1590 Г. Ввел термин психология.
Шпора: Билеты по психологии
1 Предмет психологии как науки.
Слово психология буквально означает наука о душе. Научное употребление
термина П. появилось впервые в 16в. Первоначально он относился к особой науке
которая занималась изучением т. н. душевных сил, психических явлений, т.е.
таких явлений, которые каждый чел.обнаруживает в собственном сознание в
рез–те самонаблюдения. Поже с 17-19в. Область П расширяется и включает в себя
не только осознаваемые, но и неосознаваемые процессы. Т.о. П–наука о психике
и психических явлениях. Главное различие м/д житейской и научной психологией:
1)ЖП знания конкретны, привязаны к конкретным задачам, людям и ситуациям.
Научная стремится к обобщению, для чего использует соответствующие понятия.
2)ЖП знания носят интуитивный характер, в отличие от этого Н знания основаны
на экспериментах. 3)существует различие в способе передаче знаний.
правило ЖП – передаются с большим трудом, а часто данная передача вообще
невозможна. В то время как научные знания аккумулируются (обобщаются) и
передаются легче. 4)НП располагает обширным, разнообразным фактическим
материалом, недоступным во всем объёме ни одному носителю ЖП.
2 Основные исторические этапы развития психологической науки.
Психологические знания в античности.
Первое представление о психике было связано с анимизмом (анима–дух,
душа),т.е. древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на
свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность,
управляющая всеми живыми и не живыми предметами. Согласно греч философу
Платону, душа у чел существует прежде чем она вступает в соединение с телом.
Душевные явления Платоном подразделялись на разум и мужество (современное
представление о воле) и вожделение (мотивация). Вершиной античной психологии
явилось учение о душе Аристотеля.
Душа по Аристотелю бестелесна и являетсяпричиной и целью жизненных функций человека.
Средние века.
Под влиянием атмосферы хар–ой для средневековья аниместическая трактовка души
увязывается средневековыми авторами с христианским пониманием сущности чел-
ка. Душа является божественным сверхъестественным началом и поэтому изучение
душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Тем не менее, в этот
период были осмыслены многие стороны душевной жизни личности. В середине века
накапливается конкретный материал об анотомо-физиологических особенностях
человеческого организма, как одной из основ психики. Немец Кассман впервые в
Умозрительная психология 17 в.
С 17в начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она
характеризуется попытками осмысливать душевный мир человека преимущественно
с общефилософских и умозрительных позиций, без необходимости
экспериментальной базы. Так Декарт приходил к выводу о полнейших различиях,
существующих м/д душой человека и телом. Данное обстоятельство породило
проблему, названной психофизической, т.е. как связаны м/д собой телесные
(физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке. Именно
Декарт заложил основу концепции поведения, с её идеей рефлекса, как
закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое
раздражение. В это же время немецкий философ Лейбниц отверг установленное
Декартом равенство психики и сознания и ввел понятие о бессознательной
психике.
18В зарождение эмпирической психологии. Термин эмпирическая п. Введен
немецким философом Вольфом для обозначения направления психологической науки,
основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими
явлениями. Их классификация и установление закономерной связи м/д ними
проверяется на опыте. Этот принцип стал родоначальником эмпирической
психологии. Д. Локк рассматривает человека /души человека/ как пассивную, но
способную к восприятию среды, сравнивая её с чистым листом бумаги. Локк впервые
в 1694г. ввел в язык психологии понятие ассоциация. Основателем ассоциативной
психологии в 18в. стал английский врач Гартли. По Гартли, психический мир
человека складывается постепенно в результате усложнения первичных элементов
чувствования посредством их ассоциации.
19В: Психология становится самостоятельной наукой
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60 г. 19 в. Оно было
связано с созданием специальных научно-исследовательских зд. А также с
внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом
экспериментальной психологии как самостоятельной науки явилась
физиологическая психология, основанная Вундтом, который в 1879 г. создал
первую в мире психологическую лабораторию. В отечественной психологии
основоположником экспер. психологии является Сеченов. В его книге «Рефлексы
головного мозга» изложены основные психологические процессы которые получают
физиологическую трактовку. Важное место в истории отечественной психологии
принадлежит Челпанову. Его главная заслуга состоит в том, что он впервые
создал в Р. психологический институт (1912 г.)
Отечественная психологическая мысль 20 в.
Значительный вклад развитие П. в 20 в. внесли наши ученые Выгодский, Луриа,
Гальтрим. Выгодский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в
понятиях, разумная речь, логическая память и произвольное внимание). Луриа
основное внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических
функций и их нарушениям. Явился основателем и создателем новой области
психологической науки – Нейропсихологии. Гальтрим – рассматривал
психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных
ситуациях (т.е. как ведут себя наши познавательные процессы в критических
ситуациях), является автором концепции поэтапного формирования умственных
действий, образов, понятий, что практически позволяет существенно повысить
эффективность обучения.
Термин «психология» в научный оборот ввел:
спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТВаш ответ
Отображаемое имя (по желанию): |
Отправить мне письмо на это адрес если мой ответ выбран или прокомментирован:Отправить мне письмо если мой ответ выбран или прокомментирован |
Конфиденциальность: Ваш электронный адрес будет использоваться только для отправки уведомлений. |
Анти-спам проверка: |
Чтобы избежать проверки в будущем, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь. |
Похожие вопросы
Определите, к какому жанру научного стиля относится текст: В рецензируемой статье автором и в научный оборот значительный фактический материал.
спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ
Термин «активное слушание» ввел:
спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ
Когда П. Отле ввел термин «документ» в терминологическую систему
спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ
Термин «биотехнология» ввел
спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ
1844- К.Шмидт впервые ввел термин «углерод».
спросил от Айман в категории Животные, Растения
Термин экология ввел
спросил от Айман в категории Животные, Растения
Термин «экосистема» ввел
спросил от Айман в категории Животные, Растения
Термин биогеоценоз ввел в науку
спросил от Вопросы и ответы в категории Животные, Растения
Ввел термин клетка
спросил от Вопросы и ответы в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ
Термин «консультативная психология» был введён для того, чтобы:
спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ
Термин «консультативная психология» появился на Западе:
спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ
Когда понятие «педагогическая технология» вошло в научный лексикон?
спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ
Приспособление форм и методов педагогического воздействия и индивидуальных особенностям воспитанника, чтобы обеспечить научный
спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ
Приспособление форм и методов педагогического воздействия и индивидуальных особенностям воспитанника, чтобы обеспечить научный уровень
спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ
В какой стране стал выходить первый в мире научный журнал ?
спросил от Akma в категории Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ
- Все категории
- Авто-Мото 838
- Бизнес, Финансы 1,663
- Праздники 55
- Города и Страны 1,228
- Досуг, Развлечения 453
- Еда, Кулинария 231
- Животные, Растения 5,988
- Знакомства, Любовь, Отношения 68
- Искусство и Культура 10,186
- Игры 274
- Кино 41
- Музыка 513
- Компьютеры, Связь 2,304
- Красота и Здоровье 1,097
- Наука, Техника, Языки 3,265
- Ұстаз 1,072
- Образование 6,735
- Общество, Политика, СМИ 1,744
- Юридическая консультация 144
- Путешествия, Туризм 101
- Работа, Карьера 97
- Казахские традиции 25
- Семья, Дом, Дети 177
- Спорт 101
- Стиль, Мода, Звезды 33
- Товары и Услуги 4,275
- Фотография, Видеосъемка 357
- Логические задачи 265
- Тесты ЕНТ, КТА, ВОУД Ответы на тесты ЕНТ
28,735
- Тесты по географии с ответами 28
- Юмор 18
- Другое 14,191
[Решено] Впервые слово «Психология» введено
Этот вопрос ранее задавался в
HP TGT (Medical) TET 2021 Official Paper
Посмотреть все документы HP TET >
- Rudolf Goeckle William 0 Джеймс
- Зигмунд Фрейд
- К. Г. Jung
Вариант 1: Rudolf Goeckle
Бесплатно
Официальный документ HP JBT TET 2021
2,5 тыс. пользователей
150 вопросов
150 баллов
150 минут
Зарождение психологии восходит к 1870-м годам . Термин «психология» происходит от двух греческих слов; Психея означает «душа или дыхание» и Логос означает «знание или изучение» (изучение или исследование чего-либо).
- Слово «психология» не использовалось до девятнадцатого века, и область психологии фактически не стала самостоятельной наукой до середины девятнадцатого века.
Ключевые моменты
- Первое использование термина «психология» часто приписывается немецкому философу-схоласту Рудольфу Гёкле в 1950 году.
- Раньше психология была частью философии. Древние философы интересовались изучением души. Таким образом, она была впервые определена в терминах «науки о душе».
- Однако, поскольку термин «душа» имеет очень широкое и всеобъемлющее значение, в средние века он считался расплывчатым термином и подвергался резкой критике. Были вопросы относительно физического существования, веса и объема души.
Таким образом, делается вывод, что впервые слово «Психология » вводится Рудольфом Гоккелем.
Подсказка
- Уильям Джеймс известен тем, что основал психологию как формальную дисциплину в психологии школы функционализма, .
- Зигмунд Фрейд известен тем, что изобрел и разработал технику п психоанализ.
- К. Г. Юнг основал аналитическую психологию , которая фокусируется на роли символического опыта в жизни человека.
Поделиться в WhatsApp
Последние обновления HP TET
Последнее обновление: 7 декабря 2022 г.
Результаты HP TET 30 января 2023 г. для ноябрьского экзамена цикла! Приемная карта HP TET была выпущена 7 ноября 2022 года для ноябрьского экзамена цикла. Совет школьного образования штата Химачал-Прадеш опубликовал новое уведомление для HP TET за ноябрьский цикл. Экзамен будет проходить 10, 11, 18 и 25 декабря 2022 года. Также обратите внимание, что карточки допуска HP TET можно загрузить с официального сайта за 4 дня до экзамена. Кроме того, ознакомьтесь с формой заявки HP TET, чтобы лучше понять, как заполнять форму заявки.
5 отцов-основателей и история позитивной психологии
Позитивная психология возникла в конце двадцатого века как отрасль психологии, занимающаяся научным изучением благополучия и «хорошей жизни».
Сдвиг в сторону исследования оптимального человеческого функционирования был основан на фундаменте гуманистической психологии, чтобы противостоять тогдашнему господству психопатологии и создать науку о человеческом процветании.
Эта статья объясняет историю позитивной психологии в контексте различных волн современной психологии от 19века до настоящего времени. Обсуждается работа пяти отцов-основателей позитивной психологии и представляются другие ключевые влиятельные лица позитивной психологии.
Прежде чем вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- История позитивной психологии
- Волны психологии
- 5 отцов-основателей позитивной психологии
- 6 Другие влиятельные лица
- Сообщение на вынос
- Ссылки
История позитивной психологии
Корни позитивной психологии восходят к древним грекам и интересам Аристотеля к эвдемонии (часто переводимой с греческого как счастье), интеллектуальным и моральным добродетелям и хорошей жизни. Кроме того, некоторые из основных элементов позитивной психологии, такие как внимательность, уходят корнями в древние восточные духовные практики.
Тем не менее, эта статья будет посвящена истокам позитивной психологии в современной психологии, которая возникла как наука в конце девятнадцатого века из философии сознания.
Первоначально психология развилась из исследования функций мозга, нервной системы, познания и поведения и их роли в возникновении и смягчении психопатологии и психических заболеваний. Это часто называют моделью болезни.
Многие психологические методы лечения проблем психического здоровья в двадцатом веке берут свое начало в лечении психологических травм военнослужащих после Первой и Второй мировых войн (Pols & Oak, 2007). Тем не менее, некоторые психологи были обеспокоены этими методами лечения, которые требовали от терапевта действовать как отстраненный эксперт, а не выражать сочувствие и сострадание к своему пациенту.
В течение 1950-х и 60-х годов гуманистическая психология развивалась в ответ на то, что пионеры считали редукционистским, позитивистским взглядом на разум как на сложный механизм, уподобляемый машине — механизм стимул-реакция в бихевиоризме или экономика сексуальных и агрессивных влечений в психоанализе (Махони, 1984).
Гуманистическая психология выступала за целостное изучение человека как биопсихосоциального существа. Абрахам Маслоу впервые ввел термин «позитивная психология» в своей книге 1954 года « Мотивация и личность . Он предположил, что озабоченность психологии расстройством и дисфункцией не соответствует точному пониманию человеческого потенциала (Maslow, 1954).
Раздел психологии, называемый позитивной психологией, отстаивал Мартин Селигман в 1998 году, когда он был президентом Американского психологического общества. Явной целью было дальнейшее исследование человеческого потенциала, чтобы противостоять господству психопатологии и создать науку о человеческом процветании (Seligman & Csikszentmihalyi, 2000).
Волны психологии
Хотя в этом разделе описываются основные волны развития современной психологии с конца девятнадцатого века, термину «волны» следует придать некоторую поэтическую вольность.
Скорее, как настоящие океанские волны, некоторые из этих волн в психологии возникли почти одновременно и объединились, чтобы сформировать более крупные и широкие тенденции, которые привели к тому, что сегодня называется позитивной психологией.
Самоанализ
Психология впервые возникла как отдельная дисциплина, связанная с наукой о разуме и поведении, когда Вильгельм Вундт основал в 1879 году в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии.(Ким, 2016). Тем временем Уильям Джеймс за несколько лет до этого создал психологическую лабораторию в Гарварде в Соединенных Штатах, но использовал ее для обучения, а не для научных исследований (Goodman, 2022).
Вундт связан со структурализмом как с самой ранней школой психологической мысли, а Джеймс связан с функционализмом. Структурализм был связан с исследованием функций разума посредством самоанализа мельчайших элементов восприятия. Однако Джеймс подчеркивал значение среды в формировании поведения и предпочитал более целостную перспективу (Goodman, 2022).
Психоанализ
Примерно десять лет спустя, в 1890-х годах, австрийский невролог Зигмунд Фрейд разработал психоанализ при лечении пациенток с психосоматическими симптомами «истерии» (Breuer & Freud, 1895/2004).
Серия экспериментальных вмешательств привела его к разработке техник свободных ассоциаций и интерпретации снов, которые он назвал королевской дорогой к бессознательному (Фрейд, 1900/1997).
Фрейд объяснил, как бессознательное функционировало как хранилище подавленных сексуальных и агрессивных импульсов, которые он позже назвал «влечениями». Целью психоанализа было успешно сублимировать эти влечения и превратить истерическое страдание в обычное несчастье (Breuer & Freud, 189).5/2004).
Психоанализ и его уникальное описание человеческого развития и психопатологии были восприняты и развиты целым рядом студентов, в том числе Карлом Юнгом, Альбертом Адлером, Мелани Кляйн и Дональдом Винникоттом, которые впоследствии основали свои собственные школы психоаналитической мысли (Fine, 1977).
Бихевиоризм
Тем временем произошло почти параллельное развитие, которое сосредоточилось на человеческом поведении, исключая внутренний мир. В начале 1900-х годов Джон Уотсон (Уотсон, 1913) предположил, что мы можем понять человеческий разум как механизм условной реакции на стимул и что нет необходимости изучать внутренние психические состояния.
Он предположил, что поведению можно научиться, а можно разучиться. Бихевиоризм был создан Джоном Уотсоном (Watson, 1924) и подхвачен Б. Ф. Скиннером (Skinner, 1953), прежде чем он превратился в ряд поведенческих вмешательств, которые существуют и сегодня.
Хотя психоанализ и бихевиоризм были диаметрально противоположны во многих отношениях, оба были сосредоточены почти исключительно на причинах психопатологии и терапевтическом лечении различных психологических расстройств (Mahoney, 19).84).
Оба позиционировали психолога или психотерапевта как отстраненного знатока проблем пациента, что вызывало критику со стороны пионеров гуманистической психологии.
Гуманистическая психология
Используя метафору множества волн, сливающихся в большую волну, когда они катятся к берегу (как описано выше), следующая большая волна в психологии развилась из трех ключевых событий, основанных на возражениях против редукционистского исследования человека. разум и поведение охвачены бихевиоризмом и психоанализом.
– Холизм
В 1930-х годах гештальт-психология Макса Вертхаймера в Германии предложила макроскопическое целостное понимание человеческой психологии (Wertheimer, 1938). Его работа оказала основное влияние на Абрахама Маслоу с 1950-х годов, работы которого рассматриваются ниже.
– Персоноцентричность
Вместе с гештальт-терапевтом Фрицем Перлзом Маслоу основал Эсаленский институт изучения человеческого потенциала для проведения исследований за пределами обычной университетской среды. Эсаленский институт помог заложить основу для нового личностно-ориентированного подхода к психологии, консультированию и психотерапии (О’Хара, 19 лет).91).
– Создание смысла
Между тем, экзистенциальная психология Ролло Мэя и Виктора Франкла формировалась на протяжении 1950-х и 60-х годов с упором на создание смысла как психологическую основу психического здоровья (Франкл, 1946/1992; май, 1953). .
Целостное, личностно-ориентированное осмысление слилось с тем, что Маслоу назвал «третьей силой» психологии (после психоанализа и бихевиоризма): гуманистической психологией.
Карл Роджерс был известным пионером в этой области благодаря своему личностно-ориентированному подходу к консультированию и психотерапии. Роджерс сформулировал некоторые из ключевых концепций, лежащих в основе позитивной психологии, в том числе то, что он назвал тремя основными условиями (Rogers, 19).57) для эффективного консультирования и психотерапии:
- Конгруэнтность (передающая подлинность)
- Безусловное положительное отношение (которое выражает согласие)
- Эмпатия (что передает эмоциональную настройку).
Гуманистическая психология также включала трансперсональные элементы для дальнейшего целостного понимания человеческого разума и поведения. Основоположник психосинтеза Роберто Ассаджиоли (Assagioli, 1965) рассматривал каждого человека как уникальное сочетание личностных и надличностных элементов, нуждающихся в интеграции. Надличностные элементы связывают человека с чувством чего-то большего, что может быть выражено
«… с точки зрения планеты, нашего экологического следа, сообщества, нашего вклада в нечто значимое или нашей взаимосвязи со всеми вещами»
(Институт психосинтеза, без даты, пункт 3).
Быстрое развитие движения за человеческий потенциал сместило фокус психологии с психопатологии на целостное исследование оптимального функционирования человека . Однако изучение человеческого процветания наконец получило поддержку позитивной психологии в конце двадцатого века (Seligman & Csikszentmihalyi, 2000).
Позитивная психология
Мартин Селигман и Михали Чиксентмихайи широко известны как соучредители позитивной психологии и научного исследования человеческого процветания. В следующем разделе описывается концептуальная линия позитивной психологии с кратким описанием работы пяти отцов-основателей.
5 Отцы-основатели позитивной психологии
1. Уильям Джеймс
Уильям Джеймс был философом, врачом и психологом, а также первым педагогом, предложившим курс психологии в Соединенных Штатах.
Он был обеспокоен тем, почему некоторые люди, кажется, способны процветать и преодолевать невзгоды, в то время как у других возникают проблемы с психическим здоровьем. Он утверждал, что понимание субъективного опыта является ключом к исследованию оптимального человеческого функционирования.
Он объединил прагматическую и функционалистскую точки зрения, чтобы связать разум и тело и исследовать объективные и наблюдаемые особенности внутреннего опыта. Многие считают Джеймса первым позитивным психологом Америки (Froh, 2004) из-за его интереса к целостному функционированию человека и всему спектру субъективного опыта за пределами психопатологии (Froh, 2004).
Вы можете узнать больше о Джеймсе из видео ниже.
2. Абрахам Маслоу
В то время как «третья сила» гуманистической психологии сыграла жизненно важную роль в создании основополагающих концепций позитивной психологии, наибольшее влияние на нее оказал Абрахам Маслоу.
На самом деле термин «позитивная психология» впервые был введен Маслоу в его книге « Мотивация и личность » (Maslow, 1954). Маслоу не нравилась озабоченность психологии беспорядком и дисфункцией, утверждая, что ей не хватает точного понимания человеческого потенциала.
Маслоу утверждал, что, хотя прежние психологические подходы психоанализа и бихевиоризма раскрывали многое о человеческих недостатках и проблемах психического здоровья, они пренебрегали исследованием человеческих добродетелей и устремлений (Маслоу, 1954).
В этом коротком видео Академии идей рассказывается о развитии мыслей Маслоу и его исследовании самореализации.
3.
Мартин СелигманМартин Селигман — американский психолог, педагог, исследователь и автор.
В 1996 году Селигман был избран президентом Американской психологической ассоциации, когда решил сосредоточиться на центральной теме позитивной психологии.
Его основное предложение заключалось в том, что психическое здоровье состоит не только в отсутствии болезней, и открыло новую эру, в которой исследуются источники человеческого счастья и самореализации (Университет Пенсильвании, 2022).
Его первоначальное исследование выученной беспомощности и пессимистических настроений вызвало у него первоначальный интерес к обученному оптимизму. Это привело к его работе с Кристофером Петерсоном (упоминается ниже), целью которой было создание положительной альтернативы классификации психопатологии в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM) (Американская психиатрическая ассоциация, 2013).
Во время своего исследования они изучили разные культуры на протяжении всей истории, от древних греков до наших дней, чтобы составить список высоко ценимых добродетелей. Эта система классификации легла в основу их книги «Сильные стороны и добродетели характера » (Seligman & Peterson, 2004) и включала следующие шесть категорий:
- мудрость/знание
- мужество
- превосходство
- правосудие
- человечество
- умеренность
Профессор Селигман широко известен как основатель дисциплины позитивной психологии и стал директором Центра позитивной психологии Пенсильванского университета в 2004 году. На сегодняшний день он написал более 350 научных статей и более 30 книг в этой области. Вы можете услышать, как он объясняет происхождение своей мысли и работы в этом выступлении на TED ниже.
4. Михай Чиксентмихайи
Михай Чиксентмихайи родился в Венгрии в 1934 года, когда, как и многие другие, его семья сильно пострадала от Второй мировой войны.
Его отец был назначен послом Венгрии в Риме, но когда Венгрия стала коммунистической в 1949 году, ушел в отставку и открыл ресторан. В ответ режим лишил семью венгерского гражданства, и молодой Михай бросил школу, чтобы работать в семейном бизнесе (Nuszpl, 2018).
После этого неблагоприятного опыта у Чиксентмихайи появился интерес к психологии после того, как Карл Юнг выступил в Швейцарии с докладом о психологических травмах европейцев после Второй мировой войны. Его интерес побудил его мигрировать изучать психологию в США. Чикагский университет присвоил ему степень доктора философии в 1965, где он стал профессором в 1969 году.
Чиксентмихайи любил рисовать, отмечая, что акт создания иногда был более важным, чем сама законченная работа. Это привело к его увлечению тем, что он назвал состоянием потока. Он сделал делом своей жизни научное исследование различных способов достижения потока как выражения оптимального человеческого опыта (Csikszentmihalyi, 1990).
Исследования Чиксентмихайи вызвали большой интерес и широко применялись для изучения творчества, продуктивности и счастья как на индивидуальном, так и на организационном уровне.
Мартин Селигман сотрудничал с Чиксентмихайи как новатор в области позитивной психологии (Seligman & Csikszentmihalyi, 2000), и сегодня Чиксентмихайи считается одним из отцов-основателей. Вы можете услышать, как он объясняет происхождение своих идей и работы в этом выступлении на TED ниже.
5. Кристофер Петерсон
Кристофер Петерсон был профессором психологии Мичиганского университета и бывшим заведующим кафедрой клинической психологии.
Он был соавтором книги «Сильные стороны и добродетели характера » с Мартином Селигманом (Peterson & Seligman, 2004) и известен своей работой по изучению сильных сторон, добродетелей, оптимизма, надежды, характера и благополучия.
Его также считают одним из отцов-основателей. Вы можете услышать, как он объясняет происхождение своей работы в этом видео ниже.
com» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture; web-share» allowfullscreen=»»/>6 Другие влиятельные лица
Следующие психологи заслуживают особого упоминания как ключевые влиятельные лица в области позитивной психологии, даже если они не входят в число пяти отцов-основателей.
Однако существует так много людей, чья работа формирует будущее позитивной психологии, что их всех невозможно упомянуть в этой статье. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашим полным списком исследователей позитивной психологии.
1. Альберт Бандура
Теория самоэффективности Альберта Бандуры возникла из его социально-когнитивной теории. Это относится к восприятию человеком своей способности достигать своих целей, выполняя требуемые задачи (Бандура, 1994).
Понимание самоэффективности имеет большое значение для позитивной психологии.
2. Дональд Клифтон
Клифтон пошел по тому же пути, что и Селигман, когда разработал психологию, основанную на сильных сторонах (Clifton & Harter, 2019). Клифтон изучал успешных людей, чтобы понять, как они достигают оптимальной производительности на рабочем месте.
Его исследование предоставило сотрудникам рекомендации о том, как найти приносящую удовлетворение карьеру, соответствующую их сильным сторонам. В 2002 году Американская психологическая ассоциация удостоила его президентской награды как отца психологии, основанной на сильных сторонах (nd, Gallup).
3. Деси и Райан
Теория самоопределения была разработана Эдвардом Л. Деси и Ричардом М. Райаном в 1980-х годах (Deci & Ryan, 1985). Деси был профессором кафедры клинических и социальных наук Университета Рочестера, Нью-Йорк, а Райан был клиническим психологом и профессором Института позитивной психологии и образования Австралийского католического университета в Сиднее, Австралия.
Их новаторская работа по самоопределению обновила иерархию потребностей, первоначально идентифицированную Абрахамом Маслоу. Они обнаружили, что человеческая мотивация определяется тремя компонентами: автономией, компетентностью и привязанностью (Deci & Ryan, 2008). Это имеет широкое применение в области позитивной психологии.
4. Эд Динер
Эд Динер, также известный как «Доктор. Счастье» — ведущий исследователь, который ввел термин «субъективное благополучие» как научно измеримый аспект человеческого счастья. Его исследование показало, что счастье имеет сильный генетический компонент, и привело к многочисленным исследованиям внутренних и внешних условий, необходимых для его развития (Diener, 2009).
Динер также исследовал взаимосвязь между доходом и благополучием, а также влияние культуры на благополучие. Он работал с Мартином Селигманом (Diener & Seligman, 2002) и является старшим научным сотрудником Gallup.
5. Кэрол Двек
Кэрол Двек провела исследование, посвященное понятию роста и установки на данность. Ее исследование (Dweck, 2017) было применено к изучению воспитания детей, командной работы и бизнес-лидеров. Это инструмент позитивной психологии, который широко используется в организационных и образовательных учреждениях.
6. Барбара Фредриксон
Барбара Фредриксон внесла свой первый вклад в позитивную психологию своей теорией расширения и построения, которая предполагает, что положительные эмоции расширяют кругозор людей и помогают развивать ресурсы, необходимые для устойчивости во время невзгод (Fredrickson, 2004).
В настоящее время Фредриксон является директором Лаборатории положительных эмоций и психофизиологии Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл.
Послание на вынос
Потребовалось много усилий, чтобы написать эту статью в доступном месте, но мы надеемся, что она предоставила вам полезную (хотя и несколько краткую) историю позитивной психологии с тех пор, как современная психология зародилась во времена конец девятнадцатого века.
Позитивная психология была построена на прочной теоретической и основанной на фактических данных основе, чтобы создать научное исследование человеческого процветания, основанное на сильных сторонах, которое все еще растет сегодня.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.
- Американская психиатрическая ассоциация. (2013). Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (5-е изд.).
- Ассаджиоли, Р. (1965). Психосинтез: Сборник основных сочинений . Викинг Пресс.
- Бандура, А. (1994). Самоэффективность. В RJ Corsini (Ed.), Энциклопедия психологии (2-е изд., Том 3, 368-369).). Уайли.
- Брейер, Дж. и Фрейд, С. (2004). Исследования по истерии . Пингвин. Оригинальная работа опубликована в 1895 году.
- Клифтон, Дж., и Хартер, Дж. (2019). Менеджер: переход от босса к тренеру . Гэллап Пресс.
- Чиксентмихайи, М. (1990). Психология оптимального опыта . Издательство Харпер энд Роу.
- Деси, Э. Л., и Райан, Р. М. (1985) Внутренняя мотивация и самоопределение в человеческом поведении .
Спрингер. - Деси, Э.Л., и Райан, Р.М. (2008). Теория самоопределения: макротеория человеческой мотивации, развития и здоровья. Canadian Psychology/Psychologie Canadienne , 49, 182-185.
- Динер, Э. (2009). Оценка самочувствия . Собрание сочинений Эда Динера. Спрингер.
- Динер, Э., и Селигман, М.Э. (2002). Очень счастливые люди. Психологические науки , 13 (1), 81–84.
- Двек, CS (2017). Образ мышления . Робинсон.
- Файн Р. (1977) История психоанализа . Джейсон Аронсон.
- Франкл, В. Е. (1992). Человек в поисках смысла: введение в логотерапию (4-е изд.) (И. Лаш, пер.). Маяк Пресс. Оригинальная работа опубликована в 1946 году.
- Фредриксон, Б.Л. (2004). Расширяй и развивай теорию положительных эмоций. Философские труды Лондонского королевского общества. Серия B: Биологические науки , 359(1449), 1367-1377.
- Фрейд, С. (1997). Толкование снов . Издания Вордсворта. Оригинальная работа опубликована в 1900 году.
- Фро, Дж. Дж. (2004). История позитивной психологии: по правде говоря. Психолог штата Нью-Йорк , 16(3), 18–20.
- Gallup (nd) История CliftonStrengths . Доступ 8 декабря 2022 г. с https://www.gallup.com/cliftonstrengths/en/253754/history-cliftonstrengths.aspx .
- Гудман, Р. (2022). Уильям Джеймс. В Эдвард Н. Залта и Ури Нодельман (ред.) Стэнфордская философская энциклопедия . Доступ 8 декабря 2022 г. с https://plato.stanford.edu/archives/spr2022/entries/james/ .
- Ким, А. (2016) Вильгельм Максимилиан Вундт. В Эдвард Н. Залта и Ури Нодельман (ред.) Стэнфордская философская энциклопедия . Доступ 8 декабря 2022 г. с https://plato.stanford.edu/archives/fall2016/entries/wilhelm-wundt/ .
- Махони, MJ (1984). Психоанализ и бихевиоризм. В Arkowitz, H., Messer, S.B. (ред.) Психоаналитическая терапия и поведенческая терапия (стр. 303-325). Спрингер.
- Маслоу, А. (1954). Мотивация и личность . Харпер и Роу.
- Май, Р. (1953). Человек ищет себя . В. В. Нортон.
- Нушпл, Дж. (2018). Михай Чиксентмихайи – История жизни его собственными словами. Лидерство и поток. Глобальная исследовательская программа и сеть . Доступ 8 декабря 2022 г. с https://flowleadership.org/mihaly-csikszentmihalyi-a-life-story-with-his-own-words/
- О’Хара, М. (1991) Что такое гуманистическая психология? Ассоциация гуманистической психологии . По состоянию на 8 декабря 2022 г. https://ahpweb.org/what-is-humanistic-psychology/
- Петерсон, К., и Селигман, М. (2004). Сильные стороны и достоинства характера справочник и классификация . Издательство Оксфордского университета.
- Полс, Х. и Оук, С. (2007). Война и военное психическое здоровье: психиатрическая реакция США в 20 веке. Американский журнал общественного здравоохранения (12), 2132-42.