Как закрыть гештальт самостоятельно: Как закрыть гештальт самостоятельно — техники и способы

Гештальт: как его закрыть раз и навсегда — Психология эффективной жизни

Вы все время попадаете в ситуации определенного типа? Сталкиваетесь с людьми определенного типа? У вас есть ощущение дежавю? Ощущение, что вы постоянно наступаете на одни и те же грабли? Одна из причин такого явления — незакрытые гештальты.

Гештальт: вспомнить все

Само слово «гештальт» в переводе с немецкого языка означает «целостная форма, образ, структура». Поэтому, когда говорят, что гештальт не закрыт, имеют в виду то, что какая-то ситуация в прошлом осталась незавершенной. И это не позволяет нашему подсознанию поставить в той истории точку.

Условно говоря, подсознание тревожится, создает внутри нас напряжение, а главное — заставляет нас вести себя определенным образом.

  • Во-первых, так, чтобы мы помимо своей воли искали или же сами воспроизводили ситуации, схожие с теми, что остались незавершенными, непроработанными, недопрожитыми в нашем прошлом, в которых мы недополучили что-то важное для себя.
    При этом саму ситуацию мы можем даже не помнить.
  • Во-вторых, чтобы мы искали людей, которые смогут стать заменой тех, кто был когда-то для нас значим и кому мы смогли / не захотели / побоялись что-то сказать или сделать.

Например, часто за незавершенными гештальтами стоят непроработанные отношения с родителями. В детстве мы целиком и полностью зависели от них, от того, насколько хорошими и послушными были. Фактически послушание родителям было условием нашего выживания, поэтому мы были вынуждены во многом сдерживать себя.

Но невысказанные упреки, обиды, невыраженный гнев в адрес родителей и других значимых взрослых никуда не делись. Они по-прежнему живут внутри нас. И чем старше мы становимся, тем более тяжелым и громоздким становится этот багаж.

На то, чтобы носить все это «добро» в себе, мы тратим массу энергии. А все потому, что еще в детстве усвоили: выражать свои чувства и говорить прямо о том, что думаешь, опасно.

Но как вспомнить все, что случилось с нами в жизни и что необходимо завершить? Ведь это же просто невозможно! И что делать с этими незакрытыми гештальтами? Как их завершить?

Да, вспомнить абсолютно все действительно невозможно. Но это и не нужно: и того, что прямо сейчас ранит сердце и рвется наружу, за глаза хватит для начала работы. А все менее значимое вспомнится потом, после того как мы разберемся с самыми актуальными вещами.

Кроме того, ситуации, которые нас беспокоят, в большинстве случаев можно распределить по группам. И, прорабатывая самую тревожащую ситуацию в какой-то группе, мы фактически прорабатываем и другие ситуации этого типа.

Далее. Обязательно нужно понимать, что закрыть гештальт — это не значит бежать к родственникам или другим «обидчикам», начинать махать кулаками, доказывая свою правду, и на повышенных тонах выяснять с ними отношения. Такое поведение будет крайне неэкологично не только для наших визави, но и для нас самих. Особенно если учесть, что кого-то из «обидчиков» наверняка уже нет в живых.

Закрыть гештальт — значит проработать свое прошлое и перепрожить его. Это работа с самим собой, а не с другими людьми. Результаты этой работы — произошедшие внутри нас изменения — окружающие обязательно почувствуют на невербальном уровне. В итоге изменятся не только отношения с ними, но и качество нашей жизни.

Итак, что нужно сделать, чтобы закрыть гештальт?

Основных шагов три.

1. Следует начать прорабатывать одну из ситуаций, которые лежат на поверхности и беспокоят прямо сейчас. Вычленить их легко: нужно взять листок бумаги и ручку и записать все, что задевает за живое, вызывает раздражение и возмущение.

2. Дальше необходимо продумать и по пунктам перечислить, что конкретно в данной ситуации нам не нравится. Как, с нашей точки зрения, все должно было быть и почему. Чему должна была научить нас эта ситуация, какой жизненный опыт мы должны были в ней приобрести и т.д.

А теперь, когда у нас есть вся информация об «идеальном» развитии и завершении этой ситуации, нужно погрузиться в нее как можно глубже и полнее и прожить ее заново. И в процессе этого повторного проживания выплеснуть те чувства и эмоции, которые мы хотели выплеснуть, но не смогли этого сделать. Сказать то, что хотели сказать, но так и не сказали. Сделать то, что хотели сделать, но так и не сделали.

Важное замечание: проживание ситуации должно проходить не только и даже не столько на уровне ума, сколько на уровне чувств и ощущений!

И еще. Не стоит стремиться выполнить это упражнение с первого раза. Закрытие гештальта — это работа с травмой, а это процесс очень неприятный и болезненный. Далеко не каждому под силу сделать это в один прием. Поэтому важно дать себе возможность погружаться в ситуацию столько раз, сколько понадобится, чтобы окончательно ее исчерпать.

Главное — чтобы в итоге не осталось ничего недосказанного, недопонятого, недоделанного. В результате вы должны разобраться со всеми сожалениями, обидами, гневом — всем, что вас тяготит. 

Понять, что гештальт завершен, можно только опытным путем — когда в следующий раз вы снова начнете проживать эту или схожую ситуацию и не испытаете при этом никакого дискомфорта.

3. После этого хорошо пересмотреть свою жизнь с позиции нового опыта — хотя бы основные, переломные моменты. Это задание очень важно, потому что оно помогает изменить представления о себе. В результате заметно снизятся восприятие себя как жертвы, ощущение собственной беспомощности и никчемности. И при этом мы начнем чувствовать себя более уверенными, более опытными и умудренными жизнью людьми.

Почему эта техника эффективна?

Во-первых, работа с гештальтами разрушает автоматизмы, то есть привычку поступать определенным образом в однотипных ситуациях, не задумываясь, что, как и почему мы делаем. Во-вторых, она переориентирует мышление, чувствование и поведение.  

Разрушение автоматизмов происходит, когда мы анализируем, что сделали не так в прошлом, и прорабатываем альтернативные варианты своих действий, ищем наиболее подходящий для нас в конкретном случае способ отреагировать на ситуацию.

То есть перед выполнением привычного действия мы берем паузу и начинаем задумываться, каким еще образом можем его совершить.

В процессе разрыва шаблона происходит и переориентация нашего старого типа мышления на новое. Начав мыслить по-другому, мы испытываем новые чувства, а вслед за ними подтягивается уже и новый способ реагирования и поведения.

Помочь Маше вернуть родительский «должок»

Давайте рассмотрим конкретный пример работы с непроработанными отношениями с родителями как самый распространенный и «больной» случай. Возьмем мою клиентку — назовем ее Машей — и пройдем вместе с ней по вышеприведенным трем шагам.

Маша — клиент опытный, много чего понимает и осознает, поэтому ее пример будет показательным. Далее следуют мои комментарии, наблюдения и выдержки из Машиного дневника работы над собой (публикуются с ее разрешения).

1. Проработка ситуации

Маше уже хорошо за тридцать, но она до сих пор носит в своем сердце обиду на родителей — на то, что они недодали ей внимания, заботы, любви. И она до сих пор ждет, когда они «одумаются» и вернут наконец свой «должок».

Это мешает ей строить отношения с другими людьми и устраивать свою личную жизнь (она не замужем и живет с родителями). И это то, что Маша хочет изменить в первую очередь.

«Что мне не нравится в отношениях с родителями?

1. Мне не нравится то, что я была и остаюсь недолюбленным ребенком.

2. Не нравится, что в 99% случаев родители (особенно мама) меня критикуют, причем унижая меня, высмеивая и, как мне кажется, всегда меня отвергая.

3. Не нравится, что, общаясь с другими людьми, я жду от них той любви, которую мне недодали родители (периодически ловлю себя на этом). А когда не получаю ее, начинаю капризничать, как маленький ребенок, делать пакости, чтобы отомстить людям за то, что и они не дают мне любви и внимания, в которых я нуждаюсь, и в конце концов рву с ними отношения. Ну или они рвут отношения со мной.

Получается, что даже с другими людьми я выстраиваю и проигрываю те же отношения, что и с родителями? Получается, что я наступаю на одни и те же грабли и двигаюсь по кругу? И, чтобы разорвать этот порочный круг, мне нужно изменить отношение к родителям? Наверное, это и есть тот урок, который я должна извлечь из этой повторяющейся из раза в раз ситуации. Урок в том, что мне нужно стать эмоционально самостоятельной, не зависящей от родителей, эмоционально повзрослеть.

А чего я хочу в идеале? Для меня важно, чтобы родители дарили мне душевное тепло, интересовались моими делами, хвалили меня, поддерживали. Что мне это даст? Мне кажется, что тогда я наконец смогу чувствовать себя в безопасности, а значит, стану более независимой и смогу общаться с другими людьми на равных. Беда в том, что я не могу заставить родителей изменить отношение к себе. Получается, все, что мне остается, — это изменить свое отношение к ним. Может, хотя бы тогда что-то изменится?»

2. Что не нравится в ситуации и как это изменить

Когда Маша, несмотря на страх и сопротивление, все-таки погрузилась с проживание отчаяния из-за отношений с родителями и когда она услышала внутри себя их обычное: «У тебя все равно ничего не получится! Да у тебя руки не из того места растут. Да что ты можешь-то? Чего еще от тебя ждать?» — обида и возмущение захлестнули ее так, что она не выдержала.

Она зарыдала, и из нее наконец-то хлынули претензии, которые она никогда не решалась предъявить родителям (она и сейчас выкрикивала их про себя, а не вслух, что вполне безопасно и при этом не менее полезно). Это были упреки в холодности, жестокости и жесткости, равнодушии, нечуткости. В том, что они отказывались водить ее в кружки (а она очень хотела в детстве научиться рисовать и играть на фортепиано). В том, что редко отпускали ее гулять во двор с другими детьми.

Она жаловалась на то, что ей всегда не хватало откровенности, разговоров по душам, их ласки и душевного тепла. Признавалась в том, что ей столько раз хотелось подойти и обнять маму или поведать ей что-то глубоко личное, но всякий раз она одергивала себя и заставляла себя держать дистанцию и отстраняться, боясь насмешек и оскорблений.

Нужно сказать, что это оплакивание себя продолжалось у Маши несколько месяцев и продолжается до сих пор. Сначала она стеснялась этого, но постепенно это стеснение прошло. Потому что, выплескивая то, что накопилось, она в какой-то момент начала чувствовать облегчение — как будто начала сбрасывать с плеч тяжелый груз. И по мере того как Маше становилось легче, в ее жизни начали, хоть и медленно, происходить перемены.

Сейчас она уже не зациклена на своей недолюбленности. Хотя, конечно же, грустит, думая о том, как здорово было бы, если бы она росла в атмосфере любви и заботы. Но это уже именно грусть, а не серьезная душевная боль. Грусть, которая появляется всегда, когда думаешь о важной потере.

Фокус внимания постепенно смещается у Маши с родителей на свою собственную жизнь. Она начала брать уроки игры на фортепиано (о которых мечтала в детстве и от которых получает сейчас большое удовольствие), чаще бывать на людях и общаться с ними (а не стоять в сторонке, как раньше), чаще звонить немногим пока друзьям и строить планы о том, как лучше расширить круг общения и каких людей ей хотелось бы в него ввести.

Она учится воспринимать себя как взрослого человека и относиться к себе с уважением. Это пока получается с трудом, но все-таки какие-то подвижки уже есть. Интересно, что и родители Маши почувствовали эти перемены и стали относиться к ней с меньшим пренебрежением, иногда они даже обращаются к ней за советом.

3. Переоценка жизни

Сейчас, когда эмоциональная зависимость Маши от родителей снижается, она уже готова начать пересматривать свою жизнь. Вот что она успела записать в своем дневнике и обсудить со мной:

«Сейчас, оглядываясь назад, я могу сказать, что холодность и отстраненность родителей, несмотря на причиненную боль, в чем-то даже мне помогли. Например, когда я только поступила в школу, мне было гораздо проще привыкнуть к ней, чем многим моим одноклассникам, которые росли в тепличных условиях и у которых было беззаботное детство. Для них отсиживать уроки, а потом делать домашние задания было сущим наказанием, а мне как-то сразу стало интересно.

Передо мной открылся мир гораздо приветливее того, что ждал меня дома. Я ходила в школу с удовольствием, с удовольствием училась и закончила школу с медалью. Проблем с поступлением в институт тоже не было.

И работать я начала уже в институте, а не ждала окончания учебы, как сокурсники из благополучных семей. Потому что мне надоело, что родители называют меня иждивенкой, да и вообще самостоятельности хотелось. И к окончанию института у меня уже были опыт и трудовой стаж, так что после диплома мне было легче, чем многим моим сокурсникам, устроиться на работу в хорошую компанию с хорошей зарплатой.

В школе, правда, среди одноклассников у меня друзей вообще не было: они казались мне детьми. Зато у меня всегда были друзья старше, начитаннее, глубже, чем я: мне было интересно с ними разговаривать, узнавать у них что-то, учиться у них уму-разуму (научиться этому у родителей в силу их закрытости было невозможно), перенимать опыт.

Вот и получается, что из-за обделенности вниманием родителей я оказалась гораздо более развитой, чем мои сверстники, повзрослела раньше их, мне легче адаптироваться к меняющимся условиям и справляться с трудностями, потому что мне не на кого рассчитывать, кроме как на себя. И по этой же причине мне вообще легче устраиваться в жизни.

Выходит, я всю жизнь смотрела только на одну сторону медали — на ту боль, которую причинили мне родители. И даже не замечала тех преимуществ, которые эта тяжелая для меня ситуация дала мне».

Завершение гештальтов — это работа, конечно, небыстрая и трудоемкая. Но ради того, чтобы разобраться со старыми травмами и наладить отношения с окружающими, стоит приложить усилия.

 

От редакции

Ох уж эти отношения с родителями… Как много нервных клеток они убили каждому из нас! Кажется, тема конфликта отцов и детей неисчерпаема. Сколько бы лет вам ни было — 13, 23 или 53, — вы так или иначе остаетесь зависимы от родительского мнения. Как оставить прошлые обиды в прошлом и научиться жить собственной жизнью, рассказывает психолог Ольга Юрковская: http://www.psy.systems/post/pyat-sovetov-kotorye-pomogut-vystroit-zdorovye-otnosheniya-s-roditelyami.

Писатель Ольга Савельева делится историей из юности, понять и посопереживать которой может каждый. В 18 лет она впервые пригласила друзей к себе на дачу, но в последний момент оказалось, что хозяйкой вечера ей быть не суждено: властная мама отказалась уезжать и приняла гостей сама. Что делать, когда в своей жизни ты ничего не решаешь? Читайте историю Ольги: http://www.psy.systems/post/apelsinki-gosti.

Обиды на родителей, пережитые травмы и другие незакрытые гештальты рано или поздно превращаются в «монстров» и «призраков», которые мешают нам адекватно воспринимать происходящее и выстраивать здоровые отношения с другими людьми. Читайте о том, как распознать и нейтрализовать своих «монстров» и «призраков», в статье психолога Елены Арещенко: http://www.psy.systems/post/monstry-i-privideniya-kotorye-portyat-nam-zhizn.

Как закрыть гештальт и что это значит? / ELLE.ru

Психология

Почему нам так нужно завершить какое-то действие, и откуда берется это желание завершенности?

Что значит слово гештальт

Слово «гештальт» (die Gestalt) с немецкого переводится как «образ», «фигура», «форма». Термин ввели в оборот основатели гештальтпсихологии Макс Вертгеймер, Курт Коффке и Вольфганг Келер, опубликовавшие программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. По мнению немецких теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются органами чувств не в виде набора разрозненных элементов, а как организованные, целостные формы. При этом восприятие не сводится к сумме ощущений, а характеристики фигуры не описываются свойствами ее частей.

Психологов настолько впечатлил феномен целостности, что идея формирования гештальта незамедлительно нашла применение в изучении личности. Кроме того, сформулированные константы и качества гештальта используются в дизайне, графике, кинематографе, мультипликации и прочих видах визуального искусства. Говоря о зрительном восприятии, целостностью (гештальтом) определяется сбалансированная организация видимого поля.

Lexie Smith by Hanna Tveite for Zara Fall 2020 Lookbook

Стоит отметить отличия гештальтпсихологии и гештальттерапии. Гештальтпсихология стремится формулировать общепсихологические законы, объясняя познание (восприятие, мышление, работу памяти и внимания) на основе принципов гештальта. Гештальттерапия — направление психологической практики, использующее определенный набор техник и установок для реорганизации опыта, чтобы восстановить баланс (целостность) личности.

Что такое незавершенный гештальт

Lexie Smith by Hanna Tveite for Zara Fall 2020 Lookbook

Одним из базовых свойств гештальта является стремление к завершенности. Говоря о незавершенном гештальте, мы, как правило, имеем в виду, что когда-то с чем-то до конца не разобрались, например, не закрыли гештальт в отношениях, и мысли постоянно крутятся вокруг нерешенной проблемы, что не позволяет подсознанию поставить в истории точку. Постоянная забота о том, как закрыть гештальт с бывшим/бывшей, создает внутреннее напряжение, поглощая внимание и энергию, и даже если стараться не думать об этом, все равно съедает силы. Незавершенный гештальт напоминает зависшую компьютерную программу, которая портит настроение и, в общем, жизнь.

Эффект особой запоминаемости незавершенных действий открыла советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник примерно сто лет назад. Суть феномена в том, что психика стремится доводить намеченное до конца и, сконцентрировавшись на задаче, выдвигает ее в приоритет, пока та не придет к логическому концу. Недостигнутая цель перетягивает на себя максимум внимания — от нее сложно отвлечься и практически невозможно забыть.

Сам по себе эффект Зейгарник неплох, даже полезен, поскольку побуждает довести начатое до искомого финала. Однако в некоторых случаях груз незакрытых гештальтов способен нанести нешуточный вред психике. Например, когда завершение задачи зависит не только от вас, но и от других людей и/или обстоятельств.

Как определить незакрытый гештальт

Наличие незавершенных гештальтов определяется психологическими паттернами, легко опознаваемыми в поведении и сопутствующих переживаниях. Упоминаемые проявления служат самым что ни на есть тревожным сигналом к поиску способов закрыть имеющиеся гештальты.

Застревание. Это когда психика зацикливается на незавершенных событиях или отношениях. Если вы расстались с милым, но не успели обсудить что-то важное или не смогли объяснить себе причину разрыва отношений, то будете мысленно (и долго) к нему привязаны, пока не решитесь избавиться от этой романтической занозы. Когда все ясно-понятно и полностью завершено, адаптация происходит гораздо быстрее. Или после неприятного разговора в офисе вы постоянно крутите случившийся диалог в голове, придумывая, что вы могли бы сказать/предпринять и что бы из этого вышло.

На те же грабли. Ситуация, с которой когда-то не удалось справиться, с большой вероятностью будет повторяться. Психика будет раз за разом создавать похожие ситуации, чтобы вновь и вновь завершать их приемлемым (и привычным) способом. Например, если в детстве имелся опыт унижения, обиды или безразличия, во взрослой жизни, как ни странно, сохраняется тяга бессознательно выбирать окружение, которое обеспечит аналогичное отношение.

Что значит закрыть гештальт

Lexie Smith by Hanna Tveite for Zara Fall 2020 Lookbook

Понятие «закрыть гештальт» означает проработку прошлого и возможность перенастроить его в своем сознании, что подразумевает серьезную работу над самой/самим собой. В результате этой работы изменятся не только отношения с окружающими, но и качество жизни.

Закрытие гештальта — это работа с травмой, процесс неприятный и болезненный. Далеко не каждому под силу сделать это в один прием. Важно дать себе возможность погружаться в ситуацию столько раз, сколько понадобится, чтобы окончательно ее исчерпать. В итоге вы должны разобраться со всеми сожалениями, обидами, гневом — всем, что тяготит, и, главное, не оставить ничего недосказанного, недопонятого, недоделанного.

Понять, что гештальт завершен, можно опытным путем — в следующий раз, проживая схожую ситуацию, вы не испытаете дискомфорта. Специалисты советуют действовать постепенно, аккуратно, настойчиво и поэтапно. Определите, что конкретно вас беспокоит, и разбейте избавление от проблемы на промежуточные этапы. Помните, что потребность в гештальте поглощает вашу энергию до тех пор, пока вы тянете на себе полную ответственность, думая, что справитесь, если поднажмете. Проясните для себя — а действительно желаемое достижение зависит только от вас? Гештальт вполне возможно закрыть, осознав лишь, что вы перепутали личную задачу с чужой волей.

Что такое гештальт в отношениях

Один из самых распространенных случаев незакрытого гештальта — незаконченные отношения. К примеру, вы влюбились, у вас возник образ взаимного притяжения, к чему располагали некие основания/потребности, и вы поставили перед собой задачу создать любящую пару или даже ячейку общества, а он не торопится соответствовать ожиданиям или вовсе не отвечает взаимностью. Вы не можете поставить точку, поскольку в идею счастливого союза вложено много сил и, пока есть хотя бы мини-шанс получить желаемое, продолжаете бороться за любовь.

Чем дольше гештальт в отношениях находится в области направленного внимания, тем сильнее становится, питаясь вашей энергией. Мощный гештальт настаивает на том, чтобы все ваши силы, внимание и эмоции были брошены на его закрытие. Чем выше ставки на достижение идеальной целостности, тем сложнее закрыть гештальт и тем настойчивей он требует действий к своему завершению. Чтобы защититься от неминуемого стресса, психика вынуждена создавать иллюзии и находить подтверждения, что все идет по плану. Так возникает гештальт-ловушка, единственный выход из которой — закрыть гештальт, правда, со сменой имеющихся установок.

Lexie Smith by Hanna Tveite for Zara Fall 2020 Lookbook

Как закрыть гештальт в отношениях

Во-первых, позволить себе это и подойти к делу осознанно. Эксперты советуют распределить усилия, ориентируясь на три основных этапа.

  1.  Возьмитесь за проработку ситуации, честно описав на листке бумаги все плюсы и минусы отношений, уделив особое внимание тому, что задевает за живое, вызывает раздражение и возмущение.

  2.  Продумайте и перечислите по пунктам, что именно вам не нравится — и перепишите сложившийся сценарий на желаемый лад. Как, с вашей точки зрения, все должно было быть и почему. Как только на бумаге сложится идеальная картина развития отношений, погрузитесь в нее как можно глубже и представьте, как заново проживаете уже произошедшие события. В процессе «повторного проживания» рекомендуется выплеснуть все чувства и эмоции, которые хотелось выплеснуть, но не получилось. Сказать то, что хотелось сказать, но так и осталось несказанным. Сделать то, что нужно было сделать, поступить так, как правильно было поступить. Важно: проживание ситуации должно проходить не столько на уровне ума, сколько на уровне чувств и ощущений. И еще: не стоит стремиться выполнить это упражнение с первого раза. Дайте себе время в полной мере проработать и осознать происходящее.

  3.  Пересмотрите жизнь с позиции нового опыта — хотя бы основные, переломные моменты. Это задание очень важно, поскольку помогает изменить представление о себе, избавляясь от ощущения беспомощности и никчемности. Внутренняя перезагрузка поднимет самооценку, предоставив возможность почувствовать себя увереннее и опытнее. Что особенно важно, работа с гештальтами меняет мышление и поведение, разрушая автоматизмы — привычки действовать стандартно, не задумываясь, как и почему мы поступаем определенным образом в однотипных ситуациях. 

Вам может быть интересно:

Smirnova Natasha


Теги

  • Психология
  • отношения
  • Карьера

Ключевые концепции гештальт-терапии для не-гештальт-терапевтов

Несколько лет назад я присутствовал на приеме в честь преподавателя, которого мы недавно приняли на работу в наш отдел. Она только что защитила докторскую диссертацию, и это будет ее первая академическая работа. Она прошла обучение на Среднем Западе по программе, известной своим упором на когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). В беседе с глазу на глаз она поинтересовалась моей теоретической ориентацией. Я сказал, что я гештальт-терапевт. Она сделала паузу, выглядела немного смущенной, а затем сказала: «Гештальт-терапия? Действительно! Я не думал, что кто-то еще так делает».

Нелегко быть гештальт-терапевтом, особенно когда вы преподаете и руководите докторской программой по психологии в США. Иногда я встречаю людей, таких как мой бывший коллега по факультету, которые считают, что гештальт-терапия вымерла. Чаще я сталкиваюсь с людьми, которые имеют устаревшее и несбалансированное представление о том, чем является (или был) гештальт. Фрицу Перлзу, соучредителю гештальт-терапии, можно приписать эту неточную картину, которую было трудно перекалибровать спустя 47 лет после его смерти.

Когда я представил эту тему на конференции Американской ассоциации консультирования в 2016 году в Монреале, я начал с упражнения «свободные ассоциации»: «Я говорю гештальт-терапия, вы говорите…?» Как и ожидалось, я услышал горячее место , здесь и сейчас , пустой стул , технику и молитву Перлза . Я также был рад услышать теория поля , диалог и ориентированный на процесс .

Одно из распространенных заблуждений состоит в том, что гештальт-терапия представляет собой набор техник, которые может использовать любой терапевт, независимо от ориентации. На самом деле такую ​​технику, как заставлять клиента представить, а затем обратиться к другому человеку в пустом кресле, может использовать любой терапевт, но это вмешательство не имеет смысла.0007 не гештальт-терапия . Как и в случае с любым подходом к консультированию, для достижения даже элементарного уровня компетентности гештальт-терапевта требуются годы образования и обучения.

Еще одно заблуждение состоит в том, что гештальт-терапию можно сочетать с другими направлениями консультирования. Много лет назад я посетил однодневный семинар под руководством Арнольда Лазаруса, «основателя» мультимодальной терапии. Ближе к концу утреннего сеанса он объявил, что собирается показать видео, в котором продемонстрирует, как он может сочетать гештальт-терапию со своим подходом. В видео он провел клиента через упражнение «два стула» (в котором клиент перемещается между стульями «лицом друг к другу», разыгрывая диалог с двумя конфликтующими частями себя). Я подошел к нему во время обеденного перерыва и уважительно предположил, что он не занимается гештальт-терапией. Я спросил, сделает ли он поясняющий комментарий на дневном заседании. Мое предложение и просьба не были приняты, мягко говоря, не очень хорошо.

Сказав это, есть ли аспекты гештальт-терапии, которые могут быть включены консультантами, которые недостаточно обучены и не знакомы с этим подходом? Я полагаю, что они есть, и в оставшейся части этой статьи я обрисую некоторые из этих концепций.

1) Контекст, контекст, контекст. В нашем все более мультикультурном обществе важность рассмотрения контекста становится все более очевидной, независимо от теоретической ориентации человека. Гештальт-терапия приняла (от Курта Левина) концепцию «поля» как одну из своих основных философских основ. В гештальт-терапии человек всегда рассматривается в контексте прошлых и настоящих полевых условий или окружения. Исходной точкой любых терапевтических отношений является представление о том, что наши клиенты одновременно находятся под влиянием различных сред и влияют на них.

Одно из ошибочных представлений о гештальт-терапевтах состоит в том, что нас не интересует прошлое. На самом деле обычно тщательно собирают анамнез, чтобы мы могли найти ключевые части пути, который привел клиентов к их нынешнему социальному и эмоциональному положению. «Анализ контекста» имеет решающее значение для эффективного консультирования, и, учитывая демографические сдвиги, происходящие сегодня в Соединенных Штатах, контексты наших клиентов гораздо более разнородны, чем в прошлые десятилетия.

2) Любопытство. Я только что закончил годичный курс обучения межкультурной коммуникации. Мне пришлось улыбнуться, когда мой тренер объявил, что самая важная компетенция в межкультурной коммуникации — это любознательность. Я улыбнулась, потому что в течение последних нескольких лет любознательность считалась самой важной компетенцией для гештальт-терапевтов.

Наш теоретический термин для этой компетенции — феноменологическое исследование . Сидя с нашими клиентами, мы пытаемся (насколько это возможно) заключить в скобки ранее существовавший опыт, который заставил бы нас спешить с суждениями, объективировать и верить, что мы вычислили этих клиентов. Этот процесс непрост. В конце концов, наша академическая подготовка побуждает нас задавать вопросы, которые помогают нам определить, в какую категорию поставить наших клиентов (диагноз), чтобы мы могли применить наиболее научно обоснованное вмешательство.

Однако целью феноменологического исследования является не классификация. Скорее, мы используем наш «открытый разум», чтобы понять субъективность клиента. Парадоксально, но чем больше мы похожи на наших клиентов (по возрасту, полу, расе, этнической принадлежности, сексуальной ориентации и т. д.), тем важнее вести с любопытством, особенно с учетом естественной склонности идти коротким путем и предполагать, что мы знаем. как история заканчивается, не тратя время на чтение всех глав.

В нашем все более разнообразном и мультикультурном мире все чаще приходится сидеть с клиентами, которые не похожи на нас. Одно предостережение относительно использования феноменологического исследования с клиентами, которые сильно отличаются от нас, заключается в том, что в задачу клиента не входит обучение консультанта. В отличие от других компетенций, которые необходимо изучить или приобрести, чтобы стать квалифицированным врачом, любопытство является врожденным, и для большинства из нас его необходимо «восстановить».

3) Не играть в избранное. Многие направления психотерапии уделяют больше внимания одному конкретному аспекту индивидуального опыта. Я отчетливо помню, как смотрел видео сеанса групповой терапии под руководством Карла Роджерса. В первые минуты группы участники предсказуемо участвовали в интеллектуальных обменах. Роджерс был очень тихим и выглядел полусонным. Когда участница, в конце концов, начала говорить о своих чувствах, Роджерс оживилась и сказала что-то вроде «Теперь мы куда-то движемся».

В то время как клиент-центрированная терапия считает, что чувства первичны, когнитивно-поведенческая терапия делает аналогичный акцент на когнициях или мыслях. Гештальт-терапия не имеет фаворитов. Наши клиенты могут испытывать дистресс, связанный с их мыслями, чувствами, поведением, мечтами, сексуальностью, духовностью или отношениями. Все эти «области» взаимосвязаны, и в любой конкретный момент терапии одна из них может быть более заметной для клиента, чем другие. Как гештальт-терапевт, я верю, что мои клиенты (а не моя теоретическая ориентация) определят аспект(ы) своего опыта, который является первичным в любой момент.

Культурные соображения также требуют, чтобы терапевты не придерживались слишком строго предписаний любого подхода к консультированию, большинство из которых было разработано с учетом евро-американских ценностей и предубеждений. Например, как консультант, обученный поощрять клиентов к выражению чувств, приспособился бы к клиенту из эмоционально сдержанной культуры?

4) Сила процесса. Одним из отличительных признаков гештальт-терапии является внимание к процессу , а не только к содержанию. Недавно ко мне подошел аспирант, чтобы спросить о присоединении к одной из моих супервизионных команд. Я спросил его, насколько он знаком с гештальт-терапией. Он сказал, что все, что он знал наверняка, это то, что гештальт-терапевты сосредотачиваются исключительно на настоящем. Я исправил это восприятие и дал ему несколько книг и статей для чтения.

Я думаю о содержании и процессе консультирования по-разному. Содержание — это валюта терапии, то, чем обмениваются. Контент — это движущая сила терапии, истории, которыми делятся наши клиенты. Содержание охватывает прошлое и будущее. Процесс существует только в настоящий момент. Процесс — это арена для изменений, потому что изменения не могут произойти ни в прошлом, ни в будущем.

В каждых консультационных отношениях присутствует насыщенный и динамичный процесс, который терапевт может либо включить, либо проигнорировать. Большинство направлений консультирования «насыщены содержанием». Гештальт-терапевты понимают, что содержание и процесс не могут быть разделены. Нас учат обращать пристальное внимание на процесс и «искусно» комментировать его. Например, консультант может сказать: «Когда вы говорите о своем бывшем любовнике (содержание), вы говорите громче, и ваши кулаки сжаты (процесс)». Я использую слово хитрый потому что требуется время и опыт, чтобы научиться наблюдать за процессом и комментировать.

Комментировать процесс означает пригласить вашего клиента быть с вами «в консультационной комнате». Комментировать процесс — значит создать возможность для своего рода «близости», которую многим клиентам было бы неудобно испытывать. И все же, независимо от вашего подхода к консультированию, существует достаточно доказательств того, что так называемые «факторы взаимоотношений» объясняют большую часть положительных результатов, о которых сообщают наши клиенты. Лаура Перлз, другой соучредитель гештальт-терапии, приняла убеждения Мартина Бубера об отношениях «Я-Ты» в качестве модели для гештальт-терапии. Что-то вроде того, что наши клиенты чувствуют, что мы действительно их понимаем и ценим, может, в каком-то простом смысле, исцелять само по себе.

По моему опыту, эти случайные и мимолетные моменты, когда клиенты чувствуют необычайную связь со своим терапевтом (и не в одиночку), могут произойти только в том случае, если консультанты способны включить внимание к процессу в свой подход.

5) Вне эмпатии. В сфере консультирования широко признано, что эмпатия — это хорошо. Вклад Карла Роджерса в эту область хорошо задокументирован. Безусловно, способность быть чутким – необходимая компетенция во всех консультационных отношениях. Но я хотел бы ввести и дать определение другому менее известному термину. Срок включение , и оно пришло к нам от Бубера и Хайнца Кохута.

Различие между эмпатией и включением не является абсолютным. Между ними есть некоторое пересечение и пересечение, но ради этой статьи я определю их следующим образом: эмпатия — это то, каково было бы мне оказаться на месте моего клиента; включение — это «получение» того, что значит для моей клиентки оказаться на ее месте.

Эмпатия очень полезна при консультировании и работает с использованием механизма проекции . Золотое правило связано с проекцией и эмпатией. Мы делаем для других то, что хотели бы, чтобы другие делали для нас. Получив представление о том, что было бы или могло бы быть для меня, если бы я был в разгаре развода с детьми на кону, я могу уточнить, как я оказываю поддержку своему клиенту. С другой стороны, если я слишком «женачусь» на своем собственном опыте, я могу упустить ключевые различия или сделать неточные предположения об опыте развода клиента.

Механизм включения — феноменологическое исследование, которое я определил ранее. Оно тесно связано с Платиновым правилом: мы делаем для других то, что они хотят.

В комплекте две части. Первый — это процесс подлинного получения (Бубер использовал слово «» для «постижения ») опыта нашего клиента в определенный момент сеанса консультирования. Вторая часть — донести до клиента, что мы действительно понимаем и не осуждаем. Если мы сможем время от времени практиковать инклюзивность именно на этом уровне, мы превзойдем эмпатию, и результатом станет то, что Морис Фридман назвал «исцелением посредством встречи». Он считал, и я с ним согласен, что эти мощные моменты связи между консультантом и клиентом могут возникнуть при любом психотерапевтическом подходе.

6) Самое смешное в переменах. Область консультирования стремится помочь клиентам измениться. Большинство теорий консультирования имеют фундаментальную философию о том, как происходят изменения. Однако самое забавное в переменах то, что они происходят всегда. Меняются времена года, меняются наши тела, меняется погода, развиваются технологии и т. д.

Взгляд гештальт-терапии на изменения называется парадоксальной теорией изменений . Проще говоря, изменения происходят естественно и органично, когда достаточно внимания, осознания и поддержки уделяется тому, «что есть», а не когда мы озабочены тем, «чего нет».

Неизбежно клиенты приходят на терапию двух разумов. Они 1) ищут перемен и избавления от борьбы и 2) не хотят меняться. Повестка дня «не хочу меняться» обычно менее очевидна. В результате консультанты могут легко увлечься стороной «желания измениться» и упустить ее аналог. Когда терапевтический прогресс не достигается и цели лечения не достигаются, консультанты часто разочаровываются и сомневаются в собственной эффективности. В худшем случае клиент обвиняется и считается не готовым к изменениям или «сопротивляющимся».

В моих супервизорских группах постоянно шутят, что если я услышу, как мои врачи говорят: «Я пытаюсь заставить своего клиента…»
Я нажму скрытую кнопку, и замигает красная сигнальная лампочка. Конечно, абсолютно нормально, особенно для новых клиницистов, с энтузиазмом относиться к тому, чтобы помочь нашим клиентам измениться. Критический вопрос заключается в том, как мы, клиницисты, поддерживаем процесс изменений.

Возвращаясь к парадоксальному принципу теории изменений, устойчивые (не быстрые) изменения происходят, когда клиенты могут «оставаться» с текущим опытом, а не бежать от него. Я должен отметить, что когда клиенты сообщают, что они чувствуют «Х» и больше не хотят чувствовать «Х», я бы никогда не сказал: «Ну, единственный способ больше не чувствовать «Х» — это более полно испытать и решить. «X», чтобы вы могли двигаться дальше». Опытные гештальт-терапевты понимают, что наша теория изменений не соответствует тому, как большинство людей в западной культуре относятся к изменениям.

Один из ключевых вкладов Лауры Перлз в гештальт-терапию заключался в том, что она подчеркивала важность как индивидуальной, так и внешней поддержки . Индивидуальная поддержка – это то, что клиент привносит в терапию. Это осанка, дыхание и все чувства. Поддержка окружения обеспечивается креслом клиента, освещением в кабинете, но в основном терапевтом. Я считаю, что одна из основных задач консультанта состоит в том, чтобы оценить источники индивидуальной поддержки клиента и, со временем, попытаться определить, в какой поддержке нуждается клиент от терапевта.

Эта последняя задача сложна, потому что каждый клиент индивидуален, и не существует универсальной поддержки окружающей среды. Разные клиенты — и даже один и тот же клиент в разные моменты — могут нуждаться в консультанте, чтобы взять на себя инициативу, раскрыть себя, посидеть в тишине и так далее. Это постоянное внимание консультанта к максимизации уровня поддержки окружения требует внимания к процессу, о котором я говорил ранее. Соединяя концепции изменения и поддержки, если клиенты собираются исследовать «то, что есть» или оставаться с аспектами своего настоящего опыта (скажем, чувством дискомфорта), необходимо усилить как индивидуальную поддержку, так и поддержку окружения, как в терапевтическом часе. и в их жизни.

7) Следите за своим языком и своими атрибутами. «Фундаментальная ошибка атрибуции» пришла к нам от наших друзей социальных и организационных психологов. Они указывают на нашу склонность «винить» или возлагать ответственность на человека. Например, клиент опаздывает на консультационную сессию, и консультант предполагает некоторую версию того, что у клиента отсутствует достаточная мотивация, он недостаточно серьезно относится к терапии или не пунктуален по натуре. Этот тип ошибочной атрибуции связан с глубокими индивидуалистическими корнями американской культуры.

Меня привлекла гештальт-терапия, потому что это теория здоровья, а не патологии, и потому что всегда принимается во внимание контекст. Дети быстро усваивают, что определенные эмоции и поведение нельзя демонстрировать в присутствии тех, кто за ними ухаживает. Творческие корректировки происходят со временем, становятся жесткими и переносятся во взрослую жизнь. Примерами могут служить неспособность испытывать печаль или просить об эмоциональной поддержке или даже представление о себе как о бесполезном человеке. Эти корректировки, столь важные для выживания и безопасности в детстве, обычно больше не нужны во взрослом контексте. Эти разрывы между прошлым и настоящим создают расстройство, которое консультанты и медицинская модель часто классифицируют как «симптомы».

Гештальт-терапевты не обвиняют и не патологизируют клиентов. Буквально на прошлой неделе в учебной клинике, где я курирую докторантов, я услышал следующее: клиент сопротивляется , избегает , ищет внимания и зависим . Я предлагаю, чтобы мы все, независимо от нашей теоретической ориентации, следили за языком, когда обращаемся к нашим клиентам. Этим типам суждений не хватает чуткости, они упускают из виду более широкую картину и не вдохновляют на формирование сострадательного терапевтического альянса. Рассматривая наших клиентов как любой из этих терминов, мы не ищем цель или смысл их поведения в более широком контексте их жизни, настоящего и прошлого.

Ученый, изучающий айсберг, знает, что для истинного понимания «айсберга» нужно принимать во внимание многое, а не только верхушку, видимую на поверхности воды. Большая масса льда под поверхностью, температура воды и вся экосистема в прошлом и настоящем создают контекст для айсберга. Обозначить клиента как «трудного» или «избегающего» — значит сформировать суждение, основанное только на подсказке человека.

8) Сотворчество, а не ассимиляция или приспособление. В недавно опубликованной статье я написал: «Забегая вперед, в 21 век, я бы предложил заменить термин ассимиляция термином сотворчество . Наше мультикультурное общество будет непрерывным творением без высшей культуры, как самой толстой нити».

Один из моих первых тренеров и наставников сказал мне, что гештальт-терапия была единственным подходом к консультированию, с которым он мог идентифицировать себя как афроамериканец, потому что это не адаптационная терапия. Этот комментарий остался со мной много десятилетий спустя. Хотя люди должны творчески приспосабливаться к обстоятельствам своего детства, гештальт-терапевты не поощряют своих клиентов приспосабливаться к ценностям и ожиданиям доминирующей культуры большинства.

Ассимиляция используется в гештальт-литературе для описания процесса, в котором индивидуум выборочно принимает ценность одних аспектов окружающей среды, отвергая другие. Однако концепция ассимиляции также проблематична, поскольку предполагает процесс «создания подобного» или «вынуждения походить на». На самом деле существует еще один термин, ассимиляционизм , который определяется как «политика абсорбции групп меньшинств».

По своей сути гештальт-терапия заключается в том, чтобы уважать потенциальные и непредсказуемые результаты непрерывных встреч, которые происходят ежедневно между людьми. Благодаря этим встречам обе стороны меняются, совместно создаются новые переживания и реальности. Учитывая наш нынешний политический контекст, я бы сказал, что эта концепция совместного творчества должна быть принята для противодействия возрождению ксенофобии и «отвержению» непохожих друг на друга.

Консультанты имеют привилегию участвовать в особых (осмелюсь сказать, священных) встречах со своими клиентами. Я призываю всех нас остерегаться стать, вольно или невольно, агентами систем или программ, которые способствуют приспособлению или ассимиляции к «самой толстой нити».

 

****

 

Статьи для обмена знаниями разработаны на основе сессий, представленных на конференциях Американской ассоциации консультирования.

Джон Фрю — профессор Высшей школы психологии Тихоокеанского университета. Он является помощником редактора Gestalt Review , а также соавтором и редактором книги Contemporary Psychotherapies for a Diverse World . Он является содиректором Учебного центра гештальт-терапии на северо-западе в Портленде, штат Орегон, и более 30 лет занимается обучением гештальт-терапевтов в США и за рубежом. Свяжитесь с ним по телефону [email protected] .

Письма в редакцию: [email protected]

****

Мнения, высказанные и сделанные в статьях, опубликованных на CT Online, не должны рассматриваться как выражение мнений редакторов или политики Американской ассоциации консультантов.

Гештальт-терапия

Гештальт-терапия — это форма психотерапии, основанная на эмпирическом идеале «здесь и сейчас» и отношениях с другими людьми и миром. Опираясь на идеи гуманистической психологии, школа гештальт-терапии была основана Фрицем Перлзом, Лаурой Перлз, Ральфом Хефферлайн и Полом Гудманом в XIX веке.40-х-1950-х годов. Это связано с гештальт-психологией и основанной на гештальт-психологии теоретической психотерапией Ганса-Юргена Вальтера, но не идентично ей.

Общее описание

Школа гештальт-терапии была основана Фрицем Перлзом, Лорой Перлз, которые изначально были традиционными психоаналитиками, Ральфом Хефферлайном, университетским профессором психологии, и Полом Гудманом, политическим писателем и анархистом, в конце 1940-х до начала 1950-х годов. Основополагающей работой была «Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности», опубликованная в 1919 г.51.

Они используют подходы из самых разных психологических и философских дисциплин, интегрируя их в терапевтический подход, основанный на идее целостного организма (разум и тело как единое целое). Цель этой терапии состоит в том, чтобы помочь человеку обрести большую независимость (рассматриваемую как свобода и ответственность) в своих действиях и способность противостоять блокировкам, которые мешают их естественному развитию.

Узнайте о возможностях уже сегодня

Первоначально основанная на открытиях гештальт-психологии и традиционного психоанализа, гештальт-терапия развивалась как гуманистическая психотерапевтическая модель с хорошо разработанной теорией, сочетающей феноменологический, экзистенциальный, диалогический и полевой подходы к процессу трансформации и роста, люди.

В центре гештальт-терапии лежит продвижение «осознания». Индивидуума поощряют осознавать свои собственные чувства и поведение, а также их влияние на окружающую среду здесь и сейчас. Способ, которым он или она прерывает или пытается избежать контакта с окружающей средой, считается важным фактором при восстановлении после психологических нарушений. Сосредоточивая человека на своем самосознании как части настоящей реальности, можно по-новому взглянуть на его поведение, и он может заняться самоисцелением.

Основное влияние

  • Психоаналитические разработки Вильгельма Райха, особенно концепция доспехов персонажа и ее внимание к телу.
  • Психодрама Джейкоба Морено, в основном разработка методов экспериментирования с телом для разрешения психологических конфликтов
  • Гештальт-психология Макса Вертгеймера, от которой эта терапия получила свое название, влияет на применение концепций восприятия к более широкой теории о потребностях людей и отношениях людей с их окружением.
  • Теория организма Курта Гольдштейна, основанная на гештальт-теории.
  • Экзистенциальная философия отношений и диалога Мартина Бубера («Я — Ты»).
  • Психология Карла Густава Юнга, особенно концепция полярностей
  • Некоторые элементы экзистенциализма и дзен-буддизма

Быть человеком

Практика гештальт-терапии твердо основана на личном опыте как клиента, так и терапевта; кроме того, гештальт-терапия основана на сложной теории, которая развивалась в течение многих лет с 19 века. 40с. Следовательно, следующие пункты могут дать не более чем приблизительное впечатление.

Человек рассматривается как единое целое

Человек рассматривается как неделимая сущность; мы не можем работать с умом, не принимая во внимание также и тело. Они тесно связаны, например, с определенными эмоциями, связанными с определенными позами.

Самоактуализация происходит, когда человек постепенно начинает осознавать себя в целом и все, что это подразумевает. Обычно мы не осознаем большую часть себя и отождествляем себя только с меньшей частью.

Например, в крайнем случае, когда кто-то чрезмерно отождествляет себя со своей работой, человек будет определять себя через свой профессионализм, положение, авторитет, ответственность, способности, организацию и т. д. Он редко будет упоминать другие аспекты своей идентичности, такие как как отношения с партнером или друзьями. И наоборот, на них сильно повлияет успех в сфере их карьеры, и такие события, как увольнение, безработица или выход на пенсию, могут спровоцировать кризис.

Проблема отождествления с ограниченным числом аспектов самих себя заключается в том, что мы не используем большую часть своего потенциала. Предполагая, что нам не хватает внутренних ресурсов, мы ищем внешней поддержки, создавая зависимости.

Формирование гештальта

В немецкой гештальт-психологии, разработанной Максом Вертгеймером, считается, что разум функционирует, осознавая различие между фигурой (то, что привлекает внимание или выступает) и фоном (то, что обитает в фон/вторая плоскость). Перлз использует это различие между фигурой и фоном, чтобы установить принцип человеческой потребности. Он считал, что потребности являются частью континуума. Наиболее выраженная потребность проявляется в виде фигуры до ее разрешения. Этот тип гештальта называется гештальт-контроллером, поскольку он направляет мыслительный процесс.

Крайним примером психической функции этого механизма является зубная боль. Когда у нас болит зуб, весь наш мир вращается вокруг боли. Мы не заботимся о других заботах. Пока мы не решим проблему боли, мы не сможем с ясностью заниматься другими делами.

С психологическими потребностями происходит нечто подобное; потребность рассматривается в этом плане как неразрешенная ситуация или незамкнутый гештальт. Это проявляется в виде мыслей, которые большую часть времени захватывают ум непроизвольно. (Например, наша совесть может навязчиво вести с нами диалог по какому-либо вопросу). Или это может проявляться как фильтр, который делает нас слепыми к определенной информации в нашем окружении. (Например, тот, кто пережил жестокое обращение в детстве, может не заметить проблемы власти и жестокого обращения в отношениях в настоящее время. Эти аспекты фактически остаются на втором плане/фоне и никогда не выходят на первый план).

Процесс формирования и закрытия гештальта — это естественный процесс, который работает без вмешательства человека или контроля нашей воли. Каждый день мы проходим через гештальт-процессы, которые формируются и естественным образом закрываются во времени. Тем не менее, иногда возникают ситуации, которые не решаются должным образом, иногда до такой степени, что мы забываем о существовании исходной проблемы или верим, что она решена. Этот класс вечных проблем может вызвать психологические трудности.

Гештальт-психотерапевт работает с этим незавершенным ментальным содержанием или фильтрующими формами. Они помогают человеку распознать их и работать над закрытием гештальта, используя различные техники, предложенные психотерапевтом.

Границы контакта

Человек устанавливает отношения с окружающей его средой; это отношение определяет границу. Эта граница позволяет провести различие между собой и не-я, но это также и область, где происходит контакт. В гештальт-терапии это определяется как граница эго или граница контакта. В гештальт-терапии считается, что на этой границе строятся отношения с другими людьми. Когда это происходит здоровым образом, тогда граница подвижна, а это значит, что мы способны отличать я от вас, но также и формировать мы. Мы способны согласовывать соответствующие потребности с теми, кто нас окружает, и мы можем видеть друг друга как целостную личность, а не только как функцию наших потребностей и желаний.

Как правило, в отношениях с другим человеком каждый из нас подвержен ряду конфликтов интересов. В большинстве случаев индивидуально-социальный конфликт сталкивает нас с конфликтом между нашими потребностями и требованиями других. Понятия обязательств, такие как «должен делать», трансформируются в идеалы того, что мы должны делать в конкретной ситуации. Затем мы создаем жесткие формулы для отношений, которые соответствуют этим обязательным обязательствам. Со временем они становятся все более и более жесткими. В гештальт-терапии эта жесткость называется характером. Структура характера — это негибкая форма отношений, которая со временем превращается в препятствие для общения с другими.

Другим важным аспектом границы контакта является функция таких явлений, как идентификация и отчуждение. Гештальт-терапия предполагает, что мы часто отождествляем себя только с небольшими частями нашего собственного истинного «я». Это влияет на то, как мы видим, что есть в нас самих и что есть в других. Мы делаем предположения, что определенные наши характеристики принадлежат другим, процесс, известный как идентификация. Мы можем рассматривать некоторые хорошие качества только как принадлежащие другим, хотя на самом деле они также являются частью нас самих. Это также порождает явление, известное как отчуждение; например, когда мы не способны видеть какой-то недостаток в себе, мы склонны критиковать его, когда видим его в других.

Саморегуляция организма

Наконец, можно заранее подчеркнуть, что в качестве основного принципа всех описанных процессов гештальт-терапия опирается на естественность сути психологических процессов. Считая организм разумным, любая попытка контролировать или манипулировать вызывает органический дисбаланс. Считается, что большинство психологических проблем возникает из-за этой манипуляции или потребности в контроле. Терапевтический принцип сначала убивает контроль, чтобы позволить организму естественным образом саморегулироваться. В основе лежит вера в то, что любая попытка направить изменение обычно приводит к противоположному эффекту, когда контролирующая часть личности пытается достичь цели, но сталкивается с другой стороной, которая отказывается от этого контроля.

Различие между решениями и предпочтениями состоит в том, что решения представляют собой добровольный выбор, направляемый формой контроля (внешнего или внутреннего), а предпочтения представляют собой выбор, который в каждый момент времени организм показывает как важный (через процесс формирования Гештальт)

Психотерапевтические основы

Целью гештальт-терапии является содействие устранению препятствий, которые стоят между человеком и использованием его полного потенциала. Методы и отношение гештальт-терапии создают пространство, в котором пациент может восстановить свою способность к жизни. Таким образом человек может научиться осознавать себя и осознавать свои взаимодействия с другими, жить настоящим моментом и брать на себя ответственность за свои действия. Для Перлза соответствующий опыт, выходящий за рамки всего объяснения или возможной интерпретации, является в этом смысле терапевтическим или корректирующим.

Именно таким образом Клаудио Наранхо систематизирует гештальт-терапию по трем основным принципам: отношение, внимание и ответственность, и постоянно возвращает пациента к этим принципам на протяжении всей терапии.

Актуальность(Здесь и сейчас)

Чрезмерная концентрация на прошлом (воспоминаниях) или на будущем (планах) является формой эскапизма по отношению к настоящему. Эти фантазии у обоих часто возникают как форма бегства от настоящего момента, когда мы не можем что-то решить или не можем полностью поэкспериментировать. Тем не менее ничто не существует вне настоящего момента.

Таким образом, гештальт-терапия фокусируется на здесь и сейчас двумя способами: с одной стороны, она настаивает на выражении всего, что находится в поле сознания клиента, и на работе с этим; а с другой стороны, посредством представления прошлого или будущего — или фантазии вообще — драматизировать прошлые сцены — даже из сновидений — или фантазии о будущем. Это становится реальным с помощью жестов, поз и словесных форм.

Внимание(Самореализация)

Принимая игру фигура-фон за основу восприятия, гештальт-терапия пытается достичь проницаемости между ними. Это позволяет смягчить жесткие методы отношения к обществу (характер), с помощью которых неизвестные способности восстанавливаются, чтобы сформировать основу для внимания.

Таким образом, клиенту предлагается осознавать свои чувства, мысли, позу тела, ритм дыхания, физические ощущения и т. д., улучшая повседневный опыт. На следующем этапе клиенту предлагается поэкспериментировать с драматизацией чувств, мыслей, позы тела и т. д. других людей (отцов, друзей, близких партнеров, тех, кто появляется во сне), которые приносятся в качестве значимого материала для исследования. сессия.

Ответственность

Основная идея состоит в том, чтобы заменить понятие вины (связанное с должным и обязанным) понятием ответственности (связанным с саморегуляцией организма). Это создает гибкость в отношениях со средой, обеспечивая естественное равновесие между потребностями и окружающей средой, обеспечивая естественное равновесие между собственными потребностями и потребностями окружающей среды.

Гештальт-терапия подчеркивает независимость клиента, предоставляя ему или ей ответственность за собственное развитие. Это в значительной степени способствует роли гештальт-терапии, понимаемой скорее как фасилитатор или проводник терапевтического процесса, а не возложение на гештальт ответственности за благополучие клиента или притворство создания уверенности в клиенте и его способностях. Таким образом, он избегает создания отношений зависимости с обоими и создает модель позитивных отношений для личностного роста.

В этом свете у терапевта нет правды о клиенте, он не интерпретирует и не предлагает решения. Роль терапевта состоит в том, чтобы создать пространство, в котором клиент может самостоятельно экспериментировать в достаточно защищенной атмосфере.

Более широкое влияние гештальт-терапии на другие школы

Гештальт-терапия, наряду с транзактным анализом (ТА), в частности, Мичиганским транзакционным анализом, сильно повлияла на нейролингвистическое программирование (НЛП)

Моральные предписания гештальт-терапии

  • Живи сейчас, оставайся в настоящем.
  • Живи здесь, будь с настоящим.
  • Перестаньте воображать, испытайте реальность.
  • Хватит ненужных мыслей.
  • Высказывать, а не манипулировать, объяснять, оправдывать или осуждать.
  • Поддайтесь неприятностям, не ограничивайте свое сознание.
  • Не принимайте никаких «должен» или «должен», кроме ваших собственных.
  • Возьмите на себя полную ответственность за свои действия, чувства и мысли.
  • Сдайтесь тому, кто вы есть прямо сейчас.

Ссылки

Перлз, Фредерик С.; Хефферлайн, Ральф; Гудман, Пол. Гештальт-терапия, возбуждение и рост человеческой личности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *