Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
Психология – наука многогранная и разносторонняя. Она имеет множество направлений и ответвлений, каждое из которых ориентировано на собственное понимание психической реальности и особенностей ее функционирования. У каждого направления свой подход к анализу аспектов психики. И к сравнительно молодым, но достаточно прогрессивным и очень популярным направлениям относится когнитивная психология. Эта статья посвящена краткому обзору данного направления, а также обзору связанного с ним терапевтического подхода – когнитивной психотерапии.
Понятие и краткая история когнитивной психологии
Когнитивная психология – это раздел психологической науки, занимающийся изучением познавательных процессов человеческой психики. Изыскания, основанные на когнитивном подходе в психологии, ориентированы на исследование чувств, внимания, памяти, воображения, логического мышления, представления информации, способности принимать решения. По сути, это целая концепция, сконцентрированная на активности сознания и процессе познания.
Когнитивная психология исследует процесс получения человеком информации о мире, то, как она представляется им, как хранится в памяти и становится знанием, а также то, каким образом данное знание воздействует не поведение и внимание человека. Это направление касается всего диапазона психических процессов, начиная ощущениями и заканчивая восприятием, вниманием, обучением, распознаванием образов, памятью, формированием понятий. Оно касается мышления, языка, запоминания, воображения, эмоций и процессов развития, а также всех возможных поведенческих сфер.
Появилось данное направление в 50-х годах XX века в США. Хотя, конечно, попытки изучить проблемы сознания предпринимались и раньше. Еще философы древности задавались вопросами, где размещаются мысли и память. Например, в Древнем Египте считали, что они располагаются в сердце. Эту идею поддерживал и Аристотель. Однако Платон полагал, что местом их хранения является мозг.
Немалая заслуга в развитии когнитивной науки принадлежит таким известным философам как Иммануил Кант, Дэвид Юм и Рене Декарт. Так, теория Декарта о психической структуре со временем стала методом изучения психики. Работы Юма поспособствовали установлению законов ассоциаций идей и классификации психических процессов. А Кант указал на то, что разум является структурой, а опыт – фактами, заполняющими эту структуру. Но, естественно, неверно полагать, что только этих людей следует благодарить за становление когнитивной психологии. Огромную роль сыграла деятельность ученых и из других областей.
Одним из людей, повлиявших на становление когнитивной психологии более серьезно, является немецкий психолог и физиолог Вильгельм Вундт, ведь он многократно говорил о том, что сознание обладает творческим потенциалом.
Но уже в 1950-х годах начался новый этап в развитии когнитивной науки. Одним из пионеров движения стал американский психолог Эдвард Толмен. Он указал на то, что важно рассматривать когнитивные переменные и поспособствовал отказу от присущего бихевиоризму подхода «стимул-реакция». Однако наиболее значительный вклад в формирование подхода внес швейцарский психолог Жан Пиаже, исследовавший детскую психологию, ориентируясь на стадии когнитивного развития. И даже невзирая на то, что работа Пиаже посвящалась по большей части детской психологии, спектр применимости когнитивного подхода существенно расширился, а сам Пиаже получил награду «За выдающийся вклад в развитие науки».
В 1970-х годах когнитивная психология начала все больше выделяться как отдельная сфера исследований и терапевтическая практика. Множество ее положений стали основой психолингвистики, а ее выводы начали использоваться в других разделах психологической науки, таких как психология образования, психология личности и социальная психология.
В настоящее время когнитивная психология во многом базируется на аналогиях между механизмами познания у человека и преобразованием информации в вычислительных устройствах. (И это при том, что ее основы закладывались до того, как появилась кибернетика и сложная вычислительно-информационная техника.)
Более всего распространена концепция, где психика представляется устройством, у которого есть фиксированная способность преобразовывать получаемые сигналы. Основное значение в ней имеют внутренние когнитивные схемы и активности организма, участвующие в процессе познания. Человеческая познавательная система рассматривается в качестве системы с устройствами ввода, хранения и вывода данных с учетом ее пропускного потенциала. А базовая метафора когнитивной психологии – это компьютерная метафора, согласно которой работа человеческого мозга уподобляется работе процессора компьютера.
Для тех, кого интересуют представители когнитивной психологии, назовем их имена. Это Борис Величковский, Джордж Сперлинг, Роберт Солсо, Карл Прибрам, Джером Брунер, Джордж Миллер, Ульрик Найссер, Аллен Ньюэлл, Саймон Герберт и некоторые другие. В конце статьи мы еще приведем небольшой список книг некоторых из этих авторов. Сейчас же наибольший интерес для нас представляют основные идеи когнитивной науки.
Но с учетом серьезности темы и физической невозможности рассказать обо всем в одной статье, не будет лишним, если вы уделите время просмотру полуторачасового видео. Это запись лекции «Что такое когнитивная психология, откуда она взялась и куда идет» доктора психологических наук, старшего научного сотрудника Центра когнитивных исследований филологического факультета МГУ Марии Фаликман. Впрочем, посмотреть его вы можете и по окончании статьи или в любое подходящее время.Основные идеи когнитивной психологии
Когнитивная психология в своих исследованиях опирается на несколько основополагающих идей. В тезисной форме представим каждую из них:
- Главные объекты изучения – это познавательные процессы. К ним относятся мышление, речь, восприятие, воображение, внимание и память. Дополнительно к ним когнитивная наука занимается исследованием человеческого и искусственного интеллекта, эмоциональной сферы личности, психологии развития и процесса распознавания образов.
- Важнейшая предпосылка когнитивной психологии состоит в изучении и анализе процессов познания в форме функций вычислительной машины. Представители направления рассматривают познавательные процессы психики человека точно так, как, например, инженер-электронщик изучает компьютер. Вычислительная машина выполняет множество операций, связанных с получением, обработкой, хранением и выдачей данных. Когнитивные функции человека отвечают за аналогичные операции.
- Третья идея вытекает из второй. Она гласит, что психика обрабатывает данные поэтапно. Т.е. любой стимул, полученный из внешнего мира, проходит через цепь порядковых преобразований.
- Психические системы обработки информации имеют свою предельную емкость. Это предположение объясняет направление работы и задачи когнитивных психологов – они стремятся отыскать естественные и наиболее эффективные методы работы с информацией, поступающей в психику из внешнего мира (терапевты-когнитивисты с помощью этого знания корректируют поведение пациентов).
- Вся информация, которая поступает в психику посредством познавательных процессов, кодируется и отражается особым (индивидуальным) образом.
- Для любых исследований необходимо использовать хронометрические средства, позволяющие оценить время ответа на предлагаемые задачи и/или скорость, с которой психика реагирует на сигналы. Когнитивная психология не использует интроспективные технологии (когда человек сам наблюдает за происходящими в психике процессами и при этом не использует инструменты и стандарты), и считает их недостаточно точными.
Эти идеи могут показаться довольно простыми на первый взгляд, однако в действительности они составляют ту базу, на которую опирается целый комплекс сложнейших научных исследований.
Когнитивный подход в психологии позволяет объяснять поведение человека через описание процессов познания, изучать и интерпретировать процессы восприятия, распознавания образов, решения задач, функционирования памяти; исследовать механизмы построения когнитивной картины мира, бессознательного восприятия и познания, причем не только у человека, но и у животных.
Реализуются же все исследования в сфере когнитивной психологи при помощи специальных методов. В первую очередь это методы микродинамического и микроструктурного анализа перцептивных процессов. Микроструктура и микродинамика психической деятельности относятся к предмету когнитивной науки, изучающей особенности психической жизни.
Следующий метод – это микрогенетический метод, основывающийся на одном из видов гештальт-теории (Лейпцигская школа), уделяющей основное внимание особенностям формирования психических явлений. Согласно этой теории, образы предметов возникают в человеческом сознании не сразу, а после прохождения нескольких стадий, которые можно выявить, создав определенные условия. Но главная задача метода – изучить не итоговый результат мыслительного процесса или его взаимосвязь с условиями, а сам процесс, приводящий к данному результату.
Три этих метода предназначены для анализа мышления и когнитивных процессов. Но есть и еще один, привлекающий наибольшее внимание. Это метод замены личностного конструкта, разработанный американским психологом Джорджем Келли в 1955 году. Несмотря на то, что когнитивный подход в психологии еще только формировался, труды Келли стали определяющими для него, и сегодня вокруг них построена такая важная область практической когнитивной психологии как когнитивно-поведенческая психотерапия. При ее рассмотрении мы чуть глубже коснемся и вышеназванного метода.
Когнитивно-поведенческая психотерапия
когнитивный подход в психологии
Сегодня с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии терапевты работают с психическими расстройствами людей: устраняют их, сглаживают или сокращают вероятность проявления в будущем рецидивов. Она помогает устранять психосоциальные последствия, корректировать поведение, повышать эффективность лечения медицинскими препаратами. Опорой этого направления послужили идеи Джорджа Келли.
Теория личностных конструктов Келли гласит, что каждый психический процесс протекает через разные пути предсказания событий в окружающей реальности. Сознанием и поведением человека не владеют ни инстинкты, ни стимулы, ни даже потребность в самоактуализации. Он выступает в роли ученого, изучающего и познающего мир вокруг и себя самого.
Согласно Келли, человек, исследуя поведение окружающих, пытаясь вникнуть в его суть и дать ему прогнозы, выстраивает собственную систему личностных конструктов. Понятие «конструкт» является основным в теории ученого. Конструкт состоит из особенностей восприятия, памяти, мышления и речи и является классификатором того, как человек воспринимает самого себя и мир вокруг.
Это главное средство для классификации явлений действительности, представляющее собой биполярную шкалу, к примеру, «глупый-умный», «красивый-уродливый», «храбрый-трусливый» и т.п. Процесс выбора человеком конструктов характеризует его как объект познания, что и является предметом интереса всей терапии. Конструкты складываются в систему, и если она оказывается неэффективной, здоровый человек или изменяет ее, или заменяет новой. В случае же психических отклонений прибегают к помощи терапии.
В общих чертах терапию можно обозначить, как сравнительный анализ особенностей восприятия и интерпретации людьми внешней информации. Этот анализ состоит из трех этапов:
- На первом этапе пациент работает с разными инструментами, помогающими определять ошибочные суждения, а затем находить их причины.
- На втором этапе пациент при помощи терапевта осваивает приемы корректных соотношений явлений окружающего мира. Задача специалиста показать человеку пользу и вред, преимущества и недостатки существующего конструкта.
- На третьем этапе пациент должен осознать новый конструкт и начать выстраивать свое поведение на его основе.
Важно отметить, что специалист лишь запускает процесс лечения, а после просто его корректирует. И немало здесь (что свойственно и прочим сферам психиатрии и психологии) зависит от самого человека, находящегося на лечении.
Теория Келли описывает понятийную схему, позволяющую человеку осмысливать реальность и создавать конкретные поведенческие шаблоны. Она, кстати, была поддержана известным канадским и американским психологом Альбертом Бандурой. Он разработал систему «научения через наблюдение», используемую для изменения поведения.
Сам же личностный конструкт применяется мировыми специалистами, изучающими причины заниженной самооценки, страхи и фобии, депрессивные состояния. Психотерапевты-когнитивисты считают, что причина любого психического расстройства кроется в дисфункциональных (неправильных) конструктах. Поэтому теория Келли так важна для терапии.
Вместо заключения
Если говорить об актуальности когнитивной науки вообще, то она востребована специалистами, изучающими особенности и механизмы не только восприятия, памяти, внимания и речи, но и формирования суждений, принятия решений, разрешения проблем, работы интеллекта и множество других вопросов.
Беря во внимание то, что когнитивная психология касается некоторых других наук, ее изучение требуется людям, работающим в совершенно разных областях. Она представляет интерес для неврологов, лингвистов, преподавателей, учителей, инженеров, художников, ученых, дизайнеров, архитекторов, разработчиков образовательных программ, специалистов в области искусственного интеллекта и т. д.
Когнитивная психология и ее представители сыграли огромную роль в понимании закономерностей всего процесса познания и отдельных его механизмов. Деятельность когнитивистов поспособствовала развитию психологии личности, психологии эмоций и возрастной психологии, внесла серьезный вклад в исследования по экологии восприятия и изучение социальных когниций.
Таковы в общих чертах основы когнитивной психотерапии и когнитивной психологии. Еще раз напомним, что эта статья носит чисто ознакомительный характер, и мы ни в коем случае не претендуем на полноценное раскрытие темы когнитивной науки, которой посвящено огромное количество книг и научных трудов. И поэтому рекомендуем вам (если есть соответствующий интерес) почитать работы, которые написали представители когнитивистского направления. Вот несколько таких книг:
- «Когнитивная психология: история и современность», хрестоматия;
- «Когнитивная психология», Р. Солсо;
- «Когнитивная психология», Д. Ушаков;
- «Когнитивная психология», А.
Д. Роберт;
- «Когнитивная эволюция и творчество», И. Меркулов;
- «Маленькая книжка о большой памяти», А. Лурия;
- «Миметика глупости», Крупенин А. Л., Крохина И. М.;
- «Ваша память», А. Бэддели;
- «Невидимая горилла», Д. Саймонс, К. Шарби;
- «Познание и реальность», У. Найссер.
И в заключение посмотрите небольшое видео о когнитивной терапии и механизме ее работы. Развивайтесь, тренируйте свое восприятие и познавайте мир. Желаем вам удачи!
Когнитивная психология/Когнитивные искажения — Lurkmore
Это подстатья-включение в основную: Когнитивная психология. Плашки, навигационные шаблоны и стандартное оформление здесь не нужны!
« | — Люди думают, что я спас их от Сами-Знаете-Кого, потому что я какой-нибудь великий воин Света. | » |
— Гарри Поттер и Методы Рационального Мышления |
« | Не мы такие — мир такой. | » |
— Быдло |
Настолько фундаментальна, что объясняет, если не всё, то почти всё: двойные стандарты, альтернативную мораль, ханжество, большое количество мудаков в окружающем мире. А также почему кажущееся количество мудаков существенно больше реального.
Всё очень просто, индивидуумы склонны объяснять мотивы своих поступков внешними причинами, а чужих — особенностями личности. Если более точно: свои фейлы объясняются исключительно тижолой жизнью, чужие фейлы — исключительно тем, что те люди — мудаки, козлы, сволочи, неудачники и вообще ничтожества. С винами — наоборот. Собственный вин — исключительно потому что умный, сильный, сообразительный, выносливый (нужно подчеркнуть), чужой вин — исключительно потому что блат, переспал, насосал, мажор и прочая пруха по жизни.
Позволяет чувствовать себя Д’Артаньяном, даже не отличаясь от окружающих ни на йоту. Например, распихивать народ в метро, опаздывая на встречу, а через полчаса возмущаться человеком, в спешке, расталкивающим народ.
Настолько известна, что в этих ваших гуглах и яндексах к запросу «фундаментальная ошибка» слово «атрибуции» можно уже не дописывать…
« | 83,3% британских учёных доказали, что русская рулетка совершенно безопасна. Остальные 16,7% участников, к сожалению, не смогли принять участие в итоговом обсуждении данного вопроса. | » |
— Суть проблемы |
Ошибкой с точки зрения статистики является неправильная выборка по принципу «В интернет-голосовании „Пользуетесь ли вы Интернетом?“ 100% опрошенных ответили утвердительно» и неправильные логические умозаключения, из неё следующие. Статистики нерелевантных выборок боятся как черт ладана, но обыватели легко попадаются на эту и подобную ошибки. Собственно, из статистики она и стала известна широким массам. Во Вторую мировую войну венгерскому статистику Абрахаму Вальду дали задачу: проанализировать характер повреждений британских бомбардировщиков и дать советы по бронированию, учитывая, что основные попадания были на крыльях и хвосте. Казалось бы, очевидный ответ заключается в том, что бронировать надо те места, куда чаще попадают. Вальд же подумал и решил: таки нет! Как раз эти места достаточно защищены, раз и после попадания самолёт может долететь до базы, а те самолёты, которым вероятно попали в другие места, до базы не долетели. Мораль: укреплять надо те места, в которых пробоин-то и нет, в данном случае — кабину и топливный бак.
Ошибка выживших получила своё название именно из-за того, что выводы о том, как выжить в той или иной ситуации, строили на анализе действий тех, кто выжил (возможно, чудом), совершенно упуская из виду возможные варианты действий тех, кто ничего рассказать не может. Разумеется, из 100% выживших, которые участвовали в какой-нибудь опасной, противоречащей технике безопасности хуйне, все 100% выжили. Что из этого следует согласно формальной логике? Да только это и следует, что да, таки выжившие — выжили. Кто бы мог подумать… Впрочем, подобную ошибку часто совершают не только сказочные долбоёбы, но и вполне обычные люди, иногда даже с образованием и опытом, применительно ко всем отраслям жизни, вплоть до игры на бирже и планирования стратегии бизнеса. «Мы пройдём этот этап за три недели, потому, что и другие прошли».
Примеры
- «Добрые» дельфины. Некоторые моряки, выжившие после кораблерушения, рассказывали, что когда они совсем обессилили, рядом всплывали дельфины, которые деликатно подталкивали их к берегу. Очевидно, что если и были моряки, которых дельфины толкали в открытое море, то они рассказать об этом не могут. На самом деле, дельфины — хищники и охраняют свои охотничьи участки от вторжения, выпроваживая незваных гостей за их пределы. Таким образом, дельфины — животные и действуют соответственно инстинктам. Кстати, на данном примере «добрых» дельфинов можно разобрать ещё одну ошибку — антропоморфизм, то есть приписывание человеческих качеств иным биологическим видам.
Когда за дельфинами пристально понаблюдали, оказалось, что они склонны к изнасилованиям (особенно групповым), а также любят поебывать своих сородичей (и не только сородичей, но и дельфинов других видов!), в том числе в дыхало. Разумеется, человеческая мораль к ним неприменима, так как дельфины — всего лишь жывотные.
- Лотерея. Наглая эксплуатация этого бага человеческого мозга, сводящаяся к показу единичных выигравших и молчанию о миллионах проигравших.
- Стандарты. Как пример, «выдержавшие проверку временем» клавиатуры и сочетания клавиш, графические интерфейсы, форматы документов и даже языки программирования. Выжившие — не обязательно самые лучшие: сколько их ещё было, никто не помнит, а сохранились они по самым разным причинам, вроде возможности набрать «TYPEWRITER» в присутствии покупателя. Здесь же: многие торговые марки.
- История. Более узко это проявляется в истории войн: чаще всего мы имеем точку зрения победителя, а не проигравшего.
Не имея всестороннего взгляда на войну в целом и битвы в частности, мы не можем судить почему та или иная сторона победила, и вообще из-за чего разгорелся весь сыр-бор. А если попытаемся, то обязательно попадём на сабж. Например, если опираться только на мемуары британских генералов, то получится, что гитлеровская Германия пала исключительно благодаря массированным бомбардировкам, которые истощили ресурсы, что позволило русским и союзническим войскам победить более сильную немецкую армию. Однако, если вспомнить «воздушную битву за Британию» в начале войны, станет ясно: одними бомбардировками проще истощить свои ресурсы, а не противника.
- Шанс получить осложнение от прививки («выше, чем заболеть дрянью, от которой вакцинируют» и много-много выше, чем умереть от неё.) Убойный аргумент антипрививочников, ЧСХ, абсолютно верный. Дело в том, что теперь, когда многолетняя массовая вакцинация проводится и налажена на поток, она приводит к резкому снижению заболеваемости той или иной инфекции; что приводит к снижению шанса встретить заразу в своих краях; число заболевших уменьшается настолько, что вакцины становятся опаснее болезней.
Но достаточно уменьшить число прививок, и всё опять пойдёт по-старому. Объясняю на пальцах: прививки, сцуко, действительно могут приводить к осложнениям. Поэтому, в привитой среде отдельному человеку действительно лично для себя выгоднее не прививаться (вероятность осложнения выше, чем вероятность встретить носителя пиздецомы). Но раз все остальные — такие же хитрожопые, то скоро начинается падение иммунитета и эпидемии.
- Доходность выживших капиталовложений. Продавцы капиталовложений (акций, облигаций и тому подобного) иногда вводят в заблуждение потенциальных покупателей следующим трюком. Предположим, сейчас на рынке доступны K возможных капвложений, и только часть из них (например треть) уже были доступны L лет назад. И если бы вы вложили в них деньги, не думая, просто поровну, то заработали бы кучу бабла. А на самом деле, L лет назад на рынке были столько же K, и две трети из них сгинули до нуля, и примерно столько же появилось новых.
- Человек надел крестик, сходил на войну и вернулся живым.
Он думает, что крестик его спас. Но крестик не спас ещё миллион людей, которые тоже его надели, пошли на войну и не вернулись. Голоса этих людей мы не учтем. Клинический случай — человек считает, что Б-г есть, потому что после жестоких бомбардировок, стеревших город с лица Земли, его дом стоит неповреждённым среди всех этих развалин.
Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны. У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность. Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство. Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств.![]() |
Людям свойственно принимать любой бред на свой счёт. Как обычно, научное достижение получило имя какого-то левого чувака, в данном случае — циркача. Барнум известен как разводила на доверии, делатель гешефта на массовых представлениях и фразой «У нас есть что-нибудь для каждого». Собственно эффект изучен и описан Бертрамом Форером. Старина Берт на своих семинарах в университете раздавал студентам психологические тесты и просил их пройти. Затем Форер собирал результаты тестов и выкидывал их в помойку (хотя подопытные думали, что результаты анализировались хитрыми алгоритмами). Участникам эксперимента выдавалось описание их личности, якобы на основе этих тестов, но на самом деле всем раздавался один и тот же пространный текст. Затем каждый студент должен был выставить оценку по пятибальной шкале, насколько точно данное описание соответствует его богатому внутреннему миру. Форер проводил этот эксперимент сотни раз, и ВНЕЗАПНО средняя оценка никогда не падала ниже 4,26 из 5. То есть какую-то мутную хуергу студенты-интеллектуалы воспринимали как более-менее адекватное описание собственной личности.
Условия, способствующие возникновению эффекта Барнума:
- Хомячок уверен, что описание готовится специально для него по древним рецептам.
- Хомячок уверен в авторитетности составившего описание.
- Расплывчатость описания делает его применимым практически ко всем в той или иной степени.
- Описание преимущественно положительное.
- И да, именно на этом принципе работает астрология, гадания, и прочие аттракционы с чтением мыслей.
Основополагающее искажение в теории срачей. Aka «В Интернете (спойлер: постоянно) кто-то не прав». Цимес этого наблюдения в том, что однажды уверовав, хомячок стремится в приоритетном порядке искать подтверждения своей веры, а критика ему не интересна или даже избегается. Положительная информация о его предубеждениях может поглощаться тоннами, легко усваивается и имеет в его глазах большой вес, а отрицательная идет очень тяжело и болезненно отторгается. Память накидывает говна лопатами — подтверждающая информация запоминается, отрицающая забывается.
Уверовав в любую антинаучную хуйню или приняв ислам, ПГМ, буддизм, коммунизм, либерализм, нацизм или другой -изм поциент начинает ошиваться по соответствующим сайтам и форумам, где общается с такими же поехавшими с похожими взглядами, обрастая внутри сообщества друзьями и связями, читает тематическую литературу, смотрит тематические видео на ютубе или в зомбоящике. Поциенты находятся в обстановке анального погружения в тему годами, десятками лет и зачастую всю оставшуюся жизнь. Стоит ли говорить, что добиться адекватного диалога с таким субъектом по поводу предмета веры практически нереально?
ИЧСХ, сказанное выше относится также и ко многим прикладным психологам из среды различных манагеров/маркетологов, что являет собой частный случай рекурсии и бревна в глазу. Имея целью с высоты своего ЧСВ влиять в нужную сторону на поведение всякого никчёмного быдла, поциент обращает взор на различные научные, но чаще не очень, техники достижения желаемого. Итог немного предсказуем: если желаемого достичь удалось, то произошло это только и исключительно благодаря хитрым и умным манипуляциям, но никак не по одной из тысяч других возможных причин, а если не удалось, то в любом случае он не лох и всё всегда делает правильно. Ничего не напоминает? Ещё как NAPOMINAYET. Нет, ну правда, напоминает.
Да, да. И это не шутка, а медицинский факт. Дело в том, что уверовав в какое-либо пророчество, хомячок начинает вести себя так, чтобы оно сбылось. Это когнитивное искажение хорошо известно в научных кругах, потому как оно способно реально искажать результаты опытов, делая их значительно ближе к ожиданиям ученых.
Показателен эксперимент с симпатией. Исследователи собрали группу незнакомых друг с другом людей. Всех разбили на пары и каждой паре организовали встречу друг с другом, где они могли пообщаться. Однако перед встречей одному из участников каждой пары давали особую информацию, дескать, ваш партнер наслышан о вас, и вы ему нравитесь или наоборот не нравитесь. В результате, в тех парах, где один из партнеров считал, что нравится своему визави, царило тепло и дружелюбие, а в противоположных — холод и неприязнь. Причем эффект отчетливо чувствовали оба партнера в паре.
С этим искажением тесно связан эффект плацебо. А в медицинских экспериментах приходится применять двойной слепой метод, когда не только пациент не знает, какое колесо жрёт, но и врач не знает, какое колесо даёт пациенту.
Эффект распространен буквально повсеместно, его последствия изучаются в экономике (всякие поведения рынков и влияние на них прогнозов о поведении этих рынков), и даже бытовые суеверия работают благодаря ему. Например, все знают, что если, отправляясь в дорогу, что-то забыть и вернуться — это плохая примета. Чтобы нейтрализовать её действие, вернувшись, нужно посмотреть в зеркало. И действительно. Если что-то забыл, значит в голове раздрай и шум. Сам факт, что пришлось вернуться, душевному равновесию также не способствует — спешка и нервные переживания усиливаются. А тут вспоминаем про плохую примету… Понятно, что в таком морально-политическом состоянии вероятность попасть в жир ногами резко возрастает. Посмотрели в зеркало. А значит остановились, подумали, выдохнули, несколько успокоились. И избавились от плохой приметы, что ещё добавило спокойствия.
[править] Почему же они такие идиоты
« | Именно лучшие люди бывают менее всего убеждены в своих собственных заслугах; даже если они сознают их, то им обычно претит навязывать себя другим, между тем как дурные и средние люди, всегда собою довольные, не испытывают никакого стеснения в самопрославлении. | » |
— Михаил Бакунин |
Эффект Даннинга-Крюгера — главная проблема музыки в России современных интернетов, движущая сила холиваров и причина бесконечных срачей между PM и разработчиками. Суть заключается в том, что поциент, обладающий низкой квалификацией, слабо представляет сложность задачи, не способен заметить свои ошибки, поэтому имеет завышенную оценку своих способностей и заниженную — сложности проблемы. Люди с высокой квалификацией, наоборот, склонны недооценивать свой уровень и считать задачу неебически сложной. Эффект открыт британскими учеными, которые исследовали поведение студентов илитных вузов.
Клиническая картина данного недуга включает три основных признака. А именно:
- Поциент склонен переоценивать собственные умения;
- Поциент не способен адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других;
- Поциент не способен осознавать всю глубину своей некомпетентности;
Все эти признаки характеризуют любого нуба и исчезают по мере изучения матчасти и выполнения полезной практической деятельности. Однако, в случае поциента, не шибко желающего луркать, болезнь может перейти в хроническую фазу и дать осложнения. Ситуация усугубляется тем, что поциент не испытывает необходимости луркать в силу ограниченности своего кругозора, меньше знаешь — крепче спишь. Плюс из-за раздутого ЧСВ поциент не станет слушать тех, кто реально обладает высокой квалификацией, так как оценить квалификацию может только человек с квалификацией, хотя бы сравнимой с оцениваемой, а лучше — такой же или выше. По-настоящему оценить того же Перельмана могут только такие же ботаны, как он, и то, далеко не все. Представитель интеллектуального большинства же не отличает писульки гениального математика от писулек Васи-шизофреника. Поэтому Вася-шизофреник получает пожизненный респект от собутыльников, хотя бородат и небрит. Перельман тоже бородат и небрит, чем сильно смущает и путает нашего нуба (особенно, снобирующего). В качестве примера можно прочитать рассказ Шукшина «Срезал».
« | Проблема этого мира в том, что воспитанные люди полны сомнений, а идиоты полны уверенности. | » |
— Чарльз Буковски |
Ситуация усугубляется обратным явлением. Умные люди знают предел возможностей своего ума (Только умный способен понять, чего он не знает, ага, а ещё «Лучший способ победить [в сраче] — переорать всех»), а квалифицированные специалисты — границу своей квалификации. Но плюсом к этому любят ещё и подстраховаться. Чего нельзя сказать о поциентах. Поэтому хирург не рискнет советовать лекарство от гипертонии (даже если он помнит курс фармакологии), а онколог — прописывать курс лечения язвы (даже если читал, что язва вызывается бактериями, какими именно, и какие антибиотики их убивают). В результате на тех же форумах без определенной тематики наблюдается парадоксальная картина, когда на медицинские вопросы отвечают все, кроме имеющих медицинское образование, гитару помогают выбирать все, кроме настоящих музыкантов, кончавших
в консерватории, и типа того.
Нетрудно догадаться, что ЭДК создает благодатную почву для развития холивара. Нуб-неофит молод и горяч, не знает как слабых мест объекта своего обожания, так и сильных сторон объектов ненависти. И что самое
страшное, но забавное — когда нуба тычут мордой в только что сделанные им ошибки, он даже не понимает где зафейлил, и его покерфейсу позавидует любой тролль. В результате, в чем-то переубедить бледного юношу со взором горящим просто невозможно, ибо любые рациональные аргументы он пропускает мимо ушей. Самое эффективное в данном случае — кинуть какашку в ответ. Просветления поциенту это не принесет, но хотя бы весело.
[править] Важнейшее когнитивное искажение
Если ещё хочется…Описывать всю сотню тараканов в голове нет ни желания, ни возможности, никаких байтов не хватит. Хотя среди них и остались такие забавные зверушки как:
- Эффект ореола. Склонность распространять положительное впечатление от части объекта на весь объект. Источник бабла для канадских компаний, сотрудники которых по служебным инструкциям обязаны производить положительное впечатление, которое жертвами автоматически переносится на их говнотовар.
- Эффект рогов.
Проёбанное первое впечатление из-за мимолётного мини-косяка, по которому все последующие действия «рогоносца» воспринимаются как фальшь и игра с некоей целью, а смороженная на первых секундах встречи хуйня — как главная черта, характеризующая всю личность. Причина, по которой корявые понты вызывают отторжение.
- Эффект рогов.
- Ошибка стрелка из Техаса. Суть этой ошибки раскрывает название. Некий стрелок из Техаса стрелял по амбару, а уже потом рисовал мишень в месте, куда попало больше пуль. Типичная жертва подобной ошибки — слепой форекс-лох, пытающийся наудачу слепить свою «стратегию» из барахла вроде случайно наугад вытянутых индикаторов и осцилляторов.
- Средний мир — эволюционная склонность оценивать окружающий мир не столько цифрами/графиками, сколько вошедшими в привычку осязаемыми величинами вроде «одна книга», «один фильм», «одна игра» и т. п., и потому можно стать «ценителем»-снобом в чём угодно.
Но самым важным искажением, царем мозговых слизней, видится искажение, отрицающее наличие когнитивных искажений. Вот уж, если в голове поселилось такое животное, баги будут плодиться неконтролируемо, и спасет только живительная декапитация или шоковая терапия шизы каким-нибудь атропином.
чем являются, их особенности и развитие
Когнитивные процессы – это психические процессы, обеспечивающие рациональное познание мира. Происходят от латинского слова «cognitio» — то есть, знание, изучение, познание. Подробнее о них поговорим в данной статье.
Чем являются когнитивные процессы
Ежедневно человеческому мозгу приходится обрабатывать огромное количество информации, в чём ему помогают умственные процессы.
Благодаря когнитивности мы имеем возможность познания окружающего мира.
По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)
Давайте рассмотрим на конкретном примере. Вы сидите и смотрите кино, с увлечение вникаете в суть происходящего, как вдруг слышите странный звук с улицы, похожий на взрыв. Продолжите ли вы смотреть телевизор, как ни в чём не бывало, или побежите к окну, чтобы взглянуть, что произошло? Естественно, второй вариант.
Ваш мозг моментально переключится на новую информацию с целью выяснить, не таит ли она в себе какой-то угрозы для вас. За это отвечают именно когнитивные процессы.
Благодаря гармоничным умственным процессам человек способен адекватно оценивать происходящее, правильно реагируя на него. Что позволяет в свою очередь верно адаптироваться к разным ситуациям.
Умственный процесс может быть как совместным, так и происходить самостоятельно.
Кто занимается изучением когнитивных процессов? Лингвисты, социологи, неврологи, антропологи и философы. Психология же располагает отдельной отраслью для изучения данных процессов, называемой когнитивной психологией.
Разновидности
Теперь разберёмся с тем, какими бывают умственные процессы.
Базовыми (низшими) когнитивными процессами
Они представлены:
Ощущением и восприятием
На нас постоянно воздействуют различные стимулы и сигналы, заставляющие нас что-то чувствовать. Чувства служат дополнительным инструментом познания окружающей реальности. Причём они могут исходить, как извне, так и из глубин нас самих.
Большую заслугу здесь внесли гештальт-психологи, занимающиеся детальным изучением восприятия мира человеком. Ими были придуманы законы Гештальта, согласно которым объясняется восприятие происходящего через оптические иллюзии.
Вниманием
Мы живём в мире информации и ежедневно принимаем множество сигналов и стимулов, уделяя при этом внимания тому, к чему испытываем наибольший интерес.
Для ряда действий, таких как ходьба либо жевание мы не нуждаемся во внимании. Зато потребуется большая концентрация на том, что мы говорим и как это преподносим, если, допустим, предстоит выступать на публике.
Положительный момент – при систематическом повторении определённых процессов они становятся автоматическими. К примеру, если на первых порах нам тяжело даётся вождение автомобиля, то впоследствии навыки совершенствуются и выполняются «на автомате», благодаря чему тратится намного меньше энергии.
Памятью
В нашей памяти хранятся ответы на бесчисленное количество вопросов, возникающих по жизни. Именно благодаря ей мы шифруем получаемую извне информацию и храним её, чтобы, когда будет нужно, восстановить.
Память может быть разных видов: сенсорной, краткосрочной, рабочей, автобиографической и так далее. Все из разновидностей взаимодействуют друг с другом, но все возникают в разных частях мозга.
Высшими (сложными когнитивными процессами)
Они представлены:
Умом (интеллектом)
Интеллект выступает совокупностью способностей, которые помогают в решении разных задач. В наши дни наибольшей популярностью пользуется теория про множественный интеллект, которую предложил Гарднер. Согласно ей, нет одного вида ума, а в разных ситуациях человек пользуется разными способностями, отталкиваясь от происходящего.
Умным людям присущ ряд конкретных опознавательных признаков. Но интеллект может быть усовершенствован, для этого существует несколько вариантов методик.
Мышлением
Мысли человека невероятно сложны и разноплановы. Благодаря мышлению мы можем решать различные трудности, рассуждать, принимать решения, мыслить творчески, логически и так далее.
Для упрощения данных процессов в нашем мозгу создаются мысли с суждениями. Наша задача – группирование идей, предметов, людей и т.д., что ускоряющее сказывается на умственных процессах.
Но в желании достичь логики человек часто забывает о своей иррациональности. Ведь подумать только – для ускорения мышления мы пользуемся ярлыками, но по итогу не анализируем все сведения! В результате возникают когнитивные предубеждения, отклонения от нормы.
Из-за когнитивных предубеждений развиваются когнитивные искажения, негативные и иррациональные мысли, доставляющие много страданий. К примеру, «меня никто не любит», «я всегда буду одинок» и так далее.
К счастью, у человека есть власть над собственными мыслями, просто не все её осознают и не все умеют ею правильно пользоваться.
Речью
Человеческий мозг воспроизводит и понимает разные слова, звуки, комбинирует неисчисляемое количество букв с предложениями для выражения наших мыслей и эмоций. Некоторые люди одновременно говорят на нескольких языках (полиглоты).
Речь развивается и совершенствуется всю жизнь. Хотя с рождения мы все обладаем разными коммуникативными навыками, они могут улучшиться, если долго практиковаться. Последнее особенно важно для людей, имеющих нарушения речи, ведь их тоже реально, если не убрать полностью, то хотя бы уменьшить.
Применение когнитивных процессов в образовании
Психологи занимаются анализом умственных процессов, чтобы улучшить качество жизни человека. Каждому из нас важно самосовершенствоваться и контролировать себя, чтобы достигать определённых результатов. Как в этом помогают когнитивные процессы?
В обучении
Есть много теорий обучения, которые отличаются друг от друга. Но во всех из них (исключение – теория ассоциативного обучения) используются когнитивные процессы.
При этом, когда мы обучаемся, то все познавательные процессы взаимосвязаны. Требуется приложение усилий, использование всех ресурсов для улучшения учебных навыков и более эффективного обучения чему-либо.
При чтении
Для качественного чтения важно уметь быстро распознавать буквы, концентрироваться на книге, запоминать информацию, соотносить её с тем, что уже было известно и так далее.
При этом процесс обработки информации будет различаться, отталкиваясь от поставленной перед собой цели: изучение своего хобби, подготовка к ЭГЕ либо просто чтение увлекательной истории.
При письме
Ситуация аналогична когнитивным процессам, происходящим при чтении. Важно уберечь себя от лишнего шума, стараться писать разборчиво, не терять мысль, контролировать орфографию и т.д. Также немаловажно планирование того, о чём мы пишем.
Улучшение когнитивных процессов
Положительный момент заключается в том, что умственные процессы могут быть улучшены, причём в любом возрасте. Воспользуйтесь следующими советами, чтобы усовершенствовать свой мозг.
Следите за здоровьем
На то, как мы чувствуем себя физически и мыслим, тесно влияют когнитивные процессы. Определённые пагубные пристрастия крайне отрицательно воздействуют на психическое здоровье, способствуют снижению производительности труда.
Сюда можно отнести нездоровое пристрастие к мобильному телефону, залипание в новостной ленте инстаграмма, отказ от здорового режима дня, вредное питание и ещё много иных факторов.
Используйте технический прогресс себе на пользу
Благо, сейчас предостаточно разнообразных способов улучшения интеллекта: интеллектуальные игры, например. Благодаря нейрообразованию мы начинаем лучше разбираться в происходящем в нашем мозгу.
Хочется упомянуть интернет-платформу КогниФит. На её сайте вы обнаружите много психологических тестов, упражнений, игр, позволяющих точно измерить и стимулировать свои когнитивные способности.
Празднование побед
Важно не просто совершенствовать себя, но и регулярно выражать себе похвалу за проделанную работу. Ежедневно фиксируйте свои маленькие и большие успехи, обязательно выражайте себе благодарность за них и продолжайте развиваться.
Займитесь развитием критического мышления
Критическое мышление – обязательная составляющая каждой взрослой и компетентной личности. Благодаря ему мы получаем возможность улучшения способности размышлять, проводить связи между мыслями, совершенствовать навыки речи, выполнять глубокий анализ происходящего и так далее.
Чтобы в полной мере проявить свой потенциал важно быть достаточно любопытным.
Очень легко развивать критическое мышление в детском возрасте. Для этого нужно задать малышу вопрос, почему человек поступил так, а не иначе, предложить вступить в спор с ребёнком с иной позицией.
Во взрослом возрасте также важно развивать критическое мышление, для этого следует всегда анализировать поступающую извне информацию на предмет реалистичности.
Читайте
Раньше уже рассказывалось о том, что чтение задействует умственные процессы в полном объёме. А ещё читая что-то интересное, мы получаем настоящее удовольствие, плюс узнаём новую информацию, расширяем свой кругозор. Чтение положительно сказывается на решении задач и улучшении навыков общения.
Занимайтесь творчеством
Рисование, создание рассказов, придумывание мелодий, написание стихов, фотография… Человеку жизненно важно иметь какое-то творческое занятие «для души». И творческие задатки есть у каждого из нас, просто не все занимаются их проявлением.
Чем полезно творчество? Оно развивает познавательные процессы, позитивно сказывается на интеллекте, улучшает концентрацию внимания, способствует нахождению нестандартных методик решения проблем, расслабляет и заставляет мозг производить гормон удовольствия и счастья – эндорфин!
Скажите «нет» многозадачности
К сожалению, в современном мире человеку часто не хватает времени на выполнение всех своих обязанностей. Тогда в голову приходит «спасительное» решение – начать делать много дел сразу, чтобы быстрее разобраться с ними. Наверняка, нет нужды объяснять, насколько мультизадачность неэффективна и даже вредна! Особенно она приносит вред детям.
Действительно, человеческий мозг – удивительная вещь. Ведь мы способны одновременно смотреть фильм, отвечать на сообщение и заниматься подготовкой рабочего отчёта. Но коварство мультизадачности заключается в том, что делая много дел сразу, мы в реальности не сделаем ни одного из них качественно. Плюс сильно измотаемся.
Психологи давно говорят о том, что чтобы полноценно наслаждаться жизнью – важно жить в настоящем моменте, не перескакивая в будущее и не возвращаясь в прошлое. Если вы испытываете трудности с концентрацией – на помощь придут различные медитативные практики.
Придерживайтесь этих рекомендаций, не переставая ежедневно совершенствовать себя!
А напоследок просмотрите тематический ролик:
Marissa
что это такое и виды когнитивных расстройств
Нарушение мозговых функций у детей
Когнитивные (познавательные) функции – это наиболее сложные процессы, протекающие в головном мозгу. Они обеспечивают рациональное восприятие окружающей действительности, понимание происходящих вокруг человека событий. Посредством когнитивных способностей головного мозга люди находят взаимосвязь между собой и тем, с чем они сталкиваются в повседневной жизни.
Позновательная деятельность заключается в следующих функциях:
- Память. Под этим термином понимается особая способность мозга усваивать поступающую информацию, сохранять ее и при необходимости воспроизводить.
- Гнозис. Эта функция отвечает за восприятие поступающей информации из окружающего мира. Под гнозисом понимаются способности мозга обрабатывать данные и синтезировать простейшие ощущения, поступающие ото всех органов чувств, в целостные структуры.
- Речь. Под этим понятием понимается способность человека обмениваться полученной ранее информацией посредством высказываний.
- Праксис. Этот термин обозначает способности человека по приобретению и сохранению новых двигательных навыков с последующим их использованием в повседневной жизни.
- Интеллект. Под ним понимается способность по сопоставлению поступающей информации, нахождению общего и различий. От уровня интеллекта зависят возможности человека в плане вынесения суждений и различных умозаключений по определенному вопросу.
Проблемы с памятью и интеллектом возникают при повреждении любых участков головного мозга. Нарушения других когнитивных функций возникают при поражении отдельных частей центральной нервной системы (теменная, лобная, височная и иные доли).
Дети с дисфункцией познания сталкиваются по причине дефицита определенных витаминов.
Современные исследования доказали взаимосвязь между когнитивными нарушениями и недостатком полезных микроэлементов в организме. Дефицит витаминов негативно сказывается на способностях по запоминанию новой информации, концентрации внимания, интенсивности мыслительного процесса и других видах мозговой деятельности.
Патологии, вызванные недостатком микроэлементов, встречаются примерно у 20% детей и подростков. В большинстве случаев наблюдаются проблемы, связанные с речью и функциями языка.
Помимо дефицита витаминов неврологические болезни у детей возникают по следующим причинам:
- заболевания, затронувшие кору головного мозга;
- врожденное нарушение обмена веществ;
- перинатальное поражение нервной системы, возникшие в период формирования плода.
В связи с этим одной из основных задач, стоящих перед современной медициной, является разработка методов ранней диагностики когнитивных расстройств у детей.
Десять когнитивных искажений, которые усложняют нашу жизнь
Люди не всегда мыслят рационально. Но предпочитают думать, что принимают решения после разностороннего анализа всех данных. В итоге покупают очередное пальто «потому что модно» или берут кредит на новый айфон «для престижа». Противостоять напору маркетологов сложно, ведь маркетинг и психология переплетаются все теснее. Зато можно заметно сэкономить бюджет или объяснить себе, куда снова ушла зарплата.
Аспект когнитивных искажений подробно изучили и взяли на вооружение в поведенческой экономике. Рассказываем о самых популярных ловушках мышления, которые вынуждают нас тратить деньги непонятно на что.
- Эффект подражания. В народе такой прием называется «стадное чувство». Когда большинство людей одобряют какой-то продукт, его ценность в глазах других возрастает.
- Эффект рифмы. Оказывается, что рифмованные торговые предложения вызывают больше доверия. Такой результат объясняется простотой запоминания ритмичного текста.
- Эффект якоря. Многие люди запоминают первоначальные данные и делают заключения только на их основе. Это объясняет привлекательность ценников с перечеркнутой старой ценой: покупатель понимает, что товар изначально имел большую ценность и получает удовольствие от выгодной сделки.
- Эффект авторитета. Это влияние общего впечатления на восприятие остальных особенностей. Поэтому в рекламе часто используют одобрительные высказывания знаменитостей, упоминание об исторических личностях, героях.
- Рационализация после сделки. Это склонность задним числом приписывать покупке, от которой невозможно отказаться, большую ценность и положительные качества. В результате покупатель оправдывает покупку дорогого товара, даже если тот не оправдал его ожиданий.
Нашу склонность ошибаться также активно используют люди, называющие себя целителями, экстрасенсами, астрологами, магами, биоэнергетиками. К примеру, гороскопы дают только приблизительные описания и обобщенные характеристики человека. Но тут срабатывает эффект субъективного искажения – когда человек доверяет таким описаниям личности, которые по его мнению составлялись исключительно для него, а в действительности являются туманными и неоднозначными.
Такие же ловушки мышления поджидают клиентов экстрасенсов. Есть вероятность, что проблема решится независимо от вмешательства потусторонних сил. Но здесь срабатывает ошибка игрока – склонность видеть причинно-следственные связи в случайных, беспорядочных данных.
К сожалению, мозг чаще использует когнитивные уловки для усиления негатива. К примеру, мы упрекаем себя «У меня никогда ничего не получается». Это пример черно-белого размышления – при таком сбое мы мыслим категориями крайностей «всегда» или «никогда». Или думаем «я так плохо выгляжу, что на меня все оглядываются». Это пример чрезмерного обобщения – такое когнитивное расстройство обобщает действия одного человека на всех.
Известных науке когнитивных искажений существует немало, в практике любого психотерапевта найдется достаточно примеров. При этом некоторые эффекты пересекаются друг с другом, а единой общепринятой классификации пока не существует. Перебрать все невозможно. Но можно рассмотреть 10 самых популярных. О них стоит помнить и практиковаться, отлавливая системные ошибки мозга.
- Предвзятое подтверждение. Мы тяготеем только к той информации, что доказывает наши убеждения, а не к той, что их опровергает. В результате продолжаем поиски в одном направлении, приходим к ложным выводам.
- Фильтрация. Мы подчеркиваем отрицательные и одновременно игнорируем положительные стороны ситуации. В итоге «зависаем» на неприятной детали, перестаем размышлять непредвзято.
- Ошибка выжившего. Мы сосредотачиваемся только на историях людей, добившихся успеха. В итоге оказываемся не готовыми к ошибкам и поражениям, теряем веру в себя.
- Поспешные выводы. Мы убеждены, что умеем читать чужие мысли, поэтому додумываем за другого, приписываем несуществующие качества, делаем выводы, объясняем его поступки. В результате получаем неожиданную реакцию. Обратное искажение – иллюзия прозрачности – когда мы переоцениваем способность других людей понимать нас.
- Обвинение. Мы уверяем, что другой человек способен быть ответственным за наши переживания, болезненные ощущения или негативные эмоции. Мы говорим «ты вынуждаешь меня считать себя ничтожеством». В итоге перекладываем ответственность за свои поступки на другого человека, лишаем себя инициативы.
- Нагнетание. Мы живем в ожидании катастрофы, которая должна случиться в ближайший момент. При этом настолько погружаемся в свои переживания, что не замечаем объективную реальность. В итоге зацикливаемся на своих проблемах, болезнях, страхах и упускаем возможности.
- Сохранение усилий. Мы предпочитаем завершать начатое, если уже вложили в него усилия, деньги, время. В результате держимся за бесперспективные проекты, отношения, работу. Даже если находим достаточно причин, чтобы этого не делать.
- Дополнение пробелов. Имея только часть необходимой информации, мы дополняем пробелы догадками, предположениями на основании своих стереотипов и прошлого опыта. Потом уже сами не помним, какие части паззла были реальными, а какие мы придумали сами.
- Эффект неоднозначности. Мы предпочитаем простые и понятные варианты выбора более сложным и неопределенным. Из-за этого страдает принятие
Тема 2 ДО
Тема 2. Природа значения. Значение и знак.
План темы 2:
Пп. 2.1. Природа значения.
Пп. 2.2. Типология значений:
-значение когнитивное и прагматическое
-значение контенсиональное и экстенсиональное
-значение денотативное и сигнификативное
Содержание темы 2:
Пп. 2.1. Природа значения.
В узкой трактовке к знакам относят только разнообразные общепринятые или согласованные для данного случая, спонтанно возникшие или намеренно установленные условные знаки или знаковые системы.
В другой трактовке единицы естественного языка и их комбинаций тоже относят к знакам. Тем самым различают словесные первичные знаки и вторичные искусственные знаки.
В наиболее широкой трактовке к знакам причисляют, кроме вышеперечисленных, знаки-признаки (индексы или симптомы).
Значимая ситуация предполагает связь двух фактов и осознание этой связи наблюдателем. Значимые ситуации бывают двух типов: импликационные и знаковые.
Значение — концепт, связанный знаком.
Актуализация мысли-значения происходит в силу естественной или знаковой связи между фактами.
Соответственно этому различаются два рода значимых ситуаций и два рода значений — импликационные и знаковые.
Пп. 2.2. Типология значений:
Типология — это род классификации по наиболее существенным различиям в пределах класса.
Импликационное значение — информационная зависимость двух концептов, при которой первый концепт актуализирует сознание для второго, информационно более важного.
За знаком закреплена определенная кодифицированная мысль, которая и составляет его знаковое значение.
Когнитивное значение это та часть информации в знаках, которая относится к описанию мира.
Прагматические значения не описывают мир, а выражают отношение говорящих к этому миру и его элементам (эмотивные, субъектно-оценочные значения).
В когнитивном значении имен различаются контенсиональный и экстенсиональный компоненты. Контенсионал и экстенсионал значения -это содержание и объем понятия.
Экстенсионал — это множество вещей (денотатов), с которыми соотносится данное понятие.
Контесионал — это совокупность признаков, которые несет имя в данном употреблении.
У них давно живет попугай. Этот попугай забавно разговаривает. Имя попугай во втором предложении богаче содержанием, его контенсионал шире. При контекстуальном варьировании прямого значения имени в его контенсионале содержится некое постоянное ядро — устойчивая структура признаков, характерная для данного класса. Ее называют интенсионал. Контенсиональное варьирование семантики имен может затрагивать, а может и не затрагивать интенсионал. В первом случае, когда происходит изменение в составе и структуре интесионала, имеет место семантический сдвиг, создается новое значение. В другом случае это варьирование контенсионала может не затрагивать интенсионал (как в предыдущем случае о попугае). Он остается неизменным, но значение имени обогащается сверх интенсиональных еще разнообразными дополнительными признаками. Это возможно, когда имя обозначает некий единичный денотат. Понятие единичной вещи в связном тексте неизбежно обрастает множеством признаков сверх тех, что ей присущи как вещи данного класса. По мере развития текста кореферентные имена единичного денотата вбирают в себя информацию, содержащуюся в предтектсте (попугай, что давно живет у своих хозяев).
Разновидности контенсионального значения — сигнификативное и денотативное.
Имя имеет денотативное значение, если оно репрезенирует единичный денотат. В остальных случаях имя репрезентирует сигнификативное значение.
Литература (основная):
Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 50-69.
Никитин М.В. Курс лингвистической семантики. С.-Пб., 1997. С. 19-66.
Никитин М.В. Лексическое значение слова (структура и комбинаторика). М., 1983.
Литература (дополнительная):
Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М., 1988.
Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М., 1981.
Задания для самостоятельного выполнения к теме 2.
Задание 1. Приведите примеры, иллюстрирующие наличие прагматического значения в слове. Приведите примеры, иллюстрирующие контенсионал и экстенсионал понятия. Приведите случаи контенсионального варьирования без изменения значения слова (из литературного произведения, фольклора и т.д.)
Задание 2. Напишите эссе о терминах денотат и сигнификат, как они рассматриваются в философии, логике, лингвистике.
Задание 3. Напишите эссе о связи семантики и семиотики.
Задание 4. Найдите сведения о таких направлениях семантики как семантика возможных миров, ситуационная семантика, теоретико-игровая семантика. Приведите примеры, опишите представителей данных направлений
Когниции и когнитивные системы ~ Проза (Психология)
У каждого человека есть свои индивидуальные знания и психологические процессы в отношении к значимому для него объекту или субъекту. Эти знания и эмоциональные переживания о ком-либо или о чём-либо могут быть согласованными или противоречивыми.
Когнитивная система человека влияет на его поведение и она может влиять на его состояние и поведение. У каждого из нас есть различные способы восприятия и переработки поступающей или имеющейся информации о мире и о себе. Все это есть когнитивный процесс — способ, посредством которого мы приобретаем, трансформируем и храним информацию, получаемую из своего окружения для использования в изучении и объяснении мира.
В начале 1960-х годов появилась направление в психологии — когнитивная психология.Когнитивная психология — это взгляд на психику как на систему когнитивных операций предназначенная для переработки информации. Сами когнитивные операции включают анализ психологического процесса и связь не только с внешним стимулом, но и с внутренними переменными (самосознание, селективность внимания, когнитивные стратегии, идеи и желания).
Что есть когниция?
В кратком словаре когнитивных терминов. Сост. Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. М., 1997 записано:
«КОГНИЦИЯ (cognition, Kognition) – центральное понятие когнитивной науки, сочетающее в себе значения двух латинских слов – cognitio, познание, познавание и cogitatio, мышление, размышление. Обозначает, таким образом, познавательный процесс или совокупность психических (ментальных, мыслительных) процессов – восприятия, категоризации, мышления, речи и пр., служащих обработке и переработке информации. Включает осознание и оценку самого себя в окружающем мире и построение особой картины мира – все то, что составляет основу для поведения человека. Когниция – все процессы, в ходе которых сенсорные данные трансформируются, поступая в мозг, и преобразуются в виде ментальных репрезентаций разного типа (образов, пропозиций, фреймов, скриптов, сценариев и т.п.), чтобы удерживаться при необходимости в памяти человека. Иногда когницию определяют как вычисление (computation) – обработку информации в символах, ее преобразование из одного вида в другой – в другой код, в иную структуру. Разные дисциплины в составе когнитивной науки занимаются разными аспектами когниции: лингвистика – языковыми системами знаний; философия – общими проблемами когниции и методологией познавательных процессов; нейронауки изучают биологические основания когниции и тех физиологических ограничений, которые наложены на протекающие в человеческом мозгу процессы и т.п.; психология вырабатывает прежде всего эксперим
Когнитивная теория множеств
Эта книга представляет собой исследование единства, множественности и ссылок. Это исследует мир, наш опыт и наши мысли о нем, в то время как сосредоточение внимания на отношении части к целому. Это о наших концепции: как они сформированы, как их формирует мир и как они, в свою очередь, формируют мир. Какая-то ирония в оценке реальности сначала разобрать, а затем собрать обратно: возможно, это моя карма как инженера.
Эта книга также исследует три основных типа вещей: все, что-то и ничего. Эти вещи рассматриваются с трех точки зрения: физическая, субъективная и концептуальная. Один из основные цели этой книги — разработать в некоторой степени формальный язык для познание: для этого он во многом полагается на теорию множеств и мереология.
Эта книга рассматривает в первую очередь целостную или недвойственную точку зрения: другими словами, он начинается с изучения все .Это затем приступает к изучению что-то , который формируется разделив все . Это деление часто бывает осуществляется иерархически: сами части подразделяются, тем самым формируя структуру, напоминающую дерево. Эта недуалистическая ориентация считает, что целое предшествует (или онтологически предшествует) своему части. Последний, но тем не менее важный, ничего обсуждается, в немаловажная роль, потому что она прекрасно дополняет обсуждение всего.Ничто также не имеет значения в силу того, что это ссылка: ссылки те вещи, которые позволяют нам строить концепции из более мелких компонентов, и чьи манипуляции называются мыслью.
Зачем я написал эту вещь? я написал эту книгу, чтобы поделиться несколькими простыми идеями. Эти идеи относятся к отношения между частями, целыми и ссылками, которые знакомы подчиняется всем нам. Но, несмотря на частое использование, эти предметы получают относительно мало внимания.В этой книге делается попытка исправить это ситуация: он стремится заложить широкую основу для размышлений о деталях, целые и ссылки с разных точек зрения. []
Зачем вам это читать? Возможно, у вас есть интерес к организации и эксплуатации принципы нашей материальной и духовной жизни. Возможно, у вас есть близость для «Целостный» или «Недвойственный» подход, и вы хотели бы понять больше об отношении частей к целому и как это влияет на познание и находится под его влиянием.Вам также может быть интересно в понимании параллелей между теорией множеств и познанием.
Хотя тема этой книги обширна, большая ее часть относится к частям, целым, ссылкам, поскольку эти вещи относятся к структуры, стоящие за языком и познанием. Название указывает на это предмет: познание (психология) и теория множеств (математика) переплетены. Поскольку технические детали этого начинания представляют интерес только для небольшой части читателей первые несколько частей этой книги относительно неформальны; формальные детали представлены в последней части этой книги.
Как устроен этот вещь? Эта книга состоит из четырех частей.
Первая часть этой книги представляет собой введение в вещей . Вещи делятся на три основных типа: все, что-то и ничто. Это разделение вещей на три части основан на пространстве, которое занимают вещи; вещь определяется с точки зрения его пространственные границы.
Пространство в том смысле, как этот термин используется в этой книге, не ограничено. в единое физическое (трехмерное) пространство: оно может быть многомерным (я.е. один, который может иметь произвольное количество измерений, и который иногда его называют N-пространством) или даже концептуальным пространством. Размерность пространства предполагается эквивалентным находящимся в нем объектам: для Например, четырехмерное пространство должно содержать четырехмерное вещи. Например, четырехмерный объект может быть трехмерная вещь, занимающая временное пространство (т.е. продолжающаяся трехмерная вещь может рассматриваться как четырехмерная вещь). []
Во второй и третьей частях этой книги обсуждаются вселенные и несколько первичных отношений между этими вселенными соответственно. В вселенные создаются путем последовательного разделения физической вселенной. Во-первых, физическая вселенная делится на две части: субъективную и Цель. Субъективная часть делится на перцептивную и концептуальные части. Таким образом создаются три вещи, которые называются вселенные. Причина разделения всего таким образом, а не к другому, заключается в том, что полученные части состоят из ссылок : концептуальная вселенная относится к субъективная вселенная, которая, в свою очередь, относится к физической вселенной.
Ссылки составляют основу вселенных: разделение на одно Universe и еще один аналогично отделяют рефереров от референтов. Например, субъективная вселенная содержит ссылки на объективную Вселенная. С субъективной точки зрения эти ссылки отвечает за восприятие. С объективной точки зрения ссылки такие же физические вещи, как и любые другие. Эта двойственная характеристика ссылки — вот что делает их такими особенными, и что делает границы между вселенными, состоящими из ссылок, так странно.
Четвертая и последняя часть книги направлена на технически ориентированные читатели: он предлагает более формальное резюме большинства темы, обсуждаемые в книге. [] Наконец, различные приложения следует рассматривать как справочный материал для остальной части книги: желательно как минимум сначала просмотрите этот раздел.
Изменение — когнитивные способности
Что такое когнитивный сдвиг?
Когнитивный сдвиг — это способность мозга адаптировать ваше поведение и мысли к новым, изменяющимся или неожиданным событиям .Другими словами, переключение — это способность видеть, что то, что вы делаете, не работает, и вносить соответствующие изменения в , адаптироваться к новым ситуациям .
Психические сдвиги являются основным компонентом когнитивной гибкости и настолько тесно связаны между собой, что их часто называют одним и тем же понятием. Однако когнитивная гибкость относится к способности , адаптироваться к изменениям, в то время как умственное переключение — это процесс , который позволяет адаптироваться к изменениям.
Сдвиг играет важную роль в обучении и решении проблем . Это позволяет вам выбрать стратегию и реализовать ее, чтобы адаптироваться к меняющейся ситуации, в которой вы оказались. Он помогает собирать информацию из окружающей среды и гибко и эффективно реагировать на нее, адаптируя ваше поведение к изменениям, которых требует ситуация.
Характеристики человека с сильным когнитивным сдвигом могут быть следующими. :
- Хороший умственный сдвиг позволяет быстро адаптироваться к изменениям или новым ситуациям.
- Когнитивная гибкость помогает выдерживать изменения , которые могут произойти при решении проблемы или выполнении задачи. Это позволяет создавать альтернативные решения.
- Люди с хорошей когнитивной способностью легко могут переходить от одного вида деятельности к другому и знают, как правильно вести себя в любой ситуации.
- Они могут захватывать различные измерения реальности, видеть с разных точек зрения и распознавать скрытые взаимосвязи, что позволяет им легко находить разные решения одной и той же проблемы.
- Люди с гибкостью ума могут лучше переносить ошибки и изменения, , способны думать о ситуации с точки зрения другого человека и легко находят компромиссы.
Когнитивное переключение и умственная гибкость — две из основных высших когнитивных функций в метапознании, а составляют часть наших исполнительных функций . Управленческие функции — важная часть успеха и правильного развития как в школе, так и в повседневной жизни. Позволяет ставить цели, планировать и выполнять план , контролировать свои действия и корректировать свое поведение в зависимости от результатов.
Когнитивная гибкость связана с гибким интеллектом , гибкими рассуждениями и способностью решать проблемы легко и эффективно.
Правильный умственный сдвиг и когнитивная гибкость позволяют думать о других идеях, ценностях и способах мышления, которые помогут понять точки зрения других людей, и ценить мнения других.Вот почему умственная гибкость сильно связана с эмпатией и социальным взаимодействием.
Развитие когнитивных сдвигов и умственной гибкости
Когнитивные сдвиги, такие как языковые или моторные навыки, являются когнитивными
Что такое когнитивные навыки и способности?
Что такое познание? Познание связано с тем, как человек понимает мир и действует в нем. Это набор умственных способностей или процессов, которые являются частью почти каждого человеческого действия, пока мы бодрствуем.
Когнитивные способности — это умения, основанные на мозге, которые необходимы нам для выполнения любых задач, от самых простых до самых сложных. Они больше связаны с механизмами того, как мы учимся, запоминаем, решаем проблемы и обращаем внимание, а не с какими-либо фактическими знаниями. Например, ответ на телефонный звонок включает в себя восприятие (прослушивание мелодии звонка), принятие решения (отвечать или нет), моторику (поднятие трубки), языковые навыки (разговор и понимание языка), социальные навыки (интерпретация тона голоса и правильное взаимодействие с другим человеком).
Когнитивные способности или навыки поддерживаются определенными нейронными сетями. Например, навыки памяти зависят в основном от частей височных долей и частей лобных долей (за лбом). Люди с черепно-мозговой травмой могут испытывать снижение когнитивных способностей, связанных с нарушением нейронных областей и сетей (вот почему нейрореабилитация так важна).
В таблице ниже вы можете просмотреть основные функции мозга, участвующие в познании.Вы также найдете головоломки , которые помогут вам реализовать когнитивные способности, описанные в . Надеемся, они вам понравятся!
КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ ФУНКЦИЯМИ МОЗГА
Когнитивные способности / функции мозга | Вовлеченные навыки |
ВОСПРИЯТИЕ | Распознавание и интерпретация сенсорных стимулов (обоняние, осязание, слух…) Головоломки: |
ВНИМАНИЕ | Способность поддерживать концентрацию на конкретном объекте, действии или мысли, а также способность управлять конкурирующими требованиями в нашей среде. Головоломки: |
ПАМЯТЬ | Кратковременная / рабочая память (ограниченное хранилище) и Долгосрочная память (неограниченное хранилище). Головоломка: |
НАВЫКИ МОТОРА | Способность мобилизовать наши мышцы и тело, а также способность манипулировать предметами. Головоломки:
|
ЯЗЫК | Навыки, позволяющие переводить звуки в слова и генерировать словесный вывод. Головоломка: |
ВИЗУАЛЬНАЯ И ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА | Способность обрабатывать поступающие визуальные стимулы, понимать пространственные отношения между объектами и визуализировать изображения и сценарии. Головоломка: |
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ | Способности, обеспечивающие целенаправленное поведение, например способность планировать и выполнять цель. К ним относятся: Гибкость : способность быстро переключаться в соответствующий умственный режим. Теория разума : понимание внутреннего мира других людей, их планов, их симпатий и антипатий. Предвкушение : предсказание на основе распознавания образов. Решение проблем : определение проблемы правильным способом, затем выработка решений и выбор правильного. Принятие решений : способность принимать решения на основе решения проблем, неполной информации и эмоций (наших и других). Рабочая память : способность хранить информацию и управлять ею «в режиме онлайн» в реальном времени. Эмоциональная саморегуляция : способность определять собственные эмоции и управлять ими для хорошей работы. Последовательность : возможность разбивать сложные действия на управляемые единицы и расставлять приоритеты в правильном порядке. Торможение : способность противостоять отвлечению и внутренним побуждениям. Головоломки: |
.
КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ НЕ ФИКСИРОВАНЫ — МЫ МОЖЕМ УЛУЧШИТЬ ИХ С ПОМОЩЬЮ ОБРАЗА ЖИЗНИ И ЦЕЛЕВОЙ ПРАКТИКИ
С возрастом некоторые когнитивные способности имеют тенденцию к снижению, особенно исполнительные функции и те когнитивные способности, которые не используются регулярно.К счастью, все больше данных показывает, что снижение может быть отложено, а когнитивные способности могут быть увеличены с помощью соответствующих вариантов образа жизни и методов. Вот несколько ресурсов, которые помогут вам найти способы улучшить свои когнитивные функции:
ESFJ и их 8 когнитивных функций
Тема для ESFJ — обеспечение и обеспечение удовлетворения физических потребностей.
Таланты заключаются в поддержке других и обеспечении их тем, что им нужно.
Искренне заботится о благополучии других, следя за тем, чтобы они чувствовали себя комфортно и были вовлечены.
Используйте свою коммуникабельность для развития уже существующих институтов.
Теплый, внимательный, внимательный, приветливый.
Хочу радовать и поддерживать гармоничные отношения.
Преуспевайте в помощи другим и объединении людей.
ESFJ — Модель процессов
РОЛЬ | ПРОЦЕСС | ОБЗОР |
---|---|---|
ПЕРВИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ | ||
Ведущий | Экстравертное чувство | Подключение и рассмотрение других и группы |
Опорные | Интровертное восприятие | Анализ и напоминание о прошлом опыте и поиск подробных данных |
Разгрузка | Экстравертный ИНТЮИТИНГ | Интерпретация ситуаций и отношений, улавливание значений и взаимосвязей в других контекстах |
Желаемый | Интровертное мышление | Анализ, категоризация и оценка в соответствии с принципами |
ТЕНИ ПРОЦЕССОВ | ||
Противоположная | Интровертное чувство | Ценить и учитывать важность, убеждения и ценности |
Критический родитель | Экстравертное зондирование | Переживание и действие в непосредственном контексте. |
Обман | Интровертный ИНТУИТИНГ | Предвидение последствий, преобразований и вероятных последствий |
Дьявольское | Экстравертное мышление | Сегментирование, организация для повышения эффективности и систематизация |
Книги о типах личности Линды Беренс
® Myers-Briggs Type Indicator, Myers-Briggs, MBTI, являются зарегистрированными товарными знаками MBTI Trust, Inc.
Как проводить когнитивное пошаговое руководство
Когнитивное пошаговое руководство используется для проверки удобства использования продукта. Они предназначены для того, чтобы увидеть, может ли новый пользователь легко выполнять задачи в данной системе. Это подход к юзабилити, ориентированный на конкретную задачу (в отличие от эвристической оценки, которая представляет собой более целостную проверку юзабилити). Идея состоит в том, что, если у них есть выбор — большинство пользователей предпочитают делать что-то для изучения продукта, а не читать руководство или следовать набору инструкций.
Автор / Правообладатель: Пауль Вейген. Условия авторских прав и лицензия: CC BY 2.0
Самым большим преимуществом когнитивного пошагового руководства (или пошаговых руководств) является то, что оно чрезвычайно экономично и быстро выполняется по сравнению со многими другими формами тестирования удобства использования. Он также может быть реализован до разработки на этапе проектирования, что может дать быстрое понимание до того, как бюджет будет потрачен на разработку непригодного для использования продукта.
Как провести когнитивное пошаговое руководство
Когнитивное пошаговое руководство начинается с определения задачи или задач, которые пользователь должен будет выполнять.Именно эти задачи когнитивное пошаговое руководство будет изучать на предмет удобства использования — любые задачи, которые могут быть выполнены в продукте, но не подлежат когнитивному пошаговому руководству, обычно не будут оцениваться во время процесса.
Задачи становятся процессами
Задачи затем разделяются на простой процесс, которому нужно следовать. Так, например, процесс входа на веб-сайт может выглядеть следующим образом:
- Откройте браузер
- Перейдите на сайт
- Нажмите кнопку входа в систему
- Введите имя пользователя в поле имени пользователя
- Введите пароль в поле пароля
- Нажмите кнопку входа
Если задача слишком сложная для записи в виде списка — можно использовать диаграмму.
Автор / правообладатель: Райлтон П. Соуза. Условия авторского права и лицензия: CC BY -SA 3.0
Четыре вопроса, которые нужно задать во время когнитивного пошагового руководства
Blackmon, Polson, et al. в 2002 году в своей статье «Когнитивное пошаговое руководство для Интернета» предлагают четыре вопроса, которые должны использоваться экспертом во время когнитивного пошагового руководства:
- Будет ли пользователь пытаться достичь правильного результата?
- Заметит ли пользователь, что ему доступно правильное действие?
- Свяжет ли пользователь правильное действие с ожидаемым результатом?
- Если правильное действие выполнено; увидит ли пользователь прогресс в достижении намеченного результата?
Оценщик выполняет каждое действие в любом заданном процессе и задает четыре вопроса выше.Давайте рассмотрим каждый вопрос более внимательно и посмотрим, чего они пытаются достичь:
Попытается ли пользователь достичь правильного результата?
В этом вопросе мы пытаемся выяснить, делает ли интерфейс неточные предположения об уровне опыта или знаний пользователя. Это также может помочь определить, когда ожидания пользователя от действия не совпадают с фактическими предпринятыми действиями, потому что они используют другие ориентиры и сбиваются с толку (например, использование языка в вашем продукте обычно используется в других продуктах и означает другое).
Например; допустим, вы изобрели новый пистолет. Ваше ружье запускается нажатием кнопки сбоку, а традиционный спусковой механизм используется для выстрела снаряда перед выстрелом. Маловероятно, что ваше ружье будет успешным, потому что во всех остальных ружьях для выстрела используется спусковой крючок. Пользователь, скорее всего, нажмет на курок и будет разочарован результатом.
Автор / Правообладатель: Gibraltar Arms. Условия авторского права и лицензия: CC BY-SA 3.0
Заметит ли пользователь, что ему доступно правильное действие?
Скрытые или скрытые элементы управления представляют собой проблему для пользователей. Чем больше данных вы представляете и тем больше возможностей для выбора; тем меньше вероятность того, что пользователь будет знать, что делать. Если вы закопаете элемент управления в систему меню вместо того, чтобы он присутствовал во время выполнения действия, то верно то же самое; ваши пользователи не будут знать, что делать.
Одним из наиболее распространенных примеров этого в реальной жизни является пульт дистанционного управления телевизором или DVD.Они предоставляют пользователям огромное количество опций и часто сбивают с толку. Во многих случаях производители пытаются решить эту проблему, размещая редко используемые функции под сдвижной крышкой; за счет уменьшения количества вариантов управление становится проще.
Свяжет ли пользователь правильное действие с ожидаемым результатом?
Если вы плохо используете язык, например, используете слишком сложные слова или отраслевой жаргон, пользователю может быть сложно понять, что необходимо для достижения результата.Это также верно, когда вы используете сложные действия (подумайте, Ctrl + Alt + Del — это может быть что-то, с чем вы сейчас хорошо знакомы — если вы используете Windows — но это не совсем интуитивно понятно, не так ли?) Для выполнения действия.
Стив Круг в своей книге «Не заставляйте меня думать»: «Неважно, сколько раз мне нужно щелкнуть, если каждый щелчок — это бессмысленный и однозначный выбор».
Если правильное действие выполнено; увидит ли пользователь прогресс в достижении намеченного результата?
Это поможет вам выяснить, когда обратная связь в системе отсутствует, плохо сформулирована, легко пропущена или просто старая двусмысленная.Вы должны сообщить своим пользователям о прогрессе, которого они достигают в решении задачи. Вот почему в компьютерных играх используются загрузочные экраны, чтобы обозначить переход на следующий уровень, и почему всегда полезно иметь благодарственное письмо, когда покупатель завершает оформление заказа.
Кто должен проводить когнитивное пошаговое руководство?
Любой желающий может провести познавательное пошаговое руководство; однако есть риск, что кто-то, кто уже знаком с вашим жаргоном, языком и системой, упустит то, что обнаружит тот, кому не хватает этого знания.
Учитывая, что провести когнитивное пошаговое руководство не составляет особого труда. Если вы подготовили списки задач и можете скопировать вопросы (плюс небольшое объяснение того, как их использовать) на лист бумаги, вы сможете найти в своей организации кого-нибудь, кто сможет это сделать. Вы также можете попросить пользователей провести эти пошаговые инструкции, но это увеличит время и затраты на набор персонала (вам нужно будет компенсировать пользователю его время).
Если вам нужно использовать кого-то, кто хорошо знаком с продуктом, убедитесь, что у него есть под рукой лица пользователя — чтобы попытаться научить их «пройти милю в шкуре пользователя».
Автор / Правообладатель: Уолтон ЛаВонда. Условия авторского права и лицензия: Public Domain.
Что вы делаете с ответами на вопросы?
Каждый оценщик, участвующий в когнитивном пошаговом руководстве, должен записать этап процесса, на котором он обнаружил проблему, и в чем она заключалась. Это можно сделать своими словами.
Когда процесс будет завершен, рекомендуется собрать все отчеты оценщиков в единый отчет, а затем определить приоритеты для устранения проблем.
Когнитивные пошаговые руководства и визуализация информации
Новой областью дизайна, в которой используются когнитивные пошаговые инструкции, является визуализация информации. В этой дисциплине вопросы, которые вы задаете, может потребоваться изменить в зависимости от типа используемой визуализации и сложности данных. К сожалению, пока не существует «идеальных» вопросов, сформулированных для когнитивных пошаговых инструкций по визуализации информации, поэтому, если вы собираетесь использовать эту технику, вам придется поэкспериментировать, чтобы найти правильные вопросы, которые принесут результаты вашим пользователям.
The Take Away:
Когнитивные пошаговые руководства дешевы и просты в исполнении. Они позволяют исследовать систему или продукт на предмет удобства использования с точки зрения пользователя и обеспечивают быструю обратную связь для принятия решений в процессе проектирования.