Характеристика межличностных отношений: Что такое межличностные отношения и в чем их особенности?

Понятие межличностных отношений. Виды и характеристика межличностных отношений — Мегаобучалка

 

Межличностные отношения (взаимоотношения) — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.

Межличностные отношения возникают, развиваются и проявляются в общении, в свою очередь, общение, способы его организации оказывают влияние на межличностные отношения.

Межличностные отношения и общение являются компонентами структуры межличностного взаимодействия.

Межличностные отношения – это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Виды межличностных отношений:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными)называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловыевзаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личныевзаимоотношения – это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство – это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество — это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба — это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношенияявляются видом личных отношений. Интимные отношения — это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.

Рациональные отношения — это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений.

Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационныеотношения — это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетныеотношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

Чтобы понять взаимосвязи личности и ее социальной сре­ды, используется понятие «роль».

Мысль о том, что люди вих жизнедеятельности подобны акте­рам на сцене театра, высказывалась еще в очень давние времена. Римский философ-стоик Эпиктет, живший в I—II вв. н.э., часто сравнивал человека с актером. Так, он заявлял: «Не забудь, — ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Коротка пьеса — коротка и роль, длинна — длинна и она. Даст он тебе роль нищего — старайся вернее создать его тип, как и тип кале­ки, высшего правительственного лица или частного человека» (Эпиктет, 1888. С. 6). Под автором здесь имеется в виду Бог как высшая сила.

В. Шекспир в пьесе «Как вам это понравится» устами одного из своих героев говорил:

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Рольпонятие, обозначающее поведение человека в определен­ной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им поло­жению.

Более точно понятие роли раскрывается в понятиях «социальная роль» и «социальный статус».

Социальная роль — это совокупность действий, которые должен вы­полнить человек, занимающий данный статус в социаль­ной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, на­зывается ролевым набором.

Социальная роль — относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), вырабо­танный в данном обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенногосо­циального статуса.

Социальный статус обозначает конкретное место, ко­торое занимает индивид в данной социальной системе.

Статус личности задан сложившейся системой общественных отношений, объективно определяющих «место» личности в социальной структуре.

Статус личности объективен и осознается личностью частично или целостно, адекватно или неадекватно, активно или пассивно, т.е., человек или приспосабливается к нему, сопротивляясь и борясь со сложившимся положением, или, напротив, защищает его и свои права.

Социальный статус — это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положе­нием в определенной социальной системе и иерархии об­щественных отношений.

Со­вокупность требований, предъявляемых индивиду обще­ством, образует содержание социальной роли.

Основой, на которой формируются социальные роли, являются соци­альные нормы.

Необходимо различать два класса ролей: конвенциональные и неформальные.

Конвенциональные роли — это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли (учителя, продавца, милиционера), роли пас­сажира, покупателя, избирателя, роли семейные (отца, матери, стар­шего брата и др.).

Неформальные роли — это тоже некоторые устойчивые шабло­ны, связанные с ожиданием от человека определенного поведения, но они не являются общими для всех требованиями, они более вариативны, зависят от того, что за человек выполняет эту роль.

Виды социальных ролей

Стандартизированные (безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет) – социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности: — учитель, ученик, студент, продавец.

Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук.

Гендерные роли – роли мужчины и женщины, мальчика и девочки —социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные социальные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

Человек, как правило, является носителем ролей, связанных с нормами разных социальных групп, к которым он принадлежит. Когда эти нормы предъявляют к человеку взаимоисключающие ожи­дания, то возникает так называемый ролевой конфликт.

Т.е., достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Этиконфликтымогут бытьвнутриролевые, межролевые иличностно-ролевые.

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Межролевыеконфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевыеконфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.

 

 

«Психологическая характеристика межличностных отношений детей-сирот подросткового возраста»

ОГБОУ «Солотчинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психологическая характеристика   межличностных отношений детей-сирот  подросткового возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:     Т. А.Пушкина

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань, 2021г.

Современная цивилизация, которая органически ассоциируется с индустриализацией и урбанизацией, с разрастанием организационных структур и развитием черт общества потребления, создает специфические модели межличностных отношений и социальных связей. Отличительной чертой этих связей является их поверхностный, изменчивый и слишком деловой характер, а также деперсонализация социальных контактов. На этом фоне актуальны призывы к тому, чтобы сделать наши отношения более искренними.

           Взаимоотношения со сверстниками в коллективе – проблема значимая во всех возрастах. Именно потребность быть принятым коллективом сверстников становится той силой, которая побуждает усвоить и подчиниться ценностям коллектива.

Особенно важны проблемы общения и межличностных взаимоотношений в подростковом возрасте, когда, как известно, активно формируются самооценка, самосознание и на первое место выступают потребности общения и самоутверждения. Общение  подростков происходит как в неформальной среде сверстников — дружеских компаниях, группах, группировках, — так и в постоянных и временных коллективах (классные коллективы в школе, клубных объединениях, летних оздоровительно-трудовых лагерях, спортивных командах, центрах социально-педагогической реабилитации и т.д.). (Рогов, 1995)

           Контингент детских домов в значительной мере составляют дети, в чем-то действительно ущербные, так как с раннего детства,  когда закладываются основы личности, они находились в депривированных условиях. Они нередко недоедали, не имели чистой постели, не приучены к порядку, а главное – они запечатлели в своей эмоциональной памяти извращенные отношения между людьми, увидели жизнь с «черного хода».

            Дети, оставшиеся без попечения родителей, вырастают в сиротских учреждениях как бы в «стерильной среде». Их мир специфичен, полуизолирован, навыки детей в практических жизненных ситуациях недостаточен. Нередко у наших воспитанников можно наблюдать формирование в той или иной степени иждивенчества, трудности в общении, в построении отношений, незнание самого себя как личности. (Прихожан, 1997).

           Анализ развития детей социальных сирот, которые составляют абсолютное большинство воспитанников детских домов (около 90%) свидетельствует о том, что непринятие ребенка родителями приводит к тяжелым последствиям в развитии маленькой личности. По свидетельству психологов, у ребенка с холерическим темпераментом проявляются агрессивность, болезненное честолюбие, быстрая истощаемость нервной системы, подозрительность, завистливость; дети — сангвиники становятся сдержанными, осторожными, уступчивыми, скрытными, склонными к страхам и неврастении; у флегматиков развиваются нерешительность, робость боязливость. Эти отклонения у «отказников» часто закрепляются и трудно поддаются коррекции. Как правило, такие дети поступают в детский дом из алкогольных семей.

Всем им свойственна устойчивая привычка ко лжи, так как они вынуждены были скрывать от других людей правду об алкоголизме родителей, их ссорах, оскорблениях и побоях. В то же время эти дети склонны в своем поведении, подражать дурному примеру своих родителей. ( Андриенко, 2002).

У  воспитанников  детских  домов  развитие  всех  аспектов  Я  (представление  о  себе,  отношение  к  себе,  образа  Я,  самооценка)  существенно  отличается  от  развития  этих  аспектов  у  детей  из  семьи.  У воспитанников детского дома ярко выражено стремление принять и выполнить задание учителя, обусловленное неудовлетворенностью потребности в общении со взрослым. Дети-сироты не способны конструктивно решить конфликт, они проявляют агрессивность, стремление обвинить окружающих. Так как ребенок в детском доме с раннего возраста сталкивается с большим количеством людей, у него не формируются устойчивые эмоциональные связи, развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных отношениях.

В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников интернатов проявляются в системе их взаимоотношений с окружающими людьми.

Так, к 10-11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребенка.

Подростковый  период  характеризуется  рядом  особенностей,  в  том  числе  и  в  сфере  общения.  Так,  подростку  присуще  стремление  занять  удовлетворяющее  положение  в  группе  сверстников.  Подростковая  группа  при  этом  выступает  как  психологическое  пространство  возникновения  основных  новообразований  подростков.  То  есть,  можно  говорить  о  том,  что  межличностные  отношения  в  подростковом  возрасте  играют  особую  роль,  выступая  в  том  или  ином  отношении  ведущей  деятельностью  данного  периода.  (Баргесян, 2007)  

Одним  из  возрастных  периодов,  в  которых  межличностные  отношения  имеют  важнейшее  значение  для  личности,  является  подростковый  возраст.  Согласно  точке  зрения  Д.Б.  Эльконина,  ведущей  деятельностью  данного  периода  является  интимно-личностное  общение  сверстников.  По  Д.И.

  Фельдштейну,  ведущей  деятельностью  подросткового  возраста  является  общение  и  общественно  полезная  деятельность.   (Шаповаленко, 2005)

Большой  интерес  представляют  межличностные  отношения  в  группе  подростков,  проживающих  в  условиях  детского  дома  и  имеющих  статус  сирот  или  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  по  причине  особых  условий  формирования  личности  детей  и  особенностей  формирования  детского  коллектива.           (Баргесян, 2007)

Сфера  межличностных  отношений  охватывает  практически  весь  диапазон  существования  человека.  Можно  утверждать,  что  человек,  даже  будучи  в  совершенном  одиночестве,  продолжает  опираться  в  своих  действиях  и  мыслях  на  свои  представления  об  оценках,  значимых  для  других.  Не  случайно  были  созданы  и  до  сих  пор  показывают  свою  теоретическую  и  практическую  ценность  такие  психологические  теории,  в  рамках  которых  важнейшее  значение  для  всех  личностных  составляющих  приписывается  межличностным  отношениям.

  (Мясищев,  1969) 

Межличностные  отношения  имеют  сложную  структуру,  они  интегрируют  в  себе  многие  психологические  свойства  личности  и  пронизывают  разные  уровни  ее  организации. (Журавлева, 2001).

Показателями  сферы  межличностных  отношений  являются  особенности  восприятия  (эмоционального,  рационального,  поведенческого)  другого  человека,  эгоцентрическое  либо  антиэгоцентрическое  восприятие  других  людей,  иными  словами  —  восприятие  других  в  их  самоценности,  одностороннее  либо  многостороннее  восприятие  другого,  способность  соотносить  свои  интересы,  желания,  ценности  с  таковыми  у  других  людей,  а  также  уровень  осознания  сферы  отношения  с  другими.  (Шаповаленко, 2005)

Основой формирования межличностных отношений являются самосознание и самооценка человека, которые также имеют негативные отличия у воспитанников интернатных учреждений. Заниженная самооценка, отсутствие чувства уверенности в себе, недостаточная выраженность представлений о собственных умениях, интересах в образе Я, неразвитость сферы чувств – все это ведет к проблемам взаимоотношения и взаимопонимания ребенка-сироты со взрослыми и сверстниками. Дети, воспитывающиеся в детских домах, часто проявляют агрессивность в общении, неумение конструктивно разрешить конфликт, нежелание проявить сочувствие и самим поделиться своими переживаниями.

Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе-интернате  развиваются и совершенствуются.

Личные взаимоотношения уже в младшем школьном возрасте являются основой тесных группировок, так называемых малых групп. В малых группах, как правило, есть свои лидеры, нередко складываются особые нормы поведения, свои интересы, и если они противоречат общепринятым школьным правилам, то между учащимися этой группы, с одной стороны, и учителем и активом класса – с другой, может возникать так называемый смысловой барьер, непонимание, отчуждённость. Ребята этой группы всецело находятся под влиянием лидера, признают только его авторитет и оказываются в оппозиции к другим ученикам. Но не всегда малая группа антагонистична классному коллективу.  (Пономаренко, Белоусова, 2001)

Зная жизнь малых групп своего коллектива и их лидеров, учитель умело влияет через них на членов группы, учитывает её мнение при выборе актива.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — со взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам. (Слаква, 2004)

 Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения  своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разного вида протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый.  Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей. Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник, — переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитяти на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий. (Руденский, 1997)

Однако фактическое сохранение у подростков в их психологии и поведении многих чисто детских черт, в частности недостаточно серьезного отношения к своим обязанностям, а также отсутствие у них способности действовать ответственно и самостоятельно нередко препятствуют быстрому изменению отношения подростка к взрослому. И, тем не менее, промедление со стороны взрослого в изменении отношения к подростку в нужном направлении почти всегда вызывает сопротивление со стороны подростка. Это сопротивление при неблагоприятных условиях может перерасти в стойкий межличностный конфликт, сохранение которого нередко приводит к задержкам в личностном развитии подростка. У него появляется апатия, отчуждение, укрепляется убеждение в том, что взрослые вообще не в состоянии его понять. В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние. (Сухов, 2004)

Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными просьбами в разных делах.

Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения со взрослыми  остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы, начинает больше времени проводить со сверстниками. (Пономаренко Белоусова, 2001)

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, — вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношения, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность; общение на уровне товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоционально-личностного характера.  (Слаква, 2004)

С переходом во вторую половину подростничества (примерно с VI класса школы) общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это – характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении – аффилиативной потребности. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах сверстников-подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо интересных делах.  (Пономаренко, Белоусова, 2001)

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.

Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени, они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров бывает немало разнообразных «тайн».   (Рогов, 1995)

Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

К концу этого возраста у подростков возникает интерес и к другу противоположного пола, стремление нравится и, как следствие этого, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Вначале интерес к человеку другого пола нередко приобретает характерное для подростков необычное внешнее выражение. Мальчишки начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной» внешней атрибутики в поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся уже в V – VI классах. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравится, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит и др.  (Пономаренко, Белоусова, 2001)

В VII – VIII классах между мальчиками и девочками появляются более романтические отношения, они начинают писать друг другу записки, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. На основе таких взаимоотношений у подростков возникает желание становиться лучше, появляется потребность к самосовершенствованию. В этом возрасте большинство детей начинают заниматься самовоспитанием.

С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе. Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломинского, А.В. Киричука, Х.Й. Лийметса и других педагогов и психологов, более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным кажется положение последних.  (Майерс,2004)

Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в его классном коллективе, сложны и многообразны. По данным Я.Л. Коломинского, на первом месте здесь стоит влияние на сверстников (значение этого качества с возрастом неуклонно увеличивается) и, как у младших подростков, физическая сила; на втором месте – нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении, и общественная работа; дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на последнем месте стоит стремление командовать. По данным Б.Н.Волкова, десятиклассники выше всего ценят качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни), на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем – интеллектуальные достоинства. В исследовании А.Н.Лутошкина дается иная последовательность предпочтений: интеллектуальные качества, отношение к людям (доброта, отзывчивость), моральные качества, волевые качества, деловые качества, внешние данные (внешняя привлекательность, умение следить за собой и т.д.). (Лютова, Монина, 2000)

Противоречивость этих данных может объясняться различием как в методах исследования, так и в составе испытуемых, в условиях эксперимента. С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива групповой статус личности в большей мере определяется её деловыми и моральными качествами, включая отношения к коллективу, уровень социальной ответственности и т. д., чем общительностью. Поэтому в классах с низкой сплочённостью общительность влияет на социометрический выбор и по «деловым» критериям, тогда как в группе с высокой сплочённостью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят также от отношения к коллективу.

Чем бы не определялся статус подростков в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе является одной из главных причин преждевременного ухода учащихся из школы, причём такие ребята часто попадают под дурное влияние вне школы. Это подтверждается исследованиями трудных подростков. Девять десятых обследованных М. А. Алемаскиным правонарушителей, зарегистрированных в инспекциях по делам несовершеннолетних были в своих школьных классах «изолированными»; почти все они были недовольны своим положением в классе, многие относились к одноклассникам отрицательно. Из обследованных Г. Г. Бочкарёвой 140 несовершеннолетних правонарушителей около половины относились к одноклассникам безразлично или враждебно, среди остальных школьников так ответили лишь 19%. (Шахманова, 2005)

Очевидно, здесь существует обратная связь. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения и т. д. Тем важнее для педагога ясно видеть структуру межличностных отношений взаимоотношений в классе. К сожалению, как показывает Я. Л. Коломинский, учителям свойственна тенденция субъективно оптимизировать статусную структуру класса. А без умения объективно оценить статус ученика в системе коллективных взаимоотношений учителю значительно труднее найти индивидуальный подход к ребёнку и помочь ему выйти из трудного положения.  (Пономаренко, Белоусова, 2001)

Характеризуя подростковый возраст,  Л.И.Божович писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения к миру и к самому себе и развиваются процессы самопознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.  (Божович, 2008)

В общении и учебной деятельности для воспитанников детских закрытых учреждений характерны следующие особенности. Положительная мотивация в отношении взрослого (учителя, воспитателя) базируется на дефиците общения со взрослым и вследствие этого – сверхценности этого общения. Такая особенность мотивации общения со взрослым не способствует становлению учебной деятельности и часто даже препятствует нормальному протеканию этого процесса. Ребенок так хочет понравиться взрослому, заслужить его персональное внимание, одобрение, что это заслоняет от него содержание выполняемой задачи.

Гипермотивация общения со взрослым скрывает от наблюдателя дефекты в развитии произвольности у воспитанников учреждений интернатного типа. Как оказалось, эти дети, охотно принимаясь за выполнение любого задания учителя, часто не могли с ним справиться, если педагог не следит за каждым действием ребенка и не оценивает его. Неспособность самостоятельно спланировать и осуществить даже простейшее действие – характерная черта детей, воспитывающихся в школах-интернатах.

Все это создает совершенно специфический тип отношения со взрослым, который, в свою очередь, влияет и на отношения со сверстниками. Этот тип отношений носит крайне противоречивый характер: с одной стороны – воспитанники детского дома крайне зависимы от взрослых, стремятся к общению с ними, с другой – ведут себя очень агрессивно по отношению к ним, противопоставляя себя миру взрослых. Для этих детей характерно соперничество за внимание и любовь взрослого. Именно на этой почве возникает множество конфликтов между воспитанниками детского дома.              (Березин, Евдокимова, 2003)

В работах А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых и В.С.Мухиной показано, что в условиях депривации детско-родительских связей у детей подросткового возраста в результате своеобразной идентификации друг с другом стихийно складывается детдомовское,  или интернатское ‘’МЫ», которое выражается в совместном обособлении от других, »чужих» людей и порождает негативное отношение к ним. Эта совместная обособленность от других людей приводит к возникновению псевдо-родственных отношений между детьми: они остаются отчужденными друг от друга и часто поступают жестоко со своими товарищами. Психологическое отчуждение от людей создает внутренние условия, которые впоследствии становятся благоприятной почвой для правонарушений.

         Необходимо подчеркнуть, что эта отчуждающая установка подкрепляется настороженным, а нередко и открыто отрицательным отношением обывателей, противопоставлением детей, живущих в семьях, детям, живущим вне семьи. Обидные клички «детдомовец», дистанцирование с ожиданием подвоха с обеих сторон замыкают порочный круг отношений между открытым обществом и детьми, растущими за стенами детского учреждения. Общество для этих детей выступает как отвергающее, а они для него – как неизбежное зло.

 

 

Определение, типы, советы и этапы

Подглядывающим нужны подглядки. Человеческие связи часто являются самым сладким кусочком жизни. Вот краткое изложение межличностных отношений и того, почему они такие чертовски особенные.

Межличностные отношения — это прочная связь, которую мы чувствуем с самыми близкими нам людьми. Это могут быть:

  • друзья
  • коллеги
  • члены семьи
  • романтические партнеры

Они построены на взаимном уважении, доверии и лояльности, и они могут обеспечить нам поддержку, заботу и даже любовь. 🥰

Межличностные отношения учат нас тому, кто мы есть. С самого раннего возраста люди вокруг нас формируют ключевые аспекты нашей личности и системы ценностей. Они могут помочь нам понять цель и направление.

Они также являются ключевым компонентом общего физического и психического благополучия. Между отношениями и эмоциональным здоровьем существует тесная связь. Вот почему так важно окружать себя людьми, которые дарят вам радость, поддержку и утешение.

Существуют разные типы межличностных отношений. Все они одинаково важны, но каждый уникален. Они зависят от индивидуальной связи и ожиданий от отношений.

Это самые распространенные типы межличностных отношений.

Семья

В семью могут входить наши родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, тети, дяди, двоюродные братья, опекуны и опекуны. Это наши первые отношения. У нас часто бывают тесные связи с членами семьи. Эти связи могут длиться всю жизнь.

Иногда мы придерживаемся иных ценностей или идеалов, чем члены семьи. И это А-ОК! Но очень важно поддерживать открытое и уважительное общение.

В некоторых случаях личные разногласия не могут быть преодолены, а межличностные отношения с членами семьи могут стать натянутыми или вообще исчезнуть.

Дружба

Хотя вы не можете выбирать свою семью, вы делаете выбираете своих друзей. Некоторые дружеские отношения даже важнее, чем семейные связи.

Не существует универсальной формулы для объяснения дружбы, потому что она сложна. Вы столкнетесь с разными типами дружбы на протяжении всей своей жизни.

Друзья могут подчеркивать различные аспекты вашей личности, поэтому не волнуйтесь, если ваши друзья не всегда имеют одинаковый уровень связи. Некоторые из этих отношений могут длиться недолго, но другие связи выдержат испытание временем. Если это кажется правильным, оно кажется правильным.

Если вы оказались в токсичной ситуации, можно отделить себя от отношений. В конце концов, так будет лучше для вас обоих.

Романтик

Иногда взаимное притяжение развивается от «Ты мне нравишься» до «Ты мне нравишься» и Я люблю тебя». Это романтические межличностные отношения. Романтические отношения иногда могут начинаться как дружба, но они разные.

То, как вы чувствуете любовь к друзьям и романтическим партнерам, может различаться. Вы можете полностью любить своих друзей. Но вы не обязательно влюблены в них .

Еще одно отличие заключается в том, как вы проявляете свои чувства. Романтическая любовь часто выражается через физические и сексуальные прикосновения.

Работа

Вы можете чаще видеться с коллегами, чем со своей семьей, поэтому крепкие связи с коллегами по работе — это нормально. Ваш общий опыт может создать отношения, которые повлияют на динамику рабочего места.

Мы не всегда согласны с коллегами, даже если они друзья, но важно поддерживать уважительное общение, чтобы ценить и работу, и дружбу.

Вот несколько полезных советов для дружбы на рабочем месте:

  • Установите границы.
  • Вести офисные разговоры о работе.
  • Найдите правильный баланс между личным и профессиональным.
  • Приберегите долгие разговоры и слухи о вчерашней катастрофе с Tinder для счастливого часа.

Отношения развиваются со временем, и каждая динамика межличностных отношений имеет свою собственную атмосферу. Они часто различаются по продолжительности и интенсивности, но каждые отношения переживаются в несколько этапов.

Стадии межличностных отношений

В 1980 году психолог Джордж Левинджер выделил пять стадий межличностных отношений:0008

  • Окончание
  • Успешные межличностные отношения доходят до третьего этапа (продолжение). Они длятся, пока смерть не разлучит нас. Другие отношения? Не так много. Некоторые облигации доступны только в течение ограниченного времени.

    В этих случаях отношения проходят все пять стадий Левинджера. Это означает, что обе стороны рано или поздно разойдутся. Это очень часто встречается в романтических отношениях. Это также типично, когда вы переходите на новое место работы или заканчиваете школу.

    Также нормально, что отношения не развиваются дальше стадии знакомства. Они известны как вторичные межличностные отношения.

    Некоторые распространенные примеры:

    • соседи
    • ваш любимый бариста
    • друзья друзей
    • другие люди, с которыми вы общаетесь на полурегулярной основе

    люди. Но беседа обычно не выходит за рамки простых любезностей.

    Нельзя отрицать: отношения требуют усилий, а отношения не идеальны. Конфликт обязательно произойдет. Обе стороны должны работать, чтобы поддерживать позитивную связь. Самое важное, что вы можете сделать, — это поддерживать четкую и открытую коммуникацию.

    Надежное общение не только создает хорошие моменты. Это также поможет вам пройти через не очень хорошие. Стройте отношения на основе разговоров и слушаний. Это поможет вам справиться с проблемами и сформировать более прочные связи.

    Имейте в виду: Самые важные отношения, которые у вас когда-либо будут, это отношения с самим собой. Берегите себя и свои чувства. Это единственный способ обеспечить здоровые отношения с другими.

    Важные привычки в отношениях

    • Будьте честны и заслуживайте доверия. Без доверия нет отношений.
    • Приложите усилия.
    • Слушайте друг друга.
    • Всегда будь уважительным.
    • Не спеши судить. (См.: Слушайте друг друга.)
    • Управление ожиданиями и эмоциями.
    • Установить и поддерживать границы.
    • Будьте открыты для отзывов и конструктивной критики.

    Межличностные отношения необходимы для нашего общего здоровья и счастья. Просто не забывайте управлять своими ожиданиями. У вас не будет связи на уровне родственной души со всеми, кого вы встретите. И это нормально! Требуется деревня. Каждым межличностным отношениям есть что предложить.

    Определение, типы, советы и этапы

    Подглядывающим нужны подглядывающие. Человеческие связи часто являются самым сладким кусочком жизни. Вот краткое изложение межличностных отношений и того, почему они такие чертовски особенные.

    Межличностные отношения — это прочная связь, которую мы чувствуем с самыми близкими нам людьми. Это могут быть:

    • друзья
    • коллеги
    • члены семьи
    • романтические партнеры

    Они построены на взаимном уважении, доверии и лояльности, и они могут обеспечить нам поддержку, заботу и даже любовь. 🥰

    Межличностные отношения учат нас тому, кто мы есть. С самого раннего возраста люди вокруг нас формируют ключевые аспекты нашей личности и системы ценностей. Они могут помочь нам понять цель и направление.

    Они также являются ключевым компонентом общего физического и психического благополучия. Между отношениями и эмоциональным здоровьем существует тесная связь. Вот почему так важно окружать себя людьми, которые дарят вам радость, поддержку и утешение.

    Существуют разные типы межличностных отношений. Все они одинаково важны, но каждый уникален. Они зависят от индивидуальной связи и ожиданий от отношений.

    Это самые распространенные типы межличностных отношений.

    Семья

    В семью могут входить наши родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, тети, дяди, двоюродные братья, опекуны и опекуны. Это наши первые отношения. У нас часто бывают тесные связи с членами семьи. Эти связи могут длиться всю жизнь.

    Иногда мы придерживаемся иных ценностей или идеалов, чем члены семьи. И это А-ОК! Но очень важно поддерживать открытое и уважительное общение.

    В некоторых случаях личные разногласия не могут быть преодолены, а межличностные отношения с членами семьи могут стать натянутыми или вообще исчезнуть.

    Дружба

    Хотя вы не можете выбирать свою семью, вы делаете выбираете своих друзей. Некоторые дружеские отношения даже важнее, чем семейные связи.

    Не существует универсальной формулы для объяснения дружбы, потому что она сложна. Вы столкнетесь с разными типами дружбы на протяжении всей своей жизни.

    Друзья могут подчеркивать различные аспекты вашей личности, поэтому не волнуйтесь, если ваши друзья не всегда имеют одинаковый уровень связи. Некоторые из этих отношений могут длиться недолго, но другие связи выдержат испытание временем. Если это кажется правильным, оно кажется правильным.

    Если вы оказались в токсичной ситуации, можно отделить себя от отношений. В конце концов, так будет лучше для вас обоих.

    Романтик

    Иногда взаимное притяжение развивается от «Ты мне нравишься» до «Ты мне нравишься» и Я люблю тебя». Это романтические межличностные отношения. Романтические отношения иногда могут начинаться как дружба, но они разные.

    То, как вы чувствуете любовь к друзьям и романтическим партнерам, может различаться. Вы можете полностью любить своих друзей. Но вы не обязательно влюблены в них .

    Еще одно отличие заключается в том, как вы проявляете свои чувства. Романтическая любовь часто выражается через физические и сексуальные прикосновения.

    Работа

    Вы можете чаще видеться с коллегами, чем со своей семьей, поэтому крепкие связи с коллегами по работе — это нормально. Ваш общий опыт может создать отношения, которые повлияют на динамику рабочего места.

    Мы не всегда согласны с коллегами, даже если они друзья, но важно поддерживать уважительное общение, чтобы ценить и работу, и дружбу.

    Вот несколько полезных советов для дружбы на рабочем месте:

    • Установите границы.
    • Вести офисные разговоры о работе.
    • Найдите правильный баланс между личным и профессиональным.
    • Приберегите долгие разговоры и слухи о вчерашней катастрофе с Tinder для счастливого часа.

    Отношения развиваются со временем, и каждая динамика межличностных отношений имеет свою собственную атмосферу. Они часто различаются по продолжительности и интенсивности, но каждые отношения переживаются в несколько этапов.

    Стадии межличностных отношений

    В 1980 году психолог Джордж Левинджер выделил пять стадий межличностных отношений:0008

  • Окончание
  • Успешные межличностные отношения доходят до третьего этапа (продолжение). Они длятся, пока смерть не разлучит нас. Другие отношения? Не так много. Некоторые облигации доступны только в течение ограниченного времени.

    В этих случаях отношения проходят все пять стадий Левинджера. Это означает, что обе стороны рано или поздно разойдутся. Это очень часто встречается в романтических отношениях. Это также типично, когда вы переходите на новое место работы или заканчиваете школу.

    Также нормально, что отношения не развиваются дальше стадии знакомства. Они известны как вторичные межличностные отношения.

    Некоторые распространенные примеры:

    • соседи
    • ваш любимый бариста
    • друзья друзей
    • другие люди, с которыми вы общаетесь на полурегулярной основе

    люди. Но беседа обычно не выходит за рамки простых любезностей.

    Нельзя отрицать: отношения требуют усилий, а отношения не идеальны. Конфликт обязательно произойдет. Обе стороны должны работать, чтобы поддерживать позитивную связь. Самое важное, что вы можете сделать, — это поддерживать четкую и открытую коммуникацию.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *