Потребности, интересы и способности человека
17.0317.03 | Нет комментариев | 19ч
Ключевые слова: потребности, интересы и способности человека, талант, гениальность.
Потребность — это нужда в том, что необходимо для существования человека, его нормального функционирования. Пoтребности разделяют на первичные и вторичные. Потребнoсти человека не могут быть одинаковыми во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живёт человек, от уровня развития хозяйства.
Первичные пoтребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врождёнными. Физиологические потрeбности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, убежище, отдыхе.
Вторичные потребнoсти являются по своей природе психологическими.
Экзистенциальные потребности — это потребность в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в том, что все физиологические потребности будут удовлетворены.
Социальные потрeбности — это потребнoсти в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки.
Престижные пoтребности — это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности.
Духовные потребнoсти — это потребности в самовыражении, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Потребности человека составляют основу его интересов.Интерес — это целенаправленное отношение человека к объекту. (альтернативное определение): Интерес — реальная причина действий, стоящая за мотивами. Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).
Влечения — психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную) потребность.
Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.
Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность.
Талант — это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.
Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.
[divider height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»1″]
Это конспект на тему «Потребности, интересы и способности человека».
Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
Потребности и интересы — что это такое?
Покажем, как применять обществознание в жизни
Начать учиться
Многие школьники с детства чем-то увлекаются, например, музыкой. Но при этом далеко не каждый из них в итоге становится новым Моцартом или Шаляпиным. Почему так происходит и откуда вообще в нашей жизни появляются интересы? Об этом и поговорим сегодня.
В этой статье мы расскажем, как соотносятся потребности и интересы, что такое склонности человека и как именно они развиваются. И всё это — на понятных каждому примерах из жизни.
Что такое потребности
Потребность — это нужда человека в чём-либо, которая помогает ему поддерживать существование и развиваться как личность.
Потребности — один из мотивов, которые побуждают нас к деятельности, и они разнообразны. Всего социологи выделяют 3 вида потребностей: биологические, социальные и духовные. Давайте рассмотрим их особенности и примеры в таблице ниже.
Виды человеческих потребностей | ||
---|---|---|
Биологические (витальные) | Социальные | Духовные |
Базовые потребности, от которых зависит физическое здоровье и выживание организмов | Базовые потребности, которые выражаются в стремлении человека быть частью общества | Высокие потребности в самопознании, развитии личности и творчестве |
Возникают с рождения | Возникают в течение жизни | |
Еда, сон, вода, тепло, воздух и т. д. | Общение, одобрение, любовь, участие и т. д. | Религия, искусство и т. д. |
Но эта теория о потребностях — не единственная. Например, многие социологи также выделяют группу разумных потребностей
— тех, что помогают личности развить истинно человеческие качества. Среди них — стремление развиваться, учиться, по-доброму относиться к ближним, постигать красоту и т. д.Одну из самых популярных теорий выделил американский психолог Абрахам Маслоу. И вы наверняка хотя бы раз о ней слышали — это знаменитая пирамида Маслоу.
Эту теорию, а также многое другое, мы уже подробно разобрали в статье «Потребности человека». Советуем почитать: там вы найдёте другие классификации потребностей и примеры для каждой из них.
Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут
Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас
Что такое интересы
Важно понимать, что потребности рядом с нами постоянно. Когда человек не удовлетворяет их, его настроение будет портиться до тех пор, пока он это не исправит. При этом неудовлетворённая потребность будет постоянно концентрировать наше внимание на объекте, который может её удовлетворить.
Теперь мы подошли к понятию интереса.
Интерес — это осознанное и целенаправленное отношение человека к объекту его потребности.
Пример № 1.
В детстве Кирилла настолько впечатлили произведения австрийского композитора Франца Шуберта, что он всерьёз увлёкся музыкой. Сейчас он уже 5 лет играет на фортепиано. Музыка — духовная потребность Кирилла, а фортепиано — объект, который помогает её удовлетворять. Оно предмет, который интересен Кириллу.
Проверьте себя
Есть ли у вас хобби? Если да, проанализируйте его с точки зрения понятий «потребность» и «интерес». Если нет, подумайте, как интерес ещё может проявляться в вашей жизни или жизни людей в целом.
Приведите примеры.Виды интересов по их носителю
В этой категории интересы делятся на виды в зависимости от того, кому они принадлежат. Это может быть один человек, группа или всё общество в целом.
Индивидуальный интерес — это такой интерес, который испытывает один человек.
Пример № 2.
Любовь Иры к искусству не похожа на то, как она проявляется у многих других. Она не поёт, не рисует и не пишет стихов. В свободное время Ира восстанавливает старые фотографии, документы и письма, которые вот-вот испортятся от времени. Это — её индивидуальный интерес.
Групповой интерес — это такой интерес, который объединяет конкретную группу людей.
Пример № 3.
Соня, Вова, Максим и Аня обожают видеоигры и ходят вместе в компьютерный клуб три раза в неделю. Их интерес — групповой.
Общечеловеческий интерес — это такой интерес, который объединяет всё общество.
Пример № 4.
Каждый человек хочет жить в безопасности и покое, не бояться завтрашнего дня. А потому борьба с преступностью, вопросы мировой безопасности и другие глобальные проблемы — это общечеловеческие интересы.
Виды интересов по их направленности
Вторая классификация интересов связана с видом деятельности, к которому стремится человек, чтобы удовлетворить потребность. Их тоже несколько:
экономические;
социальные;
духовные;
политические.
Разберём их на примерах по порядку.
Экономический интерес — это отношение человека к объектам, которые могут удовлетворить некоторые его базовые потребности.
Самый яркий пример объекта экономического интереса — это деньги. Их важно зарабатывать, чтобы обеспечить себя едой, жильём и одеждой. Это и есть те самые первичные потребности по теории Маслоу, которые важно удовлетворять в первую очередь.
Социальный интерес — это отношение человека к объектам, которые могут удовлетворить его социальные потребности.
Пример № 5.
Настя только перевелась в новую школу и чувствует себя одиноко, потому что ещё не успела завести друзей. Но чуть позже она познакомилась с Леной в столовой и узнала, что у них общее хобби — рисование манги. Настя испытывает к Лене социальный интерес, потому что та — субъект, который может удовлетворить её потребность в общении.
Духовный интерес — это отношение человека к объектам, которые могут удовлетворить его духовные потребности.
Здесь может идти речь обо всём, что связано с искусством. Если человек увлекается рисованием, пением, поэзией или создаёт скульптуры, то всё это — предметы его духовного интереса. То же самое можно сказать и о религиозной вере.
Политический интерес — это выражение потребностей конкретного человека или общества в целом в политической сфере.
Любая политическая инициатива — это проявление такого интереса. Например, когда партия выдвигает своего кандидата на должность президента, когда недобросовестный депутат фальсифицирует результаты выборов или когда страны налаживают международные связи.
Что такое способности
То, насколько хорошо человек будет заниматься деятельностью, в том числе и ради интересов, зависит от его способностей.
Способности
Способности — это шкала, в которой есть начальный и высший уровни. Когда человек только начинает заниматься чем-либо, у него есть только задатки. Так называют основу для любых навыков, которые даны нам от природы. Это может быть скорость реакции, особенности мышления и т. д.
Если человек хочет совершенствоваться, он много тренируется, проявляет целеустремлённость и развивает навыки. Сперва у него появляется склонность — ранний признак, который показывает, что у человека может развиться определённая способность и интерес.
После этого человек добивается высокого уровня навыков, которые позволяют ему хорошо справляться с деятельностью, которая ему интересна. Это следующая ступень развития способности — одарённость.
Со временем упорный труд превращает способности человека в талант. Это когда личность может искать новые необычные решения в деятельности и получать высокий результат. Выше этого уровня только гениальность. Будучи гением, человек может открывать новые способы творчества и создавать нечто уникальное.
Пять уровней человеческих способностей | ||||
---|---|---|---|---|
Задатки | Склонность | Одарённость | Талант | |
Врождённые биологические качества, которые лежат в основе развития способности | Первые проявления будущей способности | Достаточный уровень способностей, чтобы добиваться успехов | Высокий уровень способностей, когда личность может успешно искать новые подходы | Наивысший уровень способностей, когда человек изобретает новые подходы и создаёт шедевры |
Проверьте себя
Самое сложное позади, теперь проверим, хорошо ли вы поняли, как связаны потребности и интересы человека. Для этого выполните задания ниже.
Задание № 1
В этой статье мы рассмотрели несколько видов интересов, которые делятся по носителю и направленности. Вспомните их и придумайте по одному примеру, который бы иллюстрировал их сущность. Воспользуйтесь аргументами, чтобы доказать, почему каждый из примеров подходит конкретному виду интересов.
Задание № 2
Ещё раз ознакомьтесь с пятью уровнями развития способностей. Придумайте пример, который проиллюстрировал бы их все в жизни одного человека. Вы можете выдумать его сами или найти подходящий пример среди выдающихся исторических личностей.
Тема потребностей, способностей и интересов человека — одна из самых увлекательных в курсе обществознания за 10 класс. Она помогает понять себя и других людей. Но если тема показалась вам сложной, советуем не откладывать её в долгий ящик, а наверстать сразу. Например, на курсах обществознания в Skysmart ученики разбирают пять самых сложных для них тем уже за первые 10 уроков. Присоединяйтесь и вы!
Алёна Федотова
Автор Skysmart
К предыдущей статье
Макроэкономика и микроэкономика
К следующей статье
Финансовые институты
Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
Пять человеческих интересов и человеческих дел | Этика педиатрических исследований
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭтика педиатрических исследованийБиоэтика и медицинская этикаМоральная философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭтика педиатрических исследованийБиоэтика и медицинская этикаМоральная философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Вендлер, Дэвид С. , «Пять человеческих интересов и человеческих причин», The Ethics of Pediatric Research (
New York, 2010; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 мая 2010 г.), https://doi.org/10.1093 /acprof:oso/9780199730087.003.0005, по состоянию на 21 апреля 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭтика педиатрических исследованийБиоэтика и медицинская этикаМоральная философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭтика педиатрических исследованийБиоэтика и медицинская этикаМоральная философияOxford Scholarship OnlineBooksJournals Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В пятой главе сначала описываются три разумных условия любого приемлемого обоснования бесполезного педиатрического исследования: допустимый риск, порог риска и предпочтение для взрослых. Первое условие гласит, что допустимо подвергать детей некоторым рискам в интересах других. Второе условие накладывает ограничение на уровень рисков, приемлемых в данном контексте. Третье условие гласит, что любое обоснование зачисления детей не должно подразумевать, что зачисление детей равнозначно зачислению дееспособных взрослых, давших согласие. Затем в главе основное внимание уделяется разработке описания наших интересов путем описания пяти категорий интересов и сложных отношений между ними. Степень, в которой этот отчет является субъективным, и степень, в которой он является объективным, рассматриваются более подробно, прежде чем оценивать, когда в наших интересах внести свой вклад в ценные проекты. Этот учет наших интересов обеспечивает основу для оценки того, когда участие в бесполезных педиатрических исследованиях для помощи другим может отвечать интересам детей.
Ключевые слова: человеческие интересы, предел риска, вклад, причинно-следственная связь, общие интересы, потребности, цели, предпочтения, достижения
Предмет
Моральная философияБиоэтика и медицинская этика
Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или купить в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
Человеческая природа и человеческие интересы | Либеральный архипелаг: теория разнообразия и свободы
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЛиберальный архипелаг: теория разнообразия и свободыПолитическая теорияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЛиберальный архипелаг: теория разнообразия и свободыПолитическая теорияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Укажите
Кукатас, Чандран, «Человеческая природа и человеческие интересы», Либеральный архипелаг: теория разнообразия и свободы (
Oxford, 2003; онлайн-издание, Oxford Academic, 1 ноября 2003 г. ), https://doi.org /10.1093/019925754X.003.0003, по состоянию на 21 апреля 2023 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЛиберальный архипелаг: теория разнообразия и свободыПолитическая теорияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЛиберальный архипелаг: теория разнообразия и свободыПолитическая теорияОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В этой главе утверждается, что, хотя разнообразие может быть постоянной чертой человеческого общества, в человеческой природе есть сердцевина, которая может объяснить закономерности человеческого разнообразия. Он защищает философскую антропологию, утверждающую, что «культурные различия не являются существенным, а лишь случайным и переходным свойством человека». Разница не существенная, а косвенная ; когда обстоятельства схожи, люди будут действовать и выбирать одинаково. Поскольку культура и те исторические формы, которые приняла человеческая жизнь, сами по себе ничего не стоят, то важен человек, который создает культуру и кому культура служит.
Ключевые слова: человеческая природа, разнообразие, философская антропология, культурное различие, культура
Предмет
Политическая теория
Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.