В чём опасность неадекватной самооценки и как её распознать
13 июля 2022 Жизнь
От того, как мы оцениваем себя, зависят наши отношения, карьера и качество жизни в целом.
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст:
Как формируется самооценка и какой она бывает
Самооценка зависит от многих факторов. Прежде всего от того, в какой обстановке рос человек, какие отношения у него были с родителями, какие установки и ценности транслировали в его семье.
Также имеет значение, как к нему относились другие важные для него люди: друзья, учителя, одноклассники. И нельзя забывать о социальном статусе и финансовом положении человека, о его внешних данных, состоянии здоровья и жизненном опыте, который он получал в школе, в институте, на работе, в обществе.
Если мир в целом был благосклонен к человеку и поддерживал его в мысли, что он красив, умён, способен и вообще у него всё отлично получается, больше шансов, что самооценка будет высокой.
Если с самого начала всё не ладилось: родители критиковали, учителя придирались, одноклассники травили, карьера не складывалась, денег было мало и внешность стандартам не соответствовала — сохранить уверенность в себе будет трудно.
Психологи обычно выделяют четыре вида самооценки.
- Заниженная: человек оценивает свои качества хуже, чем их оценивают другие.
- Здоровая: её обладатель уверен в себе, хорошо знает свои положительные и отрицательные стороны, не преуменьшает и не преувеличивает ни одну из них.
- Завышенная: человек считает, что его недооценивают, приписывает себе таланты и качества, которые почти не имеют отношения к реальности.
- Флюктуирующая: самовосприятие человека всё время разное и может скакать от «боже, я великолепен, весь мир у моих ног» до «какой кошмар, я полное ничтожество и недостоин жить».
Самооценка — это не константа, она может меняться и меняется в зависимости от психологического состояния и жизненных обстоятельств. Но в целом адекватной можно считать здоровую или слегка завышенную самооценку. Низкая или, наоборот, очень высокая влечёт за собой проблемы.
Как понять, что самооценка нездоровая
Более‑менее разобраться, как обстоят дела, поможет психолог. Ещё можно пройти специальный опросник для определения уровня самооценки, например опросник Розенберга.
Как проявляется заниженная самооценка
Вот несколько её основных признаков.
- Вы постоянно себя ругаете, говорите о себе в негативном и уничижительном ключе.
- Вы избегаете отношений, новых знакомств и общения, потому что уверены, что всё равно никому не понравитесь и ничего хорошего из этого не выйдет.
- Вы убеждены, что другие люди относятся к вам плохо. Доходит до абсурда: если рядом смеются незнакомцы, вам кажется, что они смеются над вами, а не над какой‑то своей шуткой.
- Каждая ваша проблема видится вам катастрофой: вы уверены, что не справитесь с ней.
- Вы ревнуете любимых людей: друзей, партнёров, детей — и пытаетесь покрепче привязать их к себе, в том числе с помощью манипуляций и психологического насилия. Потому что в глубине души уверены, что иначе они от вас уйдут.
- Вы не доверяете своим решениям, считаете, что ошибаетесь, даже если факты указывают на обратное, боитесь высказывать мнение в кругу других людей.
- Вы себя обесцениваете, принижаете свои заслуги, считаете их незначительными: «Подумаешь, высшее образование получил, так все могут» или «Подумаешь, на работе повысили, это, наверное, на безрыбье, потому что других кандидатур просто нет».
Разберитесь 👆
- Как заниженная самооценка влияет на нашу жизнь
Как проявляется завышенная самооценка
На неё могут указывать такие сигналы:
- Вы берёте на себя слишком много, не ориентируясь на свои возможности, ресурсы, способности. Например, принимаетесь за сложные проекты, для которых вам объективно не хватает квалификации, откликаетесь на вакансии, даже если совсем не соответствуете требованиям.
- Вы очень болезненно реагируете на критику, отвергаете её, яростно протестуете, не пытаетесь прислушаться, даже если обратная связь высказана в очень мягкой и корректной форме.
- Вы не очень стремитесь учиться, развиваться, углублять знания и повышать профессионализм, потому что уверены, что и так прекрасны, и никто вас ничему не научит.
- Вы хвастаетесь, много говорите о себе, не скрываете, что ставите себя выше остальных.
- Вы отвергаете людей, потому что вам кажется, что они вас недостойны и не дотягивают до вашего уровня.
Узнайте 👈
- Почему вам не надо повышать самооценку
Впрочем, некоторые из «симптомов» завышенной самооценки могут оказаться бравадой и говорить о том, что человек на самом деле не уверен в себе и пытается ото всех это скрыть за нарочито вызывающим поведением.
Экстремально завышенная самооценка — когда человек влюблён в себя без памяти, оторван от реальности, унижает и мучает других — может быть признаком нарциссического расстройства личности.
К чему ведёт неадекватная самооценка
Последствия заниженной самооценки
Такая самооценка приводит к тому, что человек отказывается от общения и интересных проектов, обесценивает себя — и в результате рискует отношениями, карьерой, может упустить интересные возможности, не пробует новое. Он привыкает к идее, что он никчёмный и беспомощный, справиться с этими чувствами ему всё сложнее, а избегание сложностей становится основной тактикой.
К тому же низкая самооценка может пошатнуть ментальное здоровье, она связана с депрессией и тревожным расстройством. Есть данные, которые говорят о связи между уровнем самооценки и состоянием при хронических патологиях: у людей с низкой самооценкой заболевания протекают тяжелее.
Также человеку с заниженной самооценкой сложно отстаивать себя, он легче поддаётся манипуляциям и может увязнуть в токсичных и травмирующих отношениях.
Последствия завышенной самооценки
Психотерапевт Любовь Черкасова и кандидат психологических наук Лариса Овчаренко говорят, что завышенная самооценка для человека лучше, чем заниженная, если, конечно, речь не идёт о нарциссическом расстройстве. Такой человек более уверен в себе, меньше сомневается, способен отстаивать свою позицию.
Но не всё так гладко.
Есть исследования, которые указывают на то, что завышенная самооценка в некоторых случаях может вести к криминальному поведению: чувство превосходства над остальными заставляет переступать через социальные нормы.
К тому же люди с завышенной самооценкой больше склонны идти ва‑банк и совершать необдуманные поступки. Они хватаются за задачи, с которыми не могут справиться, рискуют наделать ошибок, подвести других, запороть очень важный проект — и в итоге лишиться работы и репутации.
И наконец, таким людям достаточно сложно строить отношения, они будут травмирующими и неравными. Потому что терпеть рядом с собой того, кто считает себя лучше всех и всячески доказывает своё превосходство, согласится только совсем неуверенный в себе человек.
Читайте также 🧐
- 5 истинно женских приёмов повышения самооценки
- 10 неочевидных фактов о человеческой натуре
- Как помочь подростку стать увереннее в себе
высокая или низкая самооценка?» — Яндекс Кью
Популярное
Сообщества
Психология
Петр И.
·
4,3 K
Ответить3УточнитьКитаева Марина
Психология
538
Меня зовут Марина Витальевна. Я — профессиональный психолог. Автор книг по психологии… · 3 апр 2022 · marinakitaeva.ru
Самооценка — не одеколон.
Какая есть — вся твоя.
Если нет — меняй на другую
Спортивный психолог, лучший коуч 2013 в «Топ-100 психологов России»
Перейти на marinakitaeva.ruКомментировать ответ…Комментировать…
Савчук Олеся
Психология
503
Психолог, создаю условия, в которых люди меняются · 20 мар 2022 · psy-ol-save.ru/
Под высокой самооценкой здесь,видимо,имеется в виду неадекватно завышенная. Она защищает человека от боли стыда, который он мог бы испытывать в ином случае. Но не может защитить от боли разочарования в мире и окружающих. А разочарования происходят здесь регулярно, потому что, если ты безупречен, кто-то должен занять место неудачника. При низкой самооценке постоянно… Читать далее
Запись на консультацию и терапию 8-919-410-22-52 (пишите ватсап)
Перейти на t.me/alissasbeadsКомментировать ответ…Комментировать…
Сергей Мотовников
Психология
304
Психолог, автор проекта ПО ДУШАМ · 16 мар 2022 · youtube.com/channel/UCa_rYpCtq8v8mrL6vsZy7Og
Здесь, как говорится — оба хуже! Потому что все это неадекватная самооценка. Вы можете пойти устраиваться на работу к психопатичному деспоту начальнику и там завышенная самооценка вряд ли сыграет вам на руку, только что начальнику будет интереснее издеваться. А заниженная самооценка таким человеком будет восприниматься как достойная покорность, возможно, даже будет поощр… Читать далее
Подробнее о психологии и для записи на консультацию в проекте «ПО ДУШАМ»
Перейти на vk.com/podusshamАлексей Рыженков
Психология
328
Психолог по восстановлению жизненных сил, здоровья и смысла жизни · 16 мар 2022 · mssg. me/alektr
Абсолютно правильного ответа на такой абстрактный вопрос нет. Все зависит от поставленных целей чего-то достичь и контекста ситуации в развитии по времени. Потому что за иллюзорными жонглированиями абстрактных понятий высокой и низкой самооценок стоят всегда другие более реальные критерии. Вот их и нужно находить. И корректнее нужно не самооценкой париться, а изучением… Читать далее
Психолог, помогаю восстановить жизненные силы, подобрать индивидуальное питание
Перейти на mssg.me/alektrКомментировать ответ…Комментировать…
ПервыйИван Сергеев
5
16 июн 2020
Слишком высокой самооценки не бывает. Не бойтесь себя перехвалить. Слишком много самооценки не бывает. Нужно просто отличать здоровую самооценку от всего остального. Иногда ее путают с бахвальством или заносчивостью, но эти качества говорят не о завышенной, а, наоборот, о заниженной самооценке. Люди с высокой самооценкой не стремятся доминировать над остальными. Не… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Роман Иванов
10,1 K
Пикейный жилет · 2 авг 2019
Низкая, вестимо. Лучше самоуверенность, чем неуверенность. С излишне самоуверенного можно и сбить спесь, а вот неуверенного в себе за уши не вытянешь. Не все самоуверенные добиваются пресловутого жизненного успеха, но неуверенные не добиваются его никогда.
Комментировать ответ…Комментировать…
Funky J.
3,0 K
31 июл 2019
Низкая вреднее. При высокой человек самое плохое, что может делать не так — это срываться на кого-то, при этом не чувствуя вины, отталкивать этим людей, переоценивать свой потенциал. Обычно не до такой степени, чтобы непредумышленно причинить какой-то вред себе. Читал как-то разбор полетов разбившегося самолета, отчет в прессе. Командир экипажа как раз характеризовался… Читать далее
Константин
1 августа 2019
То есть человек с низкой самооценкой страдает сам, а от человека с высокой страдают другие из вашего же примера с… Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Диана Л.
71
30 июл 2019
Высокая — нормально, завышенная, так себе, потому как можно с легкостью влезть в то где ты просто не вытащишь, хуже когда ты сам своей низкой самооценкой устанавливаешь потолок и даже не пытаешься к нему подступиться. Если во 2 случае немного получив по шапке есть шанс снизить свои самомнения до адекватных и в следующий раз брать ответственность по силам, либо… Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Почему мы переоцениваем свою компетентность
Мы все это видели: сотрудник, убежденный в том, что он отлично справляется со своей работой, но получает посредственную оценку, или студент, уверенный, что он отлично сдал экзамен, и получил оценку D.
склонность людей переоценивать свои способности восхищает социального психолога Корнельского университета Дэвида Даннинга, доктора философии. «Люди переоценивают себя, — говорит он, — но более того, они, кажется, действительно верят в это. Я пытался выяснить, откуда берется эта уверенность в вере».
Даннинг делает это с помощью серии манипулируемых исследований, в основном со студентами Корнеллского университета. Он обнаружил, что наименее компетентные исполнители больше всего преувеличивают свои способности; что причиной сверхинфляции кажется невежество, а не высокомерие; и что хроническая вера в себя, пусть и неточная, лежит в основе как переоценки, так и недооценки людьми того, насколько хорошо они работают.
Тем временем другие исследователи изучают субъективный характер самооценки с других сторон. Например, Стивен Хайне, доктор философии, психолог из Университета Британской Колумбии, показывает, что самоинфляция имеет тенденцию быть скорее западным, чем универсальным явлением.
А психолог Ларри Группен, доктор философии, из Медицинской школы Мичиганского университета, исследует неточные самооценки среди студентов-медиков, где цена самораздувания может быть особенно высокой (см. соответствующую статью).Познать себя нелегко
Есть много причин, по которым трудно «познать себя» в определенных областях, говорит Даннинг. Например, в такой субъективной области, как интеллект, люди склонны воспринимать свою компетентность корыстным образом. Учащийся, одаренный математикой, например, может подчеркивать математические и аналитические способности в своем определении интеллекта, в то время как учащийся, одаренный в других областях, может подчеркивать вербальные способности или творческие способности.
Другая проблема заключается в том, что во многих сферах жизни точная обратная связь встречается редко. Людям не нравится давать негативные отзывы, говорит Даннинг, поэтому, скорее всего, мы не услышим критики, которая поможет нам улучшить нашу работу.
«Удивительно, как часто обратная связь отсутствует или неоднозначна», — утверждает он. «Это довольно надежное предположение, что то, что люди говорят нам в лицо, более позитивно, чем то, что они говорят у нас за спиной». Люди также переоценивают себя из-за невежества, говорит Даннинг. Возьмем ироничный пример пожилого мужчины, который думает, что он отличный водитель, но представляет собой опасность на дороге, или женщину, которая читает книгу о фондовом рынке и готова конкурировать с профессиональным биржевым маклером.
Даннинг решает некоторые из этих проблем с завышенной самооценкой эмпирически. В серии исследований, опубликованных в декабрьском 1999 г. Journal of Personality and Social Psychology (Vol. 77, No. 6), он и соавтор Джастин Крюгер, доктор философии, затем аспирант Корнелла, а ныне доцент Иллинойсский университет в Урбана-Шампейн исследовал идею о том, что невежество лежит в основе некоторой самонадеянности. Студенты Корнелла прошли короткие тесты по юмору, грамматике и логике, а затем оценили, насколько хорошо, по их мнению, они справились как индивидуально, так и по сравнению с другими студентами Корнелла. Во всех трех областях учащиеся, показавшие худшие результаты, сильно переоценивали свои результаты по сравнению с теми, кто справился хорошо.
В другой статье в январском номере Journal of Personality and Social Psychology (Vol. 84, No. 1) Даннинг и докторант Корнелла Джойс Эрлингер описывают четыре исследования, раскрывающие потенциальный источник ошибок людей в самооценке. : их давние представления о своих талантах и способностях. В зависимости от того, на какой критерий смотрела команда, такая самооценка была в равной или большей степени связана с оценками производительности, чем с самой их производительностью, и эта самооценка часто приводила к ошибкам в их отчетах о том, насколько хорошо они только что выступили.
В одном из исследований, например, команда тайно получила информацию от студентов Корнелла, чтобы узнать, считают ли они, что у них есть логические способности. После этого учащиеся прошли тест с несколькими вариантами ответов, описанный как сосредоточение внимания на логическом мышлении, а затем оценили количество вопросов, на которые они ответили правильно. Учащиеся, изначально оценившие свои логические способности высоко, полагали, что у них больше шансов добиться успеха, чем у тех, кто оценил свои способности низко, даже если их результаты оказались одинаковыми. Точно так же в двух других исследованиях исследователи манипулировали хроническим представлением студентов о том или ином таланте, задавая вопросы, побуждающие их повысить или понизить свое мнение о нем. В зависимости от вопросов студенты становились более или менее оптимистичными в отношении того, насколько хорошо они справились с тестом на талант, даже если их результаты были одинаковыми.
Даннинг также изучал самооценку людей в области морали и обнаружил то, что он называет синдромом «святее, чем ты». В серии исследований, опубликованных в декабрьском 2000 г. Journal of Personality and Social Psychology (Vol. 79, No. 6), он и Николас Эпли, доктор философии, затем аспирант Корнелла, а ныне доцент Гарвардского университета, обнаружили что студенты постоянно переоценивают вероятность того, что они будут действовать щедро или бескорыстно.
Одно из исследований, например, использует версию классического эксперимента «дилемма заключенного», в котором испытуемые должны выбирать между личным интересом и сотрудничеством. В исследовании Даннинга 84 процента студентов изначально предсказывали, что будут сотрудничать со своим партнером, но на самом деле это сделали только 61 процент. Кроме того, фактическая успеваемость учащихся соотносится с их оценками того, как будут вести себя другие, что демонстрирует склонность видеть других более точно, чем самих себя, отмечает Даннинг.
Некоторые критики упрекали работу Даннинга в методологических проблемах, говоря, что она преувеличивает степень, в которой люди переоценивают свои способности. Например, в статье 2002 года в Personality and Individual Differences (Vol. 33, No. 4) психолог Технологического института Джорджии Филипп Акерман, доктор философии, и его коллеги утверждают, что Даннинг не может объяснить «регрессию к среднему». статистическое явление, которое обнаруживает, что если люди находятся в нижней части распределения, они, естественно, оценивают себя выше просто потому, что их восприятие способностей не коррелирует с реальными способностями. В ответ Даннинг утверждает, что они с Крюгером решали проблему регрессии в своих 1999, и что в последующей работе он скорректировал эффекты регрессии и все еще находит, что его цифры верны.
Межкультурные сравнения
Независимо от того, насколько распространено это явление, из работы Даннинга и других ясно видно, что многие американцы, по крайней мере, иногда и при определенных условиях, имеют тенденцию преувеличивать свою значимость. Поэтому интересно увидеть зеркальную противоположность явления в другой культуре. В исследовании, сравнивающем самооценку жителей Северной Америки и Восточной Азии, Гейне из Университета Британской Колумбии обнаружил, что жители Восточной Азии склонны недооценивать свои способности, стремясь улучшить себя и ладить с другими.
Эти различия подчеркнуты в мета-анализе, который Хайне сейчас завершает из 70 исследований, в которых изучается степень самоутверждения или самокритики в Китае, Японии и Корее по сравнению с Соединенными Штатами и Канадой. Он обнаружил, что 69 из 70 исследований выявили существенные различия между двумя культурами в степени, в которой люди придерживаются этих тенденций.
В другой статье в октябрьском 2001 г. Journal of Personality and Social Psychology (Vol. 81, No. 4) команда Хайне более подробно рассматривает, как это происходит. Сначала японские и американские участники выполнили задание, в котором либо преуспели, либо потерпели неудачу. Затем они замеряли время работы над другой версией задачи. «Результаты представляли собой симметричную букву X», — говорит Хайне: американцы работали дольше, если им удавалось выполнить первое задание, а японцы работали дольше, если терпели неудачу.
За этими тенденциями стоят культурные, социальные и индивидуальные мотивы, отмечают Гейне и его коллеги в статье, опубликованной в октябре 1999 г. Psychological Review (том 106, № 4). «Поскольку западное общество становится все более индивидуалистичным, успешная жизнь стала приравниваться к высокой самооценке», — говорит Хайне. «Раздувание чувства собственного достоинства создает положительные эмоции и чувство самоэффективности, но недостатком является то, что люди не очень любят самоусилители».
И наоборот, восточная азиатская позиция, направленная на самосовершенствование или самокритичность, помогает им поддерживать свое «лицо» или репутацию и, как следствие, свою межличностную сеть. Но цена в том, что они не чувствуют себя так хорошо, говорит он. Хайне добавляет, что поскольку люди в этих культурах имеют разные мотивы, они делают очень разные выборы. Если американцы поймут, что у них что-то не получается, они вместо этого будут искать другое занятие. «Если ты плохо играешь в волейбол, хорошо, ты не будешь играть в волейбол», как выразился Гейне. Жители Восточной Азии, тем не менее, рассматривают плохие результаты как приглашение приложить больше усилий.
Интересно, что дети во многих культурах склонны переоценивать свои способности, возможно, потому, что им не хватает объективной информации о своих достижениях. Например, примерно до третьего класса немецкая молодежь обычно переоценивает свои успехи в учебе и положение в классе. Эта тенденция снижается по мере того, как начинается обратная связь в виде буквенных оценок. Но исследователи также выявили значительные кросс-культурные различия в оценках успеваемости детей — оказывается, американские дети особенно склонны переоценивать свои способности. Другие межкультурные различия проявляются в том, приписывают ли дети хорошие результаты способностям или усилиям, а также в стратегиях, используемых для улучшения результатов. Исследователи связали различные стратегии обучения с этими вариантами (посетите www.vcld.org/pages/newsletters/01_02_fall/attribu.htm для ссылок).
Требуются: хорошие отзывы
Одним из противоядий от неточной самооценки является качественная обратная связь, говорит Даннинг. Например, такая обратная связь была бы особенно полезна в сфере медицины, где врачи обязаны выявлять свои слабые стороны и улучшать их с помощью образования и исследований. Трудность в том, что врачи — да и вообще люди — часто не видят этих слабостей, говорит он.
Даннинг приступает к исследованию, в ходе которого будет более подробно изучена проблема «слепых зон». Он считает, что если люди действительно избегают улучшений, потому что просто не видят собственных недостатков, то область созрела для вмешательства.
«Небольшая четкая обратная связь может быть именно тем мотиватором, который нужен людям для работы над своими недостатками», — говорит Даннинг. «Если подростки не понимают, что они действительно очень мало знают о безопасном сексе, или врачи не знают, что медицинские технологии и информация значительно изменились, нельзя ожидать, что они будут мотивированы улучшать свое положение».
Тори ДеАнджелис, писатель из Сиракуз, штат Нью-Йорк.0001 . 2011 март; 81 (часть 1): 161–77. дои: 10.1348/000709910X504500. Детлеф Урхане 1 , Шэн-Хан Чао, Мария Луиза Флоринет, Силке Луттенбергер, Мануэла Пехтер Детлеф Урхан и др.
Br J Educ Psychol.
2011 март . 2011 март; 81 (часть 1): 161–77. дои: 10.1348/000709910X504500. Детлеф Урхане 1 , Шэн-Хан Чао, Мария Луиза Флоринет, Силке Луттенбергер, Мануэла Печтер ФОН. Суждения учителей об успеваемости учащихся по стандартизированному тесту успеваемости часто приводят к переоценке способностей учащихся. Эти суждения в большинстве случаев формируют большую группу переоцененных учащихся и меньшую группу недооцененных учащихся. ЦЕЛИ. В этом исследовании изучались последствия недооценки потенциала математических способностей учащихся. ОБРАЗЕЦ. В расследовании приняли участие 235 учеников четвертого класса и их четырнадцать учителей математики. МЕТОД. Студенты работали над стандартизированным тестом успеваемости по математике и заполняли анкету с самоописанием о мотивации и аффекте. Учителя оценивали потенциал каждого отдельного учащегося в отношении выполнения тестов по математике, а также ожидания учащихся в отношении успеха, уровень притязаний, академическую самооценку, мотивацию к обучению и тревожность перед экзаменами. Различия между суждениями учителей об успеваемости учащихся в тестах и их фактической успеваемостью использовались для построения групп недооцененных и переоцененных учащихся. ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Недооцененные учащиеся демонстрировали одинаковые уровни успеваемости, учебной мотивации и уровня стремления по сравнению с переоцененными учащимися, но имели более низкие ожидания успеха, более низкую академическую самооценку и испытывали большую тестовую тревожность. Учителя ожидали, что недооцененные учащиеся получат более низкие оценки на следующем тесте по математике, считали, что учащиеся довольны более низкими оценками, и предполагали, что учащиеся имеют более слабую учебную мотивацию, чем их переоцененные одноклассники. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Ошибка учителя в суждениях не ограничивалась выполнением тестов, а распространялась на мотивационные и аффективные черты учащихся. © 2010 Британское психологическое общество. Личностные и ситуативные предикторы тестовой тревожности учащихся постобязательного образования. Putwain DW, Woods KA, Symes W.
Putwain DW и др.
Br J Educ Psychol. 2010 март; 80 (часть 1): 137–60. дои: 10.1348/000709909X466082. Epub 2009 28 июля.
Br J Educ Psychol. 2010.
PMID: 19646333 Взаимосвязь между самооценкой учащимися своих способностей и суждениями учителей о способностях учащихся в решении математических задач. Чен ПП.
Чен ПП.
Psychol Rep. 2006 Jun; 98 (3): 765-78. doi: 10.2466/pr0.98.3.765-778.
Psychol Rep. 2006.
PMID: 16933674 Использование учителями призывов к страху на уроках математики: беспокойство или мотивация учащихся? Путвейн Д. В., Саймс В.
Putwain DW и др.
Br J Educ Psychol. 2011, сен; 81 (часть 3): 456-74. дои: 10.1348/2044-8279.002005. Epub 2010 7 декабря.
Br J Educ Psychol. 2011.
PMID: 21199486 [Когнитивно-мотивационные профили учащихся и их актуальность для восприятия учащимися помощи учителей в обучении]. Руэльманн М., Торкетти Л., Цуллигер С., Бухольцер А., Преториус А.К.
Руэльманн М. и соавт.
Unterrichtswissenschaft. 2021;49(3):395-422. doi: 10.1007/s42010-021-00100-3. Epub 2021 10 марта.
Unterrichtswissenschaft. 2021.
PMID: 34803210
Бесплатная статья ЧВК.
Обзор.
Немецкий. Академическая самооценка и академические достижения: отношения и причинно-следственная связь. Марш Х. В., Мартин А.Дж.
Марш Х.В. и др.
Br J Educ Psychol. 2011 март; 81 (часть 1): 59–77. дои: 10.1348/000709910X503501.
Br J Educ Psychol. 2011.
PMID: 21391964
Обзор. Посмотреть все похожие статьи Современные компетенции фасилитаторов игр и их потенциальная оптимизация в высшей школе: мультиметодическое исследование. Баальсруд Хауге Дж., Сёбке Х., Брокер Т., Лим Т., Луччини А.М., Корневс М., Мейер С.
Baalsrud Hauge J, et al.
Серьезные игры JMIR. 2021 5 мая; 9 (2): e25481. дои: 10.2196/25481.
Серьезные игры JMIR. 2021.
PMID: 33949956
Бесплатная статья ЧВК. Что учителя думают об инклюзивности своих учеников? Согласованность самоотчетов учащихся и оценок учителей. Венец М., Цурбригген CLA, Шваб С.
Венец М. и соавт.
Фронт Псих. 2019 16 июля; 10:1637. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01637. Электронная коллекция 2019.
Фронт Псих. 2019.
PMID: 31379672
Бесплатная статья ЧВК. Успеваемость в школе на уровне класса и удовлетворенность жизнью: дифференциальная чувствительность для детей школьного возраста с низкой и высокой успеваемостью. Ратманн К., Херке М., Бильц Л., Римпеля А., Хуррельманн К., Рихтер М.
Ратманн К. и др.
Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2018 5 декабря; 15 (12): 2750. дои: 10.3390/ijerph25122750.
Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2018.
PMID: 30563121
Бесплатная статья ЧВК. В центре внимания математическая тревога. принадлежность
Авторы
принадлежность
Абстрактный
Похожие статьи
Цитируется