Как научиться слышать и слушать: Как научиться слушать: 5 простых правил

Эти 19 рекомендаций и 10 техник помогут вам научиться слушать собеседника :: РБК Pro

Pro Партнер проекта*

Телеканал

Pro

Инвестиции

Мероприятия

РБК+

Новая экономика

Тренды

Недвижимость

Спорт

Стиль

Национальные проекты

Город

Крипто

Дискуссионный клуб

Исследования

Кредитные рейтинги

Франшизы

Газета

Спецпроекты СПб

Конференции СПб

Спецпроекты

Проверка контрагентов

РБК Библиотека

Подкасты

ESG-индекс

Политика

Экономика

Бизнес

Технологии и медиа

Финансы

РБК КомпанииРБК Life

Материал раздела Основной

Саморазвитие &nbsp · Гибкие навыки

Инструкции Business Speech

Многие люди напрасно полагают, что слушание — это всего лишь молчание. Правильное слушание — это тяжелая, активная и утомительная работа, результаты которой — хорошее расположение собеседника, а также близкий и доверительный контакт

Фото: Rina Castelnuovo / Bloomberg

Один из главных показателей результативности продажи — это умение слушать клиента. Иными словами, способность получать информацию. А что может быть эффективнее, чем информация о потребностях и возможностях потенциального покупателя? Только зная, какие возражения могут быть у потребителя, какие у него ожидания в отношении товара или услуги, каковы его покупательские возможности, можно совершить продажу. Те менеджеры, которые освоили техники активного слушания и эффективно использовали их при работе, повысили уровень продаж на 20–30%.

Давайте проанализируем свое поведение в дискуссии. Признайтесь себе: когда есть что сказать на обсуждаемую тему, мы не хотим слушать собеседника, а пытаемся перебить и побыстрее высказать свои мысли. При этом мы не стараемся получить и интерпретировать информацию от собеседника, а заняты лишь мыслью о том, когда же можно будет вставить свое слово.

В конфликтных или спорных дискуссиях мы подсознательно пытаемся не слушать собеседника, будто бы предохраняя себя от чего-то неприятного или критического. Бывает такое? Но собеседник чувствует, действительно ли вы заинтересованы в том, что он говорит. И если вы притворяетесь внимательным, но постоянно бормочете «угу» и «ага», вы не маскируете безразличие, ведь отсутствие интереса и скука обязательно проявятся в выражении лица и жестах.

1. Прежде всего, сдерживайте желание прервать собеседника и высказать свое мнение. Не перебивайте.

2. Слушание бывает активным и пассивным. Активное слушание называется рефлексивным. Рефлексия — это склонность человека анализировать свои действия и переживания.

3. В момент слушания следует полностью забыть о себе, о своих интересах, своих личных проблемах, которые в данный момент вас беспокоят.

4. Развивайте в себе толерантность: дайте собеседнику свободно высказаться.

5. Проявляйте уважение к собеседнику. К сожалению, собеседник не всегда приятен. Дайте себе установку: собеседника нужно уважать уже за то, что он делится с вами информацией, вкладывает в это силы и эмоции. Нужно быть благодарным слушателем.

Как научиться слушать других? — Нож

В 1935 году Эрнест Хемингуэй дал в журнале Esquire совет молодым писателям: «Когда люди говорят — слушай… Большинство людей никогда не слушают». Хотя Хемингуэй был одним из героев моей юности, примерно в двадцать пять лет ко мне пришло понимание: я — представитель того самого большинства, и я никогда не слушаю.

А если и слушаю, то всё равно больше сосредоточен на себе и постоянно отвлекаюсь. В худшие дни я вообще мог показаться солипсистом. Но в определенный момент я попытался лучше понять себя, чтобы наконец услышать других.

Мы относимся к слушанию как к автоматическому процессу, о котором сказать, в общем, нечего, словно это пищеварение или моргание. Когда речь заходит об умении слушать, обычно это происходит в контексте профессионального общения: уметь слушать должны лидеры и наставники, а остальным это как будто не обязательно. Подобное пренебрежение — настоящий позор.

Лично мне потребовалось очень много времени, прежде чем я смог понять, что внимательное слушание — своего рода волшебный трюк, когда оба собеседника смягчаются, расцветают и становятся менее одинокими.

Также я обнаружил, что Карл Роджерс, один из самых выдающихся психологов XX века, дал этому недооцененному навыку название «активное слушание». В целом же умение хорошо разговаривать и правильно задавать вопросы — одна из самых доступных и самых мощных форм связи между людьми.

В худшие дни я слушал словно на автопилоте. Темы политики или философии превращали меня в зануду или хулигана. Люди даже в мелочах избегали возможности не соглашаться со мной, поскольку знали, что это приведет лишь к раздражению и отказу прислушиваться к их аргументам. В личной жизни я слишком часто забывал поддерживать партнера. Я почти не задавал своим друзьям серьезных вопросов. Я любил обсуждать с ними шутки и сплетни, но не хотел спрашивать их о вещах действительно важных. Или я спрашивал их о том, о чем они рассказывали неделю назад, но забывал спросить о недавнем собеседовании или расставании.

Вот где неумение слушать приносит наибольший вред: оно сигнализирует окружающим вас людям, что вы не заботитесь о них, а если и заботитесь, то делаете это не очень хорошо. Теперь люди подумают дважды, прежде чем откроются вам или попросят у вас совета. И они уже не будут полагаться на вас, поскольку мы склонны полагаться только на тех, кого считаем великодушными.

Всё это рисует картину довольно мрачную. Но преувеличивать я тоже не хочу — монстром я не был. Я заботился о других и мог показать это. Меня любили, и я прокладывал себе дорогу в мире, видимо, исключительно за счет харизмы.

Может быть, именно в этом и заключается печальная правда: можно прожить жизнь, будучи плохим слушателем, ведь люди привыкли прощать невнимательность.

Кейт Мерфи в своей книге «Ты не слушаешь» (2020) описывает, как современная жизнь мешает нам слышать других:

«Нас часто призывают прислушиваться к своему сердцу и к своему внутреннему голосу, но куда реже — внимательно и целенаправленно слушать других людей».

Почему мы воспринимаем неумение слушать как само собой разумеющееся? Я думаю, потому, что научиться слушать сложно, и мы все это знаем. Как и все формы самосовершенствования, разрушение панциря невнимательности требует намерения и — в идеале — руководства.

Обнаружив работы Роджерса, я осознал, что во многих разговорах я всё понимал неправильно. Активно слушая, слушатель «не воспринимает пассивно слова, которые ему говорят. Он активно пытается уловить факты и чувства в том, что слышит, и, слушая, пытается помочь говорящему решить его собственные проблемы». Это была та позиция, которую я занимал лишь от случая к случаю.

Роджерс родился в 1902 году в том же пригороде Чикаго и получил строгое религиозное воспитание. Сначала казалось, что для религии он и появился на свет. Однако в 1926 году он перешел из Объединенной теологической семинарии в Колумбийский университет и посвятил себя психологии. (В то время психология была настолько новой и модной наукой, что во время переговоров по Версальскому договору в 1919 году Зигмунд Фрейд тайно консультировал в Париже американского посла Вудро Вильсона.)

К 1940-м годам он разработал новый подход к психотерапии, который стал называться «гуманистическим» и «личностно-ориентированным». Он считал, что несчастные люди не сломлены, а «заблокированы». И в отличие от представителей преобладающих в то время методов психотерапии (психоанализа и бихевиоризма) Роджерс был убежден, что терапевт должен быть не столько тем, кто решает проблемы клиента, сколько своего рода опытной акушеркой, вытягивающей из клиента решения, которые и так уже у него есть. Он считал, что во всех людях присутствует глубокое стремление к «самоактуализации» и что задача терапевта — взращивать это стремление, «освободить и укрепить человека, а не вмешиваться в его жизнь».

И ключом к достижению этой цели было внимательное, сосредоточенное, «активное» слушание.

Как пишет Дэвид Коэн, один из биографов Роджерса, его терапевтическая философия «стала частью терапии». Сегодня на Западе многие верят, что обращение к психотерапевту может быть вдохновляющим и позитивным опытом, а не индикатором кризиса или болезни. Это во многом связано с идеями Роджерса. Также пациент теперь может надеяться, что терапевт позволит себе проникнуть в его мысли и выразит осторожное, но ощутимое сопереживание. Там, где Фрейд сосредотачивался на изолированном разуме, Роджерс больше ценил слияние умов — ограниченное, но интимное.

Роджерсу умение слушать было необходимо, чтобы создать благоприятные условия для личностного роста клиента. Это был один из принципиальных моментов, помогающих другому человеку чувствовать себя менее одиноким и более способным к самоанализу.

Роджерс считал, что основная проблема заключается в том, что сознания изолированы друг от друга, а между ними есть заросли когнитивного шума.

Преодоление шума требует усилий. Чтобы хорошо слушать, «необходимо проникнуть внутрь говорящего и понять, что именно он нам сообщает». Этот эмпатический скачок требует нешуточных усилий. Намного легче судить о чужой точке зрения со стороны, анализировать ее и классифицировать. Посмотреть же на мир глазами другого человека очень тяжело. В подростковом возрасте я был страстным атеистом и не менее страстным левым. Я видел вещи очень просто: все верующие легковерны, а все консерваторы — психопаты (или, по крайней мере, бесчувственны). Я мог придерживаться своей манихейской точки зрения только потому, что даже не пытался понять этих людей.

Еще один из блоков моей психики, также описанный Роджерсом, — это уверенность, что любой, с кем я разговариваю, глупее меня. Подобное высокомерие просто губительно для умения слушать:

«Пока мы не сможем продемонстрировать искреннее уважение и потенциальную ценность другого человека, мы не будем хорошими слушателями».

Раньше, в плохие дни, я, словно какой-то хищник, только и ждал случая, чтобы кого-то унизить или поставить на место. Я специально выискивал признаки того, что человек неправ. Но, как пишет Роджерс, чтобы хорошо слушать, мы «должны создать климат, который не будет ни критическим, ни оценочным, ни морализаторским».

«Наши эмоции часто очень мешают нам слушать», — также писал он. Короче говоря, большая часть нашего неумения слушать сводится к отсутствию самоконтроля. Вместо этого мы чувствуем оживление, подбираем ассоциации, к нам приходят необычные идеи. (Вот зачем нужны социальные условности: чтобы не обсуждать такие вещи, как религия или политика, на званых обедах.) Когда мне был двадцать один год, я не мог промолчать, если кто-то утверждал, что поп-музыка — это нормальное явление или что у капитализма есть какие-то искупительные черты. Из-за этого мне было очень трудно прислушиваться к чужому мнению. Вот почему, говорит Роджерс, невмешательство — один из самых важных навыков в умении слушать. Терпение.

«Слушать себя, — писал он, — необходимо, чтобы слушать других».

Здесь ясна аналогия с медитацией: не гонитесь за каждой мыслью, не реагируйте на каждое внутреннее событие, оставайтесь сосредоточенными. Сейчас во время разговора я постоянно стараюсь напоминать себе: реагируй, вмешивайся только тогда, когда тебя к этому приглашают или когда это будет явно кстати. Это требует практики, возможно бесконечной практики.

Мы должны сопротивляться постоянному желанию переместить фокус разговора обратно на себя.

Когда друг говорит мне, что хотел бы посетить Таиланд, я должен сопротивляться эгоистичному порыву прокомментировать его желание. Вместо этого я должен спросить «почему именно Таиланд»? Социологи называют это «реакцией поддержки». Хорошо слушать — значит отступить от самого себя и сосредоточить внимание на ком-то другом.

Хорошим примером подхода является случай, произошедший во время Второй мировой войны. ВВС США попросили Роджерса оценить психологическое здоровье артиллеристов с низким моральным духом. Будучи терпеливым, непредвзятым и внимательным, Роджерс обнаружил, что артиллеристы в глубине души были обижены на гражданских. По словам одного из них, когда он вернулся в свой родной город и посетил футбольный матч, то понял, что «вся эта жизнь, веселье и радость просто сводят с ума». Роджерс не хотел вмешиваться в жизнь военных и не призывал их изменить свою точку зрения. Он лишь рекомендовал им честно говорить о своем гневе и открыто, без стыда, выражать его. А их собеседникам Роджерс рекомендовал просто внимательно слушать их — столько, сколько потребуется, пока военные не избавятся от бремени.

Подобно медитации, активное слушание требует усилий. Мы постоянно ведем внутренний монолог, и он невольно выплескивается из нашего мозга в нашу речь. Чтобы остановить этот бесконечный поток, нужно приложить усилие. Это необходимо, поскольку даже если у нас самые лучшие намерения, они могут быть эгоцентричными. Мы можем этого не замечать, говорит Роджерс, но, как правило, когда мы предлагаем свою интерпретацию, «мы реагируем на нашу собственную потребность видеть мир определенным образом». Когда я стал наблюдать за своей манерой слушать, я заметил, насколько тяжело мне просто дать людям закончить свои предложения. Я заметил бесконечную волну нетерпения, захватывающую мое внимание. Мне хотелось задавать вопросы, которые на самом деле вовсе не были вопросами, а навязывали мое мнение, замаскированное под вопросы. Я начал понимать: лучшее, на что я способен, — это молчать и ждать.

Работа активного слушателя состоит в том, чтобы просто быть рядом и «думать вместе с людьми, а не за них или о них». Такое мышление требует прислушаться к тому, что Роджерс называет «общим смыслом». Часто чувство — это то, что выражается на самом деле, а содержание — своего рода чучело чревовещателя. Чтобы уловить чувство, требуется настоящая концентрация, тем более что такие невербальные сигналы, как нерешительность, бормотание и изменение позы, имеют в таких случаях решающее значение.

Отстранитесь и «общий смысл» полностью ускользнет.

Плохой слушатель может притворяться, что он заинтересован, но это не сработает. Как пишет Роджерс, люди настороженно относятся к «притворной заинтересованности» и справедливо возмущаются ею как «пустой и бесплодной». Искреннее слушание подразумевает смесь свободы воли, сострадания, внимания и приверженности. Это «требует практики» и «может потребовать изменений в наших основных установках».

Нет нужды быть плохим слушателем, чтобы извлечь пользу из идей Роджерса. Даже чуткий, заинтересованный слушатель может найти многое в его работах. Роджерс сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы изучить умение слушать и систематизировать его динамику.

Безусловно, то, что Роджерс был хорошим слушателем, повлияло на его собственную жизнь. Роджерс обнаружил, что «умение слушать с эмпатией дарует исцеление и освобождение как в терапии, так и в других случаях». Роджерс запомнился всем, кто его знал, как превосходный слушатель. Несмотря на недостатки, отягощающие жизнь (зависимость от алкоголя, разочарование в моногамии), Роджерс был порядочным человеком: теплым, открытым и не жестоким.

То, что он смог воплотить свои теории в жизнь, должно воодушевить многих из нас. Все хотят, чтобы их слушали. Откуда берется клише, что люди влюбляются в своих терапевтов? Почему соблазнение начинается с прикованного внимания? Подумайте о своем собственном опыте, и вы, вероятно, обнаружите прямую связь между людьми, которые, как вы сами это чувствуете, любят вас, и людьми, которые на самом деле слушают то, что вы говорите. Мы отдаляемся от тех людей, которые ни о чем нас не спрашивают. И навсегда привязываемся к тем, кто слушает так усердно, что вытягивает из нас что-то новое и кто слышит то, чего мы даже не говорили.

Все мы, проявляя себя с лучшей стороны, хотим способствовать личностному росту близких людей. Мы хотим помочь им раскрыть себя, стать выше, думать лучше. Динамика подобных отношений может быть не такой прямой, как на консультации у терапевта, поскольку здесь больше равноправия, но когда наши отношения здоровы, мы хотим, чтобы окружающие нас люди процветали. Роджерс показал, что умение слушать — это самый простой путь.

Будьте внимательными с людьми, и они почувствуют освобождающую силу вашего внимания и разовьют «глубокую уверенность в себе». Если мы не хотим этого для наших друзей, то мы им не друзья.

Действительно, активное слушание можно рассматривать как практику, граничащую с духовной. Хотя Роджерс сменил теологию на психологию, когда ему было около двадцати, он продолжил интересоваться духовными вещами. Ему нравились работы Кьеркегора, христианина-экзистенциалиста, и он на протяжении многих лет вел публичные дискуссии с теологами. Во время успешных терапевтических сеансов, по словам Роджерса, и терапевт, и клиент могут впасть в «состояние, похожее на транс».

Возможно, для вас это немного чересчур. Возможно, вы предпочли бы, чтобы активное слушание воспринималось как хорошие манеры или изящная уловка. Дело в том, что умение слушать других может быть актом иррациональной щедрости. Могут пройти недели или годы, прежде чем выслушанные вами люди отплатят вам той же монетой. Но, скорее всего, взамен вы не получите ничего. Люди лишь изредка заметят ваши усилия, не говоря уже о том, чтобы прямо поблагодарить вас. И всё же люди заслуживают вашей щедрости.

Ведь активное слушание — это не чистый альтруизм. Умение слушать, как говорит Роджерс, — это «опыт личностного роста». Оно позволяет нам получать от других лучшее. «Карусель душ» бесконечна. Люди живут глубоко прочувствованной и увлекательной жизнью, и они могут открыть нам доступ в миры, которые иначе бы мы никогда не узнали.

Если мы в самом деле научимся слушать, мы расширим наш собственный интеллект и эмоциональный диапазон и почувствуем, что мир полон загадок и чудесных открытий.

Роджерс стал героем контркультуры 1960-х. Он восхищался утопическими мечтами о свободе. В конце жизни его привлекали труды Карлоса Кастанеды. За это его и критикуют (как тогда, так и сейчас): он был слишком оптимистичен. Критики считали его наивным из-за веры, что такие элементарные вещи, как сочувствие и умение слушать, могут повлиять на человеческую жизнь.

Слушание как любовь? Слушание как духовная практика? В моей собственной жизни обновленный подход к умению слушать улучшил мои отношения с другими людьми, и теперь я считаю, что умение слушать обсуждается в обществе преступно мало. Умение слушать — умение сложное и тонкое, но оно присутствует в нас, и мы можем совершенствовать его каждый день. Его можно тренировать, словно мышцу. Как и интеллект, его можно проверять. В один и тот же момент он может стимулировать как наш собственный личностный рост, так и личностный рост других людей.

«Самый большой комплимент, который мне когда-либо делали, — сказал Генри Дэвид Торо, — был, когда кто-то спросил меня, что я думаю, и внимательно выслушал мой ответ». На автопилоте я слушаю по-прежнему плохо: перебиваю и заканчиваю фразы за собеседника. Подозреваю, что многие люди, которых я знаю, до сих пор считают меня средним слушателем. Но я пытаюсь! Я терплю неудачи, но пробую снова и снова. И я убежден, что это работает.

Обучение мозга слушанию: практическая стратегия обучения учащихся и управления классом

Ожидается, что в течение учебного года учащиеся будут слушать и усваивать огромное количество контента. Но сколько времени было посвящено обучению студентов способам отключиться от собственного внутреннего диалога (разговор с самим собой) и полностью сосредоточить свое внимание на представляемом академическом содержании? Слушать — это тяжелая работа даже для взрослых. Когда учащиеся не могут эффективно слушать, возникают проблемы с управлением классом.

Подробные инструкции по когнитивным стратегиям, которые могут помочь учащимся научиться тому, как учиться, могут оказать положительное влияние как на академическую успеваемость, так и на управление классом, подчеркивая, что учащиеся сами несут ответственность за свое поведение и обучение. Учителя, с которыми мы работали, обнаружили, что проблемы управления классом со временем уменьшаются по мере того, как учащиеся начинают осваивать навыки мышления, которые помогают им стать более самостоятельными учениками.

Научиться хорошо слушать — яркий пример навыка, которому, по мнению многих, не нужно обучать. Стандарты Common Core State Standards for Language Arts признают важность умения слушать как умение, которым учащиеся должны овладеть, чтобы подготовиться к поступлению в колледж и карьере:

Учащиеся должны научиться работать вместе, выражать и внимательно слушать идеи, объединять информацию из устных, визуальных, количественных и медийных источников, оценивать то, что они слышат, стратегически использовать медийные и визуальные средства для достижения коммуникативных целей и адаптировать речь к контекст и задача.

С точки зрения развития этот стандарт Common Core тесно связан с приобретением вербальных и социальных навыков, которые имеют решающее значение для успеха учащихся во многих контекстах. Умение слушать — важнейший аспект школы и жизни, но зачастую это ожидал студентов, которых никогда не обучали. Будучи бывшим учителем, школьным психологом и лицензированным консультантом, Донна работала со многими учащимися, чьи трудности в обучении были связаны с неспособностью эффективно слушать, а также с парами и семьями, оказавшимися в бедственном положении по той же причине.

Анатомия и психология слушания

Урок слушания можно начать с того, как мозг обрабатывает окружающие нас звуки. Мы обнаружили, что многие студенты и преподаватели очарованы внутренней работой своего мозга. Процесс получения и декодирования произносимых слов происходит в слуховой коре, которая является частью коры головного мозга человека, обрабатывающей слуховые входные данные. Слуховая кора располагается с обеих сторон головного мозга в верхних отделах височных долей. Его работа состоит в том, чтобы получать сигналы от ушей и передавать эти сигналы другим частям коры головного мозга для декодирования звука в значение. Эта система играет важную роль как в глубоких, так и в повседневных аспектах слуха — от языкового развития младенцев до восприятия потрясающей симфонии.

Самым распространенным препятствием для эффективного прослушивания является шум. Классная комната может быть какофонией разговора учителя и учеников, скрипа стульев по полу, шелеста бумаг, падающих карандашей, открывающихся и закрывающихся дверей. Хотя слуховая система мозга способна блокировать фоновые шумы, чтобы сосредоточиться на определенных раздражителях, тем не менее все эти звуки могут отвлекать.

«Шум» может возникать и в сознании учащихся — настойчивая песня, застрявшая в голове, приятные мечтания или неприятные сомнения в способности понять новую концепцию или выполнить задание. Описанная ниже стратегия СЛЫШАТЬ предназначена для того, чтобы помочь учащимся распознавать и блокировать этот шум, когда они уделяют внимание слушанию.

Обучение учащихся концентрации внимания и слушанию

Подробные инструкции по использованию стратегии HEAR предлагают конкретные шаги, чтобы сосредоточиться на слушании и улучшить его, а также подчеркивают, почему и как развитие этого навыка так важно. Как говорит учитель из Мичигана Аарон Роде: «Просто сказать, что человек собирается стать хорошим слушателем, недостаточно, чтобы это произошло. Нужно много работать, чтобы улучшить такой важный навык».

Стратегия HEAR состоит из следующих четырех шагов:

  • Остановка: Остановите все, что вы делаете, закончите свой внутренний диалог на других мыслях и освободите свой разум, чтобы обратить внимание на говорящего.
  • Включить: Сосредоточиться на динамике. Мы предлагаем физический компонент, например, слегка повернуть голову так, чтобы правое ухо было обращено к говорящему, как напоминание о том, что нужно заниматься исключительно слушанием.
  • Предвидеть: Ожидая того, что скажет говорящий, вы признаете, что, вероятно, узнаете что-то новое и интересное, что повысит ваше внимание.
  • Повтор: Подумайте о том, что говорит говорящий. Проанализируйте и перефразируйте его в уме или в ходе обсуждения с говорящим и другими одноклассниками. Воспроизведение информации поможет понять и запомнить то, что вы узнали.

Авторы и права: BrainSMART

Аарон Роде демонстрирует тяжелую работу СЛУХА.

Первоначально учителям может потребоваться провести несколько демонстраций использования стратегии СЛЫШАТЬ и напомнить учащимся, когда пора СЛЫШАТЬ, но со временем слушание должно стать более автоматическим. Когда прошлой осенью г-н Роде преподавал эту стратегию своим ученикам третьего и четвертого классов, он носил каску, чтобы подчеркнуть, что научиться хорошо слушать — это тяжелая работа. Но он также говорит своим ученикам: «Быть ​​«гениальным слушателем» будет полезно во всех сферах жизни — в школе, в личных отношениях и в профессиональных ситуациях». Мы полностью согласны!

Несколько слов на ухо

Мы оставляем вас с тремя вопросами.

  1. Является ли обучение когнитивным стратегиям, таким как эффективное слушание, частью учебной программы вашей школы?
  2. Что произойдет с обучением в вашем классе, если учащиеся станут более эффективными слушателями?
  3. Как вы можете использовать (с изменениями, если необходимо) стратегию HEAR в своем классе?

10 шагов к эффективному слушанию

iStock-izusek

Дайан Шиллинг

Вам также может быть полезна эта статья:  9 маленьких шагов, которые сделают вас счастливее, начиная прямо сейчас

В современном мире высоких технологий, высокой скорости и стресса общение важнее когда-либо, но, похоже, мы уделяем все меньше и меньше времени тому, чтобы по-настоящему выслушать друг друга. Искреннее слушание стало редким подарком — подарком времени. Это помогает строить отношения, решать проблемы, обеспечивать понимание, разрешать конфликты и повышать точность. На работе эффективное слушание означает меньше ошибок и меньше потерянного времени. Дома это помогает развивать находчивых, самостоятельных детей, которые могут решать свои собственные проблемы. Слушание строит дружбу и карьеру. Это экономит деньги и браки.

Вот 10 советов, которые помогут вам развить навыки эффективного слушания.

Шаг 1. Встаньте лицом к говорящему и поддерживайте зрительный контакт.

Разговаривать с кем-то, пока он сканирует комнату, изучает экран компьютера или смотрит в окно, все равно, что пытаться поразить движущуюся цель. Какую часть разделенного внимания человека вы на самом деле получаете? Пятьдесят процентов? Пять процентов? Если бы этим человеком был ваш ребенок, вы могли бы потребовать: «Смотри на меня, когда я с тобой разговариваю», но это не то, что мы говорим любовнику, другу или коллеге.

В большинстве западных культур зрительный контакт считается основным элементом эффективного общения. Когда мы разговариваем, мы смотрим друг другу в глаза. Это не означает, что вы не можете вести разговор через всю комнату или из другой комнаты, но если разговор продолжается какое-то время, вы (или другой человек) встанете и начнете двигаться. Желание лучшего общения сближает вас.

Сделайте своим собеседникам любезность, повернувшись к ним лицом. Отложите в сторону бумаги, книги, телефон и другие отвлекающие факторы. Смотрите на них, даже если они не смотрят на вас. Застенчивость, неуверенность, стыд, вина или другие эмоции, наряду с культурными табу, могут препятствовать зрительному контакту у некоторых людей при определенных обстоятельствах. Извините другого парня, но сами оставайтесь сосредоточенными.

Шаг 2. Будьте внимательны, но расслаблены.

Теперь, когда вы установили зрительный контакт, расслабьтесь. Вам не нужно пристально смотреть на другого человека. Вы можете время от времени отводить взгляд и вести себя как нормальный человек. Главное быть внимательным. В словаре сказано, что «посещать» другого человека означает:

  • присутствовать
  • обратить внимание
  • подайте заявку или направьте сами
  • обратите внимание
  • остаются готовыми служить

Мысленно отбрасывайте отвлекающие факторы, такие как фоновая активность и шум. Кроме того, старайтесь не сосредотачиваться на акценте или манере речи говорящего до такой степени, чтобы они отвлекали внимание. Наконец, не отвлекайтесь на собственные мысли, чувства или предубеждения.

Шаг 3. Будьте непредвзяты.

Слушайте, не осуждая другого человека и не мысленно критикуя то, что он вам говорит. Если то, что она говорит, вас тревожит, продолжайте и тревожьтесь, но не говорите себе: «Ну, это был глупый поступок». Как только вы предаетесь оценочным смущениям, вы ставите под угрозу свою эффективность как слушателя.

Слушайте, не делая поспешных выводов. Помните, что говорящий использует язык для представления мыслей и чувств в своем мозгу. Вы не знаете, что это за мысли и чувства, и единственный способ узнать это — прислушаться.

Не хватайся за приговор. Иногда мой партнер не может замедлить свой мыслительный темп настолько, чтобы эффективно слушать, поэтому он пытается ускорить мой, перебивая и заканчивая мои предложения. Обычно это сбивает его с толку, потому что он следует своим собственным мыслям и не понимает, куда направляются мои мысли. После пары таких раундов я обычно спрашиваю: «Ты хочешь поговорить наедине или хочешь услышать, что я хочу сказать?» Я бы не стал так делать со всеми, но с ним это работает.

Шаг 4. Послушайте слова и попытайтесь представить, что говорит говорящий.

Позвольте вашему разуму создать ментальную модель передаваемой информации. Будь то буквальная картина или набор абстрактных понятий, ваш мозг выполнит необходимую работу, если вы будете сосредоточены, а чувства будут полностью бдительны. При длительном прослушивании концентрируйтесь на ключевых словах и фразах и запоминайте их.

Когда придет ваша очередь слушать, не тратьте время на планирование того, что сказать дальше. Вы не можете репетировать и слушать одновременно. Думайте только о том, что говорит другой человек.

Наконец, сконцентрируйтесь на том, что вам говорят, даже если это вас утомляет. Если ваши мысли начинают блуждать, немедленно заставьте себя перефокусироваться.

Шаг 5. Не перебивайте и не навязывайте свои «решения».

Раньше детей учили, что перебивать нехорошо. Я не уверен, что это сообщение доходит до нас. Конечно, в большинстве ток-шоу и реалити-шоу моделируется обратное, где громкое, агрессивное поведение, бросающееся в глаза, одобряется, если не поощряется.

Прерывание отправляет различные сообщения. Там написано:

  • «Я важнее тебя».
  • «То, что я должен сказать, более интересно, точно или актуально.»
  • «Мне все равно, что вы думаете.»
  • «У меня нет времени на ваше мнение.»
  • «Это не разговор, это соревнование, и я выиграю.»

Все мы думаем и говорим с разной скоростью. Если вы быстро соображаете и ловко говорите, нагрузка лежит на вам , чтобы снизить темп для более медленного и вдумчивого собеседника или для парня, у которого проблемы с самовыражением.

Когда кто-то говорит о проблеме, воздержитесь от предложений решения. Большинству из нас все равно не нужны ваши советы. Если мы это сделаем, мы попросим об этом. Большинство из нас предпочитает придумывать собственные решения. Нам нужно, чтобы вы выслушали и помогли нам сделать это. Где-то в конце концов, если вы буквально взрываетесь блестящим решением, по крайней мере, получите разрешение спикера. Спросите: «Хотели бы вы услышать мои идеи?»

Шаг 6. Подождите, пока выступающий сделает паузу, чтобы задать уточняющие вопросы.

Если вы чего-то не понимаете, конечно, вы должны попросить говорящего объяснить вам это. Но вместо того, чтобы перебивать, подождите, пока говорящий сделает паузу. Затем скажите что-то вроде: «Подожди секунду. Я не понял, о чем ты только что сказал…»

Во время обеда коллега увлеченно рассказывает вам о своей поездке в Вермонт и обо всех замечательных вещах, которые она сделала и увидела. По ходу этой хроники она упоминает, что провела некоторое время с общим другом. Вы вскакиваете со словами: «О, я сто лет ничего не слышал об Алисе. Как она?» и, точно так же, обсуждение переходит к Элис и ее разводу, и бедным детям, что приводит к сравнению законов об опеке, и, прежде чем вы это узнаете, прошел час, а Вермонт остался в далеком воспоминании.

Такое оскорбление в разговоре происходит постоянно. Наши вопросы ведут людей по направлениям, которые не имеют ничего общего с тем, куда они  думали идти. Иногда мы возвращаемся к исходной теме, но очень часто этого не происходит.

Когда вы заметите, что ваш вопрос сбил говорящего с пути, возьмите на себя ответственность за возвращение разговора в нужное русло, сказав что-то вроде: «Было приятно услышать об Элис, но расскажи мне больше о своем приключении в Вермонте».

Шаг 8. Попытайтесь почувствовать, что чувствует говорящий.

Если вы чувствуете грусть, когда человек, с которым вы разговариваете, выражает грусть, радость, когда она выражает радость, и страх, когда она описывает свои страхи, и передаете эти чувства мимикой и словами, то ваша эффективность в качестве слушателя обеспечена. . Эмпатия — это сердце и душа хорошего слушания.

Чтобы испытать эмпатию, вы должны поставить себя на место другого человека и позволить себе почувствовать, каково это  будет ее  в этот момент. Это не так просто сделать. Это требует энергии и концентрации. Но это щедрый и полезный поступок, и он облегчает общение, как ничто другое.

Шаг 9. Регулярно давайте докладчику обратную связь.

Покажите, что вы понимаете, о чем говорит говорящий, отражая чувства говорящего. «Вы должны быть в восторге!» — Какое ужасное испытание для тебя. — Я вижу, что ты сбит с толку. Если чувства говорящего скрыты или неясны, то изредка перефразируйте содержание сообщения. Или просто кивните и покажите свое понимание соответствующим выражением лица и случайным своевременным «хммм» или «угу».

Идея состоит в том, чтобы дать говорящему некоторое доказательство того, что вы слушаете и следите за ходом ее мыслей, а не потворствуете собственным фантазиям, пока она говорит с эфиром.

В рабочих ситуациях, будь то на работе или дома, всегда переформулируйте инструкции и сообщения, чтобы убедиться, что вы правильно их поняли.

Шаг 10: Обратите внимание на то, что   не сказал   — на невербальные сигналы.

Если исключить электронную почту, большая часть прямого общения, вероятно, будет невербальной. Мы собираем много информации друг о друге, не говоря ни слова. Даже по телефону вы можете узнать о человеке почти столько же по тону и интонации ее голоса, чем по тому, что она говорит. Когда я разговариваю со своей лучшей подругой, неважно, о чем мы болтаем, если я слышу в ее голосе нотки и смех, я чувствую себя уверенным, что у нее все хорошо.

Столкнувшись лицом к лицу с человеком, вы можете очень быстро обнаружить энтузиазм, скуку или раздражение в выражении вокруг глаз, сжатых губах, наклоне плеч. Это подсказки, которые вы не можете игнорировать. Слушая, помните, что слова передают только часть сообщения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *