Кризис идентичности в психологии это: этапы, причины и как его преодолеть? — Колесо жизни

Кризис идентичности — это… Что такое Кризис идентичности?


Кризис идентичности

В наиболее распространенном употреблении термин обозначает чувство утраты собственной идентичности. Мы ощущаем отсутствие последовательности в своей жизни, как будто тот человек, которым мы являемся сегодня, — совсем не тот человек, которым мы были вчера.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

  • Кривая серийных позиций
  • Кристаллизованный интеллект

Смотреть что такое «Кризис идентичности» в других словарях:

  • Кризис идентичности — The Outer Limits: Identity Crisis Жанр фантастика …   Википедия

  • Кризис идентичности — (Identity crisis). В теории Эриксона период времени, в течение которого молодой человек или девушка напряженно решает такие вопросы, как что я собой представляю? , куда я иду? Молодым людям, мучительно переживающим кризис идентичности, часто… …   Теории личности: глоссарий

  • Кризис идентичности (фильм) — Кризис идентичности The Outer Limits: Identity Crisis Жанр фантастика …   Википедия

  • Кризис идентичности (identity crisis) — Э. Эриксон описывает состоящий из восьми стадий процесс развития Эго в виде последовательности психосоциальных кризисов. В юности главной задачей развития становится разрешение конфликта, назв. Эриксоном «идентичность против ролевой диффузии». В… …   Психологическая энциклопедия

  • кризис середины жизни —    КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ (с. 332)    «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу, утратив правый путь во тьме долины…» Никто из нас не обладает поэтическим даром Данте, однако многим в известную пору жизни приходит в голову… …   Большая психологическая энциклопедия

  • КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИЙ — состояние политической системы общества,) выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Различают внешнеполитические кризисы, обусловленные международными конфликтами и противоречиями,… …   Политология: словарь-справочник

  • КРИЗИС ПОЛИТИЧЕСКИЙ — (греч. krisis поворотный пункт, исход) вид политического процесса, крайняя форма проявления политического конфликта, характеризующаяся резким усилением политической напряженности. Возникает в ситуациях, когда конфликты не могут быть разрешены… …   Политологический словарь-справочник

  • Идентичности достижение — (identity achievement). Статус идентичности тех, кто прошел через кризис идентичности и принял на себя обязательства вследствие самостоятельных решений …   Психология развития. Словарь по книге

  • Идентичности кризис — остро переживаемое чувство размывания или утраты собственной идентичности, потери самотождественности (например, при переходе от одной стадии развития личности к другой, особенно заметное в период пубертатного криза; в условиях сильного… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ИДЕНТИЧНОСТИ, КРИЗИС — Остро переживаемая утрата ощущения соб твенной идентичности, отсутствие у человека нормального чувства, что он имеет историческую непрерывность, что он сегодня феноменологически такой же, как и вчера …   Толковый словарь по психологии


Кризис идентичности | Психолог Юрий Ефимов

Что такое кризис идентичности?

Термин «кризис идентичности личности» в психологию впервые ввел Эрик Эриксон, который всю свою жизнь посвятил изучению процесса развития эго человека.

Основываясь на своих наблюдениях, Эриксон пришел к выводу, что на протяжении становления личности человек переживает несколько кризисных периодов, связанных с определением собственной идентичности.

Особенно ярко кризисные состояния идентичности личности переживают подростки, в период самоопределения и осознания своей индивидуальности. Очень важно в этот период оказать человеку грамотную психологическую поддержку, чтобы избежать тяжелых внутриличностных конфликтов и депрессий.

Какие бывают кризисы идентичности?

Почти все люди переживают сильнейший кризис идентичности в период юношества и взросления. В это время, молодой человек проходит тяжелый процесс социализации, выбора профессии, определения гражданской позиции, выстраивания структуры отношений с окружающими, формирования своего уникального образа.

На практике, кризис идентичности проходит намного легче в обществах, имеющих обряды и специальные процессы посвящения подростков во взрослую жизнь. В демократических странах молодые люди сталкиваются с множеством вариантов моральных ориентиров, что затрудняет процесс преодоления возрастного кризиса.

Кроме подросткового кризиса идентичности личности, психологи выделяют целый ряд причин, которые могут вызвать развитие такого состояния у взрослых людей:

  • Эмиграция – люди, вынужденные по каким-либо причинам поменять страну проживания, сталкиваются с кризисом культурной и национальной идентичности. Найти свое место в обществе и преодолеть процессы социализации во взрослом возрасте бывает даже сложнее, чем в период юношества.
  • Увольнение – потеря работы может привести к кризису профессиональной идентичности, что особенно выражено у людей, занимающих высокие и статусные должности и связывающих большую часть своей жизни с работой.
  • Выход на пенсию – переход работающего человека на государственное обеспечение может привести к эмоциональному упадку и кризисному состоянию.
  • Синдром опустевшего гнезда – такое кризисное явление наблюдается, когда дети покидают отчий дом и родители остаются одни, теряя смысл жизни.

Чем поможет психолог?

Психологическая помощь в период кризиса идентичности подростка направлена на оказание помощи в раскрытии внутреннего потенциала молодого человека. Психолог проведет ряд тестов и экспериментов, в ходе которых сможет довольно точно определить сферы истинных интересов и черты характера личности. Основываясь на полученных данных, специалист поможет подростку найти себя и осознать свое «я».

Психологическая консультация необходима также родителям, чтобы сформировать правильное поведение, позволяющее облегчить ребенку сложный кризисный этап. Родители должны поощрять и хвалить подростка, предоставлять ему свободу выбора интересов, предоставлять самостоятельность и возлагать ответственность за совершенные поступки. Ни в коем случае в этот период нельзя давить на ребенка, навязывать свои вкусы и ценности и каким-либо образом унижать его личность.

Остались вопросы?
Звоните и записывайтесь на консультацию в Москве 8 (999) 333-37-77 (с 10. 00 до 22.00) ежедневно.
Стоимость консультации — Услуги и цены. Адрес проведения консультации в разделе Контакты.
Возможна также Skype-консультация.

Кризис идентичности

Термин «кризис идентичности» простому определению не поддается. Для того чтобы его пояснить, нужно вспомнить про восемь стадий развития Эго, описанные Эриком Эриксоном и представляющих собой последовательность психосоциальных кризисов. Одним из таких конфликтов, который свойственен человеку в юном возрасте, является так называемая идентичность против ролевой диффузии, и непосредственно в процессе разрешения этого конфликта и может возникнуть кризис идентичности.

Кризис идентичности и возрастной кризис

Формирование идентичности представляет собой особый процесс, в ходе которого происходит преобразование каждой из прежних идентификаций в связи с переменами в предполагаемом будущем. Идентичность начинает развиваться с младенчества, и на момент подросткового возраста нередко наступает кризис. Известно, что в демократическом обществе кризис проявляет себя с большей силой, нежели в обществах, где переход ко взрослой жизни связан с некоторыми обязательными ритуалами.

Нередко юноши и девушки стремятся как можно скорее решить вопрос самоопределения и таким образом избежать кризиса. Однако это приводит к тому, что потенциал человека остается не раскрытым до конца. Другие же решают эту проблему по-своему и растягивают кризис на слишком долгий период, оставаясь в неопределенности. В некоторых случаях диффузная идентичность перерастает в негативную, в результате которой человек в итоге своего определение выбирает порицаемую обществом и противоречащую закону роль. Впрочем, это лишь отдельные случаи, и большинство людей, согласно теории кризиса идентичности Эриксона, выбирают для развития одно из позитивных проявлений своего я.

Кризис сексуальной идентичности

Кризис идентичности – явление не только возрастное. Может возникнуть кризис, например, сексуальной идентичности, когда человек стоит на распутье и стремится определить себя к одной из групп: гетеросексуал, бисексуал или гомосексуал. Такой кризис чаще всего происходит в юном возрасте, однако в некоторых случаях возможен и во взрослом.

Кризис гендерной идентичности

Гендерная идентичность – это самоопределение человека о принадлежности к социальной роли по мужскому или по женскому типу. Ранее считалось, что психический пол всегда совпадает с физическим, однако в современной жизни все не так и просто. Например, когда отец сидит с детьми, а мать зарабатывает деньги, их гендерная роль не соответствует традиционной биологической роли.

 

ПОМОЩЬ В ПРЕОДОЛЕНИИ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ

Работа психолога-консультанта, психотерапевта с бежен­цами и вынужденными мигрантами должна быть, в первую очередь, нацелена на восстановление целостности и интег-рированности личности. Достичь этого можно через преодо­ление последствий кризиса идентичности, изменений в мо-тивационно-потребностной сфере, осознание и снятие не­гативных проекций, формирование установок толерантного сознания, преодоление культурных барьеров и последствий

Методы психологической реабилитации. ..

культурного шока в сочетании с психотерапией посттравма­тических стрессовых расстройств.

Необходимо помнить, что это чрезвычайно трудный про­цесс. «Никакого практического краткого руководства по пре­одолению кризиса идентичности не существует; с ним можно справиться лишь в результате фундаментального преобразования человека» (Фромм, 1999. С. 133). Как утверждает Э. Фромм, кри­зис идентичности преодолим только тогда, когда человек вновь станет жизнелюбивым и активным.

Направления психотерапии, которые наиболее подходят для оказания помощи вынужденным мигрантам, задаются одним из центральных положений гуманистической психо­логии: прежде чем определить, как дальше жить и что де­лать, следует выяснить, кто же Я такой. В этой ситуации глав­ная задача психолога — помочь вынужденным мигрантам собрать рассыпавшуюся идентичность из осколков, воссоз­дать ее целостный узор. В то же время узор этот уже никогда не будет прежним. Представление о себе станет иным, но важно помочь прийти к его определенности и целостности.

Для преодоления кризиса идентичности вынужденный мигрант должен осознать происходящие в нем и вокруг него изменения. Это можно сделать, попытавшись ответить на вопросы: «Что во мне изменилось? Что никогда не станет прежним во мне? Как изменились мои близкие и как эти изменения повлияли на наши отношения?» Подобное осоз­нание уже станет первым шагом на пути воссоздания иден­тичности, возрождения личности, обретения самого себя.

Следующий шаг в преодолении кризиса — поиск ответа на вопрос: «Что Я должен делать?» «Вопросы, задаваемые людь­ми в ходе поисков идентичности, реального «Я» и т.д., — это в очень большой степени вопросы долженствования: Что мне следует делать? Кем мне следует быть? Как мне следует разре­шить эту конфликтную ситуацию?» (Маслоу, 1999. С. 109). Все эти вопросы наиболее остро стоят перед личностью, вынуж­денно покинувшей родину, находящейся в поисках новой иден­тичности. Предоставить человеку возможность задуматься над тем, кто он такой, кем он был раньше и кем может стать в будущем, что соответствует его природе, его желаниям, по­требностям, — значит помочь ему обрести путь к этическим и 308

Психическое здоровье мигранта

ценностным решениям, к более мудрым актам выбора, к дол­жному (Маслоу, 1999).

Логотерапия и экзистенциальный анализ.Особая роль при оказании помощи вынужденным мигрантам в преодолении кризиса идентичности отводится логотерапии. Родоначаль­ник логотерапии — немецкий психиатр Виктор Франкл (Франкл, 1990, 1997, 2001). Сейчас это направление развива­ется его последователями в рамках экзистенциального ана­лиза (Лэнгле, 2001).

Основной акцент логотерапия ставит не на том, что с человеком случилось в прошлом или происходит сейчас, а на том, как человек к этому относится, какой смысл это для него имеет («логос» применительно к «логотерапии» означа­ет именно смысл, поэтому ее еще называют «смыслоцент-рированной терапией»). Центральной задачей психотерапии, как и основной задачей человеческой жизни, Франкл счи­тает поиск и осуществление смысла, «направляющего ход бытия» (Франкл, 1990. С. 285).

Во многом идеология психотерапии Франкла родилась из его личного опыта пребывания в нацистском лагере смерти. К этому опыту он обращается во многих своих тек­стах, но в первую очередь в книге «Человек в поисках смыс­ла» (Франкл, 1997), «одно чтение которой может быть те-рапевтичным для многих клиентов» (Jvey etal, 1997). Уме­ние найти позитивные моменты тогда, когда ты находишься в ситуации господства абсолютного зла и бесчеловечнос­ти, найти смысл в самом страдании — на это, по мнению Франкла, способен лишь человек, и это одна из самых ценных его способностей. Франкл ссылается на слова Эйн­штейна, что «тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспосо­бен» (Франкл, 1990. С. 36).

В экзистенциальном анализе различают три уровня бы­тия: телесный (физический), душевный (психический) и духовный. На первых двух уровнях человек стремится к под­держанию физического благополучия, здоровья своего тела и реализации витальных потребностей, в то время как на третьем уровне он «ищет смысл жизни, ценностную опору, веру, любовь, справедливость и пр. » (Лэнгле, 2001. С. 9).

Методы психологической реабилитации…

Логотерапия и экзистенциальный анализ подчеркивают, что «духовное противостоит психофизическому», «духовно-экзистенциальное измерение человека способно полемизи­ровать с его телесно-душевным бытием» (там же). Эта спо­собность человека к «открытости» по отношению к самому себе, способность дистанцироваться от самого себя и как бы извне взглянуть на себя называется способностью самоотст­ранения или самодистанцирования. На нее опирается широ­ко известный метод парадоксальной интенции, описанный

выше.

Другая основная способность человека названа Франклом «самотрансценденция». Это стремление преодолеть «собствен­ную замкнутость во внутреннем мире своих потребностей, желаний и напряжений», что дает возможность «стать от­крытым для диалога с миром» (там же. С. 10). Франкл так писал о самотрансценденции: «Только в той мере, в какой человек выходит за пределы самого себя, он может самореа­лизоваться — в служении делу или в любви к другому чело­веку! Иными словами, цельным человек бывает только тог­да, когда он посвящает себя какому-либо делу или другому человеку» (Франкл, 2001. С. 221). На этой способности осно­вана другая техника логотерапии, называемая дерефлексией. Если, применяя парадоксальную интенцию, человек усили­вает свой симптом, что позволяет ему как бы «иронизиро­вать над неврозом», то дсрефлексия снимает навязчивое са­монаблюдение («гиперрефлексию»), что «дает возможность игнорировать симптом» (там же. С. 197). Согласно Франклу, гиперрефлексия ответственна, в частности, за феномен «эк­зистенциального вакуума», характерного для современной западной цивилизации, вследствие чего возникают «нооген-ные неврозы» — неврозы потери смысла жизни.

В техническом отношении логотерапия близка к когни-тивно-бихевиоральной терапии. Методы парадоксальной ин­тенции, дерефлексии, изменения установок и позитивного переформулирования (их называют методами сократическо­го диалога) характерны для обоих направлений. Вместе с тем, по словам мультикультурных психотерапевтов, считающих подход Франкла особо ценным для работы в кросс-культур­ном контексте, логотерапия «создает важный мостик между 310

Психическое здоровье мигранта

экзистенциально-гуманистическими и когнитивно-бихеви-оральными теориями» (Ivey et al. , 1997, p. 380).

Работы Франкла по логотерапии носят в основном мето­дологический характер. Усилиями его последователей созда­на система феноменологической психотерапии, получившей общее название «экзистенциальный анализ», в которую логотерапия входит как составная часть. Экзистенциальный анализ ставит своей целью «помочь личности в том, чтобы она открыла в себе способность свободно (в духовном и эмо­циональном смысле) и полно проживать свою жизнь, смог­ла выйти на аутентичные установки и актуализировать лич­ную ответственность по отношению к собственной судьбе и миру» (Лэнгле, 2001. С. 5). Эта цель решается с помощью «ана­лиза обстоятельств жизни человека как «прояснения, раскры­тия» скрытых в ней ценных возможностей» (там же. С. 7). Таким образом, метод особенно подходит для работы с людь­ми, находящимися в кризисном состоянии, актуализируя личностный потенциал в предельно сложных жизненных ситуациях.

Усилия экзистенциального анализа направлены на сози­дание собственной полноценной жизни (целостную и состо­явшуюся жизнь экзистенциальные аналитики называют «эк­зистенцией»), творение своего будущего. Для этого опреде­ляется, где экзистенция блокируется, и проводится работа по снятию блоков. Могут быть следующие варианты блоки­рованной экзистенции:

• Настоящее заслоняется «грузом прошлого» — в этом слу­чае с помощью биографического метода проводится фено­менологический анализ неассимилированного, в первую оче­редь, травматического опыта, причем, в отличие от «психо­логической археологии» психоанализа, предметом изучения становятся те жизненные области, где в настоящее время аккумулированы препятствия, а также изжившие себя лич­ностные установки, от которых человек не может избавиться.

• Отсутствие доступа к своему потенциалу — в этом слу­чае работа направляется на содействие реализации личных способностей, самоприятие и доступ к собственным чувствам.

• Утрата базовых ориентиров, лежащая, в частности, в основе феномена «экзистенциального вакуума», — здесь пред-

Методы психологической реабилитации..

метом анализа становятся основные экзистенциальные воп­росы: «Ради чего живет человек?», «Что нужно сделать, что­бы моя жизнь стала осмысленной?» (Лэнгле, 2001. С. 12—13). Расстройства, при которых может применяться экзистен­циальный анализ — психосоциальные, психосоматические и психически обусловленные эмоциональные и поведенчес­кие нарушения — включают в себя основные проблемы вы­нужденных мигрантов. Вместе с тем, этот метод имеет и огра­ничения, связанные, в частности, с тем, что он осуществля­ется преимущественно в вербально индуцированном процессе. Таким образом, его нелегко применять с культурно отлича­ющимися клиентами. Кроме того, один из основных методов экзистенциального анализа — работа с биографией — про­тивопоказан при высоких эмоциональных нагрузках, так как может привести к состоянию перенапряжения и даже спо­собствовать повышению суицидального риска у клиента (Лэнг­ле, 2001).

1! хрестоматия

Г.У. СОЛ ДАТ ОБА

чужие среди своих: этнопсихологические

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ*

В главе книги доцента кафедры психологии личности фа­культета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора психо­логических наук Г.У. Солдатовой «Межэтническая напря­женность» представлены некоторые эмпирические результаты исследования вынужденных мигрантов из Грузии и Чечни. Рас­сматриваются особенности влияния этнополитической ситуа­ции на личность мигранта, исследуются трансформации иден­тичности, изменение уровня агрессивности, типы реагирования.

В 1990-х гг. Северный Кавказ превратился по существу в бу­ферную зону, вобравшую в себя вынужденных мигрантов по­чти из всех «горячих» точек бывшего СССР. В середине 90-х гг. одно из первых мест среди северокавказских республик по на­сыщенности переселенцами со всей России принадлежало Се­верной Осетии-Алании. Здесь в 1995 г. было сосредоточено свы­ше 680 вынужденных мигрантов на каждые 10 тыс. жителей. Во второй половине 1990-х гг. прочное первенство в регионе по числу вынужденных мигрантов стала занимать Республика Ингушетия. В конце 1999 г. регистрационная служба республики зафиксировала более 150 тыс. вынужденных переселенцев. Эта массовая миграция явилась результатом военных действий на территории Чечни и составила практически половину от всего населения Республики Ингушетия.

* Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженнос­ти. М: Смысл, 1998. С. 326-348.

Чужие среди своих: этнопсихологические проблемы… 313

Вынужденные мигранты Северного Кавказа — одно из самых трагических «человеческих» порождений конфликт­ных и кризисных ситуаций межэтнической напряженности. Они, как правило, третья сторона в конфликтах, но глав­ные жертвы войн и межэтнических столкновений. Каков их психологический портрет? Что несут в себе эти люди, в од­ночасье переступившие черту, отделяющую благополучную жизнь от неизвестности, нищеты, унижений? Каковы пси­хологические особенности трансформации личности мигранта в условиях психотравмирующего воздействия ситуаций меж­этнической напряженности?

Социально-психологические исследования вынужденных мигрантов на Северном Кавказе и с Северного Кавказа, проведенные автором и при его участии в 1991 — 1992 и 1994—1995 гг. , позволили найти некоторые ответы на по­ставленные вопросы.

Материалом для анализа послужил ряд исследований. В октябре-ноябре 1991 г. совместно с сотрудниками Института языка, литературы и истории г. Орджоникидзе (Северная Осетия) было опрошено 350 вынужденных мигрантов из Грузии. Опрос проводился в основном в местах размещения мигрантов: в санаториях, общежитиях и на турбазах. Соци­ологический опросник включал 50 вопросов. В качестве пси­хологического инструментария был использован Диагнос­тический тест отношения (ДТО).

В августе 1994 г. в Северной Осетии (г. Владикавказ) было проведено психологическое исследование вынужденных рус­ских переселенцев из Грозного (38 человек). Опрос прово­дился во время строительства для них поселка на месте По­пова хутора, входящего в число спорных территорий между Северной Осетией и Ингушетией. Русским предлагалось по­селиться на «спорной» территории и фактически выполнять роль буфера между конфликтующими сторонами. Опрос вы­нужденных переселенцев из Грозного проводился по месту их жительства или работы, в общежитиях Владикавказа, в недостроенных домах в поселке.

В марте-апреле 1995 г. было осуществлено исследование русских мигрантов из Грозного (36 человек), покинувших республику в разгар военных действий в январе 1995 г. С це314

Психическое здоровье мигранта

лью дифференциации с предыдущей группой респондентов, эту группу мы будем называть беженцами. Беженцы из Гроз­ного опрашивались в Москве, где временно проживали у своих родственников и знакомых. По той же эмпирической программе были опрошены 30 русских москвичей, которые составили контрольную группу.

Исследования беженцев и вынужденных переселенцев из Грозного проводились по единой программе, состоящей из 5 методик: Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, ДТО, опросник агрессивности Басса—Дарки, методическая раз­работка «Типы этнической идентичности», модифициро­ванный тест Куна.

Социально-психологические проблемы невозможно по­нять без социального контекста. Поэтому ниже представлена краткая хронология событий и общая характеристика рес­пондентов, полученная на основе материалов опроса, про­веденного перед психологическим тестированием.

ситуации и респонденты

1. Вынужденные мигранты из Грузии. В конце 1990 г., после объявления о создании независимой демократической рес­публики Южная Осетия и ее выходе из Грузии, конфликт между Южной Осетией и Грузией приобретает открытую военную форму. В период пика конфликта в феврале-марте 1991 г. поток мигрантов в Северную Осетию достигает почти 100 тыс. человек. Последовавший в октябре 1992 г. вооружен­ный осетино-ингушский конфликт в немалой степени был обусловлен этим фактором. Известно, что мигранты из Юж­ной Осетии приняли непосредственное участие в конфлик­те, так как большинство из них были расселены в спорном Пригородном районе Северной Осетии. По отношению ко всему населению республики это составило почти 16%. В со­ответствии с выявленными мировой практикой закономер­ностями, такое соотношение поднимает социальную напря­женность выше допустимого уровня. В конце 1999 г. в Север­ной Осетии-Алании все еще оставалось свыше 29 тыс. вынужденных мигрантов из Грузии (по данным миграцион­ной службы Северной Осетии-Алании), что составило поч­ти 90% от всех вынужденных мигрантов в республике.

Чужие среди своих: этнопсихологические проблемы…

Конфликт в Южной Осетии определил исход осетин не только с ее территории, но и со всей Грузии. Из всех при­бывших в Северную Осетию осетин 70% были жителями са­мых различных районов Грузии. Их скорее можно отнести к категории вынужденных переселенцев, нежели беженцев. Большинство из них не испытало непосредственной смер­тельной угрозы, не были разрушены их дома или захвачены квартиры. Их выезд из Грузии был обусловлен неудовлетво­ренностью общественно-политической обстановкой, анти­осетинскими публикациями в местной печати. Из опрошен­ных респондентов, прибывших из Грузии, лишь 14% были из Южной Осетии, все остальные — из внутренних областей Грузии. Причем четвертая часть всех опрошенных приехала из Тбилиси.

В качестве главной причины отъезда вынужденные миг­ранты из Грузии называли «преследование за национальную принадлежность» (85% от всего числа опрошенных). Приня­тию трудного решения покинуть родной дом способствовало то, что более половины опрошенных жили под «страхом увольнения с работы», непосредственно сталкивались с кон­кретными угрозами физической расправы, были свидетеля­ми насилия по отношению к ближайшим родственникам. Кровь, пролитая в грузино-осетинском конфликте, опреде­лила основную направленность агрессии внутри Грузии в начале 1990-х гг. в сторону осетин и ускорила отъезд тех, кто поначалу лишь подумывал об этом.

Помимо морального и психологического ущерба вынуж­денные мигранты принесли с собой тяжелый груз матери­альных потерь. Только четвертая часть опрошенных знали, что с их домами и имуществом все в порядке. Большинство респондентов либо вообще не имели никакой информации (30%), либо она оказалась крайне неутешительна: их дома с разрешения или без разрешения властей были заняты чужи­ми людьми (32%) или же разрушены и сожжены (13%). На прежнем месте жительства практически все респонденты имели либо собственные дома (64%), либо государственные квартиры (32%).

Наиболее острыми социальными вопросами для осетинс­ких мигрантов из Грузии стали «отсутствие жилья», «отсут1

ствие работы» и «отсутствие прописки». Спустя четыре года после нашего опроса эти проблемы в определенной степени удалось разрешить. Около 70% трудоспособного населения из числа осетин-мигрантов нашли работу, остальные заня­лись торгово-челночными операциями.

В период опроса более 90% респондентов имели времен­ное жилье в общежитиях, пансионатах, гостиницах, на тур­базах, у родственников, друзей и т.д. Из числа последних половина считали свое жилищное положение нетерпимым и занимались поисками другого жилья. Не намного лучше скла­дывалась ситуация с работой. По нашим данным, число не­работающих составило практически половину из всех опро­шенных нами перемещенных лиц. Причем, их подавляющая часть (77%) — люди активного возраста от 20 до 59 лет. Кро­ме этого, во время опроса почти у 40% респондентов никто из трудоспособных членов семьи не работал. В результате 44% опрошенных рассчитывали главным образом на государствен­ные пособия, на помощь благотворительных фондов, род­ственников, знакомых, 16% использовали еще сохранивши­еся накопления, продавали имущество.

2. Вынужденные мигранты из Чечни. Уже в первой полови­не 1990-х гг. из Чечни в массовом порядке начинает выезжать русскоязычное население. Общее число вынужденных миг­рантов из Чечни к концу 1996 г. приблизилось к 400 тыс. че­ловек, что составило около трети всего населения республики. К концу 1999 г. миграционный потенциал Чечни был прак­тически исчерпан.

С декабря 1994 по апрель 1995 гг. Федеральной миграцион­ной службой России было зафиксировано свыше 320 тыс. беженцев из Чечни, которые временно проживали на терри­тории смежных регионов. Переселенцы неславянских нацио­нальностей чаще оседали в соседних Дагестане и Ингушетии. Особенно переполненной оказалась маленькая Ингушетия. К 1996 г. здесь на 10 тыс. жителей было 276 вынужденных мигрантов, а в октябре 1999 г. уже 1295.

Такое соотношение с большим запасом перекрыло лю­бые предельные цифры, позволяющие сохранить некоторую социальную стабильность. Русские мигранты из Чечни стре­мились дальше: в Ростовскую область, Ставропольский и

среди своих: этнопсихологические проблемы… 317

•Краснодарский края. Они пополнили также пестрый состав вынужденных мигрантов Северной Осетии-Алании. -4 Почти все приехавшие в Северную Осетию из Грозного вынужденные переселенцы оценивали положение русских в Чечне как крайне неблагоприятное. Среди главных причин Принятия решения о миграции назывались следующие: «не вижу будущего для своих детей», «материальные трудности», «русских вытесняют из различных сфер жизни», а также опа­сения за свою жизнь и жизнь детей. Задолго до начала в Чеч­не боевых действий события, связанные с угрозой безопас­ности, оказались существенными аргументами миграции рус­ских из этой республики.

Русские, покинувшие Грозный в январе 1995 г., за ред­ким исключением, не собирались мигрировать ни по эконо­мическим причинам, ни по причине дискриминации. Об этом свидетельствуют и более высокая оценка ими уровня безо­пасности проживания в Чечне по сравнению с вынужден­ными переселенцами предыдущих лет. В 1995 г. русские бежа­ли главным образом от войны и связанных с ней ужаса и страха за свою жизнь.

Из беженцев, оказавшихся в Москве, две трети приехали к проживающим здесь родственникам. Как показал опрос, именно на их поддержку и на собственные силы рассчиты­вала подавляющая часть беженцев. И все же в самом начале своего «крестного пути» почти треть опрошенных надеялась на помощь федеральных властей, по приказу которых ракет­ные удары по Грозному в январе 1995 г. вдребезги разбили их и так незадавшуюся жизнь. Но что Москва не ждет их с рас­простертыми объятиями, осознавали все беженцы. Практи­чески никто из них не надеялся на сочувствие и поддержку со стороны москвичей.

С другими мыслями и настроением переезжали в Север­ную Осетию вынужденные переселенцы из Грозного. Неболь­шая их часть также мигрировала с надеждой на помощь род­ственников, но число назвавших в качестве причины пере­езда исключительно важное для мигрантов обещание жилья, ненамного превосходило число респондентов, для которых наиболее значимыми оказались психологические аспекты. Одной из главных причин сознательного выбора Северной I

f Чужие среди своих: этнопсихологические проблемы…

Осетии в качестве места проживания стало представление о позитивном отношении местного населения. Большинство переселенцев отметило, что «к русским здесь относятся луч­ше, чем в других республиках Северного Кавказа» и что «меж­ду казаками и осетинами всегда были хорошие отношения». Поэтому новое место жительства психологически устраива­ло значительную часть русских переселенцев из Грозного, которые оценивали степень безопасности русских в Север­ной Осетии на «4» и «5» баллов (при оценке по 5-балльной шкале).

Что касается возвращения обратно в Чечню, то половина всех вынужденных мигрантов не представляла себе этого ни при каких условиях. Вторая половина беженцев не исключа­ла возможности вернуться в Грозный при гарантии безопас­ности, возмещения ущерба и «восстановления прежней жиз­ни». Более негативно к перспективе возвращения отнеслись вынужденные переселенцы, сознательно покинувшие рес­публику. Некоторые из них условием возвращения называли даже «высылку чеченцев».

результаты исследования

Сравнительный анализ утверждений по тесту Куна «Кто Я?» (Burns, 1979), полученных при опросе русских вынуж­денных переселенцев, беженцев и жителей Северной Осе­тии-Алании (осетин и русских), выявил определенные раз­личия в видении ими себя в системе жизненных отношений личности. Как и в стандартных случаях, у вынужденных миг­рантов объективные характеристики (социальный статус, семейные роли, пол и возраст) доминируют над субъектив­ными (личностные признаки, самооценка, результаты осо­бых жизненных обстоятельств). Но между вынужденными переселенцами и беженцами есть разница.

У беженцев, во-первых, число объективных характерис­тик значимо ниже и, во-вторых, среди них доминировали специфические групповые категории. Среди беженцев никто не назвал себя ни гражданином России, ни гражданином республики (Чечни), никто не вспомнил о своей половой или религиозной идентификации, но почти половина опро­шенных отнесла себя к категориям из разряда специфичес-

I ких: бомж, безработный, нищий, беженец и др. Для сравне­ния: среди постоянных жителей республик России таких са-, йоидентификаций менее 1% от общего количества характе-> ристик. Причем, для респондентов само понятие «беженец» ji в середине 1990-х гг. еще не обрело свой смысл и было менее значимой статусной категорией по сравнению с «бомжом», «бездомным», «нищим».

Основные статусные социальные характеристики, такие как гражданство и национальность, для русских беженцев потеряли актуальность. Это говорит о кардинальной транс­формации структуры идентичности — беженцы осознают себя выброшенными за пределы главных жизненных отношений в обществе. Глубинной основой этого процесса является де­формация мотивационно-потребностной сферы, в том чис­ле потребности в идентичности, социальной присоединен-

ности.

Для вынужденных переселенцев потребность в социаль­ной присоединенности, как возможность принадлежать к группам, которые способны защитить, сохраняет свою зна­чимость. Помимо этнической принадлежности, для них ак­туальна гражданская принадлежность («Гражданин России») и принадлежность к казачеству. Но главная надежда вы­нужденного переселенца — на свою семью. Это основная группа поддержки в трудной ситуации. В девять раз чаще, чем беженцы, вынужденные переселенцы определяют себя с позиции семейной, супружеской ролевой и статусной иден­тификации. Таким образом, у вынужденных переселенцев сохраняется основная структура идентичности, где остаются значимыми общечеловеческая, семейная, профессиональная, половая принадлежности. Тем не менее, иерархия идентич-ностей приобретает свою региональную специфику: на тре­тьем месте по значимости у русского переселенца на Север­ном Кавказе — принадлежность к казачеству, как к группе, способной защитить здесь русских.

Идентичность беженцев не структурирована,

Определение, симптомы, причины и лечение

Вы спрашиваете, кто вы? Может быть, какова ваша цель или каковы ваши ценности? Если это так, возможно, вы переживаете то, что некоторые называют кризисом идентичности.

Термин «кризис идентичности» впервые придумал психолог и психоаналитик Эрик Эриксон. Он представил идеи подростковых кризисов идентичности, а также кризисов среднего возраста, полагая, что личности развиваются путем разрешения жизненных кризисов.

Если вы переживаете кризис идентичности, возможно, вы сомневаетесь в своем самоощущении или самосознании.Это часто может происходить из-за больших изменений или стрессоров в жизни, или из-за таких факторов, как возраст или продвижение с определенного этапа (например, школа, работа или детство).

Вот что вам нужно знать о кризисах идентичности, если они у вас могут быть, и что вы можете сделать.

Кризис идентичности не поддается диагностике, поэтому нет типичных «симптомов», как при простуде или гриппе. Вместо этого вот признаки того, что вы, возможно, переживаете кризис идентичности:

  • Вы задаетесь вопросом, кто вы — в целом или в отношении определенного аспекта жизни, такого как отношения, возраст или карьера.
  • Вы переживаете серьезный личный конфликт из-за вопросов о том, кто вы или о своей роли в обществе.
  • За последнее время произошли большие изменения, которые повлияли на ваше самоощущение, например, развод.
  • Вы подвергаете сомнению такие вещи, как ваши ценности, духовность, убеждения, интересы или карьерный путь, которые имеют большое влияние на то, как вы видите себя.
  • Вы ищете больше смысла, разума или страсти в своей жизни.

Спрашивать о том, кто вы, — это совершенно нормально, особенно с учетом того, что мы меняемся на протяжении всей жизни.Однако когда это начинает влиять на ваше повседневное мышление или функционирование, у вас может быть кризис идентичности.

Что-то посерьезнее?

Кризис любого типа также может привести к ухудшению вашего психического здоровья.

Было показано, что негативное отношение к себе или своей жизни является маркером уязвимости перед депрессией.

Если у вас есть признаки депрессии, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью. Вам следует немедленно обратиться за помощью, если они сопровождаются суицидальными мыслями.

Симптомы депрессии могут включать:

  • депрессивное настроение или чувство безнадежности или никчемности
  • потеря интереса к вещам, которым когда-то пользовались
  • усталость
  • раздражительность
  • изменения аппетита или веса
  • проблемы с концентрацией, уровнем энергии, мотивация и сон

Хотя часто думают, что это происходит в определенном возрасте (например, в подростковом возрасте или во время «кризиса среднего возраста»), кризис идентичности может случиться с кем угодно, любого возраста, в любой момент жизни.

Часто кризисы идентичности или другие проблемы с психическим здоровьем могут возникнуть из-за серьезных жизненных факторов. Эти факторы стресса не обязательно должны быть плохими по своей природе, но они все равно могут вызывать сильный стресс, что заставляет вас сомневаться в том, кто вы и что вы цените.

Стрессоры могут включать:

  • женитьбу
  • развод или развод
  • переезд
  • травмирующее событие
  • потерю любимого человека
  • потерю или получение работы
  • новые проблемы со здоровьем

Эти и другие Стрессовые факторы, безусловно, могут повлиять на вашу повседневную жизнь и то, как вы себя видите.

Одно недавнее исследование показало, что такие факторы, как социальная поддержка, уровень стресса и проблемы со здоровьем, могут влиять на развитие часто называемого кризиса среднего возраста.

Ставить под сомнение свое самоощущение может быть стресс, но в долгосрочной перспективе это может быть полезно. Знание того, кто вы лучше, и адаптация к изменениям могут помочь вам расти как личность.

Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы преодолеть кризис идентичности:

Загляните внутрь себя и исследуйте

Найдите время, чтобы по-настоящему заглянуть внутрь себя и задать себе несколько вопросов о том, что вам нравится, а что нет.

Задайте себе вопросы и посмотрите, сможете ли вы со временем ответить на них и помогут ли ответы разобраться во всем. Помните, что вам не обязательно знать все ответы — они могут меняться от года к году или от десятилетия к десятилетию.

Вопросы могут включать:

  • Какие качества и характеристики определяют вас? Как это изменилось с годами?
  • Если вы переживаете серьезное изменение в жизни: как все изменилось для вас? Довольны ли вы этими изменениями? Как вы можете справиться с этими новыми событиями?
  • Каковы ваши ценности? Что-нибудь работает против них?
  • Каковы ваши интересы, увлечения и хобби? Ты делаешь то, что тебе нравится, а если нет, то почему? (Если вы любите играть в теннис и не играете несколько лет, какие факторы мешают этому?)
  • На чем вы основываете? Что помогает вам справляться, когда вы боретесь?
  • Что для вас важно в отношении ваших ценностей, цели в жизни или чувства идентичности? Есть ли что-нибудь, что вы можете сделать, чтобы улучшить самоощущение?

Искать радость и другие способы справиться

Что делает вас счастливым? Что придает вашей жизни целеустремленность и радость?

Вам не обязательно иметь идеальную работу, но если вы не делаете в своей жизни ничего полезного, то, возможно, именно поэтому вы чувствуете, что находитесь в кризисе.

Вы можете найти удовлетворение в волонтерстве, появлении нового хобби, общении с другими людьми или в любых других вещах, помимо работы. Или вы можете обнаружить, что новая работа будет более подходящей для вас.

Найдите поддержку

Наличие хорошей социальной поддержки может помочь повлиять на то, насколько хорошо вы справляетесь с большими изменениями, факторами стресса или вопросами идентичности. Есть так много мест, где вы можете найти поддержку.

Ищите поддержку в:

  • друзьях, партнерах и членах семьи
  • вашей общине или церкви
  • новой группе, клубе или встрече, которая разделяет ваши интересы
  • группе поддержки, особенно когда вы имеете дело с новым здоровьем проблема
  • групповая или индивидуальная терапия психического здоровья
  • командные виды спорта или занятия

Игнорирование внутренних и внешних суждений

Ожидания других людей, а также наши собственные могут иметь большое влияние на то, как мы себя чувствуем.Но не позволяйте стандартам общества диктовать, кто вы и что вам нужно.

Тот факт, что вы принадлежите к определенному возрасту, полу или культурной группе, не означает, что вам нужно следовать, если вы больше не верите в то, что следуете.

Ваше самовосприятие важно для вашего общего благополучия, и если вы потратите время и энергию на осуждающее мышление, вы ничего не добьетесь. Людям, которых вы любите, может потребоваться время, чтобы понять любые изменения, которые вы вносите, но вы будете более счастливы в долгосрочной перспективе, если будете верны себе.

Обратиться за помощью извне

Если напряжение станет слишком сильным, подумайте о том, чтобы обратиться за помощью извне. Это может исходить от надежного друга или члена семьи, с которым можно поговорить, или от специалиста по психическому здоровью, который поможет вам решить и справиться с тем, что происходит.

Никогда не бойтесь просить о помощи. Жизнь — особенно большие перемены — может показаться пугающей, но все мы через это проходим.

Чувство себя и идентичности важно для всех. Хотя кризис идентичности может заставить вас почувствовать себя потерянным или разочарованным, кризисы такого типа также могут быть фундаментально полезными.

Если подвергнуть сомнению свое самоощущение, свою цель и свои ценности, это поможет вам лучше понять, кто вы есть и кем вы будете. Помните, что изменения — это часть жизни, и, оглянувшись назад, вы увидите, что менялись все время.

Если вы испытываете множество серьезных жизненных стрессов и чувствуете, что находитесь в серьезном кризисе психического здоровья, обратитесь к специалисту, который поможет вам разобраться в том, что вы переживаете.

Q:

Все ли подростки испытывают кризис идентичности, и как родители могут поддержать своих детей, которые могут через это пройти?

Анонимный пациент

A:

Многие люди считают, что подростковый возраст — это неизменно время «бури и стресса», что частично может быть связано с формированием идентичности или даже с «кризисом идентичности».Однако исследования не подтверждают это мнение. Многие подростки проходят этот этап развития без проблем, в то время как у некоторых возникают умеренные проблемы, с которыми они могут справиться после некоторого времени и усилий или при некоторой дополнительной поддержке. У небольшого меньшинства будут существенные проблемы, требующие интенсивной и постоянной поддержки. Как бы то ни было, все подростки обнаруживают, что сами определяют и решают, «кто они такие», поскольку им дается больше возможностей для самоуправления и автономии во время перехода к взрослой жизни.Для родителей важно создать атмосферу безопасности и открытости, в которой подростки могут спокойно делиться своими мыслями и чувствами, не опасаясь осуждения. Такие отношения будут способствовать развитию разговоров, которые поддержат подростков в их переходный период, независимо от уровня сложности или «кризиса».

Диллон Браун, PhD Ответы отражают мнение наших медицинских экспертов. Весь контент носит исключительно информационный характер и не может рассматриваться как медицинский совет.

Кризис идентичности (психология)

Кризис идентичности (психология)

Эрик Эриксон, психолог, придумавший термин кризис идентичности , считает, что кризис идентичности — это самый важный конфликт, с которым сталкиваются люди, проходя восемь этапов развития в жизни.

Описание

Идентичность — это «субъективное ощущение, а также наблюдаемое качество личного тождества и преемственности в сочетании с некоторой верой в тождество и непрерывность некоторого общего образа мира.Как качество жизни без самосознания, это может быть великолепно очевидно в молодом человеке, который нашел себя так же, как он нашел свою общность. В нем мы видим, как возникает уникальное объединение того, что необратимо дано — то есть телосложения и темперамента, одаренности и уязвимости, инфантильных моделей и приобретенных идеалов — с открытым выбором доступных ролей, профессиональных возможностей, предлагаемых ценностей, наставников. встретились, завязались дружеские отношения и первые половые контакты ». (Erikson, 1970.)

Согласно стадиям Эриксона, кризис идентичности наступает в подростковом возрасте, и только люди, которым удастся разрешить кризис, будут готовы к встрече с ним. будущие вызовы в жизни.Но кризис идентичности вполне может повторяться, поскольку меняющийся мир требует от нас постоянного переосмысления себя. Эриксон предположил, что люди переживают кризис идентичности, когда они теряют «чувство личного сходства и исторической преемственности». Учитывая сегодняшнее быстрое развитие технологий, глобальной экономики, динамики локальной и мировой политики, можно было бы ожидать, что кризисы идентичности будут повторяться сейчас чаще, чем даже тридцать лет назад, когда Эриксон сформулировал свою теорию Fact | date = April 2008 .

четные области

Если вы снова столкнетесь с кризисом идентичности, вы можете выделить семь проблемных областей, в которых нужно работать для решения; Временная перспектива : Можете ли вы отличить немедленное удовлетворение от долгосрочных целей? Вы научились балансировать между использованием возможностей, как только они представляются вам, и стабильной и терпеливой работой для достижения своей долгосрочной цели ?; Уверенность в себе : Чувствуете ли вы себя последовательным в своей самооценке и в образе, который вы представляете другим ?; Ролевые эксперименты : Пробовали ли вы разные роли в поисках той, которая вам подходит ?; Ожидание достижений : Верите ли вы, что добьетесь успеха в том, чем вы решите заниматься — независимо от того, на работе вы или дома ?; Сексуальная идентичность : комфортно ли вам быть мужчиной или женщиной и общаться с другими как таковыми ?; Поляризация лидерства : способны ли вы стать одновременно лидером и последователем, в зависимости от того, что требуется в данной ситуации ?; Идеологические : Нашли ли вы набор основных социальных, философских или религиозных ценностей, на которых может основываться ваш взгляд на жизнь?

ee также

* Экзистенциальный кризис

Список литературы

* [ http: // психология.about.com/od/theoriesofpersonality/a/identitycrisis.htm Кризис идентичности — теория и исследования ]

Фонд Викимедиа. 2010.

  • Джон Эльфинстон, 13-й лорд Эльфинстон
  • Вторая школа Габриэль-Дюмон

Посмотреть другие словари:

  • Кризис идентичности — может относиться к: В психологии: * кризис идентичности (психология), внутренний конфликт и поиск идентичности В комиксах: * Кризис идентичности (комиксы), ограниченная серия из семи выпусков комиксов DC *, восемь частей сюжетная линия, напечатанная в Marvel Comics Spider Man…… Wikipedia

  • Кризис (значения) — Кризис (от греческого κρίσις) — это травмирующее или стрессовое изменение для человека или нестабильная и опасная ситуация для общества.Кризис может означать: Комиксы: Кризис (комикс), британский комикс Кризис (DC Comics) Кризис на бесконечных Землях,…… Википедия

  • Идентичность (социальные науки) — Идентичность — это общий термин, используемый в социальных науках для описания понимания человеком себя как дискретной, отдельной сущности. Этот термин, хотя и является общим, может быть уточнен в дисциплинах психологии и…… Wikipedia

  • Формирование идентичности — это процесс развития индивидуальной личности индивида, рассматриваемой как сохраняющаяся сущность (известная как личная преемственность) на определенном этапе жизни, на котором индивидуальные характеристики обладают индивидуальными характеристиками, благодаря которым человек…… Википедия

  • Теория управления идентичностью — Теория управления идентичностью, созданная Питером Бёрком, сосредотачивается на природе идентичности людей и взаимосвязи между их идентичностями и их поведением в сфере их социальной структуры.Личности человека укоренены…… Wikipedia

  • Антикризисное управление — это процесс, с помощью которого организация имеет дело с крупным событием, которое угрожает нанести вред организации, ее заинтересованным сторонам или широкой общественности. Исследование антикризисного управления возникло в крупномасштабных промышленных и экологических…… Wikipedia

  • Коллективная идентичность — Карты зрителей дополняют массовое танцевальное шоу, Кэсон, Северная Корея Термин коллективная идентичность может относиться к множеству понятий.В целом, однако, эти концепции обычно относятся к явлениям, когда люди воспринимают членство в… Wikipedia

  • Список тем по психологии — На этой странице перечислены все темы, связанные с психологией. Это сделано для того, чтобы те, кто интересуется этой темой, могли отслеживать изменения на страницах, нажимая Связанные изменения на боковой панели. Также необходимо увидеть пробелы в освещении Википедией…… Википедии

  • Социальная психология (социология) — Социологическая социальная психология, также известная как психологическая социология, — это специальная область социологии, которая связывает макросоциальные явления (например,грамм. социальный класс) к отношениям и поведению людей. [Хаус, Дж. С. (1977). Три лица…… Википедия

  • социальная психология — психологическое исследование социального поведения, в особенности. взаимного влияния индивида и группы, с которой индивид взаимодействует. [1905 10] * * * Раздел психологии, связанный с личностью, отношениями, мотивациями и…… Universalium

Что такое кризис идентичности? (с иллюстрациями)

Кризис идентичности — это время в жизни, когда человек начинает серьезно искать ответы о природе своего существа и искать идентичность.Психолог развития 20-го века Эрик Эриксон разработал этот часто используемый термин. Он использовал это в основном применительно к переходному периоду в подростковом возрасте, когда дети начинают определять, что они будут делать, став взрослыми, и каковы их ценности. Сейчас считается, что кризис идентичности может произойти в любое время жизни, особенно в периоды больших перемен.

Переход во взрослую жизнь может заставить подростков искать свою идентичность.

Большинство подростков проходят периоды неповиновения родительским фигурам и другим авторитетам. Хотя дети могут делать крайне неправильный выбор, когда они решают бросить вызов своим родителям, они часто участвуют в глубоком исследовании себя, которое помогает им определить, что они будут делать и кем они будут, когда они вступят во взрослую жизнь. Для родителей наблюдать за тем, как ребенок входит в стадию кризиса идентичности, часто бывает страшно и сложно, поскольку сознательное неповиновение определенным стандартам может быть сопряжено с риском.К сожалению, дети могут разрушить свое будущее, если слишком далеко отойдут от родительского или общественного закона; они могут в конечном итоге стать зависимыми от наркотиков или воспитывать собственных детей задолго до того, как они будут к этому готовы.

Самоанализ часто является компонентом кризиса идентичности.

Тем не менее, большинству детей приходится пройти этот ужасный переход, чтобы обрести уникальную идентичность. Когда они в разгаре, это можно назвать стадией моратория. В этой части оцениваются и исследуются варианты выбора, и среди прочего может иметь место высокий уровень исследования или различных идей, интересов, карьеры и сексуальности.Пройдя через кризис, люди добиваются того, что называется достижением идентичности. Они встали на путь и определили, кто они и кем хотят быть.

Стереотипный кризис среднего возраста иногда считают кризисом идентичности.

Это не только определение потенциальной карьеры. Такой кризис может быть связан с исследованием сексуальной идентичности и принятием решения, какие этические нормы и ценности являются наиболее важными. Некоторые люди попадают на путь, который определяет их личность без исследования или самоанализа, и это можно назвать состоянием потери права выкупа. Некоторые социологи считают, что потеря права выкупа спровоцирует кризис идентичности на более позднем этапе, так как выбор был сделан мало.Иногда люди, живущие в очень жесткой среде, делают свой выбор за них, и идентичность устанавливается без особого выбора или изучения других вариантов.

Развод — это событие, которое может спровоцировать кризис личности.

Есть определенные культуры, которые глубоко поощряют и способствуют кризису идентичности.В культурах амишей некоторые общины поощряют подростков старшего возраста жить во внешнем мире, прежде чем решить, останутся ли они постоянной частью общины амишей и будут ли креститься. Точно так же некоторые римско-католические общины теперь перенесли подтверждение на более позднее время или побуждают людей найти время, чтобы подумать, действительно ли они хотят получить конфирмацию в Церкви. Позволить проявиться идентичности до принятия таких важных решений кажется психологически разумным.

Жестокая семейная жизнь может вызвать у некоторых подростков кризис индивидуальности.

Как уже упоминалось, этот кризис не ограничивается подростковым возрастом и переходом во взрослую жизнь. Это может произойти в любое время, и многие люди называют кризис среднего возраста кризисом идентичности. Некоторые люди находят свои ценности, выбор или путь неуместными после серьезных изменений в жизни, таких как развод. Более того, страны и сообщества также могут пострадать от этих кризисов по мере их роста или реакции на серьезные изменения. То, как культура идентифицирует себя и то, что она хочет и дорожит, может быть частью кризиса национальной идентичности, разрешение которого может потребовать времени и которое может постоянно изменяться.

Люди, переживающие кризис идентичности, могут искать вдохновения в религии. .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *