Групповая гештальт терапия: место для правды. Статья. Гештальт-терапия. Самопознание.ру

Классическая гештальт-группа, Групповая психотерапия – Гештальт Клуб

(Некоторые аспекты методологии ведения)


Под классической гештальт-группой мы понимаем модель групповой работы, разработанной Ф.Перлзом и активно исполь-зуемой им в 60-е годы в Эсалене. При этой модели работы в фо-кусе внимания группы находится участник, который вышел на «горячий стул» и с помощью терапевта работает со своими лич-ностными проблемами, сновидениями, фантазиями или другим психологическим материалом. Несмотря на свои ограничения, эта модель актуальна и поныне, особенно в группах, имеющих дидактические цели, и в группах, ориентированных на личност-ный рост. Очевидно, что при таком стиле работы ведущий должен свободно владеть практикой проведения индивидуальных сессий. Однако чтобы групповая работа была успешной, для него не менее важно быть чувствительным к групповым процессам, уметь их регулировать и использовать в терапевтических целях, иначе даже при самом благоприятном развитии событий группа превратится лишь в демонстрацию работы терапевта, театр одного актера, и будет утрачен ее собственный терапевтический потенциал. Именно этим умениям ведущего посвящена данная статья. Изложенные в статье выводы основываются на нашем опыте прохождения образовательных программ по гештальт-терапии под руководством Н. Б. Долгополова с участием других тренеров, в том числе Г. Платонова, а также на личном опыте проведения групп личностного роста и гештальт-групп в рамках первой ступени гештальт-терапии совместно с Т. П. Пушкиной.


Для начала вкратце вспомним основные групповые феномены (такие как способы регулирования границ контакта и групповые потребности) и проанализируем их влияние на терапевтическую работу. Феномены жизни группы могут проявляться в любой по-следовательности, хотя, как нам известно из социальной психологии, их появление чаще имеет определенную фазность. Решимся перефразировать гештальт-языком известную классификацию фаз динамики малых групп, включающую стадии ориентации и зависимости, конфликтов и протеста, развития связей и сотрудничества и стадию целенаправленной деятельности. Исходя из нее, можно сказать, что в самом начале группы, фазе ориентации и зависимости, преобладает интроективный способ регуляции границ контакта («Скажите, что нам делать?») и проективно-ретрофлексивный механизм («Безопасно ли здесь проявлять себя? Что у него (у них) на уме? Можно ли доверять руководителю и участникам?»). При этом за механизмами защиты стоят потребности в безопасности и принятии.


При дальнейшем развитии группы на первый план выходит проективный способ регуляции границ, потребности в проявле-нии и утверждении себя (фаза конфликтов и протеста). На треть-ей стадии (стадия сотрудничества) на первый план выходит кон-флюэнтный механизм – формируется чувство Мы. Участники стремятся избегать проявления негативных чувств, конфликтов. Однако если конфлюэнция становится чрезмерной, это приводит к трудностям выделения участниками себя из группы («Мы все вместе», “Мы все хорошие”). Высокая конфлюэнтность приводит к затруднению индивидуального самовыражения. Далее способы регуляции границ, используемые участниками, приобретают сба-лансированный характер (стадия целенаправленной деятельно-сти), в группе допускается выражение как теплых, так и агрес-сивных чувств, конфликты не замалчиваются, а обсуждаются.


При чрезмерной выраженности защитных механизмов на пер-вых двух стадиях терапевтическая работа в группе оказывается заблокированной – нет желающих выходить на “горячий стул”, а если кто и вышел, терапевтические сессии оказываются вялыми и не вызывают эмоционального отклика у группы. Ретрофлексия делает невозможным спонтанное выражение чувств как со сторо-ны работающего на “горячем стуле” клиента, так и со стороны группы. Проективные механизмы, напротив, приводят к большо-му количеству неадекватных обратных связей – либо в виде пря-мой агрессии (проистекающей, прежде всего, из непроявленных внутригрупповых отношений), либо в виде наставлений, как нужно жить. И первая, и вторая ситуация ятрогенны для клиента, и хотя он вышел на “горячее место”, после него вряд ли кто-нибудь решится повторить этот ”подвиг” и “бросится на амбразу-ру”. Другими словами, для этого клиента группа не выполнила своей терапевтической роли, а стала дополнительным психотравмирующим агентом.


Высокая конфлюэнтность во второй фазе приводит к затруд-нению выражения негативных чувств друг другу. С другой сторо-ны, агрессия наиболее вероятно будет направляться на того, кто пытается отстоять свою автономию в группе – не согласный с групповыми нормами рискует стать “козлом отпущения”. Таким образом, чрезмерная выраженность защитных механизмов и не-умение ведущего с ними справиться придает группе антитерапев-тический характер.


Следует сказать об особенностях динамики классической гештальт-группы. Поскольку она не фокусируется непосредственно на развитии внутригрупповых отношений, групповые потребности выражаются опосредованно в процессе индивидуальных сессий через идентификацию участников с работающим на “горячем стуле” и в процессе предоставления группой обратной связи. Индивидуальная терапевтическая динамика участников достигается не только благодаря личной работе на “горячем стуле”, но и в связи с процессом идентификации, и в связи с приобретением опыта выражения чувств в промежутках между индивидуальными сессиями. Показателем хорошей динамики группы следует считать возрастание открытости участников, как тех, кто предъявляет свои проблемы, так и тех, кто дает обратную связь. Повышение открытости проявляется в предъявлении более интимных про-блем, выражении более широкого спектра чувств и с большей ин-тенсивностью их проявления. Преодоление неадекватных спосо-бов регуляции границ мобилизует собственный терапевтический потенциал группы. На наш взгляд, терапевтическая роль участников классической гештальт-группы заключается в эмоциональном принятии предложившего свою проблему и в предоставлении ему адекватной (точной и не наносящей неоправданных ран) обратной связи.


Таким образом, в задачи ведущего входит работа с защитны-ми механизмами, препятствующими терапевтическому процессу, и мобилизация терапевтического потенциала группы. На наш взгляд, ведущему стоит задавать себе следующие методологические вопросы: Какие защитные механизмы действуют в группе? Каков общий эмоциональный фон в группе? Каковы доминирую-щие групповые потребности? Какие действия можно предпринять для преодоления чрезмерных сопротивлений?    
Рассмотрим примеры работы с некоторыми групповыми феноменами.


Групповая ретрофлексия


Ретрофлексивная позиция группы является обычным и нор-мальным феноменом в начале занятий вновь сформированной группы или при появлении незнакомого ведущего в уже сформи-рованной, например, учебной группе, даже если для ее участни-ков в целом не характерно ретрофлексивное поведение. Ретроф-лексивные феномены могут сохраняться в группе длительное время в случаях, если ведущий не провел работы по созданию атмосферы безопасности или проигнорировал непроявленные от-ношения между участниками. Такую ретрофлексию можно на-звать ситуационно обусловленной. Ретрофлексивный способ ре-гуляции границ группой может сохраняться долго, если ретрофлексивное поведение является характерологической осо-бенностью большого количества членов группы. Суммируясь из индивидуальных векторов, оно создает ретрофлексивный харак-тер всей группы.


Ситуативная ретрофлексия в начале групповых занятий обу-словлена действием проективного механизма, и задачей ведущего является «разоблачение» негативных проекций. Основной стратегией становится помощь в увеличении количества контактов внутри группы, в результате которых негативные проекции разрушаются. Конкретными приемами могут быть побуждение участников к свободной дискуссии, упражнения на групповое взаимодействие и на взаимодействие в парах. По нашему опыту, хороший эффект для снятия напряжения в начале группы дает выполнение упражнения «континуум осознания» в парах участников, кроме того, оно имеет важную дидактическую роль и настраивает участников на самоосознание.


Наряду с этим полезную функцию играет выполнение конти-нуума осознания на «горячем стуле» при помощи ведущего. Эта процедура помогает снизить страх перед выходом на «горячее место», стимулировать процесс осознавания проекций. Для дос-тижения последней цели ведущему стоит фокусировать внимание работающего участника не только на внутренних ощущениях, но и на группе и ее отдельных членах. Это также стимулирует об-ратные связи участников.


При ретрофлексии, связанной с непроявленными внутригруп-повыми отношениями, ведущий может посвятить часть времени их прояснению. Его действия в этом случае подробно описаны нами в статье «Дидактическая модель работы с групповым про-цессом» .


Ретрофлексия и работа в режиме индивидуальных сессий


При работе в режиме индивидуальных сессий действие рет-рофлексии оказывается двусторонним. Ретрофлексия работающего участника приводит к недостаточному проявлению чувств, что может вызывать у участников группы реакцию скуки и стоящего за ней раздражения. Ретрофлексивная позиция группы препятствует получению работавшим со своей проблемой участником достаточной обратной связи, что может переживаться им как эмоциональное отвержение. Действия ведущего в этом случае заключаются в том, что он подает пример эмоциональной экспрессии, активно обращается к участникам с просьбой дать обратную связь (в том числе возможна структурированная процедура, когда участникам предлагается высказаться по кругу), с помощью вопросов фокусирует внимание членов группы на эмоциональных переживаниях. Ведущий может поддерживать задавание группой вопросов работающему участнику («Вы поняли, какая у него проблема? Кто-нибудь хочет уточнить?») Если задаваемые вопросы уводят от сути дела (например, обращены исключительно к интеллекту и прерывают эмоциональные переживания), т

Групповая гештальт-терапия — Мегаобучалка

Основателем гештальт-терапии, ее групповой формы, считается Фредерик (Фриц) Соломон Перлз. Он обобщил имеющиеся знания в области психологии восприятия и личности различных психологических школ и органично использовал для разработки методики групповой гештальт-терапии. Позже в поисках самостоятельного метода Ф. Перлз изучил теорию поля Курта Левина, театр психодрамы Якоба Леви Морено, биоэнергетику и метод Александера.

В гештальт-терапии Ф. Перлза мы встречаем сознательный отказ от анализа прошлого опыта и работу по принципу «здесь и теперь», неприемлемость интерпретаций и комментариев событий, призыв к осознанию настоящего и способности жить в полной мере, а не рассуждать о жизни. Важное место отводится процессу саморегуляции организма, приводящему к формированию целостного психического образования, некой специфической организации частей, называемой гештальтом.

Гештальт-образование формируется на основе потребностей человека и объединяет те компоненты нашего опыта, которые значимы в данный момент. Когда потребность человека удовлетворяется, гештальт завершается и отступает на задний план, освобождая место новому образованию. Если же потребность не удовлетворена, гештальт не может завершиться и «раствориться в фоне». Чувство, оставаясь неотреагированным, причиняет беспокойство, травмирует психику человека, вызывает неразрешимые проблемы.

Задача гештальт-терапии – помочь осознать клиенту свою потребность, сделать ее более четкой, выразить неотреагированные чувства, завершив таким образом гештальт и освободив место для решения других проблем. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом психической деятельности индивидуума, показателем его психического здоровья.

Таким образом, основной целью групповой гештальт-терапии Ф. Перлз считал восстановление в каждом участнике группы организмических процессов, нарушенных в процессе жизненного цикла, пробуждение скрытых возможностей каждого путем поощрения осознания своих потребностей и способствование продвижению по пути к зрелости. Под зрелостью Ф. Перлз понимал оптимальное состояние здоровья, когда личность способна взаимодействовать со средой, свободно удовлетворяя свои потребности. Это становится возможным благодаря терапии непродуктивных стереотипов поведения и замене их полноценными и адекватными реакциями. При этом в центре внимания оказываются невротические механизмы нарушения контактов, таких как патологическое слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция.



Терапия контактов осуществляется по двум направлениям: 1) анализ вербального содержания и 2) анализ телесных проявлений.

Основными принципами групповой гештальт-терапии:

1. Принцип «здесь и теперь» – это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент, даже если он переживает прошлые события своей жизни.

2. Принцип «я — ты» выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Руководитель гештальт-группы побуждает участников группы адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.

3. Принцип субъективизации высказываний связан с семантическими аспектами ответственности участника группы. Руководитель гештальт-группы предлагает заменять объективизированные формы типа «что-то давит в груди», на субъективные – типа «я подавляю себя».

4. Континуум сознания – это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний и отказ от вербализаций и интерпретаций. Участники группы должны постоянно осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ними в данный момент, замечать малейшие изменения в функционировании организма, что способствует ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.

Недирективный подход руководителя гештальт-группы, его установки на оправдание и принятие всего, что будет происходить за время жизни группы, соблюдение участниками группы определенных правил, сообщаемых руководителем перед началом занятий также способствуют формированию подобной атмосферы.

Правила предлагаются следующие:

1. Безоценочная атмосфера. Каждый участник может и имеет право высказывать свои чувства, как и когда он хочет, при этом запрещаются категорические высказывания и оценки других. Если кому-либо что-то не нравиться, он может это высказать в форме переживаемых им в настоящий момент чувств.

2. Участники говорят о себе по желанию и в любой момент могут прекратить работу, если чувствуют, что дальше работать неготовы.

3. Предполагается, что участники говорят о себе искренне. Не разрешается говорить неправду.

4. Члены группы посещают ее регулярно, так как отсутствие одного из ее членов сказывается на работе других. Необходимость отсутствия участника согласовывается со всей группой.

5. Конфиденциальность, то есть все, что обсуждается в группе, за ее пределы не выносится. Случайно возникшие вне группы дискуссии затем излагаются для всех участников – группа живет единой жизнью.

6. В группе разрешается говорить обо всем и делать все, что хочется, не притесняя остальных членов. Психотерапевт контролирует данный процесс.

Руководитель гештальт-группы одномоментно работает не со всеми ее участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся стать на время главным действующим лицом, то есть сесть на так называемое «горячее кресло». Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента, находящегося на «горячем кресле».

Основные приемы, используемые в работе гештальт-групп, следующие:

— расширение осознания;

— интеграция противоположностей;

— усиление внимания к чувствам;

— работа с мечтами;

— принятие ответственности на себя;

— преодоление сопротивления.

Группы психодрамы

 

Психодрама – одно из наиболее влиятельных и плодотворных течений в групповой психотерапии. Заслуга его возникновения принадлежит Джекобу Леви Морено, основателю социометрии и движения групповой психотерапии в целом. Психодрама была разработана для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов, фантазий и основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по сравнению с использованием вербализации.

Целью психодрамы является поиск эффективных путей для решения психологических проблем на разных уровнях, от экзистенциального до обыденного, бытового в интересах их личностного роста, расширения самосознания участников группы, коррекции навыков межличностного общения, достижения участниками группы более полной интегрированности и целостности.

В ходе терапии участник группы с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывая сцены, имеющие отношение к его проблеме. Причем эти сцены вместо того, чтобы рассказывать о них, разыгрываются, как если бы они происходили в данный момент, что придает им интенсивность и релевантность, дает возможность переделать, изменить свою жизнь здесь и сейчас.

В психодраматической сессии участник группы одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, и исследователь себя и своей жизни. При этом драматизируются и исследуются в действии не только реальные события и жизненные кризисы, но и, что более важно, различные аспекты внутренних психологических событий участника группы.

Важное значение в психодраме придается спонтанности, актерские же умения не играют роли, зачастую они даже мешают инсценировке. Спонтанность, по мнению Д. Морено – это ключ к творчеству. Он также считал, что современные люди боятся непосредственного и эмоционального (спонтанного) общения, но утверждал, что такому общению можно научиться с помощью психодрамы.

В классической психодраме для постановки используется специально оборудованная многоярусная сцена. При отсутствии условий занятия можно проводить в любой обстановке, используя любое пространство в кругу группы. Оно должно быть достаточно велико, чтобы обеспечить простор для психодраматического действия.

Оптимальное количество участников психодраматической группы составляет от шести до девяти членов. Большее количество с трудом позволяет психотерапевту справляться с запросами протагониста, одновременно улавливать порой интенсивные реакции отдельных членов группы и следить за динамикой всей группы. Психотерапии в группе благоприятствует гетерогенный состав группы.

Основными этапами группировки психодраматических сессий являются разминка (фаза разогрева), фаза психодраматического действия и фаза интеграции или обсуждения.

Фаза разогрева состоит из трех стадий:

1) постепенное раскрепощение двигательной активности участников;

2) стимуляция спонтанных поведенческих реакций;

3) фокусировка членов группы на конкретной теме.

Разминка необходима для создания необходимой эмоциональной атмосферы в группе, снятия сопротивления участников исследованию определенной темы. Кроме того, ведущий получает информацию о том, кто хочет участвовать в психодраме и какие вопросы и темы волнуют больше всего группу.

Как только протагонист в фазе разогрева определился, начинается фаза психодраматического действия. Режиссер внимательно выслушивает рассказ протагониста о его проблеме, получая информацию для организации действия. После того, как описана конкретная ситуация, члены группы стимулируются уже не к обсуждению проблемы, а к разыгрыванию представления. То, что до сих пор рассказывалось словами, теперь «превращается в образ».

В момент кульминации психодраматического действия эмоциональный заряд группы достигает своего пика, и наступает катарсис – внутреннее очищение, момент эмоционального отреагирования, который способствует инсайту – «озарению», иному видению и осмыслению ситуации, необходимому для разрешения внутри- и межличностных проблем.

В психодраматическом действии участвуют режиссер, протагонист, «вспомогательные Я» – партнеры протагониста в инсценировке и аудитория (зрители – члены группы, не имеющие ролей в данном действии).

Последней фазой психодрамы является фаза обсуждения, которая состоит обычно из двух частей: ролевой и идентификационной обратной связи.

В ролевой обратной связи партнеры по очереди описывают протагонисту чувства, которые появлялись у них при исполнении отведенных им ролей, а также при изображении протагониста при обмене ролями. Протагонист равным образом выражает свои собственные чувства, пережитые им в различных ролях.

В идентификационной обратной связи участвуют зрители и ведущий психодрамы, поскольку во время игры они идентифицировались с протагонистом или с одним из изображенных людей, имеющих к нему отношение. Благодаря таким исходящим от переживания сообщениям протагонист чувствует себя по настоящему понятым.

Шеринг является важной частью заключительной фазы психодрамы. Под ним понимается непосредственное постпсиходраматическое сопереживание с протагонистом, которое, например, может выражаться через идентификации, возникшие у зрителя на основе соответствующих переживаний, имевших место в его собственной истории жизни. В некоторых случаях имеет смысл ограничить третью фазу только шерингом.

Общая продолжительность психодраматического занятия составляет в среднем от полутора до двух часов. После третьей фазы психодрамы необходимо оставлять до получаса свободного времени, чтобы после чрезвычайных событий погасить кипение страстей.

Для осуществления и проведения психодраматического действия Морено и его учениками были разработаны различные специальные техники и методики. Но наиболее часто использующимися и незаменимыми являются такие, как монолог, дублирование, обмен ролями, отображение (зеркало).

Монолог – это речь действующего лица сценария, чаще всего протагониста. В этой технике от протагониста требуется изложить свои чувства и мысли, как будто протагонист вслух (но при этом интимно) советуется сам с собой.

Дублирование представляет собой следующее действие. Вспомогательному лицу предлагается сыграть специальную роль – дублирующую роль протагониста. Вспомогательное лицо исполняет эту роль одновременно с протагонистом и пытается стать его «психологическим двойником», быть его внутренним голосом, сознанием, выражать его чувства, вскрывать тайные мысли и суждения, помогать выражать их полно и открыто.

Обмен ролями: протагонист на время меняется ролями со «вспомогательным Я». Это позволяет, с одной стороны, понять затруднения протагониста, помочь ему более точно выразить свой замысел, а с другой – дает возможность «вспомогательному Я» показать свое понимание ситуации, выразить свое отношение к ней.

Техника зеркала осуществляется «вспомогательным Я», исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия.

 

 

Гештальт-подход в групповой терапии

Работа группы направлена на осознание и изменение каждым участником
тех шаблонов его поведения, которые приводят к проблемам, либо мешают
их решать. Поскольку эти паттерны формировались достаточно длительное время, иногда в течение всей жизни, их изменение тоже будет происходить медленно. Сама группа не решит проблем своего участника, но она может помочь сформировать более конструктивное отношение к ним и выбрать иные, непривычные, подходы.

Группа собирается с определенной регулярностью, еженедельно или
1 раз в 2 недели, на протяжении заранее оговоренного срока, в среднем,
от 1 до 6 месяцев. Участники могут закончить посещение группы и раньше, если посчитают нужным, однако, советуем встречаться не меньше указанного времени и соблюдать правила группы для того, чтобы всем участникам в ней было безопасно и комфортно. Уход одного человека из группы меняют всю группу, и невозможно переоценить значимость каждого участника. Зачастую, заявив о своем намерении покинуть группу по тем или определенным причинам, участник получает такой неожиданный отклик о своей значимости
и важности для кого-то одного из группы или всего коллектива, что это становится для него откровением, удивлением – и намерение покинуть группу пропадает. В этих открытиях, взглядах на себя со стороны и проживании нового опыта и есть одна из ценностей группового терапевтического процесса.

Психотерапевтическая группа постоянна по составу и проходит в закрытом формате. Это позволяет сформировать безопасную и доверительную обстановку для работы. Перед набором группы с каждым участником проводится собеседование, где человек обозначает проблемы и трудности, приведшие его на терапию. Состав группы подбирается так, чтобы участники отличались по возрасту, полу и социальному положению. Обязательно условие – они не должны быть близко знакомы между собой. В среднем в группе набирают 10 человек и один-два ведущих. Они направляют работу группы
и контролируют происходящее, чтобы атмосфера оставалась подходящей
для всех.

мифы, реальность, польза. , Гештальт Терапия – Гештальт Клуб

   Групповая работа для меня лично оказалась одним из самых глубоких способов терапии, особенно если изначальный запрос про отношения. Почему-то в группе “слышится лучше”, а новый материал быстрее встраивается в жизнь. Почему-то обратная связь от участников или от ведущего в группе по степени воздействия более мощная и интенсивная, как и поддержка. Я не обнаружила там несчастных людей, скорее меня удивляло то, что большинство мне симпатичны. Меня никто не заставлял, меня ничему не учили и никто меня не осуждал. Но я получила возможность проявляться в мире не так, как этого хотят другие, а так, как выбираю я — быть собой и быть с другими одновременно. Это важный и полезный опыт, который несомненно обогатил мою жизнь, ведь по роду деятельности я оказалась публичным человеком, и мне важно было научиться не терять себя.

 Но вместе с тем групповая терапия — это мероприятие, окутанное огромным количеством мифов и легенд. Искусство, в том числе и кинематограф, добавили огоньку в их возникновение, точнее их же и породили. Однако не все правда, что показывают на экране, а увидеть воочию групповую работу может не каждый. Например, нам чаще всего показывают именно клинические группы (то есть ситуацию невроза), а мы наивно полагаем, что все они так и проходят. Но нет. Есть правда, есть ложь. Я решила обозначить наиболее распространенные сомнения на тему групповой терапии и поделиться своим опытом и пониманием на этот счет.

Что точно происходит во время групповой терапии?

 Группа длится достаточно долго — почти 9 месяцев (хотя бывает по-разному). Участникам необходимо знать “кто эти люди и чего они хотят”. При этом группе не важна подробная биография, достаточно просто понимать контекст того, что привело каждого из присутствующих на группу. В случае, если кто-то из участников проходит личную терапию у ведущего, это никак не распространяется и не освещается во время терапевтического процесса.

 Если в повседневной жизни или даже в индивидуальной терапии мы не всегда можем сказать то, что действительно вертится на языке, то группа — это место, где каждый общается с каждым и пытается разобраться в себе, а не в другом. Испытывая те или иные эмоции в отношении другого, участник может прояснить что-то очень важное для себя и получить новый опыт. Это может касаться симпатии или даже антипатии. При этом в группе запрещена форма деструктивной агрессии, что делает общение более безопасным, чем в жизни. Раздражение — это личная ответственность того, кто его испытывает, группа же и ведущий помогают найти форму выражения этому чувству и понять как и в связи с чем оно возникает.

 Поскольку группа это средство для понимания себя через других, то честная обратная связь — это главный залог и основное условие групповой терапии. Для этого участники используют Я-послания и стараются осознавать то, что с ними происходит. Ведущий же уделяет этому процессу много внимания, оказывая поддержку каждому участнику.

   Групповая терапия — это возможность прояснить или установить или даже завершить отношения как в прошлом, так и в настоящем, с участниками группы. Участники являются в некотором роде инструментом, с помощью которого можно воссоздать волнующую ситуацию, попробовать новый способ поведения и изучить реакцию на него. Группа — это место, где можно увидеть со стороны свое поведение и понять что чувствуют другие.

  Каждый, кто пришел на группу, имеет свою историю и причины там находиться. понимание этого и того контекста, в котором оказались другие участники, что они живые и имеют свои изъяны, создает опоры для изменений в своей собственной жизни.

А вот и мифы, которые плотно сидят в голове не то, что у заинтересованного человека, но даже и у некоторых психологов. Что и говорить, на свою первую группу я пришла, недоверчиво косясь на всех присутствующих и первые пару месяцев просто отсиживалась. Присматривалась, когда же начнется что-то вроде того, о чем я пишу ниже.    

 

1. Мне придется откровенно говорить о своих проблемах, а мне бы этого не хотелось.

  

  Идея насильственного самообнажения возникла мне кажется во многом благодаря кинематографу. “Здравствуйте, меня зовут Даша и я …”. Действительно, на определенном этапе своего развития в психологии существовало только понятие “пациент”, и терапевтические отношения строились преимущественно с позиции, что “терапевт лучше знает о скрытых мотивах пациента”. Сейчас же психология куда более открыта, и все чаще на группу приходят “клиенты” — то есть здоровые люди, желающие разобраться в трудностях на уровне взаимоотношений. Позицию пациента же можно найти на группах по зависимости, в клиниках или у психоаналитиков.

  Точно нужно будет назвать свое имя (или выдуманное имя, которым участник хочет называться во время всего терапевтического процесса). Точно нужно будет сказать цель прихода на группу. Дальнейшая откровенность — личное дело каждого.

 

2. О моей истории и о том, что я был на группе, потом услышит весь интернет

 

 Психотерапевтический процесс в принципе — это место откровенных разговоров, и правило конфиденциальности — это фундамент. Ведущий гарантирует конфиденциальность всего, что сказано на группе, но помимо всего прочего, каждый из присутствующих также берет на себя ответственность за сохранность безопасности терапевтического пространства. Это касается всего: кто присутствует на группе, историй, биографий участников, вплоть до того, дружить ли в соцсетях.

 Участие в группе — определенного рода риск и испытание на доверие. Но каждому, включая ведущего, есть чем поделиться и есть то, о чем он говорит только на группе. Бережное отношение к этому пространству — залог создания успешной платформы для изменений.

 

3. Мне не хватит времени поговорить о том, что меня волнует

 

  Во время групповой работы действительно ограничено время на каждого из участников и хорошо тем, у кого есть еще и личная терапия, тогда терапевтический процесс идет быстрее. Но группа — это всегда про отношения в “здесь и теперь”, про живой эксперимент, и потому полученный на группе опыт усваивается сильнее. Также и молчание может переживаться сильнее, так как за участие приходится платить деньгами: “Прихожу, молчу, еще и деньги трачу — я на такое не подписывался”.

   В обоих случаях ведущий помогает обратить внимание на то, как человек проявляется в группе и соотнести с тем как это у него в жизни. Возможно, ощущение того, что “жизнь проходит мимо” присутствует и в повседневности, но только на группе есть возможность понять как это организовано и как это можно исправить. Поэтому время не главное, главное — включенность.

 

4. Меня будут заставлять что-то делать

 

 Группу часто путают с тренингами личностного роста. На них участникам действительно предлагают сделать что-то, выводящее их за рамки повседневности. На этих занятиях участники тренируются, осваивают новые грани возможного, от этого возникает ощущение легкой эйфории. По сути тренинг — это получение и осваивание нового навыка. Надолго ли — вопрос довольно риторический.

 Группа же направлена на глубокие и качественные изменения. Меняясь внутренне, меняется также и окружение человека, и это не всегда радостный и веселый процесс. Для этого нужно иметь достаточную поддержку, мужество, ощущение укрепленности, возможность проживать разные чувства. Поэтому никаких упражнений, кроме тех, что направлены на усиление осознавания происходящего, на группе не происходит. Человек сам проходит свой путь и сам выбирает темп, в котором это происходит.

 

5. Мне расскажут что нужно делать

 

 Нет, но участники могут делиться свои опытом. Ощущение того, что другие сталкиваются с похожими проблемами, и они живые, а не аватарки в интернете, что они тоже могут испытывать сомнения, могут находиться в тупике — это осознание укрепляет веру в себя. Рост происходит не только от получения поддержки, но и от оказания ее.

 

6. Это будет собрание несчастных людей

 

  Это предположение также тянется из готовых психотерапевтических клише. Люди нездоровые ходят на свои, специализированные группы, и туда трудно попасть. Люди здоровые — на свои, и там они создают свои взаимоотношения и получают свой опыт. Группа вообще проводится для того, чтобы лучше понять себя и увидеть со стороны, а не заниматься “анализом” своих поступков, все дальше откладывая жизнь.

 

  И вот наступает тот момент, когда пока еще не клиент, а просто человек, решает пройти групповую терапию. В данном случае мы говорим о закрытой группе, где существует набор постоянных участников от начала до конца. Это действительно волнительно и должно быть много мужества и доверия, чтобы решиться на этот шаг, принять ответственность за будущее посещение всех встреч, рассчитать примерные финансовые затраты — но это те десять шагов, которые личность проходит самостоятельно. Попадая же на группу, нужно снова совершать путь, для того, чтобы пребывание там действительно было продуктивным и полезным.

 

Итак, как можно помогать терапевтическому процессу.

 

1. Обозначьте свои запросы и цели, которых вы хотите достичь в результате групповой работы, а также перед каждой встречей. В конце прислушайтесь к себе и оцените насколько вы довольны тем, что происходило на группе.

— Чего вам не хватило для того, чтобы быть полностью удовлетворенным процессом?

— Как и в какие моменты вы себя останавливали, чтобы максимально полно присутствовать в группе?

— Ценно будет, если вы будете делиться своими наблюдениями в группе.

 

2. Обратите внимание на то, какие чувства у вас вызывают участники группы? Есть ли те, кто вызывает наиболее сильные чувства (любовь, ненависть, зависть)?

 

Попробуйте понять кого из близких (или просто значимых людей) вам напоминает этот человек?

Будет здорово, если вы сможете поделиться этим в группе. Группа — это то место, где есть возможность завершить, воссоздать или просто исследовать сложные семейные отношения или отношения, не завершенные в прошлом.  

 

3. Старайтесь вообще делиться своими чувствами и эмоциями в группе. Это помогает вам понимать как вы устроены, какие потребности вы в себе блокируете и самое главное — вы получаете свободу выбора как поступать с этими потребностями.

 

4. Старайтесь отслеживать за своими пропусками. Если у вас возникает желание пропустить встречу или неоднократно появляются срочные дела на время групповой работы, за этим могут стоять два фактора:

— Отношение к ведущему (и тогда важно понимать что именно вы хотите сказать пропусками?)

— Отношение к групповому процессу (и тогда что такого происходит на группе, что вам не хочется на нее идти?)

 

5. Если возникает желание засмеивать происходящее на группе, старайтесь замечать:

Что такого невыносимого для вас происходит в настоящий момент?

— Каким вашим личным опытом откликается происходящее?

— Процесс “зашучивания” может быть своеобразной реакцией бегства от чего-либо или от каких-либо отношений. Осознавание этого процесса может сделать повседневную жизнь богаче и ярче.

 

6. Если возникает желание дать совет, обращайте внимание на то, из какого чувства вы это делаете. Часто за желанием дать совет прячется какая-то потребность, осознавая ее, можно также улучшить качество своей собственной жизни.

 

    В любом терапевтическом процессе особое место уделяется именно процессу завершения. Это важно, так как дает место огромному количеству возможностей. Это необходимо, потому что только завершая старое, можно начинать новое.

   Бывает так, что сам человек ощущает себя ненужным и не способным быть ни с кем в отношениях, однако в реальности это не так, и в каждый момент своей жизни другие к нему тоже относятся. Выражение своих чувств и эмоций по отношен

Гештальт -группы как они работают

Группы психологической поддержки в гештальт формате

Занятия в гештальт-группах – для тех, кто хочет научиться распознавать и уметь проявлять эмоции, что побуждает к развитию осознания собственного Я и продвижению к зрелости.

Как проходит работа в психотерапевтической группе?
Обычно все начинается с преконтакта, в течение которого каждый, как правило, в творческой форме сообщает о себе. Это способствует личной включенности в работу. Затем по очереди каждый участник «вызываетсяпоработать» со своими затруднениями при поддержке терапевта. Остальная часть группы служит «зеркалом», усилителем излагаемой ситуации и затем участвует в эмоциональном обмене. Также бывают моменты, когда вся группа включается вобсуждение общей темы, которая появилась в течение дня. Как правило, во время работы появляютсялюди, которые хотят прямо сейчас заняться решением какой – нибудь своей животрепещющей проблемы. Руководитель можетпредложить добровольцу занять место на «горячем стуле»— в центре круга , напротив психотерапевта. Доброволец должен придерживаться принципа «здесь и сейчас» и отдавать себе отчет о содержании своего сознания. Руководитель не интерпретирует поведение добровольца и не направляет его на обсуждение конкретных вопросов. Он следует за рассказами добровольца и таким образом поддерживает его в попытках сознавать чувства и невербальные контакты. Они вместе, руководитель и доброволец, создают ситуацию «сознавания настоящего». Для того чтобы достичь успеха, руководитель группы должен сам придерживаться принципа «здесь и сейчас», взаимодействовать с членами группы с позиции неподдельности, а также уметь творчески использовать гештальт эксперименты и выбирать те упражнения, которые наиболее соответствуют в данный момент потребностям членов группы.По Перлзу, значение такой позиции состоит в том, чтосамосознание личности может происходить при наблюдении за поведением других.Любой участник может идентифицировать себя с тем, кто сидит на «горячем стуле».

Кроме того, когда у одного из участников происходящие в группе события вызывают особо сильные впечатления, цепная реакция интенсивных эмоций может захватить всех. И находясь на «горячем стуле» ты через много лет заявляешь своему папочке или своей бывшей возлюбленной и т.п…:

«Отстань от меня, наконец!» И сам, исполняя роль папы,огрызаешься, предъявляешь претензии, упрекаешь, одним словом -реагируешь. Ты говоришь все, что давно мечтал сказать, и напряжение уходит — ситуация завершена. Ты — свободен. Ты вернулся в настоящее. Поэтому считается, что для изменения личностиможет быть достаточно одного лишь наблюдения.

В некоторых гештальт-группах работа не ограничивается общением руководителя с одним из участников. «Горячий стул» становится еще и «кочующим», то есть на нем оказывается то один клиент, то другой. В каждый данный момент работа идет только с одним членом группы, но в беседу когда угодно могут по собственному почину включиться другие. Фактически в группе существует понимание того, что любые происходящие в ней события имеют значение для всех её членов и требуют их внимания. Таким образом, все участники вовлекаются в групповой процесс и попадают под воздействие индивидуальной терапии. В последнее время растет понимание того, что гештальт-терапия вполне совместима с изучением группового процесса и групповой динамики. В тех гештальт-группах, которые признают важность групповых процессов, ярко проявляется социальная взаимодействующая природа индивидуально-личностной работы. Если какой-то член группы просит о помощи, то наверняка найдутся и члены группы, которые негативноотнесутся к его просьбе, и члены группы, которые окажут помощь и поддержку. В такой модели все межличностные действия и попытки общения признаются необходимыми и поощряются.Целью гештальт-группы является пробуждение организмических процессов в каждом участнике. Долговременной целью группы является достижение личностной зрелости путем избавления от старых непродуктивных форм поведения и создания новых поведенческих стереотипов, и каждый используемый терапевтом прием должен поддерживать члена группы на пути к полному функционированию и подлинности.Каждый раз, когда руководитель фокусирует внимание группы на сознавании процессов, принадлежащих внутренней и внешней зонам, способность членов группы адекватно взаимодействовать с окружением и с самими собой возрастает. Концентрированность эмоций и переживаний — одна из особенностей гештальт-группы. Гештальт-терапия предусматривает наличие в группе такого руководителя, который, являясь активной и сильной личностью, будет побуждать к самостоятельности и независимости и других участников. Конечная цель гештальт-терапии — самореализация.

Основные процедуры работы в группах.

В гештальте существует три большие формы терапевтической практики: отдельные семинары, пролонгированные группы и тематические семинары.

  • Отдельные семинары

Как правило, они длятся три — пять дней и позволяют ознакомиться с гештальт- терапией или стилем работы какого-либо практикующего терапевта, иногда они имеют какую- нибудь направленность или тематику, например – о взаимоотношениях
в браке, в коллективе и т.п.

  • Тематические семинары

Они позволяют установить связь между различными направлениями, например между гештальтом и бизнесом, гештальтом и театром, гештальтом и семейной системой, или предлагают сфокусироваться на определенной теме — снах, сексуальности , своих симптомах , отношениях в семье, собственных страхах и фобиях и прочих проблемах.

  • Пролонгированные группы.

Это длительные терапевтические группы, которые бывают как открытыми( в которые могут входить и выходить люди ), так и закрытыми( после нескольких занятий, группа закрывается , и новые члены не принимаются). Они могут быть как среднесрочными – цикл встречь, направленных на решение конкретных проблем, которые кроме того, дают и общий терапевтический эффект, так и долгосрочными , направленными на достижение личностной зрелости путем избавления от незавершенных гештальтов, старых непродуктивных форм поведения и создания новых поведенческих стереотипов, ведущих к повышению осознанности и повышению уровня качества жизни. Конечная цель гештальт-терапии самореализация.
Только удовлетворив потребность в самореализации, человек может стать здоровым, творческим и независимым. Достичь самореализации трудно. Это процесс, а не законченное состояние.

На гештальт-группах вы можете:

  • Научиться
      • сознавать свои актуальные потребности и желания;
      • ценить себя, собственную жизнь, свои достижения;
      • сохранять себя, свою цельность;
      • пользоваться поддержкой других людей;
      • переживать всю полноту ощущений и чувств;
      • радоваться и любить жизнь и себя в ней;
      • действовать творчески, быть спонтанным;
      • воспринимать мир дающим и благостным;
      • продуктивно взаимодействовать с миром
  • Развить
      • навыки, позволяющие достигать желаемого;
      • большую осознанность себя, своего тела, своих чувств, окружения;
      • чувствительность к внутренним процессам и к окружающему
  • Выработать
      • собственную позицию, найти внутренний стержень, силу и опору в самом себе;
      • способность переходить к активным действиям
  • Получить
      • новый опыт взаимодействия с людьми;
      • безопасное пространство для отработки новых моделей поведения

И стать сильной, уверенной, спонтанной творческой личностью! Проблематика: межличностные отношения, внутриличностные конфликты, отношения в семье, расставания, утрата, стрессовые ситуации, недовольство жизнью, подавленная жизненная активность.

В работе группы используются:

  • групповые упражнения и эксперименты, направленные на повышение осознанности;
  • индивидуальная терапия в пространстве группы, ориентированная на запрос клиента;
  • обратные связи от участников группы, повышающие осознанность и багаж опыта взаимодействия с миром.

В целом, можно говорить о том, что, занятия в гештальт группах способствуют более полному осознанию себя и внешнего мира, помогает во многом избавиться от невротических и других болезненных симптомов, научиться чувствовать свои эмоции, возникающие образы, физические проявления в организме, возникающие как реакция на внешние раздражители.Человек перестаёт быть инфантильным и принимает на себя всю полноту ответственности за свои поступки, свои реакции, свою жизнь.Он не только получает устойчивый эффект ощущения полноты и радости жизни, избавляется от своих скрытых психологических проблем, но и открывает в себе много новых талантов и способностей.

Руководитель психологической студии «ВЕК»

Вера Константинова , 2012 год

Что такое Гештальт-терапия? Гештальт-терапия — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

«Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены». (Ирвин и Мириам Польстер)

Гештальт-терапия— одно из современных направлений экзистенциальной психотерапии. Главная его цель — повышение степени осознанности человека для достижения целостности личности, наполненности и осмысленности жизни, улучшения контакта с окружающими людьми и внешним миром.

Возьмём простые жизненные ситуации. Женщина так увлечена работой, что забыла про супруга, который давно обижается на её невнимание. Или мать, постоянно прокручивая в голове проблемы дочери, «запорола» какой-то важный отчёт. Или вас настолько преследуют воспоминания о разбитой любви, что вы переходите улицу на красный свет.

Вот так, зациклившись на чём-то, мы неосознанно отталкиваем всё остальное и вместо живой жизни проживаем мёртвые, но цепкие воспоминания.

Бывает наоборот. Повседневная суета и мельтешение не дают сосредоточиться на главном, добиться цели или, наконец, совершить поступок. Мы суетимся, раздражаемся, «тормозим«, ворочаемся в постели, теряем аппетит или жуём всё подряд. Энергия, которая так необходима нам для деятельной и созидательной жизни, расщепляется и распыляется вхолостую. К чему это? А чтобы, не дай бог, не выскочить из привычной колеи тяжёлых, но зато таких привычных воспоминаний, или феерических планов жизни в далёком будущем. Но вот именно из этого вязкого прошлого или неодолимого будущего «прилетают» нежданные разводы, увольнения, язвы, инфаркты.

И то, и другое, и третье психологи называют «феноменом незавершённого действия«. А в сущности, это просто старая заноза, которую вы до сих пор не вытащили из своего сердца… Что бы вы ни делали, она продолжает кричать о себе, отдаваясь головной болью или спазмами в желудке. Вы ходите по врачам, но всё без толку, потому что пытаетесь лечить симптомы, а не вытащить занозу.

В детстве мы «проглатывали» обиды, потому что боялись дать отпор. Потом мы стыдились слёз, чтобы не огорчать близких. Сегодня подавляем в себе радость из-за соображений политкорректности. Разве уместна улыбка в компании серьёзных зануд?

Всё это подавленное, невысказанное, невыраженное и незавершённое живёт внутри, поглощает наши силы и отравляет нашу жизнь. В итоге мы помогаем тем, кому вовсе не хотим, и, наоборот, не можем выразить любовь по отношению к своим близким.

Как вернуть себе подлинность чувств и свежесть восприятия?

Велосипедов изобретать не надо. Во всём мире психологические группы гештальт-терапии прочно вошли в жизнь бизнесменов и домохозяек, спортсменов и инвалидов, трудных подростков и студентов, семейных пар и закоренелых холостяков. В них люди учатся слушать и понимать друг друга, проявлять и принимать сочувствие. Здесь они узнают самих себя с другой стороны, переживают необычный опыт, испытывают захватывающие чувства. Одним словом, они возвращают себе изначальную целостность, собирают себя из разрозненных кусочков, на которые была раздроблена их личность. Вот такой гештальт получается. В переводе с немецкого языка гештальт означает образ, фигуру, форму. В психологии под гештальтом понимают специфическую организацию частей, которая составляет определённое целое.

Если и вы всего этого хотите, значит, вам нужна гештальт-терапия, основателем которой является немецкий психотерапевт Ф. Перлз.

В пространстве гештальт-группы вы, наконец-то, избавитесь от детских обид, попросите и получите прощение у тех, кого уже нет рядом с вами; отрепетируете тот трудный разговор, который уже много дней (или лет?) откладываете.

Здесь вы узнаете, что в вас притягивает людей, а что — отталкивает. Здесь можно вести себя по-другому и сразу же почувствовать результат.

Одним словом, в гештальт-группе, вы постепенно начнёте действовать и чувствовать, как живой человек в живом мире.

Гештальт-терапия Перлза — теория, техники, основные положения

гештальт-терапия фотоГештальт-терапия – это один из методов психотерапевтического консультирования, возникший в середине 20-го столетия. Его основополагающие принципы, идеи и приемы разработали Пол Гудман, Фредерик и Лаура Перлз. Центральные принципы гештальт-терапии заключаются в стремлении к формированию и расширению осознания, актуальности, принятии ответственности за все происходящее с собой. Основной целью и средством гештальт-терапии является «сознательное осознание». Данное определение подразумевает под собой проживание конкретной ситуации «здесь и теперь», а также осознанное присутствие в таком проживании. Работа в гештальте всегда ведется только лишь с теми проблемами, переживаниями, которые являются актуальными для пациентов именно «здесь и теперь».

Гештальт-терапия в современной психотерапии выстраивается, базируясь на основе опыта постигающего сознания и выделения сущностных черт в нём (философская феноменология) и гештальт психологии.

Теория гештальт-терапии

Основатели гештальт-терапии видели данный метод психотерапии глубоко практическим, не подлежащим теоретическому исследованию. Однако со временем объём информации и постижение опыта гештальт-терапии потребовали систематизации теории и анализа. Теоретическим систематизированием и анализом впервые занялся П. Гудмен. Именно он первый построил кривую цикла-контакта. Именно Гудмену современная психотерапия обязана за введение большинства терминов гештальт-терапии.

Гештальт-терапия и ее основные положения базируются на способности психики индивида к саморегуляции в процессе единства всех функций организма и психики, на умении организма творчески адаптироваться к среде.

Теория гештальт-терапии также базируется на ответственности личности за собственные поступки, цели и ожидания. Главная роль психотерапевта заключается в фокусировании внимания пациента на осознании свершающегося «здесь и сейчас».

С. Гингер утверждал, что все происходящее с субъектом – это события, которые проистекают на границе-контакт. Другими словами, граница-контакт одновременно задействует обособление личности от среды и потенциальную возможность взаимодействия с такой средой. В гештальт-терапии подход к сопротивлению радикально отличается от подхода исследовательских направлений.

Гештальт-терапия представляет сопротивления в качестве приемов взаимодействия организма индивида со средой, ранее обладающие высокой эффективностью с целью взаимодействия, однако в актуальном настоящем или неуместные совсем, или единственно доступные пациенту способы взаимодействия. Так, например, для наркозависимого клиента характерным приемом взаимодействия будет слияние организма со средой, которое считается вполне органичным при взаимодействии малыша и матери. Отсюда следует, что сопротивления пациента, естественно показываемые им в процессе взаимодействия с психотерапевтом, употребляются в качестве основы результативного поиска потребностей, неосознаваемых пациентом.

Гештальт-терапия практика сфокусирована также на выведении клиента на осознание собственных подлинных потребностей. Гештальт теория, прежде всего, рассматривает рубежи контакта организма индивида и его окружения. Важнейшим значением в этой теории обладает практический опыт. По сути, любые ситуации гештальт видит через призму опыта при этом, стремясь к абстрагированию от каких-либо мнений, предшествующих переживаемому опыту.

В гештальт-терапии в отличие от психиатрической практики главное место принадлежит экспериментальному анализу и действию, которое должно привести к творческой адаптации, восприятию нового, пробуждению и росту.

С точки зрения антропологии гештальт-терапия рассматривает организм в целом, индивид для нее является целостностью. А разные методы взаимодействия со средой, такие как эмоции, мышление, являются функциями от целого. Данная теория исходит из концепции животной природы индивида, в соответствии с которой, он не может отделиться от среды и принужден постоянно адаптироваться к ней ради собственного выживания.

С позиции гештальт-терапии личность на каждом этапе своего развития живет в неком поле, которое объединяет в себе ее прошлый опыт, представления о себе, убеждения, ценности, установки, надежды, страхи перед будущим, значимые отношения, карьеру, окружение, материальную собственность и культуру.

Гештальт-терапию считают концепцией поля, так как она утверждает, что с целью понимания поведения личности следует рассматривать полностью конфигурацию взаимоотношений в ее жизни. Такая конфигурация охватывает прошлый опыт личности, ее воззрения и ценности, желания и ожидания, актуальные потребности, современное устройство жизни, определяемое ее местом жительства, работой, родственными связями, те непосредственные обстоятельства, в которых она сейчас пребывает. Термин гештальт обозначает конфигурацию связанных воедино частей.

Состояние каждой части поля в некоторой степени обусловлено его взаимно направленным действием с другой частью. Поле включает в себя также биологическое состояние индивида в данный момент, его актуальные «на сейчас» желания и потребности, непосредственные обстоятельства. Поступки и переживания будут определяться в каждый конкретный момент взаимодействием всех этих частей. Так как в какой-то части этого поля всегда будут проистекать определенные трансформации, т.е. индивид никогда не сможет оставаться таким же, каким он был прежде.

Гештальт-терапия выдвигает на передний план осознание происходящего в настоящий момент на различных уровнях, неразрывно объединенных между собой – телесном уровне, эмоциональном и интеллектуальном уровнях. Все происходящее «здесь и сейчас» является полноценно протекающим опытом, затрагивающим организм в единстве, а также состоит из воспоминаний, предшествующих опыту, фантазий, незавершенных ситуаций, предвосхищений и намерений.

Цель гештальт-терапии не заключается в оказании помощи пациенту в разрешении конкретной проблемы, которая его тревожит и с которой он пришел к психотерапевту. В соответствии с гештальтом, имеющаяся жалоба служит определенным сигналом или является симптомом привычного стиля жизни, представляющего собой истинную проблему. Гештальт-терапия сфокусирована на повышении способности индивида поддерживать полноценный контакт и увеличении осознания того, что происходит, вследствие чего свершается обретение индивидом способности делать эффективный выбор. Однако следует понимать, что гештальт не подразумевает под «увеличением осознания» достижение инсайта. Суть гештальт-терапии заключается в повышении умения клиента оставаться центрированным на актуальном настоящем моменте и в обучении осознавать его.

Гештальт-терапия Перлза

Гештальт дословно в переводе с немецкого языка обозначает образ, форму. Теория гештальта утверждает, что индивид функционирует, базируясь на принципе саморегуляции. Личность поддерживает свой гомеостазис (динамический баланс) с помощью постоянного постижения таких потребностей, которые формируются в нем и порождаются средой, и удовлетворения этих потребностей постепенно по мере их появления, наряду с этим, все оставшиеся объекты или события, не имеющие связь с этим процессом, отходят на задний план.

Гештальт-терапия и ее основные положения базируются на пяти стержневых теоретических определениях: отношение фона и фигуры, осознание и концентрация на актуальном настоящем, противоположности, ответственность и зрелость, функции защиты.

Одним из центральных определений в теории гештальт-терапии является отношение между фоном и фигурой. Саморегуляционные процессы организма приводят к образованию фигуры – гештальта. Понятия «гештальт» следует понимать как паттерн или форму – особую организацию деталей, составляющих определенное единое целое, которую невозможно трансформировать без того, чтобы не разрушить ее. Гештальт образования зарождаются только с конкретным задним планом или на определенном фоне. Для фона индивид выбирает то, что для него важно или имеет значимость, и это важное для него или интересное становится гештальтом.

После удовлетворения потребности, гештальт завершается. Другими словами, гештальт теряет свою актуальность и важность. Он отходит на задний план при этом, освобождая место для образования нового гештальта. Такой ритм вырабатывания и окончания гештальтов является нормальным ритмом жизнедеятельности человеческого организма.

В случае если потребность невозможно удовлетворить, то гештальт остается незавершенным.

С целью иметь возможность и способность вырабатывать и завершать гештальты, индивид должен всецело осознавать себя в данный момент времени. Осознание и концентрация на актуальном настоящем являются центральными понятиями гештальт-терапии. Для удовлетворения собственных потребностей людям необходимо быть постоянно в контакте с областями своего внутреннего «Я» и внешнего окружения. Внутренняя область осознания охватывает процессы и явления, происходящие в теле человека. Люди отвечают собственным внутренним потребностям в случаях, когда, например, надевают свитер при ощущении холода. Внешняя область объединяет в себе совокупность внешних явлений, поступающих человеческое сознание в качестве воспринимающих сигналов. Данные, поступающие от внутренних и внешних областей, практически не подвергаются оценке и не трактуются.

Помимо внутренних и внешних областей, имеется еще и средняя область. Данную область Перлз называл зоной фантазии, в которой содержатся мысли, фантазии, убеждения, связи и прочие интеллектуальные, мыслительные процессы. Он считал, что неврозы появляются вследствие склонности к концентрации на средней области по причине исключения из сознания явлений внутренних и внешних областей. Такая склонность конфликтует с природным ритмом процессов организма. В основном, значительная часть частного и культурного опыта людей возникает в ходе совершенствования процессов средней области. Люди учатся аргументировать собственные мысли, обосновывать убеждения, защищать отношения и совершать оценку других.

Перлз утверждал, что причины аномальных состояний заключаются в людских стремлениях фантазировать и осмысливать при трактовке того, что они осознают. Когда индивид находится в средней области, то он главным образом работает со своим прошлым или будущим: вспоминает, планирует, отчаивается и надеется. Люди не живут в актуальном настоящем и неизменно не уделяют внимания надобности осознания процессов, проистекающих во внешних и внутренних областях. Саморегуляция организма имеет зависимость от осознания актуального и от умения жить по принципу «здесь и сейчас» в полной мере.

Противоположностью Перлз называл единичное оценивание или же совокупность таких оценок. Так, например, оценки «плохо» или «хорошо» являют собой два противоположности такой совокупности. Согласно с гештальт-терапией люди формируют собственное восприятие мира посредством подобных противоположностей. Перлз полагал, что личность формируется по таким же принципам. В течение всей жизни субъекты ощущают противоположные эмоции. Каждый день в человеке господствуют попеременно, то ненависть, то любовь, то счастье, то расстройство. Так, например, на протяжении жизни индивид любит и ненавидит собственных родителей, жен или мужей, детей. Важным считается понимание того, что такие противоположности не представляют собой непримиримые противоречия, а являют собой различия, способные сформировывать и завершать гештальт.

К функционированию личности можно также применить понятие противоположностей. Личность трактуется в качестве некоего целостного образования, объединяющего в себе две составляющих: «Я» и «Оно». В случаях, когда индивид действует согласно побуждениям из сферы своего «Я», он способен отграничивать себя от других. Такая граница «Я», появляется с целью ощущения собственной неповторимости, несхожести с остальным миром. В случаях, когда индивиды действуют согласно побуждениям из сферы «Оно», тогда они оказываются тесно взаимосвязанными с собственным окружением, барьер «Я» трансформируется в расплывчатую и гибкую грань. Иногда даже появляется чувство тождества (идентичности) с внешним миром. Данные аспекты функционирования личности, взаимодополняющие друг друга, отвечают за выработку и завершение гештальтов. Устремления из сферы «Я» помогают выделить четкий образ из фона. Другими словами они образуют образ, а стремления из сферы «Оно» завершают гештальт с последующим возвращением образа в фоновое окружение.

Психика индивида на угрозу или стрессовые факторы отвечает уходом от проблем, вырабатыванием невосприимчивости к болевым ощущениям, а иногда галлюцинациями или бредом. Такие реакции называются функциями защиты. Они способны исказить или прерывать контакт индивида с угрожающей ситуацией. Однако когда опасность воздействует на субъекта в течение длительного промежутка времени или индивид подвергается одновременно множеству опасностей, вследствие чего мозг его будет ограждать даже от обычного чиханья без использования защиты. Результатом этого будет усвоение индивидом того, что контакт со средой небезопасен, вследствие чего он будет прибегать к предохраняющим реакциям в любых ситуациях даже, когда опасность не угрожает.

В гештальт теории оптимальное здоровье считается зрелостью. Для достижения зрелости субъект должен справиться со своим стремлением получать помощь извне. Вместо этого ему необходимо научиться находить новые источники помощи в себе. Если индивид не является зрелым, то он скорее будет склонен к манипулированию окружением с целью удовлетворения желаний, потребностей, чем брать ответственность на себя за собственные разочарования, неуспехи. Зрелость приходит только тогда, когда индивид мобилизует собственные ресурсы с целью преодоления состояния фрустрации и страха, которые появляются вследствие отсутствия помощи извне и неадекватности самопомощи. Обстоятельства, при которых индивид не может воспользоваться помощью извне и опереться на себя являются тупиком. Зрелость представляет собой умение рисковать для того, чтобы выкарабкаться из тупика. В случаях, когда индивид не рискует, у него обновляются поведенческие ролевые стереотипы, которые позволяют ему манипулировать другими людьми.

Перлз полагал, что взрослая личность должна старательно, шаг за шагом, проработать все собственные невротические уровни с целью принятия ответственности за себя и достижения зрелости. Первый уровень носит название уровень «клише». На данном уровне люди действуют стереотипно. Следующий уровень – это «искусственный» уровень, в котором господствуют роли и игры различной направленности. Здесь они манипулируют другими при этом, пытаясь получить помощь, в которой нуждаются по их мнению. За «искусственным» уровнем идет уровень «тупика», характеризующийся отсутствием помощи извне и неадекватностью самопомощи. Индивиды сторонятся данного уровня точно так же, как сторонятся любой боли, так как в ситуациях «тупика» чувствуют себя фрустрированными, потерянными и обманутыми. Затем наступает уровень «внутреннего взрыва». Достигнув этого уровня, люди затрагивают свое настоящее «Я», собственную личность, которая ранее была как бы «похоронена» под защитами различного характера.

Чаще всего гештальт-терапия практика сфокусирована на переживаниях «тупикового» уровня. Терапевтическое воздействие создает неопасную критическую ситуацию, а группа обеспечивает безопасную атмосферу, которая способствует принятию рискованных решений.

Техники гештальт-терапии

Для адекватного взаимодействия личности с окружающей средой, остальными индивидами и собой должна всегда соблюдаться так называемая «контактная граница». Ее размытие, нарушение ведет к неврозам и другим проблемам психологического, личного и эмоционального характера. Это может проявляться после прекращения контакта без правильного его завершения. Не завершение контактов в последствие может закрепляться в поступках индивида и приводить к невротизации.

При помощи техник гештальт-терапии, индивид может реставрировать контактную границу, сплотить собственные чувства, мысли и реакции, тем самым освободив себя от психологических проблем.

Техники, применяемые в гештальт практиках, объединены вокруг двух ключевых направлений работы: принципов и игр. Принципы используются на начальном этапе терапии. Основными принципами в гештальт-терапии являются принципы: «здесь и сейчас», «я — ты», субъективизации высказываний и континуум сознания.

Принцип «здесь и сейчас» является функциональной концепцией происходящего в данный момент. Так, например, сиюминутные воспоминания из детства будут относиться к принципу «здесь и сейчас», а происходящее пару минут назад, не будет.

Принцип «я — ты» демонстрирует устремленность к открытому и естественному контакту между человеческими индивидуумами.

Принцип субъективизации высказываний заключается в трансформации субъективных утверждений в объективные. Например, фразу «что-то давит в грудной области» следует заменить на «я подавляю себя».

Неотъемлемой составляющей всех техник гештальт практик и одним из центральных понятий является континуум сознания. Он также может применять и в качестве отдельной методики. Континуум сознания – это фокусирование на самопроизвольном потоке сути переживаний, способ подведения индивидуума к естественному волнению и отречению от вербализаций и трактовок.

Технические приемы носят название гештальт игры, заключающиеся в разнообразных действиях, выполняемых клиентами по заданию психотерапевта. Они способствуют более естественной конфронтации с существенным содержанием и переживаниями. Игры дают возможность проведения экспериментов с самим собой или другими участниками группы.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

PPT — Презентация PowerPoint по гештальт-групповой терапии, скачать бесплатно

  • Гештальт-групповая терапия Глава 11, Теория и практика группового консультирования, Джеральд Кори, Презентация Джанин Гудвин

  • В начале… • Фриц и Лайц Perls • Создан в 1940-х годах. • Ориентирован на личностно-ориентированную осведомленность и решает нерешенные проблемы клиента. • Быстро известен своим конфронтационным, «горячим местом» подходом • Первоначально разработан для индивидуальной терапии • Групповой аспект был косвенным (один — индивидуальная терапия перед аудиторией)

  • Пересмотренная версия стандарта • Называется гештальт-терапией в отношениях • Введена Эрвинг и Мириам Полстер • Менее конфронтационная • Более поддерживающая, принимающая и вызывающая • Малое использование техника «пустого стула» • фокусируется на отношениях клиент-терапевт, сочувствии, диалоге и помощи клиенту в использовании его / ее собственной мудрости и ресурсов ces • http: // www.youtube.com/watch?v=Q7cwa5X6zgk

  • Терапевтические цели • ИНФОРМАЦИЯ !!! • Интеграция полярностей • Достижение контакта с собой и другими • Обучение тому, как четко формулировать желания или потребности • Обучение тому, как поддерживать друг друга • Обучение тому, как использовать ресурсы внутри группы по сравнению с использованием терапевта в качестве ресурса.

  • Ключевые концепции и принципы • Осведомленность • Холизм («Целое больше, чем сумма его частей») • Теория поля • Формирование фигуры • Органическое саморегулирование • Здесь и сейчас • Незавершенное дело • Контакт и препятствия для контакта • Энергия и блоки к энергии

  • Роль и функции лидера группы • Создает эксперименты, чтобы помочь участникам задействовать свои ресурсы • Сосредоточен на осведомленности, контактах и ​​экспериментах • Активно взаимодействует с членами группы и часто сам раскрывает • Создает атмосферу и структуру, способствующие творчеству и новаторству участников • Меньший упор на технику, больший упор на прямое самовыражение, присутствие, подлинный диалог и отношения клиент-терапевт • Контакты с членами группы по принципу «Я / Ты ». Согласно Польстеру и Польстеру (1973), он выступает в роли« художника, вовлеченного в создание новой жизни »(Кори, 2008, с.290). • Использует собственный опыт как важный компонент терапевтического процесса.

  • Этапы групповой терапии • Первая стадия • Идентичность и зависимость • Члены группы (с помощью терапевта) исследуют вопросы, которые у них есть об их идентичности в группе • Вторая стадия • Влияние и противодействие • Члены группы борются с проблемами влияние, авторитет и контроль • Третий этап • Близость и взаимозависимость • Реальный контакт происходит внутри и между членами группы.• Участникам помогают распознать незавершенные дела, которые не были выполнены в группе. • Лидер группы больше не является высшим авторитетом, но служит ресурсом или консультантом.

  • Методы и процедуры • Эксперименты • Внимание к языку • Невербальный язык • Эксперименты с внутренним диалогом • Раунды • Фэнтезийные подходы • Репетиция • Эксперимент с преувеличением • Работа сновидения

  • Гештальт в школьных группах • Акцент на построение качественных терапевтических отношений • Искусство и рассказывание историй • Пустой стул • Собака-верхушка-аутсайдер • В некоторых подростковых группах методы ограничены (стр.306) • Здесь и сейчас • Работа мечты

  • Гештальт в мультикультурных группах • Мировоззрение • Феноменологический • Акцент на невербальном выражении • Использование образов и фантазий * • Говорите на родном языке • Твердое понимание ограничений Гештальт-техники в работе с различными группами населения

  • Сильные стороны • Качество контакта • Аутентичные отношения и диалог • Акцент на теории поля, феноменологии и осведомленности • Креативность и спонтанность • Интеграция теории, практики и исследований • Ориентация на настоящее методология • Сосредоточение внимания на теле (аффект, невербальное)

  • Ограничения • Вызвание эмоций • Неправильное использование власти • Компетентность терапевта или руководителя группы • Жесткость и напористость в терапии • Неправильное применение методологии

  • Список литературы • Кори, Г.(2008). Теория и практика группового консультирования, 7-е изд. Бельмонт, Калифорния: Томсон Брукс / Коул. • Польстер, Э. и Польстер, М. (1973). Комплексная гештальт-терапия: контуры теории и практики. Нью-Йорк: Бруннер / Мазель. • Йонтеф, Г.М. (1993). Осведомленность, диалог и процесс: очерки гештальт-терапии. Гулдсборо, Мэн: The Gestalt Journal Press

  • .

    Гештальт-терапия — Европейская ассоциация психотерапевтов

    Гештальт-терапия — это экспериментальный и гуманистический подход к поддержке роста и развития человека; гештальт-терапия уделяет пристальное внимание качеству отношений между человеком (или группой) и их ситуацией. Терапия включает сфокусированное исследование настоящего момента «здесь и сейчас», переживаемого во взаимоотношениях между психотерапевтом и пациентом. Этот процесс поддерживает пациента тремя способами: во-первых, позволяя ему связываться со своими чувствами, мыслями и физическими ощущениями и владеть ими; во-вторых, за счет углубления осознания привычных моделей мышления и отношений, которые могут плохо им служить и, следовательно, увековечивать любые эмоциональные страдания; и, наконец, в случае более серьезного страдания (и психопатологии) повышение их осведомленности о том, как их страдание вызывается в определенных ситуациях, и предоставление им возможности разработать репертуар социально-эмоциональных и поведенческих реакций для восстановления их равновесия.

    Корни гештальт-терапии делают ее по существу диалогическим и реляционным подходом, когда, несмотря на свои знания и опыт, психотерапевт не ставит себя на позицию эксперта; вместо этого позиционируя себя как заинтересованного компаньона, поддерживающего взаимное исследование того, что происходит в жизни пациента.

    Поскольку гештальт-терапия является гибкой, творческой и работает непосредственно с фиксированными моделями поведения, она хорошо подходит как для краткосрочной, так и для долгосрочной терапии.Такая адаптивность является преимуществом при работе с управляемым медицинским обслуживанием и вопросами, связанными с финансированием лечения психических заболеваний для отдельных лиц, пар, семей и групп.

    Многие гештальт-практики были ассимилированы другими методами психотерапии (например, схемотерапией), и сравнительные исследования психотерапии предоставили доказательства того, что эффекты гештальт-терапии, по крайней мере, сопоставимы с эффектами других форм терапии — или в некоторых случаях более эффективны. и стойкий.

    Для получения дополнительной информации о гештальт-терапии и исследованиях посетите: eagt.org и gestaltresearch.org

    .

    Дом

    Гештальт-терапия — это способ понимания и описания человеческого опыта с целью максимального осознания творческих возможностей. Основы этого подхода были представлены в книге Perls F., Hefferline RF, Goodman P., 1951, «Гештальт-терапия: возбуждение и рост человеческой личности». Гештальт-терапия, по сути, предлагает поддержку процесса установления контакта, причем творчески и эстетично. способствует осознанию, присутствию и росту. Существует множество областей его применения: индивидуальное и групповое развитие, психотерапия, клиническая психология и психиатрия, организации, искусство, образование, социальная и политическая активность.В ЕАГТ два профессиональных раздела:


    «Уважаемые коллеги,

    we — Немецкая ассоциация гештальт-терапии (DVG) e.V. — рады приветствовать вас в Гамбурге.

    В сотрудничестве с Европейской ассоциацией гештальттерапии (EAGT) и Ассоциацией развития гештальт-терапии (AAGT) мы организуем для вас 5-ю Международную исследовательскую конференцию . Он называется «Гештальт для будущего — создание сети для исследований».

    Подробнее см. Https://conference.eagt.org/conference/2020/10/01/welcome-to-our-5th-international-conference-on-research-in-gestalt-therapy/


    Иди, иди по
    С надеждой в сердце
    И ты…
    Ты никогда не пойдешь один

    Как социально ориентированные терапевты мы все следим за печальными новостями о демократическом и гуманитарном кризисе в Беларуси.Мы глубоко потрясены нарушением прав человека, демократических принципов, а также насилием и пытками со стороны правительства Беларуси в отношении своих жителей. У нас есть …

    Здесь вы можете найти полный текст

    Кому: Президенту фон дер Лейену, Комиссия ЕС, г-ну Чарльзу Мишелю, президенту Европейского совета, г-же Параскеви Мишу, Генеральному директорату европейской гражданской защиты и гуманитарной помощи, г-ну Янезу Ленарчичу, комиссару по управлению кризисами, государства-члены ЕС

    Афины, 17 августа.2020

    Бест,

    Европейская ассоциация гештальт-терапии (EAGT) и ее Комитет по правам человека и социальной ответственности внимательно следят за драматическими событиями в Беларуси. Мы глубоко потрясены нарушением прав человека, демократических принципов, а также насилием и пытками со стороны правительства Беларуси в отношении своих жителей. Нынешний кризис, возникший в результате тотальной фальсификации результатов выборов, — это ужасная низшая точка за 26 лет диктатуры в лице Александра Лукашенко.

    Здесь вы можете найти полное письмо


    Информационный бюллетень весны 2020


    Сообщение от EC

    Поскольку мир перевернут с ног на голову, по крайней мере здесь, в Европе и за ее пределами, мы хотим общаться с вами в знак стабильности и непрерывности.

    EAGT был основан, чтобы поддерживать друг друга и объединять гештальт-коллег по всему миру.

    Что нужно сейчас, так это большая способность к творческой адаптации к ситуации, которую никто из нас никогда не испытывал раньше. Наше общество, личные отношения с друзьями и семьями, а также суть нашей модальности — личный контакт — с нашими клиентами кажутся нарушенными.

    Ситуация в разных странах Европы и за ее пределами совершенно разная, но все же мы все затронуты и вынуждены приспосабливаться к новым формам контактов, будучи удаленными и в то же время связанными.

    EAGT представила прекрасный пример такого отношения, когда мы перенесли наши мартовские встречи из Нидерландов на онлайн-платформу задолго до того, как национальные правительства даже отреагировали — это все еще заставляет меня очень гордиться нашей организацией и является признаком нашей способности творчески адаптироваться, чувство в будущее; быть в настоящем и в то же время развиваться ….

    Письма всем членам Читать …

    Оставайся здоровым, позаботься о себе и тем же о других,

    С теплыми пожеланиями, пока мы снова не сможем быть рядом друг с другом,

    ЦИК ЕАГТ




    SHOP

    .

    Гештальт-терапия, гештальт-психология и теория, гештальт-концепция, происхождение и история

    • Гештальт Теория
    • Меню
    • Гештальт-теория
    • Гештальт-терапия
    • Цитаты
    • Лица
    • Определения
    • Меню
    • Гештальт-теория
    • Гештальт-терапия
    • Цитаты
    • Лица
    • Определения
    • Обзор
    • Основные концепции
      • Феноменологическая перспектива
      • Перспектива теории поля
      • Экзистенциальная перспектива
      • Диалог
    • Другие системы
    • История
      • Прекурсоры
      • Начало
      • Текущее состояние
    • Личность
      • Теория личности
    • Психотерапия
      • Теория психотерапии
      • Процесс психотерапии
    • Механизмы психотерапии
      • Старые недостатки, новые силы
      • Разочарование и поддержка
      • Парадоксальная теория перемен
    • Приложения
      • Проблемы
      • Оценка
    • Лечение
      • Текущая индивидуальная гештальт-терапия
      • Групповые модели
      • Мастерская стиля
      • Менеджмент
    • Сводка
      • Карта сайта
      • © 2020 GestaltTheory.com
        GestaltTheory.com является участником программы Amazon Services LLC Associates, партнерской рекламной программы, разработанной для предоставления сайтам средств для получения рекламных сборов за счет рекламы и ссылок на Amazon.com.
    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *