Как сделать грамотной речь: 20 секретов развития красивой грамотной речи

Содержание

20 секретов развития красивой грамотной речи

Нам всем со школьной скамьи твердят, как важно и нужно развитие грамотной речи для учебы, работы, общения, взаимопонимания. И мы все примерно понимаем, что имеется в виду. Почему же тогда эта проблема все еще актуальна для значительной части взрослого населения? А дело как раз вот в этом «примерно», когда вроде все понятно, а что именно – так сразу и не скажешь.

Давайте предметно разберемся, что такое грамотная речь, и тогда нам всем станет ясно, как над ней работать. На нашей программе «Современная риторика» мы разбираем все аспекты грамотной речи самым подобным образом и учимся говорить красиво и правильно. Однако некоторые секреты нашего платного курса мы готовы раскрыть прямо сейчас. Итак, что же такое «грамотная речь»?

Что такое «грамотная речь»?

Грамотная речь – это умение изъясняться литературным языком так, чтобы донести свою мысль до собеседника, читателей или слушателей, быть правильно понятым и исключить двоякое толкование своего месседжа.

Мы все помним облетевшую в свое время все юмористические сайты выдержку из школьного сочинения про Алешу Поповича на коне, который «наклонил голову и щиплет травку». В целом, конечно, понятно, что травка в контексте «щипать» заинтересует скорее коня, чем Алешу Поповича. Однако считать такую подачу мысли в сочинении грамотной никак нельзя.

В раздел «юмор» можно отправить и обсуждение на форуме молодых матерей, когда в ответ на вопрос «Ребенок не хочет есть мясо, чем можно заменить?» какой-то шутник посоветовал заменить «собакой, потому что собака всегда хочет есть мясо». Можно, конечно, сказать, что слово «чем» может относиться только к неодушевленному предмету, поэтому вопрос должен быть понятен.

Однако можно и ответить, что людям некогда вчитываться и лучше сразу уточнять, что именно вы хотели бы заменить: ребенка или мясо. Тем более что уровень жизни многих российских семей не слишком высок и поговаривают, что в многодетных семьях нагулявших аппетит детей не кормят, а бьют, пока не видят сотрудники ювенальной юстиции. Это была шутка, а если серьезно, то неграмотные формулировки могут существенно исказить любую, даже самую умную мысль.

Ничуть не меньше читателей юмористических порталов смешит обсуждение имиджа одного известного актера, который «побрился налысо и сделал это своей визиткой». Изумленная собеседница только и смогла поинтересоваться, как же актер «смог побриться налысо визиткой».

Примеров таких казусов при желании можно найти очень много. У нас же есть желание, чтобы с вами таких казусов не случалось, поэтому разберем детальнее, из чего складывается красивая грамотная речь и как научиться говорить красиво и грамотно.

Литературный язык как составляющая грамотной речи

Под литературным языком подразумеваются нормы языка, которые обязательны для использования в официальных документах, системе образования, науке, культуре, публицистике, художественной литературе. Именно на них и следует ориентироваться в повседневной жизни и ежедневном общении.

Так, в любом языке существуют свои правила построения предложений. Где-то они очень строгие, как, например, в английском языке. Там предусмотрен определенный порядок слов для повествовательных и вопросительных предложений. В русском языке зачастую достаточно сменить интонацию, чтобы сделать повествовательное предложение вопросительным.

Однако во всех случаях должно быть четко понятно, где тут подлежащее, где сказуемое, и к какому из слов относится глагол. Например, глагол «щиплет» или любой другой, встретившийся нам в предложении. Кроме того, все слова должны быть согласованы между собой и корректно употребляться в нужном числе, склонении, спряжении.

И, конечно, литературный язык не приемлет слов-паразитов и неоправданно частого повторения междометий и прочих вспомогательных лексических единиц. Все эти «ну», «это», «вот» могут играть роль вводных слов, но никак не слов-связок в предложении.

Если с пониманием всего вышеизложенного пока есть нюансы, рекомендуем нашу программу «Русский язык», после которой станет понятно, как сделать речь грамотной. Также вам поможет «Книга о хорошей речи», где на примерах из классики разобраны особенности правильной русской речи и приемы усиления ее выразительности [Д. Розенталь, И. Голуб, 1997].

К слову, соавтор книги Дитмар Эльяшевич Розенталь (1900-1994) является составителем «Справочника по правописанию и стилистике» русского языка [Д. Розенталь, 1997]. Кроме того, он выступает соавтором знаменитого «Словаря трудностей русского языка», который также полезен для желающих научиться красивой грамотной речи [Д. Розенталь, М. Теленкова, 2003].

Эти и многие другие книги, словари, справочники по правописанию обладают поистине чудодейственным эффектом, когда грамотная речь и русский язык обретают совершенно иное, качественно новое звучание. И, кстати, расширяют словарный запас.

Словарный запас для красивой грамотной речи

Наша речь состоит из слов. Грамотная речь и словарный запас идут рука об руку. Именно поэтому мы в нашей статье постоянно обращаемся к такому понятию, как «слово» в контексте «порядок слов», «согласование слов», «слова-связки», «слова-паразиты» и т. д.

Для того чтобы грамотно выразить свою мысль и правильно сложить слова в предложение, у человека «должно быть, что складывать». Иначе потом придется извиняться за свое косноязычие насмешившей фанатов одной певицы фразой «У меня не очень большой этот… как его… словарный запас!»

Тут есть только один универсальный совет: больше читать. Предпочтение следует отдавать классике и прочим, выверенным с лингвистической точки зрения, образцам литературного творчества.

Кроме того, весьма развивает кругозор и пополняет словарный запас чтение литературы по специальностям, смежным с вашей основной профессией. С одной стороны, вы точно поймете, о чем речь. С другой стороны, вы будете узнавать много нового, новые слова, новые термины, которые затем сможете использовать в повседневной практике.

Еще очень полезны книги, посвященные собственно особенностям русского языка и нюансам применения тех или иных слов. Например, «Слово о словах» известного писателя Льва Успенского (1900-1978) [Л. Успенский, 1971]. Не менее интересна книга писателя Корнея Чуковского (1882-1969) «Живой как жизнь», посвященная русскому языку [К. Чуковский, 1962].

Конечно, за прошедшие с момента выхода этих книг десятилетия в русском языке появилось немало новых слов и речевых оборотов. Быть в курсе изменений и изъясняться грамотно в современном сотрясаемом переменами мире вам поможет книга известного лингвиста Максима Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» [М. Кронгауз, 2007].

Другие полезные книги для грамотной речи вы найдете в обзоре «9 лучших книг для развития речи и словарного запаса» [М. Лисицына, 2017]. В общем, читайте, читайте и снова читайте! Идея не нова, однако лучше пока ничего не придумали.

Техника речи

Техника речи – это набор практических навыков изложения информации в устном формате или, если проще, то, как мы говорим. Если грамотная письменная речь достигается путем работы над словарным запасом и литературными нормами языка, для речи устной важно еще и донести красиво сформулированную мысль так, чтобы она не утратила своей красоты и силы.

Именно этому посвящен наш специальный курс «Развитие голоса и речи». Пройти этот курс можно буквально за пару месяцев, а грамотно поставленная речь будет вашим верным спутником на всю жизнь. Красивая грамотная устная речь невозможна без хорошо поставленного голоса, поэтому над голосом нужно работать, даже если вам кажется, что у вас и так все хорошо.

Уточним, что голос – это звук, который формируется с помощью выдыхаемого воздуха, колебаний голосовых связок и резонирования воздушного потока внутри полостей организма: глотки, трахеи, ротовой и носовой полостей, черепной коробки.

Условно различают 4 резонатора: грудной, головной, ротовой и носовой. Условно потому, что названия резонаторов придуманы, исходя из того, где субъективно ощущается звук, и тут не имеется в виду, что, допустим, грудной резонатор – это некая единая полость или нечто конкретное, как какой-либо орган в организме. Названия резонаторов – это скорее для удобства работы логопедов, преподавателей сценической речи, вокала, ораторского мастерства и прочих дисциплин, где, так или иначе, задействуются голос и речь.

Подробно о характеристиках и свойствах голоса мы рассказываем в уроке №2 курса «Развитие голоса и речи». Там же можно найти упражнения, как работать над каждым из резонаторов и как соединить резонаторы для красивого звучания голоса.

Для того чтобы получилось соединить резонаторы и зазвучать красиво, важно работать над опорой голоса. Для мощного красивого звука важно научиться задействовать нижнюю часть легких и делать настолько глубокий вдох, чтобы нижние ребра слегка «разошлись», а бока и живот немножко надулись.

Такой глубокий вдох является залогом того, что вам хватит дыхания на длинную фразу, а голос не потеряет силу и полетность к концу предложения. В то же самое время, не стоит делать избыточно глубокий вдох, чтобы не создавать избыточного давления на голосовые связки.

Необходимость и достаточность любых действий нарабатывается с практикой, а для лучшего контроля над голосом и речью важно следить за состоянием своего тела: плечи должны быть на месте и не должны подниматься при вдохе, мышцы должны быть свободны и не должны быть «зажаты», в горле не должно возникать ощущения «сдавленности».

В целом, хороший оратор может говорить часами, не уставая и не напрягая голосовые связки, «переложив» основную работу на мышцы и направляя поток выдыхаемого воздуха в нужные резонаторы. Для более высокого и звонкого голоса следует задействовать головной резонатор, для более глубокого и томного звучания нужен грудной резонатор.

Кроме того, улучшить звучание голоса можно при помощи развития дикции и правильной артикуляции, которая должна быть достаточной, но не должна быть избыточной. Слишком старательное артикулирование звуков ведет к мышечным зажимам и придает неприятный оттенок голосу, а недостаточная артикуляция делает речь нечеткой и неразборчивой. Как найти «золотую середину», работая над дикцией и артикуляцией, вы узнаете из урока №3 курса «Развитие голоса и речи».

Следующий нюанс, напрямую влияющий на красоту речи и ее восприятие как грамотной или не очень грамотной, – это интонация. Так, если вы задаете вопрос, но не придаете голосу вопросительную интонацию, ваши собеседники могут попросту не понять, что вы хотите у них что-то спросить.

Еще хуже, если вы не можете взять голос под контроль настолько, чтобы выделить ударные слоги. Если в устной речи не ставить ударения там, где нужно, такая речь бедует казаться безграмотной. Для тренировки интонирования рекомендуется чаще читать вслух стихи и прозу. А также пытаться имитировать разные эмоции при чтении (радость, грусть, задумчивость и прочие). Больше информации о работе над интонацией вы найдете в уроке №4 курса «Развитие голоса и речи».

Немаловажны тембральная окраска и высота голоса. Вам точно приходилось слышать нечто наподобие «какой бархатистый тембр», «какой молодой звонкий голос» в отношении кого-либо из говорящих. Это как раз про тембр и звуковысотность.

Тембр и высота голоса в изрядной степени предопределены от рождения нашими анатомическими особенностями строения голосового аппарата. Однако можно поработать над тембром и высотой голоса и научиться управлять ими. Как именно, читайте в уроке №5 курса «Развитие голоса и речи». Или прямо сейчас выполните

5 упражнений для голоса, направленных на улучшение ключевых характеристик звучания:

В принципе, человек способен научиться регулировать практически все характеристики своего голоса:

  • Силу и громкость голоса, чтобы звучать одинаково внятно и когда речь громкая, и когда тихая.
  • Тембр и высоту голоса, расширив разговорный диапазон и сделав речь более выразительной.
  • Подвижность голоса, научившись быстро переходить с высокого голоса на низкий, с громкого на тихий и обратно.
  • Полетность голоса, чтобы речь была отчетливо слышна даже в дальнем углу большой аудитории без необходимости напрягать голосовые связки.
  • Темп и ритм речи, позволяющий говорить не слишком быстро и не слишком медленно и обеспечить комфортный режим восприятия информации.
  • Чистоту и благозвучность речи, позволяющую произносить слова без лишних призвуков, сиплости, гнусавости, ощущения зажатости и напряжения в голосе.

Заметим, что на характеристики голоса и речи влияют не только анатомия и работа над собой, но и наличие либо отсутствие заболеваний органов дыхания и нарушений в речевом аппарате. Так, при заикании или картавости красивая, правильная и грамотная речь попросту невозможна, потому что из текста «выпадают» буквы и слоги, нарушаются темп и ритм звучания, затрудняется процесс интонирования и выделения смысловых частей сообщения.

Если речь идет о развитии грамотной речи у ребенка, его следует, в первую очередь, показать психотерапевту и неврологу, чтобы исключить задержки умственного и, как следствие, речевого развития. Речь и интеллект тесно взаимосвязаны, а разновидностей нарушений в этой сфере очень много, поэтому не стоит полагаться на самодиагностику или на то, что все «пройдет само».

Кроме того, ребенка следует обследовать у отоларинголога и фониатра на предмет наличия заболеваний органов, ответственных за звукоизвлечение. Таких заболеваний и нарушений, влекущих за собой проблемы с голосом и речью, настолько много, что мы им посвятили специальный урок №8 в курсе «Развитие голоса и речи».

Физические дефекты речевого аппарата, такие как неправильный прикус или укороченная подъязычная связка (так называемая «уздечка») успешно устраняются, если вовремя спохватиться и принять меры. Далее следует поработать с логопедом, который поставит правильное звукоизвлечение и поработает над речью.

Чем раньше показать ребенка логопеду, тем больше шансов на успех. Во взрослом возрасте, когда формирование речевого аппарата и речевых привычек уже завершилось, изменить что-либо радикально уже практически невозможно. Однако всегда можно научиться говорить лучше, чем вы говорили раньше, и такой возможностью нужно обязательно воспользоваться.

Для этого мы вас приглашаем на нашу программу «Современная риторика», где вы узнаете, как научиться грамотной речи и что для этого нужно, во всех нюансах и подробностях. Кроме того, рекомендуем книги, которые помогут натренировать красивую и грамотную устную речь. Это, в частности, книга «Говори красиво и уверенно. Постановка голоса и речи» [Е. Шестакова, 2013].

Для желающих научиться говорить «на публику» полезна книга «Основы ораторской речи» [Н. Кохтев, 2013]. Имеющим далеко идущие амбиции и развивающим голос и речь с прицелом на дальнейшую актерскую карьеру советуем издание «Техника сценической речи: речевые проблемы и их решение» [Е.

Царегородцева, 2016]. Много полезных упражнений можно найти в книге «Развитие голоса. Координация и тренинг» [В. Емельянов, 2015].

И, конечно, нельзя обойти вниманием книгу известного консультанта по вопросам лидерства Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора. 10 глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично» [Р. Гандапас, 2016]. Кстати, там содержится немало практических советов, как научиться красивой грамотной речи, о которых мы сейчас расскажем подробнее.

Как научиться красивой грамотной речи

Мы уже достаточно плотно затронули вопрос, как развить грамотную речь и как научиться говорить красиво. Теперь подытожим все вышеизложенное, откроем еще несколько секретов и дадим еще несколько практических советов, которые, в свою очередь, дадут достаточно быстрый результат.

Топ-20 секретов красивой грамотной речи:

  1. Много читать: классику, художественную литературу, специальную и профессиональную литературу, научно-популярные издания.
  2. Много читать вслух: стихи, рассказы, анекдоты, театральные репризы, да хоть учебник квантовой механики. Главное, читать вслух с выражением и настроением.
  3. Пополнять словарный запас: этому способствуют чтение, просмотр научно-популярных передач, общение с профессионалами из разных сфер деятельности.
  4. Ликвидировать пробелы в знаниях языка: грамматики, орфографии, синтаксиса.
  5. Избавиться от слов-паразитов: бесконечные «ну», «это», «вот» мешают воспринимать суть, а то и попросту раздражают слушающих.
  6. Целенаправленно работать над техникой речи: дыханием, дикцией, артикуляцией, темпом, тембром, громкостью, звуковысотностью, благозвучием и полетностью голоса.
  7. Следить за здоровьем: организма в целом и дыхательных путей в частности. Здоровье – это ваша жизненная энергия, который вы сможете поделиться со слушателями, и ваша техническая возможность произнести все звуки четко, внятно, красиво.
  8. Научиться справляться с беспокойством, если предстоит ответственное выступление или важная встреча: выпрямить осанку, сделать серию глубоких вдохов и выдохов, попробовать говорить чуть медленнее, чем обычно.
  9. Отрабатывать мимику и жесты: невербальные сигналы способны многократно поднять доверие к вашей речи, если вы научитесь использовать их правильно.
  10. Освоить актерское мастерство: артистичного спикера всегда слушают более охотно, а его речь с большей вероятностью будет воспринята как красивая и грамотная.
  11. Заранее представлять результат, который хотите получить: это позволяет структурировать мысли, изъясняться по существу и подбирать нужные интонации, хотите ли вы устроиться на работу топ-менеджером, убедить аудиторию бросить курить или клиента подписать договор, уговорить мужа купить вам шубу или «поднять» публику на танцпол в качестве ведущего вечеринки.
  12. Репетировать и отрабатывать выступление: составить план или полный текст выступления, проговорить его вслух, подкорректировать сложные для произношения моменты, заменить длинные предложения более короткими, еще раз проговорить и записать текст на диктофон, еще раз подкорректировать текст и записать выступление на видео.
  13. Продумать, с чего начать выступление перед конкретной аудиторией или диалог с конкретным слушателем: в каком-то случае будет уместно поинтересоваться «Как дела?» или «Как настроение?», в каком-то сделать комплимент или поблагодарить аудиторию за интерес к вашему докладу.
  14. Продумать резюме и концовку выступления: например, тезисно подытожить основные мысли и сказать нечто вдохновляющее, почему все должны проникнуться вашими идеями, взять вас на работу, подписать с вами договор, бросить курить, купить вам шубу или прямо сейчас идти танцевать.
  15. Запрашивать обратную связь и стимулировать взаимодействие: по некоторым подсчетам, люди забывают до 90% того, что слышат, 60% того, что видят, и только 10% того, что делают [Р. Гандапас, 2016]. Поэтому стоит задавать вопросы по ходу своего выступления, позволять высказаться собеседнику, давать задания аудитории и т.д.
  16. Делить на смысловые части любое выступление длительностью более 20 минут: для каждой такой части применимы все рекомендации, как для самодостаточного выступления. Между частями можно делать паузы для вопросов и ответов или отдыха, а следующую часть начинать с вопросов «Отдохнули немного? Тогда давайте продолжим?»
  17. Иногда ошибаться: не обязательно явно и грубо, сказав, что дважды два будет пять. Вполне достаточно для какого-нибудь второстепенного факта уточнить, что вы не помните в точности всех деталей, поэтому изложите только суть. Так вы расположите к себе аудиторию и, возможно, дадите кому-то ощутить собственную значимость и «помочь» вам вспомнить детали упомянутого факта или события.
  18. Анализировать свои ошибки и исправлять: если это возможно по ходу выступления, делать это по ходу выступления, если можно сделать после перерыва, делать после перерыва, если нет, учесть на будущее. Много лет тому назад одну измотанную гастролями, запутавшуюся в названиях городов и плохо говорящую по-русски певицу разыграли, сообщив ей, что сейчас у них концерт в Мухосранске. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволил ей почувствовать настроение слушателей, понять, что тут что-то не так и вскрыть розыгрыш, а второе отделение пришлось начать с извинений за первое отделение, которое певица начала словами «Привет, Мухосранск!»
  19. Искать и находить вдохновляющие примеры: слушать живые и онлайн-лекции, выступления политиков и парламентариев, интервью певцов и артистов. Так вы скорее найдете полезные лайфхаки, которые помогут сделать вашу речь более красивой и яркой.
  20. Всегда помнить, что с людьми нужно общаться, а не просто выступать перед ними или доносить до них свои мысли. И тогда ваша речь будет восприниматься положительно независимо от того, является ли она безупречно грамотной или вы пока только работаете над этим.

Практически все вышеперечисленное касается не только устной, но и письменной речи. В том и другом случае мы пользуемся все теми же словами, фразами, речевыми оборотами, с чего-то начинаем и чем-то завершаем свое обращение, имеем какую-то цель и хотим, что нас правильно поняли и содействовали в достижении нашей цели. Разница лишь в формате донесения информации: устном или письменном. И, конечно, в любом случае наша речь должна быть грамотной, потому что это облегчает восприятие и понимание информации.

И вот тут хотелось бы затонуть еще один аспект. А зачем нам всем развивать грамотную речь? Так ли уж важно, чтобы нас всегда и все понимали правильно? Быть может, если кто-то что-то не понял, так это его проблемы, а не ваши?

Конечно, такое тоже может быть. Иногда встречаются индивиды, которым тяжело что-либо объяснить даже самым правильным литературным языком и хорошо продуманными формулировками ввиду их, то ли не слишком большой сообразительности, то ли слабой способности к концентрации внимания.

И действительно, это их проблема, потому что такие люди обычно не преуспевают ни в учебе, ни в работе, ни в личной жизни, потому что не могут внятно объяснить, чего они хотят. Если вы заинтересованы преуспеть во всех вышеперечисленных сферах, грамотная речь вам необходима.

Для чего нужна грамотная речь:

  • Для общения и взаимопонимания.
  • Для передачи информации.
  • Для обмена сведениями.
  • Для адекватного и наиболее полного выражения собственных мыслей, эмоций, чувств.
  • Для успешной учебы: написания сочинений, выступления на семинарах, ответов «у доски», устных и письменных экзаменов.
  • Для успешной карьеры: написания резюме, прохождения собеседования, ведения переговоров, подготовки отчетов, презентаций, формулировки технических заданий, маркетинговых стратегий, рационализаторских предложений и прочего.
  • Для плодотворного творчества: написания художественной прозы, статей, обзоров, ведения личного блога, подготовки и проведения интервью, составления каталога своих картин, аннотаций к своим книгам, описаний к музыкальным альбомам.
  • Для преподавательской работы, в том числе в режиме онлайн.

Модная нынче тема онлайн-образования зиждется не только на том, чему учить и что рассказывать слушателям, но и как это делать. Крутой спикер всегда имеет больше шансов собрать подписчиков и поставить онлайн-обучение «на поток», нежели тот, кто так и не смог научиться красивой грамотной речи. Так что грамотная речь – это не только помощь в карьере наемного работника, но и вполне монетизируемый навык, на основе которого можно построить собственный бизнес.

Мы желаем, чтобы ваша речь была красивой и грамотной, чтобы вас всегда понимали правильно, а вы получали от жизни все, чего хотите. И, как обычно, у нас к вам один вопрос по теме статьи:

Ключевые слова:1Риторика, 1Русский

10 способов развить навыки устной речи — Учёба.

ру

Колледж экономических международных связей

Для выпускников 9 и 11 классов.

Высшее образование онлайн

Федеральный проект дистанционного образования.

Я б в нефтяники пошел!

Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.

Технологии будущего

Вдохновитесь идеей стать крутым инженером, чтобы изменить мир

Студенческие проекты

Студенты МосПолитеха рассказывают о своих изобретениях

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

120 лет опыта подготовки

Международный колледж искусств и коммуникаций

МКИК — современный колледж

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Карьера в нефтехимии

Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.

11 советов, как произнести хорошую речь


Умение произнести хорошую речь — это навык, ценный в самых разных обстоятельствах.

Скорее всего, вас попросят выступить с речами или презентациями на уроках в школе. Если вы участвуете в волонтерских группах, краткие выступления на открытии мероприятий или благодарности участников являются обязательными. Кроме того, есть речи на таких мероприятиях, как свадьбы, а также речи, которые вам, возможно, придется произнести на рабочем месте. Это равносильно тому, что от среднего человека требуется произнести довольно много речей, даже если он не участвует в такой сфере, как политика, где способность произнести хорошую речь становится еще более важной.
Возможно, вы также пострадали от множества плохих речей других людей — будь то на семейных мероприятиях, где все время скрипит микрофон, или на школьной презентации, где директор не может заставить шутки работать. Если вы не хотите причинять такой же опыт другим, вот наши главные советы, как произнести отличную речь.

1. Потренируйтесь в работе с микрофоном Правильное расстояние между микрофонами — ключ к успеху — вы хотите, чтобы вас услышали, но не хотите, чтобы ваша аудитория оглушилась!

Ничто так не портит речь, как плохая техника микрофона. Вы можете быть Уинстоном Черчиллем, Мартином Лютером Кингом и Бараком Обамой, завернутыми в одного невероятного, но блестящего оратора, но это ничего не значит, если все, на что аудитория может обращать внимание, — это сопящие звуки вашего дыхания, болезненно усиленные фактом. что вы стоите слишком близко к микрофону. Точно так же, если вы стоите слишком далеко от микрофона и ваша аудитория вас не слышит, они, вероятно, будут великодушны и будут напрягать слух примерно на тридцать секунд, а затем откажутся от попыток разобрать, что вы говорите. .
Итак, найдите микрофон и критически настроенного друга (в идеале, в обстановке, где вы будете произносить речь) и попросите друга сказать вам, стоите ли вы слишком близко или слишком далеко, и, надеюсь, указать на что-то еще это кажется странным, пока они в этом. Например, если вы склонны вынимать микрофон из подставки и бродить с ним по сцене, вы будете выглядеть как стендап-комик — так что делайте это только в том случае, если это впечатление, которое вы хотите произвести.

2. Будьте краткими Будьте строги к себе, когда дело касается времени.

В частности, на вечеринке или свадьбе никто не будет недоволен, если ваша речь будет короткой; это просто даст им больше времени, чтобы исследовать канапе. Если вы произносите речь перед классом в школе, и она будет оцениваться, вам нужно расставить приоритеты, чтобы уложиться в установленные временные рамки. Но даже при таких обстоятельствах, если вам поручили, скажем, произнести 10-15-минутную речь, обычно лучше подойти ближе к 10-минутной, чем к 15-минутной отметке. Проще говоря, даже если ваша речь ужасна, ваша аудитория, вероятно, сможет терпеть ее в течение 10 минут. Еще долго, и они будут бороться.
Это не должно ограничивать ваши возможности; В фильме « Up » вся душераздирающая история любви Карла и Элли рассказывается менее чем за 12 минут. Вам действительно нужно больше времени, чтобы сделать ваши очки? Добейтесь краткости, написав речь, которую вы произнесли бы, если бы у вас было все время мира, а затем вырезайте все, что кажется ненужным или скучным.

3. Подумайте, что ваша аудитория хочет услышать

Если вы произносите речь в классе, потому что это ваше задание, ваша аудитория, скорее всего, хочет услышать «звонок к обеду»; вы не можете помочь им там. Но при других обстоятельствах подумайте, что ваша аудитория хочет услышать и что вы хотите сказать, и постарайтесь, чтобы это как можно больше пересекалось.
Например, в контексте политической речи вы хотите сказать, почему ваша партия должна получить голоса; то, что ваша аудитория хочет услышать, это то, что ваша партия сделает для них, если они получат власть. Надеюсь, будет возможно написать речь, отвечающую обоим наборам потребностей, а не сосредотачиваться исключительно на том, что вы хотите сказать, и оставлять вашу аудиторию разочарованной.

4. Выберите тему и придерживайтесь ее Осторожно: впереди отступления.

Вот цель произнесения речи: кто-то, кто сидит сзади, кто возится со своим телефоном не менее двух третей ее речи и сосредотачивается в основном на том, сколько времени осталось до обеда, тем не менее должен быть в состоянии дать достаточно точную ответ на вопрос «о чем это было?» Например, если вы должны произнести речь в защиту средств ядерного сдерживания, то и тема, и ваша позиция по ней должны быть четко идентифицированы.
Это означает, если придерживаться примера ядерного сдерживания, какое-то время не говорить о рабочих местах, а затем об экономике в целом, а затем о разделении Севера и Юга, а затем о независимости Шотландии, а затем об Украине с кратким экскурсом в Южную Осетию перед заканчивая писком «и поэтому мы должны обновить Trident!» секунд до того, как у вас закончится время — независимо от того, насколько актуальным может казаться этот рог изобилия тем (и все они актуальны, хотя и незначительно). Это означает, что даже если вам нужно время, чтобы объяснить более сложную идею, вы должны быть краткими и возвращаться к своей теме как можно быстрее.

5. Говорите медленно

Большинство людей говорят быстрее, чем они думают, когда они на сцене, особенно если они нервничают. Но никто не сможет следить за вашей речью, если вы будете бормотать ее. К счастью, это легко исправить, приложив немного усилий и практики. Прежде всего, выясните, насколько быстро вы на самом деле говорите: посчитайте количество слов в своей речи, а затем засеките время, когда вы произносите это. Быстро говорящий будет говорить со скоростью 160 слов в минуту, медленно говорящий со скоростью 100 слов в минуту и ​​средний говорящий со скоростью 130 слов в минуту.
Для официальной речи лучше говорить медленно. Хотя это зависит от культуры и окружающей среды, 120 слов в минуту — разумная цель; достаточно медленно, чтобы все могли понять вас, и достаточно быстро, чтобы вы, надеюсь, не отправили их спать.

6. Расскажи пару анекдотов Немного юмора не помешает, даже если ты не прирожденный комик.

Это хитрый совет, потому что в мире анекдотов есть много ловушек. Например, есть искушение включить шутку, которую трое ваших друзей поймут и найдут веселой, но которая совершенно сбивает с толку всех остальных в комнате. Избегайте этого — если вы включаете какие-либо шутки, остроумные отсылки или что-либо в этом роде, убедитесь, что они доступны для всех присутствующих.
Тем не менее, если вы можете пошутить или пошутить, это может быть полезным способом прервать выступление и сохранить интерес аудитории. Немного самоуничижения (не слишком!) или использование классических форматов шуток, таких как «сцена была хаотичной; это выглядело так, как будто попала бомба, и мы не знали, с чего начать ремонт — но хватит о девичнике…» работайте красиво, даже если вы не очень уверены в себе. Не превращайте это в стендап-комедию, если вы не комик, не ждите целую вечность смеха, который не появляется, и не шутите за счет тех, кого вы не знаете. точно можно взять.

7. Не бойтесь повторяться, если вам нужно

Если вы вообще следите за политикой США или Великобритании, вы, вероятно, недавно слышали некоторые из этих фраз: вернуть контроль, сделать Америку снова великой, долгосрочный экономический план, сын водителя автобуса. Три из них уже привели партию или людей, с которыми они связаны, к победе на выборах; четвертый еще предстоит увидеть. Если взять в качестве примера «сына водителя автобуса», это относится к Садику Хану, нынешнему мэру Лондона. Вряд ли найдется кто-нибудь в Лондоне, кто не знает, чем зарабатывал на жизнь отец их мэра. Между тем, многие из них, вероятно, не помнят имени его соперника Зака ​​Голдсмита, не говоря уже о том, что он говорил во время предвыборной кампании.
Дело в том, что повторение работает. Следуя пункту 4, если вы хотите, чтобы люди запомнили вашу ключевую тему, вам придется повторять ее более одного раза. Не думайте, что все обратят внимание на все, что вы сказали, если только вы не находитесь в классе, где их отругают, если они этого не сделают.

8. Используйте только необходимые наглядные пособия Стирайте записи и говорите напрямую со своей аудиторией.

Этот совет относится к двум вещам: презентациям PowerPoint и заметкам. Если вы можете обойтись без того и другого (и ваше задание это позволяет), то сделайте это. Каждый раз, когда вы просматриваете свои заметки или смотрите на экран, возитесь с ноутбуком, чтобы заставить слайд двигаться дальше, боретесь с видео, которое не работает, или изо всех сил пытаетесь прочитать свой собственный почерк, это время, когда вы не тратя на общение с аудиторией. Хорошо написанная, четкая речь, произнесенная без заметок, всегда будет лучше, чем неуклюжее чтение вслух пунктов списка на слайдах PowerPoint.
Если вам нужно сделать презентацию — например, потому что есть фотографии, которые необходимо включить — используйте как можно меньше текста, а лучше вообще никакого. Таким образом, если сзади есть люди, которые не могут видеть экран сквозь море голов перед собой, они все равно смогут следить за тем, что вы говорите.

9. Попросите друга проверить неловкие манеры

Манерности, которые вполне приемлемы в обычной жизни, становятся неловкими и странными, когда вы выступаете на публике. Возможно, вы склонны теребить свои волосы или манжеты, раскачиваться взад-вперед на подушечках стоп или иметь привычку подносить руку к щеке, когда говорите. Никто не заметит в повседневном разговоре, но когда вы на сцене, они станут всем, что увидят.
Некоторых из них легко избежать — например, если у вас длинные волосы, которые вы склонны накручивать или иным образом возиться с ними, завяжите их. Что касается других манер, попросите критически настроенного друга, который помог вам разобраться с вашей техникой микрофона, рассказать вам, в чем они заключаются, и постарайтесь подавить наиболее раздражающие из них.

10. Осмотрите комнату Чрезмерно интенсивный зрительный контакт может легко испугать.

Разговор о зрительном контакте обычно значительно затрудняет нормальный зрительный контакт, как и выступление. Внезапно вы оказываетесь на сцене и понятия не имеете, как нормально смотреть на группу людей. Некоторые говорящие справляются с этим, выбирая точку на среднем расстоянии и обращаясь к ней; другие, выбирая конкретного человека рядом со спиной и обращаясь к нему всей своей речью. Это явно не весело для этого человека, который, вероятно, проводит все это время, чувствуя себя крайне некомфортно, но это не так уж странно для всех остальных.
Еще лучше, если вы можете это сделать, медленно и пристально оглядывать комнату, пытаясь установить зрительный контакт с приличным кругом людей, прежде чем вернуться на некоторое время на среднее расстояние, смыть и повторить. Это должно быть медленным и устойчивым, иначе у вас создастся впечатление, что вы только что почувствовали запах дыма и ищете пожарный выход перед бегущими существами.

11. Не бойтесь хорошей реакции

Если ваша речь действительно увлекательная, забавная, вдохновляющая или что-то еще, на что вы надеялись, ваша аудитория отреагирует на нее. В зависимости от обстановки может раздаться смех, аплодисменты или даже немного аплодисментов. Это может быть пугающе, потому что, когда вы репетируете свою речь перед зеркалом в спальне, к этому невозможно подготовиться. И именно здесь даже самые лучшие ораторы могут ошибиться, начав прямо с того, что собирались сказать, не дожидаясь окончания смеха или аплодисментов, или выглядя мучительно неловко во время разговора.
Это ловушка, которую можно решить, зная, что это может произойти. Если ваша аудитория аплодирует вам или иным образом хорошо реагирует, можно улыбаться, смотреть вверх, ждать, пока они остановятся, а затем продолжать свою речь — это так просто. Вы можете даже сказать «спасибо», прежде чем продолжить, зная, что все идет хорошо.
Кредиты изображений: микрофоны; аудитория; мальчик с микрофоном; Часы; извилистая дорога; насладиться шуткой; заметки;

Спичрайтинг 101: Написание эффективной речи

Независимо от того, являетесь ли вы специалистом по коммуникациям или руководителем отдела кадров, придет время, когда вам нужно будет написать речь для себя или кого-то еще. Когда это время придет, ваша карьера может зависеть от вашего успеха.

Дж. Лайман Макиннис, корпоративный коуч, Toronto Star , обозреватель, бухгалтер и автор книги « Элементы хороших публичных выступлений », , карьера застопорилась — и даже пострадала — из-за неспособности эффективно передавать сообщения перед группами людей. С другой стороны, хорошие навыки написания речей могут помочь начать и поддерживать успешную карьеру. Что вам нужно, так это предусмотрительность и методическая подготовка.

Знай свою аудиторию

Узнайте как можно больше об аудитории и мероприятии. Это поможет вам нацелиться на идеи, опыт или знания, которые у вас есть, которые нужны или нужны этой группе:

  • Почему аудитория собралась вместе?
  • Что общего у зрителей?
  • Насколько велика будет аудитория?
  • Что они знают и что им нужно знать?
  • Ожидают ли они обсуждения конкретной темы, и если да, то чего?
  • Каково отношение и знания аудитории о предмете вашего выступления?
  • Как они относятся к вам как к спикеру?
  • Почему они интересуются вашей темой?

Выберите основное сообщение

Если основное сообщение соответствует цели, вы можете сделать другие вещи неправильно. Но если сообщение ошибочно, не имеет значения, что вы его окружите. Чтобы написать максимально эффективную речь, вы должны обладать значительными знаниями по своей теме, искренне переживать о ней и хотеть рассказать о ней. Сосредоточьтесь на сообщении, имеющем отношение к целевой аудитории, и помните: аудитория хочет мнения. Если вы предложите слишком мало содержания, ваша аудитория назовет вас легковесом. Если вы предлагаете слишком много идей, им будет сложно понять, что для вас важно.

Исследуй и организуй

Исследуй, пока не упадешь. Здесь вы собираете информацию, связываете идеи и приходите к выводам, которые делают ваше выступление свежим. Вам будет легче, если вы соберете гораздо больше информации, чем вам нужно. Распределите свои исследования и заметки по общим категориям и оставьте между ними пространство. Затем вернитесь и переставьте. Соедините связанные части вместе, как пазл.

Разработайте структуру для доставки вашего сообщения

Во-первых, подумайте, является ли ваша цель информированием, убеждением, мотивацией или развлечением. Затем наметьте свою речь и заполните детали:

  1. Введение. Первые минуты выступления важны для того, чтобы вызвать доверие и симпатию к вам. Личные анекдоты часто помогают начать дело. Здесь же вы изложите основные моменты.
  2. Body — Перейдите к проблемам, которые вы должны решить, ограничив их не более чем пятью пунктами. Затем подкрепите эти несколько пунктов иллюстрациями, доказательствами и анекдотами. Будьте страстными: ваше убеждение может быть столь же убедительным, как и привлекательность ваших идей.
  3. Заключение. Завершите рассказ не только фактами, но и чувствами. Закончите чем-нибудь оптимистичным, что вдохновит ваших слушателей.

Вы хотите оставить публику воодушевленной, а не опустошенной. В наш стремительный век 20-25 минут — это примерно столько, сколько можно внимательно слушать речь. Когда вы пишете и редактируете свою речь, общее правило состоит в том, чтобы выделять около 90 секунд на каждую страницу с двойным интервалом.

Приправьте его

После того, как у вас есть основная структура вашей речи, пришло время добавить разнообразия и интереса. Давать аудитории именно то, что она ожидает, все равно, что раздавать снотворное. Помните, что речь больше похожа на беседу, чем на официальное письмо. Его формулировка расплывчата — но без крайностей сленга, незаконченных мыслей, прерываний, которые придают повседневную речь.

  • Дай ритм. У хорошей речи есть темп.
  • Измените структуру предложения. Используйте короткие предложения. Используйте случайные длинные, чтобы держать аудиторию в напряжении. Фрагменты хороши, если их использовать экономно и для акцента.
  • Используйте активный залог и избегайте пассивных предложений. Активные формы речи делают ваши предложения более сильными.
  • Повторите ключевые слова и точки. Помимо того, что это помогает вашей аудитории что-то запомнить, повторение способствует лучшему пониманию центральных моментов или основной темы.
  • Задавайте риторические вопросы так, чтобы привлечь внимание слушателей.
  • Личный опыт и анекдоты помогут вам укрепить свои позиции и установить контакт с аудиторией.
  • Используйте кавычки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *