Лицемерие что: Почему в современном обществе лицемерие стало нормой

что это такое, признаки, как с ним бороться

Лицемерие – это стиль поведения, который подразумевает неискренность, сокрытие настоящих эмоций, мыслей и внутреннего состояния. Значение слова лицемерие берёт своё начало в Римской империи, когда актёры, принимая участие в театральных представлениях, использовали разнообразные маски, отображающие эмоциональное состояние персонажа. Не всегда данное явление должно осуждаться и порицаться. У каждого индивида была в жизни ситуация, в которой приходилось скрывать правду от собеседника, привирать и использовать «сладкую ложь» вместо «горькой правды».

Вынуждает человека к лицемерию, в основном, страх. И в подавляющих ситуациях это страх своего мнения или восприятия реальности, который вызван заниженной самооценкой. Потому, когда собеседник лицемерит, а выявить это просто благодаря жестикуляции, интонированию, выражению лица, не стоит сразу обижаться на ложь говорящего. Если этот человек действительно дорог, следует понять его страх, осознав, чем он вызван, и как своими действиями можно изменить ситуацию.

Чтобы миновать такую личностную черту, как лицемерие, необходимо выстроить правила жизни и непоколебимую систему принципов. Если поведение индивида строится исходя из ценностей, такой человек будет больше контролировать свою речь и поступки, избегая лжи и слабости. Личность с адекватной самооценкой не будет стыдиться своей точки зрения или мировоззрения.

Что такое лицемерие

По сути, в основе этого понятия лежит сокрытие правды. То есть, лицемеры играют на публику, демонстрируя эмоции, которые на самом деле не ощущают. Соответственно их восприятие ситуации отлично от того, которое они стремятся показать, а значит, поведение такого человека также будет идти вразрез с его ценностями и установками.

Согласно этическим стандартам, лицемерие – это негативное качество, поскольку человек ведёт себя безнравственно из-за своего эгоизма, объясняя благими намерениями, высокоморальной мотивацией и действием из лучших побуждений. То есть объективное значение подобных действий и смысл, приписываемый лицемером, разительно отличаются.

Иногда лицемерие может быть уместно – в случаях, когда необходимо скрыть правду. Например, в отношениях с начальством на работе или преподавателями в ВУЗе – прекратить общение с такими людьми чаще всего невозможно, даже, если они неприятны. В подобных ситуациях некоторая доля фальшивости необходима, чтобы избежать увольнения или исключения из университета.

Однако в большинстве случаев человек надевает на себя личину, которая прячет его мировоззрение, убеждения не только от общества, но зачастую и от себя. Играя социальные роли, личности не предают свои принципы, но примеряя социальную маску лицемерия, индивид скрывает истинные намерения и чувства.

К подобным действиям и лицемерию людей склоняет низкая самооценка, в основе которой – страх непринятия и непонимания обществом, публичного осуждения.

Человеку кажется, что он не достоин любви таким, какой он есть, хуже других, потому он пытается скрыть свою дефективность. Австрийский психоаналитик, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд полагал, что окружающие склоняют личность к лицемерию, ведь социуму свойственны непостоянство и неуверенность. Окружение требует соответствовать высоким стандартам, не спрашивая, способен ли на это отдельно взятый индивид, а искреннее и высокоморальное поведение не всегда оправдано. То есть, индивид не получает по заслугам за пожертвование чем-то важным и должен сам понять, как оправдать такую жертву, не нарушив душевную гармонию. А значит, лицемерие является следствием попытки сохранить баланс.

Леон Фестингер американский психолог выяснил, что лицемеры чувствуют себя неуютно ввиду того, что настоящие эмоции и демонстрируемые не совпадают. Потому психотерапевт предложил концепцию когнитивного диссонанса, которая объясняла испытываемый при лицемерии дискомфорт. Следуя учению, когда пара человек одинакового мышления вступают в диссонанс и одна персона пытается его преодолеть, и как следствие – лицемерит.

В различных религиях также поднимается вопрос этого качества. В христианстве лицемерие является грехом, душевной болезнью, от которой следует излечиться путём исповеди – то есть получить лекарство от Бога, ведь эта характеристика базируется на вранье, а отец вранья – сам дьявол. Однако в Новом завете даётся несколько иная интерпретация лицемерия – это личность, которая делает что-то, дабы другие заметили. Исламисты акцентируют на том, что подобная персона лишь показывает себя верующей, но таковой не является. Интересно то, что в данной религии лицемерие – грех хуже неверия в Бога, и лицемеры, умирая, попадают на самый страшный, нижний ярус ада, потому что, находясь между верованием и неверованием, такие люди плетут интриги и создают беспорядки вокруг себя. В сражениях лжецы сбегают от вражеских войск, но при победе стараются получить большую часть завоёванного. Иудаизм также порицает подобное поведение и лицемерие, согласно Раши у этих людей речь и сердце существуют порознь. В свою очередь верующий человек говорит правду и в душе, и в голос.

Признаки лицемерия в человеке

Лицемерие притворство можно распознать по ряду примет. В первую очередь это невербальные сигналы: неискренняя улыбка, стеклянные глаза, напряженные мышцы лица, его покраснение. Выдают лицемерие и ненатуральный тембр голоса, запинание. Крайне настораживает в общении с обманщиком отсутствие эмоциональной окраски, заинтересованности в том, о чём рассказывает индивид – интуитивно можно почувствовать, что персона не вкладывает энергию в свои слова. Тревожным звоночком лицемерия должно быть резкое изменение отношения к человеку после единичного события.

В обществе таким личностям свойственно критиковать прочих, чтобы самоутверждаться, они скупы на похвалу и добрые слова. При этом лицемеры не упускают возможности поделиться своими успехами, похвастаться достижениями. На деле подобные индивиды больше говорят – и на словах обещают довольно многое, однако в итоге не стремятся выполнять что-либо из обещанного. Они много сплетничают вместо того, чтобы выражать своё мнение прямо в глаза. Ведь эти люди стремятся произвести максимально благоприятное впечатление, понравиться окружающим и обратить на себя внимание. Но со своей стороны испытывают уважение лишь к влиятельным людям, а не равноценно относятся ко всем окружающим. Также лицемерные личности помогают исключительно при выгодных условиях, от них не дождешься бескорыстной поддержки.

Таким образом, благодаря перечисленным свойствам, распознать лицемерие не очень сложно, особенно в сравнении с честными людьми. Но что делать, если вы обнаружили подобное поведение у кого-то из своих близких? Так как чаще всего лицемерие возникает из-за боязни быть собой со своими слабостями и недостатками, значит ввиду каких-либо действий человек сейчас не чувствует себя в безопасной обстановке. Потому, во-первых, необходимо осознать, что личность включила защитный механизм, а не пытается одурачить. Затем следует понять, из-за каких поступков активировалась защита в виде лицемерия и, соответственно, изменить поведение.

Как бороться с лицемерием

Возможно ли справиться с такой особенностью характера, как лицемерие? Да, если человек достаточно мотивирован на изменения. Рассмотрим подробнее, в каких направлениях тогда стоит работать.

Когнитивная сфера. Для избавления от лицемерия необходимо признавать свою уникальность и не прогибаться под ожидания общества. Стандарты прочих людей могут менять индивида, потому стоит следовать собственным моральным и духовным ориентирам. Избегайте осуждения общества – лучше просто помочь в силу своих возможностей. Не стоит забывать, что целостность характера лежит в основе физического здоровья.

Ответственность. Лицемерие возникает на базе страха перед мнением других людей. Побороть его возможно лишь научившись быть в ответе за свой ежедневный выбор между добром и злом. Следует помнить, что цели и ценности, приоритеты у каждого индивида разные, потому нет ничего зазорного в том, чтобы оставаться собой со своим пониманием жизни в общественном разговоре.

Саморазвитие. У любой личности должны быть непоколебимые принципы, которые недопустимо предавать, что происходит при лицемерии. Это достигается внутренним самоконтролем и пониманием своей иерархии ценностей, которая формируется благодаря постоянному развитию.

Адекватная самооценка. Человеку, который уважает себя, легче добиться уважения окружающих. Ему не надо предпринимать для этого особых мер, достаточно быть самим собой. Ведь лицемерие, по сути, мешает показать обществу своё настоящее «Я», заставляя постоянно идти на уступки.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Как распознать лицемера: 3 главных признака

69 548

Человек среди людей

Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Нас учили с детства: лицемерие — это плохо. Может, оно и не входит в число семи смертных грехов, но во всех религиях однозначно осуждается. Однако жизнь исправно предлагает нам ситуации, в которых приходится иметь дело с лицемерами. Хуже только то, что мы можем обнаружить эту черту и в себе.

Как психотерапевт я нередко сталкиваюсь со случаями, в основе которых лежит потрясение от лицемерия и его последствий. В клиентских запросах это понятие обычно трактуется в двух вариантах: 

  1. когда в глаза говорят одно, а за глаза — другое; 

  2. когда говорят одно, а делают другое.  

В обоих случаях человеку, ставшему жертвой лицемерия, приходится несладко.

Как распознать лицемера?

Первые вопросы, которыми задается человек, столкнувшийся с лицемерием, характерны до банальности. Например: неужели это специально сделано? Неужели люди делают это осознанно? Скажу крамольное. На самом деле тем, кто столкнулся с подобным поведением, все равно, сознательно или нет это сделано, осознанна и целенаправленна ли эта неискренность. 

Слово «осознанность» я использую неслучайно: проблема лицемерия часто гнездится именно в уровне осознанности. В очень, прямо скажем, невысоком уровне. В одной среде человек неосознанно может поддержать некую позицию, а в другой — уже иную. Так же неосознанно и с той же мерой искренности.

Простой пример. Клиент — уже взрослый человек, на которого повлияла ситуация из детства, — рассказывает, как впервые столкнулся с лицемерием. Родители когда-то провозглашали безусловную любовь и приятие ребенка, хвалили его, громогласно высоко оценивали достоинства… Но все это на словах. Потому что именно в поведении демонстрировали другое отношение. Острокритичное, непрощающее, требовательное.

Вот только во взрослой жизни вычислить лицемера не так просто — потому что все не так очевидно

Нам нравится слышать мнения, близкие нашим собственным. Нам нравится ощущать общность и заручаться согласием. И порой нас искушает это чувство близости — а как же, ведь человек говорит именно то, что для нас важно и принципиально, мы одной крови, мы на одной волне. И именно поэтому потом бывает так больно — когда мы понимаем, что верили зря и что твердыня наших общих взглядов оказалась обманчивой болотной топью.

Не счесть числа героев литературы и кино, которые сталкивались с лицемерием. В каждом романе Диккенса, например, ему уделена целая сюжетная линия. Маленькая, а потом и взрослеющая Джен Эйр на собственном опыте постигает разницу между декларациями авторитетных людей и их реальными поступками. Саня Григорьев в каверинских «Двух капитанах» почти всю свою молодую жизнь посвящает сражению с лицемерием, в буквальном смысле сгубившим нескольких очень хороших людей.  

Великая пьеса Мольера «Тартюф» и вовсе подарила миру нарицательный образ негодяя, виртуозно управляющего людьми именно благодаря своему феноменальному лицемерию

Литература и кино — лишь «костыли», которые помогают нам в нужный момент угадать, почувствовать опасность. А как в реальной жизни распознать лицемера? По сути, это то же самое, что распознать ложь. Ведь именно она лежит в основе лицемерия, какими бы предпосылками и намерениями оно ни оправдывалось.

Первое и главное — это принципиальное несовпадение сигналов. Когда не сочетаются слова и невербальные проявления. Вам знакомо это — когда улыбка собеседника не касается его глаз? Буквально не достигает их, и глаза на лице живут как бы отдельно, а улыбка словно принадлежит кому-то другому? Человек говорит комфортные для нас вещи с напряженным лицом. 

Или его выдает тембр. Кстати, это один из самых ярких признаков, которые даже матерому лицемеру сложно контролировать. Человек с отличными способностями к «замыливанию глаз» тем не менее часто не может выглядеть натурально — выдает напряженный голос.

Лицемерие, по большому счету, всегда формально, и именно поэтому человек «с хорошим слухом» способен его быстро вычислить

Формальные интонации. Формальные конструкции. Общепринятые социально одобряемые высказывания, подобающая случаю утрированная мимика и жесты. «Ты прекрасно выглядишь!» — но позвольте, я точно знаю, что это не так, я видела себя в зеркало, зачем же обманывать? «Ты так похудела!» — да зачем же так в лоб, я вчера взвешивалась, 10 кг в плюс. «Бесконечно соболезную, это был такой человечище, добрый, порядочный, честный!» — что-что, мы об одном и том же человеке говорим?!

Лицемерие: добро или зло?

Лицемерие не всегда проявляет глубоко закоренелый порок вроде лживости. Причин для него может быть много, в том числе вполне уважительных. Скажем, есть система воспитания, характерная для общества, и актуальные правила приличия. Согласно им, на поминках действительно лучше бы говорить о хороших сторонах ушедшего и хвалить в гостях даже невкусное блюдо, зная, что хозяйка приложила немало усилий в готовке. 

Если в социуме принято давать позитивный отклик, даже явно и очевидно не совпадающий с действительностью, то система настраивает человека на это как на норму. В конце концов, кому от этого будет хуже? А что, если наоборот, и кому-то от этого станет даже лучше? Да, женщина знает, что купила неудачное платье, и все же она расцветает от неуклюжих комплиментов, веря, что ей идет…

Но одно дело, когда от общепринятого способа камуфлирования действительности никому не больно, и совсем другое, когда последствиями такого двуличия становится реальный крах доверия.

Почему человек лицемерит?

Что вообще движет лицемером? Для чего он разыгрывает эти спектакли перед обществом, притворяясь другой, много более лучшей и приятной личностью и произнося слова, которые другим комфортно слышать?

За лицемерием на самом деле всегда стоит страх. Страх высказать мнение — допустим, потому, что оно непопулярное и даже опасное, или потому, что кажется, что его никто не примет в расчет. Или страх собственной незначительности, ощущение своей низкой ценности, подразумевающей, что твое мнение ни для кого не имеет значения, а значит, им и делиться не стоит. Значит, для безопасности и налаживания прочной связи и чувства «свойскости» проще использовать общепринятые банальности. 

Это говорит о том, что лицемер тоже своего рода жертва: весь его прошлый опыт диктует, что быть «Капитаном Очевидностью» — гораздо более социально одобряемый и простой способ приобщения к среде

Но делает ли человека лицемером разовое повторение расхожих истин, которые на самом деле он не разделяет до конца? Вопрос тут именно в количестве. Это разовая акция? Или человек постоянно говорит другим то, что тем нравится слышать?

А может быть, дело вообще в общепринятых и даже общепризнанных этических нормах? Вот очень хорошо знакомый мне пример из не такого уж далекого прошлого. Еще совсем недавно врачебной нормой было не говорить больному о реальной опасности его положения. Информировать только родственников. Это было не просто одобряемо, это было правилом без исключений. 

Все эти пресловутые «все в порядке, разрезали и зашили, ничего такого там нет, не беспокойтесь и поправляйтесь, крепкий сон и нормальная диета все поправят». Причем врачу мало было сказать это все в глаза, ему нужно было быть, вообще-то, неплохим актером, не прятать взгляд, выглядеть достоверно, так, чтоб сам Станиславский вскричал «верю!» Это лицемерие? Или этическая норма своего времени? 

Сейчас правила другие, их диктует расширение представлений о правах человека, считается, что человеку нужно дать возможность знать о происходящем с ним в деталях и самому распоряжаться остатком своей жизни. Это его право. Этическая норма ушла, а ведь еще недавно была абсолютно одобренной и приемлемой. Сегодня тех врачей назвали бы лицемерами. Но кто думает о том, чем именно было продиктовано их поведение?

Клинический психолог, управляющий партнер Центра образовательной кинесиологии, эксперт федеральных телеканалов по вопросам отношений в семье и бизнесе, автор книги «Как попасть во дворец, если ты не Золушка».

Новое на сайте

Как перестать постоянно думать о плохом: простой способ — 2 случая из практики психолога

«Муж перестал бить и оскорблять только тогда, когда я к нему остыла»

«Женатый друг вынуждает меня стать его девушкой»

Когда пора обратиться к сексологу: 3 повода — проверьте вашу пару

Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик: как типы темперамента проявляются у мужчин — взгляд психолога

18 признаков «энергетических вампиров» и 3 приема самозащиты

«Муж — алкоголик и игроман. Стоит ли жить с ним ради детей?»

6 фильмов и сериалов о взаимоотношениях психотерапевтов и их пациентов

Лицемерие: что есть, чем не является

«Лицемерие — это комплимент, которым порок платит добродетели». — Франсуа де ла Рушфуко (приписывается).

«Ибо, когда мое внешнее действие продемонстрирует родной и образ моего сердца» — Яго

Итак, резюмируем недавний комплекс полезных развлечений: Джонсон запретил вечеринки, а затем устроил их; Стармер осудил Джонсона за его социальную щедрость, а затем устроил собственную. Или что-то.

Не знаю, как вас, а меня больше веселит, чем возмущает этот хаотический калейдоскоп моральной целесообразности. Меня не удивляет, что политически честолюбивые способны на бесстыдство. И всегда приятно, когда их урчат.

Я нахожу умственную гимнастику нашего политического класса весьма замечательным зрелищем. Витгенштейн говорил, что искать ясное и существенное определение любой деятельности бесполезно. В качестве примера он использовал «игру». Что общего между шахматами и бейсболом? Каков набор необходимых и достаточных условий, определяющих существенные свойства игры и отделяющих одну игру от другой?

Сколько человек должно присутствовать, чтобы группу разумных людей можно было классифицировать как образующую подмножество, которое мы можем обозначить как «вечеринка»? Скажем, тридцать: если один человек уходит каждые пять минут, в какой момент это перестает быть вечеринкой и превращается в рабочее мероприятие? Это считается за единицу, если никакая работа, знаете ли, на самом деле не сделана?

Неопределенность встроена в нашу общую вселенную. Но не в подмножестве человеческой души. Мы то, что мы есть. И мы определены, в нашей сущности, от рождения до смерти. И дальше.

Человеческая природа неизменна, и понимание Шекспиром нравственной хрупкости человеческого сердца верно в своем анализе и непревзойденно в своем выражении. Лицемерие Яго образцово, но не из-за того, что он делает, а из-за фокуса, который он проворачивает: люди не связывают его действия с его внутренним миром. Он оперирует глубоким внутренним сокрытием, составляющим его зло, и тем самым облегчает действия, вытекающие из него.

Люди навешивают ярлык «лицемер» на тех, кого считают оскорбительными, и делают это с неприятным рвением. Они неизменно делают это, подчеркивая некоторую непоследовательность действий. Человек, который запрещает вечеринки, а затем посещает их. Проповедник, выступающий против секса вне брака и при этом являющийся отцом незаконнорожденного ребенка? Эти люди лицемеры, да?

Не обязательно. Эти люди, без сомнения, лжецы, виновные в значительной моральной неприязни. И поэтому их следует очернять и очернять. Но «лицемерие» не утверждает несоответствия между действиями; более точно его следует описать как дисфункцию, находящуюся внутри человеческой души. Это ношение духовной маски.

В своей книге « Стыд и необходимость » философ Бернард Уильямс реабилитировал категории нравственного мышления, вытекающие из вечной мудрости Древних, отброшенные Просвещением. Уильямс утверждал в этой (блестящей) книге, что существуют консеквенциалистские допущения мысли, которые набрасываются на мудрость греков.

Чтобы определить лицемерие в чисто консеквенциалистских терминах, нужно обратиться к недавней книге моральных правил эпохи Просвещения, предисловие которой объявляет, что моральность действия полностью зависит от его последствий и не имеет ничего общего с моральной структурой человека, который является основным актер.

Но все мы знаем, что это неправда: от чата в пабе до игры в покер постоянно проявляются сложности человеческой души.

Существует множество гадостей, которые не имеют ничего общего с лицемерием. И в самом милом злодее часто есть порядочность, что так трудно объяснить с точки зрения консеквенциализма.

В душе каждого человека существует противоречие между тем, кто мы есть, и тем, что мы хотим, чтобы другие люди думали о нас. Лицемерие случается, когда мы активируем второе в угоду первому. Это означает, что мы все в той или иной степени виновны в этом.

Именно это делает лицемерие — в правильном понимании — уникальным типом морального падения. Он поощряет версии самообмана. Проблема с лицемерием не в том, что вы ведете себя непоследовательно, а в том, что вы ведете войну против требований вашей Богом данной природы.

Если хотите, это форма членовредительства.

Когда власть имущие инструктируют вас (под страхом уведомления о страшном «фиксированном наказании») вести себя так, как они не могут, тогда они, безусловно, виновны в моральном падении. Но эта неудача является необходимым, а не достаточным условием лицемерия, которое является гораздо более утонченным — и, следовательно, гораздо более коварным — видом убогости.

Сообщение от TheArticle

Мы — единственное издание, которое стремится охватить все аспекты. Мы должны внести важный вклад, который нужен сейчас больше, чем когда-либо, и нам нужна ваша помощь, чтобы продолжать публиковаться во время пандемии. Пожалуйста, сделайте пожертвование.



Лицемерие и права человека Кейт Кронин-Фурман | Мягкая обложка

Пропустить содержимое

{{/если}} {{#if item.templateVars.googlePreviewUrl }} Google Предварительный просмотр {{/если}}

{{#if item.imprint.name }}

Выходные данные

{{ item.imprint.name }}

{{/если}}

{{#if item. title}}

{{/если}} {{#if item.subtitle}}

{{/если}} {{#if item.templateVars.contributorList}} {{#if item.edition}}

{{{ item.edition }}}

{{/если}}

{{#каждый элемент.templateVars.contributorList}}

{{{это}}}

{{/каждый}}

{{/если}}

{{#if item.templateVars.formatsDropdown}}

Формат

{{/если}}

{{#if item. templateVars.formatsDropdown}} {{{item.templateVars.formatsDropdown}}} {{/если}} {{#if item.templateVars.buyLink }} {{item.templateVars.buyLinkLabel}} {{/если}} {{#if item.templateVars.oaISBN }}

Открытый доступ

{{/если}}

Эту работу можно загрузить в некоммерческих целях:
{{item.title}} находится под лицензией Creative. Общины Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 Международная лицензия.

{{#if элемент.описание}}

{{{ элемент.описание }}}

{{/если}}

  1. СМИ
  2. {{#if item.templateVars.reviews}}
  3. хвалить
  4. {{/если}} {{#if item.templateVars.contributorBiosCheck}}
  5. Автор
  6. {{/если}}
  7. для педагогов
  8. {{#if item.templateVars.moreInfo}}
  9. больше информации
  10. {{/если}} {{#if item.templateVars.awards}}
  11. награды
  12. {{/если}}
  1. {{#if item. templateVars.reviews}}
  2. {{#каждый элемент.templateVars.reviews}} {{#если это.текст}}
    {{#если это.текст}} {{{этот текст}}} {{/если}}
    {{/если}} {{/каждый}}
  3. {{/если}} {{#if item.templateVars.contributorBiosCheck}}
  4. {{#if item.templateVars.authorBios}}

    {{#if item.templateVars.contributorImageCheck}}

    {{#каждый элемент.templateVars.authorBios}} {{#если это.изображение}} {{/если}} {{/каждый}}

    {{/если}}

    {{#каждый элемент. templateVars.authorBios}} {{#if this.bio}} {{{это.био}}} Увидеть все книги этого автора {{/если}} {{/каждый}}

    {{/если}}
  5. {{/если}}
  6. Запросить экзамен или настольную копию {{#if item.templateVars.contentTab}}

    Содержимое

    {{{ item.templateVars.contentTab }}} {{/если}}
  7. {{#if item.templateVars.moreInfo}} {{#каждый элемент.templateVars.moreInfo}}

    {{{ это }}}

    {{/каждый}} {{/если}}
  8. {{#if item.awards}}
  9. {{#каждый пункт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *