Какие формы развития есть: что такое развитие и какие формы развития вы знаете

Общественный прогресс — критерии, понятие, свойства, формы

​ ​

Покажем, как применять обществознание в жизни

Начать учиться

100.9K

Развитие может быть разным: не только вперед, но и назад. Так и общество может прогрессировать, регрессировать, а иногда оба процесса происходят одновременно, только в разных сферах. Узнаем больше про общественный прогресс и его критерии.

Понятие общественного прогресса

Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.

Критерии прогресса:

  1. Развитие человеческого разума.

  2. Совершенствование нравственности людей.

  3. Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

  4. Прогресс науки и техники.

  5. Развитие производительных сил общества.

Прогресс может развиваться в двух формах:

  • Реформа — это тип общественных изменений, который предполагает поступательные и планомерные изменения правил в сфере человеческой жизни.

  • Революция — это тип общественных изменений, при котором быстро и в корне меняются все сферы жизни государства и общества.

В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:

  • Инновация — это результат интеллектуальной деятельности человека и нововведение, которое он вводит в ту или иную сферу общества.

  • Модернизация — это глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества через нововведения и усовершенствования.

Противоположность общественного прогресса — это регресс.

Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.

Стагнация — задержка или полная остановка общественного развития.

Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:

  • Относительность — невозможность применить термин к некоторым сферам, например, искусству.
  • Противоречивость — последствия прогресса могут быть позитивными для одной сферы и негативными для другой, например, развитие промышленности приводит к загрязнению воздуха.

Твоя пятёрка по английскому.

С подробными решениями домашки от Skysmart

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса

Примеры

Прогресс в одних областях может привести к застою в других.

Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей.

Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям.

Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость.

Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем.

Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева.

Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв.

Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой.

Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой.

Прогрессивные явления в этом государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом Орды.

Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.

Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

Критерии общественного прогресса

Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.

Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.

Социальный

Отражение уровня развития общества.

Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.

Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.

Экономический

Оказывает влияние на все другие сферы.

Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы.

Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах.

Научно-технический

Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов.

Культурный (духовный)

Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.

Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры.

Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.

Лидия Казанцева

Автор Skysmart

К предыдущей статье

191.5K

Виды и формы культуры

К следующей статье

Виды социальных конфликтов

Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке

На вводном уроке с методистом

  1. Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению

  2. Расскажем, как проходят занятия

  3. Подберём курс

АмГПГУНовая страница

В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторые возможности сайта будут недоступны.
Как включить JavaScript ?

Результаты 1 — 10 из 183
Начало | Пред. | 

1&nbsp2 3 4 5 | След. | Конец | Все 

Изменено

Курс

Школа

Класс

ФИО

Обратный контакт
03.11.2022
12:13:48
ИПиП Профессиональная проба «Педагог дошкольного образования и изобразительного искусства» 
МОУ СОШ16 с УИОП 10А Куберская Полина Степановна 79242251090
 
02.11.2022
19:17:56
ИПиП Тренинг «Как преодолеть страх перед ОГЭ и ЕГЭ» 
гимназия №1 11 Какаджанов Артур Илмуратович 89141617834
 
01. 11.2022
12:18:54
ИПиП Профессиональная проба «Педагог дошкольного образования и изобразительного искусства» 
МОУ СОШ 37 Молодцева Алиса Андреевна +79141968033
 
01.11.2022
10:30:00
ИПиП Профессиональная проба «Педагог дошкольного образования и изобразительного искусства» 
МОУ СОШ №42 Глушакова Алина Евгеньевна 89143169842
 
01.11.2022
09:21:26
ИПиП Профессиональная проба «Педагог дошкольного образования и изобразительного искусства» 
МОУ СОШ с УИОП №16 10Б Сосина Виталина Витальевна 89147792000
 
01. 11.2022
00:15:42
ИПиП Тренинг «Как преодолеть страх перед ОГЭ и ЕГЭ» 
инженерная школа Иманрммти мамин иоиит 89095586522
 
31.10.2022
23:59:06
ФФиМК Лингвистическая игра «Тайны фразеологии» 
МОУ СОШ С УИОП 16 10А Куберская Полина Степановна 79242251090
 
31.10.2022
10:19:05
ИПиП Мастер-класс по выполнению задания # 39 посменной части ЕГЭ по английскому языку 
МБОУ СОШ 2 с. п. «Село Хурба» 11 Шульга Варвара Викторовна 89638280255
 
30.10.2022
20:26:54
ИПиП Мастер-класс по выполнению задания # 39 посменной части ЕГЭ по английскому языку 
МОУ «Инженерная школа» 11 А Болдырев Семен 89990876239
 
30.10.2022
20:24:22
ИПиП Мастер-класс по выполнению задания # 39 посменной части ЕГЭ по английскому языку 
МОУ «Инженерная школа» 11 А Рыжкина Александра Викторовна 89141633647
Всего: 183

Результаты 1 — 10 из 183
Начало | Пред.  | 1&nbsp2 3 4 5 | След. | Конец | Все 

5 типов развития (физическое, когнитивное, социальное и т. д.) (2023)

Существует 5 типов развития: физическое, интеллектуально-познавательное, социальное, эмоциональное и нравственное. Каждый тип относится к определенным характеристикам развивающегося ребенка, которые сначала являются базовыми, а затем становятся все более продвинутыми.

Ученые, изучающие развитие, смогли определить отдельные этапы, которые происходят с каждым типом развития. Эти этапы инвариантны, что означает, что все дети проходят этапы в одинаковой последовательности.

Несмотря на то, что теоретики развития считают стадии неизменными, скорость, с которой дети проходят эти стадии, сильно различается.

Примечание эксперта: Стоит помнить, что социокультурные теоретики, такие как Выготский, оспаривают идею линейности стадий развития. Они утверждают, что дети из разных культур по всему миру могут развиваться на разных этапах из-за родительского и культурного влияния. См.: Социокультурная теория обучения .

Некоторые дети могут очень быстро пройти первые пару стадий, а затем немного задержаться, прежде чем двигаться дальше.

Другие дети могут проходить первые этапы медленнее, но затем начинают быстро развиваться.

Исследования обычно сосредоточены на выявлении стадий и факторов, влияющих на характер их развития.

Подробное объяснение 5 типов развития

1. Физическое развитие

Физическое развитие относится к росту мышц и скелетной структуры тела от младенчества до взрослой жизни. Этот тип развития обычно делится на мелкую моторику и общую моторику.

Навыки мелкой моторики относятся к управлению пальцами и кистями, а навыки крупной моторики относятся к управлению конечностями (то есть руками и ногами).

Младенец рождается практически без контроля над своим телом. Первое развитие происходит в области шеи и рта, что позволяет новорожденному поворачивать голову для сосания.

Затем развитие идет вниз и наружу по телу по мере того, как ребенок растет в процессах, называемых цефалокаудальным и проксимодистальным развитием.

Сначала разовьется крупная моторика, и ее можно будет увидеть, когда ребенок сможет сидеть, подтягиваться в положение стоя, ходить с поддержкой и, в конечном итоге, бегать (неуклюже) и прыгать обеими ногами.

После этого физическая координация станет более продвинутой и будет включать способность отбивать и ловить мяч.

Мелкая моторика проявляется в способности ребенка брать крупные предметы, подносить чашку ко рту и перекладывать предметы из руки в руку.

Позднее физическое развитие будет прогрессировать от способности писать каракули, держать карандаш в кулаке и, наконец, держать карандаш между указательным и большим пальцами, чтобы писать буквы и делать грубые рисунки.

2. Интеллектуальное/когнитивное развитие

Изображение: этапы развития Пиаже. Подробнее см. в нашей статье о теориях обучения. Изображение (C) Полезный профессор.

Интеллектуальное или когнитивное развитие относится к тому, как люди получают, организуют и обрабатывают информацию из окружающей среды. Швейцарский психолог Жан Пиаже — самый известный ученый в этой области.

Поскольку дети рождаются с сильно недоразвитым мозгом, в первые месяцы жизни работают только сенсорные области. Поэтому новорожденный способен обрабатывать информацию только через 5 модальностей чувств: осязание, зрение, обоняние, вкус и слух.

По мере взросления мозга происходит и интеллектуальное развитие. Младенцы начинают развивать языковые навыки и могут понимать значение слов. Их усилия по общению проявляются в виде бормотания и, конечно же, плача.

В течение следующих нескольких лет будет наблюдаться устойчивое развитие интеллектуальных навыков, включая быстро расширяющийся словарный запас и элементарные навыки решения проблем.

Эти грани интеллектуального развития продолжают становиться все более продвинутыми и сложными. В конце концов, молодой взрослый способен заниматься научными рассуждениями, критическим мышлением и новаторским творчеством.

3. Социальное развитие

Изображение: Таблица стадий развития Эриксона. Подробнее см. в нашей статье о теориях обучения. Изображение (C) Полезный профессор.

Социальное развитие — это взаимодействие с другими людьми. Это относится к тому, как ребенок играет с одноклассниками, заводит дружбу, а позже, во взрослом возрасте, к тому, как человек ведет себя в романтических отношениях.

Есть четыре основных ученых, чьи работы наиболее известны:

  • Альберт Бадура и его теория социального обучения
  • Теория психосоциального развития Эрика Эриксона и
  • Работа Джона Боулби и Мэри Эйнсворт о стилях привязанности.

Ранние формы социального взаимодействия имеют место между матерью и младенцем. Независимо от того, формируется ли здоровая эмоциональная связь во время этих ранних взаимодействий, огромное влияние на то, как ребенок смотрит на окружающий мир.

По мере того, как ребенок растет, другие взрослые, образцы для подражания и сверстники начинают влиять на его социальное развитие. Некоторые дети вырабатывают дружелюбный и непредубежденный стиль взаимодействия с другими, и поэтому они способны формировать позитивные и здоровые отношения.

К сожалению, другие дети могут расти во враждебной или холодной среде и, следовательно, вести себя агрессивно или замкнуто при взаимодействии с другими.

4. Эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие связано с эмоциональным состоянием ребенка и его способностью к саморегуляции. Эмоциональное развитие напрямую связано с социальным развитием, и поэтому на него влияют лица, осуществляющие уход, сверстники и образцы для подражания.

Подобно другим типам развития, человеческий младенец рождается с минимальными способностями. В первые несколько месяцев младенцы испытывают только самые основные эмоции, такие как страх, счастье, гнев, удивление и отвращение.

Когда дети становятся старше, их эмоции усложняются и включают смущение, гордость и ревность.

Один из ключевых компонентов эмоционального развития связан с эмоциональной регуляцией. Со временем дети учатся контролировать свои чувства и то, как они выражаются.

Например, когда очень маленький ребенок хочет игрушку, с которой играет другой ребенок, он может просто схватить ее и убежать.

Однако, когда они учатся контролировать свои эмоциональные импульсы, они могут подавлять желание взять игрушку и вместо этого находят способ получить то, что они хотят, спрашивая или договариваясь.

Со временем дети учатся подавлять выражение своих чувств и могут даже изображать эмоции, которые не являются подлинными, но соответствуют ситуации.

Эмоциональная саморегуляция необходима для здорового функционирования взрослого человека.

5. Нравственное развитие  

Нравственное развитие относится к развитию этического мышления от раннего детства к взрослой жизни. Это включает в себя способность учитывать ситуационные факторы и принципы правильного и неправильного, чтобы прийти к моральному заключению или курсу действий.

Лоуренс Колберг чаще всего ассоциируется с нравственным развитием, поскольку он постулировал ряд стадий, через которые проходят дети/взрослые, известные как стадии нравственного развития Колберга.

Кольберг утверждал, что моральное мышление проходит через 6 стадий. Каждая стадия демонстрирует более продвинутый уровень мышления, который напрямую связан с когнитивным развитием и индивидуальным жизненным опытом.

На ранних стадиях моральные рассуждения основаны на строгом следовании правилам. Если рассматриваемое поведение противоречит правилам, то действие является аморальным.

На более поздних стадиях то, что является морально правильным или неправильным, зависит от точки зрения. Дети способны учитывать различные мнения людей, вовлеченных в исследуемую ситуацию.

На самых продвинутых стадиях моральные рассуждения сосредотачиваются на индивидуальных правах и универсальных принципах. Тот факт, что конкретное действие противоречит закону, менее важен, чем право человека действовать или защищать универсальное дело.

Заключение

Пять основных типов развития имеют сходство. Каждый начинается как рудиментарный и основной в своем выражении и функции. Например, младенец очень слабо контролирует свои конечности и может испытывать только несколько эмоций.

По мере взросления мозга и тела способности становятся более совершенными. Со временем малыш учится стоять, ходить, прыгать и бегать. Они могут хватать предметы и в конечном итоге могут писать буквы и простые слова, хотя это может занять 5 или 6 лет.

Эмоции становятся более сложными. Дети учатся контролировать свои эмоциональные порывы и даже могут скрывать свои истинные чувства, когда это необходимо.

Все люди проходят стадии каждого типа развития в одной и той же последовательности, но скорость этого прогресса сильно различается.

Ссылки

Ainsworth, M.D.S., Blehar, M. C., Waters, E., & Wall, S. (1978). Паттерны привязанности: психологическое исследование странной ситуации. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Кембридж; Прентис Холл.

Берк, Л. Э. (2003). Развитие на протяжении всей жизни . Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: Allyn & Bacon.

Боулби, Дж. (1958). Природа привязанности ребенка к матери. Международный журнал психоанализа, 39 , 350-371.

Кейси, Б.Дж., Хеллер, А.С., Джи, Д.Г., и Коэн, А.О. (2019). Развитие эмоционального мозга. Neuroscience Letters , 693 , 29–34. https://doi.org/10.1016/j.neulet.2017.11.055

Эриксон, Э. Х. (1993). Детство и общество . (2-е изд.). Нью-Йорк: Нортон.

Пиаже, Дж. (1936). Происхождение интеллекта у ребенка . Лондон: Рутледж и Кеган Пол.

Дэйв Корнелл (доктор философии)

+ сообщения

Доктор Корнелл работает в сфере образования более 20 лет. Его работа включала разработку сертификатов учителей для Тринити-колледжа в Лондоне и обучение без отрыва от работы для правительств штатов в Соединенных Штатах. Он подготовил воспитателей детских садов в 8 странах и помог бизнесменам и женщинам открыть детские центры и детские сады в 3 странах.

Крис Дрю (доктор философии)

+ сообщения

Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования на Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования, полученную в ACU.

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университетов!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»