Когнитивная сфера личности: Когнитивная сфера личности

Когнитивная сфера личности

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера. Она включает познавательные процессы личности: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.

      1. Ощущения

Ощущение – простейший когнитивный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, болевые и ощущение равновесия.

Анатомической основой ощущений является анализатор.

Анализатор включает три составные части: чувствительные нервные окончания, т.е. рецепторы; приводящий нейрон, т.е. аффектор; центральный (корковый) отдел анализатора.

Чувствительность анализатора ограничивается так называемыми порогами ощущений.

Выделяют нижний, верхний и различительный пороги ощущений.

Нижний порог – это минимальная интенсивность раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Верхний порог – это такая максимальная интенсивность раздражителя, при воздействии которой возникают ощущения, адекватные характеру воздействия, (т.е. модальности анализатора), но превышение которой ведет к утрате ощущений или появлению неадекватных ощущений.

Различительный порог (он же – дифференциальный, он же – относительный) – это минимальная разница интенсивностей раздражителей, воспринимаемая (различаемая) анализатором.

Адаптация – настройка анализатора на воздействие раздражителей определенного уровня интенсивности, изменение чувствительности при воздействии раздражителей постоянной интенсивности.

Сенсибилизация органов чувств – изменение порога чувствительности при длительном воздействии околопороговых раздражителей.

Сенсорная депривация – состояние, возникающее при недостаточной стимуляции органов чувств внешними раздражителями.

Вопросы для самопроверки:

Дайте определение понятию «ощущение».

Какие пороги ощущений существуют?

Что такое адаптация органов чувств?

Приведите примеры сенсорной депривации и сенсибилизации.

      1. Восприятие

Восприятие – это когнитивный процесс, состоящий в отражении целостных предметов и явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Продукт восприятия – целостный образ, но в отличие от образов памяти, он возникает лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Видов восприятия:

  1. по модальности анализатора (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, кинестетические).

  2. по основным свойствам материи (формам существования): восприятие пространства, движения и времени.

Цветовосприятие.

Цвет воздействует на организм уже своими физическими характеристиками, т.е. длиной волны. Красная часть спектра действует на организм возбуждающе, а фиолетовая – угнетающе. Помимо этого цвет имеет символическое значение и воздействует через ассоциации. Так, в Европейских странах цвет траура – черный. А на востоке – белый.

Восприятие формы. Механизм воздействия формы лежит в мелкочастотных движениях глаза по контуру объекта. Рассмотрим символы, приведенные на рис. 1.

Рис. 1. Основные геометрические формы в психологии

Чем больше острых углов имеет форма, тем более энергетизирующее воздействие она оказывает на психику.

Основные свойства восприятия: избирательность, предметность, целостность, осмысленность, константность, активность, структурность, установка восприятия.

Избирательность заключается в том, что человек не может воспринимать все одинаково четко в каждый конкретный момент времени. Что-то будет для него фигурой, а что-то фоном.

Предметность – это отнесенность образа восприятия к явлениям внешнего мира. Иногда это свойство нарушается, например при галлюцинациях.

Целостность состоит в том, что человек воспринимает, прежде всего, соотношение, структуру всей совокупности объектов и признаков, а не отдельные компоненты или признаки.

Осмысленность означает отнесение объекта к определенной категории, соотнесенность его с прошлым опытом.

Константность – это относительная независимость образа восприятия от условий восприятия.

Активность восприятия – это включенность в акт восприятия моторных компонентов, что превращает акт восприятия в перцептивную деятельность субъекта. Без моторики невозможно адекватное восприятие. Наиболее активный орган – глаз. Если исключить движение образа по сетчатке, то образ исчезает уже через 3 секунды.

Структурность восприятия – это ряд закономерностей, на основании которых фигура выделяется из фона.

Это закономерности структурирования образа или ряда образов по сходству, близости, замкнутости, по принципу «общей судьбы». Это законы «хорошей линии», непрерывности, симметрии, заполнения пробелов.

Установка восприятия – зависимость восприятия настоящего от восприятий в прошлом.

Когнитивная сфера — Психологос

К когнитивной сфере относят все психические процессы, выполняющие функцию рационального познания (от лат. cognitio — знание, познание, изучение, осознание).

Понятие «когнитивное» (когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия…) — получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать — назвали когнитивными процессами. Что не получилось — аффективными.

Таким образом, по факту понятие «когнитивные процессы» получило похожее, но несколько иное значение. На практике «когнитивными» называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации.

Или: которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность.

К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями. ..). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки.

Например?

Рациональное восприятие — это восприятие аналитическое, критическое, отличающееся от интуиции и живого впечатления. «Мороженое вкусное, но для больного горла это не вовремя. Откладываем!»

Рациональное понимание – это понимание с помощью понятий и логики, в противоположность сопереживанию, эмпатии и вчувствованию, то есть эмоциональным, телесным и переживательным способам понимания.

Рациональное влияние — это объяснение и убеждение, обращающиеся к разуму человека. Внушение, эмоциональное заражение, якорение и другие средства, влияющие на человека не разумным путем, относят к иррациональным средствам влияния.

Рациональное мышление — мышление логическое и понятийное, или хотя бы направленное в эту сторону. Люди в процессе жизни и общения мыслят не всегда, вполне успешно обходясь чувствами, привычками и автоматизмами, но когда человек включает голову, он мыслит (по крайней мере пытается мыслить) рационально.

Эмоции относят преимущественно к аффективным процессам, поскольку разумно промоделировать их сложно.

Какую эмоцию иногда выдаст женщина, не знает никто, включая ее саму…

С другой стороны, часть эмоций возникает вполне закономерно, вследствие понятных программ, устоявшихся привычек или определенной выгоды. В этом случае, такие эмоции — могут быть отнесены к когнитивным процессам, или, на другом языке, можно изучать когнитивную составляющую таких эмоций.

Аффективная сфера

В отличие от этого, аффективные процессы — психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь это процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания. Все это — аффективная сфера.

Когнитивная сфера это что? Развитие познавательной сферы

Психологи определяют познавательную сферу как совокупность психических процессов, призванных выполнять функцию рационального познания. Этот термин был введен в 60-х годах прошлого века. Затем, на волне масштабного развития кибернетики и повсеместного увлечения этой наукой, стало популярным сравнение человека со сложным биокомпьютером. С переменным успехом предпринимались попытки моделирования психологических процессов человека.

Познавательная сфера — это то, что поддается моделированию. Сфера, с которой этот метод не работал, называлась аффективной.

Понятие и сущность познавательной сферы

Сегодня в психологической практике под словосочетанием «познавательная сфера личности» специалисты понимают несколько протекающих в логической и смысловой последовательности психологических процессов, целью которых является обработка информация.

То есть об этой сфере можно говорить только тогда, когда обработка данных отличается логичностью и рациональностью.

Традиционно эта сфера связана с памятью, вниманием, восприятием, пониманием, мышлением, принятием решений, действиями и воздействиями (правда, только когда речь идет о познавательных процессах, а не о развлечениях или влечениях). С некоторым упрощением можно утверждать, что познавательная сфера представляет собой совокупность компетенции и знаний, умений и навыков.

Подробнее о рациональном и эмоциональном механизмах восприятия

Когнитивная сфера является своего рода синонимом рационального восприятия, проявляющегося как критическая, аналитическая оценка.

Прямой противоположностью рациональному типу познания является созерцание, т. е. чистое, живое впечатление. Любой термин становится более понятным, когда определение подкреплено иллюстрациями: несмотря на то, что мороженое вкусное и его очень хочется купить, человек не ест зимой эти сладости на улице, так как может заболеть. . Этот вывод является следствием рационального размышления.

Когда активируется механизм рационального понимания, он использует концепции и логику. В то время как эмоциональные, телесные и эмоциональные способы понимания включают эмпатию, сопереживание и чувство.

Поэтому для рационального воздействия используйте разные методы убеждений и объяснений (обращайтесь к разуму и логике). Иррациональные методы используются для внушения, эмоционального заражения, якорения и других приемов.

Взаимодействие и взаимообусловленность двух сфер

Учитывая, что каждый человек обладает целостностью, его основные сферы (эмоциональная, познавательная) выполняют свои специфические функции, дополняя друг друга.

В повседневной жизни большинство людей привыкают иметь дело с чувствами и привычками, доверяют автоматизмам. Однако при необходимости включается рациональное мышление с его логикой и понятиями.

Ученые до сих пор изучают развитие когнитивной, эмоциональной сферы и особенности их функционирования. Что касается рациональных методов познания, то в их классификации и описании наука продвинулась достаточно далеко.

Аффективные процессы чрезвычайно трудно моделировать из-за их непредсказуемости. К ним относятся эмоции, связанные с чувственным отношением к жизни, взаимодействием с миром, с собой и обществом. Правда, есть ряд психических процессов, возникновение которых регулируется особыми законами. Затем говорят об изучении когнитивного компонента этих эмоций.

Познавательная сфера человека: строение и значение

Благодаря наличию и правильному функционированию этой сферы люди имеют возможность воспринимать, обрабатывать и запоминать информацию. Иными словами, познавательная сфера – это механизм, позволяющий учиться и применять полученные знания.

Включает в себя следующие компоненты:

  • Память.
  • Воображение.
  • Внимание.

Далее будет дано подробное описание указанных способностей, их видов и функций.

Характеристика и определение памяти

Память относится к способности человека сохранять и накапливать информацию об окружающем мире. Если бы этого механизма не существовало, людям постоянно приходилось бы воспринимать все события и явления так, как если бы они происходили впервые. Память позволяет снизить энергозатраты мозга на оценку постоянных или повторяющихся факторов, а также адаптироваться к обстоятельствам с минимальным стрессом.

Таким образом, память отвечает за то, что человек сохраняет, запоминает и затем, при необходимости, воспроизводит свой индивидуальный опыт.

Виды памяти

В зависимости от того, какие отделы головного мозга и органы тела человека участвуют в процессе запоминания, различают:

  1. Двигательная память — автоматические движения. Она отвечает за развитие полезных навыков, которые используются достаточно часто. Целью этого механизма является повышение работоспособности и ускорение двигательных процессов. Люди используют моторную память, чтобы водить машину, писать слова, играть на музыкальных инструментах и ​​даже ходить.
  2. Эмоциональная форма памяти – это запоминание эмоциональных состояний, сопровождающих определенные ситуации. Этот механизм предназначен для дополнения других типов памяти. Сохранение эмоций и реакций позволяет человеку стремиться к одним событиям и избегать других.
  3. Память изображений, в которой хранятся данные о зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и других образах. Этот вид памяти считается профессиональным, так как интенсивность ее развития зависит от активности человека.
  4. Вербальные и логические, объектом которых являются мысли. Это связано с наличием слов.
  5. Произвольная и непроизвольная память. Отличие их в том, что при хранении информации человек может понять, зачем ему эта информация нужна, или запомнить их в произвольном порядке.
  6. Кратковременная, оперативная и долговременная память. Первый обеспечивает сохранение информации буквально за доли секунд, второй обеспечивает доступ к промежуточным результатам в ходе решения текущих задач, а последний представляет собой накопление данных на перспективу.

Перечисленные виды памяти как особенности познавательной сферы функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Воображение — это истинно человеческая способность

Одно из наиболее важных различий в деятельности человека и животного состоит в том, что люди проектируют (представляют) конечный результат своих действий до того, как что-либо будет сделано. Это связано с такой способностью, как воображение. Она дает людям возможность создать образ объекта, которого нет в реальном мире, удерживать его и даже более того, манипулировать им.

Развитие познавательной сферы вообще и воображения в частности важно для выработки решений в условиях отсутствия полной информации. Обладая способностью конструировать теоретические модели, люди могут не только представлять конечный результат действий, но и «видеть» промежуточные продукты.

Виды воображения и их характеристики

Основными параметрами, характеризующими воображение, являются активность и результативность.

Часто выступает неотъемлемым элементом творческой деятельности, то есть участвует в преобразовании окружающей действительности. Это активное воображение.

В отличие от него выделяется пассивная форма, для которой характерны нереалистичные или нереализуемые проекты. К пассивному воображению прибегают люди, стремящиеся отвлечься от реальности. Они могут создавать образы и намечать программы поведения, которые никогда не могут быть реализованы.

Непреднамеренное воображение активизируется в момент ослабления контроля над сознанием (сны, галлюцинации).

Внимание и его разновидности

Характеристика познавательной сферы была бы неполной без описания такого явления, как внимание. Он сопровождает практически все виды деятельности человека: обеспечивает четкое и эффективное восприятие, память или мышление.

Основная задача внимания состоит в том, что оно выбирает и ограничивает действующие раздражители. Он также обеспечивает концентрацию и концентрацию умственной деятельности. Другими словами, это помогает субъекту сосредоточиться на объекте.

Существует несколько типов внимания:

  1. Непроизвольное. Он самый простой и естественный, так как появляется без усилий со стороны человека.
  2. Произвольно. Требуется проявление воли для концентрации на избранной цели, а также для подавления мешающих мыслей и побуждений.
  3. Послеоперационный. Особенность его в том, что он является следствием произвольного внимания, но поддерживается сознательно.

Как правило, постиндивидуальный тип обусловлен глубоким и устойчивым интересом к происходящему и тому, что будет получено в результате.

Подобно различным видам памяти, виды внимания обычно тесно связаны, они могут переходить и перетекать друг в друга.

Когнитивные теории личности — IResearchNet

Когнитивные теории личности сосредоточены на процессах кодирования и извлечения информации, а также на роли ожиданий, мотивов, целей и убеждений в развитии устойчивых характеристик личности. Этот подход отличается от теорий личности, которые делают упор либо на условия, в которых развивается личность (например, поведенческие теории), либо на структуры черт, которые проявляются в этих различных условиях (например, эволюционные теории и теории черт). Таким образом, когнитивные теории личности особенно актуальны для психологического консультирования из-за их основного предположения о том, что длительное изменение личности может произойти в результате рационального анализа и понимания.

Теории личности часто классифицируются как номотетические (т. е. личность понимается с точки зрения человека, имеющего большее или меньшее количество черт, общих для всех людей) или идиографические (т. е. каждый человек имеет уникальную структуру личности и может обладать качества, которых нет у других). Используя номотетический подход, теория личности может использоваться для обобщения информации о человеке или его классификации. Например, можно сказать, что человек обладает определенной чертой или стилем. С другой стороны, теории личности, использующие идиографический подход, пытаются описать конкретного человека таким образом, чтобы показать, чем он отличается от всех других людей. Когнитивные теории личности бывают как номотетические, так и идиографические. Теоретики номотетики разграничили измерения индивидуальных различий, такие как когнитивные стили. Идиографические теоретики разработали сложные описания людей, когнитивно встроенных в контекст их собственной жизни.

Общие компоненты когнитивных теорий личности

Большинство когнитивных теорий личности сосредоточены на способах развития личных знаний и суждений. Часто это развитие происходит искаженным образом, потому что людям необходимо адаптироваться к окружающей среде. Люди хотят быть последовательными в своих убеждениях и поведении, чтобы они могли предсказать результат своих действий. Они также заинтересованы в том, чтобы получить социальное одобрение от других и улучшить свое восприятие самих себя. Это может быть результатом процесса сравнения своего «я» с «я» других или процесса сравнения того, что человек считает своим реальным «я», с воображаемым идеальным «я». Когнитивные теоретики личности сосредоточили свои усилия на описании развития познаний, объясняющих мир и индивидуальное представление о себе в нем, и они также разработали некоторое понимание вариаций когнитивных стилей, которые предсказывают индивидуальные различия.

История когнитивных теорий личности

Ранние идеи, связанные с когнитивной теорией, восходят к греческому стоику Эпиктету, который утверждал, что процессы рационального суждения лежат в основе всех эмоций, будь то счастье или страдание. Он заявил, что события сами по себе не имеют морального или этического значения. Моральное суждение и выбор являются следствием того, как люди интерпретируют и понимают события.

На рубеже 20-го века Уильям Джеймс отстаивал идею о том, что ни одна психологическая теория не является полной, если не допускает механизма, с помощью которого мысль регулирует действия. Джеймс подчеркивал роль фокуса внимания в определении поведения. Он также предвосхитил концепцию когнитивных схем, охарактеризовав поток сознания как предвосхищающий и адаптирующийся к текущим событиям путем сравнения текущего опыта с прошлым опытом.

Ранние работы в области социального познания составляют основу современной когнитивной теории личности. Фриц Хайдер, один из первых социальных психологов, подчеркивал, что люди действуют с другими на основе своих представлений о себе и других. Хайдер разработал понятие феноменальной причинности, которая представляет собой восприятие причинности, ведущее к суждению и действию. Идеи Хайдера привели к развитию области социальной психологии, известной как теория атрибуции, которая изучает детерминанты феноменальной причинности или причинных атрибуций. Одним из важных аспектов каузальных атрибуций является сравнение внутренних (или диспозиционных) и внешних (или ситуационных) атрибуций. Суждения и представления людей о событии во многом определяются их убеждениями относительно того, действуют ли люди в соответствии с внутренними установками или под давлением ситуации. Идеи Хайдера часто называют наивной психологией, поскольку человек описывается как действующий в соответствии со своей собственной психологической теорией в отношении других.

Теория личных конструктов Келли

Теория личных конструктов Джорджа А. Келли чаще всего упоминается как первая современная когнитивная теория личности. Келли предложил и развил метафору «человек как ученый». Опираясь на теории Хайдера и исследователей атрибуции, Келли предложила людям использовать наблюдения для выработки убеждений о себе и своем мире. Эти наблюдения организованы в личные конструкты, которые были описаны Келли в терминах, очень похожих на текущую концепцию когнитивных схем. Когнитивные схемы — это осмысленные организации связанных фрагментов знаний. Келли предложил, чтобы люди делали прогнозы и интерпретации своего опыта на основе своих личных конструктов (или схем) и старались вести себя так, чтобы это соответствовало их личным конструктам.

Келли предположил, что личностные конструкты развиваются и изменяются посредством процессов, сходных с ассимиляцией и аккомодацией. Согласно описанию теоретика когнитивного развития Жана Пиаже, ассимиляция — это процесс, посредством которого люди интегрируют новую информацию в существующую совокупность информации, которой они уже обладают. Приспособление — это процесс, посредством которого люди изменяют или модифицируют свои существующие знания на основе информации, полученной в результате нового опыта. Как и Пиаже, Келли рассматривал когнитивное развитие как продолжающееся взаимодействие между ассимиляцией и аккомодацией. Например, дети учатся ловить большой мяч, вытягивая руки на определенном расстоянии друг от друга при броске мяча. Позже, когда будет брошен мяч меньшего размера, они будут вытягивать руки на такое же расстояние (ассимиляция), но не смогут поймать мяч. Им нужно будет учесть новую информацию о том, что размер мяча должен определять расстояние, на которое они разводят руки (т. е. их схему ловли).

Келли предположил, что люди мотивированы поддерживать иерархическую структуру личных конструктов, которая согласуется с миром, как они его воспринимают. Тревога возникает, когда информация не соответствует ожиданиям, порожденным их конструкциями. Это приводит к необходимости изменить или реорганизовать их когнитивную структуру (аккомодация) или заставить несогласованный опыт соответствовать их существовавшей ранее иерархии конструктов (ассимиляция). Часто ассимиляция требует меньше когнитивных усилий, чем аккомодация. Жесткое следование ассимиляции через «устаревшие» конструкты путем отказа затрачивать усилия на аккомодацию или невозможность аккомодации может привести к иррациональному поведению.

Локус контроля

Джулиан Роттер разработал теорию социального обучения, в которой подчеркивалась роль когнитивного ожидания вознаграждения в определении поведения. Основным вкладом этой теории в психологию личности стало предложение об обобщенном когнитивном ожидании, которое Роттер назвал локусом контроля. Люди различаются в той степени, в какой они обычно считают, что их собственные действия связаны с личными результатами. Люди с внутренним локусом контроля твердо ожидают, что успех или неудача станут результатом их собственных усилий. Те, у кого внешний локус контроля, обычно считают, что успех или неудача определяются судьбой, случаем или волей других.

В настоящее время психологи считают, что люди могут иметь разные локусы контролирующих убеждений для разных аспектов своей жизни. Например, у человека может быть внутренний локус контроля над социальными отношениями и внешний локус контроля над своим здоровьем. Одной из областей, позволяющих предсказать исход терапии, является локус контрольных убеждений индивидуума в отношении результатов болезни или здоровья. Причинные атрибуции также определяют, считаются ли события стабильными или преходящими. Например, стабильной причинно-следственной атрибуцией может быть: «Я плохо сдал тест по алгебре, потому что никогда не был хорош в математике». Временной атрибуцией может быть: «Я плохо сдал тест по алгебре, потому что не выспался прошлой ночью». Наконец, каузальные атрибуции могут быть общими (т. е. относящимися ко многим переживаниям) или специфическими (т. е. применимыми только к одному случаю). Например, стабильной каузальной атрибуцией может быть: «Я плохо танцевал, потому что у меня никогда не было координации». Конкретная атрибуция может быть такой: «Я плохо танцевал, потому что мне никогда не нравилось танцевать».

Когнитивный стиль

Герман А. Уиткин заметил, что люди различаются по своим общим способам интеллектуального и перцептивного функционирования по ряду параметров. Некоторые из параметров, которые, как было показано, являются полезными предикторами индивидуальных различий, включают терпимость к двусмысленности, импульсивность в сравнении с рефлексивностью, зависимость от поля в сравнении с независимостью от поля, когнитивную сложность в сравнении с простотой и более мотивационную «потребность в познании». Терпимость к двусмысленности относится к открытости и ограниченности взглядов, а также к способности и готовности людей приспосабливать свои схемы к новому опыту. Импульсивность по сравнению с рефлексивностью относится к степени, в которой человек будет учитывать последствия действий и альтернативы, прежде чем действовать. Полевая зависимость против независимости относится к глобальному, а не к аналитическому стилю восприятия. На полезависимое восприятие влияет контекст, в котором оно происходит. Поленезависимые восприятия более аналитичны и в некоторой степени независимы от контекста, в котором они происходят. Когнитивная сложность по сравнению с простотой относится к обычному количеству взаимосвязанных схем, которые применяются к опыту. Потребность в познании относится к индивидуальным различиям в стремлении к размышлениям и размышлениям. В настоящее время считается, что многие из этих параметров, по которым люди различаются, имеют генетическую основу или, по крайней мере, врожденные, и их несколько трудно модифицировать.

Социальная когнитивная теория Бандуры

Альберт Бандура расширил когнитивную теорию личности, описав процессы наблюдательного или заместительного обучения и роль структур убеждений, таких как самоэффективность. Бандура соглашался с тем, что люди развиваются и изменяются в результате прямых вознаграждений и наказаний, которые они получают от окружающей среды. Эти награды и наказания возникают как следствие их действий (основа оперантного обусловливания). Однако мы также учимся, наблюдая за другими (моделями) и отмечая последствия их поведения.

Изучение обучения через наблюдение привело психологов к разграничению факторов, влияющих на опосредованное приобретение знаний, и факторов, влияющих на фактическое выполнение определенного поведения. К числу факторов, влияющих на опосредованное приобретение знаний, относятся сила и валентность (т. е. эмоциональная ценность) наблюдаемых последствий поведения, сходство модели (т. е. человека, выполняющего или демонстрирующего действие) наблюдателю и социальный статус модели. Напротив, убеждения человека в самоэффективности влияют на фактическое выполнение некоторого поведения. Самоэффективность — это убеждения человека относительно того, что следует сделать для достижения желаемой цели, и убеждения человека относительно его или ее способности выполнять эти действия.

Первый набор убеждений относится к индивидуальному локусу ожиданий контроля, но сами по себе эти убеждения не будут определять, будет ли выполняться целеустремленное поведение. Критическим фактором являются убеждения человека относительно его или ее способности успешно выполнять необходимое поведение.

Убеждения в самоэффективности зависят от ряда факторов, включая предыдущий непосредственный опыт, наблюдательное обучение, социальное убеждение, самооценку и интерпретацию текущих и прошлых эмоциональных состояний. Условия, ведущие к развитию здоровой самоэффективности, включают положительные факторы семейных взаимодействий (теплота, поддержка и вызов) и сетей сверстников (похожие модели, доступ к деятельности и социальная мотивация), а также отрицательные факторы, такие как конкуренция и стресс. Как и локус контроля, самоэффективность в значительной степени зависит от предметной области (например, академическая самоэффективность, социальная самоэффективность и спортивная самоэффективность могут различаться для данного человека).

Согласно Бандуре, полное понимание человека предполагает признание взаимного взаимодействия личностных (когнитивных и аффективных) факторов с факторами окружающей среды. Бандура назвал это понятие реципрокным детерминизмом. Под этим он имел в виду, что на личные факторы могут влиять факторы окружающей среды, такие как вознаграждения, наказания и информация от моделей, но поведение и личные факторы также вызывают изменения в окружающей среде и в других людях. Благодаря способности человека символизировать личный опыт и заранее думать об ожидаемых последствиях личных действий, каждый человек обладает способностью к саморефлексии, что ведет к потенциальным самостоятельным изменениям в поведении. Убеждения в самоэффективности имеют решающее значение для осуществления самостоятельных изменений, потому что они наиболее функциональны, когда они точны. Когда эффективность высока, но навыки развиты плохо, может возникнуть вред и травма. Когда убеждения в эффективности низки, даже при высоком уровне навыков личностного роста не происходит, и мотивация к изменениям будет слабой.

Когнитивно-аффективная система личности Мишеля

Объяснение и предсказание постоянства и непостоянства людей в самых разнообразных ситуациях, с которыми они сталкиваются ежедневно, является проблемой для теории личности в целом. Уолтер Мишель указал, что личные переменные, такие как черты и склонности, часто сами по себе не так предсказуемы для поведения, как переменные, внешние по отношению к человеку, такие как требования ситуации. В несколько выборочном обзоре литературы Мишель пришел к выводу, что личностная информация позволяет предсказать лишь очень небольшой процент вариаций поведения в ситуациях. Этот аргумент стимулировал область исследования личности для выяснения взаимодействия человека в ситуации, а не для сосредоточения внимания на переменных личности.

В последние годы Мишель и его коллега Юичи Шода добились прогресса в описании динамических взаимодействий ситуаций с личностными переменными (убеждениями в самоэффективности, личными целями и эмоциональными реакциями) в интегрированной теории, называемой когнитивно-аффективной системой личности. Этот подход признает, что люди различаются по аспектам ситуации, на которых они фокусируются, и по тому, как они кодируют конкретный элемент ситуации. В результате теория подчеркивает взаимодействие ситуаций, процессов кодирования, воспоминаний, убеждений, ожиданий и поведения во взаимоопределяющей динамике. Эту идиографическую систему можно считать моделью наиболее полной когнитивной теории личности. Когнитивное существование человека нельзя рассматривать независимо от текущей ситуации, прошлой истории человека и его или ее ожиданий на будущее.

Познание и эмоции

Когнитивные теории личности внесли важный вклад в консультирование и психотерапию, продемонстрировав способы, которыми познание может вызывать или изменять положительные или отрицательные эмоции. Метод когнитивно-поведенческой терапии Аарона Т. Бека и рационально-эмоционально-поведенческая терапия Альберта Эллиса подчеркивают, каким образом искаженные убеждения (в основном атрибутивные убеждения) напрямую приводят к переживанию негативных эмоций, таких как тревога и депрессия. Давние споры касаются того, являются ли все человеческие эмоции, более сложные, чем простое сенсорное удовольствие или боль, результатом когнитивных процессов или просто согласуются с ними. На самом деле большинство когнитивных теорий личности подчеркивают наличие эволюционно подготовленных (то есть автоматических) реакций и темпераментов, а также важность индивидуального восприятия и интерпретации своих собственных биологических реакций во время событий.

Теория саморасхождения

Теория саморасхождения — это форма теории диссонанса, в которой утверждается, что люди мотивированы поддерживать согласованность своего самовосприятия и убеждений. Психолог-гуманист Карл Роджерс предположил, что несоответствие между переживаемым «я» и идеальным «я» является источником человеческих страданий. Поддержка этой позиции подкрепляется многими исследованиями, которые выявили успешные результаты консультирования, характеризующиеся уменьшением этого несоответствия. Э. Тори Хиггинс включил идеи ожидания в модель саморасхождения. Он продемонстрировал, что расхождения между текущими самооценками людей и их представлениями о себе, какими они хотят быть (идеальное я), приводят к чувству уныния и депрессии. Напротив, несоответствие между текущими самооценками людей и тем, как, по их мнению, другие ожидают от них (должны быть собой), приводит к волнению и беспокойству. Был идентифицирован ряд модераторов силы этого эффекта, включая величину несоответствия, факторы, которые увеличивают или уменьшают заметность несоответствия и важность несоответствия для человека.

Сущность против постепенных суждений о себе

Кэрол Двек продемонстрировала, как восприятие человеком себя как статичного или способного к росту оказывает драматическое влияние как на эмоции, так и на мотивацию. Двек различает две формы убеждений людей относительно их эффективности. Первая, или сущностная, точка зрения рассматривает любые способности, такие как интеллект, как фиксированные или стабильные. Люди, принимающие точку зрения на сущность в любой области своих способностей (теоретики сущности), будут разрабатывать цели, которые избегают неудач, измеряются абсолютными стандартами производительности и имеют низкий риск. Человек также может воспринимать свою эффективность постепенно. Теоретик приращения рассматривает способности как изменяемые или улучшаемые посредством вызова и работы. Приверженцы теории приращения развивают относительные цели или цели мастерства и менее мотивированы страхом неудачи. Теоретики сущностей ориентированы на производительность, а сторонники инкрементальной теории ориентированы на обучение. Сторонники теории сущностей более склонны осуждать себя и других и испытывать беспомощность, депрессию и тревогу.

Когнитивная теория личности в консультировании

Когнитивная теория личности применима к консультированию двумя способами. Во-первых, психологи проводят когнитивную оценку личности, чтобы выбрать наиболее подходящие методы лечения для конкретного клиента. Во-вторых, когнитивные теории личности обеспечивают теоретическую основу для вмешательств, направленных на достижение долгосрочных изменений личности.

Оценка

Консультанты имеют доступ к большому количеству устройств оценки, которые измеряют когнитивный стиль и другие когнитивные индивидуальные различия помимо факторов интеллекта. Это может быть полезно, если рассматривать консультирование как образовательное предприятие, требующее оценки «стиля обучения клиента». Мотивационные факторы также могут быть оценены. Например, понимание локуса контроля здоровья клиента может повлиять на выбор методов. Другие оценочные устройства, разработанные в основном для использования в когнитивно-поведенческой терапии, оценивают дисфункциональные убеждения в различных областях.

Было разработано большое количество инструментов для оценки когнитивных функций. Как правило, каждый тест содержит список утверждений, связанных с самим собой, и клиентов спрашивают, в какой степени они одобряют каждое утверждение как «верное» или «описающее» их. Например, психолог может использовать следующие опросники самооценки для оценки тревожных расстройств: (1) Опросник телесных ощущений для оценки восприятия симптомов тревоги, (2) Опросник чувствительности к тревоге для оценки дисфункциональных убеждений относительно симптомов тревоги, (3) Опросник агорафобных познаний для оценки наличия мыслей, связанных с агорафобией, или (4) Опросник тревожного самоутверждения для оценки связанных с самим собой негативных когниций в отношении личной деятельности. Эти и многие другие доступные инструменты легко даются и оцениваются. Их можно использовать для информирования терапевта о выборе стратегии вмешательства или для оценки прогресса в лечении. К сожалению, хотя большинство из этих инструментов имеют сильную содержательную валидность (т. е. они охватывают большую часть области, которую эксперты считают релевантной), они не подвергались проверкам на надежность и статистическую стабильность, характерным для других психологических тестов, таких как тесты способностей и достижений.

Другие процедуры, которые выявляют модели мыслей и убеждений клиента, являются вариациями метода Ежедневной записи дисфункциональных мыслей. В этой процедуре клиент заполняет структурированную дневниковую форму, сообщая о проблемных ситуациях и мыслях, ожиданиях и убеждениях, которые сопровождают его или ее дистресс.

При оценке взаимодействия человека и ситуации необходим более идиографический подход. Есть две области ситуаций, которые непосредственно наиболее важны. Первый включает в себя целевые проблемные ситуации, которые будут в центре внимания консультативного вмешательства. Ежедневные дневники помогают разработать оценку моделей ожиданий и убеждений клиента, которые могут быть проблематичными. Другим давним инструментом для такого рода оценки является тест Джорджа А. Келли Repertory Construct Repertory (Rep). В исходном виде тест Rep сравнивает и сопоставляет схемы, касающиеся других людей, но его можно модифицировать для сравнения ситуаций. Попросив клиента сравнить группы из трех понятий одновременно и объяснить, почему два из них одинаковы, выявляются личные конструкты. Это сравнение, конечно же, показывает, как клиент рассматривает эти два понятия как отличные от третьего. Например, в оригинальном тесте Репа лучшего друга клиента можно сравнить с его отцом и любимым учителем. В ситуационном репутационном тесте ситуацию, которая больше всего пугает клиента, можно сравнить с самой привлекательной и самой неловкой ситуацией клиента.

Вторая ситуационная сфера, подлежащая когнитивной оценке, — это отношения между отдельным клиентом и консультантом. Клиенты приходят на консультацию с разными представлениями, убеждениями и ожиданиями в отношении терапии. Их можно оценить с помощью инструментов, аналогичных описанным выше. Было обнаружено, что ожидания и убеждения относительно терапии тесно связаны с терапевтическим альянсом. Это, в свою очередь, является одним из общих факторов (то есть эффективных компонентов успешной терапии), которые тесно связаны с терапевтическим результатом.

Когнитивные теории изменения личности в консультировании

Большой объем работы был направлен на разработку методов лечения расстройств личности с помощью когнитивно-поведенческой терапии. Расстройства личности сами по себе обычно не признаются надежно идентифицируемыми в рамках большинства устоявшихся когнитивных теорий личности. Тем не менее, часто успешные попытки изменить давние модели жизни в сторону более адаптивных и стабильных моделей обнадеживают. Усилия показывают, что терапевтические вмешательства, направленные на изменение дисфункциональных убеждений, могут использоваться для изменения личности. Дисфункциональные убеждения, которым уделяется наибольшее внимание, включают убеждения, касающиеся чувства безнадежности, улучшения навыков и отношения к лечению. Для решения каждой из этих проблем были разработаны эффективные вмешательства когнитивной терапии. Кроме того, в терапии с успехом использовались когнитивные и поведенческие вмешательства, направленные на общие структуры убеждений, такие как самоэффективность. Успешное сочетание когнитивных и поведенческих методов подтверждает мнение о том, что когнитивные элементы личности лучше всего рассматривать как встроенные в динамическое взаимодействие биологических, культурных/социальных и поведенческих взаимодействий.

Направления будущего

Когнитивные теории личности внесли важный вклад в психологию, объясняя сложные взаимодействия человека и ситуации, включая мощную роль атрибутивных систем убеждений и определяя многие когнитивные аспекты, которые имеют решающее значение для понимания индивидуальных различий. Тем не менее значительная часть когнитивной психологии еще не полностью интегрирована в когнитивные теории личности. Вероятно, наиболее важное упущение касается факторов, влияющих на принятие решений и выбор поведения. Например, индивидуальные различия в эвристических искажениях, влияющих на принятие решений, и многие элементы когнитивной науки о памяти (например, факторы, влияющие на предвзятость при воспроизведении) не были учтены в когнитивных теориях личности. Следующее десятилетие, скорее всего, станет свидетелем интеграции забытых областей, таких как эти, в когнитивные теории личности, точно так же, как открытия самой когнитивной науки будут включены во всесторонние биопсихосоциальные перспективы личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *