Кризис идентичности это в психологии: что это такое, причины, как справиться / Skillbox Media

Кризис идентичности: что делать, если потерял себя

Здоровье

© Victorien Ameline/Unsplash

Автор Василиса Кирилочкина

27 февраля 2019

Личностный кризис случается хотя бы раз в жизни. Мы как будто зависаем в лимбе, где старые ценности и стремления уже не вдохновляют, а новых еще не появилось. Pink выяснил, как распознать надвигающийся кризис и вынести из него максимальную пользу.

Задаваться философскими вопросами о смысле жизни и своем предназначении — это нормально и даже хорошо. Но если размышления на такие важные темы заводят в тупик, портят настроение, мешают нормально функционировать и вгоняют в хандру — возможно, вы переживаете кризис идентичности. Впервые это понятие ввел знаменитый американский психолог Эрик Эриксон. Особое внимание в своих трудах он уделял кризису среднего возраста, но отмечал, что любой период переформирования личности может повлечь потерю самоопределения. Хорошая новость в том, что грамотный выход из любого кризиса помогает личности расти и развиваться.

Есть ряд признаков, по совокупности которых можно распознать тревожное состояние. В первую очередь это мучительные поиски себя, которые сопровождаются негативными мыслями и фрустрацией. Если на протяжении долгого времени (больше месяца) вы пытаетесь переосмыслить свое предназначение, ценности и стремления, но не получаете желаемых ответов, если каждый день на работе спрашиваете себя «Что я здесь делаю?» или смотрите на партнера и думаете «Почему мы вместе?», стоит тщательно проанализировать свое состояние.

Импульсом для кризиса может выступить сильный стресс и значительные перемены в жизни: потеря или смена работы, расставание, потеря близкого человека, тяжелые заболевания, любой сильно травмирующий опыт или потрясение. Причины кризиса кроются не только в плохом. Переезд на другой континент, о котором вы мечтали и планировали пять лет, или брак тоже может стать импульсом. Если после свадьбы вы чувствуете опустошение, это не обязательно значит, что вы выбрали не того человека: просто вам нужно переосмыслить свой новый статус.

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

Иногда тяжелый кризис и недовольство собой могут привести к депрессии — опасному состоянию, которое ни в коем случае не стоит запускать. Лучше обратиться к врачу, он может подобрать грамотную терапию. Но во многих случаях кризис идентичности — просто переходное состояние, которое нужно пережить. Чтобы сделать это было легче, попробуйте специальные техники.

© Jasmine Ornelas/Unsplash

Кризис идентичности — отличная возможность по-настоящему узнать себя, открыть что-то новое и стать более осознанным. Чтобы поиск ответов на главные вопросы жизни, вселенной и всего остального проходил не так мучительно, постарайтесь сменить тональность этих вопросов.

Например, перестаньте спрашивать «Почему?» и начните выяснять «Зачем?». Первый вопрос заставит вас закапываться в прошлом, а второй настроит на поиск решения в будущем. Составьте сами для себя анкету со всеми важными вопросами и заполните ее. Помните, это не экзамен, так что неправильных ответов здесь нет.

Более того, отвечать на все вопросы сразу вовсе необязательно, и ответы могут в любой момент измениться. В том числе стоит спросить себя: «Что меня приободряет? Что помогает пережить трудный день?». Напишите список всего, что улучшает настроение, и обращайтесь к нему как можно чаще в период кризиса (да и всей жизни).

В особо грустные моменты вам может помочь чашка горячего шоколада, прогулка с другом, спорт или даже просмотр реалити-шоу про ремонт: не отказывайте себе в удовольствиях и ни в коем случае не вините себя за них. Еще один важный вопрос — «Что наполняет мои дни смыслом?». Что помогает вам засыпать с чувством выполненного долга, гордости и радости? Возможно, вы недовольны своей работой и пока не готовы искать альтернативу — зато вполне можете записаться в какую-то полезную волонтерскую программу или на курсы, чтобы обучиться новым навыкам. Новые знания, ко всему прочему, помогают бороться с депрессией и повышают гибкость ума.

Один в поле не воин, даже когда дело касается внутренних метаний и поисков. Социальная поддержка действительно помогает легче переживать стрессовые ситуации, тяжелые эмоциональные состояния и личностные кризисы. Попробуйте обсудить свою ситуацию с друзьями и близкими — возможно, они тоже прошли через что-то подобное или проходят прямо сейчас, так что смогут поделиться опытом. В любом случае вы можете рассчитывать если не на совет, то как минимум на эмпатию и поддержку. Если понимаете, что дружеского сочувствия не хватает, не бойтесь обращаться к психологу или в группы поддержки (особенно если речь идет о кризисе после болезни или утраты). Еще один отличный вариант — присоединиться к какой-то спортивной секции: командная игра сближает и дарит массу положительных эмоций.

© kevin laminto/Unsplash

Пожалуй, самое главное в истории с поиском себя — искать именно себя, а не образ, соответствующий чьим-то ожиданиям: бойфренда, мамы или всего общества в целом. В 30 лет вы можете обнаружить, что совсем не хотите быть большим боссом. Отказавшись карабкаться по карьерной лестнице в крупной компании, вы рискуете превратиться в аутсайдера в глазах общества. Или, допустим, вы пока не готовы становиться родителем. Покупать квартиру. Вступать в серьезные отношения. Может случиться наоборот: пока вокруг все постоянно путешествуют, встают на серф, пишут книги и садятся на шпагаты, вам только и хочется, что приходить с работы в шесть вечера и смотреть сериалы.

Общество всегда может вас осудить — когда вы что-то делаете, не делаете или делаете не так, как принято. Но прелесть общества в том, что оно эфемерно и безлико. А вот настоящие друзья, хорошие коллеги и верные партнеры — люди вполне реальные. Они с большой вероятностью не будут осуждать выбор, который делает вас счастливым. Чем бы вы ни занимались, каких бы ценностей ни придерживались и к каким бы идеалам ни стремились — у вас всегда найдутся единомышленники, которые вас поддержат. Так что главное — разобраться с собой. А остальное обязательно приложится. 

Социальные аспекты кризисной идентичности личности

Социальная психология | Мир педагогики и психологии №04 (45) Апрель 2020

УДК 159. 923.2

Дата публикации 23.04.2020

Красовская Наталия Рудольфовна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и виктимологии, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия, [email protected]

Аннотация: В статье обсуждаются проблемы кризисной идентичности, как одного из самых популярных в различных областях знания и актуальных направлений современных исследований. Кризис — психологическое состояние личности, возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни, ведущее к дезинтеграции и дезадаптации через потерю основных жизненных ориентиров, ценностей, базовой мотивации. Идентичность по определению Э. Эриксона, социализированная часть «Я», субъективное чувство, а также объективно наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности, постоянство некоторой разделяемой с другими людьми картины мира. Кризисная идентичность, являясь производной кризиса, обладает противоположными характеристиками. На основе анализа представлений о природе идентичности в традиционных концепциях и современных исследованиях выделены социальные факторы и ситуации, в которых кризис переживается наиболее глубоко и остро: потеря работы, выход на пенсию, проблемы идентификации в области психологии здоровья, влияние СМИ, как фактора кризисной идентичности. Представлены социально-психологические аспекты кризисной идентичности личности вынужденных переселенцев и беженцев, отмечается, что глобализационные процессы, полиэтничность большинства современных стран, взаимодействие, направленное на создание новых социальных связей между людьми разных культур, усиливают социальную динамику и становятся одним из решающих факторов изменений в «картине мира», трансформации идентичности.
Ключевые слова: идентичность, кризисная ситуация, кризисное состояние, картина мира, ценности личности, кризис идентичности

Social aspects of the crisis identity of the personality

Krasovskaia Nataliia Rudolfovna
PhD in Psychological Sciences, Associate professor at the Department of Social Psychology and Victimology, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russia

Abstract: The article discusses the problems of crisis identity, as one of the most popular in various fields of knowledge and relevant areas of modern research. Crisis is a psychological state of a person arising as a result of obstacles in the usual course of life, leading to disintegration and maladaptation through the loss of major life goals, values, and basic motivation. According to E. Erickson’s definition identity is the socialized part of “I”, subjective feeling, as well as the objectively observed quality of personal self-identity and continuity, the constancy of some image of the world shared with other people. Crisis identity, being a derivative of a crisis, has opposite characteristics. Based on the analysis of the nature of identity in traditional concepts and modern research, social factors and situations are identified in which the crisis is experienced most deeply and acutely: job loss, retirement, identification problems in the field of health psychology, the influence of the media as a factor in crisis identity. The socio-psychological aspects of the crisis identity of the IDPs and refugees are presented, it is noted that globalization processes, the multi-ethnicity of most modern countries, interaction aimed at creating new social ties between people of different cultures, strengthen social dynamics and become one of the decisive factors of changes in the “image of the world”, the transformation of identity.
Keywords: identity, crisis situation, crisis state, image of the world, personal values, identity crisis.

Правильная ссылка на статью

Красовская Н.Р. Социальные аспекты кризисной идентичности личности / Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 04 (45). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/sotsialnye-aspekty-krizisnoj-identichnosti-lichnosti.html (Дата обращения: 23.04.2020)

Внимание к понятию и актуальным   проблемам исследования «кризисной идентичности» возросло сравнительно недавно: на рубеже ХХ и ХХI в.в. В настоящее время, это одно из самых популярных и актуальных направлений исследований в социальной психологии, социологии, культурологии, философии, антропологии других областях современного знания. Так в работах Т. Г. Стефаненко рассматривается кризис социальной и прежде всего этнической идентичности [16]. Н. М. Лебедевой изучены смысловые аспекты кризиса идентичности [16]. Н. А. Самойлик отмечает, что важно разделять кризисы идентичности и нормативные кризисы возрастного развития рассматривать кризис идентичности как отдельную категорию [14]. Интерес к проблеме трансформаций, кризиса идентичности на сегодняшний день определяется состоянием современного мира, основными характеристиками социальных процессов в котором являются — нестабильность, неоднозначность, сложность, неопределённость. Интенсификация контактов и взаимодействия между людьми разных культур, полиэтничность многих стран усиливают социальную динамику. Специфика социальных процессов как отмечают исследователи, приводит человека к необходимости «сонастраивать» систему персональных ценностей с актуальной ситуацией ценностных «сдвигов» (Гаврилюк, 2002; Головаха, 2000; Леонтьев, 2000; Морогин, 2009; Тихомандрицкая, 2000; Яницкий, 2010).  Мир стремительно меняется, также, как и представления человека о самом себе и своём месте в новой реальности (Лебедева, 1999; Стефаненко, 2004; Белинская, 2001; Вяткин, 2014).

В истории науки существует солидная традиция обращения к проблеме идентичности [1]. На границе ХIХ-ХХ столетий о значимости и взаимосвязи двух сторон идентичности — социальной и личностной упоминается в работах Э. Дюркгейма, У. Джемса [1]. В работах отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, И.С. Кона, проблематика идентичности соотносятся с понятием самосознания личности. Результаты исследований многих современных российских специалистов — психологов и этнопсихологов (Г.М. Андреева, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, Е. Н. Загоруйко, Н.Р. Красовская, Т. Г. Стефаненко, Г. У. Солдатова, В. Ю. Хотинец, Н. М. Лебедева, Е. П. Белинская, С. Д. Гуриева и др.) описывающих разные аспекты идентичности, её природу, особенности формирования и проявлений показывают, что проблема идентичности личности не случайно занимает место одной из центральных в большинстве гуманитарных наук. Идентичность по образному сравнению З. Баумана, одного из наиболее авторитетных теоретиков социологического знания — «…призма, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни» (Бауман, 2002, с. 176).  Варианты определения этого понятия разными исследователями отражают как его сложность, так и значимость для становления и адаптации личности. Так, М.В. Заковоротная отмечает, что идентичность «многомерный процесс в человеческом становлении, исследование которого совмещает социальные, психологические, культурологические, биологические аспекты. Идентичность–модель жизни, позволяющая разделить «Я» и окружающий мир, определить соотношение внутреннего и внешнего для человека, конечного и бесконечного, адаптации и самозащиты, упорядочить разнообразие в целях самореализации и самоописания» [6].

Глубинные психологические исследования идентичности берут своё начало в психоанализе и связаны с научной и практической деятельностью З. Фрейда и К. Юнга.  Дальнейшее развитие эти идеи нашли в работах Э. Эриксона, который обратился к понятию «идентичности» в годы Второй Мировой войны [18], при изучении особых психических состояний участников военных действий (в терминологии тех лет — «военных неврозов»), которое постепенно приобретает популярность в разных областях науки и практики, становится междисциплинарным. Обзор современных зарубежных научных работ обнаруживает значительное количество теорий и концепций исследования идентичности.

Согласно Дж. Миду, идентичность личности — способность воспринимать свое поведение и жизнь как связанное, единое целое, опосредованное социально — «Ме» и субъективно — «I». Неосознаваемая идентичность, представляет собой неосознанно принятые человеком нормы, комплексы ожиданий социальной группы, к которой он принадлежит. Осознаваемая — результат размышления человека о себе (наличие рефлексии, языка как средства общения, приобретенного в социальном взаимодействии) [23].  По мнению Гоффмана [21] идентичность имеет социальную детерминированность и возникает только при условии включенности индивида в социальную группу, в общении с членами этой группы.  Ю. Хабермас, опираясь на идеи И. Гофмана и Дж. Мида, вводит новое понятие – «Я-идентичность», включающее личностную и социальную составляющие [22]. Личностная идентичность обеспечивает связность истории жизни человека. Социальная —  возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек. «Я-идентичность» возникает в балансе между личностной и социальной идентичностью.

Г. Тэджфел и Дж. Тернер [24] отмечают, что идентичность — это некая когнитивная структура, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях включает в себя две подсистемы: личностную идентичность (самоопределение в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт) и социальную, складывающаяся из отдельных идентификаций на основе чувства принадлежности человека к различным социальным категориям: расе, национальности, полу и т.д. По А. Ватерману, личностная идентичность — самоопределение в ценностях и целях, которыми человек руководствуется в течение всей жизни, их отбор и «присвоение» [25].  Дж. Марсиа определил идентичность как «структуру эго — внутреннюю, самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории», отмечая, что развивается структура идентичности по мере повышения осознания своих сильных и слабых сторон осмысленности принятия решений относительно своей жизни [20]. Им описаны четыре статуса идентичности по критериям «принятия–непринятия обязательств» и «исследования альтернатив, предшествующее выработке обязательств». Об «устойчивой» идентичности свидетельствуют статусы «достигнутая» и «предрешенная идентичность». О «неустойчивой» идентичности – статусы «диффузная» и «мораторий». «Диффузная» идентичность представляет собой самый неблагоприятный вариант и показывает, что индивид бездействует, либо затрудняется в поиске, и выборе решения проблем. Такая идентичность может наблюдаться у человека в кризисе.

Идеи «эго-психологов» А. Фрейд, Х. Гартмана, Д   Рапопорта, Э. Криса о том, что «Я» – не пассивный наблюдатель между «Оно» и «Сверх-Я», а активная часть, способная соединять крайности, разрешать конфликты, а значит, усиление «Я», это главная цель развития и психотерапии были близки Э. Эриксону: он опирается на них, рассматривая циклы развития и кризисы «Я» на пути к зрелости, автономии, продуктивности [19].

Идентичность по Э. Эриксону — социализированная часть «Я», «субъективное чувство, а также объективно наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности, постоянство некоторой разделяемой с другими людьми картины мира» (Эриксон, 1996, 2000). По его мнению, развитие – процесс, который продолжается всю жизнь, каждая из восьми стадий отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого позволяет переходить на новый этап. При этом, личностный кризис становится следствием неспособности разрешить актуальное внутреннее противоречие.

Кризис – это психологическое состояние максимальной дезинтеграции и дезадаптации личности, выражающееся в потере основных жизненных ориентиров (касающихся ценностей, базовой мотивации, поведенческих паттернов, Я-концепции) и возникающее в результате препятствий в привычном течении жизни субъекта [11]. Кризисные состояния возникают на основе критической ситуации — обстоятельств, при которых субъект сталкивается с реальной невозможностью, либо с затруднениями в удовлетворения фундаментальных потребностей, стремлений, ценностей реализации мотивов, не может справиться с возникшей проблемой привычным способом. Критические ситуации могут быть вызваны как внутренними по отношению к личности, так и внешними причинами, что является основой для выделения нормативных и ненормативные кризисов личности. На начальном этапе исследования кризисы, переживаемые человеком, изучали в рамках личностной динамики в разные периоды возрастного развития (Л.С. Выготский, Э. Эриксон). Постепенно и закономерно в круг интересов исследователей попадают и   кризисы зрелого периода развития личности.

Кризис идентичности — это особая ситуация сознания, когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и свою ценность [1].

Кризисная идентичность, являясь производной кризиса, обладает сходными характеристиками. Кризис идентичности фокусируется на определенных сферах, затрагивая значимые аспекты жизни человека.

В настоящее время несмотря на то, что результаты изучения его особенностей широко представлены на теоретическом уровне, в литературе и в практической работе специалистов помогающих профессий, актуальность проблемы не только сохраняется, но и усиливается спецификой социальных процессов. Так Н. А. Самойлик разделяет понятия «нормативный возрастной кризис» и непосредственно «кризис идентичности» (табл. 1) [14].  Для диагностики и анализа выраженности проявлений кризиса идентичности автор использует «Опросник кризисной идентичности» (ОКИ), в котором представлены шкалы, отражающие 8 значимые сфер жизни и отношений и 9 шкала — показатель кризиса идентичности. 

Таблица 1. Проявления кризиса

Возрастной нормативный кризис

Кризис идентичности

1

происходит на стыке двух возрастов

не имеет непосредственной связан с конкретным возрастом

2

изменение социальной ситуации развития

связан с изменением ценностно­смысловой системы

3

переживается как внешний конфликт

переживается как внутренний конфликт

4

подготавливается предыдущим ходом развития

про­исходит внезапно

5

длится от нескольких месяцев до года

может длиться годами

6

неустойчивый

закрепляется в структу­ре личности

7

не дезадаптирует личность

носит дезадаптивный характер

Е. Л. Солдатова, рассматривая кризисы, имеющие нормативную природу отмечает, что в процессе развития взрослого человека присутствуют стабильные и кризисные периоды. Динамика нормативных кризисов связана с задачами, которые ставит жизнь при достижении человеком определенного возраста, а также изменением социальной ситуации его развития. Выявить динамику нормативных кризисов можно исследуя эгоидентичность по «Методике диагностики структуры и статусов эгоидентичности», разработанной автором и включающей такие шкалы как «Ответственность за выбор», «Самодостаточность», «Осознанность жизненного пути», «Эмоциональная зрелость», «Принятие настоящего», «Осознанность собственных ценностей», «Соответствие себе», являющиеся показателями наличия или отсутствия кризиса [15].

Результаты исследования гендерного аспекта идентичности, с использованием опросника «Личностная и социальная идентичность» (ЛиСИ) С. Урбиной и методики «Эго-идентичность» [13] показывают, что  статус «достигнутая идентичность», для которого  характерны самостоятельность в активном поиске решения проблемы и принятии такого решения, определяется согласованностью компонентов личностной и социальной идентичности, с соответствующими показателями опросника ЛиСИ: «внутренний мир», «здоровье», «будущее» — для личностной  и  «работа», «материальное обеспечение», «семья», «отношения с окружающими», «я и общество» — для социальной идентичности. Выстраивать собственные планы на будущее, которые отличны от родительских и при необходимости могут быть скорректированы «под задачу» в процессе самореализации позволяет «достигнутая» или сконструированная (в терминологии Дж. Марсии) идентичность личности. Полученные в исследовании результаты подтверждают данные Е.Л. Солдатовой, о том, что в кризисе идентичности задействованы три статуса: «диффузная идентичность» и «предрешённость», влияют на психоэмоциональное состояние и активность индивида отрицательно. «Достигнутая идентичность», при которой сбалансированы компоненты личностной и социальной идентичности, создает позитивный эмоциональный фон, обеспечивает активность и адаптивность.

Обзор социальных аспектов кризисной идентичности показывает: в настоящее время кризисная идентичность у взрослых людей может быть связана с «синдром опустевшего гнезда», разводом и многими другими субъективно и объективно трудными ситуациями социального и межличностного взаимодействия [12]. Однако наиболее острый и болезненный вариант проживания кризиса имеет место при потере человеком работы, выходе на пенсию, в условиях эмиграции.

Беженцы сталкиваются с проблемами при пересечении границ государств, необходимостью адаптироваться к новой культуре [12], другой ментальности, трудностями во многих сферах жизни, которые становятся причиной не только нового стресса, но и постстрессового синдрома, проявляющегося у них из-за многочисленных вопросов экономического, финансового, жилищного, бытового характера. Постстрессовый синдром приводит многих вынужденных переселенцев и беженцев к кризису идентичности, когда при нарушении базовой для человека и общества потребности в устойчивости и безопасности разрушается и привычная картина мира [8]. В подобных условиях у человека обостряется, актуализируется «чувство принадлежности» к определенной этнической группе —  этнокультурная идентичность, как наиболее древняя, устойчивая форма идентичности в ситуации нестабильности. Её основные функции – ориентирующая и защитная позволяют обрести опору, приводят эмигрантов к поиску земляков, созданию этнических сообществ, как позитивного ресурса, источника помощи и поддержки. Но страх многочисленных потерь, утраты Родины, дома, этнокультурной идентичности может находить «выход» в проявлении экспансивных реакций и предпочтении социально неприемлемых агрессивных способов поведения по отношению к социуму, который для беженцев является принимающим [8]. Это создает конфликтные ситуации и напряжение, свидетелями которого мировое сообщество стало в начале ХХI века, наблюдая за спонтанными социальными процессами в европейских странах, потоками беженцев, обрушившихся на Францию и Германию. Миграционные процессы затрагивают жизнь многих людей современного мира, являясь одним их самых весомых и распространенных факторов кризиса идентичности не только среди беженцев и вынужденных переселенцев, но и среди жителей тех стран, в которых стали оседать беженцы. В последние годы масштабность и острота кризиса идентичности в этих странах сказалась на итогах выборов в органы власти: местное население более активно голосовало за консервативные партии, выступающие за ограничение миграции. Преодолеть кризис идентичности возможно, если в условиях эмиграции будет сформирована новая идентичность, в которую интегрированы элементы прежней идентичности (определенные этнические символы, религиозная вера, национальные блюда и др.), наряду  с новой (освоение нового языка, адекватное отношение к новому месту жительства, уважение ментальности и психологии, изменение гендерного поведения и др.) [8, 10, 17].

В современном мире одним из самых широко распространенных ненормативных кризисов является потеря работы при увольнении — кризис профессиональной идентичности [7], который остро, и в тоже время глубоко переживается человеком. Растерянность, злость, гнев, вина часто приводят к депрессивным состояниям.

Переход работающего человека на государственное обеспечение, связанный с наступлением пенсионного периода для многих является причиной эмоционального упадка, приводящего к кризисному состоянию. Осознание изменившейся реальности, необратимости ситуации, специфического статуса «пенсионер», когда во всех документах неизбежно встречаются словосочетания «по старости», «время дожития» — становится причиной переживания всего спектра негативных эмоций от уныния и дискомфорта до паники, ужаса и депрессии, прежде всего у граждан нашей страны, но в целом – это общая психологическая закономерность смены (утраты) человеком социального статуса [2,5].

Ряд междисциплинарных социальных проблем идентификации, обсуждаемых в области психологии здоровья, по мнению Г.М. Андреевой, имеют более широкое значение. Например, стигматизация (как наложение клейма на группу, воспринимаемую негативно) по отношению к больным СПИДом, имеющим кризисную идентичность. Один из значимых социальных аспектов связан с обретением новой идентичности человеком, который серьезно (или неизлечимо) болен и нарушений в этом процессе [1, 3]. Особое и отдельное место среди факторов кризисной идентичности занимает информационная среда, как основной и чрезвычайно эффективный (чаще, со знаком минус) современный инструмент социального влияния на глобальном уровне [1, 9].

Сегодня, актуальная ситуация для миллионов людей настолько же драматична, насколько динамична: определенно предвидеть развитие событий в мире практически невозможно. Привычная для человека картина мира, за как в калейдоскопе, приобретает новые очертания. При этом, ситуация глобальная, масштабная, с высокой степенью свободы и уровнем спонтанности. И тем не менее, это часть нашей реальности, требующая как от отдельного человека, на личностном уровне, так и от всего общества на уровне социальном, осознанного, ответственного, своевременного и адекватного реагирования, способности адаптироваться к кризисным условиям, в том числе выстраивая новую идентичность. С одной стороны, это может дестабилизировать состояние и поведение людей, но с другой — приводит к поиску выхода за прежние личные пределы «Я», формирования новых моделей и принципов социального взаимодействия на глобальном уровне.

Таким образом, анализ состояния проблемы показывает, что основными факторами, определяющими научный интерес и практическую значимость проблематики и трансформаций идентичности в современных условиях, являются нестабильность, сложность, неопределённость и неоднозначность социальных процессов, как основные характеристики социальной среды.

Составляющие обзор данные о личностных, возрастных, профессиональных, статусных, этнокультурных особенностях кризисной идентичности могут быть использованы в практической деятельности психологов и специалистов человеко-ориентированных профессий при решении задач оптимизации социального взаимодействия. В перспективе актуальным направлением дальнейших исследований может стать проблема кризисной идентичности личности в условиях социальной нестабильности. Также важно обратить внимание на состояние идентичности в условиях массовой изоляции, как следствия мировой пандемии короновируса: изучить особенности восприятия, проживания и адаптации к сочетанию неопределенности (недостаточной осведомленности о направлениях, уровнях, масштабах изменений, дезориентированности) и изоляции.


Список литературы

1. Андреева Г.М. Личность в поисках идентичности в глобальном мире // Социальная психология сегодня: поиски и размышления. – М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2009.
2. Базылевич Т.Ф. Психология высших достижений личности.: Монография.- М.: Инфра-М, 2018. — 251 c.
3. Баксанский О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. — М.: КД Либроком, 2018. — 368 c.
4. Бауман З. Индивидуализированное общество: пер. с англ. – М.: Логос, 2002.
5. Дерябин В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: О сознании, о «я», о счастье. Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. — М.: Издательство ЛКИ, 2016. — 202 c.
6. Заковоротная М.В. Идентичность человека: социально-философские аспекты. — Ростов-на-Дону, 2009.
7. Иванова Н. Л. Модернизация экономики и глобализация: В 3 кн. Кн. 2 Профессиональная идентичность как фактор конкурентоспособности личности в современном бизнесе. — М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009. С. 383-390.
8. Красовская Н.Р. Кризис идентичности у беженцев и вынужденных переселенцев в современных условиях. URL: http://scipress.ru/pedagogy/articles/krizis-identichnosti-u-bezhentsev-i-vynuzhdennykh-pereselentsev-v-sovremennykh-usloviyakh.html
9. Красовская Н.Р., Гуляев А.А., Юлина Г.Н. Фейковые новости как феномен современности //Власть. 2019. Т. 27. № 4. С. 79-82.
10. Кузьмин М. Ю. Эмпирическое изучение критериев кризиса идентичности студентов старших и младших курсов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empiricheskoe-izuchenie-kriteriev-krizisa-identichnosti-studentov-starshih-i-mladshih-kursov
11. Пантелеева В.В. Психология кризисных состояний личности: учеб. пособие / В.В. Пантелеева, О.И. Арбузенко. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2011. – 194 с.
12. Пикулева О.А. Психология самопрезентации личности: Монография. — М.: Инфра. — М., 2017. 400 c.
13. Психологическое здоровье и гендерные отношения / Коллективная научная монография): Миронова О.И., Красовская Н.Р., Короленко Ц.П., Козырева Т.С., Коваленко М.В., Матанцева Т.Н., Дубровина О.В.– Новосибирск, 2012.
14. Самойлик Н. А. Феноменология кризиса идентичности / Н. А. Самойлик // Мир культуры, науки и образования. – 2010. № 6 (25), ч. 2. С. 119121.
15. Солдатова Е. Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека: дис. . д-ра психол. наук / Е. Л. Солдатова. – Екатеринбург, 2007. — 50 с.
16. Стефаненко Т. Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках / Т. Г. Стефаненко // Трансформация идентификационных структур в современной России. – М., 2001. — С. 11-30.
17. Цуркин В.А. К проблеме личностной идентичности субъекта в психологии.URL:http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/12874/1/Tsurkin_K_probleme
18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / общ. ред. и предесл. А. В. Толстых. – М.: Прогресс, 1996. 344 с.
19. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: ООО «Речь», 2000. 416 с.
20. Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbookofadolescentpsycholo¬gy. N.Y.: JohnWiley, 1980..
21. Goffman E. The neglected situation // Amer. Anthropol. 1964. V. 66. N 5. Part. 2.
22. Habermas J. Identitat // ZurReconstruktion des HistorischenMaterialismus. Frankfurt: SuhrkampVerl., 1976.
23. Mead G.H. Mind, self and Society. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1946.
24. Tajfel H., Turner J.C. An integrative theory of intergroup conflict // Austin W.C., Worchel S. (cds.) The social psychology of intergroup relations. Montrey: Brooks/Cole, 1979.
25. Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review // Devel. Psychol. 1982. V. 18. N 3.

← Предыдущая статьяРазвитие фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Следующая статья →Применение активных методов обучения на этапе актуализации знаний при обучении английскому языку (на примере работы со студентами физического факультета)

Расскажите о нас своим друзьям:

Вы переживаете кризис идентичности? Вот как узнать

Существует несколько определений кризиса идентичности, но это понятие обычно относится к вопросу о вашем месте в мире и о том, кто вы есть как личность.

Возможно, вы чувствуете, что больше не связаны с какой-то целью. Возможно, вы не понимаете, какую роль вы выполняете в этом мире и какими должны быть ваши следующие шаги.

Если это так, и вы испытываете некоторый дискомфорт от этого процесса самоисследования, возможно, вы переживаете кризис идентичности.

Что такое кризис?

В психологии под кризисом обычно понимается сильное психическое расстройство, вызванное ощущением неизбежности перемен и отсутствия ресурсов, чтобы справиться с ними.

Хотя кризис часто имеет негативное значение, он может стать возможностью для роста и позитивных изменений.

Кризис идентичности — это когда вы постоянно задаетесь вопросом, кто вы есть, включая ваши:

  • цель жизни
  • основные убеждения
  • личность
  • опыт
  • мысли, которые создают ваше восприятие себя

Концепция кризиса идентичности берет свое начало в работах психолога Эрика Эриксона.

Эриксон считал, что большинство людей переживают множественные кризисы в процессе развития личности. Он думал, что развитие чувства идентичности было самым значительным психологическим процессом, который когда-либо переживался.

По словам Эриксона, кризис — это момент «сделай или сломай», когда вы сталкиваетесь с серьезной проблемой, связанной с вашим личным ростом и чувством собственного достоинства.

Что такое кризис идентичности?

Дэвид Флауэрс, лицензированный профессиональный консультант и адъюнкт-профессор из Дэвисона, штат Мичиган, объясняет, что во время кризиса идентичности вам могут наскучить или разочаровать вещи, которые раньше имели для вас большое значение, например:

  • ролей в дома или на работе
  • ценности
  • отношения
  • убеждения
  • личные или профессиональные цели
  • деятельность
  • образцы для подражания

Кризис идентичности заключается в том, чтобы подвергнуть сомнению некоторые или все эти аспекты.

Небольшой контекст: стадии психосоциального развития Эриксона

Эриксон, как и другие до него, считал, что личность и идентичность развиваются поэтапно и меняются на протяжении всей жизни.

По словам Эриксона, на каждом этапе возникают уникальные проблемы или конфликты.

Если вы успешно преодолеете это испытание, у вас разовьется особая черта. Если вы не справитесь с этой задачей, вы не разовьете указанную черту или разовьете противоположную ей.

Например, будучи младенцем, вы узнали о доверии. Если вы справитесь с этой задачей, у вас может развиться доверие к другим и отношениям. Если вы не добьетесь успеха, вы можете вырасти, не чувствуя себя в безопасности в отношениях с другими.

Эриксоновские стадии развития личности с соответствующими чертами включают:

  • стадия 1: Доверие или недоверие (младенчество)
  • стадия 2: Самостоятельность или стыд и сомнение (возраст 2-3 года)
  • этап 3: Инициатива или чувство вины (возраст 3–5 лет)
  • стадия 4: Компетентность или неполноценность (возраст 6–11 лет)
  • стадия 5: Идентичность или смешение ролей (возраст 12–18 лет)
  • стадия 6: Близость против изоляции (возраст 19-40)
  • стадия 7: Забота о других против застоя (возраст 40-65)
  • стадия 8: Целостность эго против отчаяния (возраст 65+)

Хотя этап 5 посвящен поиску своей роли в мире, все этапы вносят свой вклад в различные аспекты вашей личности. В этом смысле вы развиваетесь и подвергаете сомнению свою личность на протяжении всей своей жизни.

Когда вы исследуете, что значит быть вами , эмоции и мысли, которые приходят вместе с вами, могут быть очень личными и уникальными.

Не существует универсального списка признаков кризиса идентичности. По возрасту тоже нет правил.

Подросток, скорее всего, пройдет через кризис идентичности, чтобы определить, кем он является или хочет быть как личность. Но также возможно, что у вас есть подобный опыт в любой другой момент жизни, особенно если вы испытываете значительные жизненные изменения.

По словам Флауэрса, некоторые распространенные признаки того, что вы, возможно, испытываете кризис идентичности, включают:

  • чувство скуки или беспокойства из-за вещей, которые раньше приносили удовлетворение
  • частые вопросы к себе, в чем «смысл» ваших действий или ролей вы играете
  • чаще думаете о смерти или о том, как быстро уходит время (особенно во время определенного типа кризиса личности, называемого «кризисом среднего возраста»)
  • спрашивая себя, кто вы, где вы подходите или где вы принадлежат
  • часто задаетесь вопросом, делали ли вы правильный выбор до сих пор и реализовали ли свой потенциал, хотя раньше вы всегда чувствовали себя уверенно

Кризис идентичности — это то же самое, что и кризис среднего возраста?

Кризис среднего возраста — это тип кризиса идентичности, но не все кризисы идентичности случаются в среднем возрасте.

Эриксон считал, что личность постоянно развивается на основе вашего жизненного опыта.

На седьмом этапе Эриксона может развиться кризис среднего возраста.

На этом этапе, в возрасте от 40 до 65 лет, вы можете задаться вопросом, было ли то, что вы сделали в жизни, продуктивным и запоминающимся.

Осознание того, что вы становитесь старше и что времени на то, что вы хотите, может стать все меньше, может создать ощущение безотлагательности, которое заставит вас усомниться в своем жизненном пути.

Если вы переживаете кризис среднего возраста, у вас могут возникнуть такие вопросы, как:

  • Сделал ли я все, что нужно было сделать?
  • Что такое мое наследие?
  • Должен ли я больше наслаждаться жизнью?
  • Стоит ли пробовать что-то новое?
  • Слишком поздно…?

Как заметил Эриксон, хотя это звучит сложно, кризис развития — это шанс для огромного личного роста.

«Это может быть возможностью подвести итоги своей жизни и либо вновь обрести уверенность в том, что вы на правильном пути, либо внести некоторые коррективы, которые сделают вас счастливее», — говорит Флауэрс.

Он добавляет, что это может означать поиск терапии, новое хобби или отказ от ролей, которые вам больше не подходят.

Кризис идентичности может стать шансом изменить вашу жизнь к лучшему.

Вполне естественно волноваться при слове «кризис». Это часто подразумевает серьезную срочность, которую нельзя игнорировать.

Но кризисы развития могут служить платформами для роста, и есть способы справиться с этим процессом самооценки.

Рассмотреть потенциал роста

В психологии кризисы могут быть возможностями для личного роста.

Напоминание себе об этом может помочь вам взглянуть на потенциальные положительные результаты, возникающие в результате вопросов о том, кто вы и чего хотите от жизни.

Попытайтесь напомнить себе, что это естественное явление

Флауэрс советует рассматривать кризис идентичности как естественное явление, которое, вероятно, произойдет не раз в вашей жизни.

Наряду с принятием своих нынешних чувств Флауэрс предлагает не быть самокритичным. Вполне нормально подвергать сомнению роли и ценности, которые вы когда-то считали близкими.

Разговоры с другими могут помочь

«Спросите друзей, сталкивались ли они с подобным, как они справились с этим и как это помогло им», — предлагает Флауэрс.

Разговоры с другими об их опыте могут помочь уменьшить тревогу, связанную с размышлениями о серьезных изменениях в жизни.

Подумайте о том, чтобы обратиться к специалисту в области психического здоровья

Флауэрс говорит, что некоторые люди могут чувствовать, что у них развиваются симптомы депрессии, когда они сталкиваются с кризисом идентичности. Но это не одно и то же.

Вы можете испытывать экзистенциальную депрессию или клиническую депрессию, если вам тяжело во время кризиса личности.

Если вы чувствуете безнадежность и ваши мысли в основном связаны с отчаянием, разговор со специалистом в области психического здоровья может помочь определить, является ли то, что вы испытываете, чем-то большим, чем кризис личности.

Кризис идентичности — это когда вы не уверены, соответствует ли то, кем вы являетесь, тому, кем вы считали себя .

Хотя это может быть время сложных мыслей и эмоций, кризис идентичности также может быть временем позитивного личного роста и изменений.

Если вас беспокоит ваш жизненный путь и роль, которую вы должны играть, вы не одиноки. Многие люди задавались одним и тем же вопросом, некоторые на разных этапах своей жизни.

Если вы чувствуете себя подавленным кризисом идентичности или если негативные мысли влияют на вашу повседневную жизнь, вам может помочь беседа со специалистом в области психического здоровья.

У вас кризис личности?

Вы, несомненно, слышали термин «кризис идентичности», но можете не знать его происхождения. Психолог Эрик Эриксон определил восемь кризисных стадий, которые характеризуют нашу жизнь от рождения до смерти. Достижение идентичности по сравнению с распространением идентичности — это пятый кризис, который люди переживают, переживая потенциально бурные годы подросткового возраста. Кризис — это кризис повышенной восприимчивости к определенным изменениям развития, связанным с половым созреванием. Подростки испытывают быстрые изменения в телосложении, гормонах, эмоциях и когнитивных способностях. Возможно, впервые в жизни они задумываются о своей роли в обществе, включая свою карьеру, ценности и гендерную роль.

Изучение своей личности в подростковом возрасте дает определенные преимущества. По словам Эриксона, важно серьезно подумать над этими проблемами и в конечном итоге прийти к достаточному решению, чтобы путь, на который вы вступаете во взрослую жизнь, был осознанно выбранным вами. Это то психологическое состояние, которое Эриксон назвал «достижением идентичности». Если вы не справитесь с этими важнейшими жизненными решениями и никогда не придете к твердой идентичности, ваше «распространение идентичности» не подготовит вас к предстоящим задачам развития.

Сильная идентичность возникает не только из этого сознательного размышления о цели вашей жизни, но и из успешного решения проблем развития, характерных для предыдущих лет детства. Считается, что сильная идентичность в подростковом возрасте частично зависит от вашего сильного чувства доверия в младенчестве, автономии в детстве, способности играть в дошкольном возрасте и твердой трудовой этики в начальные школьные годы. Проблемы детства могут вновь возникнуть и в более позднем возрасте. Вы можете столкнуться с проблемами, связанными с работой, в молодые годы, если вы чувствуете, что находитесь на бесперспективной работе. Точно так же вы можете столкнуться с проблемами, связанными с дальнейшей жизнью, в ранние годы. Молодые люди, справляющиеся со смертью кого-то из близких или даже со своей неизлечимой болезнью, могут столкнуться с психосоциальными проблемами, связанными с более поздним взрослением.

Вернемся к вопросу идентификации. «Кризис» идентичности может возникнуть в любой момент взрослой жизни, когда вы сталкиваетесь с проблемой самоощущения. Кроме того, некоторые подростки могут вообще не переживать кризис идентичности, а вместо этого принимать роли и ценности, переданные им родителями. Другие подростки остаются в перманентном кризисном состоянии.

Поскольку существует более двух способов решения проблем подростковой идентичности, исследователи, следуя теории Эриксона, расширили его концепцию кризиса идентичности. Психолог из Университета Саймона Фрейзера Джеймс Марсия, работавший в то время в Университете Буффало, разработал структуру, которая впоследствии стимулировала большую работу по развитию личности подростков. Названные «статусами идентичности», Марсия определила четыре альтернативных способа, с помощью которых подростки решают проблемы с идентичностью.

Статус идентичности определяется двумя измерениями

Четыре статуса идентичности строятся из высоких и низких позиций по двум измерениям идентичности. Первое измерение — «приверженность». Люди с высоким уровнем приверженности имеют четкое представление о том, кто они есть, и твердо относятся к выбору, который они сделали. Люди с низким уровнем приверженности идентичности имеют неуверенное чувство собственного достоинства. Второе измерение — «исследование». Если у вас высокий уровень исследования, вы активно подвергаете сомнению свое самоощущение и ищете способы прийти к решению.

Объединяя высокие и низкие точки в каждом измерении, мы приходим к четырем статусам идентичности. Люди с высоким уровнем приверженности и исследования — это традиционная «достигнутая идентичность». На противоположном полюсе в обоих измерениях люди с низким уровнем приверженности и исследования соответствуют критериям Эриксона для «рассеянной идентичности». Люди, склонные к исследованиям, но с низким уровнем приверженности, относятся к категории, которую Марсия назвала «мораторием». Это означает, что они приостановили принятие важных решений в своей жизни. Они много думают о том, что хотят сделать, но не готовы взять на себя обязательства. Последняя категория относится к людям с низким уровнем исследования и высоким уровнем приверженности. Другими словами, у них твердое чувство собственного достоинства, но они никогда серьезно не подвергали сомнению свои обязательства. Марсия называет их «лишенными права выкупа»; другими словами, они закрыли для себя любые серьезные размышления о том, чего они действительно хотят от жизни.

Наиболее благоприятный статус для людей с точки зрения приспособления — достигнутая идентичность. Люди, попадающие в категорию моратория, по крайней мере в подростковом возрасте, скорее всего, будут соответствовать классическому образу бунтарского подростка. Рассеянная идентичность также может испытывать трудности, потому что они склонны плавать и могут быть сбиты с толку и вести себя с высоким риском. Тем не менее, исключенная группа, пожалуй, самая интересная. Их обязательства, скорее всего, близко совпадали с ожиданиями, которые возлагали на них их родители. Это подростки, которые, скорее всего, займутся семейным бизнесом или профессией и будут следовать ценностям, которые тесно связаны с ценностями их родителей. Проблема для них в том, что без фактического периода изучения своих собственных обязательств они могут обнаружить, что в середине жизни сожалеют о тех решениях, которые не соответствовали их истинным внутренним потребностям.

Статусы личности изначально предназначались для подростков, но позже исследователи распространили их на взрослые годы. Однако, глядя на взрослых, возникает естественный вопрос: достаточно ли изучения идентичности в подростковом возрасте, чтобы поддерживать оптимальную адаптацию людей во взрослой жизни? Несколько исследователей идентичности, в том числе и я, рассматривали измерения приверженности и исследования как непрерывные процессы развития, которые могут продолжаться на протяжении всей жизни. То, что вы пережили период исследования личности в подростковом возрасте, не означает, что вы настроены на всю жизнь. Полезно продолжать исследовать свои ценности, роли и самоощущение, независимо от вашего возраста.

Викторина

Существуют различные анкеты, которые исследователи идентичности используют для измерения статусов идентичности или измерений, которые их определяют. Я нашел полезным свести их к простой викторине из четырех вопросов. Тест дает вам быструю оценку того, какой статус личности ближе всего к тому, как вы себя чувствуете в данный момент. После того, как вы пройдете тест, я дам вам несколько советов о том, как интерпретировать ваши ответы, и перейти от них к планам работы над областями, которые могут потребовать некоторого повторного изучения.

Вопросы охватывают четыре обязательства идентичности: политика, религия, выбор карьеры и гендерные роли, области, охватываемые мерами статуса идентичности, используемыми в литературе.

Для каждого вопроса выберите вариант, наиболее близкий к тому, что вы сейчас чувствуете.

1. Политика это то, что:

а. Я никогда не могу быть слишком уверен, потому что все меняется так быстро. Но я действительно думаю, что важно знать, за что я могу политически отстаивать и во что верить.

б. Я особо не рассматривал, потому что меня это мало волнует.

в. Я чувствую себя почти так же, как и моя семья. Я слежу за тем, что они делают в плане голосования и тому подобного.

д. Я все обдумал. Я понимаю, что могу согласиться с некоторыми аспектами убеждений моей семьи, но не с другими.

2. Что касается религии:
a. Я не знаю, что для меня значит религия. Я хотел бы принять решение, но я еще не закончил поиски.

б. Я не особо задумываюсь о религии, и она меня никоим образом не беспокоит.

в. Я прошел через период серьезных вопросов о вере и теперь могу сказать, что понимаю, во что я верю как личность.

д. Я никогда не подвергал сомнению свою религию. Если это правильно для моей семьи, то должно быть правильно и для меня.

3. По поводу выбора профессии:
a. Я еще не определился с карьерой и просто берусь за любую доступную работу, пока не появится что-то хорошее.

б. Я все еще пытаюсь решить, в чем заключаются мои карьерные интересы, и активно думаю о том, какая работа мне подойдет.

в. Я немного думал о своей карьере, но на самом деле никогда не было никаких вопросов, так как мои родители сказали, что они хотят для меня.

д. Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять это, но теперь я действительно знаю, что нахожусь на правильном карьерном пути.

4. Что касается мужских и женских ролей:

a. Мои взгляды совпадают с взглядами моей семьи. То, что сработало для них, очевидно, сработает и для меня.

б. Я никогда серьезно не рассматривал мужские и женские роли. Меня это просто не волнует.

в. Я провел некоторое время, размышляя о мужских и женских ролях, и решил, что лучше всего подходит для меня.

д. Есть так много способов определить мужскую и женскую роль; Я пытаюсь решить, что мне подойдет.

Вот руководство к ответам:

Политика: a= Мораторий b= Распространение c= Лишение права выкупа d= Достигнуто

Религия: a= Мораторий b= Распространение c= Достигнуто d= Изъято

Карьера: a= Распространение b= Мораторий c= Исключено d= Выполнено

Гендерная роль: a= Лишение права выкупа b= Распространение c= Достигнуто d= Мораторий

Суммируя ваши итоги, вы можете иметь смесь из четырех статусов идентичности, но, вероятно, вы больше склоняетесь к одному, чем к другому. Области, которые вы, возможно, захотите рассмотреть в своем собственном развитии прямо сейчас, — это те, для которых вы набрали рассеянные или исключенные. Людям, находящимся в статусе моратория, если они не останутся там навсегда, просто нужно больше времени или, возможно, шанс продолжить свои исследования, прежде чем они будут вынуждены сделать выбор. Проблема с рассеянным статусом заключается в том, что чем дольше вы плаваете в этих важных областях, тем меньше вероятность того, что вы укрепите свое самоощущение настолько, чтобы справиться с будущими проблемами развития. Например, трудно установить настоящую близость, если ваша личность слаба.

В областях, которые вы оцениваете как лишенные права выкупа, вы можете извлечь выгоду из того, что сделаете шаг назад и займетесь серьезным исследованием. Продолжение пути, заданного для вас вашей семьей, может впоследствии привести к недовольству; Путь во взрослую жизнь я называю «прямым и узким». Оставаясь диффузным, с другой стороны, может привести человека к негативным последствиям, связанным с «извилистым путем» (Whitbourne, 2010).

Постоянное соблюдение моратория также может быть во многих отношениях вредным, особенно если продолжающиеся исследования человека приводят к бурным взлетам и падениям. В отличие от этих трех негативно ориентированных траекторий, люди, которые постоянно оценивают свои обязательства и вносят коррективы для достижения большей реализации своей идентичности («подлинный путь»), скорее всего, будут достигать удовлетворения на протяжении всей своей жизни.

Этот тест, хотя и краткий, может дать вам быстрое представление о том, на каком этапе развития вы находитесь, сохраняя свою центральную роль в вашей личности и способности адаптироваться к жизненным трудностям. Вы также можете использовать этот инструмент, чтобы давать советы своим подросткам, студентам, консультантам и клиентам, чтобы дать им представление о том, где им, возможно, нужно продвинуться вверх или вниз по шкале исследования или приверженности.

Держите свой разум открытым, но не слишком открытым для изменений. Ваша личность может адаптироваться к любым задачам развития, возникающим на вашем пути.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *