Где на земле рай: «Он точно был на Земле». Где именно находится рай

«Он точно был на Земле». Где именно находится рай

6 апреля 2019

РИА Новости

МОСКВА, 6 апр — РИА Новости, Антон Скрипунов. Попытки найти Эдем с недавних пор предпринимают не только богословы, но и ученые — ведь по Библии райский сад находился на Земле. О том, где конкретно его ищут и что говорят по этому поводу «религии Писания» — иудаизм, христианство и ислам — в материале РИА Новости.

Фото: РИА НовостиРИА Новости

Загадочные реки

Видео дня

«И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал», — говорится в библейской Книге Бытия.

Более того, в Писании указаны примерные ориентиры: большая река за пределами Эдема разветвлялась на четыре речки поменьше. Как минимум две из них достоверно известны и существуют по сей день.

«Имя одной — Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах (некий драгоценный камень. — Прим. ред.) и камень оникс. Имя второй реки — Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки — Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река — Евфрат», — повествует Библия.

Хиддекель — название реки Тигр на иврите; она, как и Евфрат, протекает по территориям современных Турции, Сирии и Ирака. А вот с речками Фисон и Гихон (или Геон) гораздо сложнее: ни на одной известной науке карте их попросту нет.

«После грехопадения первых людей рай перестал быть нам доступен. Поэтому в Библии нет конкретных сведений о местоположении Эдема, там просто показано, что он когда-то был на Земле», — отмечает старший преподаватель кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Серебряков.

Именно это обстоятельство и подвигало исследователей Библии в разные века искать место, где был Эдем. Причем регион поисков не ограничивался Ближним Востоком.

Рай в горах

Логично, что для поиска Эдема нужно «идти» вдоль упомянутых в Библии Евфрата и Тигра. Правда, есть одно но: откуда начинать маршрут? От устья, то есть от Персидского залива? Или от истока в Армянском нагорье? Мнения на этот счет разные.

Самый очевидный вариант, основанный на буквальном прочтении Библии, — искать райский сад в Армянском нагорье. Именно там, по мнению библеиста Томаса Нельсона, находилась земля Хавила, через которую протекала река Фисон. В Книге Бытия говорится, что земля эта была богата золотом и ониксом. А где как не в горной местности их добывать?

«Произошла величайшая катастрофа, возможно, потоп во времена Ноя — и с лица Земли были стерты следы упоминаемых рек, Фисона и Гихона», — предполагает Нельсон.

Вероятно, русла этих рек попросту пересохли. Либо исчезли в результате землетрясений, которые весьма часты в этом регионе.

В 2001 году археолог Майкл Сандерс заявил, что нашел следы древних рек — для этого ему пришлось проанализировать сотни снимков, сделанных НАСА. Его доводы выглядели убедительными, и, казалось, тайна Эдема близка к разгадке. Однако спустя несколько месяцев исследователь начал буквально сыпать «сенсациями»: то он «нашел» храм Соломона, то Ноев ковчег, то Содом и Гоморру. Серьезные ученые просто перестали ему доверять.

В том же году британский археолог Дэвид Рол предположил, что под названием Фисон или Гихон скрывается современная река Аракс, берущая свое начало как раз в Армянском нагорье и протекающая через Турцию, Армению, Иран и Азербайджан. Ученый сопоставил расположение Аракса относительно Тигра и Евфрата, а также изучил свидетельства о реке древних евреев и их соседей. Впрочем, и эту версию многие раскритиковали — нет достоверных археологических сведений.

Ближневосточный пятачок

«Эдем, если говорить о его культурологической ценности, — одно из центральных мест обсуждения как классического, так и каббалистического (мистического) комментария к Пятикнижию (Торе). Согласно классическому прочтению, он находился где-то в Месопотамии. С точки зрения каббалы (эзотерического учения в иудаизме. — Прим. ред.), существует прорва всяких комментариев, по-разному толкующих данные в Торе ориентиры. Есть даже версия, что Эдем находился в районе Иерусалима. Но в целом поиски ведутся вокруг одного и того же ближневосточного пятачка», — поясняет глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин.

Почему именно в Месопотамии? Этот регион в древние времена был очень плодородным (само название переводится как «земля между двух рек»), именно там, как полагают историки, появились первые в мире города. Там же, скорее всего, 14 тысяч лет назад возникло земледелие. Но как в таком случае быть с реками?

Американский археолог Юринс Заринс в 1996 году принялся искать Эдем в устье Евфрата и Тигра, предположив, что «река для орошения рая» — это не что иное, как Персидский залив. По его мнению, то место, где когда-то мог быть райский сад, находится на морском дне. Рекой Гихон, предполагает профессор, является Карун в Иране. Фисоном могла быть высохшая река Вади-Батин, которая, как выяснили археологи, тысячелетия назад орошала восточную и центральную части Аравийского полуострова.

Тайна страны Дильмун

Одну из подсказок, где искать Эдем, исследователи обнаружили в шумерской мифологии, которая имеет немало параллелей с библейским повествованием. Согласно «Эпосу о Гильгамеше», одному из древнейших литературных произведений, райский сад мог находиться в стране Дильмун — именно оттуда, как полагали шумеры, произошло человечество.

С Дильмуном четыре тысячи лет Шумерское государство вело торговлю, о чем свидетельствуют найденные археологами надписи. Оттуда в Месопотамию привозили медь и драгоценные камни. Вот только непонятно, где конкретно находилась эта страна. Одни полагают, что на острове Бахрейн в Персидском заливе, о чем свидетельствуют найденные остатки керамики.

Другие считают, что на острове Файлака в том же заливе, на территории современного Кувейта. «В Бронзовую эпоху на Файлаке находился храм бога Инзака, главного божества Дильмуна, о чем свидетельствует клинопись и протоарамейский язык», — отмечают специалисты Института археологии Академии наук Словакии, проводившие раскопки.

Правда, следы дильмунской культуры ученые находили не только на Аравийском полуострове, но и на побережье Ирана и Пакистана. Это породило предположение, что загадочные реки Фисон и Гихон — Инд и Ганг. Об этом, кстати, упоминал еще иудейский историк I века нашей эры Иосиф Флавий.

«Эдем уже не тот»

Несмотря на то что, помимо иудеев, поисками райского сада не менее активно занимались и христиане, и мусульмане, до сих пор остается открытым вопрос не только о его местонахождении, но даже о том, что он конкретно собой представлял.

«На иврите «рай» — «иден». Очень трудно сказать, какова его этимология. Поэтому сейчас в иудаизме «другой рай»: то, что в наше время называется «райским садом». То есть это уже не географическое понятие, а скорее метафизическое. С точки зрения каббалы это место, находящееся в «одном из высших миров», то есть некое пристанище душ», — отмечает Борух Горин.

В христианстве же на этот счет много веков идут споры. Основных версий две: либо Эдем был на Земле, но его уничтожил Всемирный потоп, либо Бог «изъял» его из мира.

«Согласно этой версии, рай нам недоступен. Но те, кто прославил себя святостью, туда попадают. В Писании есть намеки, что там побывал апостол Павел. Разбойник, распятый со Христом, тоже там оказался», — замечает диакон Николай Серебряков.

Правда, остается вопрос: это тот самый рай, откуда Бог изгнал Адама и Еву, или же какой-то другой? И на этот счет в христианстве есть разные точки зрения, но четкого ответа нет.

«Не совсем корректно утверждать, что рай находится где-то на небе. Тот рай, о котором говорится в Библии, находился все-таки на Земле. При этом мы в Евангелии читаем: «Отче наш, сущий на небесах» — но это несколько иное. Во всех религиях говорится о небе как о некоем архетипе, который противопоставляется земле. То есть это такое образное понятие духовного мира», — говорит заведующий кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

Вот и согласно исламскому вероучению, Эдем находится «над небесами», объясняет муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов. Об этом говорится в Коране и Сунне (исламском предании).

«Это основная точка зрения в исламе. Например, Ибн Аббас, один из ученых мужей и сподвижников пророка Мухаммеда, полагал, что рай находится «на седьмом небе», а ад — «на седьмой ступени Земли», то есть на глубине. А «эдемский сад» в арабском языке означает некое «место обитания людей, заслуживших рая», а не его название», — поясняет муфтий.

Другое,Павел Великанов,Николай Серебряков,NASA,РАН,РИА Новости,

Рай на земле. Где он был?

Где находился тот Эдемский сад, в котором жили первые люди? О географическом положении рая, библейской археологии, достоверности находок и гипотез, а также о пути к утерянному раю – протоиерей Александр Немчинов, руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Лукас Кранах Старший — Рай

О земном местонахождении рая из Священного Писания достоверно известно лишь то, что «насадил Господь Бог рай в Едеме на Востоке» (Быт. 2:8). Сказано также о реке для орошения рая, которая разделялась на четыре реки: Фисон, обтекающую землю Хавила, богатую золотом, бдолахом и ониксом, Гихон, обтекающую землю Куш, Хиддекель (Тигр), протекающую перед Ассирией, и Евфрат. И если география Тигра и Евфрата нам хорошо известна, то реки Фисон и Гехон по сей день являются предметом дискуссий. Неизвестными, несмотря на многочисленные версии, остаются также и земля Хавила, и «бдолах».
Вопрос о географии рая, как и все неизвестное, вызывает интерес и у церковных, и у светских исследователей. Святоотеческое учение рассматривает не столько географическое положение рая, сколько духовное состояние райского блаженства, утраченное после грехопадения: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21).
Однако, возможно, что для многих людей с устойчивым атеистическим мировоззрением библейская археология и, в частности, «райская география» послужат своеобразным началом осязаемости библейской истории, помогут понять, что Библия – это не «мифологический сборник», а Книга, в которой соединяется видимая, понятная всем реальность и Реальность Высшая, запредельная. Таким образом, историческая достоверность Библии для кого-то может стать началом Богопознания.

В полной гармонии творения и Творца

Эдемский сад. Ватиканский кодекс. XII век

Все мироздание содержит в себе многочисленные свидетельства Божественности своего происхождения. Важнейшим из них является трехсоставность (трихотомичность), отражающая Троичность Лиц Божества. Эта трехсоставность проявляется во всей Вселенной, во всей живой и неживой природе, в антропологии и, конечно же, в трихотомичности порядка, установленного Богом на земле.
В лаконичном и содержательном повествовании книги Бытие сказано, что «насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2:8). Впоследствии слова «Едем» и «рай» стали почти тождественны. Но в первичном, библейском, значении Едем – это название местности, а рай – дивный Божественный сад на востоке Едема, в котором Господь поместил первых людей. В этом райском саду наши прародители общались с Богом непосредственно и пребывали в полной гармонии творения и Творца – в райском блаженстве.
Существует устойчивая богословская точка зрения, согласно которой в таком мироустройстве также узнается трехсоставность: рай, Едем и весь остальной мир. Позже, спустя почти три тысячелетия, в устройстве Иерусалимского Храма рай стал прообразом Святая Святых, Едем – святилища, а мир за пределами Едема – двора. Эта же трехсоставность сохраняется и в устройстве нашего Новозаветного православного храма: рай – алтарь, Едем – трапеза (центральная часть храма, где и собираются молящиеся) и притвор, символизирующий внешний мир.

«Рай существует, но уже не на земле»

Лука Джордано. Изгнание из Рая

Райское блаженство прародителей длилось недолго. После грехопадения Господь изгнал их из Едема «и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24) Изгнание из рая было началом тотального изменения во всей природе. Земля стала проклята и начала растить «терние и волчцы» (Быт. 3:17–18). Можно сказать, что рай как место соединения мира видимого и невидимого, как место особого пребывания Божия, общения Господа с человеком с этого момента прекратил свое земное существование.
Таким образом, слово «рай» для православных христиан имеет два значения: метафизическое – как место блаженного пребывания праведников в Царстве Небесном и географическое, которого после изгнания Адама и Евы уже не существует. Вот и получается, что рай существует, но уже не на земле. И сколько бы ни искал человек место бывшего географического положения рая, сколько бы ни был увлечен научным интересом, а то и простым любопытством, этот вопрос навсегда останется тайной. И если мы окажемся на месте бывшего Едема и даже рая, то никак его не сможем узнать – он ничем не отличается от окружающей территории.

Также нужно учитывать, что рай существовал на земле до Всемирного потопа. После потопа земной ландшафт существенно изменился.

За рамками компетенции науки

И все же вопрос о географическом местоположении Едема неизбежно будет вызывать научный интерес. Археология как наука окончательно ответить на этот вопрос никогда не сможет, это за рамками ее компетенции. Потому что Библия, единственный достоверный источник в данном вопросе, для науки не является стопроцентным документом. Ведь Священное Писание – это не учебник древнейшей истории или географии. Это Книга о промыслительных деяниях Божиих в судьбах человечества, о падении и восстании человека на пути поиска Господа, о спасении падшего человечества. А для науки это сборник религиозно-мифологических текстов.
Хотя ученый мир и признает, что любая мифология, «в частности и христианская», строится на определенных исторических началах, но тем не менее наука должна предоставить факты, достаточно обоснованные, доказанные, проверенные путем опыта и эксперимента. Конечно, есть ученые, которым только дай волю, они и саму Божественную природу попытаются подвергнуть эксперименту. Для них не убеждение, что самый первый подобный эксперимент – Вавилонскую башню – не дал довести до конца Сам Господь. И, слава Богу, любой подобный эксперимент неизбежно обречен на провал. «Не искушайте Господа, Бога вашего» (Втор. 6:16).
В переводе с иврита Едем (Ган эдэн) – «сад наслаждений». Согласно другой версии – «блаженство». Конечно, это слово можно истолковывать по-разному. Но смысл в том, что оно означает блаженное состояние духа – особое присутствие Божие, синергию, взаимодействие Божественной и человеческой природы. Поэтому слова рай, Едем в любом значении: библейском, литургическом, рай на земле, или Царство Божие, или же блаженное, райское состояние духа праведников уже в этой, земной жизни, находятся за рамками компетенции науки. Для нас, христиан, как и для иудеев, важно не географическое положение Едема, а то, что рай – это место особого пребывания Божьей благодати. Поэтому о географическом местонахождении рая имеет смысл думать разве что ради интереса к общему миропознанию.

«Тщетно думать о том, что было при сотворении мира»

Томас Коул. Эдемский сад

Итак, рай на земле – это тема библейской археологии, которая так и не может ответить на самый главный вопрос: где он был? В книге Бытие, как отмечалось выше, говорится о четырех реках, на которые разделялась река, выходившая из Эдема. Две из них – Тигр и Евфрат. А вот о реках Фисон и Гихон версии существуют разные. Например, Гихон. Это может быть поток Кедрон, который берет начало из источника Гион в Иерусалиме, известного как Источник Девы Марии. Есть также гипотеза, что Гихон это Нил. Существует предположение, что Фисон и Гихон – реки Арагва и Кура на Кавказе. Есть даже догадки, что Фисон – это река Аракс.
Впрочем, существует и более смелая географическая версия, якобы Фисон и Гихон – это… Инд и Ганг! Получается очень широкое местоположение – от Месопотамии до Кавказа и даже Индостана.
Правда, есть и более правдоподобная гипотеза, согласно которой речь идет не о четырех, а о двух реках с их притоками. Тем более что в древности на востоке началом считался не исток, а дельта реки. Тигр и Евфрат, сливаясь, образуют одну реку – Шатт-эль-Араб. И действительно одна река вверх по течению разделяется на четыре… Но даже в послепотопные времена Тигр и Евфрат, не сливаясь, впадали непосредственно в Персидский залив. Слияние образовалось позже, в результате отступления вод Персидского залива.
Кто знает, что более достоверно? Для Бога нет ничего невозможного. Земной ландшафт постоянно меняется, и русла рек смещаются. Например, если путешествовать по левому берегу Днепра, то по всему протяжению мы увидим множество мелких водоемов, стариц, озер, и все это – бывшее русло Днепра.
А в Бытии-то ведь речь идет о допотопной (в прямом смысле) географии. А уж после потопа и сами реки могли исчезнуть – это же был вселенский катаклизм. Мало того, после потопа мог измениться и земной ландшафт. Земная кора только кажется чем-то стабильным. На самом деле она не статична, а постоянно движется. Если сравнить современный вид площадей старинных городов с их изображениями на полотнах художников XVII–XVIII вв., то нетрудно заметить, как сильно они изменились, даже закованные в брусчатку и плиты.
Поэтому вероятность «географического попадания в рай» достаточно низкая. И тщетно думать о том, что было при сотворении мира и что сохранилось до наших дней. Сказать можно лишь одно: скорее всего, Едем был где-то в Месопотамии.

Сомнительная достоверность

Смысл библейской археологии в том, чтобы найти достоверные подтверждения сказанному в Священном Писании или истории Церкви. Возможно, что-то уточнить, исключить ложную версию. Безусловно, это важно: церковная научная деятельность должна идти на уровне с современной светской наукой. Но даже самые грандиозные церковно-археологические открытия не могут сами по себе ни прибавить, ни убавить веры. Мы веруем не потому, что находим аргументированные доказательства. Примерно то же самое можно сказать и о чудесах. Если человек не способен верить, то даже такие чудеса, как воскрешение мертвых или прозрение слепорожденных, никогда не заставят человека уверовать в Бога. И напротив, ни опровергнутая достоверность библейской археологической находки, ни «чудо», оказавшееся простым фокусом какого-нибудь проходимца (увы, бывает и такое), не могут поколебать веру православного христианина.
Ни для кого не секрет, что достоверность многих церковно-археологических реликвий или мест, связанных со священными событиями, мягко говоря, весьма условна. Например, в Иерихоне как минимум три дерева «претендуют» на то, что именно на него влез мытарь Закхей. Как минимум два места представляют местом Вознесения Господня.
В древности жители Ефеса категорически отказывались признавать Иерусалим местом Успения Пресвятой Богородицы – они были твердо убеждены, что этим местом мог быть только Ефес. Да и такие известные святыни, как Хитон Христов в Трире или даже Туринская Плащаница, тоже не имеют бесспорных доказательств. Или, например, место Преображения Господня. В Евангелии сказано лишь то, что Господь взошел на гору высокую. Но не конкретизируется, на какую именно. До IV века в Церкви преобладало мнение, что это была гора Елеон. Но после того как св. Елена построила монастырь на Фаворе, утвердилось мнение, что Преображение Господне было именно там. Хотя многие исследователи оспаривают возможность этого. Ученые сходятся на том, что это был один из отрогов горы Ермон.
Так это или нет – для нас сегодня не важно. По крайней мере, точного места Преображения сегодня знать никто не может. Ведь Фавор – это не отдельно стоящая сопка, а горная гряда. Но есть экскурсоводы, готовые показать доверчивым паломникам якобы «это самое место». А паломники потом возвращаются домой «с полными карманами счастья»: «А я сподобился побывать на месте Преображения Господня!».

«Каждый христианин должен быть немного «атеистом»»

Такая радость на каком-то уровне духовного развития может быть помощником в вере. Но вера должна укрепляться наряду с укреплением добродетели трезвения. Как это ни парадоксально, но впервые в истории атеистами стали называть именно христиан. Это прозвище древним христианам дали римские язычники, поскольку христиане отрицали веру в теосов – языческих божков. И это, пожалуй, симптоматично.
У христиан должно быть развито здоровое критическое мышление. В противном случае вера легко превращается в наивно-глуповатую легковерность, о которой строго предупреждает св. апостол Павел: «Негодных же и бабьих басней отвращайся…» (1 Тим. 4:7). Некоторую осторожность и даже недоверчивость Господь, пожалуй, нам простит легче, чем легковерность и падкость на сенсации.
Если человек ищет чудеса, это не говорит о том, что он ищет Бога. Это как раз то, о чем Господь предупреждает в очень жесткой форме: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему» (Мф. 12:39). Когда человек замкнут на поиске чуда и, в частности, тех артефактов, которые должны каким-то образом подтвердить истинность его убеждений, то он легко может прийти в состояние, которое в православии называется «прелесть». И такие люди есть в каждом храме и в каждой паломнической группе.

«Критическое восприятие – милость Божья»

Ян Брейгель. Эдемский сад

Многие археологические находки не очень достоверны. В частности, это касается могилы Адама. Среди православных многие убеждены, что это Голгофа, о чем существует некое предание. Возможно, его придумали и греки, у которых с древнейших времен и по сей день сохранилась очень сильная склонность к мифотворчеству.
Паломникам, особенно паломницам, такие предания очень нравятся. Но относиться к ним нужно критически: интересоваться подтверждениями в Священном Писании, и если ссылаются на святых отцов, то конкретизировать, на каких именно. Иногда вырванные из контекста цитаты Священного Писания и святоотеческой литературы могут истолковываться несколько тенденциозно.
Бывает, мы что-то услышим, и это вызывает неприятие даже не на уровне сознания, а на уровне внутреннего мировосприятия – можно сказать, совести. Вот тогда это попахивает теми самыми «негодными бабьими баснями». Поэтому нужно быть очень осторожным и несколько раз переспросить, откуда эта информация и такие выводы. Может, имеет смысл еще раз перечитать, чтобы понять?!
Известно, что самое неправильное понимание Священного Писания – буквальное. Сказано: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя», но это не значит, что надо выкалывать глаза.
Библия – книга, написанная Духом Святым, и понять ее можно только в Духе. Ну а поскольку Священное Писание имеет Божественное происхождение, то оно имеет и Божественные свойства. А для людей, которые не ищут Бога и тем более пытаются найти подтверждение, что Его нет, Священное Писание «закрыто» – они его не поймут. Его духовный смысл для них непонятен.
Выдающийся немецкий ученый и публицист XVIII века Георг Кристоф Лихтенберг сказал: «Книга – это зеркало, и если в него смотрится обезьяна, то из него не может выглянуть лик апостола». В данном случае такой человек не способен в Священном Писании найти ничего, что там сказано на самом деле.
Точно так же и с поиском рая. Если этим занимается светская наука археология, она не найдет ничего. Даже когда библейская археология сможет найти могилу Адама и стопроцентно ответить на вопрос, где именно находился рай на земле, я к этому отнесусь абсолютно спокойно.

«Любовь евангельская – это уже рай»

Мы ищем, прежде всего, Божией правды, Царство Божие – «Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук.17:20–21). Служение Богу в человеках – и есть путь к утерянному раю. Это поможет увидеть, что каждый человек – искорка Божественности, которая пробуждает уже не земную, а христианскую любовь. А христианская любовь имеет райскую систему отношений. Вот именно любовь в евангельском понимании – это уже рай. Там, где есть любовь, там есть Царство Божие на земле. Вот там и существует рай вне зависимости от географического положения – от Арктики и до Антарктиды.

Беседовала Марина Богданова

Где рай? Есть ли у небес определенное место?

Home > Индекс > Вечность > Небеса > где находится небо

Расположение небес – это то, о чем многие спрашивали. Библия предполагает, что рай — это реальное место, и часто упоминает о нем. Но где небо? Во 2 Коринфянам 12:1-4 апостол Павел назвал это небо или «рай» небесным царством или «третьим небом». Это место было отделено от первого неба (неба над головой) и второго неба (пространства космического пространства). Это небо, где обитает Бог.

Поскольку Бог есть дух (Иоанна 4:24), можно сказать, что небо, где обитает Бог, существует на другом плане, чем мы сейчас. Иисус, конечно же, в Своем воскресшем теле находится на небесах. Также ангелы и умершие верующие находятся на этом небе с Богом; как творение Бога, они существуют во времени и пространстве. Итак, небеса не совсем нефизичны, но они не находятся в нашей физической вселенной. Хотя в настоящее время живые существа на земле не могут наблюдать расположение неба, Библия описывает конечное состояние существования, в котором будет новое небо, новая земля и новый небесный город (Откровение 21–22). В это будущее время весь народ Божий будет жить с Ним в этом новом царстве всю вечность.

Что еще мы знаем о нынешних небесах, где обитает Бог? Евреям 11 показывает, что верующие прошлого уже там с Богом. Молитва Господня в Евангелии от Матфея 6:9-10 учит: «Отец наш на небесах, да святится имя Твое. Да придет Царство Твое, да будет воля Твоя на земле, как и на небе». Небеса — это место Отца, где почитается Его имя, царствует Его Царство и исполняется Его воля.

Работа 1 и 2 содержат дополнительную информацию о том, что такое рай. В Иова 1:6-12 отмечается, что по крайней мере однажды сатана имел доступ предстать перед Богом и Его святыми ангелами и обратиться к Нему с просьбами. Это небесное царство также упоминается в Ефесянам 6:10-18 как царство, в котором существуют духовные силы зла. Это не означает, что на небесах есть злые духи, но что есть духовное царство, в котором существуют небеса, ад и злые духовные силы.

Откровение 4 предлагает видение апостола Иоанна, входящего на небеса через дверь в небе. Затем он оказывается на небесах перед престолом Господа. Опять же, это видение, в котором Иоанн находится в духовной сфере за пределами этого мира. Никакого другого идентифицирующего места не упоминалось, хотя были времена, когда делались ссылки на то, чтобы смотреть вниз на то, что происходило на земле. Где небо? Согласно Откровению 7:1-4, небо явно находится за пределами земли и больше земли, поскольку ангелы стояли на четырех углах земли.

Так где же рай? Небеса существуют в царстве, в котором присутствует Бог вместе с ангелами, верующими и другими существами, помимо греховного проклятия мира. Это небесное царство однажды перейдет в окончательное состояние, включающее новое небо, новую землю и новый небесный город, где Бог и Его дети будут обитать вечно (Откровение 21–22).

En Español



Связанная правда:

Реален ли рай?

Как я могу быть уверен, что после смерти попаду в рай?

Рассказывает ли нам Библия, что такое Небеса?

На небесах у нас будут физические тела?

Что происходит после смерти?


Вернуться к:
Правда о Вечности

Где рай? Каково расположение небес?

ДомМатериалы IndexEternityEternity in Heaven Где находится небо

Вопрос

Ответ

Небеса, безусловно, реальное место. Библия очень определенно говорит о существовании небес — и о доступе к небесам через веру в Иисуса Христа, — но нет стихов, которые бы указывали нам географическое положение. Краткий ответ на этот вопрос: «Небеса там, где Бог». Место, о котором идет речь в этом вопросе, называется «третьим небом» и «раем» во 2 Коринфянам 12:1-4, где апостол Павел рассказывает о живом человеке, который был «восхищен» на небо и не мог его описать. . Греческое слово, переведенное как «восхищен», также используется в 1 Фессалоникийцам 4:17 для описания восхищения, когда верующие будут восхищены, чтобы быть с Господом.

Другие стихи, указывающие на то, что небо находится «над» землей, многочисленны. У Вавилонской башни Бог говорит: «Придите, сойдем» (Бытие 11:7) в Псалме 14:2. Иисус описывается как «вознесшийся на небо» и «сошедший с неба» в Иоанна 3:13 (ESV). В Деяниях 1:9–11 Иисус описывается как «вознесенный» на небо, и когда Бог берет Иоанна на небо в Откровении 4:1, Он говорит: «Подойди сюда». Эти отрывки привели к выводу, что небо находится за пределами воздушного пространства Земли и за пределами звезд.

Однако, поскольку Бог есть дух, «небо» не может означать удаленное от нас место, в котором Он обитает. Считалось, что греческие боги проводят большую часть своего времени вдали от земли в своего рода небесном эквиваленте Багамских островов, но библейский Бог не такой. Он всегда рядом с нами, когда мы призываем Его (Иакова 4:8), и нас поощряют «приблизиться» к Нему (Евреям 10:1, 22). Конечно, «небо», где обитают святые и ангелы, следует рассматривать как своего рода местность, потому что святые и ангелы, как Божьи создания, существуют в пространстве и времени. Но когда говорят, что Творец находится «на небесах», имеется в виду, что Он существует на другом плане от нас, а не в другом месте.

То, что Бог на небесах всегда рядом со Своими детьми на земле, подтверждается Библией повсюду. В Новом Завете небеса упоминаются довольно часто. Тем не менее, даже при такой частоте отсутствует подробное описание его местонахождения. Возможно, Бог намеренно скрыл его местонахождение тайной, потому что для нас важнее сосредоточиться на Боге небес, чем на описании или местонахождении Его жилища.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *