«Мир в лицах»: коренные народы и красавицы России на уникальных фото
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
«Мир в лицах»:
коренные народы и красавицы России на уникальных фото
Ольга Цынская
Этно-фотограф, автор клуба «Моя Планета» Александр Химушин делает портретные снимки представителей малых коренных народов в разных странах. Его работы из проекта «Мир в лицах» выставлялись в штаб-квартире ООН, запланирована выставка в ЮНЕСКО. В интервью РИА Новости фотохудожник и путешественник рассказал, что объединяет этносы Сибири, где попробовать суп из моржатины и вино из голубики, как сфотографировать туземца, никогда не видевшего камеру, и чего боятся верблюды Бурятии.
В фотопортретах из проекта The World in Faces («Мир в лицах») я выражаю свою жизненную философию, которая сформировалась за годы путешествий.
Именно через встречи с представителями разных национальностей, соприкосновение с их культурами, я пришел к понимаю того, что все они — при невероятном этническом разнообразии — такие же люди, как и мы с вами. Нас просто искусственно пытаются разделить границами и идеологиями.
Александр Химушин
© Фото : из личного архива Александра Химушина
За 12 лет я побывал в 86 странах.
В том числе в непризнанных государствах, таких как Сомалиленд, горячих точках, в экзотических Папуа — Новой Гвинее, Джибути, Лесото, Свазиленде, на тропических островах Самоа и Фиджи.
Александр Химушин. Фотопроект «Мир в лицах»
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Но в последние годы мой «счетчик» практически замер. Потому что я открыл для себя нашу бескрайнюю Сибирь.
Решил побывать в гостях у всех ее коренных народов. Удивительная земля! С невероятными и, как выяснилось, практически неизвестными не только за рубежом, но и у нас, традиционными культурами. Фотопортреты, сделанные там, произвели не то что волну, а целое цунами интереса к Сибири по всему миру.
Малочисленные народы Сибири объединяет то, что все они испытали на себе желание советской власти изменить их традиционный уклад жизни.
Коллективизация, лишение прав на собственные стада оленей, насильственное навязывание оседлого образа жизни. Отлучение детей от родителей и обучение их в интернатах, только на русском языке.
Александр Химушин c фото ребенка
© Фото : из личного архива Александра Химушина
После развала Советского Союза оленеводство стало убыточным, колхозы закрыли, практически все стада уничтожили.
Уже выросли поколения, воспитанные в интернатах и не говорящие на родном языке. Без оленей и необходимости кочевать с ними практически исчезла традиционная одежда, которую шили из шкур. На один такой наряд уходило порой более года работы. Но уже нет в живых тех мастериц.
Ненцы в проекте Александра Химушина «Мир в лицах»
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Нанайцы в проекте «Мир в лицах»
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Орочи в проекте Александра Химушина
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Саха в объективе Александра Химушина
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Ненцы в проекте Александра Химушина «Мир в лицах»
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Сегодня усиливается самосознание, появилось желание возродить традиции.
Но это очень непросто. Люди гордятся своей древней культурой. И меня очень тепло и радушно встречают.
Долганы в проекте Александра Химушина «Мир в лицах»
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Хакасы в проекте Александра Химушина
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Уильта в проекте проекте «Мир в лицах»
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Ульчи в проекте Александра Химушина «Мир в лицах»
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Долганы в проекте Александра Химушина «Мир в лицах»
© Фото : из личного архива Александра Химушина
В этом году я побывал в самых удаленных местах нашей необъятной страны: на Камчатке и Чукотке.
Коллекция проекта пополнилась портретами нымылан, чавчувенов, ительменов, чукчей, эскимосов, алюторцев, чуванцев. На Камчатке, Сахалине медведь под окнами — не экзотика. Главное, не столкнуться с ним случайно нос к носу. Довольно часто мишки в поисках пропитания заходят в поселки. Поэтому надо быть начеку, чтобы не попасть к такому гостю на обед.
Эвенки в проекте Александра Химушина «Мир в лицах»
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Удэгейцы в проекте «Мир в лицах»
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Негидальцы в проекте Александра Химушина
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Обложка книги «Мир коренных народов 2019»
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Эвенки в проекте Александра Химушина «Мир в лицах»
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Везде, где человек живет по соседству с дикой природой, свои нюансы. Например, в Австралии ко мне в дом заполз четырехметровый питон!
Про волосатых пауков размером с ладонь я даже и не говорю. Рядом, в реке, плескались крокодилы. Во дворе прыгали ядовитые жабы. А в океане несколько месяцев в году нельзя купаться из-за медуз, от соприкосновения с которыми останавливается сердце.
Александр Химушин в Австралии
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Большинство портретов я сопровождаю историями из жизни, сведениями о народе.
Везде знакомство с моими героями происходит по-разному. В России мне, конечно, проще работать. Менталитет, в силу того, что я родился и вырос в Сибири, отсутствие языкового барьера позволяют быстро налаживать контакт.
Буряты в проекте Александра Химушина «Мир в лицах»
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Нивхи в проекте Александра Химушина «Мир в лицах»
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Казахи в объективе Александра Химушина, проект «Мир в лицах»
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Тофалары в проекте Александра Химушина
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Девушка чувашской национальности в проекте Александра Химушина
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Ханты в проекте «Мир в лицах»
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Буряты в проекте Александра Химушина «Мир в лицах»
© Фото : из личного архива Александра Химушина
За границей обычно находится хоть один человек, понимающий по-английски, и он помогает мне общаться с местными.
В некоторых местах такой возможности нет, и я выкручиваюсь как могу. С помощью жестов, заранее заготовленных мной листов бумаги с текстом на местном языке (интернета там, как правило, не бывает и онлайн-перевода поэтому тоже). Вообще, в любой ситуации главное — открытость и дружелюбие. Люди чувствуют позитивную энергию, на каком бы языке они ни говорили.
Александр Химушин на выставке
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Вспомнилась история бабушки по имени Ульзий из одного из самых дремучих мест Северной Монголии, что на границе с Тывой.
В этих краях живут так называемые духА (малочисленный народ, еще их называют цаатаны) — кочевники-оленеводы. До 1940-х в этих труднодоступных горных и лесистых районах граница была только на карте. Оленеводы кочевали совершенно свободно. В те времена, маленькой девочкой, Ульзий с отцом гостила в доме других кочевников на монгольской стороне. Отец попросил присмотреть за ней, отправился на дальнее пастбище и больше не вернулся. А границу закрыли.
Ульзий выросла в приемной семье, вышла замуж, родила 14 детей, у нее множество внуков и правнуков.
Всю жизнь она провела в тайге, неподалеку от небольшого села, даже в райцентре не была, но нисколько не жалеет об этом. Она оленевод, у нее до сих пор 20 собственных животных, которых теперь вместе со своим стадом пасет один из ее сыновей.
Александр Химушин делает селфи
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Был забавный случай в Бурятии. Я попросил пастуха верблюдов надеть шубу из овчины для фото.
И вдруг верблюды, не узнав его и, видимо, приняв за какого-то зверя, стали убегать. Мы долго пытались поймать их и сделать кадр. Но нам так и не удалось их успокоить, пока он не снял шубу. На фотосессии верблюжий вожак еще и агрессивным оказался, норовил меня укусить. И теперь уже мне пришлось убегать.
Александр Химушин делает селфи с местным жителем в пустыне
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Есть регионы мира, где к фото негативное отношение.
Требуется большое терпение и более близкое знакомство, чтобы согласились на съемку. Где-то, наоборот, сами просят, чтобы ты их сфотографировал. А где-то в тюрьму посадят за фотографирование на улице. Такая история приключилась со мной в Джибути.
Александр Химушин печатает фото
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Бывало, что я оказывался первым чужаком, которого племя увидело. Детишки трогали меня за руку, гладили волосы.
Но таких мест на земле практически не осталось. Вспоминаю дальний уголок Эфиопии. Они там до сих пор голышом бегают, с копьями. Ребятишки, увидев меня, кричали: «China! China!» Как выяснилось, китайцы здесь недавно строили дорогу.
Александр Химушин общается с местными жителями
© Фото : из личного архива Александра Химушина
Я пробовал довольно много блюд аутентичных кухонь мира. Например, эскимосский мантак — копченое сало кита с китовой кожей, суп из моржатины, юколу из красной рыбы по-чукотски, нерпичий жир с брусникой по-ительменски. Меня угощали вяленым хариусом, его икрой и вином из голубики. Попробовал жаркое из камчатского глухаря. Очень понравилось собирать в тундре и тут же есть шикшу.
Александр Химушин на Таймыре
© Фото : из личного архива Александра Химушина
В прошлом году состоялась большая выставка проекта «Мир в лицах» в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.
На следующий год по запросу ЮНЕСКО МИД России уже согласовал экспозицию в Париже, где будет представлено более 100 фотопортретов. Особенно приятно, что большая часть этих работ сделана в Сибири.
Другие фотографии Александра из проекта «Мир в лицах: красавицы России» — на сайте «Моей Планеты».
08:00 30.10.2020 (обновлено: 09:16 31.10.2020)
Женщины разных народов России в объективе фотографа Александра Химушина
Автор проекта «Мир в лицах» Александр Химушин путешествует по России и запечатлевает представительниц самых разных народов страны.
Хакасы. Свадьба волос
Еще в XIX веке ни одна хакасская юрта не обходилась без хомыса, двухструнного щипкового музыкального инструмента. Именно его мы видим в руках у девушки с фотографии. Правда, уже к началу XX века хомыс из употребления практически пропал, но сейчас снова в моде и изучается в музыкальных школах.
Музыка для хакасов очень много значит, потому что издавна они выражали себя не в танцах, как некоторые другие народы, а в пении. Сказители, перебирая струны, напевно повествовали о свершениях богов, подвигах богатырей и исторических событиях. Сейчас хомыс звучит на концертах и праздниках.
Обратите внимание на прическу девушки. В традиции хакасов она очень много значит. По множеству косичек легко можно опознать незамужнюю девушку, но, когда она соберется замуж, с косичками ей придется расстаться. Причем прежде, чем красавица воссоединится со своим супругом, произойдет свадьба волос — «сос той». Девичьи косички «сурмес» расплетут и заплетут в две косы, в одну из которых вплетут по традиции локон волос будущего мужа.
Эвены. Еще один год
«Сээдъэ, суруйа, санди, сунду, сигу, бисэн! — выкликает смуглолицый старейшина в ровдужьем кафтане с вышивкой, передвигаясь от жилища к жилищу. — Скорее все собирайтесь на танец!» Весна! Все деревня выходит из своих чумов. Матери держат на руках младенцев, народившихся за эту долгую полярную зиму, тут же стоят старики, опираясь на палки, жмурятся от ярких лучей божественного светила.
Это деревня эвенов собирается воздать богам благодарность за то, что прошел еще один год, снова наступила весна и жизнь продолжается. Тот, кто не появился в этот день из чума, уже общается с богами в ином мире.
По тому, сколько человек вышло на традиционный танец сээдъэ, старейшина определял численность рода.
Сейчас эвенов в России около 20 000.
Ненцы. Природа рядом
Ненцы — один из немногих коренных народов Севера, который продолжает и сейчас жить по традициям предков: пасет оленей, ловит рыбу, добывает пушнину. Зимой кочует в тундру, летом — к побережью. Ненецкие дети по-прежнему играют клювами птиц. Оказывается, нет лучше материала для изготовления кукол! Из утиного клюва получаются куклы-девочки, из гусиного — мальчики. А знали бы вы, какие отличные «упряжки» выходят из оленьих рогов!
Отправляясь в гости в стойбище, не забудьте обойти по очереди все чумы. Везде вам будут рады, везде угостят чаем с молоком. Подливать будут до тех пор, пока не перевернете чашку вверх дном. Спать положат на почетном месте, у очага. А будете уезжать, обязательно одарят чем-нибудь: колокольчиком, резной поделкой, кусочком вышитой ткани («мядонзэй»).
Напоследок несколько фактов о самом важном (после оленей) в жизни ненца — чуме («мя»). Ставят его всегда женщины. Внутри он делится на две половины: женскую и мужскую. Стучаться при входе не принято. Чум — мерило многих природных явлений. Тучи — «чум комаров», сугроб — «чум куропаток», одежда — «чум на одного».
На территории своего расселения ненцы имеют собственные национально-территориальные образования: Ненецкий АО (окружной центр — город Нарьян-Мар), Ямало-Ненецкий АО (Салехард) и Таймырский Долгано-Ненецкий район (Дудинка). Сейчас ненцев около 40 000 человек.
Нанайцы. Двойной Новый год
Кажется, тут не нужно много слов. Просто посмотрите на девушку с фотографии. Это представительница народа нани, они же нанайцы, коренного народа Приамурья. Считается, что в переводе название означает «люди земли», хотя живут нанайцы больше рекой и ее дарами.
В отличие от северных народов, нанайцы не кочевали, предпочитали жить оседло. Ловили рыбу, выращивали ездовых собак, занимались ремеслом — особенно славились кузнечным делом. Женщины традиционно шили и украшали одежду, вкладывая в каждый орнамент сакральный смысл. Исследователи считают, что через орнаментальный период в творчестве прошли все народы мира, но лишь у немногих он стал преобладающим. Нанайцы — из последних.
Сейчас представители этого народа живут в Хабаровском крае РФ (12 000 человек) и в Китае (5000 человек). Поскольку еще в середине XIX века территории нанайцев были полностью подчинены Поднебесной, не удивительно, что в их традициях наблюдается смешение нескольких культур. Например, российские нани встречают Новый год два раза: вместе со всей страной с 31 декабря на 1 января, а также Новый год по восточному календарю.
Буряты. Имя как оберег
Предки бурят начали осваивать территорию по обе стороны от Байкала начиная с VI века. Роды делились на кочевые и полукочевые. Большинство занималось скотоводством, также в ходу было ремесленничество и охота.
Браки совершали нередко по сговору: наша девушка — в вашу семью, ваша девушка — в нашу семью. При этом пол ребенка для родителей большого значения не имел, рады были и сыновьям, и дочерям. Люди, не имевшие родных детей, по возможности их усыновляли. Имена детям давали не родители, а почетные родственники, и, чтобы не накликать на голову младенца беду, нередко они звучали неблагозвучно. Назовешь ребенка Кривой — глядишь, наоборот, зорко видеть будет. Назовешь Волком — побоится злой дух к нему подкрасться.
Природа всегда была рядом с людьми, и буряты верили, что у любого явления или места есть свой дух, который их охраняет. Путешествуя по Забайкалью, вы будете тут и там встречать деревянные столбики, украшенные разноцветными лентами. Каждая из них — это просьба человека к небу. Когда ветер дует, ленты развеваются и просьбы людей о счастье, здоровье, достатке исполняются.
Народные традиции продолжают жить в фольклоре и традиционном костюме. Девушки до сих пор заплетают десяток косичек, украшая их монетками. Их одежда яркая, красочная, как сама природа Байкала, где солнечных дней даже больше, чем в южных регионах России!
В настоящее время на территории РФ проживают 460 000 бурят.
Нивхи. Два солнца
Жили-были нивх и его жена-нерпа, которую он поймал в море. Тогда приняла она человечье обличье, но настала пора возвращаться обратно — там, в глубинах, умерла ее мать-нерпа.
Безутешно горевал о супруге нивх и отправился за советом к духам. А те сказали взять птичку-чирка и попросить ее выпить море.
Выпил чирок море, и стали все нерпы, киты и рыбы по дну расползаться. А жены нивха все не было. Наутро взошло над бывшим морем два солнца. И явился к рыбаку морской бог, и сказал, что нехорошо, если из-за одной женщины все морские обитатели погибнут, а без них и человеку не прожить. Тогда нивх принес чирка, и тот вернул море обратно. А к нему из моря вернулась его жена.
Устное творчество нивхов, коренного народа Сахалина, весьма богато на сюжеты: об устройстве Вселенной, вражде между родами, кровной мести, несчастной любви. Рассказывали легенды ночью или поздно вечером. Существовали среди них и такие, которые не положено было слушать женщинам и неженатым мужчинам. Подробнее ознакомиться с некоторыми можно в соответствующих литературных изданиях.
Сейчас в мире осталось около 4500 нивхов: 2200 на севере Сахалина, примерно столько же в Хабаровском крае — и несколько семей в Японии.
Негидальцы. Девочка-луна
Если собрать вместе всех негидальцев России, они легко разместятся в стандартной хрущевской пятиэтажке. Негидальцы — самый малочисленный этнос Приамурья. Сейчас их 520 человек, живущих в разных деревнях и поселениях Хабаровского края. Скромные цифры отчасти связаны с тем, что, проживая в суровых природных условиях, жители Приамурья не противились, а даже приветствовали появление переселенцев, и браки случались смешанные, что затрудняло для детей определение национальной идентичности. Ученые считают, что формирование этноса негидальцев как самостоятельной ветви произошло не так давно — к концу XIX века.
До наших дней дошли элементы декоративно-прикладного искусства, в том числе потрясающей красоты орнаменты, вышивка, аппликация, а также техника выделки и шитья звериных и рыбьих кож, образцы негидальского фольклора: сказки, предания, песни, приметы и табу-запреты. Когда-то почти в каждой негидальской деревне был свой сказочник. На охоте и рыбалке вечерами рассказывали истории о животных и духах. Традицией была и коротенькая сказка детям — на сон грядущий. О небесном охотнике Мани, водяном, духе покинутого жилища… Не раз в фольклоре повторяется сюжет о девочке-луне. Если внимательно присмотреться, на спутнике Земли можно увидеть силуэт девочки с берестяными ведерками. Посмотрите сами в ближайшее полнолуние! Интересно, что хорошо всем нам известная лиса у негидальцев такая же пройдоха и хитруля.
Уильта. Опасность в тайге
Уильта — коренной народ Сахалина вместе с айнами и нивхами. В настоящее время их насчитывается всего 300 человек. И сейчас они, как и их предки, занимаются оленеводством.
В 2008 году был издан первый букварь уильтинского языка, а в 2020 году увидела свет книга уильтинских сказаний, записанных собирателем фольклора Еленой Бибиковой. Как отмечает автор, самой главной бедой для родителей-уильтинцев была потеря ребенка в тайге, поэтому сказания изобиловали страшилками: не ходи туда, там опасно, не делай этого, от этого можно погибнуть. Главной Бабой-ягой у народа уильта был онгена — злой дух. Он мог унести дитя в свое жилище, и спастись оттуда было очень непросто.
Мир уильта, как и у других народов, живущих в природе и зависящих от нее, был населен духами. Сейчас мы все имеем возможность с ним познакомиться.
Удэгейцы. Русская Амазонка
Тайгу Бикина называют Русской Амазонкой неслучайно. Места здесь насколько богатейшие, настолько и дикие. В деревню Красный Яр, одну из трех, где сейчас живут удэгейцы, нет-нет да и наведается уссурийский тигр. В лесу то след медведя встретится, то соболь на дереве мелькнет. В реке плещется хариус, в горах растет целебный женьшень, дарующий здоровье и молодость. Девственные здешние леса сопоставимы с доледниковыми широколиственными лесами Евразии.
Долгий путь прошли здешние жители против лесорубов и золотоискателей, и в 2018 году Бикинская тайга была официально объявлена Всемирным наследием ЮНЕСКО. К слову, национальный парк Бикин является на данный момент первым и пока единственным в России, задачей которого ставится не только охрана природы, но и поддержка традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Удэгейцев в мире осталось очень мало — всего 1500 человек.
Сойоты.
Горный народНовейшей истории этой национальности всего 18 лет. Согласно переписи 2002 года, к сойотам себя сейчас причисляют 3600 человек. Между тем национальным, культурным, бытовым традициям сойотов уже не один век. Сойоты — потомки саянидов, населявших Саяно-Алтайское нагорье с древнейших времен. Но долгое время их причисляли к бурятам.
По одной из версий, «сойот» означает «кряж», «горный отрог». Окинский район Бурятии, место жительства современных сойотов, представляет собой плоскогорье, окруженное со всех сторон цепями гор-трехтысячников. Поэтому поклонение горам — важная часть сойотской культуры. Люди жили в этих красивейших и труднодоступных местах, промышляли пушным зверем, разводили оленей и яков на пастбищах, богатых мхом и ягелем. По мере истощения пастбища вся семья снималась с места и передвигалась за стадом. Без спроса хозяина гор сойоты ничего не делали. Для удачной охоты кормили духа молоком. Два главных праздника народа связаны с горой Мунко-Сардык, высочайшей вершиной Саян (3491 м). Сейчас ее еще называют Саянской Фудзиямой. Нахождение в этом сакральном месте регламентируется. Так, женщинам подниматься сюда нельзя, а мужчинам следует спрашивать разрешение у духов.
Северные селькупы. В царстве снега
Разрешите представить Снежану Куболеву. Имя Снежана означает «снежная». Снежана живет в поселке Толька, расположенном в Ямало-Ненецком автономном округе. В ее деревню можно добраться только по воздуху. Раз в неделю сюда прилетает небольшой самолет из столицы региона Салехарда, полет занимает 3,5 часа. Дорог сюда нет. Толька — одно из трех селений, в которых проживают северные селькупы. Села связаны между собой только вертолетом.
Народность селькупов разделена на две группы: северную, к которой принадлежит Снежана, и южную. Исторически сложилось, что сейчас они проживают в разных районах Сибири, расположенных в тысячах километров друг от друга. Всего селькупов сейчас насчитывается около 3500 человек.
Селькупы — охотники и рыбаки. Южные селькупы для передвижения использовали лошадей и собачьи упряжки, северные — оленей (оленеводство было позаимствовано селькупами у ненцев и эвенков). В то время как южные селькупы для шитья одежды используют в основном ткани, зимняя одежда северных селькупов шьется из оленьих шкур. На этом фото девушка одета в парку (пальто) и пимы (высокие сапоги с мехом внутри и снаружи).
Раньше мех играл роль валюты, им же платили налоги в казну. В XIX веке одной обменной единицей служила связка из десяти беличьих шкур, шкурка росомахи или рыжей лисицы приравнивалась к одной такой единице, песца или соболя — к трем. Селькупы менялись с русскими мехами, рыбой, ягодами и орехами на металлические инструменты, оружие и ткани. В древности у селькупов было развито керамическое производство: из глины делали не только разнообразную посуду, но и курительные трубки, грузила для сетей, формы для литья, детские игрушки, культовые скульптуры. С XVII века керамика полностью исчезла. В то же время под влиянием торговли пришло в упадок и местное ткачество. Ремесленные изделия селькупов не могли конкурировать с более массовыми изделиями российского производства. До недавнего времени северные селькупы сохранили кузнечное дело и славились своим ремесленным мастерством среди коренных народов. В настоящее время среди северных селькупов самыми известными являются ремесленники, изготовляющие долбленые лодки и меховую одежду.
Юпик (сибирские эскимосы). Бусинка в дорогу
Сибирские эскимосы — так называют небольшую этническую группу примерно в 1000 человек, населяющую прибрежные районы Чукотского полуострова. Это часть одного большого народа юпик, который жил на Дальнем Востоке и Аляске с незапамятных времен. Хотите попасть в гости к юпик — отправляйтесь в поселок Провидения. Поскольку дорог на Чукотке нет, придется плыть через Берингово море или лететь — на самолете «Чукотавиа» от Анадыря. Вокруг райцентра расположено три национальных эскимосских села.
Когда-то юпик жили за счет промысла морских животных, а также оленеводства. Их существование зависело от природы, и они всегда возвращали ей то, что забрали. Если морю отдать часть добычи, то дальнейшая охота будет славная, а тюлень, морж или кит возродится снова. Эта вера в реинкарнацию прослеживалась и в имянаречении. Детей эскимосы всегда называли в честь умершего члена семьи. И сейчас у современных юпик есть два имени: светское, официальное, и семейное, которым могут назвать в кругу семьи. С годами ушли в прошлое национальные наречия и традиционные промыслы; вместо общих яранг у эскимосов Чукотки — обычные дома; традиционные мясные ямы, хранилища годового запаса мяса, заменены холодильниками. Этнический бэкграунд сейчас поддерживается в основном за счет сохранения некоторых ритуалов и искусства: танца, резьбы по кости, изготовления сувениров. Один из сакральных символов сибирских эскимосов — бусинка. Это и охранный амулет, и способ «покормить духов». Бусинка связывает мир ушедших и мир живых. Обратите внимание на шар в руках у девушки и его орнамент. Если юпик отправляется в поездку, обязательно возьмет с собой домой бусинку.
Чуванцы. Оленеводы и рыбаки
Село Чуванское, из которого родом девушка с фотографии, основано в 1951 году. Живут здесь, как можно понять из названия, чуванцы — одна из коренных народностей Чукотки. Село небольшое, в 2018 году насчитывало 175 жителей. Магазин, почта, фельдшерский пункт, дом культуры, начальная школа, детский сад — вот весь нехитрый северный быт. Есть интернет и сотовая связь. Жители занимаются в основном оленеводством, рыболовством и разведением ездовых собак, как и их пращуры.
Есть еще два села, где живут чуванцы, но больше всего их в столице региона — Анадыре. Впрочем, численность чуванцев России все равно едва превышает 1000 человек, это пять вагонов столичного метро в час-пик. До конца 1980-х народность в переписях не учитывалась, ее представителей причисляли к русским или чукчам.
Язык чуванцев, близкий к юкагирскому, сейчас утрачен. Кочевые чуванцы-оленеводы говорят на чукотском языке. Оседлые, их еще называют анадырцами, марковцами, — это потомки русских казаков и их жен, представительниц сибирских народов, — на «марковском» диалекте русского языка. Фольклор сохранился, он совмещает в себе реальные и фантастические сюжеты из жизни охотников. Образ жизни раньше и сейчас сильно зависит от того, к какой группе принадлежит чуванец. Оседлые очень русифицированы, кочевые больше сохранили традиции предков: одежду (зимой это меховая кухлянка и штаны, летом — ровдужья камлейка с капюшоном), образ жизни, питание, религию — анимистический пантеизм.
Ительмены. Дети ворона
Камчатку создал ворон. Имя ему — Кутх. Увидел Кутх как-то косяк рыбы, вытащил одну и попросил, чтобы она стала землей. Так появился мир, где поселились ительмены, коренной народ Камчатки.
Кутх — существо вовсе не страшное, а где-то даже и симпатичное. Мало у какого народа найдется столько смешных, забавных и даже пародийных историй про верховное божество. Ительмены своего бога не боялись, гораздо страшнее был дух моря. Он и байдарки переворачивал, и рыбаков за борт мог утащить. А если человек попадал в воду, спасать его никто не спешил: теперь он — добыча духа. Смерти же ительмены не боялись, потому что мир вечен, а душа бессмертна. Шаманами у ительменов чаще всего были женщины.
Сейчас ительменов в России насчитывается около 3000 человек. Это оседлый народ, который во все времена жил за счет рыбного промысла, сбора дикоросов и птичьих яиц. Только в наше время традиционные промыслы оказались под угрозой из-за глобального потепления. Рыбу ительмены традиционно сушат, вялят, солят, коптят и квасят, закладывая в специальные ямы, заваливая травами и землей. Это деликатес.
Живут в поселках, а раньше зиму проводили в больших полуземлянках, собираясь по шесть-десять семей. Летом разделялись по травяным шалашам, которые ставили по берегам рек. По заснеженной тундре передвигались на ездовых собаках, а по рекам — на лодках-долбленках. Во время охоты использовали лыжи и снегоступы, подбитые камусом (шкурой с голени оленя), рыбу ловили сетями из волокон крапивы. Гостей встречали натопленным жилищем, горами еды и веселящей настойкой мухомора. Сейчас здесь так же рады гостям, хотя мухомором не угощают и сети у ительменов уже современные.
Нымыланы (береговые коряки).
Дом под снегомЗимы на Камчатке снежные, ветра суровые. Если бы вы собрались к береговым корякам в гости лет 120 назад, пришлось бы спускаться по дымоходу, как Санта-Клаусу.
Из-за снеговых наносов зимние дома коряков выглядели как полуземлянка с перевернутой воронкой из веток сверху. С одной стороны к воронке приставляли бревно с насечками-ступеньками. Вход в дом действительно осуществлялся через отверстие дымохода. Такое же бревно было и внутри. Летние дома-амбары береговых коряков тоже были необычными — их строили на сваях, чтобы никакой зверь не забрался внутрь и не своровал припасы.
Мужская, женская и детская одежда и обувь были одинаковы по покрою, делилась на зимнюю и летнюю в зависимости от материала, из которого ее шили. Мех зимой, ровдуга (замша) летом. Одежду богато украшали орнаментом и подвесками. Интересен способ переноски детей: женщины помещали их в мешки-переноски из кожи или стеблей крапивы за спину, цепляя широкой лентой-лямкой за лоб.
Коряки были когда-то одним народом, но со временем разделились на две группы: нымыланов, оседлых, или «сидящих» по берегам, и чавчувенов, кочевых, путешествующих со своими стадами и переносными жилищами по внутренней территории полуострова.
Красавицы России: первая часть
Красавицы России: вторая часть
На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc., запрещённая на территории Российской Федерации.
фотопроект
Химушин
народ
Россия
женщины
Розовые пеликаны и другие обитатели Маныч-Гудила
Розовые пеликаны и другие обитатели Маныч-Гудила
Репортаж об удивительных обитателях заповедника «Черные земли»: фото, видео и интересные факты
13 августа 2020
Иностранцы о русской зиме
Иностранцы о русской зиме
Они считают зиму частью русской культуры и готовятся к ней так же серьезно, как читают путеводители. Впечатления испытавших на себе
23 ноября 2021
128 510
Гвейн Гамильтон: приключения иностранца в России
Еще одна видеоистория от Гвейна Гамильтона. Почему иностранцам трудно есть в России? Дело вовсе не в еде
10 июня 2015
14 374
Загрузка…
Российская этническая принадлежность — Bilder und stockfotos
Bilder
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- Videos
Durchstöbern Sie 299,508
Durchstöbern Sie 299,508
. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.Номер заказа:
Am beliebtesten
work — русская национальность стоковые изображения, -клипарты, -мультфильмы и -символические изображения на ноутбуке — русская этническая принадлежность стоковые фотографии и изображенияMädchen arbeiten auf Laptop
Geschäftsleute, die mit digitalen geräten — российская этническая принадлежность, фото и фотографииGeschäftsleute, die mit digitalen Geräten
Gruppe von Menschen, die digitale Geräte benutzen und in einer Reihe in einem Konferenzraum. Warten auf Vorstellungsgespräch oder Geschäftskonferenz
пропаганда и хасс, дезинформация über militärischen konflikt zwischen der ukraine und russland — русская этническая принадлежность стоковые графики, -клипарт, -мультфильмы и -символPropaganda und Hass, Desinformation über militärischen Konflikt…
russische polizei эмблема auf dem ärmel eines polizisten aus nächster nähe — русская этническая принадлежность стоковые фотографии и изображения — русская этническая принадлежность и фотоPassagier mit russischem Pass im Flugzeug
Detail der Hand des Passagiers, der russischen Pass im Flugzeug hält
russische botschaft — русская этническая принадлежность стоковые фотографии и изображенияRussische Botschaft
paar in russische Traditionalle kleidung auf natur — русская этническая принадлежность Stock-fotos und BilderPaar in Russische Traditionalelle Kleidung auf Natur
einwanderung und passcontrolle am flughafen. фрау гренцконтролльбеамте сетцт айнен стемпель в ден ус-пасс дер американишен бюргер. begriff — русская этническая принадлежность фото и фотографииEinwanderung und Passkontrolle am Flughafen. Frau…
zwei freunde mit smartphone in einem cafe — русская этническая принадлежность фото и изображенияZwei Freunde mit Smartphone in einem Café
ein mädchen in einem weißen mantel reitet im winter auf einem braunen pferd. — русская этническая принадлежность стоковые фотографии и фотографииСчастливая женщина в зимнем саду на каминной полке…
Счастливая девочка в зимнем саду Umhang reitet im Winter в светлом красном цвете Pferd. Goldene Stunde, untergehende Sonne.
Freunde mit familien mit kindern — русская этническая принадлежность стоковые фото и фотографииFreunde mit Familien mit Kindern
Freunde mit Familien mit Kindern ruhen sich am Meer aus.
selektiver focus, die hand einer frau hält einen russischen pass vor dem hintergrund eines schwarzen koffers, eines verschwommenen hintergrunds, auswanderung aus dem land, ein foto für einen artikel oder nachrichten — русская этническая принадлежность стоковые фотографии и изображенияSelektiver Handing Frau hält einen russischen Pass. ..
Selectiver Focus, die Hand einer Frau hält einen russischen Pass vor dem Hintergrund eines schwarzen Koffers, eines verschwommenen Hintergrunds, einer Auswanderung aus dem Land, eines Fotos für einen Artikel oder Nachrichten
rekrut auf eid — русская этническая принадлежность стоковые фото и изображенияRekrut auf Eid
schöne ost-europäische frau in deutschland, mit handy — русская этническая принадлежность стоковые фотографии и изображенияSchöne Ost-Europäische Frau in Deutschland, mit Handy
900chiedene Vielevers Kulturen, die in Deutschland leben und es so einzigartig machen alten manuskript — русская этническая принадлежность stock-fotos und bilderAlten Manuskript
ein armer obdachloser alkoholiker mit hut und zerrissenen anzug ging an der kamerakrise in der modernen konzbesellschaft проблемам ungleichheit — стоковые фото и фотографии русской национальностиein armer obdachloser Alkoholiker mit Hut und zerrissenen Anzug. ..
векторные иллюстрации из комиксов в 12 Sprachen — русская этническая принадлежность Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleВекторные иллюстрации из комиксов в 12 Sprachen
Vektorillustration von Zeichentrickfiguren, die Hallo und Willkommen в 12 различных языках: английском, французском, испанском, немецком, итальянском, русском, нидерландском, шведском, греческом, польском, турецком и португальском или бразильском.
echten kaukasischen mann mit leeren ausdruck — русская этническая принадлежность стоковые фотографии и фотографииechten kaukasischen Mann mit leeren Ausdruck
glückliche freundinnen machen зимнее селфи в санкт-петербурге россия — русская этническая принадлежность стоковые фотографии и фотографии в зимних фотографиях в санкт-петербургеglückliche freundinnen machen Санкт-Петербург…
Glückliche Freundinnen machen Зимнее селфи в церкви «Спас на крови» в Санкт-Петербурге — Freundschaftskonzept mit Mädchen, die gemeinsam Spaß beim Kaffeetrinken im Freien haben — Fokus auf linke junge Frau
nahaufnahme der weiblichen lippen vor und nach dem augmentationsverfahren. — русская этническая принадлежность фото и фотографииNahaufnahme der weiblichen Lippen vor und nach dem…
Nahaufnahme der weiblichen Lippen vor und nach dem Augmentationsverfahren. Schönheitskonzept der menschlichen Schönheitsbehandlung und -pflege.
Frauen während Масленица в России — русская этническая принадлежность стоковые фото и фотографии0016 Zwei ältere Schwestern sitzen in der Nähe ihrer veralteten Hütte…Zwei russische ältere Frauen (Verwandte, Schwestern) sitzen zusammen vor der Haustür der alten Hütte mit Blumensträußen eines Kronendills in den Händen
mann im blauen anzug zeigt roten personalausweis oder pass . ein wichtiger unantastbarer mitarbeiter des minisiums fährt auto. государственная дума-abgeordneter russlands inschrift auf dem roten dokument. концепция парламентского иммунитета. — стоковые фотографии и изображения русской национальностиMann im blauen Anzug zeigt roten Personalausweis oder Pass. Ein…
Беремте русская конная тройка «трио» — русская этническая принадлежность фото и фотографииБеремте русская конная тройка «тройка»
Беремтес русская тройка «Тройка». Москва, Россия. Orlow Traber züchten Pferde.
Большая группа мужчин, карта России с изображением русского флага — русская этническая принадлежность Фото и фотографииБольшая группа мужчин, карта России на русском языке…
Große Gruppe von Menschen, Die eine Russland-Karte auf der russischen Flagge bilden
Молоденькая девушка в кокошнике. — фото и фотографии русской национальностиЮная фрау в Кокошнике.
Молоденькая женушка, смешная девушка — русская этническая принадлежность, фото и фотографии Schönes Mädchen mit gesundem dunklem Haar, das isoliert auf begem Hintergrund in warmem Pullover posiert. Beauty- und WinterkonzeptВеликолепные фотографии коренных народов Дальнего Востока России
SBS LanguageАлександр Химушин представляет миру малоизвестные народы Дальнего Востока России и делает все возможное, чтобы помочь сохранить их быстро исчезающие культуры.
Ненецкие дети в России © Александр Химушин / Мир в лицах Источник: © Александр Химушин / Мир в лицах
В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России проживает более 40 коренных малочисленных народов. Они в основном неизвестны внешнему миру, но и россиянам тоже.
Фотограф Александр Химушин
поставил перед собой задачу сделать этих людей известными миру и сохранить как можно больше их самобытной и уникальной культуры в рамках своего проекта
«Мир в лицах»
.
«Моя жизнь — это мои путешествия, а лучше — скитания, так как большую часть времени я провожу в дороге», — говорит Химушин SBS Russian. «Потребовались годы путешествий, чтобы понять, что не новые места, а люди оставили самые большие впечатления и сформировали меня как личность».
Александр Химушин с монголо-казахами / Мир в лицах Источник: Александр Химушин / Мир в лицах
От мороза до тропического леса
Химушин родился и вырос в Якутии, богатом алмазами регионе России, известном как одно из самых изолированных мест Сибири и самых холодных уголков мира с зимними минимальными температурами -60 градусов по Цельсию.
Следуя детской мечте, 17 лет назад он переехал из заснеженной Якутии во влажные тропические джунгли Северного Квинсленда, Австралия. Это изменение открыло ему глаза на окружающий мир, и он начал путешествие, которое никогда не закончится.
Коренные народы Сибири © Александр Химушин / Мир в лицах Источник: © Александр Химушин / Мир в лицах
«Мир становится менее разнообразным»
Фото из «Мира в лицах» дошли и вдохновили широкие аудитории. Портреты Химушина были опубликованы ведущими мировыми СМИ, а его многочисленные фотографии сибиряков в 2017 году стали интернет-сенсацией.
«Моя глобальная цель — запечатлеть каждую культуру, — говорит фотограф. «Конечно, это невозможно, так как на планете насчитывается до 10 000 различных этносов, и требуется много времени, чтобы добраться до самых отдаленных уголков, где еще живы аутентичность, культура и традиционный уклад жизни»9. 0003
«За последние 50-70 лет произошел колоссальный сдвиг в сторону глобализации. Мир становится менее разнообразным — мы все пользуемся айфонами, пьем кофе в Starbucks — будь то в Москве, Нью-Йорке или Бангкоке. В результате многие этнические меньшинства идут к полному исчезновению, я считаю очень важным не дать им исчезнуть бесследно».
Коренные народы Сибири © Александр Химушин / Мир в лицах Источник: © Александр Химушин / Мир в лицах
«Я жил в России и не знал русских»
Химушин сожалеет, что, живя в России, не исследовал свою страну.
«Россия очень большая страна, только на Дальнем Востоке Сибири 42 нацменьшинства, не говоря уже о Кавказе со 100 разными языками только в Дагестанской области. Мне пришлось переехать в другую часть мира и посетить множество стран только для того, чтобы понять, насколько интересен мой родной регион и его жители».
© Александр Химушин / Мир в лицах Источник: © Александр Химушин / Мир в лицах
В 2015 году Химушин начал российскую часть своего кругосветного путешествия, проехав из Москвы на Дальний Восток России. В течение первого года он провел около 10 месяцев в пути, побывав в самых отдаленных уголках Сибири. Он преодолел более 60 000 км и сумел запечатлеть многие группы коренных народов в этих регионах, невидимые для жителей России, не говоря уже о внешнем мире.
«Я был поражен, когда узнал, сколько разных культурных групп проживает в России, — говорит Хумушин. — Например, вдоль Амура проживает 8 групп тунгусо-маньчжурского народа. Кажется абсурдным, что эти люди даже не знают о существовании друг друга.
«В Арктике я встречал долган и нганасан, национальные костюмы которых напоминают скафандры. Они шутят, что их предки пришли из космоса и настоящий скафандр срисован с их костюма.»
Коренные народы Сибири © Александр Химушин / Мир в лицах Источник: © Александр Химушин / Мир в лицах
2019 год, Международный год языков коренных народов
несколько стариков
Он рассказывает историю уйлтанской женщины, которая была последним оставшимся человеком, говорящим на родном языке уйльта. Он сопровождал ее в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, где впервые в истории собрались вместе 12 старейшин и духовных лидеров коренных народов, в том числе представители Австралии.
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций объявила 2019 год Международным годом языков коренных народов, чтобы привлечь внимание к решающей роли языков в повседневной жизни людей. Химушин надеется, что это создаст больше возможностей для популяризации исчезающих языков и культур.
Нганасан в шаманской одежде © Александр Химушин / Мир в лицах Источник: © Александр Химушин / Мир в лицах
Оленей нет? Нет языка, нет культуры
Химушин говорит, что любая культура часто основана на традиционных занятиях людей. Например, для народа нганасан это всегда было оленеводством, и пока они пасут дождевых оленей, их язык и их культура передавались от поколения к поколению.
«Когда оленеводство перестало быть необходимым для выживания, оно начало вымирать, — говорит Химушин. «И это сильно сказалось на культуре. Даже традиционных костюмов почти не осталось, потому что, по их обычаям, умершего человека надо облачить в традиционную одежду и оставить в тундре навсегда. Новые костюмы не создаются, потому что нет оленьей шкуры, и уходят из жизни последние мастерицы».
Сибирь © Александр Химушин / Мир в лицах Источник: © Александр Химушин / Мир в лицах
Коренные народы Сибири © Александр Химушин / Мир в лицах Источник: © Александр Химушин / Мир в лицах
Химушин надеется там способ противостоять такому культурному упадку.
«Очевидное решение — создать возможности для туризма, потому что иностранцы хотят посещать эти места», — говорит он. «Но проблема в том, что эти регионы очень удалены и нет никакой инфраструктуры для туризма. И часто это приграничные регионы, где требования безопасности гораздо выше и для их посещения людям требуется специальное разрешение».
Они не выглядят «русскими»
На любом международном фотофестивале, по словам Александра, коренные жители Сибири всегда становятся сенсацией, потому что никто даже представить себе не может, что такие экзотические люди в своих необычных костюмах существуют в Россия.
Сибирь © Александр Химушин / Мир в лицах Источник: © Александр Химушин / Мир в лицах
«Я был в России, где осталось буквально 10-15 человек, которые до сих пор сохраняют свою культуру, — говорит Химишин. «Это очень печально. И я понимаю, что их невозможно возродить, но, по крайней мере, мы можем сохранить память об этих культурах. У меня есть фотографии старцев, которые с тех пор ушли из жизни, однако они навсегда останутся на моих фотографиях, напоминая миру об их замечательных культурах».
6 мин. Чтение
Опубликовано 25 февраля 2019 года в 10:17, обновлен 1 января 2020 года в 14:27
от Svetlana Printcev
Доступно на других языках
Следуйте SBS Russian
Facebook. Радио
iOSAndroid
SBS On Demand
iOSAndroid
Слушайте наши подкасты
SBS Russian
Независимые новости и истории, рассказывающие о жизни в Австралии и русскоязычных австралийцах.