Механизм саморазвития личности: Механизмы саморазвития — Мегаобучалка

Содержание

Психологические механизмы саморазвития человека

Корниенко Александр Федорович
Академия социального образования
г. Казань, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Аннотация
В статье рассматривается предпосылки и психологические механизмы, обусловливающие возможность саморазвития человека и развития у него свойства субъектности, характеризующего его способность быть субъектом своего развития и своей жизни. Раскрывается сущность сознания и связанных с ним понятий «осознавание» и «осознание», играющих ключевую роль в механизмах саморазвития человека. Особое внимание уделяется соотношению процессов развития и саморазвития. Отмечается, что если развитие определяется внешними и моральными оценками действий и поступков человека, то саморазвитие – внутренней самооценкой и совестью. Представления автора о механизмах саморазвития человека в их соотношении с процессами развития иллюстрируются схемой.

Ключевые слова: осознавание, самовоспитание, самообучение, самооценка, саморазвитие, совесть, сознание, субъектность

Kornienko Alexander Fedorovich
Academy of Social Education
Kazan, PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, Academy of Social Education

Abstract
The article describes prerequisites and psychological mechanisms that lead to possibility of self-development and the development of subjectivity properties characterizing his ability to be a subject of his development and his life. The essence of consciousness and related concepts of «awareness» playing a key role in mechanisms of human self-development is revealed. Particular attention is paid to the relation of development and self-development. It is noted that if the development is determined by external and moral assessment of the actions and deeds of man, the self-development is determined by self-esteem and inner conscience. The author’s views on the mechanisms of human self-development in their relationship with the processes of development are illustrated by the scheme.

Keywords: awareness, conscience, consciousness, self-development, self-education, self-esteem, self-training, subjectivity

Библиографическая ссылка на статью:
Корниенко А.Ф. Психологические механизмы саморазвития человека // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13106 (дата обращения: 25.12.2022).

Ранее в работе [1] мы писали о сущности процессов обучения и воспитания и их значении в развитии человека. Было показано, что развитие человека представляет собой развитие его как индивида, субъекта и личности, и были выделены линии, соответственно, физического, психического и социального развития. Обучение было определено как процесс передачи обучаемым знаний, умений и навыков выполнения различных видов предметных и умственных действий, а воспитание – как особый вид обучения, в котором человеку дают знания, умения и навыки в области социальных отношений, способствующих его развитию как личности. Ответственность за организацию условий для развития человека, его обучения и воспитания и за усвоение необходимой с точки зрения общества совокупности ЗУНов в предметных, умственных и социальных сферах деятельности возлагается на тех, кто обучает, кто выполняет в обществе функции педагога, учителя, воспитателя.

Представления о социальной обусловленности психического развития и развития личности человека нашли свое отражение в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Вместе с тем, Л.С. Выготский признавал, что “оказывать непо­средственное влияние и производить изменения в чужом организме невозможно, можно только воспитываться самому, т.

е. изменять свои прирожденные реакции через собственный опыт” [2, с. 51]. Однако специально процессы самовоспитания, самообучения и саморазвития им не рассматривались. Основное внимание уделялось процессам воспитания и развития учащихся посредством организации и регулирования учителем социальной среды, в которой осуществляется их жизнедеятельность. “Стоит измениться социальной среде, – писал Л.С. Выготский, –  как сейчас же меняется и поведение человека. <…> Социальная среда есть истинный рычаг воспита­тельного процесса, и вся роль учителя сводится к управлению этим рычагом” [2, с. 52].

Проблемы самовоспитания и саморазвития человека стали предметом специального рассмотрения в гуманистической психологии, где человек рассматривается как уникальная личность, способная  самостоятельно строить свою жизнь, постигать смысл своей жизни, определять свой жизненный путь и решать свои жизненные проблемы. Согласно одному из принципов гуманистической психологии “человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта” [3, с.

 483]. В этом идеи гуманистической психологии в какой-то степени перекликается с утверждением Л.С. Выготского о развитии человека исключительно через его собственный опыт. Однако если в культурно-исторической теории Л.С. Выготского в качестве активного начала, инициатора развития человека выступает учитель, который организует необходимую для его развития социальную среду, то в гуманистической психологии в теории самоактулизирующейся личности инициатива и соответствующая активность в развитии приписывается самому человеку. Как отмечается в работе Л. Хьелл и Д. Зиглер, “самоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо от физического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития” [3, с. 516].

В современной отечественной психологии исследование проблемы саморазвития человека связано с введением понятия “субъектность”, которое принципиально отличается от понятий “субъект” и “субъективность” [4].

Субъектность как основа саморазвития человека

Специфика понятия “субъектность” состоит в том, что оно характеризует одно из свойств личности человека, в котором отражается способность человека проявлять активность и самостоятельность в организации и выполнении какой-либо деятельности, в том числе и своей жизни (жизнедеятельности). Будучи инициатором, организатором и активным исполнителем деятельности, человек выступает как субъект данной деятельности. Способность же быть субъектом деятельности и есть то свойство человека, которое обозначается понятием “субъектность”.

По определению А.К. Осницкого, субъектность – это такая характеристика человека, которая, “позволяет представить человека в психологическом исследовании не как бесстрастного деятеля-исполнителя …, а как пристрастного сценариста своих действий (на высших уровнях развития даже режиссера), которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремленность преобразователя” [5, с.

7]. Можно сказать, что чем более выражены активность и самостоятельность самого человека в выборе и осуществлении деятельности, по сравнению с силами обстоятельств, тем более выражено у него свойство субъектности.

Что же представляют собой “силы обстоятельств”, которым человек должен противостоять, чтобы стать субъектом деятельности и приобрести свойство субъектности?

Если исходить из представлений Л.С. Выготского о том, что роль учителя в развитии ученика состоит в организации необходимой для его развития социальной среды, то под “силами обстоятельств” можно понимать особенности среды, побуждающие и в какой-то степени вынуждающие человека поступать “как надо”, а не “как хочу”. И это “как надо” определяется обществом в лице учителя как его официального представителя.

Развитие человека в силу его социальной обусловленности, в конечном счете, представляет собой процесс усвоения им социально приемлемых форм поведения и становления личностью, структура которой соответствует нормативной, т. е. такой, какой надо обществу. Процессы обучения и воспитания, лежащие в основе развития человека, регламентируются обществом, осуществляются в рамках существующей в обществе культуры и направлены на воспроизводство и сохранение основных положений и принципов этой культуры. Отсюда следует, что становление человека субъектом деятельности и обретение им субъектности предполагает появление у него возможности не просто противостоять силам обстоятельств, а противостоять воле и желаниям других, благодаря действиям которых эти обстоятельства создаются.

Впрочем, чтобы проявить свою субъектность, человеку можно и не противостоять силам обстоятельств и не стремиться поступать вопреки воле и желаниям других. Особенности обстоятельств и желания других могут не противоречить и не препятствовать достижению его личных целей и проявлению его “самости”. Главное, чтобы эти цели у него были, и было осознание значимости и возможности использования сложившихся обстоятельств и желаний других в достижении своих собственных целей.

Таким образом, для развития субъектности и создания предпосылок для саморазвития человеку необходимо обладать сознанием, способностью к осознаванию и целеполаганию. Полагая, что процесс саморазвития человека осуществляется в рамках его жизнедеятельности,  В.Г. Маралов отмечает, “человек уже с раннего, в пределах трехлетнего, возраста, с момента выделения своего

Я из окружающего мира (образование системы Я), становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других” [6, с. 66].

Учитывая значимость сознания, осознавания и осознания в развитии субъектности и саморазвитии человека, имеет смысл рассмотреть их сущность более подробно.

Сущность понятий сознание, осознавание и осознание

Как это ни парадоксально, но использование понятий “сознание”, “осознавание” и “осознание” не отличается определенностью и четкостью в дифференциации не только в педагогике, психологии развития и саморазвития, но и в общей психологии, для которой эти понятия являются базовыми.

“О чем, собственно, идет речь, когда мы говорим о сознании, – пишет В.М. Аллахвердов, – на самом деле никому не известно” [7, с. 52]. Очень часто сознание используется просто как синоним психики. По мнению Г.В. Акопова, “явное или неявное отождествление сознания и психики устойчиво воспроизводится на протяжении всей истории отечественной психологии” [8, с. 22].

Неопределенность в понимании сущности сознания обусловливает неопределенность в понимании психологических механизмов не только формирования у человека свойства субъектности, связанного с процессами осознавания себя, своих желаний и условий своей жизнедеятельности,  но и всех процессов, связанных с понятием “самости” – саморазвития, самопознания, самообучения, самовоспитания, самосовершенствования и т.д.

Вариант решения проблемы сознания и научных дефиниций связанных с ним понятий неоднократно излагался в наших публикациях [9; 10; 11]. Суть того, что нами предлагается, предельно проста и состоит в следующем.

Как известно, психика проявляется не иначе, как в форме психического процесса, и развитие психики есть развитие психических процессов [12]. Каждый последующий уровень развития психики характеризуется более сложным психическим процессом, причем относящимся к категории познавательных. Ощущение, восприятие, мышление – это все познавательные психические процессы, которые характеризуют, соответственно, элементарный сенсорный, перцептивный и интеллектуальный уровни в развитии психики.

В соответствие с указанной закономерностью, сознание, признаваемое высшим уровнем развития психики, также следует рассматривать как психический процесс, относящийся к категории познавательных процессов. В отличие от процессов, которые обеспечивают субъекту как носителю психики, отражение особенностей объектов и явлений окружающей среды, специфика сознания как познавательного психического процесса состоит в том, что оно обеспечивает получение человеком знаний о самом себе. В результате сознания в психике человека возникает особый образ – образ самого себя или образ “Я”.

С появлением в психике образа “Я” особый характер приобретают процессы мышления. Как показано в работе [13], процессы мышление обеспечивают не только отражение взаимосвязей между объектами и явлениями действительности, но и образование связей между образами, возникающими в психике, в том числе и связей образа “Я” с другими образами. В силу специфичности образа “Я” процесс мышления, в результате которого этот образ связывается с другими образами, можно также рассматривать как специфичный. Именно этот специфичный вид мышления и обозначается нами как процесс осознавания.

Осознавание, таким образом, выступает не как результат сознания, как это принято считать, а как особая разновидность процесса мышления, при котором одним из связываемых образов является образ “Я”. Если результатом сознания является возникновение в психике человека образа “Я”, то результатом осознавания, как особого вида мышления, является появление связи этого образа с любым другим психическим образом. Для обозначения результата осознавания нами предлагается использовать термин “осознание”. Осознание “чего-то” возникает в том случае, когда в психике человека благодаря процессу мышления (осознавания) образ этого “чего-то” оказывается связанным с образом его “Я”.

Совокупность образов, связанных с образом “Я”, образует в психике область “осознаваемого” или область “сознательного”. Образы, не связанные с образом “Я”, образуют область “неосознаваемого” или область “бессознательного”.

В графической форме сущность сознания и других производных от него понятий можно представить в виде следующей схемы (см. рис.1).


 Рисунок 1 – Сущность сознания и производных от него понятий “осознавание”, “осознание”, “сознательное” и “бессознательное”

 В соответствии с введенными нами определениями сознания, осознавания и осознания можно сказать, что для развития субъектности и способности к саморазвитию наличие одного сознания, обеспечивающего появление у человека образа самого себя и способности отличать себя от других, недостаточно. Необходимо, чтобы у него были достаточно хорошо развиты процессы мышления, обеспечивающие механизм осознавания, и, что не менее важно, он должен обладать определенным жизненным опытом, чтобы было что осознавать. Возникновение у ребенка сознания и появление в его психике образа “Я” обычно относят к периоду раннего детства. Но можно ли этот возрастной период соотносить с процессами саморазвития?

Вопрос о том, когда, в каком возрасте человек становится субъектом собственного развития, автором собственной биографии, рассматривается в работе Г.А. Цукерман [14]. По утверждению автора, “социальные границы возраста, переходного от детской невинности и безответственности к полноте взрослой ответственности за свое поведение и окружение хорошо фиксирован обрядами инициации, которые в разных традициях приходятся на разные сроки, но все укладываются в интервал от 7 до 16 лет” [14, с. 20].

Указанные возрастные границы очерчивают, как известно, границы подросткового периода в развитии ребенка. Следовательно, прежде чем человек становится способным к саморазвитию, он уже достигает некоторого актуального уровня и физического, и умственного, и социального развития при активном содействии родителей, учителей и воспитателей. Особенности этого развития он, соответственно, и может осознавать.

Но чтобы заняться саморазвитием, осознавания особенностей своего развития также недостаточно. Человек может осознавать, что кто-то занимается его обучением, воспитанием и развитием и что в результате у него появляются новые знания, умения и навыки. Но при этом он может так и не стать субъектом своего развития и не то что автором, но даже и соавтором своей биографии.

Для саморазвития необходимо наличие у человека способности не только к осознаванию особенностей своего развития, что равносильно самопознанию, но и к самооценке этих особенностей. Он должен уметь самостоятельно оценивать, насколько хорошо он развит, что ему нравится, а что не нравится в своем развитии, что он хочет в себе развивать, а что не хочет.

Что же такое «самооценка», и какое место она занимает в механизмах саморазвития человека?

Сущность и механизмы развития самооценки

В зарубежной психологии самооценку принято рассматривать в рамках, так называемой “Я-концепции”, как ее оценочный (аффективный) компонент, наряду с когнитивным и поведенческим компонентами [15]. Однако конструкция “Я-концепции”, по мнению Л.В. Бороздиной, “порождает ощущение алогичности, невыдержанности строения, терминологической путанности и … рассогласованности наименования теоретической модели и ее содержания” [16, с. 59].

В отечественной психологии самооценка обычно рассматривается как часть или как функция самосознания. Однако и в этом случае в силу неоднозначности в понимании сущности сознания, а, соответственно, и самосознания, сущность самооценки оказывается неопределенной. Вместе с тем не вызывает сомнения, что самооценка является личностным новообразованием и как многие другие личностные новообразования, включая сознание, носит социально обусловленный характер. В онтогенезе самооценка у ребенка формируется на основе внешних оценок, проявляемых по отношению к нему взрослыми из его ближайшего социального окружения [17].

Однако на формирование самооценки оказывает влияние не только социальная среда. Как известно, она зависит и от собственных достижений ребенка. Если ребенок при достижении какой-либо поставленной им цели добивается успеха – его самооценка повышается. Вместе с повышением самооценки повышается и уровень его притязаний – он начинает ставить перед собой более сложные цели. Но в случае неуспеха самооценка снижается, а вместе с ней  снижается и уровень притязаний. Достигнет ребенок успеха или его постигнет неудача во многом зависит от наличия или отсутствия у него  необходимого для достижения цели опыта (знаний, умений и навыков) и способностей (физических, интеллектуальных, коммуникативных, профессиональных) [10]. Кроме того, как показывают исследования [18], уровень самооценки зависит от наличия у ребенка потребностей в достижениях и самоутверждении.

В графической форме факторы, влияющие на уровень самооценки, могут быть представлены в виде следующей схемы (см. рис. 2).

Рисунок 2 – Факторы, влияющие на уровень самооценки, и их соотношение

Самооценка, представленная на рис. 2, является, фактически, обобщенной или интегральной самооценкой, в которой отражается оценка человеком себя в целом как способного или неспособного к достижению определенных целей. Однако можно говорить и о частных самооценках, в качестве которых могут выступать самостоятельные оценки человеком отдельных своих способностей, знаний, умений и навыков в отдельных видах деятельности, а также выраженности у себя отдельных свойств личности. Частные самооценки, если они достаточно адекватны,  позволяют человеку оценить свои возможности в достижении целей, наметить направления своего самосовершенствования и саморазвития путем соответствующих процессов самообучения, самообразования, самовоспитания.

Соотношение механизмов развития и саморазвития

Хотелось бы отметить, что процессы самообучения и самовоспитания, обеспечивающие саморазвитие человека, различаются между собой точно так же, как процессы обучения и воспитания, обеспечивающие его развитие. Самообучение представляет собой процесс самостоятельного обучения, при котором человек сам решает какие знание, умения и навыки ему необходимо приобрести, сам пытается организовать условия, необходимые для их приобретения, и сам инициирует свои действия, направленные на достижения целей самообучения. Если целью самообучения является приобретение знаний, умений и навыков в сфере социальных, межличностных отношений, то такое самообучение есть не что иное, как  самовоспитание. Самовоспитание представляет собой самостоятельное воспитание человеком самого себя.

В процессах воспитания контроль и оценка уровня развития личности и отдельных личностных качеств ребенка осуществляются взрослыми (родителями, учителями, воспитателями), которые соотносят его действия и поступки  с существующими в обществе социально-культурными нормами. В качестве средства оценки социальной приемлемости  действий и поступков ребенка выступает, так называемая, моральная оценка. В моральных оценках отражается уровень морального развития личности.

В процессах самовоспитания человек сам контролирует и оценивает особенности своего личностного (социального) развития. В результате самовоспитания происходит нравственное развитие человека в отличие от морального, происходящего в результате воспитания. Различия в понимании морали и нравственности, морального и нравственного развития человека показаны нами в работе [19]. “Мораль – это совокупность норм и правил поведения, которые предъявляются человеку со стороны общества в качестве нормативных, и которые он должен соблюдать независимо от того, нравятся они ему или не нравятся, признаются правильными или не признаются. <…> Что касается нравственности, то под ней понимается совокупность норм и правил поведения, которые не только отражаются в его психике и им осознаются, но и считаются им правильными” [19, с. 325]. В качестве критерия и механизма оценки нравственности выступает такое личностное образование человека как совесть. Поведение считается нравственным, если оно продиктовано совестью. Совесть побуждает человека поступать не так, как надо с точки зрения других людей, а так как он сам считает нужным, в том числе и как он сам хочет.

Если в основе развития ребенка лежат усилия взрослых (родителей, учителей и воспитателей) по созданию условий для его развития с учетом уровня его актуального развития и зоны ближайшего развития, а также оценки успешности развития, то в основе саморазвития лежат усилия самого ребенка и по созданию условий для своего развития, и по оценке его успешности, и по определению перспектив дальнейшего развития. Соотношение процессов, лежащих в основе развития и саморазвития, представлено на следующей схеме (см. рис. 3). 

Рисунок 3 – Соотношение процессов, лежащих в основе развития и саморазвития ребенка

Более детально соотношение механизмов развития и саморазвития человека с учетом различий в процессах обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, а также оценки и самооценки в сочетании с моральной оценкой и совестью отражено в схеме, представленной на рис. 4. 

Рисунок 4 – Механизмы развития (обучения, воспитания) и саморазвития (самообучения, самовоспитания) человека на основе оценки, самооценки, моральной оценки и совести. (Пунктирными линиями показаны процессы, связанные с саморазвитием)

Библиографический список

  1. Корниенко А.Ф. Развитие человека в процессах обучения и воспитания // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 (50). [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12841 (дата обращения: 26.10.2015).
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давы­дова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПБ.: Питер, 2005. 607 с.
  4. Корниенко А.Ф. Соотношение понятий “субъект”, “субъективность”, “субъектность” //Человек, субъект, личность в современной  психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Том 1 / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2013. С. 208-210.
  5. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5-19.
  6. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Издательский центр “Академия”, 2004. 256 с.
  7. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: Издательство “Речь”, 2003. 368 с.
  8. Акопов Г.В. Проблема сознания в российской психологии. М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЕК”, 2004. 232 с.
  9. Корниенко А.Ф. Проблемы сознания, осознания и самосознания // Психология сознания: современное состояние и перспективы. Материалы I Всероссийской конференции. Самара: Изд-во «Научно-технический центр», 2007. С. 61-63.
  10. Корниенко А.Ф. Психологические механизмы социальной детерминации сознания и самооценки человека // Вестник университета (Государственный университет управления). № 2 (50). М.: ГУУ, 2008. С. 85-88.
  11. Корниенко А.Ф. Понятие о сознании как высшем уровне развития психики // Сибирский психологический журнал. 2010. № 36. С. 20-26.
  12. Корниенко А.Ф. Психика и психические процессы: единая система психологических понятий общей психологии // Российский научный журнал. 2009. № 4 (11). С. 78-89.
  13. Корниенко А.Ф. Сущность процессов мышления и мыслительной деятельности // Научный диалог. 2013. № 4 (16): Психология. Педагогика. С. 49-62.
  14. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1995. 239 с.
  15. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
  16. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология . 2011. № 1. С. 54-65.
  17. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. М.: Прогресс, 1998.  100 с.
  18. Коган Н.Н. Исследование взаимосвязи мотивации достижения и самооценки личности в учебной деятельности // Сб. научн. трудов Института психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины. Киев, 2001. Т.3. Ч.1. С. 238-242.
  19. Корниенко А.Ф. Природа и психологические механизмы совести // Филология и культура. 2014. № 1(35). С. 322-332.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Корниенко Александр Федорович»

Механизмы развития личности и основы саморазвития

Поделиться Твитнуть Pin Отпр. по эл. почте SMS

Мы часто слышим, что человеком управляет судьба. Дескать, мы уже родились с определенными чертами характера, и ничего тут не поделаешь, или «что родители воспитали, то и получилось».

А эти фразы давно уже не актуальны. Кто живет по этим принципам – делает шаг назад или, как минимум стоит на месте. Мы живем в прогрессивном мире, в мире технологий и информации, в мире, где успешным человеком может стать каждый! Стоит только очень захотеть, а сильное желание приведет и к правильному действию.

Ни для кого не секрет, что между успешным и ленивым человеком нет ничего общего. Да, друзья, работать, и еще раз работать и в первую очередь над собой.

Саморазвитие – неотъемлемая составляющая жизни человека, который стремится к благополучию и стабильности. Слово всем понятное и известное, а вот — как правильно этим заниматься, знает далеко не каждый.

Основные механизмы развития личности тоже мало о чем говорят. Давайте-ка об этом и поговорим. .

Развитие личности проходит в несколько этапов. Все начинается с познания себя, а за этим уже следует и действие. Само по себе действие без понимания «куда» и «зачем» обычно ни к чему не приводит, а иногда даже и повредить может, поэтому не спешите.

А вот если сделать все правильно, то процесс достижения цели будет даваться намного легче и, поверьте, будет вызывать немало приятных эмоций.

Начать стоит с понимания себя, самосознания. Подумайте хорошенько, что сейчас происходит в Вашей жизни, какие у Вас проблемы, чего Вы хотите на самом деле. Важно увидеть правду, понять и обязательно принять ее.

Попробуйте полюбить себя со всеми Вашими преимуществами и недостатками. Иногда это бывает очень сложно, и правда может быть не совсем приятной, но лучше признаться себе во всем сегодня, начертить план развития, и уже начать следовать ему.

Для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему, стать более уверенным, счастливым и сильным, просто необходимы перемены. Меняйтесь. Начинайте с устранения наших двух главных врагов – страхи и сомнения.

Необходимо фокусироваться на своих целях, думать о них, стремиться к ним. Критерием развития личности является целеустремленность, то есть — изначальная направленность человека на действия, процесс осуществления которых сам по себе переживается как наслаждение. Это очень важно, ведь удовлетворение желаний порождает вслед за собой и рост возможностей.

Формируйте новые эффективные стратегии. Учитесь на своих ошибках, изучайте свой успешный опыт и опыт других людей. Ваше задание – увидеть и понять, что нужно делать конкретно Вам, чтобы получать то, к чему мы стремимся.

Главная цель нашего бытия – развернуть свои потенциальные возможности, проявить в жизни то, что дано нам природой. В этом нам и помогают общепринятые механизмы развития личности. Ко всему есть свой подход, главное пожелать, и жизнь всегда откроет двери.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

Категории: Мотивация, Успех и Счастье
Теги: бизнес статья, мотивация, успех, финансовая грамотность

Личное развитие: 9 навыков, советов и примеров

Источник: Pixabay

Я одержим личным развитием, потому что оно помогло мне полностью изменить мою жизнь. Всего 10 лет назад у меня не было ни связей, ни денег, и я работал в рознице с минимальной зарплатой. Теперь у меня есть докторская степень. из Беркли, я автор книги о том, как обрести счастье в век технологий, и создал множество программ, улучшающих самочувствие. А все потому, что я работал над собой. Так как же заставить личное развитие работать на вас?

Личное развитие может включать в себя любые навыки, которые вы создаете для самосовершенствования, — ваши эмоции, мысли или поведение. На самом деле не имеет значения, какие навыки вы хотите улучшить; ключом к личному развитию является принятие правильных шагов — шагов, которые помогут вам достичь любой цели, которую вы преследуете.

Узнайте больше из видео ниже:

Каковы наиболее важные навыки личного развития? Это действительно зависит от того, чего вы пытаетесь достичь. Но вот 9которые я считаю важными для успешного личного развития.

1. Начните с выяснения того, какие навыки личного развития вам необходимо развивать. Первым шагом в любой стратегии личного развития является выяснение того, как лучше всего использовать свое время. Нет большого смысла учиться программировать, если вы не планируете стать программистом, или жать 400 фунтов лежа, если вы не планируете стать тяжелоатлетом. Это могут быть хобби, но личное развитие больше связано с приобретением навыков для достижения ваших личных целей. Так что хорошо бы потратить некоторое время на самоанализ. (Если благополучие является вашей целью, пройдите этот тест, чтобы узнать, какие навыки вам необходимо развить.)

2. Развивать предпринимательское мышление. Каждому может быть полезно научиться мыслить как предприниматель, независимо от того, являетесь ли вы им. Почему? Потому что предприниматели изобретательны, хорошо планируют все возможные результаты и умеют убедить других поверить в их видение или мечту. И, возможно, что более важно для личного развития, они, как правило, адаптируются ко всем видам ситуаций.

Развивая предпринимательское мышление, вы лучше адаптируетесь к любым обстоятельствам, чтобы вам было легче достигать своих целей, будь то создание бизнеса, который оказывает положительное влияние на мир, подготовка к досрочному выходу на пенсию, или подняться на Эверест.

3. Развивайте мышление роста. Если у нас «фиксированное мышление», мы можем уклоняться от проблем, которые могут помочь нам расти. Но это может быть проблематично, потому что наш страх совершить ошибку может привести к тому, что мы будем избегать проблем и нового опыта — опыта, который поможет нам расти, улучшать себя во многих важных аспектах и ​​создавать жизнь, которую мы желаем.

Если у нас есть «мышление о росте», мы ищем вызовы, потому что мы ценим обучение и рост больше, чем то, что мы чувствуем себя умными или знаем, что делаем. Вот почему люди с установкой на рост часто легче приобретают новые навыки: они верят, что могут, и поэтому действительно работают над этим.

4. Разработайте механизм самоуспокоения. Высокий уровень стресса не только вреден для нашего здоровья и благополучия, он может помешать нам эффективно преследовать и достигать наших целей саморазвития. Изучив эффективные и долговременные методы релаксации, ваше тело и разум будут лучше подготовлены к тому, чтобы справляться с неизбежными проблемами, которые возникают, когда вы пытаетесь развиваться.

5. Развивайте устойчивость. Стойкость — это очень важный навык, который помогает вам быстро прийти в себя после того, как вас сбили с ног. Это один из самых важных навыков для достижения успеха, потому что никто из нас ничего не добьется, если мы не будем продолжать попытки, когда терпят неудачу. Мы можем повысить устойчивость, улучшая такие навыки, как регулирование эмоций, осознанность и позитивность.

6. Разработайте свой компас ценностей. Не всегда легко жить в соответствии с нашими основными ценностями. Но когда мы идем по жизни, не следуя нашим личным ценностям, мы легко можем заблудиться. Мы можем внезапно «проснуться» и осознать, что мы не те, кем хотим быть и не там, где хотим быть. Вот почему так важно оставаться в соответствии с нашими личными ценностями.

Каковы ваши ценности? Возможно: доброта, любопытство, творчество, трудолюбие или личные отношения. Определите свои личные ценности, чтобы знать, какие действия соответствуют этим ценностям.

7. Создайте план личного развития. Хороший план личного развития учитывает все эти факторы: ЧТО, КАК, ПОЧЕМУ и КОГДА. И ориентируется на долгосрочные цели. Поэтому спросите себя:

  • Какие навыки вы будете развивать?
  • Как ты будешь их строить?
  • Зачем ты будешь их строить?
  • И когда вы их построите?

Может быть полезно составить план на 10 лет, чтобы наметить, как вы достигнете этих целей.

8. Запишите свой прогресс в личном развитии. Отслеживание нашего прогресса по мере продвижения к нашим личным целям развития является ключом к тому, чтобы убедиться, что мы на правильном пути. Затем мы можем сделать паузу и пойти в другом направлении, если мы сбились с курса. Поддерживая самосознание и часто проверяя себя, мы можем определить вещи, которым нам нужно уделить больше внимания. В результате мы можем добиться большего прогресса в своем личном развитии.

9. Продолжайте развиваться по-новому. Наука ясна: чем больше способов мы развиваем, тем шире наш набор навыков и тем большего успеха мы добиваемся. Так что попробуйте освоить новые эмоциональные навыки или займитесь чем-нибудь, чтобы приобрести новые навыки. Вы просто можете узнать что-то, что изменит вашу жизнь.

Изображения Facebook/LinkedIn: GaudiLab/Shutterstock

Что такое личностное развитие и почему это важно?

Перейти к разделу

Что такое личностное развитие?

5 областей личного развития

Преимущества личного развития

6 шагов к разработке плана личного развития

Чем может помочь индивидуальное развитие

Мне не привыкать чувствовать себя застрявшим.

Бывают дни, когда я просыпаюсь и просто занимаюсь повседневными делами. Я делаю кофе, а затем сажусь за свой компьютер в течение рабочего дня. Обычно я тренируюсь, выгуливаю собак, готовлю ужин. Затем читайте, смотрите сериал, ложитесь спать. Следующий день? Просыпайся и делай все заново.

Особенно в разгар пандемии это стало казаться злобным однообразием. Наша жизнь, казалось бы, застопорилась в пробках. Такое ощущение, что мечты, цели и амбиции погребены в густой патоке или меде на задворках нашего мозга. И даже когда мы ориентируемся в этой новой нормальности, чувство «застревания» может остаться с нами.

Хорошие новости? Вы не одиноки — и личное развитие здесь, чтобы помочь.

Я преднамеренно отправился на путь личного развития задолго до того, как понял, что это значит. Я знал, что хочу видеть личностный рост, и достиг точки в своей жизни, когда мне нужны были настоящие перемены.

В BetterUp личное развитие воплощается в жизнь благодаря тому, что мы называем практикой Inner Work®. Внутренняя работа® — это глубокая работа, практика, которая не всегда видна постороннему глазу. Но с правильным набором инструментов для личного развития вы можете построить пожизненную практику Внутренней Работы®.

Мой собственный путь личного роста был отмечен чередой взлетов и падений, неудач и успехов. Любое путешествие личного развития — это пожизненное обязательство, а не спринт или достижимая задача. Он выдержит удары и препятствия, но он также может процветать в других сферах вашей жизни.

Если вы ищете способы улучшить свои навыки личного развития, мы здесь, чтобы помочь.

Что такое личностное развитие?

Это, конечно, не так просто, как кажется. Каждый человек уникален. Таким образом, имеет смысл только то, что личное развитие будет выглядеть по-разному для всех. Но что это на самом деле означает?

Что такое личностное развитие?

Личное развитие — это взгляд внутрь себя и сосредоточение внимания на способах самосовершенствования. Личностное развитие увеличивает ваше самосознание, вашу самооценку, повышает ваши навыки и реализует ваши стремления.

В BetterUp мы твердо верим в практику внутренней работы®. Во многих отношениях личное развитие является формой внутренней работы®. Это акт взгляда внутрь себя для достижения цели или результата, особенно в погоне за ясностью, целью и страстью в жизни.

Личное развитие — это гораздо больше, чем просто развитие карьеры или саморазвитие. Он охватывает все аспекты вашей жизни, в которых вы хотели бы видеть личностный рост, и не делает различий в том, где он проявляется для вас.

5 областей личного развития

Когда дело доходит до личного развития, трудно не сослаться на иерархию потребностей Маслоу. Согласно Маслоу, ваши основные потребности должны быть удовлетворены, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Другими словами. Достичь самореализации означает, что мы достигаем высочайших уровней самосознания, уверенности в себе, личностного роста и самореализации.

Подобно иерархии потребностей Маслоу, мы видим пять различных областей личного развития. Различные цели личного развития могут относиться к разным категориям.

Психическое 

Упражнения для мозга и поддержание умственной формы имеют решающее значение для личного развития. В BetterUp это реализуется несколькими способами: коучинг, возможности обучения и карьерный рост. Например, прямо сейчас я прохожу курс творческого письма, чтобы помочь моим умственным творческим мышцам быть сильными. (И BetterUp оплачивает счет в рамках нашей стипендии на обучение.) 

Умственное развитие может быть чем угодно: семинарами, тренингами или даже просто отдыхом. Отдых не менее (если не более) важен, чем умственные упражнения. И по мере того, как улучшается ваше умственное состояние, растет и ваша устойчивость, новаторство и самосознание.

Социальные сети

Социальные связи и отношения также необходимы для любого личного развития. В конце концов, самосовершенствование — это не одинокое занятие. Люди — социальные существа, и нам нужна эта связь, чтобы учиться и расти.

Благодаря социальным связям мы получаем важные навыки. Например, коммуникативные навыки, решение проблем, построение отношений и способность получать (и давать) обратную связь. Мы также учимся у окружающих нас людей и их опыте.

Духовное 

Личностный рост и развитие — независимо от того, религиозны вы или нет — могут происходить через духовность. Важно признать, что религия и духовность не являются синонимами. На самом деле далеко не так.

Духовность означает, что вы вкладываете средства в более глубокое понимание себя в окружающем вас мире. Это поможет вам узнать себя и раскрыть свои ценности. А в контексте Внутренней Работы® инструмент духовного личного развития может принести больше осознания себя и изменений.

Эмоциональный 

Эмоциональное развитие личности часто идет рука об руку с эмоциональным интеллектом. Проще говоря, эмоциональный интеллект — это способность понимать чувства. Помимо чувств, это понимание того, как эти чувства формируют наши мысли и действия.

Любой опыт способствует эмоциональному развитию личности. И этот опыт может помочь вам в вашем стремлении к самосовершенствованию. Пройдите свое собственное путешествие по Внутренней Работе® до сих пор. Какой опыт сделал вас тем, кем вы являетесь сегодня? Когда вы размышляете о своем путешествии, что вы узнали?

Если вы оглядываетесь назад на свой путь и замечаете рост, скорее всего, вы способствовали чувству эмоционального развития на этом пути. Для этого требуется эмоциональный интеллект, чтобы понять, какую роль сыграли ваши чувства и мысли.

Физический

Здоровое тело питает здоровый дух. Существует неразрывная связь между вашим физическим, умственным и эмоциональным благополучием.

Этот аспект личного развития сосредоточен на физическом здоровье, таком как питание, сон, физические упражнения и движение. Когда ваше физическое «я» питается, вполне вероятно, что ваш разум также пожинает плоды. Подумайте, как вы можете построить эту область личного развития, и обратите внимание на то, как ваше тело и ваш разум чувствовать.

Преимущества личного развития

Личное развитие дает множество преимуществ. Личностный рост – это непросто, но преимущества сделают путешествие стоящим.

Мой друг из Google работал с коучем BetterUp в течение последнего года. В своем личном пути развития она рассказала, почему работа с коучем изменила ее путь личного роста.

«Мой опыт работы с BetterUp выходит за рамки профессионального рабочего места. Мой тренер знает меня на личном уровне, что позволяет ей помогать мне устанавливать границы, управлять ожиданиями и получать отзывы. баланс между работой и личной жизнью».

 Сотрудник Google, участник BetterUp 

  • Повышение самосознания и самооценки. Личностный рост требует изучения собственных мыслей, чувств, привычек и реакций. Это требует внимания — и осознания — к тому, кем вы являетесь как личность в нынешнем состоянии. Но это также заставляет вас смотреть в будущее туда, куда вы хотите попасть. Инвестируя в себя, вы повышаете свое самосознание и, по умолчанию, повышаете самооценку.
  • Повышение умственной работоспособности. Чтобы стать умственно здоровым, нужно потрудиться. И многие аспекты личностного развития помогают укрепить умственную работоспособность. С повышением умственной работоспособности вы увидите волновой эффект положительных преимуществ. Мы собрали данные о влиянии умственной работоспособности. Люди с сильным психическим здоровьем более продуктивны, реже страдают психическими заболеваниями, более креативны и изобретательны.
  • Повышенная устойчивость. По мере личного развития вы обретаете большую устойчивость. Это еще один положительный симптом сильной умственной подготовленности. Инвестировать в свой личностный рост означает инвестировать в свою способность восстанавливаться после трудных периодов.
  • Больше знаний и приобретенных навыков. Часто личное развитие требует дополнительных знаний и приобретенных навыков. Это может воплотиться в жизнь по-разному. Например, вы можете пройти курсы по цифровому маркетингу, которые помогут вам приобрести навыки, необходимые для дальнейшего карьерного роста. Или вы можете записаться на курсы рисования или гончарного дела, которые помогут вам приобрести навыки в совершенно разных областях вашей жизни.
  • Улучшение личных и профессиональных отношений. Еще одно преимущество личного развития — улучшение личных и профессиональных отношений. Это область, которая процветает, когда вы инвестируете в свой личный рост, особенно в эмоциональном и социальном аспектах.

11 навыков личного развития, над которыми стоит поработать

Если вы не знаете, с чего начать, подумайте о работе с коучем. Индивидуальный коучинг может помочь вам в создании дорожной карты для самореализации.

Ваш тренер будет работать с вами один на один, чтобы помочь определить ключевые навыки, над которыми нужно работать, исходя из вашего собственного опыта. Вы можете начать с прохождения комплексной оценки, чтобы определить, в чем заключаются ваши сильные стороны и области возможностей.

Мы определили некоторые общие области самосовершенствования и личного развития, в которые вы можете инвестировать: 

  1. Навыки общения и межличностного общения 
  2. Решение проблем
  3. Когнитивная гибкость и адаптивность
  4. Самосострадание, забота о себе и самоанализ 
  5. Конфликты и разрешение конфликтов
  6. Навигация по изменениям и неопределенности
  7. Думать о будущем 
  8. Организаторские способности
  9. Мышление роста 
  10. Работа в команде и сотрудничество 
  11. Самосознание

6 шагов к разработке плана личного развития

Как и для любой другой цели, важно составить план. Собрав свой личный план развития с некоторой структурой, вы с большей вероятностью достигнете своих целей.

1. Определите области, которые вы хотели бы улучшить 

Этот первый шаг, вероятно, потребует некоторой внутренней работы®. Найдите минутку, чтобы подумать о том, где вы сейчас находитесь. Каковы Ваши сильные стороны? В каких областях вы хотите сосредоточиться? Какой рост и развитие вы хотите видеть в себе?

Если вы прошли комплексную оценку личности, это может оказаться полезным инструментом. После того, как вы обдумаете свои личные цели, определите области, в которых вы хотели бы улучшить.

2. Работайте с коучем или наставником, чтобы составить план 

Даже если это ваш личный план развития, вам не обязательно делать это в одиночку. Положитесь на системы поддержки, такие как лайф-коучи или наставники, чтобы составить план. Имея правильную структуру (и обратную связь по ходу дела), вы будете лучше подготовлены к тому, чтобы претворить план в жизнь.

3. Структурируйте свои личные цели развития 

Придерживайтесь распорядка — и добивайтесь последовательности. Начните анализировать свою повседневную жизнь и попытайтесь найти способы либо выработать привычки, либо добавить новые привычки к уже существующим.

В прошлом году я хотел включить силовые тренировки в свою программу тренировок. Кикер? Я никогда не использую веса. Рядом с кроссовками я решил положить коврик для йоги с утяжелителями. Каждый раз, когда я иду на пробежку, мне приходится думать о гантелях, лежащих рядом с моими кроссовками. Это помогает напомнить себе сделать быстрое 5-минутное упражнение с гантелями.

4. Найдите помощника по ответственности 

Иногда наличие кого-то, кто возлагает на вас ответственность, имеет решающее значение. Если вы и ваш друг устанавливаете намерения и цели, подумайте, как вы можете поддержать друг друга.

Каждый новый сотрудник BetterUp получает стопку отличных книг в процессе адаптации. Мой товарищ по команде обратился сегодня, чтобы узнать, можем ли мы создать план подотчетности. Мы держим друг друга за 100 страниц чтения в неделю.

5. Будьте честны и следите за своим прогрессом 

Ваш план личного развития требует честности. Будьте честны с собой в отношении своего роста и прогресса. Это также требует определенного уровня самосознания. Вы также можете получить отзывы от друзей, семьи и коллег, чтобы получить представление о том, как вы продвигаетесь к своим целям.

6. Включите личное развитие в свой план умственной подготовки

Как личное развитие влияет на ваш план умственной подготовки? Подумайте, как вы можете работать со своим тренером над включением аспектов личностного развития в вашу общую умственную работоспособность.

Как индивидуальное развитие может помочь

Личное развитие — это просто личное.

Все люди разные. Если бы наше общество раскололо орешек личностного развития, каждая книга по саморазвитию помогла бы всем. Или каждый процесс обучения пойдет на пользу каждому ученику.

Но из своего жизненного опыта мы знаем, что не существует универсального решения для всего, что касается человеческой природы.

Важно полагаться на индивидуальную поддержку, такую ​​как коучинг, чтобы помочь разработать индивидуальный план, который подходит именно вам. У вас не будет таких потребностей, сильных сторон, возможностей и навыков, как у вашего соседа. Так почему же ваш личный план развития должен быть таким же?

Вытолкните себя за пределы зоны комфорта. Поступая так, вы встанете на путь полного раскрытия своего потенциала.

Хотя самореализация и Внутренняя работа® — это процесс на всю жизнь, ваши личные цели развития не должны быть пугающими. Начните с малого — например, приобретите новый навык или даже инвестируйте в баланс между работой и личной жизнью. Поступая так, вы настроите себя на успех во всех сферах своей жизни.

Если вы готовы внести изменения, чтобы улучшить качество своей жизни, подумайте, как может помочь коучинг личного и профессионального развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *