Как с пеленок вырастить гения: Как вырастить вундеркинда с пеленок

Содержание

Как вырастить вундеркинда с пеленок

27.07.2021

Безусловно, для всех родителей именно их малыш – лучший. Но как действительно вырастить гения, на что стоит обратить внимание, выбирая методики для обучения ребенка, как бороться с возможными препятствиями на пути? Мы подобрали для вас 10 эффективных советов, которые вам в этом помогут! Читайте, как вырастить вундеркинда, в нашем материале.

Больше по теме: Как найти общий язык с ребенком возлюбленного

Читать и еще раз читать

Считаете, что ваш совсем крошечный ребенок никак не воспринимает то, что вы читаете ему? Это ошибка, ведь даже в самом юном возрасте мозг обрабатывает полученную информацию и развивает интеллектуальные способности, а словарный запас откладывается в памяти. Конечно, вы должны заботиться не только о чтении малышу, но и развивать его способности к этой деятельности, как только возраст крохи это позволит.

 Правильное питание

Этот фактор очень важен, ведь если маленькому организму не хватает витаминов и необходимых микроэлементов, это сказывается на умственных, творческих способностях, а также здоровье.

Следить за рационом питания нужно с первых дней рождения, подбирая только сбалансированную еду. При введении прикорма для ребенка начинать стоит с одного продукта. Таким образом, можно отследить, как малыш воспринимает  и переваривает новую пищу.

Общаться на равных

Конечно, родителям, бабушкам и близким хочется «посюсюкаться» с малышом, часто даже в более взрослом возрасте, но во всем стоит соблюдать меру.  Проговаривайте ребенку свои действия, объясняйте происходящее и увиденное вокруг. Это будет стимулировать мозговую активность, поможет  быстрее познакомиться с окружающим миром, будет развивать любопытство и интерес к новым познаниям. Например, гуляя на улице, рассказывайте и показывайте, как растут растения, как называются животные, которых вы встречаете по пути и т. д.

Больше по теме: Полезные игрушки для развития ребенка

Творчество – идеальная возможность развить не только моторику, но и воображение

Начиная с раннего возраста, выбирайте подходящие занятия для вашего малыша: рисование, музыка, ритмика, лепка, аппликация и многое другое. Вариант найдется для каждого!

Как только появится возможность, пытайтесь узнать мнение ребенка по любому поводу

Интересуйтесь, что он думает и чувствует, понимает ли ваши решения и действия. Пусть он сможет проявить точку зрения по-своему, но это поможет научиться анализировать, демонстрировать свою позицию, убеждения и предпочтения.  

Знакомьте чадо с окружением в игровой форме

Благодаря игре ребенок максимально быстро усвоит полученные знания. Стоит обратить внимание, что все дети воспринимают информацию по-разному: кому-то легче на слух, некоторым зрительно. Обязательно учитывайте это, играя с малышом, обращайте внимание, что помогает крохе быстрее усвоить новые умения.

Поощряйте не только результат, но и старания

В любом действии крохи обращайте внимание не только на итог, но и на приложенные усилия, показывайте малышу, что вы замечаете и цените даже малейшие шаги к развитию.

Прорабатывайте не только слабые стороны ребенка

Часто родители пытаются работать только со слабыми пунктами в развитии крохи, заниматься тем, что у ребенка получается хуже. Конечно, в этом есть смыл, но не забывайте, что очень важно развивать и то, что получается у чада лучше всего, делать сильные стороны еще сильнее. Кроме того, что от любимой деятельности малыш будет получать колоссальное удовольствие, знания будут приносить ему радость и желание учиться большему. Для того чтобы понять, какие занятия по душе крохе, родителям стоит проявить внимательность.

Больше по теме: Как отучить ребенка есть все конфеты в доме

Не загоняйте ребенка в четкие рамки

Известных методик воспитания и развития существует очень много (например, методика Глена Домана, Марии Монтессори, Вальдорфская педагогика и т. д.). При этом важно понимать, что даже если вы нашли подход, который полностью соответствует вашему видению развития малыша, любую методику стоит адаптировать к конкретной личности, ведь у всех малышей разные особенности, таланты, задатки и предпочтения. Старайтесь делать так, чтобы кроха мог максимально проявлять себя и свою индивидуальность.

Любите ребенка

Кажется, что это само по себе ясно, но многие родители, пропадая на работе, занимаясь домашним хозяйством и отношениями, не замечают малыша, которому очень нужна ваша забота и внимание. Как только вы будете проявлять больше интереса к его развитию, ребенок захочет стать еще лучше.

Помните, что главный пример для малыша – это именно вы. Не забывайте о личном  развитии, изучите основы детской психологии, познакомьтесь с различными методиками воспитания, развивайтесь и развивайте способности крохи!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите

Ctrl+Enter.

Читайте также

Как вырастить гения

В мечтах каждого родителя его ребенок хоть иногда, но предстает в ореоле известности, почета и уважения. Быть мамой или папой гения — это действительно здорово. Однако, как хорошо известно, гениями не рождаются, а становятся. И первый «кирпичик» в этом становлении по силам заложить именно родителям.

Начинать воспитывать своего домашнего Эйнтшейна нужно с самых пеленок, и изобретать велосипед особой необходимости нет: существует множество методик раннего развития, позволяющих приблизиться к заветной мечте. Мы расскажем о наиболее ярких и перспективных. Их можно комбинировать, чередовать и пробовать пристроить к своему ребенку методом проб, ошибок и адекватной оценки результатов. Ну и брать на вооружение то, что вам откровенно не по душе, тоже не стоит, так что выбирайте внимательно.

Методика Монтессори

Самую известную на сегодняшний день методику очень любят в частных детских садах и родительских клубах: Мария Монтессори научила родителей не мешать детям самостоятельно развиваться. Однако просто сидеть сложа руки тоже нельзя: ребенка нужно плавно подвести к данному виду обучения и в дальнейшем наблюдать за результатом. Вмешательство позволяется только в те моменты, когда ребенку действительно нужно помочь. Никаких поощрений, наказаний и строгих временных рамок. Интенсивность тоже определяется индивидуально. Из чего же состоят сами занятия? Для этого родителям предлагается обширный ассортимент особых игрушек и вспомогательного дидактического материала.

Актуальный возраст для опытов над ребенком по системе Монтессори — от рождения до 12-ти лет. Обращаем внимание, что этот метод больше подходит для открытых, общительных детей. Робким интровертам будет гораздо сложнее, ведь за необходимой помощью ребенок должен сам обращаться к воспитателям — последним запрещено вмешиваться в процесс. Из минусов системы отмечают маленькое внимание, уделяемое творческому развитию личности. Акцент здесь сделан на интеллектуальные и логические упражнения.


Методика Глена Домана

Эта методика тоже пользуется большой популярностью у родителей потенциальных гениев. Глен Доман нарисовал особые карточки, благодаря которым малыши учатся запоминать слова и хорошо читать. Слово с демонстрируемой ребенку карточки нужно произносить отчетливо и громко, создавая у малыша связь между тем что он видит, слышит и воспринимает в целом. Однако, одними карточками методика Глена Домана не ограничивается — здесь есть место и физическим упражнениям, и творческому развитию.

ДЕТИ И ДЕНЬГИ

Приверженцы метода отмечают то, что обучающиеся по карточкам дети обгоняют сверстников и в интеллектуальном, и в физическом развитии. Одновременно с этим отлично развивается память и появляется прекрасный навык скорочтения, который очень пригодится будущему школьнику. Счет и работа с большим объемом информации — сюда же.

Когда начинать показывать ребенку карточки: прямо с рождения. Нет, в роддом можно не приносить. Однако после него — полный вперед. Если начать занятия с самого раннего возраста, к одному году ребенок будет обладать продвинутым словарным запасом.

В качестве минуса можно отметить то, что этот метод как раз для усидчивых малышей. Активным ребятам смотреть на карточки может быть скучно. И сложно умолчать о том факте, что сама система разрабатывалась для детей, подверженных заболеваниям мозга. Но для здоровых она тоже отлично годится, да и результаты приносит отменные.


Методика Зайцева

На этот раз в качестве обучающего материала выступают кубики с наклеенными на них буквами и слогами. При этом по кубикам Зайцева нужно не учиться, в них нужно играть, складывая разные слова. При успешном ходе занятий ребята начинают читать слова после 4−8 таких «игр». Но для достижения результата нужно обязательно придерживаться простых правил: помнить, что это прежде всего игра, а не учеба, играть в кубики регулярно и сворачивать занятия при малейших признаках усталости игрока.

Возраст знакомства с кубиками — 1,5 года. Метод больше подходит для «правополушарных» детей с их продвинутым образным мышлением. Недостатки системы — возможные проблемы в школе, где начнут с именно с букв и звуков, а не со слогов, к которым уже привык ребенок благодаря кубикам Зайцева. Впрочем, за время до школы вполне можно успеть познакомить ребенка с традиционной системой обучения чтению.

Методика Масару Ибука

Известный японский исследователь со всей серьезностью утверждает: после трех уже поздно. Все поздно. И совсем. Одноименная методика (и книга) утверждает, что раз все основы развития ребенка закладываются до трех лет, именно в эти три года нужно по максимуму загрузить малыша знаниями, информацией и даже навыками. Но делать это нужно по системе, а не просто так.

МОЙДОДЫР: ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ КУПАТЬСЯ

Основные принципы воспитания от Масару Ибука выглядят так: детский мозг способен решать сложные задачи, так что бояться перегрузок не стоит. Стоит выдавать малышам книги, пластилин и карандаши как можно раньше (не в роддоме, но около того). Тогда же — знакомство с классической музыкой и полотнами великих мастеров живописи. Познание мира нужно проводить при помощи взрослых предметов обихода, а не каких-то детских игрушек. И последнее: ребенок должен перепробовать в первые три года жизни все, что не навредит его здоровью.

Минусы можете назвать и сами: поскольку родителям придется спокойно взирать на все, что творит ребенок, не обремененный запретами, терпения придется запастись с лихвой. При этом Масару вполне допускает физические наказания, что напрямую противоречит одному из принципов системы про уважение личности и достоинства ребенка.


Вальфдорская методика

Полная противоположность предыдущей системе: ребенка до 7 лет загружать информацией строго не рекомендуется. Пусть ребенок познает мир так, как у него получается, естественно и без принуждения. При этом делается акцент на природу и любовь к окружающему миру. Этому способствуют природные материалы, предлагаемые в качестве игрушек и пособия по изучению мира.

Еще одним важным аспектом является запрет на слово «нет», оно допускается только в тех случаях, когда ребенок может причинить вред здоровью. Во всем остальным — полное дозволение и отказ от любых вмешательств в процесс познания мира ребенком.

Возраст — от 0 до 16 лет, система предназначается для послушных и спокойных детей, которые не будут злоупотреблять свободой и крушить все вокруг. Из минусов можно отметить отсутствие обычного дошкольного обучения с буквами и цифрами. Когда ребенок «вальфдорской школы» придет в школу обычную, возникнет много вопросов.


Методика Сесиль Лупан

Для обучения по данной системе важно осознать роль в ней родителей. Родители выступают как самые лучшие и самые важные педагоги. Обучать ребенка предполагается строго в игровой форме, без временных графиков и лишних переутомлений. Акцент делается на любознательности обучаемого: для ее развития родителям предлагается создавать особые условия, благоприятные для новых открытий. Также автор советует много придумывать и сочинять: например, песенки на известные мотивы для запоминания букв и цифр. И один из особых аспектов этой методики — ребенок непременно должен обучаться плаванию прямо с рождения (на выходе из роддома, мы помним).

Никаких ограничений по темпераменту и возрасту ребенка нет — методика подходит любому. Недостаток: отсутствие социализации ребенка, обучающегося строго в кругу семьи.


Методика Никитиных

Система, предложенная опытными многодетными родителями, в чем-то похожа на предыдущие. Родители должны выступать внимательными учителями детей, поощрять, хвалить и очень много общаться со своими детьми. Никакого принуждения — ребенок занимается только тем, чем он хочет. И третий момент, отличающийся: большое значение спортивных занятий. Спортивная обстановка должна царствовать в семье с самого рождения ребенка. Никитины выступают за закаливание детей прямо из роддома и остальные постулаты активного образа жизни.

Недостатки системы — семья должна быть спортивной целиком, столь радикальный подход к закаливанию достаточно спорен, да и акцент на двигательной активности несколько ущемляет другие аспекты, необходимые для всестороннего развития ребенка.

Методика Гмошинской

Мария Гмошинская в своей методике возносит гимн рисованию. Краски ребенку предлагается вручить в тот момент, когда малыш может сидеть без поддержки. Мазня пальчиками и ладошками вначале, потом — мелки, кисточки и карандаши. Однако цель данной методики не вырастить продвинутого живописца, а развить такие важные навыки у ребенка, как мелкая моторика, восприятия цвета и интерес к познанию окружающего мира.

Эта система в принципе не является отдельной и прекрасно дополняет другие. Никаких ограничений по характеру, возраст — от шести месяцев.

Система Самбурской

О спорте поговорили, о художествах тоже, пришел черед музыки. Именно музыка позволяет ребенку гармонично развиваться и положительно влияет буквально на все. Хорошая и правильная с точки зрения автора музыка должна звучать в ушах у ребенка даже тогда, когда он еще не родился, это позволит развить высокую эмоциональность и концентрацию внимания, которой так не хватает многим детям сегодня.

Музыкальные уроки по программе Самбурской следует проводить в спокойной атмосфере. Пусть ребенок воспринимает процесс как развлечение, а не обучение, и тогда методика может принести свои результаты.

Возраст применения — очевидно, с зачатия, методика подходит абсолютно для всех, но эффективнее приживается в музыкальных семьях.

И напоследок: не забывайте, что вы и сами можете стать автором своей методики, взяв подходящие идеи из уже имеющихся и дополнив своими. Ведь вашего ребенка все равно лучше всех знаете только вы, и именно вы можете помочь ему вырасти гармоничной, развитой и даже гениальной личностью.


Интересное по теме:
Преступление без наказания: когда точно не надо наказывать ребенка
Стратегия и тактика воспитания ответственности

6 способов воспитать гениального ребенка

Эти советы пригодятся даже месячным детям

Что нужно, чтобы ваш ребенок вырос успешным и талантливым? Простые вещи, говорим мы. Вот лишь несколько советов от ученых и педагогов — ими сможет воспользоваться любая мама или папа, даже если вашему ребенку всего несколько месяцев!

Отправляйтесь в приключение.

Есть две теории воспитания ребенка. Подчеркивается необходимость режима и спокойной, предсказуемой атмосферы. Другое: ребенок может извлечь большую пользу из меняющейся среды, в том числе слышать иностранную речь и встречаться с разными людьми. Если вы хотите воспитать гения, идите по второму пути! Это тот, который ведет к более раннему развитию.

Говорите!

Похоже, они ничего не понимают. И тем не менее, ребенок анализирует огромное количество информации. Так что называйте окружающие предметы интонациями взрослого человека, даже если ребенок только что родился. Это поможет им быстрее развивать речевые способности.

Получить чтение.

Когда нужно начинать читать ребенку книги? Ученые настаивают: как можно скорее. Даже в первый день после рождения малыш может распознать некоторые слова — те, которые он неоднократно слышал еще в утробе матери. Чтение вслух также улучшит их способность к концентрации и расширит диапазон звуков, а затем и слов. Что еще более важно: чтение — это уникальный момент связи между родителями и их ребенком.

Попробуй математику (да, правда)

Трудно поверить, но даже 3-х месячный ребенок может воспринимать количество! Итак, не будем откладывать первый урок математики. Для начала просто произносите числа вслух, показывая ребенку две-три игрушки или кубики. Это простой способ помочь им начать изучать концепцию чисел.

Установите зрительный контакт.

Зрительный контакт может помочь вашему ребенку развить навыки внимания. Исследования показывают, что ребенок уделяет больше внимания игре, когда за ней наблюдают родители. Итак, уберите телефоны и посмотрите на своих малышей — это для их будущих достижений!

Предоставьте ребенку выбор.

Умение принимать собственные решения может быть самым важным навыком для уверенной в себе и сильной личности, и ваш ребенок уже может начать практиковать его. Поощряйте их принимать небольшие решения, например, выбирать между двумя игрушками (третью не предлагать — будет слишком сложно, говорят психологи). Позже продолжайте веселиться, позволяя ребенку выбирать одежду, продукты или занятия.

ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ!
Получите лучшее из ParentMap, доставленное прямо в ваш почтовый ящик.

Read Next

Seattle’s Top Trending Baby Names

Baby Supplies Straight to Your Doorstep

Preparing Your Pet for a New Baby

Related Topics

  • Infants

  • Малыши

Поделитесь этой статьей с друзьями!

Об авторе

By Hello Baby

Hello Baby — это экосистема приложений для родителей. Родители могут хранить детские воспоминания, находить других родителей в Сообществе, делать покупки на персонализированной торговой площадке и находить лучшие события и мероприятия для детей с помощью приложения «Рядом».

5 лайфхаков для занятых мам

Как воспитать вундеркинда

Аудио: Послушайте эту историю. Чтобы узнать больше тематических статей, загрузите приложение Audm для своего iPhone.

Результат зубрежки не так предсказуем, как надеются энтузиасты или опасаются критики. Иллюстрация Golden Cosmos

Мы знаем, что подошли к распутью, когда немецкое детство представлено как идеализированная модель для американцев. В конце концов, это были тевтонские стили воспитания детей, на которые когда-то смотрели с отвращением — как в «Звуках музыки», долгое время самом популярном из всех американских фильмов, со всеми этими чрезмерно регламентированными детьми Траппа, которых спасли, надев шторы в спальне и поющие весы. Но книга Сары Заске «Achtung Baby: американская мама о немецком искусстве воспитания самостоятельных детей» (Пикадор), возможно, является неизбежным продолжением «Воспитания Бебе», этой самой продаваемой книги о воспитании детей так, как предположительно французы сделать это — в общем, как если бы дети были маленькими взрослыми, предположительно готовыми к прелюбодеянию и эротическим аппетитам. Так почему бы не двигаться на восток через Европу, пока мы не получим книгу о воспитании детей по-молдавски?

Проблема с такими книгами не в том, что мы не можем многому научиться из «принципов воспитания» других людей, а в том, что вы неизменно получаете проблемы вместе с принципами.

Французские дети часто бывают чувствительными и неиспорченными, в отличие от американских детей; они также часто сходят с ума из-за расслабляющего 8:30 утра. -до 16:30 вечера и по традиции удаленного воспитания, что они бунтуют так же яростно, как и американские подростки, только откладывая бунт до сорока, когда секс и наркотики действительно начинают действовать. Система формирует немецких детей так тщательно, как настаивает Заске, американец, давно проживающий в Берлине.

В ее изображении новый немецкий стиль воспитания детей остается, ну, в высшей степени немецким: здесь представлены самые высокоорганизованные формы невысокоорганизованности, которые когда-либо существовали. Нигде, кажется, вы не найдете таких жестко контролируемых разновидностей свободы, такого военизированного упорядочения бессрочной игры, таких централизованных правил творческой анархии. Детей не просто поощряют не зависеть от игрушек; есть месяц «без игрушек», когда никому в детском саду не разрешается играть с ними.

Подростки не только предаются своим волевым импульсам; целые парки специально отведены для их исследований. «Помимо парковых зон, предназначенных для них, подростки могут ходить практически во все места Берлина, включая танцевальные клубы и бары», — пишет Заске. «Есть некоторые правила, в том числе комендантский час: подростки до шестнадцати лет должны покинуть клубы и рестораны до десяти вечера, а до восемнадцати — до полуночи». (Могут ли эти правила, написанные мелким шрифтом, эффективно применяться где-либо 9?0078, кроме в Германии?) Немецкие родители не просто не парятся; они отказываются парить, руководствуясь продуманным принципом, и отправляют детей в школу и обратно, после того, как оценили вероятность того, что ребенка схватят по пути, и, достаточно разумно, решили, что это безопасная ставка, что они не будут .

И вот мы подошли к настоящему призраку, который преследует эти книги, который посылает нас в Париж или Берлин за помощью: чувство, что американские родители совершили радикальный проступок, сделав себя и своих детей несчастными в процессе, паря над как вертолеты, вместо того, чтобы наблюдать за ними со сторожевой вышки на безопасном расстоянии. Метафора с вертолетом странная, поскольку вертолеты часто могут только беспомощно парят, как в кинохронике вьетнамской эпохи, а действие продолжается внизу. Стиль воспитания детей среднего класса, от которого немцы, французы и остальные могли бы помочь нам сбежать, на самом деле больше похож на наручники, чем на вертолет, когда и родитель, и ребенок, как мужчина и женщина-агенты в шпионском фильме шестидесятых, скованы кандалами. в тот же чемодан — в данном случае тот, в котором находятся не секретные чертежи бомбы, а документы о поступлении в колледж. Пока мы не доберемся до конечного пункта назначения, мы никогда не расстанемся.

В «Вне чартов: скрытые жизни и уроки американских вундеркиндов» (Knopf) Энн Халберт, кажется, занимает противоположный конец палки по воспитанию детей; а не обычные дети с обычными родителями, это исключение, прямо здесь, в Америке. Тем не менее, ее книга разделяет некоторые темы с еврофильскими. Есть тот же мучительный вопрос об американских достижениях: чему мы можем научиться в обществе, посвященном детям с высокими достижениями, от детей, которые кажутся «естественно» выдающимися в своих достижениях? Как мы можем сделать наших детей менее тревожными, но при этом убедиться, что они добиваются успеха? Являются ли вундеркинды отдельной расой или они просто более настойчивы, чем другие дети? (Как предостерегает Халберт, парадокс самодельного вундеркинда состоит в том, что настойчивость сама по себе является врожденным даром, столь же странным, как и любой другой. ) Аргументы, кажется, перекликаются с древними религиозными аргументами: таинственная врожденная благодать борется с выстраданной твердостью, католики по сравнению с протестантами в одежде маленького размера — что может свидетельствовать о том, что на карту поставлены этические нормы, а не образовательные.

«Не хочу быть снобом, но я знаю, как звучит настоящая кожа».

Книга Халберт умна — как и все ее книги, особенно ориентированная на детей «Воспитание Америки» — и часто грустна. Кажется, нет ничего печальнее судьбы вундеркиндов. Книга ведет нас от Уильяма Джеймса Сидиса и Норберта Винера, еврейских вундеркиндов в Гарварде в начале двадцатого века (Сидис был предметом обзора Джеймса Тербера, из всех людей на этих страницах), к их мнимым преемникам в Silicon. Вэлли, герои-ботаники, которые стали такой же американской типологией, как enfants sauvages Франции когда-либо были. По пути мы сталкиваемся с громкими именами в стране вундеркиндов, среди которых Филиппа Шайлер, афроамериканский гений-ребенок 1930-х и 40-х годов (а также объект профиля жителя Нью-Йорка Джозефа Митчелла), и Бобби Фишер, играющий в шахматы сын еврейских коммунистов, который в конце концов стал сумасшедшим антисемитом. То, что многие из этих детей, несмотря на то, что они были исключением, уже были задокументированы, предполагает, что мы используем умственные способности так же, как люди эпохи Возрождения использовали физические способности (мальчик-волк, рыба-женщина): то есть, чтобы доказать моральную точку зрения. В девятнадцатом веке крах Джона Стюарта Милля был поучительной историей о том, что он был набит слишком большим количеством знаний; Луиза Мэй Олкотт включила такого бывшего вундеркинда в «Маленьких человечков», чтобы показать опасность. Мы смотрим фильмы о Бобби Фишере отчасти потому, что это трогательная история, а отчасти потому, что втайне радуемся тому, что наши дети хоть и не гениальны, но по крайней мере не , что .

Халберт проделывает хорошую работу, сопротивляясь морали или слишком аккуратным обобщениям; есть подозрение, что аллитерация «Уроки» в ее подзаголовке была выдумкой издателя. Некоторые вундеркинды толкаются; некоторые толкают изнутри. После Гарварда у Сайдиса была мрачная жизнь: так и не найдя опоры, он самостоятельно публиковал спекулятивные рукописи по второму закону термодинамики, специальности чудака, и одержимо коллекционировал трамвайные трансферы. Но Норберт Винер, проработавший в Массачусетском технологическом институте, стал одним из самых значительных ученых своей эпохи, основоположником кибернетики и пионером теории информации. Он страдал депрессией, это правда, но был не более несчастен, чем многие другие штатные профессора. У Филиппы Шайлер была ужасно несчастливая взрослая жизнь; Халберт представляет душераздирающее обвинительное письмо, которое она написала своей напористой, благонамеренной матери, когда ей было чуть за двадцать. Тем не менее, Ширли Темпл, ее коллега из шоу-бизнеса в тридцатых годах (она была, как указывает Халберт, первой белой женщиной, когда-либо танцевавшей с черным мужчиной на экране, хотя и в фильме, где она носила кепку Конфедерации), продолжала успешная жизнь республиканского политика и дипломата.

Математические вундеркинды несколько отличаются от вундеркиндов с более широкими способностями, поскольку они, по-видимому, обладают странной частью проводки, а не общей повышенной способностью учиться делать вещи. Дети-математики не изучают математику, изучая математику, как это делают все мы; они изучают математику так же, как остальные из нас изучают язык. Халберт прокладывает себе путь через минное поле «спектральных» или «савантных» детей и задается вопросом, может ли то, что мы называем аутизмом, с его даром исключительно пристального и постоянного сосредоточения на каком-либо объекте, помочь в искусстве и науке. Похоже, что среди вундеркиндов существует столько же стилей обучения, сколько вундеркиндов, выражающих их. Бобби Фишер оказывается во многих отношениях уродом, исключением среди других. Его зарождающаяся паранойя давала замечательное преимущество в игре, в которой зависит от паранойи . Эта пешка подкрадывается ко мне сзади? Сейчас это не угрожает, но в четыре хода я вижу, как этот рыцарь становится моим смертельным врагом! — и губит его как личность. У него не было общего интеллекта, намеренно приспособленного к игре; это был игровой дар с глазами осьминога, который вытеснял его общий интеллект.

Хитрость, которую Халберт не преувеличивает, заключается в том, что в целом и с ожидаемыми исключениями именно тот тип парящего воспитания, который мы справедливо осуждаем, кажется необходимым для сверхдостижений, которыми мы восхищаемся. Китайский пианист-вундеркинд Ланг Ланг, о котором Халберт подробно пишет, был безжалостно ведом своим отцом. «Мать и отец Ланг Ланга присоединились к поколению родителей, которые, что неудивительно, были сосредоточены на будущем своих «маленьких императоров» с такой интенсивностью, которая довела до крайности традиционные конфуцианские принципы «семейного воспитания», — пишет она. Пианино затащили в гостиную, и к семи годам Ланг Лангу ввели пяти- и шестичасовые ежедневные занятия.

Как отмечает Халберт, наши собственные излюбленные предубеждения предсказывали бы мальчика, раздавленного давлением, которое временами кажется интенсивным глубоким погружением на подводную лодку. Но Ланг Ланг стал прекрасным музыкантом и настолько хорошо приспособленным, насколько может надеяться любой артист. Твердая теория достижений кажется оправданной результатами, если они — это то, к чему вы стремитесь. Мы вздрагиваем от жестокости родителей, которые отправляют своих маленьких детей выступать перед взрослыми за счет их детства — но ведь это было детство Моцарта, и хотя в конце концов Моцарт, возможно, желал меньшего внимания как ребенок-исполнитель и будучи уже взрослым композитором, он ни на мгновение не хотел перестать быть Моцартом.

На каждого вундеркинда, обреченного на нищету из-за раннего успеха, мы можем привести еще одного, который начал сильно и продолжал идти вперед. Примечательно, что мы склонны не слишком строго судить вундеркиндов в спорте. Уэйн Гретцки был гением хоккея в возрасте десяти лет, и его отец был настоящим тигром, хотя и мягким канадцем, который тренировал его на катке на заднем дворе. Тем не менее, мы обычно не критикуем таких родителей и не ожидаем, что их потомки станут образцами хорошо прожитой жизни, потому что мы понимаем, что на спортивных достижениях есть временной предохранитель. Сейчас никто не смотрит на Гретцки и не жалеет его, хотя его постспортивная жизнь была такой же случайной, как и у любого другого вундеркинда. Мы инстинктивно понимаем, что быть вундеркиндом не было его платформой для жизненных достижений; это означало возможность весьма специфичного, сильно ограниченного по срокам исполнения.

Секретам такого рода спортивных достижений посвящена книга Карен Крауз «Норвич: секрет счастья и совершенства одного крошечного городка Вермонта» (Simon & Schuster). Крауз, спортивный обозреватель Times , разочарованный результатами, усиленными наркотиками, и безрадостными соревнованиями, наткнулся на Норвич посреди своего путешествия с более или менее таким же ошеломленным энтузиазмом, с каким Рональд Колман в фильме «Потерянный горизонт» натыкается на Шангри. -Ла. В Норвиче никто из родителей не давит, планка не ставится, и после того, как ребенок забьет два гола в футбольном матче, его сажают, чтобы у другого ребенка был шанс забить. Тем не менее, «Норвич» постоянно отправляет спортсменов на Олимпийские игры и другие соревнования в количествах, смехотворно несоразмерных его размеру.

Чего мы не видим, по словам Крауза, так это маленького городка неподалеку, где, как и должно быть, все сотрудничают, но никто не является чемпионом. (Кроме того, в Норвиче должен быть по крайней мере один тип Холдена Колфилда, который думает, что вся эта история с Норвичем — фальшивка.) Глядя на Норвич, нам говорят, что неконкурентный, ненавязчивый подход лучше всего, потому что он помогает нам. к стойке для медалей или близко. Но что, если это не так? Если ценности «Норвича» имеют значение, то это потому, что они хороши, а не потому, что они являются кратчайшим путем к победе. Суть неконкурентного отношения не может заключаться в том, что оно делает нас более способными конкурировать; ценность подхода без давления не может заключаться в том, что он создает более эффективный вид давления. В любом случае возникает ощущение, что то, что обнаружил Крауз, является не «секретом», а хорошо известным эффектом: необыкновенное совершенство возникает в рамках жестко структурированных местных традиций, будь то во Флоренции пятнадцатого века, в живописи или в Сан-Франциско.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *