Конфликтология как наука. Основные этапы развития конфликтологии.
Конфликты – явления, нераздельно существующие с появлением общества. Однако наука «конфликтология» возникла только в XX в., так как именно в этом веке явление «конфликт» приобретает новые свойства и характеристики. Возникновение новой научной дисциплины обусловлено многими социальноисторическими обстоятельствами. Две мировые войны XX в . сделали конфликтные противоречия катастрофическими по своим масштабам и последствиям. Усовершенствованное оружие массового поражения и гибель большого числа людей поставили общество в условия ожидания катастроф и кризиса.
Экономические процессы, происходившие в прошлом веке (Марш бедных , Великая депрессия в Америке), усугубляли степень катастрофичности жизни общества. Совершенствование и усложнение видов преступности, демографический кризис, разрушение или изменение социальных институтов – феномены, заставившие наделить новыми качествами явление «конфликт».
Факторы, повлиявшие на возникновение конфликтологии:
– глобализация общества и мира в целом;
– усложнение жизни и отношений;
– возрастание динамичности жизни и высокая скорость происходящих изменений;
– напряженность и повышение уровня стресса.
Первые три фактора относятся к объективным угрозам равновесия и согласия в обществе, напряженность – это субъективные угрозы. В XX в .произошло количественное и качественное возрастание объективных и субъективных угроз человека и общества, поэтому возникла потребность в новых способах достижения компромисса, разрешения противоречий и предотвращения конфликтов.
Возникла потребность в технологии разрешения конфликтов.
Образовательная практика, исследования, научные знания в сфере конфликта на этот момент могли обеспечить методологический и теоретический фундамент для новой науки, поэтому возникновение конфликтологии стало возможным.Пересечение двух векторов послужило основанием для появления новой науки:
Преобладало три основных взгляда на необходимость возникновения конфликтологии:
– конфликтология должна быть отдельной самостоятельной наукой;
– конфликтология должна стать междисциплинарной и развиваться как направление в рамках других существующих наук;
– наука «конфликтология» не должна быть отдельной наукой, так как не представляет значимости для общества.
Как научная дисциплина конфликтология начала формироваться в 1960е гг
Выделяют три направления конфликтологии как научной дисциплины.
Развитие теории, методологии и исследований конфликтологии.
Формирование конфликтологических знаний в сфере образования.
Внедрение прикладного значения конфликтологии с целью прогнозирования и предупреждения конфликтов в обществе.
Первое направление призвано достигнуть консенсуса всех конфликтологических знаний, в том числе в смежных для конфликтологии науках, примирения теоретических разногласий между отраслями науки. Исследования конфликтологии должны быть как узконаправленными (предметом видеть методологические перспективы науки), так и междисциплинарного и общеприкладного значения.
Данные эмпирических исследований должны систематизироваться и превращаться со временем в теоретические знания конфликтологии. В рамках первого направления стоит задача по проведению научных и научно-практических конференций, симпозиумов и круглых столов по вопросам теории и методов конфликтологии. Переводы и публикации работ зарубежных теоретиков конфликтологии, организация контактов с международными научными центрами конфликтологии, а также создание Института конфликтологии в России – задачи в рамках первого направления дисциплины «Конфликтология». В сфере образования задачами конфликтологии является введение учебных курсов в программы общеобразовательных и высших учебных заведений, открытие специальностей в вузах по конфликтологии, внедрение конфликтологических знаний в систему повышения квалификации специалистов. Расширение изданий учебной литературы по конфликтологии, обеспечение возможности публикации отечественных конфликтологов.
Третье направление конфликтологии заключается в организации групп и центров по практическим вопросам конфликтологии. Они должны быть направлены на разработку методовоценки современных конфликтных ситуаций, технологий по урегулированию возникающих в обществе конфликтов и прогнозов, помогающих предупредить появление конфликтов.
Работа подобных центров предполагает широкий спектр способов профилактики конфликтов в различных сферах и областях жизни общества. Анализ практической работы таких групп позволит систематизировать методы исследований конфликтологии и сформировать универсальные междисциплинарные знания о конфликтах.
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Конфликт как социальное явление
Аннотация
В данной статье рассматривается одна из самых острых проблем в обществе — социальный конфликт.
Этот тип конфликта развивается как на уровне взаимодействия двух субъектов, так и больших или малых групп. Социальные конфликты могут существовать в силу культурных и индивидуальных различий социальных групп, социальных, природных, экономических, политических, исторических, этнических и конфессиональных факторов. Задачами научного исследования являются выявление ключевых причин социальных конфликтов; рассмотреть факторы их возникновения. Методологическим приемом исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих конфликт как социальное явление, охватывающее и влияющее на все сферы современного общества. Социальный конфликт — это конфликт, вызванный расхождением интересов; в результате возникают столкновения и борьба. Социальные конфликты провоцируются следующими причинами: различный образ жизни людей, принадлежащих к другим социальным группам; социально-экономические причины; несправедливый доступ к ресурсам и определенным видам деятельности; разное понимание у индивидов правил поведения; противоречия между обществом и государственными структурами.Ключевые слова: Социальные группы, виды конфликтов, функции, причины
Введение
Конфликты всегда будут сопровождать человечество, так как люди и социальные группы постоянно взаимодействуют друг с другом, и многие споры не решаются мирным путем. Поэтому для предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций необходимо изучение конфликтогенных факторов, причин и методов управления конфликтами.
Несмотря на многочисленные исследования социальных конфликтов, многие локальные и межэтнические конфликты продолжаются, хотя предпринимались многочисленные попытки положить конец конфликту. Изучение социального конфликта должно, прежде всего, начинаться с выяснения содержания этой категории. Для этого можно рассмотреть несколько определений социального конфликта.
Конфликт – это социальный разрыв между социальными объектами; основным признаком конфликта является возмущение, возникающее с одной или обеих сторон в результате нарушения императивных норм (Прошанов, 2007).
Социальный конфликт — это борьба социальных общностей с противоположными интересами за господствующие социальные статусы в социальной системе, построенной по иерархическому принципу (Здравомыслов, 1995).
Социальный конфликт – это процесс сильного противостояния социальных субъектов, направленный на разрешение конфликта в их интересах и целях. Главным соображением при анализе социальных конфликтов является их неизбежность в социальных отношениях в обществе. Основными составляющими социального конфликта являются: наличие двух и более сторон, антагонизм сторон, оценка противостояния внешним наблюдателем (Нагайцев, 2010).
Социальный конфликт — это социальное противоречие на стадии его реального разрешения вовлеченными в него акторами (Осипов, 2014).
Основные черты социального конфликта заключаются в том, что он характерен для всех социальных групп. Социальный конфликт обусловлен статусно-ролевым положением индивидов и групп в системе политических, экономических и социокультурных отношений в обществе. Социальный конфликт является результатом поведения, общения и деятельности социального взаимодействия личности и социальных групп, а также социальных структур и организаций (Соломатина, 2011; Сорокин, 2006).
Проанализировав эти определения, можно сделать следующие выводы.
В настоящее время предложены различные определения социального конфликта, что свидетельствует об отсутствии единого мнения по данному вопросу в академическом сообществе. За основу исследования можно взять следующую трактовку — социальный конфликт — это борьба за свои идеи и интересы, результатом которой является разрешение конфликта мирными или насильственными средствами.
Постановка проблемы
Теорию конфликта изучали зарубежные исследователи Coser (2000), Dahrendorf (1994), Huntigton (2007), Ritzer (2002), Zimmel (1994). Большое внимание они уделяли развитию социологии конфликта.
Прошанов (2007) разделил историю социологии конфликта в России на четыре этапа. Первый (ранний) этап связан с именами Юделевского, Сорокина и Звоницкой.
Они создали теоретические основы социальных конфликтов. Впервые обоснована социальная природа конфликтного взаимодействия, разработаны основные принципы социологии конфликта, рассмотрены черты, признаки и характеристики социальных конфликтов в отечественной социологии.
Второй этап отечественной социологии конфликта характеризовался тем, что конститутивной теорией конфликта стала теория классовой борьбы К. Маркса. В эти годы отрицательное отношение к научному дореволюционному наследию, нетерпимость к инакомыслию, изгнание интеллигенции из страны в эмиграцию привели к забвению многих достижений в области социальных конфликтов, а исследования социальных конфликтов были запрещены.
В 1961, а в начале 90-х годов ХХ века были разработаны основы науки о конфликтном взаимодействии социальных агентов. Исследователи научно обосновали и предложили свои рекомендации по предупреждению и разрешению различных конфликтов: производственных (трудовых) и межличностных.
Четвертый этап конфликта начался в становлении отечественной социологии в начале 90-х годов ХХ века. В то время в стране проводились глубокие реформы, поэтому возникла острая необходимость изучения конфликта и возможностей управления им.
В настоящее время активно развиваются социология политического и экономического конфликта, социология педагогического конфликта, социология межэтнических конфликтов и другие. Основной задачей отраслевой социологии конфликта является разработка рекомендаций, которые помогут разрешить конфликты и управлять ими (Прошанов, 2007).
Нагайцев (2010), Осипов (2014), Шейнов (2014), Зайцев (2001), Зеркин (1998), Зинчин (2008) и др. внес большой вклад в изучение социальных конфликтов. Они исследовали типы и функции конфликтов, причины конфликтов и предложили методы диагностики и управления конфликтами.
Изучив работы зарубежных исследователей по данной теме, можно выделить следующие современные научные направления: межэтнические и этноконфессиональные конфликты, диагностика и управление социальными конфликтами в различных отраслях, межгрупповые конфликты и стратегии разрешения конфликтов. В творчестве Гадирова предложен нарративный подход к решению межэтнических конфликтов (Гарагозов, Гадирова, 2019). Он включал в себя набор действий, которые могли уменьшить негативные эмоции и гармонизировать враждебные стороны.
Цель исследования Смагулова и соавт. (цит. по: Отпенов и др., 2019) заключалась в анализе особенностей этноконфессиональных конфликтов в Республике Казахстан. По результатам исследования авторы пришли к выводу, что религия и этничность являются социальными явлениями и находятся в непростых отношениях друг с другом. Характер их взаимоотношений зависел от конкретных исторических условий. Эти отношения могли быть как фактором интеграции, так и дезинтеграции этноса, а религия объединяла этнический процесс. Так как религии могли проявляться только в этнических формах, соответствующих этнической идентичности.
Методы деэскалации конфликтов разрабатываются учеными всего мира. Например, Саенс (2019) предложил свои методики и методы диагностики социальных конфликтов в горнодобывающей промышленности Перу. Saenz (2019) отметил, что, к сожалению, не существует стандартного метода, объединяющего все виды социальных конфликтов и лучшие практики их преодоления.
Исследование межгрупповых конфликтов было проведено Halevy and Cohen (2019). Они отметили распространенность межгрупповых конфликтов. Ученые были уверены, что конфликт такого типа можно разрешить, ответив на следующие вопросы. Каковы были причины враждебности людей во время публичных выступлений? Что сформировало нравственные мотивы и индивидуальное поведение в межгрупповом конфликте? Деструктивное и антиобщественное поведение израильской и палестинской молодежи было проанализировано Gusmann et al. (цитируется по Dubow et al., 2019 г.). Исследователи установили, что физическая агрессия, участие в молодежных демонстрациях были тесно связаны с постоянным воздействием этнического и политического насилия в прошлом.
Проведя обзор по проблеме социальных конфликтов отечественных и зарубежных авторов, можно сделать следующие выводы. Социальный конфликт – это противоречие, возникающее между двумя или более взаимодействующими субъектами, которое поддается разрешению. К сожалению, необходимо признать, что единого способа разрешения социальных конфликтов не существует, и даже те, которые предлагаются и используются, не всегда эффективны. Возможно, универсального метода решения конфликтов не существует, так как разные типы социальных конфликтов требуют особых подходов. Все это предопределяет актуальность изучения теоретических аспектов социального конфликта.
С учетом изложенного автор поставил следующие задачи: выявить ключевые причины социальных конфликтов; учитывать факторы их возникновения
Исследовательские вопросы
- Каким образом анализируются социальные конфликты?
- Каковы основные причины социальных конфликтов?
- Существуют ли методы решения социальных конфликтов?
Цель исследования
- Анализировать и синтезировать определение и интерпретацию социального конфликта.
- Выявление основных причин социальных конфликтов.
- Рассмотреть некоторые методы решения социальных конфликтов.
Методы исследования
Авторы использовали универсальные методы научного исследования — анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Находки
Одним из крупнейших представителей отечественной социологии конфликта раннего периода была Звоницкая (1897–1942). Она внесла значительный вклад в разработку основных понятий и категорий социального конфликта. Звоницкая утверждала, что социальные конфликты всегда сопровождали человечество, и все сферы общественной жизни могли быть предметом социальных потрясений. Она выделила различные виды социальных конфликтов: внутриличностные, между двумя личностями, между личностью и обществом, между двумя группами, внутригрупповые. Она настаивала на том, что основной причиной межличностных конфликтов являются индивидуальные различия между двумя социальными личностями. Эти различия могли усиливаться конкретными условиями, в которых развивалась личность. Они влияли на поведение индивида, ведя себя ниже общепринятых норм, принятых в его среде. Такое поведение могло вызвать возмущение, которое могло привести к конфликту (Прошанов, 2007).
Согласно Зеркину (1998), для анализа социальных конфликтов необходимо учитывать интересы больших социальных групп в доступе к материальным и культурным благам и принятии связанных с ними решений. Субъектами социального конфликта могут быть большие социальные общности — классы, нации и народности, общины. Они имели разные социально-демографические и профессиональные характеристики. Зеркин (1998) считал, что конфликт будет социальным, если в борьбе за социальные и значимые цели участвуют большие социальные группы. Масштабы проблемы зависели от типа социальной общности. Поэтому конфликты между государствами можно рассматривать как глобальные, между крупными социальными группами внутри страны — как макроконфликты. Они делились на межклассовые, региональные и национальные. Конфликты между отдельными группами местных обществ назывались локальными. К локальным конфликтам отнесены конфликты между органами местного самоуправления и, например, пенсионерами, многодетными семьями.
Диагностированы социальные конфликты. Процесс диагностики конфликта, по Нагайцеву (2010), включает в себя следующие исследовательские операции: определение состава сторон конфликта и их ролей; определение зоны конфликта; выявление предмета конфликта; поиск конфликтных ресурсов и баланса их сил; определение типа конфликта; указание причины конфликта; изучение интересов и целей сторон конфликта; анализ конфликтных действий и поведения сторон конфликта; описание психологической подоплеки конфликта; выяснение отношения сторон к результату конфликта; оценить стадию развития, динамику и продолжительность конфликта; выбор наиболее приемлемого пути завершения конфликта. Поэтому диагностика социального конфликта предполагает анализ конкретного конфликта по ряду параметров. Ответы на эти вопросы при проведении диагностической процедуры помогут определить проблему и найти пути ее решения.
Одним из самых известных исследователей конфликта был Здравомыслов (1995). Он рассмотрел четыре точки зрения на причины социальных конфликтов, предложенные К. Марксом, А. Гидденсом, П. Сорокиным, Р. Дарендорфом в своей монографии «Социология конфликта».
Здравомыслов указывал, что понятие конфликта чаще всего подпадает под более широкую категорию противоречия. Однако, по его мнению, между конфликтом и противоречием существовала связь. Он писал, что Гидденс считал конфликт борьбой между существующими людьми или группами, независимо от происхождения борьбы, методов и средств, которые использовались сторонами.
Социальные противоречия возникли из-за разного образа жизни, потому что люди принадлежали к разным социальным группам, имели разные возможности для своего развития и достижения целей. Но не все противоречия могли привести к конфликтам. Конфликт мог начаться тогда, когда конфликтующие стороны должны были осознавать противоположные интересы и иметь высокую мотивацию к устранению этих противоречий. Второй причиной было целевое торможение со стороны значительной части населения и невозможность их удовлетворения. Этот подход был представлен Сорокиным (2006).
К основным инстинктам он относил пищеварительный рефлекс, инстинкт самосохранения, собственнический инстинкт массы, потребность в жилище и одежде, интерес к творчеству, потребность в свободе. Таким образом, неудовлетворенность основных инстинктов предлагала средство для анализа причин социальных конфликтов. Сорокин утверждал, что неудовлетворение потребностей и интересов является главным источником революции в обществе. Чтобы предотвратить это, необходимо было провести реформы. Важно было контролировать степень удовлетворения потребностей различных социальных групп и искать средства для удовлетворения этих потребностей.
Обсуждая поведение людей, Сорокин полагал, что большое влияние на них оказывают такие факторы, как наказания и поощрения. Человек совершал любые действия в соответствии со своими представлениями о выгоде или невыгоде, понимая все последующие последствия совершаемых поступков. Если какой-то поступок давал преимущество, то это воздействовало на психику человека и заставляло его совершать этот поступок. Наоборот, нежелательные последствия поступка заставляли людей отказываться от выполнения тех или иных действий. Наказания и награды были магической силой, влиявшей на психику человека, изменяя нравы, поведение, привычки и жизнь.
Теория Сорокина об основных формах социального поведения и нравственности позволяет понять межличностные и межгрупповые взаимодействия и доказывает, что люди могут влиять на этот процесс. Сорокин считал, что чем культурнее человек, тем большую роль в его поведении играет целенаправленная мотивация. У него была возможность заглянуть в будущее и подумать о последствиях тех или иных действий. Причиной социальных конфликтов являются социальные претензии людей, которые определяются путем сравнения себя с другими. Наиболее важными являются потребности сами по себе, средства их удовлетворения и доступ к определенным видам деятельности.
Опыт советского общества показал, что стремление к всеобщему равенству приводило к паритету и не вызывало стимулов к дальнейшему развитию как в творческом, так и в профессиональном плане. Здравомыслов (1995) считал возможным, что неравенство может иметь и положительные стороны, поскольку оно является источником конкурентоспособности и вырабатывает жизненную энергию человека. Но, если рассматривать неравенство как социальный конфликт, то оно приводит к мобилизации сил для социальных изменений в обществе, следовательно, в природу социальных конфликтов входят ресурсы, являющиеся средствами для достижения целей.
Ресурсы сосредоточены в руках властей, которые их контролируют. Таким образом, возникает конфликт между теми социальными группами, которые имеют их, и теми, кто не имеет к ним доступа. Четвертый подход, рассматривающий причину социальных конфликтов, является нормативно-ценностным подходом. Его сторонники Дюркгейм и Парсонс определяли конфликт как несовпадение целей и интересов людей и социальных групп. Крисберг писал, что социальный конфликт существует, если две или более стороны убеждены, что их цели противоположны (Зинчин, 2008).
Изучив основные причины социальных конфликтов, Здравомыслов (1995) пришел к выводу, что в основе всех теорий лежит интерес и способ реализации субъектов. Поэтому при анализе конфликта важно было учитывать интересы как движущие силы социальных действий. Иная точка зрения на причины конфликтов представлена в теории академика Осипова (2014).
Осипов (2014) считал, что конфликты присущи человеческому обществу и способствуют его развитию. Но общество не могло развиваться только на основе конфликтов. Исследователь твердо полагал, что все конфликты являются результатом действий людей, поэтому для предотвращения конфликтов необходимо изучение мотивов, целей и ценностных ориентаций, а также социальных установок тех групп, которые создавали конфликтные ситуации.
Необходимо учитывать тот факт, что ситуации должны развиваться в интересах человека и общества. Осипов (2014) придерживался мнения, что все конфликты и конфликтные ситуации существуют не как нечто данное обществу свыше, а как результат деятельности человека, властных структур, принимавших общественно значимые решения.
Заключение
Изучив проблему конфликта, автор данной статьи пришел к выводу.
Социальный конфликт – это конфликт, вызванный расхождением интересов; в результате возникают столкновения и борьба. Социальные конфликты провоцируются следующими причинами: различный образ жизни людей, принадлежащих к другим социальным группам; социально-экономические причины; несправедливый доступ к ресурсам и определенным видам деятельности; разное понимание людьми правил поведения; противоречия между обществом и государственными структурами.
Конфликты являются результатом действий людей, создающих ту или иную ситуацию не только в стране, но и в мире. Изменить сложившуюся ситуацию возможно в результате деятельности людей, опирающихся на научные знания. Для этого необходимо изучить причины и тенденции конфликтов к изменению социальной реальности.
Острые социальные, национальные и межэтнические конфликты характеризуют современную социальную реальность, сложившуюся в нашей стране и в мире. В результате этих конфликтов важно изменить управление обществом и социальными процессами для устранения конфликтов. В противном случае они могут уничтожить не только национальное общество, но и всю современную цивилизацию.
Ссылки
Козер, Л. (2000). Функции социального конфликта. Идея-Пресс.
Дарендорф, Р. (1994). Элементы теории социального конфликта. Социологические исследования, 5, 145-147.
Дубоу Э., Гусманн Л., Боксер П., Смит К. и Шикаки К. (2019). Серьезное насильственное поведение и антиобщественные последствия как последствия воздействия этнополитического конфликта и насилия среди израильской и палестинской молодежи. Агрессивное поведение, 45(3), 287–29.9.
Гарагозов Р. и Гадирова Р. (2019). Нарративное вмешательство в межэтнический конфликт. Политическая психология, 40(3), 449-465.
Халеви, Н., и Коэн, Т. (2019). Межгрупповой конфликт. Исследование переговоров и управления конфликтами, 12(2), 161-173.
Хантигтон, С. (2007). Столкновение цивилизаций. Издательство АСТ.
Нагайцев В.В. (2010). Методология диагностического исследования социальных конфликтов. Известия Алтайского государственного университета, 1(2), 195-198.
Осипов Г.В. (2014). Конфликтолог — профессия XXI века. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов.
Отпенов Н. , Смагулов К.Н., Альмухаметов Али Р. и Анарбаев Н. (2019). Этноконфессиональный конфликт как деструктивный способ разрешения противоречий в социальных и религиозных отношениях. Европейский журнал науки и теологии, 15(12), 179–189.
Прошанов С. (2007). Социальный конфликт в работах российских социологов начала ХХ века. Социологические исследования, 12, 115-120.
Ритцер, Дж. (2002). Современные социологические теории. Питер.
Саенс, К. (2019). Инструмент диагностики социальных конфликтов для применения в горнодобывающей промышленности: тематическое исследование в Перу. Корпоративная социальная ответственность и экологический менеджмент, 26. DOI:
.Академия Google
Перекрёстная ссылка
Шейнов В. П. (2014). Управление конфликтами. Питер.
Соломатина Е. Н. (2011). Становление и развитие социологии конфликта в России. Вестник МГУ, 18(2), 207-221.
Сорокин П. А. (2006). Преступление и наказание, подвиг и награда: социологическое исследование основных форм общественного поведения и нравственности. Астрел.
Зайцев А.К. (2001). Социальный конфликт. Академия.
Здравомыслов, А. Г. (1995). Социология конфликта: Россия на пути выхода из кризиса: Учебное пособие для аспирантов. Аспект Пресс.
Зеркин Д. П. (1998). Основы конфликтологии. Феникс.
Зиммель, Г. (1994). Человек как враг. Социологические исследования 2, 114-119.
Зинчин А.Б. (2008). Хрестоматия по конфликтологии. Харьковский национальный университет городского хозяйства имени А.Н. Бекетова, Харьков.
Информация об авторских правах
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
Об этой статье
К более конструктивным конфликтам | Осознание мира: конструктивный подход к конфликту
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRealizing Peace: A Constructive Conflict ApproachМеждународные отношенияПолитика СШАКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRealizing Peace: A Constructive Conflict ApproachМеждународные отношенияПолитика СШАКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Крисберг, Луис, «К более конструктивным конфликтам», Реализация мира: подход к конструктивному конфликту (
New York, 2015; онлайн-издание, Oxford Academic, 19 марта 2015 г. ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/97801
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRealizing Peace: A Constructive Conflict ApproachМеждународные отношенияПолитика СШАКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicRealizing Peace: A Constructive Conflict ApproachМеждународные отношенияПолитика СШАКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе представлено введение в конструктивный конфликтный подход. Конфликты признаются неизбежными и часто необходимыми для обеспечения свободы, справедливости, автономии и других широко разделяемых ценностей. Однако в действительности конфликты часто обходятся чрезвычайно дорого и разрушительно для всех сторон в конфликте. Подход к конструктивному конфликту предлагает способы участия в конфликтах, которые максимизируют выгоды и минимизируют вред. Эта возможность основана на семи реальностях. Конфликты ведутся разными методами, они социально сконструированы, противники внутренне неоднородны, конфликты взаимосвязаны, конфликты динамичны, конфликты поддерживаются посредничеством и, наконец, следует учитывать опасения противников. В главе также обсуждаются ключевые методы подхода, рассматриваются другие точки зрения на международные конфликты и кратко излагается книга.
Ключевые слова: деструктивные, реалии, перспективы международных конфликтов, противники, взаимосвязанные, социально сконструированные
Предмет
Политика СШАМеждународные отношения
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.