Когнитивная связь: Что такое когнитивные способности? | Билобил

Содержание

Внимание — Когнитивный процесс

Что такое внимание?

Внимание можно определить, как способность выбирать и концентрироваться на релевантных стимулах. Иначе говоря, внимание — это когнитивный процесс, который позволяет нам ориентироваться на релевантные стимулы и обрабатывать их, чтобы реагировать соответствующим образом. Эта когнитивная способность имеет важное значение, потому что мы используем её ежедневно. К счастью, мы можем улучшить наше внимание при адекватном режиме когнитивных тренировок.

Виды внимания

Внимание — это комплексный процесс, который участвует практически во всех наших ежедневных действиях. По прошествии времени стало очевидно, что внимание — это не унитарный процесс, он может быть разделен на различные «субпроцессы». Поэтому учёные предлагали различные модели, чтобы как можно более точно объяснить каждый из этих подкомпонентов. Наиболее широко принятой моделью стала иерархическая модель Солберга и Матеера (1987, 1989), основанная на клинических случаях экспериментальной нейропсихологии. Согласно этой модели, внимание делится на следующие фазы:

  • Пробуждение: относится к нашему уровню активации и готовности, в зависимости от того, насколько сонными или энергичными мы являемся.
  • Фокусированное внимание: имеет отношение к способности концентрировать внимание на релевантном стимуле.
  • Постоянное, поддерживаемое или неослабное внимание: способность реагировать на стимул или активность в течение длительного периода времени.
  • Выборочное или селективное внимание: способность реагировать на конкретный стимул или активность в присутствии других отвлекающих стимулов.
  • Переключаемое внимание: способность изменения фокуса внимания между двумя или несколькими стимулами.
  • Распределённое внимание: можно определить, как способность нашего мозга реагировать на различные стимулы или действия одновременно.

Системы внимания и нейроанатомия

С учётом нейроанатомических знаний и ранее описанных видов внимания, мы можем выделить три различные системы внимания, следуя модели Познера и Петерсена (1990):

  • Восходящая активирующая ретикулярная система (ВАРС) или Сеть Активации: эта система в основном отвечает за регулирование пробуждения и поддержания внимания. Она тесно связана с ретикулярной формацией и некоторыми из её нейронных соединений, которые находятся в лобных долях, лимбических структурах, таламусе и базальных ганглиях мозга.
  • Задняя система внимания (ЗСВ) или Сеть Ориентации: эта система отвечает за Фокусированное Внимание и Селективное Внимание по отношению к визуальным стимулам. Областями мозга, связанными с этой системой, являются задняя теменная кора головного мозга, пульвинарное латеральное ядро таламуса и верхний холмик мозга.
  • Передняя система внимания (ПСВ) или Сеть Исполнения: эта система отвечает за Селективное Внимание, Поддерживаемое Внимание и Распределённое внимание. Она связана с дорсолатеральной префронтальной корой, орбитофронтальной корой, передней частью поясной извилины, дополнительной моторной областью и неостриатумом (хвостатым ядром).

Примеры внимания

  • Во время вождения автомобиля мы используем все процессы внимания: за рулем важно быть активным (Пробуждение), быть в состоянии концентрировать внимание на возникающих стимулах (Фокусированное внимание), поддерживать внимание в течение длительных периодов времени, на протяжении всего пути (Поддерживаемое внимание), не отвлекаться на нерелевантные стимулы (Селективное внимание), неоднократно менять фокус внимания с нашей полосы на соседнюю при выполнении обгона (Переключаемое внимание), выполнять все действия, необходимые для приведения автомобиля в движение, например, нажимать педали, крутить руль и переключать передачи в одно и то же время (Распределённое внимание).
  • Внимание будет первым, что потребуется нам в процессе учёбы. Естественно, мы должны чётко понимать, что мы читаем или слышим, чтобы не читать несколько раз одно и то же, не понимая смысла прочитанного. Особенно важно поддержание внимания во время занятий или учёбы дома. Когда нам нужно обрабатывать большой объём данных в течение длительного времени, процесс становится слишком монотонным, и мы начинаем отвлекаться. Это приводит к потере времени и информации, негативно отражаясь на успеваемости.
  • Внимание также необходимо для любой работы. Начиная с офисной работы, где мы должны читать и заполнять документы, и заканчивая такими профессиями, как авиадиспетчеры, спортсмены, кассиры, работники транспорта, медики, дворники, и, конечно, руководители компаний. Любая профессия потребует от нас применения нескольких или всех видов внимания.
  • В нашей повседневной жизни мы также постоянно используем внимание. С утра и до вечера мы используем различные виды внимания, чтобы быть эффективными. Невнимательность может привести к ошибкам, когда, например, мы выбрасываем ложку в мусорный контейнер, а пустой стаканчик из-под йогурта в раковину. Чтобы этого избежать и быть в состоянии прочитать книгу, посмотреть фильм, приготовить ужин, вымыть посуду или пообщаться с друзьями, нам нужно внимание.

СДВГ, невнимательность и другие расстройства, связанные с проблемами внимания

Внимание необходимо для функционирования других когнитивных способностей и, следовательно, нарушение внимания может препятствовать выполнению многих повседневных задач. Однако, следует учитывать, что наш уровень внимания может меняться в течение дня или при определенных обстоятельствах без наличия каких-либо патологий. Это происходит под влиянием таких факторов, как сонливость, усталость, высокая температура, употребление лекарств или наркотиков и т.д. Состояние чрезмерного внимания (типично при бредовых состояниях) известно как гиперпрозексия. Противоположная ситуация известна как гипопрозексия или невнимательность.

Наиболее известным расстройством внимания, вероятно, является Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или без гиперактивности (СДВ). Это расстройство приводит к трудностям при управлении и контроле процессов внимания и поведения в целом. Было установлено, что мозг людей, страдающих СДВГ, имеет ряд анатомических различий в прилежащем ядре, хвостатом ядре, скорлупе, миндалине, гиппокампе, префронтальных областях и таламусе. Эти симптомы и нейроанатомические различия могут быть результатом замедленного созревания мозга.

Помимо СДВГ, существуют различные типы характерных расстройств с нарушениями внимания. Состояния с нарушением функций сознания, такие как кома (или апрозексия), вегетативное состояние и минимально сознательное состояние, приводят к изменению уровня активности (пробуждения), фокусированного внимания и более сложных субпроцессов внимания. Эти расстройства могут быть вызваны повреждением головного мозга, будь то инсульт или черепно-мозговая травма (ЧМТ). В результате повреждения головного мозга также могут возникать расстройства внимания в целом (с повышенной склонностью отвлекаться и чрезмерной утомляемостью), или некоторые более специфические расстройства, как геминеглект (неспособность реагировать на стимулы противоположной стороны относительно области повреждения). Кроме того, может наблюдаться нарушение внимания при таких патологиях, как шизофрения, дислексия, деменции, в том числе болезнь Альцгеймера. И наоборот, при расстройствах тревожности или при депрессивных расстройствах наблюдается повышенное внимание, вызванное анксиогенными или отрицательными стимулами, при условии пренебрежения остальными стимулами.

Как измерить и оценить внимание?

Оценка внимания может быть полезна в различных областях жизни: в учебном процессе (чтобы знать, будет ли ученик нуждаться в помощи на занятиях или в дополнительных перерывах), в клинических условиях (чтобы знать, сможет ли пациент вести свою привычную жизнь без посторонней помощи) или в профессиональном кругу (чтобы знать, способны ли сотрудники занимать определённые должности, и смогут ли они корректно выполнять свои задачи на протяжении всего рабочего дня).

Благодаря комплексному нейропсихологическому тестированию мы можем эффективным и надежным способом измерять внимание и другие когнитивные способности. CogniFit («КогниФит») предлагает серию тестов, которые оценивают некоторые из субпроцессов, формирующих внимание, например, фокусированное и распределённое внимание. Тесты, которые использует CogniFit , чтобы измерить эти когнитивные способности, основаны на классических тестах: Тест Струпа, Тест Переменных Внимания (TOVA), Задача Визуальной Организации Хупера (VOT) и Перфоманс-Тест (CPT). Помимо внимания, эти тесты также измеряют время отклика, зрительное восприятие, когнитивную гибкость, ингибицию, мониторинг, пространственное восприятие, скорость обработки информации, визуальное сканирование и зрительно-моторную координацию.

  • Тест на Многозадачность DIAT-SHIF: необходимо следовать за движением белого шара и уделять внимание словам, которые появляются в центре экрана. Когда слово, которое находится в центре экрана, совпадает с цветом, которым оно написано, следует дать ответ (обращая внимание на два стимула одновременно). В этом упражнении вам предстоит быть готовым к изменениям стратегии, новым реакциям, и одновременно применять способности когнитивного контроля и визуального сканирования.
  • Тест на Скорость REST-HECOOR: на экране появляется синий квадрат. Находясь внутри квадрата, необходимо нажимать на кнопку так быстро, насколько возможно. Чем больше раз была нажата кнопка за отведенное время, тем лучше будут результаты.
  • Тест на Принятие Решений REST-SPER: на экране появляются многочисленные стимулы в движении. Следует нажимать на целевые стимулы как можно быстрее, избегая нажатия на лишние стимулы.
  • Тест на Невнимательность FOCU-SHIF: в каждом углу экрана появляются световые сигналы. Необходимо нажимать на желтые сигналы как можно быстрее. Однако, если свет становится красным, на сигнал нажимать не нужно.

Как восстановить или улучшить внимание?

Все когнитивные способности, в том числе внимание, можно тренировать, чтобы улучшить их производительность. CogniFit («КогниФит») дает вам возможность делать это профессионально.

Пластичность мозга является основой для реабилитации внимания и других когнитивных способностей. Мозг и его нейронные связи усиливаются за счет использования тех функций, которые от них зависят. Таким образом, если регулярно тренировать внимание, будут усилены нейронные связи структур мозга, участвующих в этом процессе.

CogniFit («КогниФит») состоит из команды профессионалов, специализирующихся на изучении синаптической пластичности и процессов нейрогенеза. Это сделало возможным создание программы для персональной когнитивной стимуляции, которая адаптируется к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с точной оценки внимания и других основных когнитивных функций. На основании результатов оценки, программа для когнитивной стимуляции от CogniFit автоматически предлагает персональный режим когнитивных тренировок с целью улучшения внимания и других когнитивных функций, которые в этом нуждаются, по данным оценки.

Крайне важно проводить регулярные и адекватные тренировки для улучшения внимания. CogniFit предлагает инструменты для оценки и реабилитации с целью оптимизации этих когнитивных функций. Для правильной стимуляции потребуется уделять 15 минут времени в день, два или три раза в неделю.

Эта программа доступна онлайн. Вас ждут разнообразные интерактивные упражнения в форме веселых игр для мозга, в которые можно играть с помощью компьютера. В конце каждой сессии CogniFit покажет подробную диаграмму прогресса когнитивного состояния.

В заключение

  • Внимание — когнитивный процесс, позволяющий выбирать нужные стимулы и концентрироваться на них. Согласно иерархической модели Солберга и Матиера, существуют различные типы внимания: ароузальное, фокусированное, поддерживаемое, селективное, чередующееся и распределённое.
  • Внимание оценивается с помощью нейропсихологических тестов и может быть измерено в различных сферах жизни (академической, клинической, профессиональной и т. п.).
  • Внимание может быть нарушено при некоторых расстройствах и заболеваниях, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или без неё (СДВ), инсульт, дислексия, тревожность…
  • Улучшить или реабилитировать внимание и повысить пластичность мозга можно, тренируясь с помощью программ CogniFit.

Источники: Peretz C, Korczyn AD, Shatil E, Aharonson V, Birnboim S, Giladi N. — Computer-Based, Personalized Cognitive Training versus Classical Computer Games: A Randomized Double-Blind Prospective Trial of Cognitive Stimulation — Neuroepidemiology 2011; 36:91-9. Haimov I, Shatil E (2013) Cognitive Training Improves Sleep Quality and Cognitive Function among Older Adults with Insomnia. PLoS ONE 8(4): e61390. doi:10.1371/journal.pone.0061390 Preiss M, Shatil E, Cermakova R, Cimermannova D, Flesher I (2013) Personalized cognitive training in unipolar and bipolar disorder: a study of cognitive functioning. Frontiers in Human Neuroscience doi: 10. 3389/fnhum.2013.00108. Korczyn AD, Peretz C, Aharonson V, et al. — Computer based cognitive training with CogniFit improved cognitive performance above the effect of classic computer games: prospective, randomized, double blind intervention study in the elderly. Alzheimer’s & Dementia: The Journal of the Alzheimer’s Association 2007; 3(3):S171. Haimov I, Hanuka E, Horowitz Y. — Chronic insomnia and cognitive functioning among older adults — Behavioural sleep medicine 2008; 6:32-54. Thompson HJ, Demiris G, Rue T, Shatil E, Wilamowska K, Zaslavsky O, Reeder B. — Telemedicine Journal and E-health Date and Volume: 2011 Dec;17(10):794-800. Epub 2011 Oct 19.

Связь когнитивной дисфункции и нарушения равновесия uMEDp

Снижение внимания, памяти и другие когнитивные расстройства часто беспокоят пациентов, обращающихся за медицинской помощью к неврологу. Эти жалобы могут быть связаны с дегенеративным и/или сосудистым поражением головного мозга, а также с патологическими изменениями настроения и тревожным расстройством. В ряде случаев нарушение когнитивных функций сочетается с расстройством равновесия. Связь когнитивной дисфункции и постуральной неустойчивости может быть обусловлена едиными патогенетическими механизмами и патоморфологическими изменениями в структурах центральной нервной системы. Диагностика этих расстройств требует оценки как когнитивных функций, так и нарушений равновесия и ходьбы. Раннее выявление причин когнитивных и постуральных расстройств устойчивости позволяет достичь более значимых результатов терапии. Наиболее эффективен комплексный подход к лечению когнитивных и постуральных нарушений, включающий медикаментозную терапию, когнитивный тренинг, упражнения для тренировки устойчивости и реабилитацию на стабилографической платформе с биологической обратной связью. Среди лекарственных средств у пациентов с цереброваскулярным заболеванием эффективен Актовегин. 

Жалобы на ощущение неустойчивости, головокружение, нарушение равновесия при ходьбе – одни из самых частых, особенно у пожилых пациентов [1]. Причиной нарушения равновесия могут быть заболевания, различные по своей патофизиологии и анатомическому субстрату: дисфункция вестибулярной системы, расстройства тревожного спектра, нарушения мозгового кровообращения, нейродегенеративные заболевания центральной нервной системы и др.

Клинический и патогенетический полиморфизм головокружения и нарушений равновесия определяет широкую распространенность данного синдрома. По данным ряда авторов, более 30% людей старше 60 лет отмечают головокружение и неустойчивость в течение жизни [1]. Частота жалоб на головокружение и нарушение равновесия возрастает до 39% среди лиц старше 80 лет [2]. Это может быть связано с тем, что большое число различных заболеваний, а также физиологических состояний может проявляться этими симптомами [1, 2].

Процессы поддержания равновесия и ходьбы тесно связаны между собой, поэтому целесообразно объединить структуры, обеспечивающие поддержание равновесия, и ходьбу в единую функциональную систему с иерархичной организацией. Эффективное поддержание статического и динамического равновесия основывается на формировании в структурах головного мозга функциональных блоков, включающих оценку внутреннего состояния организма, окружающей обстановки, планирование и выбор программы действия, а также инициацию, поддержание и контроль исполнительных механизмов.

Поддержание равновесия во многом зависит от согласованной работы афферентных систем: зрительной, вестибулярной и проприоцептивной. Благодаря поступлению афферентной информации в корковых структурах создается целостное представление об окружающей обстановке, проекция схемы тела, что обеспечивает адекватное перерас­пределение мышечного тонуса, активацию постуральных выпрямительных рефлексов. При нарушении функции одной из афферентных систем, например при патологии периферического отдела вестибулярного анализатора, компенсаторные механизмы реализуются через увеличение нагрузки на зрительную и проприоцептивную системы.

Сохранность когнитивных функций имеет большое значение для поддержания статического и динамического равновесия. Корковые отделы лобных долей играют ведущую роль в осуществлении оценки поступающей афферентной информации, формировании двигательной программы, инициации и поддержании движений, а также в обеспечении контроля над эффективностью исполнения программы. Побуждение к движению, его замысел, цель и план возникают в префронтальной коре с участием лимбической системы, неспецифических ядер таламуса, ассоциативных зон теменной коры и ретикулярной формации среднего мозга [3].

Благодаря функционированию стволово-таламо-кортикальных связей обеспечивается состояние фоновой активности системы поддержания равновесия с возможностью быстрого реагирования на изменяющиеся условия внеш­ней и внутренней среды в процессе обеспечения устойчивости при статических и динамических нагрузках [4]. Важную роль в обеспечении поддержания равновесия при движениях играет дополнительная моторная кора, которая обеспечивает перераспределение мышечного тонуса согласно предстоящему действию и изменение стратегии двигательного поведения на основе ранее приобретенного опыта [5].

Клиническими проявлениями нарушения подготовительных постуральных реакций при поражении дополнительной моторной коры могут быть нарушения равновесия и падения при любом внешнем воздействии: резком повороте, необходимости быстрой остановки перед каким-то препятствием [5]. Базальные ганглии играют ведущую роль в обеспечении сохранения равновесия при неожиданном внезапном внешнем воздействии путем сохранения положения центра тяжести в пределах площади опоры [5]. Примером может служить совершение человеком одного или нескольких быстрых шагов для того, чтобы удержать равновесие при внезапном резком толчке.

В ряде исследований была выявлена достоверная корреляционная связь между выраженностью когнитивного дефицита и неустойчивостью при нейродегенеративных и сосудистых заболеваниях головного мозга [6–8]. Результаты исследований могут указывать на единые патогенетические механизмы развития когнитивной дисфункции и нарушения равновесия. Структуры, участвующие в регуляции движений, образуют функциональные связи, которые начинаются от различных зон коры больших полушарий, проходят через подкорковые образования или мозжечок и возвращаются обратно к коре [9].

Базальные ганглии посредством многочисленных внутренних связей образуют сложно организованную систему, которая взаимодействует с лобными долями и другими отделами коры больших полушарий, таламусом, лимбической системой и ядрами ствола головного мозга [10]. Большое значение в обеспечении поддержания равновесия имеют глутамат­ергические, норадренергические и серотонинергические медиаторные системы головного мозга. Возбуждающие глутаматергические пути от субталамического ядра и, возможно, моторной коры, следующие к мезенцефальному локомоторному региону, способствуют инициации и поддержанию двигательного акта. Предполагается, что ядра верхнего отдела ствола головного мозга участвуют в интеграции моторных, когнитивных и мотивационно-аффективных функций путем обеспечения взаимодействия различных корково-подкорковых кругов [10]. Норадренергическая и серотонин­ергическая стимуляция, источниками которой являются голубое пятно и ядра шва, также способствуют поддержанию равновесия в начале движения и динамического равновесия в процессе выполнения двигательной программы [3].
Дофаминергические нейроны компактной части черной субстанции и наружного сегмента бледного шара обеспечивают поддержку и облегчение запланированного и инициированного корой движения [4].

В адаптации ходьбы к текущим условиям важную роль играют когнитивные функции, такие как внимание, планирование, память и способность к обучению, которые зависят от префронтальной коры, тесно связанной как с дополнительной моторной, так и с премоторной корой. Нарушение внимания у больных с поражением лобных долей и базальных ганглиев существенно ограничивает возможности компенсации нарушения равновесия.

При поражении или разобщении лобных долей, базальных ганглиев и тесно связанных с ними структур среднего мозга могут возникать сходные расстройства равновесия, которые можно рассматривать как лобно-подкорковую дисбазию [11]. Выделяют несколько клинических вариантов лобно-подкорковой дисбазии.

Для первого варианта характерно нарушение инициации и поддер­жания движения. При попытке начать ходьбу ноги больного как бы приклеиваются к полу, чтобы сделать первый шаг, он вынужден долго переминаться с ноги на ногу, затем больной делает несколько шаркающих шажков, прежде чем начать движение. Однако при повороте, преодолении препятствия, прохождении через узкий проем, требующих переключения двигательной программы, больной может вновь неожиданно «застыть». При этом ноги останавливаются как вкопанные, а туловище продолжает движение вперед, что может привести к падению. Феномен «застывания» может возникнуть и при отвлечении внимания больного, например разговором или звуком. Трудности инициации или «застывания» иногда можно преодолеть с помощью внешних ориентиров, например, если попросить больного идти по нарисованной линии либо руководить его действиями с помощью ритмичных команд, счета вслух, метронома или ритмичной музыки. Эти приемы обеспечивают произвольный корковый контроль равновесия и реализуются через премоторную кору. Этим же механизмом можно объяснить тот факт, что некоторым больным проще пройти по одной линии или подняться по ступенькам, чем идти по ровной поверхности.

При сосудистых поражениях головного мозга достаточно часто встречается второй вариант лобно-подкорковой дисбазии, при котором походка становится шаркающей, длина шага неравномерно уменьшается, площадь опоры увеличивается, нарушается способность произвольно варьировать скорость ходьбы и длину шага, начало движений обычно не затруднено [11].

У пациентов с нейродегенеративными заболеваниями наиболее часто встречается «подкорковое нарушение равновесия», для которого характерны уменьшение длины и высоты шага, затруднение в начале ходьбы и при поворотах, пропульсии, ретропульсии и латеропульсии [11, 12].

У пациентов с сосудистыми и дегенеративными заболеваниями с выраженным когнитивным дефицитом нередко имеет место «лобное нарушение равновесия», обусловленное поражением не только моторного круга, идущего через дополнительную моторную кору, но и связей с теменной долей. При этом страдают как поддерживающие, так и двигательные синергии.

При попытке встать нарушается способность переносить вес тела на ноги. При ходьбе ноги несоразмерно расставляются или перекрещиваются и не удерживают вес тела. Нарушается способность имитировать движения ногами лежа (например, больной не может показать, как крутят педали на велосипеде). Часто отсутствует осознание дефекта – анозогнозия. Появляются лобные симптомы: персеверации, импульсивность, хватательный рефлекс.

Среди наиболее частых причин нарушения равновесия, связанного с патологией головного мозга, – цереброваскулярные заболевания, в этиологии которых первостепенную роль играет артериальная гипертензия [13, 14]. Нарушения равновесия при данной патологии сочетаются с когнитивными нарушениями, обусловленными множественными подкорковыми инфарктами головного мозга, обычно лакунарного типа [8].

Нарушение поддержания равновесия и ходьбы при сосудистых поражениях головного мозга часть авторов рассматривает как вариант кинетической апраксии, связанной с поражением лобных долей [4]. Выраженность когнитивных нарушений при сосудистых поражениях головного мозга зависит от распространенности лейкоареоза, локализации лакунарных очагов и степени расширения боковых желудочков [12, 13, 15, 16]. Характер когнитивных нарушений объясняется поражением фронто-стриато-паллидо-таламо-кортикальных связей и разобщением лобных долей, базальных ганглиев и таламуса [13].

Сосудистые когнитивные расстройства характеризуются нарушением планирования, программирования, контроля произвольной деятельности и выраженным снижением внимания [13, 17]. Нарушение управляющих функций связано с поражением префронтальных отделов лобных долей. Пациенты испытывают трудности при выборе новых поведенческих программ, переключении когнитивных схем, торможении имитационного поведения, в результате чего у них отмечаются тенденция к персеверации, импульсивность, стереотипное поведение [13, 17]. Эти нарушения обусловлены поражением передних отделов головного мозга и их связей с субкортикальными структурами [18].

При диагностике и дифференциальной диагностике когнитивных нарушений важно определить их количественные и качественные характеристики, остроту развития когнитивного дефицита, характер течения, связь с состоянием других мозговых функций. В зависимости от степени тяжести выделяют тяжелые, умеренные и легкие когнитивные расстройства [6, 19]. Под тяжелыми когнитивными расстройствами понимают стойкие или преходящие нарушения когнитивных функций различной этиологии, которые выражены столь существенно, что приводят к бытовой и социальной дезадаптации [6, 19]. Умеренные когнитивные расстройства – нарушения в одной или нескольких когнитивных сферах, выходящие за рамки возрастной нормы, не приводящие к утрате независимости и самостоятельности в повседневной жизни, но вызывающие затруднения при осуществлении сложных видов деятельности, приобретении новых навыков и обучении. Чаще всего тяжелые и умеренные когнитивные нарушения вызваны нейродегенеративным процессом, сосудистой мозговой недостаточностью или их сочетанием [6, 19].

В амбулаторной практике врачам-неврологам часто приходится сталкиваться с легкими когнитивными расстройствами, включающими нарушения одной или нескольких когнитивных функций, которые формально остаются в пределах среднестатистической возрастной нормы или отклоняются от нее незначительно [6]. Они не оказывают какого-либо влияния на повседневную активность, но представляют собой снижение когнитивных способностей по сравнению с более высоким исходным уровнем (индивидуальной нормой). При этом когнитивные расстройства выражены минимально и их объективизация требует применения весьма чувствительных нейропсихологических методик [6]. Чаще всего легкие когнитивные нарушения проявляются снижением концентрации внимания и нарушениями кратковременной памяти. Самая частая причина жалоб на снижение памяти у лиц среднего возраста – эмоциональные расстройства в виде повышенной тревожности или снижения фона настроения [6, 20]. Поэтому у всех пациентов с жалобами на снижение памяти следует тщательно оценивать эмоциональную сферу. Для объективизации эмоциональных и поведенческих нарушений можно использовать специальные психометрические шкалы, которые представляют собой опросники для пациента (Госпитальная шкала тревоги и депрессии, опросник Бека, невропсихиатрический опросник) или рейтинговые шкалы, по которым тяжесть симптомов оценивает лечащий врач (например, Шкала депрессии Гамильтона) [6, 20].

Пациенты с эмоциональными и поведенческими нарушениями также часто предъявляют жалобы на нарушение равновесия в виде чувства дурноты, неустойчивости при ходьбе, ощущение падения, опрокидывания, раскачивания. Жалобы на головокружение и неустойчивость могут возникать у пациентов с тревогой, депрессией, соматоформными расстройствами. При этом ощущение неустойчивости сочетается с другими симптомами: снижением концентрации внимания, общей слабостью, субъективным ощущением неспособности к профессиональной и бытовой деятельности, ощущением сердцебиения, чувством нехватки воздуха, отсутствием аппетита, эмоционально-аффективными расстройствами, тревогой, нарушением сна. Постуральная фобическая неустойчивость – вариант психогенного головокружения, при котором жалобы на ощущение неустойчивости и головокружение являются основными и нередко единственными [21, 22]. Клинические проявления заболевания возникают во взрослом состоянии. По данным проведенного в Германии исследования, постуральная фобическая неустойчивость была самой частой причиной обращения пациентов с жалобами на головокружение в специализированные отоневрологические центры [23]. Предполагают, что ощущение пошатывания при ходьбе при данном расстройстве может возникать по причине несоответствия афферентных импульсов в результате реального движения и ожидаемых системой поддержания равновесия. При психогенном головокружении иллюзия движения может быть результатом постоянного тревожного самонаблюдения [21]. Особенность клинической картины постуральной фобической неустойчивости заключается в несоответствии предъявляемых пациентом жалоб на головокружение и пошатывание данным клинического и инструментального обследования вестибулярной и мозжечковой системы [21–23]. Однако при постановке диагноза постуральной фобической неустойчивости врачу надо быть внимательным, поскольку длительно существующие недиагностированные вестибулярные нарушения могут приводить к развитию тревожного расстройства и/или депрессии и наслоению психогенного головокружения на симптомы органического поражения вестибулярной системы [21].

Выбор тактики ведения пациентов с нарушениями равновесия и когнитивной дисфункцией определяется тяжестью и этиологией данных расстройств. При выраженных когнитивных нарушениях, обусловленных цереброваскулярной или смешанной сосудисто-дегенеративной патологией головного мозга, препаратами первого выбора являются мемантин и/или ингибиторы ацетилхолинэстеразы [6, 17, 19]. При легких и умеренных когнитивных нарушениях данные об эффективности этих препаратов противоречивы [6, 17]. Во всех случаях необходимо обеспечить максимально возможный контроль имеющихся сердечно-сосудистых заболеваний (артериальной гипертензии, гиперлипидемии и др. ). Эффективность антигипертензивных лекарственных препаратов для снижения риска развития инсульта, двигательных и когнитивных расстройств была показана в ряде исследований [14].

Препаратом выбора для лечения нарушения равновесия и когнитивной дисфункции, обусловленных сосудистым поражением головного мозга, может быть Актовегин – антигипоксант, применяемый для лечения и профилактики гипоксических и ишемических нарушений органов и тканей. По структуре это высокоочищенный гемодериват, получаемый методом ультрафильтрации из крови молодых бычков в возрасте до шести месяцев [24–26]. Актовегин оказывает нейропротективный, антиоксидантный и нейрорепаративный эффект. Препарат также влияет на механизмы микроциркуляции, способствуя улучшению метаболической активности микрососудистого эндотелия, оказывает эндотелиопротекторное действие. Препарат действует как нейрометаболический стимулятор, увеличивая энергообеспечение нервных клеток путем усиления потребления и утилизации кислорода и глюкозы в нервных клетках, что приводит к улучшению мозговых функций, обеспечивает отчетливый терапевтический эффект при нарушениях мозгового кровообращения. Антигипоксический эффект Актовегина наиболее выражен в условиях внутриклеточной недостаточности кислорода, в частности вследствие гипоксии или гипоперфузии.

В ряде международных и отечественных исследований показана эффективность использования Актовегина для улучшения когнитивных функций при цереброваскулярных заболеваниях [24–26]. Достоверное улучшение когнитивных функций и улучшение бытовой адаптации пациентов с сосудистой деменцией и деменцией при болезни Альцгеймера было отмечено при применении 250 мл 20%-ного раствора Актовегина  внутривенно капельно в течение четырех недель по сравнению с плацебо [25].

При лечении пожилых пациентов с легкими и умеренными когнитивными нарушениями различной этиологии достоверное улучшение когнитивных функций было получено уже через две недели от начала терапии Актовегином в виде внутривенных вливаний [26].

Из нелекарственных методов в лечении пациентов с когнитивными нарушениями используют упражнения по тренировке памяти и внимания. Они включают в себя обучение специальным приемам, облегчающим запоминание и воспроизведение, и упражнения, направленные на повышение концентрации внимания. Данные методики наиболее эффективны на стадии умеренных когнитивных нарушений и легкой де­менции.

Хороший терапевтический эффект демонстрирует методика реабилитации пациентов с нарушением равновесия на стабилографической платформе с биологической обратной связью. Программы для реабилитации на стабило­графической платформе с биологической обратной связью включают упражнения на габитуацию и адаптацию. В результате происходит редукция патологических реакций вестибулярной системы и формируются новые операционные модели поддержания устойчивости [2, 27].

Таким образом, комплексный подход к ведению пациентов с когнитивными нарушениями и нарушениями равновесия позволяет достичь хорошего терапевтического результата. Своевременная диагностика причин когнитивных нарушений и нарушений равновесия позволяет при подборе адекватной терапии добиться значительного регресса симптомов когнитивной дисфункции и нарушения устойчивости благодаря применению комплексных методов лечения (медикаментозной терапии, когнитивного тренинга, реабилитации на стабилографической платформе с биологической обратной связью).

Когнитивные способности и тугоухость – есть ли между ними связь

Вопрос о причинно-следственной связи между тугоухостью и ухудшением когнитивных способностей (внимание, память, мыслительная деятельность) у пожилых людей до сих пор остается дискуссионным. Нет единства мнений и относительно положительного влияния слуховых аппаратов на когнитивную деятельность в пожилом возрасте. Автор множества клинических исследований профессор Мельбурнского университета Джулия Сарант, более 30 лет изучающая тугоухость и ее влияние на когнитивные функции, ответила на самые актуальные вопросы  в этой области.

Почему снижение когнитивных функций у пожилых является столь животрепещущей темой для научных дискуссий?

С возрастным ухудшением когнитивных функций связан широкий спектр заболеваний и патологических состояний, таких как:

  • Повышенная тревожность.
  • Депрессия
  • Сердечно-сосудистые заболевания
  • Деменция.

После 65 лет риск развития деменции удваивается каждые последующие 5 лет. В 70-80 лет ей страдают 3-12% людей после 85 лет – 25-35%

На сегодняшний день деменция занимает 7 место в общей структуре смертности. Ожидается, что к 2050 году этим заболеванием будет страдать 141 млн. человек.  

Что связывает деменцию и тугоухость?

Угнетение когнитивных функций связано со снижением сенсорной чувствительности, в т.ч. нарушением слуха. Среди пожилых людей тугоухость – распространенное явление: ею страдают около 32% людей, достигших 55-летнего возраста и 70% людей старше 70 лет.

Многочисленные исследования не дают повода усомниться в том, что тугоухость значительно ускоряет деградацию когнитивной функции

Значит ли это, что тугоухость вызывает деменцию?

Это бы не подлежало сомнению, если бы не определенные ограничения в методах проводимых исследований. Тем не менее, после объединения и анализа результатов трех крупнейших исследований в этой области, комиссия одного из наиболее авторитетных в мире медицинских журналов «The Lancet» пришла к выводу, что тугоухость является модифицируемым (поддающимся коррекции) фактором, способствующим развитию деменции. Если принять, что риск развития деменции у человека с нормальным слухом составляет 1, то у человека с легкой степенью тугоухости он повышается до 1,89, с умеренной степенью – до 3,0, а с тяжелой тугоухостью – до 4,89 пунктов.

Какие механизмы определяют тугоухость как один из наиболее значимых факторов риска развития деменции?

Доподлинно это пока не известно. Считается, что тугоухость, равно как и связанное с ней подавление когнитивной функции, являются результатом дегенеративных процессов, обусловленных биологическим старением организма.

По мере прогрессирования тугоухости все больше когнитивных ресурсов головного мозга используется для обеспечения слуховой деятельности и все меньше их остается, собственно, для поддержания когнитивной функции

Кроме того, тугоухость – это еще и:

  • Коммуникативные проблемы.
  • Сенсорная депривация.
  • Социальная изоляция.
  • Хроническая депрессия.

Это все, в совокупности, способствует еще большей когнитивной деградации и ускоряет развитие деменции. Существуют также доказательства, что у людей с тугоухостью уменьшается объем головного мозга, что также является одним из факторов, способствующих ослаблению когнитивной функции.

Каким образом можно замедлить снижение когнитивных способностей и связанной с ним деменции?

Эффективность компенсации нарушений слуха, как метода лечения деменции, пока не доказана. Вместе с тем, учитывая отмечающуюся причинно-следственную связь между потерей слуха и снижением когнитивных способностей, представляется логичным, что использование слуховых аппаратов может замедлить развитие деменции.

Известно, что регулярное ношение слухового аппарата лицами, страдающими тугоухостью, способствует:

  • Восстановлению коммуникативных связей.
  • Устраняет депрессию.
  • Тревожность.
  • Чувство одиночества.
  • Повышает качество жизни.

Между тем, у исследований, в которых изучалось влияние слуховых аппаратов на когнитивные функции, имеются значительные методологические ограничения, которые затрудняют интерпретацию итоговых результатов и оставляют ряд вопросов.

О каких методологических ограничениях идет речь?

Основными среди них являются:

Малое количество участников исследования

  • Использование в качестве оценочного критерия отчетов самих участников, а не объективных инструментальных диагностических методов.
  • Отсутствие длительного контроля.
  • Сложности вербального взаимодействия с участниками, которые ввиду проблем со слухом могут некорректно воспринимать указания врачей, проводящих исследование.
  • Отсутствие достоверной информации о том, как регулярно участники пользовались слуховыми аппаратами и как много пользы они из этого извлекли.

Все это, в совокупности, ограничивает оценку полученных результатов.  

Вместе с тем, можно сказать, что в последних исследованиях удалось минимизировать эти ограничения. Так, Мельбурнским университетом уже более трех лет ведется наблюдение за группой лиц старше 60 лет, страдающих тугоухостью, начиная со стадии подбора слухового аппарата, с последующими регулярными слуховыми диагностическими тестами. Оцениваются и другие факторы, которые могут влиять на когнитивную деятельность (степень социальной изоляции, качество жизни, психоэмоциональное состояние, диета, уровень физической активности, частота и длительность использования слуховых аппаратов и т.д.), что в последующем даст необходимую «чистоту» результата, позволяющую объективно оценить пользу слухового аппарата без влияния иных факторов.

Изменение когнитивных способностей в исследовании оценивается с помощью компьютерных тестов, что позволяет нивелировать влияние вербального фактора для лиц с нарушенным слухом и повышает качество результатов

Долгосрочные результаты в экспериментальной группе будут сравниваться с контрольной группой, в которую входят пожилые люди с относительно нормальным слухом для их возраста. 

Что отличает это исследование от других – это более обширная выборка участников и длительный период наблюдения. Значение исследования состоит в том, что слабослышащий человек, зная, что благодаря слуховому аппарату его когнитивные способности могут не только оставаться на стабильном уровне, но и улучшаться, будет мотивирован обратиться к сурдологу, а в последующем будет более активно пользоваться звукоусиливающим прибором. Это может реально изменить существующую ситуацию с прогрессированием деменции. 

Когнитивность — Психологос

Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Когнитивность в господствующих направлениях психологии

Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивные процессы) находится под серьезным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».

Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).

Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).

Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.

Влияния

Успех когнитивной теории отразился на применении ее в следующих дисциплинах:

  • Психология (особенно когнитивная психология) и психофизика
  • Когнитивная неврология, неврология и нейропсихология
  • Кибернетика и изучение искусственного интеллекта
  • Эргономика и проектирование пользовательского интерфейса
  • Философия сознания
  • Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
  • Экономика (особенно экспериментальная экономика)
  • Теория обучения

В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

  • Информатика и теория информации, где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект» фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (т.е. к когнитивным процессам)
  • Философия, эпистемология и онтология
  • Биология и неврология
  • Математика и теория вероятности
  • Физика, где эффект наблюдателя изучается математически

Нерешённые проблемы когнитивной теории

Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?

Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?

Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту — своего хозяина?

Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?

Может ли наличествовать связь между скоростью когнитивного процесса и частотой моргания?

Если да, то в чем эта связь заключается?

Когнитивная онтология

На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.

На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.

Особенности когнитивной ремедиации у пациентов с аффективными расстройствами

В настоящее время аффективные расстройства, в частности депрессия, выходят на одно из первых мест по распространенности и негативному влиянию на жизнь людей. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отмечает, что депрессия является первой причиной потери трудоспособности во всем мире и занимает второе место среди причин инвалидности [1]. В период с 2005 по 2015 г. распространенность депрессии в мире достигла 18% (более 300 млн человек) [2]. На сегодняшний день депрессия по распространенности составляет конкуренцию инфекционным заболеваниям и сердечно-сосудистой патологии, а также является самым распространенным заболеванием у женщин [3].

Современные исследователи большое внимание уделяют расстройствам биполярного спектра [4], и некоторые из них [5] считают, что до 50% всех расстройств настроения относится к биполярному аффективному расстройству. J. Angst [6], М. Prince и соавт. [7] опубликовали данные о том, что по меньшей мере 5% населения страдают нарушениями биполярного спектра, а 2% причин инвалидности (исключая инфекционные заболевания) составляет биполярное аффективное расстройство.

В клиническом аспекте все большую актуальность приобретает вопрос о связи аффективных расстройств, в том числе биполярного аффективного расстройства и рекуррентной депрессии, с нейрокогнитивным дефицитом [8]. Имеются данные [9] о том, что при аффективных расстройствах психотического уровня нейрокогнитивные нарушения сходны с таковыми при шизофрении. Они касаются эпизодической и оперативной памяти, внимания и работоспособности. Согласно данным, полученным А. Reishenberg и соавт. [10], когнитивные нарушения разной степени отмечаются в 58,3% случаев при депрессиях с психотическими симптомами и у 57,7% пациентов с биполярным аффективным расстройством с психотическими проявлениями. Но некоторые исследователи [11] считают, что такие показатели характеризуют и отдельные случаи аффективных расстройств без психотических симптомов.

Нейрокогнитивный дефицит может проявляться ослаблением способности мыслить или концентрироваться, нерешительностью в принятии решений [12], низкой мотивацией, затрудняющей выполнение трудных задач [13], общим истощением познавательных ресурсов [14], возникновением трудностей при построении эффективных когнитивных стратегий [15] и замедлением скорости обработки информации [16]. В ряде исследований [17, 18] было установлено, что этот симптомокомплекс может быть частью клинических проявлений большого депрессивного расстройства и биполярного аффективного расстройства 1-го и 2-го типа [17, 18].

Недавние исследования в нейропсихологии позволяют предположить, что у лиц, страдающих депрессивным и биполярным расстройством, нарушаются исполнительные функции. Этот термин широко употребляется в зарубежных исследованиях и обозначает более высокий уровень когнитивных процессов, которые контролируют и регулируют процессы более низкого уровня, например восприятие и двигательные реакции. Исполнительные функции позволяют планировать текущие действия в соответствии с главной целью — оперативно реагировать на меняющиеся условия [19]. По данным некоторых исследователей [20], нарушения в таких областях, как память, внимание, принятие решений, могут возникать у лиц с аффективным расстройством, поскольку эти способности в значительной степени зависят от исполнительных функций, оказывающихся ослабленными при аффективной патологии.

Важной особенностью когнитивных нарушений при аффективных расстройствах является их наличие даже в периоды ремиссии.

Сказанное выше определило актуальность разработки программ по фармакологической и психологической коррекции когнитивных нарушений при аффективных заболеваниях [21, 22]. Речь идет, в частности, о когнитивной ремедиации. Данный метод представляет собой широкий круг реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление или улучшение когнитивных функций (в том числе и исполнительного функционирования) через стимулирование обучения и генерализацию полученных навыков в социальной среде [23].

Когнитивный дефицит коррелирует с увеличением частоты и тяжести эпизодов аффективного расстройства, следовательно, может являться фактором, при помощи которого возможно прогнозировать увеличение частоты эпизодов заболевания [24]. Таким образом, компенсация когнитивного дефицита может не только улучшить исполнительные функции в краткосрочной перспективе, а также качество жизни в целом, но потенциально также облегчить общее течение болезни [25]. Этот тезис подтверждается множеством исследований, доказывающих положительное влияние когнитивной ремедиации на качество жизни пациентов, страдающих от аффективных расстройств, улучшение социального и профессионального функционирования, а также профилактику рецидивов [26]. Так, в исследовании М. Preiss и соавт. [27] были приведены данные о группе пациентов, у которых помимо стандартного лечения использовали тренинг когнитивных навыков. Отмечено, что помимо значительного улучшения исполнительного функционирования, снижения количества «когнитивных неудач» и облегчения трудностей в повседневной жизни, значимо снизился уровень депрессии.

Однако ряд вопросов, касающихся применения когнитивной ремедиации и ее эффективности у пациентов, страдающих аффективными расстройствами, являются спорными. В ряде исследований [28, 29] были отмечены трудности переноса улучшенного навыка на новую задачу, особенно если в ней задействованы мыслительные операции иного порядка. В других работах [30, 31] было показано, что эти трудности вполне преодолимы. Поэтому внимание исследователей в настоящее время направлено на создание наиболее эффективных программ когнитивной ремедиации [32]. Были разработаны современные модели (программы), которые отличаются по структуре входящих в них воздействий. Это может быть изолированный тренинг одной когнитивной функции (например, слуховая память, скорость обработки информации) или комбинированный тренинг (включающий наряду с когнитивным тренингом также тренинг социальных навыков). Различия могут быть и по формату: групповой формат, опирающийся на развитие и поддержание мотивации участников, компьютеризированный тренинг [33] с последующим обсуждением в группе возможности переноса полученных навыков на реальную жизнь (нейропсихологический образовательный подход, NEAR) [34] либо работа в малых группах (Cognitive enhancement therapy, CET), подкрепляющаяся поддерживающей терапией [35]. Существуют также программы, направленные на тренировку когнитивных навыков, необходимых для решения бытовых проблем, которые проводятся дома у пациента (когнитивный адаптационный тренинг — Cognitive Adaptation Training, CAT) [36]. Также различные программы когнитивной ремедиации отличаются по длительности. Было показано, что долгосрочные программы ремедиации являются более эффективными по сравнению с краткосрочными вне зависимости от их типа [37].

Эффективность когнитивной ремедиации напрямую зависит от правильно выбранных мишеней. Очевидно, что несмотря на нарушение сходных когнитивных процессов у больных с разными психическими заболеваниями когнитивный дефицит при аффективных расстройствах имеет определенную специфику. По данным А.Б. Шмуклера [38], когнитивный дефицит, являясь отражением патологических процессов, протекающих в ЦНС, может быть биомаркером уязвимости головного мозга и, следовательно, указывать на «топику» поражения, а также на степень «готовности» головного мозга реагировать на эндогенные и экзогенные вредности. При различных патологических процессах, являющихся причиной уязвимости, когнитивный дефицит обнаруживает различную динамику.

Когнитивный дефицит у пациентов с шизофренией обычно более тяжелый, чем у пациентов с аффективными расстройствами, особенно в периоды эутимии. Поэтому программы, разработанные для больных шизофренией, могут не подходить для пациентов с биполярным расстройством, так как они слишком простые и предоставляют недостаточно мотивации для участия в них [39].

Аффективные нарушения проявляются в изменении регуляции эмоций, следовательно, большое внимание при изучении когнитивного дефицита, специфического для аффективных расстройств, должно быть уделено связи когнитивных процессов и стратегий регулирования эмоций. Было выяснено, что депрессия связана с трудностями в когнитивном контроле, препятствующими эффективной обработке негативного материала. Испытуемые, страдающие от депрессии, продемонстрировали недостаточное торможение при обработке негативного материала, что связано с наличием руминаций — навязчивых мыслей, являющихся ответом на негативный аффект, препятствующих восстановлению и способствующих продлению депрессивных эпизодов [40]. Полученные данные свидетельствуют о том, что индивидуальные различия в использовании стратегий эмоционального регулирования играют важную роль при депрессии, а дефицит когнитивного контроля связан с использованием неадаптивных стратегий эмоционального регулирования [41].

Д.В. Труевцев, О.А. Сагалакова [42], исследуя неадаптивные стратегии метакогнитивного контроля, отмечают, что руминации представляют собой ригидные паттерны мышления, которые, участвуя в патогенезе аффективных расстройств, приобретают характер постоянного рецидивирующего депрессивного мышления, возникающего в ответ на негативные события. Руминации, являющиеся когнитивной особенностью депрессивного расстройства, препятствуют выздоровлению, запуская неадаптивные совладающие стратегии [43]. J. Roiser и соавт. [44] показали, что специфичным для депрессии является смещение к негативно окрашенной информации. Они предложили «когнитивно-нейропсихологическую» модель депрессии, предполагая, что негативные искажения в обработке информации играют главную роль в ее развитии.

Таким образом, сложились представления, что депрессивное состояние характеризуется специфической моделью смещенной обработки эмоциогенного материала, что включает повышенное внимание к негативной информации, дефицит когнитивного контроля при обработке такого материала, а также искаженную переработку и позитивной информации. Выявленная связь предполагает дальнейшее изучение особенностей переработки эмоциогенной информации и ее регуляции у пациентов с аффективными расстройствами.

М.В. Балашова и И.В. Плужников [45] провели исследование с целью определения потенциальных мишеней когнитивной ремедиации при аффективных расстройствах с использованием разработанного и адаптированного комплекса нейропсихологических методик, включающих эмоционально нагруженный материал. Результаты исследования подтвердили сочетание измененной переработки как негативной, так и позитивной информации у больных депрессивными расстройствами: они продемонстрировали пониженное внимание как к негативным, так и к позитивным стимулам. Это отличало их от здоровых, которым было свойственно избегание негативной информации и повышенное внимание к позитивной. Эти авторы также выявили, что существует два вида когнитивных нарушений, присущих пациентам с аффективными нарушениями: первый вид характеризуется снижением динамических характеристик когнитивных функций и слабостью регуляторных функций; для второго вида характерны нарушения эмоционального когнитивного контроля, проявляющиеся только при выполнении заданий, содержащих эмоциогенный материал.

Таким образом, при депрессии была доказана связь между базовыми когнитивными процессами и эмоциональной дизрегуляцией, что обусловлено тормозными процессами и дефицитом рабочей памяти, измененным ответом на негативные эмоциональные состояния и жизненные события и невозможностью использовать эмоционально положительные стимулы для регулирования негативного эмоционального состояния пациента [46].

Программы когнитивной ремедиации для пациентов с аффективными расстройствами должны делать акцент на развитие у них эмоционального когнитивного контроля, постепенно разрушающего дисфункциональные схемы в мышлении, поддерживающие состояние ангедонии, при помощи обучения навыкам переключения внимания на позитивные стимулы различных модальностей, что в конечном счете должно спровоцировать позитивное смещение в сферах памяти и внимания.

E. Vieta и соавт. [47] разработали программу функциональной ремедиации для пациентов, страдающих аффективным биполярным расстройством, в которой сделан акцент на обучение пациентов нейрокогнитивным навыкам применительно к ежедневному распорядку дня. Программа включает в себя методы моделирования, ролевых игр, самообразования, вербальных инструкций и положительной мотивации вместе с метакогнитивными упражнениями и предоставляет стратегии для управления когнитивными поцессами при выполнении заданий на внимание, память и исполнительные функции. Авторы обращают внимание на необходимость включения в процесс реабилитации семьи. Эта программа привлекает к себе внимание тем, что она не только способна улучшить когнитивное функционирование пациентов, но и предоставляет им инструменты для преодоления трудностей и проблем в реальной жизни, что помогает минимизировать негативное влияние биполярного расстройства на повседневное социальное функционирование [48]. Результаты применения указанной программы [47] показали улучшение общего функционирования пациентов, однако изменения по нейропсихологическим данным были незначительными. Но даже при том, что когнитивный дефицит у больных остается, у них отмечаются бо́льшие способности в использовании разных стратегий для его преодоления в повседневной жизни.

Несмотря на значительный интерес, появившийся за последнее десятилетие к когнитивной и функциональной ремедиации пациентов с аффективными нарушениями, исследований в этой области пока очень мало. Большинство их проведено при обследовании смешанных групп больных, включавших пациентов с аффективными нарушениями и симптомами шизофрении или шизоаффективных расстройств, что затрудняло формулировку выводов. Имелись сложности в организации самих исследований, которые привели к противоречивым результатам, особенно в отношении когнитивной «обработки» эмоциогенного материала. Однако исследователи сходятся во мнении, что пациенты, страдающие аффективными нарушениями, помимо стандартного лечения, включающего фармакотерапию, нуждаются в развитии методов эмоционального когнитивного контроля.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что особенности когнитивного дефицита при аффективных нарушениях снижают эффективность используемых в настоящее время реабилитационных программ, что обусловливает необходимость дальнейших исследований в области реабилитационных мероприятий.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Палин А.В. — e-mail: [email protected]

Афян М.В. — e-mail: [email protected]

Козлов М.Ю. — e-mail: [email protected]

Слюсарев А.С. — e-mail: [email protected]

Как цитировать:

Палин А.В., Афян М.В., Козлов М.Ю., Слюсарев А.С. Особенности когнитивной ремедиации у пациентов с аффективными расстройствами. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(9):118-122. https://doi.org/10.17116/jnevro2019119091118

Автор, ответственный за переписку: Козлов Михаил Юрьевич — e-mail: [email protected]

В какой момент между артериальным давлением и когнитивными функциями устанавливается прочная связь?

Материалы и методы

Были изучены данные продолжающегося многоцентрового исследования ELSA-Brasil.

ELSA-Brasil отслеживает 15 105 государственных служащих в возрасте от 35 до 74 лет.

Оценивались данные первого визита к врачу, который проводился в период с 2008 по 2010 год, и второго визита в период с 2012 по 2014 год.

При каждом посещении участники проходили тест на память, беглость речи и тест на создание следа (часть B). Исследователи рассчитали Z-баллы для этих тестов, чтобы оценить глобальный когнитивный статус.

Было зарегистрировано артериальное давление на правой руке, статус гипертонии, возраст на момент постановки диагноза гипертонии, продолжительность диагностики гипертонии, лечение гипертонии и контрольный статус.

Другие коварианты включали пол, образование, расу, статус курения, физическую активность, индекс массы тела и уровень общего холестерина.

Из исследования были исключены пациенты, которые не проходили когнитивное тестирование во время второго визита, у кого в анамнезе было указание на инсульт, кто принимал антигипертензивные препараты, несмотря на нормальное давление. После корректировки в анализ были включены 7063 участника (примерно 55% женщин, 15% афроамериканцев).

Участники исследования имели сравнительно высокий уровень образования.

Результаты

Результаты были опубликованы 14 декабря в журнале Hypertension.

Во время первого визита средний возраст группы составил 58,9 года, а 53,4% участников имели образование в течение 14 лет и более.

Кроме того, у 22% была предгипертония, а у 46,8% — гипертония.

Средняя продолжительность гипертонии составила 7 лет; у 29,8% участников с гипертонией заболевание было диагностировано в среднем возрасте.

Из тех, кто сообщил о гипертонии во время первого визита, 7,3% не принимали антигипертензивные препараты.

Среди участников с гипертонией, принимавших гипотензивные средства, 31,2% имели неконтролируемое артериальное давление.

Результаты показали, что предгипертония независимо предсказывала значительно большее снижение вербальной беглости (оценка Z, –0,0095; P <0,01) и общей когнитивной оценки (оценка Z, –0,0049; P <0,05) по сравнению с нормальным артериальным давлением.

В среднем возрасте артериальная гипертония была связана с более резким ухудшением памяти (Z-балл -0,0072; P <0,05) по сравнению с нормальным артериальным давлением.

В более старшем возрасте гипертония была связана с более резким ухудшением как памяти (оценка Z, –0,0151; P <0,001), так и общей когнитивной оценки (оценка Z, –0,0080; P <0,01).

Однако продолжительность артериальной гипертензии не оказывала существенного влияния на когнитивные изменения (P <0,109).

Среди пациентов с артериальной гипертензией, принимавших антигипертензивные препараты, у пациентов с неконтролируемым артериальным давлением наблюдалось большее снижение кратковременной памяти (оценка Z, –0,0126; P <0,01) и общей когнитивной оценки (оценка Z, –0,0074; P <0,01), чем люди с контролируемым артериальным давлением.

Относительно молодой возраст участников исследования, высокий уровень их образования, продолжительность исследования может ограничить обобщение результатов

Заключение

Новое исследование показывает, что люди, страдающие гипертонией в любом возрасте, с большей вероятностью испытают более быстрое снижение когнитивных функций, чем их сверстники с нормальным кровяным давлением.

Исследователи отмечают, что одной из причин такой очевидной разницы может быть то, что продолжительность гипертонии влияет на величину когнитивного спада.

Хотя продолжительность гипертонии не была связана с каким-либо маркером снижения когнитивных функций, контроль артериального давления может существенно снизить пагубное влияние гипертонии на скорость снижения когнитивных функций.

Исследователи обнаружили, что предгипертония, определяемая как систолическое давление 120–139 мм рт. ст. или диастолическое давление 80–89 мм рт. ст. также была связана с ускоренным снижением когнитивных функций.

Влияние гипертонии на снижение когнитивных функций одинаково влияет на людей вне зависимости от уровня образования.

Другие исследования показали, что предгипертония связана с повреждением определенных органов, но ее влияние на познавательные способности остается неопределенным. Кроме того, неясен эффект хорошего контроля артериального давления с помощью гипотензивных препаратов и влияния на когнитивные функции.

Может существовать континуум риска инсульта, слабоумия, снижения когнитивных функций, при котором люди даже с так называемым повышенным, но относительно более низким уровнем артериального давления на основе непрерывной шкалы подвергаются риску.

Исследователи планируют провести дальнейший анализ данных, чтобы прояснить наблюдаемую связь между памятью и беглостью речи. Они также планируют изучить, как гипертония влияет на долгосрочную исполнительную функцию.

Существует необходимость дополнительных клинических испытаний, чтобы лучше прояснить цели по снижению артериального давления для сохранения когнитивных функций в различных группах людей, подверженных риску, например, у людей с нормальным когнитивным поведением, у людей с легкими когнитивными нарушениями и людей с деменцией

Деменция как тяжелая конечная точка не изучалась, но будет представлять интерес для улучшения понимания влияния повышения артериального давления на снижение когнитивных функций или деменцию во время более длительного наблюдения за группой.

Источник:

medscape.com/viewarticle/942737#vp_1

 

 

Когнитивная связь: лечение

С кем мы работаем.

Мы принимаем любого клиента, который ищет помощи в решении проблем с наркотиками или алкоголем. Многие из наших услуг по употреблению психоактивных веществ оплачиваются за счет грантов. Для услуг, не покрываемых грантами, мы предлагаем плату по скользящей шкале и устанавливаем график платежей. Мы также принимаем Medicaid. Мы принимаем направления DWI, суда, семьи, самостоятельных лиц, врачей, социальных работников и на испытательный срок. Мы стремимся работать с людьми, которым нужна помощь в решении проблем с зависимостью и употреблением психоактивных веществ.

  • Оценки

 

Все услуги по лечению начинаются с оценки состояния наркозависимости. Эта оценка помогает сформулировать рекомендации по лечению, а также определить степень и тяжесть проблемы. Это будет предоставлено квалифицированным, опытным консультантом по употреблению психоактивных веществ. Продолжительность оценки может длиться от одного до двух часов.

 

Интегрированное лечение двойных расстройств (IDDT) – это научно обоснованная практика, разработанная специально для лиц с сопутствующими психическими заболеваниями и расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ. Этот подход к лечению помогает людям выздороветь, одновременно предлагая услуги по охране психического здоровья и зависимости в одних и тех же условиях.

 

 

Одной из проблем, с которой сталкивается человек в процессе выздоровления, является получение оплачиваемой работы, которая оплачивает счета, подает еду на стол и обеспечивает цель, позволяя человеку двигаться вперед в трезвости как члену общества.

 

Благодаря нашим лечебным услугам и совместной ресурсной поддержке сотрудники Cognitive Connection работают с нашими потребителями над достижением их цели трудоустройства, что также укрепляет их успех в поддержании образа жизни, ориентированного на выздоровление.

 

Когнитивная связь использует учебную программу CBI по рассуждениям и реабилитации (R&R). R&R — это модифицированная форма когнитивно-поведенческой терапии, которая напрямую воздействует на мысли, ведущие к неправильным решениям/плохому поведению. Программа направлена ​​на то, чтобы помочь как взрослым, так и молодым участникам переформулировать эти мысли и соответствующим образом изменить свое поведение, обучая их следующим навыкам:

  • Латеральное мышление, или способность рассматривать проблему с нескольких точек зрения, одна из которых является попыткой понять точку зрения другого человека.

  • Социальные навыки, такие как базовые навыки взаимодействия и разрешения конфликтов, а также навыки ведения переговоров, обучение уверенности в себе, обучение социальной перспективе и обучение межличностным взаимодействиям.

  • Обучение ценностям, которое пытается помочь людям развить социально адаптивные ценности.

  • Когнитивные и поведенческие навыки, которые заключаются в распознавании и переформулировании потенциально неверных мыслей о принятии решений, эффективной обработке информации и изменении неадаптивного и проблемного поведения.

  • Навыки критического мышления.

 

  • Поддержка коллег 

 

Служба поддержки по принципу «равный равному» — это основанная на фактических данных модель оказания помощи в области психического здоровья, которая состоит из квалифицированного поставщика услуг поддержки по принципу «равный равному», который помогает людям выздороветь от психических заболеваний и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ. (Центры услуг Medicare и Medicaid).

Услуги поддержки равных равным предоставляются в виде индивидуальных и групповых вмешательств равными специалистами — людьми, выздоравливающими от психических заболеваний и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ. Эти профессионалы действуют как надежные и мотивирующие образцы для подражания, помогая другим в достижении личных целей выздоровления.

 

 

Наши обычные амбулаторные группы по употреблению психоактивных веществ состоят из двадцати-шестидесяти часов консультирования по вопросам употребления психоактивных веществ, обучения и предотвращения рецидивов.

 

 

Эта программа представляет собой 120-часовую программу консультирования по вопросам употребления психоактивных веществ для клиентов, зависимых от наркотиков, которые ранее пробовали лечение или нуждаются в серьезной поддержке, чтобы оставаться трезвыми. Эта программа проводится пять дней в неделю по 4 часа каждый день — эта услуга является отличной альтернативой дорогостоящей госпитализации.

 

 

Эта программа представляет собой 90-часовую программу консультирования по вопросам употребления психоактивных веществ для клиентов, зависимых от наркотиков, которые ранее пробовали лечение или нуждаются в серьезной поддержке, чтобы оставаться трезвыми. Эта программа проводится три дня в неделю и проводится нашими самыми опытными консультантами. Эта программа является отличной альтернативой дорогостоящей госпитализации.

 

  • Групповая терапия

 

Мы предлагаем лечебные группы для разных полов, смешанные лечебные группы, подростковые лечебные группы, профилактические группы и мероприятия для детей и подростков.

 

 

Наркомания — это семейная болезнь, и ее нужно лечить соответствующим образом, когда это возможно. Мы предлагаем индивидуальное и семейное консультирование по мере необходимости, и у нас есть несколько консультантов, имеющих опыт работы с отдельными лицами, семьями и клиентами, у которых также есть диагноз психического здоровья.

 

  • Лечение субоксоном

 

Эта программа предлагает потребителям, зависимым от героина, метадона или отпускаемых по рецепту обезболивающих, возможность детоксикации без боли или дорогостоящей стационарной госпитализации с помощью препарата субоксон. Субоксон также снижает тягу к опиоидным наркотикам, в то время как человек учится жить без наркотиков, посещая лечение и постепенно уменьшая дозу принимаемого субоксона.

 

  • Услуги DWI

 

Наше агентство предлагает услуги по вождению в нетрезвом виде, психиатрическую помощь/вождение в нетрезвом состоянии, оценку DOT/DMV и школу дорожного движения (ADETS).

 

  • Рефералы

 

При необходимости у нас есть возможность направить на стационарное лечение наркомании, детоксикацию и широкий спектр психиатрических и социальных услуг.

 

Когнитивное соединение, ООО | Когнитивная терапия, забота о памяти и многое другое

Помощь в понимании «почему» вашего поведения

Cognitive Connection — это центр в Колорадо-Спрингс, где можно пройти когнитивную терапию, поведенческую терапию, работу с памятью и интеграцию мозга. Мы создали программы, которые сочетают в себе когнитивную терапию и инновационные передовые технологии, чтобы иметь возможность поддерживать жителей сообщества в меру наших возможностей.

Когнитивная тренировка мозга

Когнитивная тренировка мозга — один из инструментов, который наша команда использует для улучшения ряда когнитивных навыков. Некоторые из этих навыков включают внимание, решение проблем, память, чтение и психосоциальные навыки. Этот тип лечения особенно эффективен у пациентов, перенесших черепно-мозговую травму или неврологическое расстройство, такое как судороги.

Поведенческая оценка

Поведенческие оценки включают использование различных методов для изучения и оценки чьего-либо поведения. Эти оценки помогают нашей команде лучше понять, почему ваш мозг или мозг вашего близкого человека ведет себя в определенном вопросе. С помощью этих оценок мы можем лучше решить, какие методы помогут нам достичь наших целей.

Консультирование по поведению

Чтобы удовлетворить потребности наших клиентов, мы предлагаем поведенческие консультации как в индивидуальных условиях, так и в группах. Поведенческое консультирование позволяет нам интегрировать упражнения и методы, чтобы помочь человеку развить или улучшить определенные модели поведения. Мы видели, как наши поведенческие консультации значительно улучшают качество жизни людей.

Поведенческая консультация

Поведенческие консультации — это широко признанная практика, которая помогает людям преодолевать поведенческие препятствия и изучать определенные методы и навыки, улучшающие жизнь. Поведенческие консультации позволяют нашей команде тщательно оценить потребности человека и создать план, который поможет им преодолеть любые поведенческие препятствия.

О компании A Cognitive Connection

Миссия A Cognitive Connection проста: с уважением и любовью удовлетворять связанные с мозгом и поведенческие потребности людей в нашем сообществе. Наша команда использует технологии, различные методы лечения и мультисенсорные методы для оценки того, как мозг человека обрабатывает информацию. Чем лучше мы понимаем динамику мозга человека, тем лучше мы можем помочь ему улучшить различные виды поведения мозга.

Независимо от возраста клиента, если мы поймем, как его мозг обрабатывает мысли и чувства, мы сможем улучшить многие функции мозга. Некоторые из этих функций включают фокус, память, визуальное восприятие, слуховую обработку, академическую успеваемость, профессиональное стремление, личное развитие и отношения.


Доступные услуги Запрос дополнительной информации
Реабилитационные центры для наркоманов и алкоголиков Специальные службы Запрос информации »
Клиенты системы уголовного правосудия Запросить информацию »
Обучение профилактике употребления наркотиков и алкоголя Запрос информации »
Реабилитационные центры для мужчин и наркоманов Запросить информацию »
Реабилитационные центры для женщин от наркомании и алкоголизма Запрос информации »
Реабилитационный центр для наркозависимых с двойной диагностикой Запрос информации »
DUI_DWI Правонарушители Запросить информацию »
Реабилитационная служба для наркоманов и алкоголиков Запрос информации »
Последующее обслуживание Запрос информации »
Реабилитационные центры для алкоголиков Запрос информации »
Оценка Запрос информации »
Амбулаторный реабилитационный центр для наркозависимых Запрос информации »

Детокс
Двойная диагностика
Амбулаторное лечение
Трезвый образ жизни
Частные комнаты
Только для мужчин
Только для женщин