Какие воспоминания могут быть: Определения слов, поиск определений слов

Детские воспоминания: чему они могут научить?

  • Воспоминания детства позволяют вновь вернуть себе то, что стирается с годами: непосредственность, фантазию, легкость.
  • Некоторым из нас необходимо мужество, чтобы вновь прикоснуться к вытесненным в бессознательное детским проблемам и обидам.
  • Исцелить давние раны, понять себя и принять означает придать силу и смысл своей взрослой жизни.

Каждый из нас время от времени ощущает потребность вернуться в свое детство. Прикасаясь к нему, мы заново открываем для себя забытые ощущения: легкость и безмятежность в отношении к жизни, искренность и непосредственность в поступках, чистую радость или неподдельную печаль в охватывающих нас чувствах. Взглянув на мир глазами того ребенка, которым были когда-то, мы словно пробуждаемся от долгого сна.

Ассоциации пробуждают воспоминания

Детство возвращается к нам на уровне ощущений: вкуса, осязания, обоняния. Кусочек бисквитного пирожного позволил герою романа Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» вновь почувствовать безмятежное счастье, забытое давным-давно.

«Вкус пирожного «мадлен» — это классический пример того, как незначительная деталь, мимолетное ощущение запускают цепочку самых ранних детских воспоминаний, — рассказывает психотерапевт Маргарита Жамкочьян. — И у каждого из нас есть свои воспоминания, способные снова превратить нас в детей». Для 29-летней Инны это запах крепкого табака: «Мой дедушка с утра до вечера смолил «Беломор», был им просто пропитан. Я до сих пор, чувствуя этот запах, вспоминаю лето, дом дедушки и бабушки, как мы брызгались из шланга на солнце, как пекли в золе картошку».

Вновь ощутив себя ребенком, мы переживаем счастье, которое, кажется, нам уже не принадлежит

40-летняя Анна улыбается: «Каждый раз когда я откусываю кусочек овечьего сыра, словно оказываюсь на ВДНХ, в павильоне «Овцеводство». Я так любила ходить туда с мамой! Когда она, измученная запахом, пыталась увести меня, я начинала горько плакать».

А 36-летний Дмитрий чувствует себя ребенком, когда слышит некогда популярный мотив Юрия Антонова «Море, море…». «В одно мгновение я возвращаюсь в то лето, когда нас с братом первый раз привезли на пляж: там из динамиков целыми днями звучала эта песня. Море было холодное, родители не разрешали детям купаться подолгу, но наша мама говорила, что мы закаленные и нам можно. Мы с братом проводили в воде по несколько часов и были, наверное, самыми счастливыми детьми на всем курорте».

Вновь ощутив себя ребенком, мы переживаем моменты счастья, которые, кажется, нам уже не принадлежат, но они дарят нам особое чувство, которое хочется сохранить навсегда.

Пирожное «мадлен» в романе Пруста

«Удрученный мрачным сегодняшним днем и ожиданием безотрадного завтрашнего, я машинально поднес ко рту ложечку чаю с кусочком бисквита. Но как только чай с размоченными в нем крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул: во мне произошло что-то необыкновенное… Я наполнился каким-то драгоценным веществом; вернее, это вещество было не во мне — я сам был этим веществом. Я перестал чувствовать себя человеком посредственным, незаметным, смертным».

Марсель — герой романа «В поисках утраченного времени. По направлению к Свану» Марселя Пруста — пытается понять природу этого удивительного чувства и наконец вспоминает: такими кусочками пирожного «мадлен» угощала его по утрам тетя, когда в детстве он проводил лето в ее маленьком городке. Воспоминание, которое тщетно пытался воскресить разум, ожило благодаря крошкам бисквита; то, перед чем сдались мысли, сделали ощущения.

Пруст пишет: «Но когда от далекого прошлого ничего уже не осталось, когда живые существа умерли, а вещи разрушились, только запах и вкус, более хрупкие, но зато более живучие… напоминают о себе, надеются, ждут, и они, эти еле ощутимые крохотки, среди развалин несут на себе, не сгибаясь, огромное здание воспоминанья».

Воспоминания из прошлого — ключ к настоящему

Каждое детское воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось другому человеку, для нас удивительно важно. Почему же так велика притягательная сила именно этих кратких мгновений, неизвестно почему сохранившихся в нашей памяти?

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что детские воспоминания позволяют понять поведение взрослого. Он называл ребенка отцом взрослого человека. Его ученик, крупнейший австрийский психоаналитик Альфред Адлер, использовал анализ ранних воспоминаний для того, чтобы воссоздать индивидуальную историю жизни своих пациентов.

«Не бывает случайных воспоминаний, — писал Адлер в «What Life Should Mean To You», — из бесчисленного множества впечатлений, которые выпадают на долю человека, он выбирает для запоминания только те, которые хотя и смутно, но ощущаются им как связанные с его нынешним положением».

Мы обращаемся к детству, потому что именно в нем скрыты колоссальные ресурсы

«Адлер считал, что, когда меняется стиль нашей жизни, меняются и воспоминания: к нам приходят другие сюжеты из детства, мы иначе интерпретируем случаи, которые помним», — поясняет психотерапевт Елена Сидоренко. Размышляя над ними, мы приобретаем возможность посмотреть на себя со стороны, осознать закономерность, преемственность всего происходящего с нами и благодаря этому повлиять на свое будущее.

«Вспоминая, мы ищем в тех далеких событиях и переживаниях источник своей личностной силы, — говорит психотерапевт Маргарита Жамкочьян. — Мы обращаемся к детству, словно предостерегая и утешая себя, потому что именно в раннем возрасте скрыты колоссальные ресурсы. И поразительно то, что, вспоминая, мы можем вернуть их себе».

Непосредственность или инфантилизм?

Глядя, как взрослый мужчина с азартом играет с мальчишками в футбол, многие думают: «Что за ребячество!» Когда немолодая дама, заслушавшись уличных музыкантов, вдруг скидывает на руки своему почтенному спутнику плащ и пускается в пляс, мы умиляемся: «Какая непосредственность!» Но если такого рода поведение повторяется у наших близких вновь и вновь, мы чувствуем раздражение: «Cплошной инфантилизм!»

«Каждому взрослому хочется иногда побыть ребенком, — поясняет психотерапевт Виктор Макаров. — Мы ведем себя по-детски, дурачимся, но потом поправляем галстук — и в офис! Возвращаясь к привычному образу жизни, мы поступаем как взрослые люди: разрешаем себе быть разными. А инфантильный человек всегда одинаков». «Психологически взрослый человек в состоянии непосредственно выражать свои чувства, но при этом выполнять обещания, отвечать за принятые решения. Инфантильный человек этого не умеет», — соглашается семейный терапевт Инна Хамитова.

У инфантилизма много лиц: безответственность, эгоцентризм, зависимость от других, неготовность отказывать себе в удовольствиях, неспособность самостоятельно принимать решения. Инфантильный человек уверен, что на свете всегда найдется кто-нибудь, кто решит его проблемы: муж или жена, начальство или государство. А по сути он просто отказывается взрослеть, и это совсем не то же самое, что подлинное возвращение к яркости ощущений первых лет жизни.

Самый узнаваемый пример такого поведения — Питер Пэн, мальчик, который решил не становиться взрослым. По сути, это трагический персонаж. Несмотря на все обаяние этого образа, он напоминает нам, что нет другого пути личностного развития, кроме взросления, — от детства к отрочеству, от юности к зрелости. Печально живется тем, кто остался на вечном «причале» одной из ранних стадий своей жизни, отказав себе в праве узнать, что будет дальше.

Почему мы склонны забывать детский опыт?

Многие современные психотерапевтические школы вслед за Фрейдом помогают нам искать причины своих взрослых проблем в раннем детстве. Но сложно пройти этот путь… без труда и сомнений. Даже в работе с психоаналитиком или психотерапевтом некоторым из нас так и не удается извлечь из глубин своей памяти детские воспоминания.

«Смотреть в себя трудно, потому что страшно: ведь детство заставляет нас не только переживать моменты счастья, но и страдать, вновь чувствовать себя маленьким, беззащитным или отвергнутым, — объясняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. — Поэтому многие предпочитают забыть о своем детстве, но вместе с тяжелыми воспоминаниями они отвергают и детскую легкость, спонтанность, яркое ощущение жизни».

Забытый внутренний ребенок способен помочь нам понять собственных детей

Психоаналитик Татьяна Алавидзе подтверждает: «В юности некоторые торопятся побыстрее стать взрослыми, стыдятся любых проявлений детскости: не решаются дурачиться, играть, проявлять свои чувства. Подавляя в себе ребенка, молодой человек (или девушка) пытается подкрепить ощущение собственной важности — ведь на самом деле он не уверен в том, что он взрослый, боится «скомпрометировать» себя детскими поступками и мечтами. Но и повзрослев, такой человек нередко продолжает вести себя так же».

Последствия такого поведения нередко оказываются драматичными, особенно когда мы сами становимся родителями: именно этот забытый внутренний ребенок способен помочь нам понять собственных детей. Получая внимание и поддержку от взрослого, каким мы стали сегодня, наше детство дарит в ответ свои бесценные свойства: ясность чувств, безмятежность души, способность фантазировать, играть и творить. Возвращаться время от времени к живущему в нас ребенку, общаться с ним учит не только психотерапия — такая возможность есть у каждого из нас. В наших интересах использовать ее, чтобы сделать свою жизнь более насыщенной, гармоничной, творческой и по-настоящему живой.

Текст:Дарья МихееваИсточник фотографий:Из архива редакции

Новое на сайте

Манипуляция — это нормально. Как обращаться с теми, кто вами манипулирует

Психосоматика насморка: какая эмоция может провоцировать заложенность носа?

«Меня раздражают опечатки и ошибки»: необычный признак интроверта — исследование ученых

«Не могу выбраться из мира фантазий: там я красивая, богатая и нужная другим»

«Скандалим с мамой каждый день — и все это на глазах у моей трехлетней дочери»

Эмоциональное выгорание: как выйти из замкнутого круга — 3 совета психологов

«Мы проигрываем сценарии из детства в отношениях»: интервью психоаналитика

Кукольность, ребячество и минимализм: записки об идеале красоты в Китае

Все, что было не со мной

Обычно мы уверены в незыблемости наших воспоминаний и готовы поручиться за точность деталей, особенно когда речь идет о по-настоящему важных для нас событиях. Между тем ложные воспоминания — самая обыденная вещь, они неизбежно накапливаются в памяти каждого из нас и даже могут рассматриваться как определенное благо. Подробнее о том, как рождаются и функционируют ложные воспоминания, а также о том, для чего они нужны, читайте в нашем материале.

Новый год — ностальгический зимний праздник, который для многих почти неразрывно связан с теплыми воспоминаниями из детства. Шум телевизора, по которому с самого утра крутят «Иронию судьбы» и «Гарри Поттера», вкусные запахи из кухни, уютная пижама с маленькими желтыми звездочками и рыжий кот Барсик, постоянно путающийся под ногами.

А теперь представьте: вы собираетесь за семейным столом, и брат говорит вам, что вообще-то Барсик сбежал в 1999 году, а «Гарри Поттера» стали крутить по телевизору только шесть лет спустя. И пижаму со звездочками вы не носили, потому что уже ходили в седьмой класс. И точно: как только брат напоминает об этом, красочное воспоминание рассыпается на кусочки. Однако почему же оно тогда казалось таким реальным?

Бесконечная амнезия

Многие люди убеждены, что человеческая память работает подобно видеокамере, аккуратно записывающей все происходящее вокруг. Особенно это касается личностно значимых событий, связанных с внезапным переживанием сильных эмоций.

Так, делясь воспоминаниями об автомобильной аварии, человек очень часто может вспомнить не только, что делал и куда направлялся, но и, например, какая за окном была погода или что играло по радио. Однако исследования показывают, что все не так просто: каким бы ярким и живым ни было воспоминание, оно все равно подвержено «коррозии».

О несовершенстве памяти ученые заговорили давно, но наиболее наглядно его впервые продемонстрировал Герман Эббингауз в конце XIX века. Он был увлечен идеей «чистой» памяти и предложил метод заучивания бессмысленных слогов, которые состояли из двух согласных и гласного звука между ними и не вызывали никаких смысловых ассоциаций — например, каф, зоф, лоч.

В ходе опытов выяснилось, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов информация забывается довольно быстро: через час в памяти оставалось только 44 процента выученного материала, а через неделю — менее 25 процентов. И хотя Эббингауз был единственным участником собственного эксперимента, впоследствии его неоднократно воспроизводили, получая сходные результаты.

Здесь вы наверняка справедливо возмутитесь — все-таки бессмысленные слоги не то же самое, что значимые моменты нашей жизни. Разве возможно забыть свою любимую детскую игрушку или отчество первой учительницы? Тем не менее, более современные исследования показывают, что даже в нашей автобиографической памяти сохраняется очень небольшая часть прожитого опыта.

В 1986 году психологи Дэвид Рубин, Скотт Ветцлер и Роберт Небис на основе метаанализа результатов, полученных несколькими лабораториями, построили распределение воспоминаний среднестатистического человека в возрасте 70 лет. Выяснилось, что люди достаточно хорошо помнят недавнее прошлое, но при движении назад во времени число воспоминаний резко сокращается и падает до нуля в возрасте примерно 3 лет — этот феномен называется детской амнезией.

Последующие исследования Рубина показали, что люди все-таки помнят некоторые события из раннего детства, однако большинство этих воспоминаний — результат абсолютно нормальной ретроспективной имплантации, которая часто происходит во время диалогов с родственниками или просмотра фотографий. И, как оказалось впоследствии, имплантация воспоминаний происходит намного чаще, чем мы привыкли думать.

Переписать прошлое

Долгое время ученые были убеждены, что память — нечто незыблемое, что остается неизменным на протяжении всей нашей жизни. Однако уже в конце XX века стали появляться серьезные свидетельства того, что воспоминания можно подсадить или даже переписать. Одним из доказательств пластичности памяти стал эксперимент, проведенный Элизабет Лофтус — одним из наиболее видных когнитивных психологов современности, занимающихся вопросами памяти.

Исследовательница послала мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 53 лет буклет с четырьмя историями из детства, записанными со слов старшего родственника. Три истории были настоящими, в то время как одна — рассказ о том, как участник эксперимента в детстве потерялся в супермаркете, — ложной (хотя она и содержала правдивые элементы, например название магазина).

Психолог попросила испытуемых вспомнить как можно больше деталей об описанном событии или написать «я не помню этого», если никаких воспоминаний не сохранилось. Удивительно, но четверть испытуемых смогла рассказать о событиях, которых никогда не происходило. Более того, когда участников эксперимента попросили найти ложную историю, 5 из 24 человек совершили ошибку.

Похожий эксперимент несколько лет назад был проведен двумя другими исследователями, Джулией Шоу и Стивеном Портером. Психологи, используя аналогичный метод, смогли заставить студентов поверить, что в подростковом возрасте они совершили преступление.

И если в эксперименте Лофтус число людей, которым удалось «подсадить» ложные воспоминания, составляло всего 25 процентов от общего числа участников, то в работе Шоу и Портера этот показатель возрос до 70 процентов. При этом исследователи особо отмечают, что испытуемые не подвергались стрессу — напротив, ученые общались с ними довольно дружелюбно. По их словам, для того чтобы создать ложное воспоминание, оказалось достаточно авторитетного источника.

Сегодня психологи сходятся во мнении, что извлечение воспоминания может стать причиной для изменения ранее приобретенного опыта. Иными словами, чем чаще мы достаем из «дальнего ящика» эпизоды нашей жизни, тем с большей вероятностью они обрастут новыми красочными и, увы, фальшивыми деталями.

В 1906 году в журнал Times Magazine пришло необычное письмо от Гуго Мюнстерберга, заведующего лабораторией психологии Гарвардского университета и президента Американской психологической ассоциации, где описывался случай ложного признания в убийстве.

В Чикаго сын фермера обнаружил тело женщины, которую задушили проволокой и оставили на скотном дворе. Ему предъявили обвинение в убийстве, и, несмотря на то, что у него было алиби, он признался в преступлении. Более того, он не только признался, но и был готов раз за разом повторять показания, которые становились все более детальными, абсурдными и противоречивыми. И хотя все перечисленное явно свидетельствовало о недобросовестной работе следователей, сына фермера все же осудили и приговорили к казни.

Как показывают эксперименты, около 40 процентов деталей того или иного события меняются в нашей памяти еще в течение первого года, а спустя три года эта величина достигает уже 50 процентов. При этом не столь важно, насколько «эмоциональны» эти события: результаты справедливы и для серьезных происшествий, таких как теракты 11 сентября, и для более бытовых ситуаций.

И все потому, что наши воспоминания подобны страницам в Википедии, которые можно редактировать и дополнять с течением времени. Отчасти это связано с тем, что человеческая память — сложная многоуровневая система, хранящая в себе невероятно много информации о местах, времени и обстановке. И когда некоторые фрагменты случившегося выпадают из памяти, мозг дополняет эпизод нашей биографии логичными деталями, которые подходят к той или иной ситуации.

Этот феномен хорошо описывает парадигма Диза–Родигера–Макдермотта (Deese–Roediger–McDermott, DRM). Несмотря на сложное название, она довольно проста, и ее часто используют для изучения ложных воспоминаний. Психологи дают людям список связанных между собой слов, таких как кровать, сон, спать, усталость, зевок, а спустя некоторое время просят вспомнить их. Как правило, испытуемые вспоминают слова, относящиеся к той же теме — например

подушка или храп — но которых не было в первоначальном списке.

Кстати, это же отчасти объясняет возникновение «дежавю» — состояния, когда, находясь в новом для нас месте или ситуации, мы ощущаем, что однажды с нами это уже происходило.

Особенную опасность для воспоминаний представляют собой наводящие вопросы. При повторном обращении к прошлому опыту человек переводит свою память в лабильное, то есть пластичное состояние, и именно в этот момент она оказывается наиболее уязвима.

Задавая собеседнику закрытые вопросы во время его рассказа (такие как «Сильный дым был во время пожара?») или, еще хуже, наводящие вопросы («Она была блондинкой, так ведь?»), вы можете трансформировать его воспоминания, и затем они реконсолидируются, или проще сказать «перезапишутся», в искаженном виде.

Сегодня психологи активно изучают этот механизм, так как он имеет непосредственное практическое значение для судебной системы.

Они находят все больше подтверждений тому, что показания очевидцев, полученные во время допроса, далеко не всегда могут быть надежной основой для обвинения.

При этом в обществе господствует мнение, будто воспоминания, полученные в стрессовой ситуации, или так называемые «воспоминания-вспышки» (flashbulb memories), наиболее четки и достоверны. Отчасти оно связано с тем, что люди искренне убеждены в том, что говорят правду, когда делятся такими воспоминаниями, и эта уверенность никуда не пропадает, даже если рассказ обрастает новыми ложными деталями.

Именно поэтому эксперты советуют в повседневной жизни либо слушать собеседника молча, либо, если это необходимо, задавать ему вопросы общего характера («Можешь рассказать поподробнее?» или «Ты помнишь что-нибудь еще?»).

Суперспособность забывать

Человеческая память — механизм адаптации к окружающей среде. Если бы люди не могли хранить воспоминания, то у них было бы намного меньше шансов выжить в дикой природе. Тогда почему же столь важный инструмент настолько несовершенен, спросите вы? Тут существует сразу несколько возможных объяснений.

В 1995 году психологи Чарльз Брейнерд и Валери Рейна предложили «теорию нечетких следов», в которой разделили человеческую память на «буквальную» (verbatim) и «содержательную» (gist). Буквальная память хранит яркие детальные воспоминания, в то время как содержательная — смутные представления о прошлых событиях.

Рейна отмечает, что чем старше становится человек, тем больше он склонен полагаться на содержательную память. Она объясняет это тем, что многие важные воспоминания могут понадобиться нам не сразу: например, студенту, успешно сдавшему экзамен, необходимо помнить выученный материал и в следующем семестре, и в будущей профессиональной жизни.

В данном случае важно не только запомнить информацию на определенный день или неделю, но и сохранить ее в течение длительного периода времени, и содержательная память в подобной ситуации играет более важную роль, чем буквальная.

Теория нечетких следов правильно предсказывает заметное влияние возраста на нашу память, называемое «эффектом обратного развития». По мере того, как человек становится старше, улучшается не только его буквальная память, но и содержательная. На первый взгляд, это звучит нелогично, но на самом деле вполне объяснимо.

На практике одновременное развитие буквальной и содержательной памяти означает, что взрослый с большей вероятностью запомнит список слов, но также и с большей вероятностью добавит в него подходящее по смыслу слово, которого в нем изначально не было. У детей же буквальная память окажется пусть и не такой вместительной, зато более точной — она меньше склонна вставлять «отсебятину».

Получается, что с возрастом мы все чаще пытаемся найти смысл в происходящем. С точки зрения эволюции это может быть более полезно для адаптации к окружающей среде и принятия безопасных решений.

Этот тезис хорошо иллюстрируют исследования памяти у грызунов. Так, в одном эксперименте крыс помещали в коробку и подвергали воздействию несильного разряда тока, в ответ на что животные замирали на месте (типичное проявление страха у грызунов).

Спустя несколько дней после того, как крысы обучались ассоциировать связь между средой и электрическим шоком, их помещали либо снова в ту же коробку, либо в новую. Выяснилось, что способность различать контексты со временем ухудшается: если спустя две недели после обучения крысы в новой среде замирали реже, чем в старой, то к 36-му дню показатели сравнивались.

Иными словами, когда животные оказывались в другой коробке, их старые воспоминания, вероятно, стали активироваться и «заражать» новые, заставляя грызунов включать ложную тревогу в безопасной обстановке.

Другие исследователи полагают, что изменчивость памяти может быть некоторым образом связана с нашей способностью представлять будущее. Например, группа Стивена Дьюхерста показала: когда людей просят вообразить себе некоторое предстоящее событие, например подготовку к отдыху, у них часто возникают ложные воспоминания.

Это значит, что те же процессы, которые заставляют наш мозг дополнять воспоминания ложными деталями, теоретически могут помогать нам моделировать возможное будущее, искать пути решения потенциальных проблем и предсказывать развитие критических ситуаций.

Кроме того, связь между памятью в целом (не только ложной) и воображением наблюдают и нейробиологи. Так, группа Донны Роуз Аддис с помощью МРТ-сканера анализировала мозговую активность испытуемых, то вспоминавших события прошлого, то представлявших себе будущее.

Оказалось, что между воспоминаниями и воображением наблюдается удивительное сходство — во время обоих процессов активируются схожие отделы мозга.

Если гипотезы ученых верны, то пластичность нашей памяти — вовсе не недостаток, а суперспособность, позволяющая нам как виду быть более адаптивными. И кто знает, как нам удастся использовать эту суперспособность в дальнейшем: быть может, через несколько десятилетий психологи научатся контролировать воспоминания, чтобы помочь больным справиться с тяжелыми психическими состояниями.

Кристина Уласович

Как мозг скрывает травмирующие воспоминания

Ученые считают, что подавленные воспоминания создаются в результате процесса, называемого обучением, зависящим от состояния. Когда мозг создает воспоминания в определенном настроении или состоянии, особенно о стрессе или травме, эти воспоминания становятся недоступными в нормальном состоянии сознания. Подавленные воспоминания лучше всего восстановить, когда мозг вернется в это состояние. Новое исследование Северо-западной медицины впервые обнаружило, как мозг блокирует эти воспоминания.

Что такое скрытая память?

Иногда мозг может скрывать особо стрессовые, травмирующие или связанные со страхом воспоминания. Это может быть защитным в краткосрочной перспективе, когда эмоциональная боль от воспоминаний о событии все еще сильна. Однако в долгосрочной перспективе подавленные воспоминания могут вызвать серьезные проблемы с эмоциональным здоровьем, такие как тревога, депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство и диссоциативные расстройства.

Поскольку эти воспоминания часто формируются в результате обучения, зависящего от состояния, разрешение возникающих состояний, даже с помощью терапевта, может быть затруднено. Когда пациенты не могут вспомнить свой опыт, терапевты могут изо всех сил пытаться помочь им определить и устранить основную причину их симптомов.

Новое исследование предполагает, что лучший способ получить доступ к скрытым воспоминаниям — это вернуть мозг в то же состояние сознания, в котором он был, когда воспоминание было сформировано. Елена Радулович, доктор медицинских наук, профессор Данбара в области биполярного расстройства в психиатрии, поведенческих науках и фармакологии в Медицинской школе Фейнберга Северо-Западного университета, находит радио полезной аналогией.

«Мозг функционирует в разных состояниях, подобно тому, как радио работает в диапазонах частот AM и FM», — сказал доктор Радулович. «Это как если бы мозг обычно настраивался на FM-радиостанции для доступа к воспоминаниям, но ему нужно было настроиться на AM-радиостанции, чтобы получить доступ к подсознательным воспоминаниям».

Обнаружение механизма у мышей

Ученые Северо-Западной медицины под руководством доктора Радуловича использовали мышей для изучения подавленных воспоминаний. Команда дала мышам габоксадол, препарат, который стимулирует рецепторы, связанные со скрытыми воспоминаниями, чтобы изменить состояние их мозга.

Затем мышей помещали в коробку и подвергали кратковременному мягкому электрошоку. На следующий день, когда мышей вернули в ту же коробку, они двигались свободно и без страха, что указывает ученым на то, что они не помнят прежний шок. Однако когда ученые снова дали мышам препарат, вернув их в прежнее психическое состояние, мыши замерли от страха, находясь в коробке. Ученые пришли к выводу, что только когда мышей возвращали в состояние мозга, в котором они испытывали стресс, они вспоминали об этом опыте.

Множественные пути скрывают воспоминания

Химические рецепторы в мозге контролируют эмоциональные приливы, возбуждение и спокойствие. Обычно система сбалансирована, но некоторые рецепторы, называемые экстрасинаптическими рецепторами ГАМК, являются независимыми агентами: они работают вне системы, регулируя мозговые волны и психические состояния в соответствии с уровнями внутренних химических веществ.

Однако исследование показало, что эти рецепторы также задействованы, когда мозг кодирует и скрывает воспоминания о событиях, вызывающих страх. Если травматическое событие происходит, когда эти рецепторы активируются в мозгу, память не может быть доступна, пока те же самые рецепторы не будут активированы снова.

В частности, ученые обнаружили, что, когда препарат активировал рецепторы у мышей, он изменил способ кодирования стрессового события. В состоянии, вызванном наркотиками, мозг использовал совершенно другие пути для хранения памяти. На генетическом и молекулярном уровне существуют совершенно разные системы для раздельного хранения травмирующих и нормальных воспоминаний.

Новый взгляд на терапию психического здоровья

Ученые считают, что эта другая система может быть защитным механизмом в мозгу, когда переживание вызывает сильный стресс. Воспоминания обычно хранятся в сетях, которые делают их легко доступными для сознательного запоминания. Однако в состоянии мозга, вызванном наркотиками, препарат перенаправил обработку воспоминаний, связанных со стрессом, так что к этим воспоминаниям нельзя было получить доступ сознательно.

Полученные данные свидетельствуют о том, что при столкновении с травматическим стрессом мозг может активировать другую систему для формирования и подавления воспоминаний. Более того, исследование показывает, что существует несколько путей хранения воспоминаний. Хотя ученые Северо-западной медицины определили только первый из этих путей, это исследование может когда-нибудь привести к новым методам лечения пациентов, для которых сознательный доступ к воспоминаниям является неотъемлемой частью выздоровления.

Потеря памяти: Медицинская энциклопедия MedlinePlus

URL этой страницы: //medlineplus.gov/ency/article/003257.htm

Чтобы использовать функции обмена на этой странице, включите JavaScript.

Потеря памяти — это необычная забывчивость. Возможно, вы не сможете вспомнить новые события, вспомнить одно или несколько воспоминаний о прошлом или и то, и другое.

Потеря памяти может быть кратковременной, а затем разрешаться (временно). Или она может не исчезнуть и, в зависимости от причины, со временем может ухудшиться.

В тяжелых случаях такие нарушения памяти могут мешать повседневной деятельности.

Нормальное старение может привести к некоторой забывчивости. Это нормально, если у вас возникают проблемы с изучением нового материала или вам нужно больше времени, чтобы запомнить его. Но нормальное старение не приводит к резкой потере памяти. Такая потеря памяти связана с другими заболеваниями.

Потеря памяти может быть вызвана многими причинами. Чтобы определить причину, ваш лечащий врач спросит, возникла ли проблема внезапно или постепенно.

Многие области мозга помогают вам создавать и извлекать воспоминания. Проблемы в любой из этих областей могут привести к потере памяти.

Потеря памяти может быть результатом нового повреждения головного мозга, которое вызвано или присутствует после:

  • опухоли головного мозга
  • лечения рака, такого как облучение головного мозга, трансплантация костного мозга или химиотерапия
  • сотрясение мозга или травма головы
  • Недостаточное поступление кислорода в мозг, когда ваше сердце или дыхание останавливаются слишком долго
  • Тяжелая инфекция головного мозга или инфекция вокруг головного мозга
  • Обширное хирургическое вмешательство или тяжелое заболевание, включая операцию на головном мозге
  • Преходящая глобальная амнезия (внезапная временная потеря памяти) неясной причины
  • Транзиторная ишемическая атака (ТИА) или инсульт
  • Гидроцефалия ( скопление жидкости в головном мозге)
  • Рассеянный склероз
  • Деменция

Иногда потеря памяти возникает при нарушениях психического здоровья, таких как:

  • После крупного травматического или стрессового события
  • Биполярное расстройство
  • Депрессия или другие психические расстройства, такие как шизофрения

Потеря памяти может быть признаком слабоумия. Деменция также влияет на мышление, речь, суждение и поведение. Общие типы деменции, связанные с потерей памяти:

  • Болезнь Альцгеймера
  • Сосудистая деменция
  • Деменция с тельцами Леви
  • Лобно-височная деменция
  • Прогрессирующий надъядерный паралич
  • Гидроцефалия нормального давления0056
  • Болезнь Крейтцфельдта-Якоба

Другие причины потери памяти включают:

  • Алкоголь или употребление отпускаемых по рецепту или запрещенных препаратов
  • Мозговые инфекции, такие как болезнь Лайма, сифилис или ВИЧ/СПИД барбитураты или (гипнотики)
  • ЭСТ (электросудорожная терапия) (чаще всего кратковременная потеря памяти)
  • Плохо контролируемая эпилепсия
  • Болезнь, которая приводит к потере или повреждению ткани мозга или нервных клеток, например, Болезнь Паркинсона, болезнь Гентингтона или рассеянный склероз
  • Низкий уровень важных питательных веществ или витаминов, таких как низкий уровень витамина B1 или B12

Человек с потерей памяти нуждается в серьезной поддержке.

  • Помогает показать человеку знакомые предметы, музыку или фотографии или включить знакомую музыку.
  • Запишите, когда человек должен принимать какие-либо лекарства или выполнять другие важные задачи. Важно записать его.
  • Если человеку нужна помощь в повседневных делах или если безопасность или питание вызывают беспокойство, вы можете рассмотреть возможность предоставления дополнительных услуг, таких как дом престарелых.

Медицинский работник проведет медицинский осмотр и спросит об истории болезни и симптомах пациента. Обычно это включает в себя вопросы членов семьи и друзей. По этой причине они могут быть опрошены лично или по телефону.

Вопросы анамнеза могут включать:

  • Тип потери памяти, например, кратковременная или долговременная
  • Временная характеристика, например, как долго длилась потеря памяти или она приходит и уходит
  • Факторы, которые спровоцировали потеря памяти, например, травма головы или операция

Тесты, которые могут быть выполнены, включают:

  • Анализы крови на конкретные заболевания, которые подозреваются (например, низкий уровень витамина B12 или заболевания щитовидной железы)
  • Церебральная ангиография
  • Когнитивные тесты (нейропсихологические/психометрические тесты)
  • КТ или МРТ головы
  • ЭЭГ
  • Люмбальная пункция

Лечение зависит от причины потери памяти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *