличностные, межличностные, внутригрупповые и межгрупповые конфликты. Если в компании конфликты должным образом урегулированы, всегда есть возможность для роста и развития.
Содержание
- Обзор и основные отличия
- Что такое Межличностный конфликт
- Что такое Внутриличностный конфликт
- Связь между Межличностным и Внутриличностным конфликтом
- В чем разница между Межличностным и Внутриличностным конфликтом
- Заключение
Что такое Межличностный конфликт?
Межличностный конфликт относится к разногласиям между двумя людьми. Основной причиной межличностного конфликта является различие между людьми. У людей всегда есть различия, основанные на их отношении, убеждениях, культуре и ценностях. Кроме того, у них есть свой собственный набор целей, ожиданий, личностей и восприятий, которые приводят к конфликтам.
Межличностный конфликт это разногласиям между двумя людьмиМы можем рассматривать межличностные конфликты как конфликты основного уровня. Они могут происходить между коллегами, братьями и сестрами, соседями и т.д. Кроме того, межличностный конфликт известен как социальный конфликт. Они происходят, когда два человека имеют противоположные представления об одном и том же.
Первым шагом к разрешению межличностного конфликта является выяснение причин конфликта. Управление конфликтом предполагает изменение отношения, поведения и организационных структур. В результате члены организации могут достичь своих целей и ожиданий.
Межличностные конфликты могут возникать из-за жадности к власти, наказаний и соревнований на рабочих местах. Кроме того, они могут включают в себя грубое поведение или уважительные антагонистические разногласия.
Что такое Внутриличностный конфликт?
Внутриличностный конфликт относится к разногласиям внутри человека, которые вызваны его собственными действиями, эмоциями, убеждениями и ценностями. Другими словами, это психологическая вовлеченность, которая происходит внутри вас. Иногда это конфликт между обязанностями и желанием. Здесь следует всегда руководствоваться ценностями и убеждениями, а потребности — окружающей средой.
Внутриличностные конфликты являются обычным явлением и частью человеческой жизни. Конфликты происходят главным образом на стадии принятия решений отдельными лицами. Например, можно вступить во внутриличностные конфликты по поводу простого решения, такого как покупка книги, до сложного решения, такого как брак. Короче говоря, внутриличностный конфликт возникает, когда человек спорит внутри себя, и никакая другая сторона не вмешивается.
Какова взаимосвязь между Межличностным и Внутриличностным конфликтом?
Оба типа конфликтов важны, поскольку они дают возможность для улучшения. Здоровые конфликты всегда обеспечат лучшее понимание себя и наступлению доверительных отношений, лучшие навыки разрешения и избегание повреждений или разрушений.
Внутриличностные конфликты могут привести к депрессии, агрессивному поведению, если человек не понимает его или ее потребностей и ожиданий. Поэтому очень важно понимать свои чувства. Кроме того, понимание собственных чувств может также избежать межличностных конфликтов, поскольку можно вести переговоры с другими людьми основываясь на собственных чувствах. Управление стрессом является еще одним важным фактором, позволяющим избежать как межличностных, так и внутриличностных конфликтов.
В чем разница между Межличностным и Внутриличностным конфликтом?
Ключевое различие между Межличностным и Внутриличностным конфликтом заключается в том, что Межличностный конфликт возникает между двумя людьми, тогда как Внутриличностный конфликт происходит с самим собой. Самосознание, восприятие и ожидание являются тремя основными аспектами Внутриличностных конфликтов, в то время как письменное общение, устное общение и внутренние переговоры являются основными аспектами внутренних конфликтов. В большинстве случаев Внутриличностные конфликты связаны с эмоциями, ценностями и убеждениями, тогда как межличностные конфликты включают стратегическое мышление, анализ и речь.
Кроме того, Внутриличностные конфликты могут привести к чрезмерному мышлению, путанице и даже к депрессии. Лучшая третья сторона для разрешения внутриличностных конфликтов — это семья, близкие друзья или консультант. С другой стороны, Межличностные конфликты обычно возникают между друзьями, семьей, коллегами и соседями. Приспосабливание и компромисс — лучший способ управлять Межличностным конфликтом. Вмешательство третьей стороны имеет решающее значение, если конфликт серьезный.
Существует три типа Внутриличностных конфликтов. Это Подход-Подход, Подход-Избегание, Избегание-Избегание.
Существует три типа Межличностных конфликтов: прямой, опосредованный и массовый.
Заключение — Межличностный против Внутриличностного конфликта
Конфликт является частью человеческого поведения, и он является обычным явлением в нашей повседневной жизни. Внутриличностные конфликты и Межличностные конфликты являются двумя основными типами конфликтов. Ключевое различие между Межличностным и Внутриличностным конфликтом заключается в том, что Межличностный конфликт возникает как разногласие между двумя людьми, в то время как Внутриличностный конфликт возникает как разногласие внутри человека.
Эмоциональный интеллект и межличностный конфликт
Поскольку у людей есть индивидуальные потребности, желания и убеждения, межличностный конфликт неизбежен. Но только потому, что мы не можем этого избежать, не означает, что это должно быть вредным. Кроме того, эмоции имеют тенденцию к обострению в конфликтных ситуациях, что часто приводит к повреждению отношений, а также к неразрешенности конфликта, что означает, что конфликт может возникнуть снова. В этой статье мы обсудим межличностный конфликт и эмоциональный интеллект.
Мы начнем с обсуждения конфликта, включая его определение, проблемное поведение во время конфликта и эффективные стратегии управления конфликтом. Затем мы перейдем к обсуждению эмоционального интеллекта, которое включает краткий обзор категорий эмоций, а затем — что значит быть эмоционально интеллектуальным. Поскольку конфликтные ситуации часто приводят к эмоциональной эскалации, которая, в свою очередь, наносит ущерб отношениям и может быть очень вредной для дипломатического и тактичного общения, мы обсудим эти два отдельных понятия вместе.
Конфликт
Начнем обсуждение с определения конфликта. Ученые определяют межличностный конфликт как выраженную борьбу между взаимозависимыми сторонами, которые воспринимают несовместимые цели, ограниченные ресурсы и вмешательство. Разберем это определение для большей ясности.
Выраженная борьба означает, что как-то должно быть выражено ваше недовольство ситуацией или чужим поведением. Его можно выразить устно, с помощью таких утверждений, как: «Почему вы всегда должны управлять пультом дистанционного управления?» или невербально, с насмешкой, взглядом, закатыванием глаз или другим невербальным поведением, которое указывает на неудовлетворенность ситуацией.
Взаимозависимые стороны означает, что два человека должны каким-то образом полагаться друг на друга. Это может означать, что водители должны работать вместе, чтобы делить дорогу и отдельные полосы движения, потому что автомобили должны быть в одном и том же месте в одно и то же время. Это также означает, что люди должны сотрудничать в решении общих задач и событий, например, какую телепрограмму смотреть на одном телевизоре, в какое время выходить на мероприятие и кто будет мыть посуду или выносить мусор.
Несовместимые цели означает, что обе стороны хотят чего-то другого. То есть он хочет смотреть футбол, а она хочет смотреть Survivor; он хочет сейчас уйти но ей нужно еще 10 минут; или она хочет, чтобы в доме было чисто, но он предпочитает оставлять свои вещи лежать без дела. В каждой из этих и бесчисленных других ситуаций вовлеченные стороны хотят разных вещей с одним и тем же ресурсом.
Типичные ограниченные ресурсы включают время, пространство, деньги и, возможно, даже терпение, поскольку каждый из них ограничен, и их использование должно быть согласовано между вовлеченными сторонами. Идея 9.0007 вмешательство означает, что один человек пытается помешать другому человеку достичь этой цели. Например, если женщина хочет, чтобы в ее доме было запрещено курить, но ее соседка по комнате курит, она может переместить все пепельницы и зажигалки на столик на улице, чтобы ее соседка по комнате не курила в доме.
Важно понимать, что, поскольку каждый из нас индивидуален и в разное время имеет разные потребности, конфликты естественны, нормальны и даже здоровы. Поскольку каждый из нас индивидуален, ожидается, что у каждого из нас время от времени будут противоположные взгляды или идеи о том, как лучше всего распределить конкретный ограниченный ресурс в данный момент. Таким образом, конфликт является естественным и нормальным. Это также помогает очистить воздух от обид, что приводит к более удовлетворительным отношениям и делает конфликт здоровым. Но, как мы все знаем, конфликт также может быть весьма разрушительным для самоощущения человека и отношений в целом. Приведет ли конфликт к улучшению или повреждению отношений, зависит от поведения во время конфликта и от того, как конфликт управляется. В статье об общении с дипломатией и тактом этот момент особенно бросается в глаза.
Во время конфликта многие люди ведут себя проблематично. Это может быть связано с присущими лицу угрозами конфликтной ситуации, но в любом случае конфликт может выявить худшее во многих людях. Психолог Джон Готтман определил четыре специфических конфликтных поведения, которые, если их практиковать в этих отношениях, могут сигнализировать о серьезных проблемах в отношениях и, возможно, даже о разводе супружеских пар, что он может предсказать с точностью более 80 процентов, основываясь на данных. практикует ли одна из сторон эти конфликтные поведения. Готтман называет это поведение девятью0007 Четыре всадника Апокалипсиса , и они включают в себя критику, презрение, оборону и воздержание.
Критика это жалобы друг на друга. Жалобы или критика всегда плохи, но когда они сосредоточены на характеристиках или личности человека, а не на конкретном поведении, они наносят ущерб. Например, есть большая разница между «Тебе следует уделять больше внимания, когда я говорю тебе о своих чувствах» и «Ты никогда не думаешь ни о ком, кроме себя». Критика часто воспринимается как личные нападки, а не как акцент на поведении, провоцирующем конфликт, что часто приводит к разжиганию конфликтных ситуаций.
Презрение — это выражение оскорблений и нападок на самооценку другого человека. Презрение включает в себя обзывание, высмеивание другого человека с сарказмом, насмешки и использование невербального поведения, такого как закатывание глаз, насмешки или насмешки, чтобы показать, что вы невысокого мнения о другом человеке. Презрение также включает в себя насмешки над этим человеком перед другими и поощрение других делать то же самое, превращая их в предмет шуток, над которыми потом все смеются. Как бы это ни выражалось, оно направлено на подавление и унижение другого человека и представляет собой очень враждебное поведение, которое часто увеличивает физический стресс и может ухудшить здоровье тех, кто подвергается воздействию.
Защитность означает воспринимать все как личное нападение. Вы считаете себя жертвой и отрицаете ответственность за свое поведение. Вместо того, чтобы на самом деле выслушать опасения другого человека, взять на себя ответственность за свое поведение и признать, что ему необходимо внести некоторые изменения, защищающиеся люди ноют («Это несправедливо»), оправдываются («Это не моя вина») и реагируют на жалобы жалобами («Может быть, я слишком много смотрю телевизор, но вы слишком много ходите по магазинам»). Люди, как правило, особенно склонны к оборонительному поведению в ответ на критику, которую, по их мнению, заслуживают, но они не хотят брать на себя ответственность за изменение вашего поведения.
Stonewalling — закрытие или отказ от разговора или взаимодействия. При таком поведении вы перестаете смотреть на своего партнера, перестаете говорить и перестаете реагировать на то, что говорит ваш партнер. Иногда вы можете даже выйти из комнаты, чтобы закончить разговор. В любом выражении каменная стена оставляет конфликт неразрешенным, потому что он неадекватно решается.
Хотите узнать больше? Почему бы не пройти онлайн-курс «Общение с дипломатией и тактом»?
Эти четыре всадника апокалипсиса охватывают большую часть проблемного поведения во время конфликта. Стратегии управления конфликтами относятся к подходу человека к конфликту, а не к его поведению, когда-то вовлеченному в него. Эти стратегии включают избегание, приспособление, компромисс, конкуренцию и сотрудничество. Каждый из них несет в себе разные комбинации заботы о себе и заботы о других, вовлеченных в конфликт.
В избегая , как следует из названия, конфликт просто избегается. Конфликты, которых избегают, часто усугубляются, но некоторые люди выбирают избегание, потому что им неудобно вступать в конфликт или потому что они чувствуют этот конфликт с этот человек в это время будет непродуктивным или иным образом потенциально опасным. Избегание конфликтов отражает низкую заботу о себе и низкую заботу о других, потому что ни один из них не имеет возможности выразить свои потребности и точки зрения и искать решение конфликта.
В , приспосабливающемся к , вы просто уступаете. Иногда уместно выбрать этот стиль управления конфликтом, когда вы хотите сохранить мир или когда в конфликт вовлечен кто-то, обладающий большей властью, например, начальник. Приспособление отражает большую заботу о других, но низкую заботу о себе, потому что ваши собственные потребности не выражены и не могут быть удовлетворены.
В компрометирующем подходе к управлению конфликтом обе стороны стремятся немного проиграть, чтобы встретиться с другим человеком на полпути. На самом деле это отражает среднюю заботу о себе и среднюю заботу о других, потому что ни один из них на самом деле не получает того, что хочет.
В игре , конкурирующей с , вы пытаетесь победить любой ценой. Конечно, для этого есть время и место, но не всегда. Соревнование отражает низкую заботу о других и высокую заботу о себе, потому что вы просто хотите идти своим путем и совершенно не заботитесь о потребностях или желаниях другого человека.
Наконец, в сотрудничестве обе стороны ищут беспроигрышную ситуацию. Этот стиль управления конфликтами, как правило, занимает больше времени и требует больше творчества, поскольку ищется ранее не рассмотренный вариант. Этот стиль управления конфликтом отражает высокую заботу о «себе» и о «других», потому что прилагаются усилия для обеспечения полного удовлетворения обеих сторон.
Важно осознавать, что каждая конфликтная ситуация уникальна, и поэтому каждая из них может потребовать различных стратегий управления конфликтами. Никто не бывает всегда неправ или всегда прав; скорее, разные ситуации — и разные партнеры по конфликту — могут потребовать разных стратегий.
Эмоциональный интеллект*
В этом разделе мы предлагаем краткое описание эмоциональных категорий, за которым следует объяснение эмоционального интеллекта. По сути, есть три категории эмоций. К ним относятся радостные/ласковые, грустные/тревожные и враждебные. Радостные/ласковые эмоции включают счастье, любовь, страсть и симпатию. Грустные/тревожные эмоции – это грусть, депрессия, горе, страх и социальная тревожность. К враждебным эмоциям относятся гнев, презрение, отвращение, ревность и зависть.
Идея эмоционального интеллекта включает в себя три основных этапа. В первой фазе вы останавливаетесь, чтобы оценить, является ли эмоциональное возбуждение положительным или отрицательным. Как вы себя чувствуете в данный момент? Вы чувствуете себя хорошо или вы чувствуете себя плохо? На втором шаге вы идентифицируете и маркируете эмоцию, а также выбираете ее наиболее подходящее выражение. Это очень легко сделать с радостными/нежными эмоциями, но становится намного сложнее с враждебными эмоциями, а иногда даже с грустными/тревожными эмоциями. Третий шаг включает в себя оценку вашего эмоционального выражения. Вопросы здесь включают: «Был ли это лучший способ справиться с этой эмоцией в это время и с этим человеком?»
Конфликт и эмоциональный интеллект
Поскольку конфликт по своей природе угрожает лицу и часто обостряет ситуации и обостряет эмоции, рассмотрение эмоционального интеллекта имеет особое значение при обсуждении конфликта, особенно в контексте исследования общения с дипломатичность и такт. Очень часто конфликтная ситуация вызывает у вас какие-то враждебные эмоции. Практикуя эмоциональный интеллект, необходимо сделать шаг назад и оценить, какую эмоцию вы испытываете в данный момент, а затем сознательно оценить и определить наилучший способ выражения эмоции. Иногда это означает воспользоваться моментом и вернуться в более спокойном состоянии, в то время как в других случаях это может означать глубокий вдох и терпеливый и достойный ответ на то, что вы восприняли как личную атаку. Это, конечно, не означает, что нужно хлопнуть дверью и броситься прочь. Практикуя третий шаг эмоционального интеллекта, переоценивая свое поведение, вы можете научиться вести себя более адекватно в конфликтных ситуациях, что, по крайней мере теоретически, улучшит вашу способность общаться дипломатично и тактично.
9: Межличностный конфликт — Социальные науки LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 136568
- Анджела Хоппе-Нагао
- Инициатива открытых образовательных ресурсов ASCCC (OERI)
- 9.1: Введение в межличностные конфликты
- В этой главе вы изучите теории, связанные с коммуникацией и управлением межличностными конфликтами. В этой главе вам будет предложено подумать о некоторых ваших методах общения и моделях конфликтов, а также применить различные точки зрения на конфликты, чтобы развить навыки более эффективного преодоления конфликтов в будущем.
- 9.2: Определение межличностного конфликта
- В этом разделе представлено определение межличностного конфликта и приводится разбивка некоторых ключевых понятий в этом определении. Межличностный конфликт возникает, когда две или более взаимозависимые стороны воспринимают и переживают борьбу из-за несовместимости целей, дефицита ресурсов и вмешательства других в достижение своих целей.
- 9.3. Цели и исходы конфликтов
- В этом разделе представлен обзор распространенных источников межличностных конфликтов и потенциальных исходов конфликтов.
- 9.4: Стиль управления конфликтами
- Управление конфликтами — это процесс поиска эффективных стратегий для сведения к минимуму и решения проблем, связанных с различными целями конфликта. Когда мы смотрим на то, как мы улаживаем конфликты в наших отношениях, мы обнаруживаем, что встречаются типичные модели общения. Ваш личный стиль управления конфликтом может формироваться множеством факторов, таких как ваш пол, возраст, культура, личность, модели семейного общения и цели в данной ситуации.
- 9.5: Непродуктивный конфликт
- В следующем разделе вы узнаете о стратегиях непродуктивного конфликта. Непродуктивные стратегии — это коммуникативное поведение, которое может помешать успешному решению проблем и вызвать ухудшение отношений. Во-первых, вы узнаете о четырех всадниках апокалипсиса отношений, общих схемах реагирования на конфликты, которые вредят отношениям. Во-вторых, этот раздел познакомит вас с непродуктивным коммуникативным поведением, которое неэффективно для разрешения конфликтов.
- 9.6: Разрешение конфликтов
- В этом разделе представлен обзор основных коммуникативных навыков для эффективного разрешения конфликтов, модель управления конфликтами и дополнительные советы, которые помогут разрешить конфликты мирным путем.