Межличностные отношения и их виды (6 класс, обществознание)
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 1214.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 1214.
Человек считается личностью только при условии обитания, общения и взаимоотношения с другими людьми, которые его окружают. Данный материал посвящен теме межличностных отношений, которая изучается на уроке в 6 классе обществознания. С помощью этой статьи можно повторить изученную тему, подготовить дополнительную информацию к уроку.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Понятие «межличностные отношения»
Каждый из нас имеет свои принципы, жизненные ценности, моральные устои, приоритеты и взгляды на жизнь. Взаимодействие одной личности с окружающими ее людьми, способность устанавливать связь с ними называют межличностными отношениями.
Существует понятие «число Донбара», которое обозначает максимальное комфортное количество связей человека. Его значение колеблется от 100 до 230, в среднем – 150 контактов.
Жизнь в обществе бывает разной, поэтому и взаимоотношения разнообразны. Их разновидность зависит от многих факторов и классифицируется на такие типы:
- неформальные\формальные;
- деловые\личные;
- практичные\эмоциональные;
- субординационные\паритетные.
Рассмотрим каждый тип межличностных отношений подробно далее.
Типы отношений
- Формальные\неформальные;
Все формальные (официальные) контакты устанавливаются законодательством и складываются только на правовой основе. На такие взаимосвязи не влияют личные привязанности и чувства. Они могут устанавливаться между членами коллектива или начальством и подчиненным.
Неформальные (неофициальные) отношения складываются с учётом личных симпатий и чувств.
Типы взаимосвязей между личностью и окружающими людьми тесно переплетаются друг с другом, поэтому сложно сделать четкие разграничения.
- Личные;
К ним относят: любовь и дружбу, приязнь и уважение, ненависть и антипатию, вражду и неприязнь. Данные связи устанавливаются вне зависимости от совместной деятельности.
- Деловые;
Профессиональное общение складывается на основе профессиональных интересов и не зависит от личных привязанностей. Так, например, одноклассники продолжают учиться в одном классе вне зависимости от личных чувств внутри данного коллектива.
- Практичные\эмоциональные;
Практичные отношения устанавливаются, когда можно вынести пользу из взаимосвязи. Ими руководят здравый смысл или расчёт.
Эмоциональные связи выстраиваются при наличии глубоких чувств между членами коллектива.
- Субординационные\паритетные;
Субординационные контакты выстраиваются между двумя личностями, один из которых имеет высшее положение по статусу (начальник – подчинённый).
Паритетные связи устанавливаются на основе равноправия между всеми членами коллектива.
Виды межличностных отношений
Существуют такие виды межличностных отношений:
- Знакомство – имеет три этапа:
- узнавание в лицо;
- узнавание и приветствие друг друга;
- приветствие и наличие общих интересов и тем для разговора.
- приятельство – обоюдная симпатия и наличие общих интересов;
- товарищество – деловые отношения на основе общих целей;
- дружба – устанавливается между теми, кто умеет дружить, то есть умение разделить радость, помочь в беде, вызывать доверие;
- любовь – наивысшая форма взаимосвязи.
Роль чувств
Все контакты устанавливаются на основе испытываемых чувств к окружающим. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Первые чувства основываются на внешних данных знакомого и лишь со временем оцениваются личные качества и черты характера.
На искажение чувств могут повлиять такие факторы:
- неумение отличать истинные намерения от мотивации;
- умение объективно оценивать нового знакомого;
- определение установок навязанных самостоятельно или обществом;
- стереотипы;
- форсирование событий, неумение разобраться в человеке до конца;
- не восприятие чужого мнения.
Что мы узнали?
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Оценка доклада
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 1214.
А какая ваша оценка?
что это, примеры, разновидности, особенности, классификация, основные формы
Межличностные отношения – важнейшая составляющая в жизни человека. Психология общения намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Потому в этом вопросе стоит разобраться подробнее.
Понятие и определение
Межличностные отношения ― взаимоотношения индивида с окружающими его людьми. Сюда входят как взаимодействие с одним человеком, так и с группой людей. Фундаментом для межличностных отношений служат социальные связи (или уже имеющиеся, или новые, возникшие между членами общества).
Цели, которые преследуют люди, различны:
- выгода;
- поддержка – эмоциональная или материальная;
- приобретение новых знаний и т. д.
Есть три основные формы взаимодействия с окружением:
- вербальное;
- невербальное;
- аффективное.
Вербальные начинают формироваться уже у младенцев. Пусть новорожденные толком еще не умеют членораздельно разговаривать, но посредством проявления своих эмоций (плач, смех, недовольство и т. д.), они сообщают о своих желаниях, тем самым контактируя с родителями.
В основном это – выгода.
66.67%
Людям нужна моя поддержка.
0%
У меня всегда стремятся чему-то научиться.
0%
Зависит от ситуации и от человека.
33.33%
Проголосовало: 3
Эмоциональная сторона
Эмоциональная сторона межличностных отношений делится на три составляющие:
- симпатия – расположенность к определенному лицу, эмоции, сближающие людей;
- антипатия – эмоция, вызывающая отторжение;
- эмпатия (сопереживание).
Все эти чувства зависят от того, какого уровня взаимопонимания люди достигнут. Ведь суть межличностных отношений – восприятие и познание друг друга.
Уровни взаимоотношений
От развития межличностных отношений зависит то, какого уровня они могут достигнуть. Их изучением занимается наука проксемика.
Анализируя глубину и степень привязанности участников, ученые пришли к выводу, что взаимоотношения делятся на 3 вида:
- Перцептивный. Первая ступень в отношениях. Люди узнают личные характеристики друг друга. На этом этапе на человека влияют не только качества личности, но и внешность, расовые, гендерные признаки.
- Притяжение или отторжение. На этой стадии индивиды или привязываются друг к другу, и здесь взаимоотношения становятся прочнее, или, испытывая антипатию, прерывают общение. Если же по каким-либо причинам разорвать отношения невозможно, то неприязнь усиливается.
- Интерактивный. Характерен для высокого уровня межличностных отношений. Активное эмоциональное взаимодействие. Обмен эмоциями необходим, поэтому индивиды ищут повод для того, чтобы общаться больше. Люди, испытывающие антипатию, тоже переходят на этап эмоционального взаимодействия, который проявляется в конфликтных ситуациях.
Классификация отношений
О том, какие есть и как классифицируют межличностные отношения, подробно изложено в таблице.
Официальные (формальные) | Контактируя, участники не имеют личной привязанности. Обычно этот класс взаимоотношений регулируется какими-либо нормами, правилами или регламентами. А причина общения – служебная или административная необходимость |
Деловые (рациональные) | Эта форма подразумевает взаимовыгодное общение. Обе контактирующие стороны распределяют обязанности так, чтобы каждый, выполняя свою задачу, помогал достичь одной цели. Также одна из сторон может за достойное вознаграждение делать работу для другого участника |
Неофициальные (неформальные) | Неформальное взаимодействие не регулируется официальными правилами. Как правило, это приятельские или дружеские отношения. Эмоциональная сторона во время такого контакта играет значимую роль |
Личные | Пальму первенства здесь занимает эмоциональная связь. На этой базе строятся отношения между людьми. Но формирование этой связи длится долго. За это время участники сближаются и лучше узнают друг друга. Чаще личные отношения плавно переходят в дружеские или наоборот. Эта схема присутствует даже при таком общении, которое вызывает неприязнь у собеседников. Но это бывает, когда обе стороны вынуждены контактировать между собой |
Приведенный типы взаимосвязаны и часто переплетаются между собой. Деловые могут быть в некоторой степени формализованными, а личные иметь неформальный характер.
Разновидности взаимодействий
Не смотря на разнообразие методик межличностных отношений, структура общения простая и содержит три компонента:
- Когнитивный – вид познавательной активности, который зависит от уровня взаимопонимания. Имеет две характеристики: адекватность и идентификация.
- Эмоции – то, что испытывает человек при разных формах взаимодействия с другим лицом или группой людей.
- Поведение – мимика, жесты или интонация, при помощи которых люди выдают свое отношение к другим членам общества.
Другие виды связей
Все виды человеческих взаимосвязей делят на две категории: социальные и межличностные. Социальная категория подразумевает взаимодействие между социальными ролями (врач – пациент, начальник – подчиненный). То есть индивид обезличивается и рассматриваются только его профессиональные навыки или функции.
Психология межличностного общения включает в себя контакт между отдельными лицами с учетом их индивидуальных черт, характеристик. Социальные роли учитываются, но отходят на второй план.
Основы правильного общения
Все люди без исключения вступают в межличностное общение. Даже социофобы, которые не приветствуют большое количество людей, все равно окружают себя теми, с кем им комфортно общаться. А большинству индивидов необходимы неформальные, дружеские отношения, ведь без них невозможно полноценно существовать в обществе.
Не существует особых правил для общения. Чтобы узнать человека, необходимо проявлять интерес к его личности, к тому, как он смотрит на определенные вещи и обращать внимание на его действия. Также от обеих сторон требуется культурное поведение, вежливое и уважительное отношение друг к другу. Хорошо воспитанные люди смогут обойти все конфликтные темы и деликатно решить все проблемы.
Межличностные отношения: видео.
А как считаете вы, что самое важное в межличностных отношениях? Напишите свое мнение в комментариях. Сохраните статью в закладках, поделитесь ею в социальных сетях.
Межличностные отношения — IResearchNet
В межличностных отношениях два участника взаимозависимы, и поведение каждого влияет на результаты другого. Кроме того, люди взаимодействуют друг с другом в серии взаимодействий, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга. Люди формируют множество различных видов отношений с другими людьми, некоторые из которых являются близкими и близкими (например, родитель-ребенок, супруг-супруга, дружеские отношения), а другие не являются близкими и близкими (например, сосед, учитель-ученик). Большая часть исследований межличностных отношений была сосредоточена на тех отношениях, которые являются близкими, интимными и характеризуются высокой взаимозависимостью. В влиятельной книге Келли и его коллеги (1983) определяют близкие отношения как сильные, частые, с разнообразной взаимозависимостью, длящиеся в течение значительного периода времени. В социологии, хотя классическое различие между первичными и вторичными отношениями было расширено в публичной сфере (мимолетные, рутинные, квази-первичные и интимные вторичные отношения), эти близкие отношения (как описано выше) также могут быть классифицированы как первичные группы. которые обеспечивают поддержку, воспитывают и социализируют людей в соответствии с нормами общества.
Концепция отношений исторически занимала центральное и важное место в социальной психологии и других социальных науках. Некоторые из социологов-основателей, такие как Зиммель и Маркс, занимались вопросами влечения и межличностных отношений.
Исторический контекст исследования межличностных отношений
В 1960-х годах исследования межличностных отношений в первую очередь были сосредоточены на процессе межличностного влечения, в первую очередь между незнакомцами, встречающимися впервые, а не на самих отношениях, которые могли развиться в результате влечения. . Это исследование развилось в основном из исследований по выбору партнера, впервые начатых семейными социологами в XIX веке.30-е и 1940-е годы (Берджесс и Коттрелл, 1939). Притяжение обычно понимается как отношение к другому, состоящее из чувств, познаний и поведения, и может быть негативным и/или позитивным по своей природе. Большинство ранних исследований процесса межличностного влечения основывались на самоотчетах для оценки факторов, которые приводят человека (P) к влечению к другому человеку (O). Например, парадигма фиктивного незнакомца (Byrne 1971) просила респондентов (как правило, молодых студентов колледжа) оценить, насколько сильно их привлекал другой человек после того, как им была предоставлена минимальная информация об этом другом человеке. В этих парадигмах респонденты фактически участвовали в эксперименте, в котором информация, представленная респондентам, манипулировалась, а другие люди, как правило, были гипотетическими другими. Уолстер, Бершайд и их коллеги (например, Уолстер и др. 1966) также провел многочисленные исследования «взаимодействия по знакомству», в которых реальных респондентов подбирали друг к другу и давали возможность взаимодействовать, после чего они сами сообщали о своем влечении друг к другу.
В 1980-х годах исследователи обратили свое внимание на более интенсивные чувства и явления, возникающие в реальных межличностных отношениях, а также на социальный контекст различных видов специфических отношений. Хотя привлекательность была важна, а может быть, даже необходима для того, чтобы П (человек) и О (другой) начали межличностные отношения, большинство исследований стали сосредотачиваться на «пульсе» или качестве этих межличностных отношений и его связи с внутренними процессами (например, , познания, депрессия, физическое здоровье) и вне (например, удовлетворенность работой, финансовое напряжение, сплоченность семьи) человека. Кроме того, исследователи начали изучать влияние факторов в P (человек) (например, депрессия) и O (другое) (например, физическая привлекательность), а также сочетание этих факторов (P и O) (например, конфликт, сходство) на вероятность того, что P и O останутся в отношениях и будут довольны ими.
Новые направления в исследованиях межличностных отношений
Еще недавно отношениям уделялось значительное внимание в социологии и других социальных науках. Изучение исследований, проведенных с 1980 года, освещает несколько тем. Во-первых, обширный и значительный объем литературы демонстрирует, что межличностные отношения жизненно важны и важны для физического и психического здоровья людей. Исследования показывают (House et al., 2003), что люди, скорее всего, будут страдать от депрессии, беспокойства, плохого здоровья и других физических проблем, если им не хватает межличностных отношений высокого качества и количества. Интересным открытием здесь является то, что качество и количество отношений имеют решающее значение для общего состояния здоровья и благополучия людей.
Во-вторых, текущее исследование акцентирует внимание на специфических процессах отношений, которые имеют значение на различных стадиях жизненного цикла отношений. Эта литература, как правило, организована в соответствии с типом отношений и фокусируется на факторах, которые важны для развития отношений (притяжение, сходство, фоновые факторы), поддержания отношений (общение, конфликт, вмешательство и поддержка семьи) и расторжение отношений (правовые факторы, влияние на детей, приспособление). Имеются также убедительные доказательства того, что факторы, предсказывающие развод или расторжение отношений, различаются в зависимости от стадии жизненного цикла отношений. Было обнаружено, что возраст или стадия жизненного пути человека также имеют отношение к тому, какие процессы отношений важны для оценки отношений людьми (качество отношений). Кроме того, недавний акцент на жизненном пути как отношений, так и личности привлек внимание ученых к важности проведения концептуальных различий между (1) намерением поддерживать отношения (например, обязательством) (см. Джонсон 19).91), (2) личные оценки в отношениях, как они воспринимаются людьми (качество отношений), и (3) статус отношений (стабильность отношений) (Верофф и др., 1997).
Третье новое направление в исследованиях отношений состояло в том, чтобы сконцентрироваться на том, чтобы сделать диаду единицей анализа, а не индивидуумом (Couch 1992). Это изменение является как методологическим, так и концептуальным и стало важным вкладом в литературу по отношениям. Исследователи отношений теперь считают важным собирать информацию от обоих членов диады, а не только от одного члена, и оценивать, как эти отчеты могут по-разному влиять на благополучие и стабильность отношений (Duck 19).90).
В-четвертых, учитывая выдающееся положение символического интеракционизма в социологии (например, Mead 1934), еще одним новым направлением исследований отношений стало применение концепций символического интеракционизма к изучению благополучия и стабильности отношений (Burke & Cast 1997). Я создается из взаимодействий и обратной связи с другими, и контекст отношений еще более важен для того, как люди видят себя. Кроме того, чтобы понять, как взрослые определяют и описывают себя другим, исследователи отношений обращаются непосредственно к контексту и статусу их отношений.
Пятое новое направление в исследованиях отношений заключалось в изучении конструирования смысла в отношениях для определения их качества и стабильности (Orbuch et al., 1993). В этих исследованиях признается, что люди могут конструировать значения своих отношений, основываясь на социальном контексте этих отношений и личности, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на оценки людей и статус этих отношений. Многие исследователи отношений теперь просят пары/диады (отдельно или совместно) использовать повествование или отчет в качестве техники рассказа, чтобы лучше понять значения отдельных людей в их отношениях и процессах отношений с течением времени (обзор см. в Orbuch 19).97). Этот метод позволяет людям иметь «голос» в своих отчетах о своих отношениях и допускает вариации в отчетах в результате «социокультурной экологии», в которую встроены отношения. Этот подход также признает, что эти истории формулируют, контролируют, предсказывают и формируют отношения людей с течением времени.
В-шестых, были исследованы более крупные условия окружающей среды и структуры, которые могут быть вредными или полезными для благополучия пары. Исследователи отношений начали связывать эти «социокультурные экологии» или то, что социологи называют нормами, культурными значениями, установками, обстоятельствами или людьми вне отношений, с качеством и стабильностью отношений. Одним из специфических контекстуальных факторов, которому в последнее время уделяется большое внимание, являются социальные сети или связь между отношениями и людьми вне диады. В частности, исследователи отношений интересовались влиянием социальных сетей семьи и друзей на стабильность и качество отношений (обзор см. в Felmlee & Sprecher, 2000). Большая часть этого исследования посвящена тому, как социальные сети могут быть потенциальным источником поддержки или снижения стресса для пар, но эта прямая связь была оспорена и пересмотрена многими (Kessler et al. 19).95). Общее представление о том, что социальные сети связаны с внутренним пульсом отношений, было впервые исследовано Боттом (1971).
Другим важным контекстуальным фактором, которому в последнее время уделяется внимание, является контекст расы/этнической принадлежности в межличностных отношениях (McLoyd et al., 2000). Исследователи отношений начали подчеркивать сходства и различия между различными расовыми / этническими группами и внутри них. Недавние исследования показывают, что как культурные, так и структурные факторы могут по-разному влиять на отношения между различными этническими группами (Орбух и др. , 2002).
Будущие направления исследований межличностных отношений
Область межличностных отношений имеет богатую историю и прочную теоретическую основу в социальных науках. Критическим для идей и теорий социальной психологии является представление о том, что люди взаимодействуют с другими и что эти взаимодействия взаимосвязаны и влияют друг на друга. Кроме того, тема межличностных отношений является идеальной ареной для понимания и освещения многих основных социальных процессов и концепций (например, саморазвитие, культура, социальные связи, приверженность и эмоции), которые имеют решающее значение для дисциплины.
Ссылки:
- Бернард, Дж. (1972) Будущее брака. Мир, Нью-Йорк.
- Ботт, Э. (1971 [1957]) Семья и социальные сети. Тависток, Лондон.
- Берджесс, Э. У. и Коттрелл, Л. С. (1939) Прогнозирование успеха или неудачи в браке. Прентис-Холл, Нью-Йорк.
- Берк, П.Дж. и Каст, А.Д. (1997) Стабильность и изменение гендерной идентичности молодоженов. Социальная психология Ежеквартально 60: 277-90.
- Бирн, Д. (1971) Парадигма притяжения. Академик Пресс, Нью-Йорк.
- Коуч, К. (1992) На пути к теории социальных процессов. Символический интеракционизм 15: 117-34.
- Дак, С. (1990) Из сковороды и в 1990-е. Журнал социальных и личных отношений 7 (1): 5-28.
- Фелмли, Д. и Спречер, С. (2000) Близкие отношения и социальная психология: пересечения и будущие пути. Социальная психология Ежеквартально 63 (4): 365-76.
- Хаус, Дж. С., Лэндис, К. Р., и Амберсон, Д. (2003) Социальная психология здоровья. В: Саловей, П. и Ротман, А. Дж. (ред.), Социальные отношения и здоровье. Psychological Press, Нью-Йорк, стр. 218–226.
- Джонсон, член парламента (1991). Приверженность личным отношениям. В: Джонс, У. Х. и Перлман, Д. (ред.), Успехи в личных отношениях, Том. 3. Издательство Джессики Кингсли, Лондон, стр. 117-43.
- Kelley, H.H., Berscheid, E., Christensen, A. et al. (1983). Близкие отношения. Фриман, Нью-Йорк.
- Кесслер, Р. К., Хаус, Дж. С., Анспах, Р. Р., и Уильямс, Д. Р. (1995) Социальная психология и здоровье. В: Кук, К.С., Файн, Г.А., и Хаус, Дж.С. (ред.), Социологические перспективы социальной психологии. Allyn & Bacon, Бостон, стр. 548-70.
- Лофланд, Л. (1998) Общественная сфера. Альдин де Грюйтер, Нью-Йорк.
- Маклойд, В. К., Кос, А. М., Такеучи, Д., и Уилсон, Л. (2000) Брачные процессы и родительская социализация в цветных семьях: обзор десятилетия. Журнал брака и семьи 62: 1070-93.
- Мид, Г. Х. (1934) Разум, личность и общество. Издательство Чикагского университета, Чикаго.
- Орбух, Т. Л. (1997) Подсчет счетов людей: социология счетов. Ежегодный обзор социологии 23: 455-78.
- Орбух, Т.Л., Верофф, Дж., Хассан, Х., и Хоррокс, Дж. (2002) Кто разведется: 14-летнее продольное исследование черных пар и белых пар. Журнал социальных и личных отношений 19 (2): 179-202.
- Орбух, Т.Л., Верофф, Дж., и Холмберг, Д. (1993) Стать супружеской парой: появление смысла в первые годы брака. Журнал брака и семьи 55: 815-26.
- Верофф, Дж., Янг, А., и Кун, Х. (1997) Первые годы брака. В: Дак, С. (ред.), Справочник по личным отношениям. Wiley, Нью-Йорк, стр. 431-50.
- Уолстер Э., Аронсон В., Абрахамс Д. и Роттман Л. (1966) Важность физической привлекательности в поведении на свиданиях. Журнал личности и социальной психологии 4: 508-16.
Межличностные отношения — HiSoUR История культуры — Hi So You Are
Межличностные отношения — это сильная, глубокая или тесная ассоциация или знакомство между двумя или более людьми, продолжительность которых может варьироваться от кратковременной до продолжительной. Эта ассоциация может быть основана на умозаключениях, любви, солидарности, регулярных деловых взаимодействиях или каком-либо другом виде социальных обязательств. Межличностные отношения формируются в контексте социальных, культурных и других влияний. Контекст может варьироваться от семейных или родственных отношений, дружбы, брака, отношений с коллегами, работы, клубов, районов и мест отправления культа. Они могут регулироваться законом, обычаем или взаимным соглашением и являются основой социальных групп и общества в целом.
Как область исследования
Изучение межличностных отношений включает в себя несколько отраслей социальных наук, включая такие дисциплины, как социология, коммуникативные исследования, психология, антропология и социальная работа. Научное изучение отношений развивалось в 1990-х годах и стало называться «наукой об отношениях», которая отличается от неофициальных свидетельств или псевдоэкспертов тем, что основывает выводы на данных и объективном анализе. Межличностные связи также являются предметом математической социологии.
Типы
Интимные отношения
Романтические отношения в целом
Романтические отношения определялись бесчисленными способами, писателями, философами, религиями, учеными, а в наши дни и консультантами по отношениям. Два популярных определения любви — это треугольная теория любви Штернберга и теория любви Фишера. Стейнберг определяет любовь с точки зрения близости, страсти и обязательств, которые, как он утверждает, существуют на разных уровнях в разных романтических отношениях. Фишер определяет любовь как состоящую из трех стадий: влечения, романтической любви и привязанности. Романтические отношения могут существовать между двумя людьми любого пола или между группой людей (см. полиаморию).
Романтика (любовь)
Единственным определяющим качеством романтических отношений является наличие любви. Поэтому любовь так же трудно определить. Хазан и Шейвер определяют любовь, используя теорию привязанности Эйнсворт, как включающую в себя близость, эмоциональную поддержку, самопознание и страдание разлуки при разлуке с любимым человеком. Другими компонентами, которые обычно считаются необходимыми для любви, являются физическое влечение, сходство, взаимность и самораскрытие.
Платоническая любовь
Близкие, но не романтические отношения известны как платонические отношения.
Этапы жизни
Отношения в раннем подростковом возрасте характеризуются товарищескими отношениями, взаимностью и сексуальным опытом. По мере того как взрослеющие взрослые взрослеют, они начинают развивать качества привязанности и заботы в своих отношениях, включая любовь, связь, безопасность и поддержку партнеров. Более ранние отношения также, как правило, короче и демонстрируют большую вовлеченность в социальные сети. Более поздние отношения часто отмечены сокращением социальных сетей, поскольку пара уделяет больше времени друг другу, чем партнерам. Более поздние отношения также имеют тенденцию демонстрировать более высокий уровень приверженности. Большинство психологов и консультантов по отношениям предсказывают упадок близости и страсти с течением времени, сменившись большим акцентом на дружеской любви (отличающейся от подростковой дружеской любви качествами заботы, преданности и ориентации на партнера). Тем не менее, исследования пар не обнаружили снижения близости или важности секса, близости и страстной любви для тех, кто находится в более длительных или более поздних отношениях. Пожилые люди, как правило, более удовлетворены своими отношениями, но сталкиваются с большими препятствиями для вступления в новые отношения, чем молодые люди или люди среднего возраста. В частности, пожилые женщины сталкиваются с социальными, демографическими и личными барьерами; мужчины в возрасте 65 лет и старше почти в два раза чаще, чем женщины, вступают в брак, а вдовцы почти в три раза чаще вступают в отношения через 18 месяцев после потери партнера по сравнению с вдовами.
Значимый друг
Термин «значимый другой» приобрел популярность в 1990-х годах, отражая растущее признание негетеронормативных отношений. Его можно использовать, чтобы избежать предположений о поле или статусе отношений (например, в браке, совместном проживании, гражданском союзе) интимного партнера человека. Отношения сожительства продолжают расти, и многие партнеры считают сожительство почти таким же серьезным делом, как и брак, или его заменой. ЛГБТ, с другой стороны, сталкиваются с уникальными проблемами в установлении и поддержании интимных отношений. Напряжение интернализованного гомонегативизма и представление себя в соответствии с социально приемлемыми гендерными нормами может уменьшить удовлетворение, а также эмоциональную пользу и пользу для здоровья, которую они испытывают в своих отношениях. ЛГБТ-молодежи также не хватает социальной поддержки и связей со сверстниками, которыми пользуются гетеронормативные молодые люди. Тем не менее, сравнительные исследования гомосексуальных и гетеросексуальных пар обнаружили мало различий в интенсивности отношений, их качестве, удовлетворенности или приверженности.
Супружеские отношения
Хотя количество нетрадиционных отношений продолжает расти, брак по-прежнему составляет большинство отношений, за исключением молодых взрослых. Кроме того, многие по-прежнему считают, что она занимает более важное место среди семейных и социальных структур.
ТОТЕМ
ТОТЕМ — это аббревиатура от «Слишком стар, чтобы когда-либо жениться». Многие пожилые люди предпочитают не вступать в брак из-за своего возраста, финансовых и семейных обязательств. Действуют завещания и часто обратные ипотечные кредиты, а брак усложнит отношения. В отношениях TOTEM каждый партнер поддерживает свой дом, а в случае обратной ипотеки каждый человек сохраняет место жительства в своем собственном доме, достаточное для выполнения требований обратной ипотеки. Завещания, трасты и т. д. остаются в своей первоначальной форме, и членам семьи не нужно беспокоиться о своем будущем.
Семейные отношения
Родитель-ребенок
Родительско-детские отношения всегда волновали людей. В древние времена они часто были отмечены страхом либо перед восстанием, либо перед покинутостью, что приводило к строгой сыновней роли, например, в Древнем Риме и Китае. Фрейд рассматривал эдипальный комплекс, предполагаемую одержимость мальчиков своей матерью и сопровождающие их страх и соперничество с отцом, а также менее известный комплекс Электры, при котором девочка чувствует, что ее мать кастрировала ее, и поэтому становится одержимой. с ее отцом. Идеи Фрейда десятилетиями влияли на представления об отношениях между родителями и детьми. Другая ранняя концепция отношений между родителями и детьми заключалась в том, что любовь существовала только как биологическое стремление к выживанию и комфорту со стороны ребенка. В 1958, однако, знаменательное исследование Гарри Харлоу, сравнивающее резус-реакции на «матерей» из проволоки и «матерей» из ткани, продемонстрировало глубину эмоций, переживаемых младенцами. Исследование также заложило основу для теории привязанности Мэри Эйнсворт, показав, как младенцы использовали своих тканевых «матерей» в качестве надежной базы для исследования. Эйнсворт определила три стиля отношений между родителями и детьми в серии исследований, используя странную ситуацию, сценарий, в котором младенец отделяется от родителя, а затем воссоединяется с ним. Надежно привязанные младенцы скучают по родителю, радостно приветствуют его по возвращении и демонстрируют нормальное исследование и отсутствие страха, когда родитель присутствует. Младенцы с неуверенным в себе избеганием не проявляют особого беспокойства при разлуке и игнорируют опекуна, когда возвращаются; они мало исследуют, когда родитель присутствует. Незащищенные амбивалентные младенцы сильно огорчаются разлукой, но продолжают огорчаться по возвращении родителя; эти младенцы также мало исследуют и проявляют страх, даже когда родитель присутствует. Некоторые психологи предложили четвертый стиль привязанности, дезорганизованный, названный так потому, что поведение младенцев казалось неорганизованным или дезориентированным. Стили надежной привязанности связаны с лучшими социальными и академическими результатами, большей моральной интернализацией и меньшей преступностью для детей, и было обнаружено, что они предсказывают дальнейший успех в отношениях. На протяжении большей части периода с конца девятнадцатого по двадцатый век отношения между подростками и родителями воспринимались как время потрясений. Стэнли Холл популяризировал модель подросткового возраста «Буря и натиск», или шторм и стресс. Психологические исследования, однако, нарисовали гораздо более скромную картину. Хотя подростки в большей степени склонны к риску, а формирующиеся взрослые имеют более высокий уровень самоубийств, они в значительной степени менее изменчивы и имеют гораздо лучшие отношения со своими родителями, чем предполагает эта модель. — стабилизируется в подростковом возрасте, и отношения иногда лучше в позднем подростковом возрасте, чем до его начала. С увеличением среднего возраста вступления в брак и увеличением числа молодых людей, посещающих колледж и живущих с родителями после подросткового возраста, концепция нового периода, называемого взрослением, приобрела популярность. Это считается периодом неопределенности и экспериментов между юностью и взрослой жизнью. На этом этапе межличностные отношения считаются более эгоцентричными, а отношения с родителями все еще могут оказывать влияние.
Братья и сестры
Отношения между братьями и сестрами сильно влияют на социальные, психологические, эмоциональные и академические результаты. Хотя близость и контакты обычно со временем уменьшаются, родственные связи продолжают влиять на людей на протяжении всей их жизни. На отношения между братьями и сестрами влияют отношения между родителями и детьми, так что отношения между братьями и сестрами в детстве часто отражают положительные или отрицательные аспекты отношений детей с родителями.
Другие примеры межличностных отношений
Эгалитарная и платоническая дружба.
Враг.
Заклятый враг. Он описывает человека, с которым человек дружит, несмотря на скрытый конфликт между ними. Этот конфликт может включать соперничество, недоверие или конкуренцию. Заклятые враги, возникающие в результате конфликта соперничества, как правило, хотят быть в центре внимания или являются людьми, которых можно назвать «королевами драмы». Заклятые враги, возникшие в результате конфликта конкуренции, часто испытывают потребность быть лучше, чем индивидуум, в некоторых или многих аспектах жизни, а в некоторых случаях испытывают потребность указывать на недостатки других. Конфликты доверия, как правило, связаны с людьми, которые сплетничают или говорят негативные вещи о других. Хотя амбивалентные межличностные отношения (например, заклятые враги) распространены, было обнаружено, что они способствуют возникновению связанных со стрессом сердечно-сосудистых заболеваний и депрессивных симптомов
Сосед
Деловые отношения
Партнерство
Работодатель и работник
Подрядчик
Клиент
Арендодатель и арендатор
Должностное лицо
Важность
Люди от природы социальны и формируются благодаря своему опыту общения с другими. Есть несколько точек зрения, чтобы понять эту неотъемлемую мотивацию к взаимодействию с другими.
Потребность принадлежать
Согласно иерархии потребностей Маслоу, люди нуждаются в любви (сексуальной/несексуальной) и принятии со стороны социальных групп (семья, группы сверстников). На самом деле, потребность в принадлежности настолько укоренилась, что может быть достаточно сильной, чтобы преодолеть физиологические потребности и потребности в безопасности, такие как детская привязанность к жестоким родителям или продолжение оскорбительных романтических отношений. Такие примеры иллюстрируют степень, в которой укоренилось психобиологическое стремление принадлежать.
Социальный обмен
Еще один способ оценить важность отношений — система вознаграждений. Эта точка зрения предполагает, что люди вступают в отношения, которые приносят как материальное, так и нематериальное вознаграждение. Эта концепция вписывается в более широкую теорию социального обмена. Эта теория основана на идее о том, что отношения развиваются в результате анализа затрат и результатов. Люди ищут вознаграждение во взаимодействии с другими и готовы платить за это вознаграждение. В лучшем случае вознаграждение превысит затраты, что приведет к чистой прибыли. Это может привести к «покупке вокруг» или постоянному сравнению альтернатив, чтобы максимизировать выгоды или вознаграждения при минимальных затратах.
Отношения с самим собой
Отношения также важны из-за их способности помочь людям развить чувство собственного достоинства. Реляционное Я — это часть Я-концепции человека, которая состоит из чувств и убеждений, которые человек имеет в отношении себя и которые развиваются на основе взаимодействия с другими. Другими словами, наши эмоции и поведение формируются предыдущими отношениями. Таким образом, реляционная теория Я утверждает, что прежние и существующие отношения влияют на эмоции и поведение человека при взаимодействии с новыми людьми, особенно с теми людьми, которые напоминают ему или ей о других в его или ее жизни. Исследования показали, что общение с кем-то, кто похож на близкого человека, активирует определенные убеждения в себе, изменяя то, как человек думает о себе в данный момент, больше, чем общение с кем-то, кто не похож на его значимого другого.
Власть и господство
Власть — это способность влиять на поведение других людей. Когда две партии имеют или заявляют о неравных уровнях власти, одна из них называется «доминирующей», а другая — «подчиненной». Выражения доминирования могут сообщать о намерении отстаивать или поддерживать доминирование в отношениях. Покорность может быть полезной, поскольку экономит время, снижает эмоциональный стресс и позволяет избежать враждебных действий, таких как отказ от ресурсов, прекращение сотрудничества, прекращение отношений, сохранение обиды или даже физического насилия. Представление происходит в разной степени; например, некоторые сотрудники могут беспрекословно выполнять приказы, тогда как другие могут выражать несогласие, но уступать под давлением.
Группы людей могут формировать иерархию доминирования. Например, иерархическая организация использует иерархию команд для управления сверху вниз. Это может сократить время, затрачиваемое на конфликты по поводу неважных решений, предотвратить вред, наносимый непоследовательными решениями деятельности организации, поддерживать соответствие большого числа работников целям владельцев (которые работники могут не разделять лично) и, если продвижение по службе основано по заслугам, помогите обеспечить, чтобы люди с лучшим опытом принимали важные решения. Это контрастирует с групповым принятием решений и системами, которые поощряют принятие решений и самоорганизацию рядовыми сотрудниками, которые в некоторых случаях могут иметь лучшую информацию о потребностях клиентов или о том, как работать эффективно. Доминирование — это только один из аспектов организационной структуры.
Структура власти описывает отношения власти и господства в большом обществе. Например, феодальное общество при монархии демонстрирует сильную иерархию доминирования как в экономике, так и в физической власти, тогда как отношения доминирования в обществе с демократией и капитализмом более сложны.
В деловых отношениях доминирование часто ассоциируется с экономической властью. Например, бизнес может смиренно относиться к предпочтениям клиентов (предлагая то, что они хотят купить) и жалобам («клиент всегда прав»), чтобы заработать больше денег. Фирма с монопольной властью может меньше реагировать на жалобы клиентов, потому что она может позволить себе занять доминирующее положение. В деловом партнерстве «молчаливый партнер» — это тот, кто занимает подчиненную позицию во всех аспектах, но сохраняет финансовую собственность и долю прибыли.
Две партии могут доминировать в разных областях. Например, в дружеских или романтических отношениях один человек может иметь твердое мнение о том, где поужинать, а другой — о том, как украсить общее пространство. Стороне со слабыми предпочтениями может быть выгодно подчиняться в этой области, потому что это не сделает их несчастными и позволит избежать конфликта с стороной, которая была бы недовольна.
Модель кормильца связана с распределением гендерных ролей, при котором мужчина в гетеросексуальном браке будет доминировать во всех областях.
Патологические отношения
Оскорбительный
Оскорбительные отношения включают жестокое обращение или насилие со стороны одного человека по отношению к другому и включают физическое насилие, физическое пренебрежение, сексуальное насилие и эмоциональное насилие. Оскорбительные отношения в семье очень распространены в Соединенных Штатах и обычно вовлекают женщин или детей в качестве жертв. Общие индивидуальные факторы для насильников включают низкую самооценку, плохой контроль импульсов, внешний локус контроля, употребление наркотиков, злоупотребление алкоголем и негативную аффективность. Существуют также внешние факторы, такие как стресс, бедность и потери, которые повышают вероятность жестокого обращения.
Созависимость
Созависимость первоначально была сосредоточена на созависимом партнере, позволяющем злоупотреблять психоактивными веществами, но теперь она определяется в более широком смысле для описания дисфункциональных отношений с крайней зависимостью или озабоченностью другим человеком. Некоторые даже называют созависимость зависимостью от отношений. В центре внимания созависимого человека обычно находится эмоциональное состояние, поведенческий выбор, мысли и убеждения другого человека. Часто люди, страдающие созависимостью, пренебрегают собой в пользу заботы о других и испытывают трудности с полным самостоятельным развитием своей идентичности.
Нарциссы
Нарциссы сосредоточены на себе и часто дистанцируются от интимных отношений; в центре внимания нарциссических межличностных отношений находится продвижение собственной самооценки. Как правило, нарциссы проявляют меньше сочувствия в отношениях и рассматривают любовь прагматично или как игру, в которой участвуют эмоции других.
Стадии
Межличностные отношения представляют собой динамические системы, которые постоянно изменяются в течение своего существования. Как и у живых организмов, у отношений есть начало, продолжительность жизни и конец. Они имеют тенденцию расти и улучшаться постепенно, по мере того, как люди узнают друг друга и становятся ближе эмоционально, или они постепенно ухудшаются, когда люди отдаляются друг от друга, продолжают свою жизнь и формируют новые отношения с другими. Одна из самых влиятельных моделей развития отношений была предложена психологом Джорджем Левинджером. Эта модель была сформулирована для описания гетеросексуальных, взрослых романтических отношений, но она применялась и к другим видам межличностных отношений. Согласно модели, естественное развитие отношений проходит пять стадий:
Знакомство и знакомство – Знакомство зависит от предыдущих отношений, физической близости, первых впечатлений и множества других факторов. Если два человека начинают нравиться друг другу, продолжение взаимодействия может привести к следующему этапу, но знакомство может продолжаться до бесконечности. Другой пример — ассоциация.
Нарастание. На этом этапе люди начинают доверять друг другу и заботиться друг о друге. Потребность в близости, совместимости и таких фильтрующих агентах, как общий фон и цели, будут влиять на то, будет ли продолжаться взаимодействие.
Продолжение. Этот этап следует за взаимным стремлением к довольно крепкой и тесной долгосрочной дружбе, романтическим отношениям или даже браку. Как правило, это длительный, относительно стабильный период. Тем не менее, в это время будет происходить дальнейший рост и развитие. Взаимное доверие важно для поддержания отношений.
Ухудшение. Не все отношения ухудшаются, но те, которые действительно имеют тенденцию проявлять признаки проблем. Могут возникать скука, обида и неудовлетворенность, и люди могут меньше общаться и избегать самораскрытия. Потеря доверия и предательства могут иметь место по мере продолжения нисходящей спирали, в конечном итоге заканчивающей отношения. (С другой стороны, участники могут найти способ решить проблемы и восстановить доверие и веру в других.)
Окончание. Заключительный этап знаменует конец отношений либо разрывом, смертью, либо пространственным разделением на некоторое время и разрывом всех существующих уз дружбы или романтической любви.
Прекращение отношений
Согласно последнему Систематическому обзору экономической литературы о факторах, влияющих на удовлетворенность жизнью (от 2007 г.), стабильные и надежные отношения полезны, и, соответственно, расторжение отношений вредно.
Американская психологическая ассоциация обобщила данные о расставаниях. Расставание на самом деле может быть положительным опытом, когда отношения не расширяют личность и когда разрыв приводит к личностному росту. Они также рекомендуют некоторые способы справиться с этим опытом:
Целенаправленное сосредоточение внимания на положительных аспектах разрыва («факторы, приведшие к разрыву, фактический разрыв и время сразу после разрыва»)
Минимизация негативных эмоций
Запись положительных аспектов расставания (например, «комфорт, уверенность, расширение возможностей, энергия, счастье, оптимизм, облегчение, удовлетворение, благодарность и мудрость»). Это упражнение работает лучше всего, хотя и не всегда, когда разрыв является взаимным.
Меньшее время между расставанием и последующими отношениями предсказывает более высокую самооценку, надежность привязанности, эмоциональную стабильность, уважение к вашему новому партнеру и большее благополучие. Кроме того, восстановительные отношения длятся не меньше, чем обычные отношения. 60% людей дружат с одним или несколькими бывшими. У 60% людей были случайные отношения. 37% совместно проживающих пар и 23% состоящих в браке расстались и снова сошлись со своим нынешним партнером.
Прекращение супружеских отношений подразумевает развод. Одной из причин развода является неверность. Определяющие факторы неверности обсуждаются поставщиками услуг знакомств, феминистками, учеными и научными коммуникаторами. Согласно Psychology Today, женский, а не мужской уровень приверженности в большей степени определяет, будут ли отношения продолжаться.
Удовлетворенность отношениями
Теория социального обмена и инвестиционная модель Rusbult показывают, что удовлетворенность отношениями основана на трех факторах: вознаграждении, затратах и уровнях сравнения (Miller, 2012). Награды относятся к любым аспектам партнера или отношений, которые являются положительными. И наоборот, издержки — это негативные или неприятные аспекты партнера или их отношений. Уровень сравнения включает в себя то, что каждый партнер ожидает от отношений. На уровень сравнения влияют прошлые отношения и общие ожидания в отношениях, которым их учат семья и друзья.
Лица, состоящие в отношениях на расстоянии, LDR, оценили свои отношения как более удовлетворительные, чем лица, состоящие в близких отношениях, PR. С другой стороны, Холт и Стоун (1988) обнаружили, что пары, живущие на расстоянии и имеющие возможность встречаться со своим партнером хотя бы раз в месяц, имеют такой же уровень удовлетворенности, что и неженатые пары, живущие совместно. Кроме того, удовлетворенность отношениями была ниже у представителей LDR, которые видели своего партнера реже, чем раз в месяц. Пары LDR сообщили о том же уровне удовлетворенности отношениями, что и пары в PR, несмотря на то, что видят друг друга в среднем только один раз в 23 дня.
Теория социального обмена и инвестиционная модель предполагают, что отношения с высокими затратами будут менее удовлетворительными, чем отношения с низкими затратами. LDR имеют более высокий уровень затрат, чем PR, поэтому можно было бы предположить, что LDR менее удовлетворительны, чем PR. Люди в LDR более удовлетворены своими отношениями по сравнению с людьми в PR. Это можно объяснить уникальными аспектами LDR, тем, как люди используют поведение для поддержания отношений, и стилями привязанности людей в отношениях. Таким образом, затраты и выгоды отношений являются субъективными для человека, и люди в LDR, как правило, сообщают о более низких затратах и более высоких вознаграждениях в своих отношениях по сравнению с PR.
Поведенческий
В межличностных отношениях те, кто чувствует себя в безопасности, открыты в выражении своих эмоций, те, кто тревожно-амбивалентен, не выражают их и не обрабатывают их внутренне, что может привести к нарушениям иммунной системы, те, кто избегает, направляют свои эмоции на других . Те, у кого схожая копинг-система, имеют положительный статус отношений. Те, кто открыто выражает свои эмоции с уместностью, имеют положительное самочувствие. Культура, личные характеристики и опыт являются факторами, влияющими на поведенческие аспекты межличностных отношений.
Applications
Исследователи разрабатывают подход к терапии пар, который переводит партнеров от паттернов повторяющихся конфликтов к паттернам более позитивного и комфортного обмена. Цели терапии включают развитие социальных и межличностных навыков. Выражение благодарности и признательности партнеру является основным средством для создания позитивных отношений. Позитивное семейное консультирование также делает упор на внимательность. Дальнейшее изучение «процветающих отношений может также определить будущее добрачного и супружеского консультирования».
Споры
Некоторые исследователи критикуют позитивную психологию за изучение позитивных процессов в отрыве от негативных. Позитивные психологи утверждают, что положительные и отрицательные процессы в отношениях лучше понимать как функционально независимые, а не как противоположные друг другу.
В популярной культуре
Популярные представления
Популярные представления об интимных отношениях находятся под сильным влиянием кино и телевидения. Общие сообщения заключаются в том, что любовь предопределена, любовь с первого взгляда возможна и что любовь с нужным человеком всегда успешна. Те, кто потребляет больше всего средств массовой информации, связанных с романтикой, склонны верить в предопределенность романтики и в то, что те, кому суждено быть вместе, безоговорочно понимают друг друга. Эти убеждения, однако, могут привести к меньшему общению и решению проблем, а также к более легкому отказу от отношений при возникновении конфликта.
Социальные сети
Социальные сети изменили лицо межличностных отношений. Романтические межличностные отношения затронуты не меньше. Например, FB стал неотъемлемой частью процесса знакомств для начинающих взрослых. Социальные сети могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на романтические отношения. Например, поддерживающие социальные сети были связаны с более стабильными отношениями. Однако использование социальных сетей также может способствовать конфликтам, ревности и пассивно-агрессивному поведению, например слежке за партнером. Помимо прямого воздействия на развитие, поддержание и восприятие романтических отношений, чрезмерное использование социальных сетей связано с ревностью и неудовлетворенностью в отношениях. Растущий сегмент населения занимается исключительно онлайн-знакомствами, иногда, но не всегда, переходя к традиционным личным взаимодействиям.