виды, типы и формы конфликтов
Конфликты являются неотъемлемой частью жизни человека в социуме и его взаимодействия с другими людьми. Конфликты возникают повсеместно и могут подстерегать каждого из нас где угодно: на работе, в офисе, в школе или институте, в магазине или общественном транспорте, и даже дома. Умение распознавать конфликтные ситуации и нейтрализовывать их является очень важным навыком для любого человека.
В последующих уроках представленного тренинга по конфликтологии мы, конечно же, подробно поговорим на тему причин возникновения конфликтов и анализа их стратегий, а также детально затронем вопросы конфликт-менеджмента, профилактики и предотвращения конфликтов.
Содержание:
- Что такое конфликт?
- Признаки конфликта
- Тест на поведение в конфликтах
- Виды конфликтов
- Что ещё нужно знать о конфликтах?
- Проверочный тест
Однако прежде чем приступать к этим более серьёзным темам, нам следует разобраться с тем, что вообще представляет собой конфликт, какие существуют разновидности конфликтов и чем они характеризуются.
Что такое конфликт?
Термин «конфликт» происходит от латинского слова «conflictus», означающего «столкнувшийся». Обычно, говоря о конфликте, говорят о наиболее остром способе разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают во время взаимодействия людей друг с другом.
Как процесс, конфликт заключается в противодействии друг другу участников этого социального взаимодействия, и сопровождается отрицательными эмоциями, которые нередко выходят за рамки общепринятых норм и стандартов. В психологической науке под конфликтом понимают отсутствие согласия между несколькими сторонами (это могут быть отдельные люди или группы людей). Наука, занимающаяся изучением конфликтов, называется конфликтологией.
Отношение к понятию «конфликт»
В подавляющем большинстве случаев считается, что конфликт является явлением исключительно негативным, вызывающим непонимание, обиды, враждебность или угрозы, другими словами, что-то такое, чего всеми силами стоит стараться избегать. Также представители более ранних школ менеджмента утверждали, что конфликт представляет собой признак плохого управления организацией и показатель её неэффективности.
У конфликта, как и у любого социального явления, существует не только своё определение, но и свои признаки. И этот вопрос является не менее важным и подлежит отдельному рассмотрению.
Признаки конфликта
Конфликт можно отличить по трем характерным признакам:
1 |
БИПОЛЯРНОСТЬ. Биполярность, также называемая оппозицией, является одновременно противостоянием и взаимосвязанностью, в которой содержится внутренний потенциал имеющегося противоречия. Однако сама по себе биполярность ещё не говорит о борьбе или столкновении. |
2 |
АКТИВНОСТЬ. Активность здесь понимается как противодействие и борьба. Для возникновения активности необходим импульс, который задаётся со стороны участника (субъекта) конфликта осознанием самой конфликтной ситуации. |
3 |
СУБЪЕКТЫ КОНФЛИКТА. Субъект конфликта является активной стороной, способной создавать конфликтные ситуации, а также оказывать влияние на процесс протекания конфликта, что, в свою очередь, зависит уже от его интересов. Традиционно, субъекты конфликта отличаются своеобразным типом мышления, называемого конфликтным. Противоречие может быть источником конфликтных ситуаций лишь для тех людей, которые обладают конфликтным мышлением. |
Далее мы рассмотрим классификацию конфликтов и поговорим о том, какие существуют их виды и формы. А пока предлагаем вам пройти тест на поведение в конфликтах.
Тест на поведение в конфликтах
Тест, который вам предстоит пройти, является нашей интерпретацией личностного опросника Томаса.
Для правильной интерпретации ответов следует соблюдать несколько правил во время прохождения теста:
- В каждом вопросе выберете то утверждение, которое в большей степени подходит для описания вашего поведения в конфликтных ситуациях.
- Отвечайте так честно, как возможно, только то, что верно для вас, не пытайтесь произвести впечатление на других.
- Данные теста будут записаны после того как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
- Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний.
Cтатистика На весь экран
Виды конфликтов
Есть несколько классификаций конфликтов, которые, на наш взгляд, заслуживают обязательного внимания.
1
Классификация конфликтов по воздействию на деятельность группы или организации
По воздействию на деятельность группы или организации конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивные (функциональные) конфликты – это конфликты, приводящие к принятию обоснованных решений и способствующие развитию отношений между субъектами конфликта. Как правило, выделяются следующие несколько функциональных последствий конфликтов:
- Конфликт разрешается путём, устраивающим все стороны конфликта; каждая сторона чувствует себя причастной к разрешению проблемы;
- Решение, принятое совместно, реализуется максимально быстро и легко;
- Стороны, участвующие в конфликте, овладевают навыком эффективного сотрудничества во время решения проблемных вопросов;
- Если конфликт возник между подчинёнными и руководителями, то практика разрешения конфликта позволяет разрушить «синдром покорности», когда у человека, занимающего более низкую должность, присутствует страх высказывать свою точку зрения, если она отличается от той, которую имеют люди с более высоким статусом;
- Взаимоотношения между людьми становятся лучше;
- Участники конфликта больше не рассматривают разногласия, как нечто негативное и приводящее к отрицательным последствиям.
ПРИМЕР: Прекрасный пример конструктивного конфликта – обычная рабочая ситуация: руководитель и подчинённый не могут прийти к соглашению относительно какого-либо вопроса, касаемо их совместной деятельности. После разговора и выражения каждым участником своего мнения, находится компромисс, и руководитель и подчинённый находят общий язык, а их отношения приобретают положительную окраску.
Деструктивные (дисфункциональные) конфликты – это конфликты, препятствующие принятию грамотных решений и эффективному взаимодействию между субъектами конфликта. Дисфункциональными последствиями конфликтов являются следующие:
- Конкурентные, сопернические отношения между людьми;
- Отсутствие стремления к положительным отношениям и сотрудничеству;
- Восприятие оппонента в качестве врага, его позиции – исключительно как неверной, а своей собственной – исключительно как верной;
- Стремление к сокращению и даже полному прекращению любого взаимодействия со стороной оппонента;
- Убеждение в том, что одержать «победу» в конфликте гораздо важнее, нежели найти общее решение;
- Плохое настроение, негативные эмоции, чувство неудовлетворённости.
ПРИМЕР: В качестве примеров неконструктивного конфликта можно назвать войну, любые проявления физического насилия, семейные ссоры и т.п.
2
Классификация конфликтов по содержанию
По содержанию конфликты могут быть реалистическими и нереалистическими.
Реалистические конфликты – это конфликты, которые вызывает неудовлетворение конкретных требований участников или же несправедливое, согласно мнению одной из сторон, распределение между участниками определённых преимуществ. Как правило, такие конфликты направлены на достижение конкретного результата.
ПРИМЕР: конфликты с властями бывших заложников Норд-Оста и родственников погибших по причине невыполнения государством определённых требований.
Нереалистические конфликты – это конфликты, целью которых является конкретное выражение отрицательных эмоций, враждебного настроя или обид, другими словами, конфликт здесь и является главной целью.
ПРИМЕР: убийство одним человеком другого по причине того, что первый считает, что тот, второй, виновен в его проблемах и неприятностях; террористические акты без изъявления конкретных требований.
3
Классификация конфликтов по характеру участников
По характеру участников конфликты разделяются на внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой и межгрупповые конфликты.
Внутриличностный конфликт – возникает в случае, когда нет гармонии между различными факторами психологического характера во внутреннем мире человека, например, его чувствами, ценностями, мотивами, потребностями и т.д. К примеру, внутриличностный конфликт, связанный с деятельностью человека, может выражаться в различных формах. Но в большинстве случаев это форма ролевого конфликта – когда разные роли человека требуют от него выполнения различных требований.
ПРИМЕР: Человеку, являющемуся примерным семьянином, необходимо по вечерам находиться дома, но занимаемый им пост руководителя обязывает его часто задерживаться на работе по вечерам. Внутриличностный конфликт здесь обусловлен рассогласованием личных потребностей и требованиями его деятельности.
Межличностный конфликт – является наиболее распространённым типом конфликта. В разных ситуациях он может появляться по-разному. Но причинами такого конфликта могут быть не только различия в поведении людей, их манерах, взглядах, мнениях или характерах, которые являются субъективными причинами, но также и объективные причины, причём, именно они лежат в основе межличностных конфликтов чаще всего.
ПРИМЕР: Одной из самых распространенных причин межличностных конфликтов является ограниченность каких-либо ресурсов, таких как рабочая сила, производственные площади, оборудование, денежные средства и всевозможные жизненно необходимые блага. Например, один человек считает, что больше всего ресурсы нужны именно ему, а не кому-то другому, в то время, как этот другой считает точно так же.
Конфликт между личностью и группой – представленный конфликт появляется в тех случаях, когда один из членов группы или организации нарушает установленные в ней нормы поведения или законы общения, принятые в неформальных группах.
ПРИМЕР: Конфликт между личностью и группой наглядно отображается на примере конфликта между подчинёнными и руководителем, который придерживается авторитарного стиля руководства; также подобные конфликты можно наблюдать в молодёжных тусовках, где один из членов тусовки вдруг повёл себя не по законам «стаи».
Межгрупповой конфликт – это конфликт, возникающий между формальными и/или неформальными группами, являющимися частью общества или организации. Интересно то, что в период межгруппового конфликта люди могут объединяться в различные сплочённые сообщества. Однако эта сплочённость зачастую исчезает сразу же после того, как достигнут требуемый результат.
ПРИМЕР: Межгрупповой конфликт может возникнуть между работниками какого-либо подразделения организации и её администрацией, например, по причине внезапного сокращения штата сотрудников; аналогичная ситуация нередко наблюдается между оппозиционными политическими партиями или духовными конфессиями.
4
Классификация конфликтов по специфике противоположных сторон и условий развития конфликта
По специфике противоположных сторон и условий развития конфликты могут быть внутренними, внешними и антагонистическими.
Внутренние конфликты – характеризуются взаимодействием двух или нескольких противоположных субъектов внутри какого-либо сообщества или группы людей.
ПРИМЕР: Прекрасным примером внутреннего конфликта может выступить внутриклассовая борьба, например борьба за лидерство.
Внешние конфликты – представляют собой взаимодействие противоположностей , которые относятся к разным объектам (группам, классам и т.д.).
ПРИМЕР: В качестве примера внешнего конфликта можно назвать противостояние человека и природных стихий или борьбу организма с внешней средой.
Антагонистические конфликты – одни из наиболее остро протекающих конфликтов, т.к. являются взаимодействием между социальными группами, непримиримо настроенными друг против друга. Уникально то, что само понятие «антагонизм» очень распространено в медицине и биологии – может встречаться антагонизм зубов, мышц, микробов, лекарств, ядов и т.п. Кроме того, в математической науке антагонизм рассматривается как противоположность интересов. В чистом же виде антагонизм представлен в социальных процессах.
ПРИМЕР: Ярким примером антагонистического конфликта является война, рыночная конкуренция, революция, спортивное состязание и т.п.
Помимо всего вышесказанного, правильное понимание и интерпретация конфликтов, а также их функций, особенностей, сущности и последствий невозможно без типологизации, т.е. без выделения базовых типов конфликтов на основе выявлений их сходств и различий и способов их идентификации с общностью главных отличий и признаков.
Чтобы стало возможным выбрать адекватный метод воздействия на конфликт и управления им (о чём вы узнаете из наших следующих уроков), необходимо типизировать конфликты по их основным признакам: способам решения, сферам проявления, направленности воздействия, степени выраженности, количеству участников и нарушенным потребностям.
Именно на основе типологизации определяются как виды, так и разновидности конфликтов. Вид конфликта как вариация конфликтного взаимодействия выделяется по определённым признакам.
1
Типы конфликтов по способу разрешения
По способу разрешения конфликты подразделяются на насильственные и ненасильственные.
Насильственные (антагонистичные) конфликты – являются такими способами разрешения противоречий, в которых происходит разрушение структур всех субъектов конфликта или же отказ всех субъектов, кроме одного, от участия в конфликте. В итоге и выигрывает тот субъект, который остался.
ПРИМЕР: Отличный пример насильственного конфликта – это выборы органов власти, жёсткая дискуссия, дебаты и т.п.
Ненасильственные (компромиссные конфликты) – это конфликты, допускающие несколько вариантов разрешения ситуации посредством обоюдного изменения целей субъектов конфликта, условий взаимодействия, сроков и т.п.
ПРИМЕР: В качестве примера компромиссного конфликта можно назвать следующую ситуацию: обязавшийся поставить сырьё для производства поставщик, не выполняет в назначенный срок свои обязательства. В этом случае производитель вправе потребовать от поставщика соблюдения оговоренного графика, однако сроки поставок могли измениться по каким-либо веским причинам. Взаимная заинтересованность обеих сторон позволяет им провести переговоры, изменить первоначальный график и найти компромиссное решение.
Следующая классификация, которую мы рассмотрим, определяется сферами проявления конфликтов. Сферы же, в свою очередь, могут быть очень разнообразны – это и политика, и убеждения людей, и социальные отношения, и экономика и многое другое. Поговорим о самых распространённых из них.
2
Типы конфликтов по сферам проявления
Политические конфликты – представляют собой столкновения на почве борьбы за власть и распределения властных полномочий.
ПРИМЕР: Примером политического конфликта может послужить противостояние двух и более политических партий.
Социальный конфликт – является противоречием в системе человеческих взаимоотношений. Эти противоречия отличаются усилением интересов противоположных субъектов, а также тенденций индивидов и социальных групп. К социальным конфликтам относятся как чисто социальные, так и социально-трудовые и трудовые конфликты.
ПРИМЕР: Примерами социальных конфликтов являются пикеты, забастовки, митинги, войны.
Экономические конфликты – к данной группе конфликтов относятся те конфликты, основой которых являются противоречия в сфере экономических интересов отдельных людей и социальных групп.
ПРИМЕР: Экономическим конфликтом можно назвать борьбу за распределение собственности, сферу экономического влияния, социальные льготы или ресурсы.
Организационные конфликты – их можно рассматривать в качестве следствия иерархических отношений и регламентирования человеческой деятельности, а также использования принципа распределения отношений людей.
ПРИМЕР: Ярким примером организационного конфликта является применение должностных инструкций, закрепление за сотрудником определённых обязанностей и прав, внедрение номинальных структур управления, наличие определённых положений по оценке и оплате труда работников, а также их премирования и т. п.
Далее следует рассмотреть типы конфликтов по направленности воздействия и по степени выраженности конфликтного противостояния.
3
Типы конфликтов по направленности воздействия
По направленности воздействия различают конфликты вертикальные и горизонтальные. Характерной их чертой является распределение объёма власти, находящейся на момент возникновения конфликтной ситуации в распоряжении субъектов конфликта.
Вертикальные конфликты – это такие конфликты, в которых объём имеющейся власти уменьшается по вертикальной оси сверху вниз, тем самым определяя различные стартовые условия для субъектов конфликта.
ПРИМЕР: Вертикальным конфликтом можно назвать конфликт начальника и подчинённого, преподавателя и студента, небольшого предприятия и высшей организации и т.п.
Горизонтальные конфликты – это конфликты, в процессе которых взаимодействуют субъекты, имеющие равноценную по объёму власть или иерархический уровень.
ПРИМЕР: Горизонтальным конфликтом может выступать конфликт руководителей, занимающих равноценные посты, сотрудников одного уровня, потребителей и поставщиков и т.п.
4
Типы конфликтов по выраженности конфликтного противостояния
По степени выраженности конфликтного противостояния конфликты могут быть скрытыми и открытыми.
Скрытые конфликты – конфликты, при которых нет внешних агрессивных действий между субъектами конфликта, однако имеют место быть непрямые, т.е. косвенные способы воздействия субъектами друг на друга. Скрытые конфликты возможны только тогда, когда один из субъектов конфликтного взаимодействия либо опасается другого, либо не имеет достаточного количества ресурсов для открытого противостояния.
ПРИМЕР: Примером скрытого конфликта может послужить официальная научная полемика между педагогами, за которой скрывается реальная суть конфликта – борьба за авторитетный социальный статус, например, за какую-то должность в университете.
Открытые конфликты – отличаются тем, что в них присутствует явное столкновение конфликтующих субъектов, т.е. споры, ссоры, склоки и т.п. Взаимодействие участников конфликта регулируется в этом случае соответствующими положению участников и ситуации нормами.
ПРИМЕР: Примером открытого конфликта можно смело назвать войну, когда две или более стороны открыто выражают свои требования и используют открытые методы для достижения своих целей; ссору людей, возникшую по какому-либо поводу и не имеющую скрытых мотивов и т.п.
Немаловажно различать конфликты и по признаку нарушенных потребностей.
5
Типы конфликтов в зависимости от нарушенных потребностей
В зависимости от нарушенных потребностей различают конфликты интересов и когнитивные конфликты.
Конфликты интересов – представляют собой противоборство, основывающееся на столкновении интересов субъектов конфликта, которыми могут выступать отдельные люди, группы людей, организации и т. п.
ПРИМЕР: Примеры конфликтов интересов можно найти даже в повседневной жизни – два ребёнка не могут поделить между собой понравившуюся им игрушку; муж и жена, имея один телевизор на двоих, хотят смотреть в одно и то же время разные телепередачи и т.п.
Когнитивные конфликты – это конфликты знаний, точек зрения, взглядов. Как правило, целью каждого субъекта когнитивного конфликта является убеждение противоположной стороны в том, что именно его позиция, мнение или точка зрения является правильной.
ПРИМЕР: Примеры когнитивного конфликта также можно встретить довольно часто – это обсуждения различных проблем, диспуты, дискуссии, споры, в процессе которых участниками высказываются различные точки зрения и приводятся всевозможные аргументы в доказательство своей правоты.
Подытоживая разговор о видах и типах конфликтов, следует заметить, что распределение конфликтов по видам на самом деле является весьма условным по причине того, что чётко обозначаемой границы между ними не существует, и на практике, т. е. в реальной жизни могут возникать различные комплексные виды конфликтов, одни конфликты могут трансформироваться в другие и т.д.
Что ещё нужно знать о конфликтах?
История человечества, его морали, культуры, интеллекта представляет собой непрекращающуюся борьбу идей, стремлений, конкуренцию сил и интересов, соперничество. На протяжении всей своей жизни каждый человек систематически сталкивается с конфликтами всевозможных видов. Когда человек хочет чего-либо достичь, цель может оказаться труднодостижимой. Когда он переживает неудачу, он может обвинить окружающих его людей в том, что именно из-за них он не смог заполучить желаемое. Окружающие же, в свою очередь, не важно, родственники это, одноклассники, друзья или коллеги по работе, могут считать, что он сам виноват в своих проблемах и неудачах. Форма может быть совершенно разной, однако практически всегда она способна привести к непониманию, которое может перерасти в недовольство и даже противоборство, тем самым создавая напряжение и обуславливая конфликтную ситуацию.
В любом человеке присутствуют жизненные противоречия. Людям свойственно быть чем-либо неудовлетворёнными, воспринимать что-то «в штыки», не со всем соглашаться. И всё это естественно, ведь такова натура человека.
Вполне резонно сделать вывод, что конфликты неизбежны. Но, в действительности, всё обстоит несколько иначе. И далеко не все конфликтные ситуации, время от времени возникающие между людьми, завершаются конфликтом.
Не следует относиться к конфликту как к чему-то опасному и негативному, если он является стимулом для развития личности, подталкивает человека к работе над собой, закаляет морально и психологически, способствует сплочению с другими людьми. Но стоит стараться избегать тех конфликтов, которые обладают деструктивным потенциалом, разрушают отношения, создают состояние психологического дискомфорта, усиливают замкнутость человека. Именно поэму очень важно уметь распознавать любые предпосылки конфликтов и уметь предупреждать возникновение нежелательных конфликтных ситуаций.
Быть способным распознавать и предупреждать конфликты – это значит, владеть культурой общения, уметь владеть собой, проявлять уважение к личности других людей, применять различные методы воздействия на них. Ничто не может в такой сильной мере поспособствовать устранению различного рода недоразумений, как грамотное, цивилизованное общение, которое включает в себя знание элементарных навыков этикета и умение владеть ими, а также способность устанавливать и поддерживать эффективный контакт, вырабатывать свой собственный стиль общения и взаимодействия с окружающими людьми.
Если вы попали в сложную, противоречивую ситуацию, важнее всего контролировать своё поведение и вести себя социально грамотно. Если конфликтная ситуация основана на переживаниях и эмоциях, то неприятные ощущения от неё могут оставаться ещё очень и очень долго. По этой причине нужно учиться управлять своими эмоциональными состояниями, контролировать своё поведение и реакции. Всегда следует быть настроенным на устойчивость и уравновешенность своей нервной системы.
УПРАЖНЕНИЕ: В качестве одного из наиболее эффективных методов работы со своей психикой можно привести самонастрой на состояние спокойствия. Осуществить его совсем несложно: сядьте в удобное кресло, расслабьтесь, закройте глаза и некоторое время постарайтесь ни о чём не думать. Затем отчётливо и не спеша произнесите про себя несколько фраз, настраивающих вас на самообладание, выдержку, состояние спокойствия. Стремитесь к тому, чтобы почувствовать, как вами овладевает уравновешенность, вы становитесь более жизнерадостным, ощущаете прилив сил и хорошее настроение; вы прекрасно себя чувствуете физически, морально и психологически. Регулярное выполнение этого упражнения позволит вам стать более устойчивым к эмоциональным нагрузкам любой интенсивности.
Напомним, что представленный урок является скорее теоретическим, нежели практическим, т.к. нашей задачей было познакомить вас с тем, что такое конфликт вообще и представить классификацию конфликтов. Из следующих уроков нашего тренинга по конфликтологии вы сможете почерпнуть не только массу теоретической информации, но и узнать множество практических советов, которые сможете немедля применить на практике.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Cтатистика На весь экран
Теперь пора поговорить о причинах и развитии конфликтов.
← Конфликтология2 Причины и развитие →
Конфликт и пути его решения
Американский психолог Кеннет Томас выделил пять основных подходов к разрешению конфликтной ситуации: соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление. Рассмотрим каждый более детально.
Соперничество. Главная цель – навязать свою точку зрения, выгодное для себя решение противной стороне. Применимо в том случае, если ваше решение является конструктивным и несет в себе пользу для коллектива, организации. Либо тогда, когда времени, чтобы договариваться, просто нет.
Компромисс. Обе стороны идут на уступки друг другу, частично отказываясь от своих условий и претензий. Подходит к ситуации, когда противники находятся в равных условиях, когда допустимо принятие временного решения или есть опасность потерять все.
Приспособление. Отказ от своих требований в вынужденной или добровольной форме. Часто это происходит из-за того, что одна из сторон осознает свою неправоту, хочет сохранить хорошие отношения с оппонентом или попросту из-за пустяковости спора. Принудить принять такое решение может осознание неизбежности поражения или вмешательство третьей стороны.
Уход. Избегание конфликта, попытка выйти из него при минимальных потерях. Правда в итоге противостояние никак не разрешается. В лучшем случае — оно просто угаснет. В худшем – претензии будут накапливаться в скрытом режиме и затем выплеснуться в еще более сильный конфликт.
Сотрудничество. Наиболее эффективный метод разрешения конфликтной ситуации. Заключается в конструктивном разборе проблемы, отношении ко второй стороне не как к сопернику, а как к коллеге. Совместный поиск лучшего решения.
Согласно статистике, примерно 30% конфликтов между руководителем и подчиненным заканчиваются компромиссом. 15% — приспособлением (в основном со стороны подчиненного) и лишь 1-2% — сотрудничеством. В связи с тем, что чаще прав именно руководитель, эффективно работает стратегия соперничества. В таком случае работник понимает свои ошибки и старается их исправить. Узнать еще больше об управлении персоналом вы сможете из нашей статьи «Что составляет основу управления персоналом».
При выборе стратегии разрешения конфликта, стоит руководствоваться следующими принципами:
- Отделение личного отношения к человеку от проблемы. Для этого просто представьте себя на месте оппонента в сложившейся ситуации. На дайте субъективным впечатлениям повлиять на решение;
- Приоритетным должен быть интерес, а не позиция. Почаще задавайте вопросы «Почему?», «Почему нет?». Выслушайте толкование интересов второй стороны, аргументируйте свои;
- Поиск взаимовыгодных вариантов. Необходимо учитывать не только свои претензии, а и претензии оппонента, стараясь найти удобное решение;
- Максимально объективная оценка ситуации. Выслушайте доводы второй стороны, но не поддавайтесь давлению и эмоциям. Оценивая ситуацию используйте объективные, справедливые критерии.
Как их использовать (с примерами)
«Ничто не движется вперед в истории, кроме как через конфликт».
Это то, что Роберт Макки, автор книги «История : содержание, структура, стиль и принципы написания сценариев» , называет законом конфликта, и повествование управляется им.
Более тонкие детали, такие как место действия, характер и сюжетные события, дают читателю контекст и понимание, но конфликт , по словам Макки, является «душой» истории. Это требуется для любого вида рассказа, любого жанра — романа, рассказа, научной фантастики, мелодрамы, мистики, истории, романов для подростков и т. д.
В своей книге « Написание художественной литературы » Джанет Берроуэй говорит, что в литературе «интересны только проблемы ». Немного иронично, что в реальной жизни мы сопротивляемся неприятностям; мы избегаем конфликтов. И все же читатели жаждут этого в художественной литературе.
Авторы-новички часто расстраиваются, когда их персонажи вступают в конфликт. Точно так же, как они хотят избежать конфликтов в своей жизни, они не хотят помещать своих персонажей в неудобные, конфликтные ситуации. Они сосредоточатся на красноречивом описании обстановки или сложном развитии персонажа, но затем не дадут главному герою разрешения конфликта. Не делайте этой ошибки.
Почему конфликт является ключевым
Проще говоря, конфликт делает вашу историю интересной. Конфликт – это противостояние – внутреннее или внешнее (об этом ниже). Конфликт — это то, что возникает из-за проблем, которые ваш главный герой должен решить или решить на пути к достижению своей цели. Он предлагает дразнящий пряник неуверенности в том, достигнет ли ваш главный герой этой цели, удерживая ваших читателей и переворачивая страницы, чтобы узнать, разрешен (или нет) конфликт.
А это то, чего хочет каждый автор, верно? Пронести читателя до самого КОНЦА?
Без конфликта ваш главный герой просто переживает серию неинтересных жизненных моментов. Без конфликта нет истории.
7 типов конфликтов в художественной литературе
Существует два основных вида конфликта: внешний и внутренний, которые с течением времени были далее классифицированы и систематизированы различными способами. Вот семь различных типов для рассмотрения.
Внешние конфликты
Внешний конфликт противопоставляет персонажа какой-то внешней силе или мировоззрению и происходит вне тела персонажа. Пять из семи типов конфликтов относятся к внешнему типу.
1. Человек против человека
Также называется человек против человека и главный герой против антагониста , это наиболее распространенный тип внешнего конфликта. Она понятна и общепонятна как история добра и зла, в которой главному герою противостоит недвусмысленный претендент.
В центре истории этого типа два персонажа с противоположными взглядами, мнениями или целями. История станет богаче, когда оба персонажа будут считать себя правыми или когда между их различиями не будет ясного правильного или неправильного.
- В Голодные игры Китнисс Эвердин должна выжить против других участников – она против них
- В Волшебник страны Оз Дороти противостоит Злой Ведьме
- Загадки убийства со следователем против убийцы также являются историями человека против человека
2.
Человек против природыЭтот тип конфликта противостоит персонажу какой-либо силе природы, например, животному или погоде.
- Классический пример — « Старик и море» Эрнеста Хемингуэя
- В Жизнь Пи главный герой должен встретиться с тигром, пойманным в ловушку вместе с ним в лодке
- Засуха — грозная оппозиция в 9-м романе Джона Стейнбека.0007 Гроздья гнева , как и сеттинг в фильме Кормака Маккарти «Дорога» (подробнее об использовании сеттинга читайте здесь)
3. Человек против общества
Когда в романе персонаж противостоит традиции, институту, закону или какой-либо другой социальной конструкции, это история «Человек против общества».
- Аттикус Финч выступил против своего расистского сообщества в фильме Харпер Ли «, чтобы убить пересмешника»
- Уилбур борется за свое выживание против общества, которое ест свиней в Паутина Шарлотты
- В « Рассказе служанки» Маргарет Этвуд общество обращается с женщинами как с собственностью государства; Этвуд делает историю еще более интересной, добавляя экологические катастрофы (Человек против природы), чтобы усилить конфликт .
4. Человек против технологии
Когда наука выходит из-под контроля человека, возникают конфликты между Человеком и Технологией. Истории в этом типе конфликта включают:
- 2001: Космическая одиссея
- Мэри Шелли Франкенштейн
- I, Робот
- Аполлон 13
Гуру грамматики, редактор стиля и наставник в одном пакете.
Попробуйте бесплатно!5. Человек против сверхъестественного
Вампиры, оборотни, инопланетяне и призраки — любые обычно невероятные, сверхъестественные или необъяснимые явления — обеспечивают конфликты «Человек против сверхъестественного». Примеры таких историй:
- Сияние Стивена Кинга
- Призраки дома на холме , Ширли Джексон
- Война миров , Герберт Уэллс
- Экзорцист
- Серия Джеффа Вандермеера Southern Reach
- Почти все, Эдгар Аллан По
Внутренние конфликты
Два оставшихся типа конфликтов являются внутренними — те, которые происходят внутри разума или сердца персонажа. Когда у вашего главного героя возникают внутренние потрясения, вызывающие эмоциональную боль, это увеличивает напряжение истории.
6. Человек против себя
Персонаж, борющийся с внутренними демонами, тот, у кого есть внутренний моральный конфликт (например, Гамлет ), или просто стремящийся стать лучше, находится в конфликте Личность против Я.
- Китнисс Эвердин в Голодные игры (снова!) должна примирить свою потребность выжить на боевой арене с желанием не убивать другого человека
- Рассказ Дэниела Скотта Киза Цветы для Элджернона 9В 0008 главный герой борется с потерей интеллекта из-за врожденной умственной отсталости, при этом основное внимание уделяется чувствам персонажа по поводу его обстоятельств: конфликт между его интеллектом и эмоциями занимает центральное место
7. Человек против Судьбы (Судьба/Удача/Бог)
Это неоднозначный тип конфликта. Иногда его аспекты разделяются и анализируются среди других категорий. Например, поскольку принятие судьбы можно рассматривать как внутреннюю личную борьбу, некоторые вместо этого определяют ее как Личность против Я. Или кто-то мог бы переформулировать Личность против Бога как противопоставление личности религии и, следовательно, поместить его во внешний тип конфликта Личность против общества. Категории на самом деле не имеют значения, если вы понимаете концепцию.
Примеры конфликтов этого типа включают Звездные войны , Одиссея и Властелин колец .
- Хотя «Звездные войны » содержит множество внешних конфликтов, основная часть сюжетной линии — судьба Люка стать мастером-джедаем
- В Одиссея Одиссей сталкивается со всевозможными мистическими существами
- Судьба сделала Фродо хранителем колец в Властелин колец
Как создать конфликт в романе
Когда у персонажа есть желание или цель, и он сталкивается с препятствием, результатом становится конфликт. С препятствием должен столкнуться персонаж, который волнует читателей. Кроме того, препятствие должно противостоять желанию или цели, значимой для этого персонажа. Результат? Конфликт.
Конфликт может различаться по степени или интенсивности, но каждый конфликт должен иметь несколько ключевых характеристик.
- Конфликт должен быть четким, конкретным и актуальным для персонажа; это не должно быть абстрактной или тривиальной проблемой ни для персонажа, ни для читателя
- Он должен существовать в царстве персонажа, а не отдельно или далеко от его мира
- Конфликт не должен разрешаться слишком легко
- Наконец, конфликт должен случиться с персонажем (персонажами), которые читателю небезразличны (не обязательно «любят», но к которым испытывают некоторое сострадание)
Таким образом, конфликт возникает, когда достойный сострадания персонаж, который сильно чего-то хочет, сталкивается со значительным препятствием. Добавьте соответствующие действия, и у вас будет история.
Многоуровневый конфликт делает захватывающую фантастику
В каждом романе должен быть крупный конфликт. Более сложные истории имеют несколько конфликтов, как отмечалось выше для Этвуда «Рассказ служанки» , в котором есть конфликты между Человеком и обществом и Человеком и природой. Кроме того, историю, содержащую внешний конфликт, можно сделать более сложной, многослойной и интересной, включив в нее персонажей, у которых также есть внутренний конфликт (см. «Голодные игры» в приведенных выше примерах).
Джеймс Скотт Белл, в Искусство войны для писателей , проводит различие между внутренним конфликтом и внутренней борьбой:
внутренний конфликт сюжетоцентричен; это внутреннее препятствие, вызванное или как-то напрямую связанное с историей — сюжетом. В то время как внутренняя борьба — это то, что играет против сильных сторон персонажа; это что-то, что персонаж переносит с на сюжет, обычно из своего прошлого, либо давнего, либо недавнего прошлого (но до первой страницы). Сюжет поставит главную героиню в ситуации, когда ей придется иметь дело с этой внутренней борьбой, и она будет нести эту борьбу с собой на протяжении всей истории. Если персонаж находится в сериале, он будет проходить на протяжении всей книжной серии.
Для иллюстрации предположим, что вы хотите, чтобы главная героиня была напористой . Два качества, которые могут бороться с напористостью, — это застенчивость и нерешительность . Затем подумайте, что в прошлом главной героини может быть причиной ее борьбы между напористостью и застенчивостью или нерешительностью . Может быть, кто-то важный в ее жизни сказал ей, что она никогда ничего не добьется. Может быть, у нее было трудное, бедное детство, из которого она отчаянно хотела вырваться, но в детстве она видела, как слишком много взрослых вокруг нее терпели неудачу в каждой попытке сделать это самостоятельно. Вы поняли идею?
Лауреат Пулитцеровской премии писатель Роберт Олен Батлер говорит, что внутренний конфликт является определяющим признаком литературного произведения. Книга может также обладать характеристиками определенного жанра, но внутренний конфликт может придать роману ощущение того, что он литературный.
Независимо от того, стремитесь ли вы к литературному произведению или нет, если вы используете два или более из семи типов конфликта, указанных выше, убедившись, что хотя бы один из них является внутренним, ваше письмо будет убедительным.
Как вы относитесь к использованию конфликта в своем письме? Дайте нам знать об этом в комментариях!
Вы умеете создавать запоминающихся и привлекательных персонажей? Загрузите эту бесплатную книгу сейчас:
Создание легенд: как создавать персонажей, которых читатели обожают… или презирают!
Это руководство предназначено для всех писателей, которые хотят создать неотразимых, привлекательных, узнаваемых персонажей, которых читатели будут обожать… или презирать.
Научитесь придумывать персонажей на основе действий, мотивов и их прошлого.
7 Типы конфликтов в литературе (и как их применять)
В литературе конфликт — это любая борьба, которую персонажи должны преодолеть, чтобы достичь своей цели. Это может быть препятствие или антагонист «реального мира» (внешний конфликт) или какая-то внутренняя суматоха, с которой наши герои должны столкнуться, прежде чем получить то, что они хотят или в чем нуждаются (внутренний конфликт).
Как мы упоминали в предыдущем разделе, все хорошие истории основаны на конфликте. Поняв, что стоит между персонажами и их целями, мы можем начать понимать, о чем их истории. Семь наиболее распространенных типов конфликтов в литературе:
- 1. Персонаж против персонажа(ей)
- 2. Характер против общества
- 3. Характер против природы
- 4. Характер против технологии
- 5. Персонаж против сверхъестественного
- 6. Персонаж против Судьбы
- 7. Персонаж против себя
В этом посте мы проанализируем эти типы конфликтов и приведем примеры из мира популярной фантастики.
Прежде чем мы перейдем к более абстрактным типам, давайте сначала посмотрим, что думает большинство читателей, когда они представляют себе «конфликт».
1. Персонаж против персонажа(ей)
Надоедливые люди: они создают проблемы, куда бы они ни пошли! В этом суть такого типа внешнего конфликта, который вы найдете во многих, если не в большинстве историй. «Персонаж против персонажа» может означать как черно-белую борьбу (полицейские против грабителя, герой против злодея и т. д.), так и более тонкие виды личных столкновений: например, романтические запутывания и семейные споры.
Конфликт персонажа с персонажем обычно изображается как традиционная установка «главный герой против антагониста», где эти два центральных персонажа обычно имеют диаметрально противоположные цели. Например, главный герой может быть грабителем кошек, который хочет украсть бесценную картину, а антагонист — коррумпированный владелец галереи — хочет только остановить их.
Примеры конфликта между персонажами
Отверженные: Бывший заключенный Жан Вальжан начинает новую жизнь с новой личностью, стремясь создать более справедливое общество для низших классов. Его обнаруживает и преследует инспектор Жавер, чья фанатичная преданность закону ослепила его от фактической несправедливости, совершаемой системой.
Больше похоже на характер, а не на мелодию, amirite? (изображение: Universal Pictures)Великий Гэтсби: Сделавший себя миллионером Джей Гэтсби не хочет ничего, кроме как победить свою любовь детства, Дейзи Бьюкенен. На пути к цели Гэтсби стоит муж Дейзи, Том Бьюкенен, старый денежный хам с подлой полосой длиной в милю.
Не знаете, как сплести двух замечательных персонажей в сильное повествование? Ознакомьтесь с нашим бесплатным курсом по написанию романов.
БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Как написать роман
Автор бестселлеров Бен Гэлли проведет вас от первой страницы до финишной черты.
2. Персонаж против общества
Этот тип внешней борьбы, особенно распространенный в наши дни в художественной литературе, противопоставляет личность коллективу. В этом случае «коллектив» может принимать форму чего-то вроде:
- репрессивное правительство,
- взрослых (с точки зрения подростка), или
- системная коррупция.
В этом типе конфликта общество будет оказывать давление на наш характер, чтобы он изменился и пришел в порядок. С другой стороны, наш главный герой будет сопротивляться этим изменениям и, в крайних случаях, попытается подчинить общество своему видению . Как и в истории о Давиде и Голиафе, нашему герою предстоит тяжелая битва, но читатель питает надежду, что «маленький парень» сможет преодолеть, казалось бы, невыполнимое испытание.
Примеры конфликта характера и общества
The Hate U Give: Когда полицейский застрелил ее подругу, афроамериканский подросток Старр ищет справедливости, но сталкивается с системой структурного расизма, которая простирается от полиции и СМИ до нее самой. частная школа и внутренний расизм.
«Я боролся с законом, и закон победил.» (изображение: Fox)Дьявол носит Prada : Идеалистичная выпускница университета Андреа «Энди» Сакс переезжает в Нью-Йорк и вскоре получает очень желанную должность младшего помощника Миранды Пристли, деспотичного редактора модного журнала. журнал. Как рыба в воде, Энди попадает в мир, прямо противоречащий ее принципам, но вынуждена подчиняться беспощадному миру модной журналистики, чтобы ускорить свою карьеру.
3. Характер против природы
Как вы оцениваете свои шансы в борьбе с Матерью-Землей? В этом типе конфликта именно с этим сталкиваются наши главные герои. Будь то дикая природа ( Челюсти ), стихийные бедствия ( Послезавтра ), погода ( Идеальный шторм ) или постапокалиптический пейзаж ( Дорога ), антагонисты в этом типе конфликта нельзя аргументировать.
Истории, в которых присутствует конфликт «персонаж против природы», обычно сосредоточены на выживании персонажа. В отсутствие человеческого антагониста наши герои часто обнаруживают, что конфликт «персонаж против себя» (которого мы коснемся позже) лежит в основе их повествовательной дуги.
Примеры конфликта характера и природы
Марсианин: Оказавшись на Красной планете, астронавт Марк Уотни должен преодолеть неумолимые условия и выжить достаточно долго, чтобы его спасли. Используя свою находчивость, он должен преодолеть препятствия, которые создает Марс, выращивая пищу, и найти способ общаться с Землей.
Человек против Марса (изображение: Фокс)Моби Дик: Ахав, капитан корабля Pequod, , отправляется в путешествие на поиски белого кита, который ранее отнял у него ногу. Экипаж сталкивается со многими естественными проблемами в этом злополучном путешествии, в том числе со штормами, суровыми водами и титулованным китом Моби Диком.
Конфликты против больших сил лучше всего описываются показом, а не рассказом. Пройдите наш курс ниже, чтобы освоить это фундаментальное правило письма.
БЕСПЛАТНЫЙ КУРС
Покажи, не говори
Овладейте золотым правилом письма за 10 пятиминутных уроков.
4. Характер против технологии
С самого начала индустриальной эпохи у человечества были бурные отношения с технологиями. Некоторые видят в научном прогрессе вызов Богу и природе, в то время как другие используют его, чтобы поставить под сомнение пределы нашей морали, терпения и жадности. В то время как идея «персонаж против технологии» может вызвать образ апокалипсиса роботов, подобного терминатору, этот тип конфликта также может быть таким же скромным, как кто-то, пытающийся научить свою бабушку Милли, как использовать смайлики!
Примеры персонажей и технологий
Франкенштейн : Ученый оживляет существо, сделанное из запасных человеческих частей. Этот «монстр» быстро становится разумным и превосходит самые смелые ожидания своего создателя, что приводит к гибели доктора Франкенштейна в тундре. В подзаголовке своей книги «Современный Прометей» Мэри Шелли сравнила своего героя с мифическим греческим персонажем, похитившим огонь у Зевса, подчеркнув идею о том, что люди осмеливаются играть в Бога.
«Оно живо!» (Изображение: Universal Pictures)Мечтают ли андроиды об электрических овцах?: В далеком будущем 1999 года охотнику за головами Рику Декарду дается задание уволить (читай: убить) группу андроидов, недавно сбежавших с Марса. колония. Единственная проблема? Эти синтетические существа практически неотличимы от настоящих людей. Когда Декард влюбляется в одного из этих андроидов, он начинает сомневаться в самой природе человечества.
5. Персонаж против сверхъестественного
Когда ваш герой сталкивается с чем-то, что не может быть объяснено ни логикой, ни наукой, вероятно, он вступает в конфликт со сверхъестественными силами! В то время как некоторые писатели используют этот тип конфликта, чтобы рассказывать душераздирающие истории, сверхъестественные истории могут также исследовать человеческие страхи и необъяснимые повседневные события.
На практике в конфликтах между персонажами и сверхъестественными силами главный герой часто сталкивается лицом к лицу с силами судьбы, религии, призраков, богов, демонов или инопланетян.
Примеры персонажей против сверхъестественных
Охотники за привидениями: Три опальных ученых (и парень, которого они нашли на Craigslist) открыли магазин в качестве сверхъестественных борцов с вредителями, избавляя Нью-Йорк от голодных призраков и призрачных библиотекарей. Но когда прибывает шумерский бог, стремящийся поработить мир, наши четыре героя должны ответить на извечный вопрос: приносит ли им удовольствие от разорения?
Вас беспокоят странные звуки посреди ночи? (изображение: Колумбия)Странная история доктора Джекила и мистера Хайда: Врач из викторианского Лондона создает сыворотку, благодаря которой он становится своим злым альтер-эго, Эдвардом Хайдом. Вдохновленный реальным случаем дьякона Броуди, честного гражданина Эдинбурга днем и грабителя ночью, автор Роберт Луи Стивенсон использует эту сверхъестественную историю, чтобы изобразить борьбу одного человека со своими внутренними демонами.
Борьба со сверхъестественным может потребовать подробного построения мира, о котором вы можете узнать в нашем окончательном руководстве ниже.
БЕСПЛАТНЫЙ РЕСУРС
Окончательный шаблон построения мира
130 вопросов, которые помогут читателям создать мир, в который хочется возвращаться снова и снова.
6. Персонаж против Судьбы
Подобно конфликту между персонажем и сверхъестественным, этот конфликт заслуживает отдельного описания — хотя бы из-за его исторической значимости. «Характер против судьбы» может включать в себя отношения с Богом или богами и их пророчествами, где наши главные герои отчаянно пытаются отстаивать свою свободную волю. Это обычный образ в греческих трагедиях, где персонажи ничего не могут делать, кроме как терпеть выпавшие на их долю судьбы.
Примеры характера и сверхъестественного
Макбет: В «Шотландской пьесе» Шекспира тан Гламиса получает пророчество от трех ведьм, которое предсказывает его восхождение на трон Шотландии. Однако ведьмы также сообщают, что его приятель Банко станет отцом линии королей, что очень беспокоит Макбета. В борьбе с этой судьбой Макбет идет на крайние меры, которые его губят.
Тоширо Мифунэ в Throne of Blood , самурайская экранизация «Макбета» (изображение: Toho Studios)Царь Эдип: Мальчик встречает оракула. Оракул говорит мальчику, что он женится на своей матери и убьет своего отца. Пытаясь бросить вызов пророчеству, мальчик убивает незнакомца (который оказывается его биологическим отцом) и женится на женщине (которая оказывается его биологической матерью). Мальчик вырывает глаза в порыве разочарования. Это сказка стара как мир.
Если эти истории нас чему-то и учат, так это тому, что трагедии почти всегда происходят сами по себе!
До сих пор в подобных конфликтах наши герои сталкивались с внешними силами. Для нашей последней записи в этом списке давайте рассмотрим, пожалуй, самый важный конфликт из всех.
7.
Персонаж против себяПисатель Максвелл Андерсон однажды сказал, что «история должна быть конфликтом, а именно конфликтом между силами добра и зла внутри одного человека». Хотя это может быть чрезмерным упрощением, каждая интересная история действительно в какой-то момент связана с внутренней дилеммой персонажа. Это потому, что, как отмечает Джеймс Н. Фрей в Как написать чертовски хороший роман , читатель испытывает наибольшее сочувствие к персонажу, когда этот персонаж находится в центре интенсивной внутренней борьбы.
Внутренние раздоры происходят из споров внутри персонажа. Оно может исходить из любой комбинации ожиданий, желаний, обязанностей и страхов персонажа. Чтобы получить то, что они хотят, они должны сделать выбор, который угрожает изменить саму структуру их личности.
Примеры персонажа против себя
Голодные игры : Добросердечная девочка-подросток Китнисс Эвердин выбрана участницей смертоносного реалити-шоу, организованного тоталитарным правительством. По правилам игры в итоге может быть только одно — чтобы выжить, похоже, Китнисс должна преодолеть свое нежелание убивать. Будет ли она придерживаться своих принципов, даже если это в конечном итоге приведет к ее смерти?
Огонь, который горит внутри… (изображение: Lionsgate)Большое ожидание : Пип, мальчик бедного кузнеца, вырывается из безвестности таинственным благодетелем и позволяет ему стать лондонским джентльменом. Видя в этом свой единственный шанс «сделать себя лучше» и завоевать сердце своей детской любви, Пип разрывается между получением всего, чего он когда-либо хотел, и защитой своих идеалов. Посвятит ли он себя тому, чтобы стать бессердечным членом верхушки среднего слоя, или останется верным своей семье и подлинному себе?
Теперь, когда вы увидели множество граней конфликта в рассказе, остается только один вопрос: как писатель использует это знание для пользы своего собственного письма? В последнем разделе этого руководства мы ответим именно на этот вопрос, показав вам, как определить и подчеркнуть конфликт в истории.