Интеллигент это: Интеллигент | это… Что такое Интеллигент?

Интеллигенты и интеллектуалы – шаманы и жрецы новой эпохи

В более близкие нам времена шаманы и жрецы приобретают подобающий эпохе вид, не теряя внутренней сути. Характерными образами, в которых можно узнать эти извечные фигуры человеческого мира, являются интеллигенты и интеллектуалы. Первые соответствуют шаманам, а вторые жрецам.

В интеллигенции воплощается психотип людей Возрождения, адептов хаоса, что на большой фактическом материале показано в книге П. Уварова «Дети хаоса: исторический феномен интеллигенции». Хаос — стихия свободы, в то время как космос предполагает наличие ясных знаний, отвергающих другие пути, отсекая иные варианты развития как неверные.

Другое наименование интеллигенции — гуманисты. Но по-скольку адепты Просвещения тоже могут именоваться гуманистами, будем использовать термин интеллигенты, то есть опирающиеся на понимания (лат. intelligentia «понимание», от intellegere «воспринимать, познавать, мыслить», что выводят из inter- «между» и legere «собирать, читать», но и итал. legato — связанно, лат. lego — посылать, назначать, откуда происходят понятия «делегировать» и «легитимность»). В то время как люди Просвещения опираются на знание, которое может быть просто убеждением, верой.

Как хаос состоит из многих космосов, а из шаманов рождают-ся жрецы, так из интеллигенции возникают узкие специалисты — интеллектуалы. Эти профессионалы в разных областях являются людьми Просвещения, знающими что делать и как делать. Что касается вопроса «зачем делать», то здесь интеллектуал является типичным буржуа. Делать что-либо нужно ради выгоды, успеха, карьерного роста. Люди Просвещения как любые жрецы выступают про-водниками двух высших воль — природы (ведь служение своему «эгоистическому гену» отвечает природной программе) и власти, которая «знает как», воплощает порядок.

Интеллигент в силу обстоятельств может становиться винти-ком системы, но не находит в ней себя, не раскрывается и не расцветает. Вот почему настоящая интеллигенция не может выступать против свободы. Только в поле свободы возможно развитие интеллектуальных и культурных способностей людей. А противятся свободе в первую очередь люди бездарные, занимающее не свое место, не желающие уступить свой статус.

Если интеллектуалы стараются «пригождаться» там, где это сулит больше выгод (большие города, дворы монархов — места их силы, где ощутима близость к деньгам и людским потокам), то интеллигентом чаще оказывается простой учитель, врач, местечковый поэт и художник. Специфическая черта интеллигента — жизнь вблизи народа. Обычно их участь незавидна, но роль в местной жизни очень важна. Все нации, возникшие в 19-20 веках, стали итогом деятельности местных интеллигентов, изучавших быт, собиравших фольклор, создававших словари диалектов, восстанавливая историю народов, а не монархов. Люди Возрождения возрождали дух своих племен, но на новом историческом уровне это восстановление шло вместе с просвещением как необходимостью приобщения к единой общечеловеческой культуре.

Интеллигент соединяет в себе противоположности — культуру и свободу, консерватизм и либерализм. Консерватизм — память, знания культурного опыта, накопленного человечеством. Даже знаний тупиковых, ошибочных. Но все знания должны существовать. Хотя бы для того, чтобы не повторять ошибок прошлого. Консерватизм — это «нижний мир» интеллигента, куда полезно путешествовать за поиском ответов на некоторые вопросы. Но для интеллигента более важен «верхний мир» — мир свободы, возможного, будущего. Для жрецов и интеллектуалов эти миры меняются местами. Их верх — мир позитивных, накопленных знаний, а низ — сфера опасной свободы, которую можно использовать лишь дозировано, под присмотром специалистов.

Интеллигенция играет для культуры ту же роль, что инфраструктура для цивилизации. Это символическая канализация, причем в обоих смыслах слова: канализация как процесс направления культуры и образования в народ, в каждое поселение; и канализация как клоака, сточная канава, через которую общество пытается очиститься. Исполняя первую функцию, интеллигент играет роль жреца системы, духовного проводника ее власти на места. Но и проводника культуры и цивилизации, универсальных знаний. Вторая функция выражается в выполнении роли социального терапевта, имеющего дело с человеческим невежеством, жестокостью, страхами.

Как шаман взаимодействовал с миром светлых духов и ми-ром нечисти, так интеллигент вынужден находиться на границе света культуры и тьмы угнетенных, запутавшихся и запуганных душ. Но всегда ли результат работы такого интеллигента — благо? Если он служит только свету культуры, то, пожалуй, миссия интеллигента будет позитивной. Если же в интеллигенте перевешивает жрец системы, его миссия будет двойственной, вместе со светом знаний он вложит в души и зерна идеологической ограниченности. Грань между настоящим интеллигентом и псевдоинтеллигентом зыбкая, в некоторых поступках одни и те же люди могут переступать ее. По-этому всегда трудно сказать о ком-то — «это интеллигент». Пока человек жив, его духовный центр подвижен, он может переходить на разные стороны силы.

Фанатичные поборники «единственно правильной» культуры или идеологии вряд ли могут быть отнесены к интеллигенции. Человек, ратующий за приоритет какой-то науки, одного метода по-знания мира — псевдоинтеллигент, изуродованный наспех сколоченной системой образования специалистов. Он же — сноб, привыкший вести себя как чуть подросший ребенок, поучающий младших, играя роль взрослого, более опытного, искушенного и «свободного». Интеллигенту чужда такая «культурная дедовщина». Ментальная черта человека Возрождения — терпимость и интерес к другим, их культуре и мыслям. Потому свобода у интеллигента в приоритете. Сакральное (свобода) первично, сакрализованное (культура) вторично. Поэтому интеллигенция не может быть не либеральной. Но это не значит, что всякий либерал — интеллигент.

Как разрешается конфликт свободы и культуры в душе интеллигента? Внутренней работой по созданию набора представлений, который может быть подвижным, пока живо сознание, способное воспринимать новое, критически переоценивая прежнее. Такой подход делает культуру полем игры смыслов, а не набором догм. Носителем по-настоящему живой культуры может быть только мыслящий субъект. Поэтому интеллигент выступает источником новых культурных смыслов для других.

Агентом свободы в нас является разум. Чистый разум оперирует только фактами, а значит, он должен быть свободен от влияния культуры, устоявшихся законов, мер и авторитетных мнений. Поэтому настоящие философские тексты выглядят всегда свежо — они свободны от коры представлений, привносимых местом и временем, обращаются к чистому разуму. Если мы попытаемся отделить подлинного интеллигента от мнимого, то определим его по приоритету разума, мысли, свободы над культурой и памятью. Те же, кто превозносят в первую очередь культуру, память, авторитетные представления, ближе к снобам и жрецам.

Жрецы и снобы — категории отчасти совпадающие, но между ними есть сущностная разница. Снобы обычно защищают господствующую в их сознании систему представлений из–за ее «престижности», ведь она является признаком принадлежности к «высшему обществу», а жрецы защищают культуру и господствующую систему из–за того, что она их кормит, дает власть. Жрец — штатный служитель господствующей системы, а сноб — добровольный помощник, готовый трудиться на ее благо ради ощущения собственной важности.

По ироничному замечанию Олдоса Хаксли, «лицемерие — дар Божий: если бы не интеллектуальные снобы и не их деньги, искусство сдохло бы с голоду вместе со своими служителями». Существование чистого искусства в значительной степени поддерживается за счет снобов и рекламы, возбуждающей в обычных/неискушенных людях те же снобистские чувства. Искушенность и есть снобизм: всякая искушенность влечет замутнение восприятия, поэтому искушенные очень часто неправы. Им скучно жить, ведь восприятие требует новизны, что напоминает необходимость непрерывного повышение дозы у наркомана.

Говоря об интеллигенте, обычно представляют его с книжкой в руках, посещающим театры, кино, культурные мероприятия. Но эти черты в первую очередь характеризуют сноба. Интеллигент это сэлфмен — человек, делающий себя сам. А сноб — сэлфимен, привыкший смотреть на себя чужими глазами, любуясь отражением в зеркалах. Объединяет их только характерная оторванность от большинства, что заставляет многих не видеть разницы, путать сноба и интеллигента.

По внешним признакам отличить их бывает трудно, потому что сноб мимикрирует под интеллигента, подражая ему в деталях. Но все по-настоящему важное, сущностное скрыто от глаз. Настоящую работу сознания уже невозможно скопировать, или сымитировать. А вот несведущим людям пыль в глаза пустить можно. Да и сами снобы способны искренне считать себя настоящими интеллигентами. Для этого они и стараются перенимать внешние повадки, будучи не в силах понять ход внутренних механизмов души интеллигента.

Почему же фигура интеллигента столь притягательна? Почему снобы ему подражают, жрецы пытаются уничтожить как конку-рента, а толпа готова растоптать лишь потому, что он слишком «не такой»? По той причине, что интеллигент — наиболее роскошный типом человека, каким и должен быть субъект, стремящийся отделиться от природного и социального царства, где царит необходимость. И снобы, и жрецы, и толпа — типы людей зависимых, подчиняющихся каким-то законам и правилам. Интеллигент же пытается сражаться с драконами в одиночку, начиная с себя, с войны с зависимостями внутри своей души.

***

Одно из наиболее емких обозначений интеллигента: чело-век, слишком много думающий о том, что его не касается. Но такова подлинная повестка человек вообще, как существа космического, которого касается и интересует все. Настоящий интеллигент — прежде всего творец собственного мировоззрения, пытающийся охватить пониманием целостность мира во всей его сложности. Внутри же себя он, как и первобытный шаман, этот противоречивый мир сшивает, переживая все его конфликты. Такое стремление к целостности выразил Людвиг Фейербах: «Я хочу прижать к своему сердцу природу, перед глубинами которой отступает в ужасе богослов; я хочу полюбить человека, но всего человека, которого может понять не богослов, не анатом или юрист, а только философ».

Шаман и интеллигент становятся таковыми, обретая власть над собой и стихиями, которыми выступают общество и природа. Сознание и есть эта воля, «авангард нашего психического существования, за которым длинный хвост колебаний, слабостей, комплексов и предрассудков» (Карл Юнг). Но не каждый, окунувшийся в океан разрозненных знаний, способен эти противоречия переварить и выработать собственную позитивную программу. Отсюда и образ вечно ноющего «вшивого интеллигента» как слабого и безвольного человека.

Человек большинства тоже никогда ее не вырабатывает, его жизнь выглядит как перманентная адаптация и поиск себя. Впрочем, именно такой вечно становящийся человек выступает идеалом в философии экзистенциалистов. Почему образ слабовольного интеллигента так импонирует человеку массы? Почему образы «лишних людей» и «маленького человека» стали популярны в культуре модерна, а экзистенциализм — мейнстримом в философии ХХ века? Потому что человек массы и интеллигент оказались в сходных условиях утраты духовных ориентиров. Но ошибка экзистенциалистов, что они не разделяют свободу и волю. По их представлениям, мы обречены выбирать всю жизнь, даже отказываясь от выбора. Такой экзистенциальный человек описан А. Камю в образе Сизифа — персонажа, обреченного на мучения, проживая абсурдную жизнь. И действительно, абсурдной и мучительной является жизнь человека внутренне свободного, но безвольного, страдающего от навязанной ему воли. Тем не менее, большинству удается к определенному возрасту, который обычно определяется как зрелость, достичь со-стояния духовного отупения, когда можно «перестать беспокоиться и начать жить». Чаще всего конец исканиям связан с принятием ценностей окружающего большинства.

Становясь сознательным, субъект достигает зрелости, но оказывается в ответе и за весь окружающий мир, слишком зависящий от человеческой деятельности. Поэтому видеть мир в целостности его сложных связей — необходимость для мыслителя. Не зря слова «университет» и «универсум» имеют один корень. Универсум — мир в его целостности, космос в греческом понимании этого термина, «красивый мир» в противовес непонятному и пугающему хаосу. Университетское образование призвано формировать всесторонне развитых людей, то есть интеллигентов, способных расколдовать вселенский хаос, увидеть за ним порядок.

Деление интеллигенции на «физиков» и «лириков», на техническую и гуманитарную — искажение, появившееся в высшем образовании, когда возник запрос на узких специалистов. Такое деление уводит от полнокровного восприятия мира-универсума, а общества, где торжествует узкопрофильная псевдоинтеллигенция, обречены на блуждание в исторических потемках, на бесплодные, а иногда и опасные социальные эксперименты. Так называемая «техническая интеллигенция» является жрецами-интеллектуалами, чей разум, часто довольно мощный, направлен на решение узких задач. Обычно философией и этическими проблемами такие умы не захватывают, выплескиваясь в различных играх в бисер, типа разгадывания кроссвордов или построения схем личного обогащения.

Интеллигента также характеризует умение не навредить чрезмерным знанием. «Разумному достаточно» — максима, свидетельствующая, что более развитому сознанию нужно меньше информации, чтобы понять что-то. Но это еще и этическая формула, позволяющая останавливаться в познании на определенной мере достигнутого. Для понимания нет необходимости в полном знании, хотя полное знание в принципе недостижимо. Но даже стремление к полному знанию способно приводить объектов или субъектов такого познания к разрушению. Поэтому уважение субъектности включает признание права на тайну. Не только сознательно оберегаемую, но и тайну как сущностное качество субъекта, принципиально непостижимое даже им самим.

Правда, принцип разумной достаточности противоположен европейскому, сформировавшемуся на заре Возрождения, и выраженному в емкой формуле: «знание — сила». Ее высказал Ф. Бэкон, считавший, что ученый должен пытать вещи, силой вырывая их тайны. Не случайно Шпенглер назвал западноевропейскую цивилизацию фаустовской, ведь Фауст — образ ученого и мага. А магия и ее наследница наука не знают меры в познании, поскольку не подчинены морали. Поэтому западноевропейская цивилизация почти не знакома с феноменом интеллигента, замещаемого интеллектуалом — узкопрофильным специалистом.

В либеральных обществах интеллигента поджидает другое испытание — превращение в разновидность жреца, специалиста определенного узкого профиля, теряющего свою «космическую» суть. Обычно такой жрец служит не бюрократической системе, а более подвижной, шарнирной — рыночной. Здесь тоже не все про-сто со свободой, но все–таки ее больше. Отсюда и большинство успехов Запада.

***

О феномене русской интеллигенции написано много, особенно самими русскими интеллигентами. Тем не менее, это не уникально русское явление. Такой социальный тип возникает везде, где существует слишком забюрократизированная и оторванная от народа система власти и отсутствуют проявления общественных свобод. Все колесики в таком обществе вертятся по директивам власти, поэтому человек с шаманским даром, пытаясь сохранить себя, превращается в маргинала. Либо служит системе в качестве ее жреца в рабочее время, а в нерабочее становится вольнопрактикующим «человеком культуры». Но такое раздвоение не может не ломать, от него вряд ли появится удовлетворение самим собой. А значит, духовный «дзенский» механизм, определяющий характер интеллигента, легко подвержен слому.

Хотя интеллигент бессознательно воплощает в себе основные качества шамана, существует между ними и ряд различий, мешающих интеллигенту реализоваться в полной мере, а обществу — получить плоды от его реализации плоды. Таких принципиальных различий два: посвящение и признание. Отсутствие синергии творческого меньшинства с обществом и политической системой делает фигуру русского интеллигента столь трагичной и противоречивой. Обычно «русский интеллигент» — травмированная личность, недошаман, страдающий от невозможности быть собой, от необходимости приспосабливаться и притворяться. Либо его духовный механизм покрывается ржавчиной цинизма, снобизма, ненависти ко всем и вся — более успешным, простому народу, власть имущим.

«Я русский интеллигент. В России изобретена эта кличка. В мире есть врачи, инженеры, писатели, политические деятели. У нас есть специальность — интеллигент. Это тот, который сомневается, страдает, раздваивается, берет на себя вину, раскаивается и знает в точности, что такое подвиг, совесть и т. п. Моя мечта — перестать быть интеллигентом», — писал в дневнике Юрий Олеша.

Интеллигент избыточно для своего общества образованный и культурный, а потому воспринимаемый большинством как странный, либо даже опасный. Он вынужден постоянно воспроизводить в себе психологическую матрицу «чужого среди своих и своего среди чужих». Не случайно в лучших образцах русского, а потом и советского искусства и литературы, создателями которых была интеллигенция, преобладала тема одинокого и непонятого обществом человека. По сути, русский, а затем советский интеллигент жил во враждебном окружении — как евреи среди гоев. Не зря добрая половина советской культуры создана евреями. Разницы между позднесоветским и еврейским культурным продуктом почти невозможно увидеть. Евреи-интеллигенты Бродский, Довлатов, Шнитке и т. д. обогащали не русскую, а советскую культуру, делая ее уже неким подобием американской, имеющей характер сплава, в котором этнические начала теряются.

Из книги «Революция для своих»

«Интеллигент всегда трудится для других» — Татьянин день

Мы часто гордимся своей интеллигентностью, но при этом плохо понимаем, что это такое. А рядом живёт память об интеллигентах подлинных. Одним из них был великий русский философ Алексей Фёдорович Лосев. Вчера, 22 сентября, ему исполнилось бы 106 лет.

Алексей Лосев

Интеллигент — человек будущего

Интеллигентность не есть ни большое накопление знаний, ни владение какой-нибудь профессиональной специализацией, ни участие в o6щекультурном прогрессе, ни просто моральное поведение или художественная способность, ни просто какое-нибудь общественно-историческое происхождение, ни просто принадлежность к некоторой общественно-политической прослойке. Все эти качества и особенности либо являются выражением интеллигентности, но не самой интеллигентностью, либо нейтральны к интеллигентности, либо даже враждебны к ней.

Обычно это заменяется употреблением тех или иных частных и более или менее случайных признаков. Говорят, например, что интеллигентный человек — это умный, начитанный, добрый и внимательный к другим людям, вежливый, услужливый, мыслящий, симпатичный, живущий своей особой внутренней жизнью, помогающий людям в их добрых делах и в их бедах, надежный, бескорыстный, духовно благородный, широкий в своих взглядах, не эгоист и т. д. Такие характеристики часто бывают правильными и даже существенными, часто же необязательными и случайными. Но самое важное то, что всякая характеристика всегда бывает слишком частной и лишена необходимой здесь обобщенности.

Делая предельно общий вывод и подводя итог всем частностям, необходимо сказать, что интеллигентен тот, кто блюдет интересы общечеловеческого благоденствия. Интеллигент живет и работает в настоящее время так, как в будущем станет жить и работать человек в условиях общечеловеческого благоденствия. И при этом вовсе не обязательно, чтобы интеллигент сознавал это в подробностях и чтобы вообще это сознавал. В этом смысле интеллигентность почти всегда бессознательна. Наоборот, чересчур большая сознательность в этом деле может только помешать интеллигентности как живому процессу жизни. А в такой интеллигентности есть свои глубины, но совершенно необязательно, чтобы интеллигент это понимал. И в такой интеллигентности есть своя красота; но плох тот интеллигент, который понимает это совершенно точно; и еще хуже тот, кто это свое понимание выражает для других напоказ.

Лучше будет сказать, что интеллигент не мыслит свою интеллигентность, но дышит ею, как воздухом. Ведь дышать воздухом не значит же понимать воздух только химически, а дыхание только физиологически. Идеология интеллигентности возникает сама собой и неизвестно откуда; и действует она, сама не понимая своих действий; и преследует она цели общечеловеческого благоденствия, часто не имея об этом никакого понятия.

Сделать мир лучше

Культурную значимость интеллигентности можно обозначить как постоянное и неуклонное стремление не созерцать, но переделывать действительность. Интеллигентность, возникающая на основе чувства общечеловеческого благоденствия, не может не видеть всех несовершенств жизни и не может оставаться к ним равнодушной. Для этого интеллигенту не нужно даже много размышлять. Интеллигентность есть в первую очередь естественное чувство жизненных несовершенств, инстинктивное к ним отвращение.

.. У интеллигента рука сама собой тянется к тому, чтобы вырывать сорную траву в прекрасном саду человеческой жизни. Культура интеллигенции, как того требует само значение термина «культура», включает переделывание действительности в целях достижения и воплощения заветной и тайной мечты каждого интеллигента работать ради достижения общечеловеческого благоденствия.

Трудиться, трудиться, трудиться

Латинское слово «культура» означает «обработка», «разработка», «переработка», «возделывание»… Она всегда есть сознательная работа духа над своим собственным совершенствованием и над упорядочением всего того, что окружает человека. Поэтому интеллигентность существует только там, где есть вооруженность против всякого рода природных, общественных и исторических несовершенств. Но для этого необходима длительная подготовка, а для нее идеологически ознаменованный труд.

Быть интеллигентом — значит постоянно и неустанно трудиться. И притом интеллигентность не есть просто вооруженность, но и готовность вступить в бой. А чтобы вступить в бой, надо ориентироваться в общественно-исторической обстановке. Но так как подобная ориентация требует уже критического подхода к действительности, то интеллигентность свойственна только такому человеку, который является критически мыслящим общественником… Еще надо знать, когда вступать в бой, а когда не вступать. Все эти вопросы интеллигент решает на основе своей общей идеологической направленности и на основе критического понимания общественно-исторической обстановки. Это и есть культурное дело интеллигентности. Такой культурный труд не есть печальная необходимость, но всегдашняя радость, всегдашняя духовная легкость и всегдашний праздник. Для интеллигентного человека труд есть праздник вечной молодости и радостного служения обще человеческому счастью.


Быть интеллигентом — опасно!

В истории весьма редки и непродолжительны такие периоды, когда можно быть интеллигентом и в то же самое время быть уверенным в своей полной безопасности. Чаще и продолжительней те периоды, когда интеллигентность заставляет людей заботиться о себе и о своей культуре, когда она вынуждена обстоятельствами заботиться о своем вооружении и о своей защите. Однако еще чаще, еще продолжительней такие периоды, когда наступает необходимость боя. Да и не только в истории как в общей картине человеческого развития. Самый обыкновенный быт, самая мирная с виду обывательская жизнь всегда полны забот и тревог, опасностей и потерь, всегда бурлят неизвестно какими возможностями. Поэтому подлинная интеллигенция вооружена но только ради открытого в полемическом споре обнаружения истины, но и ради необходимости бороться со всякого рода скрытыми несовершенствами жизни.

Но это значит, что подлинная интеллигентность всегда есть подвиг, всегда есть готовность забывать насущные потребности эгоистического существования; не обязательно бой, но ежеминутная готовность к бою и духовная, творческая вооруженность для него. И нет другого слова, которое могло бы более ярко выразить такую сущность интеллигентности, чем слово «подвиг». Интеллигентность — это ежедневное и ежечасное несение подвига, хотя часто только потенциальное.

Чем проще, тем лучше!

Подлинный интеллигент всегда прост и незатейлив, всегда общителен и откровенен и не склонен аналитически вдумываться в свою интеллигентность. Интеллигент тот, кто, как сказано, всегда целесообразно трудится; но он всегда настолько прост душой, что даже не чувствует своего превосходства над людьми неинтеллигентными. В этом смысле интеллигентности нельзя научиться, но она требует длительного воспитания и самовоспитания. Она не есть философский трактат об интеллигентности; но она есть та культурная атмосфера, которою дышат люди; и она есть простота, которая где-то и когда-то и часто неизвестно почему сама собой возникает в человеке и делает его интеллигентным.

Вот почему интеллигентность не может получить свое определение от тех частных ее свойств, с которых мы начали свое сообщение. Естественно поэтому возникает проблема уже чисто воспитательного характера, но как воспитывается интеллигентность — это уже предмет совсем другого рассуждения.

В заключение мне бы хотелось ответить на один вопрос, который возникает у многих при ознакомлении с моей теорией интеллигентности. Говорят, что такая интеллигентность чересчур уж высока, чересчур недосягаема и потому практически неосуществима. На это я должен сказать, что для большинства людей учебник дифференциально-интегрального исчисления тоже очень труден, тоже требует больших усилий для усвоения и многих лет учебы в области элементарной математики. При этом одни усваивают такого рода учебник глубоко и даже становятся профессиональными математиками. Другие с успехом применяют математику в астрономии и в технике. Третьи усваивают такой учебник с большим трудом, лишь бы сдать этот предмет на экзамене. Наконец, четвертые, а их подавляющее большинство, и вовсе не приступают к изучению этой науки.

Значит ли это, что специалист-математик не имеет права писать свои трудные учебники? Быть интеллигентным в моем смысле слова — это, конечно, нелегко, и тут требуется длинный ряд лет самовоспитания. Но я исхожу из того, что теория интеллигентности должна быть принципиальной, логически последовательной и систематически обработанной. Не забудьте: математика требует максимально больших усилий для своего усвоения, но зато она абсолютно бесспорна. Теория интеллигентности реальна не в смысле буквальной и моментальной осуществимости, но в смысле терпеливого и неуклонного воспитания, и если многолетнего, то пусть многолетнего.

Интеллектуальное определение и значение | Британский словарь

1 интеллектуал /ˌɪntəlɛktʃəwəl/ прилагательное

1 интеллектуал

/ˌɪntəlɛktʃəwəl/

прилагательное

Britannica Dictionary определение ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

:

способности логически мыслить или относящейся к ней

  • детский интеллектуальный развитие/рост

  • интеллектуальные вызовы

  • интеллектуальные деятельность/упражнения

[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры

2

[более интеллектуальный; самый интеллектуальный]

:

включая серьезное изучение и размышление

  • социальная и интеллектуальная жизнь кампуса

  • приверженность библиотеки интеллектуальной свободе [=свободе, которая позволяет людям думать или изучать то, что они хотят]

[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры

б

человека

:

умный и наслаждающийся серьезной учебой и размышлениями

[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры

/ˌɪntəlɛktʃəwəli/ наречие

[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры

2 интеллектуал /ˌɪntəlɛktʃəwəl/ существительное

множественное число интеллектуалы

2 интеллектуал

/ˌɪntəlɛktʃəwəl/

сущ.

множественное число интеллектуалы

Britannica Словарь определения ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

[считать]

:

умный человек, который любит серьезно учиться и думать

:

интеллектуальный человек

  • Он думает, что он интеллектуал , но он не знает, о чем говорит.

  • Она трудолюбивая, но не очень интеллектуальная .

  • кафе, где общаются художники и интеллектуалы

[+] больше примеров [-] скрыть примеры [+] Примеры предложений [-] Скрыть примеры

— Лексикон Айн Рэнд

Домашняя страница

Поиск Поиск

Профессиональный интеллектуал — полевой агент армии, чей главнокомандующий — философ . Интеллигент несет в себе применение философских принципов ко всем областям человеческой деятельности. Он задает курс общества, передавая идеи из «башни из слоновой кости» философ университетскому профессору — писателю — художнику — газетчику — политику — кинорежиссёру — в ночной клуб певец — обывателю. Специфическими профессиями интеллектуала являются в области наук, изучающих человека, так называемых «гуманитарных наук», но именно поэтому его влияние распространяется на все другие профессии. Те, кто иметь дело с науками, изучающими природу, должны полагаться на интеллектуальное для философское руководство и информация: для моральных ценностей, для социальных теорий, для политических предпосылок, для психологических положений и, прежде всего, для принципов эпистемологии, той важнейшей области философии, которая изучает средством человеческого познания и делает возможными все другие науки. интеллектуал — это глаза, уши и голос свободного общества: это его работа для наблюдать за событиями в мире, оценивать их значение и информировать мужчин во всех других областях.

«Для нового интеллектуала»,
Для нового интеллектуала , 27

[Интеллектуалы] — это группа, обладающая уникальной прерогативой: быть либо самым продуктивным, либо самым паразитическим из всех социальных группы.

Интеллектуалы служат проводниками, законодателями моды, приводными ремнями или посредники между философией и культурой. Если они примут философию разума, если их целью является развитие разумных способностей человека и стремление к знаниям — они являются наиболее продуктивными и наиболее влиятельными в обществе. группе, потому что их работа обеспечивает основу и интеграцию всех других Деятельность человека. Если над интеллектуалами доминирует философия иррационализм, они становятся безработными и безработными в обществе.

С начала девятнадцатого века американские интеллектуалы — с очень исключением — были смиренно послушные последователи европейской философии, вступил в эпоху упадка. Приняв его основы, они не смогли иметь дело с или даже понять природу этой страны.

«Предварительный просмотр»,
Письмо Айн Рэнд , I, 24, 1

Исторически профессиональный интеллектуал — совсем недавнее явление: он датируется только промышленной революцией. нет профессиональных интеллектуалы в первобытных, диких обществах есть только знахари. В Средние века не было профессиональных интеллектуалов, были только монахи в монастырях. В эпоху после Возрождения, до рождения капитализм, люди разума — философы, учителя, писатели, ранние ученые — были людьми без профессии, т. е. без общественно признанное положение, без рынка, без средств заработка средства к существованию. Интеллектуальные занятия должны были зависеть от случайности унаследованного богатство или на благосклонность и финансовую поддержку какого-либо богатого защитника. И богатство также не было заработано на открытом рынке; богатство было приобретено завоевание, силой, политической властью или благосклонностью тех, кто политическая власть. Торговцы находились в более уязвимой и опасной зависимости от благосклоннее, чем интеллигенция.

Профессиональный бизнесмен и профессиональный интеллектуал вошли в существование вместе, как братья, рожденные промышленной революцией. Оба являются сыновья капитализма — и если погибнут, то погибнут вместе. Трагический ирония будет заключаться в том, что они уничтожили друг друга; и основная доля вина будет принадлежать интеллектуалу.

«Для нового интеллектуала»,
Для нового интеллектуала , 12

См. также: Бизнесмены; культура; история; Философия.

Copyright © 1986, Гарри Бинсвангер. Авторские права на введение © 1986 Леонарда Пейкоффа. Все права защищены. За информацией обращайтесь в New American Library.

Отрывки из книги «Зловещие параллели » Леонарда Пейкоффа. Copyright © 1982 Леонард Пейкофф. Перепечатано с разрешения Издательство Штейн и Дэй. Выдержки из Романтический манифест , Айн Рэнд. Copyright © 1971, The Objectivist . Перепечатано с разрешения Harper & Row, Publishers, Inc.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *