Как написать правильно сказку: Что-то пошло не так (404)

Содержание

Как писать сказки

Александр Петрович Торопцев – писатель, член Союза писателей России, доцент, руководитель семинара по детской и юношеской литературе в Литературном институте им. А.М. Горького. Член жюри конкурса сказок в 2020 и 2021 гг.

Л.Дмитриевская: Вместе с оценками сказок Александр Петрович прислал свои размышления и замечания для авторов сказок. Из них получилась эта, на мой взгляд, интересная и очень полезная статья. Вступительная часть и некоторые рассуждения добавлены из книги А.П. Торопцева: «Возраст читателя и структура художественного произведения».

 

Можно ли познать непознаваемое?

Человек взрослеющий, а тем более взрослый человек, не способен взобраться на вершину детского незнания, которое представляет собой некое пространство сплошь белого цвета, то есть суперпозицию всех знаний, пониманий и чувствований, то есть всех тайн жизни. Познавая эти тайны, человек медленно, но безальтернативно, спускается с этой вершины и превращается в существо векторное. Потому что любое знание векторно. Только на вершине детского незнания человек свободен от пут земных знаний, пониманий, чувств. Эта свобода, однако, не позволяет ему осмыслить свое безмерное богатство, потому что мысль должна опираться на эти самые понимания, знания, чувствования. А их у него еще нет. Приобретая те или иные знания, человек получает в дар и точки опоры, и этакие стержни, за которые можно держаться, на которые можно опираться в своих рассуждениях и формировать своё личностное, творческое «Я», а затем в нём формируется этакий базовый фундамент, на котором он строит некое сооружение опять же из суперпозиции своих уже познанных, значит векторных знаний, пониманий и даже чувств.

Естественно, на этот процесс самое непосредственное влияние по мере взросления человека оказывают сразу несколько факторов: ближайшее взрослое окружение, книги, написанные взрослыми авторами, школа с её взрослыми учителями и т.д.

Так должно быть, так было, есть и будет. Взрослые не просто обязаны, но на генетическом уровне «заряжены» на эту воспитательную и обучающую работу. Они этим и занимаются испокон века.

Причём вот что удивительно: очень часто взрослые люди (родители, педагоги, ученые и даже писатели) напрочь забывают о существовании величайшей, недостижимой для них вершины детского незнания и исходят в своём творчестве, в своей работе с детьми из того, что их взрослых знаний вполне хватает для воспитания, образования детей, для формирования их личностных качеств.

Можно ли и нужно ли менять это положение дел? – Нет! Хотя бы потому, что каким он был, человек, таким он и остался, то есть остался он в тех рамках, которые очертил для него Господь Бог.

Но Он же разрешил нам познавать … непознаваемое.

И шедевры мировой литературы о детях детям и взрослым говорят о том, что процесс познания ребенка приносит и радость, и знания, и восторг от интуитивных прорывов авторов.

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СКАЗКАХ

 Современная сказка

– Современная сказка нуждается в сюжетах и героях из нашей сегодняшней жизни. (В присланных на конкурс сочинениях таковых было очень мало). Сказку нужно искать за своим окном.

– Сказки из прошлого, память о прошлом – дело-то хорошее, но как много в наши дни подобных сказок, как они похожи друг на друга! Как похожи друг на друга эти бабушки Матрены! Уверен в том, что авторы могли бы перебраться из далекого прошлого в наши дни, послушать наше время, посмотреть наши дали, нашу русскую пересеченку XXI века, понять и сказочно прочувствовать наших людей, то есть наших героев сказок.

 

Сказка и чудо

– Сказка, на мой взгляд, это, прежде всего, чудесные метаморфозы, чудесные приключения, а не описание тех или иных животных и растений с использованием некоторых сказочных средств.

– Сказка любит чудеса. Но чудеса не любят, когда ими пренебрегают, либо относятся к ним, как избалованные дети к своим игрушкам. Сказочные чудеса несут в себе очень много жизненного. Кто это понимает, тот становится великим сказочником. Карлсон – это не просто сказочное чудо. Это плод воображения затюканного, но талантливого на чудеса мальчика, душу которого подслушала столь же талантливая Астрид Линдгрен. Подслушала и родила ОБРАЗ.

– Сказочные чудеса несут в себе несколько функций. Например, они увлекают, развлекают и т.д. Но они должны быть незаметными педагогами. Незаметными!

– Такой уж этот жанр – добрый, такой уж у любителей сказочного, у нашего читателя, возраст – нуждающийся в добре. Особенно в чудесном добре. Я часто говорю: несмотря на то, что каждый человек индивидуален, в людях тем не менее гораздо больше общего, чем частного. Отношение к добру в нас, особенно в людях сказочного возраста, – общее наше достояние, уж извините за пафос. Но как сложно написать добрую сказку с добрым финалом, чтобы читатель не догадался о том, что его «приучают к добру». Кстати, это касается и дидактики: она должна быть, без неё никак, но читатель не должен даже догадываться о том, что мы его ведём.

 

Природа, пространство и время в сказке

– Сказка – не игра в жизнь, сказка – это жизнь.  

– Древние китайцы 2,5 тысячи лет назад говорили: «Земля – корень всех существ, прекрасных и безобразных!» Я являюсь категорическим сторонником тех, кто говорит, что любой писатель должен помнить о пространственно-временном ареале, в котором происходят те или иные события с теми или иными персонажами, в том числе и сказочными.

– Желательно, чтобы сказка для дошкольников, да и для младших школьников не отрывалась от пространственно-временного ареала обитания своих героев. 

– Земля – это краски, характеры людей, пейзаж и т.д., это уже чудеса, только научись их видеть, чувствовать, понимать, знать и всё это – писательское – научись отдавать ребенку. Он достоин сказок своей земли. Он узнает свою Малую родину, он выйдет во двор, или в парк, или на площадь … вспомнит сказочные чудеса. И ребенок будет счастлив. А «в некотором царстве, в некотором государстве» – это всё в далеком прошлом, и от писательской лени.

– Природа сама по себе безгранично сказочна. Нужно только приучить себя это сказочное видеть и даже чувствовать, и понимать, и передавать это – своё – в литературной строке. Да, свои миры, свои системы сказочных координат можно и нужно изобретать, но в таком случае необходимо точно определить, как поведут себя герои (и сказочные, придуманные, в том числе) в этой и только в этой сказочной системе координат. Такая сказочная игра, на мой взгляд, не выйдет за рамки сказочного реализма. И любой читатель с головой окунётся в изобретенный автором мир и будет счастлив. Так же, кстати, работали великие, но только великие, фантасты, Рэй Брэдбери например.

– Практически все великие писатели, и сказочники, в том числе, обладали прекрасным даром – душой внедряться в Пространство и слышать Время. В сказке «Как Зема мужа себе добывала» автор показала, как же это красиво, как же объёмно и тонко, и глубоко можно писать Землю, которую любишь и Время, которое чувствуешь! К сожалению, очень многие авторы-сказочники не чувствуют бесконечного потенциала, окружающей нас Природы.

– Время и Пространство – являются важнейшими в любом литературном произведении. Да, автор имеет право писать сказку из прошлого, но в этом случае он обязан изучить прошлое досконально. Кроме этого, автор имеет право создать свою пространственно-временную систему координат и населить её любыми, в том числе, и фантастическими существами, но и для этого ему нужно знать, чувствовать и понимать созданные им «реалии» и тех, кто в них обитает. Помните содеянную Уильямом Фолкнером Йокнапатофу. Её не было и не будет, но она есть! И жители её есть!

– Логику жизни отменить невозможно даже в самой чудесной сказке. Частая ошибка: авторы не знают ни одного из животных (зайца, лисицу), поэтому-то истории надуманные, а герои – зверушные манекены: они ведут себя не как зверушки, а как переодетые в звериные шкуры артисты какого-нибудь детсадовского театра. Ежики, например, «предпочитают жить в лиственных лесах, на лугах и в зарослях кустарников. В высоких травянистых растениях, корнях старых деревьев они могут спрятаться от врагов (лис, филинов, диких свиней, ворон, барсуков и хорьков). Избегают густых хвойных массивов, гористых и болотистых местностей» (цитата с сайта). А в одной из сказок ёжик выбрал себе место под сосной могучей! Интересно, сколько дней он там проживёт? Я ни разу в жизни не видел ни одной яблоньки «стройной и высокой»: ни в яблоневых садах (повидал я их, однако, в разных областях и краях), ни тем более в лиственных лесках. Чтобы писать даже очень короткую сказку о том или ином животном или растении, необходимо досконально изучить это животное и растение, найти в его особенностях те, которые помогут автору сформировать сюжет, найти сказочную интригу, а потом уже можно и писать сказку.

Однажды, вернувшись домой из школы, девятилетняя моя дочь разревелась не на шутку из-за четверки по литературе. Написала она днём раньше сочинение под названием «Моль летит в деревню». Ни одной ошибочки не сделала, а учительница, прекрасная, между прочим, учительница, поставила рядом с названием огромный знак вопроса и в итоге оценку: «четверку». Сколько лет прошло – смеемся, удивляемся и не понимаем, права ли была учительница или нет? Ребенок имеет право на фантазии, самые нелогичные, невозможные даже в фантастическом мире. Ребенок-то имеет, но писатель?

– Сколько всего достойного сказки и пока ею не отработанного подарила нам Природа и люди!

 

Сказка и возраст читателя

– Я глубоко убежден в том, что существуют возрастные возможности любого человека. Да, с чем родился, тем и пригодился. Да, человек, если верить мыслителям Древнего Индостана, получает всё от родителей уже в момент зачатия. Но возраст! До 3 лет, до 5 лет, до 7 лет, до 10 лет, до 12 лет, до 15 лет, до 17 лет, до 19 лет, до 22 лет, до 25 лет и т.д. Характер изменить нельзя, но нужно чувствовать и понимать влияние возраста на проявления характерных черточек. Возраст, и процесс взросления, и внешние проявления этого процесса на поведенческие стереотипы – о какое это чудо чудес!

– Социальная, временная, пространственная локализация, личностные приоритеты, возрастная градация – эти и другие составляющие должны иметь в виду все писатели, и особенно те, кто пишет ребенка.

– Подавляющее большинство произведений мировой литературы было написано «не для всех», а для конкретных читателей. Но написаны они были так хорошо, что аудитория читателей выросла почти до предельного уровня, и эти произведения, созданные столетия, даже тысячелетия назад, остаются востребованными и в наши дни.

– Необходимо постоянно помнить о возрасте читателя или слушателя, чтобы лексика, стилистика, метафоры и другие художественные средства не пугали юные души, а радовали их, в том числе и русским литературным языком. По этому поводу я рискнул написать работу «Возраст читателя и структура художественного произведения».

 

Сказка и познание мира, личностный рост

– Каждая прочитанная книга – шажок в познании мира. За год дошкольник может прочесть или прослушать 10–12 книг, то есть подняться на десять-двенадцать ступеней.

– Любая литературная строка, хотят того или нет писатели, просто обязана нести в себе, повторюсь, незаметно для юного читателя, педагогическую и познавательную нагрузку.

– Сказка должна нести в себе знания жизни, приучать совсем маленького читателя к моральному равновесию, к ответственности за какие-то проступки – уж такой это жанр. Другое дело, что напрямую вталдыкивать ребенку это нельзя. Не поймёт, устанет. Именно поэтому люди изобрели и литературу вообще и сказку в особенности.

 

Стиль сказки

– Любой литературный текст, а уж сказка тем более, нуждается в дозированном использовании разных литературных приемов и средств.

– Писателю-сказочнику необходимо помнить о том, что мысль не нуждается в многословии, в то время как многословие часто нуждается в мыслях. Это касается и всех других писателей, но для детских писателей это должно стать законом.

– Практически все мои учителя говорили всем известную истину: «Писатель начинается тогда, когда он редактирует свои тексты». Редактируя тексты, нужно не только переписывать неудачные фразы и думать над композицией, но и безжалостно выбрасывать всё необязательное, ненужное и неважное для решения сверхзадачи.

– И, конечно же, нужно постоянно думать о главном читателе и не допускать в тексте тяжелых фраз, непонятных слов и т. д. Количество слов во фразе необходимо дозировать, приводить в соответствие с возрастом главного читателя. Наши конкурсанты, вроде бы, об этом должны знать, но прочитанные сказки говорят о том, что они либо спешат, либо слишком доверяет себе, либо … не знают.

– Пространные монологи убивают на корню важнейшую составляющую любого литературного произведения, а уж сказки и подавно. ДИАЛОГИ: диалог, а вовсе не труд, сделал человека человеком. Во многих конкурсных сказках вместо содержательных диалогов – просто болтавня.

– Надо избегать обилия уменьшительно-ласкательных словечек.

– Одной из бед начинающих сказочников являются безликие НАЗВАНИЯ. Причём частенько хорошие названия можно найти в самих текстах. Но почему-то не ищут. Платон записал за Сократом: «Даже сказки и те, говорят, нельзя рассказывать кое-как: надо непременно придать им заглавие, чтобы они не скитались вокруг безголовыми» (Платон. Соб. соч. в 4 т. Т.1. С. 550).

– Работая над сказкой, нужно учиться писать НАЧАЛО. К сожалению, мне никак не удается убедить начинающих писателей (в частности, наших студентов) в необходимости этого важнейшего дела. Редко-редко кто-то из них выполняет задание «написать первый абзац». В результате начало рассказа ли, сказки, миниатюры (даже миниатюры!) получается размытым, не увлекающим читателя.

– ФИНАЛ. Некоторым авторам удается протянуть удовольствие читателя этаким волнообразным финалом. Но чаще писатели, увлекшись самолюбованием строкой, растягивают финалы и снижают энергию сказки.

– Иной раз писатели, сочиняя сказочные сюжеты, не думают о том, что лучше им написать две сказки, чем пытаться в одной сочленить два сюжета.

– Если сюжет и идея могут обойтись без сказки, значит сказка здесь не обязательна.

– В некоторых сказках конфликт надуман, например, в «Сказке о пиле и топоре» Д.Осипова. Пила и топор и сегодня лучшие друзья плотников, несмотря на то, что в наши дни появились прекрасные электроинструменты. Кстати, лучше было бы придумать сказочный конфликт между современными инструментами и топором и пилой. Но для этого надо знать стройку. И поработать плотником-реставратором церквей. Ах, как там много сюжетов для сказок – современно-вневременных!

– Иногда авторы по разным причинам обрывают в своих сказках причинно-следственные нити тех или иных событий. Мол, сказка все стерпит, она для этого и создана. Это же волшебства, неужели не понятно? Слышал я такие оправдания, и не раз. Но частенько подобное отношение к чудесам и волшебству не просто приводит к нарушению смысловой последовательности, но и, что, на мой взгляд, очень важно, к размыванию чувства жизни, к потере, может быть, самого интересного в описываемой сценке. И на это у писателей есть оправдание: зачем, мол, мельчить, пусть сам читатель отыщет способы, с помощью которых, например, ужи отпугнули крыс в одной, в целом симпатичной, сказке на конкурсе. Я с таким подходом к сказке не согласен. Читатель в идеале, конечно же, должен быть активным. Но к этой творческой активности его должны вести строка, авторская мысль. Мельчить, конечно же, тоже опасно, это частенько ведет к мельтешению и неоправданному многословию. Но, на мой взгляд, работать блоками, как то гениально было сделано в первом фильме «Тихий Дон» (1958, Сергей Герасимов), в американском фильме «Война и мир» (1956, Кинг Видор) и других фильмах тех лет, можно и нужно для людей более старшего возраста, нежели младшие школьники. Кроме того, необходимо помнить, что в микромирах энергии жизни куда больше, чем в макромирах, о чём более чем убедительно говорят разработки физиков ХХ века.

– «Поэт должен творить мифы, а не рассуждения». (Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.2. М., 1993. С. 11).

– К «поэтам»-сказочникам у меня строгое отношение, потому что очень многие из них просто пишут рифмованные, ритмованные истории, забывая о том, что поэзия – это не только рифма и ритм.

– Девятнадцатый и особенно двадцатый век дали очень много прекрасных мелодий, песен, романсов. Эти мелодии глубоко осели в душах талантливых людей. Очень часто в поэтических сборниках современных (возрастных, естественно) авторов я слышу эти мелодии. Хорошо это или плохо? – Не очень хорошо. Потому что XXI век рожает новые ритмы и рифмы, и мелодии. Поэтому людям, решившим писать сказки в поэтической строке, нужно искать именно современное звучание жизни, а не плестись вслед за двадцатым веком, плестись всё медленнее… в поэтическое никуда.

– Есть тема, есть задача, есть некая идея для решения литературной задачи. Подумай над необходимыми средствами, без которых эту задачу ну никак не решить, и садись за стол. Нужно помнить еще и о том, что каждая тема имеет минимальный и максимальный объём строк, а также персонажей и героев, необходимых для раскрытия этой темы. Подумаешь над этим, сведешь минимум и максимум в одну точку – садись пиши.

 

Производственная сказка

– Мы совершенно забыли о «производственной сказке». Производственные романы есть, а сказки я что-то не вижу на прилавках магазинов. Но попробуйте срубите избу, хотя бы простенькой конфигурации, но без гвоздей, да так, чтобы читатель загорелся этой идеей, а то и в чудо-плотники пошёл! Ведь вот, что интересно: такие избы и такие плотники до сих пользуются спросом. Конечно же, останавливаться на этой профессии нельзя: их сейчас очень много, и старых, еще не забытых, и новых. Непаханое поле для сказочников!

 

История в сказке

– Мне часто встречаются молодые авторы, не обязательно сказочники, которые фривольно относятся к истории и к историческому наследию наших предков, землян. На мой взгляд, это грубейшая ошибка, которая, естественно, вместе с другими ошибками по отношению к истории, привела к тому, что даже люди, уже взрослые, устали от плохо написанных произведений по истории. Почему такое происходит? – потому что авторы не читают источники. Не читаешь – не пиши сказку на основе исторических сюжетов. Чтобы взрослые люди не смеялись над тобой, чтобы дети не портили «исторический вкус», то есть вкус к жизни своих предков.

 

Хороший писатель – это, прежде всего, хороший читатель

– Необходимо помнить, что мировая литературная история (художественная литература, философия, история, даже военное дело, даже политические трактаты) содержит в себе бесчисленные сюжеты и идеи, которые, естественно после серьезной адаптации, полезны для развития ребенка любого возраста, любой социальной группы, любых предрасположенностей. Но для этого нужно много-много читать. Чтобы облегчить эту работу, я рискнул составить спецкурс «Мировая детская литература для студентов, пишущих для детей и взрослых», из которого любой желающий может подчерпнуть очень много всего, детского-недетского.

– Мы – богатейшие наследники! У нас под рукой так много великолепных произведений, в том числе и самых разных сказок. Но коль скоро человек решил сам писать сказку (любое иное произведение), то ему необходимо научиться читать, то есть пользоваться великим нашим наследством по-писательски.

 

Напутное

– Еще Аристотель говорил, что о человеке всё уже сказано. Он имел на это право – он знал. Но он же, зная, смог сотворить свой мир и сказать-таки о человеке нечто своё. Говорите, пожалуйста, но не повторяйтесь! Ищите свои миры или обрабатывайте СВОЕЙ строкой, своими образами мысли древних. Образы бесчисленны. Более того, в образах сокрыты те поэтические мысли и идеи, о которых даже Аристотель и любой другой великий мыслитель «Эпохи мудрых» (VIII-III вв. до н.э.) не знал и знать не мог.

 

Тем, кто хотел бы глубже проникнуть в тайны творчества для детей и о детях, поразмышлять об истоках этого творчества, вникнуть в философское осмысление детства и литературы для детей, а также получить еще более конкретные рекомендации, как писать для детей и что читать детям в определенном возрасте и самому детскому писателю, рекомендуем перейти по ссылкам в книги Александра Торопцева «Возраст читателя и структура художественного произведения», «Ребёнок в главной роли. Книга Второая».

На сайте А.П. Торопцева – www.atoroptsev.ru – вы найдёте и другие книги автора.

Сказка или скаска — как правильно пишется слово

RusskiyPro.ru Как пишется Правильное правописание: «сказка» или «скаска»

  • Определение и разбор слова
  • Как правильно пишется: «сказка» или «скаска»?
  • Примеры для закрепления

Определение и разбор слова

Данное слово является существительным, которое имеет следующее значение:

  • литературное повествовательное произведение с невероятным, обычно волшебным сюжетом.

Существует два варианта написания анализируемого слова:

  • «сказка», где после гласной «а» пишется буква «з»,
  • «скаска», где после гласной «а» пишется буква «с».

Как правильно пишется: «сказка» или «скаска»?

Согласно орфографической норме русского языка изучаемое существительное пишется как в первом варианте:

сказка

Почему пишем букву «з»?

Подберем проверочное слово:

сказка — сказок

В качестве проверочного слова мы возьмем однокоренное существительное «сказок», которое является формой родительного падежа множественного числа слова «сказка». В существительном «сказок» после согласной «з» стоит гласная буква «о», делая звучание предшествующей согласной «з» отчетливым.

Примеры для закрепления

  • Эта сказка очень нравится моей дочери.
  • Нам на ночь нужна новая сказка.
  • В этой книге одна сказка интереснее другой.
ЧАЩЕ ВСЕГО СМОТРЯТ:

“здравствуйте” или “здраствуйте”

“выберите” или “выберете”

“пожалуйста” или “пожалуста”

“прийти” или “придти”

“как будто” или “как-будто”

“впоследствии” или “в последствии”

“так же” или “также”

“девчонки” или “девчёнки”

ударение в слове “КРАСИВЕЕ”

правописание : “адрес” или “адресс”

“потому что” или “потомучто”

“погода” или “пагода”

“в виду” или “ввиду”

“сделать” или “зделать”

“ничего” или “ни чего”

“нравится” или “нравиться”

“зато” или “за то”

“в принципе” или “впринципе”

“непонятно” или “не понятно”

“ненадолго” или “не надолго”

“всё равно”, “всёравно” или “всё-равно”

“вживую” или “в живую”

“чересчур” или “черезчур”

ударение в слове “СВЕКЛА”

“тем не менее” или “темнеменее”

“благодарю” или “благадарю”

“обожаю” или “обажаю”

“в смысле” или “всмысле”

“сначала” или “с начала”

“вовремя” или “во время”

“лучше” или “лутше”

“тренировка” или “тренеровка”

“то есть” или “тоесть”

ударение в слове “ЖАЛЮЗИ”

“обязательно” или “обезательно”

“картридж” или “катридж”

“конфорка”, “канфорка” или “комфорка”

“не знаю” или “незнаю”

“до скольки”, “доскольки” или “до скольких”

“неважно” или “не важно”

“неправильно” или “не правильно”

“ингредиенты” или “ингридиенты”

“попробовать” или “по пробовать”

“рассчитать” или “расчитать”

“потихоньку”, “по тихоньку” или “по-тихоньку”

ударение в слове “КАТАЛОГ”

“до сих пор” или “досихпор”

“посредством” или “по средством”

Изучение жанра | Как написать сказку

Большинство детей знакомы со сказками из Рапунцель, Красавица и чудовище, Джек и бобовый стебель, Румпельштильцхен, и Золушка. Сказки, обычно написанные для детей, рассказывают о приключениях воображаемых существ в далеких землях.

Это задание поможет вам научить детей сочинять сказку.

Что такое сказка?

Жанр сказки должен включать некоторые основные элементы . Иначе это может быть вовсе не сказка!

Эти характеристики определяют сказку как сказку:

  • Обычно она начинается словами «Жили-были», «Давным-давно» или «Жил-был…»
  • История происходит в далеком или -Считаю землю.
  • В нем представлены воображаемые персонажи, такие как драконы, феи, эльфы и великаны.
  • Вещи случаются тройками и семерками (три медведя, три желания, семь братьев).
  • Желания часто исполняются.
  • В конце истории решается трудная задача.
  • Добро побеждает зло.
  • У истории счастливый конец.

Кроме того, в сказку часто входят:

  • Королевские персонажи, такие как короли и принцессы
  • Говорящие животные
  • Волшебные элементы, такие как волшебные бобы, волшебная пыль, заколдованный замок

Как написать сказку

1. Кому герой o r героиня?

Дети, естественно, хотят, чтобы главный герой преуспел вопреки всему! Помогите своему ребенку выбрать симпатичного персонажа для своей истории. Обычно это кто-то скромный, невинный или добросердечный. Говоря о знакомых сказках, укажите, что «хороший» персонаж — это тот, кто дорог читателю, — герой рассказа!

Примеры: Аладдин, Белоснежка, Рапунцель, три поросенка

2. Кто злодей?

В каждой сказке есть злодей, тот, кто имеет злые намерения по отношению к главному герою. Этот злой персонаж хочет управлять главным героем или причинять ему вред, иногда используя для этого магические силы.

Примеры: Большой злой волк, злая королева, мачеха Золушки

3. Каков магический элемент сказки?

В большинстве сказок есть магический ингредиент. Помогите ребенку выбрать друга, опекуна или магический элемент, который поможет герою и добавляет очарования в историю . Это хорошее место, чтобы включить эти магические числа три или семь.

Примеры: Фея-крёстная, джинн в волшебной лампе, три подарка

4. Где будет происходить действие истории?

Настройка может повлиять на настроение истории. Например, лес может быть наполнен дружелюбными тварями и солнечными бликами, а может быть темным, мрачным и страшным. Попросите ребенка выбрать обстановку и решить, какое у него будет настроение.

Примеры: лес, замок, башня, коттедж, сад

5. Какой урок преподаст эта история?

Сказка обычно преподает урок совершенства в поведении или характере. Помогите своему ребенку определиться с уроком, который преподаст ей сказка .

Примеры: верность, храбрость, доброта, честность, трудолюбие, самопожертвование

6. Каков сюжет рассказа?

Нашему герою предстоит пройти испытание . Препятствием может быть пункт назначения, которого должен достичь персонаж. Это может быть человек, которого нужно спасти, или заклинание, которое нужно разрушить, или главному герою может понадобиться найти настоящую любовь.

Примеры: Белоснежка должна быть в безопасности от злой королевы, великан хочет съесть Джека, настоящая любовь разрушит чары Чудовища

7. Что такое счастливый конец?

Это не сказка без счастливого конца! Как решается вызов? Что приводит к долго и счастливо после ? Как злодей получает то, что ему предстоит?

Примеры: Стеклянная туфелька подходит Золушке на ногу, Чудовище снова превращается в принца, Гадкий утенок превращается в прекрасного лебедя

Если вы только начинаете знакомиться с этим жанром со своими детьми, и они еще не совсем готовы сочинять сказку самостоятельно, предложите им вместо этого переписать любимый рассказ . Изменение некоторых элементов знакомой истории — отличный способ узнать больше о том, как писать сказку!

Если вам нужно больше вдохновения, один из моих любимых продуктов — Warfare by Duct Tape. Представьте, как весело ваши мальчики будут писать героическую сказку, а потом изготовление мечей из клейкой ленты !

Фото: Карл Офтердингер, предоставлено Creative Commons

Как написать сказку – Берли Доэрти

  1. Непреходящее волшебство сказок
  2. Почему некоторые сказки существуют так долго?
  3. Основные ингредиенты сказки
  4. Общие советы по написанию сказки
  5. Как составить свою сказку
  6. Несколько советов, которые нельзя делать
  7. Идеи для написания сказки
  8. Некоторые известные писатели предлагают ингредиенты для написания хорошей сказки
  9. Советы некоторых детей об их любимых сказках
  10. Вам

На этом мастер-классе вы научитесь писать сказку. Я даю вам основные ингредиенты для написания сказок, некоторые идеи для начала и даю советы от ведущих писателей и любителей сказок.

Когда-то…

Давно и далеко…

Когда-то, давно, не близко, не далеко…

У леса, в далёкой стране…

… Жила-была маленькая девочка, которая любила сказки. Больше всего она любила сказки; она не могла насытиться ими. Она брала в библиотеке книги со сказками и просила всех, кто приходил в дом, но особенно папу, рассказать ей сказку. А если под рукой никого не было, она сама его придумала. Она отправится в место под названием Дневной сон, и произойдет что-то волшебное.

Эту маленькую девочку звали Я.

Мои сказки

Много сказок я пересказала, как сама по себе, как в «Снежной королеве», «Трех принцах» и «Щелкунчике», так и в виде сборника: Классические сказки.

Иногда я вплетаю традиционные волшебные истории в гораздо более длинные рассказы и романы, так что они то появляются, то исчезают из повествования – «Знаменитые приключения Джека», «Золотая птица» и «Сны Розы Доран» (роман для взрослых).

И иногда я их придумываю, как в Девушка, которая не могла ходить (собран в Tales of Wonder and Magic), The Girl From Lake Silver (собран в Mirrors , 2001) и Blue John.

…. И все они жили долго и счастливо.

Непреходящее волшебство сказок

Сказки сопровождают нас сотни лет. Их носили бы в устах и ​​умах путники и рассказывали бы у очагов в обмен на еду и кров. Они путешествовали через океаны и через леса, и иногда одни и те же истории рассказывались, пересказывались и придумывались по-новому, так что вы едва могли узнать их, если только вы не были ученым. Но они все еще здесь, терпя изменяющую форму магию разных кассиров. Они связывают нас с нашим далеким прошлым и проникают в наши общие воспоминания.

Почему некоторые сказки живут так долго?

Сказки существовали веками и выдержали тысячи пересказов, потому что это сильные истории. Ранние рассказы, даже те, что были записаны во времена Древнего Китая, Руси, Греции и Рима, были намного мрачнее тех версий, которые мы читаем сейчас, и предназначались для любых ушей, не только детских. Еще в начале 19 века братья Гримм включали множество ужасных и часто ужасающих историй среди сотен собранных ими историй.

Кроме того, сказки очень легко запомнить. В отличие от снов, они очень просты. Вы можете написать костяк волшебной сказки за пять простых шагов, и мы сделаем это за несколько минут. Но пока я все еще рассказываю свою историю о непреходящей магии и силе историй.

Еще одна причина, по которой они существуют так долго, заключается в том, что они объясняют вещи. Когда давным-давно наши предки жили в пещерах, убежищах в грубых лесах или хижинах на склонах гор, как еще родители предупредили бы своих детей, чтобы они не уходили от них? Расскажите им о маленькой девочке, которая встретила волка, переодетого бабушкой, и о том, что у волка большие зубы, чтобы съесть ее, и они поймут опасность.

Не говоря уже о пожилой женщине в коттедже в лесу, у которой кипит хороший котел, готовый засунуть в него маленького мальчика. Не доверять никому!

Некоторые иллюстрации Джейн Рэй из моих классических сказок, с благодарностью Джейн Рэй за ее любезное разрешение использовать их здесь

Основные ингредиенты сказки

Пантомима и Дисней подсластили старые сказки и добавили комедию, чтобы приправить их их вверх, но все же основные ингредиенты неизменно присутствуют:

Красота. злодей. Сложная ситуация. Магия. Счастливый конец.

Давайте рассмотрим пять основных ингредиентов и посмотрим, сможете ли вы включить их в свою историю.

Красавица

Иногда вашего главного героя даже называют Красавицей, но она не обязана быть самой красивой девушкой во дворце. Красота здесь означает невинность, или доброту, или молодость. Их нельзя винить в том, что с ними происходит. Что бы ни было впереди в этой истории, это не их вина.

Злодей

Все любят злодеев в сказках. Это может быть мачеха, которая ревнует, как в рассказах о Белоснежка и Золушка . Часто бывает совершенно противная старуха, как в Гензель и Гретель , или по соседству может жить ведьма ( Рапунцель ). Удивительно, как много среди этих злых персонажей сказок женщин! И иногда они прекрасны. Помните Снежную Королеву? Но иногда злодей бывает не жестоким, а уродливым ( Красавица и чудовище ) или склизким ( Принц-лягушка ). Разница в том, что в этих историях уродство лишь поверхностно, а подлость вымышлена. Наградой для девушек, преодолевших отвращение, является то, что они разрушают чары уродства и видят Чудовище и Лягушку такими, какие они есть на самом деле.

Затруднительная ситуация

Ну, во всех этих историях запутанная ситуация совершенно ясна. Есть отравленное яблоко. Мачеха, которая не пустит тебя на бал. На плите булькает тушеное мясо. Обещание, которое нужно сдержать. Или сложная ситуация может заключаться в том, что нужно совершить коварное путешествие (Герда в Снежная королева ) или выполнить невыполнимые задачи ( Золушка , Трутница , Румпельштильцхен , Три принца, Дикие лебеди ).

Магия

В истории есть момент, решающий момент, когда что-то происходит, что меняет ход событий. Иногда это момент преображения (метаморфозы, изменения формы) – старушка становится феей-крестной, мертвая Белоснежка открывает глаза и дышит, лягушка становится принцем. Неважно, как это происходит, важно то, что это может произойти только по волшебству, и это происходит из-за доброты, доброты, любви или верности.

Счастливый конец

Другого пути нет. Добрые дела и магия завели главного героя так далеко, и теперь все будет хорошо. Сказка, которая не кончается счастливо, ну не сказка! Меняйте на свой страх и риск!

Общие советы по написанию сказок

  • Когда? Поскольку действие сказок происходит из далекого прошлого, действие сказок часто происходит в далеком прошлом или вообще без какого-либо определенного времени. Вам не нужно быть конкретным. Вы можете установить его в будущем.
  • Где? Опять же, действие традиционных сказок происходит в местах, где есть леса, замки, коттеджи и колодцы, потому что именно там и как жили люди, составившие первые истории.
  • Кто? Ваш центральный персонаж. Девочка? Мальчик? Бедный? Богатый? Красивый? Младший? Во многих историях центральный персонаж является младшим из трех братьев и сестер или седьмым сыном седьмого сына. (Три и семь — магические числа.)
  • Кто еще? К кому будет относиться главный герой? Часто бывает добрый, но глупый отец ( Красавица и Чудовище ). Плохой человек/злодей. Одного достаточно. Иногда есть помощник, часто животные. Часто в рассказе присутствуют животные. Волшебные животные – зайцы, рыбы, птицы. Награда. Часто это прекрасный принц, который является символом любви, безопасности и счастья.
  • Что? Что происходит? Все может случиться. Это ваша история. Будет плохое время, а потом все изменится. Обычно, если главный герой беден, он или она в конечном итоге становятся богатыми. Для этого не обязательно быть богатым! Богатый любовью. Богатый счастьем.
  • Как? Быть хорошим, послушным и честным. Если в сказке и есть мораль, так это она!
  • И Magic . Это может быть волшебное животное, человек или предмет. Это может быть трансформация или изменение формы. (Лягушка становится принцем. )
Рисунок: Кася

Как придумать свою сказку

Начните с разбора или пересказа знакомой вам истории. Сможете написать в 6 предложениях?

Злая фея заколдовала принцессу. Когда принцессе исполнится 15, она уколет себе палец и умрет. Добрая фея меняет чары, так что принцесса проспит сто лет. Спустя сто лет принц будит ее поцелуем.

Очень просто, но будит воображение!

Ну, я сделал это за четыре, а затем я рассказал именно эту историю ( Спящая красавица ) в моей книге Классические сказки и использовал более тысячи слов. Что я добавил? Что бы вы добавили?

Так что — попробуй. Придумайте любую волшебную историю и расскажите ее в 4–6 простых предложениях.

Затем напишите это как полный рассказ, убедившись, что все идей в этих 4–6 предложениях включены.

Несколько мудрых ошибок

  • Вам не нужно называть персонажа. Известные имена — Гензель и Гретель, Золушка, Герда и Кей, Румпельштильцхен — но чаще всего сказочные персонажи имеют имена-символы, такие как красавица, мачеха, король, младший сын, Красная Шапочка.
  • Не загромождайте историю слишком большим количеством людей. Вы хотите, чтобы ваш читатель идентифицировал себя с главным героем. Вам нужен один главный герой, один злой персонаж, один волшебный персонаж. Кто еще может быть вам нужен?
  • Не пытайся объяснять. Просто так оно и есть.
  • Не использовать воспоминания. История о настоящем моменте — все, что вам нужно сказать, это «Ее мать умерла», «Король снова женился». Все действие истории происходит по мере того, как история рассказывается.
  • Не используйте подсюжеты.
  • Не продолжайте историю после ее естественного завершения. Нам просто нужен удовлетворительный финал; возвращение к нормальной, счастливой, лучшей жизни.
  • Мораль? У каждой сказки есть мораль? Подумай об этом. В основном да, и вот оно: Добро побеждает зло. Тяжелая работа вознаграждается.

Теперь пора отпустить и написать! Ваше воображение — замечательная вещь. Летайте с ним.

Иллюстрации Жанны Доэрти

Идеи для написания сказки

Жил-был король (мужчина, фермер, плотник. ..), у которого не было сына. Подумай об этом. Он хочет сына? Почему? Потому что у него слишком много дочерей? Потому что сын продолжит его дело? Придумайте больше причин.

Как он приступает к поиску сына? Рекламировать? Искать мир, горы и океаны? Предложить награду? Поставить три задачи? Иди и пиши!

Жил-был заклинатель. Ох, что бы вы могли сделать с этой идеей? Мальчик или девочка, старик, волшебник, мечтатель… Кто использует заклинания? Они работают? Они хорошие или плохие?

Девушка, которая не могла ходить. Действие происходит в фермерском доме.

Герои: девочка, которая не может ходить, ее родители и пожилая женщина, которая подходит к двери. Она предлагает им всем желание.

Конечно, мать хочет, чтобы ее дочь гуляла, но она говорит это вслух и зря!

Чего желает отец? Он тоже тратит!

Однако желание девушки другое. Что бы это могло быть?

Сможете ли вы закончить рассказ?

Дочь моря. Рыбак выловил в море ребенка. Он и его жена решают оставить ее. На ее крестины приглашают всех островитян, кроме одного. Она появляется в конце вечеринки и проклинает ребенка.

Что она говорит?

Кто она?

Что происходит?

Напишите об этом рассказ.

Некоторые известные писатели предлагают ингредиенты для написания хорошей сказки

Джеймс Картер

Поэт Джеймс Картер рекомендует «повторения, даже рифмы, чтобы они «рассказывались вслух»».

Адель Жерас

Адель Жерас говорит:

  1. Триумф мужества (часто от неудачника) и урок на всю жизнь.
  2. Простота языка, смешанная с поэтическими/таинственными/сверхъестественными элементами.
  3. Природа как персонаж.

Джо Трегенза

Джо Трегенза, вице-президент UKLA (Ассоциация грамотности Великобритании):

«Персонажи, которыми мог бы мечтать ребенок. Опасность. Счастливый конец’.

Хилари Маккей

Хилари Маккей цитирует Толкина «поворот», который является моментом разрешения, когда сюжет становится цельным.

‘Думаю, это иллюзия, ставшая реальностью, без оглядки. Есть признание полного добра и зла ср. реальной жизни. Красота (равна доброте). Злая мачеха. Волк.»

Росс Монтгомери

Росс Монтгомери говорит: «Что меня всегда привлекает, так это надежность языка — есть определенный способ написания сказок, который заставляет вас надевать старые башмаки, когда вы читаете или пишете их. .’

Иллюстрация: Жанна Доэрти

Питер Бунзл

Питер Бунцл говорит: «Если вы можете написать это с качеством рассказчика, я думаю, это добавит ей». Когда я писал « Magicborn », я пытался думать о « Рассказчике » Хенсона и Джона Хёрта, для которого Энтони Мингелла написал блестящие сценарии». , Марина Уорнер говорит: «Сказки часто претендуют на моральное обоснование, но их завораживающая сила заключается в волшебнице и великанах, волшебстве, чудесах, несчастьях и удачах, о которых они рассказывают».0009

Подсказки некоторых детей об их любимых сказках

  • ‘Лучше всего, когда это забавные истории, такие как Новое платье императора .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *