Гештальт – что это и как его закрыть
Что из себя представляет популярное направление в психологии гештальттерапия? О ее техниках, последствиях незавершенных гештальтов в отношениях и пользе от закрытых гештальтов — в материале Forbes Life
История вопроса
Гештальттерапия — модное психологическое направление, зачатки которого появились в 1912 году. Гештальт — это буквально «форма» или «фигура» в переводе с немецкого. Само понятие ввел австрийский философ и психолог Христиан Фон Эренфельс в 1890 году в статье «О качестве формы». В ней он настаивал, что человек не способен контактировать с материальными объектами напрямую: мы воспринимаем их при помощи органов чувств (прежде всего зрения) и дорабатываем в сознании. Дальнейшим развитием теории ученый не стал заниматься, а идею гештальта взяли трое немецких экспериментальных психологов — Макс Вертгеймер, Вольфганг Келлер и Курт Коффка. Они изучали особенности человеческого восприятия и задались вопросом: почему из всего многообразия событий и обстоятельств, человек выделяет что-то определенное, «свое»? Так родилось направление гештальтпсихологии, основным принципом которого психологи выдвигали целостность.
Материал по теме
Несмотря на то, что новое направление всем пришлось по вкусу, в силу политического настроения, развития оно не получило. Двое из психологов-основателей — евреи по происхождению — в 1933 году были вынуждены эмигрировать из Германии в США. В Америке в то время царствовал бихевиоризм (изучение и изменение поведения человека и животных посредством стимулов: поощрений и наказаний. — Forbes Life), и гештальтпсихология не прижилась.
К идее гештальта вернулись другие психологи — Фредерик Перлз (также известный как Фриц Перлз), Пол Гудман и Ральф Хефферлин. В 1957 году они опубликовали труд «Гештальттерапия, возбуждение и рост человеческой личности». Эта монументальная работа положила начало настоящему развитию направления.
Что такое гештальт
«Гештальт — это некоторая целостная структура, образ, состоящий из множества частей, признаков, объединенных в одну фигуру», — рассказывает психолог, гештальттерапевт и преподаватель Ольга Лесницкая. Она поясняет, что прекрасный пример гештальта — это музыкальное произведение, которое можно транспонировать в разные тональности из-за чего все ноты поменяются, но вы не перестанете его узнавать, — целостная структура останется прежней. Когда музыкальное произведение доигрывается, у слушателя появляется ощущение завершенности, целостности формы. А если музыкант же закончит свое выступление на предпоследнем, обычно доминантном аккорде, то у слушателя сформируется ощущение незавершенности, подвешенности и ожидания.
Пример незавершенного гештальта — выступление, к которому человек долго готовился, но так и не рискнул выйти и показать себя
Если перенести эту музыкальную метафору на жизнь, гештальтами чаще всего называют события и ситуации: закрытые гештальты вызывают чувство удовлетворения, что в дальнейшем высвобождает внимание и энергию для нового; незакрытые — продолжают занимать место в сознании, затрачивая психическую энергию.
Поэтому любой нереализованный процесс, желание, намерение, то, что не завершилось желаемым образом и не вызвало соответствующего переживания, психологи в гештальттехнике называют незакрытым гештальтом. «Если переживание было сильное, то со временем психические защиты человека его подавляют и вытесняют, острота переживаний снижается, человек может даже не помнить о ситуации», — объясняет Лесницкая.
Пример незавершенного гештальта — выступление, к которому человек долго готовился, но так и не рискнул выйти и показать себя. Или неслучившиеся отношения, которые могли бы быть, если бы человек решился сказать слова любви. «Также, например, это может быть обида на родителей за какое-то событие, которая сейчас уже вроде бы забылось, но в тот момент стало отправной точкой для увеличения дистанции. В общем, незакрытым гештальтом могут быть события разной степени силы: от нереализованной детской мечты до не купленного в путешествии платья», — резюмирует Лесницкая.Что значит закрыть гештальт
Именно поэтому мы слышим музыку как мелодию, а не набор звуков, видим картину в целом, а не набор цветов и предметов. Согласно гештальтподходу, чтобы восприятие было «правильным», важно его достроить, завершить, найти место недостающему пазлу и найти сам пазл. Иногда закрыть гештальт бывает жизненно необходимо. «Представьте себе ситуацию, в которой вы очень хотите пить. И стакан воды — это то, что вам сейчас нужно, — приводит пример важности закрытия гештальтов Крюкова. — Вы будете искать этот стакан с водой, попутно на автомате воображая желаемый образ – стакан или бутылка, прохладная или теплая, с долькой лимона или уже любая, в конце концов, только бы вода. И если перед вами будет стол, уставленный вашими любимыми блюдами, глаза все равно будут искать воду. Еда не удовлетворит потребности в воде.
Но когда вы попьете, потребность будет удовлетворена, гештальт будет считаться законченным, завершенным. Желание пить потеряет свою актуальность. И возникнет новое желание».Материал по теме
Незавершенные гештальты в отношениях
При расставании с партнером тоже можно говорить о застревании и незакрытом гештальте, если годы идут, а человек продолжает вспоминать и переживать старые чувства, прокручивать варианты расставания, которое уже свершилось, или сценарии возобновления отношений. «Расставание с кем-то на полуслове, без поставленной точки в отношениях, недосказанность — все это может оставаться с нами до конца жизни, застревать в памяти и становиться кровоточащей раной», — говорит психопрактик Крюкова.
Часто встречаются незавершенные гештальты в детско-родительских отношениях
Незакрытым гештальтом в семейных отношениях может быть, например, отложенное и нереализованное желание иметь детей, приводит еще один пример Лесницкая.
Часто встречаются незавершенные гештальты в детско-родительских отношениях. «Возникают ситуации, в которых взрослый человек не может найти общий язык с родителями как раз из-за незавершенных гештальтов», — рассказывает Крюкова. «Бывает, что в какой-то момент во взрослом человеке неожиданно активизируются переживания злости и обиды, он ощущает в себе какие-то негативные эмоции по отношению к родителями, — добавляет Лесницкая. — Например, в детстве клиента родители не приехали к нему на родительский день в лагерь или однажды не забрали из детского сада. И вот он, уже взрослый, резко ощущает обиду и даже злость. Хотя, казалось бы, ситуация случилась давно».
Чем опасны незакрытые гештальты
Специалисты говорят об опасности незакрытых гештальтов. «Допустим, человек испытал ярость, но он не сумел или не посмел эту ярость выразить адекватно и адресно. Не смог себя отстоять, защитить, проявить сильную эмоцию, — говорит Крюкова. — В итоге потребность выразить ее останется неудовлетворенной, а гештальт — незавершенным. Непрожитое до конца чувство ярости, принимая скрытые и коварные формы, будет преследовать человека». Внутри него будет сидеть раздражение, которое постоянно будет проситься наружу, человек будет искать ситуации (или даже провоцировать их), чтобы выразить агрессию, объясняет психопрактик. «И, скорее всего, он будет выражать агрессию по отношению к людям, которые совершенно не имеют к этому отношения», — добавляет Крюкова и приводит обратный пример — «капсуляцию» в себе эмоций, когда человек с незакрытым гештальтом понимает, что люди вокруг ни в чем не виноваты, и не хочет срываться на них.
Материал по теме
Не менее пагубны последствия незавершенных гештальтов и в личных отношениях. «Если паре не удается разговаривать, обсуждать, искать способы реализации потребностей каждого, закрывать гештальты и переходить к новым, то со временем переживания неудовлетворенности, безысходности, бессмысленности, неуслышенности — а значит, ощущения собственной ненужности — накапливаются», — рассказывает гештальттерапевт Лесницкая. Она объясняет, что для кого-то это означает конец отношений — человек дистанцируется и выходит из них. Для других может быть несколько сценариев развития: например, физическое присутствие, но эмоциональное отстранение, сопровождаемое ростом психосоматических заболеваний. Еще один сценарий — ссоры, возникающие на ровном месте из-за накопленной боли, семейные войны, открытые или с оттенком пассивной агрессии и пр. Возможен и более позитивный сценарий, например поход на семейную терапию как попытка услышать друг друга и разобраться в том, что происходит.
Незавершенный гештальт будет сказываться на человеке, его здоровье, качестве жизни. Могут возникать неврозы, проблемы со сном, концентрацией внимания. «Но самое главное, чем опасны незавершенные процессы, — они не дают двигаться вперед», — резюмирует Крюкова.
Как закрыть гештальт
«Хорошая новость в том, что закрывать гештальт не обязательно со специалистом, — говорит Лесницкая, но добавляет, что со специалистом это можно сделать гораздо эффективнее, так как если гештальт не закрыт, значит, для его завершения чего-то было недостаточно. «Например, навыков, умений, ресурсов, поддержки. Обычно то, чего не хватило, лежит в зоне слепого пятна человека. И именно специалист может это увидеть и помочь восстановить ясность», — объясняет психолог.
Проработка гештальтов — дело небыстрое, оно требует определенных сил, знаний и воли, но результат того стоит
Итак, как же закрыть гештальт самостоятельно? Одна из техник — «пустой стул». Если остались невысказанные чувства к другому человеку — маме, папе, брату, бывшему партнеру, начальнику, ушедшим родственникам, — то их можно поработать с помощью этой техники. Выберите время и место, где никто не сможет вас потревожить, поставьте друг напротив друга два стула на расстоянии полутора-двух метров, сядьте на один из них и представьте, что напротив вас сидит человек, которому вы хотите что-то сказать. Когда будете готовы, начните высказывать все, что у вас есть: вы можете кричать, ругаться, плакать, задавать вопросы. Потом пересядьте на его стул и представьте себя в роли этого человека, ответьте на претензии и вопросы. После этого вернитесь на свой стул и опять станьте собой, послушайте что сказал вам собеседник и ответьте ему. Возможно, вы будете несколько раз пересаживаться, пока эмоции не улягутся и внутри вас не появится ощущение завершения.
«Эта техника может привести к закрытию старого гештальта, а может стать первым шагом для вхождения в психотерапию — каждый случай индивидуален, важно отдавать себе в этом отчет, — комментирует технику Лесницкая. — Если поднимаются очень сильные травматические переживания, я бы рекомендовала обратиться к гештальттерапевту и уже с помощью специалиста продолжать работу»
По мнению Крюковой, проработка гештальтов — дело небыстрое, оно требует определенных сил, знаний и воли, но результат того стоит. «Работа с гештальтами разрушает автоматизмы, то есть привычку поступать определенным образом в однотипных ситуациях, не задумываясь, что, как и почему вы делаете. В итоге меняется ваше мышление, вы по-другому начинаете себя вести и иначе чувствовать», — подытоживает специалист.
Гештальт-психология: простыми словами о сложном
Гештальт-терапия – одно из самых востребованных направлений в психологии. Это особый подход, который позволяет человеку осознать непрожитые чувства, незавершенные ситуации, проработать их и взять на себя ответственность за собственную жизнь.
В чем смысл гештальт-терапии?
Описать суть гештальт-терапии простыми словами можно так: незаконченные вещи мешают человеку комфортно жить и быть счастливым. Задача методики – помочь в осознании своих потребностей, научить прислушиваться к себе, разобраться, что именно происходит в вашей жизни и как в этом процессе участвуете лично вы.
Гештальт-терапевт помогает найти факторы, которые мешают человеку удовлетворять свои потребности, обнаружить ситуации из прошлого, которые по сей день влияют на жизнь далеко не лучшим образом. Даже если давняя история практически забылась, непрожитая обида и не выраженная злость все еще могут оставаться как бы внутри.
Что такое гештальт?
Понять, что такое гештальт, несколько сложнее. С одной стороны, это целостный образ, который собирается психикой из отдельных элементов. Если смотреть совсем упрощенно, то гештальт – это незаконченное дело. Например, фильм, который когда-то не удалось досмотреть до конца, наверняка запомнится лучше даже самого выдающегося шедевра, просмотр которого успешно завершился.
Человеку вообще свойственно стремление к завершению, так действует наше подсознание. Проблемная ситуация, которая так и не была решена, раз за разом будет всплывать в памяти, вызывая негативные эмоции, психологический дискомфорт. И чаще всего человек просто не осознает причину. Именно для этого и существует гештальт-терапия.
Гештальт-терапия: как это работает?
Основная задача терапии заключается в том, чтобы закрыть гештальт. Но для этого нужно его сначала найти. При этом психолог не указывает на конкретную проблему, неудовлетворенную потребность, а учить человека самостоятельно
находить взаимосвязьпрошлых событий, обид, чувств и своего сегодняшнего состояния.
Конечно, специалист может посоветовать, что делать и как изменить ситуацию. Но это не будет закрытым гештальтом, поэтому в следующей подобной ситуации человек снова окажется неспособным решить проблему сам.
Во время сеанса гештальт-терапевт старается вернуть пациента в настоящее время. Например, расспрашивает о его ощущениях и мыслях в данный момент. Если человек начинает говорить о прошлом, психолог постепенно возвращает его в нынешнюю реальность, например, с помощью вопросов о текущем самочувствии. Это позволяет создать ощущение, что с проблемой можно справиться здесь и сейчас, даже если возникла она много лет назад.
Кому поможет гештальт-терапия?
Гештальт-психология эффективна во многих жизненных ситуациях. Но больше всего она подходит в следующих случаях:
- при неумении адаптироваться к новому коллективу;
- при наличии проблем в общении с детьми или родителями, супругом или друзьями;
- при частых стрессовых или длительных депрессивных состояниях;
- при периодическом ощущении пустоты, грусти без видимых причин;
- при неумении достигать поставленных целей.
Это направление актуально для психологической помощи людям, подвергавшимся физическому или психологическому насилию, пережившим тяжелую потерю, а также тем, кто никак не может начать жить сегодняшним днем.
Какого результата стоит ждать?
Гештальт-терапевт не делает оценочных суждений по поводу чувств и действий клиента. Здесь работает другой принцип: специалист как бы дает клиенту очки, через которые можно иначе взглянуть на ситуацию. Или предлагает фонарик, который освещает несколько дорог и позволяет выбрать свой собственный, простой и понятный путь. Психолог сразу дает понять, что решение находится не в прошлом и даже не в будущем, а прямо в данном моменте.
Главный вопрос психолога – не «почему», а «как». Это дает возможность понять, как человек проживает тот или иной опыт. Во время сеансов гештальт-терапевт уделяет внимание интонации, речевым оборотам, языку тела. Он учить клиента фиксировать такие проявления и понимать, что они означают, осознавать сценарии своего поведения, а значит, устанавливать контакт с собой и переставать испытывать напряжение от тревожащих ситуаций.
Человеческая психика обладает удивительными свойствами. Очень часто главная проблема заключается в том, что мы не можем осознать, что именно нас терзает, мешает радоваться жизни. И для того, чтобы разобраться в своих истинных проблемах и желаниях, нередко требуется помощь гештальт-терапевта.
Гештальт-терапия – это в определенном смысле философия жизни, в которой важен процесс, а не результат, дорога, а не пункт назначения.
Записаться на консультацию гештальт-психолога можно по телефонам центра:
+375 29 311-88-44;
+375 33 311-01-44;
+375 17 299-99-92.
Или через форму онлайн-записи на сайте.
Гештальт-психология | Определение, основатель, принципы и примеры
- Ключевые люди:
- Кристиан, фрейхерр (барон) фон Эренфельс
- Похожие темы:
- психология близость закрытие Прегнанц хорошее продолжение
Просмотреть весь связанный контент →
Гештальт-психология , школа психологии, основанная в 20 веке, которая заложила основу для современного изучения восприятия. Теория гештальта подчеркивает, что целое чего-либо больше, чем его части. То есть атрибуты целого нельзя вывести из анализа отдельных частей. Слово Гештальт используется в современном немецком языке для обозначения того, как вещь была «размещена» или «собрана». Точного эквивалента в английском языке нет. «Форма» и «форма» — обычные переводы; в психологии это слово часто интерпретируется как «паттерн» или «конфигурация».
Теория гештальта возникла в Австрии и Германии как реакция на атомистическую ориентацию ассоциативных и структурных школ (подход, который фрагментировал опыт на отдельные и не связанные между собой элементы). Вместо феноменологии использовались гештальт-исследования. Этот метод, с традицией, восходящей к Иоганну Вольфгангу фон Гёте, предполагает не что иное, как описание непосредственного психологического опыта, без каких-либо ограничений на то, что допустимо в описании. Гештальт-психология отчасти была попыткой добавить гуманистическое измерение к тому, что считалось бесплодным подходом к научному изучению психической жизни. Гештальт-психология также стремилась охватить качества формы, значения и ценности, которые преобладающие психологи либо игнорировали, либо считали выходящими за рамки науки.
Публикация чешского психолога Макса Вертхаймера «Experimentelle Studien über das Sehen von Bewegung» («Экспериментальные исследования восприятия движения») в 1912 году знаменует собой основание гештальт-школы. В нем Вертхаймер сообщил о результатах исследования явного движения, проведенного во Франкфурте-на-Майне, Германия, с психологами Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой. Вместе эти трое составили ядро гештальт-школы на следующие несколько десятилетий. (К середине 1930-х годов все они стали профессорами в Соединенных Штатах.)
Самая ранняя гештальт-работа касалась восприятия с особым упором на организацию визуального восприятия, объясняемую феноменом иллюзии. В 1912 году Вертхаймер открыл фи-феномен, оптическую иллюзию, при которой неподвижные объекты, показанные в быстрой последовательности, преодолевая порог, при котором они могут быть восприняты по отдельности, кажутся движущимися. Объяснение этого явления, также известного как постоянство зрения и переживаемого при просмотре кинофильмов, явилось сильной поддержкой принципов гештальта.
При старом предположении, что ощущения перцептивного опыта находятся во взаимно-однозначном отношении к физическим раздражителям, действие феномена фи было, по-видимому, необъяснимым. Однако Вертхаймер понимал, что воспринимаемое движение — это возникающее переживание, не присутствующее в стимулах изолированно, а зависящее от относительных характеристик стимулов. Когда движение воспринимается, нервная система и опыт наблюдателя не пассивно регистрируют физический ввод по частям. Наоборот, нейронная организация, как и перцептивный опыт, немедленно возникают как целое поле с дифференцированными частями. В более поздних работах этот принцип был сформулирован как закон Prägnanz , что означает, что нервная и перцептивная организация любого набора стимулов будет формировать настолько хороший гештальт или целостность, насколько позволят преобладающие условия.
Основные разработки новой рецептуры произошли в течение следующих десятилетий. Вертхаймер, Келер, Коффка и их ученики распространили гештальт-подход на проблемы в других областях восприятия, решения проблем, обучения и мышления. Позднее принципы гештальта были применены к мотивации, социальной психологии и личности (в частности, Куртом Левиным), а также к эстетике и экономическому поведению. Вертхаймер продемонстрировал, что концепции гештальта также можно использовать для прояснения проблем этики, политического поведения и природы истины. Традиции гештальт-психологии продолжились в перцептивных исследованиях, предпринятых Рудольфом Арнхеймом и Гансом Валлахом в Соединенных Штатах.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Пэтом Бауэром.
Что такое гештальт-психология? Определение, принципы и примеры
- Гештальт-психология — это школа мысли, которая стремится понять, как человеческий мозг воспринимает опыт. Он предполагает, что структуры, воспринимаемые как единое целое, обладают специфическими свойствами, отличными от суммы их отдельных частей.
- Например, при чтении текста человек воспринимает каждое слово и предложение в целом со смыслом, а не видит отдельные буквы; и хотя каждая буквенная форма представляет собой независимую индивидуальную единицу, большее значение текста зависит от расположения букв в определенной конфигурации.
- Гештальт вырос из области психологии в начале 19 века. Австрийские и немецкие психологи начали исследовать склонность человеческого разума пытаться осмыслить окружающий мир посредством автоматических группировок и ассоциаций.
- Гештальт-принципы, или законы восприятия, объясняют, как действует это поведение «поиска паттернов». Они предлагают мощную основу для понимания человеческого восприятия, и в то же время их легко усвоить и реализовать.
- По этой причине законы гештальта нравятся не только психологам, но и художникам, педагогам и коммуникаторам.
Содержание
Что означает гештальт?
В произвольном переводе немецкое слово «гештальт» (произносится как «ге-штальт») означает «конфигурация» или «структура». Он указывает на то, как отдельные компоненты структурируются нашим восприятием как психическое целое (Wulf, 19).96). Эта структура дает научное объяснение тому, почему изменения в пространстве, организации и времени могут радикально изменить способ получения и усвоения информации.
Как сформировался гештальт-подход?
Два основных философских влияния гештальта — это кантианская эпистемология и феноменологический метод Гуссерля.
И Кант, и Гуссерль стремились понять человеческое сознание и восприятие мира, утверждая, что эти психические процессы не полностью опосредованы рациональным мышлением (Хорхе, 2010).
Точно так же гештальт-исследователи Вертхаймер, Коффка и Колер заметили, что человеческий мозг имеет тенденцию автоматически организовывать и интерпретировать визуальные данные посредством группировки.
Они предположили, что из-за этих «умственных сокращений» восприятие целого отличается от суммы отдельных элементов.
Эта идея о том, что целое отличается от суммы своих частей — центральный принцип гештальт-психологии — бросила вызов господствовавшей тогда теории структурализма.
Эта школа мысли утверждала, что психические процессы следует разбивать на основные компоненты, чтобы сосредоточиться на них по отдельности.
Структуралисты считали, что сложное восприятие можно понять, идентифицируя вызываемые им примитивные ощущения, такие как точки, образующие квадрат, или отдельные ноты в мелодии.
Гештальт, с другой стороны, предлагает противоположный путь. Утверждается, что целое схватывается еще до того, как мозг воспринимает отдельные части — например, когда, глядя на фотографию, мы видим изображение лица, а не носа, два глаза и форму подбородка.
Поэтому, чтобы понять субъективную природу человеческого восприятия, мы должны выйти за пределы конкретных частей и сосредоточиться на целом.
Гештальт-психологи
Макс Вертхаймер
Первой статьей гештальт-психологии была работа Макса Вертхаймера « Экспериментальные исследования восприятия движения» , опубликованная в 1912 году. зрительная иллюзия, называемая кажущимся движением.
Кажущееся движение — это восприятие движения, возникающее в результате просмотра быстрой последовательности статических изображений, как это происходит в фильмах или книжках-раскладушках.
Вертгеймер понял, что восприятие целого (группы фигур в последовательности) радикально отличается от восприятия ее компонентов (каждого статического изображения).
Вольфганг Келер
Вольфганг Келер особенно интересовался физикой и естественными науками. Он ввел понятие психофизического изоморфизма, утверждая, что на то, как воспринимается стимул, влияет общее состояние мозга при его восприятии (Shelvock, 2016).
Он считал, что органические процессы имеют тенденцию развиваться к состоянию равновесия — подобно мыльным пузырям, которые начинаются в различных формах, но всегда стремятся превратиться в идеальные сферы, потому что это их минимальное энергетическое состояние.
Точно так же человеческий мозг «сойдется» к минимальному энергетическому состоянию посредством процесса упрощения восприятия — механизма, который он назвал Прагнанцем (Rock & Palmer, 1990).
Курт Коффка
Коффка способствовал расширению применения гештальта за пределы визуального восприятия. В своей основной статье Принципы гештальт-психологии (1935) он подробно описал применение гештальт-законов к таким темам, как двигательные действия, обучение и память, личность и общество.
Он также сыграл ключевую роль в распространении гештальт-теории в Соединенных Штатах, куда он эмигрировал после подъема нацизма в Германии.
Гештальт-законы организации восприятия
Принципы гештальта, или законы восприятия, были формализованы Вертгеймером в договоре, опубликованном в 1923 году, и далее развиты Кёлером, Коффкой и Мецгером.
Принципы основаны на природной склонности человека находить порядок в беспорядке — процесс, который происходит в мозгу, а не в органах чувств, таких как глаза. Согласно Вертхаймеру, разум «осмысливает» стимулы, уловленные глазами, следуя предсказуемому набору принципов.
Мозг применяет эти принципы таким образом, что позволяет людям воспринимать однородные формы, а не просто наборы несвязанных образов.
Хотя эти принципы действуют предсказуемым образом, на самом деле они представляют собой ментальные ярлыки для интерпретации информации. Как ярлыки, они иногда допускают ошибки — и поэтому могут привести к неправильному восприятию.
Прегнанц
- Закон Прегнанца также называют «законом простоты» или «законом хорошей фигуры». В нем говорится, что при столкновении с набором неоднозначных или сложных объектов человеческий мозг стремится сделать их как можно более простыми.
- «Хорошая фигура» — это объект или образ, который легко воспринимается как единое целое.
- Хорошим примером этого процесса является наше восприятие олимпийского логотипа. Мы склонны видеть перекрывающиеся круги (более простая версия), а не серию изогнутых соединенных линий (Dresp-Langley, 2015).
Сходство
- Этот закон предполагает, что мы склонны группировать формы, объекты или элементы дизайна, которые имеют некоторое сходство — будь то с точки зрения цвета, формы, ориентации, текстуры или размера.
Близость
- Закон близости гласит, что формы, объекты или элементы дизайна, расположенные рядом друг с другом, обычно воспринимаются как группа.
- И наоборот, случайно расположенные элементы обычно воспринимаются как изолированные.
- Этот принцип можно применять для привлечения внимания к ключевым элементам дизайна: чем ближе визуальные элементы друг к другу, тем больше вероятность того, что они будут восприниматься как связанные друг с другом, а слишком большое пустое пространство между элементами служит для изолировать их друг от друга.
Общая область
- Этот закон предполагает, что элементы, расположенные в одной и той же закрытой области, например внутри круга или формы, обычно воспринимаются как принадлежащие к одной и той же группе.
- Эти четко очерченные границы между внутренней и внешней частью формы создают более сильную связь между элементами и даже могут преобладать над законом Близости или Сходства.
Непрерывность
- Этот закон утверждает, что формы, объекты или элементы дизайна, которые расположены таким образом, что линии, кривые или плоскости будут восприниматься как таковые, а не как отдельные элементы.
- Мы перцептивно группируем элементы вместе, чтобы сформировать непрерывное изображение.
Закрытие
- Этот закон предполагает, что человеческий мозг имеет естественную тенденцию визуально закрывать пробелы в формах, особенно при идентификации знакомых образов.
- Когда информации не хватает, наше внимание переключается на то, что есть, и автоматически «заполняет» недостающие части знакомыми линиями, цветами или узорами.
- После того, как форма определена, даже если вводятся дополнительные пробелы, мы все равно стремимся визуально завершить форму, чтобы сделать ее стабильной.
- Культовый логотип IBM является одним из примеров применения замыкания: синие горизонтальные линии расположены в три стопки, которые мы «замыкаем» для формирования букв (Graham 2008).
Классические принципы гештальта были расширены в различных направлениях. Приведенные выше являются одними из наиболее часто цитируемых, но есть и другие, такие как принцип симметрии (симметричные компоненты имеют тенденцию группироваться вместе) и принцип общей веры (элементы, как правило, воспринимаются как сгруппированные вместе, если они перемещаются вместе). .
Применение гештальта
Гештальт-психология и законы восприятия повлияли на исследования множества дисциплин, включая лингвистику, дизайн, архитектуру и визуальную коммуникацию.
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия была основана Фредериком (Фрицем) и Лаурой Перлз в 1940-х годах. Основное внимание уделяется феноменологическому методу осознания, который отличает восприятие, чувства и действия от их интерпретаций.
Считает, что объяснения и интерпретации менее надежны, чем конкретное – то, что непосредственно воспринимается и ощущается. Это терапия, основанная на диалоге, в котором пациенты и терапевты обсуждают различия во взглядах (Yontef, G, 1993).
Дизайн
Дизайн Профессор и специалист по дизайну Грегг Берриман указал в своей книге «Заметки о графическом дизайне и визуальной коммуникации » (1979), что «факторы гештальт-перцепции создают визуальную систему отсчета, которая может предоставить дизайнеру надежная психологическая основа пространственной организации графической информации».
По сути, гештальт обеспечил основу понимания, на основе которой дизайнеры могут принимать решения.
Что сделало теорию гештальта привлекательной для визуальных художников и дизайнеров, так это ее попытка объяснить «поиск паттернов» в человеческом поведении.
Законы гештальта обеспечили научное обоснование композиционной структуры и использовались дизайнерами в середине двадцатого века для объяснения и улучшения визуальной работы.
Они особенно полезны при создании плакатов, журналов, логотипов и рекламных щитов в осмысленном и организованном виде. Совсем недавно они также применялись к дизайну веб-сайтов, пользовательских интерфейсов и цифрового опыта (Graham 2008).
Разработка продукта
Форма продукта, а также другие атрибуты восприятия, такие как цвет и текстура, имеют решающее значение для влияния на решение покупателя о покупке.
Законы гештальта были приняты при разработке продуктов в подходах, учитывающих, как целевой клиент будет воспринимать конечный продукт.
Принимая во внимание эти представления, разработчик продукта может лучше понять потенциальные риски, двусмысленность и значение продукта, над которым он или она работает (Cziulik & Santos 2012).
Образование и обучение
В образовании гештальт-теория применялась как реакция на бихевиоризм, сводивший опыт к простым рефлексиям типа «стимул-реакция».
Гештальт предполагал, что учащиеся должны воспринимать цель обучения в целом, а затем обнаруживать отношения между частями и целым. Это означало, что учителя должны представить основную структуру урока как организованную и осмысленную структуру, а затем перейти к деталям.
Это поможет учащимся понять связь между содержанием и общей целью урока.
Методологии проблемного обучения также возникли на основе гештальт-принципов.
Когда учащиеся сталкиваются с проблемой в целом, они могут «разобраться» в ней, прежде чем приступить к интроспективному мышлению, чтобы проанализировать связь между элементами и найти независимые решения (Çeliköz et al 2019).
Маркетинг
Гештальт-принципы применяются к дизайну рекламы, упаковки и даже физических магазинов.
Исследователи, изучавшие, как потребители формируют общее впечатление от объектов потребления, обнаружили, что они обычно объединяют визуальную информацию со своей собственной оценкой конкретных характеристик (Zimmer & Golden, 1988).
Более поздние приложения также анализируют, как восприятие потребителей применимо к среде онлайн-покупок. Таким образом, фундаментальные законы гештальта применяются к архитектуре сайта и визуальному воздействию (Demangeot, 2010).
Наследие гештальта
Большинство психологов считают, что гештальт-школа как теоретическая область исследования умерла вместе с ее отцами-основателями в 1940с. Этому снижению могли способствовать две основные причины.
Первая причина — институциональные и личные ограничения: после отъезда из Германии Ветхаймер, Коффка и Келер получили должности, на которых они могли проводить исследования, но не могли готовить докторов наук.
В то же время большинство студентов и исследователей, оставшихся в Германии, расширили сферу своих исследований за пределы гештальт-темы.
Второй причиной упадка гештальт-психологии были эмпирические данные, опровергающие теорию электрического поля Келера, которая стремилась объяснить функционирование мозга.
Нейронаука и когнитивная наука возникли в 1960-х годах как более прочная основа для объяснения функционирования мозга.
Тем не менее, почти все студенты-психологи могут найти в своих учебниках хотя бы одну главу, посвященную гештальт-психологии.
Точно так же фундаментальные вопросы о субъективной природе восприятия и осознания до сих пор решаются в современных научных исследованиях — с привилегиями рассчитывать на передовые методы, которые не были доступны гештальтистам в первой половине XX века (Wagemans et al, 2012).
Ссылки
Берриман, Г. (1979). Заметки о графическом дизайне и визуальной коммуникации. Лос-Альтос. Уильям Кауфманн. Инк., т979.
Чулик, К., и душ Сантос, Ф.Л. (2011). Подход к определению формальных требований к разработке продукта в соответствии с принципами гештальта. Продукт: Менеджмент и развитие, 9(2), 89-100.
Челикоз, Н., Эрисен, Ю., и Сахин, М. (2019). Когнитивные теории обучения с упором на латентное обучение, теории гештальта и обработки информации. Онлайн-подача, 9(3), 18-33.
Деманжо, К., и Бродерик, А.Дж. (2010). Восприятие потребителями среды онлайн-покупок: гештальт-подход. Психология и маркетинг, 27(2), 117-140.
Дресп-Лэнгли, Б. (2015). Принципы перцептивной группировки: значение для хирургии под визуальным контролем. Frontiers in Psychology, 6, 1565.
Грэм, Л. (2008). Теория гештальта в дизайне интерактивных медиа. Журнал гуманитарных и социальных наук, 2 (1).
Хорхе, MLM. (2010) Implicaciones epistemológicas de la noción de forma en la psicología de la Gestalt. Revista de Historia de la Psicología. об. 31, номер. 4 (декабрь)
О’Коннор, З. (2015). Теории восприятия цвета, контраста и гештальта: влияние на современный дизайн визуальных коммуникаций. Исследование и применение цвета, 40(1), 85-92.
Рок И. и Палмер С. (1990). Наследие гештальт-психологии. Scientific American, 263(6), 84-91.
Шелвок, М. Т. (2016). Теория гештальта и микширование аудио. Инновации в музыке II, 1-14.
Вагеманс, Дж., Элдер, Дж. Х., Кубови, М., Палмер, С. Э., Петерсон, М. А., Сингх, М., и фон дер Хейдт, Р. (2012). Век гештальт-психологии в визуальном восприятии: I. Перцептивная группировка и организация фигура-фон. Психологический бюллетень, 138(6), 1172.
Йонтеф Г. и Симкин Дж. (1993). Гештальт-терапия: введение. Гештальт Журнал Пресс.
Циммер, М. Р., и Голден, Л. Л. (1988). Впечатления от розничных магазинов: контент-анализ потребления. Journal of Retailing, 64(3), 265.
Дополнительная информация
Wagemans, J., Elder, JH, Kubovy, M., Palmer, S.E., Peterson, M.A., Singh, M., & von der Heydt, R.